• Мифология. Какой библейский персонаж по легенде является прародителем славян

    14.07.2019

    Близнечный миф

    Культ близнецов и связанные с ним близнечные мифы, как известно, были характерны для праиндоевропейской мифологии и вследствие этого сохранились в ведийской мифологии, приобретя некоторые специфические черты.

    Вообще близнечные мифы свойственны почти всем существующим народам. Истоки близнечных мифов видят в представлениях о неестественности близнечного рождения, которое у большинства народов считалось уродливым, а сами близнецы и их родители - страшными и опасными.

    Переосмысление архаических форм близнечных мифов и соответствующих им обрядов происходит благодаря признанию сакрального характера как самих близнецов, так и их родителей. Близнецы рассматривались как существа соприкоснувшиеся со сверхъестественной силой и ставшие ее носителями.

    Для индоевропейской мифологии восстанавливаются два мотива близнечного мифа: о братьях-близнецах, сыновьях «Небо-отца»; о разнополых близнецах, между которыми происходит инцест. Данные мотивы сохранились в мифологии ведийских ариев, хотя в дальнейшем с развитием религиозной системы представления Древней Индии утратили свое первостепенное значение.

    К первому типу близнечного мифа в ведийской мифологии относятся божественные братья-близнецы Ашвины, живущие на небе. Ашвины принадлежат к небесным божествам и связаны с предрассветными и вечерними сумерками. Также характерен мотив ухаживания божественных братьев за дочерью Солнца, Ушас, богиней зари. Ашвины и Ушас неразрывно связаны. Она может выступать в «Ригведе» их женой, или их сестрой. Ушас предшествует их появлению на небе. А Ашвины предвещают появление бога Сурьи. Они объезжают за день вселенную и прогоняют тьму. Утром их призывают к себе молящиеся 29 . В колеснице у братьев-близнецов три сиденья, одно из которых для богини зари 30 .

    Главное занятие Ашвинов - это исцеление от всяческих болезней, их называют «божественными врачами» 31 . Их место в мире богов и в мире людей как помогающих и спасающих. Они приносят дары для ариев, богатство, пищу, коней, коров, быков, детей, свет, счастье, победу, дают долгую жизнь, жизненную силу.

    Ашвины как братья-близнецы не антагонистичны друг другу. Они дублируют функции друг друга, оба полезны, а не вредны для людей, оба заняты их лечением.

    Божественным близнецам соответствует ряд противопоставлений, с элементами которых связан каждый из Ашвинов: небо - земля, день - ночь, солнце - месяц.

    Для божественных близнецов характерно родство с животными. В Древней Индии Ашвинов представляли в виде двух птиц или птиц-коней.

    В переводе asvin- обозначает «обладающий конями» или «рожденный от коня». Таким образом уже из названия выводится связь этих божеств с конской символикой и вообще культом коня. В «Ригведе» постоянным атрибутом Ашвинов является колесница, запряженная конями (иногда быками или ослом) 32 . Связь двух почитаемых близнецов с конями сохранилось в качестве пережитка и у древних германцев, и в балтийской мифологии. В литовских религиозных представлениях бытовало поверье о том, что близнецы, сидящие на коне, обладают целебной силой, подобно Ашвинам-целителям, имя которых производится от древнеиндийского asva - «конь». С конями связывали и греческих Диоскуров.

    Переосмысление близнечных обрядов и близнечного мифа в духе сакрализации близнецов происходит, в частности, с развитием представления о связи близнецов с плодородием. Поэтому в обществе, почитающих близнецов, обычны обряды, связывающие их культ с символикой плодородия, в частности со священным мировым деревом.

    Также связь близнецов с мировым деревом можно объяснить соотношением названия мирового дерева ашваттха (asvattha) с именем древнеиндийских близнецов Ашвинов, которое, как и название мирового дерева, образовано от названия лошади asva-. Связь древнеиндийских близнецов - Ашвинов - с мировым деревом ашваттха может быть выявлена благодаря многим ведийским текстам 33 .

    Соотнесение двух обожествляемых близнецов - Ашвинов с двоичными символическими противопоставлениями подтверждается тем, что каждый из них связан с одним из тех животных, которые входят в иерархический ряд жертвенных животных, соответствующим социальным рангам (варнам) 34 . Из двух древнеиндийских обожествленных близнецов, имя которых образовано от названия лошади, один был прямо связан с лошадьми, а второй также с быками. Поэтому В.В. Иванов считает, что эти близнецы соотносились с животными - ритуальными (классификационными) символами при мировом дереве. Возможно, эта черта древнеиндийских близнецов была унаследована от индоевропейского близнечного круга, к которому в конечном счете возводятся и древнегерманские предания о парах близнецов - героев. Греческие Диоскуры, которые как и Ашвины связаны с лошадьми, также связываются и с мировым яйцом, которое (подобно мировому дереву) заключает в себе одновременно полярно противоположные ряды двоичных символических оппозиций. То есть дерево (и яйцо) как средоточие всех мировых противоположностей естественно связывается с близнецами 35 . Иногда божественных близнецов отождествляют с двумя птицами над мировым деревом.

    Второй мотив общеиндоевропейского близнечного мифа в мифологии ведических ариев отражен в мифе о Яме и его сестре-близнеце Ями. Сущность мифа в том, что сестра-близнец Ями уговаривает своего брата Яму вступить с ней в кровосмесительный брак, но он ей отказывает, говоря о порочности этой связи, а также ссылается на высшие законы, установленные Митрой и Варуной, которые запрещают подобные отношения 36 . Но Ями настаивает, говоря о необходимости продолжения человеческого рода. То есть в мифе прослеживается мысль о том, что Яма и Ями это первая пара людей и первые близнецы, и они своим примером должны показать запретность кровосмесительного брака, так как говорит Яма: «Придут, конечно, те последующие поколения, когда родные будут совершать (поступок), не подобающий родне».

    Нередко предполагается, что кровосмесительный брак близнецов начинается еще во чреве матери; поэтому при рождении двойни - детей разного пола считается необходимым совершить очистительный обряд, частью которого может быть рассказ о близнечном мифе. Следовательно миф о Ями и Яме носит поучительный характер. Тем более, что формулирование правил брачных отношений и соотносимых с ними схем родства представляется очень важным для мифопоэтического сознания, свойственного человеку в этот исторический период.

    В данном мифе Ями указывает на то, что Яма - это первый смертный, первый умерший человек, который, умерев, проложил тем самым путь смерти, путь «отцов» 37 . То есть первый смертный становится сначала царем умерших, а в дальнейшем божеством смерти и справедливости, и подземного царства. Этот мотив, как и имя первого близнеца и человека восходят к общеиндоевропейскому названию «близнеца» *iemo 38 . Это подтверждается тем, что в раннем периоде древнеиранской мифологии Йима - первый смертный, первый земной царь и впоследствии царь подземного царства, который вступил в брак со своей сестрой-близнецом Йимак 39 . Также Имир - имя древнеисландского мифологического первого человека.

    Вообще для позднейшей древнеиндийской религиозной традиции характерно то, что Яма выступает в паре с сестрой-близнецом Ями. И предполагается, что род человеческий произошел от этой пары, и, следовательно, именно от инцеста возникло человечество. Хотя по мифу Яма отвергает притязания сестры, тем самым проблема происхождения людского рода остается нерешенной.

    Как и всякий близнечный миф, данный миф также связан с плодородием. Так как известна связь плодородия с инцестом, как отражение всякого сочетания двух разных начал, в том числе мужского и женского. Но этот мотив в мифе о Яме и Ями почти не прослеживается, так как на главном месте стоит проблема продолжения рода и проблема запрета кровосмесительных браков. Поэтому возможно предположить, что в период создания «Ригведы», идея плодородия больше связывалась с божественными близнецами Ашвинами, но уже не на основе противоположности начал, как мужского и женского, а на гармоничном сочетании выполняемых ими определенных противоположных функций, например, как приход предрассветных и вечерних сумерек.

    Вообще тема парности (также близнечности), вышедшая из представлений о взаимодополняющих частях, о дуальности, образующей единство, достаточно характерна для ведийских ариев. Так в пантеоне «Ригведы» немало парных богов, которых можно классифицировать по степени единства: от полностью слитых близнецов Ашвинов до таких пар, как Сома-Пушан, которые объединяются по степени их единства.

    Шахматы – высокоинтеллектуальная игра с почти двухтысячелетней историей, актуальность которой не только не угасла с годами, а наоборот, всё больше набирает свои обороты. Шахматы, предположительно изобретенные в V-VI веке нашей эры, приобрели популярность во всех уголках земного шара, став неотъемлемой частью мировой культуры.


    Прародителем современной шахматной игры считается чатуранга, появившаяся в Индии в шестом веке нашей эры. Со временем игра перерождалась, вырабатывались основные её принципы. Однако, известные нам сегодня детальные правила игры, окончательно сформировались лишь в 19 веке, именно с того времени шахматы из интеллектуального развлечения превратились в спортивную игру международного класса.

    Однако, ещё с момента зарождения шахмат многие спорят об их истинной сути. Одни считают шахматы азартной игрой, другие – полезным развлечением, третьи – приравнивают их к настоящему искусству.

    Это проект, одобренный нашими читателями, в котором вы или ваш ребенок сможете повысить мастерство игры, выполнить шахматный разряд, за короткий срок вырасти до призера региональных турниров. В преподавателях – мастера FIDE, обучение онлайн.

    И хотя каждый год археологи находят свидетельства того, что в шахматы играли древние народности разных стран мира, точную историю возникновения шахмат никто достоверно не знает. Многовековая игра в шахматы породила о них несколько древних легенд и мифов, в частности об их возникновении.

    Легенда о братьях Гаве и Талханде из сказания персидского поэта Фирдоуси

    В древнем индийском царстве жила царица с сыновьями-близнецами – Гавом и Талхандом. Когда сыновья подросли и стали претендовать на трон верховного правителя, перед царицей образовалась дилемма – нужно было выбрать одного более достойного из них. Мать не могла наречь кого-то одного из них царем, ведь одинаково сильно любила каждого сына, поэтому царевичи решили выбрать победителя в бою. Поле боя было оборудовано у морского берега, с другой стороны окруженного рвом с водой, чтобы не было пути к отступлению. К слову, бой был нацелен не на убийство друг друга, а на разгром войска противника, однако, так случилось, что во время очередного наступления погиб Талханд. Горюющая мать упрекала второго сына в гибели брата. Как оказалось, Гав не имел прямого отношения к смерти брата, Талханд умер от истощения организма под палящим солнцем. Царица-мать попросила Гава подробно показать, как это было. Для этого Гав попытался воссоздать поле боя на деревянной доске, поместив на неё фигурки войск-противников с царевичами во главе – по центру, в окружении пехоты, конницы и главных помощников. Так и зародилась игра в шахматы.

    Наиболее популярная легенда о шахматах и зерне

    В Древней Индии правил богатый царь Баграм, который жил по принципу силы, только и зная, как воевать с близлежащими странами. Было у него непобедимое войско, с быстрыми колесницами, зоркими лучниками и могучими слонами. Войско царя победило всех, кто вступал с ним в бой, а когда воевать стало не с кем, великий царь заскучал. Баграм созвал слуг и приказал придумать для него интересную забаву, отвлекающую от царских дум, а за наиболее оригинальную идею пообещал хорошенько отблагодарить. Первый слуга принес золотые кубики, которые всего лишь на несколько минут увлекли царя. Следующий – алмазные шары для катания, игра с которыми царя так же не развеселила. Самый умный слуга принес деревянную коробочку, внешний вид и содержимое которой сначала разозлило царя, ведь все пытались одарить царя драгоценными подарками. Увидев неподдельный гнев царя, слуга изрек, что интерес тут вовсе не в золоте, а в мудрости, чем сразу же заинтересовал правителя и тот согласился сыграть. В шкатулке оказались маленькие деревянные фигурки, в которых Баграм узнал свои войска, лучников, слонов и офицеров. Слуга объяснил правила, и они приступили к игре. Царь был уверен, что легко обыграет слугу, так как он уже покорил силой весь мир. Но, к своему удивлению, правитель потерпел поражение. Ходы следующей партии Баграм обдумывал более тщательно и потому сумел победить изобретателя. Игра в шахматы так увлекла царя, что не проходило и дня, чтобы он не погружался в завораживающий мир шахматных фигур.

    Правитель помнил о своем обещании и захотел отблагодарить слугу, посулив горы золота и серебра. Мудрец же от золота отказался, а захотел взять вознаграждение зерном, предложив царю разложить зерно на клетки шахматной доски: на первую клеточку – одно зернышко, на вторую – два, на третью – четыре, увеличивая в два раза количество зернышек на каждой следующей из 64-х клеточек. Царь обрадовался такой маленькой цене, но он даже не подозревал, что нужного количества зерна нет во всем мире. Когда придворные математики сосчитали нужное количество зернышек, изумления скрыть никто не мог, ведь для вознаграждения потребовалось бы 18 446 744 073 709 551 615 зерен пшеницы. Это просто невероятное число, ведь можно с уверенностью утверждать, что это больше, чем количество песчинок в пустыне Сахаре – самой большой пустыне на нашей планете. Указанного количества зерна хватило бы на то, чтобы 9 раз засеять всю землю, в том числе и то, что находится под водой и покрыто ледниками. Царь был не в силах вернуть слуге такое огромное вознаграждение, однако, с того момента шахматы приобрели необычайную популярность не только в индийском государстве, но и далеко за его пределами.

    Легенда «белое и черное» о братьях-близнецах

    В древние времена Индией правил мудрый царь, правление которого принесло стране мощь и процветание. Было у него два единоутробных сына. Братья-близнецы были как две капли похожи друг на друга, а отличались они лишь тем, что любили носить одежду разного цвета – один предпочитал белые убранства, а другой – черные одеяния. После кончины отца, который поделил царство поровну каждому из братьев, между ними случился раздор. Каждому хотелось стать единоличным правителем и руководить целой страной, а не лишь её половиной. Длительная ссора переросла в настоящую войну, уносящую жизнь многих людей. Однако, никто из братьев не собирался прекращать войну, потому как её окончание со стороны любого из них означало бы молниеносный проигрыш и то, что он не станет правителем. При этом, братья хотели и помириться, и закончить войну, и найти способ прийти к царским полномочиям.

    Однажды к ним пришел мудрец и пообещал за перемирие и незамедлительное окончание войны, в которой умерла половина индийского населения, показать братьям как можно честно и без крови определить победителя. Братьям эта идея понравилась, и они сразу же согласились попробовать. Старик достал деревянную дощечку и черно-белые деревянные фигурки, после чего поведал об основных правилах игры и том, что нужно тщательно обдумывать каждый ход. Между братьями началась длительная шахматная «война», но теперь человеческая кровь не проливалась, поэтому партия могла длиться до определения истинного победителя. В этом поединке победу одержал брат, игравший белыми фигурами, по праву победителя он же и стал новоиспеченным правителем страны. С тех пор игра приобрела невероятную популярность, а в шахматном бое всегда первыми ходят белые фигуры.

    Появившаяся сотни и даже тысячи лет назад, управляемая разумом игра завоевала популярность по всему миру. Из военной игры шахматы превратились в древний спорт мудрецов, а после – в высокоинтеллектуальное занятие, стимулирующее умственное развитие и творческие способности игроков. Польза шахматной игры неоспорима, более того – сегодня шахматы можно считать профессиональным видом спорта и интересным, нетривиальным хобби.

    Легенды о шахматах в видео

    Чтобы поближе познакомиться с древними легендами о шахматах, мы собрали подборку видеороликов на эту тему:

    Астрологический знак Близнецы, как уже упоминалось в рассказе о месяце мае , представлялся в былые средневековые годы в широком диапазоне: тут и классические Кастор и Поллукс; и два рыцаря, сошедшихся в битве; и пара всадников, охотящихся или прогуливающихся; а часто мужчина и женщина, находящиеся в ласковом взаимодействии и т.д.

    Знак Близнецы. Иллюстрация в календаре для мая. Около 1320. Tripartite Mahzor. Эта рукопись была изготовлена в Южной Германии, в районе Боденского озера, Бавария или региона Верхнего Рейна. An illustration from the Tripartite Mahzor. The Kaufmann Collections, MS A 384, 143r. Language: Hebrew. . По клику на изображении – лист целиком.

    Иной раз встречаются и загадочные изображения, как на этой еврейской миниатюре из календаря – близнецы с собачьими головами, совместно держащие непонятный предмет.

    Греческие Диоскуры Кастор и Полидевк, он же Поллукс, ставшие созвездием Близнецов, а также легендарные братья-основатели Рима Ромул и Рем, без сомнения, являются самыми знаменитыми европейскими близнецами. Однако, мифы о близнецах существуют у очень многих народов и с самых давних времен .

    Специалисты называют такие древние истории близнечными мифами.

    Картинки, в основном, средневековые европейские, но с текстом они не соотносятся – речь пойдет о разных древних культурах по всему миру.

    3.


    1188 год. Gemini, from the medieval Georgian manuscript of an astrological treatise. 12 c. Georgian MSS, 1188. via

    Близнечные мифы повествуют о чудесных существах, представляемых в виде близнецов и часто выступающих в качестве родоначальников племени или культурных героев.

    Подобные мифы можно разделить на мифы о:

    1. близнецах-братьях соперниках или, позднее, союзниках;
    2. разнополых близнецах, брате и сестре;
    3. близнецах-андрогинах;
    4. зооморфные близнечные мифы.

    Близнецы-братья

    4.


    c. 1440-1450. Book of Hours. Use of Sarum. MS. Auct. D. inf. 2. 11, fol. 005r, detail. Bodleian Library. Manuscript. Parchment. Page size: 293 x 200mm. Country or nationality of origin: French. Place of origin: Normandy, Rouen (?). Calendar (May). Hawking. Gemini.

    В мифах о братьях-близнецах, характерных для дуалистических мифологий, в частности, индейцев Северной и Южной Америки и народов Океании, один из братьев связывается со всем хорошим или полезным, другой - со всем плохим или плохо сделанным. Между братьями-близнецами с самого их рождения начинается соперничество.

    5.


    12 век, Франция. Gemini - one of the twelve zodiacal signs ornating the chevet of the church Saint-Austremonius of Issoire (12th century), Auvergne, France via

    В мифе североамериканского индейского племени кахуилла один из близнецов Мукат, создавший людей и луну, спорит за первенство с другим близнецом Темайауитом, уходящим в подземный мир.

    6.


    12 в., Франция. Мозаика "Солнце в Близнецах". Аббатство Святого Филиберта в Турню , галерея, окружающая хоры. Abbaye St Philibert à Tournus . Mosaïque du déambulatoire. Abbaye StLe mosaïques du déambulatoire associent le calendrier et le zodiaque, ici, la légende dit: Le soleil est dans Les Gemeaux. Philibert à Tournus . Mosaïque du déambulatoire. via

    В мифе ирокезов и гуронов Иоскеха - создатель солнца и всего полезного на земле, а его младший брат-близнец Тавискарон - создатель скал, вредных животных: пум, ягуаров, волков, медведей, змей и насекомых, шипов и колючек, он вызвал первое землетрясение. Тавискарон противодействует всем благим начинаниям Иоскехи: не даёт ему устроить в реках два течения - вверх и вниз, сотворяет пороги и быстрины. Раненный в единоборстве с Иоскехой, Тавискарон спасается в подземном мире, при бегстве каждая капля крови, льющейся из его раны, превращается в кремень. Сам Тавискарон был весь из твёрдого, как кремень и лёд, вещества. Иоскеха после сражения с братом удаляется на небо.

    7.


    Ашвины. The Ashvin twins, mural painting, Kadavu Resort, Calicut, Kerala.

    В некоторых дуалистических мифах братья-близнецы не антагонистичны друг другу, а воплощают лишь два начала, каждое из которых соотнесено с одной из половин племени. Подобные близнецы часто дублируют функции друг друга, оба полезны, а не вредны для людей, оба заняты их лечением. Таковы Ашвины – в ведийской и индуистской мифологии божественные братья-близнецы, живущие на небе. В «Ригведе» им посвящено 54 гимна целиком. Это много, по числу упоминаний они идут сразу же после Индры, Агни, Сомы. Ашвины – древне-индийское Asvinau, двойственное число; от asvin-, «обладающий конями» или «рождённый от коня».

    8.

    14th century, middle. Franciscan Missal. MS. Douce 313, fol. 007r, detail. Bodleian Library. Manuscript. Parchment. Country or nationality of origin: French. Place of origin: Paris. May. Hawking. Gemini.

    Однако и в мифах этого типа, как правило, обнаруживаются следы более архаических представлений о взаимной вражде близнецов.

    Разнополые близнецы

    9.


    В верхней части правой страницы - знак Близнецов в виде влюбленной пары. Разворот календаря – месяц май. Calendar pages for May, Hours of Joanna of Castile, Bruges, between 1496 and 1506, Additional 18852, ff. 5v-6.

    Миф о близнецах - брате и сестре, вступающих в кровосмесительный брак, чаще всего в результате уговоров сестры, известен в почти одинаковой форме во многих древних культурах, например: египетский миф об Осирисе и Исиде, древнеиндийский миф о Яме и его сестре-близнеце Ями. Нередко предполагается, что кровосмесительный брак близнецов начинается ещё во чреве матери. Поэтому при рождении двойни - детей разного пола считается необходимым совершить очистительный обряд.

    Представление о браке разнополых близнецов или нескольких близнецов - братьев и сестер является одной из форм символизации объединения двух противоположностей, одну из которых воплощает брат, а другую - сестра.

    Двуполые близнецы

    10.


    По клику – разворот целиком. Da Costa Hours, in Latin. Illuminated by Simon Bening (1483/84–1561). Belgium, Bruges, ca. 1515. 172 x 125 mm. Purchased by Pierpont Morgan, 1910; MS M.399 (fols. 6v–7). May: Boating Party.

    Особенностью многих африканских близнечных мифах является совмещение противоположностей в одном мифологическом образе, который включает в себя оба члена, где близнечные существа двуполые. У догонов герои Лис и Номмо выступают одновременно и как близнецы, и как андрогины. Такие же представления связаны с двумя демиургами Маву и Лиза в мифологии фон в Дагомее, выступающими как андрогин, одна часть которого – Маву воплощает ночь, луну, радость, другая – Лиза - день, солнце, труд. Другие боги в мифологии фон представляются в виде пар близнецов, а божественная сила-радуга описывается и как андрогиниое божество, и как близнечная пара. У племени бамбара двуполое божество Фаро рождает двух близнецов.

    Зооморфные близнецы

    11.

    Giovanni Maria Falconetto (1468–1535) Sign of Gemini, Sala dello Zodiaco, 1515-1520. Fresco. Palazzo d"Arco.

    Наиболее ранний пласт близнечных представлений прослеживается в зооморфных мифах, предполагающих участие в близнечном рождении животных или родство между животными и близнецами. У нивхов на Сахалине и в Приамурье мать близнецов хоронили в медвежьей клетке, а о самих близнецах говорили как о «зверях». У многих народов был распространён обряд убийства близнецов после их рождения. Их обычно относили в горшках или кувшинах в воду, болото или в лес, где они, по поверьям, блуждают и после смерти, отправляют на съедение животным, как бы возвращая той нечеловеческой, часто водной, среде, с которой связывают их рождение. У африканских йоруба обезьяна - брат близнецов, у дан близнецы связываются с чёрной змеей, у глиди-эве близнецы «принадлежат к дому буйвола». В Дагомее близнецов считали детьми лесных духов, которым они возвращаются после смерти.

    След близнечного тотемизма обнаруживается и в фольклорных сюжетах: в суданской легенде царь воспитывается вместе с львёнком. В мифе кизиба две первые женщины родили близнечные пары: одна мальчика и девочку, другая - бычка и тёлку. В космогоническом мифе руанды действуют братья, один из которых рождён из чрева коровы.

    12.


    Ашвины. Один из многих вариантов изображения богов-близнецов.

    В Древней Индии близнецов Ашвинов представляли в виде двух птиц или птиц-коней. Связь двух почитаемых близнецов с конями сохраняется в качестве пережитка и у древних германцев, и в балтийской мифологии. До недавнего времени в литовских деревнях бытовало поверье о том, что близнецы, сидящие на коне, обладают целебной силой, подобно Ашвинам-целителям, имя которых производится от древне-индийского asva - «конь». С конями связывали и Диоскуров.

    Истоки близнечных мифов

    13.


    14-15 века. Франция. 14e siècle; 15e siècle. Gémeaux. Sablière de la nef de l"église Notre-Dame de Runan. via

    Истоки близнечных мифов можно видеть в представлениях о неестественности близнечного рождения, которое у большинства народов мира считалось уродливым, а сами близнецы и их родители - страшными и опасными. Обычай отделения родителей близнецов от всего племени, часто с позднейшим переосмыслением в духе сакрализации близнецов и их родителей, известен у многих народов Африки, подобные параллели находятся у многих народов мира.

    14.

    Guido Bonatti, De Astronomia Libri X (Basel, Nicolaus Pruknerus, 1550) via

    Выдвинутая английским исследователем Р. Харрисом гипотеза о «великом страхе», который некогда внушали близнецы, вполне согласуется с данными приматологии, устанавливающими у приматов те же основные черты поведения по отношению к двойне. Удивление обезьяньего стада вызывает как сама двойня, так и мать близнецов, держащаяся после их рождения поодаль от стада, причём её отгоняет в сторону вожак.

    Сакрализация близнецов

    15.


    По клику – витраж полностью. 1217-1220 года, Франция. Chartres Sud Gémeaux. vitrail sud de la Cathédrale de Chartres (détail) via

    Со временем признается сакральный характер как самих близнецов, так и их родителей, в особенности матери. При этом в роли отца наряду с обычным отцом может выступать мифологическое существо или тотем; такая идея двойного отцовства характерна для развитых форм мифов. Сами близнецы и их мать рассматривались как существа, соприкоснувшиеся со сверхъестественной силой и ставшие её носителями.

    16.


    1702 год, Рим. Gémeaux - Méridienne de S.Maria deli Angeli. Zodiacal sign of the Gemini on panel of white marble inlaid with colored marble (opus sectile) adorning one side of the Meridian solar line of Basilica Santa Maria degli Angeli e dei Martiri in Rome built by Francesco Bianchini (1702). via

    Архаический ритуал отделения близнецов, и прежде всего их матери, или обоих родителей от всего племени при этом включается в обрядовый комплекс почитания сакрализованных близнецов и их родителей. На этом этапе развития близнечного культа речь идёт уже не просто об избавлении племени от опасности, таящейся в близнецах и их родителях, но и об осознанном обособлении носителей сверхъестественной силы, теперь не только опасной, но часто и благодетельной, от коллектива, их почитающего. У народа гереро обнаруживаются признаки обожествления «светлых» родителей близнецов, переселяющихся после их рождения в дом за пределами деревни.

    17.


    98-117 г.г. н.э., Рим. Ромул, Рем и волчица. Altar Mars Venus Massimo lupa. Roman artwork of the end of the reign of Trajan (98-117 CE), later re-used under the Hadrianic era (117-132 CE) as a base for a statue of Silvan. National Museum of Rome – Palazzo Massimo alle Terms. via

    Сакрализация близнецов и их родителей происходит, в том числе, с развитием представления о связи близнецов с плодородием. Поэтому в обществах, почитающих близнецов, обычны обряды, связывающие их культ с символикой плодородия, в частности со священными мировыми деревьями. Индийские Ашвины были связаны с фиговым деревом - ашваттхой. Под аналогичным священным деревом – Rumina-Us Ficus [«фикус (фиговое дерево) римское»] в Древнем Риме ставились изображения священных близнецов Ромула и Рема.

    В мифах о происхождении племён или городов их часто возводят к двум близнецам - основателям: Ромул и Рем, связанные с тотемом - волчицей, в Риме, близнецы - сыновья Димука в Северной Нигерии и т. д.

    Источники :
    Основной источник для текста – статьи БЛИЗНЕЧНЫЕ МИФЫ и АШВИНЫ в Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т./Гл.ред. С.А.Токарев. - М.:НИ "Большая Российская энциклопедия", 1998. - Т.1, Т.2.

    БЛИЗНЕЦЫ

    Творческая дуада, два созидающих начала (либо антагонисты – начало созидающее и начало разрушающее; ср. меланезийский миф о братьях-близнецах То Кабинана и То Корвуву – первый соотносится со всем полезным, второй во всем, плохо сделанным). Также близнецы – вариант андрогинна; в этой связи особенно характерно представление о разнополых близнецах, которые символизируют объединение двух творческих начал – мужского и женского (например, Осирис и Исида в мифологии египтян или бог Яма и его сестра-близнец с тем же именем у древних индийцев).
    Как правило, близнецы имеют не только «обычного», но и божественного отца (во всяком случае, в мифологии); образ их матери сакрализуется и становится символом потусторонних сил, причастных к появлению близнецов на свет.
    «Сакрализованные» близнецы связаны с символом плодородия; отсюда представление о сдвоенных плодах как о символе изобилия.
    Многие легенды о происхождении древних городов связаны с близнецами – например, легенда о возникновении Рима (братья-близнецы Ромул и Рем).
    В обрядах, связанных с культом близнецов, символика черного и белого цвета выражала смену черного и белого времени. В африканских обрядах, связанных с культом близнецов, распространено раскрашивание каждой стороны лица и тела в разные цвета. В африканском мифе ньоро близнец Мпуга Рукиди с одной стороны был белым, а с другой – черным. Само имя Мпуга обозначает его разноцветность (Мпуга – кличка домашних животных черной и белой масти). У африканского народа кахуилла, черный цвет связан с одним близнецом, а белый – с другим.
    Единородство двух начал. Близнецы – символ единородства двух начал. Обычно близнецы представлялись как единство и борьба, как несходство схожего. Близнецы издревле рассматривались как сверхъестественные существа, соприкоснувшиеся с высшими силами, носители сакральных знаний и власти. Кроме того, близнецы считались символом плодородных сил земли и также прародителями целых племен и народов. Близнецы в западно-африканском племени ашанти принадлежат князю – как символ богатства, избыточности. Девочки становятся его женами, а мальчики – слугами. Близнецы из царского рода обычно умерщвлялись, чтобы не было распрей из-за власти. Многие народы признавали сакральный характер как самих близнецов, так и их родителей, в особенности матери (в роли отца наряду с обычным отцом выступает мифологическое существо или тотем). Близнецы рассматривались как существа, соприкоснувшиеся со сверхъестественной силой и ставшие ее носителями. Архаический ритуал отделения близнецов и прежде всего их матери, или обоих родителей от всего племени включается в обрядовый комплекс почитания сакрализованных близнецов и их родителей. На этом этапе развития близнечного культа речь идет уже не просто об избавлении племени от опасности, таящейся в близнецах и их родителях, но и об осознанном обособлении носителей сверхъестественной силы (не только опасной, но часто и благодетельной) от коллектива, их почитающего. У гереро обнаруживаются признаки обожествления «светлых» родителей близнецов, переселяющихся после их рождения в дом за пределами деревни.
    Зороастр учил: «Воистину есть два первичных духа, близнецы, славящиеся своей противоположностью в мысли, в слове и в действии – они оба, добрый и злой… Когда эти два духа схватились впервые, то они создали бытие и небытие…». Каждая религия обращалась к этой теме: Сет и Гор в Египте, библейские Иаков и Исав, Ахура-Мазда и Ангра-Маинйу («Злой Дух») в зороастризме – все это отголоски близнечного культа.
    В мифах народов Тропической Африки божественные близнецы не всегда принимают человеческий облик. Так, дети Майе и Лаго, близнецы Тапе и Дигбе, призванные следить за гармоничным ходом дел во Вселенной и на земле, были «понятиями». Тапе как понятие представляет собой небесные плодотворные силы, а Дигбе занимается земными проблемами. Один из близнецов номмо, сыновей Верховного бога Амма и земли, совершил кровосмесительный акт с матерью и за это грехопадение был лишен речи, стал «бледным лисом», породившим злых духов. Второй – Великий Номмо – дал людям речь и ему поклоняются как духу воды.
    Близнечные мифы о чудесных существах, представляемых в виде близнецов и часто выступающих в качестве родоначальников племени или культурных героев распространены по всему миру. Близнечные мифы можно разделить на мифы о близнецах-братьях (соперниках или позднее – союзниках), близнецах – брате и сестре, близнецах-андрогинах и зооморфные близнечные мифы. В мифах о братьях-близнецах индейцев Северной и Южной Америки и народов Океании, один из братьев связывается со всем хорошим или полезным, а другой - со всем плохим или плохо сделанным (в Меланезии – соответственно То Кабинан и То Корвуву). Между братьями-близнецами с самого их рождения начинается соперничество: в мифах североамериканского индейского племени кахуилла один из близнецов (Мукат, создавший людей и Луну) спорит за первенство с другим (Темайауитом), уходящим в подземный мир. В близнечных мифах ирокезов и гуронов Иоскеха – создатель Солнца и всего полезного на земле, а его младший брат-близнец Тавискарон – создатель скал, вредных животных (пум, ягуаров, волков, медведей, змей и насекомых), шипов и колючек, он вызвал первое землетрясение. Тавискарон противодействует всем благим начинаниям Иоскехи: не дает ему устроить в реках два течения – вверх и вниз, сотворяет пороги и быстрины. Раненный в единоборстве с Иоскехой, Тавискарон спасается в подземном мире, при бегстве каждая капля крови, льющейся из его раны, превращается в кремень (сам Тавискарон был весь из твердого, как кремень и лед, вещества). Иоскеха после сражения с братом удаляется на небо.
    В древнеславянском мифе о сотворении мира также рассказывается о близнецах, которые появились из двух яиц, снесенных Первобогом-Соколом-Родом. Эти яйца были разного цвета: одно – белое, другое – черное. Упали они в озеро Живой Воды, и появились из них две великолепные птицы: Белый Лебедь и Черный Лебедь. Поплыли птицы навстречу друг другу и стали жестоко биться. А в это время с вершины Дуба-Стародуба раздался грозный, повелительный возглас: «Остановитесь!» И только после того как Лебеди прекратили битву, Сокол-Род сказал им: «Я даю вам Слово и разум. Выйдите из воды и встаньте по обе стороны моего Дуба». Вышли Лебеди из воды и сразу превратились в человекоподобных Великанов. Похожи они были друг на друга, как родные братья. Только у одного кожа белая, волосы русые, глаза голубые, а у другого все черное: и кожа, и волосы, и глаза. «Сорвите с дерева по молодильному яблоку и съешьте их», - велел им Сокол-Род. Съели исполины яблоки и почувствовали в себе неимоверную силу. Посмотрел на них Сокол-Род и сказал: «Теперь вы – бессмертные боги. Ты, Бел бог, - обратился он к белокожему, - Властелин Света и Светлого Мира и всего, что создашь в нем. А ты, Чернобог, - сказал он чернокожему, - Властелин Ночи и Тьмы, и всего, что создашь в них. Вы есть Добро и Зло, Красота и Уродство. И будете вы вечно, потому что вы – Жизнь. Те, что придут в этот мир, не узнают Добра без Зла, не постигнут Красоту без Уродства».
    Сюжет этого мифа о близнецах перекликается с мифом о сотворении мира, изложенном в рукописи на коми-зырянском языке, которую в 1923 году обнаружили русские ученые: «По беспредельному первозданному морю-океану плавала утка «чож», носившая в себе яйца жизнезарождения. Она долго искала место, где бы ей высидеть своих птенцов, но так и не нашла себе пристанища. Четыре яйца, снесенных ею, были поглощены пучиной морской, только два последних яйца она сумела спасти. Высиженные под крылом матери, из двух яиц вылупились два птенца, два утенка: Ен и Омоль. Это были два брата, два противоположных начала: жизни и смерти, добра и зла, правды и неправды, дня и ночи. До возраста мать носила их на своей спине, потом попросила своих утят достать из пучины морской выроненные яйца и разбить их на ее теле. После этого сама взметнулась ввысь, с разбегу ударилась о воду и убилась.
    Вот два брата, Ен и Омоль начинают доставать материнские яйца из пучины морской. Нырнул сначала Ен в бездну морскую и стал искать потонувшие яйца. Прирожденное начало противоречия сразу заговорило в Омоле пока брат его находился на дне морском, Омоль засвистел, закричал таким голосом, что от его крика все застыло и поверхность океана вся заледенела. Омоль возрадовался, что не осталось для брата выхода из-под воды. Вдруг засверкали молнии и с такой силой ударил гром, что сразу весь лед растаял и забурлила поверхность моря-океана. От испуга Омоль сразу нырнул в воду. Это Ен, выходя из пучины морской, ответил на козни Омоля громом и молнией. Ударил Ен вынутое из пучины морской яйцо о тело убитой матери и взметнул вверх. В вышине сразу загорелось и заиграло солнце своими живительными лучами, а тело утки-матери разрослось в длину и ширину, покрылось лесом, зеленью, цветами. Так появилась земля-матушка. Нырнул еще раз в пучину морскую Ен, достал второе яйцо зарождения и сделал отсюда себе помощников-ангелов. Нырнул в пучину морскую завистливый Омоль и достал оттуда два яйца, покрытые затхлой тиной. Разбил он первое яйцо и бросил вверх. На небосклоне зарделась тусклая, вечно холодная луна, признак ночи и холода, а по земле потекли безжизненные потоки воды, зазияли озера, болота и зыбуны трясучие. Разбил он второе яйцо и создал оттуда себе помощников, таких же злых, завистливых и злотворных, как и сам Омоль.
    После этого Ен и Омоль вступили на землю, приняли человекообразный вид и стали править землей. Создал Ен птиц полезных на земле, а в противовес ему Омоль создал птиц вредных и хищных. Создал Ен домашних животных и зверей лесных, а Омоль создал хищных зверей и всяких гадов на земле. Вот Ен и Омоль решили создать человека. Вылепил Ен из земли фигуру человека-мужчины и дунул ему в лицо. И стал первый человек-мужчина на земле. Вылепил Омоль из земли фигуру человека-женщины и дунул ей в лицо раз, два, три, но ничего у него не выходит, так как в нем не было животворного начала. Тогда дунул Ен на творение Омоля, и фигура ожила. Так появилась первая женщина.
    Сказал Ен первым людям: «Живите, размножайтесь и властвуйте над землей и не творите грехов». После этого Ен построил себе небо, ушел туда со своими ангелами и целых 12 лет не являлся на землю. На 12-ый год пришел и спросил у Адама, первого человека: «Где, Адам, твои дети? У тебя должно быть 12 детей». Адам об этом ничего не знает. Оказывается, за это время жена его родила 12 дочерей и сразу же их сама убивала по наущению Омоля. Тогда Ен проклял жену Адама, что она вечно будет пожирать своих детей, но за такой грех земля не может ее дольше выдержать на себе. После проклятия Ена жена Адама была поглощена землей и превратилась в смерть, а рожденные ею 12 дочерей стали помощницами своей матери, носительницами болезней и пороков. Чтобы Адаму одному не было скучно, Ен за время сна вынул у него одно ребро и создал из этого ребра ему другую жену, Еву, женщину чистую, непорочную, и строго наказал Адаму оберегать Еву от соблазнов и искушений Омоля. Приняв образ красивого мужчины, соблазнил Омоль жену Адама на грех, и от этого пошло у них плохое потомство: пошли среди детей его ссоры и раздоры, и прочие пороки. Тысячу лет прожили Адам и Ева и наплодили, заполнили всю землю своими потомками, но ссоры и раздоры между их потомками не прекратились, наоборот, росли.
    Ен отвернулся от потомков Адама и ушел навеки от грешной земли на свое небо. Завистливый Омоль, подражая Ену, выстроил второе небо, над первым небом. Над ним Ен выстроил третье небо, Омоль выстроил над ним четвертое небо. Так, в порядке вечного противоречия, Ен и Омоль создали семь небес. Омоль старался взобраться своим жильем выше Ена. Тогда Ен решил покончить с кознями Омоля: он пустил против Омоля и его помощников страшный гром молнии, и все шесть небес сгорели в пламени огня, а свора Омоля свалилась на землю и скрылась в лесах, водах и трущобах от преследований Ена. Так Ен низверг Омоля на землю и загнал его полчища в леса, болота и реки, вечно угрожая им громом и молнией. Только ночами и зимой они беспрепятственно могут выходить из своих логовищ и вредить людям. Видя, что на земле стало очень много бесов (потомков Омоля), что они не дают спокойно жить людям, Ен решил уничтожить их. Вот однажды он принял образ человека, сошел на землю и стал делать горшки около дороги. В это время проходил около него со своими бесовскими полчищами сам Антус, начальник бесовских полчищ, и стал хвастаться своей силой, что он может затемнить свет божий, покрыть солнце и луну. Вот они раздувались, увеличивались в росте так, что покрыли собой весь дневной свет. «А можешь ли ты всем своим полчищем уместиться в эти три горшка?» – спрашивает Ен и Антуса. Бесы Антуса в один миг превратились в маленьких мошек, и все вместились в три горшка. Ен закрыл горшки и зарыл их в землю, только случайно один горшок разбился, и часть бесов осталась на земле. Так Антус со своими полчищами был ввергнут в подземелье и сделался там начальником ада и грешников…».
    В некоторых близнечных мифах братья-близнецы не антагонистичны друг другу, а воплощают лишь два начала, каждое из которых соотнесено с одной из половин племени. Таковы Возлюбленные близнецы у североамериканского индейского племени зуни, которые разделили племя на фратрии – людей зимы и людей лета. Оба Возлюбленных близнеца выступают в роли культурных героев, которые выводят людей из пещеры на солнце и дают им орудия и оружие. В близнечных мифах этого типа близнецы дублируют друг друга, оба полезны, а не вредны для людей, оба заняты их лечением. К мифам этого типа относится древнеиндийский миф об Ашвинах.
    В индийской мифологии двоих близнецов-братьев по имени Насатья и Дасра именуют Ашвинами, что значит Рожденные от коня. Их отцом был Вивасват – восьмой сын Адити и прародитель смертных на земле. Сам он был богом Солнца, и как бог Солнца звался Сурья. Тваштар выдал за Вивасвата свою дочь Саранью, не хотевшую идти замуж за человека, но ей пришлось подчиниться воле отца. Она родила Вивасвату близнецов, брата и сестру, которых звали Яма и Ями, но после, не желая жить в доме неравного ей супруга, создала женщину, совершенно подобную себе обликом, препоручила ей своих детей, а сама вернулась в дом отца. Когда Вивасват догадался о подмене, он отправился в дом своего тестя, который принял его с почетом. Узнав, что его истинная жена сбежала, приняв облик кобылицы, Вивасват сам обернулся конем и пустился ее искать. Он настиг ее в отдаленной стране, и между ними произошло примирение, в конском облике они стали супругами вновь. Поэтому близнецов, рожденных от примирения Вивасвата и Сараньи в образе коней именуют Ашвинами – Рожденными от коня.
    Ашвины стали богами утренних и вечерних сумерек и утренней и вечерней звезды (действительно, утренние и вечерние сумерки неотличимы друг от друга, как близнецы). Перед самым рассветом, когда на исходе ночи свет борется с тьмой, эти двое могучих витязей первыми из богов появляются на утреннем небе, вечно юные и прекрасные, на золотой колеснице, влекомой крылатыми конями. К людям, своим родичам, Ашвины благосклонны больше, чем прочие боги, и они спасают смертных от всяких бед и несчастий. Ашвины мудры и обладают целительной силой; они помогают немощным, больным и увечным и возвращают молодость старым. Они спасают гибнущих в водной пучине.
    В древней Индии Ашвинов представляли в виде двух птиц или птиц-коней (имя Ашвинов произведено от древнеиндийского asva – конь). Связь почитаемых близнецов с конями прослеживается и у древних германцев, и в балтийской мифологии. До недавнего времени в литовских деревнях бытовало поверье о том, что близнецы, сидящие на коне, обладают целебной силой, подобно Ашвинам-целителям.
    Наиболее ранние мифы предполагают участие в близнечном рождении животных или родство между животными и близнецами. У нивхов (на Сахалине и в Приамурье) мать близнецов хоронили в железной клетке, а о самих близнецах говорили как о «зверях». У африканских йоруба обезьяна – брат близнецов, у дан близнецы связываются с черной змеей, у глиди-эве близнецы «принадлежат к дому буйвола». Нуэр связывают близнецов с птицами и часто дают им птичьи имена. В Дагомее близнецов считали детьми лесных духов, к которым они возвращаются после смерти. У восточных и западных динка и у нуэр в Судане известен близнечный тотемизм – родоначальник племени считается близнецом тотемного животного. В суданской легенде царь воспитывается вместе со львенком. Согласно представлениям догонов, у каждого человека есть свой близнец – животное (сами же близнецы у догонов состоят в «союзе» со скорпионом). В мифе кизиба две первые женщины родили близнечные пары: одна мальчика и девочку, другая – бычка и телку. В космогоническом мифе руанды действуют братья, один из которых рожден из чрева коровы. Священные близнецы Древнего Рима Ромул и Рем были вскормлены волчицей.
    Двое детей-близнецов четы главных богов или одного двуполого бога. Вся творческая и динамическая энергия верховного бога-создателя проявилась через двух его детей-близнецов. В мифах бамбара двуполое божество Фаро рождает двух близнецов. В Вуду близнецов-братьев Таэбо и Каинде, сыновей Шанго (бога грома) и Ошун (африканского аналога Венеры) называют Ибежи (или Эре-Ибеджи). Эти близнецы вечно молоды, мудры и при этом игривы; они мастерски решают любую проблему. Особенно хорошо они излечивают болезни, ментальные и эмоциональные расстройства. Таэбо и Каинде могут также приносить удачу в азартных играх, пока им это не надоест. Часто к ним взывают в тех ситуациях, когда спасти может только «чудо». В этих случаях для Ибежи устраивается алтарь с изображениями двух мальчиков-близнецов или святых Космы и Дамиана. Затем в их честь устраивается «вечеринка» с тортом, мороженым и другими лакомствами, которые любят дети. Этот ритуал может вылиться в настоящую вечеринку, на которую приглашаются и другие гости. Если Близнецы останутся довольны праздником, чудо обязательно случится. Кровавое жертвоприношение уместно только в том случае, если Близнецы его специально «закажут». Самым обычным приношением являются одинаковые тарелки с конфетами или пирожными, оставленные перед образами или талисманом Ибежи.
    По преданиям догонов, Бог-создатель Амма породил двух близнецов Номмо – полулюдей-полузмей, а те дали начало человеческому роду. Один из Номмо был кузнецом
    Близнецы брат и сестра символизируют объединение двух мифологических противоположностей. Миф о близнецах – брате и сестре, вступающих в кровосмесительный брак (чаще всего в результате уговоров сестры), известен почти в одинаковой форме во многих древних культурах (египетский миф об Осирисе и Исиде, древнеиндийский миф о Яме и его сестре-близнеце Ями). Нередко предполагается, что кровосмесительный брак близнецов начинается еще во чреве матери, поэтому при рождении двойни – детей разного пола считается необходимым совершить очистительный обряд.
    В индоевропейской мифологии близнецы-братья, называемые “детьми (сыновьями) бога неба (Диоскуры, Ашвины, литовские и латышские “сыновья бога”; “дети бога” или “сыновья неба” известны также у нуэр, ньоро, шиллуков, ронга и других народов Африки), ухаживают за своей сестрой – дочерью Солнца. В некоторых индоевропейских традициях след этого мифа остался в представлении о кровосмесительном браке нескольких братьев с их сестрой (у хеттов, древних ирландцев и индо-иранцев).

    Легенда основания Рима связана с одной из самых известных скульптур мира - бронзовой волчицей, вскармливающей молоком двух младенцев. Пожалуй, ни одна статуя не вызывала столько вопросов и споров, как эта. В настоящее время эта скульптура находится в Капитолийском музее на Капитолийской площади во дворце Палаццо деи Консерватори.

    Легенда основания Рима

    По легенде, Нумитор, царь древнего города Альба Лонга, был свергнут с престола братом Амулием, а Рею Сильвию, дочь Нумитора, свою племянницу он заставил уйти в весталки, которые обязаны были поддерживать священный огонь богини Весты и хранить целомудрие.

    Но вскоре Рея родила двух близнецов и клялась, что их отец - бог войны Марс. Тогда Амулий велел убить Рею, а ее детей утопить в Тибре.

    Но корзину с мальчиками унесли быстрые воды Тибра, а потом выбросило на берег волной, где ее подобрала волчица, которая вскормила их. Позже детей нашёл пастух, он дал им имена Ромул и Рем и воспитал их отважными и сильными. Когда же братья стали взрослыми и узнали всю правду о своем рождении, они убили Амулия, вернули власть Нумитору, а сами возвратились к тому месту, где были вскормлены волчицей, чтобы основать там город.

    Ромул начал строить оборонительную стену, а Рем в насмешку перепрыгнул через неё, за что Ромул убил своего брата и сказал: "Так да погибнет всякий, нарушивший границы города!"

    Ром основал город и назвал его своим именем Roma – Рим и стал первым римским царем. Еще в древности римские ученые определили дату основания Рима как 754 – 753 годы до нашей эры.

    Скульптура римской волчицы

    Ученые считают, что по стилю изготовления скульптура волчицы, находящаяся в Капитолийском музее, относится к V веку до нашей эры и изготовлена древними народами современной Италии этрусками, а фигуры близнецов были выполнены позднее, предположительно в XV веке, взамен утерянных.

    Вместе с тем, возник вопрос, как могли греки в те древние времена отлить скульптуру высотой 65 сантиметров, если тогда технологии изготовления таких фигур не было? Если бы волчица была отлита по частям, то вопросов не было бы, но ее фигура цельная.

    В 2006 году специалист по металлургии Анна Мария Карруба, проводившая реставрацию статуи, доказала, что она изготовлена не ранее VIII века нашей эры, а не в V столетии до нашей эры! Так, капитолийская волчица помолодела сразу на 1200 лет.

    Единственное, о чем точно можно сказать – это то, что фигура Волчицы стояла в Латеранском дворце, об этом свидетельствуют труды римских летописцев. Основатель монастырей запада Бенедикт пишет о судилище, в котором проходили суды и казни и где стояла Капитолийская волчица - так ее называл монах. Никаких упоминаний о младенцах, сосущих молоко матери, в его трудах не было.

    Согласно исследованиям, их фигуры изготовили значительно позже – в XV веке нашей эры и были добавлены к скульптуре. Более того, они выполнены в другом стиле мастером Антонио дель Поллайоло.

    По мнению ученых, скорее всего, и фигура волчицы была отлита в XV веке.

    Грот волчицы в Риме

    В 2007 году итальянские археологи нашли пещеру, в которой волчица выкормила близнецов Ромула и Рема, основателей Рима. Министр культуры Италии Франческо Рутелли сообщил, что Пещера Луперкале найдена в самом центре города под руинами дворца Августа. Название Луперкале происходит от латинского слова Лупа, что означает волчица.

    Архитекторы объясняют, что император Август хотел, чтобы его дворец был построен в священном для Рима месте – на холме, под которым был грот Волчицы.

    Почти два года проходили обследования пещеры Луперкале с помощью зонда и на ее стенах были обнаружены мозаика, раковины и цветной мрамор. Эта находка подтверждает известный миф о волчице, которая нашла близнецов на берегу Тибра и принесла их в эту пещеру, где вскормила их своим молоком.

    Правда, найденный грот совсем не похож на пещеру, но, как говорится, легенды не переписывают.

    Для большинства людей яркая и красивая легенда основания Рима все же останется мифом – ведь доказать в каком году была изготовлена скульптура Волчицы вряд ли когда-нибудь удастся.



    Похожие статьи