• Как сделать янтарь из смолы дерева. Изготовление искусственного янтаря в домашних условиях: как своими руками сделать имитацию камня? Что можно сделать из янтаря

    03.03.2020

    Янтарь издавна используется для изготовления ювелирных изделий, сувениров и украшения интерьера. Особо ценятся камни, в которых содержатся инклюзы – органические включения (насекомые, частички дерева, листочки).

    Стоимость янтарных изделий по сравнению с изготовленными из других драгоценных камней невысока. Однако приобрести несколько украшений из янтаря или украсить им интерьер может себе позволить далеко не каждый человек. Для того чтобы сэкономить средства, можно изготовить аналог янтаря своими руками. Из чего можно сделать камни в домашних условиях?

    Что представляет собой натуральный янтарь: описание, свойства

    Янтарь – это камень, имеющий органическое происхождение. Он представляет собой окаменевшую смолу хвойных деревьев. Под влиянием различных процессов из растений выделялась живица, которая постепенно застывала. На липкую смолу прилипали насекомые и различные растительные элементы, покрывавшиеся следующими смоляными слоями. Со временем растения погибали и попадали в землю вместе с застывшей живицей.


    Образование янтаря происходило на протяжении нескольких сотен лет. Примерный возраст камня – 40–60 миллионов лет. Окраска зависит от различных включений и может быть белой, молочной, медовой, бледно-желтой, светло-оранжевой, коричневой, зеленой и бурой. Наиболее редкие экземпляры – голубые. Основные физико-химические свойства:

    • твердость по шкале Мооса – 2,5 балла;
    • плотность – 1,05 – 1,3 г/куб. см;
    • высокая степень воспламеняемости;
    • электризация при трении;
    • температура плавления – 350 градусов;
    • неустойчивость к кислотам, спирту, хлороформу и эфиру.


    Маги и литотерапевты открыли в янтаре лечебные и магические свойства. Камень способен помогать при головных и суставных болях, кожных высыпаниях, кишечных патологиях, болезнях кроветворной системы. Янтарные камни приносят удачу, привлекают верных друзей, ограждают семью от несчастий.

    Как понять, что камень натуральный?

    В настоящее время существует множество подделок янтаря. Многие из них тяжело отличить от оригинала. Однако внимательный покупатель может определить подлинность камня по таким признакам:

    • Взаимодействие с соленой водой. Настоящий янтарь не тонет в подсоленной жидкости.
    • Влияние растворителей. Если на поверхность натурального камня капнуть немного ацетона, он не изменится.
    • Запах. Для проверки нужно приложить к месту, которое не бросается в глаза, раскаленную иглу. Природный материал на этом участке расплавится, и в результате воздействия высокой температуры появится приятный хвойный аромат. Для подделок такой запах нехарактерен.
    • Температура. При прикосновении к янтарю кажется, что он теплый.
    • Электростатические свойства. Если подлинный камушек потереть о синтетическую ткань, он станет притягивать мелкие кусочки бумаги.
    • Свечение под ультрафиолетом. Под воздействием ультрафиолетовой лампы дымчатые и прозрачные камни имеют голубое свечение, а непрозрачные – молочно-белое с голубым отливом. Таким свечением будут обладать только экземпляры из прессованных янтарных остатков.


    Способы изготовления имитации

    Методы изготовления искусственного янтаря разрабатывались на протяжении многих лет. В различных странах появились особые методики производства подделок. Многие изготовители научились производить искусственный камень с инклюзами, для которых используются мертвые насекомые и засохшие растения. Как имитируют янтарь в промышленных масштабах и в домашних условиях?

    В промышленных масштабах

    В производстве янтаря используют различные материалы природного и химического происхождения. Многие методы постоянно совершенствуются, что позволяет делать искусственный янтарь максимально похожим на натуральный.

    Наиболее похожим по составу и происхождению материалом, применяемым для изготовления аналога, является ископаемая смола бобовых растений – копал. Качественная обработка копала придает ему высокое сходство с оригиналом. В таблице описаны другие методики изготовления искусственного янтаря:

    Название имитации Отличительные особенности Способ изготовления
    Смола каури Мягче настоящего камня, не имеет наслоений, присущих ископаемой смоле. Используются затвердевшие экземпляры. Для придания нужной формы и цвета материал нагревают в автоклавах.
    Амброид Имитация имеет множество пузырьков газа, неравномерную окраску, непрозрачна или полупрозрачна. Непригодные для обработки янтарные камушки или отходы спрессовывают или склеивают при помощи специальных материалов.
    Бернит В материале содержится до 5% натурального сырья. Искусственно созданные дефекты увеличивают сходство с оригиналом. Янтарный порошок смешивается с полиэфирными смолами и нагревается в кислородной или азотной среде.
    Полиберн Качество материала зависит от используемого сырья. Янтарная крошка скрепляется эпоксидной смолой.
    Полимеры (бакелит, полиэстер, акрил, целлулоид) Искусственные камушки весят меньше настоящих, обладают однородной структурой и характерным химических запахом. Соединяются различные химические элементы. Для придания нужного цвета используются красители.
    Казеин Полученный материал непрозрачен, тяжелее и холоднее янтаря. Молочный белок обрабатывают формальдегидом, вводят красители.
    Стекло Образцы тяжелые, неестественной окраски. Кварцевый песок нагревают, добавляют примеси и быстро охлаждают.


    В домашних условиях

    Способы изготовления имитации янтаря в домашних условиях были изобретены для изготовления предметов интерьера и внутренней отделки стен. Однако со временем люди научились делать подделки, пригодные для изготовления недорогих украшений. Многие имитации очень похожи на натуральный камень. Искусственные камушки чаще всего изготавливают из эпоксидной смолы, желатина и канифоли.

    Из эпоксидной смолы

    Для изготовления камня, напоминающего янтарь, необходимо приготовить форму, в которую будет заливаться смесь, и глицерин для смазывания стенок. Имитация изготавливается из следующих материалов:

    • эпоксидная смола;
    • отвердитель;
    • вода.


    Количество ингредиентов зависит от нужной массы готового продукта. Следует придерживаться пропорций: 9 частей «эпоксидки», 1 часть отвердителя, несколько капель воды. Схема приготовления:

    • смешать «эпоксидку» с отвердителем;
    • влить жидкость;
    • перемешать;
    • для придания необычного вида добавить краситель, засушенных насекомых, листочки или веточки;
    • залить в формы;
    • оставить для застывания на 24 часа;
    • вынуть из форм и отшлифовать наждачной бумагой.


    С использованием желатина

    Изготовление янтаря из желатина популярно среди реставраторов. Данный способ несложный, но требует больше времени, чем приведенный выше. Для того чтобы сделать янтарь, нужно развести желатин согласно инструкции, залить его в формы и посыпать сверху золотыми слюдяными блестками. После застывания раствора необходимо залить второй слой желатина и блесток. Это повторяют 3–5 раз.

    В процессе изготовления в один из слоев можно добавить инклюзы, которые придадут имитации реалистичность. После полного застывания выращенные камушки покрывают лаком вишневого цвета.


    С применением канифоли

    Данный метод позволяет получить прочный материал, который не портится при взаимодействии с водой, но растворяется в спирте. Необходимые ингредиенты:

    • шеллак – 2 части;
    • белая канифоль – 1 часть;
    • скипидарная смола – 1 часть.

    Для создания янтаря нужно расплавить скипидарную смолу и влить в нее шеллак необходимой расцветки. Смесь необходимо продолжать разогревать на медленном огне до того момента, пока она не станет прозрачной. Далее следует влить предварительно расплавленную канифоль и тщательно перемешать. Раствор помутнеет, но после прогревания снова станет прозрачным.

    Цвет полученного камня зависит от длительности нагревания. Длительный разогрев делает смесь более темной. Смесь разливают в формы и оставляют застывать.

    Сегодня мы поговорим о том, как самостоятельно обрабатывать янтарь в домашних условиях своими руками. Так же рассмотрим методику и технологию резки, гранения и полировки янтаря, а также изготовление различных ювелирных и поделочных изделий из янтаря. Узнаем, как изготовить искусственный янтарь в домашних условиях

    Янтарь является минералом органогенного происхождения, это окаменевшая смола уже не существующих деревьев. Данный самоцвет был образован в результате эволюции земной флоры.

    За счет глобального потепления хвойные растения увеличили объем выделяемых смол, понизив при этом вязкость вещества. Спустя несколько веков, отмершая древесина разложилась, водой вымылись все растворимые части в ее составе. После чего процесс окаменения был завершен и живица (смола) покрылась молодыми отложениями.

    Насекомые, листья деревьев и прочие включение попали в смолу, когда та еще была жидкой. Химический состав минерала – это 78% соединения углерода, 11% кислорода и 10% водорода, также замечено небольшое количество включений (не больше 1%). В природе самоцвет встречается в виде фрагментов разного размера.

    Чаще всего внешний вид минерала зависит от степени солнечного прогрева. Прозрачность и равномерная окраска характерна для самоцвета, который прогревался солнцем при стекании по стволу. Затвердевая, смола застывала в массивных каплях. Если смолянистые выделения не совсем сливались, то минерал получался ломким и слоистым. Но этот вид янтаря почти всегда получался прозрачным, и в нем чаще остальных встречаются включения. Наибольшей популярности камень достиг в XVII-XVIII вв.

    В это время возникла новая методика обработки янтаря. Его пластины соединялись друг с другом по бескаркасной технологии. Благодаря такому способу появилась возможность создать скульптуры больших размеров, огромные вазы, крупные подсвечники и декоративные сосуды. Все свои умения по обработке янтаря мастера того времени применили при создании Янтарной комнаты в Екатерининском дворце Санкт-Петербурге, чьи поиски ведутся по сей день. В такой отделке были использованы изделия из янтаря, декоративные элементы и 22 панели.

    Для снятия наружной корочки выветривания и придания заготовке приблизительной формы будущего изделия можно воспользоваться ножом, трехгранным напильником, стамесками и шлифовальной шкуркой. Чтобы изготовить изделия, имеющие форму тел вращения, можно воспользоваться настольным токарным станком. Шпиндель станка должен вращаться со скоростью 1500—2000 об/мин. Для распиловки и обработки янтарного сырья помимо обыкновенной ножовки по металлу, применяют циркулярные пилы и бормашины. Шлифуют и полируют янтарные изделия на войлочных и фетровых кругах, установленных на бытовом электроточиле. Из-за значительной вязкости янтаря его обрабатывают при повышенных скоростях вращения. Например, для сверления янтарных заготовок нужно применять перовое или спиральное сверло, а число оборотов его должно составлять до 2500 в минуту, поэтому циркулярные пилы следует устанавливать непосредственно на валы быстроходных электродвигателей. Для экономии сырья толщина циркулярных пил должна быть не более 0,4 мм, диаметр — 100—150, шаг зуба — 1, 5 мм. Затачивают зубья пилы на профильном абразивном круге или напильником.


    Полировать янтарь можно не только фетровым, войлочным, но и бязевым кругом с нанесенной на него пастой из янтарной стружки, мела и парафина (мела — 47 %, парафина — 50 %, зеленого крокуса — 3 %).

    Всегда важно знать, покупая янтарь, где находят этот минерал. А находят его на Камчатке, в Сибири, Румынии, Голландии, Венгрии, Германии, Чехии, Португалии, Испании, Франции, Швеции, Хорватии, Австралии. Очень красивые образцы были обнаружены в Сицилии, в Африке и Австрии. В Доминикане был найден зеленый янтарь.

    На протяжении последних 50 лет Калининградский янтарный комбинат успешно занимается добычей самоцвета. Именно здесь производство янтаря целесообразно, так как это уникальное место, где осуществляется, как добыча минерала, так и его переработка. Калининградский камень известен на весь мир.

    До сороковых годов прошлого столетия добыча была примитивной, но с началом нового промежутка времени, с появлением новой техники и более современного способа добычи этот процесс стал более совершенным. Добыча разделилась на несколько этапов, которые намного ее упростили. Для этого сначала выкапывали карьер, используемый на протяжении следующих 30 лет. При помощи землеройных машин снимался земляной слой в несколько десятков сантиметров. Мощными гидромониторами размывались горные породы. Землесосами породы откачивались.


    После этого янтарная порода загружалась при помощи экскаваторов на электропоезда и отправлялась к местам переработки. Там на эстакаде янтарное сырье измельчалось и отправлялось на фабрику для дальнейшего обогащения. На этом этапе порода разделяется на янтарь и пустую породу.

    С появлением современной компьютеризированной техники добыча стала более совершенной, оптимизировались затраты на работу.

    Обработка янтаря предполагает использование токарного станка, резцов, напильника и лобзика. Каждый камень полируется с помощью пемзы, наждака, мела и мыльной воды. Места, слабо поддаваемые обработке, покрывают янтарным лаком. Если посмотреть на натуральный камень под микроскопом, видны прозрачные поры небольших размеров. После воздействия горячего масла, минерал размягчается, а поры пропадают, с заменой на чешуйчатые трещинки. Склеенные янтарные фрагменты распадутся, если их обдать кипятком.

    Для повышения декоративных характеристик используется специальная обработка. Для этого самоцвет прокаливают при температуре более 200 градусов в печи с морским песком. В результате этого, минерал становится прозрачным, а его окраска меняется от светло-золотистой до темно-вишневой (в зависимости от времени нагревания). Кроме того, при таком воздействии внутри камня появляются веерные трещинки, делающие янтарь искрящимся. При нагревании без доступа воздуха окаменевшая смола становится более пластичной. Это свойство ювелиры используют во время обработки прессованием. Добавление специального красителя и определенный режим давления позволяют получить камень разной окраски и структуры. Из такого материала изготавливают ювелирные украшения, а в технике используют в качестве изолятора. Такой «плавленый» янтарь используется в мебельном производстве для покрытия мебели, а также покрытия музыкальных инструментов. Типографские краски и канифоль тоже производится из этого материала.

    Самоцвет для ювелирных украшений часто подвергается предварительной обработке. Самый дорогой, игристый камень получается в процессе термообработки в автоклавах с дальнейшим охлаждением. Украшения из янтаря (бусы, кольца, кулоны, серьги) такого качества отдают невероятно красивым «солнечным» сиянием.

    Непрозрачные камни вывариваются в масле льна с дальнейшим прокаливанием. Пузырьки внутри образцов наполняются жиром и приобретают свойство пропускать свет. Издавна большой популярностью обладал самоцвет, окрашенный в красно-бурые и сине-фиолетовые оттенки. Низкокачественный камень применяется в религиозных обрядах. При сгорании он источает фимиам, больше известный как ладан.

    Наряду с натуральными камнями-самоцветами ювелирные мастера работают с амброидами – химически обработанными и прессованными мелкими янтарными кристаллами.

    Янтарь является популярным материалом для изготовления ювелирных украшений. Легкость в обработке, разнообразием форм позволяет создавать самые разные ювелирные украшения.

    Большая популярность янтарных изделий обусловило изготовление искусственного камня кустарных условиях. Для этого используется специальное оборудование, скипидарная смола, шеллак и белая канифоль. Учитывая стоимость натурального камня, производство имитации – очень прибыльное дело. Поэтому, приобретая украшение или другое изделие, очень важно, как отличить янтарь от искусственной подделки.

    Чаще всего для изготовления имитации используются дешевые смолы, которые очень легко отличить от натурального самоцвета. В отличие от природного материала, подделке свойственна мягкость и своеобразный «лесной» запах. Кроме того, их можно поцарапать ногтем, в то время как с янтарем это сделать невозможно. Отличить можно и с помощью обычного десятикратного увеличительного стекла. Для смоляной подделки характерны волнистые образования, которые образованы в процессе спекания частиц. Намного сложнее отличить имитацию из копала – твердой смолы, похожей на янтарь, но малоисследованного происхождения. Стоимость таких изделий, как правило, ниже, чем у натурального самоцвета. Однако цена, может быть, и завышена – для более точного соответствия янтарным изделиям. Поэтому по ценовому фактору сориентироваться трудно.

    В магазинах часто можно встретить стеклянные подделки, которые отличить легче всего. Для этого по камню можно провести медной иглой – на настоящем минерале след останется, на искусственном – нет.

    Если имеются подозрения, что в руках пластмассовая имитация – попробуйте отломить кусочек. Пластик будет отслаиваться, а настоящий камень – крошиться. .

    Существует еще один способ определения натуральности самоцвета. Для этого берется стакан обычной воды с тремя ложками соли. В такой среде янтарь будет плавать, а имитация – пойдет ко дну. После подобных процедур необходимо обязательно промыть камень от соли, которая может испортить поверхность натурального минерала.

    Различают три сорта сырья янтаря: поделочный, прессовочный и лаковый.

    Поделочный – это крупные куски хорошей формы и цвета, используются для резьбы, высокохудожественных ювелирных украшений.

    Прессовочный (амброид) – переплавленный янтарь из мелкоразмерного, некондиционного янтаря и отходы янтарного производства (пыль, обрезки и т.п.). Применяется с конца XIX века. После измельчения янтарная мука подвергается холодному прессованию, а затем нагреванию до 220-230 град. при давлении 14 килобар. Его также используют в ювелирных изделиях и резьбе. Характеризуется такой янтарь, наличием ориентированных свилей и пузырьков и, как правило, более темным, насыщенным цветом, что ценится в отдельных странах – например в Германии непрозрачный янтарь цвета темного коньяка – антик.

    Лаковый – весь оставшийся несортовой янтарь идет на изготовление янтарных лаков, канифоли

    Большая часть изделий из янтаря – недорогая бижутерия, реже используется как резбовой материал или для инкрустации. Весь янтарь на сибирском рынке, используемый местными ювелирами, привозной. Обрабатывается легко медным и стальным инструментом. Обычно используют ручные инструменты – ножовки с узкими и тонкими полотнами. Придание формы изделию может осуществляться вручную – опиливанием тонким напильником. Сверление янтаря производится с помощью ручной или электрической дрели, или бормашинки – стальными сверлами при небольших оборотах. Периодически сверло очищается от янтарной стружки во избежании налипания на инструмент.

    Янтарь можно гранить. Для этого используются тонкозернистые ограночные алмазные круги с зерном 10/15 мкм. В случае использования при огранке свободного 8-12 мкм абразива (карбида кремния) применяются чугунные или свинцовые планшайбы. Боится перегрева. При температуре 150 градусов становится пластичным («течет»), а при250-300 градусах интенсивно плавится. Нужно учитывать, что прозрачные разновидности янтаря более хрупкие, чем непрозрачные, поэтому желательно использовать подогретые заготовки янтаря. При большой скорости обдирочного круга могут возникнуть участки точечного плавления. Обдирку ведут тонким свободным абразивом (карбидом кремния 12 -мкм порошком) на свинцовом или чугунном круге. Для шлифования также применяется пемза на ткани или дереве. После обработки тонкого шлифования абразивной тканью, используется также трепел или крокус на войлоке, ткани или дереве. Из подручных средств, как тонкий шлифовочный абразив, используется зубной порошок (мел) на ткане. Для полирования – крокус на масле, с последующим сухим крокусом на миткалевом круге. Также используют окись олова на коже, с окончательной полировкой вручную тем же составом на фланели. Полируется окисью алюминия на деревяном (покрытым восковым слоем) или восковом круге. На конечных этапах полировки может использоваться паста ГОИ на сукне или фетре. Для исключения плавления при полировке и обдирке для охлаждения применяется вода. Способность янтаря плавится используют при утилизации отходов производства янтаря. Кстати существует вероятность, что большая часть сырья янтаря с включениями насекомых и растений – новоделы и имитации.

    В зависимости от степени прозрачности и цвета ювелиры делят янтарь на прозрач­ный — имеет все оттенки желтого цвета; дымчатый — мутноватый, с «запыленными» участками и просветами; костяной — не­прозрачный, светлый, схожий со слоновой костью; пеноянтарь — непрозрачный, свет­лый, похожий на застывшую пену...

    Очень ценным является янтарь, содержа­щий в себе включения: насекомых, мелких животных, мох, пыльцу растений, кусочки коры, минеральные образования, песок, пирит, кальцит и т.д. Все они захвачены во время выделения смолы, что дало им возмож­ность сохраниться до наших дней. Такие эк­земпляры, помимо ювелирной и коллекцион­ной значимости, представляют собой науч­ный материал величайшей важности, дающий представление о жизни и ее развитии в дале­кие геологические времена.

    Есть у второго, хранящего солнечное тепло камня еще ряд преимуществ: мягкость (твердость по шкале Мооса 2—3), отсутствие спайности, вязкость, мягкая полируемость, дающие возможность обрабатывать его под­ручными средствами.

    Изготовление изделий из янтаря в типич­ном случае сводится к таким приемам, как обдирки, раскрой, «формовка», шлифование и полирование. Прежде чем браться за работу, следует очень внимательно изучить имею­щийся материал, вполне вероятно, что в не­которых образцах могут оказаться включения. С этой целью выбирают прозрачные камни (просматривают на сильный источник света), а затем сначала с одной, потом с другой сто­роны спиливают ножовкой тонкие ломтйки. Полученные грани прошлифовывают мелкой шкуркой и просматривают, как через призму, на просвет... Характер будущей работы и при­емы обработки полностью зависят от особен­ностей имеющегося сырья. У прозрачных камней лицевая сторона всегда более ровная, без заметных углублений; у мутных (до белых) — имвет более выраженную волнистую или об­лачную фактуру. Крупные — мысленно рас­секают на заготовки, необходимые для ком­плекта поделок, учитывая и возможность включения янтарной корочки. Проведя диа­гностику камней и определив содержание бу­дущей работы, переходят непосредственно к технологическим операциям.

    Обдирка — снятие корки-патины, образо­вавшейся в результате выветривания, с помо­щью крупнозернистой шкурки, напильника, легкого прикосновения к вращающемуся камню электрогочила Образующуюся янтар­ную «муку» собирают в отдельную емкость для получения (по мере накопления) само­дельного лака. Обдирку всегда начинают с прозрачной стороны куска, которая когда-то была обращена к солнцу. Нижняя корковая часть может стать прекрасным фоном буду­щего изделия, рисующего уголок подводного царства, пещеры, гроты, сказочные цветы...

    Формовка — придание заготовке заду­манной формы. С помощью тех же инстру­ментов и приспособлений камню придается определенный объем, силуэт, пространст­венный рисунок.

    Раскрой (пиление) — прием, используе­мый для получения пластин различной тол­щины, заготовок определенного размера. Инструментом служит слесарная ножовка по металлу с коротким полотном, лобзик. Камень зажимают в струбцине или в тисоч­ках, предварительно обернув в бумагу, ткань. Во всех случаях распил не доводят до конца примерно на 1/4—1/5 толщины материала, чтобы избежать скола. Затем ка­мень освобождают от зажима, переворачи­вают и делают встречный запил. Движения «режущего» инструмента легкие, свободные, без заметных усилий. Сделав несколько дви­жений, пилку вынимают из пропила и счи­щают в емкость налипшие опилки.

    Выравнивание — полученное после обдир­ки, формовки или раскроя изделие имеет до­вольно грубый, с заметными царапинами, ше­роховатый вид. Шкуркой средней зернистости (Ns 40—16) тщательно заглаживают всю по­верхность. Ровные участки — подложив под шкурку гладкую пластину, закругленные — в руках, изогнув шкурку желобком, трубочкой. Движения шкурки или камня — легкие, без нажима, круговые, вращательные.

    Шлифование — прием, который в точ­ности копирует предыдущий, только шкурка берется более мелкой зернистости. Жела­тельно этот прием осуществлять в несколько заходов, постепенно, снижая степень зер­нистости. Шкурку брать водостойкую, об­работку вести, увлажняя камень или шкур­ку. Старые мастера для шлифования с ус­пехом использовали увлажненный порошок пемзы, нанося его на ткань или древесину.

    Еще некоторые сведения об обработке янтаря:

    Полирование — заключительная операция, придающая изделию законченный «товар­ный» вид. Выполняется вручную на войлоке, коже, фетре, фланели, миткале или электроточиле, вращающихся кругах, изготовленных из того же материала. На основу наносится имеющийся полирующий состав: паста ГОИ (окись хрома), окись олова, «Крокус» (окись железа) на масле, зубной порошок, паста, мел. В производстве янтарные изделия полируют на

    Бязевом круге, натертом специальной пас­той из янтарной стружки, парафина и мела.

    Полировка вручную выполняется легкими круговыми или восьмеркообразными дви­жениями. На вращающихся кругах — легким прикосновением и постоянным перемеще­нием полируемой поверхности. При слиш­ком больших оборотах полировального круга или при сильном нажатии на него, поверхность камня как бы пригорает, обра­зуется оплавленная корочка. Это происхо­дит от того, что при температуре свыше 100°С янтарь начинает размягчаться, а при 300°С — плавиться. Чтобы избежать оплав­ления камня, прибегают к уменьшению обо­ротов, подавая на электроточило, дрель 1/3 напряжения (примерно 70 В) или охлаждая заготовку водой. Устранить появившийся при полировке дефект можно, лишь повто­рив обработочные операции: грубое и тон­кое шлифование (шкурками со средним и мелким зерном) и полирование.

    Окончание полировки определяют по принципу зеркального эффекта: при каче­ственно выполненной полировке, в гладкой поверхности камня, как в зеркале, отража­ются все предметы. У старых мастеров ян­тарного дела есть маленькая хитрость, за­имствованная у умельцев Древнего Востока. Закончив полировку камня, поверхность его некоторое время натирают сухими пальцами рук (этот прием можно провести в дороге, между делом, не тратя специально время). Окончательно протерев камень кусочком замши или фланели, его укладывают в от­веденное место коллекции, вставляют в оп­раву, нанизывают на нитку, скрепляют це­почкой, наклеивают на основу и т.д.

    При сборке ювелирных изделий из янтаря нередко приходится делать отверстия — сквоз­ные или на определенную глубину. Сверяете осуществляют ручной дрелью или бормаши­ной (на низких оборотах), сверлом диаметром около 1 мм Сверло можно заменить швейной иголкой со сломанным ушком, короткой за­каленной стальной проволокой с заточенным наконечником и т.д. В момент сверления после каждого заглубления на 1—2 мм свер­ло извлекают и очищают от стружки. Вы­сверливание лучше производить до приема окончательной полировки, что дает воз­можность хорошо удерживать камень в руках и избежать появления царапин от ост­рия сверла. Чтобы камень (особенно мел­кий) при сверлении не треснул, его иногда во время работы опускают в воду или масло. При сквозных отверстиях высверливание желательно вести встречное, до половины камня с одной стороны, а затем с другой. Это позволяет избежать образования сколов в момент выхода сверла из заготовки.

    В некоторых случаях бывает необходимо прочно соединить детали из янтаря друг с другом. При склеивании прибегают к одному кз клеевых составов: пятидесятипроценг- ным водным раствором едкого натрия или калия (гидроксид калия или натрия) смазы­вают поверхность деталей, слегка нагревают и плотно прижимают друг к другу; спирто­вым раствором канифоли или янтаря (ян­тарный лак); раствором твердого копала в эфире; раствором целлулоида.

    Некоторые кусочки янтаря, если они не удовлетворяют своими декоративными свойствами, можно облагородить, повысив их прозрачность (удаляются воздушные пу­зырьки и включения жидкости). С этой целью янтарь подвергают кипячению, прока­ливанию в льняном или сурепном масле. При кипячении важно, чтобы разогревание и охлаждение масла шло как можно мед­ленней. Замутненный янтарь просветляют также с помощью сухого прокаливания. В течение длительного времени кусочки ян­таря прогревают в песке при температуре свыше 100° С. При охлаждении просветлен­ных камней внутри их происходят микро­взрывы пустоток, в результате чего образу­ются веерообразные блестки-чешуйки, а сам янтарь приобретает красивый красновато- вишневый оттенок В литературе встреча­ются сведения о способах окрашивания ян­таря в красный, синий, фиолетовый, пур­пуровый, зеленый и другие цвета. Напри­мер, для получения красноватого и других оттенков янтаря его проваривали в меду или растительном масле в присутствии органи­ческих красителей. Однако рецептура, со­ставы красителей не приводятся.

    Среди механических приемов обработки мягких камней есть вполне доступный и про­стой, но очень продолжительный по времени, гактоака — обкатка мелких кусочков янтаря во вращающемся барабане. Получающиеся окатыши — великолепное сырье для изготов­ления украшений. Вместе с камнями в бара­бан засыпается абразивный порошок (время от времени его заменяют на более мелкое зерно) и все это обильно смачивается водой или спиртовым раствором для лучшего по­верхностного сцепления абразива и янтаря.

    В производстве из отходов переработки «смолы» получают прессованный янтарь. Не­пригодные мелкие кусочки, после дополни­тельного дробления, нагревают под значитель­ным давлением в гидравлическом прессе до температуры 140—15(гС без доступа воздуха. Расплавившийся янтарь прессуют в крупные блоки или изготавливают бруски (прутья), продавливая через круглые отверстия нужного диаметра. Бруски, кубики, прутки распили­вают на более мелкие заготовки, из которых вытачивают бусины или делают другие ук­рашения, уступающие по своим декоратив­ным свойствам натуральному камню.

    Ювелирные украшения из янтаря в домашних условиях

    Кольца. В прошлом довольно широко были распространены кольца, выточенные из целого куска камня. Простейшие из них вы­резаются из пластинки, приближающейся по форме к будущему изделию. Выпиливается внутреннее отверстие (удобнее его д елать труб­чатым сверлом), после чего кольцо доводится шкуркой или напильником до необходимого размера, тщательно шлифуется и полируется.

    Более прочны массивные каменные коль­ца с расширяющейся верхней частью, закан­чивающейся ровной площадкой, на которой выгравировываются вензеля, вырезаются ми­ниатюры или просто оставляют зеркально гладкой. Для таких колец напиливают кубики первоклассного янтаря, высверливают или выпиливают отверстия, придают соответст­вующую форму, выравнивают кромки, после чего — финиш — обработка.

    В кольцах из цветных металлов очень часто в качестве вставок используется янтарь. Он имеет правильную овальную, приплюснутую форму с ровной нижней площадкой (кабо­шон). Кабошоны удобно изготавливать с по­мощью простейшего приспособления — де­ревянной палочки (оправки) с гладким тор­цевым срезом На него с помощью клея ПВА нижней подшлифованной площадкой накле­ивается подобранный камешек и круговыми движениями (вручную на шкурках или электроточиле) доводится до законченного вида. Чтобы снять кабошон с палочки, до­статочно его опустить в теплую воду.

    Янтарную вставку при желании можно огранить. Однако «вручную» выдержать со­отношение плоскостей и углов очень труд­но, поэтому следует изготовить хотя бы про­стейшую опорную втулку, фиксатор оправ­ки. Оптимальные углы при огранке у пави­льона 43°, коронки — 40—50°. После об­дирки на тонком абразиве приступают к ог­ранке. Ее лучше вести на мелкозернистом алмазном круге или порошком карбида кремния на свинцовом или чугунном круге (планшайбе). Полировку осуществляют на деревянном круге.

    Серьги из янтаря в домашних условиях

    Отличительная особенность этого излюбленного женщинами изделия — изготовление в паре. Во всем: в размере, цвете, рисунке, массе, материале, вставках — они идентичны. Поэтому выбранный камень для вставок должен быть достаточно крупным, без дефектов, с однородным рисунком, цветом, прозрачностью. Подготовка янтаря (как и любого другого материала) может идти двумя путями. В первом — камень обрабатывается до стадии полировки целым куском, после чего его распиливают на две одинаковые половинки, шлифуют место раскроя, высверливают отверстия или паз для крепления дужек и доводят до зеркального блеска. Во втором — в напиленных или имеющихся пластинах находят два абсолютно одинаковых участка. Склеивают их друг с другом (клеем ПВА, предварительно отшлифовав плоскости), а затем обрабатыва­ют на глаз или предварительно разметив карандашом контур украшения. Изредка, когда серьги имеют усложненную форму, вставки изготавливают по отдельности, постоянно сравнивая друг с другом или проверяя по шаблону. Очень оригинально смотрятся серьги, представленные несколькими, смешанными в обработке или однотипными деталями из янтаря. Здесь остается ют же принцип — пар­ность, хотя непосредственно в отдельной «подвеске» могут быть представлены камни, разные по цвету, прозрачности, форме в зависимости от замысла художника.

    Броши из янтаря в домашних условиях

    Подбирают наиболее интересные, уникальные по рисунку и цветовой гамме крупные, прозрачные или полупро­зрачные плоские камни. Впечатляюще смот­рятся прозрачные самоцветы с «лимонной» корочкой, которые как бы раскрывают внут­ренний затаенный мир камня. Форма броши: овальная, уплощенная, угольная, слегка ограненная и т.д. во многом зависит от имеющегося минерала. Для всех, однако, характерно значительное по площади зер­кальное «пятно» украшения. Имея под ру­ками такую «благородную» поверхность, ее можно использовать для вырезания камей (выпуклое над фоном изображение), инта­лий (погруженного в фон изображения).

    Кулоны из янтаря в домашних условиях

    Технология изготовления этих украшений полностью совпадает с получением вставок для серег. Задача даже упрощается, поскольку нужен всего лишь один камень хотя и большего размера. Он имеет обычно уплощенную, обтекаемую, капле­видную форму, прозрачный или полупро­зрачный, часто с приятным мягким рисун­ком. Для законченного кулона подбирают цепочку или бечевку, используя такой ма­териал, который бы наиболее полно под­черкнул красоту самоцвета.

    Бусы из янтаря в домашних условиях

    Эти изделия наиболее ценимы женщинами. Некоторые отдают предпочте­ние им из соображений, что янтарь приносит облегчения от различных недугов, да и по красоте своей они мало чем уступают бусам из твердых камней. Классическая форма бус — округлая (шаровидная, оваль­ная), поэтому их в основном вытачивают на станках, так как получить вручную одинаковые бусины очень трудно. Для янтар­ных бус хорошо подходят галтованные ока­тыши, граненые кругляши, мелкие кубики с заглаженными ребрами, небольшие пластинки, а также обычные камешки, в обилии собираемые после шторма на побережье Балтики. Последние сортируют по размерам, форме, цвету. При необходимости при­шлифовывают на прочную тонированную капроновую нитку или леску. Бусины в изделиях могут быть нанизаны и в несколько рядов. Сами ряды — плавно изгибаться, образуя порой узор под стать кружевам. Отдельные камешки будут выделяться своей нетипичной формой, цветом, свешиваться искрящимися каплями дождя, сосульками, отражаться дрожащими лучиками...

    Кроме упомянутых янтарных украшений, можно встретить или попробовать изготовить самому декоративные заколки, оригинальные зажимы для галстука, браслеты. Поскольку янтарь как поделочный материал наиболее доступен, предпочтение в работе отдается целой группе изделий — гарнитурам. Они дают возможность максимально реализовать творческие возможности художника, загадочную красоту камня. Не последнюю роль здесь играют сопутствующие материалы: металл, древесина, кожа, текстиль.

    В свою очередь, в творческом ряду работ немало таких, где янтарь сам играет вспо­могательную роль. Используемый в роли цв.говых, фактурных пятен, оригинальных вставок, деталей украшений (дамские сумки, портмоне, альбомы, курительные принадлежности и т.д.), он позволяет под­черкнуть своеобразие авторского замысла, полнее раскрыть красоту предмета, напол­нить его новым содержанием.

    Янтарь в прикладном творчества

    Мозаика. Картины, «выписанные» из ку­сочков янтаря, подобранные по цвету, раз­меру. рисунку, имеют богатую историю. Наиболее значительным памятником этого вида искусства являлась янтарная комната, возведенная в Екатерининском Царскосель­ском дворце (XVIII в.) под Санкт-Петер­бургом, названная «восьмым чудом» света. Варварски разрушенная и вывезенная из страны фашистами в годы Великой Отечественной войны. Общая площадь каменных рисунков составляла десятки квадратных метров. На их изготовление пошли сотни килограммов отборного камня. Ныне пред­принимаются попытки воссоздать утерян­ное чудо из солнечного камня. Лучшие мас­тера янтарного дела заняты возрождением потерянного шедевра.

    Как и всякой мозаике, работе предше­ствует тщательная разработка эскиза, вы­полненного во всем богатстве янтарной па­литры. Подбираются соответствующие об­разцы (с предварительно снятой коркой) и распиливаются на пластины толщиной при­мерно в 3 мм. Основой д ля небольших работ может служить слоеная фанера, оргалит, доска, древесностружечная плита, металличес­кая пластина и т.д., толщина которых зависит от размеров «картины». Края основания об­рамляются полосками металла или тонкими рейками, продающими изделию законченный вцд. Кроме того, они не дадут клею и кусочкам камня выступать за край мозаики. Если пре­дусматриваются декоративные кромки, то по­лоски устанавливаются съемные.

    В зависимости от выбранного рисунка, ко­торый сразу переводят на основу, определяют тип мозаичной техники: обычная — кусочки камня имеют приблизительно один и тот же размер, форму (в небольших работах пример­но 5—6 мм) и закрепляются на основе с за­зором в 1,5 мм или флорентийская (интарсия) — кусочки камня как можно плотнее, без про­светов, прилегают друг к другу. Для простой мозаики «нарезают» или осторожно раскалы­вают кусочки янтаря, клеем смазывают не­большой участок рисунка, имеющий один цвет, и укладывают детальки, оставляя тонкий ровный просвет. Работы начинают с цент­ральной части рисунка, перемещаясь посте­пенно к его краям. В флорентийской — ри­сунок разрабатывают так, чтобы каждая цве­товая деталь была полностью вырезана из одной пластины. Бумажное изображение рас­краивают на отдельные детали, каждую из ко­торых наклеивают (клей ПВА) на подходя­щего цвета и размера пластинку. Затем плас­тинку по изображению опиливают лобзиком или обтачивают напильником, на электрото­чиле. «Вырезав» каменную деталь, осторожно снимают бумагу (предварительно размочив). Набор «картины» удобнее вести на стеклян­ной пластинке, подложив лист кальки (чтобы клей не прилип к стеклу), сверяя получаемое изображение с оригиналом. Закончив сухой набор деталей, полученный рисунок скрепля­ют по краям полосками, заливают клеем, на­кладывают основу и помешают под пресс.

    Клеевым составом могут быть: шпаклев­ка, эпоксидный клей, клей БФ-2, БФ-4, ПВА и другие. Клей БФ-2 больше подходит к интарсии: набранная поверхность рисунка и основа обезжириваются спиртом, смазы­ваются тонким слоем клея, подсушиваются в течение 15—20 мин, затем вторично на­носится клей и через 3—5 мин пластину ос­новы накладывают на мозаику и прижимают грузом. Сушка длится 1—2 суток. Очень удо­бен в работе клей ПВА. При испарении воды он образует твердую, вязкую, просвечиваю­щуюся и почти бесцветную пленку, обла­дающую, однако, низкой водостойкостью. На основе этого клея можно приготовить за­мазку (шпаклевку) для заполнения пустот в законченном изделии и в ремонте их. С этой целью толченый порошок камня смачивают клеем и тщательно перемешивают. После просушки наклеенных кусочков янтаря акку­ратно, шпателем заполняют паутинку просве­та, окончательно просушивают, шлифуют и полируют лицевую сторону изделия.

    Инкрустация из янтаря в домашних условиях

    Представляет собой разно­видность так называемой врезной мозаики, когда в основе (твердые породы древесины, мягкий камень, металл, кость) по размяг­ченному рисунку вырезаются углубления с плоским дном, предназначенные для вкла­дывания в них тонких пластинок из камня. Края углублений подрезают под прямым углом, стараясь избегать сколов, задиров. С помощью бумаги снимают точные контуры деталей (бумагу накладывают сверху и при­тирают карандашом), вырезают ножницами и наклеивают их на пластинку или пользу­ются ими при разметке как шаблонами. Вы­пилив из камня детали, в углубление нано­сят шпаклевку или клей (желательно, чтобы по цвету состав не отличался от основы) и вдавливают пластинки, стараясь, чтобы клей появился снаружи. После затвердевания связки всю поверхность мозаики тщательно шлифуют, а затем полируют. Описанный прием мозаичной техники широко исполь­зуется при отделке всевозможных изделий, носящих декоративно-прикладной характер.

    Аппликация из янтаря в домашних условиях

    Такие работы являются наи­более простым и доступным примером мо­заичной техники. Основой чаще всего слу­жит дерево, тщательно обработанное, тони­рованное в густые темные тона. Можно ис­пользовать также натянутую на подрамник ткань, оргалит, фанеру, стекло, керамичес­кую плитку и другие плоскостные материа­лы. Схематический рисунок, набросанный в свободной манере, заполняют отдельными тонкими, разноцветными, отшлифованны­ми деталями. Порой на значительном рас­стоянии друг от друга, а иногда почти ка­саясь кромками. Нередко детали представ­ляют собой просто отшлифованные «лом­тики» распиленного камня, с плавно очер­ченной корочкой, контуром. После сухого набора рисунка, добившись его выразитель­ности, цветовой насыщенности, компонов­ки, детали закрепляют на основе, стараясь, чтобы клей не выступал наружу. Изделие накрывают чистым листом бумаги, сверху накладывают груз и высушивают.

    Вышивка. Среди почитателей янтаря есть и такие, которые предлагают использовать застывшие слезинки в качестве материала д ля вышивки, переняв технику бисера. Каждая бусинка представляет собой мелкую, «при­плюснутую», чуть подшлифованную, почти полностью сохраняющую естественную непра­вильную форму, с просверленным отверстием, детальку. На подрамник с натянутой тканью или иной материал с выразительным перепле­тением, фактурой, с помощью тонкой лески или нитки нашивается незатейливый узор. В лучах света каждый камешек начинает играть свою цветовую мелодию, сливаясь в единую композицию, согревающую душу.

    Гравирование из янтаря в домашних условиях

    Этот прием нечасто встре­чается в практике художественных работ по камню. В свое время (30-е годы) были модны украшения из пластинок прозрачного янтаря овальной или круглой формы. На изнаночной стороне вьправировывался рисунок, который хорошо просматривался сквозь отполирован­ную поверхность. В основном это были изо­бражения цветов, пейзажи. Техника гравиро­вания, заимствованная как один из способов художественной обработки стекла, хрусталя, не нашла широкого применения. В настоящее время отдельные умельцы вновь прибегают к этому нехарактерному для янтаря приему, ис­пользуя его для усиления восприятия естест­венного рисунка камня. Снятая с лицевой стороны прозрачного камня корочка позво­ляет заглянуть внутрь янтаря, увидеть непо­вторимый мир сказочных образов. Остается лишь «прочесть» открывшийся рисунок, сде­лать мотив более явственным, слегка допол­нив его гравированным рисунком, отдельны­ми штрихами различной глубины и направ­лений, сохраняя при этом натуральный облик самоцвета.

    Инструменты — от обычных стальных ппихелей для резьбы по дереву до борма­шины с гибким валом и насадками. Пос­леднее более удобно, поскольку за счет сменных головок есть возможность получать штрихи любых очертаний. При выполнении «негативной» гравировки на янтарной плас­тинке карандашом помечают контур рисун­ка (в зеркальном изображении), после чего осторожно обводят его режущим инстру­ментом, стараясь снимать стружку сразу на заданную глубину, не «зарываясь» внутрь материала и не выходя на поверхность.

    Резьба из янтаря в домашних условиях

    Низкая твердость камня, слабо вы­раженная хрупкость (прозрачные разновид­ности более хрупкие, чем замутненные) дают возможность вырезать из целого куска янтаря различные миниатюры, плоские и объемные композиции, фигурки. Мелкая резная плас­тика из янтаря нашла свое отражение в япон­ских стилизованных резных изображениях людей и животных (искусство НЭЦКЕ — изящные, прочные, гладкие украшения ве­личиной со сливу с отверстием дня шнурка, используемые как противовес — брелок для удержания на поясе кисета с табаком или кошелька). Особенно широко резные изде­лия были распространены в XVII—XVIII вв.

    Традиционно резьба по янтарю осущест­вляется с помощью разнообразного сталь­ного инструмента: пилками с мелкими зу­бьями, напильниками, надфилями, штихе­лями. Работа идет намного быстрее, если использовать вращающиеся твердосплав­ные, металлические насадки бормашины. Чтобы уменьшить вероятность растрескива­ния камня, в процессе работы его следует держать в слегка подогретом состоянии.

    Выбранному камню (без заметных изъ­янов) вчерне, с помощью напильника, электроточила, придается задуманная форма. Затем она постепенно, надфилями, штихелями, доводится до необходимой чис­тоты. При выбирании крупных полостей пользуются пилкой. Шлифовку всей поверх­ности осуществляют тонким порошком пемзы или карбида кремния, используя при необходимости липовую палочку с обрезан­ным под углом 45° кончиком. Имеющиеся углубления вышлифовываются также липо­вой палочкой, кончик которой повторяет его очертания. Полировку резной поверх­ности удобнее вести специальными волося­ными щетками, применяемыми в стомато­логии (закрепляются на вращающихся валах бормашины, электродрели, точила), или мягкими тканевыми кругами с нанесенной меловой суспензией или пеплом.

    Изредка встречаются работы, вырезанные не из единого куска янтаря, а из нескольких горизонтально склеенных, красиво подобран­ных по цвету, фактуре пластин. Склеенный янтарный блок обрабатывают как цельный ка­мень, соблюдая осторожность.

    Точение. Из отдельных высококачествен­ных кусков янтаря можно вытачивать шары, бусины, имеющие круглую или овальную форму, а также статуэтки (шахматы) или из­делия цилиндрической формы. На произ­водстве такие работы выполняют из прес­сованного в круглые стержни янтаря. В лю­бительских условиях камню придается стержнеобразная форма. Затем его как «южно глубже вставляют (обернув в про­кладку) в патрон и обрабатывают на малых оборотах с помощью резцов, надфилей, на­пильников, шкурки, мягкой тканью с нане­сенным полировочным составом. В некото­рых случаях камень пришлифованной пло­щадкой наклеивают на торец деревянного стержня и, зажав последний в станке, ведут обработку. Чаще всего работы из точеных деталей делают наборными (подсвечники, мундштуки, ручки...), соединяя выточен­ные, иногда добавляя резные части, друг с другом с помощью клея.

    Скульптура из янтаря в домашних условиях

    Имея под руками интересные по форме камешки янтаря, не представляю­щие ювелирной ценности, можно попытаться вдохнуть в них вторую жизнь. Стоит только повнимательней взглянул» на теплый камень, повернуть той или иной стороной, как перед глазами возникнет оживший зверек, томик, чудище... Достаточно иногда двух-трех дви­жений резца, напильника, и образ становится куда более явственным.

    Если одного камешка недостаточно, по­пробуйте составить композицию из не­скольких, скрепив их капельками клея, на­низав (предварительно просверлив) на нитку, проволочку, металлический стер­жень. Особое внимание следует уделить форме отдельных деталей, соотносительнос­ти их, цветовому решению, способности камня создавать иллюзию тепла, света.

    Как еще распознать натуральный янтарь в домашних условиях

    Янтарь — один из тех минералов, поделки из которого легко спутать с пластмассой, син­тетической смолой, стеклом, костью. Помимо сугубо научных диагностических способов, позволяющих отличить натуральный камень от имитации, есть вполне доступные каждому.

    кусочек янтаря легко загорается от пламени спички, давая характерный «смо­листый» запах;

    если с некоторым усилием потереть сухим пальцем обработанную поверхность камня, он дает приятный, чуть уловимый «смолистый» аромат;

    при трении о шерстяной платок ян­тарь электризуется и начинает с особой силой притягивать мелкие кусочки бумаги, соломинки, волосы;

    — янтарь тонет в воде, но остается на плаву в солевом растворе (плотность мине­рала 1.05—1.30).

    Как отличать натуральный янтарь от прессованного?

    Изделия из прессованного янтаря отли­чаются по внешнему виду от натурального прежде всего мутноватым оттенком (хотя встречаются и прозрачные разновидности) и измененной формой включенных газовых пузырьков. Последние, в отличие от при­родного (всегда сферические), имеют вытя­нутый удлиненный вид. Наблюдать их лучше всего в бинокулярную лупу или мик­роскоп. Кроме пузырьков характерной формы, у прессованного янтаря в глаза бро­саются: струйчатосгь течения, наличие пря­молинейных, кривых, спиралевидных обра­зований; шарики плотной основной массы; сгустки красителя.

    Как отреставрировать янтарное изде­лие в домашних условиях

    Расколотый кулон, брошь, миниатюра склеивается одним из клеевых составов (см. выше). После высыхания шов аккуратно за­чищают мелкой шкуркой и заполировываюг.

    Поверхностные сколы, образовавшиеся при неосторожном обращении с изделием, выравнивают напильником и шкуркой со средним зерном. Затем переходят на мелкое зерно, после чего изделие полируют заново.

    Выемки, раковины, изломы шпаклюют янтарной мастикой, приготовленной из ян­тарных опилок с добавлением клея ПВА. Если при высыхании мастика дает усадку, состав наносится вторично, добиваясь тем самым ровной поверхности. После полного высыхания «заплатки» ее шлифуют мелкой шкуркой и отполировывают заподлицо.

    Образовавшаяся при длительном ноше­нии паутинка царапин, микротрещин уда­ляется перешлифовкой всего изделия мел­козернистой шкуркой с последующей поли­ровкой. Аналогично обрабатываются по­тускневшие, изменившие цвет украшения.

    Как можно использовать отходы янтаря в домашних условиях

    В процессе обработки янтаря в обилии образуются опилки, стружки, мелкие крошки. Все это с успехом можно использовать для из­готовления высококачественного лака, идущего на покрытие мелких изделий из древесины.

    Янтарные опилки (1 в.ч.) заливаются этиловым спиртом (1.5 в.ч.) и прогреваются в течение нескольких часов на водяной бане. Полученный раствор помещают в теплое место и выдерживают 3—4 суток. Образо­вавшуюся жидкость (лак) осторожно слива­ют в емкость и тщательно закупоривают.

    Вместо спирта можно взять равное по объему количество дихлорэтана или АКР- 1S. Раствор выдерживается в теплом месте 8—10 дней, после чего полученный лак сли­вается в отдельную стеклянную посуду и притирается крышкой.

    На производстве значительная часть отхо­дов перерабатывается на технические продук­ты, где, помимо лака, получают янтарную кислоту, масло, канифоль.

    Натуральный камень со включениями редких насекомых стоит несколько тысяч долларов за 1 кг. Поэтому народные умельцы интересуются, как сделать янтарь: такие украшения можно выгодно продать.

    Штучная ручная работа в эру машинного труда тоже ценится высоко, как и творения самой природы.

    Изготовление искусственного янтаря – маржинальный вариант для организации прибыльного дела.

    Что можно сделать из янтаря

    Янтарь – очень красивый камень с разными видами окраски: бледно-желтой, лимонно-желтой, красно-коричневой, голубой, даже черной или зеленой.

    Структура натурального камня неоднородна: с различными пузырьками, включениями, прозрачностями и полупрозрачностями.

    Янтарь используют для создания всевозможных браслетов, подвесок, колец, кулонов, шкатулок, картин или статуэток.

    Яркий пример отделки помещений – Янтарная комната, украшенная досками с мозаикой, стенными мозаичными панелями из солнечного камня.

    Отделка помещений натуральным камнем дорогостояща, поэтому стоит обратить внимание на искусственный материал.

    Янтарное сырье для производства украшений стоит от 20 тыс. рублей за 1 кг.

    Разновидности имитаций

    Существует несколько видов настоящего янтаря, свойства которых практически одинаковы.

    Наибольшей популярностью пользуется прибалтийский сукцинит. Также известны такие виды, как сицилийский симетит и бирманский бирмит.

    Среди имитаций цельного янтаря популярен прессованный (так называемый “амброид”, изготовленный из янтарной муки). Стоит отметить и полиберн с фатураном – созданные из отходов после добычи янтаря с добавлением эпоксидной и других смол.

    Некоторые материалы маскируют под янтарь. Например, полиэстер, разновидность пластмассы, маскируют под смолу или акрил и окрашивают “под янтарь”.

    Как сделать янтарь в домашних условиях

    Иногда в смесь добавляется еще и природный минерал.

    Рассмотрим подробно технологию изготовления искусственного камня.

    Какие понадобятся ингредиенты

    Для создания искусственного камня в домашних условиях необходимы следующие составляющие:

    • 1 часть смолы (полиэфирная, эпоксидная, скипидарная);
    • 1 часть белой канифоли;
    • шеллак;
    • желатин.

    Чтобы добиться большей правдоподобности, в готовый состав добавляют древесные щепки, насекомых и краситель.

    Важно учитывать: количество канифоли и смолы должно быть равным.

    Готовим форму

    Своими руками искусственный янтарь можно сделать несколькими способами:

    1. залить подготовленную массу в формы для получения необходимых параметров данного материала;
    2. получить желаемую фигуру методом прессования.

    При выборе первого способа стоит заранее подготовить форму: смазать обильно растительным маслом или глицерином.

    Пошаговая инструкция

    Изготовление искусственного камня состоит из следующих этапов.

    Метод №1:

    1. Смолу с желатином в пропорции 9:1 хорошо перемешать и вылить в форму.
    2. Добавить в состав 2 капли воды комнатной температуры и аккуратно перемешать, применив тонкую деревянную палочку.
    3. Отправить в хорошо проветриваемое помещение и оставить на 24 часа.
    4. Затем можно приступать к обработке полученного изделия.

    Метод №2:

    1. Смолу – 1 часть растопить в жестяной кастрюле и добавить к ней шеллак – 2 части. После достижения массой полупрозрачности добавить канифоль – 1 часть.
    2. Варить состав до состояния полной прозрачности. Повышение прозрачности материала зависит от длительности процесса варки.
    3. Разлить по формам и оставить до полного остывания.

    Процесс дальнейшей обработки изделия:

    1. Первый этап обработки – это обдирка. Заключается она в снятии с помощью крупнозернистой шкурки корки, которая образуется в результате выветривания.
    2. Следующий этап – это выравнивание изделия, которое имеет шероховатый вид с заметными сколами или царапинами. Для этого этапа потребуется шкурка средней зернистости.
    3. Далее необходимо произвести шлифовку и полировку искусственного янтаря. С этой целью запасаются шкуркой мелкой зернистости и войлоком (фетром, фланелью).

    Как правило, проводится еще и резка, гранение и дополнительная полировка искусственного янтаря.

    Совокупность этих мер позволяет добиться нужной формы материала, толщины и размера.

    То же касается и галтовки – методики, применяемой для получения большого количества янтарных бусин различной формы. Этот процесс заключается в обработке мелких кусочков искусственного янтаря в барабане.

    – чудесный солнечный камень, застывшая много веков назад смола древних деревьев. Его можно не только купить, но и сделать своими руками.

    Есть несколько вариантов, как сделать янтарь:

    • смолы других растений;
    • полиберн;
    • амброид;
    • искусственно полученный сплав полимерных смол.

    В 1-ю группу входят:

    1. Копал – застывшая смола бобовых, например, акации, араукарии. Под давлением и температурой происходит затвердевание еще свежей смоляной капли, в которую часто подсовывают насекомое.
    2. Смола древнего дерева каури – выделяется до 0,5 тонны в случае повреждения корня большого растения. По химическому составу не схожа с янтарем, используется для производства лаков, но после определенной обработки застывает, напоминая оригинал.

    Полиберн – камень, созданный из склеенных между собой янтарной крошки и мелких кусочков – обломков солнечного камня. Ему придают цвет и блеск, но внутри отчетливо видны составляющие компоненты. Украшения дешевле оригинала, производство практически остановлено.

    – нагретая и спрессованная крошка янтаря. Непрозрачен, по составу идентичен оригиналу.

    Во 2-й половине 20-го веки химики синтезировали вещества, используемые для имитации:

    • бакелит – 1-я окрашенная и тонированная искусственная пластмасса;
    • фатуран – измененный по составу бакелит;
    • целлулоид – имитация использовалась для украшения ручек столовых приборов;
    • галалит – пластмасса из казеина;
    • полиэстер – подделывались даже изделия премиум-класса.

    Посмотреть эту публикацию в Instagram

    Как сделать янтарь в домашних условиях

    Изготовить искусственный янтарь несложно. Это можно сделать дома своими руками. Чаще всего он делается из смолы вишни.

    Подготовка ингредиентов и формы

    Янтарь можно сделать дома из натуральной смолы (живицы). Лучше всего для этих целей подходит вишня.

    Можно сделать янтарь из эпоксидной смолы, которая продается в строительных магазинах.

    Заливаемая масса очень липкая, поэтому формы нужно подготовить заранее. Их можно сделать самостоятельно из металла, фольги, дерева или бумаги. Перед заливкой смазать глицерином или растительным маслом.

    Нужно продумать заранее, будут ли добавляться наполнители, подготовить их при необходимости. Это могут быть:

    • мелкие сухие листочки, веточки;
    • засохшие насекомые;
    • палочки.

    Можно сделать фантазийные украшения, добавив краситель, бисер, блестки.

    Для обработки готового изделия понадобятся шлифовальные шкурки различного по величине зерна, ацетон.

    Янтарь - полудрагоценный поделочный камень органического происхождения. По природе это застывшая смола голосеменных деревьев предыдущих геологических эпох - мелового или юрского периода. Средний возраст янтаря - 50 миллионов лет.

    Другие его названия - илектр или электрон (из древнегреческого).

    Отдельные виды янтаря, имеющие в своем составе инклюзы, оцениваются значительно выше своих собратьев. Инклюз - это насекомое, застывшее в смоле много миллионов лет назад. Иногда это мелкое позвоночное животное вроде ящерицы, но такие инклюзы встречаются редко.

    Янтарь

    Илектр с инклюзом хорошего качества причисляется к драгоценным камням и оценивается соответственно.

    Янтарь - один из рекордсменов среди драгоценных камней по количеству фальшивок на рынке. Имитировать его проще, чем большинство других минералов (к которым, кстати, он не относится). Дело в том, что по структуре янтарная смола - полимер, многие свойства которого соответствуют свойствам канифоли, эпоксидной смолы или пластмассы. Распространена техника облагораживания или прессования низкокачественного природного янтаря, при которой янтарная крошка прессуется под большим давлением, приобретая в результате цвет, форму и структуру, присущую настоящему янтарю.

    Обратите внимание: изделия из прессованного электрона подделкой не считаются, хотя стоят объективно ниже. О применении прессованного камня продавец должен написать на ценнике.

    Разберемся, как проверить подлинность янтарных украшений и отличить настоящий янтарь от искусственного.

    Виды имитаций

    Прежде чем говорить о способах распознать поддельный или синтетический янтарь, разберемся, что на ювелирном рынке могут предлагать под его видом. Для изготовления имитаций применяется стекло, бакелит, целлулоид. Используются и другие материалы. Все виды фальшивок классифицируются по своему происхождению следующим образом:


    Некоторые из неорганических материалов имеют в составе электрон - как, например, бернит (до 5% природной «доисторической» смолы в составе). Он копирует структуру янтаря, но в настоящее время чаще выводится на рынок под собственной торговой маркой.

    Наибольшее распространение в мире подделок приобрели имитации янтаря из эпоксидных смол, обладающих аналогичными янтарю свойствами. В смоле даже запечатываются фальшивые инклюзы - современные мушки или мелкие жучки. Определить подлинность в домашних условиях такой вещицы сложно.

    Обратите внимание: подозрительным считается, если насекомое в янтаре застыло в статичной позе - крылья и лапки сложены. Значит, оно попало туда уже мертвым. Живая доисторическая муха, угодившая в смолу, наверняка билась и пыталась вырваться, да так и застыла.

    Но, с другой стороны, ничто не мешает современным изготовителям фальшивок сунуть в смолу живую, а не дохлую мушку - получится тот же эффект.

    Также под видом илектра иногда продают копалы - образования из древней смолы, имеющие вид пластин или шариков желтоватого цвета. Но, в отличие от илектра, копалы образованы из смолы покрытосеменных современных растений, и их возраст - не более 100 000 лет. Кроме них, за украшения из янтаря выдают изделия из застывшей смолы каури или даммара после соответствующей обработки.

    Разберем способы, как определить натуральный янтарь среди разнообразия имитаций.

    Отличительные особенности

    Этот самоцвет мягок - до 2,5 единиц по Моосу. Легко царапается стеклом, ножом, имеет низкую плотность, поэтому легок. Горит, плавится при температуре около 200 градусов, при этом выделяя характерный хвойно-гвоздичный запах. По степени прозрачности камня бывают вариации - прозрачный, полупрозрачный, непрозрачный (так называемый костяной). Последний в чистом виде не ценится, поэтому идет в обработку и переплавку для изготовления «реконструированного» янтаря, который будет прозрачен.

    Простые методы, позволяющие отличить натуральный янтарь:

    1. Визуальный. Проверьте камень на просвет: природный илектр состоит из волнообразных «наплывов» массы, происходивших из-за того, что на уже отвердевшую смолу наплывала жидкая. Искусственный камень лишен такого эффекта.
    2. Визуально же можно отличить подделку из амброида - по форме пузырьков. Пузырьки воздуха в ней будут вытянутые, а в природном самоцвете - сферические. Фактура изделия становится «мозаичной», калейдоскопичной. Но так определяются только некачественные имитации из «реконструированного» янтаря, высококачественные распознать сложнее.
    3. По запаху. Копал, эпоксидная смола или пластмасса плавятся при той же температуре, что и янтарь, но имеют другие оттенки запаха. Нагрейте иглу или гвоздь и коснитесь подозрительного изделия в незаметном месте (чтобы не испортить). Синтетика издаст характерный едкий запах, копал, каури и даммар - запах лекарств (как в больнице), природный самоцвет - приятный хвойно-гвоздичный запах.
    4. По весу. Стеклянные имитации тяжелее электрона, пластиковые - намного легче.
    5. По способности наэлектризовываться. Потрите изделие шерстяной тканью. Янтарь после этого приобретет отрицательный электрический заряд и начнет притягивать легкие предметы - например, кусочки мелко нарезанной бумаги. Копал, каури, стекло и пластик таким свойством не обладают, но амброид - амброид этим способом не определить.

    Технические методы проверки

    Чтобы гарантированно отличить от подделки янтарь, воспользуйтесь следующим методом. В стакане воды разведите раствор поваренной соли - 8-10 чайных ложек на стакан, пока соль не начнет растворяться. После этого опустите туда янтарную бусину. Она всплывет, а вот любая имитация утонет, так как имеет большую плотность.

    Таким способом можно проверить любые изделия, в которых кроме илектра нет других вкраплений. Серьги из серебра с янтарем, к примеру, утонут в любом случае.

    Это интересно: соляной раствор аналогичной концентрации в большом сосуде поможет определить бусы, сделанные частично из натурального самоцвета, частично из имитации. В этом случае они опустятся ниже уровня поверхности воды, но не утонут полностью.

    При наличии ультрафиолетовой лампой просветите ею подозрительное украшение. В ультрафиолетовом спектре у «дара морей» и его имитаций есть различия: натуральный камень отсвечивает белым, голубым или зеленым, фальшивка - оранжевым либо вовсе не дает реакции.


    Браслет из янтаря под ультрафиолетом

    Механический способ отличить самоцвет от имитации требует некоторых жертв. Попробуйте надрезать камень в незаметном месте. Если будет сниматься стружка, перед вами пластмасса, эпоксидка либо копал. Если нож не оставит даже царапины - стекло. Если камень начнет крошиться - настоящий «дар морей».

    Химический способ основан на стойкости янтаря перед ацетоном и спиртом. Смочите ватную палочку в ацетоне либо другом растворителе на его основе (подойдет жидкость для снятия лака). Прикоснитесь ею к образцу. На янтаре не останется следов, но химическая смола, копал или каури начнут растворяться, и образуется пятнышко.

    Вышеперечисленные методы не позволяют выявить имитацию природного камня из амброида и подделку из стекла. Исключение - смачивание поверхности образца эфирным маслом. Оно способно оставить пятно на амброиде, но не на электроне.

    Сложнее всего распознать изделие из облагороженного копала - отожженного высокой температурой под давлением. После обработки он приобретает свойства истинного янтаря, и оказаться в затруднении может даже ювелир.

    Проверка инклюзов

    Инклюзы подозрительны в том случае, если насекомое внутри застыло в статичной позе и выглядит мертвым. Это означает, что таким оно туда и попало. Живые насекомые, увязшие в янтаре, застывают в нем в динамичных позах - с раскрытыми крыльями, поднятыми лапками.


    Проверка инклюзов

    С подозрением нужно относиться к слишком большим инклюзам, продаваемым за небольшую цену. Особенно к тем, которые содержат ящериц или похожих на современных крупных мух. Но насекомые мало изменились за 50 миллионов лет, и вероятность того, что современная на вид муха все-таки древняя, есть.

    Заключение

    Лучший способ удостовериться в подлинности янтарного украшения, как и других видов драгоценных камней - приобретать его в известном салоне и при покупке спрашивать сертификат качества. Не стоит покупать «золотой дар морей» в маленьких точках или с рук - скорее всего, это будет амброид. В таких случаях предупреждения на ценнике встречаются редко.



    Похожие статьи