• Когда раньше справляли новый год. История Нового года в России

    02.05.2021

    С XI века до 1699 года Новый Год в России отмечали 1 сентября… И здесь снова можно спросить - почему. Для начала, это так называемый «церковный» Новый год, вычисляемый от Сотворения мира. Русь переняла этот счет времени от ромеев вместе с православием.

    Вообще-то, в Европе не было единого мнения о дате Сотворения мира.

    Возможные варианты:

    • 25 марта 5493 г.
    • 1 сентября 5969 г.
    • 1 марта 5508 г.
    • 1 сентября 5509 г.
    • 6/7 октября 3761 г.
    • 3491 г.
    • 23 октября 4004  г.
    • 4700 г.
    • 5199 г.
    • 5500 г.
    • 5515 г.
    • 5507 г.
    • 5551 г.
    • 5872 г.

    Все это - до нашей эры. Как видим, возможных дат довольно много.

    Даже в Византии мнения расходились: то ли 1 марта 5508, то ли 1 сентября 5509 года до н. э. На Руси официально приняли дату 1 сентября… Правда, лишь в 1492 году, да и то по указу Ивана III. До того, как и в Византии, использовали обе даты.

    И если сентябрьская дата действительно пришла из Византии вместе с христианством, то мартовская, по мнению историков, неясного происхождения.

    В обеих новогодних датах важно, что они - искусственно вычисленные и умозрительные.

    Хотя в марте Новый год действительно отмечали. Точнее, Новолетие, и независимо от христианского летосчисления. Правда, не 1, а скорее 20 (по современному календарю!) марта, в дни Весеннего равноденствия.

    Это наша первая «новогодняя» дата, «привязанная» к природным циклам, начало земледельческого цикла, сельскохозяйственного года. И не только для славян. В это время Новый год начинался для многих народов, в том числе древних римлян - до реформ Цезаря, перенесшего празднование Нового года на 1 января, день вступления в должность консулов.

    А кое-где Новый год и сейчас отмечают в Весеннее равноденствие. Например, в Средней Азии.

    Если же быть точным, старый славянский Новый год не был привязан к строгой дате, а вычислялся по лунно-солнечному календарю. И приходился на новолуние в районе мартовского равноденствия.

    Так что ясно лишь происхождение сентябрьского Нового года. Он - из Византии, и традиционных корней на Руси, кажется, не имел.

    Зато они есть у «январского» Нового года, хотя вряд ли Петр I «подгонял» новую дату праздника под славянский языческий календарь. Европа к тому времени в основном приняла григорианский календарь, к XVIII веку «отстающий» от «русско-юлианского» на 11 дней. Но Петр ограничился переходом на летосчисление от Рождества Христова и перемещением даты Нового года на январь. Разница календарей при этом сохранилась: 1 января по-российски соответствовало европейскому 12 января.

    Отмечаемое в конце декабря Рождество Христово примерно соответствует дню Зимнего Солнцестояния, древнего Нового года. Случайно ли это «совпадение»? Едва ли. Возможно, в этом был и сакральный смысл: соответствие рождения нового года и рождения Бога, по сути - начало новой эпохи. И практический: «закрыть» древний языческий, природный праздник новым, христианским.

    При этом следующий христианский праздник, Обрезание Господне, приходится на восьмой день от Рождества. То есть… на светский Новый год. Именно так: вначале Рождество, затем Новый год.

    Российское же (нынешнее январское) Рождество с солнцестоянием не совпадает из-за «сдвига» дат - накопившейся в юлианском календаре ошибки, из-за которой календарная дата солнцестояния сдвинулась с даты реального солнцестояния, астрономического. Естественно, «уехали» с положенных мест и остальные природные праздники, такие как равноденствия. Что затруднило расчет дат Пасхи.

    Чтобы исправить сложившееся положение и скорректировать накопившуюся со времен Юлия Цезаря ошибку, и был введен новый, григорианский календарь. Удалив «лишние» 10 дней (а также скорректировав число високосных лет), календарные даты вернули в соответствие с астрономическими. В России это произошло лишь в 1918 году, когда разница составляла уже не 20, а 13 дней.

    По прежнему календарю, юлианскому, с его накопившимся сдвигом дат живет не принявшая календарной реформы русская Православная церковь. И российский Новый год «опережает» Рождество, приходясь на Рождественский пост. Из-за чего многие православные и не отмечают светские Новогодние праздники.

    А в светской жизни смена летосчисления стала поводом к возникновению замечательной и уникальной традиции - празднованию «Старого Нового года». Следующего, как и полагается, за Рождеством и по-прежнему совпадающего с праздником Обрезания.

    Как отмечали Новый Год в старину


    Как отмечали Новый Год в старину?

    Некоторые народы ведут счет времени по лунно-солнечному календарю, и начало года приходится где на осень, где на зиму.
    Но в основном празднование Нового года у древних народов совпадало с началом возрождения природы и приурочено, как правило, к марту.
    Март у древних римлян считался первым месяцем, потому что в это время начинались полевые работы. Год состоял из десяти месяцев, потом число месяцев увеличили на два. В 46 году до н. э. римский император Юлий Цезарь перенес начало года на 1 января. Названный его именем Юлианский календарь распространился по всей Европе.
    Римляне в этот день приносили жертвы Янусу и начинали с него крупные мероприятия, считая первый день года благоприятным днем.
    Как вы уже знаете, не всегда Новый год отмечали с 1 января.
    Во Франции сначала (до 755 г.) считали с 25 декабря, потом с 1-го марта, в ХII веке - со дня пасхи, а с 1564 года по указу короля Карла IX с 1 января.
    В Германии то же происходило в половине XVI века, а в Англии с XVIII века.

    А как же обстояло дело на Руси?
    В Древней Руси в языческие времена Новый год связывался с божеством Колядой и праздновался в день зимнего солнцестояния - 22 декабря. В самую длинну ночь люди просили Солнце вернуться на небосвод. Славяне жгли большие костры, огонь которых символизировал солнечный свет. Наши предки словно призывали солнце светить все ярче и ярче. Круглый новогодний пирог - каравай - по форме тоже напоминал солнце. Самое его название связано с плодородием, оно происходит от слова "корова". В древности изготовление каравая превращалось в языческое таинство - его пекли избранные жрецы. Они проводили священные ритуалы и использовали обрядовые предметы.
    В канун праздника славянские девушки убирали в доме. Выметая мусор, они следили, не попадется ли им хлебное зернышко - это обещало им жениха.
    Дети, наряженные козами, коровами и другими животными, ходили по дворам и пели "колядки". В древности это были магические заклинания для благополучия в домах. Хозяева щедро раздавали детям подарки, ведь отказать им было нельзя. Дети изображали молодой год, и тот, кто не одаривал колядующих, мог будущий год прожить в нужде и страданиях.
    На Руси считалось, что, как встретишь Новый год, так его и проведешь. Поэтому в этот день старались не делать тяжелую и грязную работу, надевали самую красивую одежду, накрывали богатый стол. В Киевской Руси было еще два новых года - 1 марта и 1 сентяря - в день прихода весны и день сора урожая.
    В дальнейшем и вплоть до XV века на Руси Новый год встречали 1 марта по юлианскому календарю или в день Пасхи. Но это еще не все - с XV века дату празднования перенесли на 1 сентября и тогда он назывался по другому - первый день во году. В 1492 году великий князь Иоанн III окончательно утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года, первое сентября, когда велено было платить дань, пошлины, различные оброки и т.п. А для того, чтобы придать большую торжественность этому дню, сам царь накануне являлся в Кремль, где каждый, будь то простолюдин или знатный боярин, мог подойти к нему и искать непосредственно у него правды и милости (кстати, нечто подобное происходило и в Византии во времена Константина Великого).
    Последний раз Новый год на Руси был отпразднован с царской пышностью 1-го сентября 1698 года.
    Оделяя каждого яблоком, царь, называя каждого братом, поздравлял с Новым годом, с новым счастьем.
    И только в 1700 году по указу Петра I Новый год в России стал отмечаться как в Европе - с 31 на 1 января по юлианскому календарю.Каждый заздравный кубок царя Петра Великого сопровождался выстрелом из 25 орудий.

    История праздника «Новый год» происходит из глубокой древности - из времен языческой Руси IX века. У древних русских народов новый год наступал с началом пробуждения природы, и отмечали его предположительно в день весеннего равноденствия 22 марта.

    Вместе с принятием христианства на Руси в 988 г. появилось новое летоисчисление, и началом года было принято 1 марта. Но впоследствии, в XIV веке православная церковь перенесла начало года на 1 сентября в ознаменование покоя от всех житейских забот, связанных с сельскохозяйственными работами. Такой обычай был перенят из Византии. С 1 сентября стали считать не только церковный, но и гражданский год.

    Новогодние обычаи у славян прижились достаточно быстро. Многие старые обряды, проделки ряженых, катания на санях, хороводы и гадания, которые раньше сопровождали Святки (период после Рождества до Крещения, с 7 по 19 января), хорошо вписались в забавы Нового года!

    В Московском Кремле в день праздника «Новый год» проходила церемония «О начатии нового лета». На соборной площади Кремля устраивался помост, который покрывали персидскими коврами. На помосте устанавливали аналои для икон. Напротив аналоя ставили два места для патриарха и царя. Царь выходил в праздничной одежде. Патриарх спрашивал о здоровье царя и благословлял его. Духовенство и бояре занимали места по чину. После службы все присутствующие поздравляли друг друга, а после царя поздравляла вся площадь.

    В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. Царь следил за тем, чтобы новогодний праздник был в царской России не хуже и не беднее, чем в других странах. Елки украшали фруктами, овощами, конфетами и орехами, а наряжать стали намного позднее.

    Первый Новый год с измененной датой начался парадом на Красной площади в Москве. А вечером небо было разукрашено красочными огнями фейерверка, люди танцевали, пели, веселились и дарили друг другу новогодние подарки. Именно с 1 января 1700 года новогодние гуляния получили свое народное признание. Празднование Нового года стало носить светский характер.

    Главным элементом торжества являлась . В качестве жертвенного животного выступал поросенок, который символически означал богатство, плодородие и благополучие в жизни человека. Новогодний поросенок считался достоянием крестьянского мира и отдельной семьи. Все желающие крестьянской общины могли приходить и вкушать его нежное мясо, но каждый из приходящих должен был принести немного денег для хозяина. На следующий день собранные средства передавались в приходскую церковь.

    Также существовал и семейный ритуал съедания свиньи. Вечером 1 января все домашние собирались за одним столом, ставили свечу перед иконой и молились церковному писателю и богослову Василию Великому. После молитвы хозяин отделял себе голову поросенка, разламывал жаркое и отдавал по частям членам семьи. Съев мясо, хозяйка относила кости свиньям. Такой обряд имел магическое значение: он должен был вызвать хороший урожай и благополучие в семье.

    Ни один Новый год на Руси не обходился без обряда колядования. Толпы мальчишек, собравшись 1 января до обедни, ходили по домам и поздравляли хозяев с праздником. Войдя в избу, мальчик кланялся хозяину и обсыпал помещение пшеном или овсом, приговаривая «на счастье, на здоровье, на новое лето». Затем посыпанное зерно собирали с особой любовью и хранили его до весеннего посева. К гостям, особенно детям, относились с особым радушием, т. к. считалось, что они приносят с собой богатство дому и счастье семейству. В знак благодарности их одаривали деньгами или пирогами.

    Традиция отмечать Новый год на Руси зародилась еще в IX веке и до сих пор не утратила свою актуальность. Новогодние обычаи со временем видоизменялись, но большинство из них мы можем наблюдать и в наше время. Люди по-прежнему весело проводят день Нового года, поздравляют друг друга и дарят подарки!

    Для жителей российских городов Новый год является главным праздником зимы и отмечается 1 января. Однако и есть люди, которые не празднуют Новый год. Настоящий праздник для верующего – это Рождество Христово. А перед ним строгий рождественский пост, который длится 40 дней. Начинается он 28 ноября и заканчивается только 6 января вечером, с восходом первой звезды.

    Празднование Нового года на Руси имеет такую же сложную судьбу, как и сама ее история. Прежде всего, все изменения в праздновании Нового года были связаны с самыми важными историческими событиями, затрагивавшими все государство и каждого человека в отдельности.

    Как праздновался Новый год в языческой древней Руси - один из неразрешённых и спорных вопросов в исторической науке. Не найдено утвердительного ответа, с какого времени начинался отсчет года.

    У древних народов Новый год обычно совпадал с началом возрождения природы и был приурочен к марту месяцу.

    На Руси существовало пролетье, т.е. первые три месяца. С марта начинался пролетний месяц. В честь его праздновали авсень, овсень или тусень, который в последствии перешел на Новый год. Лето в древности заключалось в нынешних трех весенних и трех летних месяцах, последние шесть месяцев заключали зимнее время. Предположительно, сначала на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия 22 марта. Масленицу и Новый год отмечали в один день.

    Вместе с христианством на Руси (988 г. - Крещение Руси) появилось новое летосчисление (от сотворения мира) и новый европейский календарь – Юлианский- с закрепленным названием месяцев. Началом нового года стало считаться 1 марта.

    По одной версии, в конце 15 века, а по другой, в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября, что соответствовало определениям Никейского собора. Перенос должен быть поставлен в связь с возрастающим значением христианской церкви в государственной жизни древней Руси. Укрепление православия в средневековье, установление христианства как религиозной идеологии вызывает использование «священного писания» как источника реформы, вносимой в существующий календарь.

    Реформа системы календаря проводилась на Руси без учета трудовой жизни народа, без установления связи с сельскохозяйственными работами. Сентябрьский Новый год утверждался церковью, следовавшей слову священного писания; установив и обосновав его библейской легендой, русская православная церковь сохранила эту новогоднюю дату вплоть до современности как церковную параллель гражданскому Новому году. В ветхозаветной церкви месяц сентябрь праздновался ежегодно в ознаменование покоя от всех житейских забот.

    Таким образом, Новый год стали вести с первого сентября. Этот день стал праздником Симеона первого столпника, празднуемый и сейчас нашей церковью и известного в простонародье под именем Семена-летопроводца.

    В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком перевести Русь на новый григорианский календарь Пётр I не мог, так как церковь жила по юлианскому. Однако царь в России изменил летосчисление. Если раньше годы считались от сотворения мира, то теперь летоисчисление пошло от Рождества Христова. В именном указе он объявил: «Ныне от Рождества Христова доходит тысяча шестисот девяносто девятый год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век».

    Следует отметить, что новое летосчисление еще долго существовало вместе со старым, - в указе от 1699 года разрешалось писать в документах две даты - от Сотворения мира и от Рождества Христова.

    Проведение в жизнь этой реформы Великого Царя, имевшей столь важное значение, началось с того, что запрещено было праздновать каким бы то ни было образом 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бой возвестил о чём-то важном народу, который толпами хлынул на Красную площадь. Здесь устроен был высокий помост, на котором царский дьяк громко читал указ о том, что Пётр Алексеевич повелевает «впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова».

    Царь неуклонно следил за тем, чтобы новогодний праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.

    В Петровском указе писалось: «...По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых... а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь...». В указе речь шла не конкретно о ёлке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами, а наряжать елку стали намного позднее, с середины прошлого века.

    Первый день Нового 1700 года начался парадом на Красной площади в Москве. А вечером небо озарилось яркими огнями праздничного фейерверка. Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский (не церковный) характер. В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки.

    Михайлов Андрей 23.12.2014 в 18:30

    20 декабря 1699 года российский царь Петр I подписал указ о переходе России на новое летоисчисление и переносе празднования начала года с 1 сентября на 1 января. С тех пор мы и отмечаем главный праздник года именно в этот день. Вообще, история Нового года на Руси довольно любопытна. В разные времена его у нас, кроме вышеперечисленных дат, отмечали и 1 марта, и 22 марта, и 14 сентября.

    Но для начала вернемся к молодому российскому царю. Своим указом Петр повелел 1 января 1700 года украсить дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями по образцам, выставленным в Гостином дворе, в знак веселья обязательно поздравлять друг друга с Новым годом и, естественно, с новым столетием.

    Как гласят исторические хроники, на Красной площади был устроен фейерверк, пушечные и ружейные салюты, а москвичам было велено стрелять из мушкетов и пускать ракеты возле своих домов. Словом, повелевалось веселиться во всю мощь русской души, правда, на европейский манер! Боярам и служилым людям было велено облачиться в чужие костюмы - венгерские кафтаны. И женщины должны были быть также одеты в иноземное платье.

    В петровском указе писалось: "…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых… а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь…". В указе речь вообще-то шла не конкретно о елке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже разными овощами, а наряжать конкретную красавицу елку стали намного позднее, с середины прошлого века.

    6 января могучие празднества окончились крестным ходом на Иордань. Вопреки старинному обычаю, царь не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом.

    Вообще, празднование нового года на Руси имеет такую же сложную судьбу, как и сама ее история. Старая народная традиция даже после официально вводимых изменений в календаре еще долго сохраняла древние обычаи. Вот что рассказал "Правде.Ру" о новогодней истории доктор исторических наук, профессор Николай Капризов:

    "На Руси в былые, еще языческие времена существовало долгое время пролетье, то есть первые три месяца, и с марта начинался пролетний месяц. В честь него праздновали авсень, овсень или тусень, который впоследствии перешел на новый год. Самое же лето в древности заключалось в нынешних трех весенних и трех летних месяцах, - последние шесть месяцев заключали зимнее время. Переход от осени к зиме тушевался подобно переходу от лета к осени. Предположительно, первоначально на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия, то есть 22 марта. Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали - значит, наступил новый год.

    Ну, а вместе с христианством, то есть после Крещения Руси на Руси (988 год) появилось, естественно, и новое летоисчисление - от Сотворения мира. Появился и новый европейский календарь, Юлианский, с закрепленным названием месяцев. Началом нового года стало считаться 1 марта. По одной версии в конце XV века, а по другой в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября, что соответствовало определениям Никейского собора.

    В общем-то, реформа системы календаря проводилась на Руси без учета трудовой жизни народа, без установления какой-то особой связи с сельскохозяйственными работами. Сентябрьский новый год утверждался церковью, следовавшей слову священного писания. В ветхозаветной церкви месяц сентябрь праздновался ежегодно, как бы в ознаменование покоя от всех житейских забот.

    Таким образом, новый год стали вести с первого сентября. Этот день стал праздником Симеона, первого столпника, празднуемый и сейчас нашей церковью. Праздник этот известен был в простонародье под именем Семена Летопроводца, потому что этим днем оканчивалось лето и начинался новый год. Он был и торжественным днем празднования, и предметом разборов срочных условий, собирания оброков, податей и личных судов.

    Ну, а в 1699 году Петр I издал указ, согласно которому, началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком, сразу перевести Русь на новый григорианский календарь Петр I, в общем-то, не мог, несмотря на всю свою решимость - все-таки церковь жила по юлианскому.



    Похожие статьи