• Конспект НОД по опытно-экспериментальная деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный камень – магнит. Проведение опытов с магнитом и воздухом

    09.08.2019

    Дети очень любознательны и, удивляясь чему-либо, готовы узнать причины чуда. Родителям следует воспользоваться этими особенностями, чтобы начать знакомить ребенка, в том числе неусидчивого, с наукой. Особенно у малышей пользуются успехом опыты и эксперименты. Помните, что детям всегда интересны развивающие занятия в виде игры, и составить план-сценарий может каждый родитель.

    В статье подготовлена подборка самых простых, но познавательных экспериментов с минимумом необходимого реквизита: понадобится магнит и еще несколько вещей, которые найдутся абсолютно в любой квартире. Опыты с магнитом для дошкольников можно проводить дома или демонстрировать свойства на природе.

    В каком возрасте ребенок поймет опыты с магнитом?

    Вообще, ограничений педагоги не делают: показывают и в детском саду, и в школе. Малыши магнетизм воспринимают как настоящее волшебство, старшие дети через опыты с магнитом глубже познают явления, происходящие в окружающем мире. Во время опытных занятий развивается любознательность и активизируется мыслительная деятельность ребенка. Поэтому излишне беспокоиться, что ребенок не поймет суть эксперимента. Развитие познавательных интересов - тоже хорошая цель опыта с магнитом. А когда малыш дорастет до новых знаний, можете повторить занятие и объяснить причины происходящих явлений.

    Опыт 1: что притягивает магнит

    Проведение опыта с магнитом легко организовать. Вам понадобится несколько опытных материалов - легких и знакомых малышу. Например:

    • носовой платок;
    • бумажная салфетка;
    • карандаш;
    • гайка;
    • копейка;
    • кусочек пенопласта;
    • карандаш и т.д.

    И, конечно, магнит. Предложите ребенку подносить магнит к каждому экспонату и понаблюдать.

    Этот опыт можно расширить, используя изделия из различного металла: алюминия, золота, серебра, никеля и железа. Проводя опыт, вы можете объяснить особенности металлов, показывая, чем железо отличается от других.

    Обязательно разбирайте результаты опыта с магнитом. Дети впитывают знания как губка, так что не стоит бояться "нагрузить" малыша ненужной информацией. Именно в этом возрасте закладывается способность учиться и желание познавать новое.

    Опыт 2: «Найди клад в пустыне»

    Очень легкий опыт с магнитом для детей в форме игры. Положите в контейнер скрепки или другие железные мелкие предметы, засыпьте их мукой или манкой. Предложите ребенку, подумать, как можно достать клад. Просеять? Наощупь? А может с магнитом удобнее?

    Этот эксперимент поможет детям понять, что магнетизм действует на железные предметы и через другие материалы, например, бумагу и стекло.

    На картонный или деревянный лист насыпьте скрепки и, водя магнитом под материалом, продемонстрируйте движение железных деталей. Такой же опыт можно сделать еще и с листом стекла. Например, на обычный журнальный столик со стеклянным верхом положите несколько железных предметов и водите магнитом снизу.

    Вывод: магнит может примагничивать железо через бумагу разной плотности, нетолстую доску или стекло.

    Кстати, опыт можно превратить в еще одну игру. Сделайте на листе бумаги аппликацию, например, цветочную поляну. Из цветной бумаги вырежьте бабочку, закрепите на ней скрепку и, водя с оборотной стороны магнитом, «пересаживайте» бабочку с одного цветка на другой.

    Опыт 3: магнит, вода и магнитное поле

    Удивительными детям кажутся эксперименты с водой. Возьмите стаканчик из или стекла, опустите туда скрепки и начинайте водить магнитом по стенке стакана. Предметы из воды будут «ползти» вверх за движением магнита.

    Еще один эксперимент - действие магнита на расстоянии. Начертите на листе бумаги на различном расстоянии линии. У каждой положите скрепку. Попросите ребенка проанализировать, на какое расстояние действует магнит, приближая его к опытным материалам.

    Магнит проявляет свою силу только на определенном расстоянии от предмета. Когда расстояние между предметом и магнитом значительное, предмет оказывается вне области действия. Таким образом, возможно уменьшить или вообще ее нейтрализовать.

    Это явление можно показать с помощью монетки. Обвяжите ее ниткой, приклейте нить к картону и положите его на стол. Поднесите магнит к монетке на расстояние одного метра. Перемещайте магнит ближе к монете, пока монетка не начнет двигаться. Измерьте расстояние линейкой. Поднесите магнит еще ближе, чтобы монета притянулась к нему. Снова измерьте. Когда магнит находится в пределах линии, он притягивает монету. Но когда магнит оказывается вне линии, монета остается на месте.

    Таким образом, вы сможете объяснить понятие магнитного поля и его свойства, а затем и показать. Обычно магнитное поле невидимо, но с помощью металлической стружки вы можете продемонстрировать его границы. Насыпьте на лист бумаги или стекла металлических опилок, поднесите магнит с обратной стороны - стружка соберется в объемный узор. Это влияние магнитного поля, которое можно заметить и приложив магнит также снизу листа под площадью, которую занимают опилки на листе. Стружка расположится по линиям поля.

    Магнитное поле «глушит» песок

    Еще один эксперимент на это свойство с песком. Опустите иглу в стакан и насыпьте в него немного песка. Поднесите магнит к стенкам стакана - игла не реагирует на магнит. Теперь поместите иглу в стакан с водой и проделайте с магнитом то же самое. Игла будет следовать за магнитом к краям стакана.

    Объясните, что магнитное поле проникает через воду. Если бы стенки стакана состояли из какого-нибудь магнитного материала, то игла все равно притягивалась бы к магниту, но не с такой силой. Магнитное поле ослаблялось бы стенками стакана.

    Опыт 4: магнит-проводник

    Магнит может передавать свойства притяжения через железо. Для этого эксперимента вам понадобится сильный магнит. Действия лучше делать вертикально. Подвесьте к магниту скрепку, а к ней - следующую. Попросите ребенка вам помочь, прикрепляя «звенья» к магнитной цепи.

    Еще почти подобным экспериментом можно показать, что магнитное поле легко создать искусственно. Уберите магнит от цепочки скрепок, если потом подносить их друг к другу, то они начнут притягиваться, как если бы работал магнит. Это происходит потому, что атомы в железном предмете под влиянием магнитного поля выстраиваются в такой же ряд, как и в магните, на время приобретая его свойства.

    Опыт 5: компас

    Можно продемонстрировать действие магнитного поля Земли. Для этого потребуется компас, иголка и прозрачная тарелка. Объясняйте все этапы проведения опыта с магнитом.

    Подержите иголку несколько минут на магните, потом нанесите на нее масло и опустите в тарелку с водой. Иголка начнет двигаться, пока не замрет в одном положении. Поднесите компас к тарелке, если прибор исправен, его стрелка покажет то же направление, что и намагниченная иголка.

    Расскажите ребенку, что Земля - это тоже магнит. И магнитное поле планеты направляет магнитную стрелку компаса на север.

    Эксперимент с компасом можно провести на природе - так увлекательно и еще познавательнее. Конечно, определять направление таким образом будет не очень удобно, но интересно. Таким образом, вы продемонстрируете пример «волшебных» свойств привычных предметов, которые могут заменить в походе компас.

    Чудо-магнит

    Интересны не только опыты с магнитом, но и короткий рассказ о нем. Покажите ребенку, что магниты есть во многих вещах: телефонах, компьютерах, шкафах и т.д. Магниты используют в автомобилях, электродвигателях, музыкальной аппаратуре, игрушках и т.д. Расскажите ребенку:

    1. Происхождение магнита.
    2. О магнитах в Солнечной системе.
    3. О естественных и искусственных магнитах.

    Познавательное занятие можно провести до опытов, во время опытов или после раскрыть все секреты. Мы немного вам поможем, впрочем, наш материал легко дополнить и расширить.

    Что такое магнит?

    Это тело, способное притягивать железные и стальные предметы. Известен давно, еще древние китайцы более двух тысяч лет назад знали о магнитах. Магнит - от названия региона, где обнаружили магнитные залежи - Магнисия. Это в Малой Азии.

    Мы уже говорили, что Земля - магнит, добавьте также, что в человеке тоже существует магнитное поле. Расскажите о людях, которые притягивают железные предметы. В интернете много роликов и фотографий с примерами. Магнитное поле в человеке делает видимым и его энергетическую оболочку через специальное оборудование.

    Если ребенку вы рассказывали о галактике, то ему покажется интересным факт о том, что планеты в Солнечной системе тоже являются гигантскими магнитами.

    Расскажите ребенку о видах магнита. Бывают природные - залежи магнитных руд - и искусственные - созданные человеком из или с помощью электрического тока.

    Элементарные опыты по ознакомлению детей со свойствами воздуха и магнита . Как известно, воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью опытов. Возьмем целлофановый пакет и будем заполнять его шарами. По мере заполнения пакет становится выпуклым. Если в пакете что-то есть - он всегда выпуклый. Затем рассмотрим пустой пакет. В нем что-нибудь есть? Скрутим пакет. По мере скручивания пакет раздувается и становится выпуклым. Но ведь выпуклым пакет может быть только тогда, когда в нем что-то есть. В нем находится воздух.Воздух прозрачный, бесцветный, поэтому мы видим все предметы, которые нас окружают. Воздух не имеет вкуса, запаха и определенной формы. Воздух заполняет собой все пространство вокруг нас, в каждом предмете есть воздух.Возьмем пустую воронку. Наденем на узкую часть воронки воздушный шарик. Опустим воронку в воду. Мы видим, что шарик надулся. Что находится в шарике? (воздух) Откуда он взялся? Вода вытеснила воздух из воронки, и он надул шарик. Воздух легче воды. Проверим это на воздушном шарике. Опустим шарик в воду. Шарик не тонет, а плавает по поверхности воды, потому что в нем много воздуха.
    Рассмотрим изображение воздушного шара. Как вы думаете, зачем под шаром расположена горелка? При помощи эксперимента мы узнаем, что происходит с воздухом, когда его нагревают. Для этого, берем пустую пластиковую бутылку, и надеваем на горлышко бутылки воздушный шарик. Опускаем бутылку в горячую воду и видим, как шарик раздувается. Это происходит потому, что воздух в бутылке нагревается, расширяется и заполняет шарик. Теперь ставим бутылку в холодную воду. Воздух в бутылке охлаждается, сжимается и шарик сдувается. При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении - сжимается.

    Магнит и его свойства.

    Итак, магнит - это камень. На ощупь он холодный, твердый, тяжелый, железный. Магниты бывают разной формы, размеров и силы. Магниты, как по волшебству притягивают к себе железные предметы. А будет ли притягивать магнит железные предметы через другие материалы? Для этого опыта нам понадобятся: скрепки, лист картона, деревянная дощечка, стакан с водой.Положим скрепки на лист картона, а под лист подведем магнит и подвигаем им. Что происходит? Скрепки начинают двигаться под действием магнита. Возьмем тонкую деревянную дощечку и проделайте то же самое. Магнит притягивает железные предметы через картон, тонкую деревянную дощечку.Положим скрепку в пластмассовый стаканчик. Приложим к нему магнит. Скрепка примагнитилась. Теперь медленно будет двигать магнит вверх. С помощью магнита достанем ее из стаканчика. То же самое произойдет, если скрепку мы поместим в стеклянный стакан. Нальем воду в стакан и проверим, сможет ли магнит достать скрепку из стакана с водой? Приложим к стакану магнит, и будет медленно поднимать его вверх. Скрепка и в этом случае оказалась на магните.

    Игры с магнитами дети воспринимают как фокусы.

    Можно поиграть с детьми в игру «Найди сокровища». Насыпьте манную крупу в неглубокую посуду. Спрячьте в манной крупе несколько железных предметов (скрепок). Попросите детей отыскать с помощью магнита зарытые в пустыне «сокровища».Магнит может притягивать железные предметы с небольшого расстояния. Для этого опыта нам понадобится: коробка из-под обуви, поставленная на бок, бабочка из тонкой бумаги. Скрепляем бабочку железной скрепкой, привязываем нитку с одной стороны к скрепке, с другой - прилепляем скотчем к низу коробки. Бабочка не должна касаться верха коробки. Положим на коробку сверху сильный магнит. Подведем бабочку под магнит, натянув нитку. Отпустим бабочку - она парит в воздухе.В продаже имеются много игр на магнитах: «Поймай рыбку», «Магнитный парикмахер», «Одень куклу» и другие. Но множество игр можно придумать и сделать самим: гонки автомобилей, лыжная трасса, парусная регата, магнитный театр, лабиринты и многие другие. Нарисуйте или наклейте на картон цветы. Посадите на цветок бабочку и с помощью магнита перемещайте ее с одного цветка на другой. Уважаемые родители! Опыты и эксперименты помогают детям глубже осмыслить явления, которые происходят в окружающем мире. Способствуют развитию наблюдательности, любознательности. Активизируют мыслительную деятельность.

    Исследовательский проект
    «ВОЛШЕБНЫЙ КАМЕНЬ - МАГНИТ»

    Актуальность:

    Экспериментирование - эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, является одной из актуальнейшей проблем современности.

    Главное достоинство экспериментирования в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

    В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний, сведений.

    Экспериментирование связано со всеми видами деятельности, такими, как наблюдение и труд, развитие речи, изобразительная деятельность, ФЭМП.

    Цель проекта:

    Задачи проекта:

    Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

    Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (символов, схем);

    Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

    Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

    Участники: воспитанники подготовительной логопедической группы, воспитатели, учитель-логопед, родители воспитанников.

    Этапы проведения проекта:

    I. Подготовительный этап:

    1. Разработка плана проекта «Мой магнит меня манит».

    2. Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.

    Подготовка методической литературы.

    3. Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме «Опыты, экспериментирование с магнитом».

    4. Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.

    5. Оформление информационно-просветительского материала для родителей в виде, папок-передвижек, материала в уголке для родителей

    7. Помощь родителей в оформлении уголка экспериментирования.

    II. Основной этап:

    1. Чтение сказки «Мечты одного магнита». Легенды о магнитах.

    2. НОД «Ознакомление с природным происхождением магнита».

    Разучивание стихотворения о магните.

    3. Игра с игрушками «Бакуган».

    4. Просмотр мультфильма «Фиксики» («Магнит», «Компас»).

    5. Проведение опытов с магнитами дома.

    6. Игры с магнитным конструктором, азбукой, мозаикой.

    7. НОД «Волшебный камень - магнит».

    8. Оформление стенда «Экспериментируем дома».

    III. Заключительный этап:

    1. Оформление альбома «Использование магнита в медицине, космонавтике, судостроении и т.д.

    2. Оформление магнитного театра по сказке «Рукавичка».

    Список литературы:

    1. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников».

    Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. 2010 г.

    2. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 2010 г.

    3. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». Мартынова Е. А., И. М. Сучкова. 2011 г.

    4. «365 научных экспериментов». 2010 г.

    Поисково-познавательная
    непосредственно образовательная деятельность
    для детей старшего дошкольного возраста
    «Волшебный камень - магнит»

    Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

    Задачи:

    Образовательные

    1. Формировать представления детей о физическом явлении - магнетизм.

    2. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду).

    3. Пополнить словарь детей терминами: «магнетизм», «полюса магнита».

    Развивающие

    1. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности.

    2. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.

    Воспитательные

    1. Развивать художественное восприятие при знакомстве с художественным словом по теме «Магнит».

    2. Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.

    3. Развивать умение детей работать сообща, умение обсуждать, договариваться.

    Материал и оборудование:

    Демонстрационный: 2 магнита, скрепки большие и маленькие, «Автомобильная трасса», банка со змейкой, аквариум.

    Раздаточный: по 2 маленьких магнита на каждого ребенка, набор предметов из различных материалов: мягкая игрушка, деревянный карандаш, пластмассовая пуговица, стеклянная баночка, металлические скрепка и гвоздик, заготовки для рыбок, ножницы.

    Логика образовательной деятельности

    Воспитатель приглашает детей в зал, оформленный под научную лабораторию….

    Задает детям вопрос - «Куда мы пришли?»

    Дети рассматривают материалы, «оборудование», предлагают вариант ответа.

    Педагог, используя подсказку (слайды с изображением научной лаборатории), подводит детей к выводу, что оказались они в научно-исследовательском институте.

    Спрашивает детей, кто работает в научно-исследовательских институтах и чем занимаются люди данной профессии.

    Воспитатель: - Ребята! Я предлагаю вам посетить наш институт и на некоторое время стать учеными - исследователями.

    Предлагает надеть халаты, шапочки, очки.

    Обращает внимание детей на стенд со схемами «Правила безопасности работы в лаборатории». Проводит беседу «Как нужно вести себя в научной лаборатории». Изучают правила, распределяют роли.

    Воспитатель выступает в качестве старшего научного сотрудника, так как он уже побывал в данной лаборатории и знает, чем интересным здесь можно заняться. Детям предлагаются роли младших сотрудников и лаборантов и бейджик с соответствующим обозначением.

    Воспитатель вносит коробку с большим магнитом. Коробка - закрыта.

    Сегодня к нам в институт привезли какой-то предмет для исследования, попробуйте угадать что это?

    Бывает маленьким, большим,

    Железо очень дружит с ним,

    С ним и незрячий, непременно,

    Найдет иголку в стоге сена.

    Ответы детей…

    Вот перед нами обычный магнит.

    Много секретов в себе он хранит.

    Воспитатель: - « Наша задача - познакомиться поближе с этим удивительным камнем». Показывает магнит детям, дает потрогать (какой на ощупь? Гладкий, холодный), определяют вес (тяжелый - легкий?), цвет…

    Дают определение - «Магнит это камень, поверхность его холодная, гладкая, имеет вес…..».

    Воспитатель задает вопрос - «Какое еще свойство имеет магнит, отличающее его от обычных камней?»

    Ответы детей…..

    Воспитатель: - « Ребята, как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит?» Ответы детей.

    Чтобы проверить ваши предположения, предлагаю пройти всем младшим сотрудникам и лаборантам в лабораторию № 1…

    - «Посмотрите, какие предметы лежат у вас на столах?»

    Дети перечисляют…

    1. мягкая игрушка

    2. деревянный карандаш

    3. пластмассовая пуговица

    4. стеклянная баночка

    5. металлические скрепка и шайба.

    Опыт № 1.

    «Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит». Дети выполняют задание…

    «Как проверить правильный ли выбор вы сделали?» Дети предлагают решение проблемы (с помощью магнита).

    - «Какие предметы притянул магнит?» (Скрепка, шайба).

    - «А какие не притянул?» (Мягкую игрушку, деревянный карандаш, пластмассовую пуговицу, стеклянный шарик).

    « Какой можно сделать вывод?»

    Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.

    Изучение следующих свойств магнита можно продолжить в лаборатории № 2.

    На столе лежит и одновременно демонстрируется на экране схема «Отталкивание и притяжение магнитов» и самолеты с магнитными концами (красный - синий).

    Коллеги, обратите внимание на схему, как вы думаете, какое исследование нам нужно провести? Ответы детей…

    Воспитатель обращает внимание детей на магнит, раскрашенный в красный и синий цвет. А также на самолетики, лежащие на столах, с такой же окраской. Спрашивает, почему магнит покрашен в два цвета? Дети ведут рассуждения… Затем воспитатель предлагает соединить самолетики двумя одинаковыми концами. Что происходит? (самолетики отталкиваются). Если соединить разными концами- красным и синим (самолетики соединяются). Почему? Ответы детей… Воспитатель дает пояснение: у магнита два полюса, если соединять два одинаковых полюса, то магниты будут отталкиваться, а если соединить два разных, то они притянутся друг к другу.

    Динамическая пауза

    Воспитатель предлагает пройти к аэродрому. - Посмотрите, я принесла сделанные вами самолетики: синие и красные, как полюсы магнита. Обратите внимание - наши аэродромы тоже имеют два цвета (красный и синий). Как только заиграет музыка, вы полетите по кругу, когда музыка остановится, вам нужно посадить самолет на тот аэродром, который его притянет. 2-3 детей объясняют, почему самолёты приземлились на тот или иной аэродром.

    Ребята, посмотрите, в лаборатории № 3 стоит какой-то сосуд, а что в нем находится, не видно. Но, по всей вероятности, там находится какое-то существо, возможно, ядовитое. Как узнать, кто находится в банке, не опуская туда руки?

    Ответы детей, обсуждение, догадки.

    Попробуем магнитом достать обитателя банки?

    Опыт № 3. Достать магнитом змейку из банки.

    Воспитатель: - У вас на столах стоят банки, в которых лежат змейки-скрепки. Достаньте из банки скрепки магнитом.

    Воспитатель: - Ребята, какой можно сделать вывод?

    Дети: - Магнит действует через стекло.

    (Демонстрация схемы через проектор).

    - Как вы думаете, только ли через стекло действует магнит?

    Ответы детей.

    Опыт № 4.

    На мольберте нарисована трасса для машинок, на столе лежат маленькие металлические машинки и магниты. Устанавливается магнит за машинкой, который двигает ее по трассе.

    А теперь попробуйте сами. Возьмите по машинке, попробуйте управлять ими с помощью магнита.

    Какой можно сделать вывод?

    - Магнит действует через картон.

    (Демонстрация всех схем через проектор одновременно).

    Детям предлагается игра «Рыболов». Магнитными удочками дети вылавливают рыбок из аквариумов.

    В конце игры обсуждается следующее свойство: «Магнит действует через воду».

    (Демонстрация слайда).

    Воспитатель обращает внимание детей на коробку с магнитом.

    Дорогие коллеги, сегодня у нас с вами был трудный, но интересный день. Мы изучали свойства магнита.

    Какими свойствами обладает магнит?

    (На доске выставлены схемы - подсказки).

    Дети называют свойства и выбирают соответствующую схему. (Одновременно схемы появляются на экране).

    1. Магнит притягивает только металлические предметы.

    2. Магнит имеет два полюса: разные полюсы - притягиваются, а одинаковые - отталкиваются.

    3. Магнит действует через стекло, картон, воду.

    Дети вместе с воспитателем складывают магнит и карточки, отправляют посылку с выполненным заданием.

    Ребенок читает стихотворение про магнит:

    Уже давно люблю магнит.

    Он и теперь меня манит

    Камня маленький кусок,

    Невзрачный, серенький брусок.

    Воспитатель обращает внимание детей на экран «Практическое применение магнита».

    Воспитатель ориентирует детей на дальнейшее ознакомление со свойствами и применением магнита. - Как и где найти нужную информацию. Дети предлагают ответы. (Спросить у родителей, позвонить родственникам или друзьям, прочитать энциклопедию, посмотреть ТV, обратиться к Интернет-ресурсам и др.).

    Дорогие младшие сотрудники и лаборанты, руководство научно-исследовательского института благодарит вас за проделанную работу и награждает вас ценными памятными подарками - магнитными играми.

    Номинация: Детский сад, подготовительная группа, старшая группа, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность
    Название: Конспект НОД по опытно-экспериментальная деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный камень – магнит»

    , воспитатель высшей квалиф. категории, МБДОУ д/с № 110 г. Самара, Россия.
    Автор презентации:
    Гришина Ирина Юрьевна
    , учитель-логопед высшей квалиф. категории, МБДОУ д/с № 110 г. Самара, Россия.

    Мы провели несколько опытов, для того, чтобы выяснить какие свойства имеет магнит, а так же проверить нашу гипотезу.

    Опыт 1. Какие материалы притягивает магнит?

    Возьмем предметы, сделанные из разных материалов: кусок ткани, бумажку, деревянный брусок, железную скрепку, фарфоровую птичку, пластмассовый кубик, резиновую утку и стеклянную крышку (Приложение № 1, фото 1) . Будем подносить к ним по очереди магнит. Из всех этих материалов к магниту притянулась только скрепка (Приложение № 1, фото 2).

    Вывод: Магнит притягивает к себе только железо. Предметы из дерева, фарфора, резины, так же как стекло и пластмасса не реагируют на магнит.

    Опыт 2. Магнит имеет два полюса.

    Возьмем игрушечный автомобиль, приклеим к нему пластилином магнит. Другой магнит будем приближать к нему разными сторонами. Когда мы будем приближать магнит к автомобилю одной стороной, автомобиль будет ехать вперед; когда другой – назад (Приложение № 1 фото 3). Это происходит потому, что полюсы каждого магнита имеют противоположные знаки (положительный и отрицательный).

    Вывод: Полюсы противоположных знаков магнита притягиваются; одинаковых – отталкиваются.

    Опыт 3. Магнитные свойства можно передать обычному железу.

    Попробуем к магниту подвесить снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка примагничивает нижнюю! Попробуем сделать целую цепочку из таких висящих друг на друге скрепок. У нас их получилось 5 штук (Приложение № 1, фото 4).

    Если осторожно магнит убрать, взявшись за верхнюю скрепку, то скрепки не рассыпятся (Приложение № 1, фото 5). Скрепки, находясь рядом с магнитом, намагнитились и сами стали магнитами. Из литературы я узнал, что это свойство называется магнетизм.

    Но цепочка из скрепок сохраняется недолго, она распадается, так как скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время.

    То же самое произойдет с любыми другими железными детальками: гвоздиками, гайками, иголками, если они некоторое время побудут в магнитном поле. Атомы внутри них выстроятся в ряд так же, как и атомы в магнитном железе, и они приобретут свое собственное магнитное поле.

    Но это поле очень недолговечное. Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко стукнуть предмет. Или нагреть его до температуры выше 60 градусов. Атомы внутри предмета от этого потеряют свою ориентацию и железо снова станет обычным.

    Вывод: Магнитное поле можно создать искусственно.

    Опыт 4. Магнитное поле Земли.

    Наша планета Земля - это огромный магнит. Магнитное поле всех наших магнитов взаимодействует с ее магнитным полем. На этом основана работа компаса, магнитная стрелка которого выстраивается вдоль силовых линий магнитного поля Земли, всегда показывая на север.

    Мы тоже можем сделать свой компас. Для этого нам понадобится иголка и плоская миска с водой. Намагнитим иголку магнитом. После этого смажем ее растительным маслом и аккуратно положим на поверхность воды. Благодаря силе поверхностного натяжения иголка не утонет, а останется свободно плавать. И не просто плавать - она развернется в воде в каком-то определенном положении. Только нужно убрать со стола подальше магнит и другие источники магнитного поля (компьютер, динамики).

    Мы сравнили показания нашего самодельного компаса со стрелкой настоящего - они совпали! (Приложение № 1, фото 6).

    Вывод: магнитная сила Земли заставляет все свободно движущиеся магниты ориентировать свои полюсы один на Северный полюс, другой на Южный полюс.

    Опыт 5. Достать скрепки из воды, не намочив руки

    Для проведения опыта нам понадобился прозрачная банка с водой, магнит и металлические скрепки. Скрепки я поместил на дно банки и попробовал достать скрепки при помощи магнита.

    Поднеся магнит к банке, я легко достал скрепки, не замочив рук (Приложение № 1, фото 7) .

    Вывод: Магнитная сила действует сквозь воду и стекло.

    Опыт 6. Игра «размагничивание магнита»

    Меня заинтересовал вопрос: можно ли размагнитить магнит? Изучая литературу, я узнал, что нарушить намагничивание может огонь.

    Намагнитим иголку, поднесем к скрепке – скрепка примагнитилась. Теперь поднесем к концу иголки горящую спичку и накалим ее. Снова попробуем поднести к скрепке. Концы иголки больше не притягивают. Иголка размагнитилась. (Приложение № 1, фото 8, 9, 10).

    Вывод: магнитное притяжение действует через стол.

    Опыт 8. «Какой магнит сильнее?»



    Сравним силы магнитов, изготовленных разными способами:

    · магнита, получившегося в результате предыдущего опыта;

    · магнита, сделанного намагничиванием стального самореза;

    · магнита, изготовленного фабричным способом.

    В качестве измерителя «силы» магнита будем использовать скрепки.

    В ходе опыта выяснилось, что магнит, изготовленный фабричным способом, смог удерживать у своего полюса цепочку с 5 скрепками, электромагнит удержал 4 скрепки, а стальной саморез – 2 скрепки (Приложение № 1, фото 12,13,14).

    Вывод: магнит, изготовленный фабричным способом, оказался сильнее всех, так как смог удержать большее количество стальных скрепок.

    После проведения всех опытов я сделал для себя следующие выводы:

    1. Магнит притягивает к себе только железо. Предметы из дерева, фарфора, резины, так же как стекло и пластмасса не реагируют на магнит.

    2. Полюсы противоположных знаков магнита притягиваются; одинаковых – отталкиваются.

    3. Магнитное поле можно создать искусственно

    4. Магнитная сила Земли заставляет все свободно движущиеся магниты ориентировать свои полюсы один на Северный полюс, другой на Южный полюс.

    5. Магнитная сила действует сквозь воду и стекло.

    6. Магнитное притяжение действует через стол.

    7. Магнит, изготовленный фабричным способом, оказался сильнее всех, так как смог удержать большее количество стальных скрепок.

    Заключение

    Выполнив исследовательскую работу, я узнал, какие предметы способны притягивать магниты, что они имеют два полюса северный и южный, благодаря чему магниты могут не только притягиваться, но и отталкиваться. Свойства магнитов люди использовали с древних времен, но особенно широко эти свойства используются в наши дни. Также, для меня было открытием, что Земля ведет себя как большой магнит.

    Увлекли меня и заинтересовали опыты с магнитами. В результате чего я сделал некоторые выводы: магниты притягивают только предметы из железа, магнитное поле можно создать искусственно, магнитная сила действует сквозь воду и стекло, нагреванием можно достичь размагничивание магнита и другие.

    Данные опыты можно использовать на уроках окружающего мира или внеурочных занятиях. Опыты доступны для проведения одноклассниками.

    Таким образом, подтвердилась моя гипотеза, что способность магнита притягивать предметы это не волшебство, а природное явление.

    Литература

    1. Книга для внеклассного чтения «Физика-юным»- М., «Просвещение» 2009

    2. Транковский С. Компас из иголки - М., «Наука и жизнь» №2 2007

    3. http://allforchildren.ru Статья «Что такое магнит?».

    4. http://ru.wikipedia.org Статья «Магнит».

    5. http://class-fizika.narod.ru Статья «Постоянные магниты».

    6. http://i-fakt.ru Статья «Интересные факты о магнитах».

    7. http://1001fact.ru Статья «Немного фактов о магнитах».

    8. http://ta-vi-ka.blogspot.ru Статья «Опыты с магнитами».

    9. http://www.rusarticles.com Статья «Использование Магнитов»

    Не знаете, как развлечь себя и своих детей? Вспомните, каким чудом нам всем казался в детстве обычный магнитный брусок - и ваши дети воспринимают его точно так же. А теперь представьте, сколько радости получите вы и ваш ребёнок от экспериментов с этими обыденными, но удивительными приборами - ведь с их помощью можно совершать настоящие трюки.


    Самый простой опыт с магнитами: сила притяжения или отталкивания заставляет машинку с магнитом в кузове катиться вперед или назад

    Опыт с замазкой

    Итак, если вы думаете над тем, какие интересные эксперименты магнитами можно провести, приобретите магнитную жвачку , которая стала невероятно популярна в последнее время благодаря многочисленным видеороликам. Для эксперимента вам понадобятся: сама замазка и небольшой круглый или квадратный неодимовый сплав.
    • . Первый опыт: положите замазку на поверхность и поместите в её центре неодим. Вы будете заворожены тем, как эта субстанция буквально засасывает его в себя до полного исчезновения.
    • . Опыт второй: просто поводите прибором вокруг замазки - и вы увидите, как она оживает, превращаясь то в слона с хоботом, то в змею, то в любопытного жирафа.



    Это грустный пингвин слеплен из магнитной замазки (также ее называют жвачкой для рук или магнитной жвачкой)

    Мешалка

    Можно провести и эксперименты с вращающимися магнитами. Для опыта с мешалкой вам понадобятся: стеклянная ёмкость с не очень толстым дном, компьютерный кулер, два небольших неодимовых изделия круглой формы и скрепка. С помощью скотча приклейте неодимовые диски на противоположные стороны кулера так, чтобы сверху оказались разные полюса. Далее, вам понадобятся подпорки по четырём сторонам кулера - можно использовать гайки. На гайки поставьте стеклянную или пластиковую площадку. Теперь вам нужно подключить кулер к источнику питания и поставить на площадку ёмкость с водой. На дно ёмкости положите обычную скрепку и включите кулер. Следите за тем, чтобы скрепка была точно отцентрирована - тогда вы увидите красивый вихрь, который будет становиться всё мощнее. Если бросить в воду блёстки или прыснуть краской, ваш ребёнок будет в восторге от такого зрелища. Да, этот опыт не самый простой, но результат будет того стоить.

    Создание фигур

    Приобретите несколько магнитов для экспериментов разного диаметра (желательно, чтобы самый маленький был не менее 10 мм). Покажите ребёнку, как они могут взаимодействовать друг с другом - собирайте различные фигуры и разрешите малышу проявлять свою фантазию. А с помощью неодимовых изделий другой формы - к примеру прямоугольных или квадратных - можно строить целые дома и разнообразные конструкции. Более чем демократичная стоимость позволит вам запастись достаточным количеством деталей для развлечения. Такая игра развивает мелкую моторику и творческие способности. После тяжёлого рабочего дня вам также будет приятно поэкспериментировать с этими волшебными шарами.



    В магнитный конструктор ребенок будет играть несколько лет

    Найдите клад

    Позвольте своему ребёнку почувствовать себя настоящим пиратом: закопайте клад в песке. Для создания импровизированного пляжа вам понадобится обыкновенная манная крупа - насыпьте несколько пакетов на площадку с бортиками, чтобы защитить пол от «песка», и закопайте в ней какое-нибудь металлическое сокровище, а лучше - несколько: это могут быть украшения, красивые монеты или ключики. Затем дайте ребёнку изделие из неодима и попросите поводить им над импровизированным пляжем. Он почувствует себя настоящим охотником за сокровищами и к тому же узнает о новых для себя физических свойствах - лучшее обучение всегда происходит через игру.
    Еще один удивительный материал для игр - кинетический песок . Его песчинки слипаются друг с другом и не разлетаются по всей комнате.
    Как вы видите, с помощью набора экспериментов с магнитом и фантазии можно создать немало удивительных вещей и поразить своего ребёнка или воспитанников свойствами магнита.



    Манная крупа, пшено или рис - для игры в поиски клада годится любой наполнитель


    Подобные эксперименты с магнитом довольно простые, но крайне захватывающие - и не только для детей, но и для взрослых.

    Похожие статьи