• Вышивка как вид искусства. Вышивка лентами как вид современного декоративно-прикладного искусства

    31.07.2019

    Украинская народная вышивка является одним из наиболее распространённых и доступных видов народного художественного творчества. Она совершенствовалась на протяжении многих столетий и до нас дошла в виде замечательных разнообразных орнаментов, швов, которыми они выполнены, интересных цветосочетаний нитей.

    Образцы старинной народной вышивки поражают нас простотой и лаконичностью, разнообразием и художественным мастерством и служат неисчерпаемым источником для развития советского декоративно-прикладного искусства.

    С глубокой древности ручной вышивкой оформляли разнообразные изделия, необходимые людям в быту. Популярна вышивка и сегодня. Красивы и оригинальны современные изделия, оформленные украинской народной вышивкой: салфетки, скатерти, рушники, панно, блузы, мужские сорочки и другие виды одежды.

    В современной украинской вышивке постепенно изменяются колорит и швы, которыми выполнены узоры. Традиционные орнаменты обогащаются новыми элементами и интересными композиционными решениями. Оформляя изделия по народным мотивам, современные мастера сохраняют многовековые традиции народной вышивки, используют цветовые решения, орнаменты, технику исполнения, характерные для отдельных областей Украины.

    Процесс выполнения вышивок увлекателен. Занятие вышиванием развивает эстетический вкус, прививает аккуратность, усидчивость, трудолюбие, творческое отношение к труду, формирует у школьников определённые навыки и умения, которые им пригодятся в практической деятельности.

    Виды орнаментов

    Создавая орнаменты для вышивки, художники во все времена обращались к природе, но не просто копировали её, а перерабатывали, стилизуя упрощали, сохраняя самое характерное. В украинской народной вышивке встречаются растительные, геометрические, растительно-геометризованные орнаменты, орнаменты с изображениями животных, орнаменты с эмблемами. В вышивке рушников, панно, посвящённых знаменательным датам, употребляются эмблемы государства. Растительные орнаменты состоят из стилизованных (упрощённых) цветов, листьев, бутонов, стебельков. Геометрические орнаменты состоят из разнообразных геометрических фигур: треугольников, ромбов, квадратов, звёзд и др.В вышивке рушников, салфеток, скатертей, панно в орнаментах встречаются стилизованные животные, птицы, насекомые.Растительно-геометризованные орнаменты состоят из геометризованных, упрощённых цветков, листьев, бутонов, стебельков.

    Виды швов украинских народных вышивок

    Швы украинских вышивок делятся на основные и дополнительные. Основные швы в свою очередь делятся на счётные и декоративные. Счётными называются такие швы, для выполнения каждого стежка которых необходимо считать нити тканей. Счётными швами выполняют геометрические или растительно-геометризованные орнаменты. К счётным швам относятся: прямая гладь, косая гладь, занизывание, набор, низь, крестик, зерновой вывод, выкалывание, вырезывание, верхошов, различные виды мережек. Разнообразие орнаментов достигается сочетанием нескольких видов швов в одном узоре. Так, узор может быть выполнен: прямой гладью, вырезыванием, выколками, зерновым выводом, ретязем, двусторонней штаповкой. В декоративных швах (их ещё называют свободными) стежки вышивки выполняют по рисованному контуру орнамента. Следовательно, к декоративным относятся швы, которыми вышивают растительные орнаменты. Это – двусторонняя гладь, полтавская гладь, художественная гладь, рушниковые швы. Простые декоративные швы: строчка, стебельчатый шов, цепочка или тамбурный шов, а такжегладьевой шов качалочки, которыми выполняют геометрические и растительно-геометризованные орнаменты. К дополнительным швам относятся: краевые швы, которыми оформляют края салфеток, рушников; соединительные швы (смереживание), которыми можно соединять отдельные детали таких изделий, как блузы, платья, юбки и др.; зубцевание – швы, которыми оформляют края манжет, рукавов, воротников в изделиях, а также сборка на нитку – пухлики. Чтобы работа над вышивкой образцов украинских народных швов приносила творческое удовлетворение, надо с самого начала стараться выполнять всё чётко и аккуратно. Красота украинских народных счётных швов зависит от точности счёта нитей ткани. Растительные орнаменты надо вышивать точно по контуру рисунка.

    Тема урока: «Вышивка как один из видов декоративно – прикладного искусства. Вышивание крестом». Технология 2класс.

    Ахметдинова Гульнара Гранитовна, учитель начальных классов первой квалификационной категории.

    Цель: ознакомить детей с технологией выполнения вышивания крестом; расширять знания об истории вышивания разных народов; повторить правила безопасности труда при работе с иглами.

    Задачи:

    Расширить знания учащихся о шве крест, выполняемый по горизонтали, во вертикали, по диагонали;

      отработать практические навыки помещения ткани в пяльцы;

      закрепить умения подготавливать инструменты и материалы к работе по вышиванию изделий;

      развивать сноровку, координацию движений;

      прививать аккуратность и терпение в работе;

      развивать мышление;

      способствовать развитию компетенций;

    Соблюдать правила техники безопасности;

      воспитывать аккуратность, организованность трудовой деятельности.

    Планируемые результаты :

    Предметные результаты:

    Расширить знания учащихся о шве крест;

    Закрепить умения подготавливать инструменты и материалы к работе по вышиванию изделий.

    Метапредметные результаты : (развивающие)

    Регулятивные УУД:

    Научить развивать образность, внимание, речь;

    Познавательные УУД:

    Уметь осуществлять поиск и выделять главную информацию из предлагаемого источника книги, (образовательные интернет ресурсы, энциклопедии и т.д.);

    Коммуникативные УУД:

    Развить навык работы в группах при выполнении практических работ;

    Находить способы созидательного труда внутри группового общения;

    Уметь обобщать и делать выводы.

    Личностные результаты:
    -умение выражать в творческой работе своё эмоциональное отношение к усвоенным знаниям, проявлять активность, инициативность при нахождении дополнительной информации, делиться ею с товарищами по коллективу;

    Воспитывать в себе любознательность, культуру труда, аккуратность, уважение к своему и чужому труду.

    Тип урока : урок-исследование.

    Наглядные пособия: образцы вышивки, эскизы, расположение узоров, стилизованные рисунки.

    Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, набор ручных инструментов, нитки для вышивки – мулине, пяльцы, канва, плотная ткань, схема рисунков, плакаты.

    Учебник: Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова, Н.В.Добромыслова «Технология» 2 класс.

    Ход урока:

    I .Организация урока:

    Проверка готовности учащихся к уроку.

    Вопросы на повторение предыдущей темы:

    Какую ткань используют для вышивки?

      Зачем ткань натягивают в пяльцах?

      Назовите основные стежки и швы на их основе.

      Почему ткань нужно вынимать из пялец после каждого сеанса выши­вания?

    Проверка и оценка домашней работы учащихся. Показ лучших работ.

    II.Изучение нового материла:

    Рассказать учащимся об истории вышитого орнамента, о композиции, раппорте, видах орнамента. Показать, как выполняется шов «крест» и гобеленовый.

    Объяснение учителя.

    Творчество помогает нам обнаружить скрытые способности, отрешиться на время от будничных проблем, а самое главное –создавать удивительные вещи, которые разнообразят нашу жизнь и делают ее ярче и богаче.

    Вышивка - это техника, с помощью которой можно украсить самые разнообразные изделия из различных материалов, придав им совершенно новый вид. Вышивка обильно украшала нижние края постельников, которые свешивались с кроватей, полотенца, скатерти и занавеси, холщовые сарафаны, головные уборы и платки, свадебные и праздничные рубахи.

    Множество крестиков разных цветов и оттенков как отдельные элементы мозаики способны сотворить чудо и составить пейзаж, натюрморт или портрет. Существует множество различных видов и техник вышивания.

    Декоративны и красочны вышивки Латвии, Литвы и Эстонии. В них преобладают геометрические и растительные мотивы узоров.

    Богаты и изящны вышивки народов Кавказа. В Грузии распространены вышивка шелком, шерстью, золотом, бисером.

    Вышивка Казахстана и Киргизии отличаются различными вариантами накладного шиться из войлока, сукна, кожи. В узорах часто встречаются завитки рогов, стилизованные фигуры животных, реже – изображение растений.

    У народов Крайнего Севера распространена вышивка оленьим мехом по замше, сукну и аппликация из ткани и кожи с применением бисера.

    Вышивка народов Поволжья – марийская, мордовская, чувашская – отличается геометризированными узорами из сочетания растений, животных и птиц.

    Для вышивки Татарии характерно шитье золотом и бисером по бархату на различных бытовых предметах и одежде.

    Традиционный крест выполняйте следующим: вы заканчиваете предыдущий крестик и начинаете следующий.

    Датский крест выполняется так: сначала вы вышиваете половину крестика и заканчиваете крестики по мере того, возвращаетесь. (Показ рисунков)

    Вышивкакрестом Выполняется на плотной ткани или канве. Канва – Это специальная т кань для вышивки.

    Техника вышивания крестом или полукрестом – одна из самых известных и популярных в народном творчестве. Эта техника известна издавна, но широко распространилась во второй половине прошлого столетия.

    Крест выполняется двумя перекрещивающимися диагональными стежками. (Показать учащимся выполнение стежков «крест», идущих горизонтально и вертикально и по диагонали)

    Главным узором народных вышивок крестом является геометрический, растительный и зооморфный (изображения животных, птиц) орнамент.

    Современная вышивка представлена самыми разнообразными узорами: мультипликационные герои, растения, ягоды, животные и т.д.

    Во время выполнения практической работы выполняется физминутка.

    " Бабочка" . Часто-часто похлопайте ресничками, то есть поморгайте

    Какие же материалы и инструменты нам необходимы для вышивки счетными швами:

    Материалы:

      Канва - специальная сеткообразная ткань для вышивки крестом;

      Нитки мулине

      Инструменты:

      Наперсток

    Безопасные приемы работы.

    ИГЛЫ. Для вышивки крестом используют гобеленовые иглы с тупым концом. Не держите иголку в зубах. Нечаянный вдох - и вы можете ее проглотить. Не вкалывайте иголки в одежду, кресла, диваны, не оставляйте на обеденном столе. Это опасно!

    НОЖНИЦЫ. Должны иметь острые и плотно сомкнутые концы.

    Практическая работа "Выполнение простого шва крестиком".

    III .Закрепление изученного материала

    Ответить на вопрос:

    1. Приспособление для натягивания ткани? (пяльцы)

    2. Специальная сеткообразная ткань для вышивки крестом? (канва)

    3. Нитки, используемые для вышивки? (мулине)

    I V .Подведение итогов

    Что нового узнали на уроке?

    Где в жизни вам это может пригодиться?

    Какую оценку, вы бы себе поставили за практическую работу?

    V . Домашнее задание

    Отработать навыки вышивки простым крестиком. Подготовиться к практической работе. Принести канву, нитки, пяльцы.

    Декoративно-прикладное искусство подразумевает под собой широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два oбширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладногo творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

    Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: oдежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, ювелирные и другие художественные изделия .

    Вышивка – распрoстраненный вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображения выполняются ручным или машинным способом на разных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шелковыми, шерстяными нитками, а также бисером, жемчугом, драгoценными камнями, блестками и др.

    Истoрические корни искусства вышивки уходят в глубину веков. Очевидно, мы никогда не сможем узнать, кто и когда впервые в истории догадался воплотить в узорный мотив красоту родной природы, свои переживания и ощущения, так как из-за недoлговечности ткани и ниток наука лишена возможности точно определить время возникновения этого искусства. Ведь образцы наиболее древней вышивки в музеях Европы относятся к V в. н. э..

    Данные археoлогических раскопок, свидетельства исторических летописцев и путешественников позволяют утверждать, что искусство вышивания берет начало в глубокой древности и развитие его не прекращалось никогда – начиная с незапамятных времен и дo наших дней .

    Истoрический факт - вышивкой украшалась одежда у скифов – жителей причерноморских степей. Об этом свидетельствует древнегреческий историк Геродот. В истории известно много археологических доказательств давности и распространенности народного обычая вышивать одежду. В с. Мартыновка Черкасской области был найден клад, датированный VI в. н. э. Среди других вещей здесь обнаружены серебряные пластинки с фигурками мужчин, одетых в широкие рубахи с вышивкой на груди, – еще недавно так одевались крестьяне. Пластинки, подобные найденным в с. Мартыновка, были обнаружены в Фессалии, на Балканах. Историки и ученные считают, что их занесли туда славяне со среднего Поднепровья. На фессалийских бляшках изображение воина настолько выразительно, чтo на рубахе видна вышитая вставка .

    Еще oдин исторический факт - арабский путешественник Ибн-Фадлан (X в. н. э.) в своем рассказе о руссах отмечает, что они носили вышитую одежду.

    В истoрическую эпоху Киевской Руси искусство художественной вышивки ценилось очень высоко. Сестра Владимира Мономаха Анна-Янка организовала в Киеве, в Андреевском монастыре, школу, где молодые девушки учились вышивать золотом и серебром.

    Археoлогические раскопки подтверждают широкое распространение вышивки в древности: на фибулах и серебряных браслетах XIII в. изображены фигуры в сорочках с широкими вышитыми манишками. В Ипатьевской летописи от 1252 г. рассказывается история про князя Даниила Галицкого, который во время встречи с королем был одет в кожух, обшитый золотыми плоскими мережками .

    Нарoд творил, находил и утверждал собственный оригинальный стиль. Неизвестные умельцы кропотливой работой выработали разнообразные установившиеся техники вышивания, которые благодаря стойкости традиции дошли через столетия до наших дней. Конечно, со временем мастерство вышивания совершенствовалось. Народный опыт сохранил наиболее типичные, наиболее целесообразные, отмеченные высоким художественным вкусом образцы орнамента, их красочность, вышивальные техники.

    Итальянский путешественник Жильбер де Лануа вспoминал, что рукавицы и шапки русичей были украшены вышивкой. На рисунках и иконах того исторического периода мы видим изображения людей в вышитой одежде, своими узорами мало чем отличающейся от современных, характерных для определенной местности орнаментов. Следует лишь отметить, что старинные образцы более напоминают тканый орнамент, более геометризованы, чем вышивки позднейших времен. Художественной вышивкой начинают интересоваться собиратели-коллекционеры и ученые-этнографы, усилиями которых устраиваются первые выставки прикладного искусства и кустарных промыслов.

    Худoжественная вышивка – один из наиболее распространенных видов народного искусства, в котором воплощены лучшие традиции народа, – приносит и будет приносить радость тысячам его почитателей .

    Пo характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень многообразна, по своей технике одна не похожа на другую. Известно, что каждая область, а иногда и район имеет свои, только здесь бытующие приемы вышивки, свои мотивы орнамента, цветовые решения. Это во многом определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением. В связи со сложившимися особенностями вышивки в различных областях, краях и республиках, вышивка обычно носит название тех мест, где она зародилась или от техники ее исполнения. Так можно назвать широко известные вышивки: нижегородские гипюры, низи, владимирский верхошов, крестецко-валдайская строчка, орловские списы и бранки, калужская цветная перевить, мастерская белая гладь, александровская цветная гладь, вологодский шов по письму и др. .

    Русская вышивка oтличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играет геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце - символ тепла, жизни; женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие, птица - символизировала приход весны, крючковатый крест - пожелание добра и взаимопонимания.

    Наибoлее распространенным мотивом в орнаменте народной вышивки является "ромб". В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения. Ромб с крючками в вышивке рассматривается как символ плодородия, связанный с представлением о матери - прародительнице - непосредственном начале всех рождений на земле. Ромб - "репей" в фольклоре сравнивается с дубом, священным деревом многих народов, и является метафорой небесного "цвета" - молнии, которая разит демонов, оберегает скот. В числе любимых мотивов была "розетка", состоящая из восьми лепестков - лопастей, соединенных в центре Она выступает как символ женского начала, плодородия.

    Среди мoтивов растительного орнамента видное место занимает "мировое дерево" - дерево жизни. Распространенным мотивом лицевых вышивок является стилизованная женская фигура. Она может выступать в различных композициях: в центре, всадники или птицы по сторонам; держащая ветки или светильники; с птицами в руках и т.д. Все эти сюжеты различаются по характеру их трактовки. Но в большинстве из них женщина Богиня-Мать, олицетворяющая Сыру - Землю, выступает покровительницей земледелия, плодородия земли. Она была призвана обеспечить жизненные блага и воспроизводство рода .

    Вышивки делятся на свoбодные (вышиваются по контуру рисунка свободными швами, без счета) и счетные (вышиваются по счету нитей ткани).

    Рисунoк с геометрическими формами выполняется преимущественно счётной вышивкой (отсчётом нитей полотна), а криволинейный рисунок - "свободной" вышивкой (по нанесённому заранее контуру) .

    Сегодня можно выделить следующие виды художественной вышивки:

    Классификация художественной вышивки

    Вышивка

    Машинная Ручная

    Обычная (однотонная, много- Счетная (крест, полукрест,

    цветная) «хардангер», мережка, Blackwork

    С использованием расходных цветная перевить, счетная гладь)

    материалов (аппликация, ажур- Свободная (белая гладь, тамбур,

    ная вышивка, Free-Standing лентами, бисером, «Решилье»,

    Embroidery и др.) вышивка в ковровой технике,

    С использованием дополни- золотое шитье, изонить, вышивка

    телных приспособлений (боринг, синелью,

    шнур, пайетки, петли и др.) свободная гладь)

    Вышивка является oдним из древнейших и наиболее распространенных видов народного искусства, в котором изображение выполняется с помощью иглы или специального крюка различными нитками на тканях, трикотаже, коже, войлоке и других материалах.

    Вышивка – этo искусство украшения ткани стежками, которые обогащают ее поверхность и подчеркивают красоту. В течение веков вышивальщицы экспериментировали с подходящими материалами, развивая и совершенствуя свое искусство, черпая вдохновение в окружающем их мире, в искусстве, в орнаментах других времен и культур. Художественную вышивку использовали для многих целей: чтобы увековечить память о событиях частной или общественной жизни, для выражения разного рода политических или духовных идей, чтобы продемонстрировать статус, рассказать какую-либо историю или восславить красоту мира природы. Мода на различные типы вышивки появляется и исчезает, но основные виды остаются неизменными. Разные виды вышивок от простых крестиков до изысканного золотого шитья накапливались с течением времени. Приёмы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались из поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые образы вышивок с характерными чертами. Сoхранив основные, издавна известные нашему народу приемы, узоры и орнаменты, вышивание очень обогатилось новыми техниками за счет появления новых материалов и технологий, что самым лучшим образом отразилось на многообразии и сложности рисунков и схем для вышивки, а также большим разнообразием современных тематик и стилей. Традиционная народная вышивка - это источник познания этнической истории и культуры народа и их эволюции во времени.

    Уникальные вышитые изделия частo экспонируются в выставочных залах, музеях и являются ярким доказательством творческого потенциала народа. Ознакомиться с коллекциями народного искусства вышивки можно в художественных и краеведческих музеях нашей страны: например, Государственном Историческом музее и Музее народного искусства в Москве, Государственном музее этнографии и Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Историко-художественном музее-заповеднике Сергиева Посада и других. Сравнивая современную вышивку со старинными образцами, видно постоянное развитие и совершенствование этого вида народного искусства.

    Как уже гoворилось ранее, вышивка насчитывает не одно столетие в истории прикладного искусства России. Продолжая исторически сложившиеся виды традиционного мастерства, вышивка развивается в русских и национальных регионах России. Устойчивость этого промысла на протяжении веков, многообразие видов и техник вышивки, живой интерес к этому виду творчества современной культуры и искусства делают его особенным художественным явлением и доказывают его жизнеспособность .

    Декоративное искусство – обширнейшая область творческой деятельности человека. Разнообразные изделия, изготовленные из керамики, дерева, стекла, текстиля являются самыми древнейшими продуктами человеческого труда и творчества, которые знаменуют развитие цивилизации и культурных традиций на различных этапах истории.

    Декоративно-прикладное искусство возникло и имело своё развитие в пору человеческого общества, которое считалось важной основной областью художественного творчества. Однако роль и значение декоративно-прикладного искусства до настоящего времени не совсем оценено . Вышивка шёлковыми лентами считается одной из самых древних видов народного рукоделия, его корни уходят в далекие античные времена, где было зарождено искусство производства шёлка в Древнем Китае. Вышивка лентами как вид современного декоративно-прикладного искусства было основано в далекой Италии, в дальнейшем это искусство подхватила другая страна – Франция. Сначала знатные дамы украшали ею свои роскошные платья (см. Приложение 1. Рис.1). Корсажи отделывались мелкими изящными розочками в стиле рококо, листиками и большим количеством всевозможных объемных цветочков. Все это великолепие дополнялось сверкающими жемчужинами и хрусталиками. Вслед за платьями лентами начали украшать и белье, которое становилось все более роскошным и изящным. Создавались специальные ателье, носившие название «Поставщики королевского двора», в которых с помощью простой иглы и шелковых лент создавались настоящие шедевры искусства. В наши дни их можно увидеть в музеях всего мира. Из Франции искусство вышивания лентами очень быстро распространилось в другие европейские страны. Не стала исключением в этом отношении и Россия. В нашей стране ленты в декоративных целях применялись с незапамятных времен. Об этом свидетельствуют многочисленные музейные экспонаты, литературные источники и народные песни. В давние времена засватанная невеста надевала на голову венок, который был украшен лентами и назывался поэтично - «красота». В Ржевском уезде носили головной убор-повойник, который покрывался лентами и узорами, вышитыми золотыми нитками (см. Приложение 1. Рис.2). Очень нарядно выглядел старинный девичий убор, который назывался «ленты», так как отделывался разноцветными лентами в сочетании с бусинками и узорами из золотых ниток (см. Приложение 1. Рис.3). Подол праздничных рубах принято было обшивать двумя полосками кумачовых лент. Обшивались пестрыми лентами и рубахи - «сенокосицы». Подол сарафанов украшался ажурной строчкой и также обкладывался ленточками. Вертикальная полоса, проходившая по центру сарафана и называвшаяся накладом, зачастую выполнялась из хлопчатобумажных или шелковых лент (см. Приложение 1. Рис.4). Иногда вышитые ленты использовались в качестве поясов .



    Вышивка лентами с давних времён привлекает рукодельниц только тем, что использование лент может помочь придать вышивке объём и само изделие в дальнейшем будет смотреться более эффектно и красиво.

    Вышивка лентами – оригинальная техника, которая является современнейшим и актуальным видом декоративно-прикладного искусства. Она имеет множество разнообразных функций. Работая с лентами может преобладать чувство цветовой гаммы, оригинального воображения, развития творческих способностей. Данным видом современного творчества, люди украшают свой повседневный быт, украшая бытовые предметы яркостью и привлекательностью. Вышивка как вид искусства широчайшим образом может применён в создании оригинальных художественных картин и церковных икон. Кроме того, следует отметить, что вышивка лентами и лентоплетение является главнейшим атрибутом в оформлении торжественных церемоний и праздников: лентами и рюшами часто расшиваются свадебные платья невесты, сумочки, носовые платки, салфетки и скатерти на столах (см. Приложение 2, Рис.5) .

    В последнее время вышивкой из шёлковых лент декорируют конверты для новорожденных, подарочные коробки, букеты цветов. Технология вышивки лентами с каждым днём обновляется и развивается, в ней появляются новые приёмы и направления. Стоит отметить, что многих рукодельниц вышивка атласными лентами, также, как и вышивка алмазной мозаикой может привлекать только тем, что она может позволить достаточно быстро увидеть окончательную результативность и за несколько дней создать картину. В отличие от затратных по времени вязания спицами и крючком или вышивания нитями, когда сам процесс создания может занимать многие недели. Сама техника вышивания лентами считается несложной, но требующейся большой аккуратности и усидчивости от человека, который занимается данным видом декоративным – прикладным творчеством .



    Проблема обучения вышивке лентами, как вида современного декоративно-прикладного искусства, на сегодняшний день относится к числу наиболее актуальных. Обучение вышивке лентами – процесс сложный, творческий, он не возможен без эмоций и увлеченности. Современные декоративные техники имеют свою специфику и шаблоны в обучении не допустимы, так как школьники обладают разными способностями. Каждый ученик носит в себе задатки художника и при условии более индивидуального подхода эти задатки могут быть развиты. Уроки декоративного искусства способствуют обучению художественным навыкам, учащиеся смогут развивать в себе чувство прекрасного, творческие качества личности, разбираться в многообразии декоративных техник, научиться преобразовывать бытовые предметы в произведения искусства.

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    Средняя общеобразовательная школа № 5

    План - конспект урока

    « Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме »

    Составила:

    учитель технологии

    Губинская

    Галина Ивановна

    Северодвинск

    20 1 5

    Класс : 5 «А»

    Раздел: Рукоделие

    Тема: Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме.

    Цель: ознакомить учащихся с историей вышивки и показать её применение в народном и современном костюме. Освоить приемы вышивания.

    Задачи :

    Образовательная: ознакомить учащихся с искусством ручной вышивки; применяемыми инструментами и материалами, с приемами вышивания;

    Развивающая: развивать творческие способности, сенсорные и моторные навыки;

    Воспитательная: воспитывать трудолюбие, терпение, внимательность и аккуратность.

    Оборудование : учебник, рабочая тетрадь, гладкокрашеная хлопчатобумажная ткань, набор инструментов и материалов для вышивания.

    Тип урока: комбинированный .

    Методы: диалогический, алгоритмический.

    Длительность урока: 45 минут.

    Ход урока:

      Организационно-подготовительный этап.

    Приветствие;

    Назначение дежурных;

    Выявление отсутствующих на уроке;

    Проверка готовности учащихся к уроку;

    Настрой учащихся на работу.

      Изучение нового материала.

    Сегодняшний урок будет посвящён одному из самых распространённых видов декоративно-прикладного творчества, но какому, вы должны догадаться сами по небольшому рассказу – подсказке. (Определение темы занятия).

    1. Старинный и самый распространенный вид декоративно - прикладного искусства. Широко распространен у всех народов нашей страны. Приемы вырабатывались многими поколениями мастеров, бережно сохранявших все ценное, (если учащиеся не догадались, зачитывается вторая часть).

    2. Ее выполняли льняными, шерстяными, шелковыми (чаще цветными), камнями, монетами и т. п.

    О чем мы будем сегодня с вами разговаривать? Как можно сформулировать тему нашего урока?

    Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме. (ребята открывают тетради, подписывают число и тему урока)

    Исходя из нашей темы, какие мы можем поставить перед собой задачи на сегодняшний урок?

    - ознакомиться с историей вышивки;

    Рассмотреть её применение в народном и современном костюме.

    Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц – рукодельниц. Вся женская половина пряла, ткала, вышивала.

    Как вы думаете, что такое вышивка? Вышивка – это искусство создания на тканях узоров (с помощью чего?) с помощью иглы и нитей. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси (9 век) говорят находки археологов (приложение 1). Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными золотыми нитями . Русскую женщину эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. Начиная с семи – восьмилетнего возраста девочки начинали готовить себе приданное к свадьбе. Необходимо было вышить скатерти, покрывала, полотенца, а также различную одежду. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданное: свадебный наряд, выходную одежду, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданного, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.

    Как вы думаете, для чего мастерицы украшали свои изделия вышивкой?

    Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое назначение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. Древним воинам на Руси дарили перед походом белые рубашки с красной вышивкой.

    А где могла располагаться вышивка?

    Вышивали на груди, рукавах и по подолу специальные узоры, которые, по поверьям, оберегала человека в бою (лев, барс-храбрость мудрость, оберег защита).

    В древности русская вышивка зачастую была связана с религиозными верованиями славян, главным культом которых был культ богини плодородия, которая изображалась в образе величавой женской фигуры, окруженной цветами, птицами, зверями или всадниками . (приложение 2)

    А сейчас мы рассмотрим символы, которые использовали мастерицы для своих узоров. (приложение 3)

    Солнце- источник жизни, обладающий живительной силой

    Земля- изображение женской фигуры, «Кормилица – мать-сыра Земля». матери-Земли.

    Конь- оберег домашнего очага, символ добр оты

    Птица - спутники солнца, символ добра, любви, мира, согласия в доме.

    Древо – символ жизни, единства рода.

    Огонь – очистительная сила.

    Спираль – символ пожелания блага

    Украшение костюма – не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые передавались из поколения в поколение, которые можно читать, как книгу. Основным элементом вышивки является орнамент. (приложение 4)

    Орнамент это последовательное повторение отдельных узоров или целой их группы. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл. Различают несколько видов орнаментов: растительный, зооморфный и геометрический, человекообразный. У русских вышивальщиц любимый орнамент был геометрический. В них преобладали ромбы, прямоугольники, квадраты. Из этих элементов состояли фигуры людей, зверей и птиц изображения растений, только они стилизованы, упрощены.

    Физкультминутка

    Вот у нас физкультминутка,

    Наклонились, ну-ка, ну-ка!

    Распрямились, потянулись,

    А теперь назад прогнулись.

    (наклоны вперед и назад)

    Голова устала тоже.

    Так давайте ей поможем!

    Вправо-влево, раз и два.

    Думай, думай, голова.

    (вращение головой)

    А над морем чайки кружат,

    Полетим за ними дружно.

    Брызги пены, шум прибоя,

    А над морем - мы с тобою!

    (машут руками)

    Мы теперь плывем по морю

    И резвимся на просторе.

    Веселее загребай

    И дельфинов догоняй.

    (плавательные движения руками)

    Поглядите: чайки важно

    Ходят по морскому пляжу.

    (ходьба на месте)

    Хоть зарядка коротка,

    Отдохнули мы слегка.

    Для того, чтобы украсить вышивкой какое-либо изделие, необходимо использовать определённые инструменты и материалы

    Какие инструменты и приспособления применяются в вышивке?

    (пяльцы, иглы вышивальные, ножницы, карандаш, калька, копировальная бумага)

    А какие материалы можно использовать для вышивки?

    (ткани - х/б, лён, шёлк, смешанные, канва, нитки – ирис, мулине, гарус, шерсть)

    Вышивка очень богата разными видами и способами вышивания.

    Какие виды вам известны?

    (крест, гладь, бисер, пайетки, ленты и т.д)

    Мы же свое изучение вышивки начнем с простейших стежков.

    Виды декоративных стежков ручной вышивки.

      Самый простой шов – «вперёд иголку» - на лицевой и изнаночной стороне стежки получаются одинаковые.

      Шов «вперёд иголку с перевивом» - сначала выполняется стежок «вперёд иголку», а затем стежки перевивают нитью другого цвета или этими же нитями (для украшения одежды, столового белья)

      Шов «назад иголку» - образует на лицевой стороне непрерывный ряд стежков, на изнаночной стороне эти стежки в 2 раза длиннее (Этот шов иногда называют «строчка», т.к. он похож на машинную строчку). Сегодня вышивка не утратила своей популярности. Это прекрасный способ придать обыденным вещам и одежде оригинальный и неповторимый вид.

      Стебельчатый шов– сплошной ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. (Для выполнения стебля растений , для выполнения монограммы - вязь из начальных букв имени, фамилии)

      Тамбурный шов - непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой (для вышивания лепестков цветов, листьев и т.д.)

      Петельный шов - это ряд петельных стежков, расположенных по краю изделия- этим швом можно закрепить аппликацию, обработать край изделия

      Практическая работа.

    Повторение правил техники безопасности:

    при работе с ножницами:

    Хранить ножницы в футляре;

    На столе ножницы должны лежать лезвиями от себя;

    Во время работы не оставлять лезвия ножниц открытыми.

    Передавать ножницы сомкнутыми лезвиями кольцами вперёд.

    при работе с иглами, булавками:

    Хранить иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.);

    Не оставлять их на рабочем месте;

    Ни в коем случае не брать иголки, булавки в рот;

    Не вкалывать их в одежду;

    Перед работой и по ее завершении пересчитать иголки и булавки;

    Не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой;

    Куски сломанных иголок или булавок собирать и отдавать учителю.

    П/р: выполнить простейшие швы, опираясь на образцы и технологическую карту (приложение 5)

    4. Выдача домашнего задания.

    Учебник стр. 96-100, 108-113 записи в тетрадях.

    5. Подведение итогов урока.

    - Какие инструменты и приспособления применяют для вышивания?

    Что относится в вышивании к материалам?

    Что нового узнали на уроке?

    Чему научились на данном занятии?

    Достигли ли мы тех задач, которые поставили в начале занятия?

    Научиться вышивать нетрудно, нужно проявить терпение и усидчивость. Одежда вышитая вашими руками станет нарядной и оригинальной.

    Рефлексия: учащимся выдаются кружочки, в них они должны нарисовать свое настроение, на обратной стороне написать + и – урока.

    Учитель напоминает дежурным об их обязанностях: после звонка с урока остаться и прибраться в классе; благодарит учащихся за их учебно-познавательную деятельность и заканчивает урок.

    Приложение 1

    Приложение 2

    Приложение 3

    Солнце -

    Земля -

    Конь –

    Птица –

    Древо -

    Огонь –

    Приложение 4


    Приложение 5

    Технологическая карта№1:

    «Выполнения простейших ручных швов»

    Последовательность операций

    Графическое изображение

    Шов « вперед иголку»

    1. Выбрать материал.

    3. Прошить по рисунку. Стежки и расстояния между ними стараться выполнять одинаковыми по размеру.

    4.Контроль качества работы.

    Шов « за иголку»

    1. Выбрать материал.

    2. Разметить (нанести рисунок).

    3. Прошить по рисунку: движением иглы справа налево сделать первый стежок и пропуск в ткани такой же длины. Для выполнения второго стежка нитку укладывают слева направо. Иглу вводят в ту же точку, где кончается первый стежок, а выводят на лицевую сторону на четыре нити ткани левее второго стежка. Таким образом, изнаночный стежок будет в два раза длиннее лицевого.

    4. Контроль качества работы.


    Шов « шнурок».

    1. Выбрать материал.

    2. Разметить (нанести рисунок).

    3. Прошить по рисунку: контур рисунка прометать швом « вперед иголку». Затем иглу с ниткой

    (чаще другого цвета) подводят под каждый стежок сверху вниз, не прокалывая ткань.

    4. Контроль качества работы.


    Тамбурный шов

    1. Выбрать материал.

    2. Разметить (нанести рисунок).

    3. Прошить по рисунку: из исходной точки иголку переместить под тканью по линии рисунка на расстояние, равное стежку; рабочая нить в виде петли остается под иглой. Делая последующие стежки, иголку вкалывайте в образованную предыдущим стежком петлю.

    4. Контроль качества работы.

    Стебельчатый шов.

    1. Выбрать материал.

    2. Разметить (нанести рисунок).

    3. Прошить по рисунку: от исходной точки нитку сначала продвинуть вперед, а затем, проколов ткань, иголку с рабочей ниткой провести по изнаночной стороне назад, выводя у середины предыдущего стежка (рабочая нитка всегда выводится с одной стороны стежка).

    4. Контроль качества работы.

    Петельный шов. (краевой шов)

    1. Выбрать материал.

    2. Разметить (нанести рисунок).

    3. Стежки петельного шва выполнять в направлении слева направо, располагая их перпендикулярно краю ткани. Край ткани уложить на указательный палец левой руки и придерживать его большим пальцем.



    Похожие статьи