Галина Погорелова
План мероприятий по охране жизни и здоровья детей (дошкольная группа)
План мероприятий по охране жизни и здоровья детей МКДОУ №11 Дошкольная группа 201---201__год
Мероприятия
Ответственные
Система оздоровительных мероприятий
Прививать любовь к здоровому образу жизни
В течение года
Воспитатель
медсестра
Образовательная деятельность по физической культуре
Развивать физическую активность, здоровье детей
В течение года
Воспитатель
медсестра
Анкетирование родителей «сохранение и укрепление здоровья детей »
Выявить уровень здорового образа жизни в семье
воспитатель
Досуг «Что такое грипп и как не заболеть»
Формировать культуру самосохранения и ответственность за собственное здоровье и здоровье близких
воспитатель
Гимнастика после сна
Укрепление здоровья детей
Каждый день
воспитатель
Досуг «Если хочешь быть здоров »
Подвести к пониманию того, что человек сам творец своего здоровья . Развивать основные физические качества. Закреплять правила питания
воспитатель
Измерение антропологических данных
Выявить уровень физического развития детей
Сентябрь, декабрь, май
Воспитатель
медсестра
Воспитатель : Погорелова Г. А.
Публикации по теме:
Ежегодно, как традиция, в детских садах проходят акции направленные на укрепление здоровья наших воспитанников, родителей и собственно нас.
Физкультурно-оздоровительная и лечебно-профилактическая работа по охране и укрепления здоровья детей 1. Организация сбалансированного питания детей. 2. Обеспечение плотной двигательной активности детей в течение дня: - Утренняя и бодрящая.
«Накормите птиц зимой». Планирование мероприятий в рамках акции по охране зимующих птиц Хроника «Накормите птиц зимой» под названием «Наши добрые дела» 2014 Актуальность «Чтобы завтра слушать пение.
Конспект занятия по охране здоровья с применением системно-деятельностного подхода в группе для детей с ОВЗ Тема: «Осанка – красивая спина» Цель: Создать условия для формирования способов действия добычи знаний об осанке человека. Задачи. Познакомить.
Конспект НОД по охране безопасности жизни «На прогулку за здоровьем на цветочную поляну» Образовательные области: Социализация, Познание, Коммуникация, Физическая культура, Здоровье. Задачи: Обучающие: Дать понятие о важности.
План мероприятий по формированию у детей старшего дошкольного возраста здорового образа жизни План мероприятий на неделю по формированию у детей старшего дошкольного возраста здорового образа жизни (логопедическая группа) Ежедневный.
План мероприятий к Неделе и Дню здоровья Цели: Приобщить детей и их родителей к здоровому образу жизни. 1. Развивать креативность, творческую активность детей. 2. Формировать.
Содержание:1. Пояснительная записка 2. Цели и задачи 3. Папка-раскладушка с иллюстрациями опасных ситуаций 4. Консультация для родителей.
Ирина Шевченко
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – ведущее направление деятельности нашего детского сада.
Данное направление предполагает комплекс мер, воздействующих на организм ребенка с целью укрепления и сохранения здоровья , мониторинг состояния здоровья каждого ребенка , учет и использование особенностей его организма, индивидуализацию профилактических мероприятий.
Учитывая специфику дошкольного учреждения и необходимость создания здоровьесберегающего образовательного процесса, способствующего эмоциональному благополучию ребенка, полноценному его развитию и повышению уровня здоровья каждого воспитанника.
В нашем ДОУ создана система работы по профилактике, сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста .
Оздоровительный процесс включает в себя :
Профилактические, оздоровительные мероприятия (специальные закаливающие процедуры, профилактические мероприятия, физкультурно-оздоровительные мероприятия , санитарно-просветительская работа с сотрудниками и родителями);
Десятидневное меню разработано с учетом калорийности пищевых веществ жиров, белков и углеводов;
Санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические мероприятия :
Рациональный режим жизни;
Двигательная активность во время образовательного цикла (физкультминутки, релаксационные паузы, динамические паузы, специальные оздоровительные подвижные игры , игровые часы);
Комплекс закаливающих мероприятий (утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением, оздоровительный бег , гимнастика после дневного сна, контрастные воздушные ванны, солевые дорожки, обширное умывание, полоскание полости рта 1% солевым раствором);
Работа с детьми по воспитанию культурно-гигиенических навыков и
формированию здорового образа жизни ;
Использование «здоровьесберегающих » технологий и методик (дыхательные гимнастики, индивидуальные физические упражнения и игры и др.);
Режимы проветривания.
Данная организация деятельности осуществляется специалистами :
Врачом-педиатром;
Старшей медицинской сестрой;
Инструктором по физической культуре;
Педагогом-психологом.
Необходимым условием для оптимизации оздоровительно -профилактической деятельности в ДОУ является «мониторинг здоровья » ребенка, который включает в себя :
Удовлетворение потребностей населения :
Использование потенциальных возможностей ДОУ (вариативность форм оказания дошкольных образовательных услуг).
Открытость системы дошкольного образования социальной среде, взаимодействие ее с другими социальными институтами детства.
Охват детей развивающим обучением в ДОУ.
Инновационная деятельность ДОУ.
Реализация приоритетного направления деятельности детского сада.
Коэффициент посещаемости ДОУ.
Реализация диагностики осуществляется на основе документов и материалов, полученных в ходе :
Лицензирования;
Оценка деятельности ДОУ при помощи анкетирования родительской общественности;
Самоанализа деятельности ДОУ в аспекте качества образования;
Отчетности, утвержденной нормативными актами федерального уровня
В нашем детском саду продумана система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства воспитателей. Она направлена на профессиональное адаптирование, становление, развитие и саморазвитие воспитателей. Система методической работы детского сада включает разные виды деятельности, ориентированные на осознание, апробацию и творческую интерпретацию инновационных программ и технологий.
В учреждении создана здоровьесберегающая инфраструктура : физкультурный зал оснащен спортивным оборудованием, необходимым для реализации программы, в каждой группе оборудован физкультурный уголок, позволяющий детям реализовывать потребность в движении.
Вся работа по физическому воспитанию и оздоровлению детей в ДОУ выстраивается с широким применением игровой деятельности, а вся двигательно-игровая деятельность ребенка считается основой его физического развития, обучения, оздоровления и воспитания . Благодаря грамотно выстроенной системе физкультурно-оздоровительной работы и широкому применению игровой деятельности в ДОУ, мы смогли значительно снизить уровень заболеваемости у детей. О чем свидетельствует положительная динамика индекса здоровья : 2011/12г. – 34,7%, 2012/13г. – 32% (при норме 15-40%) .
Однако, главное действующее лицо в педагогическом процессе – воспитатель, именно ему предъявляются требования, ориентируя его на получение качественных показателей.
В связи с этим, работа с кадрами предусматривает :
Реализацию комплексных мер по использованию здоровьесберегающих технологий ;
Обеспечение дифференцированного подхода к физическому воспитанию с разными группами здоровья ;
Снижение и профилактику детской заболеваемости;
Повышение компетентности родителей в вопросах охраны здоровья и формирования здорового образа жизни ;
Оказание помощи педагогам в проведении мониторинга.
В рамках обновления содержания работы по физическому воспитанию в ДОУ постоянно повышается профессиональная компетентность педагогов в области здоровьесбережения , проводится мониторинг состояния здоровья и физической подготовленности дошкольников .
Для сохранения и укрепления здоровья детей , воспитания привычки к здоровому образу жизни в ДОУ обновляется вариативная здоровьесберегающая среда . Регулярно проводятся совместные с родителями оздоровительные мероприятия : «Дни здоровья » , «Красота в движении – здоровье с детства » , «Семейные старты» , в которых используется нетрадиционное спортивное оборудование.
Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду направлена на удовлетворение природной потребности детей в двигательной активности. В ее организации выделены три блока :
1 блок. Специально организованное обучение, где взрослые выступают в качестве партнера-инициатора. Используются различные варианты физкультурных занятий : традиционные, игровые, сюжетные, тематические, комплексные, итоговые, физкультурно-познавательные – интеграция познавательной и двигательной активности (выполнение образных физических упражнений, подвижные игры, игровые задания, упражнения на дыхание, элементы релаксации, обмен впечатлениями).
2 блок. Совместная деятельность взрослого и детей, которая включает разные формы активности : оздоровительный бег , динамические паузы между занятиями, игровой час во вторую половину дня ежедневно. Подвижные игры на прогулках, «Дни здоровья » , спортивные праздники, физкультурные досуги, индивидуальная и кружковая работа с детьми.
3 блок. Свободная самостоятельная деятельность детей, предусматривающая формирование самостоятельной двигательной деятельности.
Известно, что дошкольное детство – старт развития личности, во многом определяющий ее жизненный путь.
Дошкольный возраст является тем периодом, когда закладывается фундамент здоровья , основы дальнейшего полноценного физического развития организма.
Вырастить крепких, здоровых детей – наша важнейшая задача. И решается она совместными усилиями педагогов, медицинских работников и семьи.
В реализации этой задачи мы учитываем комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых объединена в понятии «Полноценное здоровье ребенка » и имеет физиологическое обоснование наряду с учетом закономерностей возрастной психофизиологии и педагогической психологии.
В разделе «Физическое здоровье » мы ставим цель повышение уровня физического здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ и в семье и задачи :
Изучение уровня физического развития и выносливости детей дошкольного возраста ;
Анализ возможности учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении , семье для комплексного подхода к физическому воспитанию дошкольников ;
- укрепление здоровья детей ;
Воспитание потребности в здоровом образе жизни ;
В разделе «Психическое здоровье » целью является создание комплекса психогигиенических и психопрофилактических средств и методов. И ставятся задачи :
Создание в ДОУ атмосферы психологической защищенности, что способствует ограждению ребенка от стрессовых ситуаций, повышает его уверенность в собственных силах и способствует углублению его взаимодействия с окружающими;
Оптимизацию эмоционального состояния детей и создание условий для нормального функционирования их нервной системы.
В разделе «Социально-нравственное здоровье » ставим цель : формирование духовных общечеловеческих ценностей и задачи :
Воспитание основ духовности, гуманизма, созидательно-творческого отношения ребенка к миру;
Формирование высоконравственных начал личности через культуру речевого общения;
Формирование представлений у ребенка о взаимосвязи природы и человека.
Таким образом, именно комплексный подход дает возможность решить задачу вырастить крепких, здоровых детей .
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад села Бобровка Красноармейского района Саратовской области»
ПРОГРАММА
По сохранению и укреплению здоровья детей
В МБДОУ « Детский сад с. Бобровка»
«Наше Здоровье »
Разработала
заведующий ДОУ:
Семенова И.Т.
с. Бобровка
Здоровьесберегающая технология «Наше Здоровье»
Ему присущи следующие черты:
В центре лежат представления о здоровом ребенке, понимаемом как идеальный эталон и практически достижимая норма детского развития
Здоровый ребенок рассматривается как целостный телесно-духовный организм.
Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.
Ключевым, системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход
Цель:
Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Ожидаемые результаты:
осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья;
повышение уровня ориентации к современным условиям жизни;
овладения навыками самооздоровления;
снижение уровня заболеваемости.
основные принципы работы:
- принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей;
- принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса всех видов деятельности;
- принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья;
- принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ДОО
Профилактическое-
Обеспечение благоприятной адаптации;
Выполнение сангигиенического режима;
Проведение обследования по программе и выявление патологий
решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
Предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики;
Проведение социальных санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний;
Организационное –
Организация здоровьесберегающей среды ДОО;
Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностик;
Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
Систематическое повышение квалификации педагогических кадров
пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников;
лечебное -
Иммунотерапия;
Витаминотерапия;
Оказание скорой помощи при неотложных состояниях;
Организационно-методическое и психолого-педагогическое
обеспечение
Разработка системы работы по оздоровлению и осуществления контроля за выполнением оздоровительных мероприятий, физическим развитием детей | воспитатели |
|
Разработка модели внедрения здоровьесберегающих методик в учебно-воспитательный процесс | Воспитатели |
|
Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления игры-драматизации с медитацией релаксационные комплексы лечебно-оздоровительные игры; босоножье; оздоровительная гимнастика; | Воспитатели |
|
Проведение упорядочения нагрузки и активного отдыха детей | Воспитатели |
|
Создание здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей | воспитатели |
|
Проведение валеогизации всего учебно-воспитательного процесса (психологический фон занятий, методы и формы обучения, соблюдение длительности занятий и санитарно-гигиенических условий) | ||
Продолжение работы по совершенствованию предметно-развивающей среды в ДОО | Воспитатели |
|
Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей (выпуск газет, проведения семинаров, оказание консультативной помощи и т.д.) | воспитатели |
|
Участие в научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях различного уровня по вопросам оздоровления детей | воспитатели |
Формы и методы оздоровления детей
Формы и методы | Контингент детей |
||
Обеспечение здорового ритма жизни | щадящий режим (адаптационный период); гибкий режим; организация микроклимата и стиля жизни группы. | разновозрастная группа |
|
Физические упражнения | утренняя гимнастика; физкультурно-оздоровительные занятия; подвижные и динамичные игры; профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, улучшение осанки, профилактика плоскостопия зрение и т.д.); спортивные игры; занятия аэробикой; | разновозрастная группа Средняя, старшая подгруппы разновозрастная группа |
|
Гигиенические и водные процедуры | умывание; мытье рук по локоть; игры с водой и песком; обеспечение чистоты среды; | разновозрастная группа |
|
Световоздушные ванны | проветривание помещений сквозное; сон при открытых форточках; прогулки на свежем воздухе 2 раза в день; обеспечение температурного режима и чистоты воздуха; | разновозрастная группа |
|
Активный отдых | развлечения и праздники; игры и забавы; дни здоровья; каникулы; | разновозрастная группа |
|
Диетотерапия | рациональное питание; | разновозрастная группа |
|
Светотерапия | обеспечение светового режима | разновозрастная группа |
|
Музтерапия | музыкальное сопровождение режимных моментов; музыкальное сопровождение занятий; музыкальная и театрализованная деятельность; | разновозрастная группа |
|
Аутотренинг и психогимнастика | игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы; игры –тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний; коррекция поведения; | подгруппа младшего возраста Средняя, старшая подгруппы |
|
Спецзакаливание | босоножье; обширное умывание; дыхательная гимнастика; | разновозрастная группа |
|
Стимулирующая терапия | Сеансы фитоаэроионизации Поливитамины; «Живая вода» (полоскание горла и полости рта водой); чесночные медальоны; витаминизация третьего блюда; | разновозрастная группа |
|
Пропаганда ЗОЖ | Организация консультаций, бесед, спец. занятий | разновозрастная группа |
МОДЕЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА ДЕТЕЙ
В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Вид занятия и форма.
Особенность организации двигательной активности.
Физкультурно-оздоровительные занятия.
1.Утренняя гимнастика 2.Двигательная разминка во время перерыва между занятиями 3.Физкультминутка 4.Подвижные игры и упражнения на прогулке. 5.Пробежки по массажным дорожкам в сочетании с контрастными воздушными 6.Гимнастика после дневного сна (комплекс упражнений) | Ежедневно в зале или на улице Ежедневно Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятия Ежедневно, во время прогулки проводятся после дневного сна. Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей |
УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ В РЕЖИМЕ ДНЯ
ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВЫЕ ЗАНЯТИЯ
СОВМЕСТНАЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ
РАБОТА ДОУ И СЕМЬИ
Физкультурно-оздоровительные занятия и их вариативность
1.Утренняя гимнастика.
Традиционный комплекс.
Подвижные игры.
Оздоровительные пробежки вокруг детского сада.
Преодоление полос препятствий.
2.Двигательная разминка между занятиями.
Игровые упражнения.
Подвижные игры на ориентировку в пространстве.
Двигательные задания.
3.Физкультминутки.
Упражнения для развития мелкой моторики рук.
Имитационные упражнения.
Общеразвивающие упражнения.
4.Подвижные игры и физические упражнения.
Подвижные игры.
Спортивные упражнения.
Двигательные задания, с использованием полосы препятствий.
Упражнения в основных видах движений.
Элементы спортивных игр.
5.Коррекционная работа с детьми по развитию движений.
Дифференцированные игры, подобранные с учетом двигательной активности детей.
Упражнения по формированию осанки и стопы.
Двигательные задания по усмотрению воспитателя.
6.Гимнастика после дневного сна.
Разминка в постели.
Игровые упражнения.
Сюжетно-игровая гимнастика.
Пробежки по массажным дорожкам.
7.Учебные занятия по физической культуре.
Традиционное;
сюжето-игровое;
тренировочное;
ритмическая гимнастика;
по интересам детей;
комплексное;
контрольно-проверочное;
тематическое;
8.Самостоятельная творческая деятельность детей на воздухе.
Под руководством воспитателя.
9.Неделя здоровья.
Подвижные игры и упражнения, разработанные по сценарию.
Фрагменты из физкультурных досугов.
10.Физкультурные праздники и досуги.
игры и упражнения;
спортивные игры;
упражнения в основных видах движения;
игры-эстафеты;
музыкально-ритмические упражнения;
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ.
Задачи физического развития дошкольников.
1.Охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствования их физического здоровья, повышения сопротивляемости организма, улучшения умственной и физической работоспособности.
2.Формирования у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков, достижение определенного уровня физической подготовки.
3.Воспитание у детей личной физической культуры. Формирование потребностей в физическом совершенствовании, вооружение знаниями, умениями и навыками, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Для реализации этих задач в ДОО созданы следующие условия:
оборудован спортивный зал, спортплощадка, уголок здоровья в группе.
Физическое здоровье детей укрепляется такими средствами:
1.Полноценное питание детей.
2.Закаливающие процедуры.
3.Развитие движений.
4.Гигиена режима.
Принципы организации питания:
- выполнение режима питания;
Калорийность питания, ежедневное соблюдения норм потребления продуктов;
Гигиена приема пищи;
Индивидуальный подход к детям во время питания;
Правильность расстановки мебели.
Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости воздействию постоянно меняющихся факторов окружающей среды и является необходимым условием оптимального развития организма ребенка.
Основные факторы закаливания :
Закаливающие воздействия органично вписываются в каждый элемент режима дня;
Закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности;
Закаливание проводится на положительном фоне и при тепловом комфорте организма ребенка;
Постепенно расширяются зоны воздействия и увеличивается время проведения закаливающих процедур;
В ДОО проводится обширный комплекс закаливающих мероприятий:
Облегченная одежда для детей в ДОО;
Соблюдение сезонной одежды на прогулке, учитывая их индивидуальное состояние здоровья;
Соблюдение температурного режима в течении дня;
Дыхательная гимнастика после сна;
Релаксационные упражнения;
Мытье рук прохладной водой по локоть;
Полоскание горла.
Развитие движений.
Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребенка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями.
Укрепление здоровья средствами физического воспитания:
Повышение устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды;
Совершенствование реакций терморегуляции и закаливание организма, обеспечивающих его устойчивость к простудным заболеваниям;
Повышение физической работоспособности;
Нормализацию деятельности отдельных органов и функциональных систем, а также возможная коррекция врожденных или приобретенных дефектов физического развития;
Повышение тонуса коры головного мозга и создание положительных эмоций, способствующих охране и укреплению здоровья.
Основные принципы организации физического воспитания в ДОО.
1.Физическая нагрузка должна быть адекватной возрасту, полу ребенка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья.
2.Сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами.
3.Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов оздоровительной гимнастики, упражнений для повышения выносливости.
Формы организации физического воспитания:
Физкультурные занятия в зале и на спортивной площадке;
Физкультминутки;
Спортивные игры;
Утренняя гимнастика;
Индивидуальная работа с детьми.
Гигиена режима:
1.Выполнение санитарных требований к помещению, участку, оборудованию.
2.Рациональное построение режима дня.
3.Охрана жизни и деятельности детей.
4.Санитарно-просветительая работа (с сотрудниками и родителями).
5.Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня.
6.Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни осуществляется по следующим направлениям:
Привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
Формирование элементарных представлений об окружающей среде;
Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.
Комплекс оздоровительных мероприятий.
1.Приём детей на свежем воздухе (при температуре выше -15°)
2. Утренняя гимнастика в группе 8.15
3. Полоскание полости рта после завтрака, обеда, ужина.
4. Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения.
5. Физкультурные занятия (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю.
6. «Чесночные» киндеры.
7. Фитонциды (лук, чеснок).
8. Прогулки: дневная 10.40-12.10; вечерняя 16.35-18.00
9. Оптимальный двигательный режим.
10. Сон без маек и подушек.
11. Гимнастика в кровати.
12. Упражнения на профилактику плоскостопия.
13. Закаливание.
14. Элементы обширного умывания.
15. После полдника полоскание полости рта отварами трав.
Перспективный план коррегирующих и познавательных занятий.
Настоящая программа разработана на основе государственного образовательного стандарта дошкольного образования по физическому развитию детей для дошкольных учреждений. В ней учтены приоритетные направления работы ДОО «Физическое развитие и оздоравливание детей дошкольного возраста ».
Занятия по физическому воспитанию для детей дошкольного возраста проводятся 3 раза в неделю.
Диагностика проводится 2 раза в год: вводная (сентябрь-октябрь), итоговая (май).
Программа составлена в соответствии с ФГОС ООП ДО «От рождения до школы»- под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой -2014.
1.Создание эмоционального комфорта для детей дошкольного возраста.
2. Стимулирование желания детей заниматься двигательной деятельностью.
3. Формировать и совершенствовать умения и навыки в основных видах движений в игровой форме.
4. Развивать разнообразные виды движений.
5. Приучать действовать совместно, под музыку.
6. Учить выполнять правила в подвижных играх.
7. Развивать психофизиологические возможности детей, используя нетрадиционные методы оздоравливания.
Тема занятия | Компонент ДОО | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Сопутствующие формы работы |
||
Сентябрь | "Курочка Ряба " | 1.Вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в игровом занятии. 2. Учить выполнять основные движения: ползание на четвереньках, прокатывание мяча друг другу. 3. Закреплять навыки в построении врассыпную и в беге стайкой за воспитателем. 3.Приучать детей во время подвижной игры "Мой веселый звонкий мяч ", выполнять подскоки на месте. | Использование нетрадиционных методов оздоравливания детей Психогимнастика всхлипывание -вдох без выдоха 1-2 мин.(плачет дед, плачет баба). Происходит насыщение крови кислородом.. | Рассказывание сказки. Рассматривание иллюстраций по сказке. Игры с цветными яйцами | Рисование "Нарисуй яичко Курочке |
|
Игровое физкультурное занятие по сказке | 1.Вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в занятии. 2.Учить выполнять основные движения (ползание под препятствием на четвереньках и бросание мяча вперед- снизу и ловля его). 3.Закреплять навыки в ходьбе стайкой за воспитателем (усложнение-ходьба между предметами в подвижной игр "Через ручеек " 4.Продолжать учить детей подпрыгивать на двух ногах, усложняя подскоки с продвижением вперед. | Дыхательная звуковая гимнастика. Несколько раз зевнуть и потянуться. (Зевание стимулирует гортанно-легочнный аппарат, деятельность головного мозга и также снимает стрессовое состояние. Психогимнастика. Вхождение в образ "кошечки" и "собачки". Улучшается кровоснабжение, создает чувство разнеженности и тренирует мышцы спины и брюшного пресса. | Рассказывание сказки "Репка", рассматривание иллюстраций к сказке, игры с сюжетно-бытовыми игрушками (дед, бабка, внучка). | Знакомство с овощем- репкой, попробовать ее на вкус. | Аппликация на тему: " Выросла репка большая - пребольшая ". |
|
Игровое физкультурное занятие по сказке " Упрямые козы " | 1.Вызвать у детей желание участвовать в игровом занятии. 2.Учить детей выполнять основные движения: ходьбу друг за другом по ограниченному пространству (дорожки шириной 25 см). и пролазание через бревно удобным для ребенка способом. 3.Отрабатывать навык бросания и ловли мяча от груди вперед. 4.Закреплять подскоки детей на двух ногах с продвижением вперед. 5.Побуждать детей бегать в разных направлениях. | Релаксационные упражнения для мимики лица. 1.Нахмуриться (сердитесь) - расслабить брови 2.Расширить глаза (страх).- усилить мышечное чувство лица. Дыхательная звуковая гимнастика. "Полет самолета" Дети -самолеты летают со звуком "У". Это упражнение регулирует кровяное давление ребенка, учит дыханию в заданном темпе по представлению. | Рассказывание сказки "Упрямые козы", рассматривание картинок и иллюстрации к сказке, пальчиковый театр по сказке. | |||
Игровое физкультурное занятие по сказке "Горшок каши" | 1.Вызвать у детей эмоциональный отклик на игровое занятие и желание участвовать в нем. 2.Учить детей ползать на четвереньках по гимнастической скамейке. 3.Психологически подготовить каждого ребенка к преодолению препятствий при перепрыгивании через линии. 4.Закреплять у детей навык перебрасывания мяча через веревку от груди. 5.Побуждать подвижными играми детей бегать в разных направлениях. | Гимнастика для глаз. | Рассказывание сказки "Горшок каши",картин-ки, иллюстрации по сказке, пальчиковый театр по сказке. | Наблюдение во время завтрака за тем, что каша бывает жидкая и густая. | Сюжетно-ролевая игра «Пригласи в гости сказочных героев» |
|
Игровое физкультурное занятие по сказке "Как лисичка бычка обидела" | 1.Вызвать у детей эмоциональный отклик на игровое занятие и желание участвовать в нем. 2.Учить детей подтягиваться, лежа на животе, на гимнастической скамейке (темп свободный). 3.Формировать у детей умение ходить по толстому шнуру приставным шагом. 4.Закрепить у детей навык перепрыгивания через веревку и бросание мяча из-за головы. 5.Совершенствовать умения детей двигаться на ограниченном пространстве (бег между линиями). | Релаксационное упражнение для мимики лица (см. за ноябрь) Упражнение для развития дыхания "Паровоз" | Рассматривание картинок иллюстраций по сказке "Как лисичка бычка обидела", пальчиковый театр. Рассказывание сказки. | Наблюдение за рыбками в аквариуме. | Аппликация на тему: |
|
Игровое физкультурное занятие по сказке "Волк и семеро козлят" | 1.Вызвать у детей эмоциональный отклик на игровое занятие и желание участвовать в нем. 2.Учить бросать предметы в вертикальную цель одной и двумя руками на расстояние 2-2,5м 3.Отрабатывать навык подтягивания, лежа на животе на гимнастической скамье с продвижением вперед. 4.Формировать у ребенка чувство уверенности в преодолении препятствий при перепрыгивании через две линии (10-15см). 5.Совершенствовать навыки ходьбы и бега через их усложнение (перешагивание через предметы, бег между линиями. | 1.Дыхательная и звуковая гимнастика.(Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует гортанно-легочный аппарат и деятельность головного мозга. 2. Психогимнастика. Игра "Зернышко". Игра "Небо- лейка" (см. за декабрь). | Рассказывание сказки "Волк и семеро козлят",рассматривание иллюстраций и картинок к сказке, различные театры по сказке. | Лепка на тему «Подарки для маленьких козлят» |
||
Игровое физкультурное занятие по сказке "Заюшкина избушка" | 1.Вызвать у детей эмоциональный отклик на игровое занятие и желание участвовать в нем. 2.Учить детей лазать по стремянке удобным для них способом. 3.Формировать у детей умение бросать мячик в гори-зонтальную цель одной и двумя руками с расстояния 2-3 м. 4.Закрепить навыки детей в перешагивании и в переп- рыгивании через препятствия и в беге в медленном темпе. | Дыхательная и звуковая гимнастика "Плакса" Ребенок плачет со звуком "ы". Что ты плачешь "ы" да "ы-ы-ы" Слезы поскорей утри. Будем мы с тобой играть, Песни петь и танцевать. Звук "ы" снимает усталость головного мозга. | Рассматривание картинок и иллюстраций по сказке "Заюшкина избушка", игра с раз- личными цветными сюжетными игрушками (зайчик, лиса), различные виды театра по сказке. Рассказывание сказки. | Опыты со снегом. Наблюдение за тем, как в тепле снег тает. | Коллективная работа по конструированию из бумажных цилиндров «Избушка для зайчика» |
|
Игровое физкультурное занятие по сказке "Теремок" | 1.Вызвать у детей эмоциональный отклик на игровое занятие и желание участвовать в нем. 2.Продолжать лазать по стремянке удобным способом, преодолевая боязнь высоты. 3.Совершенствовать умения детей в бросании предмета в вертикальную и горизонтальную цель одной и двумя руками. 4. Развивать навыки детей в беге и ходьбе через их усложнение (медленный бег, перешагивание из круга в круг. | 1.Дыхательная и звуковая гимнастика. (Несколько раз зевнуть и по- тянуться. Зевание стимулирует гортанно-ле- гочный аппарат и деятельность головного мозга. 2.Психогимнастика. Игра "Зернышко". | Рассматривание картинок и иллюстраций по сказке "Теремок", драматизация сказки, игры с сюжетны- ми игрушками. | Наблюдение за весенними ветками | Аппликация "Теремок |
|
Игровое физкультурное занятие по сказке "Колобок" | 1.Вызвать у детей эмоциональный отклик на игровое занятие и желание участвовать в нем. 2.Учить детей спрыгивать с предмета высотой 15 см. 3.Закреплять у детей навык в перешагивании с ящика на ящик (высота 10-15 см). 5.Продолжать совершенствовать умения детей в бросании предмета вдаль удобным способом правой и левой руками. | Гимнастика для глаз. Упражнение для развития дыхания "Аромат цветов". | Картинки и иллюстрации по сказке, различные сюжетные картинки, игрушки, различные игровые нас- тольные театры. | Наблюдение за тем, как воспитатель замешивает солевое тесто для занятий по лепке. | Лепка из пластилина "Колобок" |
Модель взаимодействия воспитателя с родителями для
повышения эффективности коррекционной работы
Профилактика
Создание условий
Наглядная пропаганда
Чтение психологической литературы
Консультативный диалог
Диагностика
Тесты, анкеты
Непосредственное наблюдение
Специальные занятия с детьми в русле режимных моментов,
практические занятия, тренинги, игры и прочее
Структура внедрения здоровьесберегающих технологий и методик в воспитательно-образовательный процесс в ДОО
Вводный этап - Подготовительный
1.Ознакомление с теоретическими основами методики, технологии
Определение оздоровительной направленности и значимости для ребенка
Заключительный этап - Аналитический
Анализ результатов использования
Спецопрос родителей, педагогов
Открытые мероприятия
Наглядный материал
Выводы и предложения
Выступления
Показ результатов
Мониторинг детей
Средние возрастно-половые значения показателей развития
физических качеств детей 4-6 лет
Показатели | Возраст |
||||
4 года | 5 лет | 6 лет |
|||
Скорость бега | Мальчики | ||||
Скорость бега | Мальчики | ||||
Дальность броска мяча весом 1 кг (см) | Мальчики | ||||
Длина прыжка с места (см) | Мальчики | ||||
Дальность броска мешочка с песком правой рукой (м) | Мальчики | ||||
Дальность броска мешочка с песком левой рукой (м) | Мальчики | ||||
Наклон туловища вперед сидя (см) | Мальчики | ||||
Продолжительность бега в медленном темпе (мин) | Мальчики | ||||
Мышечная сила правой кисти (кг) | Мальчики | ||||
Мышечная сила левой кисти (кг) | Мальчики | ||||
ОХРАНА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Мероприятия |
Дата проведения |
Ответственные |
|
Инструктаж по охране жизни и здоровья воспитанников |
ежеквартально (по сезонам) |
заведующая |
|
Инструктаж по пожарной безопасности |
декабрь, май |
заведующая |
|
Проведение тренировки по эвакуации воспитанников и персонала при возникновении ЧС. |
сентябрь, май |
заведующая, |
|
Анализ медицинской документации вновь прибывших воспитанников и доведение до сведения педагогов информации о группе здоровья и особенностях здоровья каждого ребенка. |
сентябрь, апрель |
заведующая |
|
Организация мониторинга уровня физического и психического развития воспитанников. |
в течение года |
воспитатели |
|
Подбор мебели для воспитанников всех возрастных групп по результатам антропометрии. |
в течение года |
воспитатели |
|
Реализация системы мероприятий в ДОУ по оздоровлению детей. |
в течение года |
воспитатели |
|
Создание условий по снижению заболеваемости воспитанников: Соблюдение режима дна и расписания образовательной деятельности, Строгое соблюдение плана оздоровительных мероприятий, Профилактика нарушения осанки и нарушения зрения, Витаминизация блюд, Сотрудничество с родителями. |
постоянно |
воспитатели |
|
Проведение медико-психолого-педагогических совещаний: Анализ процесса адаптации воспитанников раннего возраста к условиям детского сада, Мониторинг и анализ заболеваемости воспитанников, динамика по ЧБД; Мониторинг заболеваемости педагогичес-кого состава, профилактические мероприятия |
октябрь, февраль, апрель |
заведующая |
|
Организация обучения и проверки по санитарному минимуму с персоналом. |
ежеквартально |
заведующая |
|
Контроль санитарно-гигиенического состояния в группах и других помещениях детского сада. Ведение санитарных журналов. |
постоянно |
заведующая |
|
Контроль соблюдения требований безопасности жизнедеятельности в групповых помещениях и на детских площадках. |
сентябрь, декабрь, апрель |
заведующая |
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей
Большое внимание в детском саду уделяется созданию условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
Деятельность по сохранению и укреплению здоровья воспитанников осуществляется с учётом индивидуальных особенностей детей; путём оптимизации режима дня (все виды режима разработаны на основе требований СанПиН); осуществления профилактических мероприятий; контроля за физическим и психическим состоянием детей; проведений закаливающих процедур; обеспечения условий для успешной адаптации ребёнка к детскому саду; формирование у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни.
В течение года варьируется физическая нагрузка в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, проходит работа над увеличением моторной плотности занятий. Используются вариативные режимы дня, разнообразные программы и методики.
Особое место уделяется повышению двигательной активности каждого ребенка в течение всего дня. Детям предоставляются оптимальные условия для увеличения двигательной активности в режиме дня: третий час физкультуры (на улице), в свободном доступе для детей находятся физкультурные уголки, гимнастическое оборудование, организуются в большом количестве подвижные игры, физкультминутки. Широко используются корригирующие гимнастические, спортивные игры и соревнования, общие сезонные и народные праздники.
Сотрудничество воспитателей и родителей позволяет добиваться хороших результатов по оздоровлению и укреплению здоровья воспитанников, о чем свидетельствует устойчивое снижение уровня заболеваемости детей и повышение двигательной активности.
В целях выявления положительных и отрицательных сторон в работе ДОУ по физкультурно-оздоровительному направлению в течение года был проведен оперативный контроль по темам: "Организация режима дня", "Организация питания в группах", "Организация прогулки". В результате можно отметить, что режим дня в ДОУ в целом соблюдается четко, на прогулке решаются воспитательно-образовательные задачи в соответствии с программой и возрастной группой. С этого учебного года в ДОУ введено календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы. При таком виде планирования материала возможно совмещение разных видов деятельности детей: применение интегрированных занятий в течение недели, что позволяет снизить нагрузку на детей, организовать образовательную деятельность в режимных моментах и на прогулке, что соответствует современным требованиям.
Пропаганда здорового образа жизни является основной задачей физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
В течение учебного года проводились спортивные мероприятия совместно с родителями. Все они проходят так, чтобы дети почувствовали атмосферу праздника, чтобы занятия спортом вызывали интерес и желание двигаться дальше.
План мероприятий по сохранению и укреплению здоровья воспитанников
Цель: Осуществление охраны и укрепления здоровья детей, создание оздоровительного микросоциума в ДОУ.Задачи:
использование оздоровительных методик, систематическое и качественное их обновление;
сочетание психолого-педагогических подходов с лечебно-профилактическими, диагностическими и коррекционными мероприятиями;
использование методов и средств повышения адаптивности организма с хроническими или приобретенными патологическими формами.
С целью сохранения и крепления здоровья воспитанников ДОУ одной из главных задач является физкультурно- оздоровительная работа с детьми, которая ставит своей целью активизацию двигательной активности детей в течение дня, соблюдение режима дня, который соответствует функциональным возможностям ребенка, его возрасту, укрепление физического здоровья детей, которая включает: утреннюю гимнастику, физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, индивидуальную работу по развитию движений на прогулке, гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами, занятия по физической культуре в спортивном зале, а также в зимний период воспитанники выходят на лыжню, что способствует хорошей направленности в укреплении здоровья. В теплый период, одно из занятий по физической культуре обязательно проводится на свежем воздухе. Самостоятельная двигательная активность, физкультурные досуги и праздники. Положительные эмоции, повышение настроения, обеспечение физического благополучия – результаты, к которым стремится инструктор по физической культуре при организации занятий физической культуры. Поэтому занятия построены в игровой форме, подобрано музыкальное сопровождение под фортепиано и магнитофон, используются элементы костюмов героев, нестандартное оборудование. Медицинская служба учреждения осуществляет систематический контроль за нагрузкой и состоянием здоровья детей, оказывает необходимую помощь. Составляются планы оздоровительных мероприятий, и осуществляется контроль за проведением физкультурных занятий и закаливающих процедур. В зависимости от возраста детей в каждой группе подобран свой комплекс специальных видов закаливания.
Меры по охране и укреплению здоровья воспитанников
В ДОУ созданы условия для охраны и укрепления здоровья детей:
строго соблюдается инструкция по охране жизни и здоровья детей;
рекомендации по активизации двигательной активности детей в течение дня;
тепловой и световой режим;
проводятся закаливающие мероприятия;
соблюдается режим прогулок.
Для профилактики простудных заболеваний используются: бактерицидные лампы, проводится С-витаминизация, закаливающие процедуры, точечный массаж и другие мероприятия. Ежегодно проводятся осмотры детей узкими специалистами. Ежемесячно старшим воспитателем проводится анализ посещаемости и заболеваемости. Принимаются меры по устранению выявленных причин заболеваемости.
№
Мероприятия
Периодичность
Ответственный
1.Организационные мероприятия
1
Изучение нормативных документов федерального, регионального, муниципального уровня по вопросам охраны и укрепления здоровья
по мере поступления
Зам.директора по ДО
2
Размещение информации по здоровьесбережению на сайте Учреждения, в содержании общеобразовательной программы, плане работы на год.
август-сентябрь (корректировка 1 раз в месяц)
Администратор сайта, старший воспитатель
3
Проведение планового и внепланового инструктажа по охране жизни и здоровья детей
1 раз в 3 месяца /по мере необходимости
Зам.директора по ДО
4
Включение вопросов охраны и укрепления здоровья детей в содержание оперативных совещаний с работниками учреждения
ежемесячно
Зам.директора по ДО
5
Комплектование групп в соответствии с требованиями СанПиН
август
Зам.директора по ДО
2.Физкультурно-оздоровительные мероприятия.
Цель: организация оптимального рационального двигательного режима, регламентированной по интенсивности физической нагрузки, которая полностью удовлетворяет потребность детей в движениях, соответствует функциональным возможностям растущего организма и способствует укреплению здоровья детей.
№
Формы организации
Возрастные группы
Периодичность
Ответственные
Младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная
к школе группа
1
Утренняя гимнастика
6-8 мин.
6-8 мин.
8-10 мин.
8-10 мин.
Ежедневно
Воспитатель
2
Организованная деятельность – физическая культура
15 мин.
20 мин.
25 мин.
30 мин.
Три раза в неделю одно занятие на улице
3
Физ.минутки
1-2 мин.
2-3 мин.
3-4 мин.
3-4 мин.
Ежедневно во время образовательной деятельности
Воспитатель
4
Подвижные игры
7-10 мин.
10-15 мин.
15-20 мин.
15-20 мин.
2-4 раза в день
Воспитатель
Спортивные игры
-
-
15-20 мин.
15-20 мин.
Воспитатель
5
Спортивные упражнения:
Катание на санках
Велосипедах.
10 мин.
15 мин.
15-20 мин.
15-20 мин.
.
Целенаправленное обучение педагогом не реже одного раза в неделю
Воспитатель
Инструктор по физической культуре
6
Физкультурные упражнения на прогулке
-
10-12 мин.
10-15 мин.
10-15 мин.
Ежедневно подгруппами и индивидуально
Воспитатель
Инструктор по физической культуре
7
Упражнения после дневного сна
4-5 мин.
5-10 мин.
5-10 мин.
5-10 мин.
Ежедневно
Воспитатель
8
Самостоятельная двигательная деятельность
Ежедневно, характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных
и потребностей детей
Воспитатель
9
Спортивные развлечения
1-2 раза в месяц
15 мин.
20 мин.
25-30 мин.
30-35 мин.
Спортивные праздники
2-3раза в год
30 мин.
40 мин.
45 мин.
10
День здоровья
Не реже 1 раза в квартал
11
Оздоровительные паузы на занятиях и в свободной деятельности:
- гимнастика для глаз;
- пальчиковая гимнастика;
- дыхательная гимнастика;
- физкультминутки
Ежедневно
Воспитатель, инструктор по физической культуре,
Оздоровительный бег
Ежедневно на прогулке и после сна
Воспитатель, инструктор по физической культуре
3.Проведение специальных закаливающих процедур
Цель: Профессионально и качественно организованные закаливающие мероприятия, способствуют общеукрепляющему эффекту, мягкому закаливающему, повышают устойчивость организма стрессовым состояниям.
№
Средство
Параметры, определяющие силу воздействия
Периодичность
Ожидаемый эффект
Ответственный
Воздушные и солнечные процедуры
1
Ванны воздушные
Температура воздуха
2-3 раза в день
Мягкий закаливающий
Воспитатель
2
Ванны воздушные в движении
Температура воздуха
Ежедневно
Мягкий закаливающий
Воспитатель
3
Ванны воздушные контрастные (теплый воздух/холодный воздух)
Разница температур
Ежедневно
Закаливающий
Воспитатель
4
Ванны солнечные (при температуре воздуха не ниже 22 градусов и не выше 30 градусов в тени)
Яркость солнца и температура в тени
Ежедневно летом в солнечные дни
Общеукрепляющий
Воспитатель
5
Дневной сон без маек
Температура воздуха
Ежедневно в весенне-летний периоды
Общеукрепляющий
Воспитатель
6
Прогулки
Температура
Ежедневно
Общеукрепляющ
Воспитатель
воздуха
утром и вечером
ий, закаливающий
7
Воздушные ванны при смене одежды перед прогулкой, перед сном, перед физкультурным занятием.
Температура воздуха
Ежедневно утром и вечером
Общеукрепляющий, закаливающий
Воспитатель
Водные процедуры
1
Игры с водой
Температура воды и воздуха
Ежедневно в летний период
Воспитатель
2
Мытье ног перед сном
Температура воды
Ежедневно круглый год
Релаксирующий, активирующий, закаливающий
Воспитатель
3
Мытье рук, лица, шеи
Температура воды
Ежедневно круглый год
Тонизирующий, активирующий, закаливающий
Воспитатель
4
Полоскание горла прохладной водой
Температура воды и длительность процедуры (1-2 мин)
Ежедневно круглый год
Тонизирующий, активирующий, закаливающий
Воспитатель
Физическая активность
1
Массаж точечный
Интенсивность
Ежедневно
Активирующий
Воспитатель
2
Утренняя гимнастика
Интенсивность
Ежедневно
Активирующий
Воспитатель
3
Физкультурная образовательная деятельность
Интенсивность
3 раза в неделю
Активирующий
Инструктор по физической культуре
4
Босоножие после сна по ребристым дорожкам и массажным коврикам
Продолжительность и температура пола
Ежедневно
Тонизирующий, активирующий, закаливающий
Воспитатель
5
Ходьба босиком по траве
Продолжительность и температура
Ежедневно в летний период
Тонизирующий, активирующий, закаливающий
Воспитатель
6
Дыхательная гимнастика
Проведение дыхательной гимнастики с целью повышения сопротивляемости организма и нормализации дыхания.
Ежедневно
Тонизирующий, активирующий, закаливающий
Воспитатель
7
Ходьба по доске с ребристой поверхностью и дорожкам нестандартного типа
С целью закаливания и профилактики плоскостопия во всех группах.
По плану групп
Тонизирующий, активирующий,
Воспитатель
8
Физические упражнения
Интенсивность и температура
Ежедневно
Активирующий, закаливающий
Воспитатель
Инструктор
подвижные игры на открытом воздухе
по физической культуре
4.Организация питания.
Цель: обеспечение полноценным рациональным питанием, что предполагает обеспечение организма содержанием белков, углеводов, жиров, соответственно каждой возрастной группе, полноценным поступлением с пищей витаминов и минеральных веществ, что способствует повышению защитных сил организма, направленных против инфекции и интоксикации, нормализации обмена веществ.
№
Мероприятия
Периодичность
Ответственный
1
Фрукты или фруктовый сок ежедневно, преобладание овощных блюд в рационе дня
Весна, осень
2
Использовать в рационе питания детей кисломолочную продукцию.
Согласно меню и карт раскладок
Ответственный за составление меню
3
Использовать в питании детей подверженных аллергии, гипоаллергенную диету (исключить из питания салаты из чистой свеклы, красные яблоки, шоколад, ограничить цитрусовые).
Индивидуально
Ответственный за составление меню, воспитатель
4
Введение в рацион овощные салаты, овощи, чесночно-луковые закуски.
Ноябрь-апрель
Ответственный за составление меню, повар
5
Витаминизация третьих блюд лимонным соком.
Ноябрь-апрель
Ответственный за составление меню, повар