• Поздравления именные выпускнику детский сад. Выпускной праздник в детском саду «Давайте сами чудеса творить

    23.09.2019

    Сценарий развлечения по экологии

    на тему:

    «Берегите природу»

    Задачи:

    Формировать у детей экологическую культуру, дать элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира.

    Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность, их эрудицию.

    Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, умение видеть прекрасное и красивое в природном окружении.

    Воспитатель: Доброе утро, ребята!

     Вы когда-нибудь видели, как цветет одуванчик? Вы когда-нибудь слышали, как звенит тишина в лесу?

    Каждый из нас смотрит, но умеет ли видеть? Каждый из нас слышит, но умеет ли слышать? Как много теряет тот, кто не подсматривает, не подслушивает, как чудесно, как волнующе живет мир полей, рек, лесов! Щедро наделена природой наша земля. Природа – наш верный друг, но она хочет, чтобы люди любили и уважали, заботились и бережно относились к ней. Беречь и любить природу может лишь тот человек, который хорошо знает, изучает и постоянно интересуется ею.

     Сегодня к нам в детский сад пришла телеграмма. Давайте ее прочитаем.

    «Здравствуйте, дорогие ребята! Я – Фея Природы слышала, что вы очень хорошие, умные дети, и я очень хочу поближе познакомится с вами и пригласить к себе в гости. В моем природном государстве есть «Клуб любителей природы». Хотите там побывать? Но для этого вы должны пройти испытания. Не побоитесь? Тогда вставайте в круг, все вместе произнесите волшебные слова, выполните движения и сразу окажитесь в лесу...»

    Встали. Приготовились...

    В Королевство Природы попасть легко,

    Не надо ехать далеко.

    Закрой глаза и сделай шаг,

    Теперь в ладоши хлопнем так:

    Один хлопок, еще хлопок –

    И вот уж виден сена стог,

    И вот уж поле колосится,

    Шумит, волнуется пшеница,

    Над ней синеют небеса,

    Откройте поскорей глаза.

    Воспитатель:  Вот мы и попали в государство Феи Природы. А где же она сама? Давайте поищем ее. Ой, смотрите, волшебный цветок – Цветик-Семицветик, он же выполняет любое желание. Ребята, а на лепестках что-то есть. Да это же задания. Прочитаем.

    Красный лепесток. «Назови художника».

     Дети, возьмите цветные карточки. Сейчас я буду читать стихотворения, а вы должны поднять карточку. Если стихотворение будет о зиме, то вы поднимите белый квадрат. Если о весне – зеленый, о лете – красный, об осени – желтый.

    Четверо художников,

    Столько же картин.

    Белой краской выкрасил

    Все подряд один.

    Лес и поле белые,

    Белые луга,

    У осин заснеженных

    Ветки, рога... (зима )

    У второго – синие

    Небо и ручьи.

    В синих лужах плещутся

    Стайкой воробьи.

    На снегу прозрачные

    Льдинки-кружева.

    Первые проталинки,

    Первая трава... (весна )

    На картине третьего

    Красок и не счесть:

    Желтая, зеленая, голубая есть.

    Лес и поле в зелени,

    Синяя река

    Белые пушистые

    В небе облака. (лето )

    А четвертый – золотом

    Расписал сады,

    Нивы урожайные,

    Спелые плоды...

    Всюду бусы-ягоды

    Зреют по лесам,

    Кто же тот художник?

    Догадайся сам! (осень )

     Молодцы! Хорошо знаете времена года!

    Что же на оранжевом лепестке?

    Оранжевый лепесток. Игра: «Чем был, кем стал».

    Икринка – малек – рыба.

    Яйцо – птенчик – воробей.

    Икринка – головастик – лягушка.

    Семечко – росток – одуванчик.

    Яйцо – гусеница – кокон – бабочка.

    Семечко – росток – сосна.

    Желтый лепесток.

     Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем в игру: «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!

     Если я приду в лесок

    И сорву ромашку? Нет .

     Если съем я пирожок

    И выброшу бумажку? Нет .

     Если хлебушка кусок

    На пеньке оставлю? Да .

     Если ветку подвяжу

    Колышек поставлю? Да .

     Если разведу костер,

    А тушить не буду? Нет .

     Если сильно насорю

    И убрать забуду? Нет .

     Если мусор уберу,

    Банку закопаю? Да .

     Я люблю свою природу

    Я ей помогаю! Да .

    Зеленый лепесток. А вот здесь, ребята, вопросы о том, как вы поступите в той или иной ситуации.

     Нашел Илюша гнездо с яичками пеночки в траве. Маленькие яички ему очень понравились. Он их хотел взять домой. А пеночка кружилась над ним и кричала. Как правильно поступить Илюше?

    Гнездо на ветке – птичий дом.

    Вчера птенец родился в нем.

    Ты этот дом не разоряй.

    И никому не позволяй.

    Подвижная игра: «Птички в гнездышках».

     Дети пришли с воспитателем на лесную поляну. И в изумлении остановились: «Сколько цветов! Купава, ромашки, колокольчики. Давайте нарвем большие букеты цветов,  предложили дети. А воспитатель сказала...

    Что сказала воспитатель?

    Цветок на лугу

    Я сорвал на бегу.

    Сорвал, а зачем –

    Объяснить не могу.

    В стакане он день постоял и завял.

    А сколько бы он на лугу простоял?

    Игра: «Соберем цветочки».

     В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два мальчика. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. «Давай ее возьмем к себе, чтобы она не заблудилась»  сказал один мальчик. «Не трогай ее, лягушка сама найдет дорогу»  сказал другой.

    Кто из мальчиков прав?

    У болотной мягкой кочки,

    Под зелененьким листочком,

    Притаилась попрыгушка,

    Пучеглазая лягушка.

    Дома жить она не может,

    Лучше лесу пусть поможет.

     Женя нашел в лесу ежа и решил подарить его своей подружке Ане. Но Аня сказала: «Отпусти его, пожалуйста!» «Ни за что! Я знаю, что некоторые люди ежей ловят и приносят домой, молоко им дают, кормят конфетами»  ответил Женя. «Так поступают только жестокие люди. Ежи не могут жить в неволе и часто погибают!»

    Почему так сказала Аня?

    Не бери ежа с собой,

    Отпусти его домой,

    Ёжик даже глупый самый

    Хочет жить с ежихой мамой.

     Молодцы! Надо быть другом всему живому и правильно вести себя в лесу.

    1 ребенок:  Если лес нам не беречь,

    Рвать, ломать, пилить и жечь,

    То случиться с ним беда:

    Высохнет в ручьях вода,

    И кукушка на суку

    Не споет свое «Ку-ку».

    2 ребенок:  Ёжик, белочка и зайки

    Заскучают без лужайки,

    А медведь, лиса и волки

    Загрустят зимой без ёлки.

    3 ребенок:  Чтобы ели зеленели,

    На цветах звенели шмели,

    В чаще ландыши цвели,

    А в борах грибы!

    4 ребенок:  Дерево, цветок и птица

    Не всегда умеют защититься.

    Если будут уничтожены они

    На планете мы останемся одни.

    Воспитатель:  Знать должны наши детишки

    Из рассказов и из книжки:

    Все вместе:  Мы леса своей страны

    Охранять всегда должны!

    Песня «Как прекрасен этот мир!»

    Воспитатель:  Посмотрим, какое задание на голубом лепестке.

    Голубой лепесток. Игра: «Оденем дерево».

    На полу стволы деревьев с одним приклеенным листочком. Остальные листочки разбросаны на полу. На счет 1, 2, 3 – дети подбирают одежду дереву.

     Молодцы! Друг за другом вы поспели, деревья правильно одели.

    Синий лепесток. Загадки. Отвечаем быстро.

      Кто на себе носит домик? (Улитка )

      Не птичка, а с крыльями? (Бабочка )

      Куда исчезают насекомые с наступлением зимы? (Прячутся )

      Назовите хвойные деревья (ель, сосна, кедр, пихта ).

      Какие животные впадают в спячку? (Медведь, барсук, еж, суслик )

      Какие животные меняют окраску зимой? (Заяц, белка )

      Какую птицу называют лесным доктором? (Дятла )

      Без чего не сможет расти растение? (Свет, тепло, вода, земля )

    Д/и: «Кто где живет?»

      медведь – в берлоге

      лиса – в норе

      белка – в дупле

      сорока – в гнезде

      пчела – в улье

      гусеница – в яблоке

      рыба – в реке

      червячок – в земле и т.д.

     Молодцы ребята, много знаете о чудесном мире природы.

     А теперь фиолетовый лепесток.

    Фиолетовый лепесток.

    Проводится аттракцион «Лесными тропинками».

    Дети бегут между деревьями «змейкой», подлезают под ветвями опавшего дерева (дугой), перепрыгивают с кочки на кочку (обручи), идут по «мостику» через речку и на кустике находят послание от Феи Природы.

    Читаем послание: «Ребята! Вы настоящие друзья и знатоки природы. Я с радостью принимаю вас в «Клуб любителей природы».

     А сейчас нам пора возвращаться домой. Возьмемся за руки, друзья, и по тропинке лесной отправимся к себе домой.

    Реквизиты: зеленая, голубая, белая, желтая стрелки, два ведерка, наполненных пластмассовыми разноцветными шариками, из которых желтых столько, сколько в группе детей, четыре тазика: два пустых, два наполненных теплой водой, два одинаковых кораблика и предметы для препятствий: камешки, кегли и т. д., два прикрепленных к стене листа ватмана, желтые и оранжевые фломастеры по количеству детей.

    Действующие лица: Маргаритка, Одуванчик, Мак, Василек, Ромашка, Колокольчик, Земля, Вода, Ветер, Солнце.

    Ведущий: Здравствуйте, ребята, как сегодня красиво в зале, празднично. Только что-то еще гостей нет. Ах, нет, кто-то идет.

    Заходит Маргаритка, держит цветочный горшок.

    Ведущий : Здравствуй, девочка, как тебя зовут?

    Маргаритка : Здравствуйте! Меня зовут Маргаритка.

    Ведущий: Какое красивое имя! Так называются мои любимые цветы маргаритки. Но почему ты такая грустная?

    Маргаритка: Моя мама назвала меня Маргариткой, потому что она эти цветы тоже любит... Вот, хотела я вырастить их для нее, посадила семечки в горшочек, жду, жду, а ничего не вырастает.

    Ведущий : Ребята, а кто может помочь Маргаритке вырастить цветы?

    Дети: Мы поможем!

    Ведущий: А как же мы поможем? Может быть, давайте спросим у самих цветов, что им нужно для того, чтобы хорошо расти?

    Дети : Да!!!

    Ведущий:

    Давайте скажем такие слова:

    «Василек, василек,

    Наш любимый цветок,

    В гости к нам приходи

    И друзей приводи!»

    Под музыку заходят дети, Одуванчик, Мак, Василек, Ромашка.

    1-й ребенок:

    Заходите, цветочки, к нам в гости,

    Мы станцуем для вас и споем,

    Если надо, в горшочек посадим,

    Родниковой водичкой польем!

    2-й ребенок:

    Мы вас любим, считаем друзьями,

    Дети наших садов и полей,

    Мы ухаживать будем за вами,

    Чтоб на клумбах росли вы пышней.

    3-й ребенок:

    Заходите, ведь вы нам нужны,

    Вы красивы и очень нежны.

    Расскажите, послушать хотим,

    Что вам нужно, чтоб лучше расти?

    Василек:

    Я известный всем цветок

    Синий-синий Василек.

    Я открою вам секрет,

    Что хочу попасть в букет.

    Я жду, когда меня сорвут

    И к любимой отнесут.

    И я стану сразу

    С Ромашечкою в вазу!

    Одуванчик:

    Я веселый мальчик,

    Желтый одуванчик!

    Желтым быть устану,

    Беленьким я стану.

    И тогда везде в полях

    На зеленых стебельках

    Забелеют шарики —

    Пушистые фонарики.

    Но не любим мы стоять,

    Ведь умеем мы летать,

    Как подует ветерок,

    Полетим мы наутек!

    Мальчик дует на одуванчик, одуванчик разлетается.

    Ромашка:

    Я всем вам знакома, ведь я же Ромашка,

    Расту на лужайке у тихой реки,

    Меня любят бабочки, дети, букашки,

    Ко всем поверну я свои лепестки.

    Я очень нарядно, красиво одета,

    Ласкает меня ветерок на бегу...

    Сорвите меня, и я стану букетом,

    Скажу по секрету — гадать я могу!

    Меня не заметит лишь только чудак!

    Ведь я самый яркий, зовут меня Мак!

    В степи и на поле увидишь меня,

    Живу не один, там вся наша семья.

    Мы растем там в таком изобилии

    И порхаем сухи и легки,

    Точно это все бабочек крылья,

    А не маков простых лепестки.

    Ведущий: Спасибо вам, цветочки, что пришли к нам. Мы хотели у вас спросить, что вам нужно для того, чтобы хорошо расти, быть здоровыми и красивыми? А то вот Маргаритка посадила семечки, а цветочки у нее не вырастают.

    Мак: Спросите у Земли! А с нами лучше поиграйте!

    Колокольчик : Спросите у Воды! А с нами лучше поиграйте!

    Василек: Спросите у Воздуха! А с нами лучше поиграйте!

    Ромашка: Спросите у Солнца! А с нами лучше поиграйте!

    Ведущий: Хотите играть? Наверное, застоялись там на лугу, ну что ж, давайте поиграем!

    Игра «Цветочная карусель»

    Играющие стоят в кругу. На полу лежит веревка, образующая кольцо, концы веревки связаны. Дети поднимают ее с пола и, держась за нее правой рукой, ходят по кругу под музыку. Затем мелодия резко меняется на другую. При смене мелодии играющие быстро берут веревку другой рукой и движутся в противоположную сторону.

    Ведущий : Ну вот поиграли, пора и делом заняться, в дорогу отправляться. Напомните дети, к кому за советом направили нас цветочки?

    Дети : К Воздуху, Земле, Воде, Солнцу.

    Ведущий : Да, но путь туда не близкий. А чтобы добраться до наших друзей, нужно быть сильными, здоровыми, крепкими. Что для этого нужно?

    Дети: Делать зарядку!

    Ведущий: Правильно! Зарядка поможет нам зарядиться силой, бодростью. И ты, Маргаритка, тоже собирайся с нами в путь-дорожку!

    Звучит песня «Вместе весело шагать».

    Ведущий: А вот и зеленая стрелка. К кому это мы пришли?

    Дети : К Земле!

    Ведущий : Да, к Земле.

    Под музыку входит Земля.

    Земля: Здравствуйте, ребята! Я Земля-кормилица. А вы, наверное, не просто так ко мне пришли. Вам что-то от меня нужно?

    Маргаритка : Да, мы пришли к тебе за советом. Я хотела вырастить цветочки и посадила семечки, но они не прорастают. Ты можешь помочь?

    Земля : Могу... Но сначала расскажите, что вы знаете обо мне.

    1-й ребенок:

    Земля — огромный добрый дом

    Под крышей голубой.

    И в нем живут и дождь, и гром,

    Лес и морской прибой.

    2-й ребенок:

    Живут в нем птицы и цветы,

    Веселый звон ручья,

    Живешь в том доме светлом ты

    И все твои друзья.

    Земля: А почему меня зовут кормилицей?

    Дети: Земля урожай дает, все на ней растет.

    Земля : Правильно! На моей грядке выросли репки, попробуйте-ка вытащить их.

    Игра «Вытяни репку»

    Дети делятся на две команды. Каждая команда выстраивается в шеренгу. В конце зала стоят два ведерка, наполненные разноцветными шариками. По команде начинается игра. Первый ребенок добегает до ведерка, выбирает желтый шарик (репку), прибегает обратно, становится в конец шеренги, за ним бежит следующий. Выигрывает та команда, которая первой «соберет репки».

    Земля: Хорошо вы постарались. За это я дам вам обещанный совет: чтобы семечко проросло, почву в горшочке нужно подкармливать. А чтобы вы сами выросли большими, крепкими и сильными, употребляйте в пищу больше овощей. В них очень много витаминов.

    Ведущий: Спасибо тебе, Земля. А куда же нам идти дальше?

    Земля: Идите к Воде. Без нее цветку не вырасти.

    Земля уходит.

    Ведущий : Ребята! Голубая стрелка укажет нам дорогу. А что же такое вода? Какой она бывает? Ведь нужно знать, что мы ищем.

    1-й ребенок:

    А какой вода бывает?

    И холодной, и кипящей,

    И бассейном вырытым,

    И морем настоящим.

    2-й ребенок:

    Все запомним навсегда,

    Что за чудо вода.

    3-й ребенок:

    Это дождик и криница,

    И в стаканчике водица,

    И сосулька, и ручей,

    Хочешь — мойся, хочешь — пей.

    Выходит Вода.

    Вода:

    Я Волшебница Водица,

    К вам спешу повеселиться,

    Заодно совсем не прочь

    Горю вашему помочь.

    Маргаритка : Здравствуй, Вода! Мы пришли к тебе за помощью. Я хотела вырастить цветок и посадила семечко в горшочек, но оно не прорастает. Земля нам посоветовала удобрить почву в горшочке. А что ты скажешь? Можешь помочь? А потом мы тебя развеселим.

    Вода: Могу, но сначала скажите, где вы можете меня отыскать в природе?

    1-й ребенок:

    Вода есть везде и всегда,

    Но любит путешествовать вода,

    То в снег превратится, то в лед,

    Растает — и дождик польет.

    Вода : Да, верно! Я такая: и снег, и речка, и дождик — капельки дождя... Где тут мои волшебные капельки? (Кладет каждому ребенку в ладоши воображаемую капельку воды.) Посылаю вас, капельки, на землю. Пролейтесь чистым дождиком, напоите землю, деревья и цветы, погуляйте! Да смотрите не балуйтесь, не брызгайтесь! (Ребятам.) А вы любите играть с водой?

    Дети : Да!

    Вода : Тогда давайте поиграем в интересную игру.

    Игра с водой

    Поставить четыре тазика: два с водой, два пустых. Цель игры. — как можно быстрее и аккуратнее перелить воду ладошками из одного тазика в другой. Выигрывает та команда, которой на полу меньше разлито воды.

    Вода: Ой, послушайте, какая красивая музыка, да ведь это мои доченьки — капельки! Давайте посмотрим, как они танцуют!

    Девочки танцуют с прозрачно-голубыми шарфиками, символизирующими ручейки.

    Ведущий: Очень красивый танец, правда, ребята? После их танца и ручейки остались. Посмотрите,- по нашим ручейкам плывут кораблики. Надо им помочь проплыть мимо камней!

    Обращает внимание детей на два бумажных кораблика, стоящих на полу.

    Вода : А можно и я поиграю с вами?

    Вода присоединяется к одной команде, Ведущий к другой.

    Игра «Кораблики»

    Дети делятся на две команды, с корабликом в руке преодолевают препятствия (камешки) и передают кораблик следующему участнику.

    Вода: Молодцы, справились с такими непростыми заданиями! Таким умным и ловким я дам полезный совет: чтобы семечко проросло, нужно его полить водой. А теперь идите к Воздуху.

    Вода уходит.

    Ведущий:

    Как же Воздух нам найти?

    Как же к Воздуху дойти?

    Как же мы его увидим?

    Мы же знаем — он невидим!

    Ой, дети, смотрите! Белая стрелочка укажет нам дорогу к Ветру.

    Влетает Ветер.

    Ветер:

    И гоняю стаи туч!

    Но и тихим я бываю,

    В море волны я гоняю,

    Как подую — в речке дрожь,

    Озорник я, не уймешь!

    Маргаритка: Здравствуй, Ветер! Ты нам очень нужен! Понимаешь, мы хотим вырастить красивые цветы. Посадили семечко, но оно не прорастает. Земля посоветовала удобрить почву, Вода — полить землю в горшочке. А ты можешь помочь своим советом?

    Ветер: Что ж, я помогу. Только вы мне ответьте на вопрос: каким я бываю?

    Дети: Ласковым и теплым, шумным и холодным.

    2-й ребенок:

    Знаем, ты бываешь нежный,

    А бываешь грозный, снежный,

    Резво с травами играешь,

    С силой волны поднимаешь.

    Ветер, ветер-ветерочек,

    Разный ты, дружочек!

    Ветер : Да, вот такой я разный... А хотите со мной поиграть?

    Дети: Да!

    Ветер: Тогда давайте поиграем в интересную игру, в которой без ветра не обойтись!

    Игра «Футбол с ветерком»

    Две команды садятся с противоположных сторон стола. Стол делится пополам положенной посередине ниткой (чтобы она натянулась, свяжите ее концы под столом). На среднюю линию кладут «мяч» — птичье перышко (или легкий комочек шерсти, ваты и т. п.). Игроки обеих команд одновременно начинают дуть на «мяч» из спринцовок, стараясь сдуть его со стола на половину «противника». Команда, которой это удалось, «забивает гол» в ворота противника. Игра начинается со средней линии и ведется до условленного количества «голов».

    Ветер: Здорово мы поиграли! Давайте сыграем еще в одну игру.

    Игра «Теплый и холодный ветерок»

    Дети «превращаются» в насекомых. Когда музыка изображает ласковый, теплый ветер — насекомые летают над полянкой, а когда ветер становится сильным, холодным — прячутся от него.

    Ведущий : Ветер, нам очень нравится, когда ты теплый и ласковый. Мы хотим, чтобы ты всегда был таким.

    Ветер:

    Мне у вас очень понравилось,

    Но люблю гулять на воле,

    Полечу я в море, в поле,

    Я совет вам свой дарю,

    От души вам говорю:

    Свежим воздухом дышите

    И цветок свой берегите!

    Ветер улетает.

    Ведущий : Ветер дал хороший совет. А кто еще может помочь нам вырастить цветок?

    Дети: Солнышко!

    Ведущий : Конечно, Солнышко. А вот и желтая стрелка, которая укажет нам дорожку.

    1-й ребенок:

    Будто желтый мячик

    Солнце в небе катится,

    По деревьям скачет,

    То за тучку спрячется.

    2-й ребенок:

    Выгляни ты, солнышко,

    Посвети скорее!

    Полежим на солнышке,

    Станем здоровее.

    Появляется Солнышко.

    Солнце:

    Ну кто не знает Солнца?

    Смотрю с утра в оконце,

    Я землю согреваю,

    Природу пробуждаю.

    А что же у вас случилось?

    Маргаритка: Здравствуй, Солнышко! Как хорошо, что ты есть! Мы хотим вырастить цветок, вот и семечко посадили. Земля нам посоветовала удобрить почву, Вода — полить цветок, а Ветер сказал, что свежий воздух просто необходим. А ты, Солнышко, поможешь нам?

    Солнце:

    Конечно, помогу, ведь я всех вас люблю. Только сначала поиграем?

    Игра «Нарисуй солнышко»

    Дети делятся на две команды. Для каждой команды приготовлен прикрепленный к стене ватман. Каждому ребенку дается фломастер. Задача быстро и красиво нарисовать солнышко.

    Ведущий : А теперь, Солнышко, наши «Лучики» станцуют тебе танец.

    Танец лучиков.

    Солнце:

    А я дам совет:

    Полюбите Солнца свет,

    Летом чаще загорайте,

    Про меня не забывайте!

    А цветок поставьте на солнышко, чтобы ему было очень тепло и радостно.

    Ведущий : Спасибо Солнышку.

    Солнышко уходит.

    Ведущий: Вот мы и собрали все добрые советы наших друзей. Теперь мы знаем, что для цветов необходимо.

    Дети : Хорошо удобренная почва, чистая вода, свежий воздух и солнечный свет.

    Ведущий: Верно! Я уверен, что мы сможем вырастить чудесные цветы. Вот видите, наши друзья Земля, Вода, Воздух и Солнце помогли нам.

    Маргаритка : Да, недаром говорят: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» Спасибо вам и до свидания, пойду цветочек поливать и удобрять!

    Ведущий: Да, и не забудь его поставить на окошко, где много солнечного света и свежего воздуха. И нам, ребята, пора! Идемте в группу и подумаем, может быть, мы посадим какие-нибудь цветочки!

    МБДОУ детский сад № 9 «Земляничная поляна»,

    г. Ульяновск

    музыкальный руководитель: Стешина Т.Г.

    Праздники и развлечения как способ экологического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС

    « Стандарт дошкольного образования –

    это стандарт поддержки разнообразия детства,

    стандарт развития личности ребенка.

    Стандарт дошкольного образования ставит цель,

    чтобы дети остались почемучками».

    А. Г. Асмолов

    Стандарт нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к познанию и творчеству, он направлен на поддержку любых программ, способствующих формированию личности ребенка как носителя ценностных установок современного мира.

    ФГОС о познании природы детьми

    Важным положением Стандарта являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы... склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире... Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания. Если нам удастся, наконец, вырастить новое поколение, представители которого не будут мусорить во время своих выездов на природу, то задачу экологического воспитания уже можно считать успешно выполненной. Земля - наш общий дом, и мы должны бережно относиться к ее природным богатствам. Это осознанное отношение должно опираться на систему грамотно поданных знаний об окружающем мире – с одной стороны. С другой стороны – на нравственные идеалы «человека разумного, живущего в гармонии с природой, ценящего ее красоту – в их противопоставлении с потребительским и варварским отношением.

    Технологии формирования экологически правильного отношения к природе

      Формирование экологического отношения начинается с накопления опыта в эмоционально-перцептивной сфере через непосредственный контакт с естественной природой («вчувствование»);

      метод экологической идентификации - отождествление себя с каким- либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени;

      игровой экологический тренинг, направленный на развитие сенсомоторной культуры детей и формирование социальных качеств, являющихся базисными характеристиками экологичной личности («Человечек из коры», «Мир кролика и мир муравья», «Экологическая этика», «Сороконожка», «Подарок на день рождения» и др.);

      метод экологической эмпатии - сопереживание и сочувствие природным объектам;

      чтение стихов, слушание музыки, пение песен

      Диалог с природой - метод, который нацелен на развитие эмоциональной сферы ребенка, чувствительности. Диалоги осуществляются в различных вариантах – «секретные» («один на один» с природой) или «открытые» (устные обращения), вербальные и невербальные (посредством мимики и жестов, средств изобразительного искусства, музыки, танца).

      Экологические упражнения - постоянно, систематически совершаемые действия, направленные на совершенствование умений и навыков общения с природой.

    Формы организации работы по экологическому образованию в детском саду.

    Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Центральная психодидактическая технология стандарта – это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста.

    Совместить в работе познавательную и поучительную стороны экологического воспитания можно через праздники и развлечения экологического содержания. О рганизация и проведение экологических праздников является одной из интереснейших форм экологического воспитания дошкольников, так как они способны вызывать у участников и зрителей положительный эмоциональный отклик на их природное содержание. Праздники и развлечения выступают одним из эффективных средств формирования системы знаний ребенка-дошкольника о природе и воспитания осознанного отношения к ней. Праздник в детском саду - важная часть жизни ребенка, это радость общения, радость творчества и радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения, что способствует решению многих задач экологического воспитания. П оэтому праздники и досуги след ует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой - либо содержательный блок. В сцен ариях этих мероприятий используется тот материал, который детям хорошо знаком. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современной событийностью, присущие праздничной ситуации, способствуют более полному осмыслению детьми нравственного отношения к природе, к благоприятной окружающей среде, к здоровью. В таких праздниках важно не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на тему природы, сколько включенность детей в переживание событий в осознании экологических проблем, доступных пониманию детей. Проживание ребенком событий, различных ситуаций, накопление опыта при решении экологических проблем в соответствии с принятой на себя ролью является основой для последующего выбора правильных способов поведения в аналогичных или похожих ситуациях.

    Тематика и содержание экологических праздников и досугов для детей дошкольного возраста .

    Под тематикой понимается жизненный материал, отобранный, обобщенный и осмысленный с идейной позиции, характерная особенность жизни, взятая для изображения.

    В основе каждого праздника, развлечения экологического содержания лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка, - привить детям любовь к природе, бережное отношение к окружающей среде.

    При определении тематики и содержания праздников и досуга следует также учитывать сезон года, государственные праздничные даты, климатические условия и национальные традиции местного населения. Праздник может быть разного вида: - экологическо-спортивный, посвящённый временам года, театрализованный, игровой и т.д. К определению его тематики и отбору содержания надо подходить творчески.

    Экологические праздники могут быть посвящены временам года, урожаю (осенью), снежной и ледяной скульптуре (зимой), весеннему возрождению природы («веснянки»). Летом проводятся праздники, посвящённые воде и солнцу, цветам, праздники оздоровительного характера. На доступном для детей уровне рассматриваются проблемы загрязнения рек, опасность городского мусора, загрязнения воды, воздуха, почв, проблемы экологии животных и растений и др. Это позволяет воспитывать гражданскую ответственность ребенка за то, что происходит рядом, в непосредственном его окружении.

    Примерами проводимых в детском саду праздников и развлечений могут быть: День Земли (22 апреля), День птиц (18 марта), экологический КВН «Хороша ты зимушка – зима», праздник «Осень золотая», «Весенний праздник птиц», «Животный мир нашей Родины», «Витаминное шоу», «Праздник русской березы», спортивно-экологический досуг «Загадки-осеннего леса», конкурс «Экологические сказки», КВН «Времена года», экологические викторины « Растительный и животный мир средней полосы России», «Знатоки природы». «Экология и я – ульяновская семья», цель которого воспитывать любовь к родному городу, желание видеть его красивым, экологически чистым, определять запахи, соотносить их с тактильными и зрительными ощущениями, продолжать учить взаимодействовать в команде через совместную игру детей и родителей. Экологический праздник «Синичкин день» (12 ноября ) Цель: Формирование у воспитанников ценностного представления о зимующих птицах родного края. Задачи: расширить представления детей о всероссийских праздниках, вовлечь детей в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц.

    Экологические праздники могут быть оригинальными, которые трудно отнести к какой – либо категории. Например, «Сценарий праздника волшебной каши», «День луковой слезинки», «Как волшебные звуки музыки излечили сердце природы», экологический досуг «Джунгли зовут, там друзья живут», экологический театр «Мы – дети твои, Земля», музыкальный спектакль «Как Русалочка море спасала», экологическое развлечение «Как звери Муравьишку лечили», «Как гулять мы в лес ходили», «Вода - это чудо природы», «Скорая экологическая помощь», «Взрослые и дети, мы за природу в ответе», «Весеннее ателье мод», «Вкусное молоко», «Троица – день рождения земли, воды и леса».

    Одним из наиболее значимых является праздник, посвящённый Дню Земли. Он создаёт масштаб видения планеты, её значение для людей, пробуждает любовь к своей Родине и природе как её важной части. Сценарии праздников могут быть различны, но в любом варианте должны быть стихи и песни, прославляющие лес, поле, речку, родные просторы, а также национальные и фольклорные танцы. Важным моментом праздника является совместное (дети, педагоги и родители) исполнение торжественных песен, что символизирует любовь к Земле всех людей.

    Важной в этом празднике является неделя подготовки к нему: дети каждый день расширяют свое представление о Доме, в котором живут. Самое первое понятие о доме - это помещение, где проходит жизнь детей (групповая комната и квартира), оно должно быть чистым, уютным, красивым и теплым, с хорошей освещенностью и свежим воздухом. В нем удобно заниматься любимыми делами. Дети вместе с воспитателем осматривают помещение группы, наводят порядок, обсуждают, что можно изменить, чтобы стало еще лучше - в хорошем доме дети и взрослые хорошо себя чувствуют, не болеют. На следующий день дети осматривают участок, убирают мусор, планируют посадки цветов: двор возле подъезда дома и участок детского сада - это тоже их дом, они гуляют, играют в нем в свободное время, он тоже должен быть приятным. В последующие дни воспитатель ведет с детьми разговоры о том, что домом для каждого человека является улица, родной поселок или город, лес, парк, в котором часто гуляет. Свой дом надо любить, быть в нем добрым, заботливым хозяином. Ко Дню Земли воспитатели с дошкольниками могут вырастить цветочную рассаду, чтобы посадить ее не только на территории учреждения, но и возле подъездов домов, в которых живут дети, во дворах. Общий девиз - «Украсим Землю цветами, чтобы она была нарядной и красивой, чтобы радовала всех людей». Мало очистить газоны - нужно, чтобы они пестрели цветами.

    Таким образом, все мероприятия, связанные с Днем Земли, воспитывают в детях на экологической основе чувство патриотизма, расширяют понятие любви к природе, к планете. Это кульминация всей методической системы экологического воспитания дошкольников.

    Слово как средство информации несет на празднике дополнительную информацию. Звучащее в стихах, пословицах, загадках, поговорках, колядках и т.д., оно воодушевляет участников. Важно донести до детей красоту, емкость художественного слова, закрепить в их сознании, что оно всегда имело живое хождение в народе, использовалось им в определенных целях.

    Интересны праздники, посвящённые писателям и поэтам , произведения которых дети хорошо знают. Например, в подготовительной группе можно организовать праздник, посвящённый А.С. Пушкину. Чтение отрывков из произведений, посвящённых природе, может сочетаться с театрализованными постановками сказок поэта (или отдельных их фрагментов). В сценарий можно включить стихотворения «Зимний вечер», «Осень», отрывки из «Евгения Онегина»: «Гонимы вешними лучами», «Уж небо осенью дышало…», «Зима! Крестьянин торжествуя…», «Вот север, тучи нагоняя…», «В тот год осенняя погода…», а также из поэмы «Цыганы» «За весной, красой природы…» и других произведений. Поэтические праздники могут носить сезонный характер: например, в сценарии «Зимушка-зима» включаются стихи разных поэтов (А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, С.А. Есенина) – дети узнают, что красота зимы у многих вызывает сильные чувства.

    В старшей группе праздники могут быть построены на произведениях С.Я. Маршака, А.Л. Барто, К.И. Чуковский, у которых немало стихов о животных, написанных с любовью к ним. Широкое распространение в практике экологического образования в настоящее время получили викторины и кроссворды. Эти способы работы используются в старшем дошкольном возрасте и направлены на интеллектуальное развитие детей, так как требуют воспроизведения, актуализации представлений о фактах природы, закономерностях, известных детям. Вместе с тем радость от правильно решенной задачи, удовлетворение, испытываемое ребенком, упрочивает интерес к природе, пробуждает любознательность и, следовательно, эти способы работы также полезно использовать.

    Чаще, чем праздники, проводятся досуги на самые разные темы – их организует воспитатель на самые разные темы . Досуги один из видов культурной деятельности имеют компенсационный характер, возмещая издержки будничности и однообразия обстановки. Досуги должны быть всегда красочным моментом в жизни детей, обогащающим впечатления и развивающим творческую активность. Такие мероприятия, как правило, проводятся во второй половине дня. При этом воспитатель должен учитывать время года. Один раз в неделю целесообразно проводить экологические досуги: маленькие сюрпризы, прибаутки, потешки, загадки и импровизационные сценки по литературным произведениям.

    Именно деятельность в свободное время воспитывает ребенка, способствует развитию памяти, формирует духовный мир, мораль. Дети учатся правильному отношению друг к другу и окружающей их природе. У них развивается эстетическое чувство к прекрасному, умение ценить природные ресурсы, а также умение ими пользоваться.

    В этом году в нашем ДОУ прошло осеннее развлечение «Мой город осенью», целью которого являлось вызвать эмоциональный отклик, способствовать установлению гармонии с природой, воспитывать любовь к своей «малой Родине», родному городу Ульяновску. На этом празднике решались задачи воспитания бережного отношения ко всему живому в родном городе, сохранению чистоты и красоты на улицах, парках, природных объектах Ульяновска, развития способности и желания отображать впечатление от общения с природой в театрализованной деятельности. Повышению интереса к данному мероприятию и его эффективности способствовало использование ИКТ (видеоролики, презентация с видами города Ульяновска).

    Методика организации и проведения развлекательных мероприятий экологического содержания в ДОУ.

    Экологические праздники значимы для всестороннего развития и воспитания детей. Во время праздника дети принимают заинтересованное участие в разнообразной деятельности: подвижных играх, танцах и т.д. Участие в праздниках и подготовка к ним приносят большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение, объединяют детей и взрослых общими радостными переживаниями, надолго остаются в памяти, как яркое событие. Совместная с товарищами деятельность, красочное оформление места проведения праздников, звучание музыки, влияют на развитие вкуса, воображения. Все это стимулирует их творчество. Вследствие такой разносторонней деятельности решаются многие задачи экологического воспитания, оказывают влияние на формирование детской личности.

    Проведение экологических праздников, развлечений и тематических программ имеют большие воспитательные возможности. Дети с удовольствием готовятся к их проведению, заучивают стихи, загадки и слова сценок с участием знакомых героев сказок, репетируют, по много раз повторяя правила поведения в природе. Это способствует их лучшему запоминанию, и дети охотно демонстрируют полученные знания друг перед другом и перед взрослыми. В ходе праздников экологической направленности дети получают положительные эмоции, одновременно у них формируются элементарные экологические представления о природе, понимание важности охраны окружающей природы; гуманно-деятельное отношение к природе, выраженное в бережном и заботливом отношении к живым существам, а также осознание выполнения определенных норм поведения. В числе важных факторов, влияющих на экологическое воспитание в ходе праздников и досугов, является деятельность ребенка в коллективе сверстников. Здесь ребенок проявляет свои способности, самоутверждении, совершает поступки в соответствии с нравственными эталонами, глубже осознает, как надо поступать в том или ином случае.

    В экологический досуг включаются загадки, шутки, игры-аттракционы, веселые инсценировки, игры-драматизации, музыкальные игры-сказки и т. д. Его содержание должно быть разнообразным, интересным, создавать возможность активного участия всех детей, доставлять радость и удовольствие не только детям - участникам праздника, но и зрителям, детям и взрослым приглашенным на праздник гостями. Разнообразие досугов, развлечений позволяет чередовать их, наполняя детскую жизнь интересными и радостными событиями. Поддержание интереса, создание хорошего, праздничного настроения способствует включению в содержание праздника «сюрпризного момента» неожиданное появление сказочных (и не только) героев. Их общение с детьми и гостями праздника, участие в играх, танцах, оживляет праздник, привлекает внимание к происходящему, доставляет детям много веселья и радости, надолго остается в памяти. В заключении подводятся итоги праздника.

    Готовясь к проведению развлечения с детьми (викторины, вечера загадок, решение кроссвордов), необходимо продумать организацию детей, оформление групповой комнаты (или зала), дидактический материал, способы активизации и поощрения детей. Интерес детей к выполнению заданий и переживание интеллектуальных эмоций обеспечиваются неожиданными игровыми ситуациями; необходимостью принимать решения в короткий срок; общением со сверстниками; соревновательностью; удовлетворением от удачного, правильного ответа и демонстрацией своих способностей; удовлетворением от полученного приза. Разрабатывая содержание праздников, досугов, педагогу следует обратить внимание на умение детей устанавливать связи и отношения в природе, освоенность предметных понятий.

    Эффективному проведению праздника способствуют:

    Объединение всех его составных частей вокруг главной цели;

    Отбор художественного материала на экологическую тему;

    Выбор эмоционально-выразительных средств;

    Подбор исполнителей;

    Коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы.

    В проведении экологического праздника нужно правильно подобрать сценарий.

    Сценарий детского праздника – это подробная литературно-текстовая и организационная разработка содержания и хода театрализованного действия. В нем последовательно, взаимосвязано излагается все, что будет происходить. В сценарии раскрывается тема, показываются авторские переходы от одной части действия к другой, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них. Приемы активизации участников праздника, описание художественного оформления и специального оборудования также включаются в сценарий. Таким образом, сценарий мероприятия представляет собой последовательно разработанную педагогическую программу организации праздничной деятельности.

    Работа над сценарием включает в себя 2 этапа:

    1й этап – определение идейно-тематического замысла праздника – четкое формулирование темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны друг от друга. Тема – круг жизненных событий, явлений, которые найдут свое отражение в сценарии. Идея – это основная мысль, оценка изображаемых событий или то, ради чего автор хочет рассказать детям, о чем-либо. Идея наших праздников состоит в том, чтобы через песни, танцы, игры пробудить интерес к заданной теме. Тема праздника задается в сценарии, как правило, с самого начала. К идее, как общему главному выводу, подводят в процессе театрализованного действия.

    В сценарии детского праздника обязательно должен быть сюжет, т. е. развитие событий, выявление характеров в действии, основной конфликт. Поиски яркого, интересного материала для организации сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием. Для его построения необходим особый сценарный ход – своеобразный прием расположения материала, который пронизывает все содержание и является как бы цементирующим началом.

    2й этап – построение композиции – реализация сюжета и конфликта в -развивающемся конкретном сценическом действии. Композиция – организация действия, соответствующее расположение материала – включает в себя:

    Экспозицию (короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта, вызвавших этот конфликт; вводное слово ведущего, информация о конкретном событии);

    Завязку (в нее перерастает экспозиция; завязка должна быть предельно четкой и лаконичной, концентрировать внимание детей, готовить их к восприятию действия, настраивать на определенный лад);

    Развитие действия, или основное действие, т. е. изображение событий, в которых решается конфликт;

    Кульминацию (высшая точка развития действия; в момент кульминации наиболее концентрированно выражается идея праздника);

    Развязку или финал – наиболее удобный момент для максимального проявления активности всеми участниками детского праздника (в финальные сцены целесообразно включать массовые музыкальные номера, общие хороводы и пляски).

    Требования к сценарию:

    Строгая логичность построения и развития темы;

    Законченность каждого эпизода;

    Органическая связь эпизодов;

    Нарастание действия в его движении к кульминации.

    Огромная роль принадлежит ведущему. Именно он должен уметь импровизировать, искать элементы неожиданности и эффективности праздничного общения .

    Поскольку детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на детей, то организуя его, нужно тщательно работать над средствами эмоционального воздействия.

    При составлении сценария на экологическую тему надо соблюдать общие правила:

    Начало должно быть ярким и торжественным;

    Сюжет, в котором отражается основная идея праздника, должен развиваться так, чтобы эмоциональный подъем шел по возрастающей;

    Обязательно должно быть запланировано вручение подарков, что всегда усугубляется эмоциональное состояние ребенка (подарки следует раздавать быстро, без суеты);

    Все должно быть рассчитано так, чтобы праздник не задерживался по «техническим причинам»;

    Длительность праздника – 30 минут для детей младших групп и 40-45 минут для старших детей, не больше. Длительные праздники утомляют детей, что приводит к капризам и слезам.

    Поскольку детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на детей, то, организуя его, нужно тщательно работать над средствами эмоционального воздействия, т.е., использовать музыку и песни, стихи, танцы, игры.

    Виды развлечений по степени активности участия детей

    Дети являются только слушателями или зрителями

    Дети – непосредственные участники

    Участники – взрослые и дети.

    При проведении экологических праздников необходимо вовлекать детей в участие в празднике. И для этого лучше использовать второй вид развлечений, который дает возможность более широкого включения детей в процесс подготовки и исполнения. Они сами готовят номера для выступлений, ставят спектакли, разыгрывают роли, принимают активное участие в разнообразных играх. Этот вид развлечений позволяет воспитателю найти занятие каждому ребенку, что положительно сказывается на формировании основ культуры личности.

    А также хорошо использовать третий вид – смешанный. Он позволяет расширить общение детей со взрослыми и сверстниками, что так необходимо для общего развития дошкольников.

    Подготовка и проведение праздника в детском саду - сложная и очень ответственная работа.

    Этапы работы по организации праздников:

    1 этап – предварительное планирование.

    2этап – работа над сценарием.

    3 этап – предварительное знакомство детей с праздником.

    4 этап – разучивание музыкального репертуара в НОД.

    5 этап – проведение праздника.

    6 этап – подведение итогов.

    7 этап – последействие праздника.

    Одним из важнейших требований к организации праздников является проведение их в разные сезоны года. С учетом этого они могут проходить в разнообразных природных условиях местности. Например, экологический праздник может быть организован не только в условиях дошкольного учреждения, но и на участке, в парке, в естественных условиях природного окружения - в лесу, на лугу, берегу озера, моря, реки. От конкретного места проведения праздника во многом зависит его тематика, структура, специфика, подготовительные работы и оформление. При составлении программы праздника, определении тематики, отбора содержания и его оформления целесообразно учитывать специфику климатогеографических, экономических, социальных условий, особенности национальных традиций населения республики, края, области, района.

    Список используемой литературы

      Гуйвекко, Г. Русские праздники в детском саду /Рождество/ [Текст] / Г. Гуйвенко // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 10.

      Дошкольная педагогика. / Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1978.

      Зацепина, М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников. Учебно-методическое пособие. [Текст] / М.Б. Зацепина. – М.: Пед. общество России, 2004.

      Зацепина, М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. [Текст] / М.Б. Зацепина. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

      Зацепина, М.Б., Антонова, Т.В. Праздники и развлечения в детском саду. [Текст] / М.Б. Зацепина. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

    6. Интернет ресурсы: Международный образовательный портал: МААМ.РУ,

    Цель : формирование экологической культуры личности дошкольников.

    Задачи:

    1. Развитие эмоционально-чувственной сферы личности как одного из компонентов экологической культуры.

    2. Формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром, умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности.

    3. Формирование активной нравственно-экологической позиции личности по отношению к окружающему (природной и социальной среде, людям, самим себе).

    Ведущий: Здравствуйте, дети! Здравствуй наша планета земля!
    Ты можешь удивляться,
    Узнав: земля - наш общий дом.
    Живут в нём звери, птицы,
    И мы с тобой живём!
    Ведущий: - Ребята, нам пришло письмо.
    « Мальчики и девочки, приглашаю вас в своё зелёное царство. Буду очень рада видеть вас. Планета Земля!»

    Ведущий: Хотите побывать в зелёном царстве?

    Дети: Да!
    Ведущий: А чтобы очутиться в этом зелёном царстве нужно закрыть глаза и сказать такие слова:

    Раз, два, три покружись. В зелёном царстве очутись.

    Смотрите, здесь кто-то сидит. Кто же это?

    Дети: Сова.
    Ведущий: Здесь сидит мудрая тётушка Сова. Она охраняет вход в волшебное царство. Давайте вежливо поздороваемся с ней, и она проснётся.
    (Дети здороваются, сова открывает глаза)

    Сова: Здравствуйте! Я не сплю, зелёный лес сторожу! С чем ко мне пожаловали?
    Ведущий: Тётушка сова, пропустите нас пожалуйста в волшебное зелёное царство. Хотим посмотреть на деревца, лечебную траву и красивые цветы.
    Сова: Я пропущу вас в зелёное царство, когда узнаю, что вы действительно любите землю, природу, много о ней знаете? Сейчас весна – оживает земля, что вы можете мне рассказать о весне?


    Ведущий: А вот послушай, о чём будут петь дети. Ребята давайте все вместе споем песню о весне.

    Сова: Молодцы, дети очень красиво поют. - И сейчас мы поиграем в игру «Экологический светофор», чтобы я могла определить что вы знаете о поведении людей в природе.

    Ведущий: В игре «Экологический светофор»все цвета имеют теже обозначения, что и на простом светофоре.

    Красный свет - природе вред. Жёлтый - осторожно!

    Свет зеленый - так красиво! - Лес сказал тебе «спасибо».

    Ко мне приглашаются по 1 представителю из старших, подготовительных групп. Каждому из вас вручается по набору светофора, вам нужно прослушать задание и поднять нужный цвет: если КРАСНЫЙ - запрещает,

    ЖЕЛТЫЙ - предупреждает, ЗЕЛЕНЫЙ - разрешает.

    Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,

    Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай:

    1) знак - запрещено ломать молодые деревья, ветки деревьев. (Дети светофорят красным.)

    Почему? (деревья живые, очищают воздух, украшают землю, служат домом для птиц и некоторых животных).

    2) А теперь послушайте рассказ. «В Галином дворе росла большая вишня . Ягоды на ней были большие и вкусные. Достать их было очень трудно. Галя решила все же их достать. Она взяла пластмассовое ведерко и задумалась, как можно сорвать сочные вишенки».(Дети включают желтый и зеленый свет светофора.)

    Почему желтый? (осторожно, если наклонить низко ветку, то она сломается,

    - осторожно, если встать на дно пластмассового ведерка, чтобы достать ветку, ведерко может лопнуть и Галя упадет)

    3) знак - не оставляй мусор в лесу. (Дети светофорят красным).

    - Почему? (Загрязняется природа, исчезает красота, появляется неприятный запах.)

    - Куда же мусор девать? (В специально оборудованное место для сбора мусора: контейнер, яму.)

    4) знак - кормушки: привлекайте птиц. (Дети сигнализируют зеленым и желтым.)

    Почему зеленым?

    (Нужно помогать птицам добывать пищу, а они полюбят - нашу «птичью столовую».)

    Почему желтым?

    (Нужно быть осторожным при креплении кормушек к дереву: привязать крепкой веревкой и ни в коем случае не прибивать гвоздями к живому дереву).

    5) рассказ. «Девочки нашли поляну с одуванчиками. Нарвали по букету и сели плести веночки на голову. Пришлось собрать много цветов. Одуванчики быстро вяли и становились некрасивыми. Девочек позвали домой обедать. Они бросили цветы и побежали». (Дети светофорят красным.)

    (Цветы украшают нашу землю, они дают нектар насекомым, выделяют кислород, одуванчики - лекарственное растение, цветы служат домом для насекомых).

    - А где же взять цветы для букета? (вырастить у себя дома на окне, на балконе летом, купить букет).

    6) знак - «улыбнись».

    Посмотрите на этот знак. Улыбнитесь. Подарите свои улыбки друзьям, гостям. Давайте дружно за руки возьмемся и споем песню об улыбке!

    Дети поют песню «От улыбки!» (1 куплет).

    Ведущий: Ведущая: Дети, а как называется книга, которую создали спе­циально, чтобы записывать в нее редкие, исчезающие растения и животных.


    Ведущая: А почему она красная? (Цвет опасности, внимание - исчезают, помогите.)

    Ведущая: А хорошо ли вы знаете растения Красной книги? Да­вайте проверим.

    Поиграем в видеоигру «Найди и назови растения Красной книги - первоцветы» (проводится игра с картинками).

    Ведущая: А сейчас мы посмотрим как дети молдавской группы ходили в парк и помогали первоцветам – очищали первоцветы от мусора и веточек.

    «Подснежник»

    Солнце елочки пригрело, сосны и валежники,

    На полянку вышли смело первые подснежники.

    Распрямились, расцвели в дни весны погожие

    Дети нежные земли, на ребят похожие.

    На проталинке стоят, на ветру качаются,

    Будто звездочки горят, лесу улыбаются.

    Сова: (Хвалит детей)Молодец!
    - А теперь я вам расскажу о трёх правилах , которые надо знать тем, кто приходит к нам в гости.
    Первое правило: не сори!
    Второе правило: не шуми!
    Третье правило: не губи!
    Сова: Дом со всех сторон открыт
    Он резною крышей крыт
    Заходи в зелёный дом
    Чудеса увидишь в нём.

    («Оформление лесной поляны», открывается занавес, навстречу выходит старичок – лесовичок)
    Ведущий: Здравствуйте, кто вы дедушка?
    Лесовичок: Знаю лес и лес люблю,
    В гости вас к себе зову.
    Все в лесу мне интересно.
    Каждый куст и каждый пень.
    Я весёлый старичок,
    Старичок – Лесовичок!
    Добро пожаловать в волшебное царство!
    Старичок - лесовичок: Сейчас я проверю, как вы знаете правила поведения в лесу. Давайте поиграем в игру: «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечайте. Если я буду поступать хорошо, говорим «ДА», если плохо, то «НЕТ».
    Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
    Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
    Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
    Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)
    Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)
    Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)
    Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
    Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)

    Театрализованное представление « КАК ЛЕС ОБИДЕЛИ»

    Лука: Ох – хо – хо! Доброе сегодня утро, солнечное, надо с лесом поздороваться. (кричит)
    - Здравствуй лес! Здравствуйте птицы! Здравствуйте звери!
    (выскакивает заяц и прячется)
    Лука: Здравствуй, зайка, кого испугался?
    Заяц: Дед Лука, ведь у нас в лесу беда. Пришёл в лес злой мальчишка хулиган по имени Гришка. Он по лесу бродит страх на всех наводит, кустики ломает, гнёзда разоряет. Всех птиц распугал, весь валежник раскидал.
    Лука: Надо всех зверей позвать, надо лес-то выручать.
    Заяц: Дед лука, смотри, от Гришки лес наш береги.
    Лука: Я его ружьём пугну на поляну не пущу.
    (Заяц убегает, появляется Гришка.)
    Гришка: Я пришёл в лес гулять,
    Все: Ой –ой –ой.
    Гришка(пугаясь) Ой кто это такой?
    Все: Такой, такой, такой………
    Гришка: Ой, боюсь.
    Все: Боюсь, боюсь, боюсь…………..
    Лука: Это кто в лесу шумит? Опять ты?
    Гришка: Дедушка, мне в лесу страшно.
    Лука: Не обидишь леса вдруг,
    Будет он тебе как друг.
    А завистливых и злых
    Ох, не любит лес таких.
    Если в лес с добром придёшь,
    Много здесь друзей найдешь.
    Видишь, вот мои друзья!
    (Выходят лиса, волк, медведь, заяц.)
    Ты подружишься с ними?
    Гришка: Да.
    Лука: А сейчас, а сейчас
    Дружно в пляс,
    Дружно в пляс
    (Пляска)

    Ведущий - А теперь осталось сделать самое главное: ребят подготовительной группы мы сегодня посвящаем в Юные экологи - маленькие принцы Земли.


    Юные - это молодые, экологи - те, кто любит свой дом, так как экос - это дом. А наши дети знают хорошо, что дом - это не только квартира в которой они живут или сквер, куда они ходят гулять. Дом - это наша планета Земля, на которой мы все живем. Все может земля. Она может накормить нас своим хлебом. Напоить родниковой водой, удивить своей красотой. Но вот защитить себя она не может. Защита родной земли - это наша с вами обязан­ность. Обязанность тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой. Наши дети много в этом году преуспели. За все их дости­жения мы им сейчас повяжем галстуки и оденем пилотки. А их цвета означают.

    «Зеленый цвет - цвет жизни, желтый цвет теплого солнышка».

    По этим галстукам и пилоткам можно узнать хозяев родной земли - юных экологов. Я поздравляю Вас и пусть с вашим приходом на эту планету, наступит на земле настоящий праздник.

    Правило принцев.

    Давайте повторим правило юных экологов - маленьких принцев Земли,

    Все: Встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету.

    Клятва принцев.

    Принцы - добрые хозяева Земли должны знать вот эту клятву. (Дети повторяют за воспитателем.)

    «Здравствуй, планета! Здравствуй Земля!

    Отныне мы дети твои и друзья,

    Отныне мы вместе большая семья -

    Цветы и деревья, птицы и я!

    И смотрит семейка синиц, как мы говорим:

    «Здравствуй, Земля, Я твой маленький принц!»

    Лесовичок: На планете год от года,
    Человек вредит природе.
    И не понял он чудак,
    Что природа - не пустяк!!!
    ВСЕ ДЕТИ ВМЕСТЕ:
    Береги свою планету,
    Ведь другой планеты нету!!!

    Лесовичок: Какие вы хорошие ребята. Побывав у вас в гостях, я понял, что вы любите природу, оберегаете её. А сейчас я хочу подарить всем участникам выставки «Сохраним первоцветы» поощрительные призы-чудесные семена цветов, которые порадуют вас своими красивыми цветами.

    А теперь мне пора уходить, ведь меня ждут в гости и другие ребята. До свидания!!!
    Ведущий: Славно мы повеселились,
    Поиграли, потрудились.
    А сейчас, детвора
    В детский сад возвращаться пора.
    Машет вам ветвями лес, полон сказок и чудес.

    Ведущий: Вам понравилось в зелёном царстве? Посмотрите, какие чудесные корзинки оставила нам Земля-кормилица. Спасибо ей большое за такой прекрасный подарок. Мы возьмём корзинки с собой и съедим фрукты в группе. Растите дети большими, и берегите землю, она вернёт вам заботу о себе – хорошим здоровьем, щедрым урожаем, весёлым пением птиц, красотой зелёного царства Природы.
    (Звучит любая фонограмма про природу, дети расходятся по группам.)

    Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «День рождения Земли»

    Автор : Мислевич Елена Владимировна, воспитатель МАОУ "Юговская средняя общеобразовательная школа СП-детский сад", пос. Юг, Пермский край, Пермский район.
    Описание материала : Предлагаю Вам сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста. Название праздника «День рождения Земли». Этот праздник посвящен миру природы. Он помогает развить в детях гуманное, нравственное отношение к природе, сформировать умение и желание сохранять природу.
    Цель : Становление осознанно – правильного и бережного отношения к окружающему миру
    Задачи:
    1. Развивать познавательный интерес к миру природы;
    2. Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного
    поведения;
    3. Воспитывать гуманное, эмоционально – положительное отношение к миру природы;
    4. Формировать умения и желание сохранять природу и оказывать ей помощь;
    5. Формировать навыки элементарной природоохранительной деятельности в ближайшем окружении, развивать чувство эмпатии.
    Оборудование : плакаты, аудио записи, скворечник, костюмы.

    Ход праздника

    Ведущий : Дорогие друзья, мы каждый год встречаемся весной в эти дни, чтобы отметить День рождения. Это стало доброй традицией.
    Угадайте, кто виновник торжества?
    Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица.
    Но знают все: и млад, и стар, что она огромный шар.(Земля)
    Танец «Журавли»
    (музыка в исполнении оркестра под управлением Поля Мориа, движения на усмотрение музыкального руководителя, исполняют дети подготовительной группы)
    Входит Земля.

    Ведущий : Пробуждается природа от зимней спячки. Пробуждается и сама мать сыра Земля. Издавна повелось, что низко кланяются ей люди, потому что она дает ей жизнь.
    Земля : Здравствуйте, все жители планеты! Я ваша планета земля! Очень щедра и богата! Горы, леса и поля – дом наш родной, ребята! Как у вас уютно, тепло и красиво. Видно, вы очень много знаете о природе и любите свой родной край.
    Ведущий : Дорогие ребята, поздравим нашу именинницу с Днем рождения и споем ей «Каравай» (поют)
    Земля : Спасибо, друзья, я пришла не с пустыми руками, а с интересными играми. Есть на Земле два царства, которые дружат между собой и уже обойтись друг без друга не могут. У них все общее: земля, реки, моря. Это Царство животных и Царство растений. Ребята, а в каком краю мы живём? Правильно, в Пермском! – Пермский край богат лесами, полями, реками, озерами.
    «Уральский хоровод» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгино)
    Ведущий : Бережное отношение ко всему, что нас окружает, поможет всем нам сообща сохранить нашу землю чистой, зеленой и прекрасной.
    (слышатся звуки леса)
    Земля : Я приглашаю вас на необычную прогулку. Отправимся мы по волшебной тропинке, где можно почувствовать и увидеть много интересного. В путь!
    «Лесная песенка» (муз.В. Витлана, сл. Т. Кагановой)
    Ведущий : Дорогая Земля! Наши дети очень любят свой край.
    Стихи «Лесные правила»
    Если в лес пришли гулять, свежим воздухом дышать,
    Бегай, прыгай и гуляй. Только, чур, не забывай,
    Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
    Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.
    Ветки ели не ломай! Никогда не забывай
    Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать!
    Из рогатки не стрелять! Ты пришел не убивать!

    Бабочки пускай летают – ну кому они мешают?
    Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
    Ты в лесу – всегда лишь гость, здесь хозяин – ель и лось.
    Их покой побереги! Ведь они нам – не враги.
    Муравейник не топчи, лучше ты похлопочи –
    Помоги лесным зверюшкам, приготовь для них кормушки.
    И тогда любой зверек, будь то ласка, иль хорек,
    Еж лесной, речная рыба, Скажет: «Ты – мой друг! Спасибо!»
    Земля предлагает детям карты – схемы с изображением правил поведения в лесу.
    Земля : Давайте вспомним правила поведения в лесу.
    В зал вбегает Лежебока Неохоткин с котом (игрушкой). На глазах у зрителей лежебока привязывает коту банки, кот бегает по залу, банки гремят. Ведущий и Земля обеспокоены.
    Лежебока Неохоткин : Кс – кс – кс! Иди сюда, погреми немного! (обижает кота)
    Земля : Разве можно так обращаться с братьями нашими меньшими?! Ребята, а как надо с ними обращаться? (ответы детей)
    Лежебока Неохоткин разбрасывает мусор по залу, пинает его ногами. Земля и ведущий предлагают детям найти выход из этой ситуации, привлекают Лежебоку Неохоткина к этому, тот с неохотой соглашается.
    Земля : Весна шагает по земле, но странно, почему – то фея Оттепель спит. Давайте попробуем ее разбудить. Как вы думаете, кто нам поможет это сделать? (Солнышко)
    Песня «Выйди, солнышко» (сл. И. Мазина, муз. Р. Паулса)
    Солнышко, солнышко, – дети тянут руки вверх ,
    Поиграй у речки! – покачивание руками ,
    Солнышко, солнышко, подари колечки! - пальчиками показывают колечки ,
    Мы колечки соберем, - имитируют собирание колечек правой рукой ,
    Золоченые возьмем. - имитируют собирание колечек левой рукой ,
    Покатаем, покатаем - ладошками имитируют скатывание шарика ,
    Поиграем, поиграем, - шлепки по коленям ,
    И назад тебе вернем! - поднять руки вверх .
    Ведущий : Солнышко проснулось, можно отправляться в путь.
    Песня «Лесная песенка » (муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева)
    Ведущий : Прислушайтесь! (звучит волшебная музыка) . Ах, что же это?
    Земля : Это же волшебная шкатулка! Интересно, что в ней спряталось?
    Звучит фонограмма с голосами птиц и животных .
    Ситуации «Узнай по объявлению»:
    1.Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе (улитка, черепаха) .
    2.Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне (ёж, дикобраз, ёлка) .
    3.Помогу всем, у кого сломался будильник (петух) .
    4.Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом (медведь) .
    5.Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый! (ящерица)
    6.Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни! Ку – ку! (кукушка)
    Лежебока Неохоткин : Все у вас хорошие. Но как можно любить этих ваших всяких лягушек, зайцев, муравьев
    Земля : А ты приглядись к ним получше.
    Русская народная игра «Заинька» (обр. Н. А. Римского – Корсакова)
    Лежебока Неохоткин : Ну ладно, хороши ваши зайцы, но уж муравьев не полюблю никогда, и не просите! Они кусаются так больно!
    Земля : Они очень трудолюбивые! Их нужно беречь и защищать!
    Песня «Про меня и муравья» (сл. В.Степанова, муз. Л. Абелян)
    Лежебока Неохоткин : Да – а – а, действительно, какие они замечательные! Я хочу с вами поиграть. А вы? Итак, я буду рассказывать вам, что со иной приключилось в лесу. Когда я сделаю паузу, вы должны сказать: «И мы!». Слушайте внимательно и думайте, где надо говорить «И мы!»,а где нет. (Пошел я однажды в лес (и мы)! - Смотрю, в кустах медведь ест малину(?).
    Я как закричу!.(?). - Медведь как закричит!.(?). - Да как побежал!.(?). - Смотрю, дятел об сосну носом стучит…(?). - Я как свисну!..(?). - Дятел испугался и улетел (?). - А я дальше пошел(?)).
    Слышится шуршание .
    Ведущий : Ой, а что это там, на пригорке шуршит?
    Ведущий обращает внимание на говорящий пень
    Звучит голос Пня (фонограмма):

    - Это я, Мудрый Пень! Много повидал я на белом свете, а всегда ли люди поступают правильно? Посмотрите под мои корни, и вы найдете…
    Земля : А что найдем, дедушка Пень?
    Ведущий : Давайте посмотрим. Ой, письма какие – то…(читает)
    Обсуждение ситуаций :
    1.Я – лягушка. Однажды в лесу мне повстречались два мальчика. Один сказал: «Фу, какая противная, сейчас брошу в нее камень». А другой возразил: «Лягушка очень даже милая, может взять ее домой?»
    2.Я – маленький птенчик. Я еще не умею летать, но уже выбрался из гнезда. Меня на тропинке встретили ребята, посмотрели на меня и прошли мимо.
    3.Я – гость леса. Однажды увидел,
    Как в дупло березы, как в сундук орехи прячет бурундук.
    Я прогнал бурундука, орехи взял из сундука.
    Лежебока Неохоткин : Какие умные и заботливые дети!
    Земля : Молодцы! Мне очень у вас понравилось. За ваше доброе отношение ко всему живому хочу сказать вам большое спасибо и подарить книги о природе!
    Ведущий : А мы тебе, Земля, подарим наши замечательные рисунки.
    Земля благодарит детей
    Лежебока Неохоткин : Да, я понял, что Землю и ее жителей нужно беречь и любить и хочу вам подарить подарок (дарит детям скворечник) . И, пожалуйста, не называйте меня больше Лежебокой Неохоткиным! Отныне я – Трудолюб Природов!
    Ведущий : Давайте будем беречь планету, другой такой на свете нет!
    Развеем над нею тучи и дым, в обиду ее никому не дадим!
    Земля : Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
    От этого станем мы только добрей.
    Украсим всю землю садами, цветами –
    Такая планета нужна нам с вами!
    Общая песня «Дружат дети всей земли»
    (муз. Д. Львова - Компанейца, сл. В. Викторова)
    Ведущий приглашает детей и воспитателей выйти на улицу и повесить скворечник.



    Похожие статьи