• Проект приобщения дошкольников к художественной литературе. Проект по приобщению дошкольников к чтению художественной литературы

    23.04.2021

    Проект для детей старшего дошкольного возраста «Ты представь себе на миг, как бы жили мы без книг?»

    «Чтение- это окошко, через которое видят и познают мир и самих себя».
    В.А.Сухомлинский


    Паспорт проекта
    Тип проекта : краткосрочный.
    Срок реализации: один месяц.
    Вид проекта: информационно-творческий.
    Участники проекта: дети старшей группы, родители, педагоги, музыкальный руководитель.
    Материально-технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:
    -подбор методической и художественной литературы;
    -подбор наглядного материала(иллюстрации, плакаты, фотографии, книги-энциклопедии; книга загадок; авторские сказки; русские народные сказки; детские журналы);
    -дидактические игры;
    -подбор мультфильмов; презентаций по теме;
    -выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.
    Необходимые условия для реализации проекта:
    -заинтересованность родителей и детей;
    -методические разработки.
    Актуальность данного проекта.
    Чтение имеет большое значение для формирования у детей грамотности и личностного развития в целом. Читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко появляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от души сострадать, возмущаться, радоваться.
    На сегодняшний день у детей наблюдается снижение интереса к чтению художественной литературы. Книги становятся невостребованными, постепенно уходят на второй план. Дети чаще проводят время в компьютерных играх и перед телевизором. Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся речевые нарушения, а также непонимание прочитанного; появляется невозможность собственных мыслей.
    Данным проектом хотелось бы помочь родителям, детям найти книги, которые им помогут приобрести радость общения.
    В результате реализации проекта ожидается повышение педагогической культуры родителей, приобщение их к «семейному» чтению, развитие речи воспитанников.
    Цель проекта: Воспитание любви и бережного отношения к книгам. Формирование интереса у детей к детской книге через творческую и познавательную деятельность.
    Задачи проекта:
    - Поддерживать у детей интерес к художественной литературе, воспитывать любовь к книге, формировать читательский интерес.
    - Познакомить детей с видами и назначением книг.
    - Познакомить детей с процессом создания книги.
    - Уточнить роль писателей, художников- иллюстраторов и оформителей.
    - Учить детей создавать книгу своими руками.
    -Развивать творчество, воображение, фантазию.
    -Создать условия для развития творческих способностей детей.
    -Формировать у детей представление о роли книги в жизни человека.
    - Познакомить детей с различными жанрами книг.
    - Дать детям знания о роли библиотеки.
    - Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
    - Учить детей выражать своё отношения к литературным произведениям, в различных видах художественно-творческой деятельности.
    - Вовлечь родителей воспитанников в совместную с детьми, педагогами художественно-творческую деятельность.
    -Создать соответствующую развивающую среду в ДОО для реализации данного проекта.
    Задачи по работе с родителями:
    - Обогатить запас знаний родителей о роли чтения на развитие мыслительных процессов, творческих способностей.
    - Повысить компетентность родителей по теме проектного месяца.
    - Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
    Предполагаемый результат:
    - выставка детских работ (аппликация, рисование, поделки…);
    - совместное работы родителей и детей;
    - речевое творчество детей;
    - дидактические игры и пособия;
    - НОД;
    - игра-драматизация детей;
    - называют любимые произведения;
    - могут пересказывать небольшие тексты, сочиняют сказки, выразительно читают стихотворения, инсценируют самостоятельно;
    - умеют правильно и бережно обращаться с книгами: ремонтировать их, пользоваться закладками;
    -дети узнали о значении книги в жизни человека;
    - владеют понятием «Библиотека»;
    - знают о том, что нужно беречь книгу;
    - умеют самостоятельно изготавливать книги.
    Методы используемые в проекте:
    - игровые: дидактические игры, настольные игры, подвижные игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры;
    -словесные: чтение и рассматривание стихов, сказок, загадок;
    Разговор, беседа; рассматривание картинок; рассматривание книг; энциклопедий;
    - практические: совместные действия педагога и ребёнка;
    - наглядные: показ презентаций, использование иллюстраций, картин, фотографий, показ мультфильмов; тематическая выставка.
    Работа проводилась в двух направлениях:
    - совместная деятельность взрослых и детей;
    - взаимодействие с родителями.

    Этапы работы над проектом

    1 этап – подготовительный
    Обозначение проблемы и темы проекта. Постановка целей задач по проблеме отсутствия у детей устойчивого интереса к книгам, затруднения в пересказе сказок, рассказов, выразительном рассказывании стихотворений.
    Разработка этапов проектной деятельности.
    Обозначение мероприятий по реализации проекта.
    Составление примерного плана проекта.
    Деятельность педагога:
    -постановка цели, формулировка задач, продумывание последовательности работы и содержания заключительного этапа проекта;
    -чтение и обсуждение с детьми проблемы: «Нужны ли нам книги?»;
    -просмотр презентации « Откуда книга к нам пришла?» (Целью является: возбудить в детях интерес к исследовательской деятельности, которая предполагает получение ответа на вопрос о том, для чего нужны книги. Познакомить детей с историей появления и создания книги, с профессиями людей работающих над книгой);
    -сбор информации о книгах, детских писателях;
    -поиск книг, которых нет в группе, привлечение родителей к совместной работе;
    -беседа и анкетирование родителей.
    Деятельность детей: принятие предложений взрослых и вхождение в проблему, обсуждение (совместно с взрослыми) последовательность действий, внесение пожеланий в проектную деятельность.
    Во время подготовительного этапа решались задачи:
    -Возбудить у детей интерес к исследовательской деятельности, которая предполагает получение ответа на вопрос о том, для чего нужны книги.
    -Познакомить детей с историей появления и создания книги, с профессиями людей, работающих над книгой.
    -Создать условия и интерес у детей к созданию своих книг-самоделок.
    2-й этап – вводный
    « Путешествие в историю книги»

    Просмотр презентации «История создания книги». Рассматривание разных видов бумаги, письменных принадлежностей и материалов на которых писали люди, когда не было ручек (гусиных перьях, тростниковые палочки, чернила, тушь, береста, камни, сырая глина).
    Беседа «Откуда праздник к нам пришёл». Знакомство с традицией проведения праздника «Книжная неделя» в нашей стране.
    На втором этапе решаются следующие задачи:
    -Путешествие в прошлое: рассматривание разных видов бумаги, письменных принадлежностей и материалов на которых писали люди, когда не было ручек.
    -Познакомить с традицией проведения «Книжкиной недели» в нашей стране и появление международного дня детской книги.
    -Развивать интерес к книгам, желание их читать.
    3-й этап – практический
    Проблемная ситуация «Пропали книги»
    1Педагог и дети собираются в уголке чтения, рассматривают книги, рассуждают на тему: в каждой ли группе детского сада есть уголок чтения? Педагог предлагает проверить это – отправиться на экскурсию в другие группы. Дети сначала идут в подготовительную группу (недолго рассматривают уголок чтения, отмечают, что они есть, что книг много, что они аккуратно расставлены, если нет- поправляют их).
    Потом экскурсия направляется в младшую группу (в уголке чтения должны быть пустые полки, без книг). Дети старшей группы со своим педагогом спрашивают у детей младшей группы, есть ли у них уголок для чтения, есть ли книги? Малыши говорят, что есть, но вдруг обнаруживают пустые полки… Педагог младшей группы предполагает, что книги похитили разбойники. Педагог старшей группы обращается к своим детям: что же делать? Как малышам без книг? Может быть поможем им? Вы ведь старше их?... Как будем помогать? Педагог предлагает сделать для малышей книги своими руками. Дети соглашаются, обещают помочь малышам и отправляются в свою группу.
    2 Придя в группу, дети садятся за столы (педагог напоминает о пропаже книг). Педагог подсказывает, что книга состоит из страниц и обложки. Предлагает каждому сделать свою страничку, а потом странички склеить- и получится книга. Напоминает, что в книги есть картинки (иллюстрации) и слова- рассказы, стихи, загадки, сказки.
    Педагог выдает каждому ребёнку листок (с полями, чтобы была возможность скрепить листы между собой) и предлагает детям нарисовать для малышей любые игрушки(все вместе вспоминают, какие игрушки бывают). Педагог напоминает, что дети должны оставить на листе место для своих рассказов, стихов, сказок или загадок. Дети рисуют, педагог их хвалит и подбадривает, говоря, как малыши обрадуются.
    3 Потом педагог индивидуально с каждым ребёнком обсуждает нарисованное. Далее педагог предлагает ребенку придумать рассказ 9сказку, стишок, загадку) или вспомнить что-то из прочитанного о нарисованном им предмете, по необходимости помогает, записывает текст на листок.
    4 На занятии по аппликации: Педагог складывает листы страницы с рисунками вместе, обращая внимание детей, что для книжки не хватает обложки. Предлагает её оформить и взять для обложки более толстую бумагу, объяснив – почему. Напоминает, что на обложке должно быть написано название книги и автор(педагог всё записывает или сразу пишет название крупными буквами, а дети потом могут обвести по букве или по несколько букв каждый). Обложку совместно украшают аппликацией.
    5 На занятии по лепке дети слепили героев из сказок К.И. Чуковского. Поделки воспитателем были сфотографированы, фотографии распечатали и наклеили на листы. Затем было предложено детям написать рассказы про зверей для малышей. Когда рассказы детей были записаны дети с помощью педагога изготовили обложку для книги, воспитатель напомнил о том, чтобы дети не забыли написать название книги и автора.
    6 Когда книги были готовы, дети их рассмотрели, а педагог их прочитала и похвалила детей, потому что книги получились- самые настоящие, малыши им очень обрадуются.
    Дети отправились в младшую группу и подарили книги малышам.
    Во время проведения практической части были проведены следующие мероприятия:
    -Дети совершили путешествие по выставкам книг. Рассматривали книги, отличающиеся по содержанию, оформлению, направленности.
    - Проводились беседы «Нужно ли беречь книгу?» , «Из чего состоит книга?», «Что такое библиотека», «Книга- наш друг», «Хочу всё знать!».
    -Художественно- творческая деятельность (лепка, аппликация, рисование).
    -Игровая деятельность(театральная деятельность, дидактические игры,речевые игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры).
    -Организованы литературные викторины (сказочные загадки, по русским народным сказкам, по произведениям детских писателей).
    Взаимодействие с родителями.
    1 Информационное просвещение: консультации, оформление уголка для родителей на темы проекта, выпуск фотогазеты.
    2 Подбор атрибутов для реализации творческой деятельности детей.
    3 Изготовление поделок по данной тематике для организации выставки.
    Были реализованы следующие задачи:
    Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей.
    Реализация плана совместных мероприятий через интеграцию разных видов детской деятельности.
    Направление деятельности детей; стимулирование к проявлению творчества, активности, эмоционально-положительного отношения ко всему происходящему.
    Данный этап имел место быть как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности детей.
    4-й этап- заключительный
    Завершающим этапом стали:
    1.Проведение открытого занятия «Путешествие по сказкам».
    2.Выпуск фотогазеты «Папа, мама, я- книжкины друзья».
    3.Оформление выставок поделок детской деятельности:
    -«Рисуем Барто»;
    -«Обложка любимой книжки»;
    -«Книжки-самоделки»;
    -«Закладки- книжкины друзья».

    Задачи заключительного этапа:

    Дать детям возможность проявить себя и свои знания во время проведения открытого мероприятия.
    Воспитывать стойкий интерес к книги, к чтению.
    Обобщить результаты работы в игровой форме, их анализ, закрепить полученные знания, сформулировать вывод, создать презентацию по проекту.
    Формы работы с родителями
    1.Анкетирование родителей.
    Подготовка наглядной информации
    2. «Читайте вместе с детьми» - стендовая информация.
    3.Консультация для родителей «Книги в жизни ребёнка».
    4.Совместное творчество родителей с детьми- «Вернисаж любимых сказок». (Рисование обложки любимой сказки).
    5. Совместное участие родителей и детей в сочинении небольшой сказки и оформление её в виде книжки-самоделки.
    6.Участие родителей в организации выставок в книжном уголке: «Журнальная страна», детских познавательных энциклопедий, книг со стихами Агнии Барто «Эту книжку я люблю».
    В ходе реализации проекта «Ты представь себе на миг, как бы жили мы без книг?»
    Предполагаемые результаты были достигнуты:
    - В результате проекта дети познакомились с творчеством детских писателей.
    - Дети научились узнавать на репродукциях и фотографиях писателей и поэтов.
    - Дети познакомились с иллюстрациями детской книги.
    - Были организованы для детей тематические выставки.
    - Детьми были созданы творческие работы по прочитанным произведениям.
    -Родители воспитанников познакомились с рекомендациями по воспитанию любви к чтению.

    Приложение

    Конспект открытого интегрированного занятия «Путешествие по сказкам»

    Цель: В игровой форме вспомнить и закрепить знания детей о любимых сказочных героях. Побуждать «помогать» героям этих произведений- вместе с ними проговаривать знакомые стихи, используя интонационные средства выразительной речи.
    Задачи:
    Образовательные:
    -Привлекать детей к правильному выполнению заданий.
    -Формировать чувства понимания образа литературных произведений, понимать смысл сказок.
    -Формировать и совершенствовать коммуникативные и речевые навыки детей.
    Развивающие:
    -Совершенствовать речевую и двигательную активность детей.
    -Развивать память, мышление, наблюдательность.
    -Развивать интерес к малым фольклорным жанрам.
    Воспитательные:
    -Воспитывать любовь детей к художественной литературе разных жанров, вызвать интерес, любознательность и удовольствие от игры- викторины.
    -Воспитывать эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые сказки.

    Ход мероприятия

    Воспитатель : Здравствуйте, дети! Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу добра, здоровья. Давайте, скажем «Здравствуйте» нашим гостям. Этим мы пожелаем им здоровья и благополучия.
    Воспитатель: Дети, вы любите сказки?
    Дети: Любим.
    Воспитатель: В нашем книжном уголке книги с вашими любимыми сказками, которые вы принесли из дома. Сейчас мы отправимся с вами в путешествие. А на чем можно путешествовать по сказкам? Давайте поедем по сказкам на поезде, а обратно вернемся на самолете.
    -Занимайте места! Отправляемся в путь!
    (Воспитатель надевает смешную шляпу)
    - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Путаница. Я люблю все путать, запутывать, перепутывать. И я знаю, что вы девочки и мальчики такие озорные, любите раскидывать игрушки в группе, хулиганить, я тоже это люблю, я уверена, что мы с вами подружимся.
    -А вот и первая наша остановка. Станция загадок. Я здесь уже побывала, все загадки перепутала. Я ведь люблю все путать. Мои загадки очень сложные, интересно вы их сможете отгадать? Рассаживайтесь на стульчики и слушайте внимательно.
    «У Алёнушки сестрицы
    Унесли братишку птицы,
    Та с подружками играла,
    Братца Ваню проморгала.» (Гуси-лебеди)

    «Что за гостья в дом пришла
    К трём лесным медведям?
    Там поела, попила,
    В трех кроватях поспала,
    А хозяева вернулись-
    Еле ноги унесла!» (Три медведя)

    «Не послушался братишка
    Старшую сестрицу
    И попил из лужицы
    Мутную водицу.
    Много горя принесла
    Им нечистая вода.» (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

    «Мишка по лесу идёт,
    Короб на спине несёт-
    Пироги для бабы с дедом
    Внучка Маша напекла-
    Несговорчивого Мишу
    Вокруг пальца обвела!» (Маша и медведь)

    «Он от бабушки ушёл,
    И от дедушки ушёл,
    Песни пел под синем небом,
    Для лисы он стал обедом.» (Колобок)

    Молодцы все загадки отгадали, навели порядок на этой станции. Отправляемся дольше, занимайте места в веселом паровозике.
    - Вот мы и прибыли на сказочную станцию. На этой станции живут сказки. Дети по обложкам книг определяют название сказок.
    - Молодцы, вот и здесь навели порядок. Занимайте места в нашем веселом паровозике и отправляемся дальше.
    -Следующая наша остановка называется « Заморочки из мешочка»
    -У меня есть мешочек, а к нему привязана записка: «Ребята, помогите эти вещи вернуть в сказки. Они нам очень нужны.» Герои сказок.
    Путаница вызывает по одному ребёнку из команды по очереди. Ребёнок достает предмет и отгадывает из какой он сказки.
    В мешочке: мыло(«Мойдодыр»), мука(«Колобок»), яйцо(«Курочка Ряба»), яблоко («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»), горошина («Принцесса на горошине»), скорлупа грецкого ореха («Дюймовочка»), деревянная ложка(«Три медведя»), клубок («Иван Царевич и Серый Волк»), витамины («Айболит»), банка с вареньем(«Малыш и Карлсон»)
    -Молодцы! Помогли героям сказок! Отправляемся на нашем паровозике дальше!
    -Это моя любимая станция и вам она очень понравится, мы ведь очень любим играть, а станция так и называется – игралочка. Слушайте внимательно, что нужно делать. Давайте, ребята, поиграем в игру «Ты мне- я тебе» (с мячом) . Начало говорит Путаница, заканчивают дети.
    Мышка-норушка.
    Лягушка- квакушка.
    Зайчик- побегайчик.
    Лисичка- сестричка.
    Сестрица- Алёнушка.
    Братец- Иванушка.
    Серый- волк.
    Царевна- лягушка.
    Шапка- невидимка.
    Ковер- самолет.
    Жар-птица.
    Василиса- премудрая.
    Баба-Яга.
    Мальчик-с- пальчик.
    -Молодцы, и на этой станции навели порядок. Нам пора отправляться дальше, нас ждёт много интересных приключений. Занимайте места в нашем паровозике.
    -Следующая наша станция носит название «Почтовая». Мне пришли телеграммы, а я не знаю от кого они. Помогите мне понять, кто же их прислал.
    «Дедушка и бабушка, спасите! От волка убежал, но за мной гонится лиса!» (Колобок)
    «Приходил волк и съел шестерых козлят. Спасите моих братьев» (Козлёночек)
    «Дядя Федор! Срочно приезжай! Кот Матроскин с Шариком поругались!» (Почтальон Печкин)
    « Срочно приезжайте! Меня пора тянуть.» (Репка)
    «Спасите! Меня дед выловил в Синем море!» (Золотая рабка)
    « Спасите, нас съел серый волк» (Красная шапочка и бабушка)
    « Не приезжайте, как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам.» (Лиса из сказки «Заюшкина избушка»)
    -Отправляемся на конечную станцию.
    -Ребята, мы прибыли на конечную станцию, которая называется читающая. Садитесь на стульчики. Ребята, вы знаете много сказок. И даже сами сочинили сказки. Сделали вместе с родителями книжки-малышки. А сейчас проверим, знаете ли вы героев сказок и мультфильмов.
    (Дети просматривают презентацию «Герои любимых сказок»)
    -Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями, не удалось мне вас запутать, знаете хорошо вы сказки и сказочных героев.
    Я вам сейчас подарю картинки, и мы свами побыстрее вернёмся в детский сад на ковре самолёте, только сами уж все сказки и всех героев распутайте. А мне пора домой в сказку. Занимайте места на нашем ковре -самолете. Держитесь все за края ковра и повторяйте за мною волшебные слова:
    Ты, ковер, лети,лети,
    Нас по небу прокати.
    Ниже, ниже опускайся.
    Тише, тише не качайся.
    Вот он, вот он, детский сад,
    Принимай своих ребят!
    Воспитатель: Вот мы и вернулись с вами обратно в нашу группу. Понравилось ли вам наше путешествие? Что больше всего запомнилось? Какой подарок вам подарила Путаница? Прежде чем мы свами начнем раскрашивать рисунки со сказочными персонажами предлагаю вам разогреть пальчики и сделать пальчиковую гимнастику.
    Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»
    Будем пальчики считать,
    Будем сказки называть
    Рукавичка, Теремок,
    Колобок- румяный бок.
    Есть Снегурочка-краса,
    Три медведя, Волк, Лиса.
    Не забудем Сивку- Бурку,
    Нашу вещую каурку.
    Про жар-птицу сказку знаем,
    Репку мы не забываем
    Знаем волка и козлят.
    Этим сказкам каждый рад.
    (Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
    После выполнения задания устраивается выставка « Мой любимый сказочный герой»

    Иващенко Валентина Николаевна
    Должность: воспитатель
    Учебное заведение: МБДОУ №10 "Улыбка"
    Населённый пункт: х.Александровка
    Наименование материала: проект
    Тема: Проект для детей средней группы по чтению художественной литературы в семье и ДОУ.
    Дата публикации: 25.05.2017
    Раздел: дополнительное образование

    Проект для детей средней группы по чтению художественной

    литературы в семье и ДОУ.

    Воспитатель: Иващенко В.Н.

    Вид проекта: краткосрочный, творческий педагогический, художественно –

    Тема: «Неделя детской книги».

    Длительность проекта: 1 неделя (с 23.01по 27.01.2017)

    Возраст детей: средняя группа (дети 4-5 лет).

    Цель и задачи проекта:

    Введение в практику разнообразных форм и методов работы с

    литературными произведениями, способствующих приобщению детей

    к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной

    активности детей;

    Выявить знание детских сказок через различные виды игр;

    Привлечь родителей к совместному творчеству, показать необходимость

    чтения художественной литературы в семье.

    Воспитывать желание к постоянному общению с книгой и бережному

    отношению к ней.

    Предварительная работа с

    детьми:

    Анкетирование родителей с целью выявления уровня приобщения детей к

    худ. литературе в семье.

    Тематическое оформление групповой комнаты,

    Выставка книг для чтения детям 4-5 лет

    Рисование совместно с родителями героев любимых сказок,

    Чтение детских сказок, рассказов, стихов,

    Выбор стихотворений и подготовка выразительного чтения для заучивания,

    Подбор портретов поэтов и писателей.

    Атрибуты и инвентарь:

    Портреты детских писателей,

    Портреты писателей – сказочников,

    Разрезные картинки, «Мои любимые сказки»,

    Иллюстрации с героями любимых сказок, рассказов, стихов.

    Этапы реализации

    проекта

    Перед проведением проекта в группе была создана развивающая среда.

    Оформлены выставки книг по следующим темам: «Умные

    книжки», «Книжки – малышки»,«Волшебные сказки», «Моя любимая книга»,

    Детям и родителям было дано домашнее

    Нарисовать любимых героев,

    Собрать дома и у знакомых книги, требующие ремонта.

    Реализация проекта

    Дни недели

    Виды деятельности в течение

    1 половина

    2 половина дня

    День первый

    бом, тили –

    загорелся

    кошкин дом»

    (День С. Я.

    Знакомство

    творчеством

    произведения

    путешествие

    по выставке

    * подвижная

    игра «Мыши

    водят хоровод».

    стихотворения С.

    Маршака «Пожар

    * ОБЖ «Пожар.

    предметы»;

    1. Познакомить детей с

    творчеством С. Я.

    Маршака, вызвать

    интерес к творчеству,

    желание заучивать тексты

    и анализировать поступки

    героев. 2. В различных

    видах деятельности

    предложить детям

    применить литературный

    материал по творчеству С.

    «Веселые

    стихи» (по

    стихам С. Я.

    Маршака);

    дидактическа

    игра «Найди

    * дидактическая

    игра «Можно –

    * рассматривание

    книг С. Я.

    Я. Маршака.

    второй «Заба

    картинки для

    (День В. Г.

    половина

    половина

    Знакомство с

    творчеством

    рассматриван

    иллюстраций

    В. Г. Сутеева

    к сказкам;

    сказки «Под

    * лепка «Мой

    сказки «Под

    дидактическа

    игра «Узнай

    описанию» (з

    агадки про

    животных);

    * подвижная

    игра «Кто

    быстрее под

    сказки «Палочка

    – выручалочка»;

    * дидактическая

    игра «Доскажи

    словечко»;

    * подвижная

    игра «Зайка

    умывается»;

    * «Книжкина

    больница» (ремон

    детской книги В. Г.

    Сутеевым.

    2. В дидактических и

    подвижных играх, в

    творческих видах

    деятельности закрепить

    знание детей сюжетов и

    героев сказок В. Г.

    3. Показать детям приёмы

    ремонта книг.

    третий «Док

    Айболит»

    (День К. И.

    Знакомство с

    творчеством

    Чуковского;

    * дидактическая

    игра «Как вести

    больным?»;

    * подвижная

    1. Познакомить детей с

    творчеством писателя,

    вызвать интерес к

    литературному слову, к

    общению с книгой.

    Чуковского)

    стихотворени

    я «Доктор

    Айболит»;

    рисование «Б

    ольница для

    игра «Путаница».

    драматизация «М

    уха – цокотуха»;

    2. Учить высказывать свое

    мнение о прочитанном,

    давать оценку героям,

    способствовать акти5.

    Вызывать интерес детей к

    творчеству К. Чуковского

    при помощи

    изобразительныхсредств;

    выражать свое отношение

    к сказочным персонажам.

    визации связной речи.

    четвертый «

    Незнайка в

    математическ

    игра «Помог

    и Незнайке»;

    * «Незнайка

    Луне» (спорт

    развлечение);

    * «Дом для

    Незнайки и

    друзей» (конс

    труирование)

    * подвижная

    игра «Найди себе

    * Беседа на

    тему «Что такое

    библиотека?»;

    * дидактическая

    игра «Сложи

    картинку»

    1. Познакомить детей с

    творчеством Н. Носова. 3.

    Развивать творческое

    воображение, мышление,

    2. Учить детей создавать

    творческие работы на

    основе прочитанного

    произведения.

    3. Учить детей выполнять

    правила подвижных,

    настольных, спортивных,

    дидактических игр.

    Путешествие

    выставке «Во

    сказки» -

    рассматриван

    отличающихс

    оформлению,

    направленно

    Итоговое

    мероприятие.

    Инсценировка

    сказки «Теремок»

    для родителей.

    Обсуждение

    дальнейших

    планов по

    ознакомлению

    буклетов.

    1. Знакомить с

    различными видами

    сказочных произведений.

    2. Учить узнавать

    персонажи сказок, знать

    пересказывать

    свое отношение к героям

    3. Закреплять умения

    использовать средства

    дидактическа

    игра «Доска

    словечко» (за

    Дидактическ

    ая игра «Из

    какой сказки

    выразительности (позы,

    жесты, мимику,

    интонации, движения)

    Мероприятия с родителями:

    1. Рисование любимых литературных героев.

    2. Индивидуальная беседа «Какие книжки читают дома»

    3. Выставка книг.

    4. Пополнение библиотеки группы.

    5. Печатная информация для родителей

    («Как научить ребёнка любить книги», «Как научить ребёнка

    6. Изготовление книжек-малышек.

    Результат реализации проекта:

    1. В результате проекта дети познакомились с творчеством детских

    писателей.

    2. Дети научились узнавать на репродукциях и фотографиях писателей и

    3. Дети познакомились с иллюстраторами детской книги.

    4. Были организованы для детей тематические выставки.

    5. Дети научились ремонтировать книги.

    6. Детьми были созданы творческие работы по прочитанным произведениям.

    7.. Родители воспитанников познакомились с информацией по воспитанию

    любви к чтению, приняли активное творческое участие в проекте.

    Марина Малкова
    «Волшебный мир книг» (проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой)

    Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального

    образования (повышение квалификации) специалистов «Кузбасский региональный

    институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

    Факультет повышения квалификации

    Кафедра дошкольного образования

    «Волшебный мир книг »

    (проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой )

    Исполнители :

    Малкова Марина Константиновна

    воспитатель МБДОУ №10 города Белово;

    Островская Жанетта Викторовна,

    воспитатель МБДОУ №10 города Белово.

    Паспорт проекта… 3стр .

    Актуальность проекта… . 7 стр.

    Краткое описание проекта по этапам… 9 стр .

    Тематическое планирование… 10 стр.

    Список литературы… 18 стр .

    Паспорт проекта

    Для детей среднего дошкольного возраста – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу , которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова . Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить его мир, сделать его интересным, полным необычных открытий.

    Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет он слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно. И именно от взрослого в большей степени зависит то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем.

    Данный проект посвящен привлечению интереса к чтению , так как для современного ребенка книга потеряла свое значение, все чаще дети предпочитают книге компьютерные игры , просмотры мультфильмов и телепередач. Чтение имеет большую роль в формировании личности ребенка, оно напрямую связанно с грамотностью и образованностью, формирует нравственные идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека.

    Из выше всего сказанного, можно сделать вывод, что данная проблема является актуальной в педагогической науке. Именно взрослые должны направлять детей в этой деятельности , поэтому необходима повседневная работа с детьми по ознакомлению с художественной литературой , причем эта работа должна проводиться не только в традиционной форме, но в нестандартной.

    Мы рассчитываем, что благодаря этому проекту дети познакомятся с художественным описанием жизни , получат научно-достоверные знания о мире, усвоят нравственные ценности и идеалы, обогатят речь.

    Наименование

    проекта «Волшебный мир книг »

    Цель и задачи

    проекта Цель : развивать устойчивый интерес к чтению

    художественной литературы детей и их родителей .

    Формировать у детей эмоционально образное

    восприятие произведений, пополнить литературный творческий багаж ;

    Воспитывать бережное отношение к книге , как к результату труда многих людей;

    Воспитывать способность наслаждаться

    художественным словом , иметь потребность в

    знании поговорок, загадок, народных высказываний;

    Учить детей договариваться , делиться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию;

    Расширять представления родителей о детской литературе ;

    Приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений ;

    Способствовать выражению своего отношения к литературным произведения в художественном творчестве ;

    Учить использовать вербальные и невербальные приемы при инсценировках, чтении стихотворений, развивать творческую самостоятельность.

    Исполнители

    проекта и

    основных

    мероприятий Воспитатели, дети, родители.

    группы проекта Проект «Волшебный мир книг » рассчитан на детей

    старшего дошкольного возраста (5-6 лет) .

    Ожидаемые

    конечные

    результаты

    реализации

    проекта Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с творчеством русских и зарубежных писателей;

    Создание книжного уголка;

    Создание картотека с загадками и поговорками;

    Оформление альбома рисунков по прочитанным произведениям;

    Подбор мультипликационных фильмов и сказок;

    Привить отношение детей к книге не только как к развлечению, а как к источнику познавательных интересов ;

    Взаимное сотрудничество родителей и детского сада в реализации проекта ;

    Более бережное отношение детей к живому миру природы.

    Способность детей договариваться , оказывать друг другу поддержку.

    Развитие речи, обогащение словаря детей ;

    Создание традиции семейного чтения в семьях воспитанников.

    этапы реализации

    проекта Проект долгосрочный (9 месяцев, сентябрь – май) .

    1 этап – подготовительный (1 месяц)

    Постановка целей и задач, проведение родительского собрания (обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми,

    анкетирование родителей, создание условий, необходимых для реализации проекта .

    2 этап – основной (7 месяцев)

    Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта .

    3 этап – итоговый (1месяц)

    Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта .

    Актуальность проекта

    Проблема приобщения детей среднего дошкольного возраста к художественной литературе , является одной из актуальных проблем дошкольного образования , так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением.

    Обращение к проблеме приобщения детей среднего возраста к художественной литературе обусловлено рядом причин : во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе , в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка .

    Задача детского сада, как отмечала Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию , которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж , литературную начитанность , так как в дошкольном возрасте ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица) . В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, Х. К. Андерсена и др.

    Н. С. Карпинская считает, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка . В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений .

    Знакомство детей с произведениями русских и зарубежных писателей, поэтов, а также и с народным фольклором помогает приобщить детей к миру книг , ведь воспитательная сила литературных произведений воистину невозможно переценить. Целенаправленное, продуманное ознакомление детей с художественно литературой способствует развитию их творческих способностей, самостоятельности суждений, расширяет кругозор.

    Краткое описание проекта по этапам

    Подготовительный этап

    Формирование проблемы, постановка цели и задач; выбор методов и приемов работы; выбор материалов и оборудования; беседы с родителями об их непосредственном участии в реализации проекта ; разработка тематического планирования.

    Основной этап (внедрение проекта )

    Проведение непосредственно образовательной деятельности в области художественное творчество , познание ; чтение художественной литературы , проведение целевых прогулок, бесед, разгадывание загадок, проведение сюжетно-ролевых игр, игр-инсценировок, выставок и т. д.

    Итоговый

    Анализ результатов, защита проекта на педагогическом совете.

    Тематическое планирование

    1 этап – подготовительный (сентябрь)

    Мероприятие Цели

    Анкетирование

    родителей Выявить, читают ли родители детям книги и что предпочитают слушать дети.

    Родительское

    собрание Обсудить цели и задачи проекта . Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта .

    Акция «Подари книгу детскому саду » Пополнить библиотеку группы книгами , формировать у родителей и детей желание принимать участие мероприятиях группы.

    Создание книжного уголка Развивать интерес к чтению художественной литературы .

    Оформление родительского уголка Просвещение родителей.

    2 этап – основной (внедрение проекта )

    № Мероприятие Цели

    1 Беседа «Откуда пришла книга

    Рассказать детям, как изготавливают книги , какой это долгий и трудоемкий труд; воспитывать бережное отношение к книгам .

    2 Сюжетно-ролевая игра «Мастерская по ремонту книг » Продолжать воспитывать бережное отношение к книгам ; учить распределять роли, вести игру последовательно; починить порванные книги .

    3 Игра-драматизация «Теремок»

    Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, передавать характерные особенности животных

    4 Конкурс лучших чтецов «Золотая осень»

    Учить рассказывать стихотворение выразительно, предавая его настроение; прививать интерес к поэзии.

    1 Придумывание различных вариантов продолжения сказок и рассказов Развивать творческую активность детей в процессе придумывания различных вариантов продолжения сказок и рассказов. Продолжать развивать коммуникационные навыки, работая в мини-группах

    2 Чтение произведений В. В. Бианки : «Голубой зверек» , «Снежная книга » , «Курица за белкой» , Готовимся к зиме», «Лесные домишки» Познакомить детей с творчеством В . В. Бианки. Формировать готовность к адекватной оценке прочитанного.

    3 Аппликация по произведению В. В. Бианки Закрепить произведение В. В. Бианки в аппликации. Умение создавать у детей образ животных разными видами искусства.

    4 Конструирование из природного и бросового материала по произведению В. В. Бианки «Лесные домишки» Побуждать детей к творчеству при изготовлении поделок (домишек) для разных обитателей леса.

    1 Сюжетно-ролевая

    игра «Библиотека» Поддерживать интерес к книге в сюжетно-ролевой игре

    2 Конкурс «Нарисуй любимую сказку» Привлекать родителей к сотрудничеству с детским садом; развивать интерес к русским народным сказкам.

    3 Лепка из соленого текста по мотивам стихотворения «Снежный кролик» О. Высотской Познакомить детей с новым произведением; учить выражать свое впечатление от .

    4 Заучивание стихотворений про Новый год Создать предпраздничное настроение; продолжать учить рассказывать стихотворение выразительно, передавая его настроение; прививать интерес к поэзии.

    1 Постановка спектакля «Заяц-хваста» Продолжать развивать интерес к русским народным сказкам, учить передавать характерные особенности животных; активизировать речь.

    2 Чтение рассказов Н. Носова «Телефон» , «Огурцы» , «Мишкина каша» Познакомить детей с творчеством Н . Носова; развивать чувство юмора; учить находить мораль в прочитанном произведении.

    3 Просмотр мультфильма «Незнайка в Солнечном городе» Продолжать знакомить детей с творчеством Н . Носова, развивать чувство юмора.

    4 Чтение отрывков «Незнайка в солнечном городе» , рисование по мотивам произведения. Продолжать учить выражать свое впечатление от литературного произведения в художественном творчестве .

    1 «Малые фольклорные формы» Познакомить детей с малыми фольклорными формами : пословицами, поговорками, скороговорками, загадками.

    2 Словесная игра «Непослушный язычок» Учить выговаривать скороговорки, развивать ЗКР.

    3 Чтение рассказа С. Иванова «Каким бывает снег?» Формировать эстетическое восприятие художественных текстов .

    4 Заучивание стихотворений, посвященных Дню защитника Отчества. Продолжать прививать интерес к поэзии; учить читать стихи выразительно, с определенным темпом, меняя интонацию.

    1 Чтение стихотворений и рассказов о весне Учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов .

    2 Заучивание стихотворений, посвященных Международному женскому дню. Продолжать учить интонационно передавать настроение стихотворения, воспитывать бережное отношение к близким.

    3 Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» Закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки, учить оценивать поступки главных героев.

    4 Коллективная работа «Волшебная книга » Закрепить прочитанные произведения; учить передавать в рисунке характер героев, отношение к ним.

    1 Чтение басен И. А. Крылова Познакомить детей с басней ; учить эмоционально воспринимать содержание басни; учить понимать ее нравственный смысл.

    2 Рисование по мотивам басен И. А. Крылова Продолжать учить понимать мораль басен; учить отражать в рисунке отношение к героям, впечатления от прочитанного.

    3 Игра- драматизация по сказке С. Маршака «Сказка о глупом мышонке» Развивать интерес к литературным произведениям ; продолжать учить разговаривать разным тембром, интонацией, темпом; учить использовать мимику и пантомимику в инсценировках; развивать речь.

    4 Заучивание стихотворения «Где спит рыбка?» И. Токмаковой Учить передавать спокойное настроение стихотворения; развивать интерес к поэзии.

    3 этап – заключительный (май)

    № Мероприятие Цели

    Литературная викторина Закрепить , систематизировать знания детей о литературных произведениях .

    Выставка «Наши любимые книги » Побуждать родителей участвовать в жизни детского сада; приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений .

    Родительское собрание Подведение итогов с родителями, оценка результатов.

    Анализ результатов проекта Обработка и оформление материалов проекта , анализ результативности

    Выступление на педагогическом совете Передача опыта коллегам

    Список литературы

    1. Савенков А. И., Проведение учебных исследований в детском саду. / Савенков А. И / Самара : Издательство «Учебная литература » , 2005. – 32 с.

    2. Голицина В. С., Перспективное планирование в детском саду. Подготовительная к школе группа. Реализация ФГТ в ДОУ. / Голицина В. С. / М.: «Издательство Скрипторий» , 2012.

    3. Бондаренко Т. М., Организация НОД в старшей группе детского сада Бондаренко Т. М. / Воронеж, 2012. – 192 с.

    4. Веракса Н. Е., Проектная деятельность дошкольников . Пособие для педагогов дошкольных учреждений . / Веракса Н,Е., Веракса А. Н. / М : Мозаика-Синтез, 2008.-112с.

    Городской конкурс инновационных проектов « Инновации в образовании»

    Номинация

    «Новые подходы в организации дошкольного образования»

    Проект

    педагогической деятельности

    по приобщению детей дошкольного возраста к чтению в условиях семейного воспитания

    «Волшебница Книга»

    Кравцова Наталья Владимировна старший воспитатель первой квалификационной категории

    Крымских Евгения Александровна старший воспитатель первой квалификационной категории

    муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 406 комбинированного вида «Аленка»

    Новосибирск 2013

    Тип проекта – информационно-творческий

    Участники проекта : группы общеразвивающей направленности, дети в возрасте 4-5, 5-6 и 6-7 лет, музыкальные руководители, педагог дополнительного образования, воспитатели, родители воспитанников.

    Д
    лительность тематического проекта
    – 3 месяца.

    Актуальность проекта:

    Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий.

    Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности ребёнок-дошкольник – это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и заканчивая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

    От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.

    На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

    В нашем детском саду было проведено немало педагогических и детско-родительских проектов, направленных на приобщение детей к миру книги:





    Однако, наблюдения показывают, что как только в детском саду прекращалась деятельность по тому или иному проекту, направленному на решение задач образовательной области «Чтение художественной литературы», то дети очень быстро «забывали» и авторов произведений, и, часто, особенности содержания того или иного произведения. Мы стали выяснять причину подобной «забывчивости» наших детей.

    Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

    Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, что есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.

    О
    прос родителей на тему: «Что Вы читали своему ребёнку на этой неделе?» и «Читаете ли Вы ребёнку книги, которые рекомендуют для чтения воспитатели?» показал, что 94% родителей редко читают своим детям книги, если читают, то бессистемно, раз от разу, 68% родителей выбор книги осуществляют по наитию, какая понравится, где картинок больше.


    На очередной встрече родительского форума «Диалоги» под руководством заведующей отделом здоровья и развития детей МКОУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр» Т. Д. Яковенко по теме «Ценность сказки для развития ребёнка», предметом обсуждения стал вопрос о том, как сформировать у детей дошкольного возраста интерес к книге. Данное мероприятие позволило нам повысить компетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей. Выяснилось, что у родителей имеется потребность в повышении информированности в области литературного развития детей.

    Все эти факты послужили разработке данного проекта.

    Цель проекта: Создание условий для установления сотрудничества с родителями воспитанников в вопросах приобщения детей дошкольного возраста к книге.

    Задачи:

      Приобщать детей к книжной культуре.

      Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

      Воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей.

    Проект направлен на установление взаимодействия родителей и педагогов в решении проблемы воспитания грамотного читателя.

    1 этап – выбор темы

    Уже традиционно в нашем детском саду каждый год организуются мероприятия, посвящённые дню рождения А.С. Пушкина. Обычно организовывается один праздник для детей. В этом учебном году мы решили изменить формат празднования Пушкинского дня, сделав его основополагающим в выборе темы проекта «Волшебница книга».

    Спланировали содержательные направления темы и возможные проекты.



    Выставка книг А.С. Пушкина «Сказка – ложь, да в ней – намёк…»

      Изучение домашней библиотеки

      Рассказ о том, как эта книга появилась в доме

    Выставка детских рисунков «Мой Пушкин»

      Рисование портрета А.С. Пушкина в детском саду

      Рисование портрета А.С. Пушкина детьми совместно с родителями

      Выставка детско-родительских работ по сказкам А.С. Пушкина

      Интервью «Что ты знаешь о Пушкине?»

      Конкурс чтецов произведений А. С. Пушкина (внутри групп)

      Конкурс по оформлению прогулочных площадок «У Лукоморья»

      Пушкинский день России в детском саду – литературный праздник «У Лукоморья»

    2 ЭТАП – сбор информации

    Совместно с детьми определили возможные источники информации об А.С. Пушкине:

    Научно-популярная литература;

    Научно-художественная литература;

    Просмотр видеофильма;

    Просмотр мультфильмов;

    Экскурсии.

      этап – реализация проекта

    Наиболее удачно прошёл конкурс по оформлению прогулочных площадок детского сада. Организация конкурса позволила в полной мере создать на территории ДОУ сказочную атмосферу, увидеть наглядно персонажей сказок А. С. Пушкина. Все изготовленные конкурсные декорации более полно воспроизводят волшебную атмосферу сказок, помогают детям окунуться в мир произведений А. С. Пушкина. Прогулочные площадки получились непохожие одна на другую.

    Для украшения участков воспитатели использовали сюжеты разных сказок А. С. Пушкина. На каждой из десяти площадок «выросли» десять дубов. Поселились герои всех сказок Пушкина. Мы при активной поддержке и помощи родителей использовали разнообразные материалы для изготовления декораций: дерево, монтажная пена, пластиковые трубы, фанера, поролон, ткань, бумага. Фантазии участников нет границ!

    Дети и воспитатели с удовольствием используют поделки в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в художественном творчестве, театрализации. Данный конкурс позволил обогатить впечатления и знания детей, развил умение эмоционально откликаться на художественные образы произведений русского автора.

    4 ЭТАП – презентация проекта

    Литературный праздник «У лукоморья»

    В день праздника все персонажи сказок А. С. Пушкина оживали и встречали гостей на улице. Каждая групповая прогулочная площадка была использована как отдельная сцена для игровых и театральных постановок сказок А. С. Пушкина, оформлена выставками детских и родительских рисунков, плакатов, коллажей по произведениям А. С. Пушкина.

    Благодаря необычной форме проведения праздника, мы назвали её «карусель», дети каждой группы побывали в гостях в разных сказках. Пройдя по неведомым дорожкам, по невиданным следам от одной площадки к другой, дети были включены в разные формы игровой деятельности. На сказочных площадках детей встречали Царь Салтан, старик со старухой, царевна-Лебедь, Баба-Яга. А помогал детям не сбиться с пути Кот учёный. Дети узнавали полюбившихся литературных персонажей, получали приятные эмоциональные переживания в процессе развлечений и творческой деятельности, активно и с удовольствием участвовали во всех предложенных играх. Ребята продемонстрировали высокий уровень литературоведческих знаний о творчестве А. С. Пушкина благодаря семейному чтению произведений великого поэта.

    Таким образом, родители стали активными участниками нашего проекта на всех его этапах :

    Подбор информации по теме (энциклопедии, статьи из интернета, книги);

    Помощь в подборе картинок, вырезок из статей, журналов;

    Создание тематических книжных выставок;

    Совместная деятельность с детьми для участия в конкурсах и выставках художественного творчества;

    Помощь в оформлении групповых помещений и музыкального зала к праздничным мероприятиям;

    Изготовление костюмов и атрибутов для театрализации;

    Активное участие в детских утренниках в роли ведущих и персонажей.

    Участники образовательных отношений с удовольствием принимали участие во всех предложенных мероприятиях.

    Результаты проекта

    В результате проделанной работы:


    Перспективы

    На этом наш проект не заканчивается. Мы предполагаем продолжить работу с родителями воспитанников по приобщению детей к чтению в условиях семейного воспитания.

    Мы планируем:

      Создание музея книг;

      Оборудование комнаты сказок, где дети могут прослушивать сказки, рассказываемые бабушкой-рассказушкой;

      Сотрудничество с центральной городской детской библиотекой им. А. П. Гайдара;

      Организация фотовыставок в группах «Читаем вместе».

    Номинация «Методическая работа в ДОУ»

    Образовательная область : « Чтение художественной литературы».

    Тема проекта: «Знакомство с творчеством С.Я. Маршака детей старшего дошкольного возраста»

    Актуальность проекта

    Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и не интересными для детей XXIвека. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность, ритм и необыкновенный юмор.

    Цель проекта: Познакомить детей старшей группы ДОУ с творчеством советского детского поэта С. Я. Маршака.

    Задачи проекта:

    1. Познакомить детей с детскими годами С. Я. Маршака.
    2. Познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака: «Багаж», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Где обедал воробей?», «Вот какой рассеянный», «Радуга-дуга», «Ванька-встанька», «Круглый год», «Детки в клетке», «Мяч», «Веселый счет», «Кошкин дом», загадки.
    3. Разучивание стихотворений С. Я. Маршака из сборников «Детки в клетке» и «Круглый год».
    4. Подготовить и провести сюжетно-ролевую игру «Вокзал» по мотивам стихотворения «Багаж» с элементами конструирования, а также мотивировать детей выполнить аппликацию «Вагон», а потом составить большой поезд.
    5. Провести беседу по правилам поведения на улице по мотивам стихотворения «Мяч» на прогулке.
    6. Подготовить и провести физкультурный досуг по мотивам стихотворения «Сказки об умном мышонке».
    7. Провести НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием стихотворения «Веселый счет».
    8. Беседа о пользе сна и соблюдения режима по стихотворению «Ванька-встанька».
    9. Формировать представления о сезонных изменений по стихотворению «Круглый год».
    10. Учить рисовать радугу, соблюдая цветовую гамму после прочтения стихотворения «Радуга-дуга».
    11. Выполнить совместно с родителями иллюстрации к стихотворениям С. Я. Маршака.
    12. Изготовить атрибуты и декорации для инсценировки.
    13. Подготовить инсценировку стихотворения «Вот какой рассеянный».

    Участники проекта: дети старшей группы ДОУ, родители воспитанников, воспитатель Берестнева И.Н.

    Тип проекта: Творческий. /по методу/ Метод развития творческого познавательного мышления /по количеству участников / Групповой /по продолжительности/ Краткосрочный.

    Приложение 1. Проект «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака».



    Похожие статьи