• Идеи названия уголков в доу. Стенды уголки в детском саду

    26.09.2019

    Игровая и исследовательская деятельность - ведущие виды детской активности. Через изучение внешнего вида и свойств предметов формируются представления о физической стороне окружающей действительности. В играх закладываются социальные компетенции и развиваются навыки коммуникации. В предметной и игровой деятельности проявляются творческие способности. Для формирования разностороннеразвитой личности нужно создать вокруг ребёнка насыщенную и предметно-пространственную среду.

    Цели создания и работы уголков в детском саду: роль и значение уголков, основные задачи для всех возрастных групп

    Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет целевым ориентиром каждой развивающей области (познавательной, физической, социально-коммуникативной, речевой, художественно-эстетической) поощрение инициативности детской деятельности (умственной или практической), стимулирование самостоятельности в выборе методов деятельности и их реализации. Дети активно познают мира, стремительно накапливают чувственные образы. Исследование предметов и связей между ними в ближайшем окружении происходит при помощи восприятия различными органами чувств (зрения, слуха, вкусовых и тактильных ощущений).

    Различными способами дети изучают предметы в ближайшем окружении, исследуя их качества и свойства

    С первых лет жизни ребёнок спонтанно исследует вещественные объекты: проверяет на вкус, ломкость, мягкость, температуру, звучность. В период дошкольного обучения проведение занятий в игровой форме даёт возможность изучения различных инструментов и предметов, взаимоотношений между ними. Для эффективного умственного, физического и нравственного развития ребёнок должен находиться в комфортных условиях. Организация предметно-пространственной среды педагогом начинается с оформления приёмной и помещения группы таким образом, чтобы воспитанникам было уютно, ведь здесь они проводят много времени, недаром говорят, что детский сад - это второй дом малышей.

    В детском саду ребёнку должно быть уютно и спокойно, как дома

    Создание уголков различной направленности в детском саду реализует принцип воспитания всесторонне развитой личности. Здесь дети приобретают первоначальные представления о физических свойствах предметов, знакомятся с искусством и создают поделки, играют на музыкальных инструментах и поют, занимаются речевыми упражнениями, рассматривают книги и слушают чтение воспитателем, постигают значение нравственных ценностей. Благодаря разнообразию тематических уголков выполняется принцип частой смены деятельности: дошкольники быстро утомляются, теряют интерес к одному предмету и легко переключаются на другой. Индивидуально-личностный подход в обучении осуществляется в предоставлении выбора детьми, в каком центре активности они будут заниматься в конкретный момент (возможность самостоятельной деятельности в продуктивном творчестве, игре и т. д.). Таким образом, цель организации уголков в детском саду - создание условий для успешного развития способностей воспитанников.

    Организация детской деятельности в уголках реализует принцип всестороннего развития детей с учётом личностного подхода

    Задачи тематических уголков в детском саду

    1. Образовательные задачи:

    • формирование и расширение представлений об объектах окружающего мира (уголки познавательной направленности, центры природы, игровой и спортивной деятельности);
    • ознакомление с искусством и его видами (уголок искусства, театральный и музыкальный центры);
    • формирование первоначальных научных представлений - математических, физических, химических (уголок опытно-экспериментальной деятельности, математический центр);
    • подготовка к обучению чтению и письму (книжный, речевой, логопедический уголки, центр письменности);
    • знакомство с общественным устройством, социальными взаимоотношениями (уголки для сюжетно-ролевых игр, уголок ряжения с костюмами профессий).

    Воспитанники изучают строение Вселенной, небесные тела и их свойства

    2. Развивающие задачи:

    • развитие и совершенствование мелкой моторики (игровой уголок, центр экспериментирования, творческие мастерские, центры воды и песка);
    • совершенствование координации движений (физкультурный и трудовой уголки, творческие центры);
    • формирование и закрепление способности предметных действий - операций с различными объектами, инструментами и приборами (зелёный уголок, опытная лаборатория, зоны игры и продуктивного творчества, музыкальный островок);
    • развитие мыслительных способностей: прогнозирования, планирования, выдвижения гипотез, анализирования, обобщения, систематизирования (уголки исследовательской и творческой направленности);
    • развитие навыков устной речи (в центре любой активности, где действия детей сопровождаются комментированием, озвучиванием, особенно активно - в книжном, речевом, логопедическом, театрализованных уголках);
    • развитие психических способностей: долгосрочной памяти, различных видов восприятия (осуществляется в уголке любой направленности);
    • развитие физических качеств: ловкости, выносливости (физкультурной уголок, центр подвижных игр);
    • формирование и развитие навыка самообслуживания (уголок трудовой деятельности и дежурства, игровые и творческие зоны, центр живой природы).

    В центрах детской активности развиваются мыслительные, психические и творческие способности воспитанников, совершенствуются практические умения

    3. Воспитательные задачи:

    • создание положительной эмоциональной атмосферы в группе и сплочённости детского коллектива;
    • воспитание нравственных качеств (семейный уголок, центр дружбы, уголок добра, православный уголок);
    • воспитание любви к родине (национальный уголок, уголок родного языка, уголок города/села);
    • воспитание ответственности, в т. ч. социальной (уголок безопасности, правил дорожного движения);
    • воспитание аккуратности, обучение правилам поведения (уголок этикета, трудовой уголок, центр домоводства);
    • формирование эстетического вкуса и чувства гармонии (уголки художественно-эстетической направленности).

    Деятельность в уголках способствует формированию нравственных ценностей у дошкольников

    Оформление уголков осуществляется с учётом возрастных особенностей воспитанников. В занятиях с детьми 1,5–3 лет особое внимание уделяется развитию мелкой моторики и координации движений, поэтому будут актуальны центры песка и воды, исследовательские, игровые и физкультурные уголки. К старшему дошкольному возрасту дети приобретают способность к сюжетно-ролевым играм, участвуют в эвристических беседах, проявляют творческие способности - предметно-пространственная среда обогащается игровыми наборами и костюмами для раскрытия социальных компетенций («Поликлиника», «В магазине», «Газетный киоск», «На дороге» и др.), атрибутами для театрализованных игр и инсценировок.

    Материальная база уголков пополняется в соответствии с интересами и возрастом детей

    К возрасту 5 лет дети начинают понимать различия между девочками и мальчиками, их игры приобретают разную направленность: девочки играют в куклы, «Дочки-матери», «Салон красоты», мальчикам нравится заниматься с машинками, солдатиками, изображать супергероев и т. д. Поэтому для воспитанников старшей и подготовительной группы игровая зона может работать в виде двух уголков - для девочек и для мальчиков.

    Для старших дошкольников уголки могут быть разделены по интересам мальчиков и девочек

    В подготовительной группе воспитанники работают над созданием проектов: проводят много времени в исследовательском, экспериментальном, творческом уголках. Зоны самостоятельной активности пополняются картотеками заданий, наглядными алгоритмами выполнения практических исследований. Уголок знаний может быть оформлен и оснащён в соответствии с темой группового проекта (космический, экологический, технический).

    Дети 6–7 лет активно формируют представление о составе чисел, упражняются в простых вычислениях

    Требования к оформлению уголка по ФГОС

    Для уголков предъявляются требования в соответствии с их тематикой, однако выделяются общие положения для всех центров детской активности в детском саду:

    • удовлетворение интересов детей;
    • наполнение материальной базы с учётом возрастных особенностей воспитанников;
    • эстетичность, привлекательность и уютность - для создания хорошего настроения;
    • удобство и доступность материалов уголка каждому ребёнку;
    • оптимальное расположение в помещении группы (относительно источника света, остальных тематических уголков);
    • учёт регионального компонента при оформлении уголка (для знакомства и изучения национального быта, искусства, промыслов и ремёсел, языка, литературы).

    Уголки должны быть привлекательны и доступны детям и иметь оптимальное расположение относительно друг друга и источника света

    Паспорт уголка в детском саду

    Для каждого уголка заполняется паспорт группы, он хранится в защитном кармане непосредственно в центре активности или в папке документов у воспитателя.

    В паспорте описываются приводятся данные и следующие характеристики уголка:

    • название уголка;
    • номер группы, возраст детей;
    • цели и задачи работы уголка;
    • предметы мебели, их количество;
    • материалы и инструменты, их количество;
    • наглядные материалы (настенные плакаты, карты, схемы);
    • картотека игр, упражнений, экспериментов (возможных в условиях уголка).

    В паспорте уголка содержатся сведения о материальном оснащении и примеры занятий

    Уголки в детском саду: направленность, наполнение, функционирование

    Направленность Название уголка Оснащение, материальная база Функционирование
    Познавательно-исследовательская Уголок познавательно-исследовательской/опытно-экспериментальной деятельности Природные материалы; образцы тканей, металлов, древесины, пластмасс; вещества; стеклянные и пластиковые сосуды и ёмкости; медицинские материалы; приборы и инструменты для практических исследований; защитные халаты, шапочки, перчатки; картотека опытов и экспериментов; настенные схемы; бланки для фиксирования результатов исследований. Проведение исследований свойств различных объектов в самостоятельном или совместном с педагогом экспериментировании.
    Уголок сенсорики Большие пластиковые ёмкости с водой и песком (при возможности, в т. ч. и с кинетическим); игровые наборы для действий с этими материалами; природные материалы и другие предметы для экспериментирования с водой и песком (пластиковые кубики, деревянные шарики, скорлупа орехов и т. д.). Игры-эксперименты детей младшего дошкольного возраста.
    Уголок «Космос» Функциональные модели (луноход, космическая ракета); макеты («Солнечная система», «Чёрная дыра», «Млечный путь»); иллюстрированные энциклопедии; фотоколлажи и плакаты на тему «Космос»; материалы для проведения опытов и моделирования. Проведение опытов-моделирований (частичное и полное солнечное затмение, вращение планет вокруг Солнца и своей оси, спутники планет).
    Уголок будущего Функциональные модели (роботы, автоматизированная техника); фотоматериалы последних научных разработок; материалы для моделирования и конструирования. Знакомство с робототехникой, мастер-классы.
    Игровая Уголки сюжетно-ролевых игр: «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Почта», «Салон красоты», «Железная дорога», «Кухня», «Дочки-матери», «Космос», «Гараж» Наборы предметов и костюмов для игры; список вариантов проведения игры. Самостоятельная игровая деятельность детей 4–7 лет.
    Игровой уголок для девочек/для мальчиков Игрушки, костюмы для сюжетно-ролевых игр с учётом интересов девочек и мальчиков.
    Уголок игровой деятельности Куклы; игрушки из различных материалов (плюшевые, пластиковые, деревянные); настольные игры; наборы для конструирования; картотека дидактических игр. Для детей 1,5–3 лет: предметные действия с игрушками, совместные с педагогом дидактические игры.
    Для детей 4–5 лет: сюжетно-ролевые и настольные игры по предложенным воспитателем правилам.
    Для детей 6–7 лет: самостоятельные игры.
    Речевой Уголок чтения, книжный/библиотечный уголок, уголок сказок Подборка книг и журналов в соответствии с возрастом детей и их интересами; оформление уголка иллюстрациями; игрушки-персонажи книг (герои сказок, Чебурашка, Мойдодыр, Карлсон и др.). Прослушивание художественных текстов, проведение познавательных бесед на основе прочитанных книг, самостоятельное изучение печатных изданий, разучивание стихотворений.
    Логопедический уголок Картинки для проведения артикуляционной гимнастики; настольные игры для автоматизации звуков; карточки с предметными изображения по различным лексическим темам; картотека дидактических игр. Совместные с педагогом занятия по совершенствованию чистоты произнесения звуков, развитию фонематического слуха.
    Двигательная Физкультурный/спортивный уголок Спортивный инвентарь (мячи, обручи, скакалки, кегли и т. д.); иллюстративные материалы по летним и зимним видам спорта, командным и индивидуальным, олимпийским; картотека тематических физкультминуток; список подвижные игр. Организация педагогом мини-состязаний на сноровку; проведение пальчиковой гимнастики, зарядки, танцевальных пауз; самостоятельные подвижные игры и упражнения.
    Художественная, творческая Художественно-эстетический уголок Репродукции картин, уменьшенные копии архитектурных и скульптурных объектов; инструменты и материалы для практической деятельности: белая бумага и картон, набор цветной и гофрированной бумаги, пластилин, краски (акварель, гуашь), карандаши, кисти, ножницы, клей, фурнитура и природный материал для украшения поделок; сборник заданий для продуктивного творчества, варианты поделок; технокарты по лепке и оригами. Изучение наглядного материала и проведение эвристических бесед; создание поделок в различных техниках: рисунок, лепка, аппликация, пластилинография, оригами.
    Уголок «Народные промыслы» Игрушки, посуда и предметы интерьера в народном стиле (гжель, хохлома, жостово, дымковская и каргопольская игрушка, скопинская керамика и др.); иллюстрированные книги по народному декоративно-прикладному искусству; материалы для детского продуктивного творчества; алгоритм лепки народных игрушек, схемы создания узоров. Изучение выставок предметов народных промыслов, создание поделок в народном стиле.
    Театральный уголок, уголок ряжения Декорации для инсценировок сказок; наборы кукольного и пальчикового театров; маски и костюмы персонажей для детей, парики; аквагрим; картотека игр-инсценировок. Разыгрывание диалогов сказочных персонажей, подготовка спектакля для досугового мероприятия.
    Музыкальный уголок Проигрыватель и коллекция аудиозаписей (детские, праздничные песни, записи звуков и голосов природы с инструментальным сопровождением); портреты композиторов; инструменты: погремушки, трещотки, ксилофон, ложки, колокольчики, дудочки, свистульки, барабан, балалайка, бубен; картотека музыкальных/танцевальных игр. Совместная с педагогом и самостоятельная творческая деятельность (игры в оркестр, концерт); прослушивание аудиозаписей и обсуждения испытанных эмоций.
    Нравственное воспитание Уголок добрых дел Стенгазеты и плакаты о помощи ближнему, добром отношении к животным; книги по этой теме; лэпбуки и фотоальбомы с примерами хороших поступков воспитанников. Проведение бесед с обсуждением личного опыта воспитанников, прочитанных рассказов, совместное оформление стенгазет.
    Православный уголок, Пасхальный уголок, уголок Рождества Наглядный православный календарь; иллюстрированное издание Библии для детей; фигурки и картинки с изображением ангелов, церквей; декоративные пасхальные яйца; макеты «Рождественский вертеп», «Дары волхвов», «Вход Господень в Иерусалим». Чтение и обсуждение библейских историй в переложении для детей; подготовка к проведению праздничных досугов в группе (Рождество, Пасха, Медовый спас, Троица, Покров).
    Уголок «Семья» Иллюстрации на семейную тематику; примеры оформления родового древа; подборка печатных изданий; игровые наборы и фигурки. Беседы, направленные на формирование семейных ценностей; исследовательская и творческая деятельность по составлению истории рода.
    Патриотическое воспитание Уголок родного города Фотографический материал достопримечательностей и интересных мест в городе; герб и гимн города; макет центральной улицы; детский рисунки на тему «Мой двор», «Моя улица», «Праздник в нашем городе». Обсуждение важных событий в жизни города, подготовка к участию в праздновании Дня города.
    Национальный уголок Выставка кукол в национальных костюмах, предметы утвари и промыслов; книги на национальном языке. Прослушивание и обсуждение национальных сказок, разучивание стихотворений и песен на родном языке.
    Трудовое воспитание Уголок труда, уголок домоводства, уголок дежурных, уголок умывальника Плакаты-алгоритмы выполнения порядка действий при самообслуживании и выполнении поручений; мотивационные картинки и важности труда; фартуки, косынки, нарукавники, перчатки (для уборки, дежурства в столовой и уголке природы). Беседы с педагогом о важности труда, правилах гигиены; подготовка к коллективному участию в генеральной уборке, посадке деревьев и цветов на территории ДОУ.
    Развитие социальных компетенций Уголок профессий, уголок медика, уголок железнодорожника Книги о профессиях; фотографии людей за работой (возможности, родителей воспитанников); игровые тематические наборы «Доктор», «Полицейский», «Пожарный», «Строитель», «Повар» и др.; картотека дидактических игр на тему «Профессии». Эвристические беседы, выступление детей на тему «Кем работают мои родители».
    Уголок транспорта, уголок ПДД Книги о правилах поведения на дороге (в т. ч. железной дороги); плакаты по ПДД; макет проезжей части; настольные и дидактические игры. Обсуждение и повторение правил безопасности на проезжей части, просмотр обучающих мультфильмов, участие в играх, моделирующих дорожные поток и действия пешеходов.
    Создание положительной мотивации Уголок забытых вещей, уголок потеряшки Забавно оформленные контейнеры с потерянными вещами (игрушки, варежки, носки и т. д.). Сюда ребята приносят обнаруженные бесхозные вещи и заглядывают, если сами что-нибудь потеряли.
    Уголок именинника Празднично украшенные поздравительный стенд с окошком для фотографии именинника. Поздравление именинника, исполнение песенок («Пусть бегут неуклюже», «С Днём рождения тебя»), проведение игры («Каравай-каравай», например), вручение подарка, пожелания.
    Уголок питания Стенгазета о работе столовой в ДОУ; фотографии поваров детского сада; меню на неделю. Проведение бесед о здоровом питании и режиме питания, правилах приёма пищи.
    Уголок воспитателя Фотографии воспитателя за работой, с воспитанниками; грамоты за педагогические достижения. Обсуждение важности работы воспитателей, педагогов дополнительного образования, учителей.
    Уголок достижений Стенд с дипломами и грамотами воспитанников, фотоматериалы с презентаций проектов, творческих и спортивных соревнованиях. Поздравление призёров конкурсов.
    Уголки дополнительного образования Уголок первоклассника Рабочее место (парта и стульчики); школьные принадлежности: портфель, пенал с руками, карандашами, линейкой и др., готовальня, тетради, учебники для первого класса; распечатки с заданиями на определение звукового состава слова, написание печатных букв, сложение и вычитание в пределах 10; иллюстрации на тему «День знаний», «Первый класс», набор для игры в школу. Самостоятельная исследовательская деятельность, проведение упражнений по подготовке к обучению грамоте, проведение беседы о школе: первом учителе, уроках и каникулах, распорядке школьного дня, школьной форме.
    Уголок английского языка Плакаты с буквами английского алфавита, иллюстрированными словами; проигрыватель и подборка аудиозаписей (песни, стихотворения, фоноупражнения на английском языке); картотека игр. Совместная с воспитателем деятельность по изучению букв, слов и построению диалогов на английском языке, разучивание песенок и стихотворений.
    Шахматный уголок Коллекция шахматных наборов в различных стилях (деревянные, магнитные, картонные и др.); карточки с правилами передвижения фигур и их названиями; картотека шахматных задач для детей. Обучение первоначальным навыкам игры в шахматы; решение задач и самостоятельные игры ребят, которые имеют играть в шахматы (посещают кружок).
    Коммуникация Уголок вежливости, уголок этикета, «Здравствуйте, я пришёл!» (уголок приветствия) Игровые наборы для разыгрывания диалогов, плакаты-напоминания вежливых слов, картотека дидактических игр. Обучение правилам вежливого общения и этикета в игровой форме.

    Оформление уголка своими руками

    Уголок детской активности должен быть уютным, находиться в нём приятно воспитанникам. Вызывает положительные эмоции красочное оформление, использование знакомых детям сюжетов и персонажей, дополнение стеллажей наклейками и рисунками.

    Элементы самостоятельного оформления педагогом детских уголков с привлечением (по желанию) родителей и самих воспитанников:

    • рисование тематических стенгазет и плакатов;
    • создание простых украшений: фигурки-оригами, кусудамы, бумажные цветы, снежинки, бабочки и фонарики;
    • создание уголка в стилистике литературного произведения или мультфильма;
    • оформление природными материалами: букеты из сухоцветов, корзинки и коробки из веточек, фигурки из желудей;
    • выполнение макетов: «Наша улица», «Железная дорога», «Вулкан», «Солнечная система», «Строение острова», «Джунгли», «Рождество» и др.;
    • подготовка мини-выстовок из работ воспитанников;
    • изготовление кукол для пальчикового и теневого театра, масок;
    • рисование декораций для игровой и театрализованных видов деятельности;
    • разработка заданий для дидактических игр: вырезание карточек и фишек, разлиновка бланков и т. п.

    Вариант оформления уголков при помощи созданных своими руками изображения знакомых детям персонажей - сказочных гномов

    Оборудование уголка в детском саду

    • Столы и стулья в качестве рабочей зоны;

      В исследовательском, игровом и творческом уголках должно быть место для практической деятельности: продуктивного творчества, экспериментирования, дидактических игр

    • шкафы и стеллажи для хранения книг и материалов для занятий;

      Материалы в шкафах и на стеллажах доступны воспитанникам

    • контейнеры, корзины и ящики для игрушек, спортивного инвентаря, инструментов для творчества, природного и бросового материала, фурнитуры;

      Инвентарь хранится в пластиковых контейнерах, дети убирают предметы по завершении игр или занятий

    • папки для сборников игр, опытов, упражнений, сценариев;

      В уголках находятся папки с паспортом центра активности, сценариями игр и постановок, описаниями опытов и экспериментов

    • навесные полки для поделок воспитанников и выставок;
    • мягкие игровые модули;

      Мягкие игровые модули могут быть использованы в различных играх, они развивают воображение и конструкторские навыки

    • наборы мебели для уголков отдыха и уединения: шезлонги, матрасы, палатки, шатры.

      В уголке уединения ребёнок отдыхает и набирается сил, отгородиться на время от окружающих он может под зонтиком с лентами, например

    Основные средства оформления уголка

    • Информационный стенд: здесь размещаются темы ближайших занятий в центре активности, объявления, фотографии;

      На информационном стенде размечаются правила поведения в уголке, темы будущих занятий, фотографии воспитанников

    • вывески и эмблемы: это названия уголков, обозначения игровых условий, образцы специальной символики (олимпийской, научной);

      Эстетически правильно, когда эмблемы уголков в помещении группы выдержаны в едином стиле

    • надписи и ориентиры: помощь в самостоятельном поиске необходимых материалов, порядке выполнения действий;

      Ящики с материалами для экспериментирования младшими дошкольниками обозначаются при помощи картинок-символов

    • стенгазеты и статьи: демонстрация актуальности деятельности в указанном направлении, придание значения детским занятиям;

    «Уголка будущего школьника»

    в старшей группе

    Поступление в школу - важнейший момент в жизни ребенка и его родителей. Успехи его учебной деятельности в школе, адаптация к новым условиям и вхождение в новую систему отношений во многом зависят от его психологической готовности к обучению. Поэтому перед педагогами старших групп стоит задача - сформировать у детей интерес к школе и положительное отношение к ней, желание учиться, стремление занять позицию школьника. Необходимо учитывать, что современному ребенку, живущему в стрессогенности сегодняшней жизни, для обеспечения плавного перехода из условий детского сада в школу, требуются дополнительные усилия со стороны педагогов и родителей.

    Обогащение знаний детей о школьной жизни, профессиях в школе, изменении распорядка дня у детей, поступающих в школу.

    Обогащение словаря воспитанников по лексической теме «Скоро в школу».

    Воспитание у детей самостоятельности в особых моментах жизни, связанных с поступлением в школу, когда ребенок некоторое время должен решать возникающие проблемы самостоятельно.

    Профилактика школьных страхов.

    Направления работы:

    Организация в старших группах «Школьного уголка»;

    Изготовление и приобретение наглядных материалов по теме;

    Изготовление дидактических игр (включая речевые);

    Наработка игровых сюжетов на школьную тематику;

    Наработка материалов по развитию у детей самостоятельности;

    Каталогизация литературных материалов по теме.

    Наглядные материалы:

    • Набор картинок «Школьные помещения».
    • Наборы картинок разного формата «Школьные принадлежности» (картинки, сопровожденные короткими стихами Б.Заходера, Н.Нищевой, Т.Федотовой).
    • Комплект «Скоро в школу» (включает картинки разного формата различной тематики: школьные уроки, распорядок дня школьника в сравнении с распорядком дня дошкольника и др.)
    • Набор картинок «Школа раньше и сейчас» - для развития представлений детей о школьниках разных времен (отличие в одежде, школьных принадлежностях, классных помещениях и т.д.)

    Дидактические игры - неотъемлемая часть образовательного процесса. Они подбираются таким образом, чтобы в комплексе решалось несколько задач: развитие представлений детей о школе, развитие речи и внимания, развитие коммуникативных умений. Например:

    • «Найди лишний предмет», «Собери портфель», «Чего нельзя брать в школу» - на знание школьных принадлежностей.
    • «Определи части суток» - на развитие временных представлений и закреплении знаний детей о различии в распорядке дня дошкольника и школьника.
    • «Дни недели» - закрепление представлений детей о неделе, будних и выходных дней, повторности дней недели.
    • «Подбери слово к картинке» (для читающих детей).

    Особое место в ряду дидактических игр на школьную тематику занимают словесные , из серии М.Г.Борисенко и Н.А.Лукиной «Грамматика в картинках». Общие показатели развития речи современных детей свидетельствуют о том, что у многих из них при нормальном слухе и интеллекте может задерживаться формирование компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. В основе подбора игр - решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития ребенка. Картотека содержит специально подобранный игровой материал на школьную тематику с учетом соблюдения основных дидактических принципов: наглядности, доступности, деятельностного подхода.

    Игры для детей старшего возраста: «Что забыл нарисовать художник?», «Подбери пару», Назови нужное слово» и др.

    Игровые сюжеты на школьную тематику

    Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста неоспоримо. Развитое творческое воображение воспитанника - важнейшее условие формирования готовности к школе. Излишне говорить, что дети старшего дошкольного возраста особенно страдают от общей загруженности и недостатка времени на игру. Поэтому тематика сюжетно-ролевых игр в старшей к школе группе должна быть расширена за счет игр на школьную тематику. Педагогам необходимо разработать сценарии и ввести в практику такие игры, как «Урок математики», «Урок физкультуры», «В школьной столовой».

    В работе по развитию игровых сюжетов можно использовать:

    Разработку и изготовление наглядного материала (картинки и схемы) для обыгрывания ситуаций из жизни школьника по методике А.Либерман, О.Репиной.

    Литературные материалы:

    • «Веселые уроки» - цикл стихов Г.П.Шалаевой и О.М.Журавлевой о правилах поведения и общения в школьной жизни, воспитании самостоятельности. Названия стихотворений очень красноречивы: «Собери с собой все, что необходимо для уроков», «Учись просыпаться в школу сам», «Не жадничай в классе», «Береги школьное имущество», «Не скрывай от родителей плохие оценки», и т.д.
    • «Всё о школьной жизни» - подборка литературных произведений о школьниках, Дне знаний, о забавных и поучительных эпизодах школьной жизни. В подборку входят стихотворения и прозаические произведения отечественных авторов разных поколений.
    • «Школьные принадлежности» - подборка маленьких стихотворений, сопровождающих изображения школьных принадлежностей.

    - Видеоматериалы:

    • Разговор о школе.
    • Мультипликационные фильмы (формат DVD)
    • «Переменка № 1».
    • «Приключения запятой и точки»;
    • «В стране невыученных уроков»;
    • «Проделкин в школе»;
    • «На задней парте», выпуски 1-4.

    Просмотр перечисленных фильмов преследует не только развлекательную и воспитательную цели (высмеивание нерадивости, легкомысленное отношение к учебе и т.д.), но частично решает проблему профилактики страхов перед поступлением в школу. Просмотры планируются ежемесячно и очень популярны среди детей.

    Материалы по информационной поддержке родителей. Темы консультаций - «Не за горами первый класс», «Это поможет в выборе школы», «Чтобы не допустить беды», «О питании и воспитании», «Как решить с ребенком денежный вопрос».

    Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая, творческая среда позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, а ведь именно это создает основу социальной уверенности ребенка, так необходимой для безболезненного перехода детей в условия школы.

    Использованные источники:

    1. Комплексы развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста: Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.- Минск, 2000.-38с.
    2. Я хочу в школу: познавательно-мотивационных комплекс занятий для подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов и психологов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/ О.А. Терёхина.- 2-е изд. -Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2006.-46, {2} с.
    3. http://www.jlady.ru/psihologiya-detey/podgotovka-detej-k-shkole.html

    Презентация школьного уголка в старшей группе

    Встречай, учи и снова расставайся…

    Кажется, ещё совсем недавно мы познакомились с нашими маленькими, робкими малышами, нашими девчонками и мальчишками. И вот уже четвёртый год мы шагаем рядом с ними. Вместе огорчаемся неудачам, вместе радуемся победам, пусть и очень маленьким пока. А впереди - школа.

    Поступление в школу - важнейший момент в жизни детей и их родителей. Успехи в учебной деятельности в школе, адаптация к новым условиям и вхождение в новую систему отношений во многом зависят от психологической готовности ребёнка к обучению. Поэтому перед педагогами старших групп учреждений дошкольного образования стоит задача - сформировать у детей интерес к школе и положительное отношение к ней, желание учиться, стремление занять позицию школьника.

    Информационная подготовка ребенка к обучению в школе, как правило, начинается еще задолго до самого момента поступления в первый класс. Поддерживать и развивать растущий интерес к предстоящему школьному обучению поможет правильно организованная развивающая среда. С помощью внесенных в нее материалов и оборудования решаются следующие задачи:

    Расширение у детей знаний о школьной жизни, профессиях в школе, изменении распорядка дня у детей, поступающих в школу;

    Обогащение словаря по лексической теме «Скоро в школу»;

    Подготовка руки к письму;

    Воспитание самостоятельности;

    Профилактика школьных страхов.

    Мы стараемся планомерно обогащать предметно-развивающую среду группы материалами по школьной тематике.

    В старшей группе есть у нас

    Школьный уголок.

    В нём как будто первый класс,

    В нём каждый день - урок.

    Здесь книги есть для чтения,

    Используя игры «Цифры» и «Математика» мы знакомим ребят с цифрами, обучаем счёту, учим соотносить число и количество предметов, изображённых на картинках.

    Игры «Время», «Часы» - формируют навыки определения времени по электронным и математическим часам, дают представления о возможной занятости людей в определённые промежутки времени.

    Игра «Времена года» - помогает выделять характерные для каждого времени года приметы.

    …В нашем школьном уголке есть буквы -

    Слова, чтоб складывать, чтоб их потом читать…

    Игры «Буквы и слова», «Мои первые буквы», «Азбука» в интересной занимательной форме позволяют знакомить детей с буквами русского языка, в процессе игр развивают память, формируют простейшие навыки звуко-буквенного анализа, чтения целых слов.

    …Есть здесь ручки и тетрадки,

    Чтобы учиться писать…

    А также игры с различными видами шнуровок, раскраски на школьную тематику, которые хорошо развивают моторику руки.

    …В нашем школьном уголке мы учим без подсказки

    На уроках отвечать…

    Ребята с удовольствием играют в сюжетно -ролевые игры «Урок математики», «Урок физкультуры».

    Наш школьный уголок располагает набором картинок «Школьные помещения». Здесь также находятся портфель со школьными принадлежностями, две куклы - школьницы - для развития представления о внешнем виде девочек - школьниц разных времён. Набор картинок «Школьные принадлежности» сопровождён стихами, загадками, советами «Как вести себя в школе». Имеются у нас и видеоматериалы, в частности мультфильмы, на школьную тематику.

    …Всему здесь учим нужному,

    Любить здесь учим труд,

    Надеемся, что группу нашу дружную,

    В школу с удовольствием возьмут.

    Подготовила воспитатель Т.В. Малец

    Презентация_школьного_уголка (фото)

    Тематические зоны в группе - обязательное условие для гармоничного всестороннего развития дошкольников. Богатство их содержания вместе с подходящим оформлением позволят малышам получать большой опыт во время пребывания в детском саду. Одним из любимых занятий и младших, и старших дошкольников является рисование. Яркий же и насыщенный материалами уголок ИЗО ещё больше заинтересует ребят творческой деятельностью.

    Значение уголка ИЗО в детском саду

    Большинство дошкольников обожают рисовать. Им очень нравятся занятия по изобразительной деятельности в детском саду, и поэтому в свободное время ребята с удовольствием повторяют свои рисунки и поделки. Многим же нравится раскрашивать готовые картинки, например, на определённую тематику (девочкам - сказочных принцесс, а мальчикам - автомобили, самолёты и пр.). Кому-то интересно рассматривать альбомы с репродукциями произведений живописи и изящные изделия народного промысла (матрёшки, деревянные ложки, блюда, подносы).

    Многие ребята в детском саду в свободное время с удовольствием раскрашивают картинки

    Все указанные виды деятельности способствуют творческому развитию дошкольников, а найти себе подходящее занятие ребёнок сможет в уголке ИЗО, который специально для этой цели оборудует воспитатель. Ребята получают возможность раскрыть свой потенциал и обогатить представления о красоте окружающего мира.

    Зона ИЗО также оформляется и для родителей в раздевалке в виде красивого стенда. Ведь мамам и папам очень интересно увидеть рисунки и поделки, которые их дети создали своими руками. Это даёт взрослым возможность соприкоснуться с образовательным процессом в ДОУ.

    Родители с удовольствием рассматривают рисунки и поделки своих детей

    Требования к созданию и оформлению уголка ИЗО

    Согласно современному образовательному стандарту (ФГОС) оформление зоны ИЗО в группе должно отвечать следующим требования.

    1. Уголок располагается в хорошо освещённом (недалеко от окна) месте.
    2. Оборудование соответствует потребностям данного возраста. Ведь каждая возрастная категория своеобразна. Например, у младших дошкольников идёт процесс адаптации, поэтому воспитателю не нужно часто менять оформление. Внимание детей не должны отвлекать лишние детали. Кроме того, уголок изо должен способствовать развитию сенсорики малышей. В старшем же возрасте более важны условия для самовыражения.
    3. Материалы для творчества и эстетического развития (например, альбомы с картинками) должны находиться в свободном доступе дошкольников, чтобы они чувствовали себя «хозяевами» в группе.
    4. Высокая эстетичность. Хороший уголок привлекает детское внимание своим красивым оформлением. Ребята должны себя ощущать там комфортно, испытывать эстетическое наслаждение. Важное значение имеет именно «детский» дизайн - включение в оформление игровых персонажей (картинки и куклы), творческих работ воспитанников.
    5. Многофункциональность. Игровую среду можно видоизменять в зависимости от обучающей ситуации, объединять с другими зонами. Ведь группы - это не очень большие помещения, поэтому каждый метр нужно использовать рационально. Оборудование и материалы должны легко трансформироваться для создания новой игры. Например, с помощью уголка ИЗО можно организовать сюжетно-ролевую игру «В мастерской художника» (совмещение с уголком театрализации).
    6. Вариативность. Оснащение зоны периодически сменяется: добавляется новый материал для творчества, обновляются детские демонстрационные работы, элементы оформления. Кроме того, в уголке должны создаваться условия для индивидуальных (например, рисование, лепка, раскрашивание картинок) и коллективных занятий (рассматривание альбомов, дидактические игры).
    7. Безопасность и высокое качество материалов, используемых в создании зоны. Это касается и мебели, и средств для непосредственного оснащения уголка (например, ножницы и клей должны храниться в коробках с крышкой).
    8. Соблюдение гендерного принципа. Как известно, мальчики и девочки имеют свои предпочтения. Воспитатель должен учитывать этот момент при подборе материала в уголке ИЗО (в частности, предлагать раскраски с автомобилями, самолётами, роботами и принцессами, цветами, бабочками и пр.).

    В младшем дошкольном возрасте зону ИЗО можно совмещать с уголком сенсорики

    На центр изодеятельности (как и на другие зоны в группе), педагог составляет паспорт, в котором указывает его название, назначение и подробно прописывает оснащение уголка.

    Важнейший компонент зоны ИЗО в группе - её наполняемость. Прежде всего, это непосредственно материалы для творчества.

    1. Бумага различной текстуры (матовая, глянцевая, гофрированная, бархатная, прозрачная, самоклеящаяся плёнка, картон) и формата (А3, А4, А5), наклейки, разноцветная фольга.
    2. Бумага, тонированная в тёплые и холодные тона, двухцветная (голубой верх листа - небо и зелёный - трава).
    3. Кусочки ткани разной фактуры, нитки, тонкие ленточки (для аппликации).
    4. Цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, гелевые ручки, маркеры, уголь, сангина.
    5. Гуашевые и акварельные краски, кисти разной толщины, палитры, стаканчики-непроливайки, подставки для кистей.
    6. Ножницы, клей (карандаши и ПВА), клеёнки, тряпочки.
    7. Небольшие магнитные доски для рисования.
    8. Природный материал для создания поделок, аппликаций и декорирования рисунков (шишки, жёлуди, семена, опилки и пр.).
    9. Бросовый материал (пенопласт, пуговицы, пробки, пластиковые стаканчики и пр.).
    10. Приспособления и инструменты для рисования в нетрадиционной технике (поролон, ватные палочки, зубные щётки, штампы, трубочки для коктейля и пр.).
    11. Раскраски самой разной тематики, трафареты с изображением животных, растений, фруктов, овощей, автомобилей и пр.
    12. Материал для лепки: пластилин, размятая глина, разноцветное тесто для лепки, стеки, доски.
    13. Фартучки и нарукавники для дошкольников, подносы.

    При наполняемости уголка материалами обязательного учитывается возраст воспитанников. Так, в младшем возрасте достаточно цветных карандашей и фломастеров основных цветов: чёрный, красный, жёлтый, синий и зелёный (это же касается и цветной бумаги для аппликации). Далее цветовая гамма расширяется по мере взросления детей.

    Ножницы ребятам предлагаются только в средней группе и под контролем воспитателя.

    Новые материалы добавляются по мере их освоения (например, акварельные краски, сангина и уголь в средней группе). То же самое относится и к материалам для нетрадиционных изобразительных техник (например, после того как воспитанники младшей группы освоили на занятии рисование ватными палочками, педагог выкладывает их в зону ИЗО).

    Фотогалерея: материалы для изобразительного творчества

    Для создания поделок и объёмных аппликаций можно задействовать бросовый материал Каждый инструмент для творчества должен быть представлен в разных видах и в достаточном количестве В младшем возрасте воспитатель сам нарезает малышам кружки, квадратики, звёздочки и прочие фигуры Из природного материала можно сделать много интересных вещей Нетрадиционное рисование очень важно для творческого развития Раскраски должны быть представлены по разным лексическми темам и соответствовать гендерному принципу В ходе творческого процесса не нужно забывать о чистоте одежды и мебели Разнообразие материалов для рисования даёт детям простор для воображения

    Видео: материалы оборудование для организации изодеятельности в ДОУ (связь рисования и сенсорики)

    Большое значение в уголке ИЗО имеют и наглядные материалы.

    1. Репродукции картин известных художников, демонстрирующие различные жанры (пейзаж, портрет, натюрморт), портреты живописцев.
    2. Альбомы по декоративно-прикладному искусству («Гжель», «Хохлома», «Дымка» и др.). Если данная тема рассматривалась на занятии, по ней выкладывается дополнительным материал.
    3. Образцы игрушек и предметов народного промысла (жостовские подносы, хохломские ложки, дымковские и филимоновские игрушки, гжельские чашки и пр.).
    4. Папка с лучшими детскими работами.
    5. Альбом с работами в нетрадиционных изобразительных техниках.
    6. Коллекции красивых открыток по разным темам: Новый год, Восьмое марта, День Победы, День Космонавтики. Ребята могут использовать их как образцы для создания рисунков, плакатов.
    7. Книги по лепке, аппликации, старшем возрасте энциклопедии на тему живописи.
    8. Пошаговые схемы рисования популярных объектов (человек в разных позах, кошка, собака, лошадь и другие животные, птицы, цветы).
    9. Плакаты на тему изобразительной деятельности.

    Фотогалерея: наглядный материал в уголке ИЗО

    ИЗО В уголке ИЗО обязательно нужно разместить образцы изделий декоративно-прикладного искусства Репродукции картин наглядно продемонстрируют детям особенности каждого жанра живописи Старшим дошкольникам будут интересны энциклопедии и книги-самоучители по изобразительному искусству Опираясь на схему, ребёнок может нарисовать любое животное по своему желанию Плакат напомнит ребятам, как правильно смешивать краски для получения нужного оттенка

    Неотъемлемая часть уголка ИЗО - дидактические игры данной направленности. Для младших дошкольников это простые пособия на закрепление основных цветов (их можно также использовать и в среднем возрасте). Задача ребёнка - определить, какие цвета используются в каждом конкретном рисунке.

    Задача воспитанников - определить, какие цвета использованы в каждом рисунке

    Для малышей подойдут также игры типа «Укрась сарафан Матрёшки»: необходимо соотнести по цвету сарафан и цветочки.

    Матрёшку определённого цвета нужно украсить такими же цветочками

    В средней группе уже можно вводить игры по декоративно-прикладному искусству. Вначале они простые, например, «Разложи конфеты по вазочкам». Ребята должны внешне научиться отличать друг от друга изделия разных промыслов.

    Цель игры - научить детей внешне определять изделия определённого промысла

    В старшем дошкольном возрасте игры становятся более сложными. Их цель - углубить знания по декоративно-прикладному искусству. Например, детям предлагается с помощью карточек воссоздать последовательность выполнения элементов народной росписи.

    Ребята с помощью карточек воссоздают последовательность выполнения элементов народной росписи

    Пособие может быть направлено на более детальное изучение какой-то определённой росписи, например, хохломы.

    Пособие учит будущих школьников классифицировать и обобщать изделия народной росписи

    Мебель для оборудования уголка изодеятельности в ДОУ

    Важное значение для оборудования уголка ИЗО в группе имеет подходящая мебель. Идеальный вариант - небольшой стеллаж с тумбочкой внизу. В тумбочку лучше положить бумагу, кисти, клей и прочий материал, а альбомы, репродукции, декоративные игрушки и посуда размещаются на открытых полочках.

    На открытые полки лучше положить декоративные вещи, а материал для творчества поместить в тумбочку

    Стеллаж можно выбрать или сделать на заказ оригинальной формы, например, в виде сказочного домика, что, конечно же, будет дополнительно привлекать детское внимание.

    Стеллаж похож на сказочный теремок

    Как вариант можно использовать для зоны творчества комод с выдвижными ящиками и полкой вверху.

    Альтернативой стеллажу может стать комод

    Мебель должна быть невысокой, чтобы воспитанникам разного роста было удобно доставать нужные предметы.

    В зоне ИЗО хорошо поставить специальный столик для творческой деятельности дошкольников. Иногда он совмещается со стеллажом.

    Столик-стеллаж - удобный и компактный вариант для детского сада

    Если группа небольшая, то необязательно выделять особый стол для рисования. Ребёнок просто берёт необходимые ему материалы и садится в любое удобное место. При недостатке места можно также использовать миниатюрные угловые стеллажи.

    Если в группе не очень много места, то выручит миниатюрный угловой стеллаж

    Также может выручить обыкновенная этажерка и навесные полки.

    В младшем дошкольном возрасте, когда материала в уголке ИЗО ещё не очень много, можно использовать навесные полочки и небольшую этажерку

    В уголке ИЗО также можно расположить мольберт (чтобы ребята почувствовали себя настоящими художниками).

    Рисовать детям можно не только на столике, но и на специальном мольберте

    Ещё одна важная составляющая (хотя и не обязательная) уголка ИЗО в группе - стенд для детских работ. Ребёнок может повесить туда свой рисунок, чтобы воспитатель и остальные ребята на него полюбовались. Изготовить такую вещь можно своими руками - из обычной москитной сетки для окон. На боковые стороны вставляются декоративные кнопки, на них натягиваются цветные шнурочки. Фиксируются рисунки на шнурочки маленькими зажимами.

    Рисунки фиксируются к шнурочку маленькими зажимами

    Прикрепляя рисунок к такому стенду, дошкольник дополнительно развивает мелкую моторику.

    Что касается демонстрационных стендов для раздевалки, то педагог может приобрести их на заказ либо опять-таки сделать самостоятельно, например, из потолочных пластиковых плиток.

    Проявив фантазию, любой воспитатель может легко изготовить стенд для детских работ

    Видео: галереи для демонстрации детских работ

    Оригинально оформляем уголок своими руками

    Важная часть организации центра изодеятельности - его эстетичное и оригинальное оформление. Именно здесь педагог может проявить всю свою фантазию и увлечённость профессией. Современная мебель для детских садов часто красива сама по себе и окрашена в красочные тона, но если шкафчик довольно простой, то воспитатель может преобразить его с помощью рисунка или яркой наклейки, например, весёлой гусеницы, тело которой окрашено во все цвета радуги.

    Красочная картинка преобразит даже самую простую мебель

    Как вариант это могут быть забавные разноцветные кляксы.

    Забавные кляксы на мебели поднимут ребятам настроение

    Часто дополнительно украшается стена, около которой располагается стеллаж. Нужно помнить, что картинка должна быть позитивной, доброй и нести в себе обучающую нагрузку. Это может быть весёлый лесной зверёк, представленный в образе художника, например, енот.

    Лесной зверёк представлен в образе художника

    Можно изобразить Карандаша - главного героя детского журнала «Весёлые картинки», который держит в руках инструменты художника.

    Карандаш - символ детского журнала «Весёлые картинки»

    Наклеить можно любого популярного персонажа (Буратино, Незнайку, Кота Леопольда), а в руках он будет держать детские рисунки. Как один из вариантов это может быть солнышко с лучиками-карандашами.

    Стену оживит солнышко из цветных карандашей

    Оригинальный декор - изображение таинственного замка, в котором живут карандаши, а на его шпиле развеваются атласные ленточки.

    Необычная идея - ленточки, которые развеваются на шпиле башни

    Воспитатель может нарисовать картинку на ватмане, а затем вырезать её или же использовать готовые виниловые наклейки.

    Изображение на стене можно периодические обновлять, например, в связи с изучением какой-то темы.

    Очень оригинальная аппликация на стене привлечёт детское внимание к изучению народного промысла

    Отличный вариант декора - детские работы в нетрадиционной технике, украшенный необычной рамочкой.

    Работы хорошо поместить в оригинальную рамку

    Если зона ИЗО находится возле окна, то его также можно тематически украсить, например, объёмными разноцветными карандашами с антропоморфными чертами.

    На штору (впрочем, как и на стену) можно повесить оригинальные объёмные карандаши разных цветов с личиком, ручками и ножками

    Чтобы уголок ИЗО ещё больше привлекал дошкольников, можно красиво обыграть материал для творчества, например, оригинально оформить подставки для карандашей и фломастеров - в виде грузовой машины, гусеницы. А подставку для бумаги или папок с рисунками можно представить в виде кошки с поднятым вверх хвостом.

    Забавные элементы декора поднимут детям настроения и повысят интерес к творчеству

    Фотогалерея: примеры интересного оформления центров ИЗО в группе

    Очень интересное оформление стены в виде замков в жёлтой, зелёной, красной и синей цветовой гамме, в которых живут антропоморфные карандаши, бумага и кисточки Интересная деталь оформления - силуэты деревьев с кроной разного цвета Яркие детали в оформлении уголка - фигуры весёлых карандашей с ножками-пружинками На голубом фоне красиво смотрятся чркие материалы уголка, оригинальность же придают стаканчики, обклеенные пластиковыми ложками

    Как назвать уголок ИЗО в детском саду

    Название уголка ИЗО в группе также можно обыграть творчески. Рассмотреть можно такие варианты.

    1. «Весёлый художник».
    2. «Юные художники».
    3. «В гостях у художника».
    4. «Страна творчества».
    5. «Мастерская творчества».

    Основные виды деятельности в уголке ИЗО

    Первоначальная задача воспитателя - познакомить дошкольников с уголком ИЗО (конечно же, это делается в раннем дошкольном возрасте).

    1. Педагог рассказывает ребятам об устройстве этой зоны, её назначении.
    2. Приучает детей рассматривать картинки, репродукции картин, альбомы только в этом уголке (с ними не нужно ходить по группе). Брать эти вещи нужно только чистыми руками, их нельзя мять, использовать как игрушки, всегда класть на своё место после ознакомления.

    В соответствии с оснащением уголка ИЗО выделяется несколько направлений видов деятельности в этой зоне.

    1. Закрепление материала, полученного в ходе занятия. Например, воспитатель предлагает ребёнку, который не очень хорошо справился с заданием, сделать ещё одну поделку из пластилина или изобразить что-либо на бумаге. Другой вариант - малышу так понравилось творить на занятии, что он хочется нарисовать этот же объект ещё раз.
    2. Творческая деятельность (рисование, лепка, аппликация, создание поделок из бросового и природного материала) в свободное время. Такое занятие больше всего развивает детскую фантазию, воображение.
    3. Раскрашивание картинок. Такая работа развивает мелкую моторику (нужно следить, чтобы карандаш или фломастер не выходил за контур рисунка). Кроме того, можно проявить фантазию в выборе цвета.
    4. Дидактические игры. Многим ребятам нравится заниматься с настолько-печатными пособиями, например, собирать пазлы по теме ИЗО или подбирать подходящие по смыслу картинки. К тому же, это опять-таки развивает мелкую моторику.
    5. Рассматривание репродукций известных картин. Такая деятельность расширяет детский кругозор, помогает уяснить понятие жанра в живописи.

    Чтобы занятия дошкольников в уголке ИЗО были успешными, педагог должен помочь каждому ребёнку поверить в свои силы. Для этого необходимо учитывать следующие моменты.

    1. Предоставлять ребятам максимум самостоятельности для проявления творческой инициативы, предоставлять им свободное физическое и психическое пространство (если они в нём нуждаются). В то же время воспитатель должен заинтересовать детей творчеством, может ненавязчиво подсказывать сюжеты для работы - предлагать рисовать и мастерить всё то, о чём воспитанники любят говорить или думать.
    2. У дошкольников должно быть изобилие материалов и инструментов для изображения.
    3. Детские рисунки и поделки ни в коем случае нельзя подвергать критике, а, наоборот, стимулировать малышей к творчеству.

    Задача педагога - помочь детям проникнуться атмосферой творчества

    Что в себя включает анализ оформления и работы уголка ИЗО

    Периодически в детском саду организуются смотры-конкурсы развивающих зон, в том числе центра изодеятельности. При этом методист ДОУ проводит анализ оформления и работы уголка в каждой группе.

    Такой самоанализ воспитатель может провести и самостоятельно по определённому плану.

    1. Название уголка.
    2. Цель его создания.
    3. Оборудование уголка. Насколько удобно и рационально размещена мебель (столы, стеллажи, полки).
    4. Оснащение уголка. Какие представлены виды бумаги, изобразительных материалов, материалов для лепки и аппликации и пр.? Отметить особенности хранения некоторых инструментов (ножницы, клей) для обеспечения детской безопасности.
    5. Наличие в уголке образцов жанров живописи, изделий декоративно-прикладного искусства, детских работ, схем для рисования.
    6. Соответствует ли представленный материал возрастным и программным требованиям?
    7. Как педагог организует работу дошкольников в уголке ИЗО? Какие использует приёмы и методы для стимуляции детского интереса к продуктивной работе (совместная деятельность, создание мотивации, творческие задания и пр.).
    8. Эстетичность оформления уголка.

    Видео: уголок ИЗО и другие развивающие зоны в средней группе

    Уголок ИЗО в группе поможет дошкольникам в полной мере раскрыть свои изобразительные способности, закрепить материал, пройденный на занятии, реализовать свои собственные фантазии. Главное, чтобы материалы и наглядные пособия всегда были в свободном доступе. Также важно яркое и оригинальное оформление этой зоны: ведь художественный вкус нужно развивать с самого раннего возраста. А для того чтобы поддерживать интерес родителей к творческому развитию своих детей, задача педагога - оформить красивый стенд в раздевалке для демонстрации рисунков и поделок своих воспитанников.

    Есть такое интересное выражение о том, что среда, в которой живёт ребёнок – как рассол. В жизни ведь как – если рассол хороший, то какой бы ни был огурец, он в любом случае станет гордостью хозяйки и украшением любого праздничного стола. К педагогике впервые применил этот принцип педагог В. Ф. Шаталов.

    Детский сад как раз и становится таким вот новым «рассолом» для трёхлетних малышей, которые впервые меняют основную среду своего развития первых трёх лет — дом и семью — на новую, более наполненную людьми, предметами и событиями — на среду детского сада.

    Основные принципы зонирования групп в детском саду

    Среда — это система взаимосвязей предметного и личностного характера. Она должна помогать педагогам наиболее эффективно развивать индивидуальность ребёнка, учитывая его интересы и склонности.

    Зонирование группы детского сада это и есть создание того самого «рассола», развивающей среды вокруг ребёнка.

    Так как помещение группы детского сада обычно не напоминает размерами стадион «Лужники», используем для создания зон так называемую кассетную систему , то есть легко трансформирующееся оборудование, с помощью которого мы сможем создавать сферы деятельности детей по желанию, объединяя их или отделяя друг от друга. Так будут соблюдены принципы стабильности и динамичности – разнообразие отдельных подвижных блоков в стабильном помещении. Дети в этих зонах смогут заниматься различными делами, не мешая друг другу, при необходимости имея возможность объединяться для совместной деятельности.

    Невозможно находиться в коллективе целый день, особенно если ребёнок – интроверт. Необходимо иметь в группе и зону, где будет возможность уединиться.

    Обязательный, очень важный принцип зонирования – эстетичность и необычность пространства . Созданные вами в группе «уголки» должны притягивать, пусть ребёнку хочется в них находиться, рассматривать их наполнение, выполнять соответствующие теме действия.

    Зоны, созданные вами в группе детского сада, обязательно должны учитывать ведущие модальные каналы детей . Все мы разные: есть среди нас аудиалы, которые воспринимают мир, в основном, на слух; визуалы, для которых главное – видеть. Есть кинестетики – мир дан им в ощущениях, в основном, тактильных. Есть и смешанные типы – так называемые дигиталы. Поэтому необходимо выстраивать зоны группы детского сада таким образом, чтобы ребёнок мог задействовать и свой основной канал восприятия, и в то же время чтобы в освоении им действительности участвовали все каналы получения информации.

    При создании зон в группе нельзя забывать о гендерном различии . Мальчики и девочки по-разному воспринимают мир, их особенности необходимо учитывать, особенно при том, что дошкольное образование отдано в нашей стране на откуп женщинам.

    Необходимо также обязательное обеспечение разделение мальчиков и девочек в спальне, душевой, туалетной.

    Для увеличения результативности действий, осуществляемых детьми в групповых зонах необходимо помнить о том, что педагог, как настоящий лидер, должен всегда быть на несколько ступенек выше детей, ведя их за собой, опережать их уровень развития. Ориентация на зону ближайшего развития ребенка должна быть заложена в каждой из зон в группе детского сада.

    Очень важно при зонировании групп детского сада учитывать основные особенности возраста детей.

    • Так, для трёхлеток ещё трудно быстро вживаться в изменяющееся пространство, поэтому в младшей группе детского сада нецелесообразно часто менять пространство.

    Зоны в младшей группе помогут развить сенсорные способности детей. Используйте как можно больше разнообразных материалов, технологий для оборудования зон групп этого возраста, так вы поможете ребёнку развить его анализаторы. Не зря ведь среда детского сада имеет название предметно-развивающая, используйте как можно больше разнообразных предметов, точно зная про каждый, как он поможет развитию ребёнка. И повторим ещё раз: не забывайте о принципе эстетичности среды! Не надо заполнять пространство кучей разрозненных, «дерущихся» между собой по стилю и эстетике предметами. Развитию мышления и зрительного восприятия детей трёх лет помогает использование символических рисунков и схем. Но необходимо каждый раз перед тем, как вы будете предлагать детям какую-то новую символику, предварительно объяснить, что конкретно вы имели в виду, особенно на первом этапе применения.

    • Возросшая подвижность детей средней группы предполагает увеличение пространства зон именно для таких игр и занятий.

    В этом возрасте вырастает интерес к совместным играм в микрогруппах в специально организованных «декорациях» для сюжетно-ролевых игр.

    • Старший дошкольный возраст – время творчества и самоутверждения. Зоны в старшей группе детского сада должны уже достаточно часто изменяться с ориентацией на поддержание интереса ребенка к предметно-развивающей среде, на изученный материал, индивидуальные особенности и возможности детей, обеспечение зоны ближайшего развития, растущую информативность.

    Стандартные зоны в группе детского сада могут быть ориентированы как на направления развития ребёнка и образовательные области программ дошкольного образования:

    • познавательно-речевое, социально-личностное, экологическое, художественно-эстетическое развитие;
    • художественное творчество, музыку, спорт, театр, народное творчество, народные промыслы, краеведение, основы безопасности жизнедеятельности с включением изучения правил дорожного движении, так и формы, методы и технологии реализации этих программ: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры;
    • обязательно должны быть книжная зона, индивидуальная зона, зона гигиены.

    Вот, к примеру, как и чем могут быть оборудованы зоны, посвященные познавательно-речевому развитию (зона дидактических игр), социально-личностному и художественно-эстетическому развитию и образовательной области «Театр».

    Познавательно-речевое развитие

    Тип оборудования: объекты для исследования в действии

    1.​ Неваляшка (различных размеров)

    Неваляшки Алёнка, Пупс, Милашка, Клоун, Кот, Мышонок, Зайчик, Поросёнок, Собачка

    2.​ Шнуровки простые

    Волшебные верёвочки 1, Волшебные верёвочки 2, Серия «Шнурочки», «На шнурочке»

    3.​ Мозаика с крупногабаритной основой, образцами изображений и крупными фишками

    Мозаика «Принцессы цветов-1», «Принцессы цветов-2», Пазлы «Забавная мозаика в экране», «Цветные паровозики»

    4.​ Мозаика с основой, образцами изображений и крупными фишками с чемоданчиком для хранения

    Мозаика в экране (пазлы), «Забавная мозаика» в пачке, «Дымка», «Гжель»

    Тип оборудования: строительный материал

    5.​ Набор кубиков среднего размера

    Кубики «Русские сказки», «Умные кубики», «Азбука. Кубики», Кубики «Я буду говорить»

    6.​ Набор цветных элементов из основных геометрических форм

    «Малышам. Форма», «Малышам. Величина», Геометрическая мозаика, «Домино малышам. Геометрические фигуры», «Закрой фигуры», Лото «Форма», Раздаточный и демонстрационный материал по математике, «Размышляй-ка», «Скоро в школу 2», «Скоро в школу 3», «Сравни и подбери», «Учимся сравнивать», «Что лишнее», Набор для детского творчества № 2, «Волшебная геометрия»

    Тип оборудования: конструкторы

    7.​ Творческое конструирование для детей. Город

    «Законы улиц и дорог»

    8.​ Творческое конструирование для детей. Строим дорогу

    «Большая прогулка», «Законы улиц и дорог»

    9.​ Творческое конструирование для детей. Набор специальных элементов

    Игра-самоделка «Битва за крепость», набор для детского творчества № 2

    Тип оборудования: образно-символический материал

    10.​ Доска с вкладышами

    Игры с кармашками: «Заюшкина избушка», «Три поросёнка», «Теремок» «Рукавичка», «Колобок», «Курочка-Ряба», «Паровозик»

    11.​ Картинки разрезные

    «Кукла вырезная» («Зима-лето», «Карнавал», «Народные костюмы», «Профессии), «Одень Виолетту», «Модный салон»

    12.​ Картинки-половинки

    «Цветные паровозики», серия игр «В мире слов»: «Предлоги», «Первые слова», «Расскажи, кто что делает», «Первый рассказ», «Один и много». «Занимательные квадраты-3», «Картинки-половинки», «Картинки-половинки-2», «Весёлые истории», «Забавные истории», игры с карточками «Часть - целое». Серия «Парочки»

    13.​ Тематические наборы карточек с изображениями (помимо того, что это тематические наборы карточек - игры все по разным темам — в них можно играть по правилам, вложенным в игры)

    «Весёлое лото», «Жили-были сказки», «Мои любимые сказки», «Почитай-ка. Готовимся к школе», «Что сначала, что потом?», «Расскажи сказку», «А,Б,В,Г,Д…», «Аналогии», «В гости к зайчикам», «Выбираем противоположности», «Всё для счёта», «Всё для счёта-3», «Запоминай-ка. Готовимся к школе», «Моё-не моё», «Путешествие по магазинам», «Скоро в школу», «Целый год», «Что лишнее?», «Чудо-дерево», «Чудо-звери», «Большие и маленькие», «Все профессии важны», «Во саду ли, в огороде», серия «Парочки», «Подбери картинку. Растительный и животный мир», «Подбери картинку. Предметы окружающего мира», «Про животных», «Про растения». Лото малышам «Времена года» «Птицы, животные», «Овощи, фрукты»

    14.​ Комплект настольно -печатных игр для раннего возраста

    • Направление «Развитие движений рук»: «Подбери ключик».
    • Направление «Развитие речи»: «В мире звуков», «Цветные паровозики», «Домино малышам», «Играем в лото», Кубики «Я буду говорить. Цвет. Форма. Размер. Вкус», «Я буду говорить. Действия», «Я буду говорить. Часть и целое», «Лото в картинках», «Я учу буквы», «Азбука-песенка». Направление «Развитие мышления»:
    • Серия готовимся к школе: «Аналогии», «Размышляй-ка», «Гонки на кухне», «Для умников и умниц», «Домино малышам», «Логический поезд», «Весёлый счёт», «Раздаточный материал по математике», игра-занятие «Поиграй-ка!», «Репка», «Скоро в школу 2», «Скоро в школу 3», «В городе», «Мой дом», «Весёлые краски», «Про сказки», «Умные клеточки», «Учим цифры», «Сравни и подбери», «Цветное лото». Направление «Развитие представлений об окружающем мире»: «Домино малышам. Транспорт и дорожные знаки», «Крылья, лапы и хвосты». Лото малышам. Направление «Социально-эмоциональное развитие»: «Час пик», «Найди друзей», «Домик настроений», «Зуб Неболей-ка», «Театр сказок», домино «Ягодка»

    15.​ Фигурки людей и животных (игрушки-персонажи)

    Фигурки из ПВХ - пластизоля: Солдатик, Военный, Пёсик за рулём, Котик за рулём, Дед Мороз, Снегурочка, Пони, Лошадка, Ангелочек, Дракончик, Удав, Лина, Арина, Рита, Кролик, Поросёнок, Весёлый клоун, Гномик, Толстяк с пропеллером, Попугай, Веснушечка, набор «Рыбки»

    Социально-личностное развитие

    Тип оборудования: игрушки-персонажи

    1.​ Мягкие антропоморфные игрушки, изображающие животных

    Михаил Иванович, Заяц Русик, Заяц Весна, Волчонок Гоша

    2.​ Кукла в одежде крупная

    Куклы пластмассовые серии «Моя подруга» Милана, Снежана, Вика (рост от 70 см до 1 метра)

    3.​ Кукла в одежде

    Куклы пластмассовые серий «Моя любимая кукла», «Анастасия», «Умница», «Веснушки», «Этно», «Профи», «Поиграй со мной» (мягко-набивная кукла)

    4.​ Куклы-карапузы гендерными признаками

    Малыш Весна, Малышка Весна, Карапуз Весна (мальчик), Карапуз Весна (девочка)

    5.​ Кукла-младенец среднего размера в одежде

    Куклы пластмассовые серии «Малыши и Малышки»: Владик, Влада, Женечка, Дениска, Соня, Алёнка

    6.​ Кукла-голышок

    Куклы пластмассовые серии «Малыши и Малышки»: Карапуз Весна в ванночке

    Тип оборудования: игрушки – предметы оперирования

    7.​ Комплекты одежды для кукол-младенцев

    Комплекты одежды для кукол пластмассовых серии «Малыши и Малышки»

    8.​ Комплекты одежды для кукол-карапузов

    Комплекты одежды для кукол пластмассовых серии «Малыши и Малышки»: Карапуз мальчик и Карапуз Девочка

    9.​ Грузовые, легковые автомобили

    Автомобиль «Турбо», Набор «Ралли-3»

    10.​ Домик игровой

    «Кукольный домик 2»

    Художественно-эстетическое развитие

    Тип оборудования: игрушки-персонажи

    11.​ Конструктор с элементами декораций и персонажами сказки «Курочка Ряба»

    Игра с кармашками «Курочка Ряба», игра-самоделка «Кукольный театр».

    Кукольный театр Весна - 7 персонажей набор № 1

    12.​ Шапочка-маска для театрализованных представлений

    Коняшка, Милашка, Коза

    13.​ Комплект элементов костюма для уголка ряжения

    Карнавальные костюмы: Лук, Помидорка, Морковка, Колокольчик, Роза, Девочка из цветочка, Ромашка, Любопытный мальчик, Девочка с голубыми волосами, Мальчик-поэт, Девочка в красной шапочке, Иван, Марья, Волк, Белочка, Зайка, Лисичка Малышка, Бычок, Мишка, Белый Медведь, Пёс, Уточка, Тигр, Львёнок, Кошка, Гномик, Весёлый Мышонок, Граф ночи, Ночной герой, Пингвин, Мушкетёр, Русский богатырь, Клоун, Пчёлка, Божья коровка

    14.​ Кукла перчаточная

    Кукольный театр Весна - 4 персонажа (с ширмой). Кукольный театр Весна - 7 персонажей набор № 1.Сказки: «У страха глаза велики», «Курочка Ряба», «Лиса и кувшин», «Вершки и корешки», «Лисичка-сестричка и волк», «Девочка и Лиса».

    Куклы перчаточные

    15.​ Ширма для кукольного театра настольная

    Кукольный театр Весна - 4 персонажа (с ширмой). Кукольный театр Весна - 7 персонажей

    НА ЗАМЕТКУ. Игры и игрушки по низким ценам в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru .

    Оформление групповой комнаты в дошкольном учреждении для каждого воспитателя и становится не просто обязанностью, но и творческим процессом. В нем реализуются уникальные идеи и опыт, порой нескольких поколений. В данной статье мы не только опишем, но и разместим различные уголки в детском саду в картинках. Надеемся что наш сайт и данная статья будет для вас полезна. Ну что же приступим.

    С чего начать?

    Прежде чем приступить к и создавать различные тематические уголки в детском саду, обязательно следует заняться общей отделкой внутри группы . При покраске не стоит использовать много ярких цветов. Лучше, если тон основной краски будет светлым и «теплым»:

    • бежевый,
    • персиковый,
    • жемчужный и так далее.

    Хорошо смотрятся в детских группах фотообои с героями сказок, мультфильмов, а также наклейки с детской тематикой.

    Лучше все помещения группы в едином стиле и заранее продумать тематику, которая будет связывать воедино спальню, приемную, зону для занятий и игровые уголки в детском саду. Перед началом оформления конкретных уголков стоит посоветоваться с родителями, вместе обсудить и ознакомиться с возможными вариантами для детей разного возраста. Здесь представлены некоторые уголки которые возможно организовать в детском саду, для примера посмотрите фото.

    Развивающая среда

    Игровое пространство

    Традиционно в каждой группе предусмотрено отдельное помещение для спальни, а общее групповое помещение делится на зону для занятий и . Игровые уголки для детского сада оформляются по-разному в зависимости от возраста детей в группе, свободного пространства и творческого размаха организатора. Так, например, в игровой зоне часто отдельное место отводится под уголок ряженья в детском саду.

    Место для него необходимо выбирать с особой тщательностью, он должен быть легкодоступен и постоянно открыт для детей. Целью его оформления является создание условий в группе для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. Оформить такое место можно в виде дома моделей, кабинета стилиста или небольшой ширмы с разнообразными нарядами:

    • профессии,
    • животные,
    • артисты,
    • герои сказок и так далее.

    После того, как место определено и выбран вариант оформления можно приступать к практической части. Границы уголка оформляются с помощью мебели. Это могут быть: невысокий стеллаж с полками, ящиками и перекладиной для плечиков с нарядами. Для удобства в уголке может располагаться столик и стулья. Обязательным атрибутом в уголке ряженья должно стать зеркало, где дети смогут разглядывать и оценивать свой внешний вид. На стене можно расклеить картинки различных костюмов, шляпок и других предметов одежды.


    Варианты оформления

    Иногда в такой уголок гармонично вписывается уголок парикмахера в детском саду. Здесь уже все готово для оборудования рабочего места парикмахера – стол, стул для клиента, зеркало. На столе можно поставить флакончики, положить расчески, украшения для волос и прочее. На стене можно приклеить изображения ножниц и расчесок. Фартук для мастера может располагаться на одной из вешалок на перекладине.

    Если позволяет место, то уголок парикмахерская в детском саду оформляется отдельно, как самостоятельная зона для сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская». Сначала также устанавливается необходимая мебель, полки. Вместо стеллажа с нарядами можно поместить тумбочку или мини-шкаф с принадлежностями парикмахера. Для них также можно сшить настенные кармашки. Затем уже вносятся игровые предметы. Обычно такое место делают, как детский уголок для девочки, исходя из интереса к прическам, украшениям и так далее.

    Для мальчиков

    Однако в игровой зоне обязательно должно быть место для игр мальчиков. Детский уголок для мальчика может занять несколько больше места, чем для девочки. Основными требованиями к его расположению также остаются удобство и доступность для детей. Такие уголки создаются с целью учета игровых интересов детей разных полов, их дифференциации и развития игровой деятельности в целом.

    Варианты оформления выбираются исходя из интересов большинства мальчиков в группе и общих «мальчиковых» тем. Например:

    • автосалон,
    • морская тема (корабль),
    • мастерская,
    • военная база,
    • либо уголок космоса в детском саду.

    Космический пространство будет интересно и полезно для детей старшего дошкольного возраста. С его помощью дети в игровой форме получат элементарные знания о космосе, планетах, космических кораблях.

    Цветовое решение такого уголка определяется темой.

    Это оттенки:

    • синего,
    • фиолетового,
    • белого и желтого цветов.

    Хорошо, если мебель для уголка будет выполнена в таких же цветах. Если бюджет группы не позволяет купить новую мебель, можно воспользоваться самоклеящейся пленкой нужного цвета и фактуры. На полу можно поместить коврик с космической тематикой (лунная поверхность, метеорит). Обязательно должна присутствовать простейшая модель солнечной системы – либо как плакат на стене, либо бумажные планеты в объемном виде, свисающие с потолка.


    Цветовое решение

    Приемная

    Раздевалка или приемная – первое, что видят ребенок и его родители, приводя малыша в детский сад. Поэтому к ее оформлению нужно отнестись со всей серьезностью. Для детей там обычно оформляется уголок настроения в детском саду. Цель такого уголка – это создание благоприятной эмоциональной обстановки в группе. Благодаря нему дети учатся понимать не только свое настроение, но и настроение сверстников.

    В оформлении такого уголка могут использоваться готовые стенды или самодельные модели. Принцип их оформления одинаков: в нескольких кармашках располагаются картинки с различными эмоциями (их количество зависит от возраста детей), снизу прикрепляются кармашки для фотографий детей. Приходя в группу, ребенок вместе с родителем или воспитателем определяет свое настроение и помещает свою фотографию в кармашек под соответствующей эмоцией.

    Если в течение дня настроение меняется, то фотографию перекладывают. Эмоции можно изобразить в виде смайликов, героев мультфильмов. Примерный перечень в старшей группе может быть таким: радость, веселье, спокойствие, удивление, грусть, злость.

    Обратите внимание

    Обратить внимание стоит и на уголок меню в детском саду. Цель его создания – это знакомство родителей с рационом питания ребенка вне дома, а также основными принципами питания детей дошкольного возраста. Мы можем его оформлен как готовый стенд или вручную (с нарисованными картинками по теме группы, в виде объемных фигурок из соленого теста). Обычно в нем предполагается несколько отделений-кармашков. В них ежедневно помещается меню, а также правила питания детей.

    Если поступление в садик не является актуальной проблемой, и вы только готовитесь стать родителями, то красиво оформлять помещение для ребенка можно, организуя детские уголки для новорожденных. Обычно в них предусматривается спальное место для малыша, пеленальное место и место для одежды и игрушек. Цвета мебели и обоев также следует подбирать спокойные, светлые. Можно наклеить несколько веселых картинок с детскими игрушками. Мягкие игрушки в таком уголке исключаются.
    Итак, варианты детских уголков могут быть разнообразны, главное, чтобы они были эстетично оформлены, безопасны и интересны детям.



    Похожие статьи