• Сущность концепции воспитание на основе потребностей человека. Концепции воспитания школьников (Е.В

    21.09.2019

    Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

    • муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
    • «Детский сад №35 комбинированного вида «Непоседы»
    • Воспитание на основе потребностей человека
    • (по В.П. Созонову)
    • Подготовила: воспитатель
    • Сажина Алина Сергеевна
    • г. Новосибирск
    • 2016 год
    В своих представлениях о влиянии воспитания на развитие личности ребенка В.П. Созонов делает акцент на внутренних механизмах самоизменения человёка.
    • В своих представлениях о влиянии воспитания на развитие личности ребенка В.П. Созонов делает акцент на внутренних механизмах самоизменения человёка.
    • Воспитание (по В.П. Созонову) - деятельность педагога, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника:
    • 1) в творческой деятельности;
    • 2) быть здоровым;
    • 3) в защищенности
    • 4) в уважении, необходимом
    • социальном статусе;
    • 5) в смысле жизни;
    • 6) в самореализации;
    • 7) в удовольствии, наслаждении.
    Цель и принципы воспитания
    • Цель воспитательной деятельности: обеспечивать необходимые условия для удовлетворения базовых потребностей личности учащегося.
    • ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ:
    • 1. Принцип природосообразности.
    • 2. Принцип целостности в подходе к ребенку.
    • 3. Деятельностный принцип.
    • 4. Эгоцентрированный принцип: обращенность к внутреннему миру, развитие чувства «самости», «я» ответственности перед внутренним «Я».
    • 5. Возрастной принцип: подбор видов, содержания и форм деятельности в соответствия с ведущими потребностями детей разного возраста.
    • 6. Принцип гуманизма: всестороннее взаимодействие воспитателя и воспитанника на объективном единстве целей.
    Содержание воспитательного процесса
    • Содержание воспитательного процесса должно служить целям жизни воспитанника и быть связано со становлением мотивационно - потребностной сферы личности ребенка.
    • Направления воспитательного процесса:
    • 1. Организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности детей и благополучная социализация воспитанника;
    • Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
    • воспитание (развитие) чувств, привитие оптимистического мировосприятия, научение радостному проживанию жизни, каждой ее минуты.
    Механизм воспитания
    • При осуществлении процесса воспитания педагогу необходимо знать и учитывать закономерности, логику и стадии развития личности ребенка, осознавать, что каждому этапу личностного развития соответствуют:
    • а) определенная общность людей, в которой ребенок пребывает и осваивает социальный опыт;
    • б) определенная ведущая деятельность, благодаря которой происходит психическое и социальное развитие ребенка;
    • в) определенные психические новообразования, которые ложатся в основание личности растущего человека.
    Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса.
    • Испытывая чувство неудовлетворения от существующих в педагогической науке и практике подходов и технологий определения эффективности процесса воспитания, В.П. Созонов предлагает два пути оценивания результатов воспитательной деятельности.
    Первый путь - это оценивание работы воспитателя по качеству созданных им условий для жизнедеятельности воспитанников.
    • Первый путь - это оценивание работы воспитателя по качеству созданных им условий для жизнедеятельности воспитанников.
    • Критерии оценки результативности:
    • Психологический климат коллектива,
    • Интеллектуальный и эмоциональный фон жизни,
    • Уровень психологической защищенности и свободы каждого ребенка,
    • Характер взаимоотношений ученика и учителя,
    • детей между собой,
    • степень доверия, взаимоуважения, взаимопомощи всех членов школьного сообщества;
    • возможность самоутверждения, самореализации каждого ребенка в формах жизнедеятельности коллектива.
    Второй путь связан с поиском неких глубинных основ и признаков для оценки личности воспитанника, когда характеризуются не поступки, не внешние формы поведения, а внутренний мир, отношения, установки.
    • Второй путь связан с поиском неких глубинных основ и признаков для оценки личности воспитанника, когда характеризуются не поступки, не внешние формы поведения, а внутренний мир, отношения, установки.
    • К числу свойств (качеств) внутренне свободного, здорового человека, способного к саморазвитию и самоактуализации, целесообразно можно отнести:
    Самоприятие, гармония и согласие внутренних «образов Я»;
    • Самоприятие, гармония и согласие внутренних «образов Я»;
    • Способность к рефлексии, умение оценивать и владеть своими чувствами, управлять собой;
    • Знание себя, своих психофизиологических особенностей, а в итоге - особенностей характера, стиля и тактики собственной жизни;
    • Признание и принятие окружающей среды, бытия других, внешнего «образа мира»; позитивное мироощущение;
    • Способность к пониманию, сочувствию, состраданию другому;
    Чувство собственного достоинства, самоуважение;
    • Чувство собственного достоинства, самоуважение;
    • Активность, поиск новых способов отношений с другими, нацеленность на преодоление жизненных проблем, оптимизм, стрессоустойчивость, стремление к достижению поставленных целей;
    • Признание и готовность к постоянному поиску целей жизни, идеалов и смыслов жизни;
    • Эмоциональная и интеллектуальная независимость, готовность к самостоятельному жизненному выбору;
    • Включенность в настоящее, способность получать удовольствие от жизни, радоваться, быть счастливим.
    • Таким образом, перечисленные качества личности и комплекс необходимых условий для их развитая должны находиться в поле зрения того, кто оценивает результаты воспитательной деятельности,
    • а именно-педагога!
    Используемая литература:
    • Степанов Е.Н. «Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания», М., «Педагогический поиск», 2003 г.
    • Созонов В.П. «Организация воспитательной работы в классе»: метод. пособие, М., 2000 г.
    • https://yandex.ru/images/search?img_url
    • obtizdat.ru
    • https://yandex.ru/images/search?text=воспитание%20картинки&img_url
    • www.artcafe-vistavka.ru

    Эту концепцию разработал ижевский ученый Валерий Петрович Созонов. Основные ее положения изложены автором в методическом пособии «Организация воспитательной работы в классе», опубликованном в издательстве «Педагогический поиск» в 2000 году.

    Понятие «воспитание». В.П. Созонов выступает против существовавшей многие годы социоцентрической модели воспитательной деятельности. Он пишет «предлагаю другой подход к воспитанию: не от общества, а от ребенка, не от коллектива, а от самосознания отдельного члена, не от общественных потребностей и внутренних проблем человеческого индивида который пришел в человеческое сообщество и страстно стремится познать себя, непонятного и непокорного найти в мире свое место, единственное, но законное, выразить, реализовать себя, уникального и неповторимого. И не надо его «формировать», пытаться сделать из маленького человека – вселенского чуда – болванку, унылый стандарт, повторяющий нас самих. Необходимо доверять человеческой природе».

    В своих представлениях о влиянии воспитания на развитие личности ребенка ижевский ученый делает акцент на внутренних механизмах самоизменения человека. Он убежден, что успех работы воспитателя во многом обусловлен поиском и установлением взаимосвязи процессов реализации базовых потребностей растущего человека и воспитательной деятельности педагога. Базовые потребности, по его мнению, есть главная цель, объект педагогической заботы и критерий эффективности воспитательной работы. Из такого понимания воспитательного процесса и вытекает определение воспитания как деятельности педагога, направленной на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника:

    1) в творческой деятельности;

    2) быть здоровым;

    3) в защищенности, безопасности;

    4) в уважении, признании, необходимом социальном статусе;

    5) в смысле жизни;

    6) в самореализации (самоосуществлении);

    7) в удовольствии, наслаждении.

    Цель и принципы воспитания. Рассматривая человека как существо саморазвивающееся, самоопределяющееся, В.П. Созонов подчеркивает, что ребенок – существо на самодостаточное для саморазвития в силу возраста, малых знаний, слабости физических и духовных сил. Отсюда становится очевидной цель воспитательной деятельности: обеспечивать необходимые условия для удовлетворения базовых потребностей личности учащегося.

    Воспитание, в основе которого лежат потребности человека, может базироваться, по мнению В.П. Созонова, на таких принципах.

    1. Принцип природосообразности. Давайте откажемся от переделки ребенка. Пусть нашей исходной позицией станет доверие к нему, выращивание в нем личности с учетом имеющегося потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития; оиск, обнаружение и укрепление внутренних сил.

    2. Принцип целостности в подходе к ребенку. Будем учиться понимать его как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального.

    3. Деятельностный принцип. Постараемся осознать: воспитывает не только педагог и не столько нравоучениями, сколько организацией живого опыта бытия, отношений членов сообщества.

    4. Эгоцентрированный принцип: обращенность к внутреннему миру, развитие чувства «самости» и ответственности перед внутренним «Я». Критерии успешности воспитания – здоровая «Я – концепция», гармония внутреннего мира ребенка, чувство собственного достоинства.

    В основе воспитательной системы лежит концепция - это система взглядов на что-либо, основная мысль которой определяет цели, задачи и которая указывает пути его разрешения. Или под концепцией понимается система взглядов, ведущий замысел, основная руководящая идея.

    Каждая эпоха выдвигает свои концепции, каждые концепции подкрепляются теорией, каждая теория оформляется через разные технологии (понятие методика шире понятия технология, поэтому методика может реализовываться через различные технологии). Каждая концепция характеризует эпоху, поэтому смена концепций означает социальную революцию.

    Современные концепции воспитания:

    • 1. Системы построения процесса воспитания (авторы В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова). В этой концепции воспитание рассматривается как управление процессом развития личности, ее социализации. Личность ребенка находится в центре процесса воспитания, главное в котором - создание условий для целенаправленного, протекающего под социальным и педагогическим контролем систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.
    • 2. Системно (социально) - ролевая концепция развития личности (автор Н.И. Таланчук). Н.М. Таланчук определяет воспитание в качестве процесса человековедения (вести человека к идеалу), протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей, неизбежно выполняемых человеком в семье, коллективе, мире и Я-сфере. Подготовка к "проживанию" этих ролей и есть наиважнейшая задача воспитания.
    • 3. Формирование образа жизни, достойной Человека (автор Н.Е. Щуркова). Н.Е. Щуркова рассматривает воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. При этом именно воспитатель выступает "предъявителем культуры". В цели воспитания Н.Е. Щуркова закладывает триединство разумного, духовного и творческого: жизнь, достойная Человека. Это, по ее мнению, жизнь, простроенная на вечных ценностях, - Истине, Красоте и Добре, и служению им.
    • 4. Воспитание ребенка как человека культуры и нравственности (автор Е.В. Бондаревская). По мнению Е.В. Бондаревской, человек формируется полностью тогда, когда он проживает в атмосфере культуры, нравственности и сам эту культуру создает в себе и вокруг себя. Воспитание определяется ею как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. Особый акцент в концепции Е.В. Бондаревская делает на слове "помощь", имея в виду активную позицию самого ребенка, которому важно предоставить некое "пространство свободы", чтобы он имел право и возможность выбора, будучи субъектом собственной душевной и духовной жизни, ставшей результатом процесса восхождения его к высоким ценностями ориентирам.
    • 5. Педагогическая поддержка ребенка в процессе его развития (автор О.С. Газман). О.С. Газман определяет воспитание как специально органи-зованный процесс предъявления социально значимых, одобряемых обществом ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения активной педагогической поддержки. При этом такая помощь, такая поддержка должны быть оказаны семьей, педагогами, ближайшим окружением. Их усилия призваны помочь ребенку адаптироваться не только в учебно-воспитательном процессе, но в социуме.
    • 6. Концепция творческой самодеятельности личности (авторы: В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев). Концепция предполагает саморазвитие личности школьника в условиях взаимодействия школы и семьи. Воспитание - это общественное, исторически сложившееся явление. Воспитание - это педагогический процесс. Воспитание - это самоизменение личности в системе общественных отношений и в творчестве.
    • 7. Гуманистическая концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе (авторы: А.А. Бодалев, З.А. Малькова, Л.И. Новикова). В данной концепции обосновываются эффективность гуманистической воспитательной возможности школы и роль учителя как старшего друга, который может оказать помощь и поддержку растущему человеку; взаимодействие, сотворчество, сотрудничество.
    • 8. Концепция самоопределения личности (А.Н. Тубельский). Данная концепция предполагает личностное, личностное, жизненное, профессиональное самоопределение в условиях школы. Свободу выбора, внутреннюю свободу, риск, готовность к жизни, к труду надо воспитывать у школьников в современных условиях развития рыночных отношений.
    • 9. Концепция формирования научного мировоззрения учащихся (К.В. Гавриловец). Конструирование своего "Я" - главное в воспитании. Систематическое самопознание и самореализация. Человек - мир, человек - природа, человек - человек. Формирование "Я-концепций", "Я-личности".

    К числу достаточно известных концепций также можно отнести следующие концепции:

    • - Личностно-ориентированного воспитания (Бондаревская Е.В., Сериков В.В.).
    • - Философско-антропологическую концепцию (Библер В.С.).
    • - Синергетическую концепцию (Игнатова В.А.).
    • - Системного построения процесса воспитания (Караковский В.А.).
    • - Воспитания на основе потребностей человека (Созонов В.П.).
    • - Концепция воспитания как педагогического компонента социализации личности ребенка (Рожков М. И., Байбородова Л. В.).
    • - Концепция самовоспитания школьника (Г.К. Селевко).
    • - Концепция воспитания на основе потребностей человека (В.П. Сазонов).
    • - Концепция трудовой подготовки школьника (А.А. Сидельковский) и др.

    Концепция - система взглядов, определенное понимание явлений и процессов.

    Описать концепцию воспитания – охарактеризовать основные компоненты воспитания: цели, содержание, принципы, методы, средства и формы, условия.

    В концепции, разработанной З.А. Мальковой и Л.И. Новиковой и коллективом авторов воспитание понимается как педагогически рациональное управление процессом развития растущего человека как индивида и субъекта, как личности и индивидуальности.

    В основе их гуманистической системы воспитания лежат следующие идеи:

    Личностный подход в воспитании;

    Гуманизация межличностных отношений;

    Опора на сознание, поведение, чувства воспитанников;

    Деятельностный, дифференцированный и средовый подходы в организации воспитательного процесса;

    Природосообразность воспитания.

    Иной подход просматривается в концепции, разработанной группой ученых под руководством О.С. Газманом «Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя (классного воспитателя)».

    Авторы данной концепции предлагают отказаться от программной цели воспитания – формирования гармонической, всесторонне развитой личности, так как реальных возможностей нет. Реальная цель, как подчеркивают авторы – дать каждому школьнику базовое образование и базовую культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть благоприятные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.

    Исходя из современной социально-педагогической ситуации, ими выделены приоритетные направления базовой культуры:

    Культура жизненного самоопределения;

    Культура семейных отношений;

    Экономическая культура и культура труда;

    Политическая, демократическая и правовая культура;

    Интеллектуальная, нравственная культура;

    Культура общения;

    Экономическая культура;

    Художественная культура;

    Спортивная культура.

    В.П. Сазонов («Педагогическая система на основе потребностей человека») утверждает, что путь к ребенку лежит через его самосознание. «Воспитание» есть духовное «питание» воспитанника и вхождение с ним на новый уровень от ношений с миром и с самим собой (педагог сможет читать мотивы поведения и побуждает воспитанника к самовоспитанию).

    Главная цель воспитания – это создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника; в творческой деятельности, в здоровье и защищенности; в смысле жизни; быть личностью; в саморегуляции.

    В концепции Е.В. Бондаревской «Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности» определены функции, базовые компоненты, принципы воспитания.

    Основными компонентами воспитания являются:

    Воспитание свободной личности (высокий уровень самосознания, гражданственность; чувство собственного достоинства, самоуважения, самодисциплины, честность, ориентирование в духовных ценностях жизни, самостоятельность в принятии решений и ответственность, свободный выбор содержания жизнедеятельности);

    Воспитание гуманной личности (милосердие, доброта, способность к состраданию, сопереживанию, альтруизм, терпимость, доброжелательность, скромность, готовность оказывать помощь близким и дальним, стремление к миру, добрососедству, понимание цели человеческой жизни);

    Воспитание духовной личности (потребность в познании и самопознании, в красоте, рефлексии, общении, поиске смысла жизни, автономия внутреннего мира, цельность);

    Воспитание творческой личности (развитые способности, потребность в преобразующей деятельности, знания, умения, навыки, развитый интеллект, интуиция, жизнетворчество);

    Воспитание практической личности (знание основ экономики, трудолюбие, хозяйственность, компьютерная грамотность, владение языками мира, знание народных, религиозных обычаев, здоровый образ жизни, физическая закалка, эстетический вкус, хорошие манеры, обустройство дома, обеспечение благосостояния семьи);

    В работе В.А. Караковского «Стать Человеком» за основу учебно-воспитательного процесса взяты общечеловеческие ценности:

    Земля – общий дом человечества (людей и природы).

    Отечество (Родина).

    К ультура.

    Мир (согласие между людьми).

    Человек.

    Цель воспитания – максимальное развитие личности, а главным средством воспитания следует считать «разумно организуемое общество» (школьное общество).

    Эту концепцию разработал ижевский ученый Валерий Петрович Созонов. Основные ее положения изложены автором в методическом пособии «Организация воспитательной работы в классе», опубликованном в издательстве «Педагогический поиск» в 2000 году.

    Понятие «воспитание». В.П. Созонов выступает против существовавшей многие годы социоцентрической модели воспитательной деятельности. Он пишет: «Предлагаю другой подход к воспитанию: не от общества, а от ребенка, не от коллектива, а от самосознания отдельного члена, не от общественных потреб­ностей, а от потребностей и внутренних проблем человеческого вида, который пришел в человеческое сообщество и страстно стремится познать себя, непонятного и непокорного, найти в мире свое место, единственное, но законное, выразить, реализовать себя, уникального и неповторимого. И не надо его "формировать", пытаться сделать из маленького человека - вселенского чуда - болванку, унылый стандарт, повторяющий нас самих. Необходимо доверять человеческой природе».

    В своих представлениях о влиянии воспитания на развитие личности ребенка ижевский ученый делает акцент на внутренних механизмах самоизменения человёка. Он убеждён что успех работы воспитателя во многом обусловлен поиском и установлением взаимосвязи процессов реализа­ции базовых потребностей растущего человека и воспита­тельной деятельности педагога. Базовые потребности, по его мнению, есть главная цель, объект педагогической заботы и критерии эффективности воспитательной работы. Из такого понимания воспитательного процесса и вытекает опре­деление воспитания как деятельности педагога, направлен­ной на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника:

    1) в творческой деятельности;

    2) быть здоровым;

    3) в защищенности, безопасности;

    4) в уважении, признании, необходимом социальном статусе;

    5) в смысле жизни;

    6) в самореализации (самоосуществлении);

    7) в удовольствии, наслаждении.

    Цель и принципы воспитания. Рассматривая человека как существо саморазвивающееся, самоопределяющееся, В.П. Созонов подчеркивает, что ребенок - существо не самодоста­точное для саморазвития в силу возраста, малых знаний, слабости физических и духовных сил. Отсюда становятся очевидной цель воспитательной деятельности: обеспечивать необходимые условия для удовлетворения базовых потреб­ностей личности учащегося.

    Воспитание, в основе которого лежат потребности чело­века, может базироваться, по мнению В.П. Сазонова, на таких принципах:

    1. Принцип природосообразности. Давайте откажемся от переделки ребенка. Пусть нашей исходной позицией станет доверие к нему, выращивание в нем личности с учетом имеющегося потенциала, на основе закономерностей внут­реннего развития; поиск, обнаружение и укрепление внутренних сил.

    2. Принцип целостности в подходе к ребенку. Будем учить­ся понимать его как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и са­мосознания, рационального и иррационального.

    3. Деятельностный принцип. Постараемся осознать: воспитывает не только педагог и не столько нравоучениями, сколько организацией живого опыта бытия, отношений чле­нов сообщества.

    4. Эгоцентрированный принцип: обращенность к внутреннему миру, развитие чувства «самости» я ответственности перед внутренним «Я». Критерии успешности воспитания - здоровая «Я-концепция», гармония внутреннего мира ре­бенка, чувство собственного достоинства.

    5. Возрастной принцип: подбор видов, содержания и форм деятельности в соответствия с ведущими потребностями детей разного возраста.

    6. Принцип гуманизма: всестороннее взаимодействие вос­питателя и воспитанника на объективном единстве целей.

    Организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности детей в классе как модели, образа будущей достойной жизни в ходе которой осуществляются развитие и благополучная социализация воспитанника (реализация потребности в творческой деятельности);

    Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников (реализация потребности быть здоровым);

    Формирование благоприятно нравственно - психологического климата, здоровых межличностных отношений в коллективе, т.e. обеспечение условий защищенности каждого, даже самого слабого его члена (реализация потребности защищенности, безопасности);

    Создание условий для успешного самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно полезной деятельности и общественно приемлемого поведения, обретения каждым необходимого социального статуса в среде сверстников (реализация потребности в уважении, признании);

    Обеспечение условий и оказание помощи ребенку (в том числе собственным примером ж образом жизни), в поисках и обретении ценностей, смысла жизни, ясных целей пребывания в школе и после ее окончания (реализация потребности в смысле жизни);

    Психолого-педагогическое просвещение воспитанников, обучение их способам делать правильный выбор, принимать решения; обучение приемам самопознания саморегуляции, самоуправления в самовоспитания как основополагающим умениям для благополучной социализации и самореализации человека в грядущей взрослой жизни (реал­изация потребности в самореализации);

    Воспитание (развитие) чувств, привитие оптимистического мировосприятия, научение (и собственным примером) радостному проживанию жизни, каждой ее минуты (реализации потребности в удовольствии, наслаждении).

    Механизм воспитания. При осуществлении процесса воспитания педагогу необходимо знать и учитывать закономерности, логику и стадии развития личности ребенка, осознавать, что каждому этапу личностного развития; соответствуют:

    а) определенная общность людей, в которой ребенок пребывает и осваивает социальный опыт;

    б) определенная ведущая деятельность, благодаря кото­рой происходит психическое и социальное развитие школь­ника;

    в) определенные психические новообразования, кото­рые как краеугольные камни ложатся в основание личности растущего человека.

    Имея отчетливые представления о половозрастных осо­бенностях становления-личности ребенка, этапах развития его мотивационно-потребностной сферы, педагог должен со­блюдать следующие требования:

    1) учитывать, какие потребности для данного возраста воспитанников являются ведущими: младший школьник нуждается в психологическом комфорте, игре, участии в деле любимого учителя, который поможет, похвалит и т. д.; подросток жаждет самоутверждения, он хочет состязаться, испытывать себя в трудных, иногда экстремальных ситуа­циях; юноша занят поисками себя, он любит помечтать, пофилософствовать, «поиграть умом» и совершить нечто ро­мантическое и высокое;

    2) готовя воспитанника к мероприятию, необходимо, что­бы ребенок знал его цели, ход и ожидаемые результаты с позиции значимости для себя, ибо ребенок всегда хочет быть субъектом деятельности, а не пешкой, не марионеткой;

    3) опираться на прошлый жизненный опыт ребенка (как бы ни был он мал), не противоречить его установкам, уже имеющимся нравственным ценностям и эмоциональной памя­ти; если же дело новое, то следует вооружить его знанием того, что способно убедить в своей правоте, нарисовать новые пер­спективы, порепетировать, потренироваться (выработать новые установки), исключить риск, замешательство, поражение;

    4) мобилизовать, укрепить волю участников, веру в ус­пех, стремление довести дело до конца, несмотря на труд­ности, апеллируя к их самолюбию;

    5) обеспечить успех, получение ожидаемого удовольствия, достижение общей «завтрашней радости» от самопроявле­ния, преодоления трудностей; все это развивает, повышает самооценку, увеличивает духовные силы.

    Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса. Испытывая чувство неудовлетворения от существую­щих в педагогической науке и практике подходов и техно­логий определения эффективности процесса воспитания, В.П. Созонов предлагает два пути оценивания результатов воспитательной деятельности.

    Первый путь - это оценивание работы воспитателя по качеству созданных им условий для жизнедеятельности воспитанников. В роли критериев оценки результативности могут выступить такие параметры, как психологический климат коллектива, интеллектуальный и эмоциональный фон жизни, уровень психологической защищенности и свободы каждого ребенка, характер взаимоотношений ученика и учителя, детей между собой, степень доверия, взаимоуважения, взаимопомощи, сотрудничество всех членов школьного сообщества; возможность самопроявления, самоутверждения, самореализации каждого ребенка в формах жизнедеятельности данного коллектива.

    Второй путь связан с поиском неких глубинных основа­ми и признаков для оценки личности воспитанника, когда характеризуются не поступки, не внешние формы пове­дения (их можно имитировать), а внутренний мир, отношения, установки. К числу свойств (качеств) внутренне свободного, здорового человека, способного к саморазвитию и самоактуализации, целесообразно отнести:

    Самоприятие (подтверждение перед собой ответственности и законности собственного бытия), гармония и со­гласие внутренних «образов Я»;

    Способность к рефлексии, умение оценивать и владеть своими чувствами, выбирать поведение, управлять собой;

    знание себя, своих психофизиологических особенностей: реакций, функций, влечений, способностей, темпера­мента, а в итоге - особенностей характера, стиля и такти­ки собственной жизни;

    Признание и принятие окружающей среды, бытия дру­гих, внешнего «образа мира»; позитивное мироощущение (уверенность в том, что окружающий мир целесообразен, гармоничен, гуманен);

    Способность к пониманию, сочувствию, состраданию другому (эмпатичность);

    Чувство собственного достоинства, самоуважение (вы­сокая оценка себя вне зависимости от особых личных до­стижений и приобретений);

    Активность, поиск новых способов отношений с дру­гими, нацеленность на преодоление жизненных проблем, оптимизм, стрессоустойчивость, стремление кдостижеыню поставленных целей;

    Признание и готовность к постоянному поиску целей жизни, идеалов, высших надличностных ценностей и смыслов жизни;

    Эмоциональная и интеллектуальная независимость, го­товность к самостоятельному жизненному выбору;

    Включенность в настоящее, способность получать удо­вольствие от жизни, радоваться, быть счастливим.

    Таким образом, перечисленные качества личности и ком­плекс необходимых условий для их развитая должны находиться, по мнению B.П. Сазонова, в поле зрения того, кто оценивает результаты воспитательной деятельности педагог.



    Похожие статьи