• Конспект занятия по фэмп в старшей группе «путешествие по математическим тропинкам. Конспект занятия по фэмп в старшей группе на тему: «путешествие на остров сокровищ

    21.07.2019

    Алсу Хананова
    Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Путешествие по математическим тропинкам»

    Цели :

    Закрепить счет в пределах десяти (прямой, обратный) ;

    Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля.

    Задачи :

    Закреплять знания о геометрических фигурах;

    Упражнять в решении логических задач и задач на смекалку;

    Воспитывать у детей интерес к математике , чувство уверенности в своих знаниях.

    Тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование.

    Развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность;

    Развивать мелкую моторику рук.

    Воспитывать у детей интерес к математике , чувство уверенности в своих знаниях

    Воспитывать доброжелательного отношения друг к другу.

    Демонстрационный материал : картина с изображением восьми бабочек и девяти цветочков изображение цифр с 1 до 10 на листах бумаги размером А4 для физкультминутки, наборное полотно, геометрические фигуры, магнитная доска, поднос, красные и зеленые яблоки из картона, плакат с рисунком яблони.

    Раздаточный материал - карточки-цифры с 1 до 10; наборы геометрических плоскостных фигур, альбомные листы по количеству детей.

    Методы и приемы : объяснение, указание, пояснение, вопросы, показ, игровой прием, поощрение, педагогическая оценка

    . Вводная часть :

    Организационный момент.

    а) приветствие детей;

    в) психологический настрой;

    с)сюрпризный момент;

    Ребята,а вы любите путешествовать ? Сегодня у нас будет необычное путешествие по математическим тропинкам . С нами пойдет Старичок – лесовичок , он все тропинки в математическом лесу знает . Нам много придется сегодня пройти и много задачек решить по пути. Итак, отправляемся в сказочное путешествие .

    Основная часть.

    А вот и первый привал. А называется он «Трудные задачки» .

    На привале посидим, и задачки все решим.

    Сколько пальцев на одной руке?

    Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?

    Назовите времена года. (Весна, лето, осень и зима) .

    Сколько концов у двух палок?

    У бабушки Даши был внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у нее внуков?

    У какой фигуры нет ни начала, ни конца?

    На дереве сидели 4 птицы : 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон?

    Коля прибежал из школы домой первым, а Оля второй. Кто бегает быстрее, а кто медленнее?

    Молодцы, ребята! Вы справились с заданием, и мы отправляемся дальше.

    Шли мы, шли, шли мы, шли, на второй привал «Угадай - ка» пришли.

    А здесь все цифры разбежались, на поляне заигрались.

    Попрошу я всех ребят построить числа быстро в ряд!

    (Дети должны выложить числовой ряд из карточек с изображением цифр :

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10). Групповой и индивидуальный счет в прямом и обратном порядке.

    А сейчас Старичок - лесовичок предлагает нам поиграть в игру «Угадай - ка» .

    Воспитатель называет число, дети находят и показывают соответствующую карточку с цифрой. (Самое маленькое число (1, самое большое число (10, число 3,число 5; число, живущее между числами : 3 и 5, 6 и 8, 7 и 9; соседи чисел 4, 8, 3 и т. д.)

    Молодцы, ребята! Пойдемте за Старичком - лесовичком по тропиночке дальше .

    Шли мы, шли, шли мы, шли и на третий привал пришли. А называется он «Загадки» .

    Ребята, попробуем отгадать загадки Старичка - лесовичка ?

    1) Нет углов у меня

    И похож на блюдце я,

    На тарелку и на крышку,

    На кольцо, на колесо. (Круг.)

    2) Моя загадка коротка :

    Три стороны и три угла.

    Кто я? (Треугольник.)

    3) С детства я знакомый твой,

    Каждый угол здесь прямой.

    Все четыре стороны одинаковой длины.

    Вам представиться я рад.

    А зовут меня … (Квадрат.)

    4) Нет углов у меня,

    Нет сторон у меня.

    И похож на дыню я.

    Ну и кто же отгадал,

    Что зовут меня … (Овал.)

    5) Есть четыре стороны -

    Противоположные равны.

    Еще четыре прямых угла

    Похож на холодильник я.

    Ну, подумайте, друзья

    Как же все зовут меня? (Прямоугольник.)

    Ну, как Старичок – лесовичок , ребята всё правильно отгадали? Идем дальше?

    Шли мы, шли, шли мы, шли, а вот и четвертый привал впереди. А называется он «Прятки» . Старичок – лесовичок и его друзья геометрические фигурки хотят поиграть с нами в прятки.

    (Воспитатель прикрепляет на магнитную доску геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник, овал и прямоугольник, показывает их, а дети называютгеометрические фигуры. Затем воспитатель говорит : «Ночь» . Дети закрывают глаза, а он прячет одну фигуру. Педагог говорит : «День» . Дети открывают глаза и показывают геометрическую фигуру, которой нет. И тогда воспитатель, возвращает фигуру на место. Игра в прятки повторяется для всех геометрических фигур. Также воспитатель может просто поменять фигурки местами, не убирая их.)

    Шли мы, шли, шли мы, шли, а вот и пятый привал впереди. А называется он «Физкультминутка» . Посмотрите, ребята, сколько здесь деревьев. А ветер, какой поднялся, деревья качает, листочки срывает.

    Старичок – лесовичок хочет с вами поиграть.

    Физкультминутка «Ветер с листьями играет…»

    «Ветер с листьями играет,

    То поднимет, то бросает.

    Кружит в вальсе листопад.

    Поздней осени наряд.

    На ветвях берёзки белой

    7(3,9,4,6) листочков уцелело».

    Дети бегут к той цифре, которую называет воспитатель.

    Старичок – лесовичок хочет , чтобы каждый из вас придумал картинку и на альбомном листочке составил ее из геометрических фигур.

    Дети выполняют задание самостоятельно.

    А теперь расскажите Старичку – лесовичку , из каких геометрических фигур вы сделали свои фигурки : кораблик, рыбку, флажок, дерево и т. д.

    Молодцы, а теперь Старичок – лесовичок ведет нас по математической тропиночке дальше и вот наш последний привал «Счетная полянка» .

    Вы попали на прекрасную полянку, где растет много красивых цветов и порхает много разноцветных бабочек.

    Педагог показывает картину с изображением цветов и бабочек.

    Сколько бабочек?

    Сколько цветочков?

    Чего больше? Чего меньше? На сколько?

    Молодцы, ребята, все числа вы вернули на свои места, наше путешествие закончилось . Все тропинки одолели без запинки .

    . Подведение итогов :

    Ребята, вам понравилось наше путешествие ?

    Что вас удивило?

    Что запомнилось?

    А теперь оцените своё участие в путешествие . Если вы довольны своими успехами сегодня и оцениваете свою работу на «отлично» – возьмите красное яблоко на подносе и наклейте его на яблоню на плакате, а если вы считаете, что у вас что-то не получилось и вы могли бы сделать лучше – возьмите и наклейте зеленое яблоко. (Дети оценивают свою работу.)

    - Занятие закончилось , спасибо Старичку – лесовичку за наше сказочное путешествие ! Скажем ему до свидания, ему пора отправляться в свои лесные владения!

    Публикации по теме:

    Цель: Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение года. Задачи: Обучающие: 1. Уточнить пространственные.

    Конспект итогового занятия по ФЭМП для детей старшей группы «Путешествие по группе» Задачи: 1. Совершенствовать умение составлять число из двух меньших (в пределах 5); пространственные отношения. Проверить: навыки порядкового,.

    Конспект НОД в старшей группе по ФЭМП «Путешествие в Арктику» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по ФЭМП "Путешествие в Арктику" Цель:формировать у детей старшего.

    Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе «Космическое путешествие» Цели: Образовательные: Закрепить навыки порядкового счёта в пределах 10, считать в прямом и обратном порядке; называть геометрические фигуры;.

    Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Путешествие на самолете» Образовательная область «Познавательное развитие». Интеграция ОО: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие». Форма: интегрированная.

    Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Путешествие на ковре-самолете» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: Упражнять детей в счете до 10, в различении и назывании цифр (до 7). Продолжать учить понимать отношение рядом стоящих.

    Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в страну Геометрия» Цель:Закрепить знания детей о геометрических фигурах: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал. Учить находить геометрические образы.

    Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Путешествие с дедушкой Панасом» ПУТЕШЕСТВИЕ С ДЕДУШКОЙ ПАНАСОМ Цель: Обобщить знание и умение детей: - фиксировать числа фасолью; - измерять длину: * футом; * шагами;.

    Образовательная деятельность по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие по математическим островам за сокровищами» Программное содержание: - Закрепление математических знаний и умений по средствам игры – путешествия. - Повторить прямой и обратный порядковый.

    Цель. Познакомить с образованием и составом числа 20, цифрой 20. Программное содержание: Обучающие задачи: Упражнять в счёте в пределах.

    Библиотека изображений:

    В старшей группе детского сада занимаются дети 5-6 лет, у которых в это время активно развивается логическое мышление, фантазия, любознательность. Для успешного обучения в школе в ДОУ предусмотрены так называется предматематические занятия - освоение простейшей математики. Занятия по направлены на развитие познавательной активности детей и систематическую подготовку дошколят к школе, которые реализуются через .

    Математика в детском саду призвана совершенствовать интеллектуальные способности и формировать:

    • развивать творческое мышление, сообразительность и смекалку;
    • обучать логике действий, рассуждений и мыслей;
    • стимулировать гибкость мышления.

    ФЭМП в старшей группе согласно ФГОС

    Число занятий по изучению конкретной темы по ФЭМП зависит от успешности освоения материала детьми. Летом занятия по простейшей математике не проводятся, но знания закрепляются в повседневной деятельности: на прогулках, во время подвижных или настольных игр, в творческой деятельности.

    Программные задачи, которые решаются в ходе реализации ФЭМП

    Помимо образовательных задач освоения элементарной математики на занятиях реализуется работа по воспитанию личностных качеств, развитию мышления и речи.

    Воспитатели нередко допускают в реализации ФЭМП серьезные ошибки, среди которых неточность постановки вопросов, нарушение последовательности подачи материала, его однообразие или непривлекательность наглядной информации, выбранной для демонстрации темы. Чтобы избежать ошибок, педагогам следует внимательно планировать последовательность и суть выбранного материала, следить за разнообразием и соответствием информации уровню развития детей.

    Педагог на занятиях по ФЭМП должен способствовать созданию занимательной атмосферы, стимулирующей творческую и игровую активность детей, их фантазию и смекалку. Поощряется применение интегрированных занятий - сочетание учебной деятельности с творческой, двигательной, игровой, художественной и коммуникативной. Изучение цифр и фигур проводят объединяют с рисованием, освоение счета с подвижными играми или чтением стихов. Если интегрированное занятие строится по принципу увлекательной игры с развивающимся сюжетом, дошкольников будет ждать счастливая развязка и ситуация успеха.

    Для определения эффективности работы по ФЭМП педагоги, заведующий ДОУ, психолог или методист анализируют занятия по получению элементарных математических познаний. Оцениваются поставленные задачи и методы работы, выбранные для их реализации, виды деятельности на занятии, дифференцированность заданий, использование индивидуального подхода и методы интеграции с другими сферами деятельности.

    Методы освоения элементарной математики в ДОО

    Метод

    Характеристика

    Практический Основной метод работы, который использует дидактические игры и упражнения, игровые задачи всех уровней, чтобы воспитанники не просто слушали информацию и воспринимали ее, но и принимали активное участие в их разрешении. Эффективность усвоения материала по ФЭМП зависит от выполнения практических заданий.
    Игровой

    Входит в категорию основных, поскольку игровая деятельность для дошкольников - ключевой способ познания мира и основной вид деятельности. В игровой форме дети быстрее и лучше усваивают элементарную математику. Дидактические игры в контексте ФЭМП делятся на:

    • игры-путешествия - раскрывают обыденное через необычное;
    • игры-загадки - требуют расшифровки понятий;
    • игры-предложения - развивают фантазию и логическое мышление;
    • игры-беседы - строятся на диалоге детей с воспитателем.

    Игровые комплексы позволяют развить внимание, стимулировать познание, а после ситуаций успеха дети доброжелательнее относятся к товарищам, ощущают желание учиться. Они помогают детям старшей группы детского сада постепенно войти в мир науки, знакомят с цифрами, расширяют кругозор.

    Словесный Опирается на диалог с детьми и не является ключевым. Воспитатель задает детям прямые (Как? Сколько?) или поисковые вопросы (Для чего? Почему ты так решил? Что можно сделать?).

    Для формирования элементарных математических представлений используются различные средства:

    • оборудование для самостоятельной работы и детских игр;
    • учебно-познавательная литература по предматематической подготовке;
    • комплекты наглядного демонстрационного и дидактического материала;
    • сборники упражнений и дидактических игр для развития пространственно-временных представлений;
    • методические пособия для педагогов с примерными конспектами занятий.

    Вышеперечисленные средства выполняют ряд функций:

    • преподносят математические понятия в доступной для дошкольников форме, помогая им овладеть необходимыми для получения элементарных математический знаний способами действий;
    • реализуют принцип наглядности, интенсифицируют учебный процесс, рационализируют его;
    • расширяют возможности педагогов, позволяя им эффективнее организовать учебно-познавательную деятельность и решение развивающих и воспитательных задач;
    • помогают детям приобрести опыт восприятия взаимосвязей и свойства, расширять и обогащать знания.

    Структура занятия по ФЭМП в старшей группе

    Форма традиционного школьного урока утратила свою эффективность в освоении простейших математических знаний и навыков, уступив место наблюдению, дидактическим играм, практической деятельности во всех ее видах. Структура занятия продиктована его программным содержанием и зависит от возраста детей и поставленных задач. Занятия ФЭМП по методике Помораевой в старшей группе предполагает использование нескольких видов деятельности и трех-пяти этапов в ходе реализации главной программной задачи. Части урока равнозначны и тесно взаимосвязаны друг с другом.

    Следование строгой структуре занятий позволяет:

    • объединять и реализовывать различные программные задачи;
    • активизировать не только отдельных детей, но и фронтально всю группу;
    • использовать комплект дидактических средств и методов;
    • осваивать и закреплять новые знаний, повторять пройденное ранее.

    Примерная структура ФЭМП в старшей группе

    Первый и второй этапы Новый материал изучается вначале занятия, когда дети максимально сконцентрированы и готовы к получению новых знаний, а по мере его освоения для закрепления на дальнейших уроках перемещается в другие этапы. На этом этапе воспитатель мотивирует детей к постановке задачи урока, стремится заинтересовать их темой занятия, а после демонстрирует пример применения математического навыка.
    Двигательная пауза Физкультминутки проводятся после изучения нового материала и помогают восстановить работоспособность дошкольников, нивелировать утомление. Сигналом для проведения активной паузы становится отвлечение, ослабление внимания детей, двигательное беспокойство. Кратковременные физические на занятиях по элементарной математике - это не только упражнения для пальцев рук или глазная гимнастика, но также упражнения для конечностей и туловища (прыжки, наклоны, приседания). Повысить эффективность двигательных пауз можно, если сопровождать их музыкой, песнями или стихотворением. Для закрепления можно во время разминки сочетать простейшие физические и математические упражнения: поднимать правую или левую руку по команде воспитателя; приседать столько раз, сколько покажет педагог; подпрыгнуть на один раз меньше или больше, чем указано на картинке. В качестве физкультминутки можно использовать дидактические игры.
    Третий этап Самостоятельное выполнение заданий на закрепление полученных знаний и установление связи нового материала с уже изученным.
    Четвертый этап Завершение урока - время дидактических игр, которые помогают применить полученные знания на практике и закрепить пройденное.

    В старшей группе активно используются практические занятия ФЭМП в форме дидактических упражнений, которые через использование раздаточного и демонстрационного материала позволяет детям получать математические представления. Педагог на таких уроках объясняет, показывает, указывает, демонстрирует образец, оценивает работу. Поскольку в старшем дошкольном возрасте образовательная деятельность мотивируется учебными или практическими задачами, в структуру занятий включают увлекательные упражнения на определение длины или ширины, сравнение форм и цветов, выяснения пространственно-временных отношений. Чтобы стимулировать практическую, предметно-чувственную, познавательную и воспитательную деятельность в упражнения могут включаться различные игровые элементы.

    Чаще других в ДОУ используются занятия в форме дидактических упражнений и игр, объединяющие игровые и практические методы. Игры и упражнения на таких занятиях представляют собой отдельные его части, которые последовательно сочетаются.

    Наглядность в ФЭМП в старшей группе по ФГОС

    Ключевым условием эффективности занятия по ФЭМП в старшей группе является использование методов наглядности, которые при правильном подборе способствуют усвоению знаний, повышая результативность обучения. Дошкольники мыслят конкретно, потому им легче иметь дело с вещами, а уже после со словами, потому в старшей группе принцип наглядности играет большую роль в обучении математики.

    Принципы использования наглядного материала:

    1. Наглядность эффективна только в сочетании со словесным пояснением, выделением сути. Воспитатель направляет наблюдение детей, помогая им освоить форму предметов или счет. Используя наглядный материал дошкольники не углубляют свои знания о шарах, яблоках или ежиках, а учатся абстрагироваться, выделяя форму, цвет или количество предметов.
    2. Важны рамки использования наглядности: после усвоения способа действия карточки, картинки или фигурки будут отвлекать ребенка, мешать его самостоятельности. После показа образца дети должны выполнять задание, следуя словесным инструкциям.

    Воспитателям следует тщательно продумывать место и способ использования наглядности, характер материала, чтобы дошкольники научились самостоятельно применять его для поиска ответа или контроля правильности выполнения. Демонстрационные и дидактические средства разделяются весьма условно, поскольку одни и те же материалы могут применяться и в практических заданиях, и для объяснения нового.

    Наглядный материал на занятиях по ФЭМП бывает двух видов:

    • Мелкий раздаточный. В качестве наглядного материала используется мелкий раздаточный материал, который получает каждый ребенок, и демонстрационные средства, которые печатаются на магнитной доске или фланелеграфе. Все они должны быть понятен и привлекательны внешне, чтобы вызвать интерес у детей, спровоцировать взаимодействие логического и чувственного мышления. Воспитателям важно помнить о наличии запасного материала, чтобы демонстрационные и раздаточные средства были на занятиях в достаточном для каждого воспитанника количестве.
    • Демонстрационный и дидактический. Дидактическим материалом в детском саду на занятиях по ФЭМП выступают счетные палочки, карточки, мелкие игрушки, объемные цифры, лабиринты, карты, геометрические лото, домино, занимательные кубики, геометрические фигуры для счета, таблицы, карточки с изображениями предметов или времен года, настольные игры и многое другое. Для изучения величин (толщины, ширины, высоты и длины) применяются предметы разных размеров; пространственные отношения помогают освоить наборы дидактических пособий; со временем как нельзя лучше знакомит календарь или макет часов, градуированные пробирки или банки демонстрируют разницу глубины и объема.

    При этом важно, чтобы размер раздаточного материала позволял каждому воспитаннику свободно размещать его на столе, не мешая другим. Демонстрационный материал показывается фронтально, потому должен быть значительно крупнее и больше. Чтобы обеспечить одну старшую группу для занятий по ФЭМП, потребуется 25 комплектов раздаточного и один-два комплекта демонстрационного материала.

    В работе со старшими дошкольниками преподаватели используют наглядные пособия, которые моделируют математические понятия и развивают дедуктивное мышление. Используется фланелеграф или иное полотно размером 60х30 см со специальными полосками для раскладывания карточек и изображений. Могут использоваться музыкальные инструменты и любые предметы, издающие звуки, которые помогут в установлении мощности на слух (ложки, бубны, барабаны, часы и даже капли воды). Информационные технологии - презентации и таблицы - служат одной из форм наглядности, которая способствует развитию умственных способностей у дошколят.

    Альтернативой наглядному становится занимательный математический материал, который отличается разнообразием и системностью использования. Задания предполагают нарастающую сложность упражнений и игр, чтобы в процессе их выполнения создавались условия для самостоятельных поисков и использовались методы прямого обучения. Занимательный материал комплексно воздействует на развитие математических способностей воспитанников, положительно влияя на целеустремленность, логическое мышление, пространственное воображение, умение находить способы действий для решения познавательных и практических задач. Для этих целей в детском саду могут задействованы следующие виды занимательного материала:

    1. Игрушки-головоломки - «Пирамидка», «Змейка» Рубика, «Уникуб» и прочие, которые состоят их складывающихся или вращающихся объемных геометрических фигур.
    2. Геометрические конструкторы - «Пифагор», «Танграм», «Волшебный круг», где из плоских геометрических фигур по замыслу или образцу нужно сложить сюжетное изображение.
    3. Логические упражнения, задачи на поиск недостающей фигуры или нахождение признаков схожести/отличий, распознавание частей в целом или восстановление целого из частей.
    4. Лабиринты - упражнения, которые требуют мыслительного и зрительного анализа для поиска кратчайшего пути от точки к точке.

    Игровые комплексы в усвоении элементарных математических познаний

    Методика Помораевой и Позиной по проведению доказала, что основополагающее значение в получении простейших математических познаний имеют игровые комплексы, повышающие эффективность и способствующие освоению детьми знаний в полном объеме, развивая мышление, логику и память. Занятия в традиционной форме провоцируют быструю утомляемость детей и развитие гиподинамии, потому активные формы обучения и игровая деятельность являются эффективной альтернативой привычных уроков. Игровые комплексы способствуют развитию внимания и сообразительности (через головоломки и задачи-шутки), логического мышления (через рассуждения над ходом решения задания), самостоятельности и памяти.

    Примеры практического применения игровой деятельности:

    1. Освоение понятий равенства и неравенства - дидактические игры «Исправь ошибку», «Какой цифры не стало?», «Путаница», «Назови соседей», с помощью которых дети учатся выполнять операции с цифрами в пределах 10 и пояснять свои действия.
    2. Развитие памяти и мышления - игры «Какая игрушка пропала?» и «Составь цифру».
    3. Изучение дней недели и их названий - наблюдение, в ходе которого дети обозначают разноцветными кружочками каждый день, чтобы им проще было уяснить последовательность, для закрепления знаний проводятся игры «Живая неделя» и «Дни недели».
    4. Знакомство с календарем и месяцами - игры «Круглый год», «Двенадцать месяцев» и прочие.
    5. Навыки ориентирования в пространстве - дидактические упражнения для определения своего положения в пространстве, положения предметов.
    6. Знакомство с геометрическими фигурами - игра на поиск в окружающих предметах квадратов, треугольников или кругов.

    Игровые ситуации в учебном процессе должны соответствовать времени и месту и не быть случайными. Освоив простейшие математические представления, воспитанники смогут перенести знания в нестандартные ситуации. Разновидностью занятий по ФЭМП являются занятия-праздники или уроки-развлечения, которые строятся на развлекательной составляющей, однако выполняют и образовательные задачи. На них стимулируется интеллектуальная активность детей, а соревновательный характер мотивирует их на эффективную работу.

    Дидактические пособия по ФЭМП в старшей группе

    Для формирования у дошкольников навыков по элементарной математике педагоги дошкольных учреждений используют апробированные дидактические пособия, среди которых свою эффективность доказали логические палочки и блоки X.Кюзенера и 3.Дьенеша, а также планы-конспекты занятий по ФЭМП в старшей группе авторства И.А.Помораевой и В.А.Позиной.

    Логические блоки и палочки - набор из плоских и объемных геометрических тел, где у каждого блока можно выделить свойства (толщина, величина, цвет и форма). Для работы с блоками 3.Дьенеша дети получают карточки с заданием, где символически указана последовательность, в которой нужно составить цепочку из геометрических тел, и закономерность, которую нужно учитывать. С помощью палочек X. Кюзенера, которые называют «цветные числа», можно моделировать числа, составляя из кубиков и параллелепипедов заветные числа, таким образом знакомясь с их составом.

    Методические разработки В.А.Позиной и И.А.Помораевой призваны помочь воспитателям не только в разработке тем и задач занятий, но и в реализации поставленных целей. Планы-конспекты занятий, учитывая принципы системности и последовательности, комбинируют и решают все задачи, поставленные перед педагогами программой. На игровых занятиях по методике Помораевой и Позиной используется дидактический материал, проводятся физкультминутки, изучение элементарной математики проходит в увлекательной форме без скучного заучивания, поскольку задания малышам дают сказочные персонажи, волшебники и добрые зверята.

    В.А.Помораева и И.А.Позина: планы-конспекты занятий по ФЭМП в старшей группе

    Занятия по методике Позиной и Помораевой опирается на игровые и наглядно-практические методы работы и не предполагает прямое обучение. Напротив, разработанные принципы позволяют стимулировать мыслительную активность детей, а воспитателям проявлять свой творческий потенциал.

    Поскольку в старшей группе знакомство с элементарной математикой проходит раз в неделю и предусматривает изучение простейших чисел и выполнение элементарных вычислений, знакомство с геометрическими фигурами, изучение способов визуального отображения фигур, цифр и математических элементов, примерное распределение программного материала выглядит следующим образом:

    Занятия по ФЭМП в старшей группе по методике Помораевой и Позиной наиболее эффективны, если элементарные математические познания закрепляются в домашней обстановке, для чего воспитатели проводят с родителями разъяснительные беседы, дают методический материал, выступают на родительских собраниях , поскольку освоение математических представлений проходит не только в условиях соответствующего занятия в ДОУ, но и в повседневной обстановке и дома. Доказано, что взаимодействие родителей и педагогов помогает детям быстрее и лучше освоить простейшую математику.

    Узнать больше о формировании элементарных математических познаний в ДОУ можно в статьях:
    1. Занятия по ФЭМП в средней группе
    2. Приемы развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста
    3. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста "Спасение Снеговика"

    Занятие в старшей группе по ФЭМП.

    Тема: « Одна голова хорошо, а две лучше»

    Тип деятельности: интегрированная непосредственно образовательная деятельность.

    Приоритетная область: познавательное развитие - формирование элементарных математических представлений.

    Интегрируемые образовательные области:

    социально-коммуникативное развитие;

    познавательное развитие;

    речевое развитие;

    художественно-эстетическое развитие;

    физическое развитие.

    Цель: формировать математические представления у детей дошкольного возраста (закрепление)

    Задачи:

    Образовательные:

    Обеспечить применение на практике логического мышления, сообразительности, наблюдательности, мыслительных процессов;

    Систематизировать знания детей: в навыках счета, решении математических задач, составления числового ряда, порядкового счета, умении ориентирования на листе бумаги;

    Развивающие:

    Обеспечить развитие образного восприятия и воображения;

    Обеспечит развитие свободного общения со взрослым и сверстником;

    Обеспечить развитие игровой деятельности;

    Воспитательные:

    Создать ситуацию коллективной и самостоятельной работы;

    Вызвать желание помочь друг другу;

    Порадоваться вместе с детьми;

    Подвести к мысли, что «одна голова хорошо, а две лучше»

    Предварительная работа: выучить слова стихотворения «Как хорошо

    когда много друзей» с движениями.

    Оборудование и реквизиты:

    На доске - цифры 0-10, сосульки – 10шт, для физмин- солнце-2, ласточки-3, гнездышки-5, мяч, простые карандаши, демонстрационные листы, карточки с цифрами, плоскостные геометрические фигуры на каждого ребенка, числовые домики, магнитная доска, мультимедийная установка, ноутбук, презентация к НОД, мячей по количеству детей.

    Развернутый конспект совместной деятельности

    Организационный момент.

    АМО релаксации «Как хорошо когда много друзей»

    В.:

    Ребята, давайте встанем в круг и поиграем в игру «Как хорошо когда много друзей».

    Встав в круг и взявшись за руки, дети произносят слова и выполняют движения:

    Как хорошо когда много друзей, (сужают круг, обнимаются)

    Вместе нам жить веселей. (расширяют круг)

    Я твой друг и ты мой друг, вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

    И в мир математики отправимся: «Ура!» (поднимают руки вверх и кричат: Ура!)

    Вхождение в тему (целеполагание)

    АМО «Письмо из школы Семи гномов»

    Цель: Стимулировать познавательную активность.

    Задачи: Погрузить детей в тему занятия, активизировать внимание, выполнять словесную инструкцию, использовать знания, полученные ранее, развивать мыслительные операции.

    В: Ребята, сегодня нам по интернету, прислали сообщение из школы «Семи Гномов»

    «Здравствуйте, ребята! Пишут вам гномики. Мы живём в волшебной стране геометрических фигур. Мы посылаем вам интересные игры-задания. Разгадав все задания, вы получите сюрприз. Играйте, думайте, считайте! До новых встреч!!! ».

    Ребята, а вы хотите справиться со всеми заданиями и получить приз? А вы знаете, друзья,что вместе мы справимся с любыми заданиями, которые ожидают нас!

    «Когда мы едины, мы непобедимы!» Впереди нас ждут новые игры - задания!

    В:Предлагаю сделать небольшую разминку. Вставайте в кружок.

    «Разминка с мячом» (первое задание из сосульки)

    1.Есть семь братьев, годами равные, именами разные? (дни недели)

    2.Назовите дни недели, начиная с понедельника.

    3.Сколько дней в недели?

    4.Что лишнее: понедельник, среда, пятница, осень? Почему?

    5.Какой сегодня день недели? (четверг)
    6.Вчера какой был день недели? (среда)
    7.Завтра какой будет день недели? (пятница)
    8.Назовите день недели между вторником и четвергом?

    9.Назови седьмой день недели.

    В. Молодцы. Вы готовы к работе.

    Задание 1.

    1. Изобрази в ряд геометрические формы предмета, которые я назову .

    (Раздаточный материал на каждого ребенка)

    В: Ребята, я буду называть предметы, а вы подумайте, на какую геометрическую фигуру они похожи, и разложите в ряд эти фигуры.

    Тарелка, книга, косынка, апельсин, огурец, салфетка.

    Рита, посчитай сколько всего геометрических фигур, у тебя получилось?

    (1,2,3,4,5,6 - У меня получилось всего 6 геометрических фигур)

    Молодец!

    Даша, какая фигура изображена первой? (Первая по счету фигура – круг)Почему? (Потому,что тарелка круглой формы).Молодец!

    Женя, какая фигура изображена третьей? (Третья по счету фигура –треугольник)Почему?

    (Потому, что косынка треугольной формы). Молодец!

    Ярослав, какая фигура изображена между третьей и пятой? (Между третьей и пятой расположен круг) Почему? (Потому, что апельсин круглой формы). Молодец!

    Виталик, какая фигура изображена перед третьей? (Перед третьей фигурой – прямоугольник). Почему?(Потому, что книга прямоугольной формы.) Молодец!

    Андрей, какие фигуры не назвали? (Мы не назвали две фигуры – овал и квадрат) Молодец!

    Ребята, уберите из ряда геометрических фигур: не овал, не треугольник, не круг.

    Маша, какие геометрические фигуры нужно убрать? (Прямоугольник и квадрат). Молодец!

    Тимур, как ты считаешь, чем похожи квадрат и прямоугольник?

    (У них 4 стороны и 4 угла). Молодец!

    Костя, как ты считаешь, чем отличаются квадрат и прямоугольник? (У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника две стороны длинные, а две короткие) Молодец!

    Физминутка

    Дружно встали! Отдыхаем!

    (Подъем с места, выход из-за столов)

    Все сейчас пересчитаем!

    Мы подпрыгнем столько раз, сколько солнышек у нас! (2)

    Наклонимся столько раз, сколько ласточек у нас! (3)

    И присядем столько раз, сколько гнездышек у нас! (6)

    Сядем на пол столько раз, сколько луговых, садовых и лесных цветов у нас! (0)

    Топнуть левою ногой, столько раз сколько хлопну я в ладоши!

    Топнуть правою ногой, столько раз сколько хлопну я в ладоши!

    Надо-надо разминаться!

    (Ходьба на месте)

    Продолжаем заниматься!

    (Возвращение на рабочие места)

    Задание 2.

    Дидактическая игра « Запомни и повтори»

    Пальчиковая гимнастика презентация

    В: вдоль верхней стороны листа проведите прямую линию красным карандашом;

    вдоль нижней стороны листа – зеленым карандашом; вдоль левой – синим карандашом, вдоль правой – желтым карандашом;

    В верхнем левом углу нарисуйте круг красным карандашом, в нижнем левом углу – синим карандашом, в верхнем правом – желтым карандашом, в нижнем правом – зеленым карандашом;

    В середине листа поставьте точку красным карандашом.

    Ангелина, расскажи какие геометрические фигуры и где ты их нарисовала? (Я нарисовала)

    Гимнастика для глаз презентация «Крошка Енот»

    Задание 3.

    Остались у вас силы, чтобы решать задачки? Реши задачки.

    Если я разделю яблоко пополам, сколько я детей смогу угостить? (Двух детей)

    Сколько гостей, я смогу угостить, если разделю два яблока пополам? (Четырех гостей)

    Сколько гостей можно угостить, если одну грушу разделить на четыре части?(Четырех гостей)

    Сколько носов у двух псов? (Я думаю два носа у двух псов)

    Шесть подснежников нашел Вадим, а потом еще один. Вы ответьте на вопрос: сколько он подснежников нашел? (Я считаю, что Вадим нашел семь подснежников).

    Сколько крыльев у двух скворцов? (Я считаю, что у двух скворцов четыре крыла.)

    Росли две вербы, на каждой вербе по две ветки, на каждой ветке по две груши. Сколько всего груш? (Нисколько. На вербе груши не растут)
    (третья сосулька)

    Задание 4. Работа в командах (задания из седьмой сосульки)

    Активные методы обучения «Моя компания»

    Звездочки по количеству детей, а на двух звездочках №1 и №2 – компании.

    Дети тянут жребий, у кого попадутся звездочки с цифрами, они капитаны.

    Каждый капитан по очереди выбирает себе матросов.

    Игровое упражнение «Найди пропущенное число»

    1 компания

    2компания

    Игровое упражнение «Магический квадрат»

    3компания

    Игровое упражнение «Какое число будет стоять на пятом месте»

    0 2 4 ___ __?__

    Команды выполняют задания и проверяют друг у друга правильность выполнения.


    Задание 5

    «Найдем сюрприз по плану»

    В: Ребята, нам предстоит пройти по определенному пути: вперед до строительного уголка, повернуть направо и дойти до кухонного уголка; открыть кухонный шкаф. (дети находят шкатулку). Ребята посмотрите, шкатулка закрыта. На ней замок, вместо цифр буквы. Читаем «ГАВ». Что, это замки вместо собак гавкать стали? Код должен состоять из цифр, а здесь буквы. Чем же нам может помочь эта таблица?

    Коля, какая по счету буква «А»? (первая). Молодец!

    Никита, какая по счету буква «В»? (третья). Молодец!

    Набираем код «413». Вот замок и открылся!

    Рефлексия:

    АМО «Весенняя веточка»

    Цель: Выяснить впечатление детей от занятия, их эмоциональное состояние.

    Задачи: Осознание своих чувств, эмоций и эмоций других людей.

    Необходимые материалы: на доске нарисована веточка, листья из цветной бумаги- на одной стороне схемы- картинки НОД, цветочки для веточки на каждого ребенка.

    Технология проведения:

    Ребята, с какими мы заданиями справились, для того чтобы найти сюрприз?

    (Дети перечисляют опираясь на схемы-картинки) .

    Какое задание оказалось трудным?

    Возьмите каждый цветочек и отметьте те листочки-задания, которые вам показались интересными.

    Этот метод осуществляет личностно – ориентированный подход, воспитатель получает информацию об усвоение материала, а также планирует индивидуальную работу с детьми.

    Итог: Ребята, со всеми заданиями вы справились. Молодцы! А как вы думаете, почему вам удалось справиться с заданиями? (потому, что мы дружно работали. Одна голова хорошо, а две лучше.) Ребята, вы з наете числа, умеете решать задачи, знаете геометрические фигуры. Я благодарю вас за активное участие

    Литература:

    1.Логика и мышление 5-6лет Д.Денисова

    2.Шаг в математику А.П.Багунц, М.И.Мирошник

    3.Конспекты занятий в старшей группе математика В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова

    4.Математика в детском саду В.П.Новикова

    5.Сценарии занятий с дошкольниками Е.А.Ульева

    6.Развитие элементарных математических представлений И.А.Морозова, М.А.Пушкарева

    7.Занимательная математика И.А.Яворовская

    8.Интернет ресурсы


    Программное содержание

    Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

    Продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.

    Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.

    Закреплять знание цифр от 0 до 9.

    Демонстрационный материал. Ножницы, 2 квадрата, фланелеграф, коробка с 4 квадратами разного цвета и величины, разрезанными на 4 равные части; лист бумаги, по углам и сторонам которого изображены прямые линии и круги разного цвета, в центре листа нарисована точка.

    Раздаточный материал. Квадраты, ножницы, полоски-образцы (одна на двоих детей), кубики (по 10 штук на двоих детей), пластины (одна на двоих детей), листы бумаги, цветные карандаши.

    Методические указания

    I часть. Игровое упражнение «Раздели квадрат на части».

    Воспитатель говорит детям: «Нам нужно разделить квадрат на четыре равные части. На сколько частей мы уже умеем делить квадрат? (Предлагает двум вызванным детям разделить квадрат на две равные части разными способами и объяснить свои действия.) Сколько частей получилось у каждого из вас? Какие фигуры у вас получились? (Прямоугольники и треугольники.) Как можно назвать каждую часть? Что больше: целый квадрат или его часть? Что меньше: одна вторая квадрата или целый квадрат? Как получить четыре равные части? Правильно, надо каждую половину разрезать еще раз пополам».

    Вызванные дети складывают и разрезают каждую половину пополам, воспитатель комментирует их действия и прикрепляет части к фланелеграфу. Затем уточняет: «Сколько частей получилось у каждого из вас? Как можно назвать каждую часть? (Одна четвертая.) Что больше: целый квадрат или его одна четвертая часть? Что меньше: одна четвертая квадрата или одна вторая квадрата? Что больше: половина квадрата или одна четвертая квадрата? Что меньше: одна четвертая квадрата или одна вторая квадрата?» (Воспитатель показывает сравниваемые части.)

    В коробке у воспитателя 4 квадрата разного цвета и величины, разрезанные на четыре равные части разными способами. Туда же он помещает разрезанный квадрат с фланелеграфа.

    Воспитатель вызывает четырех детей, раздает им части квадрата и предлагает составить на фланелеграфе целую фигуру.

    II часть. Игровое упражнение «Раздели квадрат и покажи его части».

    Воспитатель просит детей разделить квадраты на четыре равные части любым способом. Предварительно дети рассказывают о последовательности своих действий.

    После выполнения воспитатель предлагает поиграть: «Я буду давать задания, а вы показывать части квадрата. Составьте целый квадрат из четырех частей. Покажите одну четвертую (одну вторую, две четвертых, три четвертых) часть».

    III часть. Игровое упражнение «Построим ворота для машины».

    Дети парами располагаются на ковре. Воспитатель предлагает им построить из кубиков и пластин ворота такой высоты, через которые сможет проехать машина: «Как это можно сделать? (Нужно измерить высоту машины в самой ее высокой части.) С помощью чего можно измерить высоту?»

    Воспитатель вместе с ребенком с помощью полоски бумаги измеряет высоту машины. Дети строят ворота, высота которых равна полоске-образцу.

    После постройки ворот воспитатель провозит машины через каждые ворота.

    IV часть . Дидактическая игра «Запомни и повтори».

    У детей листы бумаги и цветные карандаши.

    Воспитатель предлагает им выполнить задания:

    — вдоль верхней стороны листа проведите прямую линию красным карандашом (вдоль нижней стороны — зеленым карандашом, вдоль левой — синим карандашом, вдоль правой — желтым карандашом);

    — в верхнем левом углу нарисуйте круг красным карандашом (в нижнем левом углу — синим карандашом, в верхнем правом — желтым карандашом, в нижнем правом — зеленым карандашом);

    — в середине листа поставьте точку красным карандашом.

    После выполнения задания воспитатель спрашивает: «Что и где вы нарисовали?» (Дети называют фигуру, ее цвет, место расположения и сверяют свои работы с образцом воспитателя.)

    Занятие №2

    Программное содержание

    Продолжать учить понимать отношения рядом стоящих чисел в пределах 10.

    Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению.

    Закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

    Дидактический наглядный материал

    Демонстрационный материал. Фланелеграф, по 10 треугольников и квадратов; карточка с тремя окошками (в центральном окошке — числовая карточка с 2 кругами и карточки с 1 и 3 кругами).

    Раздаточный материал. Двухполосные карточки, треугольники и квадраты (по 12 штук для каждого ребенка); карточки с тремя окошками (в центральном окошке числовой карточки изображено от 2 до 9 кругов), наборы числовых карточек с изображением от 1 до 10 кругов; конверты, в которых лежат части геометрических фигур (одна вторая или одна четвертая круга, квадрата или прямоугольника), коробки с остальными частями фигур (одна на двоих детей), карточки с цифрами от 0 до 9.

    Методические указания

    I часть . Дидактическая игра «Отсчитай-ка».

    Воспитатель предлагает детям выполнить задания:

    — отсчитайте на верхней полоске карточки на один треугольник больше, чем число 9. Сколько треугольников вы отсчитали? Почему вы отсчитали столько треугольников?

    — отсчитайте на нижней полоске карточки на один квадрат меньше, чем число 10. (Вопросы те же.)

    Каждый раз дети обозначают числа цифрами и называют их.

    Затем воспитатель уточняет: «Какими числами можно обозначить это количество треугольников (квадратов)? Какое число больше: десять или девять? Какое число меньше: девять или десять? На сколько число десять больше числа девять? На сколько число девять меньше числа десять? Как можно уравнять эти числа?»

    Дети уравнивают числа выбранным способом и объясняют свои действия. Одновременно несколько детей выполняют это задание на фланелеграфе.

    II часть. Дидактическая игра «Найди соседей».

    Воспитатель объясняет детям правила игры: «У каждого числа есть два соседа. Мы должны их найти. Например, у числа два старший сосед число три, оно на один больше, а младший сосед — число один, оно на один меньше. (По мере называния чисел воспитатель демонстрирует соответствующие числовые карточки и закрывает ими пустые квадраты.) А теперь заполните свои карточки».

    Дети по сигналу воспитателя выполняют задание и обосновывают свой выбор.

    Игра повторяется 3 — 4 раза со сменой карточек.

    III часть. Дидактическая игра «Составь целое по его части».

    В конверте каждого ребенка находится по одной второй (одной четвертой) части какой-либо геометрической фигуры.

    Воспитатель предлагает составить целую геометрическую фигуру по ее части, выбрав недостающие из коробки.

    После выполнения задания дети определяют, какие фигуры у них получились и из скольких частей они состоят.

    Затем воспитатель уточняет у детей: «Как можно назвать каждую часть вашей фигуры? Что больше: целое или одна вторая (одна четвер-тая) часть? Что меньше: одна вторая (одна четвертая) часть или целое?»

    IV часть. Игровое упражнение «Определи правильно».

    Дети встают полукругом. Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку, который должен ответить на него. Например: «Что выше: здание детского сада или береза на нашем участке? Что ниже: кусты сирени на нашем участке или рябина?» и т.д.

    Занятие №3

    Программное содержание

    Совершенствовать умение составлять число 5 из единиц.

    Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.

    Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

    Дидактический наглядный материал

    Демонстрационный материал. Три плана-схемы движения, карточки с изображением от 3 до 5 кругов, календарь недели в форме диска со стрелкой, карточка с цифрой 5.

    Раздаточный материал. Картинки с изображением одежды и обуви, цветные карандаши (по 6 штук для каждого ребенка), коробки со звездами (по 4 штуки для каждого ребенка), карточки с изображением лабиринтов (для каждого ребенка), простые карандаши, карточки с цифрой (по 5 штук для каждого ребенка).

    Методические указания

    I часть. Игровое упражнение «Составь число правильно».

    Воспитатель предлагает детям составить число с помощью предме-тов: «Определите, каким числом можно обозначить количество кругов на карточке, и составьте это число с помощью карандашей разного цвета (карточек с изображением предметов одежды, обуви)».

    Игровое упражнение повторяется 3 — 4 раза со сменой карточек.

    После выполнения задания воспитатель задает детям вопросы: «Каким числом вы обозначили количество предметов на карточке? Сколько всего предметов вы взяли? Сколько каких предметов вы взя-ли? Как вы составили число?»

    Воспитатель показывает детям карточку с цифрой 5 и предлагает составить это число из единиц. Затем уточняет: «Сколько единиц мы взяли? Как составили число пять?» (Один, один, один, один и еще один.)

    II часть. Игровое упражнение «Найдем секрет по плану».

    Воспитатель вместе с детьми рассматривает план и ориентиры движения и предлагает пройти по определенному пути, например: вперед до строительного уголка, повернуть направо и дойти до кукольного уголка, повернуть налево и дойти до уголка природы (коробочки со звездочками). Точкой отсчета движений является стол воспитателя.

    В следующий раз точка отсчета, направление движения и ориентиры меняются. Упражнение по очереди выполняют 3—4 ребенка. После каждого задания дети рассказывают о направлении своего движения.

    III часть . Игровое упражнение «Назови дни недели».

    Воспитатель вместе с детьми рассматривает календарь и уточняет название каждого дня недели, указывая его стрелками. Затем дает детям задания:

    — покажите на календаре, какой сегодня день недели, и назовите его;

    — покажите и назовите, какой день недели был вчера;

    — покажите и назовите, какой день недели будет завтра.

    IV часть. Игровое упражнение «Найди выход из лабиринта».

    У каждого ребенка карточки с изображением лабиринта. Воспитатель предлагает рассмотреть лабиринты, найти выходы из них и прочертить их карандашом. После выполнения каждого задания дети рассказывают о своих действиях.

    В конце занятия дети получают звездочки.

    Занятие №1

    Программное содержание

    Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 8 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число... больше числа...», «На сколько число... меньше числа...»

    Познакомить с цифрой 5.

    Развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой длины, равные образцу.

    Совершенствовать умение различать и называть знакомые объемные и плоские геометрические фигуры.

    Развивать умение видеть и устанавливать ряд закономерностей.

    Демонстрационный материал. Трехполосное наборное полотно, 22 круга белого цвета (снежные комки), домик, составленный из полосок, фланелеграф, 2 корзины, набор плоских и объемных фигур-«льдинок», силуэты лыж разной длины (3 штуки), картинка с изображением перчатки на правую руку, карточки с цифрами от 1 до 5.

    Раздаточный материал. Двухполосные карточки, «льдинки» разной формы (по 20 штук для каждого ребенка), наборы счетных палочек, силуэты лыж (по количеству детей), карточки с цифрами от 1 до 5, листы бумаги, цветные карандаши.

    Методические указания

    Игровая ситуация «Снежный городок».

    I часть. Игровое упражнение «Строим снежную крепость».

    Работа организуется на трехполосном наборном полотне.

    После выполнения задания воспитатель выясняет, почему дети отсчитали столько комков. (Я отсчитал семь комков, потому что семь больше шести на один.)

    На третьей полоске дети отсчитывают на один комок больше, чем на второй полоске, и отвечают на вопросы: «Какое число вы получили? Почему отсчитали восемь комков?» (Дети обосновывают свой ответ, сравнивая числа 8 и 7.)

    Воспитатель обращает внимание детей на количество комков на всех трех полосках: «Какими числами можно обозначить количество комков на каждой полоске? Что можно сказать о числе семь? (Семь больше шести на один, но меньше восьми на один.) Вот мы и построили снежную крепость».

    II часть. Игровое упражнение «Играем с льдинками».

    Воспитатель предлагает детям: «Отсчитайте на верхней полоске карточки на одну „льдинку" больше, чем число, которое я назову. (Воспитатель называет число восемь.) Сколько „льдинок" вы отсчитали? (Девять.) Почему вы отсчитали девять „льдинок"? (Я отсчитал девять «льдинок», потому что девять больше восьми на один.) Отсчитайте на нижней полоске карточки на одну „льдинку" меньше, чем на верхней полоске. Сколько „льдинок" вы отсчитали? (Восемь.) Почему вы отсчитали восемь „льдинок"?»

    Воспитатель предлагает детям уравнять количество «льдинок» любым способом и обосновать свой выбор.

    III часть . Игровое упражнение «Найди пару лыж».

    На фланелеграфе три лыжи разной длины, у детей лыжа-образец, к которой надо найти пару.

    Воспитатель предлагает вызванному ребенку найти лыжу, которая подойдет по длине к его лыже. Ребенок называет способы проверки задания и показывает их.

    Задание повторяется с другими образцами.

    IV часть . Игровое упражнение «Одеваем перчатки на прогулку».

    Воспитатель показывает картинку с изображением перчатки и предлагает рассмотреть ее: «Сколько „домиков" для пальчиков у перчатки? (Пять.) Покажите цифру, обозначающую число один».

    Вызванный ребенок располагает цифру 1 над «домиком» для большого пальца.

    Затем дети вместе с воспитателем обозначают цифрами «домики» для указательного, среднего и безымянного пальцев.

    Воспитатель показывает цифру 5 и объясняет, что этой цифрой можно обозначить число 5, и располагает цифру 5 над «домиком» для мизинца.

    Дети называют цифры по порядку.

    Затем обводят свои ладошки на листах бумаги, считают, сколько всего пальчиков, раскладывают над ними карточки с цифрами от 1 до 5 и называют цифры. Цифру пять они обводят цветным карандашом.

    V часть . Игра-эстафета «Кто быстрее разложит „льдинки"».

    Дети делятся на две команды путем пересчета на «первый — второй».

    Воспитатель предлагает детям разложить «льдинки» в две корзины.

    Первая команда выбирает и складывает в корзину все плоские «льдинки», а вторая команда — все объемные «льдинки». В процессе проверки дети называют форму «льдинок».

    VI часть . Игровое упражнение «Строим ледяной дом».

    Воспитатель предлагает детям построить по образцу дом из счетных палочек, а затем переложить две палочки так, чтобы дом смотрел в другую сторону (см. рисунок).

    Вызванный ребенок перестраивает дом на образце, остальные дети выполняют задание на местах.

    Занятие №2

    Программное содержание

    Продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими числами 9 и 10.

    Познакомить с цифрой 6.

    Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, равной образцу.

    Закреплять пространственные представления и умение использовать слова: слева, справа, внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом.

    Упражнять в последовательном назывании дней недели.

    Дидактический наглядный материал

    Демонстрационный материал. Фланелеграф, макет комнаты с плоскостными изображениями предметов мебели и предметов одежды Незнайки, письмо Незнайки, «шарфики»-полоски одинаковой длины и цвета, но разной ширины (по количеству детей), 6 кругов разного цвета, карточки с цифрами от 1 до 6.

    Раздаточный материал. Двухполосные карточки, снежинки (по 20 штук для каждого ребенка), «шарфики»-полоски, по ширине равные одному из образцов «шарфика»-полоски одинаковой длины и цвета, но разной ширины (по 4 штуки для каждого ребенка), цветные карандаши (по 6 штук для каждого ребенка), карточки с цифрами от 1 до 6, листы бумаги.

    Методические указания

    I часть. Игровое упражнение «Отвечаем на вопросы Незнайки».

    Воспитатель сообщает детям о письме от Незнайки, в котором он просит о помощи: «Карандаш нарисовал десять снежинок, а я — девять снежинок. Я хочу, чтобы у нас с Карандашом было поровну снежинок».

    Воспитатель предлагает детям выложить на верхней полоске двухполосной счетной карточки 10 снежинок, а на нижней — 9. Затем спрашивает: «Какими числами можно обозначить количество снежинок? Какое число больше: десять или девять? Какое число меньше: девять или десять? На сколько число десять больше девяти? На сколько число девять меньше десяти?»

    Воспитатель предлагает детям помочь Незнайке уравнять количество снежинок. Дети обсуждают варианты выполнения задания, выполняют уравнивание любым способом и поясняют свои действия, например: «Я добавил к девяти снежинкам еще одну и их стало по десять, поровну».

    II часть. Игровое упражнение «Подбираем краски для Карандаша».

    Воспитатель предлагает детям помочь Карандашу подобрать пять красок для картины. Вызванный ребенок отсчитывает на доске 5 кругов разного цвета. Дети проверяют количество и цвет красок. Затем обозначают количество красок соответствующей цифрой на доске.

    Карандаш просит подобрать ему еще одну краску. Вызванный ребенок выполняет задание, другие дети проверяют, сколько всего стало красок.

    Воспитатель уточняет: «Какое число получилось? Какой цифрой можно обозначить число шесть?»

    Выслушивает ответы детей и показывает карточку с цифрой 6. Дети находят ее у себя, обводят рукой и предполагают, на что она похожа.

    III часть. Игровое упражнение «Рисуем с Карандашом разноцветные дорожки».

    Карандаш предлагает детям на листе бумаги нарисовать 6 разноцветных дорожек.

    Воспитатель уточняет у детей: «Сколько дорожек вы нарисовали? Какой цифрой можно обозначить число шесть?»

    Затем просит найти и показать цифру 6.

    IV часть. Игровое упражнение «Найдем шарфики для Незнайки и Карандаша».

    На детских кроватках и у воспитателя на столе разложены наборы шарфиков (по 4 штуки) одинаковой длины и цвета, но разной ширины. У детей по одному шарфику, равному по ширине одному из четырех шарфиков.

    Вызванному ребенку воспитатель предлагает найти шарфик такой же ширины среди шарфиков, лежащих на столе, и проверить правильность выбора путем непосредственного сравнения шарфиков.

    Затем воспитатель просит детей запомнить ширину своих шарфиков и найти на кроватках шарфики такой же ширины. Дети проверяют правильность выполнения задания путем непосредственного сравнения шарфиков.

    V часть. Подвижная игра «Дни недели, стройтесь».

    Игра проводится 3—4 раза со сменой карточек (см. Декабрь, занятие 4).

    VI часть . Игровое упражнение «Поможем Незнайке найти вещи».

    На фланелеграфе макет комнаты Незнайки (можно использовать кукольную мебель). Вещи Незнайки спрятаны в разных местах комнаты: шляпа около шкафа, ботинки рядом со стулом и за кроватью и т.д.

    Воспитатель выясняет у детей местоположение каждой вещи: «Где лежит шляпа? (Шляпа лежит около шкафа.) Где стоят ботинки?»

    Дети помогают Незнайке собраться в гости к Карандашу.

    Занятие №3

    Программное содержание

    Продолжать формировать представления о равенстве групп предметов, учить составлять группы предметов по заданному числу, видеть общее количество предметов и называть его одним числом.

    Познакомить с цифрой 7.

    Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой высоты, равные образцу.

    Учить ориентироваться на листе бумаги.

    Дидактический наглядный материал

    Демонстрационный материал. Трехступенчатая лесенка, магнитная доска, лисички, медвежата и зайчики (по 9 штук), круги красного, желтого, зеленого и синего цветов (по 1 штуке), 4 елочки разной высоты, карточки с цифрами от 1 до 7.

    Раздаточный материал. Трехполосные карточки, листы бумаги, елочки (по количеству детей), наборы цветных карандашей, круги, квадраты, треугольники (по 9 штук для каждого ребенка), карточки с цифрами от I до 7.

    Методические указания

    I часть. Игровое упражнение «Отсчитай столько же».

    Упражнение выполняется на трехступенчатой лесенке.

    Воспитатель предлагает ребенку поставить на верхнюю ступеньку лесенки 7 лисичек. После выполнения задания спрашивает: «Сколько лисичек ты отсчитал? Каким числом можно обозначить семь лисичек? Какой цифрой можно обозначить число семь?»

    Воспитатель показывает цифру 7. Дети находят ее у себя и обводят рукой.

    На второй ступеньке ребенок ставит столько медвежат, сколько лисичек на первой ступеньке. («Почему ты отсчитал столько медвежат?») На третьей ступеньке — столько зайчиков, сколько медвежат. (Вопросы те же.)

    После выполнения упражнения воспитатель спрашивает: «Что можно сказать о количестве лисичек, медвежат и зайчиков?» (По семь, поровну.)

    Воспитатель обобщает: «Семь лисичек, семь медвежат, семь зайчиков, всех по семь». Затем просит детей показать соответствующую цифру.

    II часть. Работа с раздаточным материалом.

    Дети выполняют аналогичное задание на трехполосных карточках. На верхнюю полоску они кладут 9 треугольников, на вторую — 9 кругов, на третью — 9 квадратов.

    Физкультминутка

    Воспитатель читает стихотворение и вместе с детьми выполняет соответствующие движения.

    Две лягушки

    Видим, скачут по опушке (Руки на поясе, полуприседания с поворотом вправо и влево.)

    Две зеленые лягушки.

    Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки.)

    Прыгать с пятки на носок. (Переступание с носка на пятку.)

    На болоте две подружки, (Руки на поясе, полуприседания с поворотом вправо и влево.)

    Две зеленые лягушки,

    Утром рано умывались, (Движения по тексту.)

    Полотенцем растирались,

    Ножками топали,

    Ручками хлопали,

    Вправо наклонялись,

    Влево наклонялись.

    Вот здоровья в чем секрет, (Ходьба на месте.)

    Всем друзьям физкультпривет!

    III часть. Игровое упражнение «Расположи правильно».

    Воспитатель вместе с детьми рассматривает магнитную доску: «На какую геометрическую фигуру похожа доска? Что есть у доски прямоугольной формы?» (Жестом показывает стороны и углы.)

    Воспитатель предлагает вызванному ребенку показать стороны магнитной доски и назвать их. (Верхняя сторона, нижняя сторона и т.д.)

    Воспитатель показывает и называет углы: «Правый верхний угол, левый нижний угол». Затем дает задание: «Положите красный круг в правый верхний угол, зеленый круг — в правый нижний угол, желтый — в левый верхний угол и синий — в левый нижний угол. (Дети выполняют задания по очереди.) В каком углу вы расположили красный круг? В каком углу зеленый круг?» и т.д.

    IV часть . Игровое упражнение «Рисуем узор».

    Воспитатель просит детей вдоль верхней стороны листа нарисовать линию красным карандашом, вдоль нижней стороны — синим карандашом и справа провести желтую линию, слева — зеленую.

    Затем выясняет: «Вдоль какой стороны нарисована красная линия? На какой стороне синяя линия?» и т.д. Детям предлагается нарисовать узор, используя любые геометрические фигуры, на середине листа.

    V часть . Игровое упражнение «Найдем елочку такой же высоты».

    У детей елочки-образцы. В групповой комнате расставлены 4 елочки разной высоты.

    Воспитатель предлагает детям запомнить высоту своих елочек и найти елочки такой высоты среди стоящих в группе. Правильность выполнения задания проверяется путем непосредственного сравнения.

    Занятие №4

    Программное содержание

    Познакомить с количественным составом числа 3 из единиц.

    Познакомить с цифрой 8.

    Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: прямоугольника, квадрата, круга, треугольника.

    Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.

    Дидактический наглядный материал

    Демонстрационный материал. Счетная лесенка, лисенок, медвежонок, зайчонок; предметы разной формы (по количеству детей), 8 снежинок, карточки с цифрами от 1 до 8.

    Раздаточный материал. Наборы плоских геометрических фигур, плоские или объемные геометрические фигуры (по количеству детей), разноцветные листы бумаги квадратной формы, снежинки (по 10 штук для каждого ребенка), карточки с цифрами от 1 до 8.

    Методические указания

    I часть. Игровое упражнение «Составим число».

    На счетной лесенке выставлены 3 игрушки: лисенок, медвежонок, зайчонок. Воспитатель спрашивает детей: «Какие игрушки вы видите? Сколько всего игрушек? Сколько каких игрушек вы видите? (Один лисенок, один медвежонок, один зайчонок.) Как вы составили число три?» (Один, один и один — будет число три.)

    II часть . Работа с раздаточным материалом.

    Воспитатель предлагает детям составить число три с помощью разных геометрических фигур. При этом ни одна геометрическая фигура не должна повторяться дважды. После выполнения задания воспитатель выясняет: «Сколько всего геометрических фигур? Сколько каких геометрических фигур вы взяли? Как вы составили число три?»

    III часть. Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы».

    Воспитатель уточняет, какие геометрические фигуры знают дети, предлагает назвать сначала только плоские геометрические фигуры, затем только объемные.

    Воспитатель предлагает детям взять по одной фигуре. По сигналу они находят в группе предметы, форма которых похожа на их геометрические фигуры. Затем дети рассказывают о форме предметов, сравнивая их с фигурой. (Я нашел салфетку квадратной формы. У нее тоже четыре угла и четыре стороны, как у квадрата.)

    IV часть . Игровое упражнение «Приготовим снежинки для салфеточки».

    Воспитатель к семи снежинкам предлагает добавить еще одну и сосчитать, сколько стало снежинок. Затем выясняет, какой цифрой можно обозначить число 8.

    Он показывает карточку с цифрой 8. Дети находят ее у себя и обводят по контуру.

    Воспитатель уточняет: «Какое число обозначает цифра восемь? На что она похожа?»

    V часть . Игровое упражнение «Разложи снежинки правильно».

    У детей квадратные листы бумаги разного цвета.

    Воспитатель предлагает украсить салфетки снежинками: «Одну снежинку положите посредине салфетки. Одну снежинку положите в верхний левый угол. Одну снежинку — в нижний левый угол» и т.д. (После выполнения каждого задания уточняет: «Где положили снежинку?»)



    Похожие статьи