• Творческий проект "наши добрые сказки ". Творческий проект "волшебный мир сказок"

    30.07.2019

    Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Просто и убедительно говорит сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказки всегда побеждает.

    Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К.Д.Ушинский. Он писал о сказке: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто — нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

    Мы представляем проект: «Русские народные сказки».

    Проект наш познавательный, творческий.

    Участники проекта: дети 3-4 лет, педагоги, родители воспитанников.

    Объект: развитие познавательной деятельности у детей младшего дошкольного возраста.

    Предмет: формирование познавательного интереса к русским народным сказкам.

    Место проведения : детский сад №4, пер. Свердлова д.4 «Б»

    Продолжительность : краткосрочный (2 недели)

    Цель проекта:

    • Познакомить детей с русскими народными сказками, прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству.

    Перед нами были поставлены следующие задачи:

    — формировать у детей знания о русских народных сказках.

    — воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

    — прививать любовь к книге.

    — развивать речь, активизировать словарный запас.

    — развивать творчество, фантазию, воображение.

    — укреплять взаимоотношения с родителями.

    Актуальность данного проекта заключается в следующем:

    — Сказка — прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна.

    — Русская народная сказка — это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления.

    — Сказка для ребенка — это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной действительности. Образность сказки, даже более того — ее условность, хорошо усваивается ребенком.

    — Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь, у него эмоционально — чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии. В сказке есть четкая граница: это — Добро, а это — Зло, этот персонаж — плохой, а этот — хороший. И малыш знает, что Кощей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что — то хорошее.

    Предусматривались следующие этапы реализации проекта:

    Подготовительный:

    — формулировка цели и задач проекта;

    — составление плана реализации проекта «Русские народные сказки»;

    — чтение русских народных сказок дома и в саду;

    — рассматривание иллюстраций в книгах «Русские народные сказки».

    Основной:

    — знакомство с русскими народными сказками в группе и дома;

    — просмотр мультфильмов по сказкам;

    — чтение стихов про героев сказок;

    — инсценирование русских народных сказок с использованием различных видов театров;

    — разучивание потешек;

    — дидактические игры;

    — рассматривание альбома: «Сказки — загадки»;

    — загадывание загадок по сказкам;

    — рассматривание альбомов сказок, потешек;

    — подвижные игры;

    — составление различных видов гимнастик;

    — составление комплекса утренней гимнастики по сказкам;

    — раскрашивание персонажей сказок;

    — выполнение совместной аппликации по сказке «Колобок»;

    — изготовление поделок «Любимые герои русских народных сказок»;

    — выполнение совместной лепки по сказке «Репка»;

    — рассказывание сказок с помощью схем;

    — строительство теремка, его заселение «жителями»;

    — составление сказок из кубиков;

    — выкладывание сказок из пазлов;

    — настольные игры;

    — выставка книг по русским народным сказкам;

    — инсценирование сказки «Теремок» с музыкальным сопровождением;

    — фотовыставка.

    Заключительный:

    — выставка поделок «Мой любимый герой»;

    — альбомы сказок, сочиненных детьми вместе с родителями;

    — выставки книг, аппликации, макета;

    — фотовыставка;

    — изготовление альбомов, дидактических игр, театров;

    — составление различных гимнастик, утренней разминки.

    Свою работу над проектом мы начали с составления плана реализации проекта «Русские народные сказки».

    Сказки имеют большой психологический смысл и обладают большой привлекательностью и ценностью для ребенка. К.Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр. Поэтому мы знакомили детей с русскими народными сказками, читая книги, просматривая мультфильмы.

    А так же читали и заучивали наизусть стихи о героях сказок : «Мишка», «Зайка»; Заучивали потешки «Идет коза рогатая», «Петушок», «Сорока — сорока». Дети их не только рассказывали наизусть, но и сопровождали рассказ движениями по тексту.

    Наше знакомство со сказками так же проходило через их драматизацию с использованием разных видов театров : «Би — ба — бо», «Настольный театр», «Театр — телевизор», «Театр шапочек», «Театр живой руки».

    С целью закрепления знаний о русских народных сказках используем дидактические игры: «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь сказку», Назови сказку».

    Дидактические игры развивают речь, мышление, воображение.

    Для активизации мыслительных процессов, развития речи, памяти загадывали загадки, которые показали, насколько хорошо дети знают русские народные сказки.

    В самостоятельной и совместной деятельности воспитателей с детьми рассматривали альбомы «Русские народные сказки» (в рисунках детей и родителей), «Потешки» (в рисунках детей и родителей), «Узнай сказку» (иллюстрации к сказкам).

    Провели с детьми беседу о правилах безопасного поведения дома и на улице.

    Вспомнили знакомые сказки, где герои попадали в беду по различным причинам: «Гуси-лебеди» — нельзя оставаться на улице одному, это опасно. В сказке «Маша и медведь» — нельзя убегать от взрослых далеко, можно потеряться. А в сказке «Волк и семеро козлят» — выяснили то, что нельзя никому открывать дверь, если остаешься один дома.

    Дети активное участие принимают в подвижных играх : «У медведя во бору», «Карусель», «Зайка беленький сидит», «Нет у зайки рукавиц». В организации игр используем шапочки для героев.

    В реализации проекта использовали различные виды гимнастик:

    — дыхание является главнейшим источником жизни. При достаточном поступлении воздуха сердце и иммунная система начинают работать активнее, предотвращая тем самым проникновение инфекции и недостаток кислорода;

    — артикуляционная гимнастика способствует выработке полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Использовали «Сказку про язычок»;

    — пальчиковые игры, физкультурные минутки — развивают речь, память, внимание.

    Вместе с детьми создали коллективную аппликацию по русской народной сказке «Колобок».

    Активное участие принимали воспитатели, родители и дети в создании выставки поделок «Мой любимый сказочный герой» . На выставке представлены поделки из различных материалов: из бумаги, из ниток, из дерева, из пластилина, рисунки, выжигание.

    Данная деятельность способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте, сблизила детей, родителей и воспитателей нашей группы.

    Дети с удовольствием принимали участие в создании макета по сказке «Репка» , старались вылепить некоторые детали для героев сказки (поясок, пуговицу, голову, глаза, хвостик и т. д.). Запомнили последовательность появления героев сказки, называли их.

    В самостоятельной деятельности:

    — дети раскрашивали иллюстрации из сказок;

    — играли в игру «Волшебные сказки»; составляли сказки с помощью пазлов, кубиков;

    — строили из крупного строителя «Теремок» и заселяли в него героев сказок.

    Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомятся с окружающим миром.

    С помощью воспитателей учились рассказывать сказки, используя схемы «Расскажи сказку».

    Провели выставку домашних книг и книг детского сада по русским народным сказкам с участием родителей.

    Воспитатели вместе с детьми создали и нарисовали сказки — перевертыши, а родители и дети сочинили сказки на новый лад, проиллюстрировали их.

    Инсценировали сказку «Теремок» с музыкальным сопровождением. Музыкальные инструменты для сопровождения героев сказки подбирали вместе с детьми. Игры такого характера помогают вырабатывать интонационную выразительность, правильный темп, силу голоса, мимику.

    В фотовыставке «Дети и сказки» представлен наглядно весь материал по проекту «Русские народные сказки». Через фотовыставку родители познакомились с деятельностью воспитателей и детей по реализации проекта.

    В проекте принимали участие все дети группы. У детей повысился уровень знаний русских народных сказок, расширился кругозор, речь детей стала более насыщенной и выразительной. Родители проявили инициативу и творчество в реализации проекта.

    Зоя Губарева

    Проект по сказкам в старшей логопедической группе

    Название проекта:

    «ЭТОТ ВОЛШЕБНЫЙ СКАЗОЧНЫЙ МИР»

    Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.

    Продолжительность: 7 месяцев (ноябрь- май) .

    Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.

    Образовательная область: знакомство с художественной литературой, развитие речи, изобразительная деятельность, музыкальное воспитание.

    Актуальность: Секрет старых сказок прост: за века своего существования они миллионы раз пересказывались маленьким слушателям, а потому полностью приспособились к потребностям детей.

    Первая сказка малыша обязательно должна быть ритмичной, с рифмами и песенками. Идеальны в этом отношении русские народные сказки «Колобок», «Теремок» и «Репка», к тому же они прекрасно убаюкивают.

    Не забудьте и про особый «мамин голос» - интонации матерей, говорящих со своими младенцами, неповторимы. Самая уютная сказка - "Волк и семеро козлят". В ней "маминым голосом" говорит козочка, и ребенок, слушая сказку, наверное, видит себя козленком.

    Пусть малыш "проживет" сказку вместе с вами. Пищите, рявкайте, кукарекайте! Это поможет развить фонетический слух ребенка, обострит восприятие. Игра голосов завораживает маленьких детей. Ну и, конечно, не забудьте о нравственном "намеке" сказки: "Вот каково не слушаться!"

    Бытовые сказки ("Морозко") расскажут детям, что люди есть хорошие и плохие. Пусть выбирают, какими им быть: ленивыми и злыми или добрыми, смелыми и трудолюбивыми.

    В волшебных сказках другие персонажи. Зло представлено в них фантастическими, отвратительными чудовищами. Это прежде всего Кощей Бессмертный страшный старичище, похищающий, как правило, красивых женщин - матерей, жен, невест героев сказок. Это и Баба Яга - костяная нога.

    Родителям следует помнить, что развитие воображения таит некоторую опасность - появление детских страхов в 5-6-летнем возрасте после прочтения волшебных сказок. Нужно учитывать эмоциональное состояние своего ребенка и в случае необходимости "смягчить" воздействие сказки, напомнив о сильном и бесстрашном герое сказки.

    Сказки Ш. Перро, братьев Гримм, Г. X. Андерсена столь же любимы, как и русские народные сказки. "Золушка", "Красная Шапочка", "Мальчик с пальчик", "Снежная королева", "Щелкунчик" - все они захватывающе интересны, интригующие и поучительные.

    Особое место в детском чтении занимает поэтическая форма рассказывания сказок. С поэтической формой дети знакомятся еще в младенчестве, вслушиваясь в мамины колыбельные, "купальные" песенки - так называемый фольклор: "Лей с гуся вода - с Аленушки худоба" или "Киска-киска, брысь! На дорожку не садись. Наши детки пойдут, через киску упадут".

    В дошкольном возрасте приходят к ребенку сказки А. С. Пушкина «О золотой рыбке», «О золотом петушке», «О царе Салтане», а также "Конек-Горбунок" П. Ершова. Без них не вырастает ни один ребенок.

    Малыши дошкольного возраста, не умея читать, с удовольствием слушают сказки и стихи. Именно в эти годы нарождается любовь к книгам. Нужно покупать сказки, детские стихи и рассказы с иллюстрациями. Малыш будет видеть на картинках то, что вы читаете, потом сам будет "читать" по картинкам полюбившуюся сказку.

    Никогда не забывайте, что дети наблюдают за вами. Ребенок должен ощущать, как вы любите книги, как вам нравится читать ему вслух и быть вместе. Не дай Бог заметить малышу, что вечерние сказки - лишь скучная обязанность для вас.

    Очень хорошо дождливым осенним днем, когда нет возможности выйти на прогулку, "оживить" сказку, распределив роли между членами семьи. Позвольте режиссером быть ребенку.

    Следующая ступенька – вдохновить ребенка к сочинительству сказки. Зачин может быть ваш: «Жила-была девочка (мальчик…» Ребенок знает уже много сказок – пусть сочинит свою. Конечно, в его собственной сказке будут фрагменты из прочитанных сказок, но появятся и новые мотивы. Детям это занятие всегда по душе.

    Цели проекта:

    Нравственно-эстетическое развитие детей через знакомство с творчеством русского народа, фольклора, приобщение детей к богатствам русской художественной литературы.

    Развитие патриотических чувств у детей,

    Развитие творческих способностей, фантазии детей;

    Содействие гармонизации отношений между взрослыми и детьми, между самими взрослыми.

    Задачи:

    Работа с детьми:

    Познакомить с творчеством русского народа, - способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;

    Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;- обогащать и расширять словарный запас детей.

    Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

    Знакомить с классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам народа,

    Формировать навыки сотрудничества;

    Воспитывать чувства дружбы и коллективизма.

    Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;

    Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;

    Работа с родителями:

    Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

    Развитие совместного творчества родителей и детей;

    Развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

    Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

    Обеспечение: сборники русских народных сказок, иллюстрации к сказкам, литература, репродукции картин, рисунков, фотографии, аудиозаписи классической музыки композитора Н. Римского-Корсакова, К. Сен-Санса, А. Грибоедова; методическая литература.

    Предполагаемый результат:

    Развитие интереса к русской литературе;

    Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

    Совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.

    Содействие творческому развитию детей;

    Развитие эмоциональной отзывчивости;

    Гармонизация отношений между взрослыми и детьми

    Продукт проектной деятельности:

    Рисунки, поделки, работы по аппликации по сказкам, театрализованная деятельность.

    Презентация проекта:

    Оформление выставки «Моя любимая сказка»»

    Открытое занятие «Два жадных медвежонка»

    Конкурс чтецов

    Развлечение – викторина «По сказочным следам»

    Театрализованная деятельность

    Основные этапы реализации проекта:

    Подготовительный:

    Опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки.

    Обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;

    Совместная деятельность детей и воспитателя.

    1. Чтение сказок, фольклора.

    2. Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий.

    3. Игры – драматизации по сказкам

    4. Конкурс чтецов отрывков из произведений.

    5. Игры на звукоподражание

    6. Игра-фантазия “Если б я поймал золотую рыбку. ”

    7. Викторина по математике «Два жадных медвежонка».

    8. Оформление выставки детских работ по сказкам

    Самостоятельная деятельность детей.

    1. Рассматривание иллюстраций в различных книгах сказок

    2. Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам

    (рисование, раскраски, лепка, аппликация)

    Совместная деятельность детей и родителей.

    1. Чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам

    2. Заучивание отрывков из сказок.

    3. Совместное творчество родителей и детей по изготовлению поделок, рисунков по сказкам.

    Заключительный этап:

    1. Оформление выставки «Моя любимая сказка»

    2. Развлечение – викторина «По сказочным следам»

    3. Проведение итогов проектной деятельности.

    4. Изготовление поделок, рисунков по сказкам.

    Сказки своими руками:

    Рисунки детей на тему сказки "Два жадных медвежонка"


    Педагогический проект «Сказка в гости к нам спешит» для детей 2 младшей группы (3-4 года) «И нельзя без сказок нам прожить друзья, Ведь со сказкой проще нам найти слова для любимых деток или малыша». Авторы: Другова Л.В Ткаченко Т.П г.


    Актуальность. Дошкольное детство - очень важный этап воспитания внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Детская сказка - это первая и немаловажная ступень ребёнка к познанию окружающего его мира. Художественные образы и язык, которыми оперируют русские народные сказки, прост и понятен даже маленькому ребёнку. Слушая сказку, ребёнок незаметно подсознательно впитывает жизненно важную для него информацию, способы разрешения различных сложных ситуаций. Посредством сказки легче всего рассказать малышу первые и самые важные принципы нравственности: что такое «хорошо» и что такое "плохо". Сказки детям дают простор для воображения. Ребёнок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества. Народные сказки учат. Они всегда имеют положительный конец. Добро в них всегда победит, а зло будет наказано. Ребёнок может представить себя положительным героем, ведь в сказках герой всегда будет вознаграждён, а злодей наказан. Добро в сказках представлено не сводом скучных правил и наставлений, а в образах сильных богатырей, смелых принцев, добрых и справедливых волшебников. Сказки способствуют развитию эмоций и нравственному развитию ребёнка.


    Цель: Развитие устойчивого интереса к сказке как произведению искусства; раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей. Задачи для детей: Вызвать у детей интерес к книгам, их рассматриванию (вместе со взрослыми и самостоятельно). Расширить представление детей о сказках. Развивать традиции семейного чтения. Для воспитателей: Пополнить книжный уголок новинками литературы, портретами писателей и художников – иллюстраторов, аудио и видеозаписями, тематическими альбомами, речевым материалом. Разработать систему мероприятий по теме проекта; Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, Привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя анкетирование, создание книг-самоделок, газет и другие форм работы. Для родителей Стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах, мероприятиях, досугах; Способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей; Оказание помощи воспитателям в организации выставки: «Моя любимая сказка


    Этапы работы: 1 этап - подготовительный Определение темы (проблемы) проекта; составление плана-схемы проекта; обсуждение темы проекта с родителями,; сбор информации, литературы, материала. 2 этап – основной Реализация плана проекта с детьми, родителями, педагогами. 3 этап - итоговый Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.


    План – схема реализации проекта. Познавательно - речевое развитие. Беседа «Моя любимая сказка». Цель: сформировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта. Игра - занятие «Встреча с Колобком». Цель: развивать фразовую речь в соответствии с текстом, речевую и пантомимическую выразительность, доставить удовольствие от игры. Игра - занятие «Кто в теремочке живет…» Игра - занятие «Сказки бабушки – Загадушки»; Игра - занятие «Чудесный сундучок». Цель: познакомить детей с чудесным сундучком, в котором живут сказки, воспитывать интерес к сказкам. Игра – занятие «Необыкновенные книги». Цель: познакомить детей с различными видами книг: книгами- элеронами, книгами- вырубками, книгами – панорамами. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам. Цель: создать условия для рассматривания иллюстраций по желанию, формировать умение рассматривать книжные иллюстрации к сказкам, побуждать детей к рассказам по иллюстрациям. Встреча в видеосалоне (просмотр мультфильмов по теме) Показ кукольного театра «Кот, петух и лиса» Театрализация сказки «Теремок» Цель: развивать выразительность речи и пантомимику детей, закрепить знание содержания сказки, уметь пользоваться атрибутами театра.


    Художественно-эстетическое развитие. Лепка «Колобок», Цель: вызвать у детей желание создавать в лепке образы сказочных героев. Закрепить умение лепить предметы округлой формы, раскатывать глину между ладонями круговыми движениями. Коллективная аппликация «Рукавичка». Цель: учить детей наклеивать готовые формы, развивать творческое воображение. Рисование «Я от бабушки ушел». Цель: упражнять в рисовании предметов круглой формы, закрепить умение правильно держать кисть, пользоваться красками. Раскрась героя сказки. Цель: совершенствовать умение детей раскрашивать не выходя за контур, в одном направлении, развивать мелкую моторику пальцев рук.


    Чтение художественной литературы. Рассказывание сказок «Теремок», «Репка», «Заяц - хваста», Заячья избушка», «Волк и семеро козлят». Цель:развивать целенаправленное внимание, воспитывать умение слушать и понимать произведение сказочного жанра, эмоционально откликаться на воображаемые события, учить сопереживать героям, выделять хорошие и плохие поступки.




    Музыкально- театрализованная деятельность. Игра- ситуация «Короб со сказками». Цель: вспомнить с ребятами знакомые сказки, способствовать вхождению детей в роли героев, игре в настольный театр. Игра- ситуация «Знакомые герои». Цель: побуждать детей к драматизации, учить входить в роль, поощрять самостоятельность в игре. Театр- фланелеграф. «Три медведя», Колобок» Настольный театр «Волк и семеро козлят» Драматизация сказок «Колобок», «Курочка Ряба», Теремок» Показ кукольного театра «Три медведя» Теневой театр «Лиса и заяц». Цель: учить детей разыгрывать с помощью воспитателя знакомые сказки, развивать способности удерживать в памяти и воспроизводить последовательность событий в сказках.




    Работа с родителями. Круглый стол» - «Сказка ложь, да в ней намек» Оформление папки – передвижки «Сказка в жизни ребенка» Оформление книжек – малышек по сказкам Акция «Подари книгу детскому саду» Изготовление театров из нестандартного оборудования. Обобщение опыта семейного воспитания «Мама почитай – ка!»


    Предметно- развивающая среда. Оформление тематического альбома «Здравствуй, сказка!». Составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях) Разработка конспектов тематических и интегрированных занятий по теме «Сказка». Оформление «Уголка книги» Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов


    Ожидаемый результат: пополнение библиотеки книгами по разделу «Сказки»; оформление тематического альбома «Здравствуй. сказка!»; оформление книжек – малышек родителями; изготовление театров из нестандартного оборудования, декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов. разработка конспектов занятий по теме «Сказка»; составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях) Трансляция проекта: презентация проекта на групповом родительском собрании.

    «В гостях у сказки» (для среднего дошкольного возраста)

    Актуальность темы

    Русские народные сказки привлекают детей своими сюжетами, необычными историями, чудесами и превращениями.

    Благодаря им ребёнок понимает, что жизненный путь труден, что каждое испытание помогает стать сильнее. Сказка намекает, что сделать правильный выбор помогает любящее сердце.

    Они учит человека жить, вселяя в него веру в добро и справедливости, вызывая у ребёнка сочувствие к обиженным героям. В результате сопереживания у детей появляются не только новые знания, но и самое главное – эмоциональное отношение к окружающему: к людям, явлениям. Из сказок дети узнают много нового: представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.

    Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств. Сказки помогают развивать воображение, творческое мышление, речь, подводить детей к логическим суждениям. Они служат могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

    Сказка учит детей учиться, познавать себя самого и мир вокруг.

    Гипотеза

    Мы предположили, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребенка, помогает овладевать речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке.

    Тип проекта

    Информационно - творческий

    Кратковременный

    Групповой.

    Беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций,

    игры - драматизации.

    Цель проекта

    Приобщать детей к чтению художественной литературы в процессе знакомства с народными сказками. Прививать интерес к театральной деятельности.

    Задачи проекта

    Продолжать знакомить со сказками;

    Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе;

    Обогащать и расширять словарный запас детей;

    Развивать артистические способности;

    Развивать у детей творческие способности;

    Формировать навыки сотрудничества;

    Развивать коммуникабельность и умению общаться со взрослыми в различных ситуациях;

    Родители:

    Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка;

    Развитие совместного творчества родителей и детей;

    Развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, обсуждать с ним предстоящую работу;

    Заинтересовать родителей жизнью группы;

    Планируемый результат:

    Развитие личности ребенка, как активного участника проекта;

    Развитие интереса к сказкам;

    Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей;

    Совершенствовать связную речь детей;

    Содействовать творческому развитию детей

    Этапы проекта

    1.Этап – Подготовительный (разработка проекта)

    (с 01.04.14г по 22.04 14г.)

    Определение проблемы;

    Постановка цели и задач;

    Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

    Составление перспективного плана.

    Перспективный план.

    Социализация

    Дидактические игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой сказки», «Любимые

    сказочные герои», «Герои русских сказок», «Герои русских сказок». Кубики и пазлы по р. н. сказкам, игры на эмоции.

    Познание

    Беседы с детьми о прочитанных сказках,

    Кто пишет сказки. Рассматривание

    иллюстраций с изображением сказочных героев.

    Коммуникация

    деятельность по сказкам «Заюшкина избушка»,

    «Колобок», «Кот, лиса и петух».

    Художественная

    литература

    Чтение и обсуждение сказок. Пересказ

    разных сказок.

    Художественное

    Творчество

    Непосредственно образовательная

    деятельность: ИЗО - «Мой любимый сказочный герой», «Сказочный домик- теремок»; Аппликация – « Красная шапочка», «Сказочная птица»,Лепка- «Мисочка трех медведей», «Золотая рыбка».

    Коллективный ручной труд: изготовление плоскостного театра на фланелеграф «теремок»

    Ремонт книг в книжном уголке. Изготовление

    Масок и атрибутов к театрализованной постановке

    «Теремок»

    Здоровье

    Непосредственная образовательная деятельность

    «Уроки Айболита»

    Физическая

    культура

    П/игры «Зайцы и волк», «У медведя во бору»

    «Гуси- гуси»

    Безопасность

    Совместная деятельность с детьми «Волк и семеро козлят»

    Разучивание песен и движений к игре –

    драматизации «Теремок»

    Работа с родителями

    Консультации «Знакомство со сказками», «Приемы обучения детей рассказыванию».

    Папка – передвижка «Любимые сказки»

    Помощь в изготовлении костюмов для спектакля.

    Пути реализации проекта

    1.Пополнение содержания книжного уголка разных жанров.

    2.Оформление уголка «В гостях у сказки»

    3.Организация выставки рисунков по мотивам сказок.

    4.Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев,

    атрибутов.

    5.Чтение разных сказок;

    6.Рисование детьми героев сказок.

    7. Разучивание поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

    8.Пересказ прочитанных сказок, их инсценировка.

    9.Самостоятельное составление сказок.

    10.Иллюстрирование прочитанных сказок.

    11.Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.

    12.Загадки о сказках, героях сказок.

    13.Выполнение совместно с родителями творческих работ.

    14.Театрализация сказки: «Теремок»

    15.Беседа с родителями «Знакомство с проектом»

    16. Домашнее задание для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам).

    17.Чтение сказок с детьми.

    18.Помощь в пополнении книжного уголка.

    I I Этап – Исследовательский.

    (01.04.14г. по 14.04.14г.)

    Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.

    Выполнение проекта.

    I I I Этап – Заключительный.

    с 14.04.14г. по 21.04.14г).

    Презентация проекта.

    Театрализация сказки «Теремок»

    Подведение итогов, анализ результатов

    Обобщение результатов работы.

    Заключение.

    Ознакомление с художественной литературой включает как целостный анализ произведения, так и выполнение творческих заданий. Все это оказывает положительное влияние на развитие словесного творчества детей и поэтического слуха. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.

    В процессе ознакомления со сказками активизировался словарь, развивается связная речь

    Ознакомление со сказками способствовало развитию продуктивной деятельности

    У детей появился интерес к играм, драматизациям. Групповая библиотечка пополнилась новыми книгами сказок.

    В результате совместной деятельности со взрослыми дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сами сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций.

    ПРОЕКТ «В гостях у сказки»

    Составитель: Вотинцева Людмила Иосифовна,воспитатель МДОУ "Детский сад "Ладушки",высшая квалификационная категория.
    Проект «В гостях у сказки» предназначен воспитателям детского сада для работы с детьми среднего дошкольного возраста. Целью проекта является создание условий для развития познавательно-речевых способностей у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники. Проект построен с учётом возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста. Для развития познавательно-речевых способностей задействованы разнообразные виды деятельности: игровая, двигательная, изобразительная, музыкальная, познавательно-исследовательская, конструирование.
    Содержание
    1. Введение.
    2. Актуальность проекта.
    3. Содержание проекта.
    4.Этапы реализации проекта.
    5.Вхождение в проект.
    6.План мероприятий.
    7.Работа с родителями.
    8.Ожидаемый результат.
    9.Список литературы.
    Введение.
    Характеристика проекта
    Вид проекта: информационно - творческий.
    По срокам проведения: долгосрочный – 9 месяцев
    По составу: групповой
    Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель.
    Происхождение темы: В группе появились мнемотаблицы с графическими изображениями сказок и рядом иллюстрации из книг русских народных сказок. Дети заинтересовались, что они обозначают, как это отображается на рисунке.
    Понятия, которые можно изучить в ходе реализации проекта: театр, ширма, театральное представление, сцена, зрительный зал, декорации, афиша, театр бибабо, ростовые куклы, кукольный спектакль.
    Мотивация: Вы хотите превратиться в героев сказок и попасть в них?
    Объект исследования: познавательно-речевое развитие детей среднего дошкольного возраста.
    Предмет исследования: процесс работы по запоминанию и рассказыванию русских народных сказок с помощью приёмов мнемотехники.
    Цель проекта:
    Создать условия для развития познавательно-речевых способностей у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники.
    Задачи проекта:
    Обучающие:
    -Создать условия для увеличения круга знаний детей об окружающем мире. Упражнять в умении драматизировать небольшие сказки.
    -Побуждать включаться в игровой образ и брать роль на себя.
    - Создать условия для развития умений запоминать и пересказывать небольшие произведения с помощью приёмов мнемотехники.
    Развивающие:
    Продолжать развивать артикуляционный аппарат, работать над дикцией, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи.
    - Развивать навыки самостоятельности для преодоления у детей робости, застенчивости, неуверенности.
    - Продолжать работу по формированию интереса к русским народным сказкам, способствовать накоплению эстетического опыта, обсуждая литературные произведения.
    - Развивать продуктивную изобразительную деятельность детей.
    Воспитательные:
    -Формировать навыки сотрудничества, воспитывать чувство дружбы и коллективизма.
    -Воспитывать культуру речи, обогащать и расширять словарный запас детей.
    В работе с родителями:
    - Повышение компетентности родителей по вопросам познавательно-речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
    - Активное включение родителей в образовательный процесс.
    Оборудование и материалы: Иллюстрации к сказкам, разные виды театра, мнемотаблицы по сказкам, атрибуты для музыкальных и дидактических игр, музыкальное сопровождение к драматизациям сказок, элементы костюмов к играм драматизациям по сюжетам сказок, материалы для продуктивной деятельности.
    Предполагаемый продукт проекта:
    Праздник «В гостях у Феи сказок», презентация по результатам проекта.
    Актуальность проекта.
    В настоящее время одним из главных направлений ФГОС ДО является повышение качества дошкольного образования, использование эффективного деятельностного подхода в работе с детьми, использование эффективных технологий, направленных на развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста.
    Развитие познавательно-речевой активности ребенка дошкольного возраста развивает детскую любознательность, пытливость ума, формирует на их основе устойчивые познавательные интересы. Ребенок, как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов, т.к. возрастающая динамичность социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах.
    Проблему повышения познавательно-речевой активности дошкольников широко исследовали в психологии Выготский, Леонтьев, Ананьев, Беляев, в педагогической литературе Щукина, Морозова и другие.
    Познавательно-речевое развитие ребенка - один из основных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющий уровень социальных и познавательных достижений дошкольника - потребностей и интересов, знаний, умений и навыков, а также других психических качеств. В дошкольной педагогике инструментом познания могут стать приёмы мнемотехники. Мнемотехника помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение
    Актуальность использования мнемотехники в работе по развитию познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста состоит в том, что:
    во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование приёмом мнемотехники;
    во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, а так же формирует навык практического использования приемов работы с памятью;
    в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей выделять главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания. В исследованиях многих психологов (Л.А.Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается доступность приёмов мнемотехники детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое).
    Для ребёнка сказка всегда была и остаётся не только первым и наиболее доступным средством познания, но и способом познания социальных отношений, поведения в ситуациях его повседневной жизни. Сказка удовлетворяет тягу малышу к поступкам, к необычному, формирует и развивает фантазию.
    При работе с детьми педагогами замечено, что дети без радости включаются в развивающую деятельность. У детей неважная память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью.
    Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ.
    Наш детский сад работает по программе “От рождения до школы”.(Под ред. Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - м.: мозаика синтез, 2014) Программа “От рождения до школы ” позволяет развивать наглядно – образное мышление и воображение, любознательность и познавательно-речевую активность. У ребенка развивается интерес к экспериментированию, решению различных творческих задач. Но в данной программе нет системы использования мнемотехники для развития познавательно-речевых способностей детей дошкольного возраста.
    Учитывая актуальность и практическую значимость использования мнемотехники в развитии познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста, нами составлен Проект «В гостях у сказки» по развитию познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста с использованием приёмов мнемотехники.
    Содержание проекта.
    Для развития познавательно-речевых способностей в проекте задействованы разнообразные виды деятельности: игровая, двигательная, изобразительная, музыкальная, познавательно-исследовательская, конструирование. Работа проходит на протяжении всего образовательного процесса нахождения ребёнка в детском саду. В течении месяца содержание может меняться и дополняться в зависимости от игровых ситуаций.
    В средней группе нами за основу взяты сказки.
    Обучение пересказу литературных произведений начинаю со знакомых сказок: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», при этом используется приём совместного рассказа.
    Схема обучения пересказу сказки:
    1.Рассказывание сказки с одновременным показом настольного театра.
    2. Повторный рассказ воспитателя с детьми. Воспитатель начинает фразу, дети продолжают. Например, Жили-были дед…(и баба) Была у них…(курочка-ряба) Дети находят на столе предметные картинки или мне-моквадраты с цветным изображением героев сказки, раскладывают их в правильной последовательности.
    3.Показ иллюстраций, воспитатель обращает внимание на героев сказки и дети учатся описывать их внешний вид, действия. Используется приём художественного слова: читаются потешки, песенки на тему сказки.
    4. Привлечение детей к обыгрыванию сказки
    Работа по использованию мнемотаблиц состоит из 3 этапов:
    1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
    2 этап: Осуществляется перекодировние информации: символы в образы.
    3 этап: После кодирования осуществляется перерассказ сказки с помощью взрослого...
    Для детей среднего дошкольного возраста даём цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая.
    Этапы реализации проекта.
    Подготовительный этап.
    1.Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
    2.Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.).
    3. Подбор наглядно-дидактического материала.
    4. Организация развивающей среды в группе.
    5. Создание условий для продуктивной деятельности.
    6. Разработка сценария литературно-музыкального праздника «В гостях у Феи сказок»
    Основной этап.
    Реализация плана мероприятий:
    1.Работа по плану мероприятий
    2.Создание презентации.
    3.Работа с родителями (активное вовлечение родителей в реализацию проекта, индивидуальное и групповое консультирование по вопросам использование приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста).
    Заключительный этап.
    1.Анализ результатов проекта, выводы и дополнения к проекту.
    2. Планы на расширение проекта по использованию приёмов мнемотехники в работе с детьми в старшей группе.
    Вхождение в проект.
    Изменяется предметно-развивающая среда. Появляются мнемотаблицы с графическим изображением, иллюстрации со знакомыми детям сказками, разные виды театра, атрибуты для драматизации сказок.
    Дети заинтересованы, что изображено на мнемотаблицах.
    Беседа с детьми: Что мы знаем о сказках и мнемотаблицах?
    Что мы хотим узнать? Как можно изобразить сказку.
    Что мы будем делать, чтобы научиться по-разному изображать сказки?
    План мероприятий.
    Сентябрь.
    1. Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба».
    2. Показ настольного театра «Курочка ряба».
    3. Слушание аудиозаписи «Курочка ряба».
    4. Моделирование сказки «Курочка ряба».
    Изобразительная деятельность:Рисование «Золотое яичко» (рисование пальчиками).
    Двигательная деятельность:Подвижная эстафета « Кто быстрей до курочки», «Перенеси яичко»
    Музыкальная деятельность:Обыгрывание элементов драматизации сказки под музыку.
    Октябрь.
    1. Рассказывание русской народной сказки «Теремок».


    2. Показ настольного театра «Теремок».
    3. Показ плоскостного театра «Теремок» на ковролине.

    5. Рассказывание детьми сказки «Теремок» с помощью мнемотаблицы.
    Продуктивная деятельность:Рисование «Кто в теремочке живёт?» (поролоновый рисунок.
    Двигательная деятельность:Подвижная игра «Кто быстрей до теремка?».
    Музыкальная деятельность:Инсценировка по сюжету сказки.
    Ноябрь.
    1. Чтение русской народной сказки «Репка».


    2. Показ плоскостного театра «Репка» на ковролине.
    3. Н/печатная игра «Репка».
    4. Вспомним сказку по коллажу.
    5. Рассказывание детьми сказки «Репка» с помощью мнемотаблицы.
    Продуктивная деятельность:Лепка «Репка большая и маленькая».
    Двигательная деятельность:Подвижная игра «Вытяни репку».
    Музыкальная деятельность:Муз. дид.игра «Урожай собирай».
    Декабрь.
    1. Чтение русской народной сказки «Колобок».


    2. Показ настольного театра «Колобок».
    3. Игра-пазлы «Колобок».
    4. Вспомним сказку по коллажу.
    5. Рассказывание детьми сказки «Колобок» с помощью мнемотаблицы.
    Продуктивная деятельность:Коллективная работа по рисованию «Я от бабушки ушёл».
    Двигательная деятельность:Подвижная игра «Хитрая лиса».
    Музыкальная деятельность:Музыкально-театролизованное представление по сказке «Колобок».
    Январь.
    1.Чтение русской народной сказки «Маша и медведь».

    2. Показ настольного театра «Маша и медведь».
    3. «Отгадай загадку» (отгадывание загадок о героях сказки).
    4. Слушание аудиозаписи сказки «Маша и медведь».
    5. Моделирование сказки «Маша и медведь».
    Продуктивная деятельность:Рисование «Маша и медведь» (трафаретные рисунки) составление сюжетов сказки.
    Двигательная деятельность:Подвижная игра «Медведь и пчёлы».
    Музыкальная деятельность:Просмотр и музыкально-театрализованное представление по сюжетам мультфильма «Маша и медведь».
    Февраль.
    1. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».


    2. Показ пальчикового театра «Заюшкина избушка».
    3. Н/печатная игра «Собери фигурку».
    4. Вспомним сказку по коллажу.
    5. Рассказывание детьми сказки «Заюшкина избушка» с помощью мнемотаблицы.
    Продуктивная деятельность:Рисование «Лисья избушка» (солёный рисунок).
    Двигательная деятельность:Подвижная игра «Лиса и петухи».
    Музыкальная деятельность:Разучивание песен про лису и зайца.
    Март.
    1. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».


    2. Показ пальчикового театра по сказке «Петушок и бобовое зёрнышко».
    3. Ознакомление с малыми фольклорными формами: потешки о животных.
    4. Вспомним сказку по коллажу.
    5. Рассказывание детьми сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» с помощью мнемотаблицы.
    Продуктивная деятельность:Рисование набрызгом и ладошкой «Петушок и курочки клюют зёрнышки.
    Двигательная деятельность:Эстафета «Петушки».
    Музыкальная деятельность: Попевки про петушка.
    Апрель.
    1. Чтение русской народной сказки «Волк и козлята».


    2. Показ настольного театра «Волк и козлята».
    3. Н/печатная игра «Собери картинку».
    4. Игры-имитации «Волк», «Козлята».
    5.Рассказывание сказки «Волк и козлята» при помощи моделирования.
    Продуктивная деятельность:Рисование «Путаница для волка»(загадочные рисунки нитью)
    Двигательная деятельность:Соревнование козлят с волком.
    Музыкальная деятельность:Музыкальное представление по сказке «Волк и семеро козлят»
    Май.
    Праздник «В гостях у Феи сказок».
    Отгадывание загадок по сказкам.
    Дидактическая игра «Наши сказки».
    Вспомним сказку по коллажу.
    Инсценирование детьми сказок с помощью мнемотаблицы.
    Презентация результатов реализации проекта: Показать драматизацию сказок «Петушок и бобовое зёрнышко», «Волк и семеро козлят», детям младшей группы.
    Работа с родителями.
    Сентябрь: Информационная ширма «Мнемотехника для детей среднего дошкольного возраста »
    Октябрь: Семинар –практикум «Как работать с мнемотаблицами».
    Ноябрь: Папка- передвижка с образцами мнемотаблиц составленных по сказкам.
    Февраль: Составление дома детьми вместе с родителями мнемотаб-лицы по сказкам.
    Март: Изготовление с детьми поделок и рисунков для выставки «Ох уж эти сказки!».
    Апрель: Привлечение родителей к изготовлению костюмов к презента-ции сказок «Петушок и бобовое зёрнышко», «Волк и семеро козлят».
    Май: Подготовка к празднику «В гостях у Феи сказок».
    Ожидаемый результат.
    В процессе реализации проекта «В гостях у сказки»:
    -повысится интерес детей к познавательной деятельности, дети будут охотно включаются в образовательный процесс;
    -повысится творческая активность детей: они с удовольствием будут участвовать в драматизации сказок;
    -у детей увеличится круг знаний об окружающем мире;
    -появится желание пересказывать сказки, придумывать свои сюжеты;
    - дети с интересом будут смотреть театральные постановки других и удовольствием будут воспроизводить их в своей игровой деятельности;
    -родители активно включатся в образовательную деятельность группы, будут интересоваться развивающими технологиями работы с детьми дошкольного возраста.
    Литература.
    1.Большёва Т. В. Учимся по сказке изд. «Детство – ПРЕСС», 2001.
    2.Вераксы Н. Е. , Комаровой Т. С., Васильевой М. А..Программа «От рождения до школы»- М.: мозаика синтез, 2014.
    3. Дошкольное воспитание Обучение творческому рассказыванию 2-4/1991.
    4. Поддьякова Н. Н., Сохин Ф. А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1998.
    5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологиию - СПб, 2000 г.
    6. Смольникова Н. Г. , Смирнова Е. А. Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников.
    7. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи ООО «Издатель-ство ГНОМ и Д», 2001.
    8. Ушакова О. С., Сохин Ф. А. Занятия по развитию речи в детском саду М.: Просвещение, 1993.
    9. Фомичёва Г. А. Методика развития речи детей дошкольного возраста уч. пособие 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1984.
    10. Чернобай Т. А., Рогачёва Л. В., Гаврилова Е. Н. Оценка успешности речевого и физического развития дошкольников: метод. Рекомендации для педагогов детского сада; Под ред. В. Л.Малашенковой. – Омск: ООИПКРО, 2001.

    Похожие статьи