• Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Живая земля. Открытое занятие «Скоро в школу нам шагать - что там будем изучать

    20.08.2019













    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Практическая опытно-экспериментальная деятельность формирует элементарные экологические знания детей, расширяет детский кругозор, позволяет развивать познавательный интерес детей, их умение рассуждать и анализировать.

    Цель: расширить и уточнить знания детей о свойствах воды.

    Задачи:

    • Помочь детям выявить вещества, которые растворяются в воде.
    • Познакомить детей со способом очистки воды - фильтрованием.
    • Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

    Форма организации: экспериментально-исследовательская деятельность.

    Оборудование: Вода, мука, сахар, растительное масло. Марля, марганцовка. Сосуды разного размера и формы. Воронки, передники клеенчатые, клеенки для столов. Компьютер, экран, мультимедийная установка.

    Предварительная работа: вспомнить уже известные детям свойства воды: прозрачность, отсутствие вкуса, запаха, познакомить со свойствами – текучесть, возможность растворять различные вещества, способность переходить из одного состояния в другое. Повторить правила работы с незнакомыми веществами: нельзя пробовать вещества на вкус - есть опасность отравиться; нюхать надо осторожно, направляя запах от стакана ладошкой.

    Ход занятия

    Задача Метод (прием) Содержание Время
    1. Вводная часть.
    Ввести детей в тематику мероприятия. Художественное слово.
    Воспитатель:
    Вы слыхали о воде?
    Говорят она везде!
    В луже, в море, в океане
    И в водопроводном кране,
    Как сосулька, замерзает,
    В лес туманом заползает,
    На плите у нас кипит,
    Паром чайника шипит
    Без неё нам не умыться,
    Не наесться, не напиться!
    Смею вам я доложить:
    Без неё нам не прожить.
    2 мин.
    2. Основная часть
    Повышать познавательный интерес и речевую активность детей.
    Беседа. Постановка проблемной ситуации. Как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о воде. Ребята, а вы знаете, что вода – волшебница? Я хочу пригласить вас в лабораторию. Мы сейчас превратимся в волшебников и займемся опытами с водой (Дети рассаживаются за столы). 10 мин.
    Опыты, исследовательский метод.
    Воспитатель: Давайте посмотрим, что произойдет, если растворить исследуемые вещества в воде? (Дети растворяют различные вещества в разных сосудах)
    Диалог с детьми, рассуждения детей. Эвристическая беседа (поэлементное усвоение опыта).
    Что произошло с водой? Сахар быстро растворяются в воде, вода остается прозрачной. Мука тоже растворяется в воде, но вода становится мутной. После того как вода немного постоит, мука оседает на дно, но раствор продолжает оставаться мутным. Порошок марганцовки быстро изменили цвет воды, значит, растворяются хорошо. Масло не растворяется в воде: оно либо растекается по ее поверхности тонкой пленкой, либо плавает в воде в виде желтых капелек. 3 мин.
    Поддержать чувство радости от общения с героем, смена вида детской деятельности. Физкультминутка «К речке быстрой»
    К речке быстрой мы спустились,
    (шагаем на месте )
    Наклонились и умылись.
    (наклоны вперед, руки на поясе)
    Раз, два, три, четыре,
    (хлопаем в ладоши)
    Вот как славно освежились.
    (встряхиваем руками )
    Делать так руками нужно:
    Вместе – раз, это брасс.
    (круги двумя руками вперед)
    Одной, другой – это кроль.
    (круги руками вперед поочередно)
    Все, как один, плывем как дельфин.
    (прыжки на месте)
    Вышли на берег крутой
    (шагаем на месте )
    И отправились домой.
    2 мин.
    Метод проблемного изложения на примере сказки. Воспитатель: Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? (Ответы детей) Почему нельзя было пить эту воду? Правильно потому, что она грязная. 10 мин.
    Поэлементное усвоение опыта. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно нужно глотнуть хотя бы глоточек воды. Существуют разные способы очистки воды. С самым простым способом, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды. Вместе с детьми выясняем, как сделать очистительные устройства – фильтры. Итак, если бы Аленушка с Иванушкой знали, что воду можно очистить, пропустив ее через платок, то беды можно было избежать.
    Физкультминутка. Дидактическая игра. «Вода – не вода». Игра на внимательность. Если названное слово обозначает то, что содержит воду, дети встают. Если предмет имеет косвенное отношение к воде, дети садятся и поднимают руки. Если предмет или явление не имеет отношения к воде – дети хлопают в ладоши. Слова для игры: река, поезд, щука, корабль, облако, солнце, лужа, лодка, стул, пароход, поезд, снег, ветер, озеро, дельфин. 2 мин.
    3. Заключительная часть
    Побуждать детей делать простейшие обобщения на основе имеющихся знаний. Подведение итогов, вывод.

    Беседа, фиксация результатов опыта.

    Воспитатель: Что произошло после фильтрования воды с разными веществами?
    Масло удалось отфильтровать быстро, потому что оно не растворилось в воде, на фильтре хорошо видны следы масла.
    Сахар не отфильтровался, потому что, хорошо растворился в воде. Марганцовка отфильтровалась частично, т.к. она окрасила воду в розовый цвет. Мука прошла через фильтр частично, на фильтре осталась часть муки и вода осталась мутной.
    5 мин.
    Поддерживать положительно-эмоциональный настрой группы, мотивировать детей на последующую опытно-экспериментальную деятельность.
    Сюрпризный момент. Фантазирование, технология ТРИЗ. Воспитатель: А сейчас, мы превратимся с вами в магов и чародеев.
    Проводятся фокусы с водой: Приложение
    В стакан с водой опускаем булавку. Как можно достать булавку, не замочив при этом руки? (С помощью магнита.)
    Воспитатель благодарит детей за активное участие и дарит всем мыльные пузыри.

    Цель: Формирование представлений о плавлении и отвердевании веществ. Способствовать развитию познавательной активности. Развивать любознательность, воображение.

    Задачи: Расширять представления детей о химических свойствах окружающего мира. Познакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, растворение и т.д.). Развивать навыки исследования, умения анализировать наблюдаемые явления, формулировать выводы. Закреплять опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов. Воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в команде, развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас детей.

    Материал: две картины зима и лето, парафин, лед, плитка, металлическая кружка, таз с холодной водой.

    Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними, они сегодня посмотрят, как мы с вами будем играть.

    Повернись налево к другу

    Левую дай руку другу

    Шаг назад, и два – вперед!

    Влево – вправо поворот!

    Покружимся, повернемся

    Снова за руки возьмемся.

    Три шага вперед, дружок

    Станет тесным наш кружок!

    Покружились, потолкались

    Повернулись, разбежались!!!

    Вижу, Вы, готовы, присаживайтесь. Сегодня мы отправляемся в нашу лабораторию, которую создали в нашей группе.

    — Что такое лаборатория?

    Мы будем лаборантами.

    — Кем, вы будете? (лаборантами).

    Чтобы начать проводить опыты. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Каждый из лаборантов их должен выполнять:

    • Внимательно слушать старшего лаборанта.
    • Не шуметь, не мешать, друг другу выполнять, все задания.
    • Соблюдать правила безопасности.

    Приготовились: « 1,2,3,4,5

    Вокруг себя верчусь, в лаборанта превращусь».

    Внимание на монитор посмотрите, какие герои в лаборатории сегодня у вас в гостях.

    Как, зовут этих героев? (Винни – пух, пятачок)

    Что же сегодня приготовили для вас эти замечательные герои «Диснея», сейчас и начнем узнавать.

    Также интересный материал по экспериментально – опытнической деятельности:

    Воспитатель. Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Да) . Тогда слушайте.

    Дел у меня немало – я белым одеялом
    всю землю укрываю, в лед реки превращаю,
    белю леса, поля, дома, а зовут меня… (Зима)

    Как хорошо, привольно жить!
    Играй — и некуда спешить!
    Устал на улице играть —
    Иди купаться, загорать. —
    Всё в мире солнышком согрето,
    Пришло оно, настало …!
    Ответ (Лето)

    Скажите, зима сразу превратится в лето?

    Нет, сначала зима, потом будет весна, а затем лето.

    Весной бывает холодно? (да) А тепло бывает? (да)

    Весной бывает то холодно, то тепло, значит, весна – это зима и лето одновременно: иногда холодно – но чаще? (тепло). Светит солнце, снег и лед начинают таять. Все теплее и теплее на улице. А потом, наступает? (лето). После лета, наступит? (осень). Осенью все холоднее и холоднее даже скажут нам об этом наши гости, но иногда еще бывает тепло. Значит осень – это уже не лето, но и ещё, ни зима. Осень это и зима и лето одновременно.

    А что, бывает зимой? (снег, лед)

    Лед, какой? (холодный, твердый и т.д.).

    Пройдите, пожалуйста, к столам, возьмите кусочек льда. Как только вы его взяли, что происходит? (начал таять).

    От чего так происходит? (от теплоты рук).

    Попробуйте сломать?

    Возьмите лед и посмотрите через него на свой палец?

    Что скажите своим друзьям, лед какой? (лед прозрачный)

    Молодцы! Теперь возьмите рядом на тарелочке другой кусочек.

    Они похожи? Что это такое вы знаете? Может, быть, знают ваши друзья?

    Не знаете, а знаю – это парафин (хоровое и индивидуальное повторение).

    Какой парафин? (твердый, непрозрачный и т.д.)

    Как вы думаете, может ли парафин стать жидким.

    Давайте вспомним: что мы делали со льдом, чтобы он превратился в воду? (нагревали).

    А как нагревали? (ладошками)

    Пробуйте, нагреть парафин ладошками, получается? (нет)

    Скажите, руки у вас горячие? (теплые)

    Верно, теплые. Почему же тогда парафин не тает? Кто скажет?

    Дети: мало тепла, руки не достаточно горячие.

    Как же нам быть. Если руками не получается. Может, есть что – то, что может быть еще горячее?

    Дети: солнце, плита.

    Ну, солнце на улице, а вот плита у нас есть. Она очень горячая!

    Дети: нагревать.

    Отлично, давайте нагреем парафин, а чтобы он не пролился, поместим его в железную кружку. Дети наблюдают за плавлением парафина, пока он не растает.

    — Что теперь в кружке?

    Дети: жидкость

    — А откуда взялась жидкость, кто объяснит нашим друзьям?

    Дети: Парафин после нагревания стал жидким.

    Молодцы! Предлагаю отдохнуть. В круг скорее дружно встанем.

    Разминка

    Все движения разминки повторяем без запинки!

    Эй! Попрыгаем на месте

    Эх! Руками машем вместе.

    Эхе – хе! Прогнули спинки,

    Посмотрели на ботинки.

    Эге – ге! Нагнулись ниже

    Наклонились к полу ближе.

    Повертись на месте ловко.

    В этом нам нужна сноровка.

    Что, понравилось, дружок?

    Завтра будет вновь итог!

    Ребята, теперь вы знаете, что твердое может превратится в жидкое.

    — как сделать, чтобы он опять стал твердым?

    Дети: охладить.

    Правильно, чтобы жидкий, горячий парафин стал твердым его нужно охладить.

    Как это сделать? Вы знаете?

    Высказывания детей.

    Нужно взять холодную воду и влить туда горячий парафин.

    — Что происходит с жидкостью?

    Дети: Стала остывать, поменяла цвет, собралась в одно целое.

    Умнички, все, верно, предлагаю потрогать парафин, каким стал.

    Дети: Был парафин жидким, теперь стал твердеть.

    Вывод: Горячее нагревает – холодное остужает.

    Сейчас будем играть в игру, которую для вас приготовили наши друзья Винни – пух и пятачок называется «Твёрдое – жидкое». Если предмет «твердый», то приседаете и руками обхватываете колени, а если «жидкий» — встаете и поднимаете руки вверх.

    Например: (брусок – вода; кирпич – чай; камень – молоко; лед – сок; пенал – коктейль; и т.д.).

    Молодцы. Ребята!

    Время наше подошло к концу. Нам пора возвращаться в группу, скажем нашим друзьям до свидания, до новых встреч. Произнесем наши слова: «Вокруг себя повернись и в ребенка превратись».

    Открытое занятие по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Эксперименты с мукой»

    Тема: «Эксперименты с мукой».

    Цель:

    Задачи:

    Образовательные:



    Развивающие:



    Воспитывающие:



    Предварительная работа:

    .

    Демонстрационный материал : Заготовка для кроссворда. Картинки полей с зерновыми культурами. Выставка мучных изделийСахар, дрожжи. Пшеница, овёс-очищенный и не очищенный.

    Раздаточный материал: Плоская тарелка, лупа, ложка, кувшин с водой,2 салфетки. глубокие мисочки -комплект на 2 детей

    Оборудование: Кофемолки (Ручная и электрическая)

    Методы и приемы:
    Словесные: беседы с детьми, рассказ, объяснения, вопросы, пояснения, педагогическая оценка, инструкция.
    Наглядные для рассматривания колоски. Хлебные зерновые культуры (зерна пшеницы, ячменя. риса, овса, кукурузы, ржи) , картинки.

    Практические: элементарные опыты

    Ход занятия.
    Организационный момент.

    Я получила странное письмо. В письме четыре пустые клетки – зашифрованное слово. И только, выполнив определенные задания, вы поможете мне узнать, что же в нем написано.

    В первой клетке живет буква, которая спряталась в слове МАКАРОНЫ, и стоит на первом месте. (М)
    Во второй клетке живет буква, которая спряталась в слове БУЛКА, и стоит на втором месте. (У)
    В третьей клетке живет буква, которая спряталась в слове БУБЛИК, и стоит в конце слова. (К)
    В четвертой клетке живет буква, которая спряталась в слове БАТОН, и стоит в нем на втором месте. (А)
    – Давайте прочитаем, какое же слово у нас получилось!
    (МУКА)

    – А для чего нужна мука?
    Ответы: -Для того, чтобы выпекать хлеб, батон, булки, печенье
    – Молодцы! Вы все ответили правильно. Мука нужна для того, чтобы выпекать хлебобулочные, кондитерские,макаронные изделия.

    Отгадайте загадки:

    Был крупинкой золотой,

    Стал зелёною стрелой.

    Солнцк летнее светило,

    И стрелу позолотило.

    Что за стрела?

    Какое море за селом волнует ветерок?

    В нем волны можно собирать, укладывать в мешок

    Сто братьев одну избушку собрались ночевать

    (зёрна в колосе)

    Давайте рассмотрим колоски, которые вырастили на наших полях.

    Практическая часть
    – предлагаю изучить свойства муки.

    Осторожно понюхайте муку. Мука имеет запах? (Да, у муки есть запах, но он какой-то особенный) – Мука имеет запах.

    Из стакана через ситечко высыпаем муку в тарелку. Что происходит с мукой? (Сыплется) – Мука сыпучая.

    Возьмите щепотку муки и скажите, что вы почувствовали? Мука какая? (Легкая, мягкая, пышная, воздушная) – Мука – мягкая, пушистая.

    Разровняйте муку в тарелочке, слегка двигая поднос в стороны. Попробуйте что-нибудь нарисовать на муке пальцем. – Оказывается на муке можно писать и рисовать.

    Ложечку муки положите в стакан с водой и осторожно размешайте. Что случилось с мукой? (Растворилась) – Добавьте еще две ложечки. Размешайте и определите, что получилось? (Получилось жидкое тесто) – Смесь стала тягучая, липкая, плотная, густая.
    Таким образом, замешивают тесто для выпечки.

    Для того чтобы испечь пышные булки, в тесто добавляют разные ингредиенты : масло, соль, сахар, яйца, дрожжи.
    – Сейчас, в один из ваших стаканчиков добавим немножко сахара и дрожжей. И поставим на батарею один стаканчик с дрожжами и сахаром, а второй только с мукой. И немножко подождем.

    Физкультминутка. Дидактическое упражнение с мячом.
    (Ведущий, задавая вопрос, бросает мяч ребенку, тот возвращает мяч с ответом и т.д.)

    Откуда хлеб пришел? – из магазина.
    А как в магазин попал? – из пекарни.
    Что делают в пекарне? – пекут хлеб.
    Из чего? – из муки.
    Из чего мука? – из зерна.
    Откуда зерно? – из колоса пшеницы.
    Откуда пшеница? – выросла в поле.
    Кто ее посеял? – хлеборобы.

    – Ребята, а как вы думаете, из чего же делают муку? (из зерна)
    – Из какого зерна делают муку? (Пшеница. Овёс. Ячмень. Рис. Кукуруза. Рожь...
    – Правильно, ребята! Выращивают много зерновых культур и из них выпекают различные изделия. Назовите, какие вы знаете хлебобулочные изделия. (Хлеб, батон, булка, бублики, пирожки, сушки, печенье, сухари, рогалики, слойки, ватрушки, торты и др.), кондитерские … , макаронные изделия….

    - Вот как много хлебобулочных изделий можно купить в магазине! Все они очень аппетитные и вкусные. Без хлеба не обходится ни одно застолье. Он всегда и везде пользуется почётом и уважением. Гостя на Руси встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили: « Хлеб на столе, так и стол-престол, а как хлеба ни куска, так и стол- доска». Ребята, а какие пословицы о хлебе знаете вы?

    Дети: «Хлеб- всему голова», «Худой обед, коль хлеба нет», «Будет хлеб- будет и обед», «Голодной куме хлеб на уме», «Хлеб да вода-молодецкая еда», «Летний день год кормит», «Хочешь есть калачи- не сиди на печи», «Без соли, без хлеба-половина обеда», «Хлеб да вода- здоровая еда».

    Молодцы!

    – У вас в тарелочках лежат разные зерна. Давайте их рассмотрим с помощью лупы и определим, как они называются. (Овес, пшеница, рис, кукуруза, гречка).
    – Давайте сами попробуем сделать муку из овса и пшеницы, при помощи ручной и электрической кофемолок.
    – Давайте посмотрим, какая мука у нас получилась. (Ответы детей)
    – А давайте сравним с магазинной мукой. (Ответы детей)

    – А почему же она не белая?
    Прежде чем сделать белую муку, зерна проходят несколько стадий сортировки и очищения; и только после этого из зерен получается чистая белая пушистая мука, какую мы покупаем в магазинах.

    В нашей стране самый распространенный хлеб – пшеничный и ржаной. Особенно полезен ржаной хлеб грубого помола, в нем содержится много микроэлементов, необходимых для нашего организма.

    Чтобы хлеб пришел к нам на стол, много людей над этим трудятся. Это – трактористы, комбайнёры, хлеборобы, мельники, пекари, водители, продавцы и др.

    Встречайте нашего гостя, это пекарь! (в руках поднос с солёным тестом)

    Хлеб наш – берегите,
    Хлебом не сорите!
    Хлеб наш уважайте,
    С хлебом не играйте.
    Хлеб выбрасывать нельзя!
    Берегите хлеб, Друзья!

    – А сейчас давайте все вместе сделаем из соленого теста Колосок.

    Ребята, понравилось ли вам лепить из солёного теста?(ответы детей)

    А что вы можете сказать о свойствах муки? (1. Имеет запах. 2. Сыпучая, 3.мягкая, 4.растворимая, и.т.д.)

    Давайте посмотрим, что стало с мукой с дрожжами и сахаром на батарее и сравним с со стаканом без дрожжей. (ответы детей)

    Получилось тесто!

    А сейчас я хочу угостить вас вот таким хлебом, свежим, мягким, вкусным караваем. На этом наше занятие подошло к концу.

    Самоанализ НОД

    Тема: «Эксперименты с мукой» в подготовительной группе детского сада№1 «Тополёк», воспитатель Акинина Н.А.

    На занятии «Эксперименты с мукой» была поставлена следующая цель:

    Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование.
    Задачи:

    Образовательные:
    Расширять и уточнять знания детей о хлебных зерновых культурах.

    Продолжать формировать у детей умение предвидеть последствия действий.

    Познакомить со свойствами муки.

    Развивающие:

    Развивать познавательный интерес к экспериментированию, умение делать вывод.
    Развивать слуховой, зрительный, тактильный анализаторы.
    Развивать внимание, мышление, память.

    Воспитывающие:
    Воспитывать в детях партнерские отношения при работе в парах.
    Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

    Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познание», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

    Предварительная работа:
    Просмотр презентации «Зерновые культуры»
    Разучивание пословиц о хлебе, замешивание соленого теста.

    Словарная работа: хлебобулочные изделия, кондитерские изделия. ингредиенты, зерновые культуры, сито..

    Структура НОД

    Непосредственно-образовательная деятельность проводилась с группой детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет.

    Непосредственно образовательная деятельность состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть непосредственно-образовательной деятельности направлена на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов

    Вводная часть организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. На организационном этапе НОД был применен проблемно-ситуационный метод. Детям было предложено узнать, что за слово зашифровано в письме.

    Основная часть НОД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач.

    В ходе всего НОД создавала проблемные ситуации, для решения поставленных задач.

    В заключительной части НОД использовала так же игровую проблемную ситуацию- помощь пекарю в лепке колосков. Были сюрпризные моменты –гость(Пекарь) и угощенье(Каравай). Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением.

    Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась закреплять знания свойств муки.

    В работе с детьми использовала беседу, вопросы к детям на сообразительность и логическое мышление- все это способствовало эффективности НОД, мыслительной деятельности и познавательному развитию детей.

    Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты деятельности.

    Все элементы НОД логически между собой объединены общей темой.

    Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждая часть занятия направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Содержание занятия соответствовало поставленным задачам.

    Деятельность на НОД характеризуется как совместная, индивидуальная.

    На НОД я применяла следующие формы работы: фронтальную, индивидуальную, групповую, работу в парах.

    Методы:

    1. Словесный (вопросы к детям, определение звука в слове, пословицы, загадки,уточнение, поощрение) ;

    2. Наглядно-демонстрационный (заготовка для кроссворда, картинки полей с зерновыми культурами. Выставка мучных изделий. Сахар, дрожжи) ;

    3. Практический (изучение свойств муки, дидактическое упражнение с мячом), рассматривание зёрен через лупу, изготовление муки из овса и пшеницы при помощи кофемолок, лепка колосков из солёного теста)

    4. Игровой (расшифровка письма, упражнения на соотношения слов и действий) ;

    5. Методы контроля (анализ выполненных заданий, оценены результаты деятельности с помощью памятного сувенира-каравая) ;

    Методы включают в себя систему приемов, которые объединяются для решения обучающих задач. Приемы (пояснения, указания, показ, команды, игровой прием, художественное слово, поощрение, помощь ребенку, анализ, вводная беседа) направлены на оптимизацию индивидуальное развитие каждого ребенка.

    Я считаю, что выбранная мной форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной, динамичной. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены! НОД своей цели достигло.

    Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

    Программное содержание: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Сформировать понятие детей про необходимость длительных прогулок на свежем воздухе.

    Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.

    Предварительная работа : Беседа: «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром, просмотр мультфильмов «Фиксики».

    Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, краски, бумага, крышки от бутылок, технические средства обучения (компьютер, мультфильм «Фиксики»).

    Словарная работа: кляксография.

    Ход занятия:

    В: Давайте пройдем на ковер и встанем в круг, и поздороваемся друг с другом.

    (ИГРА на общение) коммуникация

    Станем рядышком, по кругу,

    Скажем «Здравствуйте! » друг другу.

    Нам здороваться не лень:

    Всем «Привет! » и «Добрый день! »;

    Если каждый улыбнётся —

    Утро доброе начнётся.

    — ДОБРОЕ УТРО!

    Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький (ответы).

    А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?

    Д: - Надо его посильнее надуть.

    В: - Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?

    Д: - Воздух.

    В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.

    В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.

    В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)

    Чтоб природе другом стать,

    Тайны все её узнать,

    Все загадки разгадать

    Научиться наблюдать,

    Будем вместе развивать качество — внимательность,

    А поможет всё узнать

    Наша наблюдательность.

    В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. (дети садятся)

    В: Итак, начнем наши опыты:

    Эксперимент № 1 «Как поймать воздух? »

    В: - Ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.

    В: Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст) .

    В: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. (ответы) .

    Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух. (Ответы)

    В: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

    Вывод: воздух можно почувствовать.

    В: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)

    Эксперимент № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

    В: - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы) .

    В: - А давайте проверим!

    В: - Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

    В: - Ой, ребята, что это происходит с водой?

    Д: Выходят пузырьки.

    В: - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы) .

    В: - Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

    Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

    А почему пузырьки поднимаются на поверхность?

    Потому что воздух легче воды.

    Эксперимент № 3 «Имеет ли воздух вес? »

    В: Это мы сейчас проверим.

    В: -Посмотрите, я сделала самодельные весы из линейки. полоска посередине указывает, где держать весы. Взвесим два ненадутых шарика.

    В: весы ровно располагаются, значит вес ненадутых шариков одинаковый. Один из шариков надуваем. Что изменилось?

    Почему? Надутый шарик тяжелее пустого? Что внутри шарика надутого?

    Вывод: Правильно. Значит воздух имеет вес.

    Физминутка. «Мыльные пузыри» У меня для вас есть небольшой сюрприз. (Достаю мыльные пузыри). Что это? Как думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем. Я буду надувать пузыри, а вы ловите.

    А теперь пройдём в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия.

    В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)

    Эксперимент № 4 «Слышим воздух»

    В: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.

    В:Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

    В: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

    С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик) .

    Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)

    В: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)

    Эксперимент № 5 «Неприятно дышать »

    В: - Посмотрите, ребята, перед вами еще один полиэтиленовый мешочек. Я предлагаю вам подуть в него. А теперь прижмите его к щекам и подышите в мешочек. Расскажите, что вы почувствовали? Почему дышать стало неприятно, трудно? (ответы) .

    В: Кончился ли в мешке воздух, кислород? Для дыхания кислород необходим. Наша планета Земля обладает большим богатством. Как вы думаете, каким? (ответы) .

    В: Конечно воздух - большое богатство нашей планеты Земля. Человеку и всем живым существам на Земле остро необходим Воздух. И не просто воздух, а чистый, свежий, насыщенный кислородом. Вот мы пойдем на улицу, на прогулку и запасемся этим богатством. Как вы думаете, зачем нужно гулять? Почему даже самых маленьких, новорожденных ребят вывозят на прогулку? Зачем человеку прогулки на свежем воздухе? (ответы) .

    Опыт №6 Кляксография. «Воздухом можно рисовать!»

    В: Ребята, а вы знаете, что с помощью воздуха можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.

    В: Хотите попробовать?

    В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)

    В: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты (ответы детей)

    Игра «волшебный шарик». Подведение итогов.

    В: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.

    В: Какой опыт вам показался интересным больше всего?

    В: Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?

    Наше занятие подошло к концу, вы все молодцы, хорошо поработали, были внимательными и активными.



    Похожие статьи