• Метод цицерона запоминание английских слов. Метод запоминания цицерона

    25.06.2020

    МЕТОД ЗАПОМИНАНИЯ ЦИЦЕРОНА Для овладения методом Цицерона достаточно двух-трех тренировок. В этом заключается его большое преимущество по сравнению со многими другими техниками. При применении метода Цицерона вам уже не надо вспоминать какой-нибудь хорошо усвоенный ряд, как при использовании «обыкновенного» метода связанных ассоциаций, или тянуть за собой длинную цепочку ассоциаций, как в методе последовательных ассоциаций. Еще одно его преимущество состоит в том, что этот метод можно применять в любом месте, где вы находитесь.

    Этот метод назван так в честь одного из блестящих ораторов, государственного деятеля времен Римской Республики. Его имя - Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) Прославился он еще и тем, что никогда не использовал в своих выступлениях записи, воспроизводя по памяти множество фактов, цитат, исторических дат и имен. Это удивительно простой и в то же время чрезвычайно эффективный метод, называемый также методом мест или системой римской комнаты. Суть его состоит в том, что запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию. Именно так и поступал Цицерон при подготовке к своим выступлениям - он прогуливался по своему дому и мысленно размещал ключевые моменты своего выступления в нем. Прежде чем начать учиться применять этот метод, вам необходимо решить для себя, какой последовательности обхода комнаты вы будете придерживаться. Другими словами, вам необходимо определить последовательность мест, на которых вы будете размещать свою информацию, то есть подготовить опорный список мест. Многим будет достаточно просто держать его в голове. Если это сложно, то, запоминая последовательность элементов методом Цицерона в первый раз, вы можете попробовать пройти по комнате реально, как и он, при этом расставлять элементы мысленно. В других случаях расхаживать по дому, как это делал Цицерон, не обязательно: достаточно представлять ее мысленно (комната, конечно должна быть очень хорошо знакомой). Начните со своей комнаты (кабинета) как с самой знакомой. Пусть отправным пунктом будет дверь, затем ближний левый угол или то, что там стоит, затем левая стена, затем дальний левый угол и т. д. по часовой стрелке. Когда у вас будет достаточно опыта в применении метода Цицерона, вы сможете задействовать все больше и больше предметов в комнате, то есть у вас будет больше мест для размещения элементов списка, а пока ограничьтесь самыми заметными предметами в комнате. Чем больше вы запомните расположение предметов, тем большее количество элементов вы сможете запомнить. Используйте последовательно все предметы, которые в вашей комнате всегда имеют одно и то же место: замок, диван, картина, карниз, шторы, подоконник, книжные полки, стол. Кроме последовательности слева направо, соблюдайте последовательность сверху вниз (если два предмета находятся один под другим). Для запоминания списков различных элементов можно использовать и всю квартиру или дом, а также хорошо знакомые жилища друзей и родственников, рабочий кабинет, и даже хорошо изученные участки пути на улице: от дома до остановки, до метро, до ближайшего магазина, любимую дорожку парка и т. п. Связывать элементы запоминаемого ряда с предметами комнаты надо при помощи ассоциаций (пример ниже). На первых порах вы даже можете составить себе список элементов комнаты (получится ряд слов) - другими словами, список своеобразных крючков, за которые вы будете прицеплять запоминаемые элементы. Рассмотрим пример того, как можно запомнить список предметов в определенном порядке. Вот ряд слов: сыр, щенок, пластилин, линейка, градусник, письмо, лужа, лес. Мы будем размещать их последовательно, согласно своей схеме квартиры, начав с коридора. В примере мы постараемся использовать необычные связи для того, чтобы иметь возможность воспроизвести этот ряд даже спустя долгое время. Итак, сыром затыкаем щель в замке, щенка сажаем около двери в левый угол, но чтобы не забыть эту стандартную связь, представляем, как он начинает грызть плинтус, а мы пытаемся запретить ему это делать. Пластилин мы приклеиваю к зеркалу, причем залепляем им почти всю поверхность, чтобы не было видно отражения. Линейку прикрепляем к дверцам шкафа: теперь она не дает им открыться. Градусник ввинчиваем вместо лампочки в люстру. Теперь на нашем пути возникает дверь в комнату. Мы вставляем письмо в промежуток между дверью и косяком (можно было бы расстелить его вместо коврика). Слева в комнате у стены стоит маленький диван; мы представляем, что он стоит в луже и его ножки вот-вот размокнут. Осталось связать книжные полки и слово «лес». Мы представляем, как перед книжными полками вырастает лес, ветки деревьев проходят между книгами, а самих книжных полок почти не видно. Главное перед запоминанием заранее определить предметы, которые будут входить в схему пути, чтобы во время запоминания не думать, связывать ли очередной элемент с тем или иным предметом или удобнее связать его со следующим. Если вы будете поступать таким образом, то при воспроизведении можете допустить ошибки. Вообще же метод Цицерона целесообразней применять для более серьезных вещей, чем запоминание ряда слов (эти слова были приведены лишь для того, чтобы показать, как им пользоваться). Он хорошо себя зарекомендовал при запоминании текстов, распорядка дня, порядка телефонных звонков и т. д. При этом, когда информация хоть как-то тематически связана (а не просто бессмысленные ряды слов или цифр), то можно одно и то же помещение использовать несколько раз, а не подыскивать каждый раз новую «опорную» комнату. Запоминаемые ряды элементов не смешаются, и вы воспроизведете элементы нужной вам темы. Для овладения методом Цицерона достаточно двух-трех тренировок. В этом заключается его большое преимущество по сравнению со многими другими техниками. Еще одно его преимущество состоит в том, что этот метод можно применять всегда, в любом месте, где вы находитесь. При этом само это место - аудитория, музей, кабинет начальника могут послужить вам «опорной» комнатой. При применении метода Цицерона вам уже не надо вспоминать какой-нибудь хорошо усвоенный ряд, как при использовании «обыкновенного» метода связанных ассоциаций, или тянуть за собой длинную цепочку ассоциаций, как в методе последовательных ассоциаций. Достаточно вспомнить знакомую комнату или воспользоваться той, в которой вы находитесь. Вы можете просто рассматривать и запоминать комнату (помещение), расставляя по очереди ключевые слова запоминаемого материала. Когда же вам будет необходимо его воспроизвести, вспомните лишь обстановку помещения (что значительно легче и привычнее, чем, например, вспоминание содержания доклада или лекции), и вы сами удивитесь тому, как легко усвоилась одновременно с обстановкой необходимая информация.

    Другие способы развития памяти 1. Развиваем память, тренируя внимание. Мы запоминаем только то, что замечаем, а замечаем мы лишь тогда, когда внимательны. Следовательно, свое внимание нужно тренировать. Можно делать это и в игровой форме, например попробуйте во время прогулки поиграть с собеседником: кто больше отметит домов с зелеными крышами. Для развития памяти полезны и картинки из серии «найдите десять отличий». В этих случаях ваш мозг концентрируется на мелочах и привыкает к активной работе в нестандартных ситуациях. Тогда на работе или в учебе вы начнете быстрее схватывать все самое важное и запоминать без труда. 2. Сочетание разных видов памяти ради одной цели. Однажды учительница русского языка и литературы пожаловалась на своих учеников, которые не учат стихи. Ей посоветовали предложить ученикам отжиматься и повторять текст вслух. Ученики запоминали бы стихи вместе с движениями и усилием мышц. Даже через много лет, делая отжимания, они вспомнят эти стихи (может не целиком, но с самого натренированного места). Так же многих детей родители заставляют учить таблицу умножения, переписывая и проговаривая ее про себя. Тогда работает моторная (пишем и запоминаем), зрительная (запоминаем то, откуда переписываем) и слуховая (заучиваем на слух) память. 3. Запоминаем по частям. Третий метод заключается в том, что всю информацию «раскладывают по полочкам». То есть текст нужно компоновать в конспект, слова разделять на группы, формулы заучивать вместе с примерами. Так же важно одновременно разбираться с возникающими вопросами, ведь когда мы сами добываем необходимое, то и усваиваем это лучше. Так и строчка заучивается быстрее, если в ней было незнакомое выражение, подсмотренное в словаре. 4. Повторение - упражнение для развития памяти. Этот вариант подойдет людям с развитой зрительной памятью и плохой слуховой. Предположим, что в тот момент, когда вы прогуливались по парку, вам знакомый сказал номер телефона, а никакой возможности записать у вас нет. В таком случае, пока ваш друг диктует, мысленно представьте вашу трубку и под диктовку набирайте на ней номер. Потом сделайте вид, что он был занят, и попробуйте еще раз, вслух проговаривая номер другу. Если все правильно, повторите еще раз, и даже через пару часов вы все вспомните. Практика такого упражнения с каждым разом будет положительно отражаться на развитии вашей памяти. 5. Развивайте память, открывая для себя новое. Когда информация запоминается без усилий, она дольше хранится. Совершенствуясь в своей профессии, изучая новую информацию о ваших увлечениях, слушая новости, вы можете не думать о том, что это необходимо запомнить, но, запоминая, вы улучшаете свою память и, следовательно, развиваетесь. 6. Придумайте свой способ развития памяти. Присмотритесь к себе, определите, что вы запоминаете сложнее и что может помочь лично вам сохранить драгоценную информацию. Попробуйте делать для себя маленькие шпаргалки, клейте листочки в самых видных местах, прикрепляйте их на доске, над рабочим столом или монитором. Самое главное правило для развития памяти - в записях не должен содержаться полный текст, ведь тогда вы просто прочитаете и вспомните. Делайте ассоциативные записи или рисунки. Ваш мозг проанализирует запись, найдет в памяти информацию и запомнит ее снова, но уже автоматически. В следующий раз вы вспомните быстрее и уже не забудете.

    Здравствуйте, уважаемые читатели блога Валерия Харламова! Сегодня речь пойдёт о том, что собой представляет метод цицерона. Он является одним из самых простых и эффективных способов запоминания. Осваивается буквально за пару тренировок и, что немаловажно, применяется абсолютно в любых условиях и ситуациях, независимо от того, в очереди вы или в пути на работу. В общем, учитывая все преимущества перед остальными техниками, хочу сказать, что не зря его назвали в честь знаменитого оратора из Рима — Марка Туллия Цицерона.

    Немного об истории возникновения

    Его хоть и называют методом Цицерона, но никакого отношения к истории возникновения этой уникальной техники великий оратор не имеет. Он просто активно его использовал при подготовке к выступлениям. Шокируя публику тем, что совершенно не нуждался в записях, декларируя большой объём материала просто по памяти.

    Существует легенда, что во время одного масштабного пира в Древней Греции неожиданно обвалилась крыша, под обломками которой погибло много людей. Однако одному поэту Симониду удалось выбраться оттуда живым. Родственники погибших обратились с просьбой подсказать, в каких местах находились в тот момент их близкие, чтобы, раскопав тела, похоронить их со всеми почестями.

    Симонид смог назвать всех до единого, ориентируясь на то, что помещение было ему хорошо знакомым. Оставалось лишь вспомнить, кто и чем занимался в тот момент, чтобы с точностью указать координаты. Впоследствии поэт понял, насколько ценным оказалось его открытие, и принялся за его усовершенствование. В наши дни вы можете встретить ещё такие варианты названий, как система комнаты или метод мест.

    Преимущества и суть этого метода

    Суть заключается в том, что человек, представляя образ комнаты, где проводит максимальное количество времени, будь то офис или спальня. Мысленно расставляет в ней те ключевые единицы, которые следует зафиксировать в памяти надолго. Причём в отличие от других техник, запомнить реально целый текст, а не просто ряд слов. Использовать одну и ту же комнату можно бесчисленное количество раз, информация не будет путаться и теряться.

    Удивительной особенностью является то, что абсолютно при любых условиях вы сможете им воспользоваться, главное, чтоб вас не отвлекали в этот момент, иначе не выйдет сосредоточиться. А как только потребуется вспомнить выученный кусок материала – вы представите образ выбранной комнаты, и все данные мгновенно всплывут.

    Этот способ затрагивает пространственное воображение, развивая его и совершенствуя, поэтому со временем вы будете абсолютно неосознанно, не прилагая усилий запоминать всё, что только потребуется. Плюс ко всему развивает мышление, умение концентрироваться и подвергать анализу обстановку различных мест, которые посещает личность. Используя его на постоянной основе, вы сможете улавливать массу деталей, которые раньше не замечали, отчего качество вашей жизни только улучшится.

    Метод основывается на связях, созданных в мозге «автоматически», из-за частого восприятия одних и тех же зрительных стимулов. Вот, к примеру, когда вы приходите домой, то включаете свет неосознанно, так как уже выработался рефлекс. Вы хорошо знаете не только, в какой стороне комнаты находится включатель, но и легко на ощупь можете его обнаружить.

    И так, ежедневно наблюдая одни и те же предметы в помещении, где проводите много времени – у вас формируются эти связи, используя которые вы и сможете получить контроль над своей памятью.

    1. Первым делом потребуется решить, какой будет последовательность зон вашей квартиры или офиса. Рекомендуется начинать с коридора, со временем переходя к соседним помещениям, в зависимости от планировки жилища. Обычно это туалет, ванная, кухня, а потом уже зал, спальни и балконы.
    2. Если вы новичок, то сосредоточьтесь лучше на одной комнате, а уже со временем, отточив мастерство, будете переходить на новый уровень, как в игре, открывая новое пространство. Сейчас же вы должны закрыть глаза и представить, будто вы в данный момент находитесь в коридоре. Осмотритесь, только очень внимательно, и выделите для себя 10 статичных предметов, то есть те, которые вы обычно не передвигаете и не переставляете.
    3. Теперь вам требуется закрепить материал, подумайте о последовательности обнаружения этих предметов. Кстати, вместо помещений, можно использовать хорошо знакомые маршруты. Допустим, ежедневный путь на работу, какие вам встречаются магазины, кафе или остановки?
    4. Теперь, когда подготовка завершена, пора переходить к материалу, который следует выучить. А если быть точнее, то требуется разместить его в зависимости от того, какой способ вы выбрали – маршрут или офис, дом. Возьмем за пример кабинет в офисе и необходимость запомнить список продуктов к ужину. Приехали вы на работу, и как только вошли в кабинет, сразу же справа заметили вешалку. Расположите на ней лимоны, украсив как ёлку. Дальше, пройдя пару шагов, вы натыкаетесь на шкаф, открываете дверцы и аккуратно складываете на полки листья салата… Думаю, достаточно, принцип понятен, верно?
    5. Когда наступит время доставать из недр памяти выученный материал, мысленно пройдитесь по маршруту, внимательно осмотревшись, и вся информация мгновенно «всплывает» перед вами.
    6. В дальнейшем добавляйте новые предметы, можете даже отправляться «на прогулку» по всему дому, особенно, если есть необходимость запомнить слишком большой объём информации, который в одном помещении не уместится.


    • Тренировка должна быть на постоянной основе, чтобы не терять навык, а только двигаться вперёд, да и результативность будет увеличиваться.
    • Чтобы упростить процесс, доводите некоторые детали до абсурда, тогда они наверняка запомнятся. Например, вы готовитесь к презентации проекта, и на остановке встречаете Президента США, он читает газету, на первой колонке которой написан большой кусок текста из ваших записей. Сев в автобус, на спинке сидения вы видите продолжение своей речи, написанное корявым почерком с помощью маркера и т.д. и т.п.
    • Поиграйте с габаритами образов, вообразив, что шкаф размером с кошку, а стул до потолка.
    • Также делайте акцент на динамике и яркости предметов. Если привычную антресоль вообразить выкрашенной в ярко-оранжевый цвет и качающейся из стороны в сторону, то и запоминание это предмета мебели значительно упростится.
    • Вам поможет, если перед тем, как приступить к выполнению действий из пошаговой инструкции, вы в реальности пройдёте по привычному пути или помещению.
    • Подключайте ощущения и чувства, то есть, помимо того, что вы видите, вы ещё должны слышать, чувствовать запахи и даже вкус.
    • Также неплохим подспорьем в развитии памяти, могут послужить онлайн-игры для развития силы мозга. Я уже неоднократно вам рекомендовал этот сервис, вот ссылка .

    Заключение

    А на сегодня всё, уважаемые читатели! Развивайтесь, совершенствуйтесь, и тогда вы станете гармоничной осознанной личностью, главное – проявлять упорство и не отступать перед трудностями. Попробуйте на практике метод Цицерона, а чтобы было проще его освоить, посмотрите статью

    В современном мире ежедневно человек сталкивается с различными объемами информации, планами, задачами. Множество людей выступают перед другими людьми, в ходе которого должны красиво и правильно излагать мысли, направлять или вести людей, заниматься обучением и при этом вызывать интерес. Увы, не каждому из нас под силу моментально и качественно вносить в память необходимые данные. Но к счастью, существуют техники для запоминания любого объема и сложности информации. Данные методы называются мнемоника, что в переводе с древнегреческого означает искусство запоминать.

    Так, в результате развития памяти мы имеем возможность не только плавно и обстоятельно излагать информацию, т.е. обладать навыками ораторства, но также обладать искусством профессионально ее запоминать, при этом объем и сложность данных может быть любая.

    Возможно, в это трудно поверить. Но мы знаем один главный секрет для успешного – это изменение каких-либо данных в картинки (образы), а потом воспроизведение ее в памяти.

    Существует множество техник, но в этой статье мы рассмотрим методику запоминания от Цицерона, а также приведем несколько простых, но действенных методов запоминания из мнемотехники.

    Причины плохой памяти

    Прежде, чем переходить к практической стороне, необходимо понять, что лежит в первопричине плохо развитой памяти.

    Отметим, что память у каждого человека разная, и она является избирательной, т.е. для кого-то легко будет запомнить таблицу умножения, прочтя ее один раз, но при этом имя знакомого тот же человек забывает практически сразу. Другие люди эффективно применяют зрительный вид памяти, но простые правила русского языка вспоминают со скрипом. Отчего так происходит?

    Существует 5 причин нарушения памяти:

    1. Сниженный или отсутствующий интерес. Это наиболее популярная причина. Сложно вспомнить то, что не интересно и не вызывает желание развиваться в этой области. Для того чтобы запомнить какую-то информацию, необходимо затратить силы и время. Если человек не любит поэзию, то упражнения по заучиванию стихов, будет равносильно подвигу.
    2. Низкая концентрация, невнимание, отсутствие навыков управления вниманием. Сегодня огромный поток информации льется каждый день на человека. Ввиду этого мы вникаем в данные поверхностно, не понимая сути и, порой, не стремясь реализовать полученную информацию на практике. И это становится привычкой. Кстати, одновременное исполнение нескольких задач также влияет на нашу продуктивность.
    3. Отсутствие навыков запоминания. Хорошая память не дается нам от рождения, это навык, который нужно развивать. Ниже будут представлены методики, которые позволят развивать эту способность.
    4. Низкий уровень кислорода, авитаминоз, неправильное питание. Вывод напрашивается сам – принимать только здоровую еду, систематически заниматься физическими нагрузками и прогулки на свежем воздухе.
    5. Депрессивное состояние. Это стало бичом современного человека. И при таком самочувствии вряд ли получится не то что запомнить новую информацию, но и воспроизвести старую. Поэтому рекомендуем приобщиться к активной жизненной позиции и уметь переживать такие состояния.

    Теперь можно переходить непосредственно к упражнениям для лучшего запоминания информации. Безусловно, мы представим лишь некоторые методики, которые заработали популярность за счет их эффективности. Однако еще раз подчеркнем, что каждый человек индивидуален, поэтому нужно осознанно и внимательно отвечать на вопросы тестов и подбирать комплекс упражнений. Только при таком подходе результат будет эффективным.

    Прогулка по «Римской комнате», или методика Цицерона

    Известность Цицерона распространялось по древнему Риму и миру со скоростью света. Его талант ораторского искусство до сих пор ставят в пример современникам. Он обладал уникальным талантом – выступал перед огромнейшей аудиторией, не используя полсказки, записи и иные материалы. Однако был ли это дар или же кропотливый труд над развитием навыков запоминания?

    Именно его методику мы рассмотрим в следующих разделах, т.к. он является самым древним методом запомнить любую информацию. Если вы овладеете им, то сможете легко удерживать даты, цифры, слова, фразы и иную информацию. Однако стоит помнить, что главным условием достижения результата – систематический труд, т.е. заниматься нужно каждый день.

    Смысл методики

    Методы запоминания от Цицерона обладают конкретным смыслом, заключающийся в создании матрицы образов, которые помогают запомнить большие объемы данных, а не только один фрагмент. Первое, что нужно сделать, это сформировать систему, в которой будут строиться образы.

    Презентация на тему: "Основы метода ассоциаций"

    Этой системой может быть что угодно:

    • помещение;
    • участок;
    • тропинка;
    • знакомая обстановка и т.п.

    Если работа происходит с комнатой, то следует мысленно вспомнить все предметы, которые находятся в ней. Желательно в упорядоченном характере. К примеру, по движению часовой стрелки или от одной стены до другой. Не стоит усложнять задание при создании системы для ассоциаций, выбирайте то помещение, что вами хорошо изучено, тогда следующие уровни не вызовут затруднений.

    Некоторые авторы предлагают создание кардинально нового помещения, т.е. человек мысленно создает новое жилище, делает планировку и расставляет мебель. Это будет являться плодом вашей фантазии, а значит справится с задачей вам будет легче.

    Работая с системой образов «тропинка» можно формировать множество образов, т.к. у такого пути нет конца. В этом случае, Вам нужно по мере движения по системе, перебирать предметы, которые будут встречаться: хижины, камни, люди, цветы, лавки, животные и др.

    В качестве системы можно выбрать абсолютное любое удобное место, важное условие – корректно выполнить разбивку на отдельные образы.

    Перед началом практики, необходимо четко определиться со схемой, по которой вы будет обходить выбранную систему. Движения не должны быть хаотичными – вы должны упорядочить обход комнат, чтобы не испортить все, что так долго «собиралось».

    Важный момент: выберите определённую последовательность движения и задайте тем предметам, что есть в системе ключевые фрагменты речи выступления или презентации.

    После того, как Вы создали систему, наполнили ее предметами и задали ключи, следует несколько раз обойти систему (комнату, дорогу…) и воспроизвести заданные критерии. Это же необходимо сделать непосредственно перед презентацией. Цицерон перед каждым выступлением также обходил комнаты и воспроизводил образы.

    По истечению определенного времени, каждый кто использовал данную технику, сможет активизировать свою память в нужный момент, прибегая к удобной матрице образов.

    Пример использования

    Давайте рассмотрим на наглядном примере, как использовать методику Цицерона по запоминанию информации.

    1. Возьмем десять слов, необходимые для запоминания (цифры, события, тезисы выступления, иностранные слова). К примеру, это будут следующие слова: штора, открытка, птица, сметана, упаковка, рот, фен, бубен, книга, динамик. Нужно задать их на конкретные предметы выбранной системы (например, комната). Далее, приступаем к следующему уровню задания.
    2. Возьмите лист, карандаш и запишите все объекты, находящиеся в комнате. Не важно сколько их будет. Главное, что они создают «ниши» для нашей матрицы. Помимо этого, следует запомнить их местонахождение и в каком порядке они находятся. Приблизительный список предметов в комнате: окно, диван, шкаф, телевизор, пуф, торшер, кресло, этажерка, полка, рояль, печь, палас и другое.
    3. Третьем этом является соединение слов из п.2 с местами со списком тезисов для запоминания.

    Мнемотехники для быстрого запоминания

    Методы запоминания по Цицерону хороши, но существуют и другие приемы мнемотехники:

    1. Рифмуйте данные. Создание стихотворной формы позволяет легче воспринимать информацию и, соответственно, воспроизводить её.
    2. Создавайте фразы из начальных букв информации.
    3. Связка. Данная техника предполагает установление связи полученных данных с эффектным образом. К примеру, нужно запомнить имена присутствующих на собрании –представьте, что каждый из них герой какой-то сказки. Для более детальной связки, наделите персонажей каким-то прилагательным. Например, «кот в сапогах» - огромный кот в кедах.
    4. Зацепки. Суть метода в замене цифровых значений на предметы. Допустим, 0 – ручка, 2 – кот, 3 – баран и т.д.

    Какой именно метод подойдет именно Вам, вы не сможете узнать, пока не попробуете. Выберите оптимальный вариант и тренируйтесь каждый день.

    Невзирая на технику, которую вы выберете, важно вникнуть в суть метода и применять его так часто, как можно. Профессионала сферы мнемоники поделились секретами работы по методу Цицерона:

    • Нужно применять только интересные связи, насыщенные эмоциями. Помните, что обыденное и неинтересное быстро забывается. Используйте парадоксы, сатиру и юмор при создании собственной матрицы.
    • Применяйте эротические образы. Не секрет, что именно такие образы особенно ярко поступают в наш мозг в виде сигналов. Кстати, маркетологи уверяют, что рекламные плакаты с красивой сексуальной девушкой воспринимаются и запоминаются лучше.
    • Изменяйте характеристики объектов на тропе/помещении/местности. К примеру, окно пусть будет воздушным, а стул – колючим.
    • Парадоксируйте характеристики объектов. Не кладите пижаму в шкаф, а засовывайте шкаф в пижаму.
    • Все ориентиры на себя: тетрадь несите в кармане, привяжите телевизор к руке.
    • Изменяйте форму и размер предметов. Как в примере со шкафом и пижамой.

    В результате у вас должен получится следующий мысленный путь (повесть), как пример:

    Открыв окно, я обратила внимание на ШТОРУ, застрявшую в створке окна. Далее, я заметила раскиданные ОТКРЫТКИ на диване, они были влажные. На шкафу стояла абрикосовая СМЕТАНА, в ней сидела ПТИЦА. На телевизоре лежала УПАКОВКА, а в ней сидел щенок, который разевал РОТ. К лапе его был привязан ФЕН, стоящий на БУБНЕ. На пуфе стояла маленькая КНИГА с изображением полуобнаженной эротической брюнеткой, в ногах которой стоял ДИНАМИК.

    Для успешного воспроизведения по методу Цицерона, следует еще раз сделать обход выбранной системы и убрать вышеупомянутые объекты. Просто? Конечно. Однако здесь требуется вдумчивое изучение тех слов, что вы уже запомнили. Затем, проделайте самостоятельно, не используя подсказки. Мы верим, что у Вас всё получится!

    Преимущества работы с памятью


    Главными достоинствами вышеперечисленных методов является простота и оперативность усвоенной информации.

    Спусти несколько практик, человек сможет полноценно использовать выбранную схему и совершенствовать свою память. Помимо прочего, эти методики позволяют запоминать информацию любого типа при подготовке к презентации, лекции, тренингу, семинару и даже при международном выступлении.

    Если вы уже знаете ту аудиторию, перед которой нужно выступить, то она может стать отличной матрицей для создания образов. При этом легкость обусловлена тем, что нет необходимости запоминать большой объем ассоциаций, который может рухнуть по причине отсутствия какой-то детали. К примеру, при необходимости вспомнить конкретную фразу, человек может легко её воспроизвести, вспомнив, к чему он привязал фен, а, следовательно, закончить мысль.

    Конечно, есть и другие методы запоминания стихом, цифр и дат, но о них мы будем вести речь в других разделах нашего познавательного и развивающего портала.

    Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

    Средняя общеобразовательная школа №8 им. А.Г. Ломакина

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА:

    «Методы запоминания. Метод Цицерона»

    Леонян Аида,

    Торяник Валерия,

    ученица 9 А класса,

    МОБУ СОШ № 8

    им. А.Г. Ломакина

    Научный руководитель:

    Дорофеева Александра Сергеевна,

    учитель информатики МОБУ СОШ № 8

    им. А.Г. Ломакина

    Таганрог

    2017

    Содержание.

    Введение……………………………………………………………………………..2

    Глава 1. Теоретическая часть

      1. Обзор различных приемов и методов запоминания информации……..4

        Метод Цицерона…………………………………………………………….6

    Гдава 2. Применение метода Цицерона учащимися…………………………….9

    Заключение………………………………………………………………………….11

    Приложение 1………………………………………………………………….…..12

    Приложение 2……………………………………………………………………..13

    Приложение 3……………………………………………………………………..14

    Приложение 4……………………………………………………………………..15

    Введение .

    В современном мире ежедневно человек сталкивается с различными объемами информации, планами, задачами. Множество людей выступают перед другими людьми, в ходе которого должны красиво и правильно излагать мысли, направлять или вести людей, заниматься обучением и при этом вызывать интерес. Увы, не каждому из нас под силу моментально и качественно вносить в память необходимые данные. Но к счастью, существуют техники для запоминания любого объема и сложности информации. Данные методы называются мнемоника, что в переводе с древнегреческого означает искусство запоминать.

    В каждом классе бывают ученики, легко запоминающие любую информацию, но есть и та группа учащихся, которая с трудом готовит задания по устным предметам. Объем знаний, получаемый учениками, с каждым годом возрастает. При этом наблюдается всё большее его увеличение, постоянное пополнение все большим количеством новой информации. Трудности в запоминании текста, возникшие у детей еще в начальной школе, в среднем звене - только увеличатся.

    Актуальность данной работы заключается в необходимости применения метода Цицерона для запоминания больших текстов.

    Мы выдвигаем следующую гипотезу : освоив метод Цицерона, учащиеся быстрее и качественнее будут усваивать учебный материал.

    Объектом нашего исследования является приемы и методы запоминания.

    Предмет нашего исследования: метод Цицерона.

    Цель исследования : проверить, поможет ли такой прием запоминания как метод Цицерона улучшить качество подготовки домашнего задания нами и нашими одноклассниками.

    Цель работы обусловила постановку следующих задач :

    проанализировать различные приемы и методы запоминания;

    исследовать, какие приемы запоминания используют наши одноклассники;

    исследовать, улучшат ли предложенные нами приемы запоминания качество подготовки одноклассников к предметам;

    проанализировать полученные в ходе исследования результаты и сделать соответствующие выводы.

    Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования : анализ литературных источников по теме, анкетирование учащихся, эксперимент.

    Был составлен план исследования :

      Изучить литературные источники.

      Составить анкету для одноклассников.

      Провести анкетирование учащихся 9А класса.

      Выявить наличие в классе учащихся, испытывающих затруднение при запоминании информации.

      Провести эксперимент с участием данных ребят.

      Провести повторное анкетирование группы учащихся.

      Обобщить полученные сведения.

      Проверить, нашла ли гипотеза свое подтверждение.

      Определить возможности дальнейшей работы по данной теме.

    Глава 1. Теоретическая часть

      1. Обзор различных приемов и методов запоминания информации.

    Обзор различных приемов и методов запоминания.

    Идея мнемоники состоит в том, чтобы сухую «неудобную» информацию

    превращать в яркую, эмоционально-окрашенную, смешную, необычную,

    интересную, а для этого придется проявить воображение.

    Мнемотехника является программой, которая позволяет общаться с мозгом на его языке, т.е. языке образов. И “секрет” мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация , т.е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет), вы непременно вспомните и все остальные образы! Нужно только научиться представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией.

    Вот примеры нескольких мнемотехнических приемов, которые применяется для запоминания трудной, «незапоминаемой» информации:

    Рифма - один из наиболее действенных способов обесᴨечить запоминание материала. Этот способ широко используется в рекламе. Зарифмованные рекламные ролики сами врезаются нам в память, независимо от нашего желания. Трудную для запоминания информацию необходимо зарифмовать.

    Например,

    из геометрии:

    «Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам» ;

    из английского языка:

    «Рыбу ловишь – не шумишь, рыба по-английски – fish» ;

    из русского языка:

    «Кое, либо, то, нибудь – дефис ставить не забудь» ;

    из химии:

    «Сначала вода, потом кислота, иначе случится большая беда» и др.

    Кодирование информации в простое предложение, в котором все слова начинаются с ᴨервых букв слов, которые нужно запомнить. Например, для запоминания цветов радуги обычно пользуются фразой: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан". Астрономы запоминают порядок планет солнечной системы с помощью такой фразы: "Морской Волк Замучил Молодого Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Подростка", для запоминания числа пи рекомендуют запомнить фразу: «Это я знаю и помню прекрасно», в которой число букв в каждом слове соответствует цифрам числа 3,14159.

    « Метод ассоциаций » поможет запомнить новые слова. Если слово или его часть ассоциируется с каким-либо известным ему предметом или действием, будет проще вспомнить новое слово.

    Рисуем картину. Запоминание стихотворения будет более эффективным, если в процессе мысленного повторения стихотворения, представлять в воображении то, что описывается словами.

    « Метод истории ». Суть заключается в построении испытуемым логической связи между случайными словами, составляя из них историю с максимально возможным количеством запоминающихся деталей, чтобы создать в воображении сюжет, легко укладывающийся в памяти. Его особенность заключается в том, что, как правило, чем более странными и смешными будут ассоциации и связи, тем больше вероятность того, что участник сможет воспроизвести всю информацию.

    Эти и многие другие способы запоминания удобны для относительно небольшого объема информации. А что же делать, если нужно запомнить большой текст?

    1.2 Метод Цицерона.

    Проанализировав различную литературу, мы нашли наиболее удобный и эффективный, на наш взгляд, метод запоминания большого объема информации.

    Этот метод назван так в честь одного из блестящих ораторов, государственного деятеля времен Римской Республики. Его имя - Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.). Прославился он еще и тем, что никогда не использовал в своих выступлениях записи, воспроизводя по памяти множество фактов, цитат, исторических дат и имен.

    Некоторые источники утверждают, что еще до Цицерона этот метод с успехом применял древнегреческий поэт Симонид, и своими истоками он уходит еще во времена Древней Греции. В любом случае этот метод является одним из самых древних из всех существующих на сегодняшний день техник запоминания.

    Это удивительно простой и в то же время чрезвычайно эффективный метод, называемый также методом мест или системой римской комнаты. Суть его состоит в том, что запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке.

    Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию. Именно так и поступал Цицерон при подготовке к своим выступлениям - он прогуливался по своему дому и мысленно размещал ключевые моменты своего выступления в нем.

    Прежде чем начать учиться применять этот метод, человеку необходимо определить последовательность мест, на которых он будет размещать свою информацию, то есть подготовить опорный список мест. Многим будет достаточно просто держать его в голове.

    Если это сложно, то, запоминая последовательность элементов методом Цицерона в первый раз, можно попробовать пройти по комнате реально, как и он, при этом расставлять элементы мысленно. Главное перед запоминанием заранее определить предметы, которые будут входить в схему пути, чтобы во время запоминания не думать, связывать ли очередной элемент с тем или иным предметом или удобнее связать его со следующим. Если поступить таким образом, то при воспроизведении можно допустить ошибки.

    Вообще же метод Цицерона целесообразней применять для более серьезных вещей, чем запоминание ряда слов. Он хорошо себя зарекомендовал при запоминании текстов, распорядка дня, порядка телефонных звонков и т. д.При этом, когда информация хоть как-то тематически связана, то можно одно и то же помещение использовать несколько раз, а не подыскивать каждый раз новую «опорную» комнату. Запоминаемые ряды элементов не смешаются, и вы воспроизведете элементы нужной вам темы.

    Для овладения методом Цицерона достаточно двух-трех тренировок. В этом заключается его большое преимущество по сравнению со многими другими техниками. Еще одно его преимущество состоит в том, что этот метод можно применять всегда, в любом месте, где вы находитесь. При этом само это место - аудитория, музей, кабинет начальника могут послужить вам «опорной» комнатой. Достаточно вспомнить знакомую комнату или воспользоваться той, в которой вы находитесь.

    Вы можете просто рассматривать и запоминать комнату, расставляя по очереди ключевые слова запоминаемого материала. Когда же вам будет необходимо его воспроизвести, вспомните лишь обстановку помещения (что значительно легче и привычнее, чем, вспоминание содержания доклада), и вы сами удивитесь тому, как легко усвоилась


    одновременно с обстановкой необходимая информация.

    Давайте рассмотрим на наглядном примере, как использовать методику Цицерона по запоминанию информации.

    Возьмем десять слов, необходимые для запоминания (цифры, события, тезисы выступления, иностранные слова). К примеру, это будут следующие слова: штора, открытка, птица, сметана, упаковка, рот, фен, бубен, книга, динамик. Нужно задать их на конкретные предметы выбранной системы (например, комната). Далее, приступаем к следующему уровню задания.

    Возьмите лист, карандаш и запишите все объекты, находящиеся в комнате. Не важно сколько их будет. Главное, что они создают «ниши» для нашей матрицы. Помимо этого, следует запомнить их местонахождение и в каком порядке они находятся. Приблизительный список предметов в комнате: окно, диван, шкаф, телевизор, пуф, торшер, кресло, этажерка, полка, рояль, печь, палас и другое.

    Третьем этом является соединение слов из п.2 с местами со списком тезисов для запоминания.

    Глава 2. Применение метода Цицерона учащимися.

    Мы решили проверить эффективность метода Цицерона. В исследовании добровольно принимали участие наши одноклассники (25 человек).

    Месяц назад мы провели небольшое анкетирование. Б ыли получены следующие результаты:

    ответили «да» - (30%), ответили «нет» - (70%)

    По результатам были составлены диаграммы (приложение 1)

    По 2 вопросу «Хотели бы Вы улучшить свою память?»

    ответили «да» - (80%), ответили «нет» - (20%).

    По результатам были диаграммы (приложение 1)

    3 вопрос «По какому предмету наиболее сложный текст?»

    «История,литература» . СКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК?

    По результатам были составленные диаграммы (приложение 1)

    В качестве запоминаемого текста мы решили выбрать отрывок из литературы- «Письмо Татьяны», . В виде дополнительного домашнего задания мы предложили одноклассникам взять домой на один день текст, содержащий хронологию и рассказать его максимально приближенно к оригиналу.

    Мы получили следующий результат:

    (70%) точно пересказали стихотворение, у учеников (20%) возникли проблемы с запоминанием, (10%) не смогли пересказать текст. По результатам были составлены диаграммы (приложение 2).

    После этого мы подробно рассказали учащимся о методе Цицерона. И предложили также домой взять уже другое стихотворение. И в этот раз результаты следующие : Где результат сколько человек смогли пересказать, а сколько нет? + Диарамма с результатами на приложении 3 аналогично приложению 2

    По 1 вопросу «Довольны ли Вы своей памятью?»

    ответили «да» - (80%), ответили «нет» - (20%)

    ответили «да» - (85%), ответили «нет» - (15%).

    По результатам были составлены диаграммы (приложение 4)

    Применив на практике метод Цицерона, мы составили советы для запоминания информации:

    важно вникнуть в суть метода и применять его так часто, как можно;

    н ужно применять только интересные связи, насыщенные эмоциями. Помните, что обыденное и неинтересное быстро забывается.

    и зменяйте характеристики объектов на тропе/помещении/местности. К примеру, окно пусть будет воздушным, а стул – колючим.

    п арадоксируйте характеристики объектов. Не кладите пижаму в шкаф, а засовывайте шкаф в пижаму.

    Заключение.

    Проанализировав результаты, мы увидели, что качество подготовки дополнительного домашнего задания детьми, принявшими участие в эксперименте, улучшилось на 85 %. Кроме того, время на подготовку домашнего задания сократилось на 20 минут.

    Результаты исследования подтвердили нашу гипотезу о том, что освоив метод Цицерона, учащиеся стали быстрее и качественнее усваивать учебный материал. Многим из учащихся этот метод понравился и они продолжают запоминать текст по данной методике. В результате, их оценки по различным предметам улучшились.

    Эксперимент показал, что дети, владеющие таким приемом запоминания как метод Цицерона, успешно учатся и легко справляются с освоением новой информации. Таким образом, цель нашей исследовательской работы достигнута, все задачи выполнены.

    Практическая значимость работы заключается в том, что она помогла нам и ребятам моего класса узнать новые приемы запоминания информации, которые улучшили качество подготовки домашнего задания, повысили качество успеваемости по предметам.

    Продолжением данной работы будет являться составление памятки для учащихся, практическая помощь учащимся в применении усвоенных нами приемов запоминания, освоение новых сложных мнемотехнических приемов запоминания.

    Приложение 1.

    Приложение 2.

    Результат пересказа текста

    до изучения метода Цицерона.

    Приложение 3.

    Результат пересказа текста

    Приложение 4.

    Ответы учащихся

    после изучения метода Цицерона.

    1 вопрос «Довольны ли Вы своей памятью?»

    2 вопрос «Помог ли вам метод Цицерона?»

    Метод ассоциаций работает хорошо для относительно небольшого числа объектов. Если же требуется запомнить какой-нибудь произвольный текст, длиной несколько тысяч знаков метод ассоциаций становится неэффективным. Если нужно запомнить большой объем информации, то удобнее использовать метод Цицерона. Этот метод, или его варианты, встречается под разными названиями. Он может называться как: метод мест, метод дорог, метод матриц, система римской комнаты, метод геометрических мест.

    Вне зависимости от названия суть метода остается неизменной: создается последовательная система или как ее еще называют матрица образов. Каждая ячейка матрицы или как еще можно сказать место в системе содержит образ. С каждым образом этой системы поочередно ассоциируются ключевые слова запоминаемой информации: цифры, слова, объекты. Система образов может содержать достаточно большое количество образов - 100 и больше, поэтому запоминаемый объем информации также существенно больше, чем с помощью метода асссоциаций.

    Название метод получил по имени древнеримского оратора Цицерона, котороый использовал его для запоминания своих речей.

    Создание матрицы

    Сначала нужно создать систему или матрицу образов. Образы лучше всего брать из какой-либо хорошо знакомой области, чтобы не было проблем с их запоминанием. Возможны различные варианты для создания системы.

    Вариант первый: в качестве образов использовать обстановку вашей комнаты. По очереди перебирайте предметы находящиеся в комнате: стул, шкаф, окно, лампочка и пр. Чтобы не запутаться в том, что уже явяется в системе, а что еще нет, чтобы не пропустить чего-нибудь и не создавать себе проблем при мысленном воспроизведении системы, перебор предметов комнаты лучше осуществлять в каком-либо порядке: например по часовой стрелке. Разобравшись с одной комнатой можно мысленно перейти в соседнюю. В качестве основы для построения системы можно использовать не только свою квартиру, но и квартиры знакомых. Тони Бьюзен в книге "Суперпамять" предлагает придумывать обстановку комнат. Представьте пустую комнату и обставьте ее по своему вкусу. Поскольку данная комната существует только в вашем воображении - можете не сдерживать себя. Закончив с одной комнатой переходите ко второй.

    Вариант второй: использовать дорогу по которой часто приходится ходить. Перебирая отдельные объекты встречающиеся на пути (дерево, скамейка, киоск, магазин, и т.д.) можно создавать достаточно большие системы образов.

    Вариант третий: все что угодно. В качестве варианта может выступать любая знакомая ситуация, которую можно разбить на отдельные образы.

    Создав систему образов по тренируйтесь в ее использовании. Для этого попробуйте поочереди мысленно представлять образы от первого объекта к последнему, а затем в обратном порядке - от последнего к первому. Это позволит вам ускорить мысленное появление составляющих систему образов.

    Метод Цицерона: запоминание и извлечение из памяти

    Создав систему можно приступить к использованию ее для запоминания. Общий принцип запоминания следующий. Из запоминаемой информации выделяются образы, которые по очереди ассоциируются с образами вашей системы. Первый образ с первым элементом, второй - со вторым и т.д.

    Для того, чтобы вспомнить запомненное слово нужно вспомнить первый образ системы с созданной ассоциацией. На основе ассоциации вспоминается первый образ, потом переходим ко второму. Если приходится желательно подготовить несколько дорог и использовать их по очереди. Иначе может возникнуть путаница с ассоциациями - при создании нескольких ассоциаций с одним образом системы может возникнуть путаница - какую именно ассоциацию нужно использовать в данном случае.



    Похожие статьи