• Как развить логику и мышление у ребенка. Как развивать логическое мышление ребёнка

    27.09.2019

    Программа обучения детей в начальной школе существенно отличается от того, что и как они изучают на занятиях в детском саду. Учёба в школе предполагает новую ступеньку в развитии мышления дошкольника – переход его от наглядно–действенного и образного к логическому и чуть позже, в средней школе – к абстрактно-логическому типу мышления.

    Именно поэтому развитие логического мышления младших школьников является одной из важнейших задач на этапе обучения в начальной школе.

    Развитое абстрактно–логическое мышление ребёнка в дальнейшем будет способствовать его школьным успехам в таких дисциплинах, как алгебра, геометрия, физика, химия.

    Ключевые этапы в развитии логики у дошкольников

    Шаг 1. Осваиваем категорию «понятие». Необходимо, чтобы ребёнок мог самостоятельно выделять функционально–существенные признаки предмета либо явления, те признаки, которые непосредственно связаны с назначением самого предмета. Например, «корова-молоко». То есть, корова даёт молоко – этот признак и выделяет её в ряду других животных.

    Шаг 2. Учим дошкольника определять уже известные свойства предмета, при этом, не выделяя более или менее значимые. То есть ребёнок должен сообщить о наиболее понятных и запомнившихся ему признаках описываемого предмета. Например, «собака – животное, живёт во дворе в будке». Таким образом, тренируется способность анализировать, и наблюдательность.

    Шаг 3. Последний этап – развиваем у детей способность обобщать и классифицировать, выделять общие значимые признаки для класса предметов или понятий.

    Например: кошка, собака, мышь – животные. Далее, классифицируем по признаку места обитания – домашние животные (живут в доме).

    Мухомор, подосиновик, опята – грибы. Опята и подосиновик – съедобные, мухомор – нет (здесь используется классификация по принципу съедобный – несъедобный).

    Способность к логическому мышлению у детей не является врождённой, этот тип мышления более чем какой-либо другой требует специальных занятий и тренировки.

    Способы тренировки логического мышления

    Признаки активного развития абстрактно-логического мышления у детей

    1. Ребёнок строит выводы, анализируя существенные внутренние свойства, а не внешние признаки предмета.
    2. Без труда осваивает операцию по решению задач в «уме», когда наглядная часть задания или вообще отсутствует, или выражена незначительно.
    3. Рассуждает, анализирует, при этом его рассуждения начинают приобретать логически верную структуру. То есть у ребёнка начинает успешно использовать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, обобщение, распределение.

    Объективными признаками уровня развития и качества логического мышления у детей также являются такие параметры, как быстрота, гибкость и глубина.

    Быстрота подразумевает умение поиск нужного решения в небольшой промежуток времени. Гибкость – это способность к поиску различных вариантов решения проблемы (задачи), в случае, если поменялись первоначально заданные условия. Глубина мышления характеризует возможность проникнуть в суть поставленной задачи и выявить взаимосвязь между всеми её частями.

    Эти три качества редко бывают развиты одинаково хорошо. Однако, оперируя ими, родители смогут установить наличие и уровень развития логического мышления у своего ребёнка.

    Что мешает успешному развитию логического мышления у ребёнка

    В последнее время педагоги и воспитатели все чаще отмечают у детей проблемы с построением логичных рассуждений, трудностями в анализе предметов и ситуаций. Мышление детей зачастую хаотично, им трудно сосредоточиться на чем–то одном, они способны говорить сразу на несколько тем, но при этом не в состоянии углубиться в предмет обсуждения. Зачастую они могут только пересказать услышанное, но не в состоянии его проанализировать.

    Речь идёт о так называемом «клиповом» мышлении – как о результате чрезмерной загруженности детей продуктами информационных технологий и телевидения. Проводя много времени перед монитором компьютера или экраном телевизора, где одни сюжеты через минуту сменяют другие, информация подаётся хаотично и поверхностно, ребёнок теряет способность к логическому анализу и концентрации, что, естественно, ведёт к общему снижению уровня .

    Своевременное развитие логических способностей у дошкольника будет чрезвычайно полезно не только для его дальнейшего обучения, но и в повседневной жизни, а также поможет ему определиться в предстоящем после окончания школы выборе профессии.

    Преподаватель, специалист детского развивающего центра
    Дружинина Елена

    Способность логически мыслить, делать логические выводы и заключения доступна только человеку. Однако дети — это не маленькие взрослые. До достижения возраста 15 лет им недоступны абстрактные понятия, теоретические рассуждения, возможность посмотреть на ситуацию со стороны.

    Поэтому, развивая логику у детей , необходимо учитывать их возрастные возможности, индивидуальные особенности и направлять усилия на развитие навыков в зоне ближайшего развития. Этим мы сегодня и займемся.

    Как развивать логику от 0 до 2 лет

    В возрасте от 0 до 2 лет ребенок познает мир через физическое взаимодействие с ним. Что это значит? Все логические игры которые вы проводите, должны иметь наглядный вид. Чаще всего это игрушки, которыми можно манипулировать. В нашем случае лучшим выбором будут:

    • всевозможные рамки — вкладыши,
    • сортеры,
    • пирамидки,
    • матрешки,
    • стаканчики разных размеров,
    • выкладывание последовательностей (например, из ) и т.п.

    Не расстраивайтесь если малыш не складывает матрешки правильно даже с 3 раза. Сейчас он действует методом проб и ошибок и на основании этого опыта делает свои выводы: что большая матрешка в маленькую не влезает, маленькое колечко должно быть сверху большого и т.д.

    В этом же возрасте ребенка ждут несколько «логических» открытий:

    • В 7-9 мес. он понимает, что предмет, исчезнувший из поля зрения никуда не девается. Помочь ему в этом открытии мы можем игрой в «Прятки», «Ку-ку».
    • Ближе к двум годам развивается речь, что говорит о начале развития символьных операций. Развивать этот процесс можно увеличивая пассивный и активный словарь малыша через чтение детских книг с яркими и понятными картинками (важно чтобы текст соответствовал картинке), рассматриванием и обсуждением иллюстраций, демонстрации сказок с помощью игрушек, фланелеграфа.

    Как развивать логику у детей от 2 до 7 лет

    У ребенка начинает развиваться логическое мышление. По мере освоения языка он может представить мир через словесные образы, символы. Малыш понимает сказку без опоры на картинку. Хорошим упражнением для развития логики будет обсуждение сказки после ее прочтения:

    • пересказ,
    • обсуждение отдельных событий (почему они произошли),
    • фантазирование на тему — что было бы, если бы главный герой поступил по другому.

    Малыш начинает понимать разницу между прошлым и будущим, в игре появляется понятие «понарошку». Это дает возможность объяснять ребенку причинно-следственные связи между его поступками и возникшими ситуациями. Правда здесь есть один нюанс: малыш воспринимает реальность только с одной точки зрения — его собственной и занять позицию другого человека ему трудно. Поэтому лучше разыгрывать такие ситуации в игре, когда малыш может побывать в разных ролях.

    Ребенок способен проводить некоторые логические операции, но они часто основаны на интуиции, а не на логике. Если предложить сравнить 2 одинаковые группы кубиков, но в первом случае они будут разложены по полу, а во втором свалены в кучу — то ребенок может сказать, что первая группа больше, т.к. она визуально больше.

    Это хорошее время для начала использования печатных материалов , подборку которых вы можете найти в , дидактических пособиях и от Клуба Увлеченных Мам.

    На какие задания стоит обратить внимание?

    • Четвертый лишний
    • Продолжи ряд
    • Найди пару (ключ-замок, шишка-ель, кисть-краски и пр.)
    • Съедобное-несъедобное
    • Ошибки художника (путаница)
    • Картинки «близко-далеко»
    • Найди фигуру по проекции
    • Нарисуй тень от предмета (в отличии от задания «Найди пару предмет-тень», которое развивает внимание)

    и головоломки

    Также, это подходящий возраст для настольных игр и головоломок. Наиболее подходящие с точки зрения развития логики, являются следующие популярные игры:

    Загадки

    Кроме того, богатым потенциалом для развития логики у детей обладают загадки. Начинать их отгадывать можно с 3 лет. Для начала подготовьте 5-6 загадок и изображения отгадок, из которых малыш сможет выбирать правильный ответ.

    Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

    Выбирайте загадки, которые будут понятны ребенку (если про белку, то со словами: грызет орешки, живет в дупле, с рыжим пушистым хвостом и т.д.). Хорошо, если разгадка будет совпадать по рифме с загадкой. Загадки с абстрактными понятиями и переносными значениями используйте с 6-7 лет.

    Опыты для детей

    Опыты для детей развивают у ребенка способность рассуждать логически, выдвигать гипотезы и проверять их на практике. Кроме того, расширяют его опыт познания мира, объясняют в доступной форме глобальные процессы.

    Чтобы извлечь максимальную выгоду из таких занятий, задавайте ребенку открытые вопросы: как ты думаешь, что произойдет, если мы смешаем то и это? Что будет, если мы здесь? А вот здесь? Как мы можем использовать полученные знания в жизни? Не давайте сразу готовых решений и объяснений. Поскольку результаты опытов для ребенка часто неожиданны и удивительны, то в сознании малыша закрепляется установка, что мир полон чудес, и обучение может быть веселым. В рубрике вы сможете подобрать опыты, которые будут интересны вашему ребенку уже сейчас.

    Поиск клада с картой (различные квесты)

    Можно начинать играть с 4-5 лет, начиная с простой карты детской комнаты, на которой будет схематически изображаться мебель и место тайника (особенно интересно использовать такое решение в адвент-календаре, когда подарочек нужно еще и поискать). Потом карту можно расширять до пределов всей квартиры, вашего двора, детской площадки. Главное, чтобы это было хорошо знакомое для ребенка место.

    Если вы хотите организовать квест, то целесообразно будет использовать различные задания для развития малыша по основным направлениям.

    Найди предмет по описанию

    Эта игра похожа на загадки, но описывать предмет можно только прилагательными. Помните, что до 6-7 лет желательно описывать только предметы, которые малыш видит, так как он будет искать отгадку в своем окружении. Перед школой можно загадывать любые физические предметы, которые ребенок видел, трогал, пробовал.

    Холодно-горячо

    Малыш выходит из комнаты, вы прячете игрушку. Ребенок заходит и начинает искать, а вы ему подсказываете: если ищет в правильном направлении, говорите «горячо», если нет, то «холодно».

    Объединение предметов по какому-либо признаку

    До 3 лет мы учим ребенка обобщать предметы: игрушки, мебель, посуда и т.д., а теперь поиграйте в выделение признаков внутри группы. Разложите перед ребенком игрушки и предложите их разбить на несколько групп, каждая из которых будет объединена определенным признаком. Например, мягкие и деревянные игрушки. Старайтесь не настаивать на своем варианте, пусть ребенок сам выделит какой-то признак (например, игрушки с ушами и без ушей). Эта же рекомендация касается игры «четвертый лишний», ведь цель подобных игр в том, чтобы ребенок мог объяснить свою мысль и цепочку логических рассуждений.

    Посмотрите в этом видео детский вариант игры «Наперстки» для развития логики у детей:

    Конечно же, возрастные рамки зависят от конкретного ребенка и достаточно подвижны. Важным моментом является то, что обретение новых навыков невозможно в пассивной форме. Для этого важно давать пищу для размышлений, сравнений, опытов, которые бы способствовали накоплению опыта ребенком, созреванию его головного мозга и перехода на следующий этап развития логики и мышления.

    Надеемся, что наши советы помогут вам в подборе логических игр и занятий с вашим малышом!

    Расскажите в комментариях, а как вы развиваете логику у детей?

    Развитие логики у ребенка является важным аспектом его воспитания и формирования мыслительных процессов. Логическое мышление помогает маленькому человеку лучше познавать окружающий мир, сравнивать различные явления и предметы, делать правильные выводы. Логика необходима еще и для того, чтобы малыш учился последовательно излагать собственные мысли, аргументировать свои высказывания и задавать правильные вопросы.

    Обычно родители полагают, что логическое мышление у ребенка специально развивать не нужно, ведь оно и так заложено природой. Однако педагоги и психологи уверены, что развитие логики у ребенка необходимо начинать с раннего возраста. И желательно проводить его в форме игры, чтобы малышу было интересно. А то, что возбуждает детский интерес, отлично запоминается и усваивается.

    Игры для развития логики с предметами

    . «Лишний предмет». Расположите перед крохой несколько предметов одного вида и один предмет другого вида. Например, возьмите 4 разных зверушек и одну машинку. Спросите у сына (дочери), какая из игрушек здесь лишняя и почему.

    Подготовьте карандаши или фломастеры разных цветов. К ним подберите по одной игрушке того же оттенка. Составьте 5-6 пар (для более взрослых деток - 8-10 пар). Пусть ребенок внимательно на них посмотрит. Затем перемешайте все предметы и незаметно для ребенка спрячьте любую из игрушек. Спросите у малыша, какой игрушки недостает. Если ему будет сложно ответить, попросите его самостоятельно составить пары, чтобы определить, игрушки какого цвета не хватает. Такая игра для развития логики учит ребенка сопоставлять признаки предметов.

    Поставьте перед своим чадом две машинки (автобуса, паровозика и т. д.) таким образом, чтобы их движение было направлено в разные стороны. Пусть дитя скажет, в какую сторону они едут. Это упражнение эффективно для формирования понятий «направо - налево - прямо».

    Покажите ребенку несколько сломанных предметов. Это может быть, к примеру, кастрюлька с отломанной ручкой или настольные часы в нерабочем состоянии. Попросите сына (дочь) придумать, как еще можно использовать эти предметы. Данная игра хорошо влияет не только на развитие логики у детей, но также отлично развивает креативное мышление.

    Дайте малышу в руки 2 шарика или кубика разной величины. Пусть положит на стол сначала большой предмет, а потом тот, что поменьше. Также можно расположить перед ребенком несколько предметов разной величины. Попросите кроху расставить их «от меньшего к большему» и наоборот.

    Покажите малышу предмет любой геометрической формы (шарик, кубик и т. д.). А затем попробуйте вместе найти в квартире другие предметы похожей формы.

    Логические игры для детей с геометрическими фигурами

    Начертите на листе бумаги несложные геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник. На другом листе нарисуйте предметы, в составе которых есть хотя бы одна из этих фигур. Попросите малыша указать, какие геометрические фигуры он видит на рисунках.
    . Вырежьте из бумаги разные геометрические фигуры. Пусть ребенок составит с их помощью знакомые ему предметы.

    Такие игры на логику для детей помогают развитию внимания, абстрактного мышления, учат правильно создавать логические цепочки.

    Устные логические игры для детей

    Перечислите сыну (дочери) несколько цветов или животных и спросите, как можно их назвать одним словом.

    Назовите малышу какое-нибудь слово, например, лето. Попросите подобрать к нему другие слова, которые у малыша ассоциируются со словом «лето». Либо сделайте по-другому. Перечислите ребенку несколько слов одного ассоциативного ряда, среди которых будет лишнее слово. Пускай ваше чадо попробует его узнать.

    Скажите малышу фразу и попросите определить, правдива ли она. Пусть ребенок также постарается объяснить, почему он сделал такой вывод. Например, можно использовать такие фразы: «Соль сладкая», «Дождь идет только летом», «Снег может быть серого цвета».

    Настольные игры для развития логики у детей

    Благодаря настольным играм ребенок учится не только логическому мышлению. Развивается также внимание, воображение, зрительная память, способность распознавать разные предметы, расширяется словарный запас. Кроме прочего, у малыша улучшается скорость реакции, ловкость, координация движений и формируется усидчивость.

    Шахматы. Начинать знакомство ребенка с этой игрой можно уже с 3-4 лет. Однако уроки должны проводиться в игровой форме и длиться не более чем по 20 минут. Взрослые часто полагают, что во время первых игр можно поддаться ребенку и сделать так, чтобы он выиграл. Но психологи не рекомендуют так поступать. Поскольку после таких легких побед первое поражение будет для малыша довольно болезненным, и он может потерять интерес к игре.

    Данная логическая игра для детей учит их самостоятельно и мысленно принимать решения, что формирует ответственность и уверенность в себе. Ребенок также учится анализировать, к каким последствиям в ближайшем будущем приведут те или иные его действия.

    Кроме прочего, у детей, играющих в шахматы, развивается навык планирования действий. В дальнейшем это поможет ребенку в школе быть более дисциплинированным и достигать поставленных задач.

    Пазлы. Также очень популярная настольная игра для развития логики. У ребенка вырабатывается терпение, усидчивость, образное мышление, развивается моторика пальчиков.

    Складывать несложные картинки могут уже детки 2-3 лет. В продаже есть специальные пазлы-книжечки, где одна страница сделана в форме окошка с несколькими пазлами, а на другой нарисована картинка, которая должна получиться после правильного расположения всех деталей. Поначалу подбирайте деткам пазлы, которые имеют четкие контуры и контрастные оттенки - им будет легче справиться с задачей. Когда увидите, что ребенку наскучили простые картинки, купите ему пазлы с более сложными рисунками. Также можно постепенно увеличивать количество пазлов.

    Логика (логическое мышление) - это очень важная черта человека. Как известно, она есть своя у всех, но как ее развивать? Как направить ее в нужное русло?

    Как развивать логику?

    Дети - это цветы жизни, это самое прекрасное, что может быть на земле. Но просто родить ребенка недостаточно, нужно правильно заниматься его воспитанием и развитием. Многие родители задаются вопросом о том, как развивать логику у ребенка. На этот вопрос попробуем найти ответ вместе.

    Способов ее развития существует масса. На полках магазинов есть множество конструкторов, головоломок для любого возроста. Даже обычные пазлы способны сыграть очень важную роль в развитии ребенка. Для детей постарше есть специальные загадки и задачки, для решения которых придется изрядно пошевелить мозгами. В общем, очень важную роль в жизни человека играет логика, как развить ее - решать только вам. Далее мы рассмотрим несколько вариантов для детей разного возраста.

    Развивающая логика для детей самого маленького вызроста

    Игра - это не только способ развлечь ребенка, она должна нести и пользу. Игры, развивающие логику у самых маленьких, заключаются в том, чтобы найти правильный предмет, убрать что-то лишнее, поставить какой-то предмет на свое место. Предлагаем вам познакомиться с очень популярным занятием для развития маленьких деток под названием "Противоположности". В чем заключается данная игра? На столе перед ребенком - четное количество карточек с разными рисунками. Задача малыша - найти две, которые являются полными противоположностями. Здесь следует учесть возраст ребенка. Для самых маленьких подойдут такие антонимы: день-ночь, черный-белый, большой-маленький, быстрый-медленный. При этом карточек не должно быть слишком много, чтобы ребенок не принял эту игру за каторгу. В первую очередь она должна быть интересной, тогда и пройдет с пользой. Чем ребенок старше, тем количество карточек увеличивается, а антонимы усложняются. Для школьников подойдут такие, которые проверяют их знания на свойства каких-либо предметов.

    Самой популярной игрой на развитие реакции и логики является игра съедобное-несъедобное, она, наверно, знакома даже нашим бабушкам и пробабушкам. Играют два человека, сидящие друг против друга. Один кидает другому мяч и говорит любое слово. Если то, что произнес бросающий мяч человек, съедобно, то второй ловит его, если несъедобно, то отбивает.

    Загадки и задачи

    Как развивать логику у детей постарше? Для этого существует много задачек, так любимых среди детей. Это могут быть математические примеры с пропущенными знаками или цифрами, могут быть придуманные истории типа: "Жили муж с женой, у мужа была своя комната, в которую нельзя было никому заходить. Однажды жена ослушалась мужа. Пока тот был на работе, она взяла ключ из комода и зашла туда. Комната была пуста - один стол и книга.

    Жена открыла книгу и услышала, что муж вернулся. Она выключила свет, закрыла комнату, положила на место ключ, но муж, даже не включая свет, понял, что сюда кто-то заходил. Как это возможно?" Согласитесь, такие загадки застовляют шевелить мозгами. Ведь мало кто додумается, что муж просто потрогал лампочку, которая оказалась горячей. Таких головоломок - превеликое множество, над ними очень интересно размышлять. Только если ребенок сразу не догадался, не подсказывайте ему, ведь тогда смысла от этого не будет.

    Как развивать логику, зависит только от вас, есть множество подходов, выбирите подходящий вам. Если ребенку неинтересны загадки, то пробуйте другие варианты.

    Зачем нужно развивать логику?

    Логика: как развить ее, мы с вами определились. Но зачем это нужно? Ведь многим известно, что существует много людей, которые рассуждают достаточно правильно, опираясь исключительно на свою интуицию. Да, такое действительно бывает. Есть даже музыканты, которые, не зная музыкальной грамоты, могут быть очень талантливыми.

    Люди с развитым логическим мышлением могут не только найти быстро ответ на заданный вопрос, но и качественно его аргументировать. Они гораздо реже ошибаются. К сожалению, логческое осмысление не бывает врожденным, над этим приходится много работать с самого раннего возраста. Есть даже специальная наука, которая помогает людям в этом, она так и называется - логика. Обратите внимание на эту науку, она не только очень полезна, но и интересна всем, независимо от возраста.

    Может ли самый обычный малыш быть таким же умным, как Лев Толстой, Альберт Эйнштейн и Зигмунд Фрейд? Да, может! Дочитав эту статью, вы поймёте, что это вполне реально.
    Все родители думают о том, как развить логическое мышление у ребёнка. Но не все верят в интеллектуальные возможности малышей, и не все знают, что такое логическое мышление и как научить ребёнка дошкольного возраста мыслить логически.
    Об этом речь.

    Логика – это искусство мыслить правильно. Логическое мышление – правильное, то, благодаря которому мы никогда не допустим ошибки.

    Допустим, если я скажу: «Человек ходит на двух ногах. Курица ходит на двух ногах. Следовательно, курица – человек!» - то верно ли это? Видимо, нет! Но где же ошибка? Всякому понятно: она – в выводе. Первые два предложения верные. Но не только курица ходит на двух ногах (лапах). Так что, не всякое двуногое – человек. Двуногость – действительно особенность человека. Но не главная.

    Однако то, что очевидно для нас, может быть неочевидно для крохи. Скажем, если маленького человека спрашивают, что тяжелее: килограмм кирпичей или килограмм пуха, он отвечает, что килограмм кирпичей. Ребёнок может быть искренне уверен, что все животные с хвостами - родственники, а бесхвостые – относятся к другому классу.

    Одна маленькая девочка, рассматривая книжку «Животные Африки» и увидев картинку с крокодилом, очень обрадовалась и сказала, тыча пальчиком в хищника: «Ма-ма!» На маме был халат, ярко-зелёный и шашечками, как кожа крокодила. Катюшка решила, что раз у мамы такая «кожа», значит всякий, кто зелёный и шашечками, - это мама!
    В общем, с логикой у малышей пока что дела неважнецкие.

    У нас получше (по крайней мере, пока речь идёт о чём-то несложном), но тоже чаще всего не очень.

    Что это доказывает? Что нужно это дело развивать с самых юных лет.

    Сразу хочу уточнить. Мыслить логически – не значит обязательно абстрактно. Так почему-то некоторые считают. Образное, конкретное постижение реальности также вполне может быть логическим.

    И оно доступно даже совсем крошечным детям.

    Что значит «развивать логическое мышление»

    Основные логические операции – это обобщение, анализ, синтез, сравнение, определение понятий, аргументация, вывод (суждение).
    С их помощью мыслят как самые гениальные люди, так и совсем маленькие дети.
    Скажем, мальчик из книги К.Чуковского «От двух до пяти», который говорил бабушке:
    - Ты умрёшь?
    - Умру.
    - Тебя в могилку закопают?
    - Закопают.
    - Вот когда я буду твою швейную машину вертеть! – мыслил абсолютно верно.
    Раз бабушки уже не будет, то кто помешает вертеть её швейную машинку? Он прав! Бабушка, несомненно, осталась очень довольна внуком.

    Вот развивать то, что нам нужно, - это и значит учить обобщать, анализировать, синтезировать, сравнивать, давать определения, аргументировать и делать выводы.

    А как?

    Очень просто. На любом материале.
    Допустим, вы пошли зимой гулять с крохой. Видите полузамерзшую лужу. Это великолепный объект для исследования! Тут и снег, и лёд, и вода.
    Даёте малышу маленькую ледышку. Она в его тёплой ладошке тает, между пальчиков течёт вода.

    Водицька! – удивляется чадо.
    - Да, это водичка!
    Даёте ему снег. Та же картина.
    - И это тоже водичка. Получается, снег, лёд и вода – это всё водичка. Правда?
    Вот вам и обобщение.

    Продолжаем беседу.
    - Почему же водичка бывает разная?
    Чадо задумалось.
    - А летом бывает разная водичка: снег, лёд? Нет!
    - А, я знаю! Потомусьта зимой хоодно! – догадывается юный физик.
    - Да! Водичка замерзает и превращается в лёд и снег. Это тоже водичка, только замерзшая.

    Или осенью вы собираете красивые, яркие листья. Можно обсудить, что такое осенний лист. Как его определить? Чем он отличается от летнего?
    Сравниваем. Летний зелёный, а осенний бурый, жёлтый или красный. Летний свежий, сочный, а осенний полусухой или совсем засохший, сморщенный. Летний крепко держится, а осенний сам падает. Осенний – умирающий или уже мёртвый, а летний – живой.

    На прогулке масса возможностей для развития того, о чём мы говорим. Растения, вода, камни, животные – всё это прекрасный материал.

    Дома можно использовать специальные игры с картинками.
    Скажем, разбросать по полу множество картинок с изображениями животных, птиц, рыб, морских млекопитающих – и пусть наш начинающий классификатор разберётся, кто тут живёт «в водичке», кто на дереве, кто на суше.

    Предметы домашнего обихода: полотенца, кастрюли и ложки - тоже дают немало оснований для глубоких умозаключений.
    Например, почему горячая водичка моет лучше, чем холодная? Кастрюля и тарелка – это посуда, или только тарелка? Почему вилкой не едят суп: ведь удобно же? Хлеб бывает белый и чёрный – они совсем не похожи. Но почему и то, и другое – хлеб?

    В чем наши проблемы

    Почему мы, взрослые, часто не развиваем в должной мере наших детей? Как вы думаете?

    Тут несколько причин, по-моему. Назову основные.

    • Во-первых, мы плохо помним своё раннее детство. Поэтому нам кажутся смешными и глупыми вопросы детей: мы на них или не отвечаем, или отвечаем несерьёзно, только бы отделаться. Нам скучно с ними. А ведь нам, взрослым, нужно ещё и самим задавать вопросы, и именно такие, которые крохе интересны. Этому нужно учиться. А мы учимся?
    • Во-вторых, мы надеемся на школу. Уж она-то ставит на поток формирование этого самого, которое «логическое», и вообще, всего хорошего. Там и задачи решают, и тесты делают. В общем, беспокоиться не о чём: всё сделают за нас.

    Увы! Школа, скорее, мешает развиваться, чем помогает.

    • Кроме того, в 7 лет поздно уже.

    Развивать надо прямо с того возраста, как чадо заговорило. Иначе ничего не выйдет.

    • Ещё мы не всегда понимаем, в чём наша цель. А она в том, чтобы воспитать человека пытливого, любознательного, с привычкой мыслить самостоятельно, с интересом к окружающему миру. А не в том, чтобы «правильно научить». То есть это тоже важно, но не главное.
    • Нам самим должно быть интересно с малышом. Вот этого нам часто и не хватает, но таковы уж особенности взрослых.
    • Наконец, наш очень средний уровень развития мешает нам продвинуть нашего ребёнка дальше, чем зашли мы сами. Значит, надо учиться вместе с ним!

    В следующий раз я обязательно расскажу вам о том, как отучить ребёнка от качания перед сном. Подписывайтесь на наши новости, делитесь ссылкой на запись с друзьями и заглядывайте на чашечку горячих обсуждений!



    Похожие статьи