• Как правильно делать точечный массаж для детей. Детский точечный массаж для детей дошкольного возраста

    30.07.2019

    Новорожденный ребенок, несмотря на кажущуюся слабость, уже обладает мощной защитой от различных вирусов. Защиту эту он получил от матери в виде антител. Мощный приток здоровья осуществляется через грудное вскармливание, поэтому в первые месяцы жизни малыши редко болеют простудными заболеваниями. Но наступает пора становления собственной иммунной системы, и вот тут важно позаботиться, чтобы методы оздоровления были наиболее эффективными для вашего ребенка.


    Все знают, что любые методы закаливания необходимо проводить постепенно, чтобы не нанести вреда малышу. Ребенка нужно предварительно подготовить к закаливающим процедурам. Специалисты рекомендуют сделать это с помощью массажа. Наиболее популярным сегодня является точечный массаж биологически активных точек организма по системе профессора Аллы Алексеевны УМАНСКОЙ.


    Суть метода заключается в воздействии пальцами на 9 биоактивных точечных зон на теле малыша. Эти точки - как кнопки на пульте, управляющем всем организмом. Во время проведения пальцевого массажа происходит раздражение рецепторов кожи, мышц, сухожилий, пальцев рук, импульсы от которых проходят одновременно в головной и спинной мозг, а оттуда уже поступает команда включиться в работу различным органам и структурам. Массаж повышает защитные свойства оболочек носоглотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства (например, интерферон), которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.


    Прежде чем приступить к точечному массажу по данной методике, ответьте на эти вопросы:


    1. Хватит ли у вас терпения ежедневно, на протяжении долгих месяцев делать этот массаж своему ребенку?


    2. Всегда ли вы найдете для этого время ?


    Если хоть один из вопросов заставил вас призадуматься, значит, этот метод не для вас. Да, результаты его применения просто поразительные: массаж помогает вылечить многие болезни, ребенок просто перестает болеть, становится значительно спокойнее, лучше спит и ест, быстрее развивается физически. Но метод действует только при регулярном применении. Если вы будете то начинать, то бросать, только дезорганизуете иммунную систему малыша. Точечный массаж должен войти в привычку, как, например, умывание по утрам.


    Если же на все вопросы вы без колебания ответили «да», то ваша решимость всерьез заняться развитием вашего малыша вызывает уважение. Вам остается только изучить приемы и прочитать рекомендации А.А.Уманской.







    Точка 1 - область всей грудины, которая связана со слизистой оболочкой трахеи, бронхов, а также костным мозгом. При массаже этой точки уменьшается кашель, улучшается кроветворение.


    Точка 2 - связана со слизистой оболочкой нижних отделов глотки, гортани, а также тимусом (вилочковой железой), регулирующим иммунные функции организма.


    Точка 3 - связана с особыми образованиями, контролирующими химический состав крови и одновременно повышающими защитные свойства слизистой оболочки глотки и гортани. Массаж этой точки улучшает кровообращение, обмен веществ, выработку гормонов.


    Точка 4 - связана со слизистой оболочкой задней стенки глотки, гортани и верхним шейным симпатическим нервным узлом. Массаж этой точки активизирует кровоснабжение головы, шеи, туловища.


    Точка 5 - расположена в области 7 шейного и 1 грудного позвонка. Она связана со слизистой оболочкой трахеи, глотки, пищевода, а главное - с нижним шейным симпатическим нервным узлом. Массаж этой точки способствует нормализации деятельности сосудов, сердца, бронхов, легких.


    Точка 6 - связана с передней и средней долями гипофиза. Массаж этой точки улучшает кровоснабжение слизистой оболочки носа, гайморовых полостей, а главное гипофиза. Дыхание через нос становиться свободным, насморк проходит.


    Точка 7 - связана со слизистой оболочкой решетчатых образований полости носа и лобных пазух, а также с лобными отделами головного мозга. Массаж этой точки улучшает кровообращение слизистой оболочки верхних отделов полости носа, а также области глазного яблока и лобных отделов головного мозга. Улучшается зрение, стимулируется умственное развитие.


    Точка 8 - массаж этой точки, расположенной в районе ушных козелков, положительно воздействует на орган слуха и вестибулярный аппарат.


    Точка 9 - массаж этой зоны на кистях рук нормализует многие функции организма, т.к. руки человека через шейные отделы спинного мозга и определенные области коры больших полушарий связаны со всеми вышеперечисленными точками.

    МЕТОДИКА

    Как воздействовать на биоактивные точки


    Надавите на кожу подушечками одного или нескольких пальцев. Более слабое воздействие - для профилактических целей, максимальное - в лечебных. Затем сделайте вращательные (как бы ввинчивая шуруп) движения - 9 раз влево, и столько же вправо - и переходите к следующей зоне. Можно начать считать «раз и два, раз и два»- это именно тот диапазон, в котором работает наша вегетативная нервная система.


    Симметричные зоны 3 и 4 массируют иначе. Для этого одновременно двумя руками делают растирающие движения пальцами (всегда сверху вниз!) от задней к передней поверхности шеи.


    Другие симметричные зоны (6, 7, 8) тоже массируйте одновременно.


    Порядок воздействия


    Воздействовать на биозоны надо в определенном порядке . Всегда начинайте с зоны 1, после чего последовательно переходите к зонам 2, 3 и т.д. Менять их местами нельзя, иначе эффект от ваших занятий будет неполным. Каждая система организма должна своевременно «включиться» для того, чтобы воздействовать на остальные органы и системы.


    Наиболее проблемные зоны надо массировать чаще. Для того, чтобы их обнаружить, проведите обследование тела малыша: Осторожно, очень нежно нажмите области грудины, шеи, лица. позвоночника, ягодиц, рук и ног ребенка. Если ребенок никак не реагирует на прикосновения, то есть ведет себя как обычно, спокойно, тогда можно предположить, что в этой области все в порядке. Если же ребенок плачет, старается увернуться, то не нужно прилагать усилий. Достаточно легко дотрагиваться до той или иной зоны, чтобы понять, действительно ли она более чувствительна, чем соседние. Тогда особое внимание при массаже - ей, пока по реакции малыша не поймете, что боль прошла.



    • Перед тем как приступить к занятиям с ребенком, необходимо немного подготовиться: остричь ногти, вымыть тщательно руки, смазать питательным кремом и согреть их.

    • Прежде чем применить методику к вашему малышу, попробуйте ее сначала на себе.

    • Начать точечный массаж можно уже на 3-й день после рождения. По мере роста ребенка вовлекайте его в участие в процедуре. Уже с 3-месячного возраста прикладывайте детские пальчики к биозонам на грудке, шейке, возле носика, ушек и вместе массируйте их, считайте вслух. Если следовать этой рекомендации, малыш уже в 7-8 месяцев сможет воздействовать на свои биозоны самостоятельно! Начать массаж никогда не поздно, и если ваш ребенок подрос, одновременно с массажем читайте ему стихотворение, которое сочинила Алла Алексеевна. Такое сопровождение сделает процедуру увлекательной игрой.






    На лесной опушке
    Собрались зверушки.
    Кошка всем на удивленье
    Написала объявление:


    "Что такое вирус гриппа,
    Как сберечься от бронхита
    Приходи и стар и мал!
    Всем урок здоровья дам!"


    Прилетели тут сороки
    Затрещали белобоки.
    А одна сидит, молчит:
    Горлышко ее болит.


    Заревел медведь в берлоге.
    Стар он стал. Ворчит в тревоге:
    "Что там кошка может дать?"
    Но боится опоздать.


    Вот пришла лиса с лисенком,
    Еж с ежихою, крот с кротенком.
    Приползла едва лягушка:
    Так болит сегодня ушко!


    Нос не дышит у слоненка.
    Кашель мучает мышонка.
    Ломит тело у моржа.
    Болят ноги у ежа.


    "Научи нас, тетя кошка,
    Помоги нам хоть немножко!"
    Кошка вывела котят,
    Посадила чинно в ряд.


    Спину выгнула дугой
    И тряхнула головой.


    Расскажу я вам, зверята,
    Как ведут себя котята,
    Чтоб не киснуть, не болеть,
    А весь день играть и петь.


    Все мы знаем, как полезно
    Бегать, прыгать и нырять,
    Кувыркаться, обливаться
    И под солнцем загорать.


    Почему же в самом деле
    Летом мы лежим в постели?
    Нос не дышит, ломит тело,
    Кашель душит то и дело,


    Голова болит и ушки,
    И не радуют игрушки
    И пирожное "безе".
    Одолела нас простуда
    Под названьем ОРЗ.


    И летят, летят недели,
    Ну а мы лежим в постели
    Потому что, к сожаленью,
    Появилось осложненье.


    В сердце шум, в суставах боли,
    Тут заплачешь поневоле.
    Что такое ОРЗ?
    Знают, видимо, не все.


    В нашем мире царство есть,
    Жителей его не счесть:
    На земле и там и тут
    Вирусами их зовут.


    И опасны, и коварны,
    И невидимы они,
    Очень маленьки, но всюду:
    На земле и под водой,


    В небесах, за облаками,
    У тебя и твоей мамы,
    И у тети, и у дяди,
    И у деда с бородой.


    Ежедневный, ежечасный,
    Очень страшный и опасный
    С ним идет незримый бой.


    Кто же с вирусом воюет,
    Кто здоровье сторожит
    День-деньской и ночь не спит?


    Будь любезна, тетя кошка,
    Расскажи нам хоть немножко
    Это что ж за сторожа,
    Что они в нас сторожат?


    Не легко вам отвечать.
    Чтобы правильно понять,
    Надо с азбуки начать,
    А ее, как говорится,
    Надо всем нам создавать.


    Чтобы каждый мог учиться,
    Быть здоровым, не болеть,
    Надо этого, зверята,
    Очень сильно захотеть.


    Но продолжим наш урок!
    Сядь-ка ближе, мой дружок
    Вы представьте, наше тело - Это целая страна.


    Состоит оно из клеток.
    Клетки — это города.
    Каждый город сторожит
    Клетка крови — лимфоцит.


    И у каждой, мой дружок,
    Есть на коже свой звонок!


    Организм наш очень сложный,
    Надо быть с ним осторожным.
    Если с детства ты ленив,
    Много ешь, весь день сонлив,


    Редко делаешь зарядку,
    Организм твой не в порядке.


    Лимфоцит твой чуть живой:
    Полусонный и больной
    Охраняет город свой.
    Ну, какой он часовой?


    Спит на службе день-деньской!


    Страшный вирус в клетку входит,
    Все владения обходит.
    Видит, все тут мирно спят,
    Можно строить вирусят.


    Сотни, тысячи, миллион.
    Вот и снова он силен.
    Собирает свою рать,
    Начинает воевать.


    Потому-то очень важно
    С ним борьбу вести отважно,
    Чтоб на киснуть, не болеть,
    Жить, любить, плясать и петь,


    Кувыркаться, обливаться
    И под солнцем загорать.
    Всю неделю маме с папой
    По хозяйству помогать!


    Но ворчат уже зверята:
    "Говоришь ты непонятно".
    И волнуется медведь:
    "Научи, как не болеть!".


    Мы все разные, но все же
    Есть у нас одно и то же.
    Есть глаза, и рот, и уши.
    Помолчи, сорока, слушай!


    Чтобы вирус побеждать,
    Надо с детства твердо знать:
    Если клетка заболела,
    Шлет она сигналы смело.


    И на коже от звоночков
    Появляются кружочки.
    Если надавить кружочек,
    Боль появится, дружочек!


    Ты не бойся, не зевай,
    Клеткам быстро помогай!


    Удивляются зверята:
    "Это как же так, ребята?
    Как могу себе помочь?
    Как прогнать болезни прочь?"


    Вы не хотите болеть никогда?
    Отвечают зверята: "Да, да, да! "


    Только обязательно
    Слушайте внимательно.
    Я открою вам секрет:
    Сложного в учебе нет.


    Кашель, насморк и отит
    Лечит пальчик-Айболит.
    Лисоньки и зайчики,
    Приготовьте пальчики!


    Ищем пальчиком кружочек,
    Нажимаем на звоночек,
    Девять раз вращаем влево,
    Выгоняем вирус смело.


    Девять раз вращаем вправо,
    Удирает вирус! Браво!
    Раз, два, три, да раз, два, три — Прочь бегут от нас враги.


    Только обязательно
    Делать все старательно.


    Этот пальчик-Айболит
    Нас излечит, исцелит
    От бронхита, трахеита,
    Ларингита и ринита.


    Здесь от кашля, здесь от боли.
    Дышит нос слоненка Коли.
    Ушки слышат, ножки пляшут.
    Хорошо зверятам нашим!


    Дружно, весело живут,
    Песни звонкие поют.


    Проверяй все по порядку,
    Делай сам массаж-зарядку


    Не болит кружочек твой,
    Веселись, пляши и пой.
    Солнце, воздух и вода,
    Пальчик твой — твои друзья.


    Утром, вечером и днем
    Нужно помнить об одном:
    Если делаешь массаж,
    На посту всегда твой страж.


    Первый начался урок.
    Дайте, дети, только срок.
    Соберемся, знаю я,
    на второй урок, друзья.

    Подготовила Арина Митрофанова

    Уважаемые читатели!



    Утро, вы только что проснулись. Потрите сразу же ладонь о ладонь, чтобы как следует их разогреть. Потеплели руки, побежала по ним кровь - можно приступать к массажу. Начинайте в соответствии с нумерацией точек - первая, вторая и так далее. Массаж выполняется таким образом: кончиком указательного или среднего пальца надавите на участок кожи в зоне нужной точки до появления незначительной болезненности. Затем делайте девять вращательных движений по часовой стрелке и девять - против. Продолжительность воздействия на каждую точку - не менее 18-20 секунд. Интенсивность воздействия постепенно увеличивайте.

    Симметричные зоны 3 и 4 массируют иначе: делают растирающие движения пальцами сверху вниз, от задней поверхности шеи к передней, одновременно двумя руками. Это, в частности, активизирует работу щитовидной железы, что является важным моментом: сегодня на наш организм - впрочем, как и на детский - из-за катастрофически ухудшающейся экологической обстановки ложится непомерная тяжесть, нагрузки возрастают, и для того чтобы противостоять им, нужно, чтобы лучше функционировала именно щитовидная железа.

    Заодно проделайте разогревающие движения по верхней части груди: ладонью правой руки от левого плеча к правой подмышке и левой - от правого плеча к левой подмышке. Другие симметричные зоны - точки шесть, семь и восемь - массируйте тоже одновременно обеими руками.

    Сделали массаж себе - принимайтесь за сына или дочку. В общей сложности на две процедуры у вас уйдет не больше пятнадцати-двадцати минут, а пользу принесете себе и ребенку большую: хорошо размяв эти участки тела, вы таким образом быстро мобилизуете защитные силы организма.

    Если вы обнаружили у себя или у ребенка точки с повышенной или резко пониженной болевой чувствительностью - это сигнал о неблагополучии в организме. Например, если подобное проявилось при массаже точки 1 - возможны «поломки» в системе кроветворения, а также воспаления трахеи и бронхов; если в области второй зоны - у вас непорядок с иммунитетом, и так далее. Значит, эти точки нужно дополнительно массировать через каждые сорок минут до полной нормализации чувствительности.

    Лучше всего точечный массаж делать не только по утрам, но еще днем (если есть такая возможность) и вечером, то есть не реже чем через каждые пять-шесть часов. Утром для быстрой активизации организма нужно оказывать более сильное давление на кожу. Перед сном воздействие осуществляйте легкими, спокойными, неинтенсивными движениями, и хорошо бы в сочетании с дыхательной гимнастикой. Кстати, такой массаж в вечернее время прекрасно подготавливает ребенка ко сну.

    Очень важный совет: если, например, в семье есть больные гриппом или произошел случайный контакт с гриппозным больным на улице, в транспорте, в гостях, необходимо количество сеансов массажа увеличить - проводить их через каждые два-три часа. Это значительно повышает иммунитет, и, следовательно, намного меньше вероятность, что ваш ребенок и вы сами заболеете.

    Точечный массаж противопоказан только тогда, когда в области зон массажа есть гнойничковые поражения кожи, а также родинки, бородавки, новообразования.

    Многие знают, что на нашем теле есть множество точек, отвечающих за работу внутренних органов. Точечный массаж берет свои истоки в Древнем Китае и применяется для лечения многих заболеваний без помощи лекарств.

    Суть точечного массажа состоит в воздействии пальцами на активные точки кожи, которые являются окончаниями нервных центров, ведущих к тем или иным органам. Для проведения точечного массажа человек должен четко знать, при нажатии на какие точки будет достигнут эффект в лечении и оздоровлении, поэтому такой вид массажа лучше проводить специально подготовленному человеку. Однако существует несколько несложных приемов, с которыми может справиться каждый. В основном это касается массирования точек с целью снятия усталости, нервного напряжения и общего расслабления организма.
    Для тех родителей, которые не хотят при малейшем беспокойстве малыша прибегать к лекарствам, будут полезны следующие советы. Одним из правил использования приемов точечного массажа для детей являются плавные вращательные действия, ведь главной задачей является не лечение, а успокоение ребенка.

    Почти каждой маме знакомо состояние, когда ребенок плохо спит и при этом много плачет. Причин этому может быть множество, когда ребенка что-то беспокоит физически. Обычно мама может по состоянию малыша определить, в чем причина плача: болит животик, зубки, что-то чешется.
    Но бывают моменты, когда ребенок просто плачет, непонятно почему. Зачастую его беспокоит головная боль. Для этого используйте следующие приемы: слегка нажмите и плавно потрите точку, которая находится посередине переносицы между бровками. Также можно нажимать и массировать симметричные точки по внешним краям глаз малыша.
    От головной боли помогает еще массирование точки, находящейся на голове, посередине линии, проходящей через макушку от одного уха к другому. Заметьте, что малыши, как правило, быстро успокаиваются, когда мамы их гладят по голове.

    Почти каждого ребенка беспокоит прорезывание зубов, и мамы готовы на любые средства, чтобы помочь малышу. И тут на помощь может прийти точечный массаж. Возьмите ручку малыша так, чтобы ваш большой палец лег на тыльную сторону кисти крохи. Найдите точку посередине расстояния между большим и указательным пальцами, где начинается кость. Нежно помассируйте ее точку, это поможет успокоить ноющую зубную боль.

    Когда беспокоят коренные зубы, то надавливайте точку на наружном углу лунки ногтя указательного пальца, при этом, если болит зуб справа, то рука должна быть левая, и наоборот.

    Всем известно, что малыши легко перевозбуждаются, а вот вернуть их в нормальное состояние бывает очень трудно. Как успокоить кроху? Круговыми движениями воздействуйте на точку посередине подбородка, сначала 5 раз по часовой стрелке, потом 5 раз протии часовой стрелки. Эту точку еще называют «антистрессовой». Также снять перевозбуждение поможет массаж и легкое растягивание средних пальчиков, по 2 минуты на каждой руке.

    Главное помнить, что проводя точечный массаж, вы воздействуете не только на важные точки, а и через руки передаете энергетику своей любви к ребенку, а значит, малыш обретает спокойствие.

    Проведение исследований наглядно показывает то, что неблагоприятная экологическая ситуация, сложные социально-экономические условия приводят к ухудшению здоровья. Причем страдают, как взрослые, так и дети, поэтому очень важно освоить элементарные методы защиты организма и профилактические меры, которые помогут оградить чадо от проблем.

    В особой защите нуждаются дети дошкольного возраста, поскольку их организм еще недостаточно окреп, чтобы самостоятельно противостоять заболеваниям.

    Способов, которые могут оказать влияние на самочувствие множество, хотя самомассаж занимает в этом списке особое место. Обучив кроху самостоятельно воздействовать на определенные точки тела, вы обеспечите и себе минутку спокойствия, и ему правильное развитие.

    Точечный массаж для детей в стихах в детском саду

    Основная цель этого мероприятия – снятие нервного напряжения, общее расслабление, улучшение работы внутренних органов и систем жизнедеятельности. Все упражнения должны выполняться с позитивным настроем и приносить удовольствие, в противном случае эффект от них будет незначительным.

    Точечный массаж для детей в стихах в детском саду - это возможность привить крохе привычку правильного досуга, которые способствует развитию, как речевых навыков, так и разработке мускулатуры. начинать следует с рук, переходя на ноги и завершая сеанс поглаживанием головы.

    Основные условия проведения самомассажа для детей:

    • не применять слишком активно силу во время надавливания на указанные точки;
    • движения должны быть плавными, массирующими;
    • двигаться необходимо в направлении от периферии к центру, то есть от кистей рук к плечу;
    • начинать следует с поглаживания, затем переходят к растиранию тела, разминанию и вибрацию, то есть потряхиванию.
    Освоив эту технику, малыш сможет не только правильно массажировать себе ноги и руки, но и оказать первую помощь при ушибе, к примеру, или же самостоятельно справиться с мурашками, которые многих пугают.

    Длительность упражнений 5-10 минут в день. Лучше всего проводить их в утреннее время перед традиционной гимнастикой и после полдника, когда до сна еще много времени, но основной период бодрствования позади.

    Чтобы сделать этот процесс еще более увлекательным многие педиатры рекомендуют превратить его в игру, обучив при этом крох несложным стихам, произносить которые необходимо в моменты растирания или поглаживания собственного тела.

    Массаж рук:
    Исходное положение: сидя на полу или стуле, руки перед собой. Ребенок начинает медленно растирать ладоши, приговариявая:

    Ай тари, тари, тари,куплю Маше янтари.
    Останутся деньги, куплю Маше серьги.
    Останутся пятаки, куплю Маше башмаки.
    Останутся грошки, куплю Маше ложки.
    Останутся полушки, куплю Маше подушки.

    С каждой строчкой темп растирания должен возрастать. Количество повторений: 2-3. После теплыми ладошками греют горло, обхватив его со всех сторон.

    Как у нас на грядке,
    сколько цветиков цветут:
    розы, маки, ноготки,
    астры пестрые цветки,
    георгины и левкой.
    Выбираешь ты какой?

    Этот стишок подойдет для сгибания и разгибания кулачков.
    Поочередный массаж пальцев (каждый пальчик необходимо растирать отдельно) осуществляют под следующие слова:

    Мы блинов напекли:
    Первый дали зайке, зайке - попрыгайке.
    А второй лисенке, рыженькой сестричке.
    Третий дали мишке, бурому братишке.
    Блин четвертый – котику, котику с усами.
    Пятый блин поджарили и съедим мы сами.

    Массаж ног:
    Ладонями необходимо похлопывать себя по направлению от лодыжек к бедрам. Затем ножки растирают ребрами ладоней и после - кулачками. Все это время следует приговаривать:

    Туки-токи, туки-токи,
    застучали молоточки.
    Туки-туки-туки-точки,
    застучали молоточки.
    Туки-ток, туки-ток,
    так стучит молоток.

    Массаж стоп:
    Исходное положение: сидя на стуле, закинув одну ногу на другую. Ладошками при этом легко дотянуться до стоп и начать их потирание и разминание.

    Баю-баю-баиньки,
    купим сыну валенки
    наденем на ноженьки,
    пустим по дороженьке.
    Будет ваш сынок ходить,
    новые валенки носить.

    Массаж головы:
    Круговой массаж черепа проводится следующим образом: правая ладонь поглаживает правый висок, двигаться при этом необходимо к затылочку. Левой рукой в это время осуществляются массирующие движения на лбу. Все это выполняется под стишок:
    На комод забрался ежик

    У него не видно ножек.
    У него, такого злючки,
    Не причесаны колючки:
    И никак не разберёшь-
    Щетка это или ёж?
    Тут и мыло подскочило,
    И вцепилось в волоса,
    И юлило, и мылило, и кусала как оса.
    А от бешеной мочалки,
    Я помчался как от палки,
    А она за мною мчится,
    И кусает как волчица.

    Самомассаж может осуществляться с помощью различных подручных предметов, способных оказать расслабляющее и приятное воздействие на тело (к примеру, «раскатывание» катушек от ниток по ножкам и рукам может доставить удовольствие). Главное – объяснить малышу, что все это очень полезно, и что мышцам необходимо время от времени давать передышку, ведь иначе сил будет в разы меньше.

    Игровой массаж для детей младшего и старшего дошкольного возраста

    Игровой массаж, как одна из форм здоровьесберегающих технологий в ДОУ

    Шадрина Елена Дмитриевна, музыкальный руководитель
    Место работы: МБДОУ детский сад комбинированного вида №4 "Сказка" г. Сельцо Брянской области

    Цель: формирование привычки к здоровому образу жизни.
    Задачи:
    1.Образовательные: усвоить правила овладения простейшими приёмами массажа;
    2.Воспитательные: развивать положительные эмоции;
    3.Оздоровительные: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье;
    Описание материала: данный материал предназначен для воспитателей, музыкальных руководителей детских садов, педагогов дополнительного образования работающих с детьми дошкольного возраста, родителям.
    Здоровье ребёнка - это его полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оздоровление детей становится приоритетным направлением в работе детских садов. Поэтому в дошкольных учреждениях должны быть созданы все необходимые условия в музыкальном, спортивном залах, групповых комнатах, на спортивной площадке и всей территории детского сада.
    Здоровьесберегающие технологии в непосредственной образовательной деятельности -это:
    Валеологические песенки распевки;
    Дыхательная гимнастика;
    Артикуляционная гимнастика;
    Игровой массаж;
    Пальчиковые игры;
    Речевые игры;
    Музыкотерапия;
    В непосредственной образовательной деятельности учитывается индивидуальные и возрастные особенности каждого ребёнка, его интересы. Успех НОД - это совместная деятельность музыкальных руководителей, воспитателей, врача, педагога-логопеда.
    Массируя определённые точки тела мы посылаем положительные сигналы своим органам (сердцу, легким, почкам, печени). Выполнение игрового массажа улучшает нервную систему, поднимает настроение. Обучение массажным приёмам происходит в игре. В НОД игровой массаж проводится под музыку - слова пропеваются. Дети закрепляют в игре навыки выполнения самомассажа.
    Проводя игровой массаж используют разминание, растирание, поглаживание, легкие постукивания. Пальчики рук вытягивают и разминают. В центре ладони находится точка повышения активности.
    Самомассаж ушей разогреваются трением ладошки и массируют ушные раковины вперёд-назад.
    Игровой массаж
    "Доброе утро" сл., муз., Е. Шадриной


    Ножки, ножки топ, топ, топ
    Потопайте скорей.
    Ручки, ручки хлоп, хлоп, хлоп
    Похлопайте скорей.
    Мы погладим ушки, бровки
    Носик разотрём
    И дружно мы споём!
    Дети исполняют песенку и выполняют движения по тексту, поглаживая и нежно надавливая пальцами на соответствующие точки.
    "Мишки лепят" сл, О.Н.Арсеневской, муз., Е. Шадриной


    Чтоб всегда здоровым быть,
    Будем с мишками лепить.(сжимают и разжимают кулачки)
    Слепим брови и реснички
    Носик будет как у птички.
    Слепим лобик, щечки, глазки.
    Мы - волшебники из сказки!
    Дети исполняют песенку и выполняют движения по тексту легко надавливая и поглаживая на точки.
    "Вышел зайчик" сл., Х. Афанасенко муз., Е. Шадриной



    Вышел зайчик на лужок,
    На зелёный бережок.
    (Плавные движения от переносицы к ушам)
    Потирает зайка нос,
    Чтобы носик не замёрз.
    (Надавить пальцами на точку у крыльев носа)
    Серый зайчик вместе с нами
    Потирает над бровями.
    (массаж точек у внутренних концов бровей)
    Говорила зайке мать,
    Надо ушки потирать!
    (Надавить пальцами на точки у основания мочки уха)
    Пальчиковые игры тоже относятся к игровому массажу
    Пальчиковая игра
    "Цветики"


    Музыкальный руководитель: Смотрите, какие красивые наши цветы, какие нежные у них лепестки! Вечером, когда солнышко уходит спать, каждый лепесток закрывает свои лепесточки и тоже засыпает. А утром, чуть солнышко появится на небе, цветы просыпаются и подставляют свои нежные лепестки его теплым лучам. Давайте сейчас представим. что наши маленькие нежные пальчики - это цветочные лепестки.
    Наши алые цветки
    (Дети соединяют чуть согнутые ладони - бутон)
    Распускают лепестки.
    (Разводят пальцы в стороны, запястья соединены - раскрылся бутон)
    Ветерок чуть дышит,
    (Тихонько дуют на "цветок")
    Лепестки колышет.
    (Покачивают "цветком")
    Наши алые цветки
    Закрывают лепестки,
    (Соединяют пальцы рук - вновь перед нами "бутон")
    Головой качают
    (Покачивают "бутоном" вправо-влево)
    Тихо засыпают.
    (Ладони сжимают в кулачки - "цветочки спят")
    Утром ранним все цветки
    (Снова делают "бутон", постепенно поднимают его вверх "тянется к солнцу")
    Вновь распустят лепестки.
    (Разводят пальцы рук в стороны - "бутон расцвел")
    Таким образом игровой массаж влияет на развитие фонематического слуха, мелкой моторики и общее развитие речи.

    КОМПЛЕКС ТОЧЕЧНОГО МАССАЖА

    И ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ.

    Цель комплексов массажа и дыхательных упражнений заключается не только в профилактике простудных и других заболеваний, повышении жизненного тонуса у детей, но и привитии им чувства ответственности за свое здоровье, уверенность в том, что они сами могу помочь себе улучшить свое самочувствие. Оказать положительное воздействие на внутренние органы.

    КОМПЛЕКС №1.

    1.Соединить ладони и потереть ими одна о другую до нагрева.

    2.Нажиматъ указательным пальцем точку под носом.

    3.Указательным и большим пальцем лепить «уши».

    4.Вдох через левую ноздрю (правая закрыта указательным пальцем), выдох через правую ноздрю (при этом левая закрыта).

    5. Вдох через нос и медленный выдох через рот.

    КОМПЛЕКС №2.

    1. Соединить ладони и потереть до нагрева одну ладонь о другую поперек.

    3. Указательными пальцами массировать ноздри.

    4. Растирать за ушами сверху вниз указательными пальцами:

    «примазывать», чтобы не «отклеились».

    5.Сделать вдох, на выдохе произносить звук «М-м-м», постукивая пальцами по крыльям носа.

    6.Вдох через нос, выдох через рот на ладонь – «сдуваем с ладони».

    КОМПЛЕКС №3.

    1. «Моем» кисти рук.

    2. Указательным и большим пальцем надавливаем на каждый ноготь другой руки.

    3. «Лебединая шея». Легко поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку.

    4. Вдох через нос, задержка дыхания, медленный выдох через рот.

    5. Несколько раз зевнуть и потянуться.

    КОМПЛЕКС №4.

    1. Соединить ладони, потереть ими до нагрева.

    2. Указательными пальцами нажимать точки около ноздрей.

    3. «Уколоть» указательным и большим пальцами, как «клешней» перегородку носа.

    4.Указательными пальцами с нажимом «рисуем» брови.

    5.Указательным и большим пальцами «лепим» уши снизу вверх.

    6. Вдох через нос, медленный выдох через рот.

    КОМПЛЕКС №5.

    1. Соединить ладони вместе и потереть ими поперек до нагрева.

    2. Слегка подергать кончик носа.

    3. Указательным пальцем массировать точку под носом.

    4.Указательными пальцами нажимать точку у рта в местах соединения губ.

    5. Растирать за ушами.

    6. Вдох, на выдохе слега постукивать по ноздрям со звуком «М-м-м».

    7. Вдох через нос, выдох через рот на ладонь – «сдуваем снежинку с руки».

    КОМПЛЕКС №6.

    1. «Моем» кисти рук.

    2. Поглаживаем нос от ноздрей к переносице.

    3. Средними пальцами надавливаем на ушные козелки.

    4. Поглаживаем двумя руками шею от грудного отдела к подбородку.

    5. Игра «Веселая пчелка». Вдох свободный, на выдохе произносить звук «З-з-з». Дети должны представить, что пчелка села на руку, на ногу, на нос. Помочь детям направить внимание на нужный участок тела.

    6. Несколько раз зевнуть и потянуться.

    КОМПЛЕКС №7

    Разотру ладошки сильно, Растирание ладоней .

    Каждый пальчик покручу, Захватить каждый пальчик

    Поздороваюсь с ним сильно у основания и вращательными

    И вытягивать начну. движениями дойти до ногтевой фаланги .

    Руки я затем помою. Потереть ладошку о ладошку.

    Пальчик в пальчик я вложу, Пальцы в «замок».

    На замочек их закрою

    И тепло поберегу.

    Выпущу я пальчики, Пальцы расцепить и перебирать ими.

    Пусть бегут как зайчики.

    КОМПЛЕКС №8

    (массаж лица)

    1. Поглаживаем лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукиваем по коже, словно уплотняем ее, чтобы она была упругой.

    2. Надавливаем пальцами на переносицу, середину бровей, делая вращательные движения по часовой, затем против часовой стрелки.

    3. С усилием, надавливая, рисуем желаемый красивый изгиб бровей, затем щипками лепим густые брови от переносицы к вискам.

    4. Мягко и нежно лепим глаза, надавливая на их уголки и расчесывая длинные, пушистые реснички.

    5. Надавливая на крылья носа, ведем пальчики от переносицы к носовым пазухам, подергиваем себя за нос и представляем, какой красивый нос у него получился.

    КОМПЛЕКС №9

    (массаж головы)

    1. Сильным нажатием пальчиков имитируем мытье головы.

    2. Пальцами, словно граблями, ведем от затылка, от висков, от лба к середине головы, словно сгребаем сено в стог.

    3. Спиралевидными движениями ведем пальцы от висков к затылку.

    4. «Догонялки»: сильно ударяем подушечками пальцев, словно по клавиатуре, «бегаем» по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга.

    5. С любовью и лаской расчесываем пальцами, словно расческой, волосы и представляем, что его прическа самая красивая.




    Похожие статьи