• Новые технологии по экологическому воспитанию в доу. Инновационные технологии экологического воспитания

    23.09.2019

    Пояснительная записка

    Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы с безграничным

    богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

    Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

    В. Сухомлинский

    Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди - это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим тема экологического воспитания в настоящий момент актуальна как никогда.

    Человек - часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы - жизнь на земле.

    Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания.

    В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.

    Поэтому начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней.

    Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно молодого подрастающего поколения – одна из актуальных задач сегодняшнего дня.

    Проблема экологического образования сегодня волнует всех - ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?

    В теоретических основах экологического воспитания дошкольников представленных в различных психолого-педагогических исследованиях (И. А. Хайдурова, П. Г. Саморукова, Н. Н. Кондратьева С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, А.В. Староверова и др., указывается на нееобходимость максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологических знаний, но и эффективная деятельность с их участием. Активная позиция детей - показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения.

    Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

    Однако экологическая культура у ребенка формируется лишь при благоприятных социальных условиях в семье, детском саду, школе, ближайшем природном и социокультурном окружении

    Цель технологии :

    Целенаправленность и согласованная деятельность всех педагогов на основе интегрированного подхода в формировании экологической культуры в совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности

    Экологическое воспитание детей дошкольного возраста необходимо строить на усвоении детьми системы знаний о природе, о связях, существующих в ней зависимостях. Детям следует дать знания о природе, формировать трудовые умения и навыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умножить её богатство

    Основные задачи:

    1.Формировать экологическое сознание педагогов и всех сотрудников дошкольного учреждения.

    2. Создать в детском саду благоприятные условия работы с детьми по экологическому образованию и воспитанию.

    3.Совершенствовать воспитательно-образовательную работу через интеграцию всех видов деятельности.

    4. Пропагандировать экологические знания, приобщать родителей к вопросам экологического воспитания детей в семье.

    Экологическое воспитание детей в ДОУ осуществляется при условиях:

    Наличия базы, создание условий для работы по экологическому воспитанию (среды, атмосферы;

    Использования самых разнообразных форм работы в решении задач экологического воспитания;

    Взаимосвязи работы всех педагогов ДОУ (заведующая, старший воспитатель, медицинская сестра, воспитатель, музыкальный руководитель, руководитель изостудии, учитель-логопед, педагог – психолог, физинструктор);

    Работе с родителями, т.к. без участия родителей невозможно заложить фундамент экологической культуры у детей дошкольного возраста.

    Задача педагога - вырастить здорового ребёнка, знающего и защищающего природу, научить по – хозяйски распоряжаться её богатствами.

    Экологического воспитание дошкольников заключаются в формировании элементов экологического сознания, экологически ориентированной деятельности и поведения в природной среде, нравственно- ценного опыта общения с природой, гуманного, осознанно правильного отношения к природе.

    Пути реализации:

    Разработка системы мероприятий с педагогами по повышению их образовательного уровня в организации инновационной деятельности;

    Создание оптимальных условий для приобщения педагогов к переосмыслению содержания и методов своей работы в свете новых требований педагогики и психологии;

    • обеспечение системности и логической структурности в организации методической работы по повышению профессиональных навыков и умений в педагогической деятельности.

    Формы работы :

    с педагогами:

    с дошкольниками:

    С родителями

    Индивидуальные и групповые

    Консультации,

    Семинары,

    Семинары практикумы,

    Педагогические советы,

    Открытые мероприятия.

    Выпуск экологических буклетов.

    Занятия;

    Практическая деятельность в природе;

    Природоохранные акции;

    Проведение экологических викторин, праздников;

    Выставки детских работ

    Организация конкурсов

    Консультации

    Викторины

    Папки-передвижки

    Конкурсы, выставки

    Особенности технологии:

    Преемственность лучших традиций отечественного и зарубежного опыта в обновлении содержания образовательного процесса;

    Интегрированный подход введения педагогов в образовательный процесс;

    Формирование у дошкольников активной жизненной позиции в познании окружающего мира через чувственно-эмоциональные реакции;

    Активизация интеллектуально-познавательной деятельности и творческого самовыражения.

    Ожидаемые результаты:

    Внедрение в практику работы ДОУ инновационных технологий, предпосылок для более высокого уровня профессиональной деятельности и самореализации педагогов;

    Сформированность у детей уважительное отношение к природе родного края через интеграцию всех видов деятельности;

    Деятельность в рамках технологии:

    1.Обсуждение проблем организации работы на педагогических советах, конференциях.

    2.Создание консультативной службы для оказания помощи молодым специалистам.

    3.Повышение квалификации педагогов по внедрению современных педагогических технологий.

    Работа по данной технологии позволяет :

    . - повысить профессиональную культуру педагогов;

    Создать позитивное отношение к применению и освоению нововведений, способствующих обновлению содержания дошкольного образования;

    Формировать активную жизненную позицию в познании окружающего мира через чувственно-эмоциональные реакции;

    Активизировать интеллектуально-познавательную деятельность и творческое самовыражение.

    Технология состоит из трех разделов .

    Первый раздел

    « Экологизация образовательного процесса »

    Задача : реализация интегрированного подхода в экологическом образовании.

    Экологическое образование не является изолированным направлением работы детского сада; оно имеет мировоззренческое значение, и поэтому необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса. Это предполагает участие в экологическом образовании всех сотрудников ДОУ.

    Одним из условий является координация работы всего коллектива дошкольного учреждения, создание в детском саду системы работы по экологическому образованию, предполагающей тесного сотрудничества всех специалистов на основе интегрированного подхода к экологизации различных видов деятельности дошкольников, где каждый сотрудник выполняет определенные функции в области экологического образования.

    Целенаправленная и согласованная деятельность всех сотрудников детского сада позволяет осуществлять: экологизацию различных видов деятельности ребенка и развивающей предметной среды;

    Экологическое просвещение родителей;

    Подготовку и переподготовку кадров;

    Оценку окружающей среды;

    Координацию с другими учреждениями.

    Принципами организации работы педагогов является самостоятельная реализация интегрированного подхода через экологизацию развивающей предметной среды в группе и экологизацию различных видов деятельности ребенка в повседневной жизни.

    Задачи по экологическому образованию включаются в план работы педагогов ДОУ, контроль со стороны методиста и руководителя помог реализовать интегрированный подход в экологическом образовании, создать систему взаимосвязанных компонентов, что явилось необходимым условием реализации экологического образования в дошкольном учреждении .

    Экологическое воспитание дошкольников основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы и их фиксации. Оно включает игровую, изобразительную деятельность, моделирование и др. Эстетическое развитие сопряжено с тем, что дети учатся виден, красоту в любых естественных проявлениях здорового живого организма и наслаждаться ею, понимать красоту природы, запечатленную в произведениях искусства (музыке, поэзии, живописи, графике, предметах прикладного искусства), и создавать ее своими руками через разные формы изодеятельности.

    В процессе экологического воспитания ребенка большую роль играет совместная деятельность педагога и дошкольника, т.к. педагог является носителем экологической культуры, владеет методикой экологического воспитания, способствует формированию практических навыков .

    Уровень экологической культуры педагогов, обеспечивает экологическую воспитанность дошкольников, требует воспитателя вдумчивого подхода. Учитывая свой опыт, уровень развития детей, конкретное природное окружение, воспитатель может привнести свои приемы педагогической работы, которые обеспечат нужный эффект в воспитании детей.

    Второй раздел

    «Эколого – оздоровительная работа »

    Задача : - формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, выработка навыков здорового образа жизни.

    Раздел предусматривает систему эколого-оздоровительной работы, которую мы осуществляем в детском саду, включается ознакомление с различными видами гимнастики (дыхательной, пальчиковой, корригирующей); обучение детей элементарным приёмам самомассажа; закаливание; профилактика плоскостопия; совершенствование двигательных навыков; развитие выносливости посредством постепенного увеличения физических нагрузок; обучение правилам безопасного поведения в природе.

    Взаимодействовать с окружающей средой (лес, луг, озеро) и погодно-климатическими факторами (мороз, ветер, дождь, жара) дошкольники учатся во время походов, экскурсий, прогулок, специальных занятий (физкультурный зал, спортивная площадка, физкультурные уголки в группах, оснащённые различным спортивным инвентарём). При этом расширяется их кругозор, формируются нравственные и волевые качества (дружба, взаимопомощь, инициатива, настойчивость, выдержка, коллективизм и др.), укрепляется здоровье.

    Большое внимание уделяется применению фитотерапии (использование лекарственных растений и препаратов на их основе с целью лечения, профилактики различных заболеваний), ароматизированных подушечек, способствующих оздоровлению детей в группах раннего возраста.

    Третий раздел

    « Эколого – развивающая среда ДОУ»

    Задача : Развитие познавательных способностей средствами окружающего пространства.

    Особое значение приобретает организация эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении, где дети проводят большую часть времени.

    Под окружающей средой мы понимаем не только естественную среду, но и специально созданную предметно-развивающую среду в детском саду, которая поможет в процессе целенаправленного педагогического воздействия сформировать начала экологической культуры - осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

    Создание эколого-развивающей среды в ДОУ - одно из условий экологического воспитания детей. Насыщенная многообразием живых объектов среда позволяет дошкольникам не только наблюдать за рыбками, птицами и растениями, но и принимать непосредственное участие в уходе за ними под руководством педагогов. Такая деятельность способствует формированию у детей бережного отношения к природе, воспитывает доброту и отзывчивость.

    Эколого-развивающая среда ДОУ включает организацию уголка природы в группах с подбором комнатных растений и животных с учетом программных требований; лабораторно - исследовательские уголки для опытов и экспериментирования с живой и неживой природой; мини-музей природы родного края, где представлены экспонаты природного материала (коллекции камней, гербарии, поделки из дерева, лозы, соломы и др.), подобран видео - аудио материал, диафильмы о природе).

    В библиотеке представлена и художественная детская литература о природе. Это книжки А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Майкова, К. Ушинского, М. Пришвина, И. Соколова-Мики-това, С. Есенина, В. Бианки, Н. Сладкова, Н. Павловой, К. Паустовского, Ю. Дмитриева, Г. Снегирева и др.

    Огород, сад, цветник используется для наблюдения и ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значением в нашем рационе, лекарственными растениями.

    Уголок нетронутой природы (на маршрутах походов по окрестным местам).

    В группах организованы мини-огороды на окне, для выращивания овощных растений для животных - обитателей уголка природы

    В целях экологического образования на территории детского сада создана экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую, воспитательную и оздоровительную функции.

    В состав видовых точек экологической тропы включены те объекты, которые есть на территории детского сада: различные виды деревьев и кустарников, мхи, грибы, муравейник, микроландшафты луга и леса, цветущие растения, места регулярного скопления насекомых

    На экологической тропе проводятся комплексные занятия, игры, организация практической и исследовательской деятельности, что способствовать развитию у детей эмоционально-положительного отношения к природным объектам, правильному поведению в природе.

    Таким образом, ознакомление детей с природой в детском саду проходит через постоянное непосредственное "живое" общение с ней. Одним из условий, обеспечивающим это, является экологизация развивающей природной среды, которая способствует реализации всех компонентов содержания экологического образования: познавательного, нравственно-ценностного, деятельностного. Правильная организация эколого-развивающей среды предполагает понимание работниками дошкольного учреждения экологического подхода к содержанию растений и животных, осознание необходимости их использования в эколого-педагогическом процессе.

    Результатом работы педагогов в данном направлении стала самопрезентация педагогов, распространение и внедрение инновационных наработок в образовательный процесс, создание информационной базы передового педагогического опыта:

    Педагогические технологии «Мир природы родного края», «В мире прошлого».

    Опыт работы по темам, «Речевое развитие детей с ОНР на природоведческом материале»; «Природа и ее значение в жизни детей».

    Проекты «Наш любимый детский сад», «Удивительный мир пчелы», «В мир прошлого бумаги», «Мир ракушек».

    Конспекты интегрированных занятий;

    Итогом всего вышесказанного стало участие в конкурсе профессионального мастерства в ДОУ «Воспитатель года».

    Итог.

    Работа по данной технологии позволяет сформировать у ребенка уважительное отношение к природе через интеграцию всех видов деятельности, способствует усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы, работать педагогам в системе и творчески, что станет залогом успеха в экологическом образовании и воспитании дошкольников.

    Литература:

    Веретенников А. Ознакомление дошкольников с природой. М, 1980.

    Лучич М.В. Детям о природе. М., 1989.

    Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. М., 1989.

    Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. Саморуковой.М., 1992.

    Николаева С.Н Общение с природой начинается с детства. Пермь, 1992.

    Николаева С.Н. Юный эколог. М., 1999.

    Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании детей. М., 1996.

    Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М., 1999.

    Рыжова НА. Наш дом - природа. М., 1996.

    Рянжин С.В. Экологический букварь. СПб., 1996.


    Эффективность экологического воспитания дошкольников це­ликом зависит от создания и правильного использования разви­вающей экологической среды, а также от систематической рабо­ты с детьми. Их развитие и повышение уровня экологической вос­питанности возможно в результате создания технологий для всех возрастных групп и внедрения их в педагогический процесс дет­ского сада.

    Технология - это система экологического воспитания, которая содержит в себе ряд взаимосвязанных и подробно описанных меро­приятий, спланированных на весь учебный год, это методическое обеспечение программы, конкретно реализующее ее главные идеи и положения. В результате применения технологии на выходе (в кон­це года) повышается уровень экологической воспитанности де­тей, что устанавливается с помощью специального диагностичес­кого обследования. К одной и той же программе может быть раз­работано несколько технологий, которые различаются между со­бой набором и характером конкретных педагогических мероприя­тий, их сочетанием на протяжении учебного года и которые обя­зательно реализуют ведущие идеи программы. К «Юному экологу» - программе, которая рассматривается в

    данном учебном пособии, созданы и экспериментально апробированы технологии экологического воспитания детей в каждой возрастной группе детского сада. Все вместе они представляют собой

    методическую систему экологического воспитания дошкольников с 2 до 7 лет. Данные технологии, опубликованные в специальных

    программе варианты своих технологий с учетом специфики конкретного дошкольного учреждения (социальных условий, природ-

    ного окружения).

    Общая направленность представленных ниже технологий как системы эколого-педагогической работы с детьми в каждой возрастной группе заключается в следующем:

    Ориентировка на широкое использование непосредственного природного окружения дошкольников, развивающей экологической среды, созданной в учреждении, на углубленное ознакомление детей с теми растениями и животными, с которыми они на

    ходятся в контакте в течение всего учебного года;

    Организация регулярной и разнообразной деятельности детей в зеленой зоне учреждения: познавательной (проведение циклов наблюдений), практической (создание и поддержание необходимых условий для живых существ), природоохранной (зимняя подкормка птиц, йкции в защиту природных объектов) отобразительной (изодеятельность, игра, конструирование) деятельности,деятельности общения (эмоционально-доброжелательного взаимодействия с живыми существами);

    Широкое использование специально подобранной детской художественно-познавательной литературы, содержание которой сочетается с содержанием других видов деятельности; углубленное знакомство детей (в течение всего года) с произведениями отдельных авторов, которые ярко отражают природные явления,служат примером любви к природе, глубокого ее познания и творческого отражения;

    Совместная творческая деятельность воспитателя с детьми:создание и использование самодельных книг, альбомов на основе

    впечатлений от литературных произведений и наблюдений за природными объектами;

    Систематическое ознакомление детей всех возрастных групп ссезонными явлениями природы по «недельной методике», выращивание в зимне-весенний период овощных и цветочных культур, регулярные наблюдения за ростом растений; отражение раз

    личных наблюдений в календарях природы; -регулярное включение в систему эколого-педагогических ме роприятий во всех группах игровой деятельности, игровых обучающих ситуаций (ИОС);

    Оптимальное соотношение и сочетание педагогических ме­роприятий в повседневной жизни, позволяющих детям нако пить сенсорные впечатления, конкретные знания об объектах природы, с различного типа занятиями, формирующими ши рокие и достаточно глубокие представления о некоторых эко логических зависимостях природы, с досугами, праздниками, походами на природу, вызывающими яркий эмоциональный отклик.

    Особенностью любой технологии является планирование: меро приятия, которые в нее включены, спланированы на весь учеб ный год. Исходными в этом процессе являются сезонные измене ния в природе, определяющие содержание всех видов деятельно сти и эколого-педагогических мероприятий. Именно поэтому вре мя проведения многих мероприятий в технологиях предопредоп но: циклы наблюдений за цветущими растениями участка воз можны лишь в начале осени, а за первоцветами - ранней веском цикл наблюдений за елью целесообразен в предновогоднее вре мя и в сочетании с акцией в ее защиту; циклы наблюдений за птицами (декоративными, дикими) желательно сочетать с зим ней подкормкой пернатых, создающей хорошие условия для ни блюдений, и т.д.

    Рассматривание картин, чтение литературных произведении подчиняется в технологиях той же логике - они дополняю: и обогащают впечатления детей, полученные от наблюдений ж и вой природы. При таком планировании и сочетании мероприя ти й технология любой возрастной группы приближается к оптима и ному варианту.

    Еще одна особенность построения технологий - подробное ме тодическое описание большинства мероприятий (например, любое занятие представлено программным содержанием, материалом и организацией, которые необходимы для его проведения, подроб ным сценарием). Такое построение педагогической технологии обеспечивает правильное понимание ее воспитателями и массо вое воспроизведение в практике дошкольных учреждений, нахо дящихся в разных природно-социальных условиях.

    Экологическое воспитание детей младшего дошкольного boi раста. Успех в экологическом воспитании 2 -3-летних малышей обеспечивается прежде всего пониманием воспитателя и психофизиологических особенностей. Дети этого возраста довер чивы и непосредственны, легко включаются в совместную взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за нимсло ва и действия. Задача экологического воспитания детей младшего дошколь­ного возраста - заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных, обеспечить понимание первоначаль­ных связей в природе и понимание необходимости наличия опре-

    деленных условий для их жизни.

    Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого иозраста является конкретный образ предмета, действия с ним. слова должны следовать за ними - тогда ситуация в целом становится понятной малышу, усваивается им. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологическом воспита­нии младших дошкольников являются неоднократно повторя­ющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование ими. Все, что можно дать де-I тим в руки, предлагается им для обследования, в которое вос­питатель включает как можно больше органов чувств. Дети берут в руки натуральные овощи, фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они скрипят или шур­шат, т.е. обследуют их всеми сенсорными способами. Каждое ощущение воспитатель обозначает словом, просит детей повто­рять за ним.

    Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель изоб-

    ражает руками форму, размер, высоту или длину объектов приро-ды: «рисует» в"воздухе круглый помидор, яблоко, длинную мор-ковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. Просит детей руками сделать то же самое - движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом. Воспитатель осторожно вводит игру как метод экологического иоспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, i (на еще не является ведущей деятельностью, поэтому для педаго­га стоит задача отобрать для ИОС простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено жологическое содержание. Лучше всего для этой цели подходят опразы сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и се­меро козлят», «Заюшкина избушка».

    С самого начала года воспитатель и в первой, и во второй млад­ших группах многократно рассказывает и разыгрывает с куклами би-ба-бо сказки, начиная с «Репки». Дед, который вырастил в своем огороде хорошую репку, «приходит» на занятия с «фрукто-во-овощной» тематикой (в его огороде помимо репы растут и другие пиощи, а в саду - яблоки и разные ягоды), знакомит детей с самыми разными плодами, участвует в их обследовании, дает по­пробовать и к детям в целом относится доброжелательно. Тему доммашних животных легко представить с помощью Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых кроме кур живут корова, коза, лошадь и другие животные. На занятия «приходит» либо Дед, либо Баба, они рассказывают то о корове с теленком, то о козе с ко лятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят во дой. Воспитатель дает возможность детям на правах помощником поучаствовать в этих операциях - ребята кормят сеном игрушеч ных (или изображенных на картине) коров и коз, пасут их, стро ят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам. Такая игра позволяет малышам познавать сельскую действительность развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знаш сказок.

    Технология экологического воспитания младших дошкольни ков включает следующие компоненты:

    Разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за аквариумной рыбой, декоративной птицей, елью на участке и зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними пер воцветами). Каждый из циклов включает 3 - 5 наблюдений и по зволяет детям получить первые конкретные знания об этих объек тах природы;

    Ежемесячные(в течение одной недели) наблюдения за по
    годными явлениями, которые сопровождаются ежедневным веде
    нием календаря (с помощью картинок-пиктограмм) и одеванием
    картонной куклы;

    Участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними
    которые фиксируются в специальном календаре карточками-кар
    тинками с их изображением ежедневно в течение 1 - 2 недель
    разгар зимней подкормки;

    Проращивание лука-репки в зимнее время и создание кален
    даря его роста: наблюдения за растущим луком ведутся в течение
    4 - 5 недель (один раз в неделю) воспитателем в присутствии де
    тей и с их помощью делаются зарисовки;

    Совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке при
    роды по уходу за комнатными растениями, аквариумом - дети
    приобщаются к трудовым операциям и пониманию их значения
    для живых существ;

    Рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматри
    вание иллюстраций в книгах;

    Проведение экологических занятий один раз в две недели;

    Проведение экологических досугов.

    Технологии для детей третьего и четвертого года жизни по строены на одном и том же материале и различаются лишь объе мом отдельных мероприятий.

    Экологическое воспитание детей средней группы. Дошкольники пятого года жизни отличаются от малышей физическими и пси хическими возможностями: они увереннее во всех проявле ниях, владеют первоначальными навыками самостоятельности, имеют более устойчивое внимание, более развитые восприятие и мышление, лучше понимают и воспроизводят речь взрослого иособны к первым волевым усилиям. Важной особенностью этого периода являются становление сюжетно-ролевой игры, большой интерес детей к ней. Именно поэтому воспитатель может чаще использовать ее в эколого-педагогической работе, что обеспечит хорошее усвоение дошкольниками нового материала и быстрое становление их самостоятельной игровой деятельности.

    Технология экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста имеет следующие структурные компоненты:

    Циклы наблюдений за объектами зоны природы детского сада(аквариумными рыбами, декоративной птицей в клетке, морской Свинкой, живущей в уголке природы, елью, осенними цветами и весенними первоцветами на участке). Каждый цикл включает 4 -6 наблюдений, позволяет на сенсорной основе формировать конкретные представления детей об объектах природы, с которыми они находятся в постоянном контакте;

    Ежемесячные (по одной неделе) наблюдения за сезонными явлениями природы и одновременное ведение пиктограммного

    календаря, включающего картонную куклу, одевая которую дети моделируют степень тепла и холода в тот или другой период каждого сезона; эти наблюдения развивают наблюдательность детей,приучают их замечать изменения природных явлений;

    Совместная деятельность нескольких детей и воспитателя в уюлке природы, формирующая умение общаться с живыми существами и трудовые навыки по поддержанию необходимых условий жизни для них; развивающая нравственные качества детей,осмысленное понимание необходимости трудовых операций;

    Подкормка птиц и наблюдения за ними, ведение специального календаря в январе (в кульминационный период зимы), что развивает нравственные качества детей, их готовность практически помочь птицам; дошкольники, кроме того, приобретают пред-(гавления о разнообразии птиц, а также способность с помощью картинок фиксировать эти представления в календаре;

    -«огород на окне», выращивание двух «дидактических» лукониц в стеклянных сосудах (в разных условиях), еженедельные блюдательность детей, их способность замечать изменения растущих растений, понимать, как различные условия влияют на

    Чтение на протяжении всего учебного года коротких рассказов Е. Чарушина о животных, рассматривание книг с его иллюстрациями, проведение занятия в конце года, посвященного этому автору. Многократное обращение к писателю, который описывал И рисовал симпатичных детенышей, позволяет формировать у ребят устойчивый интерес к наблюдению природы, понимание того, ч ю впечатления можно творчески представить другим людям - в форме рассказов и рисунков; -чтение или рассказывание сказок «Красная Шапочка», «Д0к тор Айболит», рассматривание иллюстраций в книгах и последу ющее включение главных персонажей в ИОС; использование ку кол облегчает знакомство детей с экосистемой леса, со всеми обитателями, а с помощью доктора Айболита можно приобщать детей к пониманию ценности здоровья (своего и других живых существ);

    Еженедельное проведение экологических занятий, на кото
    рых дети закрепляют и углубляют представления о природе, по
    лученные в повседневной жизни, или приобретают новые. На:за
    нятиях воспитатель широко использует все виды ИОС, которы.
    облегчают усвоение знаний и игровых навыков;

    Проведение экологических досугов, развивающих положитель
    ное эмоциональное отношение к природе.

    Начиная со средней группы эколого-педагогическая работа детьми организуются на литературной основе. Для данной грум пы такой стержень составляют произведения Е.Чарушина. Это не означает, что воспитатель не может обратиться к другим аи торам, - просто книгам Е.Чарушина отдается предпочтение так как они содержат доступные детям этого возраста описании животных и их художественные образы. Рассказы и рисунки по сателя побуждают детей к собственному творчеству на оснош впечатлений о природе, стимулируют развитие литературных и художественных способностей.

    Дети средней группы отдаются игре, она их захватывает, но этому воспитатель особенно тщательно готовится к занятиям которые включает игры-путешествия, диалоги с литературными персонажами, обыгрывание игрушек-аналогов. Педагог заранее продумывает все игровые приемы, способы поддержания вообра жаемой ситуации и исполняет одну из ролей. Такая тщательная подготовка обеспечит хорошую игру, высокий эмоциональным отклик детей, надежное усвоение экологических знаний и oOpi тение игровых умений.

    Экологическое воспитание детей старшей группы. Дети шесто го года жизни отличаются большими физическими и психикческ кими возможностями, чем дети средней группы. Они овладеневаю главными движениями, их отношения со взрослыми и сверстни ками становятся сложнее и содержательнее, в игре они отражй ют не только действия и операции с предметами, но и взаимп отношения между людьми. Совершенствуются умственные спи собности детей: более устойчивым, целенаправленным и диф ференцированным становится восприятие, произвольными память и внимание; появляется способность анализировать и обоб щать, продолжает развиваться образное мышление и интенси но формируется логическое (причинно-следственное) мыш ле ние. Дети лучше понимают речь взрослого, символическое (осо бенно с помощью пиктограмм) обозначение предметов и явле­ний; начинают рассуждать, делать умозаключения, строить пред­положения. Все это позволяет усложнить содержание экологи­ческого воспитания.

    Технология эколого-педагогической работы с детьми этого нозраста имеет и сходство с системой предыдущего года, и отли­чие от нее. В повседневной жизни проводятся циклы наблюдений la животными, обитающими в уголке природы: осенью - за хо­мяком, зимой - за птицей, весной - за рыбами в аквариуме. Наблюдения этих циклов содержат не только элементарные све-дения о том, что животные едят, какое имеют строение, но и отражают их взаимосвязь со средой обитания, морфофункцио-нлльную приспособленность к ней.

    Специальные наблюдения посвящаются выяснению того, как И что видят, слышат рыба, птица, хомяк (т.е. как функциониру­ют и какую приспособительную роль в жизни играют органы чувств), как передвигаются, обихаживают себя, как дышат, как реагируют на разный корм, громкие звуки, резкие движения, неожиданные предметы. Такие наблюдения - не только выясне­ние особенностей образа жизни и поведения животных, но и определение того, как люди (воспитатель, дети) должны реаги­ровать на их состояние, по каким признакам замечать их недо­могание, как создавать наиболее благоприятные условия жизни, с. как гуманно и бережно к ним относиться на иснове понимания их жизнедеятельности. Все цик­лы наблюдений объединяют компоненты умственного и нрав- ственного воспитания: дети сенсорно-чувственным путем при-обретают конкретные знания, которые обеспечивают становле­ние единственно правильного, действенного отношения к жи-иым существам.

    То же самое относится к циклам наблюдений за растениями, растущими на окне, в огороде (овощными) и на участке (цветоч­ными), которые проводятся в теплые периоды года. Прослежива­ются особенности взаимосвязи растений с условиями их жизни. Для большей убедительности проводятся элементарные опыты (например, лук выращивается тремя различными способами: при наличии всех необходимых условий, в темноте и в холоде). Воспи-татель включает в циклы наблюдения эстетического характера: дети учатся замечать красоту растений, которая проявляется только в благоприятных условиях. Таким образом, они начинают понимать эстетику живого с экологических позиций: красивое растение - по здоровое растение, которое находится в среде, полностью соответствующей его потребностям.

    На протяжении всего учебного года одну неделю в месяц дети наблюдают сезонные явления природы. Большую роль в их ум-ственном развитии играет календарь нового типа, который из чисто пиктограммного становится пиктограммно-символическим: pel рисунками изображают растительный и животный мир дани-периода сезона, значками-пиктограммами - параметры погоды цветом - дни недели.

    Аналогичными становятся календари наблюдений за зимую щими птицами, за ростом и развитием огородной культуры они также соединяют в себе образное и символическое отображения ние наблюдаемых явлений. Наблюдая зимой за пернатыми, дети ежедневно в период ведения календаря выставляют в соответству ющих графах картинки с изображением тех птиц, которых они видели во время прогулки, а затем переносят общую картину символический план - «галочками» разного цвета (т.е. символа ми) на строке данного дня обозначают птиц, которые прилетали на подкормку, ели на кормушке и собирали крошки под ней ими летали над участком, наблюдали за событиями с крыши здания с дерева. Картинки воспитатель убирает, а в календаре оста ются их «следы» - цветные галочки.

    Ежедневно, начиная с октября, осуществляется совместная /к ятельность воспитателя с 2 - 3 детьми в уголке природы - это ни чало их приобщения к выполнению обязанностей дежурных. Bаж но, что дети помогают воспитателю не менее трех дней подряд - за это время они начинают осознанно отно ситься к делу, приобретают навыки, некоторую самостоятельность

    Новой формой работы являются природоохранные акции проведение которых включают детей старшей группы: «Зеленин елочка - живая иголочка» (с начала декабря до середины января «Украсим Землю цветами» (приурочена к Дню Земли - 22 апреля Дети вместе со взрослыми приобщаются к общезначимым собы i и ям, практически (а не только вербально) участвуют в них (рисуют плакаты в защиту ели, развешивают их, выращивают цветчную рассаду и высаживают ее на территории детсада и за ее пределами)

    В декабре начинают включать в работу «Панораму добрых дел» общегрупповое панно, в котором представлены все хорошие по ступки дошкольников, это как бы выраженная значками нраи ственность личности каждого ребенка. Дети видят на панно себя и других (фотографии), начинают осознавать значение хорошего ни ступка, им становится небезразличной оценка их поведения взрос лыми и детьми - это начало формирования чувства достоинства которое стимулирует нравственное развитие личности. «Панора му» воспитатель ведет до конца учебного года, поэтому у дошкош ников есть время понять, осмыслить, отреагировать на нее, со знательно изменить свое поведение.

    Литературным стержнем технологии экологического воспи тания старших дошкольников являются произведения В.Биаи ки, познавательные сказки которого отвечают экологическому содержанию и возможностям усвоения его детьми. Сказки запимательны по форме и сюжету, поэтому вызывают у ребят эмоцио­нальный отклик, а по содержанию демонстрируют морфофунк-циональную приспособленность животных к среде обитания. По­учительно и становление В. Бианки как писателя: в детстве отец приучал его внимательно наблюдать природу, затем записывать свои наблюдения, эти дневники и послужили основой для ли-н-ратурных произведений. Об этом дети узнают на празднике, который посвящен писателю и проводится в день его рождения (II февраля).

    Параллельно воспитатель на протяжении всего учебного года мигает рассказы и сказки писателя, создает вместе с детьми само­дельные книги и альбомы. Дошкольники зарисовывают свои впе-чатления, пересказывают фрагменты сказок, воспитатель собира-ет рисунки, оформляет высказывания ребят и вместе с ними по всем правилам брошюрует книгу, которая является общей гордо-стью, - ее показывают родителям, ставят в книжный уголок для обцего пользования. Эта творческая деятельность приобщает де-гей к пониманию писательского труда, значения книги в жизни ювека, углубляет интерес к природе и наблюдениям за при-родными явлениями. Особое значение имеет рассказ В. Бианки «Си-ничкин календарь» - его читают целый год, синичка «прилетает» к детям, они делают модель года - все это развивает эмоции детей, их интеллект.

    Особое значение приобретают занятия, в ходе которых вос­питатель начинает углублять и обобщать с детьми хорошо знако­мый им материал. За предыдущий период дошкольники накопи-дии много конкретных знаний об овощах и фруктах, домашних животных, зимующих птицах, сезонных явлениях природы - теиерь у них можно сформировать обобщенные представления, провести с ними занятия углубленно-познавательного типа, с помощью моделей и других наглядных пособий показать эколо-гические зависимости природы. Большую роль на таких занятиях играют различные календари, которые отражают наблюдения за сезонными явлениями, ростом и развитием растений, зимую­щими птицами.

    Во всех календарях самими детьми смоделированы изменяю­щиеся явления и объекты природы. На занятиях дети учатся «чи-тать» графическую модель - развертывать ход событий по знач-кам и рисункам.

    Воспитателю старшей группы следует обратить внимание на комплексные занятия, которые включены в технологию: их все-сторонне развивающее значение, смену видов деятельности. На­пример, прошла осень, дети три месяца наблюдали за погодой, природой, вели календарь - теперь по нему можно выделить все существенные признаки для определения осени как сезона (это-му посвящается первая часть занятия). Затем воспитатель пока зывает осень с эстетической стороны - красоту ее явлений: демонстрирует репродукции картин знаменитых художников, читает соответствующие стихотворения классиков, слушает вместе с детьми музыкальные произведения на тему, т.е. показывает красоту природы, отраженную в искусстве. Затем дети сами ста­новятся «художниками» - создают творческие работы на тему осени.

    Значение игры в этом возрасте не уменьшается: воспитатель проводит занятия в форме путешествий, использует игрушки-ана­логи при рассматривании картин, включает в разные мероприя­тия любимые игровые персонажи. Особое значение имеет Доктор Айболит - он проводит профилактические осмотры детей, рас­тений, животных, дает рекомендации по сохранению здоровья, по физическому развитию, оценивает заботу детей об обитателях уголка природы.

    Таким образом, технология эколого-педагогической работы с детьми старшей группы, базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, т.е. является новым витком в общей системе экологического воспитания дошкольников - фор­мирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней.

    Экологическое воспитание детей подготовительной к школе груп­пы. Дети седьмого года жизни много знают и многое умеют. Зна­ния они получают в общении со взрослыми и сверстниками, че­рез телевизор и книги, в формирующейся учебной деятельности - они готовы решать специально поставленные умственные задачи. Игра по-прежнему имеет большое значение, но усложняется - по содержанию и форме она должна соответствовать возросшим возможностям и умениям детей. Дошкольники готовы классифи­цировать объекты по значимым признакам, искать причину явле­ний, представить последствия своих действий, особенно если на них обращает внимание взрослый. У детей есть опыт и достаточно широкий круг представлений о мире, поэтому они хорошо пони­мают речь взрослого, их занимает чтение познавательной литера­туры.

    По форме технология эколого-педагогической работы с деть­ми этого возраста схожа с технологиями предыдущих лет, но по содержанию она сложнее. В циклах наблюдений дошкольники про­слеживают самые различные нюансы взаимосвязи объектов жи­вой природы со средой обитания, морфофункциональной при­способленности к ней. В циклы включаются наблюдения сравни тельного характера, проблемные и опытнические ситуации, дети прослеживают рост и развитие птенца, детеныша млекопитающе­го, их меняющуюся связь с внешней средой. Таким образом до­школьники узнают все внешние проявления и особенности тех обитателей детского сада, с которыми они находятся в постоян­ном контакте в течение всего года. Дети любят их, легко и почти самостоятельно ухаживают за ними, могут эмоционально и с ин­тересом рассказать об их жизни в неволе и в природе.

    Система работы с детьми подготовительной к школе группы имеет ряд важных отличительных особенностей. В сентябре она начинается с изготовления самодельного глобуса - на первом занятии дошкольникам дается самое элементарное представле­ние о Земле, материках, морях и океанах, о полюсах и экваторе, о местоположении России и родного города. Дети узнают о неко­торых экологических проблемах планеты, своей страны. Нужен именно самодельный глобус большого размера, потому что на этом занятии и далее в течение всего года дети работают с ним - они практически моделируют свои первые географические по­знания: наклеивают материки, флажками обозначают полюса, наносят печатными буквами названия (страны, столицы, свое­го города или поселка), приклеивают изображения животных в местах их естественного проживания, значком SOS обозначают экологически неблагополучные территории на Земле. Работа с глобусом целиком" сопряжена с чтением познавательной литера­туры.

    Стержневым произведением для этой группы является «Эколо­гия в картинках» В.Н.Танасийчука 1 - автора ряда познаватель­ных книг о природе для детей. Семнадцать рассказов книги созда­ют образное, доступное детям этого возраста представление об основных экологических законах природы. Чтение рассказов на протяжении всего учебного года сопряжено с при­родными наблюдениями и другими видами деятельности, пре­дусмотренными технологией, и сопровождается поиском на гло­бусе тех мест, о которых идет речь, наклеиванием на него соот­ветствующих животных. Таким образом, глобус помогает глубже понять содержание книги «Экология в картинках». Он использу­ется весь учебный год - воспитатель работает с ним и вне про­граммы, показывая дошкольникам то, о чем они часто слышат. Кроме того, дети зарисовывают фрагменты рассказов, которые им особенно понравились, и вместе с воспитателем изготовляют самодельные книги. К концу года их получается 17 - целая биб­лиотечка, являющаяся художественно-практическим воплощени­ем экологических познаний детей. Большое значение в технологии подготовительной к школе группы имеют занятия углубленно-познавательного и обобщаю­щего типа. К этому возрасту дети накопили много конкретных чувственных знаний - на их основе можно проводить классифи­кацию объектов природы, объединять их в группы по разным ос­нованиям, демонстрировать самые различные экологические за­висимости, учить детей самостоятельно использовать обобщен­ное знание в новых ситуациях, что является основой умственной подготовки детей к обучению в школе. На таких занятиях до­школьники приобретают первые навыки учебной деятельности: слушают пояснения воспитателя, его вопросы, ответы сверстни­ков, высказывают свои суждения при коллективной беседе. Ак­тивно учатся сравнивать, анализировать, строить умозаключения, делать выводы.

    Не менее важны комплексные занятия, на которых организу­ются выставки произведений искусства, - воспитатель развивает эстетическое восприятие детей, их способность чувствовать и пе­реживать красоту природы, запечатленную в различных произве­дениях. Осмотр мини-выставок, если они организованы по всем правилам, подготавливает дошкольников к посещению музеев, способствует приобщению к ценностям культуры и общему раз­витию личности ребенка.

    В течение года взрослые организуют выходы детей в ближай­шие экосистемы - экскурсии и походы в лес, на луг, водоем. Это очень важные мероприятия эколого-оздоровительного характера: дети дышат хорошим воздухом, получают эстетическое наслажде­ние от красоты природы, познают сообщество растений и живот­ных, наблюдают следы их деятельности, участвуют в природоох­ранном деле, или акции. Практическое взаимодействие с живой природой ничем нельзя заменить или восполнить - только не­посредственно в лесу (у водоема) дети приобретают навыки пра­вильного поведения на природе, культурного отдыха, учатся со­блюдать правила посещения леса. Походы и экскурсии дают много эмоциональных впечатлений - их надо закрепить, поэтому все участники похода, готовясь к нему, делают игрушечные фотоап­параты, которыми «фотографируют» все интересные и красивые явления природы. По возвращении дошкольники «проявляют» фотографии - создают рисунки, а взрослые делают настоящие фотографии, демонстрируют видеофильм.

    Отношение к природе, к благоприятной окружающей среде, к здоровью формируется также во время праздников и досугов эко­логического характера. Второй праздник Нового года взрослые организуют вместе с детьми на участке (в ближайшем природном окружении) вокруг живой елки. Это самый настоящий гимн жиз­ни - прекрасному дереву, которое не срубили, которому удалось выжить в пору предновогодней массовой вырубки елей. Праздник, посвященный воде, организуется 5 июня (совпадает с Все­мирным днем охраны окружающей среды). Вода - это сама жизнь, без нее не может обойтись ни одно живое существо, вода достав­ляет много радости людям, особенно детям, - праздник дает воз­можность это почувствовать.

    Но самым главным экологическим праздником в подгото­вительной к школе группе является всемирный День Земли (22 апреля). В этот день с дошкольниками проводится второе заня­тие с глобусом, посвященное экологическим проблемам. Дети уже много знают, их представления можно расширить и углубить - пусть они накануне выпуска в школу задумаются о жизни на Зем­ле. В этот день проводится акция «Украсим Землю цветами» - дети высевают семена, высаживают выращенную ими рассаду цветочных культур на участок и в места ближайшего окружения (чтобы везде было красиво). Вечером организуется праздник, на котором подводится итог первым в жизни детей хорошим де­лам, их отношению к природе: дошкольников посвящают в «Юные экологи», им вручают первый документ - Свидетель­ство «Юный эколог» и маленький подарок. Об их хороших делах, любви к природе свидетельствует выставка работ в зале: кален­дари природы (их много, они разные), самодельные книги по рассказам В.Н.Танасийчука и глобус, «Панорама добрых дел», плакаты в защиту ели, рисунки детей и фотографии походов. Все это представлено для всеобщего обозрения, и дети убеждаются: они действительно любят природу и не зря теперь называются маленькими экологами.

    Очень важной является неделя подготовки к празднику: дети каждый день расширяют свое представление о Доме, в котором они живут. Прежде всего дом - это помещение, где проходит жизнь детей (групповая комната и квартира), оно должно быть чистым, уютным, красивым и теплым, с хорошей освещеннос­тью и свежим воздухом. В нем удобно заниматься любимыми де­лами. Дети вместе с воспитателем осматривают помещение груп­пы, наводят порядок, обсуждают, что можно изменить, чтобы стало еще лучше, - в хорошем доме дети и взрослые хорошо себя чувствуют, не болеют. На следующий день дети осматрива­ют участок, убирают мусор, планируют посадки цветов: двор возле подъезда дома и участок детского сада - это тоже их дом, они гуляют, играют в нем в свободное время, он тоже должен быть приятным.

    В последующие дни воспитатель ведет с детьми разговоры о том, что домом для каждого человека является улица, родной поселок или город, лес, парк, в котором он часто гуляет. Свой дом надо любить, быть добрым, заботливым хозяином.

    Таким образом, все мероприятия, связанные с Днем Земли, воспитывают в детях на экологической основе чувство патриотиз ма, расширяют понятие любви к природе, к планете. Это кульми­нация всей методической системы экологического воспитания дошкольников.

    Экологическое воспитание детей в разновозрастной группе. Ра­бота с детьми разных возрастов по содержанию не отличаетсся от той, которая была описана выше. С дошкольниками также прово­дятся наблюдения в повседневной жизни, трудовые занятия в угол­ке природы и другие мероприятия. Работа с детьми этой группы отличается лишь организацией педагогического процесса. Можно выделить два ее варианта.

    Одно из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования получило экологическое воспитание. Ребёнок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей среды он должен получать представление о её хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать, какие действия человека наносят ей непоправимый вред. Занятия по экологическому воспитанию в детском саду как раз и призваны решать эти задачи.

    Теоретические аспекты экологического воспитания в ДОУ

    Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда… Есть твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету.

    Антуан де Сент-Экзюпери

    https://ekolog17.jimdo.com/

    Основы экологического образования входят в программы для детских дошкольных учреждений, начиная с 60-х годов прошлого века. Но если тогда основной упор делался на привитие детям элементарных основ экологической грамотности, то сейчас - на формирование экологической культуры с самого раннего детства.

    Это положение отражено в «Программе воспитания и обучения в детском саду», формулирующей две главные задачи:

    • воспитание любви к природе родного края, умения понимать и чувствовать её красоту, бережно относиться к растениям и животным;
    • создание условий для получения воспитанниками элементарных знаний о природе и формирование у них ряда представлений о явлениях живой и неживой природы.

    Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все знания, которые связаны с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью природы, у них ещё не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому главная задача - сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь.

    Ребёнок в дошкольном возрасте ощущает себя частью природы, и задача педагога - укрепить эту связь

    Формы занятий по экологии

    На занятиях по экологии используются различные формы обучения. Основные направления деятельности:

    1. Специально подготовленные занятия. Здесь главную роль играет воспитатель. Это могут быть:
      • экскурсии,
      • беседы с воспитателем о природе, животных, растениях,
      • чтение художественной литературы,
      • рассказы об особенностях ухода за животными.
    2. Совместная деятельность дошкольников и воспитателя. Дети принимают активное участие во всём происходящем на занятиях. Сюда относятся:
      • различные тематические игры,
      • викторины,
      • рисование и конструирование,
      • наблюдение,
      • ответы на вопросы детей,
      • обсуждение прочитанных книг, просмотренных диафильмов и мультфильмов,
      • работа в живом уголке,
      • подготовка экологических праздников и т. д.
    3. Самостоятельная работа детей. Применение полученных дошкольниками экологических знаний на практике. Например, они могут самостоятельно (но под присмотром воспитателя) поливать цветы, кормить животных в живом уголке, собирать гербарии или коллекции.

    Экологическое воспитание начинается с заботы детей о растениях и животных

    Дидактические и наглядные материалы для занятий по экологии

    Подготовка к занятиям по экологии в детском саду предусматривает широкое применение разнообразных дидактических и наглядных материалов. Причём часть из них можно готовить совместно с детьми. Так, в подготовительной и старшей группах можно приготовить наглядные пособия для малышей. Например, на занятиях по конструированию ребята могут сделать наглядный материал по теме «Огород». Только в начале занятия обязательно надо предупредить, что их поделки будут использоваться как наглядный материал для малышей. Это очень важно! Дети (да и вообще люди) любят, когда их труд нужен кому-то, а не пропадает даром.

    Наглядное пособие по теме «Огород», изготовленное дошкольниками средней группы, порадует самых маленьких воспитанников ДОУ

    В начале занятий можно просматривать диафильмы и мультфильмы («Рыжая кошка», «Паровозик из Ромашкова», «Клад», «Бабочка», «Сказка о белой льдинке», «На лесной тропе», «Шапокляк»), а затем обсуждать просмотренное. Так, на примере мультфильма «Клад» можно обсудить значение и ценность обыкновенной питьевой воды, а после просмотра мультика «Паровозик из Ромашкова» - порассуждать о том, как важно время от времени останавливаться и наблюдать за природой, наслаждаться удивительным окружающим миром.

    Рассматривание картинок и картин - один из приёмов, используемых на занятиях. В первой и второй младших группах используются простые картинки, изображающие растения, животных, овощи, фрукты. В средней, старшей и подготовительной группах можно рассматривать репродукции картин известных художников («Грачи прилетели» А. Саврасова, «Утро в сосновом бору» И. Шишкина, «Жук» И. Кабакова, «Золотая осень» И. Левитана) и просить ребят рассказать, что они видят на них.

    Экологическое лото позволяет обощить представления детей о различных видах растений и животных

    Игры также можно применять на занятиях по экологическому воспитанию, причём как настольные (например, различные лото, «Найди пару», «Где кто живёт», «Вершки и корешки»), так и подвижные (например, «Спасительное дерево», «Гномики в лесу», «В зоопарке» и любимая от мала до велика потешка «У оленя дом большой»). В качестве дидактических материалов и пособий можно использовать плакаты, модели, схемы, календари природы, оформленные на экологические и живые уголки, выставки рисунков, комнаты природы.

    Экологический уголок в ДОУ должен быть красочно оформлен и привлекать внимание детей

    Видео: потешка «У оленя дом большой»

    Программы по экологическому воспитанию

    Существует 2 типа программ для дошкольных учреждений: комплексные и парциональные. Комплексные программы предписывают действия, направленные на развитие дошкольников во всех сферах, а парциональные углублённо рассматривают какое-то одно или несколько тематически близких направлений.

    Комплексные программы

    Наиболее полно экологические аспекты предусмотрены в программах «Детство», «Радуга» и «Кроха». В них есть специальные разделы, посвящённые не просто получению элементарных знаний о природе, а о взаимосвязи окружающего мира и человека.

    «Кроха» посвящена развитию детей самого младшего возраста, поэтому задачи тут простые: созерцать, наблюдать, познавать. Согласно данной программе, в дошкольных учреждениях рекомендуется обустроить живой уголок. Посещение его особенно полезно тем детям, родители которых не разрешают заводить животных дома.

    В часть программы «Детство» «Ребёнок открывает для себя мир природы» входят 4 блока, которые учитывают возрастные особенности детей:

    • сведения о растениях, животных как представителях живого в мире природы (особенности внешнего строения и жизненных функций, связь живых существ со средой обитания, их неповторимость);
    • механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания (свойства различных сред, представления о группах животных, проживающих в однородной среде);
    • знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных (представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса);
    • знания экосистемного характера (дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе, их взаимосвязанностью).

    Раздел программы «Радуга» «Мир природы» предусматривает изучение экосистемы разных регионов мира, географических понятий, исторических и археологических фактов. Недостаток её - дети получают множество интересных фактов о мире, но не учатся их осмысливать. В программе «Истоки» есть раздел по изучению окружающего мира, но он не соответствует современным требованиям, а программа «Развитие» вообще не ставит цели экологического воспитания воспитанников ДОУ.

    Живой уголок в ДОУ позволяет детям приобщиться к миру живой природы и ухаживать за питомцами

    Парциальные программы

    К одобренным Министерством образования России относятся парциональные программы по экологическому воспитанию дошкольников:

    • «Наш дом - природа»,
    • «Юный эколог»,
    • «Жизнь вокруг нас»,
    • «Природа и художник»,
    • «Семицветик»,
    • «Паутинка»,
    • «Мы - земляне»,
    • «Открой себя»,
    • «Надежда».

    Любая из этих программ по-своему интересна, поэтому каждый педагогический коллектив имеет возможность выбора, в зависимости от собственных условий.

    К первым программам по экологическому воспитанию в детских садах, которые начали разрабатываться ещё в 90-х годах прошлого века, относится «Юный эколог». Её автор - С. Николаева. Стоит уточнить, что в состав «Юного эколога» входят 2 программы: экологическое воспитания детей и повышение квалификации воспитателей. Таким образом решается комплексная задача воспитания начал экологической грамотности у детей и повышения экологической культуры взрослых, которые призваны этих детей воспитывать.

    Так как экологическому воспитанию придаётся большое значение, педагоги дошкольного образования по всей стране разрабатывают собственные программы, исходя из своих возможностей, географического положения и социальных условий. Заслуживают внимания следующие программы:

    • «Непреходящие ценности малой родины» , разработанная педагогом из Иванова Е.В. Пчелинцевой;
    • «Я в большом мире» , созданная педагогическим коллективом из города Северска;
    • «Азбука экологии» Л.И. Грековой (раздел программы «Планета детства», применяемой на территории Ставропольского края).

    Как провести занятие по экологии в детском саду

    Программы по экологическому воспитанию предусматривают большое разнообразие форм занятий с детьми, начиная с игр и заканчивая серьёзными проектами.

    Экологическая тропа

    Одной из самых занимательных форм экологических занятий на открытом воздухе является экологическая тропа. В каждом детском саду желательно иметь 3 вида тропинок и использовать их сообразно возрастным группам. Первая тропинка находится в помещении ДОУ, она может включать в себя специально оформленные стенды, комнату природы, живой уголок. Вторая проходит по территории дошкольного учреждения и используется во время ежедневных прогулок. А третья тропинка - для путешествий. Она ведёт детей на прилегающую к саду территорию. Это может быть сквер, парк, лесопарковая зона, луг или даже настоящий лес.

    Экологическая тропа - это специально оборудованный маршрут, проходя по которому дошкольники приобретают знания о природной среде

    В идеале на всем протяжении маршрута по тропе детям должны встречаться как дикие, так и культурные растения, растущие по отдельности и скученно, разные деревья и кустарники, птиц, живущих в гнёздах, на деревьях или специально оборудованных домиках, муравейники, камни, водоёмы… В общем, чем разнообразнее, тем лучше. Конечно, для каждой возрастной группы необходимо составлять свой маршрут. Желательно оформить план экологической тропы и разместить его в начале маршрута. Во время путешествий по экологической тропе дети слушают рассказы воспитателя, наблюдают, задают вопросы, учатся делать выводы, собирают гербарии, коллекции и т. д.

    Проектная деятельность по экологии в детском саду

    В процессе экологического образования в детском саду следует особое внимание уделять исследовательской деятельности детей. В этом может помочь разработка различных проектов, которые могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными. Краткосрочные проекты более распространены в дошкольных учреждениях. Темы у них могут быть различными, например, «Общаемся с животными», «В чём сила воды», «От колоска до буханки», «Кто как зимует в лесу» и т. д.

    Поощрение исследовательского интереса детей развивает их мыслительные способности и стимулирует дальнейшую познавательную активность

    Тем не менее и долгосрочные проекты вполне по силам детям дошкольного возраста. Следует обратить внимание на такие темы: «Покормите птиц», «Посадили мы репку», «Огород на подоконнике», «Аквариум - рыбье царство», «Вырастим лимон» и т. д.

    Разработка как краткосрочных, так и долгосрочных проектов требует немало усилий, предварительной подготовки, изучения материалов и литературы по теме, наблюдений, исследований и умения делать выводы. Также важно красиво оформить и увлекательно представить свой проект. Всему этому детям и придётся научиться.

    Аппликация «Грибок» выполняется детьми в рамках проекта «Здравствуй, осень!»

    Пример проекта для второй младшей группы

    Название «Здравствуй, осень!»
    Задачи
    • Расширить познания детей об осени как времени года, о погоде в это время, о природных дарах, которые дарит осень.
    • Расширить словарный запас детей на осеннюю тему.
    • Выучить стихотворения и песенки об осени.
    • Научиться изображать в рисунках осень.
    Материалы
    • Рисунки, карточки, изображения овощей и фруктов;
    • муляжи овощей и фруктов;
    • осенние листья;
    • цветы;
    • стихи;
    • бумага, краски, пластилин.
    Деятельность воспитателя
    • Подбирает стихи и песни;
    • отбирает игры;
    • проводит занятия с детьми.
    Деятельность родителей
    • Подбирают фотографии, литературу;
    • участвуют в празднике.
    Мероприятия в ходе реализации проекта
    • Подвижные игры;
    • дидактические игры;
    • чтение стихов, рассказов и сказок об осени;
    • разучивание песенок об осени;
    • создание аппликации «Грибок»;
    • рисуем осень;
    • беседы на тему погоды;
    • рассказ об осенних дарах: овощах, фруктах, грибах, орехах;
    • составление букетов из осенних листьев и цветов;
    • просмотр мультфильмов.
    Итог проекта
    • Устройство выставки рисунков, осенних букетов и аппликаций.
    • Проведение праздничного утренника «Здравствуй, осень!».
    • Праздничный стол с осенними дарами.

    Узнать больше о проведении занятий по экологии в первой и второй младших группах можно из нашей статьи - .

    Примерный план занятия на тему «Как делается хлеб» в средней группе

    Цель занятия: продемонстрировать детям, как делается хлеб.

    Оборудование и материалы:

    • картинки,
    • проросшая пшеница,
    • зелёные ростки пшеницы,
    • пшеничные зёрна и колоски,
    • кусочки хлеба,
    • мука,
    • яйца,
    • соль,
    • дрожжи,
    • вода,
    • растительное масло.

    Ход занятия:

    1. Дети смотрят мультфильм «Колосок».
    2. Воспитатель предлагает детям узнать, где живут пшеничные зёрнышки, как растёт пшеница, как получается мука, как выпекается хлеб.
    3. Дети рассматривают проросшую пшеницу и пшеничные ростки.
    4. Воспитатель предлагает детям взять колоски и найти в них зёрнышки.
    5. Воспитатель предлагает ребятам узнать, что вкуснее - зёрна, мука или хлеб. Дети пробуют зёрнышки, муку и кусочки хлеба.
    6. Ребятам задаётся вопрос, знают ли они, как получается вкусный хлеб.
    7. Затем воспитатель замешивает тесто из приготовленных продуктов, объясняя процесс ребятам.
    8. Дети следят, как подходит тесто.
    9. Воспитатель с детьми лепят булки и относят их на кухню.
    10. Пока булки пекутся, воспитатель рассказывает, как хлеборобы выращивают пшеницу, собирают урожай, дети рассматривают картинки.
    11. Повар приносит испёкшиеся булки, и все их пробуют.

    Видео: мультфильм «Колосок»

    Занятие во второй младшей группе на тему: «Делаем ёжика»

    Берутся игрушки «Травянчик» в форме ёжика. Сначала дети поливают игрушки, выращивают травку, а заодно узнают как, почему и при каких условиях растёт трава. Также воспитатель рассказывает им о ежах - где они живут, чем питаются, как зимуют. Когда трава вырастет достаточно большой, проводится урок по конструированию «Подстрижём ёжика». Перед началом урока можно посмотреть мультфильм о ежах, например, «Ёжик должен быть колючим?»

    При изготовлении ёжика из «Травянчика» у детей получаются милые поделки, а остатками травы они угощают питомцев живого уголка

    Затем дети при помощи ножниц подстригают своих травянчиков. Состриженную травку относят в живой уголок и угощают живущих там питомцев.

    Проведение открытых мероприятий на экологическую тему

    Занятия по экологии дают широкую возможность проведения разнообразных открытых мероприятий. Участие родителей тут только приветствуется. Причём они могут не только присутствовать на утренниках и смотреть, как выступают их дети, но и сами принимать активное участие. Родители могут помогать строить и развешивать домики и кормушки для птиц, участвовать в совместных экскурсиях по экологической тропе, вместе с воспитателями устраивать пикники для детей, принимать участие во Всемирном дне без автомобиля и т. д.

    Обобщить и закрепить знания детей о живой и неживой природе можно в форме экологической викторины, КВНа, брейн-ринга и т.д., проведённых совместно с родителями.

    Видео: открытое занятие «Посев семян» в подготовительной группе

    Если выбирать самые увлекательные занятия для дошкольников в ДОУ, то экологическое направление вне конкуренции, учитывая, что данную составляющую можно привнести в любую образовательно-воспитательную деятельность. Дети любознательны, они любят всё, что связано с исследованиями, а окружающий мир выступает как увлекательнейший предмет для изучения. Остаётся только сформировать правильное к нему отношение. Это является главной задачей педагогов детского сада при реализации экологического воспитания.

    (выступление на окружной летней методической неделе «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в образовательном пространстве ДОУ»)

    Одним из приоритетных направлений деятельности нашего образовательного учреждения является экологическое воспитание детей. Этому уделяется особое внимание в работе педагогического коллектива ОУ.

    Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности, а именно формирование начал экологической культуры, практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания.

    Природа планеты - уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная. Материальная, потому что в комплексе все эти компоненты составляют среду обитания человека и основу его производственной деятельности. Духовная, потому что является средством вдохновения и стимулятором творческой деятельности. Природа, отраженная в различных произведениях искусства, составляет ценности рукотворного мира.

    Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

    Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

    Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей.

    Основными задачами экологического воспитания дошкольников являются:

    Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.

    Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному и социокультурному окружению.

    Осознание ребёнком собственного «Я» как части природы.

    Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным и социокультурным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

    Данная работа осуществляется мной через организацию непосредственно образовательной деятельности - Природное окружение – темы: «Деревья и кустарники на нашем участке»; «Плоды фруктовых деревьев», «Где ночует солнце?», «Кошка и котёнок» и т.д., режимные моменты – наблюдение во время прогулки за цветником, птицами, насекомыми, животными; индивидуальную работу – все виды продуктивной деятельности: рисование (раскрашивание), лепка, аппликация.

    В прошедшем учебном году я большое внимание стала уделять экологическому воспитанию, приобщению детей к природе с целью формирования экологических знаний посредством экспериментальной детской деятельности. В своей работе я решаю задачи экологического воспитания через формирование представлений и элементарных понятий об окружающем мире у детей.

    Чтобы решить поставленную задачу я действовала в нескольких направлениях:

    Работала по самообразованию (изучала литературу, Интернет-ресурсы, осуществляла подбор необходимого материала, оформила уголок в помещении группы, дополнила новыми необходимыми пособиям имеющийся в группе природный уголок, работала над составлением конспектов непосредственно образовательной деятельности тематических недель будущей работы);

    Работала с детьми (организация основной деятельности, деятельности по различным областям, разучивание игр, беседы, рассматривание иллюстраций, индивидуальная работа);

    Работа с родителями (консультации, беседы, оформление папок-передвижек).

    Одним из эффективных методов работы я считаю - проектную деятельность, которая является одной из современных образовательных технологий. С её помощью у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, интерес к познанию.

    В 2013 году мною был реализован проект «Огород на подоконнике» с детьми младшего дошкольного возраста, который показал на мой взгляд хорошие результаты. Его целью было - формирование экологической культуры у детей и их родителей, желание принимать участие в совместных с детьми мероприятиях.

    Проект я разделила на три этапа: организационный, деятельный и заключительный.

    На организационном этапе я провела беседу с родителями «Знакомство с проектом» с целью привлечения их к реализации проектной деятельности. Оформила родительский уголок, где разместила рекомендации по работе с детьми по проекту.

    Так же провела беседу с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт с целью расширения детского кругозора. Дети, проживающие в частных домах, охотно рассказывали о том, как они наблюдали за работой взрослых дома и о том, какую помощь они сами оказывали своим близким.

    Затем я осуществляла сбор и рассматривание с детьми семян, которые воспитанники приносили из дома. Совместно с детьми, мы подготавливали почву для посадки, оформляли сам огород, воспитывая трудолюбие и развивая творческие способности.

    Во время деятельного этапа проекта я занималась посадкой семян овощей, косточек фруктовых деревьев (яблоко, лимон) и луковиц совместно с детьми, воспитывая в них желание помогать взрослым. Затем я подготовила фоторепортаж для родителей «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями». Его целью было привлечение к совместному труду всех детей в группе.

    Так же на втором этапе реализации проекта я знакомила детей с фольклорными произведениями: потешками, пословицами, поговорками, песенками, в которых упоминается об огороде, овощах и фруктах. Я читала детям художественные произведения, связанные с огородной тематикой: русские народные сказки «Репка», «Вершки - корешки», стихотворение С. Михалкова «Овощи» и т.д.

    Дети охотно разгадывали загадки про овощи и фрукты, что способствовало развитию их смекалки, памяти, внимания.

    Мы рассматривали иллюстрации, картинки на огородную тематику, муляжи овощей и фруктов, уточняли их форму, цвет, размер.

    На протяжении проекта мы занимались продуктивной деятельностью: рисовали овощи и фрукты, раскрашивали раскраски, лепили из пластилина фрукты и овощи, применяя раннее приобретённые умения и навыки, тем самым, я старалась воспитывать в них желание заниматься творчеством самостоятельно. Затем вместе с детьми мы занимались оформлением мини выставки «Наш урожай».

    К реализации проекта я старалась привлечь родителей своих воспитанников, поэтому дети совместно с родителями выполняли творческие работы (рисунки, поделки) согласно тематике проекта, что так же способствовало развитию творческих способностей, умению работать совместно со взрослыми.

    Когда наши посевы проросли, я учила детей ухаживать за рассадой: правильно поливать, рыхлить почву, прореживать всходы.

    Так же я старалась развивать актёрские способности воспитанников, проводя игру-драматизацию по русской народной сказке «Репка».

    Когда наша рассада окрепла, мы совместно с детьми высадили её в грядки на общем огороде. В ходе реализации проекта я вела работу по созданию фотоальбома для родителей «Огород на подоконнике», где поэтапно отобразила проделанную мною и детьми огромную работу по реализации проекта.

    На заключительном этапе проекта «Огород на подоконнике» была организована выставка детских рисунков, поделок из пластилина, аппликаций, творческих работ, выполненных детьми совместно с родителями и связанных с тематикой проекта, а так же презентация фотоальбома «Огород на подоконнике».

    Дети с большой охотой принимали участие в весёлой подвижной игре «Огородно-хороводная», где каждый хотел попробовать себя в роли одного из персонажей игры.

    К концу проекта у детей сформировались представления о растениях, овощах и фруктах, сенсорных эталонах, обогатился их словарный запас, мои воспитанники научились бережно относиться к природе, стали охотно помогать ухаживать за комнатными растениями в живом уголке и за цветочной клумбой на участке детского сада, активно применяя знания, полученные в процессе проектной деятельности.

    Эффективность экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми. Их развитие и повышение уровня экологической воспитанности возможно в результате создания технологий для всех возрастных групп и внедрения их в педагогический процесс детского сада.

    Технология - это система экологического воспитания, которая содержит в себе ряд взаимосвязанных и подробно описанных мероприятий, спланированных на весь учебный год. Технология - это методическое обеспечение программы, конкретно реализующая ее главные идеи и положения. В результате применения технологии на выходе (в конце года) повышается уровень экологической воспитанности детей, что устанавливается с помощью специального диагностического обследования. К одной и той же программе может быть разработано несколько технологий, которые различаются между собой набором и характером конкретных педагогических мероприятий, их сочетанием на протяжении учебного года, но которые обязательно реализуют ведущие идеи программы.

    К «Юному экологу» - программе, которая рассматривается в данном учебном пособии, созданы и экспериментально апробированы технологии экологического воспитания детей в каждой возрастной группе детского сада. Все вместе они представляют собой методическую систему экологического воспитания дошкольников с 2 до 7 лет. Данные технологии, опубликованные в специальных изданиях, - это авторское видение системы экологической работы в детском саду. Педагоги детских садов могут создать к этой программе варианты своих технологий с учетом специфики конкретного дошкольного учреждения (социальных условий, природного окружения).

    Общая направленность представленных ниже технологий как системы эколого-педагогической работы с детьми в каждой возрастной группе заключается в следующем:
    ориентировка на широкое использование непосредственного природного окружения дошкольников, развивающей экологической среды, созданной в учреждении, на углубленное ознакомление детей с теми растениями и животными, с которыми они находятся в контакте в течение всего учебного года;
    организация регулярной и разнообразной деятельности детей в зеленой зоне учреждения: познавательной (проведение циклов наблюдений), практической (создание и поддержание необходимых условий для живых существ), природоохранной (зимняя подкормка птиц, акции в защиту природных объектов), деятельности общения (эмоционально-доброжелательного взаимодействия с живыми существами), отобразительной (изо деятельность, игра, конструирование);
    широкое использование специально подобранной детской художественно-познавательной литературы, содержание которой сочетается с содержанием других видов деятельности; углубленное знакомство детей (в течение всего года) с произведениями отдельных авторов, которые ярко отражают события в природе, служат примером любви к природе, глубокого ее познания и творческого отражения;
    1 Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М., 1995; Методика экологического воспитания в детском саду. - М., 1999; Экологическое воспитание младших дошкольников. ~ М., 2000.
    совместная творческая деятельность воспитателя с детьми: создание и использование самодельных книг, альбомов на основе впечатлений от литературных произведений и наблюдений за природными объектами;
    систематическое ознакомление детей всех возрастных групп с сезонными явлениями природы по «недельной методике», выращивание в зимне-весенний период овощных и цветочных культур, регулярные наблюдения за ростом растений; отражение различных наблюдений в календарях природы;
    регулярное включение игровой деятельности, игровых обучающих ситуаций (ИОС) в систему эколого-педагогических мероприятий во всех группах;
    оптимальное соотношение и сочетание педагогических мероприятий в повседневной жизни, позволяющих детям накопить сенсорные впечатления, конкретные знания об объектах природы, с различного типа занятиями, формирующими широкие и достаточно глубокие представления о некоторых экологических зависимостях природы, с досугами, праздниками, походами в природу, вызывающими яркий эмоциональный отклик.


    Особенностью любой технологии является планирование: мероприятия, которые в нее включены, спланированы на весь учебный год. Исходными в этом процессе являются сезонные изменения в природе, определяющие содержание всех видов деятельности и эколого-педагогических мероприятий. Именно поэтому время проведения многих мероприятий в технологиях предопределено: циклы наблюдений за цветущими растениями участка возможны лишь в начале осени, а за первоцветами - ранней весной; цикл наблюдений за елью целесообразен в предновогоднее время и в сочетании с акцией в ее защиту; циклы наблюдений за птицами (декоративными, дикими) желательно сочетать с зимней подкормкой пернатых, создающей хорошие условия для наблюдений и т.д. Рассматривание картин, чтение литературных произведений подчиняется в технологиях той же логике - они дополняют и обогащают впечатления детей, полученные от наблюдений живой природы. При таком планировании и сочетании мероприятий технология любой возрастной группы приближается к оптимальному варианту.

    Еще одна особенность построения технологий - подробное методическое описание большинства мероприятий (например, любое занятие представлено программным содержанием, материалом и организацией, которые необходимы для его проведения, подробным сценарием). Такое построение педагогической технологии обеспечивает правильное понимание ее воспитателями и массовое воспроизведение в практике дошкольных учреждений, находящихся в разных природно-социальных условиях.



    Похожие статьи