• Игры с песком. Песочная терапия

    30.04.2019

    В начале 20 века швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг впервые обратил внимание на терапевтический эффект от игры с песком при психических расстройствах детей и взрослых. Он стал применять этот метод для психокоррекции своих пациентов и в дальнейшем описал его. Метод этот приобрел название юнгианского. Он нашел широкое применение в практической психологии.

    Несомненный терапевтический эффект юнгианского метода позволяет добиваться серьезных результатов в лечении психосоматических расстройств у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Кроме того, игра с песком является великолепным подспорьем в развитии навыков и умений детей дошкольного возраста. Эта методика получила название Sandplay.

    Терапевтические игры с песком для детей дошкольного возраста: что надо для игр в юнгианской песочнице?

    • В Сандплей используется деревянный ящик , окрашенный изнутри и снаружи голубой или синей краской. Ящик должен быть водонепроницаемым потому, что в процессе игр песок приходиться мочить. Габариты ящика для 1-3 детей должны быть — 50х70х8 см. Такие габариты выбраны не случайно, это оптимальное поле зрительного восприятия ребенка, он способен охватить его целиком. Голубой или синий цвет — это символы неба и воды, кроме того эти цвета действуют успокаивающе на психику ребенка. Ящик может быть и из других материалов, но предпочтение следует отдать именно дереву.
    • На 2/3 объема ящик засыпается песком . Песок должен быть чистым, просеянным, можно использовать речной или морской песок, главное, чтобы он не был не слишком мелким и не слишком крупным. Он должен быть сыпучим и приятным на ощупь.
    • Для игр в песочнице нужна коллекция миниатюрных игрушек . Размер игрушек не должен превышать 8 см.

    Игрушки для песочной терапии :

    1. Человеческие персонажи, куклы, миниатюрные статуэтки. Их можно подбирать отдельно, а можно приобрести игрушки в магазине отдельными тематическими группами.
    2. Фигурки животных. Пойдут фигурки из «киндер сюрприза», можно самим или . Это могут быть дикие, домашние, доисторические животные
    3. Предметы домашнего обихода : детская посуда, домики, флаконы из-под духов и туалетной воды, коробочки из-под кремов.
    4. Сказочные персонажи добрые и злые.
    5. Персонажи из комиксов и «мультяшные» герои .
    6. Украшения , сувениры.
    7. Природные элементы : ветки, цветы, коряги, интересные сучки деревьев.

    Все эти сокровища должны храниться в определенном месте, как бы жить в своем домике.

    Занятия по методу Sandplay — какие игры сохранят интерес ребенка к песочной терапии?

    Люди познают мир через 5 органов чувств и самое древнее из них тактильное ощущение. Первое ощущение ребенка в мире — это тактильное ощущение. И подсознательно люди привыкли ему доверять. Именно это доверие к тактильно-кинестетическим ощущениям и делает терапевтические игры с песком столь результативными. Поэтому и начинать игротерапию нужно с тактильного знакомства с песком. Есть ряд методик, как грамотно и правильно выстроить эти занятия.

    Знакомство с песком по методу Sandplay — игры для маленьких детей

    Предложите детям проделать следующие действия с песком:

    1. Поскользить ладонями по песку зигзагообразно, круговыми движениями, как ашинки, как санки, как змейки.
    2. Сделать те же движения ребрами ладоней и обсудить с ребенком разницу в оттисках, постараться дать ребенку возможность самому объяснить, в чем разница. Старайтесь не поправлять ребенка, не навязывать ему своего мнения, а, напротив, всячески поощрять и хвалить его.
    3. Набрать песок в ладошки и высыпать его тонкой струйкой, проговаривать ощущения, испытываемые при этом. Сделать это правой, затем левой ладошкой, затем обеими сразу.
    4. Закопать ладошки в песок и потом «найти» их. Все это проделывается в игровой форме. Задается вопрос «куда подевались наши ручки?», а затем радость от того, что ручки найдены.
    5. Раскрытую ладошку положить на песок и закрыть глаза. Затем взрослый насыпает песок на пальчик, а малыш должен угадать, на какой палец насыпан песок, и пошевелить им, как бы здороваясь с песком.
    6. Пробежаться пальчиками по песку, оставляя на нем следы. Или поиграть на песке, как на пианино. Все это нужно проделывать с комментариями.


    Песочная терапия: упражнения для детей для развития моторики, снятия эмоционального напряжения, агрессии

    Взаимодействуя с песком в процессе игр, ребенок получает свой первый опыт рефлексии (самоанализа), он учится распознавать и идентифицировать свои ощущения, развивается мелкая моторика рук. Когда ребенок пытается проговаривать свои ощущения, происходит развитие речи, мышления, поэтому значение песочной терапии трудно переоценить.

    Упражнения для песочной терапии

    1. На ровной поверхности песка взрослый и ребенок оставляют оттиски своих рук, сначала просто прижимают ладонь к песку, а затем делают это тыльной стороной ладони. При этом взрослый проговаривает, что он в данный момент ощущает. И просит ребенка рассказать о своих ощущениях. Маленький ребенок будет не многословен, нужно задавать ему наводящие вопросы. Какой песок? Гладкий? Сухой? Какая разница в ощущениях прикосновений тыльной стороной ладони? Это учит ребенка прислушиваться к своим ощущениям, классифицировать ощущения, как приятные или не приятные. Казалось бы, такая простая процедура, как прикосновение дает богатейший опыт для размышлений, если делать это осознанно. Такие , учат давать характеристику своим ощущениям.
    2. Создать пальцами, костяшками пальцев, ребрами ладоней, кулачками различные узоры на песке, а затем пофантазировать, на что они похожи. Можно увидеть цветы, снежинки, ветки или следы животных. Тут необъятный простор для фантазии, нужно только ненавязчиво, исподволь пробудить ее в ребенке. Это упражнение положительно влияет на эмоциональное состояние детей.
    3. Устройте с детьми ливень из песка. Пусть сначала это будет мелкий дождик из песка, поместившегося в одной ладошке, потом дождик усиливается, песок зачерпывается двумя ладонями, а вот для ливня можно использовать, как вспомогательный материал, детское ведерко. Важно, чтобы ребенок осознал идею своей причастности к событиям окружающего мира. Он будет меньше его бояться. Мир перестанет быть для него враждебным. Упражнение помогает устранить напряжение, стресс, агрессию.


    Как применяется песочная терапия для коррекции эмоциональных, логопедических и других проблем у детей?

    Как песочная терапия помогает в лечении психосоматических заболеваний?

    Детям очень трудно выразить словами то, что волнует и беспокоит их глубоко внутри. У них маленький словарный запас, да даже взрослые не всегда могут докопаться до источника внутреннего дискомфорта, где уж малышу справиться с этой непосильной задачей. Но страхи и сомнения терзают его душу, и происходит перенос этой душевной боли на тело. Так появляется тик, заикание, энурез, агрессивное поведение.

    Психологи называют такие заболевания психосоматическими. Лечение таких заболеваний медикаментозно не приносит успеха. Здесь, как в гомеопатии – подобное лечится подобным.

    Психологи говорят, что в таких ситуациях нужно спроецировать свой внутренний на мир вовне. Можно нарисовать свое состояние, но маленькие дети плохо рисуют. Они расстраиваются, плачут, а взрослые не могут их понять. Благодаря проигрыванию внутренних переживаний в терапевтических играх с песком, дети освобождаются от гнетущего груза внутренних переживаний и идут на поправку.

    Взрослые, наблюдая за их поведением во время игры, учатся понимать и расшифровывать их поведение и адекватно на него реагировать. Такие игры называются проективными и их значение трудно переоценить.

    Юнгианская песочная терапия, наряду с игротерапией, как раз представляют собой такой подход, который в невербальной форме с помощью игры с песком и перестановки миниатюрных фигурок, а также через построение песочных картин позволяет проникнуть в глубинные слои психики, в бессознательные эмоции. Метод дает возможность определить, увидеть в самой постройке, в проявленной художественной форме эмоциональное состояние клиента ребенка, характер отношений между сознанием и бессознательным, между Эго и Самостью. Работа с песком, как и спонтанная игра, позволяет найти внутри психики силы, движущие ее к исцелению и интеграции, разрешению конфликта, стоящего за психосоматическим симптомом. Такая яркость и образность метода, включающего в себя самостоятельную и никем не навязанную игру ребенка с песком, дополняется сопровождающими вопросами и комментариями особого рода со стороны терапевта. (Прилуцкая Мария Игоревна - клинический психолог (МГУ им М.В. Ломоносова), детский психотерапевт, специалист по аналитической работе с психосоматическими расстройствами у детей и взрослых, Московская ассоциация аналитической психологии (МААП).

    Примеры проективных игр:

    1. «Моя семья». Ребенку предлагают выбрать из огромного разнообразия предметов те, которые ему понадобятся для воссоздания своей семьи. Взрослые никак не влияют на его выбор. Попросите ребенка, чтобы он разместил членов своей семьи как ему хочется. Предложите ему ситуацию, что сейчас вечер и вся семья дома, и каждый занимается своим делом. Обратите внимание, кто находится в центре композиции, спросите ребенка, почему именно этот человек занимает центральное положение. Спросите, каковы его взаимоотношения с «центровым». Расспросите, каковы вообще взаимоотношения в семье. Кому лучше всех живется в семье и почему. Поверьте, что в процессе разбора его композиции, вы, очень много нового и полезного для себя узнаете о своем ребенке и своей семье. Ну, а более глубокий анализ доверьте все-таки профессионалу психологу.
    2. «Мои друзья». Ребенку задаются ситуативные параметры игры. Он должен выбрать фигурки и назвать их именами своих друзей. Не удивляйтесь, если это будут вымышленные персонажи, а среди реальных людей друзей не окажется. В процессе воссоздания заданной вами ситуации будет сделано много открытий. Вы можете узнать о проблемах вашего чада и помочь ребенку преодолеть трудности в общении с детьми в детском саду или школе. А он в процессе игры будет успешно преодолевать эти трудности, что в результате переноса изменит ситуацию и в реальной жизни.
    3. «Сказочные сюжеты». Вы можете предложить ребенку построить свое сказочное царство и населить его добрыми и злыми персонажами. Сам ребенок должен играть роль борца со злом. В этой игре может быть задействовано неограниченное количество миниатюр, причем в процессе он может их свободно менять. Здесь он хозяин положения. Если ребенку не мешать, то откроются такие его глубинные проблемы и страхи, о которых взрослые даже не подозревали. Причем в процессе игры нужно мягко направить ребенка на преодоление этих страхов. Ему следует объяснить, что здесь он хозяин и у него всегда есть выбор и возможность сделать так, как хочет он. Осознание того, что он всесилен и сам может изменить любую ситуацию, сделает ребенка счастливым. Позже и в реальной жизни ребенок станет более уверенным в себе и менее тревожным.

    В. Андреева, песочный терапевт, юнгианский аналитик:

    Использование метода Песочной терапии приглашает нас в путешествие, где порой будет не просто, но всегда интересно. Процесс разворачивается как с сказке, к внутреннему глубинному смыслу, мечте, потерянным частям себя и отношений. Меня не перестает удивлять и вдохновлять оживающие в картинах фигурки, как они соединяют прошлое и будущее, дают возможность познакомиться с собой и ведут по пути индивидуации.

    Н. Скибинская, аналитический психолог, песочный терапевт:

    Есть дети, которые опускают руки по локоть в песок и плескаются в песочнице, как в воде. У них на лице блаженная улыбка, и они говорят: «Как хорошо! Как приятно!» В это момент не хочется ни о чем говорить, и наступает спокойствие и умиротворение.

    Другие дети иногда даже боятся притронуться к песку. Один ребенок потихоньку спускал пальчик по бортику песочницы, смотря мне прямо в глаза, как будто боялся обжечься. Так обычно трогают воду, чтобы понять, горячая она или холодная? Он пытался понять, можно ли мне доверять, не обману ли я его? Но как только он убедился, что песок и обстановка вокруг ничем ему не угрожает, то легко стал с ним взаимодействовать.

    Некоторые льют в песочницу много воды. Им нравится возиться в этой «грязи». На улице обычно мамы это не приветствуют, но здесь можно. Процесс работы в мокром песке бывает очень завораживающим, и это состояние иногда хочется продлить. Переполненная различными чувствами душа во взаимодействии с мокрым песком находит спокойное освобождение. Психика как будто лечит себя сама. Внутреннее пространство освобождается для нового положительного опыта и чувства принятия, доверия и любви.

    Многие дети в песке любят играть в прятки. Они закапывают что-нибудь в песок, а терапевт должен это найти. Потом меняются местами. Таким образом, дети пытаются почувствовать свою нужность и ценность для родителей в переносе на терапевта.

    Многие терапевты, которые практикуют песочную терапию, считают, что первый мир в песке, который строит ребенок, это мир его матери. То есть ребенок заполнен материнским бессознательным, которое иногда влияет на него разрушительно. Песочная терапия помогает освободить внутреннее пространство ребенка для него самого, разорвать слияние с матерью, перестать нести на себе материнские проекции, прекратить воспроизводить негативный сценарий семьи и самому стать творцом своего жизненного пути.

    Методика Sandplay может быть применима не только в психологии для психокоррекции, но и в домашних условиях в познавательных целях. Родители, которые всерьез озабочены воспитанием маленького человека, смогут с помощью песочной терапии, успешно корректировать поведение своих детей.

    В процессе игры развивается фантазия детей, речь, мышление, развиваются коммуникативные навыки, творческие способности. Хорошо бы еще организовать столик со стеклом и подсветкой для рисования песком. Затраты здесь не велики, дорогие игрушки стоят куда больше. Зато отдача от таких игр превзойдет самые смелые ваши ожидания.

    Нужно помнить, что в песочнице ваш ребенок может подвергнуться опасности заразиться многими серьезными заболеваниями. Можно подхватить яйца гельминтов, что является самым частым встречающимся заражением организма ребенка. Зачастую, играя с песком, дети заражаются тремя видами гельминтов: аскариды, острицы, токсокары. Мама должна помнить, что во время игр ее чадо может получить заражение также от других деток такими неприятными инфекциями, как, например, дизентерия, грибковое заболевание (стригущий лишай).

    Главные правила безопасности при игре с песком:

    1. Выбирайте место для игры. В простых песочницах, которые располагаются во дворах или детских садах, особенно высок риск заразиться, так как к ним имеют доступ кошки и собаки, люди бросают окурки, бутылки и так далее. Не стоит отпускать играть ребенка в песочницы в городских дворах, не имеющие ограждения.
    2. Безопаснее играть на пляже, так как от высокой температуры и хорошего нагревания песка большинство личинок погибают, поэтому риск заражения крохи во время игры с песком значительно снижается.
    3. Главное правило во время игр в песочнице – полный запрет на перекусы в песке. Это не гигиенично, ведь руки ребенка грязные, а значит на них может быть большое количество бактерий. Постоянно мыть руки на улице нереально. Необходимо постоянно следить, чтобы малыш не грыз игрушки в песочнице, а также не пробовал сам песок. Еще следует предупредить ребенка, что кидаться песком в других деток нельзя, так же как играть с найденными в песке различными предметами. За совсем маленькими детками в любом случае необходим неусыпный присмотр взрослых, только так вы сможете избежать неприятностей.
    4. Если у ребенка имеются открытые ранки, тогда в целях безопасности пока они полностью не заживут малышу лучше не играть в песке и с песком.
    5. Ребенку не стоит играть на холодном или сыром песке, также нельзя допускать, чтобы кроха садился на него, так как у него может образоваться заболевание мочеполовой системы. Это очень важно для девочек, ведь у них могут возникнуть воспалительные заболевания.
    6. Чтобы песок не пылил или не подпадал в глаза детям, его можно смачивать. Также влажный песок не будет рассыпаться, если детвора решит построить замок или «налепить пирожков». Смачивать песок лучше водой из лейки, чтобы она не разбрызгивалась и в конечном итоге у вас не образовалась «каша».
    7. Ночью песочницу лучше закрывать фанерой или целлофаном, это поможет избежать визита незваных гостей.
    8. После прогулки нужно протереть лицо ребенка влажной салфеткой, а дома умыть с помощью мыла, поменять одежду, а также вымыть обувь. Если песчинка попадет ребенку в глаз, его следует промыть водой двигаясь от внешнего края глаза к внутреннему. Придя домой воспользуйтесь свежим отваром ромашки, который имеет противовоспалительное действие.
    9. Раз в месяц сдавайте анализы на выявление яиц гельминтов, это не зависит от частоты общения с песком, зато позволит выявить заражение на ранней стадии, а значит вылечить заболевание без каких-либо последствий для здоровья ребенка.

    Упражнение «Добрый день, Песчинка»

    ЦЕЛЬ: снять напряжение.

    Ход упражнения:

    От имени Песчинки просит детей «познакомиться с песком», то есть различными способами прикоснуться к песку. Каждый ребенок:

    Касается песка поочередно пальцами одной, потом другой руки, затем всеми пальцами одновременно;

    Сначала легко, потом с напряжением сжимает кулачки с песком, после чего медленно высыпает его в песочницу;

    Касается песка всей ладонью - внутренней, затем внешней стороной;

    Перетирает песок между пальцами, ладонями.

    Детям старшего дошкольного возраста педагог предлагает рассказать о своих ощущениях: «тепло - холодно», «приятно - неприятно».

    Упражнение «Песочный дождь»

    ЦЕЛЬ:

    Учить регулировать мышечное напряжение и расслабление;

    Знакомить со свойствами сухого песка.

    Ход упражнения:

    Педагог рассказывает от имени Песчинки: «В моей стране может идти необычный песочный дождь и дуть песчаный ветер. Это очень приятно. Посмотрите, как это происходит. (Показывает.) Вы сами можете устроить такой дождь и ветер». Дети медленно, а затем быстро сыплют песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свои ладошки.

    Песчинка предлагает каждому ребенку закрыть глаза и положить ладошку на песок, расставляя пальцы. Взрослый сыплет песок на какой-либо пальчик, а ребенок называет этот пальчик. Затем они меняются ролями.

    Упражнение на дыхание «Песчаный ветер»

    ЦЕЛЬ: учить ребенка регулировать вдыхание и выдыхание воздуха.

    Ход упражнения:

    Педагог предлагает детям сказать приятные пожелания своим друзьям-песчинкам, подарить искренние пожелания песчаной стране, «задувая» их в песок. Дети учатся дуть через трубочку для коктейля, а не втягивая в нее песок.

    Детям старшего дошкольного возраста можно предложить выдувать канавы на поверхности песка. Это упражнение можно комбинировать с ароматерапией, когда ребенок, набирая воздух в легкие, вдыхает распыленные в помещении эфирные масла, а выдыхая - легко дует на свои ладони с песком, сдувает песчинки в песочницу.

    Упражнение «Необычные следы»

    ЦЕЛЬ: развивать тактильные ощущения, воображение.

    Ход упражнения:

    Педагог предлагает детям упражнения имитационного характера, которые оставляют следы на песке, скажем:

    «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой нажимает на песок;

    «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;

    «Ползут змеи» - ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук оставляет на поверхности песка волнистый след в разных направлениях;

    «Бегут жучки, паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых (можно полностью погрузить руки в песок, руки встречаются - «жучки здороваются»);

    «Кракозябра» - дети делают на песке разные отпечатки, придумывая названия для фантастичных животных, которые оставили эти следы. После занятия вымышленное фантастическое существо можно нарисовать и сделать его обитателем песчаной страны.

    Дидактические игровые упражнения

    Упражнение «Узоры на песке»

    ЦЕЛЬ: закрепить знания о сенсорных эталонах и закономерностях.

    Ход упражнения:

    Психолог пальцем, ребром ладони, щеточкой в верхней части песочницы рисует разные знакомые детям геометрические фигуры, простые или сложные узоры - прямые и волнистые дорожки, заборчики, ступени и т.д. - и предлагает ребенку нарисовать такой же узор внизу песочницы, или продолжить узор взрослого. Как вариант педагог могут рисовать на доске определенный узор и предложить нарисовать его на песке.

    Узоры на песке дети могут создавать, выкладывать в заданной или задуманной последовательности, как и определенные предметы, скажем, камни, желуди, крупные пуговицы и тому подобное.

    Педагог обращается к каждому ребенку от имени Песчинки: «Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри на узоры на песке которые можно нарисовать. Нарисуй так же, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части узор должен состоять из колец, а внизу - из треугольников».

    Игровое упражнение «Создаем лес и его обитателей»

    ЦЕЛЬ:

    Развивать тактильные ощущения, слуховую память, креативность

    Расширять и уточнять знания детей о лесе и его обитателях.

    Ход упражнения:

    Педагог обращается к ребенку от имени Песчинки: «Сегодня ты превратишься в маленького волшебника, который может создать что-либо, скажем, лес с его жителями. Но чтобы осуществить волшебство, следует сказать волшебные слова: «Елки, березки, боровички». Ты должен закрыть глаза. (Ребенок закрывает глаза. В это время педагог «засаживает» песок деревьями, цветами, грибами.) Открой глаза и посмотри - как хорошо и интересно все получилось!».

    Педагог обращает внимание ребенка на то, что у Песчинки есть замечательные помощники - пальчики «Попроси свои пальчики помочь тебе в волшебстве. (Педагог сжимает и разжимает пальцы, «ходит» ими по песку, вырывает ямки, ребенок делает то же сам.) А теперь скажи те же волшебные слова, что и Песчинка, и с помощью волшебства создай другой лес. Вспомни, какие животные живут в лесу? Пригласи их в свой лес».

    Если ребенок неверно сказал «волшебные слова», часть игрушек взрослый прячет. Ребенок снова повторяет волшебные слова. После «высадки леса» педагог вводит для запоминания еще несколько слов, связанных с сюжетом. Например: названия деревьев, цветов, грибов и т.д.

    Примечание: в других упражнениях, задача та же, что и в первом упражнении. Меняются только персонажи, способы создания ландшафта и «волшебные слова». Количество и сложность слов, которые имеют возможность запомнить дети, следует подбирать в соответствии с возрастом детей. Тему построения целесообразно подбирать так, чтобы она соответствовала теме занятия, которое проводит педагог в группе.

    Ориентировочные темы для проведения упражнений:

    Создаем море, реки, озера и их обитателей;

    Создаем город и его жителей;

    Создаем село и его жителей;

    Космические путешествия, встреча с инопланетянами.

    Одной из задач упражнения «Космические путешествия, встреча с инопланетянами» является развитие воображения и фантазии. Поэтому педагог поощряет любые проявления фантазии, которые раскрывают внутренний мир ребенка. Это упражнение носит диагностический характер в работе с застенчивыми и агрессивными детьми.

    Игровое упражнение «Мы идем в гости»

    ЦЕЛЬ:

    Учить ориентироваться на песчаной поверхности;

    Развивать пространственные представления;

    Ход упражнения:

    Педагог обращается к ребенку от имени Песчинки: «Мы идем в гости к зайчику. Где живет зайчик? (Зайчик живет в лесу.) Почему? (Потому что это дикое животное.) В каком углу песочницы растет лес? (В правом верхнем.) А кто еще живет в лесу? (Другие животные). А сколько их? (Считают картинки с изображением диких животных.) С кем дружит зайчик? (С белочкой и ежиком.) Кого боится зайчик? (Волка и лисички.) Кто живет рядом с зайчиком? (Его друзья.) Чем нас зайчик угостил? (Морковкой и капустой.) Что мы пожелаем зайчику? (Дети высказывают свои пожелания)».

    Педагог через игру во время нахождения в гостях у разных зверушек формирует у детей пространственные представления (или закрепляет понятие) «вверх - вниз», «вправо - влево», «над - под», «середина», «угол». Ребенок по указанию взрослого пальцами «ходит», «прыгает», «ползет» по песку, изображая разных персонажей.

    Игры и упражнения по погружению рук в песок

    Некоторые дети боятся полного погружения рук в песок. Такие дети не участвуют в играх и упражнениях по погружению рук в песок. Для других детей игры на поверхности песка и игры по погружению чередуются в зависимости от их желания.

    Игровое упражнение «Тайные задачи крота»

    ЦЕЛЬ:

    Развивать тактильные ощущения, умение расслабляться;

    Активизировать заинтересованность играми с песком;

    Расширять знания детей о тех, кто живет под землей.

    Ход упражнения:

    Педагог обращается к ребенку от имени Песчинки: «Сегодня наши ручки будут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый машет руками и составляет их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на запястьях глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Для этого нужно помочь моему кроту выполнить секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый рисует крота у него на запястьях.) Ну что? Погружаемся? Смотри и делай, как мой крот».

    Педагог погружает одну руку в песок, шевелит ей, обращает внимание ребенка на изменения на поверхности песка. Затем осторожно раскапывает каждый пальчик.

    Как вариант все действия можно выполнять с закрытыми глазами искать в песке руки товарищей, пожать их - «кроты здороваются».

    Игровое упражнение «Песчаные жмурки»

    ЦЕЛЬ:

    Развивать тактильные ощущения, зрительное восприятие, образное мышление;

    Расширять и уточнять знания детей о сказках и сказочных героях;

    Формировать произвольное поведение.

    Ход упражнения:

    Для игры необходимо иметь ламинированные картинки с иллюстрациями из разных сказок и изображениями сказочных персонажей, их можно изготовить самостоятельно, оклеив скотчем яркие картинки. Для песочной терапии-игр с детьми мы используем цветные картинки с четким изображением. На начальном этапе - с изображением одного предмета или сказочного персонажа с постепенным усложнением изображаемого. Для игр со старшими дошкольниками можно использовать картинки с черно-белым или даже силуэтным изображением.

    Перед упражнением психологу следует вспомнить с ребенком его любимые сказки и сказочных персонажей, поговорить о причинах положительного и отрицательного отношения к различным персонажам.

    Педагог обращается к ребенку от имени Песчинки: «В песке любят прятаться сказки и сказочные персонажи. Давай поиграем с ними в песчаные жмурки. Закрой глаза и скажи волшебные слова: «На песок посмотри - из песка сказка покажись». (Взрослый закапывает в песок картинку с иллюстрацией из знакомой ребенку сказки, оставляя видимым уголок изображения.) Открой глаза, бери щеточку и начинай искать в песке сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты уже почистил от песка часть картинки. Как ты думаешь, какая это сказка?».

    Ребенок постепенно раскапывает картинку, пока не сможет назвать сказку или сказочных персонажей. Если ребенок не может догадаться и назвать сказку с элементами картинки, педагог меняется с ребенком ролями. Ребенок сам закапывает картинку в песок, а потом взрослый откапывает ее и вслух размышляет, анализирует увиденное, обучая ребенка способам действия.

    Представлена подборка игр и упражнений с использованием песочной терапии на различных этапах занятий. Материалы статьи могут быть полезны как учителям - логопедам,так и воспитаелям, психологам, учителям начальных классов с целью корреции психо - эмоциональных расстройств,профилактики и коррекции дисграфии и т.д

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Картотека игр с песком

    ОО «Познание»

    1. «Познакомимся с песком»

    Цель:

    Знакомить с правилами безопасности при играх с песком.

    Развивать тактильное восприятия.

    Формировать познавательный интерес к объектам не живой природы.

    Материалы и оборудование:

    Песок и оборудование для игр (мини песочница)

    текст стихотворения Т.М. Гработенко

    Вредных нет детей в стране

    Ведь не место им в песке

    Здесь нельзя кусаться драться

    И в глаза песком кидаться!

    Стран чужих не разорять!

    Песок мирная страна

    Можно строить и чудить,

    Можно много сотворить

    Горы, реки и моря,

    Чтобы жизнь вокруг была.

    Дети, поняли меня?

    Или надо повторить

    Чтоб запомнить и дружить?

    Иллюстрации, соответствующие тексту (по желанию педагога), инвентарь для игр с песком:

    совочки, «мельница», маленькие игрушки, и т. д

    рисунки, фото готовых построек из песка, салфетки, полотенца для вытирания рук.

    Ход игры:

    Воспитатель сообщает детям о том, что хочет их познакомить с песком и предлагает послушать правила при игре с песком. Читает стихотворение

    О правилах безопасности при игре с песком.

    После небольшого обсуждения содержания стихотворения и закрепления правил безопасности предлагает погладить, потрогать песок, поиграть с ним.

    1. «Пальчики – ладошки»

    Цель:

    Закреплять правила безопасности при игре с песком.

    Способствовать развитию познавательного интереса к экспериментированию с песком.

    Материалы и оборудование:

    Мини песочница, домики, фигурки персонажей из мультфильмов, сказок, полотенца или салфетки по количеству детей, для вытирания рук после игры.

    Ход игры:

    Взрослый организует игровое пространство – расставляет домики, прячет персонаж, пальцами оставляет следы на песке в сторону домиков, в котором спрятан герой.

    Воспитатель говорит детям о том, что у песка есть свойство сохранять следы. И, что к ним в гости пришёл персонаж предлагает детям рассмотреть песок, и догадаться в каком домике спрятался герой.

    Потом воспитатель предлагает оставить на песке отпечатки своих ладоней и сравнить у кого ладошка больше.

    1. «Секретики в песке»

    Цель:

    Развивать интерес к играм с песком.

    Знакомить со свойствами сухого песка (сыпучесть).

    Учить элементам поисковой деятельности (что нужно сделать, чтобы найти секретики в песке.)

    Материалы и оборудование:

    Мини песочница, мелкие игрушки (киндер сюрпризы), камушки, стеклянные шарики, совки, щётки, кисточки и другие подручные средства для поиска игрушек в песке.

    Ход игры:

    Воспитатель напоминает правила безопасности при играх с песком.

    Сообщает о том, что приготовил ребятам сюрпризы, которые нужно найти в песке. Правила: искать, используя подручные средства, не мешать друг другу, после обнаружения с сюрпризом можно поиграть в песке (построить, что-то, или спрятать для друга, обменяться игрушками)

    1. «Найди что покажу»

    Цель:

    Продолжать учить элементам поисковой деятельности.

    Развивать целенаправленное внимание.

    Закреплять сенсорные эталоны (цвет, форма)

    Учить использовать орудия для поиска предмета, фигуры в песке.

    Продолжать закреплять правила безопасности при играх с песком, при действиях с орудиями (совок, ручная щётка)

    Материалы и оборудование:

    Совки, ручные щетки, геометрические фигуры разного цвета и размера, из прочного материала, можно использовать блоки Дьенеша.

    Ход игры:

    Воспитатель заранее организует игровое пространство, прячет в песок геометрические фигуры. Сообщает детям, что они будут заниматься поиском геометрических фигур. Предлагает выбрать фигуру и найти такую же в песке. Кто первый, найдёт получает звёздочку. Затем ребёнок берёт ещё одну фигуру. У кого больше звёздочек – тот выиграл.

    1. «Слушай и ищи»

    Цель:

    Закрепить правила безопасности при работе с сухим песком.

    Развивать целенаправленное внимание, слуховое восприятие

    Формировать представление сенсорных эталонах (цвет, форма, размер)

    Учить использовать орудия для поиска заданного предмета, фигуры в песке.

    Материалы и оборудование:

    Те же, что и в игре № 4

    Ход игры:

    Такой же как в игре № 4,только дети ищут предметы по описанию воспитателя.

    1. «Следы на песке»

    Цель:

    Продолжать знакомить со свойствами песка

    Формировать представление о понятиях большой, маленький.

    Учить соотносить следы на песке и объекты.

    Способствовать развитию умения анализировать, делать выводы.

    Создать условия для самостоятельного экспериментирования. (Какой след оставит большая машина, какой маленькая)

    Материалы и оборудование:

    Мини песочница, большая машина, маленькие машинки по количеству детей.

    Ход игры:

    Взрослый заранее организует игровое пространство. Предлагает детям определить какие следы оставила большая машина, а какие маленькая.

    После того как дети сделают вывод, предлагает проверить верность предположений самостоятельно, с помощью машинок.

    1. «Противоположности»

    Цель:

    Закреплять представление о свойствах сухого песка (сыпучесть, способность сохранять форму – следы)

    Формировать представление о противоположностях большой – маленький

    Продолжать закреплять представление о сенсорных эталонах (форма, размер)

    Создать условия для самостоятельного рисования геометрических фигур на песке.

    Развивать тактильное восприятие.

    Материалы и оборудование:

    Мини песочница, геометрические фигуры,(большие и маленькие) полотенца по количеству детей.

    Ход игры:

    Воспитатель напоминает детям свойства сухого песка, предлагает назвать способы поиска предметов и инструменты которые можно использовать для поиска предметов в сухом песке.

    1. «Подружи песок с водой»

    Цель:

    Закреплять свойства сухого песка

    Давать представление об изменениях свойства песка при смешивании его с водой.

    Знакомить со свойствами мокрого песка.

    Давать элементарное объяснение изменениям свойств песка (песчинки друг к другу прилипли, крепко обнялись)

    Продолжать учить, самостоятельно, экспериментировать используя специальные приспособления, инвентарь (пипетки, шприц, лейку)

    Учить анализировать, делать выводы.

    Материалы и оборудование:

    Совочки, грабельки, лейки с водой, пипетки по количеству детей, шприцы без иголок с водой.

    Ход игры:

    Воспитатель уточняет знания детей о свойствах сухого песка, предлагает проверить, что будет, если в песок добавить воду. В ходе игры, отмечает, как изменились свойства песка, подводит детей к выводу. Далее дети самостоятельно изменяют свойства сухого песка.

    1. «Оладушки, для бабушки»

    Цель:

    Развивать умение добиваться нужного состояния песка с помощью смешивания сухого песка с водой.

    Учить придавать песку нужную форму.

    Материалы и оборудование:

    Совочки, грабельки, лейки с водой, пипетки по количеству детей, формочки.

    Ход игры:

    Уточняет представление о свойствах мокрого песка. Воспитатель предлагает «испечь» оладушки для бабушки, слепив их из песка.

    В конце отмечает, что мокрый песок может сохранять форму.

    1. «Я пеку, пеку, пеку»

    Цель:

    Создать условия для экспериментирования с мокрым песком.

    Закреплять свойства песка.

    Давать представление о том, что мокрый песок может сохранять не только плоскую форму

    Материалы и оборудование:

    Совочки, формочки, ведёрки, печатки, лейка с водой, стеки, палочки (зубочистки),бусины, пайетки, стеклянные шарики и.т.д

    Ход игры:

    Детям предлагается смешать песок с водой, добиться нужной консистенции для лепки из песка. В ходе игры ребята могут добавлять воду и сухой песок. После предлагаются формочки для лепки, стеки и палочки для украшения узорами

    11.«Украсим торт»

    Цель:

    Развивать представление о свойствах мокрого песка.

    Сравнивать свойства мокрого и сухого песка.

    Давать представление о сходстве свойств сухого и мокрого песка (цвет, способность сохранять форму, отпечатки, рисунки)

    Материалы и оборудование:

    Песок сухой и мокрый, совочки, формочки, материалы для украшения

    Ход игры:

    Воспитатель предлагает сделать тортики из сухого и мокрого песка, украсить их. Когда изделия будут готовы, проводит опрос о том, из какого песка легче делать тортики, на каких украшения держаться прочнее.

    Подводит к самостоятельным выводам

    12.«Пирамидки из песка»

    Цель:

    Закреплять свойства мокрого песка (слипание, способность сохранять длительно форму)

    Давать представление о том, что мокрый песок может сохранять не только плоскую форму.

    Способствовать развитию интереса к самостоятельным экспериментальным действиям с песком

    Продолжать формировать представление о размере предмета.

    Материалы:

    Формочки разного размера, совочки.

    Ход игры:

    Взрослый предлагает построить пирамиду из песка, с использованием формочек. Дети должны определить последовательность выбора формочек, для постройки устойчивой пирамиды.

    В конце дети оценивают, чья пирамида получилась ровней, определяют победителя.

    13. «Пересыпалки»

    Цель:

    Закреплять свойства сухого песка, развивать представление об объёме, способствовать развитию предметной ловкости при пересыпании песка.

    Материалы:

    Ёмкости разного объёма, воронки разного размера, с разным сечением.

    Ход игры:

    Взрослый предлагает детям выбрать ёмкость (стаканчик, формочку) и наполнить её с помощью воронки и совочка. Ребёнку нужно сопоставить объём посуды и размер воронки. Звёздочку получает тот, кто сможет наполнить ёмкость песком, не переполняя её.

    14. «Найди такой же»

    Цель:

    Та же, что и в игре «Пересыпалки»

    Материалы:

    Ёмкости разные по виду, но одинаковые по объёму.

    Ход игры:

    Взрослый предлагает пересыпать песок из одной ёмкости в другую,

    15. «Кто где живет?»

    Цель:

    Способствовать релаксации детей при играх с песком

    Развивать тактильное восприятие

    Закреплять представление о диких и домашних животных и их месте жительства.

    Материалы:

    Мелкие игрушки (дикие и домашние животные)

    Декорации – лес, деревня.

    Ход игры:

    Взрослый предварительно прячет в песке игрушки.

    Предлагает детям найти животных и разместить их по местам.

    В ходе игры воспитатель задаёт вопросы, активизируя речь детей.

    ОО «Художественное творчество»

    Рисование песком

    1. «Нарисуй, что хочешь»

    Цель:

    Создать условия для самовыражения и релаксации.

    Способствовать самовыражению, развитию связной речи

    Ход игры:

    Воспитатель предлагает порисовать на песке и рассказать сверстникам, что нарисовано

    2 .«Такие разные дорожки»

    Цель:

    Продолжать развивать тактильное восприятие.

    Способствовать развитию умения рисовать песком (воронка из кулачка)

    Формировать умение рисовать прямые и волнистые линии с помощью песка

    Ход:

    Воспитатель расставляет персонажей и предлагает нарисовать дорожки к ним.

    3.«Рисование на зеркале»

    Цель:

    Развивать тактильное восприятие, творческую активность.

    Развивать представление о зеркале.

    Способствовать развитию воображения, умения разгадывать загадки.

    Материалы:

    Зеркало большое, песок (желательно цветной)

    Ход:

    Воспитатель заранее засыпает поверхность зеркала песком.

    Загадывает загадку:

    Я круглое и гладкое

    Но не румяное и сладкое

    Глядя в меня, увидишь себя

    Предлагает проверить правильность ответа – руками разгрести песок.

    4. «Цветные трафареты»

    Цель:

    Создавать атмосферу для релаксации, творчества.

    Способствовать развитию умения заполнять трафарет цветным песком способом засыпания, разными способами.

    Развивать предметную ловкость.

    Материалы:

    Трафареты, песок цветной, ложки одноразовые, воронки.

    Ход:

    Предложить детям трафареты и инструменты для работы с песком.

    Рассмотреть готовые изображения.

    5.«Разноцветные картинки»

    Цель:

    Активизировать творческую активность

    Формировать представление о разных способах создания песочных картин.

    Способствовать развитию умений работать с песком.

    Материалы:

    Клей ПВА, кисть для клея, подставка для кисти, поднос для стряхивания излишков песка, картинки раскраски, цветной песок.

    Ход:

    Воспитатель предлагает детям раскрасить картинки с помощью песка.

    Объясняет последовательность действий:

    Сначала намазать клеем часть картинки, засыпать песком нужного цвета. Затем повторить операцию с другим цветом. Обратить внимание на то, что перед каждым нанесением клея необходимо стряхивать лишний песок.

    6. «Цветик семицветик»

    Цель:

    Способствовать развитию навыков создания картин из песка.

    Создавать условия для развития тактильного восприятия, восприятия цвета.

    Формировать умение заполнять трафарет песком, работать с клеем.

    Материалы:

    Клей ПВА, кисти для клея, трафареты лепестков (из картона или другого плотного материала), баночки с цветным песком, листы плотной бумаги (по количеству детей)

    Ход:

    Воспитатель предлагает создать цветик семицветик с помощью трафарета и песка. Напоминает алгоритм действий.

    7. «Слоёный пирог»

    Цель:

    Создать ситуацию для деятельности с цветным песком

    Способствовать развитию умения аккуратно заполнять форму песком разного цвета.

    Активизировать творческую активность.

    Материалы:

    Прозрачные ёмкости на каждого ребёнка (Баночки, бутылки с широким горлом), цветной песок, воронки, кульки из бумаги, совочки.

    Ход:

    Взрослый показывает детям готовый «Слоёный пирог» и предлагает создать свой пирог. Рассказывает о способах действие, показывает, как заполнить ёмкость не смешивая цвета.

    8. «Нарисую радугу»

    Цель:

    Создавать ситуацию для атртерапии. Способствовать самовыражению при действиях с цветным песком.

    Развивать умение изображать радугу песком, используя разные способы (насыпание, распределение горок из цветного песка, растаскивание по поверхности пальцами)

    Ход

    Взрослый насыпает на ровную поверхность горки из цветного песка, предлагает детям изобразить радугу.


    Консультация для родителей: "Игры с песком"

    Цель: Стимуляция эмоционального фона у детей с помощью песочной техники.

    Образовательные задачи: формирование навыка экспериментирования с песком; обогащение тактильного опыта у воспитанников;

    Развивающие задачи: развитие кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук; развитие речевой активности в процессе познавательной деятельности и игре.

    Воспитательные задачи: воспитывать аккуратность; вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

    Образовательные области: "Здоровье" продолжать вызывать желание заботиться о своем здоровье.

    Оборудование:
    стол с песком; столы и стулья на каждого ребенка; тарелочки с песком по количеству детей; магнитная доска; картинка улыбающегося солнышка; мелкие предметы (макароны; бусины; фасоль), вода и салфетки для мытья рук.

    Педагог: Здравствуйте ребята, поздоровайтесь с гостями. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и поприветствуем друг друга. Для хорошего настроения подарим друг другу самую добрую, солнечную улыбку.
    Ребята, а знаю такую волшебную страну, где круглый год лето, светит солнышко и согревает все кругом своими лучиками. В этой стране совсем нет снега, там много песка, которым можно играть, из которого можно строить замки. Хотите туда отправиться?
    А солнышко, которое светит нам с мольберта, знает туда дорогу.
    Ребята повторяйте за мной:
    Проснулось солнышко и сладко зевнуло (Поднять руки вверх), Солнышко лучик тебе протянуло (Протянуть руки в центр круга), Солнышко щечку тебе полоскало (Погладить ладонями щечки), Доброй дороги тебе пожелало! (Прижать ладони к груди).
    И вот мы уже в волшебной стране.
    Дети подходят к столу с песком.

    Посмотрите ребята, что это? Ответы детей, песок. Правильно - это настоящий песок. Так и хочется его потрогать, поиграть с ним.
    Но прежде, чем мы начнём играть с песочком, давайте повторим правила игры с песком:
    1. Нельзя брать песок в рот - можешь подавиться!
    2. Нельзя бросать песок в лицо – можешь повредить глаза!
    4. Нельзя вдыхать песок - будет трудно дышать!
    5. После игры с песком – помой руки!
    Педагог: Молодцы! Все правила запомнили!
    Давайте опустим ладошки в песочек, погладим его, переберем пальчиками. Какой он на ощупь?
    Ответы детей: теплый, сыпучий, интересный, мокрый, холодный.
    Давайте аккуратно пересыплем песочек из одной ладошки в другую и почувствуем, как приятно стало нашим ладошкам. А теперь давайте представим, что наши пальчики, как ножки, пойдут гулять по теплому песочку от края стола к центру и за тем обратно.
    Пошли пальчики гулять, Долго, долго шли пешком, А затем бегом, бегом, Немного поскакали. И в конце пути упали.
    Ребята давайте поиграем в игру «Необыкновенные следы». Посмотрим, как идёт медведь.
    «Идёт медведь» - сжимаем руки в кулачок и с силой надавливаем на песок.
    Мишка косолапый
    По лесу идет, Топ-топ-топ..

    «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ударяем по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
    Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок!
    Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок.


    «Ползёт змея» - расслабленными/напряженными пальцами рук делаем поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
    Змея очковая в песке
    Очки вдруг потеряла.
    Ползет она в большой тоске,
    Ползет куда попало.


    «Бежит сороконожка» - двигаем всеми пальцами, имитируя движение.
    У сороконожки заболели ножки.
    Видишь на дорожке снятые сапожки?


    Педагог: Посмотрите, какие получились интересные следы, сколько их много и все они разные.
    А теперь, я прошу вас подойти к столам и сесть на стулья. Молодцы!
    Педагог: (Обращает внимание на солнце на мольберте). Ребята, посмотрите, как ярко светит наше солнышко. Так и хочется понежиться под его лучами. Наши глазки не привыкли к такому яркому свету, давайте зажмурим глазки сильно-сильно, откроем. Уже легче смотреть на солнце. Еще раз зажмурим, сильно-сильно, откроем. Поморгаем. Привыкли глаза. Теперь солнышко не кажется таким ярким.
    Сейчас я приглашаю родителей помочь детям справиться со следующим заданием.
    Перед вами стоят тарелочки с песком, вам нужно нарисовать пальчиком солнце (рисуем круг и лучики), а затем мамы помогут вам украсить лучики разными мелкими предметами.
    Игра – упражнение «Песочное солнце»
    Цель: Создание мандалы на песке, с использованием мелких предметов (макарон; бусин; фасоль). Ребёнок на песке рисует круг, совместно с мамой украшает лучики солнца различными предметами.


    Посмотрите, какие красивые, радостные солнышки у вас получились. Молодцы ребята! Все справились с заданием. Наши солнышки нам улыбаются, давайте мы тоже улыбнемся им.


    Педагог: Дорогие мамы, все эти несложные и интересные упражнения, вы сможете проделать совместно с детьми во время игры, на летнем отдыхе, прогулки во дворе и даже в домашних условиях, если позаботитесь о запасах песка. Вместо песка можно использовать различные виды круп, соль, а чтобы игра казалась интереснее, песочек с помощью пищевых красителей можно покрасить в яркие цвета.
    Игры с песком отлично развивают воображение ребёнка, мелкую моторику рук, делают пальчики чувствительными, обогащают тактильный опыт и конечно вызывают положительные эмоции.
    Но мы забыли выполнить последнее правило: После игры с песком - помой руки!

    Похожие статьи