• Спок педиатр. «Добрый доктор» и деспотичный отец: о жизни и методике Спока

    25.06.2020
    Benjamin McLane Spock ; 2 мая 1903 года , Нью-Хейвен , Коннектикут , США - 15 марта 1998 года , Ла-Хойя , Калифорния , США) - известный американский педиатр , автор книги «Ребёнок и уход за ним», изданной в 1946 году и ставшей одним из крупнейших бестселлеров в истории США. Его революционный призыв к родителям был «вы знаете гораздо больше, чем вам кажется». Спок был первым педиатром, изучавшим психоанализ с целью попытки понимания нужд детей в рамках развития семейных отношений. Его идеи о воспитании детей повлияли на несколько поколений родителей, сделав их более гибкими и нежными по отношению к своим детям, заставив их относиться к своим детям как к личностям, в то время как общепринятым мнением было то, что воспитание ребёнка должно быть сфокусировано на выработке дисциплины.

    Биография

    Бенджамин Спок родился 2 мая 1903 года в городе Нью-Хейвен , Коннектикут в семье успешного адвоката нидерландского происхождения Айвза Спока и домохозяйки Милдред Луизы (Стоутон) Спок . В семье было шестеро детей. Бенджамин был старшим, поэтому с самого детства он привык заботиться о детях.

    Окончив школу, Спок поступил в Йельский университет , где он вначале изучал английский язык и литературу, а также увлекался спортом. Учитывая его рост (189 см) и отличные физические данные, Бена вскоре приняли в университетскую команду гребцов (академическая гребля , восьмёрка), чье выступление на Олимпийских играх 1924 года в Париже принесло Соединенным Штатам золотую медаль. Бенджамин Спок стал олимпийским чемпионом .

    Несмотря на отличные результаты в спорте и неплохие познания в области филологии, Спок выбирает своим призванием медицину. «Неосознанная тяга к медицине» победила: проучившись несколько лет на медицинских факультетах Йельского и Колумбийского университетов, Спок в 1929 году стал врачом.

    Активным оппонентом Бенджамина Спока был советский доктор Леонид Рошаль . В частности, он предостерегал от сна на груди, так как в последнем случае возможен риск смерти от механической асфиксии .

    Публикации на русском языке

    • Спок Б. О воспитании детей. - М .: АСТ, 1998.
    • Спок Б. О жизни и любви простыми словами. Для подростков от 12 и старше. - М .: Пилигрим, 1999.
    • Спок Б. Проблемы родителей. - М .: Попурри, 1999.
    • Спок Б. Разговор с матерью. - М .: Литур, 2001.
    • Спок Б. Ребёнок. Уход и воспитание от 3-х до 11-ти лет. - М .: Феникс, 2001.
    • Спок Б. Молодым людям о любви и сексе. - М .: Сова, Эксмо, 2002.
    • Спок Б. Кормление новорожденного. - М .: Сова, Эксмо, 2003.
    • Спок Б. Проблемы младенчества. - М .: Сова, Эксмо, 2003.
    • Спок Б. Проблемы поведения у маленьких детей. - М .: Сова, Эксмо, 2003.
    • Спок Б. Первые два года жизни от доктора Спока. - М .: Попурри, 2007.
    • Спок Б. Книга для родителей от доктора Спока. - М .: Попурри, 2008.
    • Спок Б. Школьные годы от доктора Спока. - М .: Попурри, 2008.
    • Спок Б. Ребёнок и уход за ним. - М .: Попурри, 2014.

    Напишите отзыв о статье "Спок, Бенджамин"

    Ссылки

    • в библиотеке Максима Мошкова

    Примечания

    Отрывок, характеризующий Спок, Бенджамин

    – Мари, ты знаешь Еван… – но он вдруг замолчал.
    – Что ты говоришь?
    – Ничего. Не надо плакать здесь, – сказал он, тем же холодным взглядом глядя на нее.

    Когда княжна Марья заплакала, он понял, что она плакала о том, что Николушка останется без отца. С большим усилием над собой он постарался вернуться назад в жизнь и перенесся на их точку зрения.
    «Да, им это должно казаться жалко! – подумал он. – А как это просто!»
    «Птицы небесные ни сеют, ни жнут, но отец ваш питает их», – сказал он сам себе и хотел то же сказать княжне. «Но нет, они поймут это по своему, они не поймут! Этого они не могут понимать, что все эти чувства, которыми они дорожат, все наши, все эти мысли, которые кажутся нам так важны, что они – не нужны. Мы не можем понимать друг друга». – И он замолчал.

    Маленькому сыну князя Андрея было семь лет. Он едва умел читать, он ничего не знал. Он многое пережил после этого дня, приобретая знания, наблюдательность, опытность; но ежели бы он владел тогда всеми этими после приобретенными способностями, он не мог бы лучше, глубже понять все значение той сцены, которую он видел между отцом, княжной Марьей и Наташей, чем он ее понял теперь. Он все понял и, не плача, вышел из комнаты, молча подошел к Наташе, вышедшей за ним, застенчиво взглянул на нее задумчивыми прекрасными глазами; приподнятая румяная верхняя губа его дрогнула, он прислонился к ней головой и заплакал.
    С этого дня он избегал Десаля, избегал ласкавшую его графиню и либо сидел один, либо робко подходил к княжне Марье и к Наташе, которую он, казалось, полюбил еще больше своей тетки, и тихо и застенчиво ласкался к ним.
    Княжна Марья, выйдя от князя Андрея, поняла вполне все то, что сказало ей лицо Наташи. Она не говорила больше с Наташей о надежде на спасение его жизни. Она чередовалась с нею у его дивана и не плакала больше, но беспрестанно молилась, обращаясь душою к тому вечному, непостижимому, которого присутствие так ощутительно было теперь над умиравшим человеком.

    Князь Андрей не только знал, что он умрет, но он чувствовал, что он умирает, что он уже умер наполовину. Он испытывал сознание отчужденности от всего земного и радостной и странной легкости бытия. Он, не торопясь и не тревожась, ожидал того, что предстояло ему. То грозное, вечное, неведомое и далекое, присутствие которого он не переставал ощущать в продолжение всей своей жизни, теперь для него было близкое и – по той странной легкости бытия, которую он испытывал, – почти понятное и ощущаемое.
    Прежде он боялся конца. Он два раза испытал это страшное мучительное чувство страха смерти, конца, и теперь уже не понимал его.
    Первый раз он испытал это чувство тогда, когда граната волчком вертелась перед ним и он смотрел на жнивье, на кусты, на небо и знал, что перед ним была смерть. Когда он очнулся после раны и в душе его, мгновенно, как бы освобожденный от удерживавшего его гнета жизни, распустился этот цветок любви, вечной, свободной, не зависящей от этой жизни, он уже не боялся смерти и не думал о ней.
    Чем больше он, в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провел после своей раны, вдумывался в новое, открытое ему начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Всё, всех любить, всегда жертвовать собой для любви, значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнию. И чем больше он проникался этим началом любви, тем больше он отрекался от жизни и тем совершеннее уничтожал ту страшную преграду, которая без любви стоит между жизнью и смертью. Когда он, это первое время, вспоминал о том, что ему надо было умереть, он говорил себе: ну что ж, тем лучше.
    Но после той ночи в Мытищах, когда в полубреду перед ним явилась та, которую он желал, и когда он, прижав к своим губам ее руку, заплакал тихими, радостными слезами, любовь к одной женщине незаметно закралась в его сердце и опять привязала его к жизни. И радостные и тревожные мысли стали приходить ему. Вспоминая ту минуту на перевязочном пункте, когда он увидал Курагина, он теперь не мог возвратиться к тому чувству: его мучил вопрос о том, жив ли он? И он не смел спросить этого.

    Болезнь его шла своим физическим порядком, но то, что Наташа называла: это сделалось с ним, случилось с ним два дня перед приездом княжны Марьи. Это была та последняя нравственная борьба между жизнью и смертью, в которой смерть одержала победу. Это было неожиданное сознание того, что он еще дорожил жизнью, представлявшейся ему в любви к Наташе, и последний, покоренный припадок ужаса перед неведомым.
    Это было вечером. Он был, как обыкновенно после обеда, в легком лихорадочном состоянии, и мысли его были чрезвычайно ясны. Соня сидела у стола. Он задремал. Вдруг ощущение счастья охватило его.
    «А, это она вошла!» – подумал он.
    Действительно, на месте Сони сидела только что неслышными шагами вошедшая Наташа.
    С тех пор как она стала ходить за ним, он всегда испытывал это физическое ощущение ее близости. Она сидела на кресле, боком к нему, заслоняя собой от него свет свечи, и вязала чулок. (Она выучилась вязать чулки с тех пор, как раз князь Андрей сказал ей, что никто так не умеет ходить за больными, как старые няни, которые вяжут чулки, и что в вязании чулка есть что то успокоительное.) Тонкие пальцы ее быстро перебирали изредка сталкивающиеся спицы, и задумчивый профиль ее опущенного лица был ясно виден ему. Она сделала движенье – клубок скатился с ее колен. Она вздрогнула, оглянулась на него и, заслоняя свечу рукой, осторожным, гибким и точным движением изогнулась, подняла клубок и села в прежнее положение.
    Он смотрел на нее, не шевелясь, и видел, что ей нужно было после своего движения вздохнуть во всю грудь, но она не решалась этого сделать и осторожно переводила дыханье.
    В Троицкой лавре они говорили о прошедшем, и он сказал ей, что, ежели бы он был жив, он бы благодарил вечно бога за свою рану, которая свела его опять с нею; но с тех пор они никогда не говорили о будущем.
    «Могло или не могло это быть? – думал он теперь, глядя на нее и прислушиваясь к легкому стальному звуку спиц. – Неужели только затем так странно свела меня с нею судьба, чтобы мне умереть?.. Неужели мне открылась истина жизни только для того, чтобы я жил во лжи? Я люблю ее больше всего в мире. Но что же делать мне, ежели я люблю ее?» – сказал он, и он вдруг невольно застонал, по привычке, которую он приобрел во время своих страданий.
    Услыхав этот звук, Наташа положила чулок, перегнулась ближе к нему и вдруг, заметив его светящиеся глаза, подошла к нему легким шагом и нагнулась.
    – Вы не спите?
    – Нет, я давно смотрю на вас; я почувствовал, когда вы вошли. Никто, как вы, но дает мне той мягкой тишины… того света. Мне так и хочется плакать от радости.
    Наташа ближе придвинулась к нему. Лицо ее сияло восторженною радостью.
    – Наташа, я слишком люблю вас. Больше всего на свете.
    – А я? – Она отвернулась на мгновение. – Отчего же слишком? – сказала она.
    – Отчего слишком?.. Ну, как вы думаете, как вы чувствуете по душе, по всей душе, буду я жив? Как вам кажется?
    – Я уверена, я уверена! – почти вскрикнула Наташа, страстным движением взяв его за обе руки.
    Он помолчал.
    – Как бы хорошо! – И, взяв ее руку, он поцеловал ее.
    Наташа была счастлива и взволнована; и тотчас же она вспомнила, что этого нельзя, что ему нужно спокойствие.
    – Однако вы не спали, – сказала она, подавляя свою радость. – Постарайтесь заснуть… пожалуйста.
    Он выпустил, пожав ее, ее руку, она перешла к свече и опять села в прежнее положение. Два раза она оглянулась на него, глаза его светились ей навстречу. Она задала себе урок на чулке и сказала себе, что до тех пор она не оглянется, пока не кончит его.
    Действительно, скоро после этого он закрыл глаза и заснул. Он спал недолго и вдруг в холодном поту тревожно проснулся.
    Засыпая, он думал все о том же, о чем он думал все ото время, – о жизни и смерти. И больше о смерти. Он чувствовал себя ближе к ней.

    Доктора Бенджамина Спока называют реформатором. В 1946 году американский педиатр выпустил книгу «Ребенок и уход за ним», ставшую бестселлером и перевернувшую представление родителей о воспитании детей. О методиках Спока до сих пор спорят. Так в чем же их суть и за что мамы со всего мира так любят книги американского доктора?

    Основные принципы Спока

    «Ребенок – не черновик человека» , - именно это заявление лежит в основе методики воспитания Бенджамина Спока. Он всегда пытался донести до родителей простую мысль: каждый малыш – личность, мнение которой нужно уважать, именно поэтому доктор в первую очередь призывает не наказывать детей, а договариваться с ними.

    «В тот момент, когда вы даете понять ребенку, что он самый исключительный малыш на свете, это насыщает его дух тем же образом, что и молоко - его тело» , - говорит доктор.

    Иными словами, любовь – основа всего воспитательного процесса, и нужно постоянно демонстрировать малышу эту .

    Детей в возрасте до трех месяцев, по совету доктора Спока, надо чаще брать на руки – убаюкивать, ласкать, часто пеленать. Сегодня эту позицию оспаривают многие психологи, но американский педиатр был уверен: малыш вырастет послушным только в том случае, если будет в этот период развития физически чувствовать близость с родителями.

    Когда же ребенку исполняется три месяца, его психика меняется. По мнению Спока, в этом возрасте малыша нужно начинать приучать к самостоятельности – оставлять одного в кроватке, учить засыпать без родителей, кормить не по часам, а тогда, когда ребенок просит есть. При этом очень важно уметь отличать желания и потребности детей от капризов. По мнению Спока, желания надо уважать и удовлетворять, а капризы – игнорировать. «Хочу играть», - это желание, «Хочу играть такой же точно куклой, как у соседской девочки, поэтому купи мне ее», - это уже каприз.

    А еще Спок уверен, что детям не стоит запрещать слишком много. Если ребенок раскидывает пуговицы по дому, то, вероятно, он создает из них какой-то свой сказочный мир, и препятствовать этому – тормозить развитие фантазии и воображения у ребенка. Запрещать нужно лишь то, что в самом деле опасно – перебегать через дорогу на красный свет, подходить близко к огню, смотреть страшные фильмы перед сном. Если же окружить ребенка сплошь запретами, то, повзрослев, он продолжит запрещать себе многие вещи, и это негативно скажется на развитии личности ребенка.

    Самый же сложный возраст, по мнению Спока, начинается у ребенка в три года – именно в этот период малыш начинает проявлять негативные черты характера, в том числе – упрямство.

    Как успокоить ребенка, если он плачет?

    Критики теории Спока осуждали американского доктора за то, что тот, якобы, учил родителей не обращать внимание на детские слезы. На самом же деле, Спок разработал целую систему советов, как стоит успокаивать ребенка, когда причиной слез становятся капризы и упрямство, а не потребности, но при этом сделать это так, чтобы замечания не были похожи на запреты.

    Вот лишь несколько из предложенных доктором вариантов.

    Придумать важное дело, ради которого стоит отложить плач: «Давай ты потом поплачешь, а то скоро стемнеет и мы не успеем сходить в магазин».

    Предложить плакать тише, чтобы не разбудить папу, бабушку или даже котика.

    Попробовать отвлечь ребенка от и, не обращая внимания на слезы, предложить попить чая или посмотреть, как распускаются листочки на деревьях. Еще один хороший способ – переключить внимание малыша на что-то другое: «У тебя ресничка выпала, давай, ее уберем, а то она мешает плакать».

    Проговорить вслух проблему из-за которой ребенок плачет: «Я понимаю, что ты расстроился из-за того, что мы не купили тебе машинку, но купить ее сейчас мы не можем».

    Предложить лекарство от плохого настроения. Таким лекарством может быть любая вкусная мелочь – мармеладка, печенька. Главное, чтобы ребенок понимал: если лекарство не поможет, ему его больше не дадут, тогда он будет вынужден подыгрывать и успокаиваться.

    Методики развития Бенджамина Спока

    Помимо принципов воспитания, доктор Спок разработал и несколько методик развития ребенка. Вот несколько игр, предложенных Споком. Их, к слову, активно используют во многих развивающих центрах.

    Развитие зрительной памяти

    Предложите ребенку порисовать вместе с ним. Нарисуйте двор, домик, кошку на окне, дым из трубы, собачку в будке, а потом предложите малышу повторить рисунок. Важно, чтобы он вспомнил и отобразил как можно больше деталей – и собачку, и дым, и кошку. Если у него это не получилось, то вместе поищите ошибки и потом дорисуйте картинку.

    Развитие слуховой памяти

    Постоянно предлагайте ребенку отгадывать, что за звук раздался рядом с ним: мама хлопнула дверцей духовки или холодильника, мама включила фен или миксер. Ребенок таким образом научится внимательно слушать окружающие звуки, концентрироваться на них и будет лучше воспринимать звуковую информацию.

    Развитие речи

    Чтобы развить речь ребенка, Спок предлагает простейший метод – просто чаще с малышом разговаривать. Чем богаче и красноречивее будет речь родителей, тем лучше будет разговаривать ребенок.

    В присутствии малыша маме и папе следует вслух комментировать все свои действия: «Сейчас мы почистим картошечку, сварим ее, приготовим из нее пюре, вот берем первую картофелину – красивая, круглая». Со стороны это, возможно, выглядит странно, но ребенок таким образом запоминает все, что говорят родители.

    Развитие тактильной памяти

    Развитие мелкой моторики – залог правильного развития ребенка. По крайней мере, именно так считал доктор Спок и предлагал очень простую игру: в миску с крупой нужно спрятать всякие мелкие предметы и предложить малышу отыскивать их и угадывать, не вынимая. В этот момент мама может что-то готовить и заниматься своими делами на кухне, ребенок же при этом будет занят, увлечен, и при этом будет тренировать мелкую моторику.

    Хорошая речь, зрительная память, способность быстро воспринимать информацию на слух – вот основные качества, которые необходимо развить в ребенке, по мнению доктора. При этом проявлять любовь, но не ограничивать малыша в самостоятельности и не окружать запретами. Все это поможет избежать проблем с воспитанием ребенка. Проведя собственное исследование, Спок заметил, что послушные дети болеют реже, чем непослушные, а непослушными они становятся от того, что им не хватает любви и внимания.

    Юлия Шершакова

    Книга врача-педиатра Бенджамена Спока «Ребенок и уход за ним» вышла более 70 лет назад, но до сих пор остается мировым бестселлером, причем у нее есть и горячие сторонники, и фанатичные противники. Как же все-таки следует сейчас, в XXI веке воспринимать и личность доктора Спока, и его книгу? Мы спросили об этом педагога Ирину Лукьянову и педиатра Татьяну Шипошину.

    Педагог Ирина Лукьянова

    На книгах доктора Спока родители вырастили не одно поколение детей. Но в ХХI веке авторитет доктора подвергли сомнению: советы он давал неправильные, сам был плохим отцом и даже извинялся за свои рекомендации - так что воспитывать детей по Споку нельзя!

    Он в самом деле был сложным человеком и отнюдь не идеальным отцом. Нападки на его книгу вызваны отчасти неприятием его политических взглядов, отчасти - тем, что отношение к Споку-политику и Споку-отцу публика перенесла на Спока-профессионала. Но Спок - не воспитатель. Он доктор. Доктор, который первым сказал родителям: «Доверяйте себе, вы знаете гораздо больше, чем вам кажется».

    Это утешительные слова для неопытных пап и мам, которые с опаской берут на руки первого ребенка: непонятно, как его держать, чтобы у него не отвалилась голова, что делать, чтобы он не издавал таких чудовищных звуков. В девяностом году, когда у меня родился первый ребенок, книжка Бенджамена Спока «Ребенок и уход за ним» была у меня настольной - и очень выгодно отличалась от суровых советских брошюр, требовавших стерильности, дисциплины и режима. Спокойная, основанная на здравом смысле книга доктора Спока как будто разрешала родителям быть собой, расслабиться и слушать не категоричные рекомендации медиков, не знакомых, а себя и своего ребенка. Он прямо в первых строках об этом говорит: «Не бойтесь доверять собственному здравому смыслу. Воспитание ребенка не будет сложным, если вы сами не будете его усложнять. Доверяйте своей интуиции и следуйте советам детского врача. Главное, что нужно ребенку, - ваша любовь и забота. И это гораздо ценнее, чем теоретические знания». И еще: «…Хорошие, любящие родители интуитивно выбирают самые правильные решения. Более того, уверенность в своих силах - залог успеха. Будьте естественны и не бойтесь ошибок».

    Доктор Спок объяснял начинающим родителям, что им будет тяжело, что это нормально, что у них может быть депрессия, что с одними детьми бывает легче, а с другими труднее, и с этим тоже живут… Что если тебе кажется, что ты не любишь своего ребенка, то любовь и нежность проснутся со временем, и их может не быть в первые же дни, и это тоже нормально.

    Не нужно стерилизовать все. Не нужно постоянно взвешивать ребенка. Не нужно вымерять градусником температуру в ванночке - достаточно попробовать ее обратной стороной локтя.

    Революция в детской

    Собственно, книга доктора Спока - это не пособие по педагогике. Это медицинский справочник для родителей, и большая часть книги посвящена таким насущным проблемам первого года жизни, как заживление пупка, колики, беспокойный сон, рвота, икота, запоры и поносы, опрелости и сыпь, инфекции и прививки. Это просто энциклопедия начинающей матери, где все часто задаваемые вопросы были собраны вместе задолго до появления интернета. Сейчас многие рекомендации доктора устарели (скажем, никому сейчас не придет в голову предлагать ребенку на искусственном вскармливании перечисленные доктором продукты, которые считались приемлемыми в сороковых годах). Пожалуй, сейчас полностью опровергнута одна рекомендация Спока - укладывать младенца спать на животик, чтобы он не захлебнулся, если срыгнет. Доказано, что синдром внезапной смертности младенцев напрямую связан со сном на животе.

    А многие рекомендации из тех, которые тогда казались безумно смелыми и сокрушающими устои, сейчас, наоборот, кажутся чересчур консервативными - так, сторонников совместного сна наверняка возмутит рекомендация доктора не брать ребенка в свою кровать. Впрочем, когда мой ребенок по ночам орал часами, я тоже следовала не этой рекомендации, а другой: слушайте себя и своего ребенка. А в доинтернетные время - это был подробный и толковый сборник сведений о том, что такое ребенок и что с ним делать.

    Издание 1991 г.

    Сейчас нам уже не видно, в каких исторических условиях появилась эта книга. К середине двадцатого века медицина сделала серьезные успехи и многого добилась в борьбе с антисанитарией, а педагогика уже давно сообразила, что ребенок - это не просто маленький взрослый, только бестолковый, а совсем особенное существо, достойное отдельного изучения. Но до того медицина настаивала на жестком режиме и стерильности, а педагогика - на послушании и дисциплине. Ребенка было положено кормить по часам, не брать на руки, чтобы не разбаловать, туго пеленать и не подходить по любому крику. Собственно, так и растили самого доктора Спока - мама сама могла по справочнику домашнего врача поставить ребенку диагноз «малярия» (и диагноз оказался верным) - но растила детей в строгости и безо всякого тепла. Дети ее боялись и отчаянно ей врали. Отца любили - но он почти не занимался детьми.

    Книга доктора Спока в оригинале называется «Основанная на здравом смысле книга о ребенке и уходе за ним». Она в самом деле основана на здравом смысле и любви: родители, не бойтесь разбаловать ребенка, покормив его не по часам. Если хотите поцеловать ребенка - поцелуйте, это не опасно и не разносит инфекцию. Отцы, помогайте матерям и любите своих детей.

    Все это было по тем временам совершенно революционно. И книга стала бестселлером, и продаваться стала сумасшедшими тиражами: первый тираж был 10 тысяч экземпляров, но к концу первого года было продано уже 750 тысяч, а затем тиражи перевалили за 50 миллионов на 42 языках.

    Без лишних нежностей

    Отец Бенджамина Спока окончил престижную школу Филипс Академи и Йельский университет, служил главным юрисконсультом на железной дороге. Он был «суров, но справедлив», по словам самого Спока, но дети видели его редко. Мать была домохозяйкой и пятерых детей воспитывала в железной дисциплине: она точно знала, как их учить, лечить, закалять, с кем им можно водиться, а с кем нельзя. Дети весь год спали на открытом воздухе - на крыльце. Лечила их мать сама, наказывала строго. Биографы Спока выяснили, что результат такого воспитания оказался довольно печальным: четверым из детей Милдред Спок пришлось обращаться за помощью к психиатрам. В одном интервью Спок сказал, что когда его сыновья были детьми, он их никогда не целовал - «а теперь сразу обнимаю, когда их вижу». Может быть - просто не умел, не научился проявлять нежность, хотя прекрасно знал и понимал, как она нужна детям.

    Бен Спок пошел по отцовским стопам - в ту же школу и тот же университет, причем сначала решил изучать английскую литературу. Он занимался греблей и в составе университетской команды, которая представляла США на Олимпийских играх в Париже в 1924 году, завоевал олимпийское золото.

    Рассказывают, что он любил корабли и думал о карьере моряка; кто-то посоветовал ему стать судовым врачом. Так или иначе, он сменил факультет и стал изучать медицину - сначала в Йеле, потом в Колумбийском университете, который закончил в 1929 году.

    В 1927 году он женился на Джейн Чини, дочери богатого производителя шелка. Джейн помогала ему писать его знаменитую книгу - перепечатывала ее много раз, требовала исправить неясные места, искала медицинскую информацию, консультировалась с врачами. Социалистка Джейн повлияла на политические взгляды мужа: республиканец Бен стал демократом. Она родила ему двоих сыновей. Они прожили вместе 48 лет и развелись в 1976 году: он решил жениться во второй раз. А она страдала алкоголизмом. После развода оба сына Спока взяли фамилию матери. «Они ругали меня за то, что я не проявлял к ним больше нежности, когда они были детьми, и был жестким, - сказал он в одном из своих интервью. - Это от бездумности человека, который поглощен своей работой».

    Растить по Споку

    Блестяще окончив университет, Спок отучился в интернатуре и стал работать педиатром - сначала в клинике, потом вел частную практику. Кроме того, он читал курс педиатрии в Корнелле, одном из лучших университетов страны. Работая с маленькими пациентами, он понял, что родители чаще обращаются к нему не столько с медицинскими проблемами, сколько с вопросами ухода и воспитания: как кормить? Когда давать прикорм? Можно ли часто брать на руки? Надо ли укачивать? Как наказывать? Что делать, если он сосет палец? А если отказывается садиться на горшок? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, ему пришлось всерьез заняться детской психологией; он первым из педиатров всерьез изучал психоанализ и написал книгу «Психологические аспекты педиатрической практики», посвященную психологическому климату в семье, где растет ребенок.

    Но семьи продолжали задавать вопросы - и в конце концов Споку стало ясно, что молодым современным родителям остро необходим подробный справочник. И что написан он должен быть на твердой научной основе - но с полным пониманием того, что родители лучше всех знают своего ребенка - и что прежде всего ребенку нужна именно любовь родителей.

    Бенджамин Спок. 1968 г.

    Слушать ребенка, слышать его, уважать его личность - все это стало революционным открытием для послевоенных родителей. Поколение бэби-бумеров было воспитано на идеях Спока - и со временем они стали общепризнанными истинами и педиатрии, и педагогики.

    Впрочем, некоторые родители настолько близко к сердцу приняли слова доктора Спока «ребенок сам знает, что ему нужно», что восприняли его советы как идею ни в чем не ограничивать ребенка и позволить ему делать все, что он считает нужным. Сам Спок постоянно возражал против такой трактовки его рекомендаций и даже специально дополнил книгу главой, посвященной дисциплине: он не против дисциплины как таковой, он против дисциплины без любви, против воспитания страхом наказания.

    Но и против вседозволенности. Он пишет о молодом поколении родителей, которых родители воспитывали жестко - и которые теперь некритично принимают теорию воспитания любовью: «Но часто такие родители неправильно истолковывали такие теории, например, считая, что детям не нужно ничего, кроме родительской любви, что детей нельзя заставлять подчиняться, что нельзя мешать проявлению их агрессивных инстинктов по отношению к родителям и другим людям, что родители виноваты, если возникают воспитательные проблемы, что когда дети себя плохо ведут, родители должны не сердиться или наказывать их, а проявлять еще большую любовь. Эти неправильные представления неприменимы в реальных условиях. Воспитываемый по таким принципам ребенок будет становиться все требовательнее и капризнее. Кроме того, ребенок будет чувствовать себя виноватым, понимая, что заходит слишком далеко в плохом поведении». Он настаивает: «Ребенку необходимо знать, что его родители тоже имеют свои права и что, несмотря на приветливость и ласковое обращение, они умеют проявлять твердость и не позволят ему поступать неразумно и грубить. Ребенок будет сильнее любить таких родителей. Это приучает ребенка уживаться и с другими людьми».

    Тем не менее ярлык пропагандиста вседозволенности к нему приклеили - правда, спустя четверть века после выхода его книги.

    Развратитель нации

    Поколение бэби-бумеров выросло - первое свободное поколение, говорили одни; развращенное поколение, говорили другие. Когда начались протесты против войны во Вьетнаме, доктор Спок присоединился к ним: он не для того лечил детей, чтобы их убивали. Убежденный демократ, он считал эту войну позором для своей страны, публично выступал против нее - и в 1967 году возглавил вместе с Мартином Лютером Кингом и Джейн Фондой знаменитый антивоенный марш - «поход на Пентагон», а затем был приговорен к двум годам тюрьмы за поддержку призывников, которые сжигали свои повестки (приговор, однако, был отменен после апелляции). Вице-президент США Спиро Агню обвинил Спока в пропаганде вседозволенности и растлении нации; известный проповедник Норман Винсент Пил, поддерживавший войну во Вьетнаме, сказал, что доктор Спок испортил два поколения своим требованием немедленно удовлетворять потребности детей. А само поколение бэби-бумеров прозвали «поколением Спока» - развращенным и разбалованным. И тиражи книг Спока стали падать.

    Спок с большим достоинством отвечал: «Поскольку эти обвинения впервые выдвинуты через двадцать два года после публикации книги “Ребенок и уход за ним”, и поскольку те, кто пишет, как вредны мои книги, непременно уведомляют меня, что уж они-то ими никогда не пользовались, - я думаю, совершенно понятно, что неприемлема для них моя политическая позиция, а не педиатрические советы».

    Тем не менее среди сторонников жесткого воспитания и телесных наказаний, которых немало среди американских консерваторов (а таких довольно много среди американских христиан) идея о вредоносности книг доктора Спока до сих пор жива и популярна. Дочь популярного проповедника Билли Грэма обронила на телевидении замечание - мол, доктор Спок не велел нам шлепать детей, а то это насилие над их маленькой личностью, а у самого Спока сын покончил с собой. Сплетня пошла гулять по свету, ею полон интернет.

    Это неправда: сыновья Спока живы-здоровы (хотя их отношения с отцом и не были радужными - в домашней жизни доктор был тяжелым человеком). Один из них, Майкл, до ухода на пенсию возглавлял музей детства в Бостоне, у второго, Джона, был строительный бизнес. Сын Майкла Питер, с детства страдавший шизофренией, действительно покончил с собой в 22-летнем возрасте - но вряд ли эту семейную трагедию можно как-то связать с педагогическими идеями доктора Спока.

    Финал: без денег, но с джазом

    Спок написал еще несколько книг; последняя, «Лучший мир для наших детей: выстроить заново ценности американской семьи» была посвящена самым болезненным вопросам американского общества. Доктор Спок сказал в одном интервью, что политика - тоже часть педиатрии. Он преподавал, выступал на радио и телевидении и вел колонки в популярных журналах. После развода с женой в 1976 году он женился на 33-летней Мэри Морган, которая стала его сподвижницей в политической деятельности; они вместе участвовали в митингах протеста, их вместе арестовывали. Она стала ему и секретарем, и стилистом, и диетологом - к концу жизни доктор стал вегетарианцем: он тяжело болел, почти не мог ходить, а на вегетарианской диете сбросил 20 кг и снова стал ходить.

    Они обосновались в Арканзасе. Жили на берегу озера, и Спок ежедневно занимался греблей. Потом они вовсе переселились в плавучий дом - почти до самой смерти Спок с женой жил на лодках, и только в последние годы жизни переселился на сушу по требованию врача. Он отличался могучим здоровьем и умер в 95-летнем возрасте. К этому времени от его гонораров за миллионные тиражи почти ничего не осталось: он щедро раздавал деньги - и поддерживал кандидатов от демократической партии, и жертвовал благотворительным фондам.

    Вдове пришлось публично собирать деньги, чтобы оплатить больничный счет на 10 тысяч долларов. Спок завещал похоронить его весело, по-новоорлеански: с джазом и танцами. Вдова выполнила его волю.

    А книжка продается до сих пор. Сегодняшние родители даже не осознают, что они во многом продолжают растить детей по Споку, даже не читая его.

    О докторе Споке (и не только о нем)

    Книга доктора Спока была написана в 1946 году, а на русский - впервые переведена в 1956 году.

    Я училась в Ленинградском педиатрическом медицинском институте в 80-годы. Могу сказать с уверенностью, что Ленинградская школа была ведущей в СССР. И в 80-е годы, и позже - нас, молодых докторов, учили кормлению ребенка строго по режиму, по часам. Нас учили не «качать» ребенка. Не таскать его на руках. Так я кормила и «воспитывала» своих двух сыновей. Но только «каменное» сердце не дрогнет, когда ребенок кричит в кроватке! Конечно, «систему» я нарушала. А покажите мне того, кто не нарушал!

    Мне пришлось переучиваться, уже став «немолодым» врачом. В последние лет десять педиатры учат молодых матерей кормить детей «по требованию». То есть, с небольшой натяжкой, «по доктору Споку». И «качание», и держание ребенка на руках из нарушения «системы» стало правилом. Да, в свое время идеи доктора произвели «переворот» в системе ухода за новорожденными.

    Но… любой «переворот» предостерегает нас, чтобы мы не выплеснули с водой и ребенка. В конце концов, каждая мамочка должна прийти к тому, что ребенок выработает свой режим питания. И режим этот будет тот самый, которому нас испокон веков предлагали придерживаться. Через 3 часа, через 3, 5 часа, через 4 часа…

    Бедные мамочки, не выспавшиеся, с кругами под глазами! Впадающие в депрессию. Сующие грудь при любом вскрике бедному дитяти. Сколько я видела таких! Иногда приходилось говорить, и достаточно строго: «Не раньше, чем через три часа! Режим!! Никакого “свободного” вскармливания! И спать, спать, спать!»

    Из всякого правила есть исключения. Как всегда, польза и вред ходят под ручку, и надо обладать некоторым чутьем, даже, я бы сказала, мудростью, чтобы из любой «системы» извлечь именно то, что подходит и вашему ребенку, и вам. Не надо быть фанатом «системы». Ни традиционной, ни доктора Спока, ни какой-то другой. Читайте и Спока, и Масару Ибука, и любых близких вам по взглядам современных психологов и педагогов.

    Например, Леонид Рошаль выступал категорическим противником сна ребенка на животе, так как при этом повышается риск смерти от механической асфиксии. Безнадежно устарели и даже вредны положения о допаивании младенца сладкой водой, о смешанном вскармливании ребенка, о докорме его молоком с сахарным сиропом. Конечно, в голодные года дети вырастали, даже если их выкармливали жеванным хлебом, завернутым в тряпочку. Только в таких случаях ничего не говорится о высочайшей детской смертности.

    Мы живем в свое время, в своих условиях. Линии молочных смесей сейчас весьма обширны, большой выбор различных адаптированных смесей, и гипоаллергенных, и безлактозных, и др. Во времена доктора Спока не было таких знаний об иммунитете, об антителах, об аллергии. Поэтому утверждение доктора Спока об отсутствии связи между здоровьем ребенка и типом его вскармливания признано ложным Всемирной Организацией здравоохранения. Кстати, это утверждение принесло большой вред: оно стало руководством для женщин, отказывавшихся вскармливать своих детей грудью.

    Устарели положения доктора о введении прикормов, о борьбе с особенностями стула, с коликами и запорами. Не диагностировалась лактазная недостаточность, которая сейчас выявляется за сутки и поддается лечению. Мало кто думал тогда и о непереносимости глютена. Устарели положения о пеленании. Ошибочны некоторые положения о физическом и психомотрном развитии ребенка, о детских неврозах, таких, как заикание, кусание ногтей и прочее.

    Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что молодые родители могут читать любую литературу. Но если вы пошли по этому пути - будьте объективны, не кидайтесь в «систему» как в некую истину в последней инстанции. Почитайте статьи и «за» систему, и «против». Посоветуйтесь с опытным врачом.

    Выбирайте с умом, а к ребенку подходите с любовью. Любовь подскажет, как поступить и когда бежать к доктору.



    Похожие статьи