• Несовершеннолетние оставшиеся без родительского попечения. Кто такие: «дети, оставшиеся без попечения родителей»

    31.07.2019

    Семейный кодекс предусматривает следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

    1. усыновление (удочерение),

    2. опека (попечительство),

    3. передача в приемную семью,

    4. устройство в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей всех типов (например, детский дом семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и др.).

    1. у сыновление (удочерение) – это приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.

    Условия и порядок усыновления

    внастоящее время усыновление производится только судом (ранее осуществлялось органами опеки и попечительства).

    В качестве усыновленных могут быть только несовершеннолетние дети, оставшиеся без попечения родителей. По достижении ребенком десяти лет необходимо его согласие. усыновление братьев и сестер разными лицами как правило, не допускается.

    Одним из важнейших условий усыновления является согласие лиц, определенных в законе. Так, для усыновления ребенка необходимо согласие его родителей, поскольку усыновление прекращает правовые связи между ними и ребенком.

    согласие родителей не требуется, если они (ст. 130 СК РФ):

    Неизвестны,

    Признаны судом недееспособными,

    Лишены судом родительских прав,

    По причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.

    при этом между усыновителями и усыновленными возникают такие же юридические отношения (в том числе личные неимущественные и имущественные отношения) как между родителями и родными детьми по происхождению.

    Отмена усыновления

    Усыновление может быть отменено в судебном порядке в следующих случаях:

    Уклонения усыновителей от выполнения возложенных на них обязанностей родителей,

    Злоупотребления этими правами,

    Жестокого обращения с усыновленными,

    При этом согласие ребенка на отмену усыновления не требуется.

    2. Опека и попечительство над детьми

    Опека (попечительство ) форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты их прав и интересов. Над детьми в возрасте до 14 лет устанавливаетсяопека , в возрасте от 14 до 18 лет попечительство .

    Назначение опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства ребенка. требования к опекунам (попечителям) во многом идентичны требованиям к усыновителям. Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. При этом учитываются их нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей, отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также желание самого ребенка.

    Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, лишенные родительских прав, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

    В качестве опекунов (попечителей) часто выступают родственники, знакомые, которые взяли ребенка на воспитание.

    Права и обязанности опекунов (попечителей) во многом сходны с родительскими. В частности, опекуны обязаны заботиться о содержании, воспитании и образовании ребенка, о его нравственном и физическом развитии. Опекуны совершают от имени малолетних сделки и осуществляют другие необходимые юридические действия, попечители дают согласие на совершение сделок, которые подростки совершают от своего имени.

    Отличие опеки от родительских правоотношений состоит в том, что опека осуществляется под контролем органа опеки и попечительства. Кроме того, на содержание ребенка опекуну (попечителю) государством ежемесячно выплачиваются денежные средства.

    Дети, находящиеся под опекой сохраняют право на получение алиментов, пенсий, пособий и других социальных выплат, право собственности или право пользования жилым помещением, право на общение со своими родственниками.

    Основаниями для прекращения опеки и попечительства являются:

    Достижение ребенком возраста соответственно 14 и 18 лет или его эмансипация,

    Смерть опекуна (попечителя) или подопечного,

    Возвращение несовершеннолетнего родителям,

    Усыновление подопечного или помещение его в соответствующее детское учреждение,

    Отстранение опекунов (попечителей), которое производится в случаях ненадлежащего выполнения им обязанностей. Последствием этого является невозможность в дальнейшем быть усыновителем, опекуном (попечителем), приемным родителем.

    3. Приемная семья – сравнительно новый институт в семейном праве представляет собой своего рода детский дом семейного типа, включающий в себя некоторые признаки института усыновления и опеки (попечительства).такая форма воспитания детей распространена за рубежом. В России к началу ХХI века насчитывалось около 1000 приемных семей.

    Законодательством не устанавливается минимальное количество детей, которое может быть передано в приемную семью. Максимальное число приемных детей, включая родных и усыновленных, не должно превышать восьми человек. Для передачи в приемную семью ребенка, достигшего десяти лет, необходимо его согласие.

    В отношении приемных родителей действуют те же ограничения, что и в отношении усыновителей. Приемные родители приобретают по отношению к приемному ребенку права и обязанности опекуна (попечителя). Между приемными родителями и приемными детьми не возникает алиментных и наследственных правоотношений. Приемные дети сохраняют право на алименты, получаемые до передачи в приемную семью, а также наследственные права в отношении родственников.

    Основной особенностью приемной семьи является то, что она образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью , который заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями. Этот договор по юридической сущности являетсядоговором возмездного оказания услуг (ст. 783 ГК РФ).кнему также применимы общие положения оподряде , если это не противоречит особенностям предмета договора оказания услуг.

    Основанием для заключения договора является заявление лиц, желающих взять ребенка на воспитание, которое подается в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка. К заявлению прилагаются заключение органов опеки и попечительства о возможности быть приемными родителями, а также соответствующие документы. В договоре предусматриваются обязанности приемных родителей (воспитание ребенка, создание необходимых условий для получения им образования, забота о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обеспечение защиты прав и интересов ребенка и др.). Орган опеки и попечительства обязуется ежемесячно перечислять денежные средства на ребенка и другие выплаты, а также обеспечивать жильем, мебелью и другими необходимыми вещами.

    4. Детский дом семейного типа форма воспитательного учреждения являющаяся промежуточной между приемной семьей и детским домом (интернатом). Деятельность его регулируется постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195 «О детском доме семейного типа»). Детский дом семейного типа организуется на базе семьи. Семья должна состоять из супругов, брак которых зарегистрирован. Для организации детского дома семейного типа необходимо желание обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей, если в семье есть родные или усыновленные дети, достигшие 10 лет, то необходимо и их согласие. Супруги являются организаторамидетского дома семейного типа.

    Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей не должно превышать 12 человек.

    Особенностью данной формы является то, что детский дом семейного типа является юридическим лицом в виде воспитательного учреждения (некоммерческая организация), учредителями которого являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления.

    Отношения между органом опеки и попечительства и детским домом семейного типа определяются договором , заключаемым между ними, что объединяет детский дом семейного типа с приемной семьей.

    В отличие от других форм устройства детей на воспитание при создании детского дома семейного типа организаторы (супруги) кроме документов, предъявляемых при усыновлении ребенка, должны представить документ об образовании. Предпочтение при организации детского дома отдается супругам, имеющим опыт воспитания детей, работы в детских социальных, образовательных и лечебных учреждениях, являющимся усыновителями или опекунами (попечителями).

    Контрольные вопросы:

    1. Раскройте содержание понятия, предмета, принципов семейного права.

    2. Какие источники семейного права применяются в России?

    3. Раскройте содержание понятия брак. Охарактеризуйте правовые условия

    вступления брак и процедуру его заключения.

    4. Основания признания брака недействительным.

    5. Раскройте содержания правового механизма расторжения брака в органах ЗАГС и

    судебном порядке.

    6. Охарактеризуйте содержание прав и обязанностей членов семьи.

    7. Понятие алиментного обязательства и основание его возникновения.

    8. Охарактеризуйте формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

    По статистике в России зарегистрировано порядка 50 тысяч ребят, которым требуется защита. Это дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

    За истекшие двадцать лет показатель уменьшился почти вдвое. Но актуальность проблемы это не снижает.

    Понятие детей сирот

    Признаки отнесения несовершеннолетних к указанной категории определены федеральным законодательством. Так, установлено, что сироты — это ребятишки, потерявшие родителей по причине их смерти.

    Не имеющими попечения, несовершеннолетние являются если:

    • мама и папа ограничены в правах или лишены их;
    • мать и отец не известны;
    • подтверждена недееспособность родителей;
    • мать, отец отбывают срок;
    • родители безвестно отсутствуют;
    • родители о них не заботятся.

    Оставшихся без попечения родителей детей именуют . К сожалению, таких более 80 %.

    Как оформить статус ребенка, утратившего опеку

    Очевидно, что маленький гражданин не самостоятельно заявляется в уполномоченные органы для установления статуса. Это процесс регламентирован Приказом Минобрнауки России от 17.02.2015 N 101.

    Алгоритм действий таков.

    • выявление факта оставления малыша без присмотра. Сигнал об обнаружении таких детишек поступает в органы опеки и попечительства из организаций образования, медицины, социальных служб, жилищных органов, просто от неравнодушных граждан, например, соседей;
    • опекунские службы в течение 3 дней проводят расследование исразу же обеспечивают временное жизнеустройство малютки: в больницу, приют, иное учреждение соцзащиты;
    • первичная информация вносится в государственный банк данных. Статус оставшегося без попечения присваивается тотчас, когда установлен соответствующий факт;
    • в течение месяца органы опеки обязаны устроить ребенка;
    • каждый этап работы заносится в журнал, а информация направляется в единую базу данных.

    Сведениями федерального банка могут бесплатно воспользоваться

    кандидаты в усыновители.


    Формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения

    Во времена СССР детские дома рассматривались как основная форма жизнеустройства малышей.

    Сейчас в России упор делается на устройство в семью и сокращение казенных организаций. Это представляется правильным, поскольку сочетание индивидуального подхода, заботы и человеческого тепла предпочтительнее для маленького гражданина.

    Формы помещения малыша в семью установлены законом:

    • усыновление(удочерение) предполагает, что малыш становится родным, имеет фамилию новых родителей, ему могут поменять имя. Спрос с усыновителей такой же как с родивших дите матери и отца. Поэтому требования к ним прописаны досконально, а решение принимается только в судебном порядке. Претенденты должны быть: дееспособными, совершеннолетними, иметь разницу в возрасте с усыновленным более 16 лет, подтвердить отсутствие социально опасных заболеваний, иметь жилье и постоянный заработок. Дабы защитить созданную семью от посягательств бывших родственников существует тайна усыновления;
    • опека (дети от 0 до 14 лет), попечительство (от 14 до 18 лет). Данная форма обычно применяется для случаев воспитания детишек ближайшими родственниками. Например, в случае трагической гибели родителей опекунство на детей оформляет бабушка. Опекуны следят за малюткой и его имуществом;
    • приемная семья. Приемными родителями работают по договору с опекунской службой, им выплачивается денежное вознаграждение. В этих семьях не допускается одновременное проживание более 8 малышей вместе с родными ребятишками. Опекаемый обычно осознает, что он не родной.
    • временный вариант для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — . В случае патроната опекунские обязательства возложены и на граждан, и на службы опеки. Эта форма не используется продолжительное время, например, до возвращения малыша в родную семью после устранения обстоятельств, послуживших причиной для его изъятия.

    В последнее время начал развиваться такой вид устройства для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как детская деревня SOS. Их на сегодня всего 6. Община располагается на обособленной территории и проживает большой дружной семьей, во главе которой стоит женщина, именуемая «матерью». В деревне живут разновозрастные детишки, братья и сестры никогда не разделяются. Деятельность общин контролируется государством.

    Регулирующий орган

    Органы, решающие проблемы выявления и устройства детишек, имеющих статус сироты — это службы опеки. Указанная работа отнесена к полномочиям регионов, последние обычно своими законами передают функции в муниципалитеты. Опека осуществляет учет ребятишек, оформляет попечительство, контролирует полноту реализации обязательств в приемных семьях. Эти службы отвечают и за формирование сведений, находящихся в федеральном банке данных сирот, сотрудничают с социальной защитой, образованием и здравоохранением.

    Социальная защита и права детей-сирот

    Предусмотрен целый блок социальных привилегий для сирот и ребятишек без попечения.

    Гарантии права на образование

    • бесплатное профессиональное образование (в том числе и второе), прохождение подготовительных курсов;
    • зачисление на полное государственное обеспечение детей сирот в муниципальной или государственной организации любого уровня;
    • повышенный на 50% размер стипендии в федеральном учреждении. Таким ребятам по сиротству выплачивается пособие на учебники;
    • несовершеннолетние после окончания общеобразовательной школы должны быть обеспечены одеждой и обувью.Имеют право на разовое денежное пособие.

    Студентам гарантирован бесплатный проезд 1 раз в году к месту обучения (туда и обратно), в том числе сиротам, находящимся на полном государственном обеспечении.

    Гарантии прав на имущество и жилое помещение

    За сиротами резервируется имеющееся жилье на весь период обучения, пребывания в детском доме, службы армии или нахождения в заключении.

    Детям без жилья органы исполнительной власти по окончании учебы должны дать квартиру вне очереди. На первом этапе – предоставления сиротам жилья на условиях договора найма в специализированном фонде, а через 5 лет-соглашения о социальном найме. Включают в список на получение жилья совершеннолетнего сироту в возрасте от 18 до 23 лет, но снят он будет только после получения квартиры, дома или жилищного сертификата. Определены требования к жилью для детей сирот — оно должно соответствовать установленным нормам площади, быть пригодным для проживания.

    Защита имущественных закреплена и нормой о невозможности отчуждения его жилья опекуном, в дальнейшем сделка будет признана ничтожной.

    Гарантии прав на медицинское обеспечение

    Охрана здоровья сирот осуществляется путем оказания на безвозмездной основе медицинской помощи, профилактических осмотров и лечения. Бесплатно проводится освидетельствование в случае передачи малыша приемным родителям. Если нужно, документы направляются в Минздрав РФ для дообследования и прохождения лечения в клиниках федерального уровня.В особом порядке в качестве дополнительных гарантий для детей сирот в соответствии с нормативными актами регионального уровня осуществляется наблюдение за детьми, рожденными от ВИЧ-инфицированной мамы.

    Гарантии права на труд

    При обращении лиц данной категории от 14 до 18 лет за трудоустройством им гарантировано прохождение тестирование на выявление предпочтений для трудоустройства с учетом состояния здоровья.

    Если сироте присвоен статус безработного, ему платится пособие в размере средней зарплаты в регионе проживания на срок до 6 месяцев. В течение полугода гражданина обязаны трудоустроить.

    При проведении по месту работы сокращения, работодатель обеспечивает переобучение и дальнейшее устройство на работу лиц из числа сирот в другой организации.

    Право на судебную защиту

    Особенностью применительно к детям-сиротам является возможность обращения в суд от их имени опекунов или других представителей, а также прокурора в случае обнаружения фактов нарушения установленных прав.Кроме того, закреплено право детей, оставшихся без попечения родителей на бесплатную юридическую помощь.

    Законодательное регулирование

    дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, у которых единственный или оба родителя:

    Лишены родительских прав,

    Ограничены в родительских правах,

    Признаны безвестно отсутствующими,

    Признаны недееспособными (ограниченно дееспособными),

    Находятся в лечебных учреждениях,

    Объявлены умершими,

    Отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы,

    Находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

    Уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов,

    Отказались взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты

    населения и других аналогичных учреждений

    И в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

    лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

    На сегодняшний день одной из важнейших проблем России - это проблема обездоленных детей. По данным статистики, в 2013 году в стране насчитывается около 700 000 таких детей. Взрослые призваны создавать благоприятные условия для их выживания и развития, охранять их интересы и защищать права детей, но, как показывает практика, именно взрослые чаще всего ущемляют и нарушают эти права. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, находящиеся в социально опасном положении.

    В различных изданиях по социальной работе принято следующее определение понятия "социальный сирота": это ребенок, имеющий биологических родителей, которые по каким-либо причинам не занимаются его воспитанием и не заботятся о нем.

    Исследования Института детства Российского детского фонда, свидетельствуют о том, что основными причинами, по которым дети остаются без родительского попечения, являются: лишение родительских прав, уклонение родителей от содержания и воспитания собственных детей, нахождение родителей в местах заключения, неизлечимая болезнь родителей, а также безвестное их отсутствие.

    Такое положение обусловлено рядом причин, среди которых основными являются: сложное социально-экономическое положение общества, все большее его расслоение по имущественному признаку; духовный кризис общества; последовательное, начатое в начале прошлого века, разрушение института семьи.

    Социальное сиротство - проблема многоплановая, на фоне постоянно снижающегося в целом по стране уровня рождаемости она приобрела в Российской Федерации угрожающие масштабы и была обозначена правительством как первоочередная задача общефедерального уровня.

    В чем опасность социального сиротства:

    · нарушение общественного порядка – 58,3%;

    · рост необразованности населения – 8,3%;

    · детская смертность – 33,3%;

    · деградация общества –17,6%;

    · повторяют путь своих родителей – 12,5%;

    Сегодня в России существуют следующие формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Помещение ребенка в государственное учреждение: дом малютки, приют, детский дом, школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Следует отметить, что предпринятые за последние годы законодательные меры носят не только социально-экономический характер, но и учитывают психолого-педагогические и медицинские аспекты проблемы социального сиротства. Несмотря на позитивность принимаемых мер, проблема социального сиротства остается крайне острой.

    Итак, в 2012 году родилось 1896263 ребенка, при этом отказались от 3884 детей (0,2%). Наибольший процент матерей, отказавшихся забирать детей из родильного дома зарегистрирован во Владимирской, Московской, Архангельской области (0,5%); Смоленской, Тверской, Калининградской, Магаданской области (0,6); Новгородской области (0,7%). Ни одного отказа от ребенка в 2012 году в Брянской, Мурманской, Ростовской, Пензенской, Челябинской, Амурской области; Краснодарском, Пермском, Забайкальском крае; Республики Дагестан, Ингушетии, КЧР, Чеченской республики, Еврейском и Чукотском автономном округе.

    Причинами отказа от малышей были:

    1) отсутствие супруга (63-71% от общего числа отказов);

    2) низкое материальное положение (61-76%);

    3) алкогольная или наркотическая зависимость матери (11-13,5%);

    4) отсутствие жилья у матери (3,5-8,7%);

    5) болезнь ребенка (1,4-3,6%);

    6) несовершеннолетняя мать (1,4-2%);

    7) проблемы со здоровьем матери (0,4-3%).

    Многочисленные исследования, проводимые отечественными психологами (И.В. Дубровина, Г.С. Красницкая, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых и др.) показали, что лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях может отрицательно повлиять на социальное, психическое и физическое здоровье детей-сирот. Как считают современные отечественные ученые, это влияет на всю структуру личности ребенка: на эмоциональную сферу, поведенческую, интеллектуальную. Авторы подчеркивают, что искусственно ограниченное пространство государственного учреждения, за данность жизни извне, скудность личного опыта и понятийной сферы детей в условиях сиротского учреждения не всегда удается компенсировать путем развития интересов и расширения представлений о мире .

    В результате у детей не развивается потребность в познании, отсутствует интерес и не развивается социальный интеллект. При отсутствии интересов не развивается собственная активность ребенка и его самоорганизация. Воспитанник входит в жизнь с дефицитом волевого развития, с несформированной потребностью в профессиональной самореализации. У него складывается пассивное отношение к жизни, гипертрофированная зависимость от обстоятельств, неспособность противостоять и влиять на ход событий, осуществлять активный осознанный выбор. Многие боятся самостоятельной жизни и по выходе из учреждения стремятся жить группами, часто ориентированы на иждивенчество. Как правило, у воспитанника сиротского учреждения развивается инфантилизм. Отсутствие реальных прав и собственности, а также серьезных обязанностей не формирует у воспитанника способности жить в пространстве социально-правовых норм, способности оценивать свои поступки в категориях прав и социальной ответственности. Проживая на государственном обеспечении, в условиях тотальной ответственности воспитателя за все стороны жизни детской группы, подросток привыкает ощущать себя единицей групповой жизнедеятельности.

    Эта ситуация приводит к тому, что он не осознает объективную необходимость опоры в жизни на свои силы. Результатом является отсутствие чувства личной ответственности за свою жизнь, искаженное представление о себе, незнание собственных индивидуальных особенностей, непонимание своего социального статуса. Как следствие этих проблем формируется неразвитое индивидуальное сознание.

    Еще один наиважнейший вопрос на пути решения обозначенной проблемы - профилактика социального сиротства. Дело в том, что мы можем сколько угодно устраивать детей в новые семьи и гордиться успешными результатами, но если не перекрыть "канал поставки", это будет бесконечный процесс .

    Эффективность решения проблемы социального сиротства определяется наличием системы профилактики и преодоления социального сиротства, включающей в себя следующие направления:

    1. Управление системой профилактики и преодоления социального сиротства.

    2. Укрепление института семьи, формирование семейных ценностей.

    3. Организация инновационной системы сопровождения и реабилитации неблагополучных семей.

    4. Развитие, усовершенствование системы социальной интеграции и жизнеустройства детей-сирот.

    5. Научно-методическое обеспечение системы профилактики и преодоления социального сиротства.

    6. Стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе.

    7. Возрождение духовной культуры нации.

    8. Экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства.

    9. Возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, основанных на гуманизме, любви и уважении к ребенку; возвращение “воспитания” в учебные заведения.

    10. Реорганизация жизнедеятельности системы учреждений для детей-сирот, в том числе воспитательных систем этих учреждений.

    11. Совершенствование системы устройства детей-сирот.

    Решение задач профилактики и преодоления социального сиротства требует комплексного, межведомственного подхода, поскольку проблемы и факторы риска в этой сфере имеют тенденцию к возрастанию и усложнению, затрагивают политическую, экономическую, правовую, социально-психологическую и педагогическую сферы. В сложившихся условиях отсутствие организованного взаимодействия между учреждениями социальной сферы, образования, здравоохранения, охраны правопорядка является одной из причин недостаточной эффективности осуществляемой деятельности по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства.

    Организация социальной работы в системе профилактики сиротства ставит множество проблем. И одна из самых актуальных - отсутствие квалифицированных кадров. Эта проблема становится еще острее, когда речь идет о социально дезадаптированных детях и подростках, о неблагополучных семьях. Специалисту предстоит столкнуться с подростками-правонарушителями, детьми-токсикоманами, родителями-алкоголиками и другими, не менее сложными категориями клиентов.

    Для работы с ними необходим как профессиональный, так и жизненный опыт, помноженный на терпимость, открытость новому опыту, готовность к профессиональному и личностному росту. Другими словами, для такой работы требуется квалифицированный специалист, обладающий определенными профессиональными и личностными качествами.

    Как было сказано выше, социальное сиротство в России обусловлено рядом причин. В первую очередь это кризис института семьи, который проявляется в увеличении возраста вступления в зарегистрированный брак, росте числа разводов и неполных семей. Критическое состояние российской семьи обусловлено также бедностью значительного числа семей, широким распространением алкоголизма и связанного с ним семейного насилия. На 40% увеличилось число лиц, никогда не состоявших в браке, и на столько же - численность разведенных и разошедшихся, что привело к увеличению числа детей, рожденных вне зарегистрированного брака. Поэтому первостепенная задача в профилактике сиротства в России - приоритетность поддержки и укрепления статуса социально здоровой семьи, дающей обществу здоровое, трудоспособное, воспитанное, грамотное поколение, способное решать вопросы развития, процветания Российской Федерации.

    В связи с этим актуальными и востребованными являются: разработка и внедрение мероприятий, пропагандирующих ценности семьи, повышение компетентности в вопросах воспитания детей, повышение информированности населения о деятельности служб помощи семье и детям.

    Еще одно направление работы в системе профилактики социального сиротства - сопровождение и реабилитация неблагополучных семей . Под неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению

    Научно-методическое обеспечение системы профилактики и преодоления социального сиротства должно определять направления и тематику научных исследований, мониторингов, научно-методических и информационных материалов. Эффективность работы учреждений системы профилактики и преодоления социального сиротства во многом определяется научной обоснованностью и своевременным анализом существующей ситуации. Отсутствие на данном этапе комплексного научного сопровождения сдерживает развитие системы преодоления семейного неблагополучия и социального сиротства.

    Перечисленные меры носят комплексный характер и при планомерной реализации, по моему мнению, могут способствовать сокращению масштабов социального сиротства.

    Литература:

    1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М., 2009.

    2. Глазунова М.А. Социальная педагогика. М., 2010.

    3. Нечаева А.М. Дети-сироты в России. 2003.

    4. Чепурных Е. Преодоление социального сиротства в России в современных условиях. Народное образование. №7, 2011.


    Ежегодно более шестидесяти тысяч детей остаются без возможности жить и воспитываться в семье. Где-то это связанно с неудовлетворительной ситуацией в социуме, где-то вина возложена на поведение самих родителей, а в некоторых случаях дети могут стать в случае гибели своих родственников. Государство взяло на себя обязанности по содержанию данной категории несовершеннолетних в первой половине XX века.

    Сегодня статистика выглядит обнадёживающей: прежние темпы роста численности сирот замедлились. За первый квартал 2016 года число сирот было снижено на 5,6% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. За прошлый год был зарегистрирован 58 168 ребёнок-сирота, лишь 10% из них были помещены обратно в семью. Большая часть из них отправляется в замещающие семьи (409 тысяч всего), немногим меньше - в интернаты (60 тысяч). Количество приёмных семей растёт параллельно уровню государственных гарантий гражданам.

    Кто такие дети, без попечения родителей

    Основополагающим актом является шестой раздел СК РФ, определяющий условия и виды процедур, применимых государством и физическими лицами, для восстановления всей полноты прав, создания максимальных условий детям без родителей. Понятие введено в . В частности, дети, оставшиеся без попечения родителей - несовершеннолетние, в отношении родителей (единственного родителя) которых суд счёл допустимым , ограничении дееспособности, безвестном отсутствии. Иногда встречается фактический отказ - родители бросают детей в публичных местах. Сироты отличаются тем, что их родители погибли и это установлено соответствующим актом, либо постановлением суда.

    Государство гарантирует таким детям достаточный уровень благ и услуг посредством , занимающихся определением судьбы несовершеннолетних: либо устройство в семью, либо направление в детский дом. Закон запрещает замещать эти функции иным лицам, не представленным в составе исполнительной власти, наделённой полномочиями и ответственностью. Законность процедур контролирует министерство юстиции и Прокуратура РФ.

    Поддержка детей оставшихся без попечения родителей в России

    Государство не только выявляет несовершеннолетних, являющихся объектами социальной политики, но и осуществляет комплекс мер, ориентированных на преодоление разрыва между уровнем воспитания и обеспечения в нормальных семьях. В частности:

    • предоставление бесплатного питания и проживания;
    • обучение в специализированных и общеобразовательных школах;
    • воспитание посредством государственной системы интернатов и приютов;
    • бесплатное обучение на очной форме ВУЗов;
    • разовые и регулярные выплаты на период обучения;
    • предоставление жилья;
    • определение формы устройства детей оставшихся без попечения родителей.

    В большей степени государство старается передать на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, формируя институт патронажа и .

    Все действия на начальном этапе осуществляет центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей , формирующий социальную поддержку несовершеннолетних. Центр осуществляет реабилитацию, адаптацию, в том числе при девиантных отклонениях, нередких для данной категории детей.

    Банк данных детей, оставшихся без попечения родителей

    Усыновление и удочерение детей без попечения

    В качестве формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является наделение третьих лиц правами родителей - усыновление (удочерение). Государство устанавливает требования к таким лицам:

    • совершеннолетие;
    • дееспособность, в том числе учитывается дееспособность второго супруга;
    • отсутствие прецедентов лишения родительских прав, равно как и нарушений порядка опекунства, усыновления в прошлом;
    • удовлетворительное состояние здоровья, достаточное для воспитания ребёнка;
    • отсутствие судимости;
    • наличие жилья;
    • наличие надлежащей подготовки.

    В РФ существенно ограничена возможность , в особенности США (полностью запрещено усыновление - ). Также усыновителями не могут выступать однополые пары.

    Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в семью производится по , регламентирующей судебный порядок принятия решений при полном анализе условий и правового статуса заявителя. Органы опеки и Прокуратура обеспечивают надлежащий уровень защищённости ребёнка, в том числе проводят анализ материального и жилищного уровня усыновителя. Суд самостоятельно направляет изменения статуса ребёнка спустя три дня после вынесения вердикта.

    Особым юридическим понятием выступает - режим полной секретности о процедуре, включая всех задействованных лиц, включая судей. Нарушение установленного порядка влечёт уголовную ответственность.

    Необходимые документы:

    • заявление;
    • заключение привлекаемых органов об условиях проживания;
    • справка с места работы (бланк организации) или 2-НДФЛ;
    • паспорт;
    • справка о составе семьи и выписка из домовой книги.

    Установление опеки и попечительства

    В отличие от , когда ребёнок и усыновители обретают всю полноту прав и обязанностей, описанных в Семейном кодексе, опека является лишь актом взаимовыгодных отношений между опекуном и государством, представляющим интересы несовершеннолетнего.

    К опекунам и попечителям применяются требования:

    • совершеннолетие и дееспособность;
    • здоровье, в том числе отсутствие алкоголизма и наркомании;
    • высокие моральные качества, погашенная судимость;
    • прохождение государственной экспертизы.

    Опекуны могут пользоваться всей полнотой установленных государством гарантий (льгот опекунам) на основании договора об опекунстве (попечительстве) :

    1. Единовременные и ежемесячные выплаты (16 350,33 руб. при передаче и 40% от среднего дохода опекуна за месяц);
    2. Использование отдельных прав в государственных учреждениях медицинского обслуживания (внеочередное обслуживание, высокотехнологичные операции);
    3. Зачёт срока ухода за ребёнком в трудовой стаж.

    Данные права актуализированы в ГК РФ. Детям предоставляется судебная защита на основании статьи 10 159-ФЗ, распространяющаяся на опекуна, представляющего права ребёнка.

    Порядок опеки определяется . Различие опеки и попечительства заключено в возрасте ребёнка: в первом случае до 14 лет , во втором от 14 до 18 лет . Закон запрещает устанавливать опекунство без согласия несовершеннолетнего (с 10 лет) , равно как и разделять братьев и сестёр. Решение по опеке принимают специализированные органы, заключающие договор от имени государства.

    Оформление опеки проводится лично или через портал госуслуг. Список документов:

    • заявление на опеку. Посмотреть и скачать можно здесь: ;
    • справка с работы (на бланке организации);
    • выписка из домовой книги;
    • справка из ОВД;
    • справка из поликлиники;

    Характеристика основных прав детей, оставшихся без обеспечения родителей

    Дети, которые остались без попечения родителей, как по причине их смерти, так и в случае лишения последних родительских прав, нуждаются в особой поддержке и заботе со стороны государства. Права детей и их защита регламентированы массой нормативно-правовых актов не только национального, но и мирового значения.

    Нормативное регулирование

    В основе законодательного регулирования данного аспекта лежит Конвенция прав ребенка, принятая на международном уровне, служащая базой для иных актов правотворчества, основное предназначение которых - охрана и защита прав и свобод граждан, не достигших совершеннолетия.
    Что касается нормативного регулирования прав и интересов детей, которые остались без попечения родителей, выполняется оно в соответствии с предписаниями таких законодательных актов:
    1. СК РФ, в частности ст. 155.3;
    2. Постановление правительства РФ №676, в 30 пункте которого прописаны права воспитанников образовательных учреждений, в которых проживают несовершеннолетние граждане, оставшиеся без обеспечения матери и отца;
    3. Федеральные законы и подзаконные акты, гарантирующие социальную поддержку детям - сиротам, а также несовершеннолетним лицам, лишенным родительского обеспечения.
    В статье представлены сведения об основополагающих правах и свободах рассматриваемой категории детей, содержащихся в вышеперечисленных источниках, а также об условиях их реализации и охране.
    Основания для предоставления статуса, дающего право своему обладателю на социальное обеспечение
    В соответствии с законодательством к категории лиц, имеющих статус детей, оставшихся без обеспечения родителей, дающий право на социальное обеспечение и предоставление других материальный и нематериальных благ, относят:
    . Несовершеннолетних лиц, которые остались сиротами в результате смерти матери или отца, или же обоих родителей;
    . Граждан до 18 лет, родители которых по решению суда лишены родительских прав;
    . Детей, в том случае, если их родители ограничены в осуществлении своих родительских прав в соответствии с постановлением суда;
    . Несовершеннолетних лиц, родители которых признаны недееспособными;
    . Лиц до 18 лет, если их родители считаются безвестно пропавшими;
    . Детей, чьи родители осуждены и отбывают назначенное наказание в виде лишения свободы на определенный срок, а также в случае назначения последним такой меры пресечения, как заключение под стражу;
    . Несовершеннолетних граждан, если их родители пребывают в специализированных медицинских заведениях;
    . Несовершеннолетних лиц, если их родители злостно уклоняются от их материального обеспечения и воспитания;
    . Несовершеннолетних лиц, если родители отказались их забирать из лечебных, образовательных, а также других социальных заведений;
    . Граждан в возрасте от 18 до 23 лет, которые остались без попечения родителей, в установленных законодательством случаях.
    Права детей, оставшихся без попечения родителей
    Материальные и нематериальные
    Меры социальной поддержки рассматриваемой категории детей направлены на реализацию их материальных и нематериальных прав и свобод. К материальным благам относится обеспечение жильем, питанием, одеждой, бесплатным проездом в общественном транспорте, предметами быта и обучения.
    Перечень нематериальных прав содержит:
    . Право бесплатно учиться;
    . Право работать;
    . Жилищные права;
    . Право бесплатно пользоваться медицинскими услугами;
    . Право на отдых;
    . Право на развитие способностей и интересов.
    Личные и имущественные
    Отдельно можно выделить личные и имущественные права, которые имеет ребенок, оставшийся без родительского обеспечения.
    Имущественные права:
    1. Право на социальное обеспечение;
    2. Право на имущество, которое перешло в собственность лица на основании договора дарения или по наследству;
    3. Жилищное право, которое предусматривает сохранение права собственности на закрепленное за несовершеннолетним лицом жилое помещение, несмотря на то, что ребенок проживает в государственном социальном учреждении;
    4. Право на получения жилья вне очереди, при условии отсутствия недвижимого имущества, пребывающего в собственности лица.
    Личные права, которые имеет ребенок, оставшийся без родительского обеспечения, включают право:
    . Беспрепятственно общаться с матерью и отцом, при их наличии, а также с близкими родственниками;
    . Выражать собственное мнение, когда решается вопросы относительно осуществления их интересов, а также защищать свои права законными способами, в том числе и в ходе судебного разбирательства;
    . Жить совместно с опекуном и членами его семьи до достижения 16 лет, после допускается раздельное проживание, требующее предварительного согласования с органами опеки и попечительства;
    . Требовать уважения чести и собственного достоинства от других лиц.
    Остановимся на основных правах детей, оставшихся без попечения родителей более детально.
    Право несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, на бесплатное общее образование и материальное обеспечение во время обучения
    Понятие получение общего образования за счет средств из федерального бюджета предусматривает:
    . Бесплатное прохождение подготовительных курсов абитуриентами перед поступлением в средние учебные заведения и вузы на бюджетной основе. При этом наличие документа, подтверждающего получение основного или среднего образования обязательно (аттестат, диплом);
    . Бесплатное получение второго профильного образования;
    . Сохранение полного социального обеспечения, в частности выплаты стипендии, в случае академического отпуска, если избежать отрыва от учебного процесса невозможно по медицинским показаниям;
    . Бесплатный проезд студентов в некоторых видах общественного транспорта;
    . Компенсацию расходов на проезд к месту обучения и обратно, если учебное заведение находится в другом населенном пункте. Возмещение производится один раз в год;
    . Выплату одноразового денежного пособия выпускникам, а также обеспечение последних одеждой и необходимым оборудованием по окончании учебного заведения. Компенсация производится за счет образовательного учреждения, в котором выпускник обучался.
    Во время обучения содержание детей, оставшихся без родительского обеспечения, а именно питание, проживание в студенческом общежитии, а также обеспечение других материальных благ, связанных с получением образования, осуществляется за счет государства.
    Право на развитие способностей и интересов
    Развитие способностей и интересов предусматривает создание необходимых условий как для несовершеннолетних лиц с отставанием в развитии, так и для тех, которые проявили выдающиеся таланты. Реализация данного права осуществляется в соответствии со специальными программами, разработанными для отдельных категорий детей с учетом их умений и навыков.
    Если ребенок нуждается в коррекции проблем в развитии, ему предоставляется помощь квалифицированного специалиста, а дальнейшее обучение проводится по программе, направленной на продвижение его способностей и способствующей прогрессу.
    Право детей на получение пособия, а также на другие социальные льготы
    Ребенок, лишенный родительского обеспечения, имеет право на следующие выплаты и льготы:
    1. Алименты. При этом средства, взысканные с родителей детей, лишенных родительского попечения, перечисляются на счет того заведения, в котором ребенок проживает. Одна половина денег идет на содержание получателя алиментов, а вторая - ложиться на его счет, открытый в Сбербанке РФ;
    2. Пенсия;
    3. Социальные выплаты и пособия;
    4. Льготный или бесплатный проезд в некоторых видах общественного транспорта.
    Право на отдых,
    Под правом на отдых подразумевается предоставление ребенку свободного времени для проведения досуга в соответствии с его интересами и предпочтениями. Также понятие полноценного отдыха включает организацию свободного времени детей в период каникул и выходных дней.
    Право на защиту законных интересов и прав
    Законом гарантировано право несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, на судебную защиту своих нарушенных интересов и предоставление бесплатной юридической помощи (консультация юриста, составление иска и других процессуальных документов, представление в суде).
    Наравне с подопечным лицом, интересы которого нарушены, обратиться в суд за восстановлением справедливости вправе его законный представитель, прокурор, а также представитель органа опеки и попечительства, в обязанности которого входит охрана прав и свобод детей-сирот и несовершеннолетних лиц, оставшихся без обеспечения родителей.
    Охрана прав несовершеннолетних детей, оставшихся без родительского попечения
    Охрана и защита осуществляется следующими способами:
    1. Защита интересов законным представителем (опекун, попечитель, воспитатель);
    2. Самозащита;
    3. Представителями органов опеки и попечительства;
    4. Защита прокурором.



    Похожие статьи