• Костюм эпохи Просвещения XVIII века. Женские причёски XVIII века - эпоха Просвещения

    21.09.2019

    Секс в эпоху Просвещения. Часть 5.

    Мода и эротика

    Эротический костюм

    Каждая эпоха, создающая нового Адама и новую Еву, всегда создает и новый костюм. С помощью него законодатели мод пытаются решить как эротическую проблему, так и проблему классового неравенства. Существенное отличие эпохи Просвещения от эпохи Возрождения заключается в том, что с этого момента начинается вновь эра одетого человека. Костюм уже не служит простой декорацией для нагого тела, как при Возрождении. Теперь он становится главным, а сам человек отступает далеко на задний план. Идеал красоты достигается при помощи одежды, благодаря которой человек становится определенной личностью. В XVIII веке люди вообще состоят только из платья, и часто платье и есть весь человек.

    Так как костюм - одно из важных средств классового обособления, то новая мода всегда являлась делом рук господствующих классов. Последние старались всеми мерами обособиться от низших сословий и внешним видом подчеркнуть свое доминирующее социальное положение.
    Поскольку в начале эпохи господствовали величественные формы и линии, то мода нашла решение задачи как в кринолине, так и в характерных для этого времени нагофренных воротниках и оттопыривающихся бантах на платьях женщин и мужчин.
    В женском костюме идея величия была осуществлена при помощи удлинения шлейфа и фонтанжа (дамская высокая прическа). Фонтанж, с одной стороны, логическое дополнение парика Allonge, а с другой - столь же естественный противовес огромному шлейфу, длина которого колебалась от двух до тринадцати метров. А чем длиннее был шлейф, тем выше становился и фонтанж. Например, в Вене он достигал порой 1,3 метра!
    Прическа становилась настоящей маленькой театральной сценой, на которой разыгрывались всевозможные пьесы. Все, что порождало в общественной и политической жизни сенсацию, искусно воспроизводилось на голове дамы (сцены охоты, пейзажи, мельницы, крепости, отрывки из пьес и так далее). Дама, желавшая показать, что она преисполнена мужества, выбирала сражающихся солдат; галантная дама, кокетливо выставлявшая напоказ свои успехи, предпочитала носить на голове любовников, дерущихся за нее на дуэли. Эта, до смешного смелая, мода возникла в Париже и очень скоро совершила свое триумфальное шествие по всем европейским столицам.

    Когда высокую прическу сменила мода на перья - последняя характерная мода XVIII века накануне Великой французской революции, - то это было только временным возвращением к рассудительности.

    Поскольку с помощью костюма господствующие классы хотели отделить себя от тружеников, то моде предстояла задача сделать тело, предназначенное для праздности, неспособным к труду. В парике, в сюртуке, отороченном золотом и украшенном бриллиантами, в кружевном жабо и другой подобной одежде мужчина мог только медленно двигаться. Дама со стянутой в щепку талией и в пышной юбке из кринолина практически совсем не могла двигаться, и должна была взвешивать каждый шаг, если не хотела потерять равновесие и упасть.

    Именно в XVIII веке был придуман каблук, который в выгодном свете подчеркивает женские формы. Он меняет манеру держаться: живот втягивается, грудь выступает вперед, спина выпрямляется, таз становится более округлым; особое положение колен делает походку моложавее и бойчее; линии бедер становятся напряженнее, их формы - пластичнее и яснее. Каблук был одним из главных символов века женщины. Признанная в ту или другую эпоху относительная высота каблука служила прямым мерилом господства женщины. Он становился тем выше, чем большее место в господствующих классах занимали женщины.
    Если высокий женский каблук представляет наиболее важное приобретение в области моды эпохи Просвещения, то ее наиболее бросающаяся в глаза черта - выставление напоказ женской груди. Дамы носили тогда декольте не только в праздничных случаях, но и дома, на улице, в церкви - одним словом, везде. Если эпоха Возрождения открывала взорам обнаженную грудь, то эпоха Просвещения - грудь раздетую. И декольте в этом играло самую важную роль. Вырез делался как можно глубже и больше.

    Однако мода на декольте постоянно менялась на протяжении всего XVIII века. Самое смелое обнажение груди сменялось ее почти герметическим закупориванием. Впервые «чрезмерно расточительное» декольте появляется во второй половине XVII века. Десятилетие спустя, в начале XVIII века, напротив, обнажать грудь более чем на два дюйма ниже шеи уже считалось неприличным. В середине этого столетия хорошим вкусом отличалась опять дама, которая выставляла напоказ большую часть груди и плеч, а несколько лет спустя снова каждая женщина закрывала грудь до самой шеи и так далее.

    Женская юбка не играла такую же роль, как декольте или каблук, но ее значение тоже велико, и во многом благодаря использованию кринолина. Кринолин является дальнейшим развитием той «юбки-подушки», которая вошла в моду еще в эпоху Возрождения, чтобы подчеркнуть узкую талию. Кринолин также получил название cache-bâtard («спрячь внебрачного ребенка»), поскольку позволял незамужним женщинам скрывать беременность. Так как выше всего ценилось наслаждение, то женщина хотела использовать все его возможности и как можно больше сократить срок служения целям природы. «Порядочная» дама тоже стремилась скрыть свое положение до последней минуты, поскольку беременность в то время считалась скорее позором, чем славой.
    Наконец, по мере того как метод retroussé («искусство показывать ногу») становился все более популярным, все больше внимания стали обращать и на нижние части костюма. Начали с чулок и подвязок. Подвязку, которую раньше носили ниже колена, постепенно поднимали все выше и выше. Это открывало возможности к более смелому retrousse, позволяя модницам эффектно демонстрировать свои ножки, котрые теперь зрительно становились стройнее. Чулки и подвязки побуждали к более частому retrousse, находя к нему повод на каждом шагу. Дама, не прибегавшая к этому приему, вызывала подозрение, что она одевается не по моде.

    Аксессуары для соблазнения

    В эпоху Просвещения к самым популярным и действенным аксессуарам для соблазнения можно отнести платок на шее, веер, маска и мушки. На первый взгляд все эти предметы могут показаться несущественными, тем не менее, невзирая на их официальное предназначение, они лучше всего демонстрируют, как женщины XVIII века соблазняли мужчин.

    Платок, который дама накидывала на шею и плечи, имел главной целью скрывать модное декольте в такие моменты, когда оно считалось неуместным (дома во время работы, в церкви и так далее). Однако его истинное предназначение было полностью противоположным: он усиливал действие декольте приблизительно так же, как и вуаль. Затушевывая контуры груди, платок тем самым возбуждал воображение мужчины, разжигал его любопытство, доводил его до желаний, чем и достигалась главная цель соблазнения. Если у неимущих классов этой цели служил платок, то у имущих классов - кружевное фишю (косынка) или драгоценная шаль.
    Веер был неизменным спутником женщины и относился к числу самых значимых туалетных принадлежностей не только светских дам, но и женщин других сословий. Вполне естественно, что он с самого начала сделался важным средством соблазнения. Красивую руку, изящную кисть, грациозный жест, изящную линию - все это можно было выгодно подчеркнуть при помощи веера. В это время возник и знаменитый разговор при помощи веера, позволяющий женщине в любой момент вступить с мужчиной в интимную беседу, непонятную для непосвященных. Путем известных движений веера женщина могла пригласить мужчину подойти, сказать ему, что она готова пойти навстречу его намерениям, назначить время свидания, сообщить, придет она или нет. Прячась за веером, дама могла выразить свое одобрение дерзкой смелости; развернув веер, она могла вызывать на флирт жестами, скрывать этот флирт от чужих взоров, отвечать на него и так далее. Другими словами, в XVIII веке веер позволял женщине быть активной и пассивной участницей оргии непристойности, устраиваемой ежечасно светским обществом. Этим искусством в эпоху Просвещения владели почти все женщины.

    Необходимо здесь упомянуть о практиковавшемся тогда обычае носить маску, так как маска служила почти тем же целям, что и веер. В некоторых странах и городах, в особенности в Венеции, аристократы - и только они одни - имели право ходить в маске по улицам или посещать театр не только в дни карнавала, но и в течение всего года. Эта привилегия господствующих классов служила везде, где она существовала. Использование маски позволяло и порядочным дамам посещать пьесы и спектакли настолько непристойные, что, казалось бы, в театре не должно было быть места женщинам. Другими словами, маска в еще большей степени, чем веер, служила для «порядочных» людей средством свободно участвовать в различных непристойностях.
    Одним из важнейших аксессуаров соблазнения именно эпохи галантности были мушки. Первоначально они должны были скрывать портившие красоту пятна на лице и других обнаженных частях тела. Очень скоро, однако, эти мушки вошли в моду, так как их чернота особенно хорошо оттеняла белизну кожи, ставшую высшим признаком красоты; отсюда другое их название – «пластырь красоты». Стоило только наклеить мушку на таком месте, на которое хотели обратить внимание, и можно было быть уверенным, что взоры всех то и дело будут обращаться именно на это место. Кто хотел обратить внимание на красивую шею или на плечо, помещал мушку именно там; галантная дама наклеивала ее наверху груди, бесстыдница - как можно ниже между обоими полушариями. Такова была главная, но не единственная цель мушки. То, что первоначально предназначалось только для глаз, становилось постепенно пикантной игрой для ума. Кто хотел прослыть плутовкой, помещал мушку около рта; кто хотел подчеркнуть свою склонность к галантным похождениям, помещал ее на щеке; страстная - около глаза; дерзкая - на носу; кокетка - на губе; высокомерная - на лбу. Таким образом, с помощью существовавшего «языка мушек» можно было подчеркнуть те черты характера, которые хотели выставить напоказ.

    Балы и маскарады

    В XVIII веке самым удобным местом для демонстрации модного костюма и эротических аксессуаров были различные балы и маскарады. Самым популярным увеселительным учреждением в Лондоне был развлекательный сад Воксхолл-Гарденз (Vauxhall Gardens). С середины XVII века и до середины XIX века он был одним из главных мест общественного отдыха и развлечений. Ежедневно собиралось от четырех до шести тысяч людей, в особо торжественных случаях даже от восьми до десяти тысяч. Невысокая входная плата, но очень высокие цены на напитки и кушанья удерживали от посещения этих мест неимущие слои общества.
    Главным событием любого увеселительного мероприятия, которого все с нетерпением ждали, были танцы. Именно тогда вошли в моду такие танцы, как менуэт, аллеманда и вальс. Благодаря такой эволюции танец сделался еще в большей степени, чем прежде, «великим совратителем» и «неутомимым сводником», сближавшим мужчину и женщину. Прежняя его главная цель, состоящая в том, что партнершу вращали в воздухе так, что юбки вздувались и глазам публики представало интересное зрелище, полностью не исчезла, однако постепенно были придуманы более интимные и изысканные эффекты. Во время так называемых «поцелуйных танцев», бывших особенно в ходу в Англии, поцелуй, которым должны были обмениваться парочки, становился все более длительным. Английский публицист и драматург Джозеф Аддисон (Joseph Addison), возмущавшийся этим обычаем, писал: «Хуже всего танцы с поцелуями, когда кавалер должен целовать свою даму, по крайней мере, в продолжение минуты, если не желает обогнать музыку и сбиться с такта».

    Персоналии

    Мария Антуанетта (1755-1793) - супруга короля Людовика XVI , королева Франции и самая элегантная женщина страны. Именно она ввела в моду платье рубашечного покроя и верхнюю одежду небольших размеров: женский казакин (узкая куртка до бедер) и короткий мужской вест. Мария Антуанетта очень любила высокие прически, особенно, так называемые, «фрегаты» и «сады». Она каждую неделю совещалась со своим придворным парикмахером, знаменитым Леонаром, тратившим на одну прическу около 19 метров газа и принципиально не пользовавшимся кружевами. Каждую неделю она заставляла его придумывать новые комбинации, которые затем вводила в моду. Самой известной его прической стала A-la Belle Poule («а-ля белль пуль»), посвященная победе французского фрегата Белль Пуль» над англичанами в 1778 году.


    Павел I (1754-1801) – император Всероссийский с 6 ноября 1796 года. Когда он родился, в его честь было проведено три дня маскарадных обедов, которые его отец Петр III устраивал в то время часто и на широкую ногу. При Павле I маскарадное платье стало обязательным, тогда как при Екатерине можно было использовать только маску. Если в начале века в празднествах, как правило, участвовали юродивые, то к концу века они стали более изысканными. Петровские святочные забавы превратились в стилизованные красочные маскарады.
    Указ 1798 года «О запрещении ездить на маскарад без маскарадного костюма»:
    «Правительствующий Сенат, слушав рапорт Военной Коллегии, с изъяснением в оном Высочайшего Его Императорского Величества повеления, коим запрещается всем чинам впред без маскарадного платья ездить в маскарад; а ежели впредь кто приедет в маскарад в собственном кафтане или мундире и без маскарадного платья, то таковых брать под караул, Приказали: для должного и непременного сего Высочайшего Его Императорского Величества повеления исполнения, предписать всем Военным Губернаторам и Губернскими Правлениями указами.»

    При написании этой статьи использовался материал из книги

    В конце XVII века началась эпоха Просвещения, которая охватила все последующее XVIII столетие. Ключевыми особенностями этого времени стали свободомыслие и рационализм. Сложилась культура эпохи Просвещения, которая подарила миру

    Философия

    Вся культура эпохи Просвещения основывалась на новых философских идеях, сформулированных мыслителями того времени. Главными властителями дум были Джон Локк, Вольтер, Монтескье, Руссо, Гете, Кант и некоторые другие. Именно они определили духовный облик XVIII столетия (который также называют Веком разума).

    Адепты Просвещения верили в несколько ключевых идей. Одна из них заключается в том, что все люди по природе своей равны, у каждого человека есть свои интересы и потребности. Для их удовлетворения необходимо создать комфортное для всех общежитие. Личность не появляется на свет сама по себе - она формируется со временем в силу того, что у людей есть физическая и духовная сила, а также разум. Равенство должно в первую очередь заключаться в равенстве всех перед законом.

    Культура эпохи Просвещения - это культура доступных для всех знаний. Ведущие мыслители считали, что только с помощью распространения образования можно покончить с социальными неурядицами. Это и есть рационализм - признание разума основой поведения и познания людей.

    В эпоху Просвещения продолжились споры о религии. Нарастало отмежевание общества от косной и консервативной церкви (в первую очередь католической). Среди образованных верующих людей распространилось представление о боге, как о некоем абсолютном механике, внесшем порядок в изначально существовавший мир. Благодаря многочисленным научным открытиям распространилась точка зрения, что человечество может раскрыть все тайны мироздания, а загадки и чудеса остались в прошлом.

    Направления искусства

    Помимо философии, существовала и художественная культура эпохи Просвещения. В это время искусство Старого Света включало в себя два основных направления. Первым был классицизм. Он воплотился в литературе, музыке, изобразительном искусстве. Это направление подразумевало следованию античным римским и греческим принципам. Подобное искусство отличалось симметрией, рациональностью, целенаправленностью и строгим соответствием форме.

    В рамках романтизма художественная культура эпохи Просвещения отвечала на другие запросы: эмоциональность, воображение, творческую импровизацию художника. Нередко бывало и такое, что в одном произведении эти два противоположных подхода комбинировались. Например, форма могла соответствовать классицизму, а содержание - романтизму.

    Появлялись и экспериментальные стили. Важным явлением стал сентиментализм. У него не было своей стилистической формы, однако именно с помощью него были отражены тогдашние представления о человеческой доброте и чистоте, которая дается людям от природы. Русская художественная культура в эпоху Просвещения, так же, как и европейская, имела собственные яркие произведения, принадлежавшие к течению сентиментализма. Такой стала повесть Николая Карамзина «Бедная Лиза».

    Культ природы

    Именно сентименталисты создали характерный для эпохи Просвещения культ природы. Мыслители XVIII века искали в ней образец того прекрасного и доброго, к чему должно было стремиться человечество. Воплощением лучшего мира оказались активно появлявшиеся в то время в Европе парки и сады. Они создавались в качестве совершенной среды для совершенных людей. В их композицию включались картинные галереи, библиотеки, музеи, храмы, театры.

    Просветители верили, что новый «естественный человек» должен вернуться к своему естественному состоянию - то есть природе. Согласно этой идее русская художественная культура в эпоху Просвещения (а точнее, архитектура) подарила современникам Петергоф. Над его сооружением работали знаменитые зодчие Леблон, Земцов, Усов, Кваренги. Благодаря их усилиям на берегу Финского залива появился уникальный ансамбль, включавший неповторимый парк, великолепные дворцы и фонтаны.

    Живопись

    В живописи художественная культура Европы эпохи Просвещения развивалась в направлении большей светскости. Религиозное начало сдавало позиции даже в тех странах, где прежде оно чувствовало себя достаточно уверенно: Австрии, Италии, Германии. Пейзажную живопись заменил пейзаж настроения, а интимный портрет пришел на смену парадному портрету.

    В первой половине XVIII столетия французская культура эпохи Просвещения породила стиль рококо. Подобное искусство строилось на асимметрии, было насмешливым, игривым и вычурным. Любимыми персонажами художников данного направления являлись вакханки, нимфы, Венера, Диана и другие фигуры античной мифологии, а главными сюжетами - любовные.

    Яркий пример французского рококо - творчество Франсуа Буше, которого также называли «первым художником короля». Он рисовал театральные декорации, иллюстрации для книг, картины для богатых домов и дворцов. Самые знаменитые его полотна: «Туалет Венеры», «Триумф Венеры» и т. д.

    Антуан Ватто, напротив, больше обращался к современной жизни. Под его влиянием сложился стиль крупнейшего английского портретиста Томаса Гейнсборо. Его образы отличались одухотворенностью, душевной утонченностью и поэтичностью.

    Главным итальянским живописцем XVIII века был Джованни Тьеполо. Этот мастер гравюр и фресок считается искусствоведами последним великим представителем венецианской школы. В столице знаменитой торговой республики также возникла ведута - повседневный городской пейзаж. Самыми прославленными творцами в этом жанре стали Франческо Гварди и Антонио Каналетто. Эти деятели культуры эпохи Просвещения оставили после себя огромное количество впечатляющих картин.

    Театр

    XVIII столетие - золотой век театра. В эпоху Просвещения этот вид искусства достиг вершины своей популярности и распространенности. В Англии крупнейшим драматургом был Ричард Шеридан. Самые известные его произведения «Поездка в Скарборо», «Школа злословия» и «Соперники» высмеивали безнравственность буржуазии.

    Динамичнее всего театральная культура Европы эпохи Просвещения развивалась в Венеции, где работало сразу 7 театров. Традиционный ежегодный городской карнавал привлекал туда гостей со всего Старого Света. В Венеции творил автор знаменитой «Трактирщины» Карло Гольдони. Этого драматурга, написавшего в сумме 267 произведений, уважал и ценил Вольтер.

    Самой известной комедией XVIII века стала «Женитьба Фигаро», написанная великим французом Бомарше. В этой пьесе нашли воплощение настроения общества, негативно относившегося к абсолютной монархии Бурбонов. Через несколько лет после публикации и первых постановок комедии во Франции произошла революция, свергнувшая старый режим.

    Европейская культура эпохи Просвещения не была однородной. В некоторых странах в искусстве возникали свои национальные особенности. Например, немецкие драматурги (Шиллер, Гете, Лессинг) свои самые выдающиеся произведения написали в жанре трагедии. При этом театр Просвещения в Германии появился на несколько десятилетий позже, чем во Франции или Англии.

    Иоганн Гете был не только замечательным поэтом и драматургом. Неспроста его называют «универсальным гением» - знатоком и теоретиком искусства, ученым, романистом и специалистом во многих других областях. Его ключевые произведения - трагедия «Фауст» и пьеса «Эгмонт». Другой выдающийся деятель немецкого Просвещения, не только написал «Коварство и любовь» и «Разбойников», но также оставил после себя научные и исторические сочинения.

    Художественная литература

    Главным литературным жанром XVIII века стал роман. Именно благодаря новым книгам наступило торжество буржуазной культуры, сменившей прежнюю феодальную старую идеологию. Активно издавались произведения не только художественных литераторов, но также социологов, философов, экономистов.

    Роман, как жанр, вырос из просветительской публицистики. С помощью него мыслители XVIII века нашли новую форму для выражения своих социальных и философских идей. Написавший «Путешествие Гулливера» Джонатан Свифт вложил в свое произведение множество аллюзий на пороки современного ему общества. Его перу также принадлежала «Сказка о бабочке». В этом памфлете Свифт высмеивал тогдашние церковные порядки и распри.

    Развитие культуры в эпоху Просвещения можно проследить по появлению новых литературных жанров. В это время возник эпистолярный роман (роман в письмах). Таким было, к примеру, сентиментальное произведение Иоганна Гете «Страдания юного Вертера», в котором главный герой покончил жизнь самоубийством, а также «Персидские письма» Монтескье. Появились документальные романы в жанре путевых заметок или описаний путешествий («Путешествия по Франции и Италии» Тобайаса Смоллетта).

    В литературе культура эпохи Просвещения в России следовала заветам классицизма. В XVIII веке творили поэты Александр Сумароков, Василий Тредиаковский, Антиох Кантемир. Появились первые ростки сентиментализма (уже упомянутый Карамзин с «Бедной Лизой» и «Натальей, боярской дочерью»). Культура эпохи Просвещения в России создала все предпосылки для того, чтобы уже в начале нового XIX столетия отечественная литература, ведомая Пушкиным, Лермонтовым и Гоголем, пережила свой золотой век.

    Музыка

    Именно в эпоху Просвещения сложился современный музыкальный язык. Его основоположником считается Иоганн Бах. Этот великий композитор писал произведения во всех жанрах (исключением была опера). Бах и сегодня считается непревзойденным мастером полифонии. Другой немецкий композитор Георг Гендель написал 40 с лишним опер, а также многочисленные сонаты и сюиты. Вдохновение он, как и Бах, черпал в библейских сюжетах (характерны названия произведений: «Израиль в Египте», «Саул», «Мессия»).

    Другое важнейшее музыкальное явление того времени - венская школа. Произведения ее представителей продолжают исполняться академическими оркестрами и сегодня, благодаря чему современные люди могут прикоснуться к наследию, которое оставила культура эпохи просвещения. 18 век ассоциируется с именами таких гениев, как Вольфганг Моцарт, Йозеф Гайдн, Людвиг Ван Бетховен. Именно эти венские композиторы переосмыслили прежние музыкальные формы и жанры.

    Гайдн считается отцом классической симфонии (он написал их более ста). Многие из этих произведений основывались на народных танцах и песнях. Вершиной творчества Гайдна является цикл Лондонских симфоний, написанных им во время поездок в Англию. Культура Просвещения и любого другого периода человеческой истории редко порождала столь плодовитых мастеров. Помимо симфоний, Гайдну принадлежит 83 квартета, 13 месс, 20 опер и 52 клавирных сонат.

    Моцарт не только писал музыку. Он непревзойденно играл на клавесине и скрипке, освоив эти инструмент в самом раннем детстве. Его оперы и концерты отличаются самым разным настроением (от поэтической лирики до веселья). Главными произведениями Моцарта считаются три его симфонии, написанные в одним тот же 1788 год (номер 39, 40, 41).

    Другой великий классик Бетховен увлекался героическими сюжетами, что отразилось на увертюрах «Эгмонт», «Кориолан» и опере «Фиделио». Как исполнитель, он поражал современников игрой на фортепьяно. Для этого инструмента Бетховеном были написаны 32 сонаты. Большую часть своих произведений композитор создал в Вене. Также ему принадлежат 10 сонат для скрипки и фортепьяно (наибольшую известность получила «Крейцерова» соната).

    Бетховен пережил серьезный вызванный потерей им слуха. Композитор склонялся к самоубийству и в отчаянии написал свою легендарную «Лунную» сонату. Однако даже страшный недуг не сломил воли художника. Поборов собственную апатию, Бетховен написал еще множество симфонических произведений.

    Английское Просвещение

    Англия была родиной европейского Просвещения. В этой стране раньше других, еще в XVII веке, произошла буржуазная революция, что дало толчок культурному развитию. Англия стала наглядным примером общественного прогресса. Философ Джон Локк был одним из первых и главных теоретиков либеральной идеи. Под влиянием его сочинений был написан важнейший политический документ эпохи Просвещения - американская Декларация независимости. Локк считал, что человеческое знание определяется чувственным восприятием и опытом, чем опровергал прежде популярную философию Декарта.

    Другим важным британским мыслителем XVIII столетия был Дэвид Юм. Этот философ, экономист, историк, дипломат и публицист обновил науку о нравственности. Его современник Адам Смит стал основоположником современной экономической теории. Культура эпохи просвещения, кратко говоря, предварила многие современные концепции и идеи. Творчество Смита было именно таким. Он первым приравнял важность рынка к важности государства.

    Мыслители Франции

    Французские философы XVIII века творили в условиях оппозиционности существовавшему тогда общественному и политическому строю. Руссо, Дидро, Монтескье - все они протестовали против отечественных порядков. Критика могла принимать самые разные формы: атеизм, идеализацию прошлого (восхвалялись республиканские традиции античности) и т. д.

    Уникальным явлением культуры Просвещения стала 35-томная «Энциклопедия». Ее составляли главные мыслители «Века разума». Вдохновителем и главным редактором этого эпохального издания был Свой вклад в отдельные тома внесли Жюльен Ламетри, Клод Гельвеций и другие выдающиеся интеллектуалы XVIII столетия.

    Монтескье остро критиковал произвол и деспотизм властей. Сегодня его справедливо считают основоположником буржуазного либерализма. Вольтер стал примером выдающегося остроумия и таланта. Он был автором сатирических поэм, философских романов, политических трактатов. Дважды мыслитель попадал в тюрьму, еще больше раз ему приходилось скрываться в бегах. Именно Вольтер создал моду на вольнодумство и скептицизм.

    Немецкое Просвещение

    Немецкая культура XVIII века существовала в условиях политической раздробленности страны. Передовые умы выступали за отказ от феодальных пережитков и национальное единство. В отличие от французских философов немецкие мыслители осторожно относились к вопросам, связанными с церковью.

    Как и русская культура эпохи Просвещения, прусская культура формировалась при непосредственном участии самодержавного монарха (в России это была Екатерина II, в Пруссии - Фридрих Великий). Глава государства всячески поддерживал передовые идеалы своего времени, хотя и не отказывался от своей ничем не ограниченной власти. Подобный строй получил название «просвещенного абсолютизма».

    Главным Просветителем Германии XVIII века был Иммануил Кант. В 1781 году он издал фундаментальный труд «Критика чистого разума». Философ разработал новую теорию познания, изучил возможности человеческого интеллекта. Именно он обосновал методы борьбы и правовые формы изменения общественного и государственного строя, исключающие грубое насилие. Кант внес весомый вклад в создание теории о правовом государстве.

    Политизация костюма во Франции эпохи Просвещения

    Признаки политизации внешнего вида есть и до 1789 года. Начиная с Людовика XIV и до Людовика XVI французский королевский двор отличается роскошью церемониальных одежд, украшенных жемчужинами, драгоценными камнями и золотой вышивкой. Жизнь напоказ характерна для придворных, что подчеркивается в ситуации абсолютной монархии, навязывающей свою роскошь. Законы, ограничивающие богатство, больше не актуальны. Эти законы, позволявшие регламентировать одежду для представителей различных слоев общества, принимались в основном в эпоху Возрождения, политически нестабильный период с религиозными войнами и ростом влияния буржуазии, получившей доступ к роскоши, на которую уже не распространялась монополия аристократии. Они визуализировали социальный порядок и ограничивали потребление продуктов роскоши и импорта. Их целью было укрепить порядок за счет борьбы с узурпацией статуса и помочь королю насаждать свою власть, используя образ собственного величия. Между правлениями Франциска I и Генриха IV, с 1543 по 1606 год, власть приняла 11 законов, ограничивающих роскошь {44} . Так, один из них запрещал носить бархат рабочим и простолюдинам. Но этому закону мало кто следовал: буржуа предпочитали платить штраф и не отказываться от приятной одежды. По мнению Монтеня, «несостоятельность этих законов была вызвана тем, что они лишь усиливают парадокс роскоши», символа власти {45} . Где провести границу между пороком и добродетелью? Стремление к роскоши из тщеславия и амбиций есть порок и нарушение общественного порядка {46} . Или добродетель, если оно, это стремление, соответствует доходу и рангу. Спустя два века благодаря Вольтеру эти законы против роскоши будут расцениваться как покушение на свободу индивида {47} . В течение второй половины XVIII века в философском и политическом дискурсе возникает понятие вестиментарной свободы. Это происходит в момент, когда производство и продажа одежды, связанной с расцветом моды и прессы, пишущей о моде, становятся важным экономическим фактором {48} . Здесь либерализм по-настоящему приобретает свою многозначность.

    Начиная с середины XVIII века английское влияние на мужскую одежду способствует более свободной манере одеваться. Живущие на своих землях, а не при дворе, аристократы за Ла-Маншем посвящают себя занятиям на открытом воздухе - охоте, конным прогулкам. Их одежда похожа на одежду их челяди.

    В Париже такой стиль имеет либеральные политические коннотации {49} . Жесткий французский костюм со стоячим воротником противопоставляется английскому с отложным воротником - мягкому. Один англичанин в 1752 году, заказавший себе костюм у французского портного, так описывает неудобство, которое испытывал: «Как будто меня лишили моей свободы и заточили в тюрьму <…>. Вновь я с сожалением вспомнил о своем свободном фраке, который я считаю эмблемой нашей счастливой конституции, поскольку он не навязывает мужчинам никаких неудобных ограничений и оставляет им возможность действовать по своему усмотрению» {50} .

    На протяжении всего XVIII века мужской силуэт упрощается. Одежда состоит из трех элементов: куртки-кафтана, камзола и кюлотов. Последние теперь имели спереди клапан, наподобие клапана баварских ледерхозе. Они спускались чуть ниже колена, где закреплялись подвязками с застежками или подвязывались лентой. По мере укорочения камзола кюлоты, которые держались на теле за счет бретелек (к концу века они перекрещивались на спине), тоже становятся все короче {51} .

    Приближение революции чувствуется в состоятельных и просвещенных парижских кругах и даже при дворе, так что в революционный период костюм политизируется не впервые. К тому же подобные политико-вестиментарные трансформации происходят и в других странах, не только во Франции. К примеру, во время Войны за независимость в Америке возникла мода на одежду в стиле Франклина - исчез парик, мужчины стали одеваться строже, в одежду темных тонов. Во Франции в продаже появились ленты «а-ля Война за независимость», шляпы «а-ля Бостон», украшения «а-ля Филадельфия»… Но к таким названиям нужно относиться с осторожностью: зачастую это старые формы, усовершенствованные в коммерческих целях. Во Франции 1790 года так называемый революционный костюм в целом совпадает с костюмами, которые носили до 1789 года. Но все же в модный дискурс входит политика.

    «Волнения в моде» {52} начались незадолго до Революции. Определенная «демократизация» проявляется в тенденции к унификации цветов мужских костюмов (черный, каштановый, зеленый) и выходу из моды розового… Воспевается естественное тело. Во второй половине XVIII века за счет революции в области косметики и изобретательности перчаточников и парфюмеров теряют популярность белила, а палитра цветов становится богаче {53} . Изготовителей париков начинают теснить парикмахеры.

    В конце XVIII века комментаторы в области моды начинают критиковать подвязки, которые мешают ходьбе, и узкие платья, которые обтягивают бедра. Разве не осознали неудобство этого и не стали одеваться иначе жители Востока? На тему костюма рефлексируют деятели Просвещения и выступают за его реформу {54} . Так, в медицинском разделе «Методической энциклопедии», вышедшей в 1798 году, в статье о кюлотах автор высказывает надежду, что «эти абсурдные моды падут, когда молодые люди почувствуют, что ставшая разумной и образцом для других благодаря своим великим институтам держава должна подробнейшим образом указать на все, что может вредить общей картине, которую она представляет. Коль мы меняем конституцию, я не вижу причин, чтобы не изменить костюм, особенно когда выясняется, что в своем нынешнем виде он может быть вредным; и можно добавить, что в своем нынешнем виде он неприятен глазу и недостоин величия человека» {55} .

    Политизация костюма свидетельствует об устремлениях к «возрождению» французов, проявляясь в 1789 году в бурном потоке памфлетов {56} . Они призывают к росту вирильности:

    Французы, вы вновь завоевали вашу свободу, эту свободу, которой завидовали первые франки, ваши предки; вы станете, как они, сильными и здоровыми, как они, вы отпустите бороду и с гордостью будете носить длинные волосы, которые были у них в почете… Прощайте, парикмахеры, парикмахерши и торговки модной одеждой, вы будете укрываться холстиной или грубым сукном… Вы с презрением отринете все роскошные украшения и будете использовать все ваши физические и умственные способности {57} .

    Время, когда писались эти строки, напротив, кажется перегруженным всеми пороками: дряхлеющий режим, упадок нравов, скандалы, коррупция и распутство сделали из французов рабов. Образ раба нередко используется в обсуждении одежды: «Слишком долго мы носили одежду, уподобляющую нас рабам, нужна одежда, которая освободит нас от пут, не скрывая прекрасных форм тела», - можно прочитать в Journal de la Soci?t? des Arts, издававшемся Обществом искусств, которое объединяло художников, заинтересованных в реформе костюма {58} . Убедительные аргументы, как показала Николь Пельгрен, привели и врачи, обратившие внимание общественности на вредность определенной одежды, в том числе кюлотов (но также и воротников, подвязок, сабо, одежды с чужого плеча, касок, щелочения белья, некоторых тканей плохого качества). Врачи имеют склонность идеализировать деревню (свежий воздух и здоровые нравы), где можно встретить длинные кюлоты. Утверждалось, что обычные кюлоты лишали мужественности и обладали противозачаточным эффектом: якобы способствуя досрочному взрослению, они мешали нормальному развитию половых органов. Отсюда возникло определенное количество фантазий на тему шотландских килтов, турецких костюмов, римских тог… и парижских булочников, «естественно бесштанных» {59} . Реформаторы и филантропы, эти врачи, мечтая о просвещении властей предержащих, готовы были действовать любыми методами: образованием, которое будет способствовать возрождению человечества, а также принуждением - за счет новых законов против роскоши. Они сторонники радикальных перемен, и их мечты частично исполнятся.

    Из книги «Отречемся от старого мира!» Самоубийство Европы и России автора Буровский Андрей Михайлович

    Часть I Мир эпохи просвещения Настоящее есть следствие прошедшего, а потому непрестанно обращай взор свой на зады, чем сбережешь себя от знатных ошибок. Козьма

    автора Сахаров Андрей Николаевич

    Рудбекианизм, исторические взгляды эпохи Просвещения и норманизм Отмеченное свойство готицизма – легко покидать лоно науки и перерождаться в мифотворчество – объяснялось его исходной политизированностью: в этом смысле готицизм никогда и не был наукой. Он родился в

    Из книги Варяго-Русский вопрос в историографии автора Сахаров Андрей Николаевич

    Современный норманизм – наследник готицизма, рудбекианизма и утопий эпохи Просвещения Дискуссия по проблеме этноса варягов в российской исторической науке была открыта статьей Байера «De Varagis» («О варягах»), опубликованной в 1735 г. на латинском языке в «Комментариях

    автора Захарова Оксана Юрьевна

    Из книги Русский бал XVIII – начала XX века. Танцы, костюмы, символика автора Захарова Оксана Юрьевна

    Из книги Королевский двор и политическая борьба во Франции в XVI-XVII веках автора

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОРОНА И ДВОР ВО ФРАНЦИИ ЭПОХИ РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ

    автора Шоню Пьер

    Из книги Цивилизация Просвещения автора Шоню Пьер

    Из книги Цивилизация Просвещения автора Шоню Пьер

    Из книги Властители судеб Европы: императоры, короли, министры XVI-XVIII вв. автора Ивонин Юрий Е.

    Два монарха эпохи просвещения

    Из книги Королевский двор и политическая борьба во Франции в XVI-XVII веках [ёфицировано] автора Шишкин Владимир Владимирович

    Заключение КОРОНА И ДВОР ВО ФРАНЦИИ ЭПОХИ РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ Исследование эволюции абсолютистского строя в эпоху позднего Средневековья и раннего Нового времени неизбежно порождает обращение к основным институтам абсолютной монархии и обществу того времени. В

    автора Бар Кристин

    Глава VII. Реформа костюма в Прекрасную эпоху Важные перемены, произошедшие в женском костюме на рубеже веков, не могут быть приписаны исключительно влиянию идей феминизма. Также следует взять в расчет увеличение озабоченности вопросами гигиены, поддерживаемое ростом

    Из книги Политическая история брюк автора Бар Кристин

    Споры о маскулинизации костюма Проповедников маскулинизации женского костюма ждут огромные трудности. Показательна в этом смысле фигура Мари-Роз Астье де Вальсейр (которая называет себя по-мужски: Астье). Она родилась в 1846 году, изучала медицину и зарабатывала на жизнь,

    Из книги Американские историки. Учебное пособие автора Цветков Иван

    Историография эпохи Просвещения Книги европейских философов-просветителей в середине XVIII в. можно было обнаружить в большинстве домашних библиотек состоятельных новоанглийских купцов и плантаторов южных колоний. Сам факт появления таких библиотек уже

    Из книги История политических и правовых учений: Учебник для вузов автора Коллектив авторов

    Из книги Москва при Романовых. К 400-летию царской династии Романовых автора Васькин Александр Анатольевич

    В исторических науках, к которым относится, в том числе, история культуры, период развития европейской цивилизации, длящийся с начала XVII в. по конец XIX – начало XX вв., принято называть Новым временем. Начало этому периоду положили европейские буржуазные революции, а конец – завершение промышленного переворота и Первая мировая война. Само название – «Новое время» – говорит о громадных изменениях, произошедших в политическом, экономическом, общественном укладах, в изменении повседневной жизни людей. Здесь, прежде всего, понимается разрушение феодального строя и становление капиталистических буржуазных отношений. Новое время становится эпохой формирования национальных государств, эпохой самоопределения наций, эпохой войн и революций.

    В Новое время, когда после завершения эпохи «великих географических открытий» человечество реально осознало, насколько велик и разнообразен мир, сформировались идеи европоцентризма. Складываются представления о Европе как о колыбели человеческой цивилизации, Европе как обладательнице всех прогрессивных идей и передовых технологий. Сложилось представление о том, что миссия, задача европейцев состоит в том, чтобы просветить, «окультурить» весь мир.

    Во второй половине XVII в. наступила эпоха Просвещения, продлившаяся весь XVIII и начало XIX вв., таком образом, эпохи Нового времени и Просвещения пересекаются, но не совпадают, поскольку имеют разное смысловое значение. В качестве девиза эпохи Просвещения можно назвать, пожалуй, крылатую фразу, автором которой стал английский философ Фрэнсис Бэкон: «Знание – сила» («Knowledge Itself Is Power»). Европейцы связывали с бурным развитием науки, прошедшим в XVII в., надежды на власть над природой (искоренение болезней, предотвращение стихийных бедствий, расширение возможностей человека благодаря техническим приспособлениям) и на власть над самими собой, усовершенствованием природы человека. Уверенности в наступлении «века разума» способствовали успехи механико-математического естествознания, отождествляемого тогда с наукой. Наука расценивалась как панацея от всех бед, способная обеспечить на Земле золотой век. Именно в эпоху Просвещения состоялась институциализация науки (превращение ее в социальный институт, а деятельность ученого – в профессию), открывались официальные научные сообщества, академии наук.

    Новое время породило новое понимание человеческого бытия. Появляются новые взгляды на отношения человека и Бога, последствиями которых стала секуляризация общественного сознания (освобождение его от подчиненности церкви). Появились такие течения как атеизм – отрицание религии вообще; деизм – течение, признающее за Богом роль творца, первопричины творения, однако после завершения творения, как считают деисты, мир развивается и совершенствуется согласно своим внутренним законам. В этом свете весьма интересны высказывания французских просветителей о том, что моральное право быть атеистом имеет только высокообразованный и высоконравственный человек. Тем не менее, Новое время не стало временем крушения религий, наоборот, в некоторые кризисные моменты мыслители, художники, литераторы вновь и вновь обращаются к библейским сюжетам, богоискательству, религиозной тематике. В большинстве государств отделение церкви от государства и церкви от образования в этот момент было бы делом немыслимым. Но позиции церкви в духовной, культурной жизни общества были существенно потеснены.


    Наиболее животрепещущим, «больным» вопросом Нового времени стал вопрос взаимоотношений общества и личности, вопрос государственного устройства общества. Из эпохи Возрождения был унаследован тезис о том, что люди равны по своей природе. Каждый человек в момент своего рождения наделен разумом, духовной и физической силой. Новой была мысль о том, что все эти человеческие данности подлежат развитию. Причем идеалом человека было их гармоничное развитие, т.е. та ситуация когда разум, знание помогают сформировать человеку высокие духовно-нравственные идеалы, а физические силы помогают осуществить эти идеалы в жизнь. Просвещение, образование понимались как средства для облагораживания человека, улучшения его натуры. Не подвергался сомнению тезис о том, что человека, а значит и человечество в целом можно улучшить. В этом проявился характерный для Нового времени исторический оптимизм , которым было пропитано большинство философских концепций и художественных произведений.

    В середине XVII в. Т. Гоббс («Левиафан») выдвинул теорию «общественного договора». Он исходил из положения «человек человеку – волк», поскольку человек с самого рождения начинает борьбу за выживание. Единственный выход из общественных катаклизмов состоит, по мнению Гоббса, в том, чтобы государство вступало в общественный договор с гражданами, выгодный для всех его участников и способный сбалансировать интересы. Только тогда человек сможет реализовать свои естественные права. Власть, согласно этой концепции, не имеет божественного происхождения. Идеи «общественного договора», «разделения властей» были продолжены в работах Жан Жака Руссо (1712-1778), Шарля Луи Монтескье (1689-1755), Вольтера (1694-1778).

    Эпоха Просвещения справедливо называется «золотым веком утопий». Лучшие умы волнует идея равенства. Английским философом Джоном Локком (1632-1704) в его главном сочинении «Опыт о человеческом разумении» (1690) были определены три основных неотчуждаемых права человека: право на жизнь, право на свободу, право на собственность. Последнее право подразумевало собственность, полученную в результате личного труда. Правовое равенство понималось как обеспечение каждому человеку указанных прав. Правопорядок понимался как свободное развитие и получение выгоды каждым, но так, чтобы его действия не ущемляли прав других индивидов. В знаменитой «Декларации независимости», созданной в Америке, есть утверждение о том, что все люди сотворены равными и наделены от природы определенными неотчуждаемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Эти права объявлялись естественными для каждого человека.

    Новое время стало временем культа разума. В философии это проявилось в отрицании представлений о познании с помощью чувств и утверждении принципов рационализма (разум является основой познания и основой поведенческих реакций человека). В науке это время расцвета естествознания и точных наук.

    В эпоху Просвещения происходит оформление национальных систем образования в европейских странах, которые представлены различными учебными заведениями, начиная с начальных и общеобразовательных школ и заканчивая профессиональными и высшими учебными заведениями. Традиционная «народная» педагогика все больше сменяется более универсальной, унифицированной системой школьного образования. Однако наряду с демократическими тенденциями наблюдается и обратный процесс, проявившийся в существовании аристократического образования, «воспитание джентльмена». В образовательную программу дворянских семей входили латынь и французский язык, математика, география, истории, танцы и фехтование, знание хороших манер и знание света. Регламентировалась также манера поведения джентльмена, существовал принцип «ничего слишком»: медленная поступь, степенная речь, большой напудренный парик.

    В это время складываются традиции постоянного научного обмена между учеными Европы, как путем заочного знакомства с достижениями друг друга, так и путем личного общения и знакомства с зарубежными научными новинками во время поездок за границу.

    Новые тенденции в образовании и науке привели к созданию многотомных энциклопедий , их авторами становились разносторонне (энциклопедически) образованные люди, а сами энциклопедии способствовали расширению возможностей образования. Выходили в Англии, Германии, Франции. В создании французской энциклопедии приняли участие выдающиеся ученые и мыслители того времени – Жан Жак Руссо, Денни Дидро, Вольтер, Ж. Лагранж и др.

    В эпоху Просвещения трансформируется семейный уклад, оно стало эпохой разрушения традиционных устоев патриархальной семьи. Изменения состава семьи было продиктовано развитием производительных сил общества. Производство материальных благ достигло в развитых странах такого уровня, что все чаще в отдельном жилище проживает так называемая малая семья, т.е. муж, жена и дети, пришедшая на смену большой многопоколенной семье, когда вместе проживали и вели совместное хозяйство несколько поколений родственников. Складывание государственной системы образования в европейских странах достаточно в раннем возрасте выводит детей из семьи в большое общество, в большой мир. Это, конечно, не исключает мощного влияния семьи на формирование личности отдельного человека, но способствует сближению уровня образованности выходцев из различных слоев общества, нивелировке отличий между представителями отдельных профессий и социальных групп. Возникают некие общие для горожан представления о благополучии, свободе, удобствах, просвещенности.

    Век Просвещения связан с техническим прогрессом и развитием городской культуры. Появляется паровая машина, автоматическое ружье, система центрального отопления горячей водой. Это время развития прессы, книготорговли, популярности театра и других массовых видов искусств, украшающих досуг горожанина. Изобретено фортепиано. Богаче оформляется интерьер, даже в небогатых домах: появились гарнитуры, включавшие комоды, канопе, секретеры, трюмо. Развивается парковая архитектура с аккуратно стриженными кустами, газонами, клумбами.

    Художественная культура эпохи Просвещения характеризуется разнообразием стилей и жанров: барокко, рококо, классицизм, романтизм, реализм.

    Наиболее характерным для начала Нового времени был стиль барокко (с итал. – причудливый, странный), которому были присущи вычурность и причудливость форм: прямые линии сменялись извилистыми, декор приобрел самостоятельную роль.

    Стиль рококо (с фр. – жемчуг, раковина) сменил барокко в середине XVIII в., в нем были задействованы еще более капризные, извивающиеся линии, цветовые оттенки. Ему присущи декоративность, грациозный, прихотливый стиль, не чуждый элементов фривольности; представлял собой уход от реальности в мир фантазии, театрализованной игры, искусственных сюжетов и форм. В архитектуре использовался для украшения будуаров и гостиных, при этом были задействованы зеркала, экзотические камни, ракушки, прихотливая цветовая гамма, часто встречались Амуры, «галантные сцены».

    Характерные черты названных стилей вошли даже в моду: пышные парики, панталоны, тяжелые корсеты (иногда до 2 кг). При испанском дворе процедура одевания могла продлиться несколько часов.

    Все виды художественной культуры в эпоху Просвещения охватил классицизм (с лат. – образцовый), следовавший принципам античного искусства. Произведения искусства рассматривались как плод разума, логики, строгой соразмерности. Было установлено соответствие содержания и формы: симметричные, сдержанные формы и линии выражали героические, возвышенные идеалы, патриотизм. Классицизм ввел разделение художественных жанров на высокие (исторические, религиозные, мифологические сюжеты, трагедия, эпопея, ода) и низкие (пейзаж, натюрморт, портрет, комедия, сатира, басня). Представители в литературе: Гете, Шиллер, Радищев, Фонвизин.

    В женскую моду вошли платья, повторявшие форму античных туник. Вообще мода стала порождением эпохи Просвещения.

    В XVIII в. классицизм стал сочетаться с романтизмом , в котором стилистические приемы классицизма использовались для выражения эмоций, чувств. В искусстве стал популярен образ гения, индивидуальности, противопоставившей себя всеобщему, и разочарованного молодого человека (Байрон, Гофман, Гейне, Гюго).

    На рубеже XVIII – начала XIX в. появился стиль реализма в литературе и живописи. Практически исчезли из искусства религиозные сюжеты, главным стало правдивое описание реальности.

    Эпоха Просвещения подарила миру множество гениев науки, философии, искусства. Среди выдающихся физиков и математиков выделяются Рене Декарт (философ), Блез Паскаль (к тому же теолог и философ), Лейбниц, Ньютон, Лаплас. Философы Кант, Гегель.

    В эту эпоху творили: драматурги Мольер («Тартюф, или обманщик», «Мнимый больной», «Брак поневоле», «Урок женам»), Бомарше («Женитьба Фигаро»), баснописец Лафонтен, Ларошфуко (афоризмы), сказочник Шарль Перро («Кот в сапогах», «Золушка», «Спящая красавица», «Красная шапочка»), романисты Даниэль Дефо («Приключения Робинзона Крузо»), Джонатан Свифт («Путешествия Гулливера»).

    Музыкальное искусство: Антонио Вивальди, Дитрих Букстехуде (религиозные кантаты, произведения для клавесина и органа), Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель, Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ванн Бетховен.

    Художники: испанцы Диего де Силва Веласкес (религиозные сюжеты, портреты королевской фамилии), Франциско Хосе де Гойя (портреты общественных деятелей, людей из простого народа, графика). Представители голландской школы – Харменс ванн Рейн Рембрандт («Даная», «Возвращение блудного сына», «Ночной дозор», портреты и автопортреты), портретист Франс Халс.

    Крах идеалов Просвещения произошел в начале XIX в., что было сопряжено с осознанием ограниченности механико-математической картины мира, рядом социальных потрясений (прежде всего, кровавой Великой французской революции, породившей диктат и террор), заставивших усомниться в возможности «общественного договора» и поколебавших абсолют разума и прогресса, осознанием бесчеловечности капиталистического строя. И постепенно вера в прогресс и человеческий разум сменяется пессимистическими настроениями, но это уже совсем другая история.



    Похожие статьи