• Занятие как рубашка в поле выросла. Большая

    03.03.2020

    БОУ «Андреевская ООШ»

    Название проекта

    Как рубашка в поле выросла?

    Кармановская Валерия

    Егоров Кирилл

    Герасимов Даниил

    Цубера Егор

    Домничева Катя

    Михайлов Денис

    Руководитель:

    Краткая аннотация проекта

    Актуальность проекта обусловлена необходимостью более глубокого изучения культурных традиций русского народа, воспитанию у детей бережного отношения к одежде и труду людей, ее создавших, а так же повышением уровня исследовательской деятельности детей.

    Направляющие вопросы

    Основополагающий вопрос:

    Как рубашка в поле выросла?

    Проблемный вопрос:

    Как нужно потрудиться, чтоб рубашка могла пригодиться?

    Вопросы учебной темы:

    1. Из какого материала изготовлена рубашка?

    2. Что нужно для шитья рубашки?

    3. Какие виды рубашек вы знаете?

    4. Где можно приобрести рубашку?

    5. Чем отличается современная рубашка от русской народной рубашки?

    План проекта

    Подготовительный этап:

      Подбор информационных ресурсов по теме проекта: энциклопедии, справочники, список научно-популярной и художественной литературы , Интернет-ресурсы. Подготовка презентации для выявления представлений и интересов школьников.

    1 этап – Погружение в проект:

      Представление вводной презентации. Выявление предварительных представлений по учебным вопросам. Объявление о создании в группе выставки "Ай да рубашка!"

    2 этап – Организация деятельности:

      Совместное планирование исследования и оформления результатов. Выбор формы представления работы. Анализ проблемных вопросов по темам исследований, выдвижение гипотез, определение целей исследования.

    3 этап – Осуществление деятельности:

      Групповая работа по темам исследований: поиск, обсуждение полученной информации. Представление промежуточных результатов. Сбор разных видов рубашек для выставки. Фотографирование детей за работой.

    4 этап – Презентация:

      Презентация итоговой работы.

    Заключительный этап:

    Подведение итогов работы над проектом.

    Другие документы

    1., Система эстетического воспитания в детском саду. Издательство академии педагогических наук РСФСР. Москва.,1962.

    2.Гомзяк правильно в 6-7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. -М.: Издательство ГНОМ и Д.2009.

    3.Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка .-М.: Астрель, Хранитель; Тверь:АСТ,2006.

    4..Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре.,Педагогическое общество России.,2005г.

    5. Игры на листе бумаги., М., Издательский дом "Искатель",1998.

    Мы исследуем

    У нас возник очень интересный вопрос

    Как появляется одежда?

    Из чего шьется рубаха?

    Лён бы известен с давних пор. Уже девять тысяч лет люди выращивают лён на полях. Впервые это стали делать в Индии. Прекрасные ткани получаются изо льна. Они лучше сохраняют тепло и влажность тела, чем хлопковые или шёлковые. Не случайно для космонавтов шьют нижнее бельё именно изо льна.

    В крестьянском хозяйстве лён играл исключительную роль. «Лён вымотает – лён и озолотит» - так гласит древняя русская пословица. Из этого растения делали одежду, неводы, паруса для лодок и другие полезные вещи. Белизна льняной ткани позволяла крестьянам выглядеть торжественно на любом празднике. Технологии выращивания и обработки льна с течением времени практически не изменялись. Землю под посев расчищали мужчины, они же вспахивали участок и засевали его, а вот прополка и другие работы ложились исключительно на плечи женщин.

    О том, как выращивают и обрабатывают лён, чтобы он стал тканью и одеждой, рассказал в своем очерке «Как рубашка в поле выросла».

    Мы исследуем

    https://pandia.ru/text/78/416/images/image004_95.jpg" width="212" height="140">

    6). Когда лен просохнет, у него обмолотят головки (из них делали льняное масло, из семян льна пекли хлеб), а потом обмолоченный лен топят в речке и накладывают сверху камней, чтобы он не всплыл. (И многие дети, когда видят это, говорят «Смотрите, лен топят»)

    https://pandia.ru/text/78/416/images/image007_68.jpg" alt="C:\Users\1\Desktop\p46_3312-8-.jpg" width="132" height="99">

    8). Хорошо высушенный лён начинают мять доской на гумне. Этот инструмент называется мялка. Твёрдая корочка на стебле льна становится хрупкой и ломается

    DIV_ADBLOCK237">


    11). И вот наступают длинные зимние вечера…

    Тогда девушки надевают лен на гребни и начинают из него нитки прясть. Много веретён надо напрясть, чтобы хватило ниток на холст.

    Но это только нитки, а где же рубашка?

    https://pandia.ru/text/78/416/images/image011_52.jpg" alt="C:\Users\1\Desktop\p46_.jpg" align="left" width="157" height="118 src=">

    А весной расстилают его по траве, на солнышке и взбрызгивают водою. Становится холст из серого белым

    Мы исследуем

    Когда опять зима наступит, накроят опять холста и рубашек новых нашьют.

    Потом украсят рубахи традиционной вышивкой. Радует глаз узорами такая рубаха. Ребятишкам и взрослым обновка будет.

    Сколько же времени проходило, пока из растения лён получалась рубашка?

    Почти два года…

    Здесь ежегодно проходят крупнейшие международные мероприятия, посвященные льняной отрасли - Выставка - ярмарка «Российский Лен»

    Сейчас во всем мире очень ценятся чистота и экологичность тканей, а лен как нельзя лучше подходит под эти критерии. Кроме того, лен является природным антисептиком , помогает согреться в холод и прекрасно охлаждает в жаркую погоду. Поэтому, интерес к изделиям изо льна возрастает с каждым годом. Изо льна шьют постельное белье, одежду, различные сувениры и аксессуары.

    Изделия изо льна не только долговечны, но очень красивы и удобны, и поэтому важно, чтобы они прослужили Вам долго.

    Льняные ткани являются наиболее прочными среди натуральных, но для сохранения высоких потребительских свойств они все же требуют определенных режимов стирки, сушки, глажения и хранения.

    Мы исследуем

    Льняные ткани гигиеничны

    Эта важная характеристика ткани объясняется способностью льняных волокон активно угнетать жизнедеятельность болезнетворной микрофлоры. Известно, что во время Первой мировой войны солдаты набивали матрацы льняной соломой и это предохраняло их от многих кожных недугов. Современные исследования показали, что оборачивание тела влажной льняной тканью способствует очищению организма от шлаков. В некоторых европейских странах в SPA-салонах предлагается льняное обертывание, которое не только обновляет кожу, но и имеет лечебный эффект.

    Льняные ткани гигроскопичны

    В жаркие влажные ночи нет ничего лучше льняного белья, которое до утра остается свежим и прохладным. Дерматологи рекомендуют спать в ночных сорочках, пижамах из льна, потому что они прекрасно впитывают влагу. Ведь известно, что во время сна повышается температура организма и увеличивается потоотделение. Гигроскопичность льна делает его лучшим материалом для летней одежды. Впитывая влагу, он не прилипает к телу, создавая ощущение комфорта. Тело дышит.

    Льняные ткани регулируют теплообмен
    В жаркую погоду лучше всего носить натуральные ткани, которые пропускают воздух. Тканей с такими свойствами достаточно, однако лен имеет дополнительное преимущество – он обладает теплоизолирующими свойствами. Проведенные испытания в Средней Азии показали, что у людей, носивших льняные костюмы, температура в пространстве между телом и одеждой была на 3 – 4,0 °С ниже, чем у людей, одетых в хлопчатобумажные ткани.

    Льняные ткани отражают ультрафиолетовое излучение Плотные белые льняные ткани хорошо отражают почти весь спектр солнечных лучей и за счет снижения напряженности полей статического электричества и поглощения ионизирующего излучения создают в помещениях полезный для человека микроклимат.

    Льняные ткани нейтрализуют запахи
    Антисептические и гигроскопические свойства льна используются при производстве некоторых частей обуви, в частности, стелек и внутренней стороны подошвы. Лен снижает уровень влажности в обуви, препятствует развитию бактерий, впитывает запах.

    Льняные ткани прочны и долговечны
    Лен относится к натуральным волокнам растительного происхождения, его природные особенности таковы, что он очень прочен и не способен к естественному разрушению.

    Любовь Алексеева
    Конспект открытой НОД в подготовительной к школе группе «Как рубашка в поле выросла»

    Цель: познакомить с технологией изготовления крестьянами одежды изо льна; расширять словарный запас; воспитывать уважение к нелегкому труду крестьян.

    Образовательные области: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.

    Задачи:

    Образовательные :

    Познакомить с этапами изготовления изделий изо льна.

    Закреплять представления о быте, культуре людей нашего прошлого.

    Развивающие:

    Развивать умение детей пользоваться, как краткой, так и распространенной формой ответа.

    Развивать познавательный интерес к окружающему, способность к анализу, самооценке.

    Развивать связную речь.

    Развивать художественно-эстетический вкус.

    Воспитательные:

    Воспитывать любовь к родному краю, внимание, желание слушать, много знать.

    Предварительная работа : беседы о старинной одежде, рассматривание иллюстраций о жизни крестьян в деревне, сюжетно - ролевая игра: «Магазин одежды», дидактическая игра: «Одень куклу по сезону», работа в книжках - раскрасках.

    Материалы и оборудование : наглядное пособие «Лен и продукты его переработки», видеофильм «Как рубашка в поле выросла» по рассказу Константина Ушинского, иллюстрации «Семена льна», «Как в старину лен сеяли», «Льняная рубашка».

    Ход НОД.

    Воспитатель: Ребята, вы сегодня такие нарядные, красивые вас и не узнать. А что на вас одето?

    Дети: одежда (хором)

    Воспитатель: а где берут одежду?

    Дети: ее покупают в магазине, на рынке.

    Воспитатель: А раньше, очень давно, говорили, что одежда в поле росла. Хотите узнать, как она росла? Для этого нам надо отправиться в прошлое, в давние времена, когда еще не было магазинов. Вы хотите узнать, почему так говорили?

    Воспитатель: одежду делают из разных тканей, но сегодня мы поговорим о льняной ткани. Ее делают изо льна. Лен это растение, которое растет в поле. Поэтому в старину и говорили, что рубашка в поле выросла. Сегодня вы узнаете, как изо льна шили рубашку. Посмотрите - это семена льна (рассматривание иллюстрации). Семена льна сеяли в поле весной. Посмотрите, как раньше сеяли лен (рассматривание иллюстрации). Лен сеяли руками из лукошка. Он рос и когда лен зацветал голубыми цветами, то казалось, что это голубое покрывало.

    Воспитатель: Все лето растет лен. Как вы считаете, что помогает льну расти?

    Ответы детей: солнце, ветер, дождь. (Хором)

    Воспитатель: а вот сейчас мы посмотрим и послушаем рассказ Константина Ушинского «Как рубашка в поле выросла».

    Просмотр видеофильма.

    Физкультминутка «Цве ты»

    Раз, два, три - выросли цветы

    Цветочки к солнцу потянулись высоко, высоко.

    Стало им приятно и тепло.

    Ветерок налетел

    Стебелёк закачал

    Стебелек качнулся влево,

    Наклонился низко

    Стебелек качнулся вправо,

    Наклонился низко.

    Ветерок улетай, улетай

    Ты цветочки не ломай.

    Дети садятся на свои места.

    После просмотра воспитатель задает вопросы:

    Про какое растение говорилось в фильме? (про лен)

    Когда его стали доставать из земли? (когда цветы льна опали)

    Что сделали со льном, когда он просох? (опустили в воду, камнем прижали)

    А когда вынули лен из воды, что с ним делали? (стали колотить доской, а потом чесать железным гребнем)

    Что делали с полотном? (его на снег расстилали, морозили зимой, а весной на травке стелили и водой брызгали, он из серого в белый превращался)

    Воспитатель: вот такой долгий путь проделывала рубашка, которая в поле выросла. Интересно вам было?

    Ответы детей: да! (хором)

    Воспитатель: Сейчас мы поиграем с вами в игру «Назови ласково». Я называю слово «поле», а вы отвечаете ласково «полюшко» (поле, лён, рубашка, сарафан, солнце, дождь, нитки, камень). Спасибо вам, ребята. Вы такие молодцы, такие внимательные.

    Воспитатель: А в настоящее время, в нашем современном мире, все происходит по-другому. Итак, лён сеют не руками, а машинами в июне месяце. Лён растёт, за ним наблюдают, ухаживают. А в начале сентября лён убирают комбайнами (льнокомбайн). Потом лён просыхает на полях. Его переворачивают, чтобы он просох быстрее.

    Вяжут лён, как и раньше вручную и складывают в снопы. Затем машины сматывают лён в рулоны и везут на склад. Там лён разматывают и перерабатывают. Машина молотилка лён обмолачивает. Семена перевозят на льносеменоводческие станции. Стебли льна треплют на мяльно-трепальный аппарате. Затем лён прочёсывается на чесальной машине. А на прядильной – прядутся нити. Далее нити окрашиваются. Художник придумывает эскизы ткани. В ткацком цехе на машине ткётся ткань. И на швейной фабрике шьют одежду.

    Воспитатель: Ребята, когда вы узнали о льне всё, отгадайте, пожалуйста, загадку: «Топили, сушили, колотили, рвали, крутили, ткали, на стол клали»

    Дети отгадывают загадку.

    Рассказ о труде для школьников средних классов. Рассказ о том, что для того чтобы надеть одежду нужно много потрудиться, вырастить лён, собрать и сшить одежду.

    Константин Ушинский. Как рубашка в поле выросла

    I

    Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает:

    — Что ты, батюшка, делаешь?

    — А вот сею ленок, дочка; вырастет рубашка тебе и Васютке.

    Задумалась Таня: никогда она не видела, чтобы рубашки в поле росли.

    Недели через две покрылась полоска зелёной шелковистой травкой и подумала Таня: «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка».

    Раза два мать и сёстры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке:

    — Славная у тебя рубашечка будет!

    Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки. «У братца Васи такие глазки, — подумала Таня, — но рубашечек таких я ни на ком не видала».

    Когда цветочки опали, то на место их показались зелёные головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сёстры Тани повыдергали весь лён с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.

    II

    Когда лён просох, то стали у него головки отрезать, а потом потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху завалили, чтобы не всплыли.

    Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят; а сёстры тут ей опять сказали:

    — Славная у тебя, Таня, рубашечка будет.

    Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить, сначала доской на гумне, потом трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны. Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока не сделался он мягким и шелковистым.

    — Славная у тебя рубашка будет, — опять сказали Тане сёстры. Но Таня подумала: «Где же тут рубашка? Это похоже на волоски Васи, а не на рубашку» .

    Ill

    Настали длинные зимние вечера. Сёстры Тани надели лён на гребни и стали из него нитки прясть. «Это нитки, — думает Таня, — а где же рубашечка?»

    Прошли зима, весна и лето, настала осень. Отец установил в избе кросна, натянул на них основу и начал ткать. Забегал проворно челнок между нитками, и тут уж Таня сама увидала, что из ниток выходит холст.

    Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве, на солнышке, и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.

    Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек; принялись сёстры рубашки шить и к Рождеству надели на Таню и Васю новые белые, как снег, рубашечки.

    Тема музейного занятия: «Как рубашка в поле выросла» на базе этнографического музея мастерской «Потомки»

    ГБОУ ЦДОД, г. Москва

    Педагог-организа тор, руководитель музея Маркова Елена Анатольевна

    Пояснительная записка

    Тема «Как рубашка в поле выросла» не новая, возможно, она предлагается в каждом этнографическом музее. Но в тоже время, она остаётся актуальной, так как льняная одежда экологична и интерес к ней последнее время возрастает. Разница подачи это темы в наличии различных музейных предметов. Данная тема может быть интересна широкому кругу посетителей, как детям, так и взрослым. Выбор возрастной группы «начальная школа» обусловлен тем, что дети разных соседних школ 2-4 класса приходят к нам в музей по абонементу (1 раз в месяц) и течение 2 лет идёт плановое знакомство с бытом русского народа, с его ремёслами, обрядами и обычаями.

    Возможность использования данных материалов в образовательных учреждениях достаточно широка, так как эта тема обзорно даётся на уроке «Окружающий мир» и у детей может создаться впечатление о лёгкости данного труда. На примере музейного занятия, с использованием музейных предметов, тема раскрывается глубже, и ребята проникаются уважением к женской работе. Так же эта тема может быть полезной для детей 5-х классов (девочек) в дополнение к урокам технологии (к теме «Материаловедени е»).

    Цель: Показать детям процесс создания одежды от льняного семечка до рубашки.

    Задачи:

    Образовательные:

    1.​ Рассказать о каждом этапе женской работы со льном

    2.​ Рассмотреть с детьми промежуточные стадии обработанного льна и фрагментов ткани

    3.​ Объяснить разницу между бранным и закладным ткачеством на образцах тканей

    4.​ Показать работу ткацкого стана

    Воспитательные:

    1.​ Воспитать внимание и умение принимать новую информацию

    2.​ Воспитать уважение к женской работе

    Развивающие:

    1.​ Развивать любознательность

    2.​ Развивать интерес к народным ремёслам

    Форма работы - экскурсия по абонементу, то есть, ребята приходят в музей не в первый раз (поэтому нет общей информации, где они находятся) и информация о музейных предметах ограничена конкретной темой.

    Методы подачи темы: показ музейных предметов и вспомогательных элементов во время лекции; тактильное общение с отдельными вещами;

    наглядный показ работы ткацкого станка.

    Необходимое материально-техн ическое обеспечение:

    1.​ Семена льна

    2.​ Метёлки льна с коробочками и без

    3.​ Мялка для льна (можно использовать иллюстрацию - как мнут лён)

    4.​ Трепало

    5.​ Кудель (можно заменить «сан техническим» льном)

    6.​ Веретёна

    7.​ Фрагмент небелёного льна

    8.​ Фрагменты домотканой ткани с бранным и закладным ткачеством

    9.​ Фрагменты рубахи, которые могли переставляться с одной на другую - рукава, подставы.

    10.​ Полотно собранное из учебных фрагментов (ткачества, рвзличной вышивки, вязания)

    11.​ Готовая рубашка

    12.​ Вспомогательные материалы: рисунки (фотографии) этапов, которые нельзя показать вживую, игрушки.

    Конспект занятия

    В начале, вопрос - может ли рубашка вырасти? (обычно мнения делятся) - прошу обосновать ответы и своё мнение. В общих рассуждениях приходим к выводу, что расти может растительный материал, из которого получают волокно и нитки для создания ткани (лён, хлопок, конопля, крапива). Попутно вспоминаем сказку «Дикие лебеди» Андерсена. Ребята обычно хихикают по-поводу конопли и крапивы, но объясняю, что в северных приморских районах лён не всегда давал хороший урожай, а крапива была всегда и везде. По волокнистости она уступает льну, но из крапивного волокна делали ткань на паруса, которая выдерживала и шквалистый ветер и морскую воду, а также плели сети. Из более грубых очесов веревки и канаты, без которых тоже нельзя обходиться морякам и рыболовам. Интересный факт: оказывается, что из 4 кг сырой крапивы получают 50 грамм готовых ниток. Конопля лучше росла в южных регионах и делилась на мужские и женские особи.

    Но основная тема - это обработка льна.

    Первое, это знакомство с семенами. Каждый может их потрогать (в большой миске), ощутить их шелковистость и масленичность (прилипание к рукам).

    Оказывается, что от посева, до пошива льном занимались только женщины (мужчины могли помочь вспахать поле). Ехать к полю старались длинной дорогой - чтобы лен был «долгим» (длинным). Если поле находилось близко от деревни, могли объехать его 2-3 раза вокруг. По дороге пели песни, восхваляя будущий урожай. Обряд посева проводили в разных регионах немного по-разному. Где-то сеяли босиком, где-то в одной нижней рубашке. Иногда женщины, у которых было много детей, перед посевом катались по полю, делясь своим плодородием с землёй.

    В период, когда лен зацветал, поле издалека напоминало озеро с колыхающейся (от ветра) поверхностью. А когда в коробочках созревали семена, то над полем стоял теплый шелест. Вот послушайте (показываю небольшой снопик созревшего льна и трясу его - он издает приятный треск). А ведь это маленький пучок, и можно представить, как звало целое поле.

    Во время сбора урожая лен выдергивали с корнем (в них продолжаются волокна), обмолачивали порой сразу на поле. Для этого укладывали на землю широкую холстину (из двух, трех полотен), поверх ставили деревянный «гребень» (вертикальную доску на подставке с выпиленными глубокими треугольниками). Стоя с одной стороны от гребня, укладывали пучки льна сверху верхушками от себя и сквозь эти пропилы протаскивали, чтобы с обратной стороны гребня осыпались коробочки с семенами. После этого связывали в небольшие снопы и укладывали в водоем (желательно в проточный, но за неимением реки могли использовать пруд или озеро). Поверх снопов клали груз и помечали место (шестом со своим знаком - тряпочкой, кусочком ленты, веревки и т.д.) и выдерживали до трех недель.

    Затем лен начинали мять специальными мялками (показываю на картинке и саму мялку). Иногда для этих целей использовали ступу с пестом для зерна. Этот процесс необходим для того, чтобы максимально разломать внешнюю оболочку стволиков льна - костру. Часть её отваливалась на этом первом этапе, остальные кусочки вычесывали различными «щетями» (щетками и гребенками сначала редкими, потом все более частыми - показываю на картинке и наглядный ряд реальных предметов). Под конец остается длинная ровная и чистая кудель (из каждого пучка отдельная пасма). Пасмы сворачивали винтом и укладывали в сундук между вещами (до начала прядения).

    Долгими зимними вечерами все женское население пряли нитки.

    Задаю вопрос: во сколько начинается вечер? Вариантов порой много, но подвожу к мысли, что вечер начинался с заходом солнца или даже чуть раньше (ведь в избе освещение было лучинное или масленое и полумрак был постоянным).

    Зачем так много ниток? Во-первых, каждую спряденную нить свивали вдвое для прочности.

    Показываю на примере. Вытягиваю часть волокон из кудели и скручиваю ее в нитку, после этого дергаю в разные стороны - нить рвется. Повторяем опыт, но прежде чем дернуть, свиваем нить вдвое. Результат - нить звенит и не рвется. Можно изначально выбрать двух желающих и провести опыт параллельно.

    Во-вторых, проводим расчет количества ткани на одну рубашку.

    На стран (от плеч до щиколотки) необходимо 4 длины (1 длина 1м 50 см) + на рукава 3 длины (1 длина 1м). Итого 9м на одну рубаху + 1 м расходных нитей (показываю на ткацком стане) - это минимальная заправка. Но на одну рубаху никогда не заправляли (минимум на 3 шт) + 1 м расходных нитей. Поэтому длина ниток (двойных) должна быть минимум 28 м. При ширине стана 45 см (на примере нашего) в бердо для получения ткани необходимо вставить 400 пар (двойных ниток) длиной 28 м. Получаем 11200м. И это только долевые нитки. Количество уточных ниток рассчитать достаточно сложно, так как все зависит от плотности ткачества. И это только на 3 рубахи, а нужны были и полотенца, и простыни, и ткань на порты, на поневы или сарафаны, на верхнюю одежду. Правда на последние предметы необходима была шерсть, но ее тоже нужно было начесать, спрясть, свить, соткать и т.д. Поэтому повторюсь: Долгими зимними вечерами все женское население пряли нитки. И если в семье было мало женщин, то и мальчики и юноши могли привлекаться к этому процессу.

    1 марта собирали ткацкие станы и до 1 мая ткали. За эти два месяца необходимо было переткать все, что напряли. В богатых семьях было минимум 2 стана (для шерсти и для льна).

    Но ткать все равно начинали со льна, потому что ткань изначально получалась серого цвета и первые холсты выкладывали на снег, чтобы весеннее солнце выбелило их. После схода снега выкладывать начинали с вечера на молодую траву, чтобы на ткань выпала роса и утреннее солнце так же помогало «выбеливанию». Но не только солнце использовали для этих целей. Выдерживали в бочках с щелоком (разведенной в воде золе). Но в первый год шить было некогда (работа в огороде и поле отнимала много времени). «Летом день год кормит» - говорили в старину. Ведь надо было и посеять, и вырастить, и сохранить, а еще и для животных корма на косить на пол года - дел хватало.

    И только следующей зимой (параллельно с новой порцией прядения льна) начинали кроить, вышивать отдельные детали, и после этого шить рубаху.

    Особо рукодельные девушки могли заранее (в процессе ткачества) заткать орнамент на стане (полосы при помощи цветных нитей, иногда совмещая лен и шерсть), повторяя его 4 раза. Из широких полос выполнялась «подстава» - часть рубахи выступающая из-под поневы или сарафана. Хорошо сохранившиеся могли переставляться с одной рубахи на другую. Узкие полоски использовались как тесьма и могли использоваться и по вороту, и на рукавах, и для отделки других деталей костюма.

    Показываю различные варианты подстав и затканной тесьмы в полотне.

    Существовало несколько видов узорного ткачества - бранное, закладное, много ремизное. Иногда, чтобы понять, какое ткачество было использовано, необходимо было взглянуть на изнанку - бранное имеет другой вид с изнанки, а закладное выглядит, так же как и на лицевой стороне. И к тому же, если посмотреть на просвет, вокруг каждого вытканного элемента, в местах смены цвета есть маленькие дырочки - это не брак, а технологический приём.

    Еще одной роскошью и доказательством высокого мастерства были «красные рукава» особенно целиком вытканные. Их так же могли переставлять с одной рубахи на другую.

    Показываю различные варианты рукавов - целиком вытканных и с нашивной отделкой.

    Лен конечно прочная ткань, но и у него есть свои пределы. Человеческий пот от постоянной физической нагрузки разъедал ткань и поэтому отдельные детали заменялись чаще других.

    Например: за летний сезон мужская рубаха «спревала», то есть ткань становилась как решето. Недаром на спину рубахи (с изнанки) подшивали «подоплеку» - подкладку, которая чаще менялась, продлевая жизнь самой рубахе. Так же частой замене подлежали «ластовицы» - квадратные вставки под рукавами для свободы движения.

    Но девушки не сразу садились шить рубаху. Сначала они постигали азы рукоделия на небольших образцах. Показываю ряд образцов собранных в одну полосу, состоящий из тканого фрагмента, различных вышивок, вязания.

    Если группа детей была внимательной и активной (в ответах на вопросы), то предлагаю померить готовую рубаху одной, двум девочкам (самым активным).

    Заключительным этапом является показ процесса ткачества на ткацком стане (по группам).

    Небольшой группе ребят (5-7 человек) рассказываю, как меняются местами нитки в процессе тканья, показываю, за счет чего и прокладываю 2-3 утка. Группа ребят меняется. Если класс не очень большой и есть дети, которые активно отвечали на попутные вопросы во время лекции, то их можно поощрить, разрешив самим попробовать проложить 2-3 утка. Это стимулирует активность на следующих встречах.

    Приложение






    Программное содержание :

    1. Познавательные задачи : развивать познавательный интерес к окружающему, познакомить детей с этапами изготовления изделий изо льна, дать понятие о русском национальном костюме; познакомить с технологией изготовления тканей в прошлом и настоящем, уточнить функциональную значимость одежды в жизни людей, вызывать интерес и бережное отношение к одежде. 2. Развивающие задачи : расширять кругозор, развивать память, воображение и мыслительную деятельность детей, художественно-эстетическое восприятие изделий народного творчества (льняные вышитые изделия, русский костюм). 3. Речевые задачи : развивать речь, обогащать словарь детей. 4. Воспитательные задачи : воспитывать интерес к прошлому нашей страны, культуру общения, уважение к труду взрослых, желание больше знать. Предварительная работа : Беседы о старинной одежде, рассматривание иллюстраций о жизни крестьян в деревне, сюжетно - ролевая игра: «Магазин одежды», дидактическая игра: «Одень куклу по сезону», экскурсии в мини-музей «Русская изба», на мини-выставку тканей, в Егорьевский историко-художественный музей. Материалы и оборудование : видеофильмы «Как рубашка в поле выросла» по рассказу К.Д. Ушинского, «Как делают льняную ткань», презентации «Как лен растет», «Как рубашка в поле выросла: из чего и как делают одежду».

    Ход ООД.

    Воспитатель : Ребята, вы сегодня такие нарядные, красивые, просто загляденье: чистая и опрятная одежда всегда выглядит нарядно. Вы знаете, где берут одежду?

    Дети: Ее покупают в магазине, на рынке.

    Воспитатель : А раньше, очень давно, говорили, что одежда в поле росла. Вы хотите узнать, почему так говорили? Для этого нам надо отправиться в прошлое, в давние времена.

    Просмотр видео для малышей «Как рубашка в поле выросла».

    Воспитатель : Ну что, поняли, как рубашка в поле растет?

    Про какое растение говорилось в фильме? (Про лен).

    Просмотр презентации «Как растет лен». (см. категорию "Презентации")

    Слайд 1. Воспитатель : Это - семена льна. Их сеяли в поле весной. Посмотрите, как раньше сеяли лен: руками из лукошка.

    Слайд 2. Он рос, становился зеленой травкой,

    Слайд 3. а когда зацветал голубыми цветами, то казалось, что это голубое покрывало.

    Физкультминутка «Цветы» (выполнение движений в соответствии с текстом)

    Раз, два, три — выросли цветы!

    Цветочки к солнцу потянулись высоко, высоко.

    Стало им приятно и тепло.

    Ветерок налетел - Стебелёк закачал:

    Стебелек качнулся влево,

    Наклонился низко,

    Стебелек качнулся вправо,

    Наклонился низко.

    Ветерок, улетай, улетай,

    Ты цветочки не ломай.

    Слайд 5. - Когда лен достают из земли? (Когда цветы льна опали.)

    Слайд 7. Потом лён молотят - выбивают из метёлок зёрна, отделяют коробочки от стеблей.

    Слайд 8. - Что делали со льном, когда он просох? (Опустили в воду, камнем прижали.)

    Слайд ы 9, 10. - Когда вынули лен из воды, что с ним делали? (Стали колотить доской, а потом чесать железным гребнем.)

    Слайд 12. А потом отец принес ткацкий станок, стали на нем ткать полотно.

    Слайд 13. - Что делали с полотном? (Его на снег расстилали, морозили зимой, а весной на травке стелили и водой брызгали, он из серого в белый превращался.)

    Воспитатель : Молодцы! Всё правильно запомнили. Давайте мы с вами немного отдохнём и поиграем в игру «Вырастим лён». Дети идут по кругу и имитируют действия в соответствии со словами: сеют, растут (присели-встали), цветут (цветок из ладоней), выдергивают, снопы складывают, топят в речке, колотят (на колене), чешут, прядут, ткут, расстилают, водой брызгают, режут (ножницы), шьют.

    Слайд 14. Воспитатель: Вот такой долгий путь проделывала рубашка, которая в поле выросла. Быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Чтобы сшить рубаху, девушки и женщины работали не одну ночь, а полтора года. Рубаха была древнейшей, самой любимой и распространенной одеждой наших предков. Женская рубаха была длинная, до полу. Впереди на ней посередине горловины делали разрез. Низ рубахи, рукава и горловину украшали вышивкой. Кроме того, у старинной мужской рубахи часто ворот (разрез) расположен сбоку (не прямо по центру, а вкось). Поэтому такую рубаху называют косовороткой. Мужская рубаха короче женской, только до колен.

    Слайд 15. А рукава у нее длинные да широкие. Не закатав такие рукава, работать невозможно. Именно с тех давних времен появилось выражение «работать спустя рукава», то есть плохо, кое-как.

    Слайд 16. По умению изготовить рубаху судили о мастерице. Наши предки многое могли узнать о чужом человеке, посмотрев на его костюм: «Какова пряха - такова и на ней рубаха».

    Русский человек очень терпелив и трудолюбив. Недаром о труде у нас сложено много пословиц. Постарайтесь запомнить эту: «Терпенье и труд всё перетрут» (повторение хором и индивидуально). Слайд 17. И в наше время льняные вещи пользуются спросом у взрослых и детей, потому что одежда изо льна не только красива, но и приятна к телу, безвредна, впитывает влагу.

    В современном мире лен сеют не руками, а машинами. Давайте посмотрим, как в наше время изо льна делают одежду.

    Просмотр видео «Как делают льняную ткань»: https://www.youtube.com/watch?v=hmAgRWmiJjo

    Воспитатель: Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку: «Топили, сушили, колотили, рвали, крутили, ткали, на стол клали, на себя надевали». (Лён) Увидев красивые льняные вещи, вспомните, какой долгий путь прошел лён от семечка до сшитой льняной скатерти или льняного полотенца. Поэтому нужно очень бережно относиться к вещам, ведь в их создание вложен труд большого количества людей. И без этого труда не было бы у нас таких красивых и полезных вещей! Понравилось вам наше занятие? Интересно было? Сегодня перед сном я прочитаю вам сказку Г.Х.Андерсена «Лён».

    Сказка Г.Х.Андерсена «Лён».

    Лён цвёл чудесными голубенькими цветочками, мягкими и нежными, как крылья мотыльков, даже ещё нежнее! Солнце ласкало его, дождь поливал, и льну это было так же полезно и приятно, как маленьким детям, когда мать сначала умоет их, а потом поцелует, дети от этого хорошеют, хорошел и лён.

    — Все говорят, что я уродился на славу! — сказал лён. — Говорят, что я ещё вытянусь, и потом из меня выйдет отличный кусок холста! Ах, какой я счастливый! Право, я счастливее всех! Это так приятно, что и я пригожусь на что-нибудь! Солнышко меня веселит и оживляет, дождичек питает и освежает! Ах, я так счастлив, так счастлив! Я счастливее всех!

    — Да, да, да! — сказали колья изгороди. — Ты ещё не знаешь света, а мы так вот знаем, — вишь, какие мы сучковатые!

    И они жалобно заскрипели:

    — Вовсе не конец! — сказал лён, — И завтра опять будет греть солнышко, опять пойдёт дождик! Я чувствую, что расту и цвету! Я счастливее всех на свете!

    Но вот раз явились люди, схватили лён за макушку и вырвали с корнем. Больно было! Потом его положили в воду, словно собирались утопить, а после того держали над огнём, будто хотели изжарить. Ужас что такое!

    — Не вечно же нам жить в своё удовольствие! — сказал лён. — Приходится и потерпеть. Зато поумнеешь!

    Но льну приходилось уж очень плохо. Чего-чего только с ним не делали: и мяли, и тискали, и трепали, и чесали — да просто всего и не упомнишь! Наконец, он очутился на прялке. Жжж! Тут уж поневоле все мысли вразброд пошли!

    «Я ведь так долго был несказанно счастлив! — думал он во время этих мучений. — Что ж, надо быть благодарным и за то хорошее, что выпало нам на долю! Да, надо, надо!.. Ох!»

    И он повторял то же самое, даже попав на ткацкий станок. Но вот наконец из него вышел большой кусок великолепного холста. Весь лён до последнего стебелька пошёл на этот кусок.

    — Но ведь это же бесподобно! Вот уж не думал, не гадал-то! Как мне, однако, везёт! А колья-то всё твердили: «Оглянуться не успеешь, как уж песенке конец!» Много они смыслили, нечего сказать! Песенке вовсе не конец! Она только теперь и начинается. Вот счастье-то! Да, если мне и пришлось пострадать немножко, то зато теперь из меня и вышло кое-что. Нет, я счастливее всех на свете! Какой я теперь крепкий, мягкий, белый и длинный! Это небось получше, чем просто расти или даже цвести в поле! Там никто за мною не ухаживал, воду я только и видал, что в дождик, а теперь ко мне приставили прислугу, каждое утро меня переворачивают на другой бок, каждый вечер поливают из лейки! Сама пасторша держала надо мною речь и сказала, что во всём околотке не найдётся лучшего куска! Ну, можно ли быть счастливее меня!

    Холст взяли в дом, и он попал под ножницы. Ну, и досталось же ему! Его и резали, и кроили, и кололи иголками — да, да! Нельзя сказать, чтобы это было приятно! Зато из холста вышло двенадцать пар… таких принадлежностей туалета, которые не принято называть в обществе, но в которых все нуждаются. Целых двенадцать пар вышло!

    — Так вот когда только из меня вышло кое-что! Вот каково было моё назначение! Да ведь это же просто благодать! Теперь и я приношу пользу миру, а в этом ведь вся и суть, в этом-то вся и радость жизни! Нас двенадцать пар, но всё же мы одно целое, мы — дюжина! Вот так счастье!

    Прошли года, и бельё износилось.

    — Всему на свете бывает конец! — сказало оно. — Я бы и радо было послужить ещё, но невозможное невозможно!

    И вот бельё разорвали на тряпки. Они было уже думали, что им совсем пришёл конец, так их принялись рубить, мять, варить, тискать… Ан, глядь — они превратились в тонкую белую бумагу!

    — Нет, вот сюрприз так сюрприз! — сказала бумага. — Теперь я тоньше прежнего, и на мне можно писать. Чего только на мне не напишут! Какое счастье!

    И на ней написали чудеснейшие рассказы. Слушая их, люди становились добрее и умнее, — так хорошо и умно они были написаны. Какое счастье, что люди смогли их прочитать!

    — Ну, этого мне и во сне не снилось, когда я цвела в поле голубенькими цветочками! — говорила бумага. — И могла ли я в то время думать, что мне выпадет на долю счастье нести людям радость и знания! Я всё ещё не могу прийти в себя от счастья! Самой себе не верю! Но ведь это так! Господь бог знает, что сама я тут ни при чём, я старалась только по мере слабых сил своих не даром занимать место! И вот он ведёт меня от одной радости и почести к другой! Всякий раз, как я подумаю: «Ну, вот и песенке конец», — тут-то как раз и начинается для меня новая, ещё высшая, лучшая жизнь! Теперь я думаю отправиться в путь-дорогу, обойти весь свет, чтобы все люди могли прочесть написанное на мне! Так ведь и должно быть! Прежде у меня были голубенькие цветочки, теперь каждый цветочек расцвёл прекраснейшею мыслью! Счастливее меня нет никого на свете!

    Но бумага не отправилась в путешествие, а попала в типографию, и всё, что на ней было написано, перепечатали в книгу, да не в одну, а в сотни, тысячи книг. Они могли принести пользу и доставить удовольствие бесконечно большему числу людей, нежели одна та бумага, на которой были написаны рассказы: бегая по белу свету, она бы истрепалась на полпути.

    «Да, конечно, так дело-то будет вернее! — подумала исписанная бумага. — Этого мне и в голову не приходило! Я останусь дома отдыхать, и меня будут почитать, как старую бабушку! На мне ведь всё написано, слова стекали с пера прямо на меня! Я останусь, а книги будут бегать по белу свету! Вот это дело! Нет, как я счастлива, как я счастлива!»

    Тут все отдельные листы бумаги собрали, связали вместе и положили на полку.

    — Ну, можно теперь и опочить на лаврах! — сказала бумага. Не мешает тоже собраться с мыслями и сосредоточиться! Теперь только я поняла как следует, что во мне есть! А познать себя самое — большой шаг вперёд. Но что же будет со мной потом? Одно я знаю — что непременно двинусь вперёд! Всё на свете постоянно идёт вперёд, к совершенству.

    В один прекрасный день бумагу взяли да и сунули в плиту; её решили сжечь, так как её нельзя было продать в мелочную лавочку на обёртку масла и сахара.

    Дети обступили плиту; им хотелось посмотреть, как бумага вспыхнет и как потом по золе начнут перебегать и потухать одна за другою шаловливые, блестящие искорки! Точь-в-точь ребятишки бегут домой из школы! После всех выходит учитель — это последняя искра. Но иногда думают, что он уже вышел — ан нет! Он выходит ещё много времени спустя после самого последнего школьника!

    И вот огонь охватил бумагу. Как она вспыхнула!

    — Уф! — сказала она и в ту же минуту превратилась в столб пламени, которое взвилось в воздух высоко-высоко, лён никогда не мог поднять так высоко своих голубеньких цветочных головок, и пламя сияло таким ослепительным блеском, каким никогда не сиял белый холст. Написанные на бумаге буквы в одно мгновение зарделись, и все слова и мысли обратились в пламя!

    — Теперь я взовьюсь прямо к солнцу! — сказало пламя, словно тысячами голосов зараз, и взвилось в трубу. А в воздухе запорхали крошечные незримые существа, легче, воздушнее пламени, из которого родились. Их было столько же, сколько когда-то было цветочков на льне. Когда пламя погасло, они ещё раз проплясали по чёрной золе, оставляя на ней блестящие следы в виде золотых искорок. Ребятишки выбежали из школы, за ними вышел и учитель; любо было поглядеть на них! И дети запели над мёртвою золой.



    Похожие статьи