• Считается ли грехом невенчанный брак. О повторных браках и венчании

    20.09.2019

    Можно ли пить лекарства перед Причастием, вкушением просфоры и святой воды? В евхаристической традиции Русской Православной Церкви содержится представление о посте перед принятием Святых Даров. Общепринятым считается, что пост начинается сполуночи и продолжается до самого Таинства. Исключение делается для младенцев и тяжелоболящих, умирающих людей. Однако, у многих людей возникает проблема в проведении такого поста в связи с необходимостью приема лекарств натощак. Как быть в такой ситуации? Можно ли причащаться или лучше оставить Таинство до выздоровления? Для ответа на эти вопросы предлагаем коснуться церковной истории. В первые века христианской Церкви выражением любви и христианского единения в вере были так называемые вечери любви или агапы. На них члены Церкви собирались для совершения Евхаристии, молитвы и общей трапезы. Для нас интересен тот факт, что на таких собраниях христиане сначала вкушали пищу - общий обед, - а только потом в завершении Трапезы принимали Святые Дары. То есть, причащение после обеда было для христиан обычным делом. Такая практика продолжалась бы и сейчас, если бы не частые злоупотребления со стороны недобросовестных христиан. Случилось так, что более богатые члены общины стали жадничать и избегать того, чтобы угостить бедных собратьев. Осуждение этого порока мы встречаем у св. Апостола Павла, который говорит: «Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить?» (1 Кор. 11:22).В ходе дальнейшей истории злоупотребления только усиливались, и уже было трудно сохранять чистоту Таинства Евхаристии. Поэтому причастие было перенесено на начало проведения агап, а обед на второе место. С этого времени берет начало евхаристический пост. Вскоре агапы исчезли из церковного употребления, а Евхаристия стала самостоятельным богослужением. По этому поводу были изданы церковно-канонические документы, которые посвящались обоснованию постов перед причащением и запрещению совершать агапы. Таким образом, становится понятно, что запрет принимать пищу перед причастием не имеет абсолютного характера. В современной церковной практике согласно недавно изданному положению о Евхаристии, тяжелобольным людям разрешается употребление необходимых лекарственных средств перед причастием. Потому как лекарства это не еда.К сожалению, наши болезни зачастую становятся хроническими. Мы постоянно ищем источники здоровья и долголетия для себя и своих близких. Сегодня существует множество лечебных схем, в основе которых лежит прием лекарственных средств натощак. Это могут быть различные травяные настои или же, например, доказанный китайский способ очищения крови посредством приема тертого зубчика чеснока натощак.Можно ли причащаться тем, кто придерживается данных лечебных курсов? На мой взгляд, в ситуации, не требующей срочного введения лекарственных средств в организм, можно воздержаться от сопутствующих лечению профилактических или общеукрепляющих мер. Наверное, иногда можно позволить Господу посетить и исцелить нас. Ведь причащаемся мы не только во оставление грехов, но и для исцеления. Редкий прихожанин имеет возможность причащаться часто. Думаю, стоит в эти святые дни сочетания со Христом оставить место для нашей веры и для посещения нас Богом. С другой стороны, каждый христианин считает своим долгом каждый день принимать часть святой просфоры и святой воды. Как быть с сочетанием приема лекарственных средств натощак?В такой ситуации имеет смысл разделить во времени прием лекарств и святых просфоры и воды. В любом случае, будет полезно посоветоваться с духовником по этому поводу, который даст индивидуальные советы и рекомендации. Священник Александр Денисов "Азбука веры"

    В евхаристической традиции Русской Православной Церкви содержится представление о посте перед принятием Святых Даров. Общепринятым считается, что пост начинается с полуночи и продолжается до самого Таинства. Исключение делается для младенцев и тяжелоболящих, умирающих людей.
    Однако, у многих людей возникает проблема в проведении такого поста в связи с необходимостью приема лекарств натощак. Как быть в такой ситуации? Можно ли причащаться или лучше оставить Таинство до выздоровления? Для ответа на эти вопросы предлагаем коснуться церковной истории.

    В первые века христианской Церкви выражением любви и христианского единения в вере были так называемые вечери любви или агапы. На них члены Церкви собирались для совершения Евхаристии, молитвы и общей трапезы. Для нас интересен тот факт, что на таких собраниях христиане сначала вкушали пищу — общий обед, — а только потом в завершении Трапезы принимали Святые Дары.

    То есть, причащение после обеда было для христиан обычным делом.
    Такая практика продолжалась бы и сейчас, если бы не частые злоупотребления со стороны недобросовестных христиан. Случилось так, что более богатые члены общины стали жадничать и избегать того, чтобы угостить бедных собратьев. Осуждение этого порока мы встречаем у св. Апостола Павла, который говорит: «Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить?» ().

    В ходе дальнейшей истории злоупотребления только усиливались, и уже было трудно сохранять чистоту Таинства Евхаристии. Поэтому причастие было перенесено на начало проведения агап, а обед на второе место. С этого времени берет начало евхаристический пост. Вскоре агапы исчезли из церковного употребления, а Евхаристия стала самостоятельным богослужением. По этому поводу были изданы церковно-канонические документы, которые посвящались обоснованию постов перед причащением и запрещению совершать агапы.

    Таким образом, становится понятно, что запрет принимать пищу перед причастием не имеет абсолютного характера.

    Из фотоальбома священника Константина Пархоменко

    В современной церковной практике согласно недавно изданному положению о Евхаристии, тяжелобольным людям разрешается употребление необходимых лекарственных средств перед причастием. Потому как лекарства это не еда.

    К сожалению, наши болезни зачастую становятся хроническими. Мы постоянно ищем источники здоровья и долголетия для себя и своих близких. Сегодня существует множество лечебных схем, в основе которых лежит прием лекарственных средств натощак. Это могут быть различные травяные настои или же, например, доказанный китайский способ очищения крови посредством приема тертого зубчика чеснока натощак.

    Можно ли причащаться тем, кто придерживается данных лечебных курсов?
    На мой взгляд, в ситуации, не требующей срочного введения лекарственных средств в организм, можно воздержаться от сопутствующих лечению профилактических или общеукрепляющих мер. Наверное, иногда можно позволить Господу посетить и исцелить нас. Ведь причащаемся мы не только во оставление грехов, но и для исцеления. Редкий прихожанин имеет возможность причащаться часто. Думаю, стоит в эти святые дни сочетания со Христом оставить место для нашей веры и для посещения нас Богом.

    С другой стороны, каждый христианин считает своим долгом каждый день принимать часть святой просфоры и святой воды. Как быть с сочетанием приема лекарственных средств натощак?
    В такой ситуации имеет смысл разделить во времени прием лекарств и святых просфоры и воды.
    В любом случае, будет полезно посоветоваться с духовником по этому поводу, который даст индивидуальные советы и рекомендации.

    Священник Александр Денисов

    Как вести себя перед Святым Причастием? Можно ли утром чистить зубы и пить лекарства? Чего нельзя делать после Евхаристии? Нужно ли продолжать поститься? Почему не стоит класть земные поклоны? Разрешается ли целовать иконы? Существует ли запрет на продукты с косточками? Ответы на вопросы читайте в статье.

    Таинство, соединяющее человека с Богом

    Причастие (Евхаристия) — центральное Таинство Церкви. Благодаря ему человек уже на земле может соединиться со Христом. Ведь подходя к чаше, мы вкушаем не хлеб и вино, а Тело и Кровь Христа, таким образом принимая Спасителя в свое сердце.

    И это не какое-то символическое действие, а реальность. Чтобы люди в буквальном смысле не испугались, увидев в чаше Плоть и Кровь, Господь сподобляет нас вкушать Святые Дары под видом хлеба и вина. Но в истории христианства можно найти множество случаев, когда подходившие к чаше с сомнениями в какой-то момент ужасались. Они видели собственными глазами кровавую жидкость и даже чувствовали вкус плоти во рту. Каждый желающий может ознакомиться с такими примерами в христианской литературе, много случаев описано в книге протоиерея Вячеслава Тулупова «Чудо Святого Причащения».

    Но мы бы хотели обратить внимание читателя на несколько иную тему — как вести себя в день Причастия — и поговорить о некоторых мифах.

    О подготовке к Евхаристии мы уже писали в статье «Причастие в первый раз — как подготовиться?» . Здесь вы можете подробно узнать, как поститься, какие молитвенные правила читать и вообще как себя вести накануне.

    Как вести себя утром перед Таинством Евхаристии?

    В день Причащения следует не просто «вычитать» утреннее правило и «дочитать» последование. Стоит в первую очередь внимательно помолиться, чтобы Господь сподобил нас причаститься. Мы все недостойны Тела и Крови Спасителя, поэтому надо с благодарностью принять этот животворящий дар.

    Чистить ли зубы?

    Часто задают вопрос: можно ли утром чистить зубы? Некоторые «ортодоксы» считают, что нельзя. Но многие священники отвечают: можно. Почему?

    Если человеку неприятно идти на работу, общаться с людьми из-за дискомфортного запаха изо рта, то разве может он в таком виде и с таким чувством подходить к Чаше? Ко Христу мы должны приходить с чистым сердцем и чистыми устами. Во всех смыслах.

    Причастие и принятие лекарств

    Еще один проблемный вопрос: как причаститься, если тебе обязательно с утра пить таблетки?

    Епископ Марк Головков говорит, что таблетки — это не еда, а лекарство. Если у вас серьезные проблемы со здоровьем и вам опасно прерывать курс какого-то препарата, то не стоит отказываться и от таблеток, и от Святого Причастия.

    Если же вы принимаете какие-то витамины или пищевые добавки, и ничего серьезного не случится, когда вы выпьете их не утром, а в обед, то зачем паниковать? Можно спокойно причаститься, а уже придя домой, принять витамины или лекарства.

    Если с поведением до Причастия все более-менее понятно, то с тем, что можно и нельзя после принятия Святых Даров, остается много вопросов.

    Что можно и что нельзя после Святого Причащения?

    Бить ли земные поклоны? Можно ли плеваться? Можно ли в этот день целоваться? Чистить ли вечером зубы? Многим эти вопросы покажутся смешными, но тем не менее, они часто волнуют причастников.

    Нельзя грешить

    Если вы спросите у священника, что нельзя делать после Причащения, то он наверняка ответит одним словом: «Грешить».
    Почему? Потому что вы приняли в свое сердце Христа. А Бог безгрешен. Он не может сочетаться с грехом. Поэтому если мы начинаем преступать заповеди, то в прямом смысле прогоняем Спасителя из нашего сердца.

    Вот почему после Таинства Евхаристии советуют быть особо осторожными, чтобы не растерять принятую благодать. Считается, что следует мало говорить, больше молиться, благодарить Бога, по возможности избегать пустых разговоров и компаний.
    Ведь если бес не может искусить нас напрямую, то попытается это сделать через родных и друзей или даже случайных людей.

    Всегда благодарите

    Если человек делает нам что-то доброе или приятное, так и хочется его отблагодарить. Но как отблагодарить Господа, Который ради нашего спасения принял крестную смерть и дал нам возможность соединиться с ним в Таинстве Евхаристии? Никаких земных слов не хватит. Но это совсем не значит, что не нужно и пытаться.

    Кланяться или не кланяться?

    Считается, что в день Святого Причащения не следует класть земные поклоны. Почему?

    Стояние на коленях — это знак раскаяния, плача о грехах. А причастившийся человек радуется, а не плачет и скорбит. Он принял в свое сердце Христа.

    Соблюдать ли пост далее?

    Некоторые духовники благословляют своих духовных чад на протяжении дня воздерживаться от скоромной пищи и вина. Стоит сказать, что подобных предписаний нет. Откуда же тогда появился такой обычай?

    После Святого Причастия очень легко рассеять благодать. И обильная трапеза может этому поспособствовать. Вы хорошенько пообедали, затем вам захотелось поспать. Мысли о молитве и смысле Таинства отошли на второй план. Вот из-за этого некоторые священники и не благословляют вкушать тяжелую жирную пищу и пить вино.

    Но умеренная трапеза, даже если на ней присутствуют мясо, молочные продукты и вино, не навредит. Так что главный акцент в этом вопросе — это умеренность.

    Можно ли плеваться и есть ягоды с косточками?

    Наверняка вам приходилось слышать от верующих людей или даже священников, что после Таинства Евхаристии нельзя ничего выплевывать. Как это понимать и стоит ли придерживаться этого правила?

    Этот запрет связан с благочестивым побаиванием, дабы случайно не выплюнуть частичку Святых Даров. Но чтобы минимизировать такой риск, после Причастия мы обязательно принимаем запивку — святую воду или разбавленное вино и кусочки просфоры.

    Более того: во время Святого Причащения советуют глотать частичку полностью, не разжевывая ее. Тогда у вас не возникнет страха — а вдруг я случайно выплюну частичку вместе с едой, во время чистки зубов вечером.

    Некоторые священники все же для страховки советуют не употреблять определенные продукты, из-за которых нам придется «плеваться»: рыбу с костями, ягоды с косточками и так далее. Если же пришлось употреблять их, то часто советуют аккуратно собрать косточки и сжечь их.

    В общем, по этому вопросу мнения священников расходятся: одни говорят, что есть смысл в таких действиях, другие же призывают не отцеживать комара.

    Как поступать вам? Либо посоветуйтесь со священником, у которого исповедуетесь, либо действуйте по совести или вообще избегайте возможных ситуаций. Не обязательно же в день Святого Причастия вкушать именно продукты с косточками.

    Можно ли чистить зубы, целовать иконы и родных?

    Если вы приняли Причастие, проглотив частичку без разжевывания, то вряд ли стоит беспокоиться, что вы нечаянно вычистите частичку Святых Даров. Если же остаются какие-то побаивания, то, возможно, стоит воздержаться от вечернего ухода за зубами.

    И последний вопрос из этой категории: можно ли прикладываться к иконам и целовать родных?

    Запрет целовать крест и иконы выглядит как проявление чрезмерного благочестия. После Таинства Евхаристии можно и нужно прикладываться к святыням.

    На целование родных, супружеские поцелуи конкретных запретов нет. Но причастившийся должен по возможности воздерживаться от чувственных переживаний и больше времени уделять молитве. В общем, это сугубо индивидуально.

    О том, что нельзя делать после Причастия, также рассказывает священник Максим Каскун:


    Забирай себе, расскажи друзьям!

    Читайте также на нашем сайте:

    Показать еще

    Когда усопшего нужно проводить в последний путь, его родственники довольно часто грешат всевозможными суевериями и нелепостями. Современное представление о смерти у многих практически ничем не отличается от взглядов наших далеких предков - язычников.


    Таинство брака
    – это особое благословение Церкви вступающим в семейную жизнь. Поэтому так важно приступить к нему подготовленным, собранным, чистым, без обмана, чтобы оно совершилось не в осуждение, а во спасение души. Тогда семейная жизнь будет иметь прочное, незыблемое основание. И все молитвы, произнесенные в этот день в храме, принесут свои благие плоды.

    Возложением венцов Церковь воздает жениху и невесте особую честь за целомудрие и сохраненное до брака девство. Тот же смысл имеет и подвенечное платье невесты, и белоснежная ткань, которая кладется под ноги новобрачных. От согрешивших до брака Церковь, безусловно, требует покаяния и исповеди перед священником с последующим Причащением.

    Венчание без веры приносит намного больше вреда, чем пользы. Если в церковном таинстве участвуют фактически неверующие люди - это не что иное, как профанация таинства. Если жизнь молодоженов будет далека от христианской, если они будут строить семью на эгоизме, а не на заповедях Божиих, то никакой гарантией от развода церковный брак в таком случае быть не может.

    ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА


    Самое первое условие - венчающиеся обязательно должны быть крещены в Православии и между ними не допускается родство, включая троюродное. И, конечно, новобрачные должны быть зарегистрированы в ЗАГСе.

    Во время гражданской регистрации брака обручение кольцами, заимствованное в советское время из церкви, необходимо пропустить. Первым обручить новобрачных кольцами должен священник, а не работник ЗАГСа. Как минимум, это признак культуры по отношению к Церкви.

    При этом Церковь не благословляет брак, если один из новобрачных (или оба) объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим в храм лишь по настоянию супруга или родителей. Также нельзя венчать брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом.

    Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между двумя восприемниками одного ребенка. Разрешение на такой брак может быть получено только у правящего архиерея.

    Кроме того, венчание не совершается:


    1) В течение всех четырех многодневных постов;

    2) Во время Сырной седмицы (масленицы) перед Великим постом;

    3) На Светлой (Пасхальной) седмице после Пасхи;

    4) От Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января);

    5 ) По вторникам, четвергам (накануне среды и пятницы),ибо предстоящая ночь - постная, и субботам в течение всего года, ибо эта ночь на воскресенье посвящена Богу;

    6) По той же причине не совершается венчание накануне самых главных церковных праздников;

    7) 10, 11, 26 и 27 сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня);

    8) Накануне престольных храмовых дней (в каждом храме - свои).


    При чрезвычайных обстоятельствах исключение из этих правил может быть сделано по благословению правящего архиерея.


    Перед венчанием и жениху и невесте необходимо исповедаться и причаститься , соблюдая перед этим пост в течение, как минимум, трех дней. Это необходимо для того, чтобы приступить к Таинству венчания с чистой совестью перед Богом. Невоцерковленным людям лучше это сделать заранее. Без этого шикарные белоснежные платья невест, льющееся рекой шампанское и прочая дорогостоящая атрибутика будет лишь насмешкой над тем, чем на самом деле должна быть свадьба православных людей.

    Когда вопрос о браке решается людьми воцерковленными, то необходимо благословение духового отца или приходского священника, у которого жених и невеста исповедуются обычно. Послушание духовнику помогает избежать тех ошибок, которые так часто совершаются из-за отсутствия жизненного и духовного опыта.

    В былые годы родители молодых перед их венчанием благословляли своих детей святыми иконами. Будущего мужа - иконой Христа Спасителя, жену - иконой Богородицы. Родители крестят этими иконами своих детей и дают поцеловать им святые образа, преподавая таким образом свое родительское благословение на брак.

    Венчание, как правило, в храмах совершается после Божественной Литургии, которая завершается (в зависимости от расписания богослужений в том или ином храме) между 11-00 и 13-00. О дне и времени венчания необходимо заблаговременно (как минимум за неделю) договориться в храме.

    А в день счастливого события нужно прийти в храм в назначенное время в одежде, соответствующей нормам церковного приличия. Желательно наличие свидетелей - мужчины и женщины, крещенных в православии, они будут держать венцы над головами новобрачных. Для венчания также необходимы обручальные кольца, венчальные свечи, иконы Спасителя и Божьей Матери, а также кусок белого полотна или полотенце, которое кладется под ноги венчающихся. Для обоих супругов обязательны нательные крестики.

    При этом невесте следует иметь в виду, что у нее могут быть препятствия к участию в Таинстве венчания, поэтому она должна заранее рассчитать свой женский календарь и выбрать такой день для венчания, чтобы этих препятствий не было. То же самое касается и всех остальных церковных таинств.

    Поинтересуйтесь заранее, разрешают ли в храме, в котором Вы собираетесь венчаться, делать фотографии и проводить видеосъёмку. Если же нет, вполне можно обойтись и без этого, сделав памятную фотографию на фоне храма после венчания.

    В выходные дни в храме могут венчаться сразу несколько пар. Если Вам хотелось бы венчаться отдельно, будьте готовы подождать. Другой вариант - назначить таинство на любой другой будний день.

    Православная Церковь вносит некоторые требования к внешнему виду невесты:


    1) Макияж должен быть минимальный, практически незаметный, маникюр неброский, духи несильные (а будет лучше, если Вы найдете в себе силы вообще обойтись без всего этого); помада на губах недопустима, поскольку Вы будете прикладываться к иконам;

    2) Головной убор невесте (фата, косынка) обязателен. Учтите, что длинную и пышную фату можно испортить, если она коснется горящих свечей.

    3) Женский брючный костюм недопустим;

    4) Плечи, спина и грудь должны быть закрыты. Если платье у Вас слишком откровенное, позаботьтесь о накидке;

    5) Невесте советуем надеть удобную обувь, а не туфли на высоких каблуках, на которых трудно выcтоять в течение целого часа.

    Обращаем Ваше внимание на суеверия, связанные с венчанием. Так, существует поверье, что случайно упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча предвещает всевозможные несчастья, трудную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супругов. Распространено и суеверие, что тот из брачующихся, кто первым вступит на расстеленное полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье. Некоторые думают, что нельзя венчаться в мае - "будешь потом всю жизнь маяться". Все эти вымыслы не должны волновать Вашего сердца.

    СОВЕРШЕНИЕ ТАИНСТВА БРАКА
    Обручение


    Перед началом обручения жених становится по правую руку, а невеста - по левую. Священник вручает новобрачным горящие свечи, называемые венчальными, которые не гасятся в продолжение всего времени венчания. Горящие свечи новобрачных символизируют духовное торжество, славу целомудренного девства и свет благодати, нисходящей на них. Свечи в их руках говорят о радости встречи этих людей и об общей радости присутствующих. Свечи эти после венчания можно хранить вместе с иконами как семейную святыню.

    В своих последующих молитвах Церковь возвращает нас к временам Ветхого Завета. Мы вспоминаем Исаака и Ревекку, которых друг для друга избрал Сам Господь. И священник, приводя их в пример, испрашивает благословения у Бога на обручение предстоящих здесь жениха и невесты, чтобы “союз любви положить им неразрушимый”.

    Затем священник трижды крестообразно благословляет сначала жениха, а затем невесту кольцами, которые были освящены на святом престоле этой церкви.

    В знак твердости их взаимных обещаний священник надевает на пальцы обручающихся освященные кольца. В древности люди часто не умели писать, а только могли удостоверить письмо или документ печатью; и решающую роль играло то кольцо, на котором была личная печать. Документ, запечатленный этим кольцом, был неоспорим. Когда человек давал кольцо другому, это означало, что он ему доверяет безоговорочно: доверяет свою жизнь, свою честь, свое имущество - все.

    Кольца надеваются на персты правых рук в знак благословения на всякое доброе дело. Священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил обручение, послал обручающимся Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни.

    Брачные обеты


    После обручения при пении псалма царя Давида “Блаженны все боящиеся Господа...” жених и невеста с возжженными свечами выходят на середину храма и становятся пред аналоем, на котором лежат Святое Евангелие и крест Христов.

    Под ногами новобрачных белое полотенце или белая ткань - символ единства и радости нераздельного жительства в супружестве. Как и подвенечное платье невесты, эта белоснежная ткань должна говорить о чистоте и целомудрии вступающих в брак, о том, что их мысли, чувства и дела безупречны по отношению друг к другу и ко Господу.

    Священник вопрошает их о том, свободно ли их желание стать законными супругами, не продолжает ли кто из них держать кого-либо в заблуждении своим обещанием вступить в брачный союз? Брачные обеты жениха и невесты подтверждают пред Богом и Церковью добровольность и нерушимость их намерений.

    Венчание


    После этого начинается собственно чин венчания. Произносятся три молитвы, в которых испрашивается благословение Божие на сочетающихся браком, вспоминаются благочестивые супружеские союзы Ветхого и Нового Заветов. Возносится ко Господу и особое прошение о родителях, чьи молитвы “утверждают основания домов” (Сир.3,9).

    И вот наступает главный момент Таинства, когда священник благословляет брачный союз во имя Пресвятой Троицы. Взяв венец, священник благословляет им жениха и говорит: «Венчается раб Божий (называет имя) рабе Божией (называет имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь». Таким же образом священник венчает и голову невесты. При возгласе “Господи Боже наш, славою и честию венчай их”, священник от лица Бога благословляет их, как печатью утверждая Таинство брака.

    Когда священник возлагает венцы на главу жениха и невесты, то принимают и держат их свидетели. За невестой стоит ее подруга, а за женихом - друг. В идеале они должны быть молитвенными хранителями этого брака, а потому должны быть православными и боголюбивыми. При обхождении аналоя свидетелю нужно следить за тем, чтобы не наступить на шлейф невесты.

    Чтение Священного Писания и общая чаша


    Далее читается отрывок из послания апостола Павла, в котором указываются главные обязанности супругов по отношению друг к другу: «Как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее...» (Еф. 5,24-25). Далее читается Евангелие, рассказывающее о том, как Господь Своим присутствием благословил брак в Кане Галилейской.

    После чтения Евангелия Церковь вновь возносит свои молитвы о новобрачных, прося Бога сохранить сочетавшихся браком в мире и единомыслии, сподобить их непорочной жизни в неукоснительном соблюдении заповедей Божиих. После молитвы «Отче наш», в которой новобрачные свидетельствуют о своей решимости служить Господу и выполнять волю Его в семейной жизни, они испивают общую чашу.

    Общая чаша – это чаша с красным вином, которую благословляет священник и подает новобрачным. Новобрачные должны в три приема по очереди испить ее до дна, в знак того, что с этих пор они должны разделить жизнь друг друга до самого конца, деля вместе радость и горе.

    Троекратное обхождение аналоя во славу Святой Троицы

    Затем священник соединяет правые руки супругов в знак их единения во Христе и покрывает их концом епитрахили, что символизирует вручение мужу жены чрез руки священника от Самой Церкви. Далее он, держа в руках крест, трижды во славу Святой Троицы обводит их вокруг аналоя, на котором лежит Евангелие. Круг символизирует вечность и нерасторжимость заключенного союза: “Что Бог сочетал, того человек да не разлучает” (Мф.19,6).

    При этом торжественном шествии поются церковные тропари:

    "Исаия, ликуй, Дева име во чреве, и роди сына Эммануила, Бога же и человека, восток имя Ему: Его же величающе, Деву ублажаем".

    Так Церковь воспевает самое радостное событие во Вселенной - Рождество Христово. Это песнопение в контексте происходящего в данный момент в храме раскрывает новобрачным, что рождение их семьи находится теперь в череде церковных событий и имеет ту же цель, что и Боговоплощение - спасение друг друга для вечной жизни со Христом.

    Тропарь "Святии мученицы, добре страдальчествовавшии, и венчавшиися, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим”.

    Это молитва к тем, кто принял добровольное страдание за Христа, принесшее венец мученичества, и сподобился через это Царства Небесного. «Святии мученицы...» - это и напоминание о том, что семейная жизнь - жизнь исповедническая, требующая терпения, смирения, умения переносить скорби и искушения. За свою любовь супругам придется бороться. И эта борьба заключается, прежде всего, в преодолении эгоизма в самом себе, в том, чтобы научиться жертвовать самим собой в пользу любимого, перестать существовать для самого себя. Поэтому настоящая семья – это, прежде всего, труд и аскеза, а не удовольствия, которые рано или поздно прискучат. На это и нужно настраиваться молодым людям перед свадьбой.

    В завершении поется тропарь "Слава Тебе Христе Боже, апостолов похвало, мучеников радование, их же проповедь Троице Единосущная”.

    В этом песнопении воссылается благодарение за совершение брака и звучит напоминание о том, что каждая христианская семья призвана своей жизнью свидетельствовать о Христе. Следуя этим путем, муж и жена должны быть, прежде всего, достойным примером для своих детей.

    Окончание чина венчания


    Священник снимает венцы сначала с мужа, потом с жены, обращаясь к каждому со словами приветствия. Священник обращает внимание жениха на его возвеличение и благословение «умножиться и ходить в мире, исполняя в правде заповеди Божии». Величие жены в этом приветствии связывается с «веселием о своем муже и хранением пределов закона».

    В заключение, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где они целуют иконы Спасителя и Божией Матери. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы, и обращается к ним с пастырским напутствием, суть которого в том, что для того, чтобы сохранить любовь, обоим супругам необходимо вести духовную жизнь. Любовь требует для себя духовной жизни и возрастает по мере преуспевания супругов в духовности.

    Одним из главных средств, которое Церковь предлагает к сохранению и умножению любви, являются Таинства Исповеди и Причастия. Только соединяясь с Богом – источником любви, – люди получает благодатную силу на приобретение жертвенности и избавление от эгоизма.

    В завершении молодым поется многолетие.


    НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ НАШЕГО ВРЕМЕНИ


    - Как относится Церковь к невенчанному браку?

    Церковь с уважением относится к браку, заключенному по законам данного государства, и не считает его блудным сожительством, однако православная семья начинает свою полноценную жизнь лишь после Таинства Венчания. Для верующего человека единственной уважительной причиной состоять в невенчанном браке, является отсутствие веры в Бога у супруга(ги), даже если имеет место формальный факт его крещения в детстве.

    Так ли уж важна регистрация, если люди уже много лет фактически являются супругами, имеют детей?

    Незарегистрированный, или так называемый «гражданский брак» - проблема и духовная, и психологическая, и юридическая. Такая «малость», как штампик в паспорте, защищает имущественные и прочие права супругов и их детей. Если завтра ваш «гражданский муж» попадет под машину, вы не сможете оставить себе даже его фотографию: все совместно нажитое имущество отойдет официальным родственникам. Если вы любите человека, вы неизбежно захотите обеспечить ему материальную защищенность.

    В духовно-психологическом плане ситуация еще хуже. Если вы не хотите вступать в законный брак, то, очевидно, не доверяете своему избраннику (избраннице). Вы не любите его по настоящему и не готовы разделить с ним все возможные жизненные проблемы и катаклизмы. В любой момент Вы готовы расстаться друг с другом, даже если у Вас есть общие дети. Когда речь идет о постели, Вы – «муж и жена»; когда речь заходит о реальной ответственности друг за друга, включая ваших детей, Вы – чужие люди. В глубине души Вы прекрасно понимаете, что то, что Вы называете «гражданским браком», является всего лишь временным сожительством, которое всегда осуждается в нормальном обществе, а Богом – тем более.

    - Но порой родители сами толкают детей на это: “Поживите, присмотритесь друг ко другу, а потом зарегистрируетесь, а если нет - разойдетесь
    ”.

    Это уже не просто грех блуда, в который в прошлые времена отдельные молодые люди впадали по неосторожности, не справившись с бушующими в них страстями. В данном случае речь идет о сознательном блудном сожительстве, в котором молодые люди якобы «узнают друг друга», а, в действительности, всего лишь удовлетворяют свои физиологические потребности, используя друг друга, как какую-нибудь вещь.

    Сами по себе половое влечение и интимные отношения, какими бы страстными они ни были, порой не имеют с любовью ничего общего. Добрачный секс, как правило, заканчивается разрывом. Чтобы притупить боль расставания, молодые люди вступают в новую связь, однако, с каждым разом все больше утрачивают способность испытывать привязанность к другому человеку, любить, доверять другому.

    Кроме того, этот грех безмерно отягчается еще и тем, что для надежного предохранения от беременности используются, как правило, гормональные контрацептивы, которые все без исключения имеют абортивный эффект. Таким образом, грех блуда отягчается еще и грехом убийства, вполне возможно, зачавшегося ребенка. И тягчайший грех тем родителям, которые советуют своим детям “пожить - посмотреть - присмотреться”. На Страшном Суде Божием их ждет заслуженное воздаяние за подобные советы.

    Канонические правила Церкви говорят: “Блуд не есть брак и не начало брака. Посему совокупившихся посредством блуда лучше разлучать, если возможно. Если же всемерно держатся сожителя, то да примут епитимию за блуд, но да оставятся в сожитии брачном, да не горшее что будет”. А епитимия в древности была такой: отлучение от Причастия на 7 лет.

    Сейчас грех становится нормой и люди пытаются обвинять Православную Церковь в том, что ее нравственные установки и правила устарели, их пора менять или делать исключения. Но тогда Церковь не будет Церковью Христовой, это будет церковь Антихриста. Церковь может лишь смягчить покаянную дисциплину за сожительство до брака, учитывая, что современные молодые люди не просто совершают грех, но являются жертвами целенаправленного информационного растления в общегосударственном масштабе. Сегодня от согрешивших до брака Церковь, безусловно, требует покаяния и исповеди с последующим Причащением.

    В христианстве принято обращаться за благословением в церковь, и штампа в паспорте недостаточно для того, чтобы жить вместе. Но среди людей появилась традиция обращаться к не сразу. Считается, что именно венчание помогает сохранить отношения, если существуют какие-то непонимания и разногласия, поэтому люди идут в церковь, когда в семье есть проблемы. Некоторые пары решаются на этот шаг, чтобы найти общий язык.

    Помощь бога

    Верующим людям венчание может помочь. Во время торжественной церемонии пара будто просит у всевышнего поддержки, и если при этом верит в помощь, то она происходит. Но это срабатывает не у всех, так как сила веры имеет значение. Будущие супруги сначала принимают решение, взвешивают все положительные и отрицательные стороны, ведь нельзя к этому относиться поверхностно. Своим решением они заявляют перед близкими, перед священником и высшими силами, что готовы терпеть все сложности, что не ошиблись в выборе.

    Венчание накладывает большую ответственность. И понимание, что расторгнуть такой союз нельзя, помогает людям приспосабливаться, искать компромиссы. Люди осознают, что после данной процедуры уже нельзя просто хлопнуть дверью и уйти, что теперь брак будет сохранен до старости, а значит проще искать решение, а не убегать от проблем. Такая позиция делает жизнь проще, лишенные выбора супруги стараются быть счастливыми.

    Венчание для неверующих

    Если же молодые люди не верят в бога, то для них венчание лишь красивый обряд. Они с удовольствием проходят его, но не придают большого значения. Для них он не несет глобального смысла, а значит и нарушить данный обет совсем не сложно. Отсутствие особого отношения не позволяет говорить о надежности таких уз.

    Даже если только один супруг настаивает на венчание, а второй не верит в эту помощь, маловероятно, что обряд поможет сохранить отношения или сделает их лучше. Особенно не стоит идти на такой шаг в начале семейной жизни, ведь через некоторое время может произойти многое, «розовые очки» пропадут, а быт внесет свои коррективы.

    Чудесные случаи

    Существует сотни историй, которые рассказывают о том, что именно после венчания пары стали жить лучше. Есть повествование, что после этого события в церкви в паре, которая страдала бесплодием, появлялись дети. И эти разговоры являются правдой, но дело именно в вере, в искреннем отношении к церкви и богу. Прежде чем решиться на этот шаг, подумайте, а вы уверены в вашем союзе, можете ли гарантировать, что через 20 лет ничего не изменится?

    Проводить венчание и регистрацию в можно не одновременно. Некоторые пары идут в церковь только после того, как проживут вместе не менее 10 лет. Они сначала проверяют свой союз, чтобы убедиться, что не ошиблись, а только потом заявляют о своем выборе. Это взрослое взвешенное решение, которое делает брак действительно более надежным.



    Похожие статьи