• Как относится к своей жене статья. Как будущий муж должен относиться к своей будущей жене? Не скупитесь на комплименты

    20.09.2019

    Как проходят похороны у мусульман? Традиции, обычаи обряды по Шариату

    Кто был на похоронах мусульманина, не забудет этого никогда.

    Больше всего поражает, с каким трепетом родные и друзья покойного стараются выполнить все предписания Шариата и похоронить близкого как Настоящего Мусульманина. Начиная от предсмертного состояния, и пока не пройдет год (и даже большее) после похорон, родственники будут старательно выполнять определенные ритуалы. Многие из них покажутся человеку незнающему странными, но для истинных мусульман они важны, они священны. Сами похороны проходят в несколько этапов.

    Подготовка к похоронам

    Коран призывает готовиться к смерти на протяжении всей жизни, чтобы по ее окончании с легким сердцем принять столь сложное испытание. Особые ритуалы, прописанные в Шариате, начинают выполнять пока человек еще жив, но уже при смерти. Первым делом приглашают имама- мусульманского священника, чтобы над смертным ложе читался “Калимат-шахадат”. Кроме чтения молитвы, делают следующее:

    Умирающего кладут на спину ногами к Мекке. Это олицетворение пути души к святому месту.

    Нужно помочь страждущему справиться с жаждой, дав глоток холодной воды. По возможности капают в рот гранатовый сок или Зам-Зам - священную воду.

    Громко плакать запрещено, чтобы умирающий мог сосредоточиться на своем последнем испытании и не горевал о мирском. Поэтому сердобольных женщин могут и не подпустить к кровати или вообще вывести из дома.

    Сразу после смерти покойному закрывают глаза, выпрямляют руки и ноги, подвязывают подбородок. Тело накрывают тканью, на живот кладут тяжелый предмет.

    Похороны у мусульман нужно провести как можно скорее, желательно в тот же день. Поэтому обычно последователей Ислама не везут в морг, а сразу же готовят к погребению.

    Омовение и обмывание (тахарат и гусуль)

    В Исламе строгое отношение к чистоте. Если не соблюдаются очищающие обряды, тело умершего считается оскверненным, а душа - неготовой к встрече с Богом. Тахарат - это омовение, очищение материального тела, в то время как гусуль - скорее ритуальное обмывание.

    Сперва выбирают Гассала - ответственного человека, который будет проводить обряды омовения и обмывания. Это должен быть близкий родственник, обычно кто-то из старших. При этом женщины омывают женщин, мужчины - мужчин, но жена может омыть мужа. Еще как минимум три человека будут помогать Гассалу проводить очистительные обряды. Если нет возможности, чтобы покойного омыл человек его пола, вместо омовения водой проводят обряд таяммум - очищение землей или песком. Тахарат проходит в специальном помещении на кладбище или при мечети. Перед началом омовения в помещении зажигают благовония. Гассал трижды моет руки и надевает перчатки. Далее прикрывает тканью нижнюю часть покойного и совершает процедуру очищения. Потом следует обмывание (гусуль). Тело покойного обмывают 3 раза: водой с кедровым порошком, с камфорой и чистой водой. Все части тела обмывают и вытирают поочередно, голову и бороду моют с мылом.

    Окутывание в саван (кафан)

    По обычаям мусульман и мужчин и женщин хоронят босыми, одетыми в простую рубаху (камиса) и окутанными в несколько полотняных кусков. Богатого и уважаемого мусульманина, который не оставил после себя долгов, окутывают в дорогую ткань. Но не в шелк: мужчине-мусульманину даже при жизни запрещено носить шелка.

    Мужской саван - это рубаха, кусок ткани для окутывания низа тела и большой отрез ткани, чтобы окутать все тело с головой со всех сторон.

    Женский саван состоит из такой же рубахи, только до колен, куска ткани для нижней части, большого отреза ткани, чтобы окутать тело со всех сторон, а также из отреза для волос и еще одного для груди. Новорожденных и совсем маленьких детей окутывают одним отрезом полностью. По мусульманским обычаям покойного облачают в саван самые близкие родственники, обычно те же, кто принимал участие в омовении.

    Погребение (дафн)

    Мусульманские захоронения проходят только на кладбище. Кремация под большим запретом, она приравнивается к горению в аду. То есть, если мусульманин кремировал тело родственника, это все равно что он обрек своего близкого на адские муки. В могилу покойного опускают ногами вниз, над женщинами при этом держат покрывало: даже после смерти никто не должен видеть ее тела. Имам кидает в могилу горсть земли, произносит суру. Потом место захоронения поливают водой, семь раз кидают землю. После похорон мусульманина все уходят, но один человек остается читать молитвы за душу покойного. Кстати, так как мусульман хоронят без гроба, после похорон дикие животные могут учуять запах и раскопать могилу. Этого допускать нельзя: осквернять могилу и мертвое тело - страшный грех. Мусульманский народ нашел выход в жженом кирпиче. Им укрепляют могилу, чтобы ее нельзя было раскопать, а жженый запах отпугивает животных.

    Погребальная молитва (джаназа).
    Мусульман хоронят без гроба. Вместо него используют специальные носилки с крышкой (тобут). Покойного на носилках относят к могиле, где имам начинает читать джаназу. Это очень сильная и важная молитва в исламской традиции. Если ее не прочитать, похороны мусульманина считаются недействительными.

    Мусульманские поминки

    Сразу после похорон не устраивают никаких пиршеств. Первые три дня после смерти родные должны только молиться об умершем, а готовку и хозяйственные дела свести к минимуму. На 3, 7 И 40 дни после похорон, а также через год проводятся поминальные трапезы. Все эти дни (до сорокового) в доме покойного не должна звучать музыка. Роскошные поминки с изысканными блюдами среди радикальных мусульман осуждаются. Исламом запрещает “объедать” семью покойного, вынуждать скорбящих родных хлопотать по хозяйству. Вместо этого нужно всячески поддерживать, помогать как морально, так и материально. Поминальная трапеза должна быть простым обедом в кругу близких.

    Поминки в Исламе - это прежде всего поминовение умершего, молитва за его душу и возможность для семьи сплотиться, чтобы легче пережить горе. Алкоголь на поминках у мусульман под строгим запретом.

    В состоянии стресса от потери близкого человека представителям мусульманской культуры в Челябинске не так просто организовать похороны по законам шариата. Нужно купить все необходимое, затратив время на поиск ритуальных принадлежностей, организовать всю церемонию до мельчайших деталей, оформить необходимую документацию - и все это в максимально сжатые сроки.

    Ритуальная служба «Реквием» имеет огромный опыт оказания ритуальных услуг и достаточные компетенции для того, чтобы провести мусульманские похороны . Мы готовы предоставить полное сопровождение обряда похорон, чтобы защитить Вас от ненужной травматизации в ходе подготовительных мероприятий, которые не всегда понятны представителям иной культуры.

    Организация похорон по мусульманским обычаям

    Как написано в Коране, уважительное и исполненное веры погребение дает возможность правоверному в ином мире обрести покой. И не всегда получается так, что близкие умершего имеют представление об организации похорон по мусульманским традициям - система обрядов похорон у мусульман имеет свою специфику, а индивидуальная трактовка священного текста недопустима (а зачастую и невозможна, в силу его сложности). Тогда лучше доверить обряд похорон и все его подготовительные этапы ритуальной службе, чьи представители обладают глубоким пониманием законов шариата и и имеют все необходимое для осуществления церемонии по мусульманским обычаям.

    В ортодоксальном варианте организация мусульманских похорон подразумевает такие действия:

    • омовение и обмывание тела покойного — тахарат и гусуль;
    • помещение его в саван;
    • погребение и прощание — дафр;
    • поминки .

    Рассмотрим все этапы церемонии похорон у мусульман

    Согласно мусульманским обычаям, существует неукоснительный принцип омовения и обмывания тела покойного - начинают всегда с тахарата, потом проводят гусуль.

    Всей церемонией руководит гассал — сведущий человек, знаток мусульманских традиций похорон . Это может быть мулла либо почитаемый общиной старец. Эту роль в условиях современной культурной ситуации может взять на себя представитель ритуальной службы . Как правило, распорядителю помогают несколько подручных (от 4 человек), в числе которых обязательно находится родственник покойного. Лица разного пола не допускаются к процессу обмывания (кроме супружеских пар и малолетних - до 5 лет).

    Мусульманские похороны предписывают класть тело навзничь стопами к Мекке, в которой есть священная Кааба. Под подбородком протягивают и завязывают ленту, а в зону живота накладывают тяжесть.

    Закутывание саваном

    Проведение похорон по мусульманским традициям исключает погребени е тела в обычной одежде. Тело одевают в кафан, имеющий три составляющие - лифофу, целиком закутывающую тело, изор, покрывающий ноги, камис — удлиненное одеяние.

    Сначала тело одевают в камис, размещают его на разложенной лифофе, покрывают ноги изором и закутывают верхнюю часть тела в лифофу, завязывая полотно в зоне головы, туловища и стоп. Женщинам на грудь под камис завязывают кирку — тканевое полотно порядка 150 см длиной, волосы покрывают платком, закрепляя узлом. При погребении узлы лифофы развязывают.

    Прощание

    Обряд похорон по мусульманским законам предписывает быстрее захоронить покойного. До погребения тело запрещено покидать - рядом всегда должен кто-то быть и молиться. Поза умершего - на спине стопами к Мекке либо на правом боку головой к кибле.

    Ислам не одобряет такую атрибутику, как надгробные плиты, венки и любые иные украшения могилы. На мусульманском кладбище могилы отмечены холмиками земли в четыре пальца высотой.

    Поминки

    Когда завершились церемонии прощания и похорон, у мусульман принято почтить память всю покойную родню усопшего. Вначале поминки организовывают после похорон, затем - на 3, 9, 40 дни и спустя год после смерти. Мусульманские обычаи не предполагают приготовление особых поминальных яств, однако принято начало застолья отмечать чаем и сладким. Все проходит обычно в молчании, чтобы гости не досаждали хозяевам.

    Процедура похорон у мусульман

    Ислам предписывает общие правила, однако есть вариации в трактовке этого обряда в различных азиатских странах - сформировались обычаи, пережившие влияние древних языческих времен. Ритуальная служба «Реквием» придерживается законов шариата для организации похорон у мусульман , однако всегда прислушивается к пожеланиям близких покойного. Как гласит ортодоксальный свод правил, кремация в ходе мусульманских похорон исключена, хотя, если выбора нет и сжигание трупа необходимо и обосновано, это вполне допустимо.

    К месту погребени я тело приносят на носилках, крышка которых раздвигается — лик умершего принято скрывать от досужих зрителей. На дне носилок выстелено одеяло, крышка покрыта полотном ткани.

    Мусульманские похороны предполагают наличие двух разновидностей могилы: лахада и ярмы. Первая разновидность напоминает фамильный склеп, созданный по европейской традиции, - углубление в земле, представляющее собой келью с круговым входом, где могут уместиться все пришедшие проститься. Лахад предполагает размещение тела навзничь ступнями к Мекке либо на правом боку лицом к Каабе.

    Ярма напоминает земляное углубление с полкой. Тело туда опускают стопами вниз, а голова должна при этом смотреть на Восток. Вся процедура погребения сопровождается чтением молитв имамами, это четыре основные поминальные молитвы.

    Вновь созданную могилу на кладбище опрыскивают водой, потом присутствующие по очереди присыпают ее семью горстями земли. После завершения церемонии у могилы остается один человек, и он читает особую молитву — талкин, свидетельство правоверности умершего перед ликом ангелов смерти, которые вскоре заберут его.

    Допустимо ли использовать гроб при проведении похорон у мусульман?

    Иногда представители ислама отрицают саму возможность применения гроба, однако священнослужители дают возможность родне умершего самой решить, насколько целесообразно использовать гроб в каждом конкретном случае.

    Церемония похорон у мусульман не нуждается в применении гроба, когда тело приносят на особых носилках - тобуте. В этом случае лик умершего спрятан за раздвигающейся крышкой, а само тело предают погребению в саване. Но сегодня возможен поиск и иных альтернатив. Популярность и востребованность кремации требует покупки гроба.

    В исламе не одобрено предавать тело огню, однако имамы сегодня не осуждают тех, кто решил выбрать этот способ погребения . В частности, кремация вполне допустима, если средства ограничены и невозможно приобрести место на мусульманском кладбище. Тогда гроб лучше приобрести открытый - это будет воплощать готовность покойного обратить взор на Аллаха.

    Кодекс поведения на похоронах у мусульман

    Основное, что стоит помнить, - мусульманские похороны предписывают каждому присутствующему большую сосредоточенность. Нельзя громко говорить, бурно выражать эмоции, тем более - спорить, ссориться. Всем своим поведением присутствующие должны показывать Аллаху свою покорность его волеизъявлению и достойное поведение.

    Бурные возгласы, сильный плач - это вызывающее поведение, отвлекающее присутствующих от поминальных молитв, сопровождающих похороны, если только хоронят не новорожденного.

    Похороны мусульман предполагают, что после создания могилы, все, исключая читающего талкин, сразу оставляют кладбище. Как правило, родня созывает всех на поминки. Отказ не одобряется, однако и хвалить хозяев и вообще быть красноречивым не рекомендуется. Одобряется спокойное, сдержанное поведение.

    Приведём некоторые обычаи и традиции, связанные с погребальным обрядом и практикуемые мусульманскими народами, но порицаемые Шариатом.

    1. Проведение собраний с целью отметить 40 дней после смерти человека.

    При проведении поминальных обрядов нельзя подражать традициям немусульман. Траур в Исламе, согласно хадису Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям), соблюдается 3 дня.

    Проведение благочестивых собраний для чтения мавлида за душу покойного, поминание Всевышнего (зикр), мольбы и т. п. является дозволенным и поощряемым в Шариате действом. В частности, если их провести в высокочтимые дни и месяцы, за это можно удостоиться большего вознаграждения. Однако намерение отметить именно 7-й, 40-й, 52-й или любой другой день и год после захоронения человека, как заведено у многих мусульманских народов, не является ни сунной (деянием, рекомендованным религией), ни фарзом (обязательным требованием религии). Проведение этой традиции именно с указанным намерением порицается Шариатом.

    Если время проведения благочестивого маджлиса совпало с этими днями (например, с 40-м днём), то у устраивающего это собрание никак не должно быть намерения совершать это, возвеличивая и отмечая именно этот (40-й) день.

    Особенно не соответствуют Шариату, как это принято в настоящее время в некоторых сёлах, собрания, так называемые сороковины (40-й день), на которые приглашаются из городов и сёл все родственники, и которые требуют, соответственно, чрезмерных расходов. Говорят, что в некоторых сёлах, отмечая этот день, даже пьют водку.

    Да убережёт нас Всевышний от подобных маджлисов!

    Если бы те средства, которые родственники покойного расходуют в этот день на угощение и дорогу, они раздали бедным и нуждающимся или же пожертвовали их на проведение воды, сооружение дорог, мостов, на благоустройство мечети и медресе, то и покойные, и живые получили бы от этого в тысячи раз больше пользы.

    2. Соблюдение траура женщинами после смерти родственника более 3 дней.

    Немало женщин, которые даже в течение нескольких лет носят траурную чёрную одежду. Согласно Шариату, женщине, даже если умер её отец, брат, сын, запрещено (харам) носить траур более трёх дней, кроме случаев, когда умер её муж или она окончательно развелась с ним. Такая женщина по Шариату обязана соблюдать траур в течение четырёх месяцев и десяти дней.

    Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Не разрешается женщине, верующей в Аллаха и Судный день, соблюдать траур больше трёх дней. Если же умер её муж, то ей следует пребывать в трауре 4 месяца и 10 дней». Передали это изречение имамы аль-Бухари и Муслим.

    Дорогие сёстры по вере! Для вас будет лучше, если будете следовать указанному Пророком (салляллаху аляйхи васаллям) его пути, отстраняясь от пути сатаны.

    3. Отпускание бороды родными и близкими умершего.

    Отпускание бороды является сунной Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям), однако в Шариате не поощряется её отпускание, связанное это именно со смертью человека. В шариатских книгах написано, чтобы мы не совершали что-либо в дополнение к тому, что мы соблюдали до смерти кого-либо, т. е. выражение печали и других отдельных обычаев, совершаемых для того, чтобы народ видел это.

    4. Отправление женщин без сопровождения близких родственников-мужчин (сын, муж, отец и т. д.) в другие сёла и города для выражения соболезнования близким, знакомым, родственникам умерших.

    Ислам запрещает женщинам отправляться в путешествие без сопровождения махрама.

    5. Расходование имущества человека, после смерти которого остались ещё не достигшие совершеннолетия дети (сироты), в качестве милостыни и на другие желательные деяния.

    Дети, у которых умер отец, считаются сиротами (по-арабски «сирота» – «ятим»), пока не достигнут половой зрелости. Наследство, которое осталось им после смерти отца, является их собственностью и расходуется по усмотрению попечителя исключительно на содержание этих детей (попечитель назначается отцом детей или судьей (кадием)). Все деньги отдаются детям полностью по достижении ими совершеннолетия . Поэтому, в частности при проведении поминок, запрещается расходовать деньги сирот для угощения гостей. Однако мать детей и уже совершеннолетние дети могут расходовать свою долю имущества после его разделения на такие желательные цели.

    Сказано в Священном Коране:

    Смысл: «Отдавайте сиротам их имущество и не меняйте ваше дурное на хорошее сирот. Не используйте имущество сирот не в соответствии с Шариатом в дополнение к вашему, ибо, поистине, это большой грех» (сура «Ан-Ниса», аят 2).

    В другом аяте говорится:

    смысл: «Воистину, кто питается на деньги сирот без права, тот питает в своём желудке огонь и будет гореть в адском пламени» (сура «Ан-Ниса», аят 10).

    Если умерший завещал, согласно религии, не более 1/3 части всего наследства и если эти расходы на желательные деяния делаются из этой части имущества, то это другое дело. Из имущества человека, который умер, оставив несовершеннолетних детей и не составив завещания, дозволяется делать расходы только на его похороны и на возмещение его долгов перед Всевышним и людьми, а тратить его на желательные (сунна) цели, такие, как милостыня и т. п., является запретным (харам).

    Если все без исключения наследники уже совершеннолетние, и дают согласие, то из оставшегося после смерти человека имущества дозволяется делать расходы на благие желательные цели, такие, как подаяние и т. п.

    6. Не отдав оставшиеся на покойном долги, будь они связаны со Всевышним или людьми, следуя обычаям других, раздача его оставшегося имущества на желательные (сунна) деяния (милостыня и т. п.).

    Недействительна раздача наследства умершего и продажа хотя бы его части до тех пор, пока не исполнят завещания умершего, не раздадут долги и не выделят стоимость хаджа и умры, если он был обязан их совершить, а также расходы на саван и захоронение. В случае, если денег для выполнения всего перечисленного недостаточно, продаётся что-либо из наследства.

    Если на покойном остались невозмещёнными намаз и пост, несовершённый хадж (при наличии возможности), невыплаченный закят или долги, то пока хоть часть из указанного остаётся неисполненной, нельзя из наследства расходовать средства на желательные цели. Поэтому его душеприказчик и наследники в первую очередь должны обратить внимание на возмещение указанных деяний. Если сами они не знают, как это делается, то пусть отправляются к учёным-богословам, которые хорошо разбираются в этих вопросах. Затем, отложив из его наследства средства, которых достаточно для возмещения этих долгов, из оставшейся части выделяются средства, указанные в его завещании, т. е. не более 1/3 части.

    Завещание выполняется при условии, что умерший завещал раздать, согласно религии, не более 1/3 части всего наследства. Остальные 2/3 части наследства распределяются между теми, кто имеет право получить свою долю из этого наследства, которая указана в Шариате (в книгах о наследстве (мирас)).

    Однако до тех пор, пока не возместятся долги покойного, нельзя даже завещанные средства направить на соответствующие цели (на исполнение его завещания).

    Некоторые люди завещают, чтобы после их смерти отдали что-либо из имущества одному из наследников. Этого нельзя делать (если остальные наследники с этим несогласны), ибо в хадисе сказано, что завещание не предназначено для наследников. Для наследников есть определённая самим Кораном и хадисами часть имущества покойного.

    Оставшаяся после этих процедур часть имущества является собственностью наследников, и поэтому её необходимо соответствующим образом распределить или если все наследники являются совершеннолетними и умственно полноценными, то каждый из них из своей доли по возможности может направить средства на совершение благих, рекомендуемых деяний за душу усопшего. Если среди наследников есть такие, которые ещё не достигли совершеннолетия или умственно неполноценные, то из их доли имущества не следует ничего выделять на желательные деяния.

    7. Украшение могилы мрамором или другими дорогостоящими камнями, израсходовав на это большие средства, и установление над могилой роскошной мраморной плиты. Особенно порицаемо, когда на надмогильнойплите рисуют или прикрепляют портрет или фотографию покойного.

    От средств, потраченных на украшение таким образом могил, нет никакой пользы ни для покойного, ни для живых, кроме случая со средствами, израсходованными на благоустройство могил святых людей, шейхов, учёных-богословов, за что предусмотрено благое воздаяние, ибо это является возрождением их дорогих святынь (зияратов).

    Так пишет имам ан-Навави.

    8. Причитание, рыдание и громкий плач при смерти родного или близкого человека.

    У нас в республике (в Дагестане) в некоторых сёлах даже мужчины громко рыдают. В Шариате не порицается проливание слёз из милосердия к покойному и тихий плач по нему, однако если плач, крики и рыдания слышны даже снаружи дома, то это является запретным.

    9. Приглашение на поминки женщин специально для оплакивания умершего.

    Платить таким плакальщицам, кормить их и употреблять средства, которые они получили за оплакивание, является запрещённым по Шариату. Мы раньше упоминали и о хадисах, повествующих о наказании, предназначенном подобным плакальщицам.

    10. Проведение времени большинством людей, пришедших на сборы для выражения соболезнования, в разговорах об имуществе, о мирском, в хуле и наговорах на других так, что эти деяния только вредят им самим и покойному, но никак не приносят пользу ни им, ни ему.

    Необходимо извлекать пользу от таких собраний, превратив их в благочестивые маджлисы, молясь и читая что-либо из Корана за душу умершего, рассказывая присутствующим об основах религии, где знающий может передать свои знания другим. Если поступить так, то, поистине, польза от этого велика и для покойного, и для собравшихся на соболезнование. Следует учесть и тот факт, что в таких местах (на соболезнованиях) люди особенно внимательно слушают проповеди и внимают им.

    11. Увидев, как один много расходует на желательные деяния, и беря пример с него, утверждая, что он не хуже, стремление каждого (и бедного, и богатого) изыскать средства, чтобы делать такие же большие расходы на рекомендуемые деяния, т. е. не ради Всевышнего, а напоказ.

    Добровольные пожертвования делаются каждым человеком, исходя из его возможностей. Совершение чего-либо благого, следуя традициям и обычаям людей, не приносит никакой пользы на том свете, ибо Всевышний не принимает деяние раба, если его намерение неискреннее.

    Последовав этим традициям, совершая их напоказ, ради мирских целей, мало ли людей оказались в больших долгах и безвыходном положении?! Не лучше ли совершить добровольные расходы, исходя из собственных возможностей, чем, боясь разговоров, следовать обычаям, приносящим вред как в этом мире, так и в мире вечном?! Не нужно бояться сплетен, пусть говорят. Ведь они никак не повредят тебе, напротив, принесут пользу, ибо их благие деяния сплетников сотрут из их книг деяний и перенесут в твою книгу деяний.

    В некоторых населённых пунктах появилась традиция раздавать в качестве милостыни каждой семье по килограмму сахара, риса или определённую часть мяса, хотя на самом деле нет таких возможностей. А в других селах, помимо того, что раздают мясо на душу населения, раздают его и за пределами села, в соседних сёлах. Чем расходовать 100 000 рублей, следуя таким традициям, лучше и высокочтимее потратить 100 рублей в пользу бедных и нуждающихся, отдать в медресе, учащимся религиозных учебных заведений, на издание и распространение религиозной литературы и на другие подобные цели. Особенно если понести указанные огромные расходы с намерением следовать традиции и обычаям, то за такие пожертвования хозяева не получат вознаграждения.

    12. Посещая кладбища в высокочтимые дни, посещение их мужчинами и женщинами совместно.

    Однако если женщины отправляются на кладбища со своими близкими родственниками (махрам), дабы посетить могилы родных и близких, шейхов, праведников, учёных-богословов, и если они одеты согласно требованиям Шариата, то в этом не будет ничего предосудительного.

    Женщинам, особенно молодым, в одеяниях, выявляющих их прелести, очень порицаемо отправляться на кладбище.

    13. Собрание женщин над телом покойного, для оплакивания перед выносом его из дома.

    Для родственников желательно посмотреть на умершего. А для чужих, не являющихся махрамами для покойного, открыть лицо умершего и стоять над ним вместе является запретным. Также запрещается стоять над покойной женщиной мужчинам, не являющимся для неё махрамами, так же, как запрещено и толпиться над покойным мужчиной женщинам, не являющимся для него махрамами.

    14. После вынесения носилок с телом умершего из дома остановка в пути и чтение зикра (поминания Всевышнего) или по пути на кладбище открывание его лица и его поглаживание.

    15. Откладывание захоронения покойного после сооружения могилы, обмывания и заворачивания, т. е. после выполнения всех необходимых обрядов до тех пор, покане закончат чтение Корана за душу умершего или пока не приедет издалека его какой-то родственник.

    В хадисе, переданном имамами Муслимом и аль-Бухари, говорится: «Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) повелел быстро готовить умершего и хоронить».

    16. Говорят, что в некоторых сёлах Дагестана принято, стоя возле могилы покойного, выпивать спиртное под предлогом поминания усопшего.

    Это уподобление неверующим. Спиртное, которое и так Шариат запретил, нельзя даже близко подпускать к кладбищу.

    17. Говорят также, что в некоторых населённых пунктах нашей республики бытует обычай: мать покойного, его сестра, супруга, т. е. близкие родственницы, в течение целого дня стоят посредине комнаты для того, чтобы встречать женщин, приходящих соболезновать.

    Это недостойный обычай, который может только утомлять, но никак не польза ни для покойного, ни для живых. Напротив, необходимо проявлять сочувствие и милосердие к родным и близким покойного, и именно их в эти дни не следует беспокоить, они нуждаются в покое. Поэтому всему джамаату таких населенных пунктов необходимо отказаться от подобного обычая.

    18. Люди, отправившиеся на кладбище хоронить покойных, проходят над могилами, сидят или стоят на них, проявляя беспечность и ведя себя ненадлежащим образом.

    Хадис Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), переданный Муслимом, гласит: «Вам лучше сидеть на раскалённых углях, которые сожгут вам одежду и дойдут до вашей плоти, чем сидеть на могиле».

    При возникновении крайней необходимости, т. е. если нет другого пути, то не запрещено ходить через могилы.

    19. Некоторые не огораживают кладбище вокруг, вследствие чего туда ходят собаки и т. п., которые оскверняют могилы, а также туда попадает мусор.

    Сказано, что жителей такого населённого пункта непременно настигает какое-либо несчастье.

    В хадисе говорится: «Всё, что приносит мучение, вред и тяготы живому человеку, приносит их и покойному». Поэтому, дорогие братья и сёстры, необходимо держать кладбище на подобающем уровне чистоты и относиться к этому со всей серьёзностью.

    Шейх Ислама и крупный имам Давуд аль-Аший прислал письмо джамаату одного из селений Дагестана, в котором написано: «До нас дошло, что ваше кладбище заброшено и загрязнено, что там водится скот. Вы обязаны, даже заплатив соответствующие средства, сделать так, чтобы животные не обитали там, очистить кладбище от нечистот, исходя из своих возможностей. В этих могилах покоятся ваши отцы, матери, братья, сёстры и дети. Бойтесь Аллаха в совершении чего-либо, что может нанести им вред. Причинять вред покойному строго запрещено. Берегитесь бед и наказания со стороны Всевышнего.

    Большинство несчастий настигает людей из-за того, что они причиняют покойным мучение, вред. Наступать на могилы, топтать их людям или животным запрещено Кораном и хадисами.

    В большинстве случаев причиной того, что людей и животных настигает чума, является неуважительное отношение к покойным, причинение им мук. И мольбу покойных Аллах принимает, потому бойтесь Всевышнего, о обладатели разума, дабы обрести счастье. И да снизойдёт приветствие Аллаха на тех, кто следует прямым путём!» («Фатави аль-Чухи», с. 64).

    Немало у нас в республике населёенных пунктов, жители которых не препятствуют животным ходить и топтать кладбище и осквернять его. Им тоже необходимо хорошо поразмыслить над содержанием указанного письма.

    20. Выявление недостатков покойного.

    В хадисе Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказано: «Упоминайте только хорошие деяния усопших».

    21. Сенокос на кладбище.

    Трава или дерево, растущие на могиле, пока они зелёные и невысохшие, нежелательно косить или рубить, а ибн Хаджар пишет, что это даже запретно.

    Пока подобные растения или дерево зелёные, они совершают славословие (тасбих) Всевышнему, туда нисходят ангелы, и то, что растёт на могиле, является собственностью обитателя данной могилы, и поэтому нельзя совершать что-либо, приносящее ему вред. Однако косить или рубить их можно после того, как они высохнут. Разрешается также косить траву, растущую между двумя могилами, но не над могилой. На это также необходимо обратить особое внимание тем, кто совершает подобное.

    22. Неверно убеждение ваххабитов, которые запрещают посещать могилы пророков и святых людей для благословения.

    Посещение могил пророков или святых людей для благословения является благим делом (сунной).

    23. Неверно мнение людей, которые после смерти человека выключают в комнате свет и не включают его в течение 40 дней, считая, что душа умершего посещает это место. Некоторые люди запрещают молиться в доме умершего, что тоже является неверным.

    Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Нам разрешено молиться на любом чистом участке земли». Хадис передал имам Муслим.

    Примечание. Некоторые люди, когда у них умирает кто-либо, собирают множество своих родных, близких, друзей, знакомых и незнакомых, однако среди них бывает очень мало таких, кто совершает погребальный намаз по усопшему.

    Для покойного нет более дорогого и высокочтимого дара от нас, чем совершение заупокойной молитвы. Человеку, который хотя бы немного беспокоится и скорбит по покойному, следует в первую очередь совершить заупокойный намаз, и тому, кто ещё не умеет совершать его, необходимо обучиться ему.

    Также все мусульмане села ходят на могилу умершего утром и в предвечернее время, однако если услышат призыв на намаз, в мечеть мало кто отправляется. Это также свидетельствует о том, что большинство людей ходит на соболезнование и на могилу покойного не ради Всевышнего, а ради людей.

    Посещение кладбища, чтение там Корана и т. д. являются желательными деяниями, однако посещение мечети для совершения коллективного намаза является в тысячи раз более важным и высокочтимым действом.

    Да поможет нам Аллах провести похоронные обряды так, как указано в Шариате, дабы они принесли пользу и живым, и покойным! Амин.

    Согласно Шариату, совершеннолетие наступает с половой зрелостью или если половая зрелость не наступила ранее, с 15 лет по лунному календарю (примерно 14,5 лет по солнечному григорианскому календарю).

    По книге «Сущность смерти и похоронный обряд». СКУЦИОН. Махачкала 2009

    В каждой религии по-своему прощаются с усопшими. И все похороны различны: если разобраться, как хоронят мусульман, католиков, христиан, иудеев, буддистов, то все обряды различны.

    Люди разной веры по-своему относятся к умершим: где-то их оплакивают, а где-то провожают с песнями, чтобы новому жителю небес было радостно от перехода в иной мир.

    Сам обряд похорон включает в себя ряд процедур, которые проводятся перед отправкой умершего в мир иной.

    Расположение в могиле.

    В их число входят:

    • косметические процедуры;
    • похоронные молитвы;
    • бальзамирование;
    • место упокоения (гроб);
    • положение тела в гробу;
    • время захоронения;
    • цветы и венки;
    • кладбище;
    • памятники.

    Все этапы приходится соблюсти родственникам и друзьям усопшего, чтобы проводить дорогого человека в последний путь.

    Во многих странах сейчас организацией похорон занимаются специальные службы, и в редких случаях умершего хоронят родственники без привлечения кого-то извне.

    Христианские похороны

    По правилам этой религии похороны проходят на третий день после смерти. К косметическим процедурам относят полное омовение покойника и облачение в новые одежды. Покойного кладут в гроб и накрывают белым саваном. Это говорит о чистоте перед богом и людьми. На усопшего надевают крестик — чаще всего тот, которым крестили при рождении.

    Обычаи православия гласят, что покойник в последнюю ночь перед похоронами должен лежать дома в окружении родных ему людей, но в настоящее время это редкий случай: покойник до момента прощания находится в морге, и только перед отпеванием переносится в ритуальный зал.

    По христианским обычаям гроб, в котором хоронят покойного, сделан из дерева, а крест располагается в верхней части гроба, на уровне лица. Большинство кладбищенских улиц расположено так, чтобы покойника клали в могилу по правилам, то есть ногами на восток, а надгробный крест ставится у ног покойного.

    Венки от родных и друзей располагают вдоль оградки с внутренней стороны, цветы кладут на могилу, соцветиями к кресту. На девятый и сороковой день покойного поминают блинами и киселем. Православная вера запрещает забирать тело покойного для исследования и изъятия органов.

    Существует правило, по которому человека, совершившего самоубийство, хоронят не на кладбище, а за его оградой. В наше время это правило не соблюдается в больших городах, хотя в некоторых селениях и деревнях самоубийц до сих пор хоронят только за пределами погоста.

    Похороны у католиков

    По католическим обычаям любые косметические процедуры с телом усопшего запрещены, но в настоящее время этот обычай забыт, и тело омывают и одевают, как и у православных.

    Гроб для покойного можно выбирать любой, так как особых указаний в католической вере на этот случай нет, но тело располагается в гробу так же, как и у православных, а католический крест находится над лицом покойного.

    Тело усопшего кладут в гроб, соединяют руки на груди, вкладывают в них распятие. Как ни странно, у католиков нет определенного дня похорон, связанного с датой смерти.

    Отпевание покойного происходит в церкви, после чего похоронная процессия вместе со священником идет на кладбище, где в момент опускания гроба в могилу еще читаются молитвы. Не существует у католиков и определенного вида памятников, поэтому надгробные памятные плиты очень разнообразны.

    Похороны протестантов почти ничем не отличаются от похоронных ритуалов католиков, и это те две религии, в которых разрешено взятие у покойного органов для исследований.

    Похороны у иудеев

    Пожалуй, одна из строгих религий в отношении усопших. Тело могут омывать только родственники. При этом, если усопший мужчина, то процедурой омовения занимается только мужская часть семьи, если женщина, то женская.

    Тело одевают в одежды из белой ткани и кладут в гроб, подкладывая под голову мешочек с землей Израиля. Иудейский гроб отличается простотой, так как не предполагает никакой обивки и украшений; единственное, что можно увидеть на гробе — это звезда Давида.

    Тело в ночь перед похоронами находится в доме, в окружении семьи, при этом оставлять покойного одного в комнате нельзя даже на минуту. При нем все время должен кто-то находиться. Гроб закрывают еще в доме, так как считается, кощунством, чтобы посторонние люди видели беззащитного покойного.

    Тело не отпевают в синагоге, а Каддиш читают только на кладбище. Похороны усопшего проходят в течение суток после смерти, единственное исключение — это дни праздников, в которые не принято хоронить. На могилах иудеев редко встретишь цветы, а сам памятник должен содержать надписи на иврите.

    Существует еще ряд правил, которые приняты у иудеев. В доме, где лежит покойный нельзя кушать, пить, курить. Воду, которая была в момент смерти в доме покойного, выливают всю и изо всех сосудов. Зеркала занавешивают. На кладбище не принято посещать могилы других родственников, и должны соблюдаться все сроки траура по умершему.

    Есть еще один обычай, который касается закапывания гроба. Лопата, которую используют при закапывании могилы, передается от одного человека к другому только воткнутая в землю, руки разных людей не могут быть одновременно на черенке. Поминок по иудейским канонам не проводят, а уходя с кладбища, все, кто присутствовал на похоронах, должны помыть руки, но при этом запрещено их вытирать.

    Похороны индусов

    Население Индии — это одна из немногих народностей, которая видит правильное погребение своих покойников только в огне. Покойного одевают в красивые одежды и несут на погребальный костер.

    Старший сын умершего должен оплакать его и поджечь костер. После похорон, через несколько дней, сын возвращается на место похорон, собирает в урну пепел и оставшиеся кости и несет к реке Ганг.

    Данная река считается священной у жителей Индии, именно в ней хоронят прах большинства богатых людей этой страны.

    Похороны мусульман

    Похороны у мусульман — это, пожалуй, единственные похороны, при которых не используется гроб. Только в городах используют гроб из мягких пород дерева, и его никогда не заколачивают, как в других религиях.

    Как хоронят мусульман по законам Шариата? Все начинается с омовения — это должны делать специальные люди, которые знают все правила. Данные правила передаются из поколения в поколение, и женщин к загробному миру готовят женщины, а мужчин, соответственно, мужчины.

    Умерший мусульманин не должен лежать на мягком, поэтому всю мягкую постель убирают и кладут тело головой в сторону Мекки. Если основными правилами других религий считаются закрытые глаза, то покойному мусульманину подвязывают подбородок, чтобы не открывался рот, а против вздутия живота на него кладут что-то железное.

    Хоронят мусульман в течение суток после смерти, можно чуть перенести похороны, для ожидания далеко живущих родственников, но это не приветствуется.

    Если во многих религиях последнюю ночь с покойным проводят родные, то мусульмане прощаются с усопшим еще до его омовения и облачения. Последняя ночь проходит в окружении чужих людей, которые приносят с собой четки и читают молитвы.

    Мусульман хоронят стоя, и могилу копают в рост покойного. Так же, как и покойного, могилу не оставляют одну. Если люди не могут стоять рядом с пустой могилой, то в ней надо оставить лопаты или ломы.

    Как и в других религиях, покойного через двери дома выносят ногами вперед, и только во дворе разворачивают и несут до кладбища головой вперед. Перед входом на погост, носилки с умершим ставят на специальное возвышение, и только мужчины читают молитву по покойному.

    Умершего на трех полотенцах спускают в могилу 3 родственника, находящиеся во время этого процесса внутри могилы. Затем эти люди поднимаются из ямы, обмотанные теми полотнищами, на которых спускали покойного.

    Мулла читает суру из Корана над засыпанной могилой. Мертвые цветы и венки нельзя оставлять на могиле мусульманина. Так же, как и в православии, после похорон проходят поминальные обеды, только они устраиваются несколько чаще — на третий, седьмой и сороковой дни после захоронения. Но для поминок не готовят особых кушаний, а ставят на стол еду, которая подается в любой день.

    Мусульман хоронят только на мусульманской части кладбища или на специальном кладбище для приверженцев этой веры, и на памятниках в этой части погоста не встретишь ни одной фотографии, так как они запрещены. Также на мусульманских похоронах не встретишь женщин, так как погребением занимаются исключительно мужчины, а женщины навещают могилу на следующий день после похорон.

    В отличии от православной веры, на могиле мусульманина нельзя громко рыдать или причитать, на поминках тоже сохраняют молчание, хотя могут быть разрешены тихие разговоры.

    После закрытия могилы все, кто присутствовал на похоронах, тут же покидают погост, оставляя только одного человека, который должен прочитать Талкин.

    На могилах, по мусульманским канонам, не ставят больших памятников. Памятник должен содержать только необходимую информацию о покойном — даты рождения и смерти, и имя усопшего. В настоящее время на многих мусульманских кладбищах устанавливаются помпезные памятники и монументы, но фотографий нет даже на них.

    В наборе мусульманских обычаев существует и такой — каждый, знающий самого покойного или его семью, должен поддержать родственников речью. Но нельзя делать это слишком поздно, исключение делается для мусульман, которые находились в пути или другом месте и не знали о смерти человека.

    Похороны высоко в горах

    Самое сложное — это похоронить умершего там, где нет возможности выкопать могилу, а точнее высоко в горах. На твердых скалах невозможно сделать яму, и по этой причине многих тибетских буддистов хоронят далеко от поселений.

    Лама читает молитву над умершим, после чего покойного специальным ножом разрезают на части и разбрасывают по горному склону.

    Птицы, которые питаются падалью, объедают все мясо с костей. Буддисты считают, что все должно быть подвержено круговороту в природе, то есть даже тело умершего должно послужить пищей для других существ, населяющих планету.

    Похороны в море

    Не все страны имеют такую площадь, на которой можно устраивать кладбища. Особенно это касается островных стран. Поэтому жители таких государств хоронят своих близких в море или подвергают кремации.

    Колумбарии также есть не во всех странах, а только в высокоразвитых государствах. Но даже в случае наличия места для установки урны, многие островные жители распыляют прах покойного в море.

    Не только о религии

    Кроме похорон по какой-либо вере, есть и похороны военнослужащих и моряков, которые также проходят по особым канонам.

    Некоторые военнослужащие удостаиваются чести быть похороненными со всеми воинскими почестями. Для организации похоронной процессии назначается почетный караул, который несет флаг без чехла, с траурной лентой.

    Гроб накрывают флагом, а в похоронной процессии участвует военный оркестр, который в момент опускания гроба в могилу играет гимн страны. Когда вся процессия двигается к могиле, караул несет за гробом ордена и медали покойного, а сам гроб везут на специальной машине или оружейном лафете.

    После произнесения всех речей, над могилой производится троекратный залп холостыми патронами.

    При похоронах моряка на крышку гроба укладывают кортик и ножны в скрещенном состоянии, и только потом могила закапывается.

    Обряд огребения усопших по исламу
    Аллаh Всевышний сказал в Коране, что «и одному человеку Мы не давали вечной жизни». («Аль-Анбия»,34). «Каждая душа вкусит смерть». («Аль-Анбия»,35). «Но Аллаh не отсрочит ни одной душе, коль скоро наступит определенный для нее (души) срок. Аллаh знает о ваших деяниях и воздаст вам за них».(«Аль-Мунафикун»,11). Над мусульманином, уже находящимся при смерти, совершаются особые обряды. Погребальные обряды сложны, осуществляются под руководством духовных лиц и сопровождаются особыми погребальными молитвами. Строгое соблюдение погребальных обрядов — долг каждого мусульманина. Прежде всего, умирающего (будь-то мужчина или женщина, взрослый или ребенок) необходимо положить на спину таким образом, чтобы ступни его ног были обращены в сторону Мекки. Если это невозможно, то следует положить его на правый или левый бок лицом к Мекке. Умирающему, так, чтобы он слышал, читают молитву «Калимат-шахадат» (Ла илаха илла-ллаху, Мухаммадун-Расулу-ллахи)
    «Нет бога кроме Аллаха, Мухаммад Посланник Аллаха». Муаз бну Джабаль приводит такой хадис: Сказал Пророк, что тот, у кого последним словом будут слова «Калимат-шахадат», обязательно попадет в Рай. Согласно хадису, желательно читать умирающему суру «Ясин». Последний долг перед умирающим дать ему глоток холодной воды, которая облегчит его жажду. Но желательно давать по каплям священную воду Зам-Зам или сок граната. Возле умирающего не принято вести слишком громкий разговор или плакать. После смерти мусульманина, над ним совершается следующий обряд: подвязывают подбородок, закрывают глаза, выпрямляют руки и ноги, накрывают лицо. На живот покойного кладут тяжелый предмет (во избежание вздутия). В отдельных случаях производят «махрам-суви» - обмывание загрязненных частей тела. Затем делают гусуль.

    ОМОВЕНИЕ (ТАХАРАТ) И ОБМЫВАНИЕ (ГУСУЛЬ) ПОКОЙНИКОВ

    Над умершими совершается обряд омовения и обмывания
    водой. Если мусульманин был облачен в ихрам (одежда поломника) и умер
    во время паломничества, не успев обойти вокруг Каабы, то его омывают и
    обмывают чистой водой без примеси кедрового порошка и камфоры. Как правило,
    умершего омывают и обмывают три раза: водой, содержащей кедровый порошок;
    водой, смешанной с камфорой; чистой водой.

    ПОРЯДОК ОМОВЕНИЯ

    Покойника кладут на жесткое ложе таким образом, чтобы его лицо было обращено к Кыбле. Такое ложе всегда имеется при мечети и на кладбище. Окуривают помещение благовониями. Накрывают половые органы материей. Гассал (омывающий) три раза моет руки, надевает защитные перчатки, затем, надавливая на грудь умершего, проводит ладонями вниз по животу, чтобы вышло содержимое кишечника, затем обмывает половые органы. При этом запрещается смотреть на половые органы покойного. Гассал меняет перчатки, смачивает их и протирает покойному рот, чистит нос, моет лицо. Затем он моет обе руки по локти, начиная с правой. Такой порядок омовения одинаков как для женщин, так и для мужчин.

    ОБМЫВАНИЕ

    Лицо покойного и его руки по локоть моются три раза. Смачиваются голова, уши и шея. Моются ноги по щиколотку. Голову и бороду моют с мылом, желательно теплой водой, содержащей кедровый порошок (гулькаир). Кладут покойного на левый бок и моют правый бок. Порядок мытья: льют воду, протирают тело, затем снова льют воду. На материю, прикрывающую половые органы, только льется вода. Эти места не протираются. Все это проделывается три раза. То же самое проделывают, положив покойного на правый бок. Затем снова, положив на левый бок, омывают водой три раза. Запрещено класть грудью вниз, чтобы вымыть спину. Слегка приподняв за спину, поливают на спину. Положив покойного, проводят ладонями вниз по груди, надавливая, чтобы вышли остатки испражнения. Производится общее обмывание всего тела. Если после этого произойдет выход испражнений, то обмывание уже не производится (только очищают место). Обязательно обмывать покойного один раз. Свыше трех раз - считается излишним. Мокрое тело покойного вытирается полотенцем, лоб, ноздри, руки, ноги покойника смазываются благовониями (Миски-анбар, Зам-Зам, Кофур и т.д.).

    В омовении и обмывании участвуют не менее 4-х человек. Гассалом и его помощником, поливающим тело водой, может быть близкий родственник. Остальные помогают поворачивать и поддерживать тело покойного в процессе обмывания. Мужчины не обмывают женщин, а женщины не обмывают мужчин. Разрешается обмывать маленьких детей противоположного пола. Жена может обмывать тело своего мужа. В случае, если умерший - мужчина, а среди окружающих есть только женщины (и наоборот), то производится только таяммум. Гассал не должен говорить о физических недостатках и изъянах покойного. Обмывание может производиться как безвозмездно, так и за определенную оплату. Могильщику и носильщикам также может быть оплачена их работа.

    САВАН (КАФАН)

    Шариат запрещает хоронить умершего в одежде. Требуется окутывать покойного в саван. Кафан изготавливается из белого полотна или ситца и состоит: для мужчин (из трех частей): 1. Лифофа - ткани (любого вида и хорошего сорта) покрывающей покойного с головы до ног (по 40 см ткани с обеих сторон, чтобы после окутывания тела можно было завязать саван с обеих сторон); 2. Изор - куска ткани для окутывания нижней части тела; 3. Камис - рубахи до колен обыкновенной, но сшитой так, чтобы были прикрыты половые органы мужчины. Для женщин (из пяти частей): 1. Лифофа- также как для мужчин; 2. Изор - куска ткани для окутывания нижней части тела; 3. Камис - рубахи, не имеющей воротника, с вырезом для головы, открывается на оба плеча; 4. Химор - платка для покрывания головы и волос женщины, длиной 2 м, шириной 60 см; 5. Кирка - куска ткани для покрывания груди, длиной 1.5 м, шириной 60 см.

    Для умерших младенцев или новорожденных достаточно только лифофы. Для мальчиков, не достигших 8 или 9 лет, допускается окутывание в саван, как это принято для взрослого или младенца. Желательно, чтобы саван готовили для умершего мужа - жена, для умершей жены – муж, родственники или дети покойного. Если же у последнего никого нет, похороны осуществляют соседи. Ат-Табари передал такой хадис: «Пророк сказал, что сосед достоин, если заболеет, чтобы ты лечил его, если умрет - похоронил, если обеднеет - дал взаймы, если испытывает нужду - защитил его, если придет к нему добро - поздравил его, если беда - утешил его. Не возвышай свое строение над его строением, поддерживай свой костер от его, не раздражай его запахом твоего котла, кроме как черпая ему из него». (Джами-уль-Фаваид, 1464). Мусульманина может хоронить община. Покрывается тканью все тело. Это обязательное условие, если умерший был несостоятельным человеком, то покрыть его тело тремя кусками ткани является сунной. Если умерший был состоятельным человеком и не оставил после себя долгов, то его тело обязательно покрывают тремя кусками ткани. Материя должна соответствовать материальному достатку того, кого хоронят – в знак уважения к нему. Тело умершего можно покрывать использованной тканью, но лучше, если ткань новая. Запрещается покрывать тело мужчины шелком.

    ОКУТЫВАНИЕ (КАФАНЛАШ)

    Перед окутыванием борода, волосы не стригутся, не расчесываются, ногти рук и ног не стригутся, золотые коронки не удаляются. Удаление волос, подстригание ногтей производится при жизни. Порядок окутывания для мужчин: перед окутыванием на ложе расстилается лифофа. Ее посыпают благоуханными травами, ароматизируют благовониями вроде розового масла. Поверх лифофы расстилают изор. Затем кладут покойного, одетого в камис. Руки укладывают вдоль тела. Покойного ароматизируют благовониями. Читают молитвы и прощаются с ним. Изором окутывают тело, сначала левую сторону, затем - правую. Лифофу также заворачивают, начиная с левой стороны, затем завязывают узлы у головы, у пояса и у ног. Эти узлы развязываются при опускании тела в могилу.

    Порядок окутывания женщин. Порядок окутывания в этом случае идентичен мужскому, однако разница в том, что перед надеванием камиса, груди покойной закрываются хиркой - материей, покрывающей грудь от подмышек до живота. Надевается камис и волосы опускаются на него. Лицо покрывается платком - химором, подложенным под голову. Различие только в этом.

    ПОГРЕБАЛЬНЫЕ НОСИЛКИ (ТОБУТ)

    Тобут представляет собой носилки с раздвижной крышкой, и обычно имеется при мечети и на кладбище. На тобут стелят одеяло, на которое кладут покойного, затем крышка закрывается и покрывается материей. По некоторым обычаям сверху кладется одежда покойного, чтобы молящиеся знали, кого хоронят - мужчину или женщину.

    ПОГРЕБАЛЬНАЯ МОЛИТВА (ДЖАНАЗА)

    Особое значение придается погребальной молитве. Она совершается имамом мечети или лицом, его заменяющим. Тобут устанавливается перпендикулярно направлению Кыблы. Ближе всех к гробу стоит имам, за ним рядами стоят собравшиеся. Отличие от обычных молитв состоит в том, что здесь не совершаются поясные и земные поклоны. Погребальная молитва состоит из 4-х такбиров (Аллаhу Акбар), обращений к Всевышнему с просьбой о прощении грехов и милости к покойному и приветсвия (направо и налево). Перед началом молитвы имам трижды повторяет «Ас-Салат!», то есть «Приходите на молитву!». Перед молитвой имам обращается к собравшимся на молитву и к родственникам усопшего с вопросом, есть ли за усопшим долги, не выплаченные им при жизни, (или, наоборот остался ли ему кто-то должен) или был в споре с ним и просит простить его или рассчитаться с родственниками. Без чтения молитвы над покойным похороны считаются недействительными. Если умер ребенок или новорожденный, имеющий жизненные признаки (крикнул, например, перед смертью), то молитва обязательна. Если ребенок родился мертвым, молитва нежелательна. Молитву читают, как правило, после омовения и окутывания умершего в саван.

    ПОХОРОНЫ (ДАФН)

    Рекомендуется как можно скорее похоронить умершего на ближайшем кладбище. Когда умершего кладут на землю, голова его должна быть повернута в сторону Кыблы. В могилу тело опускается ногами вниз, а когда женщину опускают в могилу, над ней держат покрывало, чтобы мужчины не смотрели на ее саван, бросают в могилу горсть земли, говоря на арабском языке: «Инна лиляhи уа инна иляйхи раджиун», что в переводе означает: «Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему» (Сура «Аль-Бакара», 156). Засыпанная землей могила должна возвышаться над уровнем земли на четыре пальца. Затем могилу поливают водой, семь раз бросают на нее по горсти земли и читают молитву, в переводе означающую: «Из нее мы сотворили вас, и в нее возвращаем вас, и из нее изведем вас в другой раз». Затем у могилы остается один человек и читает талкин – слова свидетельства о вере мусульманина в Аллаhа, Его Пророка, Священные писания, которые читают над могилой усопшего, чтобы облегчить ему допрос Ангелов Мункара и Накира.

    МОГИЛА (КАБР)

    Могила сооружается по-разному, в зависимости от рельефа местности, в которой живут мусульмане. 1. Лахад - состоит из айвана и кельи внутри него. Айван выкапывается по размеру 1,5 х 2,5 м глубиной 1,5 м. Снизу айвана круглый вход в келью (80 см), такого размера, чтобы в ней могло поместиться тело и те, кто участвуют в похоронной процессии. 2. Ярма - состоит из айвана и внутренней полки. Ярма превышает размеры тела умершего Примерно на полметра с обеих сторон. Полка (шикка) выкапывается по размеру длины тела или по размеру ширины ярмы (ширина 70 см, высота 70 см). Шариат требует хоронить покойного таким образом, чтобы не ощущался запах, и хищники не могли бы вытащить его. С этой целью могила укрепляется жженым кирпичом для лахада, а для ярмы - доской. Мусульман не принято хоронить в гробу. Если мусульманин умер во время плавания, Шариат требует по возможности отсрочить похороны и похоронить его на суше. Если же земля далеко, над ним совершается мусульманский обряд (омовение, окутывание в саван, молитва и т.д.), затем к ногам тела покойного привязывают тяжелый предмет и опускают покойного в море или океан.

    ЧТЕНИЕ КОРАНА ВО ВРЕМЯ ПОХОРОН

    С погребальным обрядом связано чтение аятов из Корана. Согласно завету Пророка, мир Ему, читается сура «Аль-Мульк», которая сопровождается многочисленными просьбами, обращенными к Аллаhу Всевышнему, чтобы Он смилостивился над покойником. В молитвах, особенно после похорон, чаще всего упоминается имя умершего, причем о нем говорится только хорошее. Необходимы молитвы, просьбы к Аллаhу, так как в первый же день (ночь) в могиле появляются Ангелы Мункар и Накир, которые начинают допрос покойного, и молитвы должны способствовать облегчению его положения перед «подземным судом».

    МУСУЛЬМАНСКИЕ КЛАДБИЩА

    Особенность мусульманских кладбищ состоит в том, что все могилы и надгробные памятники обращены фасадами в сторону Мекки. Мусульмане, проходящие мимо кладбища, читают суру из Кор’ана. Часто люди, не знающие, в какую сторону обращаться при молитве, определяют Кыблу по направлению могил. При кладбище имеются специальные помещения для совершения омовения и обмывания покойников. Хоронить мусульманина на немусульманском, а немусульманина на мусульманском кладбище строго запрещается. Если умирает жена мусульманина - христианка или иудейка, и она была беременной, то ее хоронят на отдельном участке спиной к Мекке, чтобы ребенок в чреве матери лежал лицом к Мекке. Шариат не одобряет различные надмогильные постройки (например, камни с изображением покойного), богатые семейные склепы, мавзолеи и гробницы унижают бедных мусульман или вызывают у некоторых зависть. Также не одобряется, когда могила служит местом молитвы. Отсюда - требоание Шариата, чтобы надгробные памятники не были похожи на мечети. Рекомендуется на надгробном камне написать следующие слова:
    "Инна лилляхи ва инна иляйхи раджиун"
    (Поистине мы принадлежим Аллаху и к Нему будем возвращены.)

    О ВСКРЫТИИ МОГИЛ

    Шариат запрещает вскрывать могилы Пророка, мир Ему, халифов, имамов, мучеников за веру, ученых, имеющих религиозный авторитет. Запрещено также вскрывать захоронение ребенка или умалишенного, родители которых являются мусульманами. Вскрывать могилу мусульманина разрешается в следующих случаях: 1) если покойник захоронен в узурпированной земле, и владелец участка против того, чтобы там была могила; 2) если саван и другие похоронные принадлежности являются узурпированными или украденными и т.п.; 3)если известно, что захоронение совершено не по правилам Шариата (без савана, или тело лежит не лицом к Кыбле; 4) если мусульманин похоронен не на мусульманском кладбище или на участке, куда бросают нечистоты, мусор и т.д.; 5) если существует опасность, что хищные звери могут вытащить труп, или могила может быть затоплена, или у покойного были враги, которые могут и надругаться над телом; 6) если после похорон обнаружены незахороненные части тела покойного.

    ОПЛАКИВАНИЕ УМЕРШЕГО

    Шариат не запрещает оплакивания умершего, однако строго запрещается делать это громко. Недопустимо также, чтобы близкие родственники покойного царапали себе лицо и тело, рвали на себе волосы или наносили себе телесные повреждения, а также раздирали на себе одежду. Пророк сказал, что умерший мучается, когда его семья оплакивает его. По Шариату от всех требуется соблюдение следующего: если плачут мужчины, особенно молодые или среднего возраста, их окружающие должны упрекать, а плачущих детей и стариков следует нежно успокаивать. Ислам строго запрещает и профессию плакальщиков по мертвым, хотя вопреки запретам Ислама, во многих мусульманских странах все-таки существуют профессиональные плакальщицы, обладающие особенно трогательными, голосами. Их нанимают на время похоронных обрядов и поминок по умершему. Ислам не одобряет это и выступает против профессиональных плакальщиц. Изречение Пророка Мухаммада, мир Ему, гласит: «Моя община не может терпеть четырех обычаев язычества: хвастовство добрыми делами, порочение происхождения других людей, суеверие, что плодородие зависит от звезд, и плач по мертвым».

    Мусульманское учение требует терпеливо переносить горе. Терпение (сабр) считается большой добродетелью. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: «Тот, кто ради мертвого раздирает свою одежду, бьет себя по лицу или испускает вопли, которые были в обычаях времен джахилии (невежество до ниспослания Шариата Пророку Мухаммаду, мир Ему) - не из нас (т.е. не из числа благочестивых)». Четвертый халиф имам Али, говорил: «Терпение в вере то же самое, что голова на туловище». О терпении Аллаh Всевышний сказал в Коране: «Ищите помощи Аллаhа в терпении и молитве, поистине Аллаh с терпеливыми. Те, кого постигает какое-либо бедствие, говорят: «Поистине, мы во власти Аллаhа и к Нему мы возвратимся! Мы благодарим Его за блага и терпим бедствия при награде и при наказании». Это – те, над которыми Милость от их Господа, и они идут верным путем». («Аль-Бакара», 153,156,157).

    О ПОДГОТОВКЕ К СМЕРТИ

    Мусульманину необходимо быть готовым к смерти каждый миг: ночью или днем, во сне или наяву. Для этого необходимо:
    1. Верить в принцип Единобожия (нет бога, кроме Аллаhа, и Мухаммад – Его посланник) 2. Ежедневно соблюдать пять обязательных молитв (намазов), а также выполнять дополнительные (сунна, витр, нафиль).
    3. Читать Коран, размышлять над его смыслом, действовать согласно ему. Читать Коран днем и среди ночи, а также перед обязательными намазами. Полностью прочитывать Коран, как минимум, один или два раза каждый месяц. 4. Читать Хадисы Пророка, мир Ему, следовать тому, что Сунна приказывает и остерегаться того, что она запрещает. 5. Стремиться быть в обществе праведных мусульман, постоянно вспоминающих Аллаhа, извлекать пользу от общения с ними для улучшения собственной веры и жизни. 6. Приказывать одобряемое и удерживать от порицаемого, придавая этому большое значение.

    Чтобы это стало потребностью души мусульманина, необходимо постоянное вспоминание смерти путем:

    а) посещения могил для размышления, наблюдения, получения выводов;

    б) посещения людей преклонного возраста в их домах, особенно родственников. Ведь молодость дана не навечно, за ней обязательно наступит беспомощная старость. Таким образом, необходимо использовать свою молодость на благие поступки, пока не наступила старость;

    в) посещения больных и наблюдения за различием существующих болезней. Следует благодарить Аллаhа за собственное здоровье, прилагая как можно больше сил для поклонения Аллаhу, пока, не дай Аллаh, не случилась с тобой какая-нибудь болезнь.

    Все это помогает мусульманину постоянно обновлять покаяние (тауба); быть удовлетворенным собственным положением; увеличивать активность в поклонении.
    Однако если мусульманин невнимателен в покорности Аллаhу и Его Пророку мир Ему, несерьезно относится к исполнению предписаний Шариата, - это результат небрежного, ленивого и безразличного отношения к поклонению.

    «Скажи: «Поистине, нет спасения от смерти, от которой вы бежите. Она непременно постигнет вас, потом вы будете возвращены к Тому, кто знает сокровенное и явное, и Он вам напомнит то, что вы творили». («Аль-Джуму’а», 8)

    НАША ПОМОЩЬ УМЕРШИМ

    Известно, что мертвые нуждаются в молитвах
    больше, чем живые нуждаются в еде и питье. Поэтому одним из благочестивых
    дел мусульманина является забота об умерших братьях и сестрах по вере.
    Чем же мы можем помочь умершим?

    Когда умер мусульманин, первое, что должны делать оставшиеся, это совершить похоронный обряд в соответствии с Шариатом: совершить омовение покойному, прочитать намаз-джаназа (являющийся мольбой к Аллаhу о его прощении), на кладбище читать талкин(1) сразу после захоронения, желательно раздать садака, читать Коран.

    Сказано в Коране, что мусульманину, правильно читающему Коран, выполняющему предписанные ему обязанности (намаз, пост, расход части имущества, дарованное ему Аллаhом, на необходимое по Шариату и т.д.), в Конце Света Аллаh обещал вознаграждение и благоденствие.

    Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: «Лучшие из вас те, кто научился чтению Корана, его толкованию и обучал этому других. Они получат большой саваб». «Кто прочтет хотя бы одну букву из Корана, получит хасанат (вознаграждение), и каждая последующая буква увеличивает хасанат в 10 раз». «Читайте Суру «Ясин» вашим покойникам».

    Однажды Пророк Мухаммад, мир Ему, проходил со своими сподвижниками по кладбищу. Он остановился возле двух могил и сказал, что в них мучаются два грешника. Затем Он разломил ветку пальмы на две части и положил на каждую из могил. Пророк, Мир Ему сказал, что это может облегчить их страдания. Если растение может принести пользу умершему, то какая же должна быть польза человеку от чтения Корана, который является Речью Аллаhа!

    Из этих хадисов следует, что чтение Корана приносит пользу и читающему, и усопшему, при условии, что мусульманин читал правильно и с намерением ради Аллаhа. Очень желательно читать Коран самому и просить Аллаhа передать саваб умершему, потому что в чтении Корана заключено лекарство для людей. Каждому мусульманину по силам выучить Суру «Аль-Фатиха» (3-х кратное чтение которой вознаграждается как за чтение Корана 2 раза) и хотя бы несколько других коротких Сур, например, «Аль-Ихлас» (3-х кратное чтение которой вознаграждается как за чтение целого Корана), «Аль-Фаляк», «Ан-Нас».

    Мусульманин также может совершать добрые деяния с намерением «Исале-саваб» (т.е. прося Аллаhа передать вознаграждение умершим). Если человек с таким намерением держит дополнительный пост, раздает садака, строит мечеть, читает зикр, салават и истигфар, распространяет знания по Исламу, то за любое из этих действий мертвые получают полный саваб, причем саваб совершившего эти деяния человека не уменьшается.

    Сегодня появились люди, утверждающие, что нет пользы от проведения поминок, где рассказывают о смерти и воскрешении для отчета в Судный День и т.д., раздаче садака или чтения Корана для умерших. Их мнение является ошибочным и опасным по многим причинам. Вот некоторые из них:

    1. Кто не верит, что саваб от благих деяний передается умершим, на самом деле сомневается во Всемогуществе Аллаhа. Аллаh сотворил весь мир из ничего, и Ему это не было трудно. По Его Воле может быть передан саваб любому – живому или умершему, и об этом есть множество изречений Пророка Мухаммада, мир Ему.

    2. Кто отрицает возможность подобной помощи мусульман друг другу, на самом деле стремиться к разрушению братских уз мусульман, основанных на взаимной поддержке, любви и готовности помогать в тяжелую минуту. Пророк Мухаммад, мир Ему, говорил, что Его община должна быть единой, как организм человека: если болит какой-то один орган, то больно и всему телу.

    3. Мусульманские ученые подтверждают пользу от раздачи садака и чтения Корана для умерших. Те, кто не соглашается с этим мнением, выступает против большинства. Пророк, мир Ему, сказал: «Моя умма не объединяется на заблуждении».

    4. Талкин – слова свидетельства о вере мусульманина в Аллаhа, Его Пророка, Священные писания, которые читают над могилой усопшего, чтобы облегчить ему допрос Ангелов Мункара и Накира.



    Похожие статьи