• Пальчиковые игры математического содержания. Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста

    03.03.2020

    Елена Бурлакова
    Развивающие игры с математическим содержанием для детей младшего дошкольного возраста

    Это презентация программы "Развивающие игры с математическим содержанием для младших дошкольников Занятия состоят из шести частей.

    I. Подвижная коммуникативная игра с речевой разминкой.

    II. Работа с дидактическим материалом .

    IV. Пальчиковые игры .

    V. Игры-головоломки .

    VI. Заключительная часть.

    I. Подвижная коммуникативная игра

    Цель такой игры - организовать детей , настроить на занятия, дать положительный эмоциональный настрой.

    Примеры игр.

    1. Простое приветствие – Здравствуй Катя! Здравствуй Миша!

    и т. п. ребенок отвечает.

    a. Такое же приветствие с мячом.

    2. - Здравствуйте ребятки! – Здравствуйте!

    Здравствуйте котятки! – Мяу!

    слева) есть одно местечко!» и т. п.

    3. Предай ласковое движение. По кругу гладим друг друга по голове, руке и т. д.

    4. Бывает не бывает. Дети сидят в кругу, им раздаются карточки с предметными картинками, воспитатель задает любой вопрос, а ребенок отвечает тем словом, которое у него на картинке-карточке. Если такое бывает, дети поднимают руки вверх и машут ими, а если не бывает – садятся на корточки.

    5. Кошки - собаки. Дети делятся на две команды.

    Шаг вперед

    Те, у кого есть хвост!

    Те, кто сторожит дом!

    Те, кто любит молоко!

    (Белки-зайцы, волки-медведи, и т. п.)

    6. Раздувайся пузырь. Дети берутся за руки, отходят назад, круг расширяется и «пузырь» лопается.

    7. Дети здороваются с различными игрушками. Игрушка здоровается с каждым ребенком и рассказывает о содержании первого задания по плану.

    8. Собирайся детвора.

    Собирайся детвора

    Нам играть пришла пора

    Быстро встанем мы все в круг

    Ты мой друг и я твой друг!

    II. Работа с дидактическим материалом .

    В этой части занятия дети работают с дидактическим материалом , позволяющим развить не только сенсорное , но и логическое мышление, а также дать им знания по теме количество и счет. Это количественный счет и порядковый счет.

    Дидактический материал .

    1. Блоки Дьенеша

    2. Кубики Никитина

    3. Палочки Кюизенера

    4. Волшебный квадрат Воскобовича

    5. Счетные палочки

    6. Счетный раздаточный материал (демонстрационный)

    III. Подвижная логическая игра

    Эта игра является физ. минуткой, а также помогает закрепить материал по ознакомлению с окружающим миром, развивает логическое мышление .

    1. Прилетели птицы

    Прилетели птицы : голуби, синицы, чайки, сороки, миски, сковородки (если звучат названия птиц- дети машут руками, если нет -прячут руки за спину)

    2. Шаг вперед (игра с мячом)

    Например : съедобное- ловим мяч, несъедобное – не ловим Делаем шаг вперед,меняем задание (мебель- не мебель и т. п.) Шаг вперед делают только те дети, кто правильно выполнил задание

    3. Командиры (зайчики, мышки и т. п.)

    Детям предлагается выполнить какие-то движения только после того, как они услышат определенное обращение (Зайчики, руки вверх, Зайчики,руки в стороны, а теперь –опустили (дети не опускают – т. к. слова «Зайчики» не было)

    4. Разбегалочки

    Дети сидят в кругу «Поменяйтесь местами те, кто любит мороженое!» (кто одет в зеленое, у кого есть брат и тп)

    5. Волшебный сад

    Дети-цветы Воспитатель-садовник Воспитатель «сажает» цветы. 1й ребенок поднимает руки вверх, 2й –руки на пояс, 3й-вверх,4й-должен сам догадаться что делать, за ним в заданной последовательности становятся все дети группы.

    6. Ветерок

    Делай как я.

    Жил-был ветерок. Сначала он дул вперед (Наклоняемся вперед, потом пошевелил листочки на деревьях (руки вверх, трясем ладошками ) и т. п.

    Мы –дрессированные собачки (показываем, мы- клоуны, мы жонглеры, мы – акробаты, и т. п.

    IV. Пальчиковые игры .

    Пальчиковые игры помогают нам развить мелкую моторику и подготовить руку к письму.

    Пальчиковые игры сопровождаются стихотворным текстом, иногда иллюстрациями. Дети сами проговаривают текст, сопровождают его движениями.

    Обычно игры подбираются по теме занятия. Особое место занимают пальчиковые игры для двух рук .

    V. Игры-головоломки

    Это игры в которых из частей собирается целое. Игры проходят в самом конце занятия, каждому ребенку дается индивидуальное задание.

    1. Сложи квадрат.

    В игре «Cложи квадрат» задача собрать из частей квадрат. Задания бывают первой, второй и третьей степени сложности. Все квадраты разного цвета. Первая степень сложности – две, три части. Вторая – три, четыре. Третья – пять, шесть.

    2. Колумбово яйцо

    Эта игра представляет из себя деревянное яйцо, собранное из двух больших треугольников, двух маленьких треугольников, двух полукругов, двух деталей трапециевидной формы и двух частей круга.

    Из этих деталей составляют различные силуэты. Силуэтов очень много.

    Детям предлагается :

    а) собрать картинку по контуру (т. е. наложить детали «яйца» на подходящие нарисованные детали, в натуральную величину)

    3. Головоломка Пифагора

    Это квадрат разделенный на семь частей : маленький квадрат, большой квадрат, параллелограмм, два больших и два маленьких треугольника.

    Из этих деталей составляют различные силуэты. Детям предлагается :

    а) собрать картинку по контуру (т. е. наложить детали головоломки на подходящие нарисованные детали, в натуральную величину)

    б) собери картинку по уменьшенному контуру (собрать картинку по готовой схеме)

    в) собери картинку по слепому контуру (дан только силуэт, нужно самому подобрать детали)

    I. Заключительная часть.

    В заключительной части занятия подводятся итоги, даются индивидуальные задания, оглашается план следующего занятия.

    3.4 Пальчиковая гимнастика на занятиях математикой

    Уровень развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук – движений, которые способствуют развитию мышления, памяти, внимания, речи. Следовательно, работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно. Только тогда может быть достигнут наибольший эффект. Игры и упражнения пальчиковой гимнастики могут быть использованы и на занятиях математикой.

    Интересны упражнения, осложненные решением сопутствующих задач. Например, по стихотворению Ю. Чужака «Покупал баран баранки» можно закреплять обратный счет. На базаре (выставляют кулак)


    Спозаранок (ставят ладонь на ребро)

    Накупил (показывают ладонь)

    Баран (кулак)

    Баранок (ребро)

    Для барашков (пальцы левой руки «играют»)

    Для овечек (пальцы правой руки «играют»)

    Десять маковых колечек (показывают 10 пальцев)

    Девять сушек,

    Восемь плюшек,

    Семь лепешек,

    Шесть ватрушек,

    Пять коржей,

    Четыре пышки,

    Три пирожных,

    Две коврижки

    И один калач купил

    (показывают соответствующее количество пальцев).

    Про себя не позабыл (отрицательное движение головой),

    А для женушки – подсолнушки (пальцы обеих рук растопырены, большие пальцы прижаты друг к другу)!

    Игра "Часы "

    (Садимся на коврик (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки). Мышь полезла в первый раз Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: "Бом!", (Один хлопок над головой). Мышь скатилась кувырком. (Руки "скатываются" на пол). Мышь полезла второй раз Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: "Бом, бом!" (Два хлопка). Мышь скатилась кувырком. Мышь полезла в третий раз Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: "Бом, бом, бом!" (Три хлопка). Мышь скатилась кувырком. Игра "Червячки "

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Червячки пошли гулять.

    (Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Червячки пошли гулять.

    Вдруг ворона подбегает,

    Головой она кивает,

    (Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз).

    Каркает: "Вот и обед!"

    (Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх).

    Глядь - а червячков уж нет!

    (Сжимаем кулачки, прижимая их к груди)

    Игра "Котята"

    (Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).

    У кошечки нашей есть десять котят,

    (Покачиваем руками, не разъединяя их).

    Сейчас все котята по парам стоят:

    Два толстых, два ловких,

    Два длинных, два хитрых,

    Два маленьких самых

    И самых красивых.

    (Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

    Игра "Весна"

    (Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими).

    Стучат всё громче дятлы,

    Синички стали петь.

    (Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены).

    Встаёт пораньше солнце,

    Чтоб землю нашу греть.

    (Движения повторяются).

    Встаёт пораньше солнце,

    Чтоб землю нашу греть.

    Бегут ручьи под горку,

    Растаял весь снежок,

    (Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).

    А из под старой травки

    (Ладони сомкнуты "ковшом").

    Уже глядит цветок...

    (Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка).

    А из под старой травки

    Уже глядит цветок

    (Движения повторяются).

    Раскрылся колокольчик

    (Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).

    В тени там, где сосна,

    (Пальцы постепенно разжитаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).

    Динь-динь, звенит тихонько,

    (Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь").

    Динь-динь, пришла весна.

    Динь-динь, звенит тихонько,

    Динь-динь, пришла весна.


    Глава 4. Математические конкурсы и досуги

    Дошкольники очень любят соревнования и конкурсы, в том числе математические. Красочно иллюстрированные и музыкально оформленные соревнования доставляют им эстетическую радость, радость победы, радость участия в совместной со сверстниками деятельности. А удовлетворение, которое они получат от занятий умственным трудом, развивает интерес к математической деятельности и желание заниматься ею.

    С помощью математических конкурсов можно решить целый ряд важных задач обучения:

    закреплять, уточнять, проверять знания детей о количестве, величине, числах, времени, пространстве, геометрических фигурах;

    учить применять приобретенные знания в измененных игровых и жизненных ситуациях;

    развивать восприятие, память, мышление, воображение, речь;

    формировать умение анализировать воспринимаемый и представляемый материал, выделять в нем главное, обобщать его, сравнивать, делать выводы, рассуждать;

    развивать сообразительность, внимание, наблюдательность, быстроту мышления, память на числа;

    активизировать математический словарь в речи, учить выражать мысли простыми и распространенными предложениями, связно, понятно для присутствующих.

    Математические соревнования ценны для развития нравственно-волевых качеств: настойчивости в достижении цели, самостоятельности, активности, находчивости, справедливости (при оценки результатов конкурса), доброжелательности, смелости, объективной самооценки.

    Математические конкурсы проводятся один раз в квартал на основе разнообразного занимательного математического материала: дидактических и подвижных игр, упражнений с предметами и игрушками, словесных игр, загадок, считалок, задач-стишков, задач-шуток, стихов, рассказов, фрагментов сказок, музыки, песен.

    Материал подбирается с учетом уровня развития детей, их знаний и умений, приобретенных в процессе обучения на занятиях, а также интереса к различным видам математической деятельности.

    Необходимо продумать сочетание материала, последовательность его использования. Вначале проводится разминка. Это умственная гимнастика, цель которой – «собрать» внимание детей, настроить их на решение познавательных задач. В качестве разминки хорошо предложить несложные задачи, загадки, логические упражнения.

    В ходе конкурса рекомендуется использовать различные варианты доступного детям занимательного математического материала, предусматривается смена умственной и двигательной активности, коллективного и индивидуального выполнения заданий. Необходимо чередовать работу с использованием наглядных пособий и без них, а также включать различные виды детской активности. Трудный материал сменяется более легким; при этом самый легкий, интересный, успокаивающий дается в конце конкурса.

    Музыкальное сопровождение конкурса придает ему положительную эмоциональную окраску, поднимает настроение участников и болельщиков.

    Дети особенно любят соревнования, конкурсы на определенную тему, связанную одним сюжетом, например «Конкурс продавцов», «Геометрический конкурс», «Догонялки» и др. Сохраняя тему, сюжет конкурса, воспитатель может усложнять или упрощать задания в зависимости от уровня развития детей, их знаний и умений.

    О том или ином конкурсе воспитатель предупреждает детей за два – три дня. Дети готовятся к нему, помогают подобрать необходимые пособия, атрибуты.

    В начале конкурса, перед разминкой или еще раньше, детей делят на две команды. Если детей в группе мало, можно не делить их на команды, а проводить соревнование между всеми детьми группы, оценивая лучшие ответы, например, звездочками или флажками.

    Команды выбирают названия и капитанов. Если сами дети затрудняются, названия может предложить воспитатель. Хорошо, когда название команды связано с темой и содержанием конкурса. Так, в конкурсе детей, способных к математике, «Ну-ка, звездочка, зажгись!» команды могут называться «Звездочки» и «Всезнайки»; в конкурсе «Поможем Незнайке и Почемучке сохранить дружбу» - «Добрые ребята» и «Смелые ребята»; в «Геометрическом конкурсе» - «Шарики» и «Кубики» и т.п.

    Конкурс ведет воспитатель. Он оценивает ответы детей, выполненные ими задания, мотивирует свои оценки. В ходе конкурса воспитатель использует косвенные приемы руководства: напоминание, совет, разъяснение, предложение, уточнение ответов. Уместны будут наводящие и подсказывающие вопросы. Важно, чтобы все дети поняли сущность заданий, а также допустимые способы решения.

    В конце конкурса подсчитывается количество звездочек, флажков, конфет или других призов, полученных за выполнение заданий. Определяется команда-победитель или дети-победители, которые награждаются сувенирами, значками. Памятные подарки получают и проигравшие участники конкурса. Команду-победительницу дети приветствуют аплодисментами.

    Конкурсы можно проводить в групповой комнате или в зале, оформленном математическим материалом.

    В ходе конкурса воспитатель следит за состоянием детей, их настроением, желанием продолжать соревнование. В зависимости от этого оно может быть продлено или сокращено. Важно, чтобы дети ждали математических конкурсов, с удовольствием принимали участие.

    Цель конкурса для воспитателя – проверить свои профессиональные знания и умения. Их можно провести как в детском саду, так и в педучилище – как разновидность практических занятий.

    Заключение

    Детский сад, как нам известно, является промежуточным этапом между младенчеством и школой. Этот этап невероятно ответственен, поскольку ребенок должен отправиться в школу, имея за плечами приличный багаж знаний и жизненных навыков. Элементарные математические представления даются детям в детском саду. Но нынешние малыши, оказывается, куда непоседливее предыдущих поколений! Заставить их сидеть на одном месте практически невозможно, а любое обучение предполагает усидчивость, терпение и внимание. Что же сделать для того, чтобы заложить в них необходимые знания, избегая привычных нравоучений и занудности? Фразы, наподобие этих: «Сидите тихо!», «Слушайте внимательно!» отпугнут кого угодно. Тогда выход один – ИГРА!

    К счастью, цифры с удовольствием вписываются в игровое действие. Первое, что мы должны сделать – это заинтересовать детей. А уж если интерес появился, то появится и желание более тесно познакомиться с математикой. Второе – организовать творческое и активное сотрудничество детей и воспитателя. Надо помнить, что для этого нам понадобится большое количество наглядного материала, иначе нельзя, особенно это касается математического счета, где без наглядности не обойтись.

    Игра – естественный способ развития ребенка. Такими нас создала природа, ведь не случайно детеныши животных все жизненно важные навыки приобретают в игре. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

    Без учебного процесса на занятие математикой, конечно, не обойтись. Но в наших силах сделать его веселым и увлекательным. Надо помнить, что ключевым словом на занятиях должно быть слово – ТВОРЧЕСТВО!

    Библиографический список

    1.Новикова В.П. Математика в детском саду. 5-6 лет: Конспекты занятий.- М.: Мозаика-Синтез, 2008.

    2.Новикова В.П. Математика в детском саду. 6-7 лет: Конспекты занятий.- М.: Мозаика-Синтез, 2008.

    3.Дурова Н.В., Новикова В.П. Развивающие упражнения для подготовки детей к школе.- М.: Школьная Пресса, 2009.

    4.Новикова В.П., Тихонова Л.И. Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях. - М.: Мозаика – Синтез, 2007.

    5.Дурова Н.В., Новикова В.П. Ступеньки к познанию: пособие для занятий родителей с детьми 5-6 лет. – М.: Детство – пресс, 2003.

    6.Новикова В.П. Мои часы: Время, часы, календарь: практические занятия: для детей 5-7 лет. – М.: Карапуз, 2003.

    7.Канашевич.Т. Математика. Пространственные отношения. – М.: Современная школа, 2008.

    8.Помораева И.А.,Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

    9.Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Формирование математических представлений. - М.: ВАКО, 2009.

    10. Программа воспитания и обучения в детском саду./ под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- М.: Мозаика – Синтез, 2009.

    Игры и упражнения пальчиковой гимнастики, которые могут быть

    Использованы на занятиях математикой.

    Вышли пальчики гулять.

    Раз, два, три, четыре, пять Пальцы в кулаке, поочередно показываем пальцы.

    Вышли пальчики гулять . Сжимаем и разжимаем кулак.

    Раз, два, три, четыре, пять. Сжимаем по - очереди пальцы в кулак.

    В домик спрятались опять. Спрятать кулаки за спину.

    Дружба.

    Дружат в нашей группе Пальцы обеих рук ритмично

    Девочки и мальчики. Соединить в замок .

    Маленькие пальчики, Пошевелить пальчиками .

    1, 2, 3, 4, 5. Пальцы обеих рук касаются друг друга.

    1, 2, 3, 4, 5. Поочередное касание пальцев.

    Игра "Часы "

    Мышь полезла в первый раз Садимся на коврик на колени. Перебираем

    Посмотреть, который час. пальчиками "бежим" от коленок до макушки .

    Вдруг часы сказали: "Бом!", Один хлопок над головой . Мышь скатилась кувырком. Руки "скатываются" на пол.

    Мышь полезла второй раз

    Посмотреть, который час.

    Вдруг часы сказали: "Бом, бом!" Два хлопка

    Мышь скатилась кувырком.

    Мышь полезла в третий раз

    Посмотреть, который час.

    Вдруг часы сказали: Три хлопка .

    "Бом, бом бом!»

    Мышь скатилась кувырком .

    Покупал баран баранки.

    На базаре Выставляют кулак.

    Спозаранок Ставят ладонь на ребро .

    Накупил Показывают ладонь.

    Баран Показать рога

    Баранок Большой палец и указательный делают круг

    Для барашков Пальцы левой руки «играют»

    Для овечек Пальцы правой руки «играют »

    Десять маковых колечек Показывают 10 пальцев

    Девять сушек, Показывают соответствующее

    Восемь плюшек Количество пальцев,

    Семь лепешек,

    Шесть ватрушек,

    Пять коржей,

    Четыре пышки,

    Три пирожных,

    Две коврижки

    И один калач купил

    Про себя не позабыл Руки к груди, отрицательное движение головой.

    Червячки

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Червячки пошли гулять.

    Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони .

    Вдруг ворона подбегает, складываем пальцы щепоткой

    Головой она кивает, качаем ими вверх и вниз.

    Каркает: "Вот и обед!" Раскрываем ладонь, отводя большой

    палец вниз, а остальные вверх .

    Глядь - а червячков уж нет! Сжимаем кулачки, прижимая их к груди .

    Котята.

    Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.

    У кошечки нашей есть десять котят, покачиваем руками, не разъединяя их

    Сейчас все котята по парам стоят.

    Два толстых, два ловких, Постукиваем соответствующими

    Два длинных, два хитрых , пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

    Два маленьких самых

    И самых красивых.

    Игрушки.

    На большом диване в ряд Попеременно хлопают в ладошки

    Куклы Катины сидят:

    Два медведя, Буратино Загибают поочередно все пальчики.

    И веселый Чиполлино,

    И котенок и слоненок.

    Раз, два, три, четыре, пять. Разгибают поочередно пальчики.

    Помогаем нашей Кате Попеременно хлопают в ладошки

    Мы игрушки собирать. и стучат кулачками


    Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста

    Михаленок Екатерина Николаевна
    Должность: воспитатель
    Место работы: НДОУ детский сад №68 ОАО «РЖД» г. Брянск
    Описание материала: Представляю вашему вниманию подборку пальчиковых игр для детей дошкольного возраста. Данный материал будет полезен для воспитателей, логопедов а также родителей.
    Цель: Развитие логоритмических способностей детей.

    Для чего нужны пальчиковые игры?

    Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сегодня все мамы и папы без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Для определения уровня развития речи логопедами давно был разработан такой метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, – говорящие дети. Если движения напряженные, пальчики сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться отдельно друг от друга, то это дети с проблемами в развитии речи.

    Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. Дело в том, что в правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

    Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу,- с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.

    В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

    У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. Так и у нас с малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.
    Представляю вашему вниманию, пальчиковые игры, используемые мною на практике.

    Осенние листья.
    Тишина в лесу стоит,
    Плавные движения руками.
    Еле слышно лес шуршит
    Поднести палец к губам.
    Ш-Ш-Ш…
    Тихо.
    Ветер дунет посильней
    Движения руками влев-вправо
    Листик зашуршит смелей Ш-Ш-Ш… Громче.
    Снова ветер налетит, Листик с веточки слетит:
    Поднять руки над головой и плавно опускать вниз, вращая кисти
    Потанцует,напопоет
    И на землю упадет.
    Опустить руки на стол.

    Здравствуй!

    Здравствуй, солнце золотое!
    Хлопки.
    Здравствуй, небо голубое!
    Поочередно касаться кончиками пальцев друг друга, начиная с большого.
    Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок!
    Мы живем в одном краю, Всех я вас приветствую.
    Сомкнуть пальцы в замок, разжимать и сжимать пальцы.

    Умывалочка.

    Кран открыли: чик-чик,
    Вращательные движения кистью.
    Руки мыли: шик-шик.
    Потереть ладошки друг о друга.

    Пусть бежит водичка,
    Плавные движения ладонями.
    Мы умоем личико.
    ,Умыться’’.
    Мылом мы ладошки трем,
    Имитировать мытье рук.
    Полотенцем промокнем.

    Легкие похлопывания ладоней друг друга.

    Вот и чистые ладошки,
    Показать ладони.
    Мы похлопаем немножко!
    Хлопки.

    Мышки.

    Вышли мышки как-то раз
    ,Ходьба’’ пальцами по столу.
    Посмотреть, который час.
    Постукивание указательным
    пальцем правой руки по тыльной стороне ладони левой руки.
    Раз, два, три, четыре
    Загибать поочередно пальцы на правой руке.
    Мышки дернули за гири.
    Сжать обе руки в кулак, и опустить.
    Тут раздался страшный звон -
    Хлопки.

    Разбегайтесь мышки вон!
    Пальцы,убегают’’.

    Мастера.

    Если только захотим
    Сжимать и разжимать кулачки.
    Все из снега смастерим! Лепит Коля колобок, ,Лепить’’пирожки.
    Лепит Таня теремок,
    Сложить ладошки домиком.
    Лепит Света разных рыб,
    Прижать ладони друг к другу,
    делать волнообразные движения.

    Лепит Саша белый гриб.
    Сжать одну руку в кулак, накрыть ее ладонью другой руки.

    Гроза.

    Капли первые упали,
    Постукивать пальцами одной по ладони другой.
    Пауков перепугали.
    Пальцы,убегают’’.
    Дождик застучал сильней,
    Легкие хлопки.
    Птички скрылись средь ветвей.
    Взмахи руками.
    Дождь полил, как из ведра,
    Громкие хлопки.
    Разбежалась детвора.
    В небе молния сверкает,
    Показать рукой молнию.
    Гром все небо разрывает,
    Постучать кулаками по столу.
    А потом из тучки солнце
    Поднять руки вверх, опускать одновременно шевелить пальцами.
    Вновь посмотрит к нам в оконце.

    Волшебные ладошки.

    Подними ладошки выше
    Поднять руки вверх и сомкнуть
    домиком над головой.

    И сомкни над головой.
    Что же вышло? Вышла крыша,
    А под нею мы с тобой. Подними ладошки выше
    Поставить руки перед грудью,
    сжать пальчики.

    И сомкни-ка их дугой.
    Что же вышло? Вышли гуси:
    Вот один, а вот другой.
    Сжимать и разжимать пальцы.
    Подними ладошки выше
    Поставить руки перед грудью, Кончиками прямых пальцев коснуться друг друга.
    И сомкни перед собой.
    Что же вышло? Вышел мостик, Мостик крепкий и большой.

    Царапки.

    Вот какой коташка
    Поставить руки перед грудью,
    опустив кисти вниз,качать головой.

    Круглая мордашка.
    И на каждой лапке
    Обвести ладонью вокруг лица.
    Коготки-царапки.
    Сжимать и разжимать кулачки.
    Котик точит коготки,
    Скрести пальцами по столу.
    Очень острые они.
    А потом играет -
    Пальцы,бегут’’ по столу.
    Мячик догоняет.

    Моя семья.

    Знаю я, что у меня
    Сжимать и разжимать кулачки.
    Дома дружная семья:
    Это – мама, это – я,
    Поочередно загибать пальцы.
    Это – бабушка моя,
    Это – папа, это – дед,
    И у нас разлада нет.
    Сомкнуть руки в замок.

    Гномик.

    Под грибком шалашик-домик,
    Сложить ладони домиком перед собой.
    Там живет веселый гномик.
    Мы тихонько постучим,
    Постучать кулаком одной руки по ладони другой.
    В колокольчик позвоним.
    Потрясти сжатой в кулак рукой.
    Двери нам откроет гномик,
    Пригласит в шалашик домик.
    Зазывающие движения руками.
    В домике дощатый пол,
    Прижать ладони друг к другу.
    А на нем дубовый стол,
    Одну руку сжать в кулак, накрыть ладонью другой руки.
    Рядом стул с высокой спинкой,
    Сжать другую руку в кулак,
    приставить к нему ладонь.

    На столе тарелка с вилкой
    Показать ладонь одной руки,
    на второй раздвинуть пальчики.

    И блины горой стоят -
    Показать гору.
    Угощенья для ребят.
    Руки поставить перед собой
    ладонями вверх.

    Иголка.

    Иголка, иголка,
    Дети поворачивают указатель- ный палец вправо-влево.
    Ты остра и тонка.
    Не коли мне пальчик,
    Грозить пальчиком.
    Шей сарафанчик.
    Имитировать швейные движения
    Иголочка, иголочка, Шей, не ленись! Машенька, Машенька,
    Грозить пальчиком.
    Смотри, не уколись!

    Наряжаем елку.

    Мы повесили игрушки
    От подставки до макушки!
    Поднять руки снизу вверх.
    Шарики цветные,
    Вращать кулачками.
    Рыбки золотые,
    Волнообразные движения руками.
    Золотые петушки,
    Приставить руки к голове, как гребешок.
    Разноцветные флажки.
    Сжать четыре пальца вместе, поставить большой палец перпендикулярно.
    Громко хлопнула хлопушка -
    Хлопнуть в ладоши. Бах! Зазвенели все игрушки:
    Вращение кистей.
    Ах-ах-ах!

    Оладушки.

    Топором дрова колю,
    Движения ладоней сверху вниз.
    А потом пилой пилю,
    Движения ладоней вперед-назад.
    Отнесу их бабушке,
    Пальцы,бегут’’ по столу.
    Чтоб испечь оладушки.
    ,Пекут’’ оладушки.

    Кошка.

    Мягко кошка посмотри
    Сжимать и разжимать руки в кулачки.
    Разжимает коготки,
    И легонько их сжимает
    Мышку так она пугает.
    Пальцы,бегут’’по столу.

    Пальчики.

    Можешь пальцы сосчитать?
    Поочередно загибать пальцы на правой руке.
    На другой руке опять -

    Раз, два, три, четыре, пять.
    Десять пальцев – пара рук,
    Сжимать и разжимать руки в замок.
    Вот твое богатство, друг!


    Строим дом.

    Целый день – тук-да-тук
    Стучать кулачками друг о друга.
    Раздается громкий стук.
    Строим дом, дом большой
    Сложить руки домиком, поднять над головой.
    И с крылечком, и с трубой.
    Поставить ладошки перед собой
    горизонтально, сомкнуть, по- вернуть в вертикальное положение

    Разукрасим мы дом,
    Имитировать движения кистью.
    Наверху флажок прибьем,
    Стучать кулачком по ладошке.
    Принесем мы цветов,
    Развести руки в стороны.
    Новый дом, встречай жильцов!
    Приложить руки к груди, слегка
    наклониться вперед.

    Будут жить в доме том:
    Зайка, с мишкой и слоном.
    Поочередно: приложить руки к голове, развести в стороны, сделатьуши слона.

    Помогаем маме.

    Раз, два, три, четыре,
    Поочередно загибать пальцы на
    правой руке.

    Мы посуду перемыли: Чайник, чашку, ковшик, ложку
    Поочередно загибать пальцы на левой руке.
    И большую поварешку.
    Мы посуду перемыли,
    Имитировать моющие движения.
    Только чашку мы разбили.
    Поочередно прикасаться кончиками пальцев друг к другу.
    Ковшик тоже развалился,
    Нос у чайника отбился, Ложку тоже мы сломали -
    Так мы маме помогали.
    Сжимать и разжимать кулачки.

    Весна.

    Стучат все громче дятлы,
    Стучать кулачком одной руки по
    ладошке другой.

    Синички стали петь.
    Сложить пальцы в щепотку, сжимать и разжимать.
    Встает пораньше солнце,
    Поднять руки вверх, опустить
    через стороны.

    Чтоб землю нашу греть,
    Бегут ручьи под горку,
    Выполнять волнообразные движения руками.
    Растаял весь снежок
    И из под старой травки
    Сложить ладошки в форме чашечки
    Уже глядит цветок. Раскрылся колокольчик
    Медленно раскрывать,чашечку’’ .
    В тени, там, где сосна,
    Динь-динь, звенит тихонько,
    Шевелить пальцами.
    Динь-динь, пришла весна.

    Хозяйка.

    Кукле кашу я сварю,
    Имитировать движения помеши- вания каши.
    В миску молока налью,
    Положу туда крупу,
    Тереть пальчики друг о друга.
    И поставлю на плиту.
    Развернуть руки ладонями вверх,
    протянуть вперед.

    Будет каша хороша,
    Хлопать в ладоши.
    Кушай, кукла, не спеша!
    Грозить пальчиком.

    Зоя Несвитайло

    Тема : «Геометрические фигуры вокруг нас »

    Аннотация : Конспект непосредственно образовательной деятельности - «Познание » , для детей средней группы (4-5 лет) . Дети закрепляют названия геометрических фигур , умение определять фигуры на ощупь , находить геометрические фигуры в предметах окружающего мира. В основном решаются задачи образовательной области «Познание » , а также представлены области «Социализация» , «Коммуникация» , «Здоровье» , «Физическая культура» , «Художественное творчество» .

    Поставленная проблемная ситуация создает мотивационную готовность дошкольников к взаимодействию с воспитателем, а успешное сочетание разных видов деятельности (коммуникативная, познавательная , двигательная) позволяет сохранить у детей познавательную активность на протяжении всей деятельности.

    Программное содержание :

    Цель : обобщить и систематизировать знания воспитанников о геометрических фигурах .

    Задачи :

    1. Обучающие :

    Учить устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов;

    Продолжать учить действовать по словесной инструкции педагога;

    Закрепить знание свойств геометрических фигур , умение соотносить сенсорный образец с предметами окружающего мира;

    Повышать познавательную активность детей за счет привлекательности процесса обучения, его эмоциональной мотивированности, сюжетности;

    Продолжать учить составлять рисунок из готовых форм;

    Закреплять умение наклеивать готовые формы на картонную основу.

    2. Развивающие :

    Расширять представления детей о семье , как о людях, которые живут вместе; уточнить понятие «семья» , «родственники» ;

    Развивать связную речь;

    Развивать аналитическое, эстетическое восприятие, устойчивое внимание, память, воображение;

    Развивать интерес к аппликации как виду деятельности.

    3. Воспитательные :

    Воспитывать познавательный интерес ;

    Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу во время совместной деятельности;

    Воспитывать желание помогать другим, нуждающимся в нашей помощи.

    Методы :

    1. Игровые : мотивация, физкультминутка;

    2. Словесные : беседа, рассказ, объяснение, проблемные вопросы;

    3. Наглядные : рассматривание геометрических фигур , предметов ближайшего окружения, образца для аппликации;

    4. Практические : выполнение творческого задания - аппликация «Самолет» .

    Приемы : Погружение в игровую ситуацию, коллективная работа, беседа, голосовая и эмоциональная модуляция.

    Предварительная работа : чтение художественной литературы, беседы о профессиях, наблюдение за предметами ближайшего окружения, знакомство с техникой работы по образцу.

    Здоровье сберегающие технологии : гимнастика для глаз «Совушка» , физкультминутка, пальчиковая гимнастика.

    Аппаратное обеспечение : магнитофон.

    Программное обеспечение : аудиозапись (сл. Ю. Ким, музыка В. Дашкевич «В гостях у сказки» )

    Реализация Федеральных государственных требований : интеграция полученных навыков и умений воспитанника через образовательные области «Познание » , «Социализация» , «Коммуникация» , «Здоровье» , «Художественное творчество» .

    Образовательные ресурсы : программа «Детство» Бабаева Т. И., Ноткина Н. А. ; «Математика-это интересно. Игровые ситуации для детей » . Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н. ; «Логика и математика для дошкольников» Носова Е. А.

    Ход НОД

    I. -Ребята любите ли вы сказки? Сегодня мы с вами придумаем свою сказку. Согласны? (ответы детей ) . Сказка будет необычная, а математическая. (звучит аудиозапись «В гостях у сказки» )

    В одном царстве-государстве геометрических фигур жил-был царь . Это был большой желтый квадрат (дети кладут перед собой фигуру ) . Царицей там был большой желтый круг (находят круг и кладут его рядом с квадратом) . Были еще царевич-маленький желтый квадрат и царевна-маленький желтый круг.

    Посмотрите внимательно на фигуры , которые вы положили. Чем они похожи? (Цветом) .

    Как одним словом назвать царя, царицу, царевича, царевну? (семья) .

    Кем в этой семье является царь? (царица) .

    Кем им приходится царевич и царевна?

    Кто между собой царевич и царевна?

    А у вас есть братья и сестры?

    А еще, ребята, всех членов семьи называют родственниками. Слово «род» означает «одна большая семья» . Родственники - это люди, родные друг другу : братья, сестры, мамы, папы, бабушки и дедушки.

    А как должны относиться люди друг к другу в семье? (уважать, защищать, дружить, ухаживать) .

    А еще у царской семьи были слуги, они выполняли разную работу.

    Как вы думаете, что делал лекарь? (лечил)

    А как называется сейчас человек, который лечит людей?

    (доктор, врач)

    Где работают врачи? (в больнице, поликлинике)

    Лекарем был маленький синий треугольник.

    Большой зеленый прямоугольник был парикмахером.

    Чем он занимался? (делал прически, стриг волосы) .

    Как вы думаете, кто готовил обед? (повар) . Поваром был маленький красный овал.

    II. - Жители этого государства жили дружно и счастливо, пока не случилась беда. Злой волшебник заточил всех жителей страны в темное подземелье. Вы хотите помочь геометрическим фигурам ? (Да)

    Физкультминутка

    Путь к подземелью долгий и трудный. Сначала нам придется идти по топкому болоту и, чтобы не провалиться в него, нужно наступать только на проложенные следы.

    1. «Топкое болото» На полу выложена дорожка из синих следов правой ноги и зеленых следов левой. Дети идут по дорожке, называя ногу.

    Вот и вход в подземелье. Чтобы добраться до двери, за которой спрятаны наши друзья, надо пройти по длинному коридору, у которого потолок становится все ниже и ниже.

    2. «Вход в подземелье» Дети идут по группе , сначала нагибая голову, затем прогнувшись, на корточках, ползком.

    III. – Дверь закрыта на хитрый замок. Чтобы открыть его,

    следует выполнить одно задание.

    Дид/игра «Найди пару»

    Каждый ребенок получает карточку и находит ей пару. (Карточки парные : на одной из них – цифра, на другой - соответствующее ей количество точек).

    IV. - Замок мы с вами открыли, можно заходить в подземелье и пытаться найти фигуры . Ребята в подземелье очень темно, чтобы наши глаза привыкли к темноте нужно сделать зрительную гимнастику.

    Гимнастика для глаз «Совушка»

    Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1-4.

    Широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1-5. (Повторить 4-5 раз) .

    Дид/игра «Найди на ощупь»

    «Подземелье» - муфта, сшитая по принципу рукава. В муфте находятся геометрические фигуры по количеству детей . Каждый ребенок двумя руками ощупывает какую-либо фигуру и , не вынимая ее из муфты, называет ее.

    Пальчиковая гимнастика

    И фигуры называть

    Вот квадрат, а вот кружок

    Треугольничек и ромб,

    А еще прямоугольник

    Их по счету ровно пять.

    Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца складывают пальчика обеих рук в виде геометрических фигур . Показывают раскрытую ладошку.

    v. Дид. / игра. «Подбери по форме» .

    Ребенок получает карточку, представляющую собой лист бумаги, разделенный, на пять квадратов. В среднем из них расположена какая-либо геометрическая фигура . Ребенок выбирает ту карту, на которой расположена фигура , которую он достал из муфты, и начинает подбирать картинки, напоминающие по форме эту фигуру .

    Молодцы, ребята! Вы справились со всеми трудностями, которые подстерегали вас на вашем пути, освободили геометрические фигуры из заточения . Наши друзья благодарят вас за это. Им очень хочется быстрее попасть домой, но как это сделать? А давайте отправим их домой на большом, красивом самолете. Вы, конечно, спросите где его взять? Конечно, сделать!

    Аппликация (коллективная работа) «Самолет»

    Дети собирают из геометрических фигур самолет и приклеивают на большой лист картона.

    Царская семья благодарит детей за подарок , за помощь.

    Заключительная часть.

    Молодцы, ребята! Я тоже хочу поблагодарить вас за то, что вы были смелыми, дружными, внимательными и старательными.

    Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

    Какое задание было самое интересное?

    Какое задание самое трудное? (ответы детей ) .

    Кому сегодня было интересно пусть возьмет себе улыбающийся смайлик, а кому было трудно, не интересно- грустный смайлик.

    Приложение :





    Похожие статьи