• Программа "мы вместе" для начальной школы. Совместное психологическое занятие для детей и родителей «Сотрудничество

    27.06.2019

    Конспект совместного с родителями занятия по развитию речи детей

    Автор: Шайхелисламова Елена Юрьевна, музыкальный руководитель МКДОУ «Кишертский детский сад №4».
    Тема: «Волшебные ладошки».
    Цель: Создать у мам представление о тесной взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.
    Задачи:
    Образовательные: Обучить технологии массажа кисти рук;
    Разучить комплекс пальчиковой гимнастики.
    Развивающие: Организовать совместную практическую деятельность мам и детей (массаж кистей рук, пальчиковые игры в сопровождении с художественным словом).
    Воспитательные: Обеспечить мам практическим материалом для занятий с детьми дома.
    Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».
    Оборудование: Выставка детской художественной литературы, игр на развитие речи и мелкой моторики рук детей. Листы бумаги, маркеры.

    Занятие направлено на совместную работу с родителями, как одна из форм – детско-родительский клуб. Занятие составлено в соответствии с возрастной категорией детей 3-4 года. Его содержание может быть полезно музыкальным руководителям, воспитателям и психологам.

    Ход занятия:
    I. Приветствие, установление контакта.
    Воспитатель: Здравствуйте, дорогие мамы и папы! Мы очень рады нашей совместной встрече в детско-родительском клубе «Ладошка в ладошке». Предлагаю нам с вами и с детьми поздороваться. А здороваться мы будем особенным способом. Хотите, я вас научу? Смотрите и повторяйте.
    Ритуал приветствия. (Автор И.В. Ковалева)
    Родители (своим детям) : Дай ладошечку, моя крошечка.
    (Дети подают ладошку родителям )
    Я поглажу тебя по ладошечке. (Поглаживают детей по ладошке )
    На ладошечку, моя крошечка. (Подают ладошку детям)
    Ты погладь меня по ладошечке. (Дети гладят родителей по ладошке )
    Музыкальный руководитель: А сейчас я предлагаю вам поздоровваться «Трямди-песенкой».
    Музыкальный руководитель с детьми исполняют «Трямди-песенку» (автор О.Н. Арсеневская).
    Воспитатель: Давайте познакомимся друг с другом поближе, а заодно и узнаем, какой теме будет посвящена наша встреча. А знакомиться мы будем так: вы будете передавать коробочку друг другу, называть себя, характерную особенность вашего ребенка и как вы с ним взаимодействуете.
    Родители высказываются и передают коробку своему соседу. При этом выбирают себе ладошку из коробки.
    II.Направление работы.
    Воспитатель: Тема нашего заседания «Волшебные ладошки». Как Вы думаете, чему мы будем учиться? (ответы-размышления мам ) .
    Воспитатель: Сегодня мы научимся поэтапному и правильному развитию мелкой моторики рук детей с речевым сопровождением. Вы научитесь делать массаж кисти рук малышам, разучите комплекс пальчиковой гимнастики. А затем закрепите полученные навыки вместе с детьми.
    III.Методическая работа с мамами.
    Массаж кисти.
    Воспитатель: Итак, первый этап развития мелкой моторики рук детей – массаж кисти. Он отлично укрепляет мышцы, повышает активность, эластичность и сократительную способность мышц. При регулярном проведении массажа усиливается взаимосвязь коры головного мозга с мышцами и сосудами.
    Воспитатель приглашает второго воспитателя, они совместно показывают технику выполнения массажа.
    Воспитатель: Существует три комплекса упражнений массажа: тыльной стороны кистей рук, ладоней, пальцев рук. Массаж нужно проводить каждый день по 3-5 минут. Упражнения выполняются взрослым в медленном темпе, не допуская неприятных ощущений у ребенка. Используются разные приемы массажа (показывает) : поглаживание, легкое растирание, разминание, вибрация. Комплекс массажных упражнений с использованием этих приемов:
    1. Разминка «Согреем ладошки» (авторская разработка):
    Наступила осень, и становится все холоднее и холоднее.
    Что-то мерзнут наши ладошки,
    Мы согреем их немножко.
    Дети трут ладони друг о друга, затем дышат на ладошки бесшумно, потом с голосом – «А-а-а».
    2. Прием «Поглаживание» (авторская разработка):
    Рука согнута в локте, локоть опирается на стол. Начинается поглаживание по тыльной поверхности кисти, начиная от кончиков пальцев до запястья:
    Кошка по двору гуляла
    И котят своих считала,
    Затем массируется отдельно каждый палец в разных направлениях медленно и плавно:
    Первый белый был котенок,
    Второй прыгал, как ребенок.
    Третий рыжий, как лисичка.
    А четвертая – сестричка.
    Пятый молоко лизал,
    А шестой клубок гонял.
    Седьмой котенок был пушистый,
    А восьмой – такой ершистый.
    Вот девятый – просто диво
    Ходит мягко и красиво.
    А десятый всех позвал
    И от мамы убежал!
    3. Прием «Вибрации» (на основе французской народной песни в пер. З. Гиппиуса):
    Рука согнута в локте, локоть опирается на стол. Один за другим, легкие удары по тыльной и ладонной сторонам кисти:
    Вот поднялся ветер и пошел дождь.
    Дождь! Дождь! Надо нам Удары по тыльной стороне
    Разбегаться по домам!
    Гром! Гром! Как из пушек! Удары по ладонной стороне
    Нынче праздник у лягушек!
    Град! Град! Град! Град! Удары по тыльной стороне
    Все под крышами сидят.
    Воспитатель: Массаж является пассивной формой развития мелкой моторики рук детей, т. к. ребенок самостоятельно не работает с кистью рук, ему помогает взрослый. Сейчас вы познакомитесь с активной формой – пальчиковой гимнастикой, которую выполнят сами дети. Для создания интереса и игровой атмосферы, обычно пальчиковая гимнастика для малышей сопровождается художественным словом (стихотворением, потешкой, песенкой).
    Поиграем в любимую игру детей «Вот какие ладушки, ладушки-ладошки».
    Музыкальный руководитель с детьми исполняют «Вот какие ладушки, ладушки-ладошки» (сл. Е. Каргановой; муз. М. Иорданского):
    Мыли мылом ручки, Имитация движений
    Мыли мылом ножки
    Вот какие ладушки,
    Ладушки - ладошки
    Наварили кашку,
    Покормили кошку
    Вот какие ладушки,
    Ладушки – ладошки
    Прилетела птичка,
    Покормили птичку
    Вот какие ладушки,
    Ладушки – ладошки
    Танцевали ручки,
    Топотали ножки.
    Вот какие ладушки,
    Ладушки – ладошки
    Кирпичик на кирпичик –
    Мы построим домик.
    Вот какие ладушки,
    Ладушки – ладошки
    IV.Совместная деятельность мам и детей.
    1. Поднимают левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибают правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обращаются к большому пальцу, разгибают все пальчики.
    Этот пальчик хочет спать.
    Этот пальчик – прыг в кровать!
    Этот пальчик прикорнул.
    Этот пальчик уж заснул.
    Тише, пальчик, не шуми.
    Братиков не разбуди…
    2. Пальчиковые игры на ковре: (пальчиковая гимнастика, автор Ирина Степукова)
    На ладошки мы подуем Дуют на правую, на левую ладони
    Наши пальчики разбудим
    Наши пальчики проснулись Шевелят пальчиками правой, левой руки
    Мы проснулись, мы проснулись
    И друг другу улыбнулись. Ставят кисти вертикально, ладони направлены внутрь
    Стали пальцы обниматься, Слегка сгибают пальчики
    Обниматься, обниматься Слегка раздвигают и вновь соединяют пальцы рук
    Стали пальцы целоваться, Делают 2 раза «замок»
    А потом и баловаться Касаются подушечками пальцев
    Подошла ладошка Мама подводит свою ладонь
    И сказала: «Крошки! »
    Хватит вам играть, Мама «грозит» указательным пальцем
    Хватит баловать!
    Надобно трудиться, Соединить ладони ребенка
    Хватит вам резвиться!
    V.Заключительная часть. Творческое задание «Дружные ладошки».
    Воспитатель: Дорогие мамы! В слове ладонь спрятано еще одно слово – лад, которое означает дружбу, согласие. С помощью разноцветных маркеров расположите, как хотите, и обведите на листе бумаги свою ладонь и ладошку ребенка (самостоятельная творческая семейная деятельность)
    Музыкальный руководитель: Как здорово, что все мы – одна большая, дружная семья! А в большой семье всегда весело. Давайте вместе потанцуем!
    Все участники занятия исполняют танец «Мы в тарелочки играем» (автор Г.Ф. Вихарева).
    Воспитатель: А сейчас мы покажем вам, как мы будем прощаться после каждого занятия.
    Ритуал прощания. (Автор И.В. Ковалева)
    Дружно хлопнули в ладоши. (Все хлопают в ладоши )
    Вместе топнули ногой. (Все топают ногой )
    Все, во что мы здесь играли. (Родители и дети (парами) берутся за руки и подпрыгивают )
    Мы запомнили с тобой. (Родители и дети берутся руками за головы и покачивают ими из стороны в сторону )
    До свиданья всем сказали. (Все машут рукой )
    Отправляемся домой. (Все под музыку выходят из зала )

    Возможность включить в распорядок дня совместные занятия одного из родителей с ребенком существует почти всегда. Необходимо уделять ребенку ежедневно хотя бы несколько минут. Постарайтесь определить оптимальное время дня занятий в режиме вашей семьи и затем придерживайтесь его. Следует соблюдать принцип систематичности, чтобы ребенок постепенно привыкал к занятиям, чтобы они стали для него ежедневной потребностью. Продолжительность занятий родителей с ребенком различна: она зависит от возраста ребенка, от лимита свободного времени родителей, от времени суток

    Лучшее время для физических упражнений с детьми - дневное, через 1-2 часа после завтрака или сразу же после дневного сна.

    После обеда необходим покой, ребенок дошкольного возраста должен спать или хотя бы спокойно лежать не менее 2 часов. После сна полезны непродолжительные взбадривающие упражнения и более длительные - по возможности на открытом воздухе.

    Занятия во второй половине дня должны предоставить ребенку больше времени для освоения разнообразных движений с предметами и для упражнений на различных снарядах - желательно в обществе сверстников. В эти же часы удобно провести более длительное занятие с одним из родителей (около 20 мин.).

    Упражнения перед ужином - наиболее частая форма совместных занятий, так как родители, как правило, дома и хотя бы один из них может заняться ребенком. В этот период есть время для разучивания акробатических упражнений, проведения игр и совершенствования достигнутых результатов.

    После ужина заниматься с детьми физкультурой не рекомендуется: интенсивная двигательная деятельность после еды вредна, а, кроме того, после физических упражнений дети трудно засыпают. Если родители находят время для занятий с ребенком только вечером, то это надо делать не позднее чем за 1-2 часа до укладывания ребенка в постель. Однако в вечернее время работоспособность ребенка намного ниже.

    Обязательно нужно использовать любую возможность подвигаться вместе с ребенком на свежем воздухе - чаще она предоставляется в выходные дни.

    Сами родители в большинстве своем самокритично оценивают свое участие в физическом воспитании детей, ссылаясь при этом на ряд причин, которые мешают им проявить себя более достойно. Действительно, часть родителей не имеет достаточной физкультурной подготовки. Наблюдения показывают, что родители обычно активны и изобретательны в создании хороших бытовых условий, в заботе о том, чтобы дети были красиво одеты, вкусно и сытно накормлены.

    А на деле выходит, что чрезмерный комфорт и обильное питание при недостаточно активном двигательном режиме зачастую порождают бытовую лень, ослабляют их здоровье, уменьшают их работоспособность. В физическом воспитании главным является формирование физкультурно-гигиенических навыков.

    Родителям после предварительного обучения предлагается измерить и записать в дневник основные параметры физического развития детей и свои: рост, вес, обхват груди. После занятий необходимо сличить их с имеющимися стандартами и скорректировать подготовку ребенка и свою.

    Совместные занятия, общие спортивные интересы дают родителям возможность лучше узнать ребенка, создают и укрепляют в семье обстановку взаимного внимания и делового содружества, столь необходимую для решения любых воспитательных задач.

    Совместные занятия приносят следующие положительные результаты:

    • - пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствуют развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;
    • - углубляют взаимосвязь родителей и детей;
    • - предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;
    • - позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствуют всестороннему развитию ребенка. Спортивные интересы в такой семье становятся постоянными. То есть, совместные занятия ребенка вместе с родителями спортом - один из основных аспектов воспитания.

    Чтобы заинтересовать детей и привлечь их. К занятиям утренней гимнастикой, рекомендуется делать упражнения вместе с ними. Коллективные упражнения (всей семьей) проходят всегда интересно, весело, с задором и, безусловно, приносят пользу и взрослым.

    Если в семье несколько детей, то хорошо организовать с ними коллективные занятия физической культурой. Поэтому родителям приходится быть и организаторами, и участниками занятий.

    Основной принцип, которого должны придерживаться родители, занимаясь физическими упражнениями с малышами, - изображать все в виде игры. Веселый тон, шутка, смех, активное участие взрослого всегда увлекают ребенка, вдохновляют его фантазию и вызывают у него положительные эмоции.

    Хочется надеяться, что у родителей проснется интерес к гармоничному развитию личности ребенка, с тем, чтобы они сами активно занимались с ним физкультурой и таким образом способствовали укреплению взаимоотношений в семье, воспитанию любви и уважения детей к родителям. Совместные занятия физическими упражнениями родителей с ребенком являются источником радости, обогащают и оздоравливают семейную жизнь.

    Занятия спортом приобщают детей и родителей, выявляют их общие интересы, поднимают настроение, содержат в здоровой физической форме тело и дух как детей, так и родителей.

    Цель: Создание условий для сотрудничества детей и родителей в игровой ситуации

    Задачи:

    1. Воспитательные:

    Создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей.

    Повышение интереса родителей к внутреннему миру ребенка.

    Воспитывать умение работать в паре, в группе.

    2. Образовательные:

    Коррекция и гармонизация детско-родительских отношений.

    Расширение возможностей понимания психологических особенностей своего ребенка.

    Формировать умение действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.
    3. Развивающие:

    Развитие коммуникативных форм поведения, способствующих самоактуализации и самоутверждению.

    Активизация коммуникаций в семье.

    Развивать ловкость, внимание, умение двигаться в разных направлениях.

    Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

    Оборудование : записи музыкальных зарисовок (знакомство, «Паровозик», «Ловишки», «Домик»), ленточки, «ладошки» из разноцветной бумаги, «домики» из кубиков.

    Ход занятия.

    1. Приветствие. Знакомство.

    Сегодня у нас очень необычное занятие. Почему? (Пришли гости - родители). Давайте познакомимся друг с другом. У каждого из нас есть имя и каждый из нас наделён огромным количеством положительных качеств и достоинств. Давайте их вспомним (…). Сейчас каждый назовёт своё имя и самое яркое качество. Начну я, меня зовут Наталья Валерьевна, я добрая. Продолжают дети и родители.

    Мы познакомились, но не поздоровались. Сейчас каждый попробуем за одну минуту поздороваться с каждым. Начали (звучит фонограмма ).
    2. Определение целей занятия.

    Чем мы занимаемся на «Игралочке»? (играем, рисуем, читаем, …) А хотели бы вы поиграть сегодня с вашими родителями? Я предлагаю поиграть сегодня вместе и научить родителей нашим любимым играм. Согласны?
    3. «Опиши свою маму».

    Но мы не знаем, кто с кем пришёл. Попробуем догадаться. Сейчас ребята по очереди будут описывать своих родителей, а мы угадывать, кто из них его.

    (Поочередно каждый участник ребенок рассказывает о своей маме, для того, чтобы по описанию можно было догадаться, кто его мама. При этом ребенку задаются вопросы: «Какая твоя мама?», «Что она любит?», «Что она не любит?», «Что ей нравится?», «Что ей не нравится?»).
    4. Подвижная игра «Паровозик».

    Начинаем играть. Каждый превращается в вагончик. А поездом сегодня будет - …. Все проходят путь и заезжают в депо (звучит фонограмма «Паровоз-Букашка»).
    5. Подвижная игра «Я люблю, конечно, всех …».

    Участники сидят на стульях по кругу, в центре находится ведущий. Ведущих говорит фразу: "Я люблю, конечно, всех, но... (называет какой-либо признак, например, тех у кого светлые волосы, тех, кто имеет домашних животных)... больше всех". Участники игры с указанным признаком должны поменяться местами, а ведущий в это время - успеть занять чей-то стул. После этого, тот, кому не хватила стула, становится ведущим и игра начинается сначала. Мы заметили, что у всех нас есть много общего.
    6. Подвижная игра «Ловишки с ленточками».

    Участники стоят в кругу, у каждого имеется цветная ленточка, заправленная сзади за пояс. В центре круга стоит ловишка. По сигналу дети разбегаются в разные стороны, а ловишка старается вытянуть у них ленточки. На сигнал остановки дети собираются в круг, водящий подсчитывает ленточки. Можно забирать ленточки друг у друга и подсчитывать количество.
    7. «Да-нет» игра в разноцветные ладошки (три цвета).

    Если «да», поднимают ладошку, обсуждение и аргументация ответов.

    Любите ли вы мороженое?

    Часто ли вы отдыхаете?

    Вы самостоятельный человек?

    Любите ли вы путешествовать?

    Вы неповторимый человек?

    Любите ли вы играть?

    Любите ли вы мечтать?

    Легко ли быть родителем?

    Легко ли быть ребёнком?

    Вы много времени проводите вместе?

    Детям: хотели бы вы стать сейчас родителями?

    Родителям: хотели бы вы стать сейчас детьми?

    8. Подвижная игра «Найди свой домик».

    У каждого игрока «ладошка» определённого цвета. По сигналу они разбегаются по залу в разные стороны. После сигнала «Найди свой домик» - участники должны собраться группами у того места, где построена пирамидка их цвета.

    После освоения игры, исходные дома можно менять местами.
    9. Заключение. Рефлексия «Мне сегодня понравилось…»

    Каждый участник заканчивает фразу: «Мне сегодня понравилось…»
    Подводится итог.

    Мы замечательно провели сегодня время, я желаю, чтобы таких весёлых минут с детьми у вас было много. Мира вам и семейного благополучия.

    Татьяна Капилевич
    Совместное занятие для родителей и детей «Счастливы вместе»

    Совместное занятие

    для родителей и детей,

    направленное на развитие коммуникативных навыков и творческих способностей

    «Счастливы вместе».

    4-6 воспитанников старшего дошкольного возраста (5-7 лет) вместе с родителями.

    Цели занятия:

    Формирование группового единства, развитие групповой сплоченности;

    Создание положительного эмоционального настроя;

    Развитие коммуникативных навыков;

    Обучение родителей приемам работы с детьми;

    Развитие творческого мышления;

    Укрепление детско-родительских отношений.

    Оборудование:

    4 листа ватмана, гуашь, кисточки, ёмкости для воды;

    простые и цветные карандаши, фломастеры;

    цветная бумага, мишура, клей, ленты, лоскутки ткани; нитки;

    интересная вещица или игрушка (для передачи из рук в руки);

    свеча, запись детской песенки «У жирафа пятна…»;

    яблоки на нитке (по количеству детей).

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Ведущий:

    Здравствуйте уважаемые родители и дети. Мы сегодня собрались здесь для того, чтобы приятно провести время, поиграть, насладиться компанией друг друга, научиться работать сообща, в группе, то есть вместе. Но сначала нам нужно познакомиться.

    1. УПРАЖНЕНИЕ «ЗНАКОМСТВО»

    Участники стоят или сидят на стульях, образуя круг, держась за руки. Затем каждый из участников по очереди должен подмигнуть соседу справа и назвать свое имя (как он хочет, чтобы его называли) и несколько слов о себе.

    2. УПРАЖНЕНИЕ «ВСТАНЬТЕ ВСЕ ТЕ, КТО.»

    Ведущий поочередно дает задание: встаньте те, кто., похлопайте в ладоши те, кто., потопайте ногами те, кто:

    Любит смеяться, спать;

    Любит смотреть мультики;

    Любит плавать и нырять;

    У кого светлые волосы; у кого темные глаза;

    Больше всех любит мороженое;

    Любит нарушать дисциплину;

    Радуется плохой погоде;

    У кого дома живет крокодил, попугай и т. д.

    3. УПРАЖНЕНИЕ «МЫ ЛЮБИМ ВСЕЙ СЕМЬЁЙ…»

    Участники сидят на стульях в круге, передавая из рук в руки какой-нибудь интересный предмет (колокольчик, ракушку) или игрушку, по очереди делают следующие сообщения:….

    Ведущий предварительно говорит:

    Вспомните свои замечательные умения и навыки, чем вы

    гордитесь и занимаетесь вместе всей семьёй, общие дела, хобби и т. д. Может быть, вы любите путешествовать вместе или ловить рыбу, ходить в бассейн, лепить пельмени, собирать грибы, играть в лото или делать зарядку вместе и т. д. После окончания упражнения, все хором говорят: «МЫ - МОЛОДЦЫ. МЫ – УМНИЦЫ»!

    4. УПРАЖНЕНИЕ «ЯБЛОКО НА НИТКЕ»

    Ведущий говорит:

    Ребята, когда вы были маленькими, ваши родители ухаживали за вами, помогали одеваться, раздеваться, кормили с ложечки и т. д. Теперь вы подросли и многому научились. Я предлагаю вам угостить своих пап и мам яблоками, но необычным способом. Правила кормления: держать яблоко можно только за нитку, которая к нему привязана, то есть, на вису, по очереди поднося то к папе, то к маме, а они в свою очередь должны будут откусить кусочек. Каждый ребёнок кормит своих родителей. Через 5 минут мы вместе определим: чья семья больше съела.

    5. ИГРА «ПУТАНКА».

    Цель: развитие коммуникативных способностей.

    Ведущий говорит:

    Дети, вы видели когда-нибудь пауков? Какие они? (Ответы детей) Они очень ловко умеют плести свою паутину. Сейчас я выйду из кабинета, а вы вместе с родителями попробуете, как пауки, сплести большую, красивую, ажурную паутину, а я потом постараюсь осторожно распутать её так, чтобы никому не было больно или неприятно. (Ведущий выходит за дверь).

    Дети и родители берутся за руки, становятся в круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться, кто как может. Когда образовалась «путанка», ведущий возвращается в кабинет и пытается распутать то, что получилось, так же, не разнимая рук участников игры.

    6. УПРАЖНЕНИЕ «ОСТРОВ СЧАСТЬЯ»

    Цель: развитие творческих способностей.

    Упражнение выполняется в подгруппах. В каждую подгруппу входят члены одной семьи. Каждой подгруппе выдается по большому листу ватмана. По команде ведущего все начинают рисовать, клеить, мастерить, создавать свой остров счастья. Через определенное время (5-7 минут) ведущий просит участников поменяться листами ватмана и продолжить работу над созданием теперь уже другого острова. Затем снова происходит обмен листами. Работа продолжается до тех пор, пока к каждой подгруппе не вернется их произведение. По окончании проводится обсуждение (Например: Что общего на всех этих картинах? Что такое счастье?)

    7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

    Ведущий включает запись детской песенки «У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде…» и просит всех участников дотрагиваться до тех частей тела, о которых поётся в песне, имитируя движения, по желанию - можно подпевать.

    8. УПРАЖНЕНИЕ «ПИРАМИДА ЛЮБВИ».

    Участники стоят в кругу,

    ведущий говорит:

    Каждый из нас что-то и кого-то любит, всем нам присуще это чувство и все мы его выражаем.

    Давайте встанем и построим пирамиду любви из наших рук. Я назову что-то любимое и положу руку, затем каждый из вас будет называть своё любимое и класть руку поверх моей по очереди.

    Почувствуйте тепло рук, сосредоточьтесь на прикосновении!

    Посмотрите, какая большая получилась пирамида! Большая потому, что в каждом нашем сердце живёт много, много любви. И ещё потому, что мы любим друг друга.

    9. РЕФЛЕКСИЯ. УПРАЖНЕНИЕ «СВЕЧА»

    Сидя в круге, участники передают друг другу зажженную свечу. Тот, у кого в руках свеча, высказывает свое мнение о занятии.

    10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. УПРАЖНЕНИЕ «РУКА В РУКЕ»

    наше занятие подошло к концу. Прошу вас взяться за руки и сосредоточить внимание на моих словах:

    «Мы стоим рука в руке, вместе мы большая сила.

    Не оставим вдалеке мы друг друга. Нам под силу!»

    А теперь давайте вместе хором скажем друг другу: «Спасибо!».



    Похожие статьи