• Используемые технологии вариативные и авторские программы. Вариативность примерных образовательных программ как условие повышения качества дошкольного образования и его доступности

    21.09.2019

    «Вариативность примерных программ дошкольного образования»

    1 слайд. Сравнительный анализ примерных общеобразовательных программ дошкольного образования «Радуга» под редакцией Е. В. Соловьёвой и «От рождения до школы » под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

    2 слайд. Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных образовательных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.

    Программа написана в соответствии с ФГОС ДО. Издательство Мозаика- синтез Москва, 2014 год

    3 слайд. К преимуществам программы «От рождения до школы», безусловно, следует отнести то, что она охватывает все возрастные периоды физического и психического развития детей: младенческий возраст (от 2 месяцев до 1 года: младенческая группа) ; ранний возраст (от 1 года до 3 лет: первая и вторая группы раннего возраста) ; дошкольный возраст (от 3 лет до школы: младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группы) .

    4 слайд. Авторы программы назвали ее «Радуга» по аналогии с семицветной радугой, поскольку она включает семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие личности ребенка: физическая культура, игра, изобразительная деятельность и ручной труд, конструирование, занятия музыкальным и пластическим искусством, занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром и математикой. Каждому из разделов соответствует определенный цвет радуги, подчеркивающий своеобразие его использования в работе с дошкольниками

    5 слайд. Работа по программе «Радуга» осуществляется в разных формах организации детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и видов деятельности. Поставленные в программе задачи реализуются и в так называемых повседневных обучающих ситуациях, в ходе режимных моментов. Широко используются игровые формы и методы обучения и закрепления полученных знаний. Большое значение придается самостоятельной познавательной и продуктивной деятельности детей.

    7 слайд. Ведущие цели Программы «От рождения до школы» - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

    8 слайд. Задачи программы «От рождения до школы». Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

    9. Воспитание патриотизма, активной жизненной позиции, уважения к традиционным ценностям.

    9 слайд. Основные разделы программ.

    Программа «Радуга»

    Целевой раздел (Пояснительная записка; Планируемые результаты освоения ООП)

    Содержательный раздел (Содержание образовательной деятельности по пяти образовательным областям; технологии реализации содержания ООП в соответствии с образовательными областями; Технологии создания создания атмосферы радостного проживания дошкольного детства; Поддержка детской инициативы; Взаимодействие с семьей, Педагогическая диагностика; Коррекционная работа и /инклюзивное образование)

    Организационный раздел (распорядок дня, Организация жизни группы; Формы реализации дошкольного образования; Дополнительные платные образовательные услуги; методическое обеспечение; Кадровая политика; праздники, мероприятия; развивающая предметно-пространственная образовательная среда; примерные расчеты нормативных затрат по оказанию государственных услуг для реализации программы)

    10 слайд. Планируемые результаты освоения Программы.

    Планируемые результаты освоения Программы. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, также полностью совпадают:

    12 слайд. Особенности содержания программы «От рождения до школы»:

    Направленность на развитие личности ребенка

    Патриотическая направленность Программы

    Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей

    Нацеленность на дальнейшее образование

    Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей. Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка

    13 слайд: Особенности содержания программы «Радуга»

    Программа «Радуга» задумана и реализована как охватывающая все основные стороны образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет в условиях детского сада и предусматривает возможность широкой вариативности условий функционирования.

    14 слайд: Цели и задачи взаимодействия с семьями воспитанников

    В программе «От рождения до школы» Цель-создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей.

    15 слайд. Формы взаимодействия с семьей («От рождения до школы»)

    16 слайд. Особенности организации предметно-пространственной среды по программе «От рождения до школы»

    Программа «От рождения до школы» не предъявляет каких-то особых специальных требований к оснащению развивающей предметно-пространственной среды (как, например, в программе Монтессори, помимо требований, обозначенных в ФГОС ДО. При недостатке или отсутствии финансирования, программа может быть реализована с использованием оснащения, которое уже имеется в дошкольной организации, главное, соблюдать требования ФГОС ДО и принципы организации пространства, обозначенные в программе.

    17 слайд. Особенности организации предметно-пространственной среды по программе «Радуга»

    Образовательная организация в соответствии с поставленными целями создает развивающую предметно-пространственную среду по ФГОС ДО. В зависимости от материальных и кадровых условий которыми располагает организация, и характера запроса, которые предъявляют к ней родители, возможна организация материально-технического обеспечения трех уровней. Минимальный уровень- мат. тех. обеспечения позволяет успешно реализовать ФГОС ДО в массовом детском саду, с любыми, сколь угодно скромными материальными возможностями. Он подразумевает сотворчество педагогов и родителей в создании РППС, многие элементы которой создаются их руками с посильным участием детей. Если организация располагает некоторыми дополнительными возможностями (бассейн, театральный зал, дополнительные специалисты, то у организации есть ресурс создать базовый уровень. Если организация ориентирована на работу с семьями, имеющими более высокие запросы к образованию ребенка и готовыми финансово поддержать развитие МТБ ДОУ, организует дополнительные платные образовательные услуги, можно обеспечить расширенный уровень материально-технического обеспечения.

    18 слайд. Стиль «радужной» группы

    Развивающую предметно-пространственную среду «радужных» дошкольных групп отличает обилие детских работ, для каждой из которых характерны яркая индивидуальность замысла и средств его реализации. Богата зона познавательного развития, зона математики и грамоты. В свободном доступе для детей всегда должны быть разнообразные изобразительные материалы. Обязательно наличие «Полочки красоты».

    19 слайд. В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.

    Программа «Радуга» Личность воспитывается Личностью. Поэтому мы знаем, что: детям важно, что воспитателя действительно интересует то, о чём он рассказывает;

    дети хотят знать о жизни и переживаниях взрослых;

    ребёнка хорошо можно научить только тому, что любишь делать;

    ребёнка хорошо может научить только тот взрослый, которого он любит;

    в «радужных» группах у детей не бывает одинаковых работ;

    в «радужных» детских садах не бывает одинаковых групп;

    каждый воспитатель создаёт свой день, месяц, год жизни и работы с детьми как авторское произведение.

    Прикреплённые файлы:

    raduga-i-ot-rozhdenija-do-shkoly_t6uhj.pptx | 5117,65 Кб | Скачан: 10

    www.maam.ru

    Основные принципы формирования вариативной части образовательной программы

    В соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования основная общеобразовательная программа дошкольного образования дошкольной образовательной организации (далее - Программа) должна содержать две части: основную и часть, формируемую участниками образовательных отношений (часто её называют вариативная часть) .

    Вариативная часть - это не отдельный документ в Программе, а именно часть каждого раздела (целевого, содержательного и организационного). Для удобства работы и оценки Программы её рекомендуется оформлять с новой страницы, выделяя название данной части.

    Для создания вариативной части Программы необходимо учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы воспитанников, членов их семей и педагогов и, в частности:

    специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;

    выбор тех парциальных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам воспитанников Организации, а также возможностям её педагогического коллектива;

    поддержку интересов педагогических работников Организации, реализация которых соответствует целям и задачам Программы;

    сложившиеся традиции Организации (группы) .

    Поэтому на начальном этапе создания данной части Программы необходимо провести мониторинг учета образовательных потребностей, интересов и мотивов воспитанников, членов их семей и педагогов. А именно:

    Изучить результаты диагностического обследования воспитанников за прошедший период, что даст представление об усвоении детьми системы знаний, их потребностях, интересах, развитии мотивации. (Проводят педагоги – воспитатели, педагог-психолог дошкольной организации, старший воспитатель) .

    Провести анкетирование и опросы среди родителей воспитанников и членов их семей на предмет выявления их образовательных потребностей касательно их детей, интересов и мотивов родителей воспитанников как членов образовательного процесса, либо учесть результаты такого анкетирования за предыдущий учебный год.

    Определение возможностей окружающего макросоциума и использования его в процессе воспитания и обучения ребенка. Каким образом можно организовать взаимодействие между образовательным учреждением и учреждениями культуры, образования и т. п.

    На следующем этапе необходимо провести отбор нескольких образовательных программ различной направленности из числа парциальных или созданных самостоятельно образовательной организацией и отвечающих требованиям всех участников согласно их запросов и мотивации. Важное дополнение: все авторские и модифицированные программы, реализуемые в учреждении должны соответствовать ФГОС ДО (для этого они должны пройти экспертизу на региональном или муниципальном уровне). Для обсуждения выбранных программ важно привлекать не только педагогов, но и родителей.

    Для реализации выбранных программ необходимо определить формы организации работы с воспитанниками.

    Как известно, части программы распределяются следующим образом: 60 на 40. То есть обязательная часть Программы должна занимать 60 и более %, а вариативная - 40 и менее %. Распределение осуществляется по времени реализации и считается вцелом на учебный год. Но если дошкольная организация создаёт несколько Программ для работы (с учётом разных видов групп, на основании различных примерных образовательных программ, то это соотношение может видоизменяться. Так для групп общеразвивающей направленности это соотношение будет оптимально, а для групп компенсирующей направленности соотношение может быть 80 на 20, а для группы кратковременного пребывания - 90 на 10. Конечно, это уже должен решать педагогический коллектив конкретно для своей организации, благо такая возможность предоставлена ФГОС ДО п. 2.10.

    Составляя часть Программы, формируемой участниками образовательных отношений, можно оформить её в соответствии с п. 2.11. ФОС ДО в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.

    Таким образом, работа по составлению вариативной части Программы, на мой взгляд, требует большой углублённой и длительной работы всего педагогического коллектива организации.

    Прикреплённые файлы:

    variativnaja-chast-op_oghr6.pptx | 173,75 Кб | Скачан: 359

    www.maam.ru

    О ГРУППЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ «КАРАПУЗ» ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, НЕ ПОСЕЩАЮЩИХ ДОУ

    1. Общие положения

    1.1. Группа раннего развития «Карапуз» для детей раннего возраста, не посещающих ДОУ, именуемая в дальнейшем Группа раннего развития - объединение педагогов, родителей (законных представителей) детей раннего возраста, не посещающих ДОУ и их детей.

    1.2. Группа раннего развития создается, ликвидируется приказом заведующего ДОУ. Отношения между ДОУ и родителями (законными представителями) регулируются договором, заключенным в установленном порядке.

    1.3. Группа раннего развития выполняет свои функции посредством организации и проведения бесплатных подгрупповых занятий, совместной деятельности с детьми раннего возраста, не посещающих ДОУ, а также индивидуальных и групповых консультаций для родителей (законных представителей) .

    1.4. Группа раннего развития в своей деятельности руководствуется:

    • Конвенцией о правах ребенка;
    • Гражданским кодексом РФ («О возмездных договорах на оказание услуг», гл. 39 ГК РФ) ;
    • Законом РФ «О защите прав потребителей»;
    • Типовым положением о дошкольном учреждении;
    • Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ;
    • Дополнительной образовательной программой«Карапуз» для детей раннего возраста.

    2. Цели и задачи

    2.1. Целью работы Группы раннего развития является обеспечение доступности образования и более полного удовлетворения запросов родителей (законных представителей) детей раннего возраста, не посещающих ДОУ на образовательные услуги, повышение уровня психолого-педагогической компетенции родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и обучения ребенка, формирование ранней социализации детей с 1 года до 3 лет, не посещающих детский сад, вовлечение родителей (законных представителей) в воспитательно-образовательный процесс, содействие более успешной адаптации детей к поступлению их в ДОУ.

    2.2. Задачи:

    2.2.1. Способствовать развитию коммуникативных навыков детей раннего возраста.

    2.2.2. Оказывать консультативную психолого-педагогическую помощь родителям по вопросам воспитания и обучения детей раннего возраста.

    2.2.3. Способствовать успешной адаптации детей раннего возраста при поступлении их в ДОУ.

    2.2.4. Способствовать адаптации детей к предметно-развивающей среде ДОУ.

    3. Основные направления деятельности

    3.1. Проведение подгрупповых занятий и совместной деятельности с детьми раннего возраста, не посещающими ДОУ.

    3.2. Осуществление консультирования родителей (законных представителей) посредством организации и проведения индивидуальных и групповых консультаций в ДОУ по созданию благоприятных условий в семье для развития детей раннего возраста.

    3.3 Выявление запросов, мнений родителей (законных представителей) по оказанию квалифицированной помощи, совершенствованию деятельности Группы раннего развития.

    3.4. Популяризация деятельности ДОУ среди населения микрорайона города.

    4. Организация деятельности

    4.1. Деятельность Группы раннего развития осуществляется на договорной основе между руководителем учреждения и родителями детей раннего возраста, не посещающих ДОУ, а также руководителем учреждения и руководителем Группы раннего развития.

    4.2. В Группу раннего развития принимаются дети в возрасте от 1 года до 2 лет.

    4.3. Группа раннего развития осуществляет свою работу 1 раз в неделю с 11.30 до 12.00.

    4.4. Организация воспитательно-образовательного процесса в Группе раннего развития осуществляется на основе требований дополнительной образовательной программы«Карапуз» для детей раннего возраста.

    4.5. Руководителями Группы раннего развития могут быть старший воспитатель, высококвалифицированный педагог, назначаемый приказом заведующего.

    4.6. Итоги работы Группы раннего развития подводятся в конце учебного года.

    5. Права и обязанности педагогов Группы раннего развития

    5.1. Педагоги имеют право:

    Обсуждать любые вопросы, касающиеся деятельности Группы раннего развития.

    5.2. Педагоги обязаны:

    Обеспечить охрану жизни и здоровья детей, соответствие форм, методов и средств организации воспитательно-образовательного процесса возрасту и психофизиологическим возможностям детей;

    Оказывать квалифицированную консультативную помощь родителям детей, не посещающих ДОУ с учетом их запросов и пожеланий;

    Вести журнал посещаемости и ежемесячно предоставлять отчет заведующему о посещаемости детей Группы раннего развития.

    6. Права и обязанности родителей (законных представителей)

    Группы раннего развития

    6.1. Родители (законные представители) имеют право:

    Вносить предложения по совершенствованию работы Группы раннего развития;

    Обсуждать любые вопросы, касающиеся деятельности Группы раннего развития;

    Оказывать добровольную спонсорскую помощь через банковские организации или в установленном законом порядке на приобретение оборудования, ремонтные работы, пополнение предметно-развивающей среды и поощрение педагогов, предоставляющих данные услуги.

    6.2. Родители (законные представители) обязаны:

    Оказывать посильную помощь в реализации целей и задач деятельности Группы раннего развития;

    Взаимодействовать с ДОУ по всем направлениям воспитания и обучения ребенка раннего возраста.

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад комбинированного вида № 11 «Теремок» поселка Псебай

    муниципального образования Мостовский район

    Источник nsportal.ru

    Вариативные формы, методы и средства взаимодействия с воспитанниками в рамках реализации образовательной программы дошкольного образования

    В соответствии с п. 2.11.2 ФГОС ДО

    Вариативность форм, методов и средств используемых в организации образовательного процесса с воспитанниками с дошкольниками зависит от:

    • возрастных особенностей воспитанников;
    • их индивидуальных и особых образовательных потребностей;
    • личных интересов, мотивов, ожиданий, желаний детей;
    • степени организации деятельности воспитанников (непосредственно образовательная деятельность, деятельность в режимных моментах, свободная деятельность детей) .

    Основные трудности при проектировании образовательного процесса в ДОО

    Ряд примерных образовательных программ побуждает педагогов переходить от «вчерашних привычных» учебных занятий к новым вариативным формам (игры, беседы, мастерские, проектная деятельность и др.) .

    Данный призыв объясним и актуален, однако является предпосылкой для отсутствия взаимопониманиявнутри педагогических коллективов, а также несёт в себе риск депривации свободной спонтанной игры воспитанников:

    • хаотичное использование понятийного аппарата дошкольной педагогики;
    • отсутствие чётких структурных компонентов образовательного процесса с детьми дошкольного возраста;
    • неспособность разработать, спланировать и организовать процесс обучения и воспитания.

    Формы непосредственно образовательной деятельности классифицировать в зависимости от:

    • количества воспитанников (индивидуальные, подгрупповые, индивидуально-подгрупповые, фронтальные) ;
    • степени интеграции (интегрированные, с доминирующей образовательной областью (занятие по развитию речи, по ознакомлению с окружающим, по рисованию и др.) ;
    • ведущего метода и/или совокупности методов в целом (ознакомительное, экспериментирование, формирование определённых навыков и др.) ;

    сюжетообразующего компонента (пространство, основной идейный и эмоциональный тон (лейтмотив)).

    Формы образовательной деятельности в режимных моментах

    Самообслуживание

    Природоохранный труд

    Совместные с педагогом коллективные игры

    Педагог выступает в качестве носителя игрового опыта, предлагает детям образцы исполнения различных ролей, обучает режиссёрской игре, позволяющей проживать любую воображаемую ситуацию

    Дежурство, хозяйственно-бытовой труд

    Самостоятельная деятельность в рамках выполнения поручений, соблюдение принятых в коллективе правил и обязанностей, формирование полезных навыков и привычек

    Мероприятия, связанные с организованной двигательной деятельностью, и закаливающие мероприятия

    Оптимизация двигательной деятельности, формирование привычки к здоровому образу жизни

    Самообслуживание

    Формирование навыков самообслуживания, самоконтроль, труд ребёнка, направленный на уход за самим собой, включающий комплекс культурно-гигиенических навыков

    Природоохранный труд

    Развивает наблюдательность, бережное и ответственное отношение к природе и всему живому (садоводство, уход за растениями в уголке живой природы и др.)

    Чтение художественной литературы

    Способность к сопереживанию, восприятию произведения, постижение его идейно-духовной сущности, видение его как произведение искусства, отображающего действительность

    Методы передачи сведений и информации, знаний

    Словесные методы:рассказ, объяснение, беседа, разъяснение, поручение, анализ ситуаций, обсуждение, увещевание, работа с книгой.

    Основным средством выступает устное или печатное слово:фольклор: песни, потешки, заклички, сказки, пословицы, былины;поэтические и прозаические произведения (стихотворения, литературные сказки, рассказы, повести и др.) ;

    скороговорки, загадки и др.

    • упражнения (устные, графические, двигательные (для развития общей и мелкой моторики) и трудовые) ;
    • приучение;
    • технические и творческие действия

    Основные средства:скороговорки, стихотворения; музыкально-ритмические движения, этюды-драматизации; дидактические, музыкально-дидактические и подвижные игры; различный материал для продуктивной и творческой деятельности.

    Методы эстетического восприятия:

    • побуждение к самостоятельному творчеству (описанию, словотворчеству, продуктивной художественной деятельности и художественному моделированию, пению, музицированию и др.) ;
    • побуждение к сопереживанию;
    • драматизация.

    Средства:

    Разнообразные продукты и атрибуты различных видов искусства (в том числе и этнического) - сказки, рассказы, загадки, песни, танцы, картины, музыкальные произведения и другие;

    Личный пример взрослых, единство их внешней и внутренней культуры поведения;

    Эстетика окружающей обстановки (целесообразность, её практическая оправданность, чистота, простота, красота, правильное сочетание цвета и света, наличие единой композиции, уместных аксессуаров)

    Методы проблемного обучения

    • проблемная ситуация;
    • познавательное проблемное изложение (педагог ставит задачу или обозначает проблему и в процессе общения дает алгоритм решения) ;
    • диалогическое проблемное изложение (педагог ставит задачу или обозначает проблему, и в процессе общения дети ведут поиск решения данной проблемы) ;
    • метод неоднозначной ситуации (отсутствие однозначного вывода или решения проблемы) ;
    • экспериментирование, эвристический или частично-поисковый метод (дети экспериментальным путем знакомятся с различными явлениями или свойствами; проблема ставится или до, или после эксперимента) ;
    • прогнозирование (потенциально-реальной ситуации, фантазийных ситуаций, нелепиц) ;
    • метод интеллектуального штурма(как можно больше ответов к вопросу/проблеме, даже супер фантастических)

    Средства проблемного обучения: рассказы, содержащие проблемный компонент; картотека логических задач и проблемных ситуаций; объекты и явления окружающего мира; различный дидактический материал, различные приборы и механизмы (компас, барометр, колбы, и т.д.) ; оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, светотенью и иными свойствами материалов, явлениями; технические средства обучения (интерактивная доска, мультимедийное оборудование и др.) .

    Методы поддержки эмоциональной активности

    • похвала (в качестве аванса, подбадривания, как положительный итог, как утешение) ;
    • придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т.д.;
    • игры-драматизации;
    • элементы творчества и новизны;
    • юмор и шутка.

    Средства поддержки эмоциональной активности: картотека возможных игровых и проблемных ситуаций; картотека стихотворений, загадок, закличек, в том числе предполагающих додумывание концовки воспитанников; шаблоны, полуготовые и промежуточные варианты раздаточного материала, разрезные картинки, пазлы, нелепицы, шутейные изображения и др., инвентарь для элементарных фокусов, игрушки-персонажи, ростовые куклы, костюмы для ряженья; юморески, комиксы и др.

    По теме:

    Материал nsportal.ru

    Цели ОО в Стандарте прописаны виде предполагаемых результатов. Кроме того, ФГОС включает в себя требования к условиям реализации основной образовательной программы, где указано, что программа должна обеспечивать создание условия для социализации ребёнка, его личностного развития и учёт индивидуальных и творческих способностей каждого ребёнка на основе сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

    Предметно-пространственная среда:

    В Стандарте большое внимание уделяется развивающей предметно-пространственной среде. Она должна обеспечивать возможность реализации образовательной программы, в группах и на участках должно быть необходимое количество материалов, инвентаря и оборудования для развития детей.

    Если существуют программы для детей с ограниченными возможностями, то нужно создать необходимые для этого условия. Среда должна быть насыщена игровыми материалами, спортивным и оздоровительным инвентарём, соответствующим возрастным особенностям и реализуемой программе.

    Среда должна изменяться в зависимости от образовательной ситуации и потребностей детей (т.е. трансформируемость среды) . Среда должна содержать материалы и предметы для разнообразного использования в различных видах детской деятельности (полифункциональность среды) . Развивающая среда должна состоять из различных пространств (раньше называли уголки или зоны) , материал должен периодически меняться(вариативность среды) . Необходим свободный доступ к игрушкам, материалам, пособиям, в том числе и для детей с ограниченными возможностями (доступность среды) , и, среда должна быть безопасной. Всё то, что мы давно используем в своей работе теперь прописано в одном документе – ФГОС, что очень радует.

    Дигностика

    Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры не используются для оценки детских достижений, даже в виде диагностики, кроме того, они определяются не зависимо от реализуемой Программы и её характера.

    Получается, что данные ориентиры нужны нам, педагогам, для (пункт 4.4. ФГОС) формирования Программы, анализа нашей профдеятельности, для анализа взаимодействия с семьями, для изучения характеристик образования детей от 2 месяцев до 8 лет, для информирования других участников образовательного процесса о целях дошкольного образования.Отдельно отмечается, что промежуточная и итоговая аттестация дошкольников для выявления уровня усвоения Программы, не проводится.В Стандарте указано, что диагностика может проводиться педагогом, по результатам которой, воспитатель корректирует индивидуальную и групповую работу с детьми. При необходимости специалистами, с разрешения родителей, может быть проведена психологическая диагностика.

    Портрет выпускника дошкольного учреждения

    В заключении рассмотрим портрет выпускника дошкольного учреждения или Организации (по ФГОС) .

    Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования

    Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

    Ребёнок: 1) любознательный, активный 2)овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

    3)способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения

    4)способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) , адекватные возрасту

    5) имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

    6)физически развитый

    7)эмоционально отзывчивый

    8)овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности –умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции

    9) овладевший необходимыми умениями и навыками

    Ребёнок: 1) проявляет любознательность

    2)Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми

    3) Умеет подчиняться правилам и социальным нормам в разных видах деятельности; способен к волевым усилиям в разных видах деятельности

    4)способен к принятию собственных решений

    5)Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире

    6)проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности

    7) уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим

    8) обладает развитым воображением

    9)владеет разными формами и видами игры

    10)творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п.

    11)ребёнка развита крупная и мелкая моторика

    12) Склонен наблюдать, экспериментировать

    Сравнивая портрет выпускника, делаем вывод, что в Стандарте даны ориентиры на воспитание ребёнка, как самодостаточной, самостоятельной, творческой Личности, способной идти на контакт, принимать адекватные возрасту решения. Обратите внимание, что в ФГОС нет понятия ЗУН (знания, умения, навыки) , целевые ориентиры предполагают формирование у дошкольниковпредпосылок к учебной деятельностина этапе завершения ими дошкольного образования, в то время как в ФГТ предполагаетмониторинг овладения универсальными предпосылками учебной деятельности.

    Целевые ориентиры Программы по ФГОС выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования, то есть Стандарт призван стать неким «мостом» между дошкольными организациями и школами. Будем надеяться, что у нас, уважаемые коллеги и родители, получится грамотно «построить мост».

    В нашем понимании, «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» более конкретный, точный, подающий надежды на лучшее дошкольное образование документ.

    По теме:

    Реализация ФГОС НОО и подготовка к введению ФГОС ООО

    Видео: http://youtu.be/LEyYKS-JAh8...

    Вариативная программа дошкольного образования «Книга открытий» образовательная область «Познание»

    3. Содержание образовательной деятельности по программе………… 13

    4. Методическое обеспечение………………………………………………… 18

    5. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов……… 24

    6. Список литературы….……………………………………………………… 27

    Дай попробовать – и я пойму.

    (Китайская пословица)

    Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.

    На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью, огромную актуальность в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность – как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого.

    В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить всё новые и новые свойства предметов и явлений, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать новые знания самостоятельно. (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.)

    Старший дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно со взрослым под его тактичным руководством.

    Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

    Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность познавательной деятельности: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Усваивается всё прочно и надолго, если ребёнок слышит, видит и делает сам.

    На этом основано детское экспериментирование, теоретической базой которого являются исследования Н. Н. Поддькова, который в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования. «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка». Н. Н. Поддьяков

    «Книга открытий» – дополнительная программа, разработка которой осуществлена в соответствии с федеральными государственными требованиями и предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Программа реализуется в интеграции таких образовательных областей как «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд» в познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

    Примерные виды интеграции области «Познание» по программеПо задачам и содержаниюпсихолого-педагогической работыПо средствам организации и оптимизации образовательного процесса

    «Коммуникация» - Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях. Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, помогать логично и понятно высказывать суждение.

    Расширять представления о предметах, явлениях. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей материалов, из которых они изготовлены.

    «Социализация» - Воспитывать самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников. Приучать к самостоятельному выполнению правил. Знакомить с дидактическими играми, направленными на закрепление представлений о свойствах предметов

    «Труд» - Воспитывать стремление быть всегда аккуратными, опрятными. Формировать умение самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятий. Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате.

    «Чтение художественной литературы» Использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений, представлений об окружающем мире

    «Художественное творчество» Использование средств, продуктивных видов деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов освоения области «Познание»

    Цель программы : развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно- экспериментальной деятельности.

    Направленность программы : Познавательно-речевое, доминирующая область: « Познание»

    Задачи

    1. Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента.

    2. Учить принимать и ставить перед собой цель эксперимента.

    3. Учить отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

    4. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи

    5. Знакомить ребенка с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть и т. д.) .

    6. Знакомить с основными видами и характеристиками движения: скорость, направления.

    Развивающие:

    1. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

    2. Формировать интерес к поисковой деятельности…

    3. Развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность, любознательность, активность.

    4. Развивать представления об основных физических явлениях: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.

    Воспитательные:

    Воспитывать самостоятельность в повседневной жизни, в различных видах детской дея­тельности.

    Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.

    Воспитывать умение организовать свое ра­бочее место, убирать за собой.

    Воспитывать бережное отношение к природе.

    Возраст детей: старший дошкольный возраст (5- 6 лет) .

    Сроки реализации: 1 год.

    Режим образовательной деятельности:

    Образовательная деятельность по программе проводится 1 раз в неделю в первой половине дня. Длительность – не более 25 минут.

    В основу программы положены принципы:

    • Принцип психологической комфортности.
    • Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической и физической конституцией, его особенностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием.
    • Принцип дифференцированного подхода.
    • Принцип интеграции – интегративность опытно-экспериментальной деятельности с другими видами деятельности.
    • Принцип научности - Детям даются только достоверные научные знания, которые не могут быть опровергнуты.
    • Принцип доступности - Все знания должны соответствовать возрастному уровню детей-дошкольников. Обеспечить усвоение ребёнком способов познания, исследовательской деятельности.
    • Принцип развивающего эффекта содержания. - Знания должны опираться на зону ближайшего развития детей, обеспечивать усвоение ребёнком способов познания.
    • Принцип системности. Все знания должны быть связаны друг с другом, обеспечить у ребёнка знание целостной картины мира.
    • Краеведческий принцип. Чтобы обеспечить связь приобретаемых знаний с повседневной жизнью дошкольника, необходимо опираться на его ближайшее окружение – природные материалы нашей местности.

    Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская поисковая активность – естественное состояние ребенка.

    Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. У детей 5-6 лет продолжается интенсивное сенсорное развитие, причем процессы ощущения, восприятия, представления развиты у ребенка данного возраста значительно лучше, чем мышление.

    В 5-6 лет дети хорошо различают особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков, а также форму, величину и цвет предметов. Дальнейшее развитие и совершенствование сенсорных процессов идет по линии специально организованного обследования предметов.

    Дети учатся умениям быстро вычленять нужные свойства, ориентироваться в них, сравнивать и группировать предметы по общим признакам, соотносить их с сенсорными эталонами. Известный психолог Ж. Пиаже утверждал, что одним из важнейших свойств природы человека является стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, стремление находиться в активном поиске новых задач.

    Расширению когнитивного развития ребенка в наибольшей мере способствует предоставление ему возможности исследовать окружающую среду и воздействовать на неё. При этом, говоря о традиционных способах обучения, построенных преимущественно на репродуктивных методах, Ж. Пиаже постоянно подчеркивал, что часто, обучая детей конкретным навыкам, мы лишаем их шанса сделать собственное открытие.

    Ожидаемые результаты:

    Наличие познавательных интересов к объектам окружающей среды.

    Уметь формулировать познавательные вопросы и знать на них ответы.

    Владеть навыками познавательного экспериментирования.

    Самостоятельно действовать в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности.

    Уметь обращаться за помощью взрослого в ситуациях реальных затруднений.

    Принимать живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

    Уровни для наблюдения (мониторинг) :

    Познавательные интересы:

    Высокий. Проявляет разнообразные познавательные интересы (к миру предметов и вещей, миру социальных отношений и своему внутреннему миру) , при восприятии нового пытается понять суть происходящего, установить причинно-следственные связи.

    Средний. Преимущественно проявляет познавательные интересы к миру физических явлений.

    Низкий. Проявления познавательных интересов неустойчивые, преобладают предметно- ориентированные, утилитарные интересы (интересы обладания предметами или удовлетворения своих утилитарных нужд) .

    Низший. Интересы не оформлены, не дифференцированы; реагирует на новизну, но когда новизна восприятия проходит, теряет интерес к происходящему, быстро пресыщается.

    Познавательные вопросы:

    Высокий. Вопросы имеют преимущественно причинно-следственнный характер, отражают попыт­ки понять существенные связи и отношения в окружающем мире, внимательно выслушивает ответы, соотносит их с системой имеющихся знаний, представлений и суждений.

    Средний. Вопросы имеют причинно-следственный характер, сочетаются с уточняющими во­просами; ответы выслушивает с интересом, выдвигает свои версии ответов, может настаивать на них, ориентируясь на собственный опыт или житейские представления.

    Низкий. Задает вопросы, преимущественно отражающие обыденные, обиходные связи и от­ношения; может не проявлять интерес к ответам; настаивает на своих версиях ответов, нередко проти­вореча очевидным фактам.

    Низший. Задает вопросы редко; в вопросах отражает то, что воспринимает непосредственно, в данный момент, удовлетворяется кратким констатирующим ответом; может не соглашаться с от­ветом, противореча очевидным фактам.

    Познавательное экспериментирование:

    Высокий. Любит экспериментировать, в процессе экспериментирования проявляет яркие по­знавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового; стремится самостоятельно экспериментировать для получения нового знания, решения проблемы; способен к мысленному экс­периментированию, рассуждает, выдвигает и проверяет гипотезы.

    Средний. Принимает заинтересованное участие в экспериментировании, организованном взрос­лым; стремится экспериментировать сам, но нуждается в помощи взрослого; в речи отражает ход и результат экспериментирования, задает вопросы.

    Низкий. С желанием принимает участие в экспериментах, организованных взрослым, в речи отра­жает эмоции, возникающие в процессе работы, иногда задает уточняющие вопросы, сам экс­периментирование не организует.

    Низший. Не интересуется экспериментированием, не проявляет ярких положительных эмоций, по­знавательных чувств в процессе работы, организованной взрослым; не инициирует экспе­риментирование.

    Самостоятельность:

    Высокий. Самостоятельно действует в повседневной жизни, в различных видах детской дея­тельности, уверен, четко соблюдает необходимую последовательность действий, организует свое ра­бочее место, убирает за собой.

    Средний. Самостоятельно, последовательно действует в повседневной жизни и привычной обста­новке; в ситуации постановки новой задачи, или в том случае, когда процесс достижения результата недостаточно ясен и неочевиден, уровень самостоятельности снижается.

    Низкий. Систематически самостоятельность не проявляет; действуя сам, может нарушать требуе­мую последовательность действий; при самостоятельном выполнении качество результата деятель­ности снижается.

    Низший. Несамостоятелен, зависим от взрослого, требование взрослого действовать само­стоятельно может вызвать скрытый или открытый протест, негативные переживания.

    Обращение за помощью к взрослому:

    Высокий. Обращается за помощью в ситуациях реальных затруднений, привлекает взрослого для содействия в решении проблем после попыток их решить самостоятельно, не пытается переложить на взрослого усилия по решению проблемы.

    Средний. Обращается за помощью в ситуации реальных затруднений, но устраняется от решения проблемы, адресуя эту задачу взрослому.

    Низкий. Обращается за помощью в тех ситуациях, когда сам может решить проблему. Низший. Не привлекает взрослого к содействию, может настаивать на самостоятельности даже в си­туации непродуктивной деятельности, отказывается от сотрудничества со взрослым

    Участие в образовательном процессе:

    Высокий. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе; не мыслит се­бя вне группы, высказывает предложения по выбору видов деятельности, решению иных важных для жизни детей группы вопросов, например подготовки к празднику; участвует в подготовке праздников в учреждении и дома; свободно ориентируется в помещениях учреждения.

    Средний. С интересом относится к тому, что происходит в детской группе, задает вопросы о предполагаемых событиях (содержании предстоящего занятия, ожидаемой игре) , испытывает удовле­творение от общей с другими детьми деятельности, стремится деятельно участвовать в жизни группы, высказывает свои предложения, но они могут быть нереалистичны, без учета специфики взаи­модействия детей друг с другом или с воспитателем в условиях детского сада.

    Низкий. Откликается на предложения взрослого в отношении участия в мероприятиях, про­исходящих в группе; не проявляет инициативу или проявляет редко, не проявляет явного интереса к образовательному процессу или проявляет неустойчивый интерес.

    Низший. Не стремится участвовать в образовательном процессе вместе с другими детьми, предпо­читает индивидуальные формы взаимодействия со взрослым, которые могут стать единственной воз­можностью вызвать активность ребенка в образовательном процессе.

    Полную версию программы можно скачать здесь .

    Список литературы:

    1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. № 655.
    2. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 12 сентября 2008 г. № 666.
    3. Проект. Успех. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. В. Фединой.
    4. Сан Пи Н 2.4.1.2660 – 10.
    5. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика – Синтез, 2010г.
    6. Успех: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. О. Березина, И. А. Бурлакова, Е. Н. Герасимова. - М. : Просвещение, 2011.
    7. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
    8. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: сценарии игр-занятий для дошкольников/ О. В. Дыбина. –М.: ТЦ «Сфера», 2004
    9. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. / Детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
    10. Костюченко М. Экспериментируем! / М. Костюченко// Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8. – с.19-22
    11. Мартынова Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий./ Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2010.
    12. Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .
    13. Шапиро А. Научные забавы / А. Шапиро// Детский сад со всех сторон. – 2001. - № 41-42 .

    Примерная основная образовательная программа вводит в нормативную базу, в понятийный аппарат еще одно понятие - . Это , хорошо знакомые педагогам дошкольных учреждений, в соответствии с которыми они работали и работают многие годы: «Успех», «Радуга», «От рождения до школы», «Детство», «Истоки» и так далее. Они получили статус образовательных или дошкольного образования.

    Вариативные образовательные программы дошкольного образования в работе педагога

    Вначале предполагалось, что все эти вариативные образовательные программы дошкольного образования будут подаваться на экспертизу, в соответствии с которой им будет присвоен статус примерной.

    Обращая внимание на обложки этих программ, можно заметить, что на всех прописано слово «примерная». Это есть и в «Радуге», и в «Успехе» и в «От рождения до школы», и «Детство», и «Истоки», и «Вдохновение», и «Березка», и «На крыльях детства» и во многих других вариативных образовательных программах дошкольного образования. Предполагалось, что действительно, так и будет. Но Министерством образования и науки РФ было принято однозначное решение, что на каждом уровне общего образования, включая дошкольное, будет только одна примерная образовательная программа дошкольного образования обще развивающей направленности.

    Существует целый ряд вариативных образовательных программ дошкольного образования. Все они находятся на общедоступном портале navigator.firo.ru, навигаторе общих образовательных программ дошкольного образования. На этом сайте они переработаны в соответствии со стандартом дошкольного образования, педагогам их по-прежнему можно использовать в своей работе.

    Педагогу, при оформлении образовательной программы, на титульном листе следует указать только одну программу - примерную, а далее, углубляясь в текст основной образовательной программы, в пояснительной записке, в содержательном и организационном разделе нужно указать те вариативные образовательные программы дошкольного образования, по которым работает воспитатель дошкольного учреждения.

    В каком-то детском саду вариативной образовательной программой дошкольного образования будет «От рождения до школы», в другом - «Истоки», в третьем - «Детство», в другом это будет «Радуга», и так далее. Безусловно, то содержание, которое закладывается в основную образовательную программу дошкольного образования, должно будет найти отражение и в рабочей программе.

    Программа развития дошкольной образовательной организации

    Важный документ детского сада, разработка которого обусловлена законом «Об образовании в Российской Федерации», это программа развития дошкольной образовательной организации. Взаимосвязь образовательной программы и программы развития - очень проста: если первая определяет содержание образовательной деятельности, технологии реализации этого содержания, то программа развития дошкольной образовательной организации описывает те изменения в инфраструктуре, которые позволят обеспечить реализацию образовательной программы качественно и в полном объеме.

    Таким образом, получается, что программа развития дошкольной образовательной организации является ресурсом для качественной реализации основной дошкольной образовательной программы. В этом и есть взаимосвязь.

    Безусловно, при разработке программы развития дошкольной образовательной организации нужно учитывать все положения образовательной программы, но стоит внести в нее такие ресурсы, которые будут обеспечивать полную реализацию образовательной программы. Для этого она предназначается. В программе развития дошкольной образовательной организации, будут отражены и кадровые ресурсы, и финансовые, и материально-технические, и все остальные ресурсы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом, конкретно 3-ей частью стандарта, которая описывает требования к условиям реализации основной образовательной программы.

    Схематически таким образом можно изобразить взаимосвязь двух программ. Основная образовательная программа является ключевой для разработки программы развития дошкольной образовательной организации, которая, в свою очередь, призвана создать те условия, которые позволят обеспечить качественную реализацию основной образовательной программы.

    Предыдущая тема: "Рабочая программа дошкольного учреждения: разработка структуры, примеры."
    Следующая тема: "Основная образовательная программа детского сада - выбор вариативной программы"

    программ.

    Согласно рекомендациям по экспертизе программ ДОУ программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми. Программы должны быть нацелены на развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника; развитие способностей ребенка; формирование творческого воображения; развитие коммуникативности.

    Программы должны обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физические развитие; эмоциональное благополучие каждого ребенка; интеллектуальное развитие ребенка; создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

    организацию детской жизни в трех формах: занятия как специально организованная форма обучения; н ерегламентированные виды деятельности; свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня.

    Программы должны строиться с учетом специфических для детей дошкольного возраста видов деятельности (игра, конструирование, изобразительная, музыкальная, театрализованная деятельности и т.д.);

    Программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального и дифференцированного подходов в работе с детьми.

    Современные программы классифицируются на вариативные и альтернативные; базовые, федеральные, региональные, муниципальные; основные и дополнительные; примерные; комплексные и парциальные программы.

    Вариативные и альтернативные программы различаются по философско-концептуальным основам (взгляды авторов на ребенка, на закономерности его развития, а следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности).

    Вариативные программы могут быть основными и дополнительными .

    Основные программы . Содержание основной программы отвечает требованиям комплексности, т.е. включает все основные направления развития личности ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, и содействует формированию разносторонних способностей ребенка (умственных, коммуникативных, регуляторных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметной, игровой, театрализованной, изобразительной, музыкальной, конструирования и др.). Таким образом, основная программа определяет весь спектр общеразвивающих (в том числе коррекционных) задач и все содержательные аспекты образовательной деятельности ДОУ в рамках реализации основных образовательных услуг.

    К основным комплексным программам дошкольного образования отнесены: «Гармония развития» (Д.И.Воробьева); «Детский сад - дом радости» (Н.М.Крылова), «Детство» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др.);«Золотой ключик» (Г.Г. Кравцов и др.); «Истоки» (под ред. Л.Е. Курнешовой), «Из детства - в отрочество» (под ред. Т.Н.Дороновой), «Кроха» (Г.Г. Григорьева, Е.Г. Кравцова и др.); «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой); «Программа для групп кратковременного пребывания в детском саду: старший дошкольный возраст» (под ред. Т.Н.Дороновой, Н.А.Коротковой); «Радуга» (под ред. Т.Н.Дороновой); «Развитие» (под ред. О.М.Дьяченко).

    В рамках реализации основной образовательной деятельности ДОУ могут применяться специализированные программы: «Красота. Радость. Творчество» (А.В.Антонова, Т.С.Комарова и др.); «Росинка. В мире прекрасного» (Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова); «Художественный труд» (Н.А. Малышева); «Природа и художник» (Т.А.Копцева); «Камертон» (Э.П.Костина); «Гармония», «Синтез» (К.В.Тарасова, Т.В.Нестерено); «Малыш» (В.А.Петрова); «Музыкальные шедевры» (О.П.Радынова); «Ритмическая мозаика» (А.Н.Буренина); «Программа развития речи детей дошкольного возраста» (О.С.Ушакова); «Программа математического развития детей дошкольного возраста в системе "Школа-2000"» (Л.Г. Петерсон); «Росинка. Расту здоровым» (В.Н.Зимонина) и др.

    Среди основных особое место занимают программы коррекционной направленности (по направлениям коррекции), реализация которых предполагает внесение комплекса необходимых изменений в организацию жизни детей, корректировку примерных режимов и создание особой предметно-развивающей среды ДОУ.

    Дополнительные программы дошкольного образования. На основании п. 6 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может наряду с основными реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус основных образовательных программ.

    Предоставление дополнительных образовательных услуг (платных, бесплатных) и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется только по желанию родителей (их законных представителей) на договорной основе с ними. Использование дополнительных программ дошкольного образования (далее - дополнительные программы) стало возможным с развитием новых гибких форм образования дошкольников в творческих студиях, кружках, секциях и т.п., организуемых как в дошкольном учреждении, так и за его пределами. В ряде территорий Российской Федерации (Краснодарский, Ставропольский края, Архангельская, Вологодская, Нижегородская, Ростовская области и др.) использование дополнительных программ позволило выстроить целостную профориентированную систему образования детей с детского сада до вуза.

    К дополнительным относятся образовательные программы различной направленности: художественно-эстетического цикла, этнокультурные, культурологические, интеллектуально-развивающие, коммуникативно-речевые, экологические, физкультурно-оздоровительные, различной коррекционной направленности и др. В отдельных случаях в качестве дополнительных могут использоваться парциальные программы дошкольного образования.

    Дополнительные образовательные программы не могут реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных образовательных программ дошкольного образования (прогулки, дневного сна, основных занятий, игр). Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируется СанПиН 2.4.1.1249-03, а общее время занятий по основным и дополнительным программам не должно существенно превышать допустимый объем недельной нагрузки с учетом возраста детей.

    Примерные образовательные программы. В отличие от авторских вариативных программ (основных, дополнительных), примерные образовательные программы не являются конкретным рабочим документом, определяющим содержание и специфику деятельности педагога на каждый день.

    В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» организацию разработки примерных образовательных программ обеспечивают государственные органы управления образованием на основе государственных образовательных стандартов. Цель разработки примерных программ - реализация требований к обязательному минимуму образования содержания основных образовательных программ, расширительное толкование государственных стандартов каждого уровня образования, обеспечение преемственности общего образования на всех его ступенях. В сфере дошкольного образования основой для подготовки примерных программ в условиях отсутствия государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются его проект и «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения детей, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении». Разработка «Примерной общеобразовательной программы воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» (Л.А. Парамонова, Т.Н. Алиева и др.) не означает разрушения основ вариативности, возврата к эпохе унитарного дошкольного образования.

    В примерной программе дошкольного образования крупными блоками представлены примерные объемы содержания основных компонентов дошкольного образования, что позволит разработчикам авторских программ создавать различные образовательные модули для конкретных видов ДОУ, варьировать содержание образования с учетом региональных особенностей, национальных, местных или сложившихся традиций в воспитании детей. А также выстраивать логику содержания и последовательность реализации различных компонентов программного материала, не нарушая основных требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ.

    Примерная программа в обязательном порядке включает критерии результатов воспитания и обучения детей, основанные на нормативных показателях физического и психического развития ребенка на каждом возрастном этапе дошкольного детства, минимальных требованиях к оснащению образовательного процесса в ДОУ (минимальный набор оборудования, наглядных пособий для демонстрационных целей и индивидуального использования).

    При разработке авторских (вариативных) программ, базирующихся на примерных, возможно как расширение объема их содержания, так и более углубленное представление отдельных тем (блоков), включенных в примерную программу, что дает возможность на практике реализовать принцип вариативности дошкольного образования.

    Начало документа

    Анализ Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (ПООП)

    ПООП дошкольного образования (далее Программа) разработана

      с учетом культурно-исторических особенностей современного общества, вызовов неопределенности и сложности изменяющегося мира и наметившихся рисков для полноценного развития и безопасности детей;

      в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС, Стандарт).

    Стандарт определяет инвариантные цели и ориентиры разработки основных образовательных программ дошкольного образования, а Программа предоставляет примеры вариативных способов и средств их достижения. Программа является документом, с учетом которого организации, осуществляющие образовательную деятельность на уровне дошкольного образования самостоятельно разрабатывают и утверждают основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

    По своему организационно-управленческому статусу данная Программа, реализующая принципы Стандарта, обладает модульной структурой.

    Рамочный характер примерной Программы раскрывается через представление общей модели образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях, возрастных нормативов развития, определение структуры и наполнения содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях. Образовательные области, содержание образовательной деятельности, равно как и организация образовательной среды, в том числе предметно-пространственная и развивающая образовательная среда, выступают в качестве модулей, из которых создается основная общеобразовательная программа Организации. Модульный характер представления содержания Программы позволяет конструировать основную образовательную программу дошкольной образовательной организации на материалах широкого спектра имеющихся образовательных программ дошкольного образования.

    Данная Программа опирается на междисциплинарные исследования природы детства как особого культурно-исторического феномена в развитии человечества, на историко-эволюционный подход к развитию личности в природе и обществе, культурно-деятельностную психологию социализации ребенка, педагогическую антропологию, педагогику достоинства и педагогику сотрудничества.

    Согласно историко-эволюционному, культурно-деятельностному подходам к развитию ребенка накопленные в опыте предыдущих поколений знания не просто передаются напрямую от взрослого к ребенку; ребенок сам активно приобретает собственный опыт, творчески созидает собственные знания и смыслы, строит взаимодействия в совместно-разделенной деятельности и в общении с другими детьми и взрослыми. Таким образом, знания и смыслы не механически усваиваются, но активно создаются (конструируются) самим ребенком в процессе взаимодействия и диалога с природным и социальным миром.

    Программа направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников, социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей посредством культуросообразных и возрастосообразных видов деятельности в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также на обеспечение здоровья и безопасности детей.

    Социальная ситуация развития определяется местом ребенка в обществе; общественными требованиями и ожиданиями относительно возрастных норм поведения детей, соответствующими исторически сложившемуся образу детства; интересами самого ребенка, характером и содержанием его активности.

    На основе Программы на разных возрастных этапах развития и социализации дошкольников конструируется мотивирующая образовательная среда.

    Такая среда предоставляет систему условий развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость пространства и его предметного наполнения, гибкость планирования), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательных отношений, включая педагогов, детей, родителей, администрацию), условия детской активности (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастно-психологическим особенностям дошкольников, задачам развития каждого ребенка), материально-технические и другие условия образовательной деятельности.

    Программа определяет примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как:

    игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры),

    коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми),

    познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними),

    а также такими видами активности ребенка , как:

    восприятие художественной литературы и фольклора,

    самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),

    конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

    изобразительная (рисование, лепка, аппликация),

    музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),

    двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

    Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.

    Задачи:

    охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

    обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

    создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;

    объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

    формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

    формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

    обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

    обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

    Принципы и подходы к формированию Программы.

    1. Поддержка разнообразия детства .

    2. Сохранение уникальности и самоценности детства

    3. Позитивная социализация ребенка

    4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей

    5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых , признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений .

    6. Сотрудничество Организации с семьей.

    7. Сетевое взаимодействие с организациями

    8. Индивидуализация дошкольного образования

    9. Возрастная адекватность образования.

    10. Развивающее вариативное образование.

    11. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей

    12. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы.

    Планируемые результаты.

    Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка. Основные характеристики развития ребенка представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства.

      младенческий (первое и второе полугодия жизни),

      ранний (от 1 года до 3 лет)

      и дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).

    Система мониторинга динамики развития детей, динамики их
    образовательных достижений через:

    педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;

    детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности;

    карты развития ребенка;

    различные шкалы индивидуального развития.

    Программа предоставляет Организации право самостоятельного выбора инструментов педагогической и психологической диагностики развития детей, в том числе, его динамики.

    В соответствии с положениями Стандарта и принципами Программы Организации предоставлено право выбора способов реализации образовательной деятельности в зависимости от конкретных условий, предпочтений педагогического коллектива Организации и других участников образовательных отношений, а также с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их индивидуальных потребностей и интересов. При организации образовательной деятельности по направлениям, обозначенным образовательными областями, необходимо следовать принципам Программы, в частности принципам поддержки разнообразия детства, индивидуализации дошкольного образования, возрастной адекватности образования и другим. Определяя содержание образовательной деятельности в соответствии с этими принципами, следует принимать во внимание разнообразие интересов и мотивов детей, значительные индивидуальные различия между детьми, неравномерность формирования разных способностей у ребенка, а также особенности социокультурной среды, в которой проживают семьи воспитанников, и особенности места расположения Организации.

    Примером вариативных форм, способов, методов организации образовательной деятельности могут служить такие формы как : образовательные предложения для целой группы (занятия), различные виды игр, в том числе свободная игра, игра-исследование, ролевая, и др. виды игр, подвижные и традиционные народные игры; взаимодействие и

    общение детей и взрослых и/или детей между собой; проекты различной направленности, прежде всего исследовательские; праздники, социальные акции т.п., а также использование образовательного потенциала режимных моментов.

    Все формы вместе и каждая в отдельности могут быть реализованы через сочетание организованных взрослыми и самостоятельно инициируемых свободно выбираемых детьми видов деятельности.

    Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников.

    Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле образования и воспитания детей является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития.

    Работа строится в режиме диалога, основанного на уважении, сопереживании и искренности.

    Планирование образовательной деятельности.

    Программа не предусматривает жесткого регламентирования образовательного процесса и календарного планирования образовательной деятельности, оставляя педагогам Организации пространство для гибкого планирования их деятельности, исходя из особенностей реализуемой основной образовательной программы, условий образовательной деятельности, потребностей, возможностей и готовностей, интересов и инициатив воспитанников и их семей, педагогов и других сотрудников Организации.

    Недопустимо требовать от Организаций, реализующих Программу, календарных учебных графиков (жестко привязанных к годовому и другому типу планирования) и привязанных к календарю рабочих программ по реализации содержательных компонентов Программы.

    Планирование деятельности педагогов опирается на результаты педагогической оценки индивидуального развития детей и должно быть направлено в первую очередь на создание психолого-педагогических условий для развития каждого ребенка, в том числе, на, формирование развивающей предметно-пространственной среды.

    Планирование деятельности Организации должно быть направлено на совершенствование ее деятельности и учитывать результаты как внутренней, так и внешней оценки качества реализации программы Организации.

    Режим дня и распорядок.

    Программа оставляет за Организацией право на самостоятельное определение режима и распорядка дня , устанавливаемых с учетом условий реализации программы Организации, потребностей участников образовательных отношений, особенностей реализуемых авторских вариативных образовательных программ, в т. ч. программ дополнительного образования дошкольников и других особенностей образовательной деятельности, а также санитарно - эпидемиологических требований.

    Старший воспитатель И.В. Ануфриева,

    МДОУ «Детский сад «Колокольчик»

    р.п. Духовницкое Саратовской области

    1. Программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №44

      Программа

      Образования РФ по разделу «Дошкольное образование». Использование парциальных программ позволяет более полноценно... дошкольного учреждения путем ознакомления родителей с самим дошкольным учреждением , особенностями его работы и педагогами. К ним можно ...

    2. Пояснительная записка стр. 3 Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении стр. 6

      Пояснительная записка

      ... дошкольном учреждении Прием детей, осмотр, игры, утр. гимнастика (на ... можно ... на слух и в произношении все ... Раздел 4. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного ... комплексной и парциальных программ дошкольного ...

    3. Образовательная программа дошкольного образования от рождения до школы

      Образовательная программа

      ... программы можно использовать «Программу воспитания... разделов образовательной программы дошкольного учреждения ... и парциальными нарушениями... все достижения ребенка в овладении родным языком. Взаимосвязь разных речевых задач на основе комплексного ...

    4. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Зато северск 2010 г

      Образовательная программа

      И запретами («можно », «нужно», ... основывается на комплексно -тематическом... М.А. Васильевой) и парциальными образовательными программами «Наш дом – ... направления работы дошкольного учреждения , разделы программы воспитания... ответить на все вопросы, ...

    5. Программа обновление гуманитарного образования в россии с. А. Беличева

      Программа

      Также можно разделить на осоз... дошкольном возрасте (стадия ранней социализации) все исследователи указывают на ... детских учреждений , рассчитанных на ... программ . 5. Указывая на комплексный характер воспитательно-профилактических мер, на ... в парциальной задержке...



    Похожие статьи