• Родительское собрание по экологическому воспитанию в ДОУ «Чудеса живой природы. Родительское собрание по экологическому воспитанию

    08.08.2019

    Лариса Миншатова
    Родительское собрание «Экология и мы»

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    Детский сад № 408

    620007, г. Екатеринбург, ул. Латвийская, 33, тел. 252-07-30, [email protected]

    Родительское собрание в средней группе

    МБДОУ детский сад № 408

    по экологическому воспитанию

    Тема : «Экология и мы »

    Родительское собрание провела воспитатель Миншатова Лариса Глебовна, г. Екатеринбург.

    Цель :

    1. Создать условия для сотрудничества воспитанников и их родителей , для их эмоционального и психологического сближения.

    2. Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом .

    Ход собрания:

    Добрый вечер уважаемые родители ! Спасибо Вам, что Вы нашли время и пришли на родительское собрание . Ведь ведущая роль в воспитании ребенка принадлежит семье, её жизненным укладам. Семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит с окружающим, даёт первые знания и умения. Мы (педагоги) призываем Вас к сотрудничеству, к взаимодействию.

    «Только вместе с родителями , общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье».

    Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. Мы должны беречь это счастье и научить ему детей.

    Времена года… Они обычно сменяют друг друга, и мы взрослые с годами перестаем удивляться и радоваться тому, как пестрое великолепие осени сменяется строгостью черно-белой графики зимы, как едва проступающие акварельные пятна весны затмеваются щедрой многокрасочной палитрой лета. И лишь иногда запах прелой листвы или причудливая форма облака вдруг пробуждают в нас воспоминания о детстве – о том удивительном времени, когда наступление каждого нового сезона становилось едва ли не самым главным событием нашей жизни.

    А как мы любили прогулки! За то, что на улице мы могли прыгать, бегать, изучать содержимое луж, следить за тем, как тают льдинки в теплых руках, как кричат вороны…

    Одним словом мы, сами того не подозревая, познавали мир во всей его красе, развивали и укрепляли физическое здоровье, наблюдали и делали выводы.

    В дошкольном возрасте и благоприятных условиях интенсивно развивается интеллектуально-волевая сфера ребенка, закладываются основы правильного, осознанного отношения к предметам и явлениям, окружающей действительности. Важным фактором воздействия на детей является целенаправленная систематическая воспитательно-образовательная работа, в которой особо важное место занимает целенаправленный процесс ознакомления с природой.

    Детство самый благоприятный период развития всех качеств ребенка и Вы – родители должны определить для себя цели воспитания, каким бы Вы хотели видеть своего ребёнка.

    Сегодня от нас с Вами зависит дальнейшее существование жизни на земле. Современные наболевшие проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой, возможно, решить только при условии сформированности экологического мировоззрения всех людей.

    Начинать экологическое воспитание целесообразно с раннего детства, развития понимания красоты природы, любви к ней.

    Экологическое воспитание что это ? (Ответы родителей ) .

    Это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним. Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию общения с природой, познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.

    Сама природа даёт возможность всесторонне развивать ребёнка, расширять кругозор, показывая взаимосвязи в природе, вовлекать детей в совместную деятельность, побуждать ребенка к сочувствию, сопереживанию, желанию помогать делом.

    Что, прежде всего нам поможет? (Ответы родителей ) .

    Да, это разнообразные прогулки, наблюдения, в ходе которых необходимо научить ребенка делать самостоятельные выводы в ходе наблюдений за погодными явлениями. Поддерживать интерес к окружающему миру, явлениям живой и неживой природы.

    Во время прогулок наблюдайте за происходящим в природе, обогащайте детей новыми знаниями, которые будут являться основой осознанного отношения к ней, а также развивать в детях чувство прекрасного.

    Какое отношение к природе мы можем воспитать в детях? (Ответы родителей :

    Бережное.

    Заботливое.

    Гуманное).

    Необходимо научить видеть красоту живого, оценивать ее и стремиться помогать ей (зимой – подкармливать птиц, стряхивать снег с веток деревьев) .

    Развивать интерес к познанию, исследованию окружающего мира, помочь ребенку познать как больше тайн живой и неживой природы.

    Формировать желание стать другом и защитником природы, воспитывать бережное отношение к природе.

    Блиц-опрос. Как вы считаете, как должен вести себя взрослый в этой ситуации? (Высказывания родителей ) .

    Ребенок мал, действует неосознанно, но под нашим влиянием это закрепляется, и становиться нормой поведения в природе, а в дальнейшем и нормой жизни. Недоброжелательное отношение ко всему живому переходит в жестокость, не только к природе, но и к людям.

    Вот как писал Б. Рябинин в своей книге «О любви к живому» : «Ребенок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие, но ведь он развлекается, пугая их. Ему нравится, что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его бояться, и вот тут-то, как говориться, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла».

    Нам необходимо прививать интерес и любовь к природе, учить замечать красивое вокруг себя, любоваться и восхищаться этой красотой.

    Подвести к пониманию родителей то , что в первую очередь родители сами должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда следуют этому. Сложно объяснить детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у ребенка растерянность, обиду или даже агрессию.

    Решение родительского собрания :

    1. Прививать интерес и любовь к природе, учить замечать красивое вокруг себя, любоваться и восхищаться этой красотой.

    2. Учить заботливому, бережному отношению ко всему окружающему.

    3. В процессе наблюдений развивать и обогащать речь, внимание, память, что послужит основным показателем психологической готовности ребенка к школе. Совместная семейная деятельность сближает родителей и детей , способствует установлению тесных контактов между ними.

    4. Для этого родителям предлагается – анкетирование.

    «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, творчестве, красоте».

    В. А. Сухомлинский

    Успехов Вам и вашим детям!

    ПРИЛОЖЕНИЕ :

    1. Анкета для родителей «» .

    2. Консультация для родителей «Наблюдение за природой дома» .

    Приложение № 1

    Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей »

    Возрастная группа___

    1. Знаете ли Вы, что такое экология , что она изучает, чем занимается? ___

    2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение занимается вопросами экологического воспитания детей ?___

    3. Интересует ли Вас лично данная проблема? ___

    4. Ощущаете ли Вы по ребенку, что в ДОУ много внимания уделяется экологическому воспитанию ? ___

    В чем это проявляется?

    – Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (выберите нужное или предложите свой вариант) ___

    5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? ___

    6. Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? Если нет, то почему?___

    7. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?___

    8. Посадили ли Вы дерево?___

    9. Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?___

    10. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?___

    11. Смотрит ли Ваш ребенок телепередачи о природе?___

    12. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?___

    13. Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?___

    14. Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т. д. ?___

    15. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?___

    16. Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?___

    17. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?___

    18. Как Вы думаете, получит Ваш ребенок знания о природе в детском саду?___

    19. Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии ? ___

    20. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?___

    В чем это проявляется?

    – Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (выберите нужное) .

    21. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? ___

    Нужно ли это делать? ___

    22. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми.) ___

    23. Как оцениваете работу ДОУ по данному вопросу? ___

    24. Ребенок ломает ветку дерева. Ваши действия?___ ___

    25. «Ползет жук, ребенок хочет его раздавить. Что вы ему скажете?___ ___

    26. Ребенок бросил мусор на улице. Ваши действия?___ ___

    27. Ребенок увидел много красивых цветов и бежит их сорвать. Как его остановить, что бы он этого не сделал?___ ___

    28. Ребенок видит паука и говорит : «Он злой и вредный. Надо его раздавить» . Как объяснить ребенку, что этого делать нельзя?___ ___

    29. Продолжить начатое высказывание : «Мой ребенок - будет бережно относиться к природе и заботиться об окружающем его мире, если я ___ ___».

    30. Ваши предложения, пожелания ___

    Приложение № 2

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    «НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРИРОДОЙ ДОМА»

    Подготовила : воспитатель группы № 4

    МБ ДОУ № 408 Миншатова Л. Г.

    БЕЗГРАНИЧНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИРОДЫ

    Замечательный педагог Василий Александрович Сухомлинский писал : «Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для приобщения его к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

    Что может дать ребенку изучение природы? Всестороннее развитие личности. А еще наблюдения природных явлений способствуют развитию речи. Это особенно заметно на примере дошкольников : чем больше увидел и понял малыш, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее общается он со сверстниками, легче входит в контакт со взрослыми.

    Сейчас за окном лежит снег.

    Начнем с деревьев и кустарников. Вот ясень. Ближе к концу февраля начинает он рассеивать созревшие осенью семена. Сорванные порывом ветра остроконечные плодики летят, вращаясь вокруг своей оси. Падая, довольно глубоко уходят острыми кончиками в снег. Забавно? А ведь это «работает» одно из приспособлений растения к выживанию : протает снег до земли - семечко окажется, будто высаженным заботливыми руками. Теперь дело за ним : расти на здоровье!

    Самое время поискать во дворе или в парке место, где обрезают лишние ветки с тополей. Предложите ребенку выбрать веточки «по душе» . Дома подрежьте их и поставьте в банку с водой.

    Что можно будет увидеть? Через 6-8 дней начнется цветение : из некоторых почек выберутся и повиснут толстые зеленые нитки с узелками. Это «сережки» , цветки. (Семян они не дадут - это можно увидеть только в природе в самом начале лета.) Через несколько дней опадут диковинные цветки. Потом тронутся в рост чистовые почки. Сначала покроются липким блестящим налетом, смолисто запахнут. Через 2-3 дня проклюнутся нежные ярко-зеленые листочки. Листочки разворачиваются долго. В то же самое время растут корни.

    Если удастся додержать веточки до весны, когда почва согреется, ветки можно прикопать в землю на даче или на участке в садике. Со временем из них вырастет маленькое деревце – тополек.

    Для подобных наблюдений подходят ветки орешника, ольхи, осины. Важно только, чтобы ни одна, даже самая маленькая веточка, не была срезана просто так, из озорства. В любом случае нужно постараться вести наблюдения вместе с ребенком, обмениваясь вопросами, удивляясь и побуждая его к новым открытиям и выводам.

    Немало удивительных открытий может при вашем содействии сделать ребенок, даже не выходя из дома. В это время в ящике с овощами нередко попадается проросшая луковица. Вот интереснейший объект для наблюдений!

    Начиная прорастать, она часто «пугает» верх и низ : листья (у луковицы их называют перьями, огибая луковицу, устремляются вниз, а корни тянутся кверху. Что произойдет с луковицей, если изменить условия ее жизни?

    Обратим внимание на цвет листьев. Чем глубже ящичек, в котором хранят лук, тем бледнее листья. В самом начале опыта они могут быть почти белыми. Предложите ребенку положить про росшую луковицу на подоконник, к свету поближе. Что происходит? Листья меняют окраску, с каждым днем становятся все ярче, зеленее.

    Луковицу можно посадить. Для этого земли не нужно. Запаса питательных веществ в самой луковице достаточно. Вон она, какая упругая, твердая. Была бы вода. Все подготовительные «посадочные» работы ребенок выполняет сам. Нужна полулитровая стеклянная банка, кусок плотной бумаги или тонкого картона. Ставим банку на картон и по дну, чуть отступив от края (диаметр кружка должен быть больше диаметра горлышка банки на 2-3 сантиметра, обводим карандашом. Вырезаем круг, а потом от края к центру надрезаем. В центре кружка делаем круглое отверстие по размеру донца выбранной для опыта луковицы. Края кружки сдвигаем в виде воронки, скрепив ниткой, тонкой проволочкой или просто двумя канцелярскими скрепками. Луковичка получает доступ к воде и оказывается полностью открытой для наблюдений.

    Первое, что удается заметить, листья изменяют цвет. Они сначала выпрямляются, а потом наклоняются в ту сторону, откуда поступает свет. Ребенок сможет увидеть, как, меняя на правление, отрастают корни, как изменяется луковица. Чем больше отрастает перьев, тем сильнее она теряет упругость, съеживается. Это питательные вещества переходят из одной части растения в другую, из луковицы в листья.

    А если, отыскав ненужный цветочный горшок, посадить еще одну проросшую луковицу в землю? Ведь теперь мы знаем, что происходит с корешками! Чем этот опыт может обогатить знания ребенка?

    Во-первых, если сравнить зеленые перышки по вкусу, то окажется, что лук, выросший в воде, более резкий. Его перышки, порезав помельче, можно съесть в салате. "Водяной" лук сразу и обязательно из глаз слезу «выжимает» . Питались растения по-разному, вот и выросли разными.

    Во-вторых, чем крупнее луковица, тем быстрее и больше вырастает из нее листьев. Питательные вещества, в прошлом году накопленные растением, расходуются на рост стрелок. Растение, посаженное в землю, держится дольше, и листьев на нем больше. Кормить их луковице помогает почва. Еще можно узнать, на сколько сантиметров отрастают стрелки за один день (за неделю, и сравнить, где это происходит быстрее : в банке или в цветочном горшке, в воде или в почве.

    Детям доступны и полезны наблюдения за развитием растений из семян. Организовать эту работу очень просто. Семена для этого нужно брать крупные, характерной формы. Например, ноготки (календула, их семена, в самом деле напоминает срезанный ноготь. Душистый горошек очень похож на тот, из которого суп варят. Декоративные бобы совсем как фасоль, только намного крупнее и цветом другие.

    Посадки семян на рассаду для летних цветников еще не начинаются. Но ведь нужно убедиться, живы ли заготовленные с осени семена, сохранили ли они «всхожесть» . Что нужно приготовить для опытов по проращиванию семян? Блюдечки, мелкие тарелочки или одноразовую пластиковую посуду. Пригодятся пластиковые соломинки, отрезанные по размеру диаметра донышка подобранной тары, бумажные салфетки, отстоянную или талую воду, небольшие полиэтиленовые пакеты.

    На дно посудинки кладем соломинки. Сверху стелим сложенную в несколько раз салфетку и осторожно поливаем ее водой до тех пор, пока она насквозь не промокнет. Если воды налить слишком много, семена не прорастут - им нужен воздух, а в воде его слишком мало.

    Отбираем из общей массы десять семян, хорошо смачиваем их водой и раскладываем на мокрой салфетке. Накрываем еще одной салфеткой и снова слегка, совсем немного, поливаем. Ставим замоченные семена внутрь полиэтиленового пакета, лишнюю часть подворачиваем под дно и убираем в теплое место. Свет для проращивания семян не нужен. Ведь в естественных условиях развитие семени происходит в почве, без света. Им нужны только тепло и вода – влага.

    Убедите ребенка не тревожить то и дело посадки : очень быстрых изменений там не будет. Воду подливать не нужно - полиэтилен предупреждает лишнее испарение. Не верит? Так ведь это проверить очень легко! Такое же блюдце, лучинки, салфетка, столько же воды, только без полиэтилена, поставить два блюдца рядом. Салфетка в каком блюдечке скорее высохнет?

    Предлагаем еще одно научное «исследование» . Опять все очень просто. Нужна фасоль, самая обычная. Посадить семечко можно в горшочек, в котором живет комнатное растение. Лишь бы земля в нем не была полностью закрыта листьями хозяина. Тем не менее, это должно быть растение, которое требует постоянной поливки. А если есть возможность, предоставьте ребенку для этого опыта отдельный цветочный горшок. В него можно посадить несколько семян. Это расширит возможности для наблюдений.

    Сажаем семена во влажную землю. Наблюдаем разные этапы движения растения. Такие движения называют ростовыми, они связаны с прорастанием. Если зернышек сажали несколько, можно два-три выкопать, чтобы ребенок собственными глазами увидел весь процесс превращения. Сначала фасолинка выпускает корешок. Он укореняется, пробуравливает почву. Потом поднимаются на поверхность две половинки фасолины – семядоли. Сначала они белые. Теперь уже ребенок может объяснить, почему они такие, и высказать предположение о том, что произойдет дальше.

    Семядоли зеленеют, увеличиваются, а потом рядом с ними от того же притаившегося в почве корешка появляются настоящие листья.

    На любом прилавке, где торгуют семенами, можно найти пакетик с надписью «Зелень для кошки» . Обычно там семена овса. Семена можно отобрать и из зерновой смеси, которую продают в зоомагазинах на корм домашним птицам.

    Для опыта используем глубокую (суповую) тарелку. Нужно вырезать два одинаковых кружка размером с дно тарелки самого тонкого поролона. Если хотите украсить дом среди зимы маленькой зеленой клумбочкой, равномерно рассыпьте по влажному материалу семена. Они прорастают : сначала набухают, становятся заметно крупнее. Потом появляется корешок, следом выбирается на поверхность зеленый стебелек. Росточки дружно тянутся к свету, словно кто-то нежно причесывает зеленую гривку ласковой рукой.

    Можно семена в два-три ряда разложить по кругу – так, чтобы в середине осталось свободное место. На нем будут хорошо смотреться мелкие сувениры или сладости на празднике.

    У ребенка должны быть зеленые друзья растения. И если «знакомы» они будут с самого «рождения» , с первых росточков – отношение ребенка к деревьям, цветам и кустарникам будет внимательное и уважительное.

    Елена Корчагина

    Цель : создать условия для сотрудничества детей и родителей , их эмоционального и психологического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом .

    Задачи :

    Объяснить родителям необходимость экологического воспитания в дошкольном детстве ;

    Создание позитива в отношениях детский сад – ребенок-семья ;

    Ход собрания :

    Воспитатель : Добрый вечер, уважаемые родители ! Сегодня мы на родительском собрании поговорим об этом красивом, безграничном и живом мире природы, а самое главное - вместе подумаем о том, как можно в детском саду и в семье воспитывать у детей чувство любви к этому миру. Экологическое мировоззрение формируется через образование и воспитание постепенно , в течение многих лет жизни человека. В основу экологического воспитания должен быть положен экологический подход , опирающийся на идеи и законы экологии .

    Целью экологического воспитания является обеспечение условий для формирования экологических знаний , экологически правильного отношения к природным объектам. Для реализации цели мы ставим перед собой следующие задачи :

    Формировать элементарные экологические знания и представления;

    Развивать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с объектами;

    -воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, любознательность, бережное отношение ко всему живому;

    Содействовать накоплению позитивного опыта в процессе общения с природой.

    Экологическое воспитание в ДОУ осуществляется в форме проведения занятий, наблюдения за объектами живой и неживой природой, целевые прогулки, чтение художественных произведений, развивающих игр, а так же трудовой и продуктивной деятельности.

    Для успешного усвоения материала в своей работе мы используем такие формы работы, как интегрированные занятия, опытническую деятельность и экологические праздники .

    На занятиях мы расширяем и конкретизируем представления об условиях жизни растений и животных, об особенностях местности, где проживаем мы с вами, закрепляем представления об овощах и фруктах, растениях ближайшего окружения, о лесных ягодах и грибах. Учим детей правильно взаимодействовать с природой и формируем у них представления о том, что человек часть природы.

    Наблюдая за природными явлениями, устанавливаем причинно-следственные связи между ними, знакомим с дикими животными и их повадками, особенностями жизни диких животных. Где живут, чем питаются, как добывают пищу, как некоторые из них готовятся к зимней спячке, формируем представления о зимующих и перелетных птицах, расширяем знания о растениях (деревья, кустарники, травянистые растения, растения луга, сада, леса) .

    Воспитатель : Сейчас я предлагаем вам немного поиграть, посоревноваться друг с другом в области экологического воспитания . Предлагаю вам провести игру и узнать, насколько вы компетентны в сфере экологии .

    Вопросы к деловой игре : «Компетентность родителей в сфере экологии »

    1 Кто из лесных обитателей любит полакомиться муравьями и их личинками? (медведь, дятел)

    2. Как называется дом, который люди строят для пчел? (улей)

    3. Какое яйцо самое прочное? (страусиное – выдерживает вес 15 кг)

    4. Какие насекомые пьют цветочный сок и опыляют цветы? (пчелы, шмели, бабочки)

    5. Где у кузнечика уши? (на ногах)

    6. Какой вред приносят людям мухи и тараканы? (разносят инфекцию)

    7. Где живут тараканы? (в домах, в квартирах)

    8. Почему божью коровку не едят птицы? (она выделяет жидкость с неприятным запахом)

    9. Где строят гнездо шмели? (в норках, в трещинках)

    10. Любимое лакомство диких кабанов? (желуди)

    11. Любимая героиня многих русских народных сказок, умная, хитрая, кого угодно проведет? (лиса)

    12. Опасное насекомое, переносчик малярии? (комар)

    13. Самое крупное млекопитающее? (синий кит : длина – 33, 5м, вес – 160т.)

    14. Кто самый сильный на земле? (муравей : переносит тяжести в 10 раз больше своей массы)

    15. Кто самый прожорливый хищник планеты среди насекомых? (стрекоза – в день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама)

    16. Какие лесные растения могут заменить мясо? (грибы – белые и шампиньоны наиболее питательные)

    17. О каком дереве говорится : «Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос?»

    18. Кто кукует у кукушки? (самец)

    19. Непоседа птица эта – одного с березой цвета. (Сорока)

    20. Что относится к живой природе? (человек, растения, животные, грибы, микробы)

    21. Что относится к неживой природе? (солнце, воздух, вода, камни)

    22. Какая птица питается насекомыми на лету? (ласточка)

    23. У всех насекомых шесть ног, а у этого восемь ног и еще восемь глаз? (паук)

    24. Лекарственное растение. В народе его называли «порезник» , «ранник» , «чирьева трава» ? (подорожник)

    25. Это явление природы похоже на легкую дымку в воздухе, а иногда на белую непрозрачную стену. Если утром дымка рассеется, то на траве обязательно будет роса. (Туман)

    26. Ледяные кристаллики, подающие с неба зимой. Бывают разной формы. Если слипнутся, то образуются снежные хлопья. (Снежинки)

    Воспитатель : Уважаемые родители , вы знаете, что дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

    В ДОУ созданы необходимые условия для ознакомления дошкольников с природой : уголки природы, на территории детского сада - небольшой огороды, цветники.




    В уголке природы групп имеется природный и бросовый материал для изготовления поделок, развивающие и дидактические игры, муляжи овощей и фруктов, наборы диких и домашних животных, большое количество разнообразного наглядного материала.



    Ежегодно в ДОУ проводится конкурс на тему : «Огород на подоконнике» , где дети наблюдают за ростом растений, ухаживают за ними. Ведутся дневники наблюдений, и фиксируется изменения, происходящие с объектами живой природы.


    Воспитатель : Сегодня мы Вас познакомим с работой, которую мы проводим с детьми в условиях детского сада . И так, я приглашаю Вас в «научную лабораторию» , где мы с вами проведем опыты. В своей работе мы уделяем всё больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы “как? ” и “почему? ”

    Предлагаю Вам провести опыты вместе со мной. Итак, первый опыт :

    «Лимон надувает воздушный шар» .

    Для проведения опыта вам понадобятся : 1 ч. л. пищевой соды, сок лимона, 3 ст. л. уксуса, воздушный шарик, изолента, стакан и бутылка, воронка.

    1. Наливаем воду в бутылку и растворяем в ней чайную ложку пищевой соды.

    2. В отдельной посуде смешиваем сок лимона и 3 столовых ложки уксуса и выливаем в бутылку через воронку.

    3. Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изолентой.

    Посмотрите, что происходит! Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.



    Опыт с яйцом и водой.

    Материалы :

    1. Две одинаковые банки с водой.

    2. Два яйца.

    3. Поваренная соль, ложка.

    Опустить яйцо в банку с водой. Оно утонет. В другую банку насыпать соль (примерно 8 столовых ложек на пол-литра) . Размешать. Опустить второе яйцо. Оно будет плавать. Плотность жидкости во второй банке значительно выше, а значит, увеличивается и сила Архимеда, которая действует на опущенное в соленую воду яйцо. Попробуйте добавлять соль в банку постепенно. Можно добиться ситуации, когда яйцо не будет лежать на дне банки, но еще и не всплывет на поверхность.

    У вас на столах стоят стаканы с водой и предметами, предлагаю Вам достать предмет не касаясь воды пальцами. На столах подносы с камешками.

    Опыт «Как вытолкнуть воду?»

    Цель : Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

    Материал : Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.

    Перед вами задача : достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя, разные предметы-помощники (например, сачок) . (Если родители затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.)

    Вывод : камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.



    Опыт «Цветы лотоса»

    Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

    Воспитатель : Вот такие интересные эксперименты Вы можете проводить с детьми дома. А сейчас я вам предлагаю обсудить некоторые педагогические ситуации.

    1. Гуляя с родителями по лесу , Аня и Олег увидели большой муравейник.

    Давай посмотрим, что внутри муравьиного домика, - сказал Олег.

    Давай, - с интересом ответила Аня.

    Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник.

    Увидев, чем заняты дети, мама побежала к ним, забрала палку и сказала :

    Если бы муравьи умели говорить, они бы сказали вам, что…

    Вопрос : Что сказали бы муравьи Ане и Олегу?

    2. На день рождения Маше подарили щенка. Наконец – то сбылось её желание! Она так долго уговаривала маму купить ей щенка или котёночка. И вот теперь у неё новый друг, щенок по кличке «Черныш» . Маша первое время подолгу играла с Чернышом, кормила его, выводила гулять. Но вскоре у неё появилось новое увлечение – красивая говорящая кукла. Маша теперь играла с ней, шила ей новые платья, платочки, водила в детский сад , катала на коляске. О щенке редко вспоминала, а когда Черныш заболел, она сказала маме : «Больной собачке не место в доме, пусть живёт на улице» .

    Вопрос : Правильно ли поступила девочка?

    3. Вова стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.

    Что ты делаешь? – спросила проходившая мимо старушка.

    Пчёл прогоняю, они цветы жалят, - ответил Вова.

    Старушка улыбнулась и, подозвав к себе мальчика, что – то рассказала ему. После этого мальчик выбросил прутик и, удивлённо пожав плечами, сказал :

    А я и не знал об этом!

    Вопрос : Что рассказала Вове старушка?

    Воспитатель : Дорогие и уважаемые, родители ! Было очень приятно встретиться с вами. Мы рады, что вы приняли участие в наших играх и опытах, обсудили ситуации, которые так важны. Давайте, будем вместе стремиться к тому, чтобы дети ещё больше любили родную природу, проявляли больший интерес к ней, оберегали её. Взрослым важно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира как огромного дома, в котором мы все живём.

    Спасибо за внимание!

    Воспитатель: Скворцова Н.В. Старшая группа Р.п. Большое Мурашкино 2016 год Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад «Солнышко»

    Цель: Повышение уровня экологической компетентности родителей.

    Задачи:

    1. Выявить уровень экологической культуры в семье путем анкетирования родителей.
    2. Повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом.
    3. обучить родителей навыкам организации различных форм деятельности с детьми по экологическому воспитанию дома;
    4. Способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе.

    Форма проведения: Круглый стол.

    Методы работы:

    1. Анкетирование
    2. Мастер-класс
    3. Беседа
    4. Игры с родителями
    5. Наблюдение

    План проведения:

    1. Вступительное слово воспитателя
    2. Игра «Назови цветок»
    3. Итоги анкетирования родителей по теме
    4. Круглый стол по теме собрания
    5. Мастер класс по оригами «Подснежник»
    6. Игра «Собери ромашку»
    7. Игра «Народная мудрость»
    8. Викторина «Знатоки природы»
    9. Подведение итогов родительского собрания. Принятие решения.

    Предварительная работа:

    1. Оформление пригласительных открыток на собрание
    2. Проведение анкетирования родителей «Экологическое воспитание ребенка в семье»
    3. Оформление выставки методической и художественной литературы по экологическому воспитанию
    4. Подобрать музыкальное сопровождение
    5. Подготовить памятки для родителей «Правила поведения в лесу» , «Игры с детьми на природе»

    Ход собрания.

    Пока родители собираются за круглым столом звучит песня "Лес-наш дом» Автор Керсти Кууск, рус. текст Майя Мюкканен.

    Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые мамы и папы! Тема нашей сегодняшней встречи «Роль семьи в экологическом воспитании ребёнка» . А начнем мы наше собрание с небольшой игры, чтобы настроиться на дружескую и непринужденную обстановку.

    ИГРА «НАЗОВИ ЦВЕТОК» .

    Родители встают в круг и под веселую музыку передают друг другу мяч тот, у кого окажется мяч, когда закончится музыка, называет цветок на заданную букву.

    Воспитатель: Ну вот, настроение улучшилось, усталость отступила, теперь можно вернуться к теме нашей встречи.

    В гармонии с природой и с собою.

    На свете чтобы жили малыши,

    Воспитывайте в детях, берегите,

    Храните экологию души! (Н. Луконина) .

    Итоги анкетирования по вопросам экологического воспитания в семье.

    Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, «рукотворному миру» , к себе и окружающим людям. Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Часто во время летних прогулок родители предлагают собирать цветы, ловить бабочек, стрекоз или других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребят. Они срывают охапками цветы, отрывают насекомым крылья, лапки или же вовсе растаптывают свою жертву ногой. Таким образом, такие воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причем довольно жестоко.

    «Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой – равнодушие к нашему общему Дому, к Природе» (В. А. Алексеев) .

    Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о красивом и безграничном мире природы, а потом вместе подумаем и решим, как можно в детском саду и семье воспитывать у детей чувство любви к природе, как охранять Землю. Для начала предлагаю ответить на несколько простых вопросов:

    Ваш ребенок любит природу?

    А как вы думаете, почему одни дети ее любят, а другие нет?

    Как часто вы бываете с ребенком на природе? Чем вы занимаетесь на таких прогулках?

    Наблюдаете ли вы вместе с ребенком за растениями?

    Практикуете ли вы в своей семье приобщение ребенка к труду в природе?

    Воспитатель: Молодцы, хорошо справились с вопросами! По тем ответам, что вы дали сейчас и написали в анкете, стало ясно, что вы готовы сотрудничать с детским садом и двигаться в одном направлении, приобщая детей к природе.

    «Есть такое твердое правило. Вставая поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету» (А. де Сент-Экзюпери, «Маленький принц» ) .

    Ребенок, как губка, запоминает и впитывает в себя все, что видит вокруг. Поэтому, если взрослые, окружающие его, будут бережно относиться к природе и на своем примере показывать, что можно делать в природе, а что нельзя, чтобы не навредить ей и сохранить, то и ребенок будет правильно вести себя в природе.

    Все мы любим в выходные выезжать на природу, чтобы отдохнуть и отвлечься от трудовых будней. Ранней весной в лесах нашего района расцветает прекрасный весенний цветок. Кто из вас знает, что это за цветок? Да, вы правы - это подснежник! Предлагаю вам сделать этот чудесный цветок из бумаги.

    МАСТЕР - КЛАСС «ПОДСНЕЖНИК» .

    Цель: знакомство с оригами на примере изготовления поделки для подарка.

    Родители вместе с воспитателем изготавливают поделку в стиле оригами.

    Воспитатель: Какие замечательные подснежники у вас получились. Предлагаю положить их на столы и продолжить нашу беседу. Но для начала немного разомнемся. Давайте сыграем еще в одну игру «Собери ромашку» .

    ИГРА «СОБЕРИ РОМАШКУ» .

    Подготовленные лепестки раскладываются по всему залу. Родители под музыку должны собрать ромашку, отыскав все лепестки и собрать цветок на столе, приклеив каждый лепесток к сердцевине.

    Воспитатель: Чтобы провести свой отдых в лесу позитивно и безопасно, я приготовила вам небольшие подарки. (Воспитатель раздает родителям памятки «Правила поведения в лесу» , «Игры с детьми на природе» ) .

    ИГРА «НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ» .

    Цель: вспомнить окончание русской народной поговорки или пословицы.

    Аленький цветок - бросается в глазок.

    Зелёная ограда - живая отрада.

    Весна красна цветами, - а осень снопами.

    Где цветок, - там и медок.

    Есть цветы - радуйся цветам, нет цветов - радуйся бутонам.

    Из шипов - выходят розы.

    Красна дева в хороводе, - что маков цвет в огороде.

    На хороший цветок - летит и мотылек.

    ВИКТОРИНА «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»

    Бернард Шоу говорил: «У меня яблоко, у вас яблоко, обменяемся ими, у каждого останется все равно по одному яблоку. У меня мысль, у тебя мысль, обменяемся ими, будет две мысли» . Под музыкальное сопровождение «Журавленок» , родителям раздаются «листочки» с короткими вопросами по теме собрания. Дается время для ответа (1-3 минуты) .

    1. БЕСЕДА:

    «Ребенок ломает ветку дерева. Ваши действия?» ;

    «Ребенок увидел много красивых цветов и бежит их сорвать. Как его остановить, что бы он этого не сделал?»

    «Ребёнок проходит мимо завядших цветов на подоконнике. Как вы отреагируете на это?

    « «Ползет жук, ребенок хочет его раздавить. Что вы ему скажите?» ;

    «Ребенок видит паука и говорит: «он злой и вредный. Надо его раздавить» . Как объяснит ребенку, что этого делать нельзя» и другие.

    2. ИГРА «ОНИ НАС ЛЕЧАТ» (изображение полянки, где растут лекарственные цветущие растения) .

    Воспитатель: Лес, как сказочное царство,

    Там кругом растут лекарства.

    В каждой травке, в каждой ветке –

    И микстура, и таблетки.

    Нужно только не лениться,

    Нужно только научиться.

    Находить в лесу растения,

    Что пригодны для лечения!

    3. ЗАГАДКИ

    Отгадайте их и назовите, для чего принимают эти растения в лечебных целях.

    1. Травка та растет на склонах

    И на холмиках зеленых.

    Запах крепок и душист,

    А ее зеленый лист

    Нам идет на чай.

    Что за травка - отгадай. (Чабрец, считается очень сильным антисептиком, действует как противовоспалительное, обезболивающее, отхаркивающее, спазмолитическое, слабое снотворное средство.)

    2. Он сорняк, он цветок,

    От болезни мне помог.

    Как присяду на диванчик,

    3. Белая корзинка, золотое донце. (Ромашка, используется для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы) .

    4. Капля сочного нектара и душиста, и сладка.

    От простуды излечиться вам поможет… (Медуница)

    5. Неприметна среди трав,

    У нее спокойный нрав.

    Кто полезностью гордится? -

    Ароматная... (Душица.)

    6. Если что-то заболит,

    Даже зверь не устоит.

    С какой же травкой пить настой?

    С чудо-травкой... (Зверобой.)

    Назовите растения, которыми можно вылечиться от простуды. Лекарственные растения приносят большую пользу людям, поэтому относитесь к ним бережно: не вырывайте растения с корнем, не собирайте растения на одном месте, часть оставляйте в природе.

    Воспитатель: В одной из замечательных песен нас призывают остановиться и оглянутся вокруг: «Как прекрасен этот мир, посмотри…»

    Да, он действительно прекрасен, этот полный чудес и загадок мир. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша, проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую – нибудь из загадок природы и удивляемся сделанному вдруг открытию. Хорошо, если открытие состоялось, и чем раньше это происходит, тем лучше!

    Почему, зачем, а где, а как? Сколько таких, почему и зачем у растущего человека? Ему все любопытно, ему обязательно хочется знать все и обо всем сразу. Кто может помочь ему в этом? Родители.

    Как воспитать у детей интерес к таинственному миру природы? Природа окружает нас на протяжении всей жизни, является элементом нормального существования и здоровья. Понимание ее специфики как живого существа, закономерностей жизни, восприятие красоты природы формируется под влиянием взрослых – семьи. Мама, а затем семья выполняют для ребенка функцию исходного, первоначального образца экологически культурного человека, действуя с которым он строит свои первичные представления о мире природы.

    Хочется закончить стихотворением Е. Евтушенко: «Берегите свою планету» :

    Дерево, трава, цветы и птицы

    Не всегда умеют защититься,

    Если будут уничтожены они,

    На планете мы останемся одни.

    Берегите эти земли, эти воды,

    Даже малую былиночку любя,

    Берегите всех зверей природы,

    Убивайте лишь зверей внутри себя».

    Воспитатель: Вот и закончилась наша встреча. Вы показали отличные знания, и очень надеюсь, что все свои знания и умения вы будите передавать детям. Мы надеемся, что помогли Вам хоть немного понять язык природы и использовать полученные знания в воспитании экологической культуры вашего ребенка. Спасибо за участие и понимание.

    Подведение итогов родительского собрания и принятие решения:

    1)В детском саду «Солнышко» продолжать формировать экологическое воспитание детей.

    2)Регулярно проводить природоохранные мероприятия и акции с участием педагогов, родителей и детей.

    3)Организовывать семейный отдых в лесу, соблюдая правила поведения в природе.

    Звучит песня муз. Григорий Г., сл. Шукуров Э. «Гимн друзей заповедных островов» .

    Воспитатель: Спасибо, что пришли. А сейчас приглашаю всех пройти в группу на чаепитие.

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
    «Детский сад № 4 «Солнышко» городского округа г.Урюпинск

    Родительское собрание в старшей группе
    по экологическому воспитанию дошкольников
    «Мир природы и ребенок»

    Подготовила и провела:
    Воспитатель МБДОУ «Детский сад №4 «Солнышко»
    Акименко О.Н.

    Урюпинск – 2016

    Цель: Создать условия для сотрудничества родителей, воспитанников, воспитателей, их эмоционального положительного и психологического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом; повысить уровень экологической компетентности родителей, роль семьи в воспитании у детей любви к природе.
    Задачи: Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка. Продолжать формировать экологические нормы поведения в окружающей среде.
    Вовлекать родителей в работу группы, детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.
    План проведения:
    Вступительное слово.
    Обозначение проблем. Упражнение «Вопрос – ответ»
    Работа в детском саду по экологическому воспитанию дошкольников.
    Анализ анкет.
    Дидактическая игра «Правила поведения в природе»
    Информация в «Родительский уголок»
    Экологическая игра «Найди лишнее»
    Заключительное слово
    Решение родительского собрания.
    Предварительная работа:
    Подготовить пригласительные билеты родителям, выполненные детьми в виде аппликации.
    Подготовить анкеты и провести опрос родителей на тему «Экологическое воспитание в семье».
    Организовать выставку поделок из природного материала «Осенний букет».
    Оформить папку – передвижку «Человек и экология».
    Ход собрания:
    1.Вступительное слово:
    Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы вместе обсудить вопросы на тему «Мир природы и ребенок».
    Чтоб радость завтрашнего дня
    Сумел ты ощутить.
    Должна быть чистою Земля
    И небо чистым быть.
    А Землю эту, не щадя.
    Терзал за веком век,
    И брал все только для себя
    «Разумный» человек.
    Сейчас же кинулись спасать
    «Природную среду»,
    Но почему ж так поздно мы
    Почуяли беду?
    Сквозь фабрик и заводов дым
    Нам трудно разглядеть
    Все те страданья, что Земле
    Приходится терпеть.
    Надолго ль хватит нам воды,
    Коль растворен в ней яд?
    Надолго ль хватит тех лесов.
    Где топоры стучат?
    Спасти поля, леса, луга
    И чистую гладь рек – всю Землю
    Можешь только ты,
    Разумный человек!
    «Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой – равнодушие к нашему общему Дому, к Природе.» (В.А.Алексеев)
    Начинать экологическое воспитание целесообразно с раннего детства, с развития понимания красоты природы, любви к ней, ориентации на доброе и прекрасное, что в ней заложено.
    Дошкольное детство – начальный этап формирования личности, его ценной ориентации в окружающем мире. Детство, самый благоприятный период для развития всех качеств личности ребенка. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям.
    Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами и родителями встает задача формирования у детей основ экологической культуры.
    Уважаемые родители, прошу Вас ответить на ряд вопросов. Подумайте и найдите нужный ответ. (Ответы написаны на карточках)
    2. Обозначение проблемы. Упражнение «Вопрос – ответ»
    «В чем причина экологических проблем, угрожающих здоровью и жизни людей?»
    ОТВЕТЫ:
    Загрязнение окружающей среды
    Сокращение площади лесов
    Опустынивание почвы, ее загрязнение
    Изменение климата
    Озоновые дыры
    Воспитатель: А что же делать в сложившейся ситуации? Изложите свои мысли, дальнейшие действия.
    (Ответы пишут родители)
    - Беречь и охранять природу
    - Не бросать мусор, а утилизировать его.
    - Воспитывать любовь к природе с раннего детства
    - Показывать личный пример в положительном отношении к природе.
    Воспитатель: Трудно найти человека, равнодушного к природе. С помощью природной среды взрослые имеют возможность всесторонне развивать ребенка, вовлекать детей в совместную деятельность, давать посильные поручения. Мы должны научить детей видеть красоту живого, оценивать ее и стремиться в меру своих к ее защите, помогал ей, оберегать и сохранять все живое.
    Сколько бы мы не проводили разговоров, бесед с детьми о природе, о бережном отношении к ней, мы не достигнем желаемого результата, пока не будем выводить ребенка на природу, пока не будем показывать пример бережного и заботливого отношения к ней.
    Красота и многообразие природы, сезонные изменения непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, рассуждать, рассказывать, спрашивать.
    3. Работа в детском саду по экологическому воспитанию дошкольников.
    Изучение природного окружения, формирование основ экологической культуры дошкольника– одно из важных направлений работы детского сада. Эта работа осуществляется ежедневно, кропотливо и последовательно.
    - Сезонные прогулки и экскурсии
    - Походы в природу
    - занятия
    - беседы
    - работа с календарем природы
    - дидактические игры по экологии
    - чтение художественной литературы о природе
    4 Анализ анкет.
    А сейчас мы с Вами поговорим об анкетировании по экологическим вопросам.
    Анкетирование показало, что большинство опрошенных, смогли ответить на вопрос, что такое экология и что она изучает. (65%) Беседуют с ребенком о природе, о птицах, знакомят с правилами поведения в ней - 60%. Большинство родителей оценили работу по экологическому воспитанию ДОУ положительно. Многие откликнулись на призыв о помощи и проявили активные действия в участии различных мероприятий экологического характера проводимых в ДОУ и за его пределами. (Городские акции, Всероссийские и Международные конкурсы).
    5. Дидактическая игра «Правила поведения в лесу. Грустная и Веселая полянка»
    Воспитатель: Вы, уважаемые родители, тоже можете содействовать, помогать нам в формировании у детей начал экологической культуры. Гуляя с ребенком, обращать внимание на красоту осеннего леса, на перелетных птиц, на природные явления: листопад, снегопад. Во время наблюдений за погодой можно использовать народные приметы.
    А какие народные приметы Вы знаете? (Ответы родителей)
    6. Информация в «Родительский уголок»
    ОСЕННИЕ ПРИМЕТЫ
    Если осенью листопад пройдет быстро, то надо ожидать крутой зимы.
    Созревают фрукты поздно – к долгой зиме.
    Теплая осень – к долгой зиме.
    Если осенью тепло, ясно, можно надеется на хороший урожай.
    Если первый мороз наступает рано, это предвещают снежную зиму, а если первый мороз поздно – то будет мягкая зима с переменной погодой.
    Много желудей на дубу – к длинной, суровой зиме.
    Поздние грибы – поздний снег.
    Щелканье и треск деревьев осенью – к сухой погоде.
    Пока лист с вишневых деревьев не опал, сколько бы снегу ни выпало, зима не наступит, оттепель ее сгонит.
    Если рано с осени начнут линять куры – то зима будет теплая.
    Большой урожай рябины – к большим морозам.
    Если орехов много, а грибов нет – зима будет снежная и суровая.
    Много паутины на бабье лето – к ясной осени и холодной зиме.
    Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.
    Появление комаров поздней осенью к мягкой зиме.
    Раннее опадение листвы – к ранней зиме.
    Теплая осень – к долгой зиме.
    Осенний иней – к сухой и солнечной погоде, к ведру, к теплу.
    Облака редкие – будет ясно и холодно.
    7. Экологическая разминка «Найди лишнее»
    (Для игры необходимы картинки с изображением предметов)
    Яблоко, абрикос, груша, арбуз. (Фрукты - ягода)
    Дуб, ель, сирень, береза. (Деревья – кустарник)
    Грач, ласточка, кошка, скворец. (Птицы – животное).
    Фиалка, тюльпан, гвоздика, полынь. (Цветы – трава)
    Дельфин, акула, корова, семга. (Рыбы – животное)
    Жук, бабочка, стрекоза, воробей. (Насекомые – птица)

    8. Заключительное слово
    Воспитатель: Природа – неиссякаемый источник эстетических чувств и переживаний. Нельзя любить природу, не зная ее законов. Чем больше знаешь, тем больше понимаешь и любишь ее.
    Через несколько лет наши с Вами дети вырастут, станут взрослыми людьми. И уже на их плечи ляжет ответственность за судьбу нашей Земли, нашего края, нашей природы.
    Задача родителей совместно, вместе подвести ребенка к пониманию нашей общности, пониманию окружающего мира, мира Природы.


    Приложенные файлы

    Конспект родительского собрания

    в старшей группе «Б»

    Тема: «Как прекрасен этот мир, посмотри….»

    Составили:

    Воспитатели старшей группы «Б»

    Александрова М.М.

    Тексакалиди Н.В.

    Форма проведения: круглый стол.

    Участники: родители, педагоги

    Цель:

    Повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой; повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе.

    Задачи: обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка; обучить родителей навыкам организации различных форм деятельности с детьми по экологическому воспитанию дома; продолжать формировать экологические нормы поведения в окружающей среде; вовлекать родителей в работу группы и детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.

    Подготовка к родительскому собранию:

    Оформить родителям пригласительные билеты на собрание, выполненные детьми в виде аппликации. Подготовить анкеты и провести анкетирование родителей. Организовать и провести выставку детских рисунков и поделок из природных материалов. Оформить выставку книг, журналов, дидактических игр на тему «В дружбе с природой». Подбор музыкального сопровождения. Подготовить памятки с советами для родителей. Предложить родителям заглянуть в энциклопедии о природе. Предупредить родителей о наличии удобной одежды и обуви.

    Ход собрания:

    Вступление. Воспитатель читает стихотворение:

    «Что значишь ты, без трав и птиц,

    И без любви к пчеле жужжащей,

    Без журавлей над хвойной чащей,

    Без миловидных лисьих лиц?

    Когда поймешь ты, наконец,

    О человек, венец природы,

    Что без природы твой конец?»

    Сказка и прекрасная природа - неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Нельзя любить природу, не зная её. Чем больше знаешь, тем больше понимаешь и любишь. Через несколько лет наши с Вами дети станут взрослыми людьми. И на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу нашей земли. И от нас взрослых зависит, будут ли они любить и беречь нашу природу, будут ли способны предвидеть последствия своей деятельности в экологической среде.

    Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

    «Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой – равнодушие к нашему общему Дому, к Природе» (В.А.Алексеев).

    Весна – это удивительное время, хочется гулять, путешествовать, время увлекательных походов. И сегодня мы с Вами отправимся в «путешествие». Мы будем говорить, как прекрасна и удивительна наша природа, о том, что она нуждается в нашей защите, о том, как научить наших детей беречь и заботится о ней.

    Вначале объявляется небольшая «Походная разминка», звучит любая ритмичная музыка:

    1. «Надеваем рюкзаки» - круговые движения рук у плеча вперед и назад.

    2. «Определим погоду» - поднести руки ко лбу и поворачиваться то влево, то вправо.

    3. «Собери ветки для костра» - наклоны влево и право.

    4. «Завяжи шнурки на кедах» - наклоны то к правой, то к левой ноге.

    5. «Перепрыгни через кочку» - прыжки вперед, назад, влево, вправо.

    6. «Идем в поход» - ходьба на месте и с продвижением на первую остановку.

    Остановка первая: «Знатоки природы» (столы с карточками, на которых изображены животные и птицы).

    «День, проведенный ребенком среди рощ и полей, заменяет многие недели на учебной скамье». Сухомлинский говорил: «Умейте открывать перед ребенком в окружающем мире, что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ребенком всеми красками радуги, оставляйте всегда что–то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

    Родителям предлагается взять карточку, назвать животное или птицу и рассказать коротко всё, что они о нем знают. За лучший рассказ - звание «Знатока природы».

    Остановка вторая: «Острое блюдо».

    Бернард Шоу говорил: «У меня яблоко, у вас яблоко, обменяемся ими, у каждого останется все равно по одному яблоку. У меня мысль, у тебя мысль, обменяемся ими, будет две мысли». Под музыкальное сопровождение «Журавленок», родителям раздаются «листочки» с короткими вопросами по теме собрания. Дается время для ответа (1-3 минуты).

    Вопросы:

    «Ребенок ломает ветку дерева. Ваши действия?»;

    «Ползет жук, ребенок хочет его раздавить. Что вы ему скажете?»;

    «Ребенок бросил мусор на улице. Ваши действия?»;

    «Ребенок увидел много красивых цветов и бежит их сорвать. Как его остановить, что бы он этого не сделал

    «Ребенок видит паука и говорит: «он злой и вредный. Надо его раздавить». Как объяснить ребенку, что этого делать нельзя» и другие.

    Остановка третья: «Они нас лечат».

    Воспитатель: Лес, как сказочное царство, Там кругом растут лекарства. В каждой травке, в каждой ветке – И микстура, и таблетки. Нужно только не лениться, Нужно только научиться. Находить в лесу растения, Что пригодны для лечения! Для Вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их и назовите, для чего принимают эти растения в лечебных целях.

    Ты растение не тронь – жжется больно, как огонь (Крапива, отваром моют голову, а также она останавливает кровь).

    Путник часто ранит ноги - вот и лекарь у дороги. (Подорожник, лечит ранки, порезы; применяется при желудочных болезнях).

    Белая корзинка, золотое донце. (Ромашка, используется для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы).

    Капля сочного нектара и душиста, и сладка. От простуды излечиться вам поможет… (Медуница)

    Где-то в чаще дремучей есть волшебная аптека. Там красные таблетки развешаны на ветке. (Шиповник, укрепляет иммунитет).

    Назовите травянистые растения или кустарники, которыми можно вылечиться от простуды (Брусника и клюква – при высокой температуре, ангине; черная смородина и ромашка – при заболевании горла; морошка – средство от кашля).

    Лекарственные растения приносят большую пользу людям, поэтому относитесь к ним бережно: не вырывайте растения с корнем, не собирайте растения на одном месте, часть оставляйте в природе.

    Чайная пауза. Родителям предлагается фиточай из трав нашего региона и памятки как использовать лекарственные травы. Музыкальный фон «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди.

    Остановка четвертая: «Игровая». Музыкальное сопровождение - «Вальс цветов» П. Чайковского.

    Нередко Вас тревожит появление у детей несобранности, замкнутости, излишней активности, а часто агрессивности, плаксивости. Все это признаки внутреннего психолого-эмоционального напряжения, следствие какой-то «детской» проблемы, в которой взрослые ещё не разобрались. Как помочь ребенку в такие моменты? Главное – научить его помочь самому себе, т.е. познакомить с методами саморегуляции. Родителям предлагаются игры, которые можно провести с детьми дома на саморегулирование и снятие психолого-эмоционального напряжения у детей:

    Игра «Врасти в землю» : Попробуй сильно–сильно надавить пятками на землю, руки сожми в кулачки, крепко стисни зубы. Ты – могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветра тебе не страшны. Это поза уверенного человека.

    Игра «Ты – лев» : Закрой глаза, представь Льва – царя зверей, сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут как тебя, у него твое имя, твои глаза, руки, ноги, тело. Ты – лев!

    Игра «Дыши и думай красиво» : Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни и мысленно скажи: Я лев - выдохни, вдохни, я птица - выдохни, вдохни, я камень - выдохни, вдохни, я цветок - выдохни, вдохни, я спокоен - выдохни. Ты действительно успокоишься.

    Игры проводятся с родителями. Им выдаются памятки с играми по саморегуляции и подвижными играми по экологической тематике.

    ОКНО – очень короткие новости:

    SOS новости:

    Кострище не зарастает 5-7 лет;

    Ландыш зацветает на 6-й год, купавница - на 8-й год;

    Одна береза, поврежденная топором – это 20 литров сока.

    Занимательные новости:

    чтобы сделать килограмм меда, пчелка должна облететь 2 млн. цветков;

    змеи могут спать 3 года подряд, не принимая пищи;

    крысы появились на Земле на 48 миллионов лет раньше, чем люди;

    у улитки около 25 000 зубов;

    животное с самым большим мозгом по отношению к телу - муравей.

    Остановка пятая: «Помоги природе»

    Воспитатель: «Что же натворили мы с природой?

    Как теперь нам ей смотреть в глаза?

    В темные отравленные воды,

    В пахнущие смертью небеса». (А. Дементьев)

    Жили люди на планете, мамы, папы и их дети. Бросят люди по бумажке, планета станет замарашкой. Беседа с родителями о том, как они отдыхают в лесу, на реке и как убирают за собой территорию, на которой отдыхали; чему можно научить детей во время отдыха.

    Предлагается игра.

    Слово – эстафета. Родители должны продолжить начатое ведущей высказывание:

    «Мой ребенок - будет бережно относиться к природе и заботиться об окружающем его мире, если я……»). При этом родители передают друг другу цветок ромашку, сделанную из бумаги.

    Подведение итогов

    Воспитатель: «Нельзя же вечно брать взаймы.

    И долг природе должен быть оплачен,

    Когда б язык природы знали мы,

    Наверно, жизнь была б у нас богаче» (Л.Сорокин)

    На этом наше путешествие закончилось. Мы надеемся, что помогли Вам хоть немного понять язык природы и использовать полученные знания в воспитании экологической культуры вашего ребенка. Спасибо за участие и понимание.




    Похожие статьи