• Логопедические занятия для детей 4 5. Помощь логопеда: когда пора? Практические уроки для лучшего произношения

    07.07.2019

    Младший дошкольный возраст – это определенный этап в развитии детских речевых навыков. Для малышей в этот период характерна грамотная и логически выстроенная речь. Она перестает быть набором 2-3 слов, связанных по смыслу. Теперь это уже достаточно сложные предложения, причем основные и второстепенные члены которых расставлены правильно, а глаголы и существительные употребляются в падежных склонениях.

    В младшем дошкольном возрасте речь ребенка становится более ясной и понятной, он использует сложные грамматические конструкции

    Что касается произношения, то как раз к 4-5 годам у многих детей оно становится чистым и в значительной степени правильным, сокращается количество уменьшительных слов. Ближе к завершению пятого года жизни большинство малышей выговаривают практически все звуки родного языка (рекомендуем прочитать: ). Исключением могут быть шипящие и «р».

    Иногда ребенок может испытывать трудности с произношением отдельных звуков. В такой ситуации родители часто задаются вопросами о том, каким образом помочь малышу, стоит ли вообще вмешиваться в процесс или все пройдет со временем само. Увы, но без специальных занятий особенности в произношении не исправить. Различные логопедические упражнения, рассчитанные на детей, направлены на развитие правильной речи, чтобы ребенок мог в дальнейшем свободно общаться с окружающими.

    Артикуляция обеспечивается слаженной работой мышц языка, глотки, гортани, неба и дыхательной мускулатуры. Данный процесс также может затрудняться из-за самых минимальных отклонений слуха.

    Речевые особенности

    До четырехлетнего возраста у детей в редких случаях получается дать характеристику предмету или описать его свойства и качества. Обычно в этих целях они прибегают к помощи разведения рук или указывания пальцами, а если взрослые их не могут понять, начинают сердиться. Ребенок, которому уже исполнилось 4-5 лет, в большей степени способен дать свое объяснение чего-либо, однако на собственном языке, состоящем из исковерканных слов. Например, муйка - мультик или зезя - ежик.


    Ребенок уже отлично понимает, что от него хотят, и старается описать предметы на понятном, но порой чуть исковерканном языке

    В процессе речевого развития у ребенка 4 лет желательно отмечать подобные детские термины и исправлять их, уча малыша тому, как говорить правильно. Важно проявить при этом терпение и не ругать кроху, так как он просто не в состоянии моментально запомнить правильный вариант, тем более того, что дается ему с трудом. Однако всегда стоит обращать внимание ребенка на такие вот переделанные слова, объясняя, что они ненастоящие, проговаривать с ним верный вариант.

    К пятигодичному рубежу малышам доставляет удовольствие учить стихотворения. Со временем, если читать с крохой и разучивать всевозможные скороговорки и веселые стишки, он и сам может начать поиск разных рифм.

    Казалось бы, что соединение в небольшие сочетания, в пределах 2 строк, рифмующихся слов - это достаточно незамысловатое и простое занятие. Однако именно оно помогает развить у ребенка слух, гармоничность речи и умение соединять слова, которые похожи по звучанию.

    Кроме того очень важен такой момент как развитие музыкального слуха. В пять лет это весомый нюанс в формировании способности правильно говорить, так как ребенку нужно слушать и воспринимать повседневную речь и окружающие звуки. Родителям следует способствовать тому, чтобы малыш разобрался в происхождении шумов и звуков, которые для взрослого человека уже стали привычными.

    Основные характеристики речи ребенка в 4-5 лет

    Какой обязана быть речь ребенка в возрасте 4-5 лет? Ниже приведен общий список ее основных показателей:

    1. Достаточный словарный запас. Ребенку должно хватать слов в арсенале, чтобы составлять предложения из 5-7 слов.
    2. Понятность. В этом возрасте то, что говорит кроха, уже должно быть понятно не только родителям, но и посторонним людям.
    3. Способность ориентироваться в пространстве и отличать предметы между собой, зная и называя их качества.
    4. Знание единственного и множественного числа.
    5. Умение легко найти описанный предмет или наоборот самому описать требуемую вещь.
    6. Ведение диалога. Ребенок уже может задавать вопросы и отвечать на них.
    7. Пересказ прочитанной сказки. Также способен рассказать стишок или спеть недлинную песенку.
    8. Кроха с легкостью называет свое имя или имена близких родственников, свою фамилию, возраст, плюс клички домашних питомцев.

    Трудности произношения

    Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

    Ваш вопрос:

    Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

    В младшем дошкольном возрасте дети учатся произносить следующие звуки:

    1. Шипящие. К ним относятся «ч», «ш», «щ» и «ж».
    2. Свистящие. Это «с», «з», «ц».
    3. Сонорные. Этими звуками являются «р» и «л».

    Дошкольный возраст - самое время для постановки звука Р

    Нередко встречается ситуация, когда малыши не понимают разницы между звуками, они у них все перемешаны и вместо «р» часто можно услышать «л». Как результат, в разговоре русалка становится лусалкой, часы превращаются в цясы, а вместо слова щавель можно услышать сявель. Родителям стоит очень внимательно относиться к становлению шипящих и свистящих звуков у ребенка, так как попустительство в этом вопросе может привести к трудностям с речью в дальнейшем на достаточно долгий срок. Провести корректировку произношения у четырехлетки значительно легче, чем сделать это у первоклассника.

    Однако бывает и обратная ситуация, когда ребенок, научившись правильно произносить звуки, которые прежде вызывали трудности, начинает употреблять их везде. Например, вместо луны говорит руна или лужу называет ружой. Важно всегда замечать и исправлять неверное произношение.

    Начало логопедических занятий

    С чего именно требуется начинать делать логопедические занятия, чтобы достичь результата? В первую очередь, необходимо выяснить, с какими конкретно звуками у малыша проблемы. Для этих целей можно использовать картотеку со словами, которые должен проговаривать ребенок. Определенный звук должен встречаться в разных частях слова, то есть в начале, середине и конце. Только после выявления дефектов можно приступать к работе над ними.


    Выявить речевые нарушения можно с помощью увлекательных интересных карточек

    Заниматься исправлением звуков необходимо с каждым по отдельности, причем начиная с легких и потом переходя к более сложным. Нужно дать доступное малышу объяснение того, как при произношении должны правильно располагаться язык и губы. Форма указаний в виде игры - наиболее комфортный способ для понимания крохи.

    Как только у ребенка стал получаться проблемный звук, его следует вводить в употребление при повседневном общении. В это же время начинать исправлять следующий звук. Родителям следует быть готовым к тому, что процесс будет двигаться медленно и может затянуться на месяцы.

    Упражнения для разминки губ и мышц языка

    Перед любым занятием, направленным на исправление произношения, следует выполнять разминку языка и губ. Делать ее лучше в сидячем положении, так как сидя у малыша выпрямленная спина и тело не напряжено. Ему должно быть видно свое лицо и лицо взрослого, так он будет способен следить за правильностью выполнения упражнений. Так что зарядка должна проводиться перед зеркалом достаточных размеров.

    В виде игры взрослому нужно описать задание, которое они будут делать. Сначала следует самому показать его крохе, после чего тот должен его повторить. При необходимости придется помогать ребенку, пользуясь ложкой, чистым пальцем или другим удобным предметом.


    Перед началом занятий нужно обязательно проводить разминку языка и губ

    Ряд самых распространенных упражнений для разминки языка и губ:

    • растягивание губ в улыбку, со спрятанными зубами;
    • вытягивание губ хоботком;
    • поднимание верхней губы со стиснутыми челюстями;
    • круговые движения губами, вытянутыми в трубочку;
    • массирование вытянутых губ пальцами;
    • надувание щек, вместе и по отдельности;
    • втягивание щек;
    • облизывание губ по кругу с открытым ртом;
    • вытягивание напряженного языка вверх и вниз;
    • прижимание языка к небу в открытом рту, при этом нижнюю челюсть надо тянуть вниз.

    Постановка звука «р»

    Наиболее распространенная проблема, с которой сталкиваются дети в юном возрасте - это произношение звука «р». Обычно проблемный звук просто пропускается детьми или они делают ему замену. Чтобы помочь крохе, существует ряд специальных дидактических приемов в логопедии.

    Многие упражнения, направленные на исправление дефектов в произношении данного звука, можно делать с ребенком и в домашних условиях. Однако проконсультироваться с логопедом все же стоит, так как речевые проблемы зачастую связаны с физиологическими особенностями и отклонениями от нормы. Примером этого может служить недостаточно развитая уздечка. В результате ребенок не может достать языком до неба. Понять, что вызывает нарушение в речевой деятельности, может исключительно профессионал. Он также посоветует как корректировать имеющиеся дефекты.

    Для проверки звука «р» следует попросить кроху прочитать и произнести вслух слова, в которых тот присутствует. Если проблемы возникают только с отдельным звуком, ставить нужно именно его. Если же ребенок не справляется с целыми словами, то тренировать надо слоги.

    Ниже приведены упражнения для постановки звука «р»:

    1. Ребенок должен открыть рот и прижать язык к началу роста верхних зубов, при этом несколько раз быстро проговорить «д». После этого повторить то же самое, только теперь кроха еще должен дуть на кончик языка. Такое упражнение даст ему возможность понять, какие вибрации сопровождают произношение звука «р».
    2. Произношение «ж» с широко открытым ртом. В процессе необходимо постепенно поднимать язык к верхним зубам. В это время взрослому необходимо аккуратно подставить шпатель под язык и создать им вибрацию, двигая инструмент в разные стороны, а ребенку требуется подуть.
    3. Проговаривание слога «за», при этом малышу надо оттянуть язык назад. Если в процессе этого вставить шпатель и делать им ритмичные движения в стороны, можно получить «р».

    Если звук дается ребенку плохо, начинать нужно с отработки слогов

    Постановка шипящих

    Упражнения для постановки шипящих начинаются с тренировки звука «ш». Он в будущем станет базой для произношения звука «ж». С самого начала кроха учится произносить слог «са», при этом он должен поднимать язык к основанию зубов. При появлении шипения занимающийся с ребенком родитель, используя зеркало, помогает сделать так, чтобы этот момент отложился у малыша в памяти. После чего он должен дуть и добавить на выдохе звук «а». Таким образом, в итоге и получается звук «ш».

    В то время как ребенок будет проговаривать звук «са», взрослый может установить его язык в правильном положении при помощи шпателя. После нескольких удачных попыток следует проверить способность крохи ставить язык должным образом самостоятельно. Освоив произношение этого звука, можно переходить к изучению звука «ж».

    В случае со звуком «щ» обычно прибегают к помощи «с». Ребенком произносится слог «си», задерживаясь на шипящем компоненте, а в это время взрослый, пользуясь шпателем, производит сдвиг языка назад, приподнимая его при этом.

    Постановка «ч» происходит посредством звука «т». Допускается как прямой, так и обратный слог. Проговаривать его необходимо, делая ощутимый выдох на согласной. Кончик языка снова отодвигается назад шпателем.

    Упражнения для общего развития речи

    Что можно предпринять на данном этапе развития ребенка, чтобы помочь ему совершенствовать свою речь? Для этого следует:

    • Вести диалог. Как можно чаще нужно вовлекать ребенка в общую беседу. Пусть он отвечает на вопросы, сам задает их. Больше интересоваться его мнением. Неплохо периодически спрашивать его совета.
    • Тренировать монологическую речь. Этому стоит уделять отдельное внимание. Многие дети очень часто любят разговаривать сами с собой, описывать собственные действия и игры. Такой своеобразный монолог является важным помощником в развитии речи. Так что рекомендуется поощрять такую монологическую беседу. Сделать это можно, ставя перед малышом специальные задания. Например, в качестве игры попросить его дать описание предмета или животного, или того, что он видит за окном. Естественно, важно помнить, что все дети индивидуальны, и у некоторых освоение речи происходит быстрее.
    • Обогащать словарный запас. Для этого прекрасно подойдет совместное придумывание историй или сказок, которые богаты словами-синонимами. Одной из таких сказок может быть: «У одной любопытной, любознательной девочки было два глазика. Утром, когда она просыпалась, глазики открывались и начинали глядеть во все стороны, на все смотреть и рассматривать, исследовать, внимательно разглядывать, за всем наблюдать, все видеть и все замечать. Как только глазки уставали, то просили хозяйку дать им отдохнуть, ведь они так много глядели, наблюдали, смотрели, изучали. Они просили ее закрыть их и поспать. Девочка закрывала глазки и засыпала. На следующий день все начиналось сначала. Глазки снова рассматривали, исследовали и наблюдали».
    • Учить кроху использовать слова в различных контекстах. Это поможет активировать его словарный запас. Например, рассказывать ему следующее: «Это животные. Животные бывают дикими и домашними. Они встречаются в лесах и в горах, в прериях и в джунглях. Они могут жить по одному или стадами и стаями. Они могут питаться мясом или быть травоядными».

    Совместное сочинение историй или сказок обогащает словарный запас малыша

    Дополнительные действия, направленные на развитие речи

    В этом возрасте детям свойственно путать слова, которые похожи по звучанию, но имеют разный смысл и написание, например, экскаватор и эскалатор, или слова, пишущиеся и произносящиеся одинаково, но имеющие разное значение, например дверная ручка и шариковая ручка. Крохе следует понятным ему языком объяснить разницу между словами. Например, что с помощью дверной ручки можно открывать дверь, а шариковой ручкой можно писать на бумаге. Понимание подобных речевых феноменов поспособствует обогащению детского словарного запаса.

    Также стоит заниматься формированием образного и ассоциативного мышления. В этих целях хорошо в процессе игры использовать предметы и игрушки не по их прямому назначению, а представлять то, на что та или иная вещь похожа. Например, из шапки сделать сумку для похода по магазинам, а в качестве денег взять календарики, детали мозаики или конструктора.

    Развивающие задания и вопросы для крохи во время игр

    Существует ряд заданий, которые пригодятся родителям для игр на развитие речи. Например:

    • Что можно сделать из дерева? Стол, стул, кровать и так далее.
    • В чем ошибка? Машины обязаны ехать на красный свет.
    • Что из этого лишнее? Собака, кошка, БАБОЧКА, тигр.
    • Как сказать ласково? Папа - папочка, заяц – зайчик.
    • Назвать противоположное качество. Большой – маленький, длинный - короткий, пустой – полный.
    • Назвать чем отличаются предметы, а что их объединяет. Дятел и курица, тапки и кроссовки, лук и апельсин.
    • Что неправильно? Холодный вода, вкусное груша, деревянная стол.
    • Множественное число. Один карандаш – много карандашей, одна кукла – много кукол.
    • Описать нужными словами признак или действие предмета. Какой помидор? Красный, круглый. Что делает мяч? Прыгает, катается.

    Логопедические занятия бывают не только дисциплинарными - задавать ребенку вопросы можно и на прогулке, по дороге в садик

    Вспомогательная литература

    Занятия с логопедом обязательно принесут пользу ребенку, однако определенные упражнения для корректировки дефектов всегда можно попробовать поделать вместе с ребенком и самостоятельно дома. В этом пригодятся различные видео из интернета, а также следующие книги:

    • «Уроки логопеда. Игры для развития речи», автор Елена Косинова. В ней подобраны всевозможные пальчиковые упражнения, сказки про язычок и задания для его тренировки. Также в книге можно найти множество скороговорок. Книга подходит всем детям с рождения и до 6 лет, а не только тем, у кого имеются дефекты.
    • «Альбом по развитию речи», автор Володина В.С. Подборка понятных развивающих заданий.
    • «Автоматизация звуков у детей. Дидактический материал для логопедов», авторов Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. В книге всего четыре альбома: автоматизация свистящих, шипящих и 2 типов сонорных звуков.
    • «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет», авторов С.И. Карпова, В.В. Мамаева.
    • «Грамотейка» - это целая серия книг.
    • «Школа семи гномов».

    Конспект занятия в логопедической группе «Автоматизация звука Ш в словах, предложениях (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь»)

    Дунаева Лилия Григорьевна, учитель – логопед ДОУ №287 г. Донецка
    Описание работы: Данное занятие рекомендовано логопедам, воспитателям логопедических групп. Проводимое в конце учебного года, занятие может стать показателем результативности речевой коррекции. Данное занятие можно показать на родительском собрании с целью повышения компетентности родителей в вопросе преодоления речевых нарушений у дошкольников.
    Возраст: 5-6 лет.
    Цели: Формирование практических умений и навыков пользования исправленной речью, закрепление произношения звука Ш в словах, предложениях, чистоговорках, развитие фонематического слуха, тонкой моторики рук, артикуляционного аппарата, логического мышления, внимания, воображения, воспитание интереса к сказкам.
    Материал: магнитная доска, картинки к сказке «Маша и медведь», предметные картинки.
    Предварительная работа: отработка звукопроизношения на специальном речевом материале, разучивание артикуляционной, пальчиковой гимнастики, чистоговорок.

    Ход занятия

    Логопед:
    Ребята, мы с вами долго трудились, учились правильно произносить звуки, строить красивые предложения, составлять интересные рассказы. Надеюсь, вы запомнили много интересного и полезного для себя. Вспомним наше правило.
    Дети:
    Говорим всегда красиво, правильно, неторопливо.
    Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать
    Всё правильно и внятно, чтоб всем было понятно.
    Логопед:
    Ребята, вы любите сказки? Давайте вспомним, какие сказки вы знаете. (Ответы детей) Посмотрите на нашу доску. Догадайтесь, какая сказка сегодня у нас в гостях.
    (На магнитной доске картинки: медведь, Машенька)
    Дети:
    Сказка «Маша и медведь».
    Логопед:
    Послушайте внимательно и скажите, какие звуки я выделяю: Маш-ш-ша, миш-ш-шка.
    Дети:
    Звук Ш.
    Логопед:
    Вспомните, какой звук Ш, дайте ему характеристику.
    Дети:
    Всегда согласный, твёрдый, глухой.
    Логопед:
    Что нужно делать, чтобы звук Ш получился красивый?
    Дети:
    При произнесении звука Ш губы немного округлены и выдвинуты вперёд, язык «чашечкой», выдыхаемая струя тёплая.
    Логопед:
    Ш-всегда шипящий звук:
    Шар воздушный сдулся вдруг.
    Дети:
    Ш-ш-ш-ш.

    Логопед:
    Постараемся красиво рассказать чистоговорки.
    Дети (по очереди):

    Раз - шептались две подружки.
    Два - кукушка на опушке.
    Три - ношу в шалаш игрушки.
    На четыре - мою ушки.
    Пять - купили Даше шашки.
    Шесть - покушай пшённой кашки.
    Семь - в лукошке две картошки.
    Восемь - крошки на ладошке.
    Девять - штопаем башмак.
    Десять - шире держим шаг.

    Логопед:
    Молодцы. Садитесь поудобнее, будем вместе рассказывать сказку «Маша и медведь». В одной деревушке, в бревенчатой избушке у дедушки и у бабушки жила-была внучка …
    Дети: Машенька.
    (На магнитной доске картинки: избушка, Машенька)

    Артикуляционная гимнастика

    Утром Машенька проснулась и улыбнулась («улыбка»).
    Поиграла на дудочке, потом опять улыбнулась («улыбка» - «трубочка»).
    Пошла Маша завтракать, взяла ложку («ложечка»).
    Взяла чашку («чашечка»).
    Достала вкусное варенье («вкусное варенье»).
    Позавтракала Машенька и пошла качаться на качелях («качели»).
    А потом Машенька играла в мяч («катание шарика»).


    Логопед:
    Продолжаем сказку. Как-то раз Машенька пошла в лес за ягодами.
    (На магнитной доске картинки: Машенька, ёлочка)
    Логопед:
    В лесу поднялся сильный ветер. Как шумят деревья в лесу?
    Дети:
    Ш-ш-ш-ш.
    Логопед:
    Испугалась Машенька, но выглянуло солнышко и послало ей свой лучик.
    (На магнитной доске картинки: Машенька, ёлочка, солнышко)

    Пальчиковая гимнастика

    Солнце с неба посылает (ритмично скрещивать руки над головой)
    Лучик, лучик, лучик.
    И им смело разгоняет (плавно покачивать руками)
    Тучи, тучи, тучи.
    Летом нежно согревает (ритмично потирать щёки)
    Щёчки, щёчки, щёчки.
    А весной на носик ставит (ритмично постукивать по носу)
    Точки, точки, точки.
    Золотят веснушки деток,
    Очень нравится им это (указательные пальцы поставить в уголки губ).


    (На магнитной доске картинки: Машенька, ёлочка, избушка).
    Логопед:
    Долго ли, коротко ли шла Машенька. Вдруг видит, стоит избушка. Кто же в ней живёт?
    Отгадайте загадку и узнаете.
    Белка с ветки в свой домишко
    Перетаскивала шишку.
    Белка уронила шишку,
    Угодила прямо в ….
    Дети:
    В мишку.
    (На магнитной доске картинки: Машенька, ёлочка, избушка, мишка).
    Логопед:
    Видит Маша, в доме у мишки беспорядок. Решила Машенька навести порядок и принялась за дело. Тем временем пришёл мишка домой, смотрит, в избушке всё аккуратно сложено, расставлено по местам. Только не поймёт мишка, где его игрушки, а где Машенькины. Давайте поможем мишке найти его игрушки. В названии мишкиных игрушек слышим звук Ш. Выберите картинки со звуком Ш.
    (На магнитной доске предметные картинки)
    Дети самостоятельно выбирают нужные картинки.


    Логопед:
    Решили Машенька и мишка поиграть и стали придумывать предложения. Послушайте, что у них получилось. Правильно ли это?
    Кошка убегает от мышки. Каша готовит Машу. Лошадка едет на Мише. Ландыш нашёл Наташу. Мышка ловит кошку. Шишка нашла мишку.
    Логопед:
    Нашей Маше пора возвращаться домой. Мишка очень подружился с Машенькой, он проводил её до самого дома.
    Логопед:
    Вы мне очень помогли рассказать сказку. Какой звук вы старались правильно произносить в словах, предложениях, чистоговорках? Что нужно делать, чтобы звук получился красивый?

    Конспект подготовила учитель-логопед МБДОУ №12 «Ладушка» г.Тихорецка Краснодарского края Турова Наталья Ивановна

    Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи для детей 4-5 лет

    Тема «Мебель»

    Коррекционно-образовательные цели. Расширение и конкретизация представлений о мебели, ее назначении, частях, из которых она состоит. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением мебель. Уточнение и расширение словаря по теме (сидеть, лежать, спать, стол, стул, кровать, шкаф, диван, кресло; большой, маленький, красивый, новый, мягкий, удобный). Развитие грамматического строя речи (образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными значениями, употребление, понимание предлогов В,НА), образование предложно-падежных конструкций, простых предложений.

    Коррекционно-развивающие цели. Развитие внимания, мышления, ориентировки на плоскости, диалогической речи, тонкой и общей моторики.

    Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.

    Оборудование. предметные картинки с изображениями мебели, сюжетные картинки с изображениями детской комнаты, гостиной, кухни, спальни; массажные мячики, детали плоскостного конструктора из фетра.

    Ход занятия

    1. Организационный момент. [Расширение представлений о мебели.]

    Логопед встречает детей, организует приветствие, предлагает пройти за столики.

    Логопед. Я разложила картинки. Назовите свою картинку и садитесь.

    1-й ребенок. .Стол (Садится за стол.)

    2-й ребенок. Стул. (Садится за стол.)

    3-й ребенок. Кровать (Садится за стол.) и так далее.

    Картинки выставляются на доске

    Логопед. Сегодня к нам в гости пришли картинки. Вы все правильно их назвали. А вместе их называют …..МЕБЕЛЬ.(Произносят хором и индивидуально несколько раз )

    Логопед. Молодцы! Мы будем говорить о мебели..

    2. Упражнение «Для чего нужен» .

    Логопед. Эти предметы мебели нужны нам в доме. Давайте подумаем и скажем, а для чего нужен каждый предмет. Подскажите нужное слово. Например.Стул нужен для того, чтобы...

    Дети. ...Сидеть.

    Дети...Спать.

    Логопед. Шкаф нужен для того, чтобы...

    Ребенок. ...Хранить одежду.

    Логопед. Кровать нужна для того, чтобы...

    Ребенок. ..Спать. Логопед. Молодцы! Как правильно вы подобрали слова. Похлопайте себе.

    3. Игра С мячом «Большой-маленький».

    Логопед выставляет для образца большой и маленький стол.

    Логопед: Для взрослых мебель большая, а для детей поменьше. Давайте назовем ласково предметы мебели. Посмотрите на образец: стол- столик.

    Логопед бросает ребенку мяч, называет слово. Ребенок отвечает, бросает мяч обратно.

    Логопед: Кровать.

    Ребенок: Кроватка.

    Логопед: Диван.

    Ребенок: Диванчик.

    4. Игра «Наша квартира». [Развитие диалогической речи, зрительного внимания. Уточнение и расширение словаря по теме «Мебель».]

    Логопед ставит на мольберт картинки с изображениями кухни, гостиной, спальни и детской комнаты, а на столе раскладываются предметные картинки с изображениями мебели, стоящей в этих помещениях.

    Логопед. Рассмотрите картинки на мольберте. Что вы видите?

    1-й ребенок. Кухню.

    2-й ребенок. Спальню.

    3-й ребенок. Гостиную.

    4-й ребенок. Детскую комнату.

    Логопед. А что нарисовано на картинках, которые лежат на столе?

    Дети. Мебель.

    Логопед. Сейчас вы будете брать картинку, на которой нарисована мебель, и искать ту комнату, где она стоит. Вы назовете мебель, ответите на мои вопросы и поставите маленькую картинку под одну из картин на мольберте.

    Первый ребенок выбирает одну из предметных картинок и называет, что на ней нарисовано.

    1-й ребенок. Это кроватка.

    Логопед. Где она стоит?

    1-й ребенок. В детской. Логопед. Для чего она нужна?

    1-й ребенок. Чтобы спать.

    Логопед. Поставь ее под картинку.

    Ребенок ставит свою картинку на мольберт. Второй ребенок выбирает на столе одну из оставшихся предметных картинок и называет, что на ней нарисовано.

    2-й ребенок. Это диван.

    Логопед. Где он стоит?

    2-й ребенок. В гостиной.

    Логопед. Для чего он нужен?

    2-й ребенок. Чтобы сидеть.

    5. Работа с плоскостным конструктором. (. Развитие моторики, зрительного восприятия ). Логопед раскладывает перед каждым ребенком лист фланелеграфа, ставит коробку с деталями плоскостного конструктора.

    Логопед: Мебель бывает разного цвета, размера,назначения. Сейчас каждыйстанет мастером и придумает, составит из конструктора свой предмет мебели, назовет его по размеру и цвету. Например: Это стол. Он большой. У него четыре ножки.

    Дети выполняют работу. Логопед помогает в случае затруднения.

    РеБенок. Это кровать. Она детская, розовая.

    6. Игра «Где кукла?». (Работа над предлогом НА, ПОД )

    Логопед. А сейчас к вам пришла кукла Катя. (Кладет на стол картинку куклы.) Давайте посадим ее на стул. Логопед кладет картинку куклы на плоскостной стул из палочек конструктора.

    Логопед. Где сидит кукла?

    Дети. На стуле .(Произносят вместе с логопедом хором, индивидуально. Логопед выделяет предлог НА. Обращает внимание детей на него.)Логопед кладет картинку куклы под изображение стола.

    Логопед. А куда я положила куклу?

    Дети. ПОД стол.

    Логопед. Молодцы.. Мы различали слова НА, ПОД.

    7. Упражнение «Будь внимательным». [Развитие речевого слуха, общей моторики.] Логопед предлагает детям встать по кругу на коврик, чтобы поиграть еще в одну игру.

    Логопед. Сейчас я буду перечислять разные предметы, а подпрыгиваете и хлопаете, ловите только предметы мебели. Слушайте внимательно: стол, стул, юла, кровать, лопата, диван, кресло, грузовик, мяч, табурет. Молодцы! Не сделали ошибок!

    8. Итог занятия. О чем мы говорили на занятии? Вы старались. Молодцы.


    Для проведения домашних логопедических занятий Вам понадобится:

    • Настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения упражнений;
    • «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «посуда» и т. д.);
    • Муляжи фруктов, овощей и т. д.;

    • Разрезанные картинки из двух и более частей, кубики.

    Основная трудность для родителей в организации домашних логопедических занятий — нежелание ребенка заниматься. Необходимо заинтересовать ребенка. Так как основная деятельность — игра, то занятия должны строиться по правилам игры.

    Можно «отправиться в путешествие» в сказочное королевство или в гости к Незнайке. Плюшевая кукла тоже может побеседовать с малышом.

    Логопеды советуют для достижения результата заниматься каждый день. Ежедневно проводятся:

    • Игры на развитие мелкой моторики;
    • Артикуляционная гимнастика;

    • Игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха;
    • Игры на формирование лексико-грамматических категорий.

    Начнем с вас. Увы, большинство родителей замечают, что их ребенок не выговаривает какие-то звуки, только при записи его в первый класс. И тогда начинаются ежедневные занятия и с логопедом, и дома, лишь бы успеть «подтянуть» ребенка до 1 сентября. А ведь когда ребенок молчал в 2,5 года — одни говорили: «Он все понимает, только ленится», или «Он весь в папу (тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил». Но подобная задержка сама по себе уже должна была насторожить.

    Другие родители, напротив, много прочитав, ищут выход из ситуации и удивляются: «Я все делал, как рекомендуется: не сюсюкал, говорил полными словами, много читал, ставил для прослушивания аудиокассеты». Но это не принесло желаемого результата: ведь они нагружали ребенка непосильной работой. А ребенок нуждается в строго дозированных занятиях, его нельзя перегружать.

    Артикуляционный аппарат. Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари, целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую.

    Наглядность. Логопеды советуют озвучивайть любую ситуацию — но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.

    Говорите четко. Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации, поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.

    Говорите по-разному. Повторяйте по многу раз одно и то же слово, да и фразу, меняя порядок слов. «БАБУШКА ПРИШЛА. ПРИШЛА НАША БАБУШКА». Это позволяет ребенку легче услышать и понимать: фразы делятся на слова. Если вы хотите, чтобы ребенок усвоил какое-нибудь слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и не единожды.

    Не переусердствуйте. Не употребляйте слишком много длинных фраз: логопеды не советуют перегружать ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.

    Хорошее настроение. Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации: в таких условиях ребенок обучается и впитывает информацию в 10 раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.

    В основе речи — стремление к общению. Как бы несовершенно ваш ребенок не говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступить с вами в контакт. Даже если он вообще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный диалог, приветствуя и одобряя любой ответ (жест, выразительный взгляд). При этом выключайте музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания — поэтому ему необходимо слышать себя.

    Учите в игре. Играя, учите подражать (две собачки лают, две киски мяукают, переклички: ау-ау). Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не вы, а ситуация.

    Расширяйте словарь малыша. Ребенок владеет словами на 2 уровнях: понимает слова — это пассивный словарь, говорит — это активный. Активный словарь может быть совсем мал. Старайтесь ввести в активный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), имена вещей и существ на картинках и в книжках, и конечно, имена родственников и близких людей. Научите ребенка показывать, где ручки, где ножки (у куклы, у вас). Чаще спрашивайте: «Где стол? Где часы?» и т. д. Это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву: в дальнейшем ребенок перенесет в активный словарь то, чему вы его научили, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия.

    Развивайте фонематический слух, побуждая различать слова, отличающиеся одним звуком (крыса — крыша, нос — нож).

    Читайте. Логопеды советуют читать как можно больше коротких стихов и сказок. Перечитывайте их много раз — не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение — покажите его в лицах и с предметами; а предметы эти дайте ребенку поиграть. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем попробуйте не договаривать последнее слово каждой строчки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизводить его.

    Пальцы помогают речи. Обратите внимание на развитие мелкой моторики — точных движений пальцев рук. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами — все это поможет речи, а в будущем и письму. Ребенок как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва «помогать» одеться куклам и даже родителям.

    По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.

    Только вы! Помните: только вы и ваша вера в силы и способности ребенка могут помочь ему развиваться гармонично.

    О пользе артикуляционной гимнастики в развитии ребенка дошкольного возраста

    Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы: чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными.

    А вот зачем язык тренировать? ведь он и так «без костей». Оказывается язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

    Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка, логопеды советуют начать заниматься артикуляционной гимнастикой уже сейчас.

    При помощи артикуляционной гимнастики преодолеваются сложившиеся нарушения звукопроизношения. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает язык: где находится (за верхними зубами или за нижними). При этом движения языка доводятся до автоматизма постоянными упражнениями. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.

    Выучите и повторяйте с ребенком специальные стихи. Например:


    Проведение артикуляционной гимнастики в форме сказки и использование стихов поможет превратить упражнения в увлекательную игру. Главный совет логопедов: будьте терпеливы, ласковы и спокойны и у вас все получится.

    Волнующая многих родителей и далеко не самая простая сама по себе тема о постановке звуков у детей пятилетнего возраста требует тщательного рассмотрения. Занятиям по логопедии у детей часто уделяется очень мало внимания, и совершенно зря. Взрослые отмахиваются, мол, пройдет само с возрастом, но ведь может и не пройти. Зачастую «корявая» речь взрослого человека берет свои истоки именно с этих детских «недоучек».

    Неправильная нечистая речь создает сначала ребенку, а потом и взрослому, массу комплексов. Он становится замкнутым и малообщительным. Спешите исправлять недостатки уже сейчас, чтобы помочь крохе избежать подобных проблем в будущем. Этим можно заниматься и дома. Домашняя обстановка раскрепощает ребенка, и ему проще свободно заниматься. Предлагаем вашему вниманию ряд полезных и интересных игр, которые вы сможете организовать самостоятельно.

    Проработка речи у ребенка должна начинаться с дошкольного возраста

    Виды дефектов

    Обратимся сначала к основным видам речевых нарушений. Существует их огромное количество, но каждый в итоге становится уникальным, так как принадлежит конкретному ребенку:

    • Заикание (рекомендуем прочитать: ). Явление это встречается чаще всего. Заметить его можно уже ближе к трем годам, когда ребенок начинает выстраивать свои первые большие предложения. Для исправления дефекта лучше незамедлительно обратиться к специалисту. Важно также следить за успехами и не бросать игровые упражнения, ведь бывают случаи, когда «болезнь» снова возвращалась.
    • Дислалия (рекомендуем прочитать: ). Подразумевает под собой это мудреное слово ни что иное, как путаницу в произнесении отдельных согласных звуков. Наиболее часто это явление охватывает звуки «р», «л» и «ш».
    • Гнусавость. Такое явление тоже имеет место среди дефектов, но вероятнее всего проблема лежит именно в неправильном строении речевого аппарата, тогда маме и папе прямая дорога к ЛОРу, который постарается ее решить и максимально исправить.
    • Общее недоразвитие речи или . Зачастую это явление глубоко связано с неправильным подходом в общении с ребенком. В семье с малышом часто сюсюкались, коверкали слова и окончания. Все это создало огромную путаницу в детской головке и теперь он уже сам постоянно путает предлоги, окончания и т.д. Спешите исправлять, ведь школа не за горами!
    • Врожденные заболевания на неврологической почве. В данном случае консультация и лечение у невролога строго необходимы.
    • Задержка речевого развития или ЗРР. Проявить себя этот недуг может ближе к трехгодовалому возрасту. Среднестатистический ребенок обычно говорит в этом возрасте много и без умолку, а вот если наблюдается явная скудость речи, стоит навестить специалиста для консультации.

    Будьте всегда начеку. От вашего пристального внимания не должны ускользнуть никакие изъяны. Заметив неладное, не откладывайте лечение, а как можно скорее обратитесь к опытным врачам.


    Если скудость речи дошкольника бросается в глаза, нужно проконсультироваться с опытным логопедом - возможно, будут выявлены определенные отклонения

    Помощь логопеда: когда пора?

    Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

    Ваш вопрос:

    Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

    Надо с грустью признать, что современные средства коммуникации, такие как телевизор, компьютер, резко и основательно вытеснили из жизни общение. Чтение книг свелось к минимуму, а вот просмотр телепередач и мультфильмов занимает чуть ли не полдня. Дети чрезмерно мало общаются как с родителями, так и друг с другом. Телевизор предлагает широкий спектр всего интересного и увлекательного, а значит искать другие пути получения информации нет смысла.

    Отсюда появляются проблемы со звукопроизношением. Встречаются они все чаще и чаще, а усугубление проблемы подчас становится быстрым. За телевизором и монитором родитель может не заметить, что ребенку нужна помощь, а ее стоит оказывать чем раньше, тем лучше. Любая проблема, в частности логопедическая, не терпит отлагательств, тогда возможность исправить неладное и поставить правильную речь значительно увеличивается.

    Домашние занятия по логопедии

    Наиболее часто врачей-специалистов по логопедии посещают родители с детками после четырехлетнего возраста. Это возраст, когда дети могут уже освоить произнесение сложных согласных звуков, а также умеют строить логически законченные предложения. В шестилетнем возрасте ребенок запросто может построить рассказ - к примеру, по картинке. Такая задача не по плечу вашему чаду? Это повод обеспокоиться и попросить помощи у специалиста.

    Постановка диагноза у логопеда или иного специалиста будет подразумевать посещение уроков - как правило, несколько раз в неделю. Нужно обязательно соблюдать график, иначе добиться устойчивого результата будет достаточно сложно.

    Усидчивость и упорство непременно дадут свои достойные и приятные плоды в виде чистой речи. Игры дома желательно проводить в хорошем настроении и не заставлять кроху заниматься против его воли. Предложим вашему вниманию интересные и полезные упражнения, которые можно проводить в домашних условиях, отталкиваясь от имеющейся проблемы.


    Родители тоже могут заниматься с ребенком дома, используя для этого дидактические материалы

    На произношение звуков

    Чаще всего в поле деятельности логопеда попадают звуки Л, Р и Ш. Именно они являются самыми коварными. Кроха может сначала их просто пропускать в словах и не произносить. Это вариант нормы, со временем малыш освоит эти звуки, но ситуация усложняется, когда на их смену ребенок выбирает более легкие звуки и заменяет ими трудные для произношения.

    Звук Р

    Важно перед играми размять весь артикуляционный аппарат. Работать у детей должно все - и язык, и губы, и небо. Начнем со звука Р. Хорошими помощниками станут такие упражнения:

    • Рот следует широко открыть и в этом положении улыбнуться. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Язычок своим кончиком совершает гладящие движения по верхнему небу вперед-назад. Потренируйтесь сами, чтобы суметь объяснить впоследствии это ребенку более наглядно и доступно.
    • Кончик языка совершает чистящие движения зубок с их внутренней стороны. Рот при этом открыт широко. Правильное объяснение поможет справиться с этим упражнением любому 5-летке.
    • Хорошим упражнением станет вот такой развивающий вариант. Небольшой шарик с отверстием следует надеть на палочку. Малютку просим открыть рот и произнести: «ДДРРР». В этот момент надо проводить шариком под язычком. Движения должны быть быстрыми.
    • Малышу дается задание произнести слово «да». Кончик языка при этом упирается в верхние зубки. Затем звук «Ды», теперь уже язычок упирается в верхнее небо.

    Правильно поставить артикуляцию для произнесения звука «р» вам поможет обучающее видео, которое вы увидите ниже. Переходим к следующему трудному звуку.

    Звук Л

    Произносим звук «Л»:

    • Рот широко открыт, а язычок лежит на нижней губе. Помогая себе рукой, поддерживая подбородок, произнесите слоги «ла», «ло», «ли», «лу».
    • Совершайте красящие движения язычком по поверхности неба.
    • Предложите крохе достать языком до кончика носа.
    • Облизываем губки, как будто там осталось варенье.

    Звук Ш

    Переходим к сложному звуку «Ш»:

    • Самый кончик язычка поместить под верхнюю губу. Теперь резкий рывок вниз, должен получиться звонкий щелчок.
    • Вытянуть губки вперед трубочкой и замереть в этом положении около 7 секунд.
    • Небольшую ватку положите на носик малышу и предложите сдуть ее. Задача крохи поднять ватку вверх. Упражнение это очень веселое и наверняка понравится вашему малышу.

    Это были упражнения на артикуляцию и правильную постановку звуков. Ниже мы рассмотрим интересные варианты упражнений для ежедневной развивающей деятельности.

    Занятия для четкой речи

    Дети-пятилетки уже весьма сообразительны и прекрасно умеют повторять за взрослыми, воспроизводить даже очень сложные действия. Действительно, задания на артикуляцию подчас могут быть весьма тяжелыми. Мы исключили все самое сложное и оставили только те упражнения, которые просты в исполнении и в то же время весьма эффективны. Они будут отличной тренировкой и для деток с ОНР.

    Артикуляционная гимнастика

    • Широко улыбнуться, показав всем свои зубки. Затем вытягиваем губки вперед трубочкой.
    • Максимально напрячь мышцы губ, после совершить плавное расслабление.
    • Слегка покусывать поочередно нижнюю и верхнюю губки.
    • Изображаем язычком цокот копыт. Все детки обожают так делать.

    Времени для разминки понадобится не больше 15 минут. Все упражнения будут полезны не только детям, но и взрослым, имеющим некоторые нарушения в дикции.

    Предложим еще забавные и эффективные речевые игры для детей 5-6 лет для правильной постановки звукопроизношения:

    • Воспроизводить младенческий плач: «Уа-уа!»
    • Пищим как мышки: «Пи-пи-пи».
    • Кричим, как будто мы заблудились в лесу: «Ау! Ау!»
    • Гудим как ветер в горах: «Ууууу!»
    • Сочетаем гласные и согласные звуки. Кричим как животные: «Мяу», «Гав», «Ква-ква», «Га-га-га».
    • Рычим как мишки: «Ррррр!»
    • Поем песенку: «Ла-ла-ла, ля-ля-ля».

    К слову сказать, пение весьма полезно для обучения правильной речи. Любая любимая песня окажется кстати. Многие детки очень любят песни вроде «Во поле березка стояла» или «Жили у бабуси два веселых гуся». Они станут отличными помощниками, ведь там происходит плавное растягивание звуков, а для коррекции произношения - это отличная вещь. Не зря в детских садах в образовательную программу, обязательно включаются музыкальные занятия, правда они не исключают деятельности логопеда, присутствующей там же.


    Пение, даже любительское, помогает ребенку быстрее выработать навыки правильной речи

    Занятия в детском саду

    В детских садах, как правило, проводятся игры по логопедии, которые делятся на 2 основных типа:

    • Индивидуальные. Когда у определенного ребенка присутствует проблема, требующая решения.
    • Групповые. Занятия проводятся одновременно с несколькими детьми, у которых имеются схожие дефекты речи.

    Такие занятия необходимы в каждом дошкольном учреждении, но правда бывают не повсеместно. Ближе к школьному возрасту занятия по логопедии становятся обязательными, ведь идет подготовка к школе. Прекрасной тренировкой станут распевки. Вроде бы и песни, но не простые. Звуковое произнесение происходит вместе с совершением определенных действий.

    Хорошая игра «Летящий самолет». Малыши хором изображают звук летящего самолета: «Уууууу!». При этом для убедительности следует расправить руки-крылья. Командуем:

    • Самолет подлетает ближе (гудение становится громче), самолет улетает (звук делается тише).
    • Поломка! Одновременно с гудением, малыши ударяют себя ладошкой по груди.
    • Заходим на посадку! Продолжая напевать: «Ууууу!» самолетики приземляются и садятся на свои стульчики.

    Позанимайтесь с микрофоном. Попробуйте показать детям, как меняется громкость звука, когда мы то приближаем, то отдаляем микрофон.

    Помните, что большинство проблем решаемо. Главное - не запускать и не сбрасывать все на самотек, а заниматься и развиваться, тогда даже диагнозы вроде ЗПР или ЗПРР не будут казаться такими уж страшными.


    Работа с микрофоном позволяет развить артистизм ребенка, а ему самому дает возможность услышать свою речь со стороны

    Когда врач поставил «ЗПР»

    Кроме родителей, готовых самостоятельно найти массу недостатков у своего кровинушки, есть и такие, которые наоборот не замечают очевидного. В пять лет ребенок должен уметь свободно и связно излагать свои мысли. Путать слоги в словах в этом возрасте недопустимо.

    Приведем ряд диагнозов, постановка которых часто очень пугает родителей:

    • ЗРР. Отстает в своем развитии при данном диагнозе только произносительная сторона. Психические же функции не нарушены. Ранняя диагностика позволит не перерасти ЗРР в ЗПРР.
    • ЗПРР – задержка психоречевого развития (рекомендуем прочитать: ). В данном случае страдает не только речь, но и психика, а вместе с ней и умственные способности.
    • ЗПР – задержка психического развития. Обширный диагноз, который кроме прочих областей также затрагивает и произносительные навыки ребенка.

    При постановке одного из диагнозов следует как можно скорее обратиться за помощью к специалистам, ведь чем раньше будет начат процесс лечения, тем быстрее и эффективнее произойдет реабилитация. Запущенность может произойти в любом виде заболевания, поэтому не откладывайте начало терапии.

    Любящие родители должны в первую очередь создать для ребенка положительную и спокойную внешнюю среду, а также заняться поиском толковых врачей. Здесь, скорее всего, понадобится логопед и невролог. Ниже мы приведем небольшой список дидактической литературы, которая может оказаться весьма полезной при корректировочных упражнениях с ребенком.

    Литература

    Когда у кого-то в семье имеются речевые дефекты, под рукой и на полках обязательно должны быть дидактические тематические книги. Грамотные авторы предлагают комплексы уроков для логопедических игр, которые будут весьма полезны.

    • «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», автор Теремкова Н.Э. Это первый из четырех альбомов. Каждый альбом посвящен отдельным лексическим темам.
    • «Логопедическая группа: игровые занятия с детьми 5-7 лет», автор Дербина А.И. Оптимальный способ научить чему-то ребенка – это игра. Игровая форма подачи материала будет уместна для деток дошкольного возраста. Подойдет данная книга для родителей деток, имеющих сложные речевые дефекты.
    • «Уроки логопеда. Игры для развития речи», автор Косинова Е.М. В данной книге тоже предлагается игровая форма подачи материала, а еще один большой плюс, что по ней можно заниматься с детьми абсолютно разного возраста: от 6 месяцев и до 6 лет! В книге имеются задания для пальчиковой и для артикуляционной гимнастики (рекомендуем прочитать: ).


    Похожие статьи