• Любовь: что это за чувство? На что похожа любовь. Любовь – не чувство

    16.10.2019

    На нашем сайте приведены четыре фрагмента из книги Моргана Скотта Пека «НЕПРОТОРЁННАЯ ДОРОГА новая психология любви, традиционных ценностей и духовного развития». Книга есть в нашей «Любовь, семья, секс и около…»

    Морган Скотт Пек (22.05.1936 – 25.09.2005) – американский психиатр, автор многих бестселлеров. Он получил степень бакалавра в Гарвардском Университете в Кембридже, штат Массачусетс, проводил медицинские исследования в Колумбийском университете в Нью-Йорке и получил медицинскую степень в университете Кейс Вестерн Резев в Кливленде, штат Огайо. Он служил в армии США и дослужился до знания подполковника. В армии он также был старшим психологом в военном медицинском центре в Окинаве, Япония, и ассистентом главного психиатра и невролога в Вашингтоне.

    Скотт Пек взялся за очень неприятную, грязную работу: профессионально, дотошно и безжалостно показать людям здоровую и больную части их души. В каждом человеке есть два Я - больное и здоровое. Это соотношение может быть любым, и осознать, а тем более изменить его способны лишь очень немногие.

    Простым, общедоступным языком автор раскрывает тончайшие секреты нашего повседневного бытия, человеческих отношений. От типичных историй болезни он поднимается к осмыслению таких фундаментальных понятий, как любовь,благодать, Бог. Эта дорога открыта для каждого мыслящего человека. Но она очень трудна - и потому заброшена. Не многие идут по ней.

    ЛЮБОВЬ – НЕ ЧУВСТВО

    Я уже сказал, что любовь – это действие, деятельность. Здесь мы подходим еще к одному серьезному недоразумению относительно любви, которое следует внимательно рассмотреть. Любовь – не чувство. Очень многие люди, испытывающие чувство любви и даже действующие под диктовку этого чувства, совершают фактически акты не-любви и разрушения. С другой стороны, подлинно любящий человек часто предпринимает любовные и конструктивные действия по отношению к лицу, которое ему явно не симпатично, к которому он в этот момент чувствует не любовь, а скорее отвращение.

    Чувство любви – это эмоция, сопровождающая переживание катексиса. Катексис, напомним, – это событие или процесс, в результате которого некий объект становится важным для нас. В этот объект ("объект любви" или "предмет любви") мы начинаем вкладывать свою энергию, как если бы он стал частью нас самих; эту связь между нами и объектом мы также называем катексисом. Можно говорить о многих катексисах, если у нас одновременно действует много таких связей. Процесс прекращения подачи энергии в объект любви, в результате чего он теряет для нас свое значение, называется декатексисом.

    Заблуждение относительно любви как чувства возникает из-за того, что мы путаем катексис с любовью. Это заблуждение нетрудно понять, поскольку речь идет о подобных процессах; но все же между ними есть четкие различия. Прежде всего, как уже отмечалось, мы можем переживать катексис по отношению к любому объекту – живому и неживому, одушевленному и неодушевленному. Так, кто-то может испытывать катексис к фондовой бирже или к ювелирному изделию, может чувствовать к ним любовь. Во-вторых, если мы испытываем катексис к другому человеческому существу, то это вовсе не значит, что нас сколько-нибудь интересует его духовное развитие. Зависимая личность практически всегда боится духовного развития собственного супруга, к которому она питает катексис. Мать, упорно возившая сына в школу и обратно, несомненно испытывает катексис к мальчику: он был важен для нее – он, но не его духовный рост. В-третьих, интенсивность наших катексисов обычно не имеет ничего общего ни с мудростью, ни с преданностью. Двое людей могут познакомиться в баре, и взаимный катексис окажется столь сильным, что никакие ранее назначенные встречи, данные обещания, даже мир и покой в семье не сравнятся по важности – на некоторое время – с переживанием сексуального наслаждения. Наконец, наши катексисы бывают зыбкими и мимолетными. Упомянутая пара, испытав сексуальное наслаждение, тут же может обнаружить, что партнер непривлекателен и нежелателен. Декатексис может быть столь же быстрым, как и катексис.

    Подлинная любовь, с другой стороны, означает обязательство и действенную мудрость. Если мы заинтересованы в чьем-то духовном развитии, то понимаем, что отсутствие обязательства будет, скорее всего, болезненно восприниматься этим человеком и что обязательство по отношению к нему необходимо прежде всего нам самим, чтобы проявить нашу заинтересованность более эффективно. По этой же причине обязательство является краеугольным камнем психотерапии. Почти невозможно достичь заметного духовного роста у пациента, если психотерапевт не сумеет заключить с ним "лечебный союз". Другими словами, прежде чем пациент отважится на серьезные перемены, он должен почувствовать уверенность и силу, а значит, не сомневаться, что врач – его постоянный и надежный союзник.

    Для того чтобы союз возник, врач должен демонстрировать пациенту, обычно на протяжении значительного периода, последовательную и ровную заботу, а это возможно только тогда, когда врач способен быть обязательным и преданным. Это не означает, что врач всегда испытывает удовольствие от выслушивания пациента. Обязательство состоит в том, что врач – нравится ему это или нет – выслушивает пациента всегда. Точно так же, как в семейной жизни: в здоровой семье, как и в терапевтической работе, партнеры должны регулярно, повседневно и преднамеренно уделять друг другу внимание, независимо от того, что они при этом чувствуют. Как говорилось выше, влюбленность у супружеских пар рано или поздно проходит; и именно в этот момент, когда инстинкт совокупления завершает свою миссию, появляется возможность настоящей любви. Именно тогда, когда супруги не желают больше находиться друг с другом беспрерывно, когда время от времени им хочется побыть врозь, – начинается проверка их любви и выясняется, существует эта любовь или нет.

    Это не означает, что партнеры в устойчивых, конструктивных взаимоотношениях – например, в интенсивной психотерапии или в браке – не могут испытывать катексис друг к другу и к своим отношениям; они его и испытывают. Но речь идет о том, что подлинная любовь превосходит катексис. Если любовь есть, то при этом катексис и любовное чувство могут тоже существовать, но их может и не быть. Конечно, легче – даже радостно – любить с катексисом и с чувством любви. Но можно любить и без катексиса и любовного чувства: как раз осуществлением такой возможности и отличается истинная любовь от простого катексиса.

    Ключевым словом для различия является слово "воля". Я определил любовь как волю к расширению собственного Я для того, чтобы питать духовный рост другого человека или собственный. Истинная любовь – преимущественно волевая, а не эмоциональная работа. Человек, который по-настоящему любит, поступает так в силу решения любить. Этот человек взял на себя обязательство быть любящим, независимо от того, присутствует ли любовное чувство. Если оно есть, тем лучше; но если его нет, то решимость любить, воля любить все равно остается и действует. И наоборот, для любящего не только возможно, но и обязательно избегать действий под влиянием любых чувств. Я могу познакомиться с чрезвычайно привлекательной женщиной и испытывать к ней любовное чувство, но, поскольку любовная интрига может разрушить мою семью, я скажу себе вслух или в тишине души: "Похоже, я готов любить вас, но я себе этого не позволю". Подобным же образом я отказываюсь брать нового пациента, более привлекательного и как будто перспективного в смысле лечения, потому что мое время уже посвящено другим пациентам, среди которых есть и менее привлекательные, и более трудные. Мои чувства любви могут быть неисчерпаемыми, но моя способность быть любящим – ограничена. Поэтому я должен выбрать человека, на котором я сосредоточу свою способность любить, на которого я направлю мою волю любить. Истинная любовь – это не чувство, переполняющее нас; это обязывающее, обдуманное решение.

    Эта всеобщая склонность путать любовь с чувством любви позволяет людям всяческими способами обманывать себя. Пьяница-муж, чья семья в настоящую минуту нуждается в его внимании и помощи, сидит в баре и со слезами на глазах говорит бармену: "Я ведь очень люблю свою семью!" Люди, грубейшим образом пренебрегающие собственными детьми, чаще всего считают себя самыми любящими из родителей. Вполне очевидно, что в этой тенденции смешивать любовь с чувством любви кроется определенная эгоистическая подоплека: это ведь так легко и красиво – видеть подтверждение любви в собственных чувствах. А искать это подтверждение в собственных действиях – трудно и неприятно. Но поскольку истинная любовь является актом воли, который часто превосходит эфемерные чувства любви, или катексис, то правильнее всего будет сказать: "Любовь есть постольку, поскольку она действует". Любовь и нелюбовь, как добро и зло, – категории объективные, а не чисто субъективные.

    Или просто привязанность?

    Практически у каждого из нас есть друзья, которые прыгают из отношений в отношения, и каждый раз они уверяют, что "абсолютно и безоговорочно любят".

    Для тех из нас, у кого период без отношений длился дольше, чем продолжительность нескольких их отношений вместе взятых - совершенно не понятно, как кто-то мог "любить" сразу стольких людей.

    В смысле, давайте будем честны. Это не . Это страх одиночества. Так ведь?
    И да, и нет. Тут все дело в том, что мы чувствуем.

    Но что, если чувства нас обманывают? Вдруг мы просто чертовски напуганы одиночеством, поэтому любой, кто дает нам малейшее чувство защищенности и комфорта, сразу сходит за родственную душу?

    Вам знакомо то озарение, когда по прошествии нескольких месяцев после разрыва отношений, становится сложно поверить в то, что вы вообще говорили эти три волшебных слова тому, с кем сегодня вам не хотелось бы даже просто находиться рядом?

    И невозможно взять в толк, как я мог любить кого-то настолько нелепого? Кого-то настолько неподходящего? Настолько поверхностного?

    Что ж, просто это была не любовь. Это была привязанность.

    Я не знаю наверняка, настоящая ваша любовь или это отношения ради отношений, но я могу продемонстрировать вам несколько общих показателей. Это такие нюансы, на которые можно указать другу, когда кажется, что он или она слишком привязываются к человеку из разряда "на одну ночь".

    Потому что вам наверняка не хотелось бы посещать свадьбу, на которой один из молодоженов в качестве причины мероприятия сказал бы "просто он/она всегда рядом". А если вы сомневаетесь в мотивах собственной любви, так же пробегитесь по этим 6 пунктам, чтобы определить, стоят ли ваши старания вкладываемого времени.

    Любовь - это страсть; привязанность - безразличие

    Здесь речь о поведении при расставании. Говорят, ближайшее к любви чувство - чувство ненависти, вот почему после разрыва, вся та красивая, искренняя любовь превращается в ярость и пылкую, безотчетную ненависть.

    Когда вы просто привязаны к человеку, вы никогда так не разгневаетесь. Вас будут одолевать беспокойство или раздражение, но эти тревожные чувства не приведут вас к чему-то настолько сильному и значимому, как настоящая ненависть.

    Любовь безусловна; привязанность - эгоцентрична

    Когда вы любите - все ваши мысли посвящены этому человеку. Впервые в жизни чьи-то потребности становятся превыше ваших.

    Единственная причина по которой вы покупаете новую кровать - это потому что теперь вам есть, с кем ее разделить. Все, что вы делаете для своего партнера, немного направлено и на ваше удовлетворение.

    Любовь сложна; привязанность - сложна лишь когда вы не вместе

    В настоящей любви все непросто. Вы думаете, что это должно быть легко, потому что любовь так чиста и красива, но все значительное и меняющее жизнь требует усилий. Вы должны способствовать росту и укреплению отношений.

    Что касается привязанности, то там нечего взращивать. Все внимание фокусируется лишь на том, как часто вы можете видеться в течение недели.

    Вы нуждаетесь в этом человеке так же, как нуждаетесь в помощи. Эти отношения не растут, не цветут и не принимают других форм. Как и при действии наркотика, "приход" непродолжителен, и рано или поздно вас "отпустит".

    Любовь - это свобода; привязанность - тюрьма

    Когда вы любите, вам не нужно постоянно держать человека в поле зрения, чтобы чувствовать себя в безопасности. Вам не нужно быть рядом с человеком, чтобы понимать, что он чувствует. Вы никогда не усомнитесь в ответной любви этого человека и не станете страдать от ревности.

    Когда же вы привязаны, у вас нет настоящего понимания чувств партнера, потому что вы способны быть в норме лишь в его непосредственном присутствии. Когда вы не вместе, вы не можете избавиться от навязчивой мысли, как и с кем он/она может проводить время.

    Если тот человек тоже лишь привязан к вам, разве это не значит, что ему по большому счету не важно, к кому привязаться?

    Любовь расширяет границы; привязанность - загоняет в рамки

    Ничего в этой жизни не может внушить такого чувства собственного всемогущества, как истинная любовь. Она дарит совершенно новое понимание свободы, обновляет и заряжает энергией. Вы живы - и готовы покорить мир.

    Привязанность же превращается в банальную борьбу за власть. Вам постоянно необходимо подтверждение своей значимости. У вас все должно быть под контролем и своеобразные "ключи от наручников" всегда в ваших руках.

    Любовь вечна; привязанность - временна

    Когда вы любите - по-настоящему любите - это на века. Сложатся отношения или нет, этот человек навсегда останется любовью всей вашей жизни.

    С привязанностью это не сработает. Привязанность имеет срок годности и расставание лишь вопрос времени. Привязанность - фальшивка, она как пребывание в забвении в сравнении с искренней любовью.

    Когда-нибудь один из партнеров в такой паре может встретить свою и вся эта привязанность рассеется так же быстро, как и образовалась когда-то.

    Настоящая любовь не может ослабнуть, она остается с нами навсегда.

    Невероятные факты

    Любовь - самое светлое чувство, которое удается испытать в жизни.

    Каждому из нас хочется любить и быть любимым. Такая потребность является естественным желанием человека.

    Однако некоторые так отчаянно этого желают, что, бросаясь в омут с головой, путают любовь с привязанностью и зависимостью.

    Попадаясь на крючок страсти и романтики на начальном этапе отношений, мы принимаем за любовь нечто другое

    На самом же деле это всего лишь эмоциональная зависимость.


    Признаки эмоциональной зависимости

    Ниже перечислены десять признаков того, что ваши отношения не такие уж и здоровые, как вы считаете:

    1. Чрезмерная ревность



    Возможно, ревность и показатель любви, но только, если она присутствует ваших отношениях в умеренных количествах.

    Если же вы часто подвержены приступам ревности, когда ваш партнер проводит время с кем-то, кроме вас, это может быть первым звоночком, что в ваших отношениях что-то не так.

    Иногда ревность доходит до абсурда , и человек начинает ревновать партнера к друзьям, родственникам, знакомым.

    2. Отдаление от привычных вещей и людей



    Вы и ваша вторая половинка перестали заниматься тем , что раньше так любили делать (забросили увлечения, хобби).

    Либо же вы исключили общение с другими близкими вам людьми, которые для вас очень важны (друзья, родные).

    3. Страх того, что вас бросят



    У вас навязчивая идея того, что ваш партнер может оставить вас ради другого человека. Это как страх остаться одному.

    Излишняя подозрительность, проверки телефонов и смс -всё это говорит о вашей неуверенности в себе.

    Вы испытываете постоянное беспокойство, находясь среди других людей, цепляясь за своего партнера, как будто он –ваша собственность.

    Вы желаете, чтобы партнер всецело принадлежал только вам.

    4. Всё ради любимого



    Вы готовы на всё ради своей второй половинки. Сломя голову, бросили и отменили все планы для того, чтобы побыть с партнером.

    Жертвовать чем-то ради любимого –это, конечно, хорошо. Но во всем должна быть мера. Иначе, это уже какая-то маниакальная зависимость.

    5. Слушать только мнение партнера



    Точка зрения партнера важнее вашего собственного мнения.

    Мнение вашего партнера, несомненно, важно. Но не стоит его переоценивать в ущерб собственному.

    Эмоциональная зависимость от человека

    6. Зависимость от общественного мнения



    Вас больше беспокоит не внутреннее содержание партнера, а то, как отреагируют на него друзья и родственники.

    Вам важнее, как и в какой одежде он предстанет перед ними, и что скажут про вашего избранника другие.

    7. Желание переделать партнера



    Вы думаете, что вам под силу переделать партнера в человека/женщину своей мечты.

    8. Полный контроль над партнером



    Вам нравится контролировать возлюбленного. Вы диктуете как, когда и чем он должен заниматься.

    Если он делает что-то идущее вразрез с вашими желаниями, вы впадаете в отчаяние, отдаляетесь или же начинаете диктовать свои условия.

    Если о глобальном мнении массового сознания, все очень просто. 1) Надо определить для себя, что такое Любовь? Для кого-то любовь "когда дышать без человека не можешь""сексуальное влечение" "жертвенность" " быть вместе всегда" "свобода в отношениях, наслаждение" "желание завести с человеком семью, детей" и др. Каждый пункт меняется с возрастом, опытом, приоритетами семейным сценарием, социальным воспитанием и образами (сказки, семья, друзья, СМК они же СМИ). Задайте себе вопрос и напишите списком, что для вас значит любовь, по пунктам и соответствие этим пунктам. Если отношения не соответствуют вашему пониманию. То Любовь ушла.

    Сейчас образ любви для подростков. Это жить вместе, все делать вместе, родить детишек, воспитывать поднять на ноги и всему радоваться, быть в сексуальном плане верным" Нет смысла мне рассказывать, что все эти образы разбиваются с болью об обычный жизненный опыт. Если в молодости ты знаешь, какого партнера точно хочешь себе. То после прожитого опыта, ты знаешь, с кем не хочешь быть и кто тебе не нужен.

    А теперь с точки зрения философских рассуждений.

    Дело в том, что в слово "любовь" в разное время и в разных культурах, имело свою трактовку. Причин много. Политика, экономика, религия, географическое положение. Сейчас у нас в России говорят: чувство самоотверженной преданности. И тут уж надо снова понимать что для каждого означает самоотверженная преданность?

    Для одного это жертвенность (когда ты лишаешь себя чего-то ради чего-то) многие за свою жертвенность ждут поощрение и вознаграждение, даже не осознанно. И тогда любовь может быть мучительной.

    Для другого естественное явление, как воздух и сама смерть(конец сознанию личности, или переход в другой мир, кто как привык). Старость, опыт, базовые потребности, материнский инстинкт (из которого по некоторым мнениям вырасло сексуальное влечение) И при таком раскладе любовь может быть не мучительной, ее не ищут т.к. нет потребности жертвовать и получать вознаграждение за жертвенность. (Хотя тут можно поспорить)

    Моя любимая Карен Хорни, конечно не описывает понятие любви. Рамки у всех свои. Но вот потребность в разной форме любви есть у большинства. Причины по ее словам в болезненности общественных институтов и установок, в не совсем здоровых отношениях в семьях. Очень грубо и поверхностно: если человек не чувствовал себя защищенным (это может быть и чувство вины, к примеру перед ругающимися родителями. Когда ребенок не знает истинных причин, берет на себя вину за конфликты родителей), или перед деспотичными родителями, или когда он не оправдывает ожиданий. Срабатывают защитные психологические механизмы, их противоречащие действия создают тревожное состояние. И совокупность с другими причинами. Человек начинает искать подтверждение своей важности, нужности. Он ищит любви в его понимании и постоянном подтверждении оной.

    С точки зрения мистической. Любовь может дароваться, за что-то. Например если карма чистая. А если дырявая, то и любовь будет мучительной.

    Но я далека от подобной мистики, поэтому мне не хочется рассуждать на эту тему, в любом случае рассуждение приведет к рациональному результату.

    Тем кто фанатеет по подобному хочу напомнить, что в Африке дети голодают и их карма тут не причем.

    Действие, деятельность. Здесь мы подходим еще к одному серьезному недоразумению относительно любви, которое следует внимательно рассмотреть. Любовь - не чувство. Очень многие люди, испытывающие чувство любви и даже действующие под диктовку этого чувства, совершают фактически акты не-любви и разрушения. С другой стороны, подлинно любящий человек часто предпринимает любовные и конструктивные действия по отношению к лицу, которое ему явно не симпатично, к которому он в этот момент чувствует не любовь, а скорее отвращение.

    Чувство любви - это эмоция, сопровождающая переживание катексиса. Катексис, напомним, - это событие или процесс, в результате которого некий объект становится важным для нас. В этот объект ("объект любви" или "предмет любви") мы начинаем вкладывать свою энергию, как если бы он стал частью нас самих; эту связь между нами и объектом мы также называем катексисом. Можно говорить о многих катексисах, если у нас одновременно действует много таких связей. Процесс прекращения подачи энергии в объект любви, в результате чего он теряет для нас свое значение, называется декатексисом.

    Заблуждение относительно любви как чувства возникает из-за того, что мы путаем катексис с любовью. Это заблуждение нетрудно понять, поскольку речь идет о подобных процессах; но все же между ними есть четкие различия.

    Прежде всего, как уже отмечалось, мы можем переживать катексис по отношению к любому объекту - живому и неживому, одушевленному и неодушевленному. Так, кто-то может испытывать катексис к фондовой бирже или к ювелирному изделию, может чувствовать к ним любовь. Во-вторых, если мы испытываем катексис к другому человеческому существу, то это вовсе не значит, что нас сколько-нибудь интересует его духовное развитие. Зависимая личность практически всегда боится духовного развития собственного супруга, к которому она питает катексис. Мать, упорно возившая сына в школу и обратно, несомненно испытывает катексис к мальчику: он был важен для нее - он, но не его духовный рост. В-третьих, интенсивность наших катексисов обычно не имеет ничего общего ни с мудростью, ни с преданностью. Двое людей могут познакомиться в баре, и взаимный катексис окажется столь сильным, что никакие ранее назначенные встречи, данные обещания, даже мир и покой в семье не сравнятся по важности - на некоторое время - с переживанием сексуального наслаждения. Наконец, наши катексисы бывают зыбкими и мимолетными. Упомянутая пара, испытав сексуальное наслаждение, тут же может обнаружить, что партнер непривлекателен и нежелателен. Декатексис может быть столь же быстрым, как и катексис.

    Подлинная любовь, с другой стороны, означает обязательство и действенную мудрость. Если мы заинтересованы в чьем-то духовном развитии, то понимаем, что отсутствие обязательства будет, скорее всего, болезненно восприниматься этим человеком и что обязательство по отношению к нему необходимо прежде всего нам самим, чтобы проявить нашу заинтересованность более эффективно. По этой же причине обязательство является краеугольным камнем психотерапии. Почти невозможно достичь заметного духовного роста у пациента, если психотерапевт не сумеет заключить с ним "лечебный союз".

    Другими словами, прежде чем пациент отважится на серьезные перемены, он должен почувствовать уверенность и силу, а значит, не сомневаться, что врач - его постоянный и надежный союзник.

    Для того чтобы союз возник, врач должен демонстрировать пациенту, обычно на протяжении значительного периода, последовательную и ровную заботу, а это возможно только тогда, когда врач способен быть обязательным и преданным. Это не означает, что врач всегда испытывает удовольствие от выслушивания пациента. Обязательство состоит в том, что врач - нравится ему это или нет - выслушивает пациента всегда. Точно так же, как в семейной жизни: в здоровой семье, как и в терапевтической работе, партнеры должны регулярно, повседневно и преднамеренно уделять друг другу внимание, независимо от того, что они при этом чувствуют. Как говорилось выше, влюбленность у супружеских пар рано или поздно проходит; и именно в этот момент, когда инстинкт совокупления завершает свою миссию, появляется возможность настоящей любви. Именно тогда, когда супруги не желают больше находиться друг с другом беспрерывно, когда время от времени им хочется побыть врозь, - начинается проверка их любви и выясняется, существует эта любовь или нет.

    Это не означает, что партнеры в устойчивых, конструктивных взаимоотношениях - например, в интенсивной психотерапии или в браке - не могут испытывать катексис друг к другу и к своим отношениям; они его и испытывают. Но речь идет о том, что подлинная любовь превосходит катексис.

    Если любовь есть, то при этом катексис и любовное чувство могут тоже существовать, но их может и не быть. Конечно, легче - даже радостно - любить с катексисом и с чувством любви. Но можно любить и без катексиса и любовного чувства: как раз осуществлением такой возможности и отличается истинная любовь от простого катексиса.

    Ключевым словом для различия является слово "воля". Я определил любовь как волю к расширению собственного Я для того, чтобы питать духовный рост другого человека или собственный. Истинная любовь - преимущественно волевая, а не эмоциональная работа. Человек, который по-настоящему любит, поступает так в силу решения любить. Этот человек взял на себя обязательство быть любящим, независимо от того, присутствует ли любовное чувство. Если оно есть, тем лучше; но если его нет, то решимость любить, воля любить все равно остается и действует. И наоборот, для любящего не только возможно, но и обязательно избегать действий под влиянием любых чувств . Я могу познакомиться с чрезвычайно привлекательной женщиной и испытывать к ней любовное чувство, но, поскольку любовная интрига может разрушить мою семью, я скажу себе вслух или в тишине души: "Похоже, я готов любить вас, но я себе этого не позволю". Подобным же образом я отказываюсь брать нового пациента, более привлекательного и как будто перспективного в смысле лечения, потому что мое время уже посвящено другим пациентам, среди которых есть и менее привлекательные, и более трудные.

    Мои чувства любви могут быть неисчерпаемыми, но моя способность быть любящим - ограничена. Поэтому я должен выбрать человека, на котором я сосредоточу свою способность любить, на которого я направлю мою волю любить. Истинная любовь - это не чувство, переполняющее нас; это обязывающее, обдуманное решение.

    Эта всеобщая склонность путать любовь с чувством любви позволяет людям всяческими способами обманывать себя. Пьяница-муж, чья семья в настоящую минуту нуждается в его внимании и помощи, сидит в баре и со слезами на глазах говорит бармену: "Я ведь очень люблю свою семью!" Люди, грубейшим образом пренебрегающие собственными детьми, чаще всего считают себя самыми любящими из родителей. Вполне очевидно, что в этой тенденции смешивать любовь с чувством любви кроется определенная эгоистическая подоплека: это ведь так легко и красиво - видеть подтверждение любви в собственных чувствах. А искать это подтверждение в собственных действиях - трудно и неприятно. Но поскольку истинная любовь является актом воли, который часто превосходит эфемерные чувства любви, или катексис, то правильнее всего будет сказать: " постольку, поскольку она действует ". Любовь и нелюбовь, как добро и зло, - категории объективные, а не чисто субъективные.

    Мы теперь можем видеть тот существенный компонент, который делает психотерапию эффективной и успешной. Это не "безусловно положительное отношение", не магические слова, техники или жесты; это человеческая вовлеченность и борьба. Это воля и готовность врача расширить свое Я ради питания духовного роста пациента, готовность идти на риск, искренне вовлечься на эмоциональном уровне в отношения, искренне бороться с пациентом и с собой. Одним словом, существенный ингредиент успешной, глубокой, значительной психотерапии - любовь.

    Характерно - и почти невероятно: обширная западная профессиональная литература по психотерапии игнорирует проблему любви. Индийские гуру нередко просто и без церемоний говорят о том, что любовь - источник их силы. Ближе всего к этому вопросу подходят те западные авторы, которые предпринимают попытки анализировать различия между "успешными" и "неуспешными" психотерапевтами; обычно характеристики успешных врачей содержат такие слова, как "тепло" и "сопереживание". Но чаще всего вопрос о любви приводит нас в замешательство. Этому есть целый ряд причин. Одна из них - смешение понятий подлинной любви и столь пропитавшей нашу культуру романтической любви, а также другие смешения, о которых шла речь в этой главе.

    Другая причина в том, что "научная медицина" склонна ко всему осязаемому, рациональному, измеримому, психотерапия же как профессия формировалась в значительной степени за пределами "научной медицины".

    Поскольку любовь - феномен неосязаемый, неизмеримый и сверхрациональный, то научному анализу он не поддается.

    Еще одна причина - сила психоаналитических традиций в психиатрии; эти традиции с их идеалом холодного, отчужденного психоаналитика лежат на совести не столько Фрейда, сколько его последователей. Согласно этим традициям, всякое чувство любви, которое пациент испытывает к врачу, обычно клеймится термином "перенос", равно как и всякое чувство любви врача к пациенту - "контрперенос"; разумеется, оба эти чувства считаются аномалией, частью проблемы, а не ее решением, и их необходимо избегать.

    Это совершенный абсурд. Перенос, как упоминалось в предыдущей главе, относится к неприемлемым чувствам, восприятиям и реакциям. Нет ничего неприемлемого в том, что пациенты начинают любить врача, который искренне выслушивает их час за часом и не судит их, а воспринимает их как они есть, как их, вероятно, никто раньше не воспринимал; он не использует их в своих целях, и он облегчает их страдания. На практике содержание переноса во многих случаях таково, что оно мешает развитию у пациента любовного отношения к врачу, и тогда лечение заключается в преодолении переноса, так, чтобы пациент смог испытать успешное любовное отношение, нередко впервые в жизни.

    Подобным же образом, нет ничего неприемлемого в том, что у врача возникает чувство любви к пациенту, когда пациент подчиняется дисциплине психотерапии, принимает участие в лечении, охотно учится у врача и через эти отношения начинает успешно развиваться. Интенсивная психотерапия во многих отношениях напоминает возобновление родительских отношений с ребенком. Чувство любви у психотерапевта к пациенту столь же приемлемо, как и чувство любви у хорошего родителя к своему ребенку. Более того, с точки зрения успешного лечения любовь врача к пациенту благотворна, и если успех приходит, то лечебные отношения становятся взаимно любовными. И врач неизбежно будет испытывать любовное чувство, совпадающее с подлинной любовью, которую он проявил по отношению к пациенту.

    В большинстве случаев душевная болезнь обусловлена отсутствием или дефектом любви, которая требуется конкретному ребенку от его конкретных родителей для успешного роста и духовного развития. Очевидно, таким образом, что для исцеления с помощью психотерапии пациент должен получить от психотерапевта хотя бы часть подлинной любви, которой был лишен в детстве. Если психотерапевт не может по-настоящему любить пациента, лечение не состоится. Никакое обучение и никакие дипломы психотерапевта не помогут, если он не может расширить свою душу через любовь к пациенту; общие результаты врачебной практики такого психотерапевта будут низкими. И наоборот, недипломированный, непрофессиональный врач с минимальной подготовкой, но с огромной способностью любить достигает таких же высоких результатов, как и самые лучшие психиатры.

    Поскольку любовь и секс тесно переплетены и взаимосвязаны, то здесь уместно будет кратко затронуть проблему сексуальных отношений между психотерапевтами и их пациентами - проблему, в наше время нередко привлекающую пристальное внимание прессы. Ввиду необходимо любовного и интимного характера психотерапевтического процесса между пациентами и врачами естественно и неизбежно возникают сильные - или чрезвычайно сильные - взаимные сексуальные влечения. Тяга к сексуальному завершению таких влечений может быть огромной. Я подозреваю, что некоторые психиатры-профессионалы, бросающие камень в психотерапевта, который вступил в сексуальную связь с пациенткой, сами не могут быть любящими врачами и не могут по-настоящему понять эту колоссальную тягу. Скажу больше: если бы у меня возникла такая ситуация, когда после тщательного и здравого размышления я пришел бы к выводу, что сексуальные отношения с пациенткой будут существенно благотворны для ее духовного роста, - я решился бы на эти отношения. За пятнадцать лет практики, однако, такого случая у меня не было, и я плохо представляю себе, как он мог бы реально возникнуть. Прежде всего, как я уже говорил, роль хорошего врача аналогична роли хорошего родителя, а хорошие родители не допускают сексуальной связи со своими детьми по ряду очень важных причин. Смысл работы родителя заключается в том, чтобы принести пользу ребенку, а не использовать ребенка для собственного удовлетворения. Смысл работы врача - принести пользу пациенту, а не использовать пациента в своих интересах.

    Задача родителя - поддержать ребенка на пути к независимости; задача врача по отношению к пациенту - та же самая. Трудно представить, каким образом врач, вступивший в сексуальную связь с пациентом (пациенткой), не использовал бы пациента для удовлетворения собственных потребностей или каким образом он способствовал бы при этом независимости пациента.

    У многих пациентов, особенно соблазнительной внешности, с детства развивается сексуализированный характер привязанности к одному из родителей, что, несомненно, препятствует свободе и развитию ребенка. И теория, и немногие доступные нам практические факты подтверждают, что сексуальные отношения между врачом и таким пациентом скорее закрепляют незрелые привязанности пациента, чем ослабляют их. Даже если эти отношения не доводятся до сексуального завершения, "влюбленность" между врачом и пациентом разрушительна, поскольку, как мы видели, всякая влюбленность влечет за собой сужение границ эго и ослабление нормального чувства отдельности между индивидами.

    Врач, влюбившийся в пациента, видимо, не может быть объективным в отношении его, пациента, нужд или отделить эти нужды от собственных. Именно из любви к своим пациентам врачи не позволяют себе удовольствия влюбляться в них. Поскольку истинная любовь требует уважения к отдельной личности любимого, подлинно любящий врач признает и принимает тот факт, что жизненный путь пациента является - и должен являться - отдельным от жизни врача. Для некоторых врачей это означает, что их пути никогда, за исключением лечебного времени, не должны пересекаться с путями пациентов.

    Мы уже обсуждали утверждение, что психотерапия может быть - и должна быть, если речь идет об успешной психотерапии, - процессом подлинной любви. В традиционных психиатрических кругах такое представление выглядит несколько еретическим. Не менее еретической оказывается и другая сторона этой монеты: если психотерапия - процесс подлинной любви, то всегда ли любовь терапевтична? Если мы по-настоящему любим своих супругов, родителей, детей, друзей, если мы расширяем свое Я, чтобы питать их духовный рост, значит ли это, что мы осуществляем психотерапию по отношению к ним?

    Мой ответ: безусловно.

    Время от времени мне приходится слышать за коктейлем: "Наверное, нелегко вам, мистер Пек, отделять вашу социальную жизнь от профессиональной. Ведь, в конце концов, нельзя же все время только и делать, что анализировать свою семью и друзей?" Обычно такой собеседник просто поддерживает скучный разговор; он не интересуется серьезным ответом и не готов его воспринять.

    Но иногда ситуация предоставляет мне возможность провести урок или практическое занятие по психотерапии прямо на месте, объясняя, почему я даже не пытаюсь и не хочу пытаться отделить профессиональную жизнь от личной. Если я замечаю, что моя жена или дети, родители или друзья страдают из-за иллюзий, фальши, невежества, ненужных осложнений, - я обязательно делаю все возможное, чтобы расширить, распространить себя на них и, насколько удастся, исправить ситуацию, точно так же, как я это делаю для моих пациентов за деньги.

    Могу ли я отказать собственной семье и друзьям в моей мудрости, моих услугах и любви на том основании, что они не подписали договор и не оплачивают мое внимание к их психологическим проблемам? Конечно, нет. Как могу я быть хорошим другом, отцом, супругом или сыном, если не использую все возможности и свое профессиональное мастерство, чтобы научить любимых людей тому, что я знаю, и оказать им всю возможную помощь в духовном развитии каждого из них? Кроме того, я рассчитываю на такую же ответную помощь друзей и членов семьи, в пределах их возможностей. Я научился у детей многим полезным вещам, хотя их критика временами бывает неоправданно грубой, а поучения не столь глубокомысленны, как у взрослых.

    Моя жена направляет меня не меньше, чем я направляю ее. Мои друзья не были бы моими друзьями, если бы они таили от меня свое неодобрение или любовный интерес по отношению к мудрости и надежности моего пути. Мог бы я развиваться быстрее без их помощи? Всякие подлинно любовные отношения являются взаимной психотерапией.

    Мои взгляды на эти вещи не всегда были такими. Когда-то я больше ценил восхищение со стороны жены, чем ее критику, и для укрепления зависимости жены делал не меньше, чем для укрепления ее силы. Задачей отца и мужа я считал обеспечение семьи: я приносил домой хороший заработок, и на этом моя ответственность заканчивалась. Я хотел, чтобы дом был цитаделью комфорта, а не вызова. В те времена я согласился бы с мыслью, что практиковать психотерапию на друзьях и на семье опасно, неэтично и деструктивно. Но это согласие диктовалось бы моей леностью не в меньшей мере, чем страхом неправильно использовать профессию. Ибо психотерапия, как и любовь, есть работа, а работать восемь часов в сутки легче, чем шестнадцать. Легче также любить человека, который ищет твоей мудрости, приезжает к тебе, чтобы получить ее, платит за твое внимание и получает его в течение точно отмеренных пятидесяти минут, - все это легче, чем любить того, кто рассматривает твое внимание как свое право, чьи запросы могут быть неограниченными, для кого ты вовсе не власть и не авторитет, а твои поучения не представляют интереса. Психотерапия дома или с друзьями требует столь же интенсивных усилий, как и в лечебном кабинете, но условия здесь гораздо менее благоприятны; иными словами, дома требуется еще больше усилий и любви.

    Я надеюсь, что другие психотерапевты не воспримут эти слова как призыв немедленно начать психотерапию с супругами и детьми. Если человек продолжает путь духовного роста, его способность любить непрерывно возрастает. Но она всегда остается ограниченной, и врач не должен предпринимать психотерапию за пределами этой способности: психотерапия без любви будет безуспешной и даже вредной. Если вы способны любить шесть часов в день, довольствуйтесь пока этой возможностью - она уже превышает способности большинства людей. Путешествие будет долгим, и для увеличения вашей способности потребуется время. Практиковать психотерапию с друзьями и семьей, любить друг друга все время - это идеал, цель, к которой стоит стремиться, но которая достигается не сразу.

    Как я уже отмечал, непрофессиональный врач может успешно практиковать психотерапию и без особого обучения, если он способен на истинную любовь; поэтому мои замечания о практике психотерапии на друзьях и на собственной семье относятся не только к профессионалам, но и ко всем людям вообще.

    Иногда пациенты спрашивают меня, когда они смогут закончить свое лечение; я отвечаю: "Тогда, когда вы сами станете хорошими психотерапевтами". Этот ответ наиболее уместен в случае группового лечения, где пациенты сами имеют возможность практиковать психотерапию друг на друге и в случае неудачи послушать откровенную критику в свой адрес. Многим пациентам такой ответ не нравится, и они обычно говорят: "Это слишком большая работа. Чтобы выполнить ее, я должен все время думать о своих отношениях с людьми. Я не хочу так много думать. Я не хочу много работать. Я хочу просто радоваться".

    Пациенты часто отвечают мне подобным образом, когда я говорю им, что все человеческие взаимодействия представляют возможности учиться или учить (то есть получать или давать лечение); эти пациенты не желают ни учить, ни учиться и упускают свои возможности во взаимодействиях. Многие люди совершенно правы, когда говорят, что не хотят стремиться к столь высокой цели и всю жизнь так упорно работать. Большинство пациентов, даже у самых искусных и любящих психотерапевтов, заканчивают лечение на таком уровне, когда их потенциал роста еще далеко не исчерпан. Они прошли короткий - а может быть, и длинный - участок по пути духовного развития, но весь путь им не по силам. Он кажется им слишком трудным; возможно, он и есть слишком трудный.

    (Психолог Марина Морозова )
    Как преодолеть любовную зависимость (часть 1) (Робин Норвуд )
    Как преодолеть любовную зависимость (часть 2) (Робин Норвуд )
    Дорасти до любви (Анна Воспянская )
    Про «это» – православным (Игумен Валериан (Головченко) )
    Можно ли вступить в брак по любви? (Священник Илия Шугаев )
    Необходимо ли родительское благословение на брак? (Елена Чемекова, психолог )
    Почему не стоит терять девственность до брака? (Священник Илия Шугаев )
    Жених и невеста. Обручение. Венчание (Протоиерей Максим Козлов )



    Похожие статьи