• Советы психолога как повысить самооценку подростка. Отношения со сверстниками

    14.10.2019

    В наше время родители часто сталкиваются с проблемой низкой самооценки своего ребёнка, особенно это касается девочек подростков. Так давайте разберёмся, откуда эта проблема берётся, а главное - как помочь подростку повысить самооценку.

    Что такое самооценка?

    Самооценка - это ценность, которой человек наделяет сам себя. На сколько он считает себя умным, красивым, успешным, и так далее. От того, как девушка себя
    оценивает, зависит очень много поступков, и даже желаний.

    • «Я не красивая, куда мне это прекрасное платье!»
    • «Я плохо выгляжу, я не смогу ничего рассказать у доски! Все будут смеяться надо мной»
    • «У меня плохая память, я ни за что не подготовлюсь к этому экзамену»
    • «Как же мне найти хорошего парня, они все давно заняты и вообще никогда не обратят внимания на такую как я!»

    В подобных вещах легко может убедить себя любая девочка с детства. А самое плохое в то, что если убеждать себя долго в подобных вещах они легко станут реальностью!

    Поэтому для того, чтобы в будущем иметь любимого и любящего мужа, привлекательную внешность, хорошую работу и вообще чувствовать себя счастливой, нужно с детства научиться верить в свои силы.

    Как формируется самооценка ребёнка?

    Подробно этот вопрос мы недавно рассматривали в статье как повысить самооценку и уверенность в себе у детей и подростков.
    Здесь остановлюсь на базовых моментах и на особенностях формирования самооценки девушки подростка.

    • Самооценка девочки зависит от её успешности, то есть на сколько хорошо у неё получаются дела, за которые она берётся;
    • От оценки её действий, внешности, одежды и т.д. окружающими, причём, в детстве самым важным является мнение родителей, потом - педагогов, а дальше -сверстников, особенно «авторитетных» подруг и мальчиков;
    • От сравнения себя с другими - как она выглядит на фоне друзей и подруг.

    Не на всё мы, родители, можем влиять. Однако, в наших силах во время заметить признаки заниженной самооценки и предпринять меры, пока девочка не убедила себя в своей собственной не успешности.

    Несколько причин для того, чтобы задуматься о заниженной самооценке девочки:

    • Ваша дочь стала выбирать тёмную, серую, невзрачную одежду;
    • Проводит много времени за просмотром в социальных сетях фото других девушек;
    • Не хочет отвечать у доски (часто встречается даже такое, что зная предмет, девочка предпочитает получить плохую отметку тому, чтобы выйти и перед всем
      классом ответить)
    • Не хочет ходить в школу, мало рассказывает об одноклассниках.
    • Если вы заметили один или несколько этих признаков, присмотритесь повнимательнее и поговорите со своим ребёнком. Причина конечно может быть не только в заниженной самооценке, но присмотреться стоит.

    Как повысить самооценку подростку девочке?

    Во-первых, поддерживать, хвалить.

    Помогать ухаживать за собой - парикмахерские, салоны красоты вам в помощь. Девочка должна с детства чувствовать себя важной, ценной, красивой, ухоженной. Только не ведите туда дочь силой! Предложите пойти заодно с вами, скажите, что вам без неё скучно будет. Найдите повод.

    Во-вторых, давайте ей задания, в которых она будет успешна.

    Чувство успеха сильно повышает самооценку.

    Проследите за тем, чтобы не было негативного отношения учителей к вашему ребёнку.

    К сожалению, нередки случаи, когда учитель унижает, высмеивает перед классом «неугодных» ему учеников.

    В школе к вашей дочери не очень хорошо относятся одноклассники?

    Их мнение очень важно, если нет другого контингента общения, где её ценят. Если увидели что у дочери низкая самооценка, постарайтесь этот новый контингент создать. Она хорошо шьёт - вперёд, в кружок шитья. Ей удаётся хорошо фотографировать - вам в помощь.

    И фотосессия в новом образе - отличный ответ на вопрос как поднять самооценку подростку девочке.

    Очень часто мы слышим от родителей вопросы типа как помочь подростку повысить самооценку. Я постаралась в этой статье дать практические советы по повышению самооценки ребенка. Однако помните - самооценка должна быть адекватной. В завышенной самооценке тоже ничего хорошего нет.

    Занятия по повышению самооценки подростка в тренинговом центре К.О.Т.

    В центре развития детей и молодёжи К.О.Т. есть тренинги, которые помогают формировать именно адекватную оценку себя. И ответить на вопрос как поднять самооценку подростку.

    • помогает ребятам почувствовать свои силы, то, что они на много способны. Но в тоже время учит адекватно оценивать свои силы. А если нужно вдохновение, мотивация, то отлично подойдёт тренинг для подростков
    • «Я могу». Это лёгкая программа, на которой ребята получают огромный заряд энергии и положительных эмоций. Многие участники в своих отзывах говорили, что у них как будто крылья за спиной выросли.
    • А для тех девушек, кто решил серьёзно подойти в вопросу стили - наш курс по стилю для подростков «

    Главное помните, нет вопросов или проблем, которые нельзя решить! Один из важных ответов на вопрос как повысить самооценку подростку - верить в себя.

    Вы - это самый важный пример для детей. Видеть рядом уверенных в себе родителей дорогого стоит.

    Наталья Визер, руководитель центра развития детей и молодёжи К.О.Т.

    Уверенность в себе необходима любому человеку в любом возрасте . Но больше всего нуждаются в ней подростки.

    Это связано с особыми задачами, стоящими перед человеком именно в этом возрасте. Однако именно подростки часто страдают от неуверенности в себе.

    Поэтому о том, как помочь подростку обрести уверенность в себе , задумываются почти все родители.

    Почему именно подростку необходима уверенность в себе?

    «Уверенность в себе» — психологическое качество, которое можно определить как положительное восприятие себя, дающее человеку силы справляться со всеми испытаниями. Справляться - в психологическом смысле.

    Не всегда и не все трудности преодолимы. Но уверенный в себе человек не ломается внутренне, не отступает перед трудностями, делает всё возможное для их преодоления.

    Уверенность в себе зависит от Я-концепции . Я-концепцией называется соотношение представления о себе реальном и своего идеала человека (Я-реального и Я-идеального). Если осознанное и подсознательное восприятие себя вполне соответствуют Я-идеальному, то такой человек уверен в себе.

    Наоборот, серьёзное рассогласование между Я-реальным и Я-идеальным неизбежно ведёт к неуверенности в себе.

    Необходимость в этом важнейшем ментальном качестве именно для подростков связана с изменениями в их физиологии (физически они ощущают себя уже взрослыми), переменами в общении с людьми (к ним начинают относиться более уважительно, чаще считаются с их мнением), изменением социальной роли и изменениями во внутреннем мире (внутренне подросток уже примеряет на себя роль студента или работающего взрослого, готовится к созданию семьи).

    Возраст этот называют «переходным» , и это довольно удачное определение. И окружающие, и сам подросток понимают, что он становится другим. Требования к нему - другие. Вызовы - другие, более серьёзные. И ему очень важно быть уверенным, что он справится, сможет, что у него всё получится.

    Ни в каком ином возрасте уверенность в себе не играет такой огромной роли.

    Как воспитать уверенного в себе ребенка? Узнайте из видео:

    Что влияет на детскую самооценку?

    Рассмотрим основные факторы , влияющие на самооценку ребенка и подростка.

    Мнение о нём близких взрослых

    Подросток - всё ещё ребёнок, хотя и вступающий во взрослую жизнь . А дети узнают о том, какие они, от взрослых.

    Это, впрочем, вовсе не значит, что решающее значение имеет прямо высказанное словесно его родителями мнение о ребёнке. Хотя бывает и так.

    Когда Лее было 13-14 лет, она впервые начала задумываться о своей внешности . В её компании все девочки стриглись. Она тоже решила постричься «под мальчика». Но её мама сказала: «Если не будет твоих волос, кто посмотрит на тебя? Это единственное, что есть в тебе хорошего».

    Лея очень светлая блондинка, похожая на своего отца . Её мама - ярко выраженная брюнетка. С отцом Леи она развелась, обида на него сохранилась в её душе надолго. А Лея - вылитый отец. Лея подсознательно поверила маме. Как и всегда дети и подростки верят своим родителям.

    Итог: она не смогла создать свою семью, всю жизнь прожила одна, не была счастлива в личной жизни. Это пример как раз словесного воздействия . Разумеется, совершенно неправильного.

    На самом деле, ни в коем случае нельзя высказывать подростку своего отрицательного мнения о нём. И даже не только о нём как о человеке, но и о его внешности или его отдельных качествах.

    Однако что-то говорить детям , чтобы они узнали от нас, взрослых, какие они, как ни странно, совсем не обязательно.

    Кира с детства много болела. Папа и мама, у которых она единственный ребёнок, сбились с ног, бегая по врачам, доставая редкие лекарства. Дома с Киры сдували пушинки, беспокоясь об её здоровье.

    Само поведение мамы и папы не говорило, а просто кричало : «Ты слабая, очень слабая! Без нас, без нашей защиты ты ни на что не способна!»

    И Кира прекрасно поняла, какого мнения о ней её родители, и, конечно, им поверила.

    В итоге, она выросла страшно бесхарактерной и неуверенной в себе, одинокой. Она избегает любых трудностей, несамостоятельна. И в 25 лет по-прежнему все её проблемы решают за неё мама и папа .

    Как видим, что-то говорить необязательно. Само отношение близких к ребёнку имеет даже большее значение, чем любые слова.

    Если родители гиперопекающие, если они всячески демонстрируют своим поведением, что считают ребёнка слабым, неспособным самостоятельно справляться с трудностями без их помощи, он поверит.

    Такой подросток никогда не будет уверен в себе .

    Эмоциональное благополучие

    Тут тоже всё зависит от родителей, особенно - от мамы. Ребёнку нужна безусловная любовь мамы. И обусловленная любовь отца.

    Безусловная любовь - это такая любовь, которая ничем не обусловлена. Мама любит своё дитя просто потому, что это её дитя. Она рада ему, для неё это единственное, самое дорогое существо в мире, не вследствие каких-то его качеств или достижений - а просто так.

    Очень удачно выразил сущность такой любви психолог Владимир Леви: «Любят ни за что и несмотря ни на что».

    Отец любит ребёнка как раз за что-то . За успехи, за рост, за достижения. И эта любовь поощряет стремление малыша к росту.

    Если ребёнок (дочь или сын) лишён либо безусловной материнской любви, либо стимулирующей к росту отцовской, то он эмоционально неблагополучен. И рискует стать неуверенным в себе подростком.

    Школьные успехи

    Или неуспехи.

    Учёба в школе - главная (а часто и единственная) общественно значимая деятельность современных детей и подростков. Поэтому успешность или неуспешность учёбы сильно влияет на их самоощущение.

    Особенно плохо, если ребёнок амбициозный, самолюбивый, но в школе терпит постоянные неудачи.

    Успешная же учёба укрепляет уверенность в себе , правда, при условии, что с первыми двумя пунктами (эмоциональным благополучием и мнением о ребёнке его близких) всё в порядке. Потому что эти первые два пункта важнее.

    Отношения со сверстниками

    Для подростков чрезвычайно важно быть принятыми в компании сверстников .

    Если статус подростка среди его ровесников достаточно высокий, к нему хорошо относятся, ценят и уважают, это укрепляет его уверенность в себе.

    И наоборот: если им пренебрегают, если он изгой , его уверенность в себе может быть серьёзно подорвана, даже если по всем прочим пунктам у него всё хорошо.

    Кто влияет на самооценку ребенка и что делать? Советы психолога:

    Каковы причины заниженной самооценки?

    Каковы причины неуверенности в себе у ребенка в 7-12 лет? Ответ на этот вопрос очевиден из сказанного выше:


    Могут быть и особые причины , но они встречаются редко.

    Роль родителей

    Коротко говоря, она огромна . Родители, как боги, почти всё определяют в жизни своего ребёнка.

    Прежде всего, важно, как они относятся к его самостоятельности с первых лет его жизни. Если мама боится, что малыш упадёт, расшибётся, что-то сломает, простудится - и эти довлеют над ней, то ребёнок привыкнет ощущать себя несамостоятельным, слабым, болезненным.

    На самом деле, родители не должны делать за ребёнка ничего, что он в состоянии сделать сам . И не должны защищать его ни от чего и ни от кого, от чего ему или не будет особого вреда, или он сам в состоянии от этого защититься.

    Важно, чтобы ребёнок имел право на своё мнение. Это имеет значение тоже буквально с первого года жизни.

    Если всё за малыша решают взрослые, ему ничего решать не нужно, он привыкнет к этому. Так легче. И не будет стремиться иметь своё мнение , что-то сам решать.

    Такой человек никогда не станет уверенным в себе, потому что уверенность в себе даётся только преодолением трудностей, а он всегда избегает любых трудностей.

    Важно, как родители оценивают поступки ребёнка , как критикуют его.

    Если на него обрушивается лавина критики по всякому поводу и без всякого повода (некоторые взрослые верят, что это полезно для растущего человека), то это неизбежно приведёт к неуверенности в себе. Но если не критикуют совсем, будет то же самое.

    Критиковать ребёнка нужно , но примерно в таком тоне: ты вот это сделал очень здорово, мне понравилось, и то у тебя отлично получилось, но вот тут не совсем удачно, надо бы получше.

    И ни в коем случае нельзя критиковать саму личность малыша, а только его отдельные действия.

    Если требования родителей к ребёнку непосильны для него (например, они хотят, чтобы он всегда отлично учился по всем предметам), он сломается и вырастет неуверенным в себе.

    Но и ничего не требовать нельзя: и тут крайности сходятся - будет то же самое. Требования нужны, но дозированные и посильные.

    Вообще детство называют «ресурсным местом», тем периодом нашей жизни, в котором мы черпаем эмоциональные силы для дальнейшего существования. Поэтому детство обязательно должно быть счастливым, радостным.

    Только тот подросток, который наигрался, набегался в детстве на всю оставшуюся жизнь, который пропитался счастьем навсегда, может быть вполне уверенным в себе .

    У девушек их самооценка в огромной степени зависит от их мнения о собственной привлекательности для противоположного пола.

    Поэтому нужно учить юную девушку воспринимать себя как красивую . Учить быть красивой. Учить танцевать, правильно держать себя и общаться с мальчиками.

    Если её представление о себе как о девушке достаточно высокое, она будет и достаточно уверенным в себе человеком.

    Как поднять самоуверенность юноше?

    Как помочь сыну преодолеть неуверенность в себе?

    Для ребят внешность и физическая привлекательность тоже имеют значение. Но не решающее.

    Главное, чтобы мальчик чувствовал себя сильным и успешным в каком-то деле. Сильным, в том числе, физически. Поэтому надо научить развиваться юношу физически: пусть физически трудится, занимается спортом или физкультурой.

    Если он слабо учится, нужно найти ему дело, в котором он будет успешен .

    Если у него есть такое дело, и он положительно воспринимает себя с точки зрения физических кондиций, то и будет достаточно высоко себя оценивать.

    Завышенная самооценка: нужно ли с этим что то делать?

    Несколько завышенная самооценка ребенка раннего возраста считается нормой? Завышенная самооценка - вариант неправильной, необъективной оценки . Так что, конечно, это плохо.

    Уверенность в себе, как мы уже отмечали, — это результат достаточно точного соответствия между Я-реальным и Я-идеальным.

    Да, чаще мы сталкивается с низкой самооценкой. Однако и завышенная тоже не редкость. Она встречается у учеников элитных учебных заведений. У детей богатых и статусных родителей (так называемых «мажоров»).

    Что делать? Понижать её, используя все возможные способы. То есть, говорить подростку, что вы о нём думаете, какой он на самом деле. Наказывать за проявления высокомерия.

    Завышенная самооценка так же опасна, как и заниженная .

    Счастливый человек, имеющий прочные связи с людьми, прежде всего, своими близкими, любящий их и любимый ими, о котором заботятся, но и он имеет возможность и даже обязан о ком-то (пусть о собачке или кошке) заботиться, успешный хотя бы в каком-то социально значимом деле (пусть это всего лишь учёба в школе или какой-то спорт), никогда не слышащий в свой адрес отрицательных оценок своей личности и своей внешности, имеющий достаточно высокий статус в группе сверстников - просто не может не быть уверенным в себе .

    Но если что-то не так, это не приговор. Уверенными в себе мы не рождаемся, а становимся. И никогда не поздно что-то вернуть или изменить.

    Что делать, если у девочки-подростка низкая самооценка? Практические советы:

    В подростковом возрасте происходит переход из мира детства в мир взрослых. Личность ребенка будто перерождается заново. Рушатся привитые в детстве стереотипы, переоцениваются ценности, подросток ощущает себя частью социума, который не всегда бывает дружелюбным.

    Если самооценка меленьких детей зависит от того, как к нему относятся родные, то на оценку личности подростков влияет мнение сверстников и друзей, а также то, как воспринимают его в обществе. Юноши и девушки относятся к себе придирчиво, они остро воспринимают критику и не верят в свои силы. Это является основополагающим фактором формирования заниженной оценки личности.

    Низкая самооценка порождает много комплексов. Она является причиной неуверенности в себе, отсутствия самоуважения, напряженности и застенчивости. Все это может оказать негативное влияние на взрослую жизнь. Поэтому важно, чтобы подросток адекватно оценивал себя и верил в свои возможности и силы.

    Самооценка любого человека, в том числе и подростка, поднимается за счет собственных успехов и достижений, а также признания окружающих и близких. Помочь ребенку перейти от негативного отношения к себе до позитивного нелегко, но возможно. Хотя в юности главными авторитетами являются ровесники, а не родители, именно родители способны повлиять на повышение самооценки у подростка.

    Нельзя недооценивать влияние родителей на самооценку подростка. Восприятие ребенком себя зависит от понимания близкими его достоинств. Когда родители к ребенку добры и внимательны, выражают одобрение и оказывают поддержку, он верит в свою значимость и редко страдает от заниженной самооценки. Переходный возраст может внести коррективы и повлиять на уровень оценки ребенком своей личности. Тогда родители должны приложить максимум усилий и положительно повлиять на формирование самооценки у подростка. Для этого:

    • Избегайте излишней критики . Порой без критики обойтись невозможно, но она всегда должна быть конструктивной и направленной не на личность ребенка, а на то, что возможно исправить, например, на ошибки, поступки или поведение. Никогда не говорите, что вы недовольны подростком, лучше выразите негативное отношение к его поступку. Помните, что дети в этом возрасте излишне чувствительны к любой критике, поэтому старайтесь высказывать недовольство мягко. Можно это делать, сочетая с похвалой, «подслащая горькую пилюлю».
    • Признайте его личность . Не нужно все решать за ребенка. Дайте ему возможность высказывать мнение, совершать поступки, иметь свои интересы. Относитесь к нему как к личности и всеми силами старайтесь его понять.
    • Чаще хвалите . Похвала оказывает большое влияние на самооценку подростка, поэтому не нужно забывать хвалить ребенка даже за самые незначительные достижения. Вы покажете, что он вам небезразличен и вы им гордитесь. Если он плохо с чем-то справляется, не ругайте подростка, а окажите ему содействие и помощь. Возможно, его таланты раскроются в другой сфере.
    • Не сравнивайте ребенка с другими . Ваш ребенок уникален – вы должны это понимать и ценить. Не нужно его сравнивать с другими, особенно если сравнение не в его пользу. Не забывайте, что все мы разные и некоторые более успешны в одном, а другие – в другом.
    • Помогите ребенку найти себя . Низкая самооценка у подростка возникает из-за проблем в школьном коллективе, когда сверстники его не понимают, не принимают или отторгают и когда у ребенка нет возможности себя реализовать. Стоит предложить ему посещать какой-либо клуб, секцию, кружок или другое место, где он может познакомиться с новыми людьми, с которыми сможет найти общий язык и которые будут разделять его интересы. В окружении единомышленников подростку легче раскрыться и приобрести уверенность в себе. Но только кружок ребенок должен выбрать самостоятельно, основываясь на своих интересах и предпочтениях.
    • Научите ребенка отказывать . Люди, имеющие низкую самооценку, не умеют отказывать. Они уверены, что помогая всем окружающим, становятся для них значимыми. В действительности люди оказываются ведомыми, зависят от других и не имеют своего мнения, их используют и не уважают. В такой ситуации самооценка подростка может упасть еще ниже. Важно научить его говорить «нет».
    • Уважайте ребенка . Не унижайте ребенка и воспринимайте его как равного. Если вы сами не будете его уважать, а тем более, оскорблять, то вряд ли он вырастит уверенной в себе личностью.

    Снижение самооценки - неизбежная составляющая подросткового возраста. Но тревожность и неуверенность в себе ребенка можно усугубить, а можно, наоборот, дать ему поверить в свои силы. У родителей по-прежнему есть множество способов влиять на подростка, хотя он и кажется порой отстраненным.

    Вы, конечно, на собственном опыте убеждались в том, как хорошо знать, что есть тот, кто поддерживает вас, находится на вашей стороне. И напротив, как плохо чувствовать себя одиноким и отверженным.

    И если в жизни человека есть период, когда важно иметь кого-то на своей стороне, так это переходный возраст. Наши дети бросаются вперед без всякого опыта, поэтому им требуется содействие с нашей стороны - со стороны взрослых.

    Быть на стороне подростка на практике означает быть чутким, активно слушать, демонстрировать интерес, поддерживать доверительные отношения и контакт, даже если взрослеющий ребенок ведет себя глупо. Необходимо разбираться в происходящем, однако при этом продолжать относиться к нему с теплотой. Ниже приведен воодушевляющий пример такого отношения.

    Причины заниженной самооценки у детей

    Что делать родителям?

    Будьте достойным примером

    В большинстве случаев яблоко от яблоньки недалеко падает: подростки ориентируются на родителей как на образец для подражания и заканчивают тем, что становятся во многом похожими на мать и отца.

    Так, предпочтения, связанные с употреблением алкоголя, формируются у молодых людей под влиянием того, что они наблюдают дома, и это влияние куда сильнее, чем может показаться на первый взгляд. Уровень образования большинства молодых людей соответствует уровню образования родителей, и их политические взгляды, как правило, схожи с родительскими.

    Мы склонны недооценивать силу собственного влияния на подростков. То, что мы делаем, как мы поступаем, имеет не меньшее значение, чем наши слова. Если вы говорите дочери, что нельзя много времени проводить за компьютером, а сами не отрываетесь от своего iPad, то ваши слова - просто пустой звук.

    Попробуйте как можно точнее совмещать слова с делом, чтобы ваши наставления не противоречили поведению, которое вы демонстрируете подростку.

    Хвалите

    Все люди ищут принятия, все мы желаем нравиться другим. Это основа нашей природы, ведь мы - стадные животные, и больше всего нам хочется быть частью социальной общности.

    Когда родители, учителя и прочие взрослые замечают достижения и способности подростка, выражают ему свое одобрение, возникают моменты маленького и большого триумфа: «Я могу!», «Я им нравлюсь!». Подобные переживания пробуждают решимость и веру в свои возможности, укрепляют самооценку.

    За что хвалить? Например, когда ребенок:

    • сделал что-то, требующее усилий;
    • выполнил какую-то работу;
    • проявил качество, которое мы ценим;
    • сделал то, о чем мы просили;
    • справился с чем-то;
    • был приветлив и отзывчив;
    • проявил мужество.

    А также во множестве других ситуаций.

    Когда вы хвалите подростка, то говорите ему сразу о многом. Во-первых, похвала, разумеется, закрепляет умение или черту, о которой идет речь: «Ты так хорошо сделал домашнее задание». Во-вторых, похвала воздействует и на более глубоком уровне. Подросток, которого хвалят, чувствует, что его принимают, что родители хотят видеть в нем хорошее («Они видят, что я действительно стараюсь»). Поэтому похвала расширяет возможности эффективного общения с подростком, в то время как ругань их ограничивает.

    Работайте над собой

    Подростки (как и маленькие дети) могут ненароком затронуть в нас некие струны - и тогда мы начинаем действовать автоматически, что далеко не всегда рационально. Мы уже говорили об ощущении бессилия, которое легко возникает, когда подросток поступает не так, как мы хотим. Однако не только это активирует в родителях «тревожную кнопку». Вот некоторые примеры из жизни.

    • Мать стала утрачивать уверенность в себе, когда обнаружила, что мужчины больше заглядываются на ее повзрослевшую шестнадцатилетнюю дочь. Она начала конкурировать с ней в выражении сексуальности. Девушка заметила поведение матери и сочла его отвратительным.
    • Отца выбило из колеи то, что четырнадцатилетний сын обвел его в футболе. Он стал держаться отстраненно и холодно. Юноша ощутил какое-то странное чувство стыда и толком не понимал, как ему себя вести.
    • Отец пришел в ярость, когда дети продемонстрировали признаки нерешительности и трусости. Дети испугались и стали вести себя еще трусливее.

    Такие нерациональные реакции взрослых всегда на чем-то основаны, всегда есть какая-то предыстория. Порой бывает нелишним разобраться с этим: проговорив причину, запускающую в нас тревогу, мы можем ее унять. Что и случилось с отцом из последнего примера.

    Семья была направлена на консультацию к психологу, поскольку в школе, где учился старший сын (пятнадцати лет), начали замечать его усиливающуюся подавленность. Кратко обсудив сложившуюся ситуацию, психолог спросил отца о его собственном детстве: «Случалось ли вам самому бояться? Бывало ли так, что вы трусили?». Отец задумался и ответил: «Да, я много чего боялся, когда был совсем маленьким. Пауков, например». - «Как на это реагировали ваши родители?» - спросил психолог. По лицу отца пробежала тень. Было видно, что он взволнован. «Я вдруг вспомнил, как отец выходил из себя и злился, когда я был ребенком, и как мне тогда было страшно. Я вдруг понял, каково приходится моему сыну», - сказал отец дрожащим голосом.

    Для отца беседа с психологом стала важным поворотным моментом. Внезапное открытие заставило его кардинально изменить свое поведение по отношению к сыну. Он больше не позволял себе вспышек гнева и просил прощения, если все же срывался.

    У всех родителей есть свои болевые точки. Ваша задача состоит в том, чтобы понять, что провоцирует вас, выбивает из колеи и заставляет потерять голову. Самоощущение и самооценка вашего ребенка выиграют, когда вы возьмете на себя ответственность за свои реакции. Особенно если эти реакции разрушают контакт между вами и ребенком.

    Особенности психологии подростков

    В психологии существуют специальные упражнения и приемы, помогающие повысить самооценку подростка:

    ФОТО Getty Images

    В подростковом возрасте зависимость от самооценки крайне велика, гораздо больше, чем считают взрослые. Сегодня требование соответствовать медийным стандартам красоты и быть физически совершенным оказывает на девочек и мальчиков большое давление. Исследования бренда Dove выявили такую картину: хотя всего у 19% девочек-подростков наблюдается избыточный вес, 67% полагают, что им нужно похудеть. И за этими цифрами стоят реальные проблемы.

    Девушки используют нездоровые методы, чтобы сбросить вес (таблетки, голодание), а мальчики принимают препараты, помогающие набрать мышечную массу. Из-за комплексов подростки ведут себя в обществе скованно, неуверенно и стараются избегать обще­ния даже со сверстниками. Дети, которые слышат в свой адрес насмешки, переносят гнев на себя и свои физические «недостатки», становятся озлобленными, скрытными.

    Не стоит ждать, что ребенок перерастет эти комплексы. Лучше постараться помочь.

    Поговорите откровенно

    Чтобы разговорить подростка, нужно понять его переживания. Вспомните себя в его возрасте и свои переживания. Вы стеснялись, а может, даже ненавидели себя, считали себя неуклюжими, толстыми, некрасивыми. Оглядываясь на свое детство, мы привыкли вспоминать сплошные радости, забывая о трудностях и неприятностях. И ребенок чувствует, что в сравнении с родителями он живет неправильно.

    Хвалите вслух

    Упоминайте в разговоре, каким вы видите ребенка в повседневной жизни, подчеркивая его лучшие стороны. Это будет для подростка поддержкой, в которой он так нуждается. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым, а если ребенка подбадривают, учится верить в себя.

    Хвалите не только за внешность! Помимо комплиментов внешнему виду, ребенку полезно слышать от родителей похвалу за свои действия. Цените усилия, который ребенок прикладывает для достижения цели, а не результат. Объясните, что не все всегда получается так, как хочется. Но если концентрироваться на каждой неудаче, это не приблизит к успеху.

    Относитесь к себе мягко

    Матери не стоит критиковать свое отражение в зеркале в присутствии дочери-подростка, жаловаться на круги под глазами, лишний вес. Лучше поговорить с ней о том, как меняется тело девочки, какая красивая у нее походка и улыбка. Поделитесь с дочерью рассказом о том, как вы были недовольны собой в ее возрасте. Расскажите, как смогли пережить влияние извне или как кто-то значимый для вас смог справиться с комплексами. Еще один важный момент - моделирование: предоставьте ребенку возможность наблюдать, что вы к себе хорошо относитесь, себя цените, заботитесь о себе.

    Формируйте систему ценностей

    Объясните ребенку, что судить о человеке по внешнему виду - это поверхностно. Не критикуйте других в присутствии ребенка, он не должен принимать участия в таких разговорах или быть их свидетелем. Детское сознание очень восприимчиво, и подросток спроецирует на себя критику, направленную на других.

    Объясните, что нас определяет не столько внешний вид, сколько личные качества и внутренний мир

    Обсуждая внешние особенности, мы попадаем в определенную систему стереотипов и становимся зависимыми от них. И получается, что не «я живу», а «меня живут». «Меня живут» - навязанные размеры, параметры и представления о том, как я должна выглядеть.

    Найдите достоинства

    Подростки, с одной стороны, хотят быть как все, а с другой стороны - отличаться и выделяться. Учите ребенка гордиться своими умениями, особенностями и достоинствами. Задайте вопрос, что уникального он видит в каждом из членов семьи или друзей. Пусть он назовет свои достоинства и придумает, как подчеркнуть их.

    Объясните, что нас определяет не столько внешний вид, сколько личные качества и внутренний мир, черты характера, наши умения, таланты, увлечения и интересы. Театр, музыка, танцы, спорт - любые хобби помогут выделиться на фоне других и поспособствуют развитию чувства уверенности.

    Воспитывайте медиаграмотность

    Помогите ребенку выработать критический взгляд, который поможет не принимать все на веру. Обсудите, справедливо ли сравнивать живых людей с искусственно созданными изображениями, и обязательно подчеркните, что необходимо уважать и ценить то, что делает нас уникальными.

    Давайте возможность высказаться

    Поощряйте стремление ребенка иметь свое мнение и высказывать его. Чаще спрашивайте, чего сын или дочь хочет, предоставляйте возможность делать выбор самостоятельно и помогайте претворять в жизнь идеи. Это дает шанс поверить в свои силы и в будущем вырасти уверенным в себе человеком.

    Об эксперте

    Лариса Анатольевна Карнацкая - психолог, доцент Московского социально-педагогического института, эксперт бренда Dove в вопросе уверенности в себе среди девочек-подростков, член Глобального консультативного совета Фонда «Формирование самооценки» Dove. В рамках программы Dove Self-esteem «За истинную красоту» профессиональные психологи и эксперты бренда проводят серию уроков по повышению самооценки и поднятия уверенности в себе. В 2016 году география классов расширится, и на этот раз они пройдут в 39 городах России.



    Похожие статьи