• Современная лоскутная техника в интерьере. Лоскутная феерия – техника Ляпочиха

    05.05.2019

    Ляпочиха — занимает особое место в ремизном ткачестве на стане, в лоскутной технике и вязании. Великое множество приемов, усложняющих, и тем самым обогащающих поверхность полотна, делает это направление особенно привлекательным.

    Интересно, что слово «ляпок» считается простонародным, также как и глагол ляпать, в то время как в немецком языке вполне литературным является слово der Lappen — тряпка, лоскут. Установить взаимосвязь таких близко звучащих слов, первородство того или другого — задача лингвистов. Нас же интересуют сами изделия под названием «ляпачиха».

    Характерной особенностью «ляпачихи» является так называемая «ворсистость» поверхности. Это чисто внешний признак. Достигнуть этого эффекта возможно двумя путями.

    Один путь, когда «ляпочок» (лоскуток) пришивается на поверхность готовой ткани. Для нее годятся любые ткани. Берем основу – ткань, на которую будем нашивать наши полоски. Если делаем коврик, то края обрабатываем, если же потом будем использовать в другом изделии, например, как лоскутную раму, то оставляем края открытыми. Основа должна быть достаточно плотной. Нарезаем ткани на полоски примерно 1х12 см, можно шире или короче, как вам хочется. Чем короче заготовленные полоски, тем пушистее получится конечный результат. Отступив от края основы 2-3 см настрачиваем наши полоски по середине в одну линию вдоль края.

    Затем загибаем пришитые полоски к краю и, отступив от строчки 3-4 см (в зависимости от того, какой длины ваши полоски), пришиваем следующий ряд. Потом снова: отогнули, настрочили следующий, отогнули и т.д. Шов всегда ведем по середине полосок.
    Видели, наверное, такие пушистые коврики в деревнях?
    А сейчас в ляпачихе делают такие вещи!

    Второй — Вязаная ляпачиха Если соединить широко известную технику вязания крючком половичков из полосок ткани и главное достоинство ляпачихи - выход лоскутков из плоскости, можно получить яркое декоративное изделие. Делается это так. Вместо прямой полоски ткани, вырезаемой для вязания, нужно приготовить полоску усложненной формы.

    Для этого вырезать из ткани полосу шириной 3-10 см (более узкие для плотной ткани, более широкие - для тонкой) (рис. 1). Разрезать ее вдоль по ломаной линии до точки А, (рис. 2). После разрезания получится полоса рельефной формы в два раза длиннее заготовки (рис.3), из которой крючком вяжется ляпачиха.

    Объемность а вязаной ляпачихе получается за счет выступающих участков ткани в подготовленной для работе полосе.

    Третий путь: «ляпочок» вводится в структуру ткани в процессе ее возникновения — ткачества. Разные лоскуты, выбранные по замыслу автора-ткача определенного размера и цвета, вставляются в некоторое число нитей основы на уточную нить и затем вместе с уточной нитью переплетаются с нитями основы, замыкаясь в своем зеве. Наиболее интересным и органичным на наш взгляд является последний вид «ляпачихи».

    Все три приема привлекательны тем, что они изменяют поверхность ткани: она становится подвижной, более выразительной и эмоционально заряженной. Варьируя лоскутки разного цвета, возможно живописать поверхность, придавая изделию цветовое разнообразие, или строгую графичность. Это не просто придание «ворсистости» тканине подобно ворсовым коврам. Введение лоскута не только меняет фактуру ткани. Поверхность оживает, приобретает дыхание и внутреннее движение.

    Техника «ляпачиха» широко использовалась для создания предметов домашнего обихода: покрывал, половиков, накидок, кукол, головных уборов и свадебных одеял.

    Но не только из-за внешних достоинств в технике «ляпачиха» ткались свадебные одеяла. Магия введенных ярких лоскутов придавала им свойства оберегов. Они являлись предвестниками
    продолжения жизни, плодородия, благополучия. Мифологема яркого, цветного, в основном красного лоскута очень живуча в традиционной культуре. Тряпичные атрибуты присутствовали во многих ритуалах (родильный обряд, свадебный, похоронный, рекрутский, обряд перехода в новый дом, календарные обряды и др.). Красный лоскуток как символ, знак в культуре подробно рассматривается в работе Веселовой «Красные девицы и кумач; цветные атрибуты праздника». Семантика ярких, в основном красных лоскутов атрибутировалась по исследованиям Тернера, как девичья кровь, продуцирующая сила.

    Текстиль в силу своего физического строения способен запечатлевать в своей структуре высокие эмоционально-физиологические проявления человека. Видимо поэтому лоскуткам, особенно побывавшим в употреблении, приписывались магические свойства.

    Достаточно интересен сегодняшний день бытования техники «ляпачихи» в городском пространстве. В этой технике создаются и другие предметы обихода, например, абажур.

    Каково наше отношение к такой привлекательной во всех отношениях технике? Все-таки для нас большое значение имеет чувственное, эстетическое восприятие изделия.

    Мастер-классы "ЛЯПОЧИХА".

    Подушка в технике ляпочиха, из трикотажных лоскутков

    Ляпочиха – одна из лоскутных техник рукоделия .

    Этимология слова

    Есть варианты написания «Ляпочиха» и «Ляпачиха» (через «а»), оба считаются правильными. Иногда встречаются и другие названия этой техники: «ляпоток», «ляпачок», «ляп», «лапша». Так или иначе, во всех названиях встречается корень «ляпа» или «лапа», который обозначает лоскуток ткани. В народе лоскутки называли ляпок, ляпа, тряпка, ляпочок, и все слова созвучны.

    История

    Трудно найти точное свидетельство, когда точно появилась эта техника. Но, скорее всего, расцвет стал возможным только с изобретением и распространением швейных машинок . Поскольку вручную выполнять подобные изделия слишком трудоемко, и вручную лучше выполнять другие лоскутные техники, например, такие как пэчворк (хотя в современном прочтении он делается тоже на швейной машине), гобелен или плетение из полосок ткани.

    Прикроватный коврик в технике ляпочиха, лоскутки пришиты с постепенной сменой цвета

    Сейчас многие вспоминают, что коврики и покрывала в такой технике шили их бабушки или прабабушки. Более ранних свидетельств мало. Поэтому можно говорить о распространении и популярности техники, начиная с первых десятилетий 20 века . Хотя была придумана, скорее всего, намного раньше.

    Коврики в технике ляпочиха можно встретить в большом количестве у народов русского Севера, встречаются подобные вещи и на всей территории России.

    В современном видении, ляпочиха – отличный способ избавиться от лишнего хлама в доме, переработав таким образом ненужные или старые вещи. А изделия получаются натуральные, экологически чистые.

    Техника

    большое покрывало в технике ляпочиха, лоскутки пришиты с хаотичной сменой цвета (фото с блога Komnatadljashitja.blogspot.com)

    Лоскутная техника заключается в том, чтобы пристрачивать лоскутки только в одном месте (по центру или зацепив с краю), так, чтобы лоскуток был отлетным, а много лоскутков образовывают как бы «ворс».

    Как правило, одним швом пристрачивается сразу несколько лоскутков. Их прихватывают по центру или с одного края. Если пристрачивают по центру, то иногда в месте шва скручивают «восьмеркой» для дополнительного объема.

    Строчки делают по прямой, а можно делать и более замысловатый узор, например, по спирали или зигзагом. Шаг строчек – 1-1,5 сантиметра. Чем ближе строчки друг к другу, тем гуще «лоскутный ворс» (если лоскутки пристрочены очень близко – это позволяет им не падать, стоять почти вертикально).

    Материалы для ляпочихи

    • Лоскутки ткани . Небольшие по размеру, прямоугольные. Размер зависит от замысла, но не более 2-3 см по ширине и не более 7 см по длине. Наши мамы и бабушки использовали ситцевые лоскутки. В современной интерпретации ляпочихи популярно использование трикотажных лоскутков . Они очень симпатично скручиваются, не «сыпятся» (нитки не распускаются), образуют больший объем, чем ситец или сатин .
    • Швейная машинка . Вручную делать ляпочиху непродуктивно.
    • Основа . Это материал, к которому пришиваются лоскутки. Как правило, материал тяжелый и плотный, например, холст. Потому что материя-основа должна выдержать много швов, тонкой ткани это не под силу. Хорошо, если цвет основы будет "попадать" в цвет хотя бы одного оттенка лоскутков.

    Этапы работы

    этапы создания подушки с однотонными лоскутками

    • 1 шаг . Подготовить лоскутки, примерный размер 4х10см.
    • 2 шаг . На ткани-основе начертить линии с шагом 4-5 см, чтобы ориентироваться на них, когда начнется пристрачивание. Лоскутки пришиваются без наметки.
    • 3 шаг . Пристрачивание лоскутков. Следует стараться пристрачивать лоскуток за центр. Если хочется создать больше объема, то в центре лоскуток можно перекручивать или делать складки.
    • 4 шаг . Сделать такие же строчки с лоскутками параллельно рядом, на расстоянии 1-2 см. Стараться, чтобы уже пристроченные лоскутки не подпадали под новую строчку.

    Картины в технике «ляпочиха»

    Рукодельницы, обладающие большим опытом, могут осилить ляпочиху, которая будет представлять собой узор, орнамент или даже отдельный сюжет.

    Есть мастерицы, которые создают в технике ляпочиха картины . Сюжет: пейзаж или натюрморт. Для картин лоскутки берутся намного мельче, чем для обычных декоративных вещей. Часто для картин в технике ляпочиха используют микс из лоскутков и кусочков пряжи или шерсти для валяния , а также лент . Все зависит от фантазии.

    Идеи

    • Цветовое решение . Есть идеи, когда красиво смотрятся лоскутки из одной материи. В селах русского Севера делали ляпочиху из цветных лоскутков (чем ярче, тем лучше), и лоскутки чередовались по цвету хаотично. Можно применять определенный ритм смены цвета лоскутков, добиваясь узора или орнамента.
    • Где применить . Предметы из ляпочихи могут стать уникальным украшением для интерьера в стиле кантри, деревенском стиле. В технике ляпочихи делают прикроватные коврики, декоративные подушки для интерьера , покрывала, чехлы для мягкой мебели, сиденья для стульев и табуретов. Ляпочихой можно декорировать некоторые аксессуары: например,

    Рассматривая фото роскошных работ в технике пэчворк, можно увидеть, сколь ювелирную работу проделывает мастер. Да, стоит сразу сказать, лоскутное шитье – рукоделие для терпеливых, нацеленных на результат в перспективе. Сегодня на любом «городе мастеров» лоскутные коврики, одеяльца и другие предметы интерьера раскупаются быстро, а видео, где мастер демонстрирует секреты техники, набирает сотни просмотров.

    Лоскутная скатерть – модная вещь, идея которой эксплуатируется не в одной дизайнерской коллекции. Зачем же переплачивать, если из оставшихся лоскутков можно сделать такую вещь самому. Вдохновиться фото, найти нужные схемы (а схемы и вовсе могут не понадобиться, так как идея проста), или найти видео мастер-класс.

    Вам понадобятся :

    • Лоскутки ткани для основной части;
    • Подкладочная ткань;
    • Швейная машинка;
    • Нитки;
    • Ножницы;
    • Шаблоны.

    Сначала вы замеряете размеры стола, после чего будет ясно, сколько ткани вам потребуется. Затем вы делаете шаблоны – бумажные квадратики 20 на 20 см. Именно такой размер необязателен, можно и больше, можно и меньше. Но примем все же условные 20 на 20 см. Квадраты раскраиваете из разных лоскутков или отрезов ткани.

    Затем действуете так:

    • Края раскроенных деталей нужно обработать, чтобы не обсыпались нитки;
    • Квадраты складываете в произвольной форме, скалываете булавками;
    • Сшиваете их в полотно, затем проутюживаете швы;
    • Скатерть, точнее, ее лицевая часть почти готова – осталось только пришить кайму.

    После пришивания каймы изделие снова нужно проутюжить. Затем вы берете подкладочную ткань, кладете на нее получившееся полотно из квадратов. Подкладка с полотном соединяется булавочками, лишняя ткань срезается, край окантовочной полосы подгибается на 2 см. Все сшивается и снова проглаживается.

    Что же касается количества фрагментов в этой скатерти, конечно, их может быть и очень много, чтобы они буквально не повторялись. Но такой яркий пэчворк может стать изделием, что называется, «по случаю». Это будет слишком пестрая вещь, которая должна всегда гармонировать с интерьером. А интерьер, если он преимущественно не состоит из таких рукодельных вещей, может «не подружиться» с такой скатертью. Но! Если лоскутки будут не яркие, а нежных цветов или в пастельной гамме, это меняет ситуацию.

    Как сшить декоративное полотно из лоскутков (видео)

    Лоскутное шитье: техника ляпочиха

    Ляпочиха – технология лоскутного шитья, с которой наверняка, так или иначе, знаком каждый. По крайней мере, если видел ворсистые бабушкины коврики из пестрых лоскутков. Конечно, такая технология создавалась не от богатой фантазии, и желания удивить, а от бедности. Да еще от мудрой крестьянской позиции: считалось, что поношенную одежду выбрасывать нельзя, в таком случае, благосклонности высших сил семье не видать. И бедность, как покарание, последует за таким пренебрежением к старой одежде.

    Вот и использовали женщины буквально каждый лоскуток, да еще как использовали! Не коврики, а картинки выходили из-под их умелых рук, хоть тогда, конечно, никто не называл это все современным словом «пэчворк».

    Ворсистые коврики из лоскутного шитья времен наших прабабушек перекочевали в день сегодняшний. Ляпочиха – это не просто дань традициям, а технология, способная создать красивые и уютные интерьерные вещи.

    Особенности техники ляпочиха:

    • Есть простая технология – полоски просто пришиваются рядами. Каждый лоскуток пришивается посерединке, края его загибаются, создавая нужный объем. От размера лоскутков зависит пышность вещи. Хорошо, если лоскуточки будут одного размера – тогда они пришьются типом «бабочка» (незаметный шовчик посерединке). Ряды делают плотными, чтобы ткань хорошо держала форму.
    • Сложная техника заключается в том , что ляпочиха сочетается с плетением. Во время плетения лоскутки будут фиксировать в определенных местах. То есть на изделии можно будет создать объемные узоры.
    • Узоры в ляпочихе создать можно, но задача эта требует определенных умений. Если есть возможность посмотреть фото или видео мастер-классы, лучше так и сделайте. А вот почему это сложно: на ткань по цветовым линиям наносится разметка. Потом лоскутки закрепляются, схемы будут такими – от центра к краям. Базовые цвета будут в центре, а остальные вокруг них.

    Во всех случаях мастер должен понимать – у такого шитья есть важнейшая особенность, и зависит она только от самой рукодельницы. Это умелое сочетание цветов. Оно определяется окончательный вид работы, будет ли изделие художественным. Посмотрите фото работ в этой технике, оцените самые удачные, не ждите быстрого понимания всех основ техники.

    Только пробуя себя в технике пэчворк, всегда внимательно изучайте и схемы, и выкройки. Если не знаете, с чего начать и куда двигаться, за основу подойдет программа кружка «Лоскутная техника». Почему программа, да еще кружка? Да потому что там есть база, есть четкая последовательность занятий по принципу усложнения, есть те же схемы и выкройки.

    Программа предполагает объяснение основ, дает методические отсылки. То есть вы поймете, какое видео посмотреть, на какие мастер-классы обратить внимание. А еще программа координирует вашу самостоятельную работу.

    Лоскутные техники синель

    Лицевая часть синели – это аккуратно пришитые на какую-то основу цветные полосочки. Но это не традиционное шитье. Отличия синели принципиальны. Изначально большие кусочки ткани с помощью специальных приемов превращаются в ровные полосочки, и внешне выглядят как ворс.

    Считается, что синель – это просто спасительная техника. Какие только проблемные уголки не починит она. К примеру, протертости на джинсах. Если синель достаточно жесткой пластиковой щеткой разлохматить, получится эффект вельвета в крупный рубчик.

    Заготовка синели состоит из трех частей:

    • Основа или нижний слой;
    • Средний слой – несколько слоев ткани для объемного эффекта и утепления вещи;
    • Верхний слой, декоративный.

    Если же говорить о технологии синели, на первый взгляд она очень сложна, но на самом деле просто кропотливая работа. Важно собрать правильно заготовку синели. Для этого на поверхность выложите основной слой лицевой частью вверх, потом, один за другим, наполнители. Завершит заготовку декоративный слой синели, уложенный лицевой частью вверх.

    Техника синель: мастер-класс (видео)

    Пэчворк в технике акварель

    Акварель – популярная техника, которая строится на основе все тех же квадратов. Конечно, не каждый мастер возьмется за акварель, так как эта история, мягко скажем, долгоиграющая. Но результат невероятный – на любом фото видно, что изделие в технике акварель полностью оправдывает свое название.

    Чтобы правильно подобрать ткань для акварели, нужно :

    • Чтобы по цвету и рисунку ткани гармонировали;
    • Рисунки на ткани не должны быть крупными и неброскими;
    • Цветочные принты – самые предпочтительные;
    • Переход оттенков – от светлых к темным.

    Это тончайшая, кропотливая работа. Посмотрите хотя бы пару видео: как мастер подбирает ткани, как комбинирует их. Здесь прогадать с цветом лоскутков и принтом проще, чем где-либо еще. Мастер-классы помогут сориентироваться в хитростях такой техники, как акварельная. Схемы также очень важны, как выкройки в работах с мельчайшими деталями.

    Одеяло в технике акварель может делаться год и больше, но работа стоит того.

    Техника пэчворка

    И еще некоторые понятия, которые неизменно связаны с пэчворком, могут часто встречаться начинающей рукодельнице. Опять же, программа кружковой работы поможет понять, с чего начать, разобраться в основных терминах лоскутного шитья, направить на определенных мастер-классы.

    Важнейшие понятия лоскутного шитья:

    • Колодец . В основе техники «колодец» – простая геометрическая фигура квадрат. Квадрат составляется из полос. Только раз уж это колодец, полоски называются бревнами. Собирать полоски-бревнышки в колодец можно по-разному.
    • Витраж. Более частое название – австралийский витраж. Витраж можно сделать и вручную, и на швейной машинке. Чтобы получился настоящий витраж, а точнее – эффект витража, у рисунков в этой технике должны быть четкие границы. Обычно витраж в пэчворке создают темные или черные полоски косых беек. Витраж – это графичный пэчворк.
    • Йо-йо . Так называется не только техника, но и единица сборки в данной технике, которая напоминает пельмешку. И выкройки, и схемы довольно просты.
    • Пицца . Техника пицца позволяет задействовать мельчайшие лоскуточки. Вещь в технике пицца также имеет три слоя. Пицца сверху накрывается слоем любой прозрачной ткани, например, органзы или тюля. Слои простегиваются на машине. Но пицца, это, конечно, не самодостаточное изделие, а часть какой-то вещи. Например, пицца может составить основу сумочки. Хотя и салфетки пицца тоже могут украсить стол в гостиной. Тем, кто любит ускоренные действия, и работы, где не все строго, а есть уголки и всякий хаос, такое шитье особенно понравится.

    Стоит упомянуть и уголки. Это объемная техника. Уголки словно бы оживляют изделие. Обычно уголки используются в изготовлении панно, прихваток, коврики. Уголки могут и окантовывать одеяла. Лоскутки не сшиваются, уголки позволяют окантовывать их на основу. А еще уголки могут вкладываться друг в дружку.

    Лоскутная техника в интерьере (видео)

    Лоскутное шитье – это целый мир, имеющий и свои классы сложности, и схемы, и целый ряд авторских работ, которые можно подсмотреть на видео. Есть ускоренные курсы (в том числе, и видео), позволяющие быстрее познакомиться с пэчворком. Какой бы путь вы не выбрали, не ждите, что и результаты будут ускоренные. Это работа для усидчивых, нацеленных на перспективу.

    Лоскутная техника (фото)

    ТЕХНИКА "ЛЯПОЧИХА" - необычный способ лоскутного шитья. Бережливые рукодельницы в восторге от особой техники лоскутного шитья – ляпочихи, дающей «вторую жизнь» старой одежде. Цветные лоскутки, размещённые на полотне по задумке рукодельницы, составляют яркие узоры. Стремитесь оформить квартиру в деревенском стиле, наполнить её уютом с помощью рукодельных предметов декора? Техника «Ляпочиха» придется здесь как нельзя кстати.

    Прикроватный коврик в технике ляпочиха, лоскутки пришиты с постепенной сменой цвета. Техника большое покрывало в технике ляпочиха, лоскутки пришиты с хаотичной сменой цвета

    Лоскутная техника заключается в том, чтобы пристрачивать лоскутки только в одном месте (по центру или зацепив с краю), так, чтобы лоскуток был отлетным, а много лоскутков образовывают как бы «ворс». Как правило, одним швом пристрачивается сразу несколько лоскутков. Их прихватывают по центру или с одного края. Если пристрачивают по центру, то иногда в месте шва скручивают «восьмеркой» для дополнительного объема. Строчки делают по прямой, а можно делать и более замысловатый узор, например, по спирали или зигзагом. Шаг строчек – 1-1,5 сантиметра. Чем ближе строчки друг к другу, тем гуще «лоскутный ворс» (если лоскутки пристрочены очень близко – это позволяет им не падать, стоять почти вертикально). Материалы для ляпочихи Лоскутки ткани. Небольшие по размеру, прямоугольные. Размер зависит от замысла, но не более 2-3 см по ширине и не более 7 см по длине. Наши мамы и бабушки использовали ситцевые лоскутки. В современной интерпретации ляпочихи популярно использование трикотажных лоскутков. Они очень симпатично скручиваются, не «сыпятся» (нитки не распускаются), образуют больший объем, чем ситец или сатин. Швейная машинка. Вручную делать ляпочиху непродуктивно. Основа. Это материал, к которому пришиваются лоскутки. Как правило, материал тяжелый и плотный, например, холст. Потому что материя-основа должна выдержать много швов, тонкой ткани это не под силу. Хорошо, если цвет основы будет "попадать" в цвет хотя бы одного оттенка лоскутков. Этапы работы 1 шаг. Подготовить лоскутки, примерный размер 4х10см. 2 шаг. На ткани-основе начертить линии с шагом 4-5 см, чтобы ориентироваться на них, когда начнется пристрачивание. Лоскутки пришиваются без наметки. 3 шаг. Пристрачивание лоскутков. Следует стараться пристрачивать лоскуток за центр. Если хочется создать больше объема, то в центре лоскуток можно перекручивать или делать складки. 4 шаг. Сделать такие же строчки с лоскутками параллельно рядом, на расстоянии 1-2 см. Стараться, чтобы уже пристроченные лоскутки не подпадали под новую строчку.

    Картины в технике «ляпочиха» Рукодельницы, обладающие большим опытом, могут осилить ляпочиху, которая будет представлять собой узор, орнамент или даже отдельный сюжет. Картина в технике ляпочиха, автор Марина Архипова Есть мастерицы, которые создают в технике ляпочиха картины. Сюжет: пейзаж или натюрморт. Для картин лоскутки берутся намного мельче, чем для обычных декоративных вещей. Часто для картин в технике ляпочиха используют микс из лоскутков и кусочков пряжи или шерсти для валяния, а также лент. Все зависит от фантазии. Идеи Цветовое решение. Есть идеи, когда красиво смотрятся лоскутки из одной материи. В селах русского Севера делали ляпочиху из цветных лоскутков (чем ярче, тем лучше), и лоскутки чередовались по цвету хаотично. Можно применять определенный ритм смены цвета лоскутков, добиваясь узора или орнамента. Где применить. Предметы из ляпочихи могут стать уникальным украшением для интерьера в стиле кантри, деревенском стиле. В технике ляпочихи делают прикроватные коврики, декоративные подушки для интерьера, покрывала, чехлы для мягкой мебели, сиденья для стульев и табуретов. Ляпочихой можно декорировать некоторые аксессуары: например, сумочки, шапочки, варежки и пр.

    Техника лоскутного шитья «Ляпочиха».
    Изготовление коврика.
    В кабинете набирается очень много мелких, ненужных обрезков после раскроя изделий и для этой техники лоскутного шитья всё это подходит как нельзя лучше. Она приучает учащихся к экономике и бережливому отношению. Хорошо развивает фантазию. Так же она хорошо подходит для групповой работы. Её можно использовать в любых классах начиная с 1 и заканчивая 11 классами, усложняя только изделия. Можно использовать в конкурсах «Кто больше вырежет и завяжет полосок» или «Чья команда больше вырежет и пришьёт полосок» и т.п.

    Цели:

    Задачи:

    Научить работать в технике лоскутного шитья «Ляпочиха» через знакомство с отличительными особенностями техники, технологической последовательностью изготовления коврика.

    Развивать внимание, память, навыки шитья, эстетический вкус.

    Воспитывать уважение к традициям народного искусства; интерес к лоскутному шитью, аккуратность, усидчивость.

    Воспитать бережное отношение человеческому труду и вещам.

    Тип урока:

    • изучение нового материала и систематизация знаний и имений.
      Формы работы:
    • индивидуальная, групповая.

    Методы:

    • Объяснительно - иллюстрированый, самостоятельная работа.

    Сохраняющие здоровье технологии:

    • Физминутки

    Задание:

    • начало работы над изготовлением коврика в технике «Ляпочиха».

    Продолжительность:

    • 90 минут.

    Оборудование:

    • Т.С.О. – проектор, ноутбук.
    • Материалы и инструменты:
    • Деталь основы;
    • Деталь подкладки;
    • Полоски х/б тканей разного цвета размером 2х8см;
    • Нитки;
    • Ножницы;
    • Игольница с иглой и булавками.

    Зрительный ряд:

    а) Дидактический материал:

    • Карточки с последовательностью пришивания лоскутков

    б) Демонстрационный материал:

    • Презентация «Лоскутное шитьё. Техника „Ляпочиха“;
    • Образцы „Технология изготовления коврика“.

    Структура занятия:

    I. Организационный момент

    II. Знакомство с темой и целями занятия

    2.1. Объявление темы занятия.
    2.2. Рассказ о традициях лоскутного шитья.

    III. Изучение нового материала

    3.1. Словарная работа.
    3.2. Техника „Ляпочиха“ (обзор).

    IV. Практическая работа – 70 мин .

    4.1. Инструктаж по технике безопасности.
    4.2. Организация рабочего места.
    4.3. Этапы работы по изготовлению коврика.

    V. Анализ работ

    – 3 мин.
    VI. Итог занятия – 1 мин.

    Предварительная работа:

    раскрой основы, раскрой полосок из различных материалов.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    I. Организационный момент.

    Рассаживание на свои места.

    II. Знакомство с темой и целями занятия.

    2.1. Объявление темы.

    Тема нашего занятия: „Техника лоскутного шитья “Ляпочиха». Изготовление коврика" (Приложение1. Слайд 1)

    2.2. Рассказ о традициях лоскутного шитья.

    Все окружающие нас вещи (книги, мебель, одежда и др.) носят на себе печать своих владельцев и составляют неповторимый индивидуальный предметный мир, наше второе «я». Бережное, рачительное отношение к своему второму «я» говорит о том, какой хозяин в доме.

    В старину в крестьянских семьях хозяйство вели очень рачительно и ничего не выбрасывали. Считалось, что с выброшенными вещами из дома уйдет достаток. Сломанные вещи ремонтировались, одежда перешивалась, а то, что не подлежало переделке, сжигалось в печи. Даже изношенные старые лапти после изготовления новых, закапывались в грядки.

    Ненужные вещи использовались народными мастерицами в лоскутном шитье. Из мелких обрезков самых разных по фактуре тканей изготавливались разные изделия: лоскутные покрывала и одеяла, подушки, игрушки, коврики и многое другое (Приложение 1. Слайд2-10)

    Эти ни на что другое уже не годные кусочки пришивались в определенном порядке, а иногда и просто так на некоторую основу, сшивались между собой, образуя узоры и орнаменты, и становились маленькими произведениями искусства. Они служили в быту и давали тем самым вторую, а может быть, и третью жизнь ненужным вещам.

    Сегодня и мы постараемся дать вторую жизнь старым вещам. Познакомимся с техникой лоскутного шитья «Ляпочиха» и начнем работу по изготовлению коврика в технике «Ляпочиха». Но вначале я познакомлю вас с этой техникой. (Приложение 1. Слайд11- 16)

    А вот некоторые современные мастерицы достигли высочайшего мастерства в этой технике и создают целые картины (Приложение 1. Слайд21- 28)

    Так же современные мастерицы используют эту технику для создания сумок и игрушек (Приложение 1. Слайд29- 30)

    Эту старинную техника очень любили на севернее. Лоскуток назывался раньше «ляпочком». Поморки - рачительные хозяйки, каждый кусочек в дело шел. Причем изделия должны быть не просто удобные и полезные в хозяйстве, но и радующие глаз. А поскольку мастерица вкладывала в работу всю свою душу, то каждая такая вещь считалась мощным оберегом. Например, изготовленные из «ляпочек» пушистые коврики клали перед кроватью. И если приснился ночью дурной сон, надо было утром встать босыми ногами на защитный коврик, чтобы сон не сбылся. Коврики из более грубых материалов, из мешковины или дерюжки клали у входа. Считалось, что он очищал каждого на него ступившего от дурных мыслей и намерений. Нарядное «махровое» покрывало непременно дарили на свадьбу. Да и имеющийся в каждом доме сундук с «добром» тоже обязательно накрывали таким лоскутным «оберегом».
    А вот круглые коврики их называют «кругляши» - были символ солнца, их как салфетки, клали на стол, тумбочки, вешали на стены.

    III. Изучение нового материала.

    3.1. Словарная работа.

    Ляпочиха – это пришивание мелко нарезанных полосок ткани на основу. Встречаются различные ее названия: «ляпоток», «ляпачок», «ляп», «лапша». (Приложение 1. Слайд 33)

    Отдельный торчащий лоскутик ткани называют «ляпачок» (Приложение 1. Слайд 34)

    3.2. Техника «Ляпочиха» (обзор).

    В технике «Ляпочиха» существует несколько вариантов пришивания лоскутков на основу.

    2 вариант – полоски пришиваются по разметке (Приложение 1. Слайд 36)

    Основа для изготовления изделий может быть квадратной, круглой, прямоугольной формы. По разметке полоски пришиваются от центра к краям изделия, ряд за рядом.

    Получаются вот такие красивые изделия (Приложение 1. Слайд 37)

    Ткань нарезают не только мелкими полосками, но и квадратной и прямоугольной формы.

    Существуют способы пришивания лоскутков на основу.

    Лоскутки квадратной формы пришиваются к основе только за середину, образуя так называемый «цветок» (Приложение1. Слайд 38)

    А лоскутки прямоугольной формы скручиваются посередине, образуя «бабочку» и пришиваются к основе (Приложение1. Слайд 39)

    Чтобы изделия были аккуратными и красивыми, используются трикотажные ткани, так как они несыпучие и придают объёмность изделию.

    Следующий способ изготовления на сетке:
    полоски привязывают двойным узлом « восьмеркой»
    (Приложение 1. Слайд 40)

    Способ изготовления на мешковине: завязывание полосок двойным узлом (Приложение 1. Слайд 41)

    Сейчас мы будем изготавливать в технике «Ляпочиха» –коврик (Приложение 1. Слайд 42)

    В зависимости от величины лоскутков можно получить коротковорсовый или длинноворсовый коврик.

    Мы будем изготавливать длинноворсные коврики.

    Для него необходимы лоскутки прямоугольной формы размером 2х10см. (Приложение 1. Слайд 34-38)

    IV. Практическая работа.

    А сейчас вы разделитесь на группы:

    • Первая группа будет делать наволочку из 4-х частей.
    • Вторая группа будет делать коврики для скамеек.
    • Третья группа будет делать покрывало на сундук и одеяльце для куклы.

    4.1. Инструктаж по технике безопасности .

    Но перед началом работы повторим правила техники безопасности.

    Вначале вы назовете правила ТБ при работе с иглой и булавками, затем проверим правильность ответов на экране.

    А теперь назовите правила ТБ при работе с ножницами.

    Проверяем, все ли вы назвали (Приложение 1. Слайд 44-45)

    4.2. Организация рабочего места.

    Какие материалы и инструменты нам понадобятся для работы?

    Материалы и инструменты:

    • Деталь основы;
    • Полоски ткани разного цвета прямоугольной формы размером 2х10см;
    • Нитки;
    • Ножницы;
    • Игольница с иглой и булавками;
    • Деталь подкладки;
    • Косая бейка для обработки края изделия
    • Для пришивания лоскутков на основу мы будем использовать швейную машину. (Приложение 1. Слайд 45-47)

    Возьмите всё необходимое для работы и подготовьте свои рабочие места.

    • Физминутки

    V. Анализ работ.

    При анализе детских работ отмечается:

    • Аккуратность работы;
    • Правильность пришивания лоскутков или завязывание.

    VI. Итог занятия.

    • С какой техникой лоскутного шитья вы познакомились?
    • Что означает слово «Ляпочиха»?
    • Учащиеся делятся впечатлениями.

    Сегодня мы с вами познакомились с техникой лоскутного шитья «Ляпочиха», начали работу над изготовлением ковриков в технике «Ляпочиха». На следующих занятиях мы продолжим их изготовление. Коврики могут служить теплым покрывальцем на стул или половичком у кровати. Такие коврики будут интересным и оригинальным подарком к празднику вашим родным и близким людям.

    А знания, полученные на занятии, вам пригодятся: вы можете научить изготавливать такие коврики своих родных, подруг или друзей. А коврики мы с вами подарим нашему школьному музею «Мир русской семьи», чтобы и другие ребята познакомились с таким видом работы, бережному, рачительному отношению к своему второму «я».

    Я благодарю вас всех за работу. Вы хорошо потрудились и увидели первые результаты своего труда.



    Похожие статьи