• Хорошие девочки попадают в рай читать онлайн. Уте Эрхардт: Хорошие девочки отправляются на небеса, а плохие — куда захотят

    10.10.2019

    Эта книга написана для всех женщин, но далеко не для всех мужчин. Те мужчины, которые не готовы расстаться с уютными - для них, конечно! - патриархальными представлениями, будут испуганы, разозлены и постараются спрятать ее подальше от своих жен, подруг и дочерей. Уте Эрхардт, немецкий психолог с многолетней практикой, пытается разрушить "незыблемые" правила женского поведения - и делает это крайне решительно. Ее идеи вначале удивляют и даже шокируют, но затем непременно заставляют посмотреть на свою жизнь с другой стороны И это есть первый шаг к свободе, которая "хорошим девочкам" недоступна.
    Главный редактор и издатель серии Л.М. Кроль Научный консультант серии Е.Л. Михайлова

    Кошмина, обложка
    Исключительное право публикации на русском языке принадлежит издательству "Независимая фирма "Класс". Выпуск произведения или его фрагментов без разрешения издательства считается противоправным и преследуется по закону.
    ЛОВУШКА ДЛЯ ЗОЛУШКИ
    Жила-была девочка - Сама виновата...
    Слова про "хороших девочек" я вычитала в какой-то английской книжке много лет назад и с тех пор цитирую где и когда могу под неизменный хохот аудитории. Так что когда на наших издательских горизонтах возникла книга с таким названием, это показалось давно назначенной встречей.
    Понятно, что в России на тренинги - любые, хоть бизнес-, хоть профессиональные психологические, хоть для "населения" - все равно ходят в основном "хорошие девочки". Отличницы, труженицы, умницы. Над кем смеемся? Над собой смеемся...
    Между нами говоря, никто не знает, куда именно кому надлежит попадать. Достаточно и того, что это место явно не здесь - и не сейчас. Даже если считать небеса всего лишь метафорой вознаграждения, возникают серьезные сомнения: по прошествии лет большинство "хороших девочек" полны горечи и уныния, карманы их оттопырены пачками непредъявлен- ных счетов - куда уж там... Но это позже. Много позже.
    А поначалу карманы наших фартучков предусмотрительно пусты: это место для хрустального башмачка. Ведь если очень-очень стараться, то непременно поедешь на бал. Так обещано. Принц ждет, ищет взглядом в толпе не просто прекрасную незнакомку, а непременно хорошую девочку. Это означает: ту, которая сейчас ничего не соображает от волнения, не разбирается в придворных интригах. Ту, которая в своих новых обязанностях еще долго не опознает старых, кухонных. Ту, которую никогда не поддерживала мать и не защищал отец, - и сама она вряд ли сумеет себя защитить и поддержать. Ту, которой и пожаловаться-то будет некому: как известно, Фея- Крестная покидает подопечных, удачно пристроенных "взамуж".
    Читательница, простите мне сомнительное толкование мотивов Принца, на гладких щеках которого еле проступает подозрительная синева... Он мо
    лод, еще не вошел во вкус; еще и кровь не видна на ключике, а Золушка пока более всего опасается быть узнанной на балу и пропустить роковую полночь. То есть оказаться не вполне хорошей девочкой. Я сама очень люблю эту сказочку во всех ее пересказах - от жутковатого гриммовско- го до куртуазного шварцевского. Как сказочку- люблю. Но вот как жизненный сценарий...
    Избавлю вас от "историй Люси С. и Клавы П." - ведя женские группы, я знаю их немало. Истории, надо сказать, бывают не только страшные, но и радостные, и гомерически смешные, и печальные - и всегда в высшей степени поучительные. Но в книге, которая сейчас перед вами, своих историй предостаточно, а что сюжеты их сугубо немецкие - так и спасибо, потому что нам подарена тем самым чудесная отговорка: мол, это все не про нас. Ой ли?
    Разница, конечно, есть. Например, в том, что российской женщиной собственная сила и самостоятельность зачастую ощущаются как вынужденные, не своею волей выбранные, взятые на себя как чужой хомут: "Я и лошадь, я и бык..." Мы можем все, - но, по горемычной истории последних четырех поколений, не от хорошей жизни. А хорошая жизнь "за широкой спиной" (она же "каменная стена"), в которой женщины мира уже увидели тупик, ловушку, - нам еще только снится.
    ...И в этом сне нам не надо вставать на унылую работу в промозглых зимних потемках, мы избавлены от вечной спешки и недосыпа, наконец-то чувствуем себя защищенными, наконец-то можем наиграться в куклы-кух- ни-цацки-фантики... Отдать ненужную силу, сжечь лягушачью шкурку своими руками, и пусть все неприятные отношения с суровым и непредсказуемым миром возьмет на себя Он! Во сне мы не задаемся вопросом, зачем это Ему нужно и какова может оказаться цена. Разве мы, такие хорошие, не заслужили? Разве мы не старались?..
    ...Некоторые, впрочем, уже проснулись, и пробуждение было ужасно. И что же? Сплошь и рядом находится простой ответ: это Он был не тот, кому бы снова вручить свой хрустальный башмачок, где же Принц? Ох, как грустно видеть прекрасных, умных и талантливых, радостно готовых наступить на те же самые грабли, которые уже разбили не одну тысячу женских лбов по обе стороны Атлантики!
    В этом смысле книга Уте Эрхардт - грозное и своевременное предупреждение. Ее незатейливая прямота - "делай раз!" - сродни прямоте плаката на железнодорожных путях: "Сэкономишь минуту - потеряешь жизнь".
    С автором можно не соглашаться, мысленно спорить. Можно сердиться и обижаться - конечно, обидно! (Идея вторичной выгоды послушания и отказа от самостоятельности задевает куда как больно, и не она одна...)
    И, наконец, можно проснуться. Услышать грохот состава, уносящего твою единственную жизнь. Сказать себе: "Я у себя одна. Чего я хочу на самом деле? Что чувствую? Куда иду?" - и двинуться своей дорогой.
    Екатерина Михайлова, руководитель женского проекта ИГиСП, ведущая семинаров-тренингов "Я у себя одна!"
    ОТ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА
    Приятельница из Германии прислала мне рукописный (буквально!) перевод этой книги еще четыре года назад. Я попыталась было читать ее, но не осилила и двадцати страниц, объяснив это плохим почерком переводчицы. Однако мой тогдашний коллега (отнюдь не психолог), помогавший рукопись ксерокопировать, прочел ее всю. После чего сказал: "Женщинам нельзя давать эту книгу. Они после нее все свои семьи поразрушают".
    И тогда я не стала читать ее (и, соответственно, продвигать издание книги) уже по другой причине - чтобы не разрушать семьи.
    Но то, что не стала разрушать я, разрушила сама жизнь - и я вдруг захотела открыть книгу снова. Открыла и поняла, что в нее должна заглянуть каждая российская женщина. Пусть сначала, как я: просто открыть - и отложить года на два. Но обязательно хотя бы немного познакомиться с книгой: просто для того, чтобы высветить для себя самой существование феномена послушания, покорности или даже "притерпелости", как писал в начале девяностых поэт Евгений Евтушенко.
    Вот поэтому около двух лет назад и начал складываться наш творческий коллектив, состоящий из российских психологов (переводчица - тоже российский психолог) и журналистов. Коллектив переживал разные времена, в том числе и весьма тяжелые, и хочется выразить особую признательность Елене Файгль, ставшей инициатором перевода "Хороших девочек..." (попросту переведшей книгу, не думая о том, как, когда и сколько ей за это заплатят) и Ольге Черномыс, взявшейся за редактирование. А также моей дочери Насте, взвалившей на себя основной груз в самый трудный момент - при завершении работы над рукописью.
    Книга Уте Эрхардт написана в своеобразной манере, сочетающей строгую научность (в том числе сугубо научные ссылки на других исследователей), сквозь которую преломляется практический опыт автора, - и популярность изложения. Мы постарались сохранить и то, и другое, чтобы
    книга была интересной как специалистам, так и самому широкому кругу женщин.
    Отрывки из книги, печатавшиеся в журналах "Наш малыш" и "Космополи- тен", показали, что нам это удалось. Надеемся, что и вся книга подтвердит то же самое.
    Ольга Дерябина Апрель 2001 г.
    Глава 1
    ПОСЛУШНАЯ ОТ КОЛЫБЕЛИ ДО МОГИЛЫ
    Любая хорошо воспитанная женщина не хочет выделяться. Скрыться, приспособиться, слиться с окружающими - вот девиз, который чаще всего написан на флаге "хорошо воспитанной женщины". Ей кажется, что, став невидимой, она добьется своих целей быстрей и успешней.
    И будучи незаметной и послушной девочкой (чего, собственно, и добивались от нее в детстве), она страшно удивляется тому, что никто ее за это не хвалит и не одобряет...
    Женщины жертвуют собой и верят, что эти жертвы будут замечены и благодарность непременно придет. Причем, надеясь на это тайно, говорить вслух об ответных жертвах они не смеют. Ожидать вознаграждения считается неприличным и не одобряется.
    На самом же деле любая женщина должна научиться простым вещам - стремиться к вознаграждению или, по крайней мере, заранее оговаривать его возможность. В этом случае тот, кому предназначена жертва или просто услуга, имеет право выбора: принять это или отклонить. И каждый точно знает, на что он рассчитывает и чем располагает.
    Одна из самых больших проблем, которую женщины должны разрешить, - это непременное желание понравиться, быть желанной. Эта цель заслоняет собой огромное количество возможностей. Женщина ограничивает себя в самоопределении, в независимости, в карьере и власти. Вместо того чтобы искать себя, она удаляется от собственной личности все дальше и дальше.
    Когда же некто дает понять женщине, что она желанна и нравится, она чаще всего даже не верит этому, потому что не ожидает уважения к себе. Подобная история продолжается до тех пор, пока женщина ориентируется на мнение окружающих больше, чем на собственные мысли и желания.
    Если вы хотите выйти из заколдованного круга, начните прямо сейчас. Назовите три качества, за которые вы сами себя цените. Выберите те, которые приносят вам ощутимую пользу!
    Но ведь есть женщины, которые живут в согласии с собой! И они нашли равновесие между своими желаниями и требованиями окружающих. Они чаще рискуют, пробуют то, чего не пробовали. Они знают: рисковать означает возможность выигрывать и проигрывать. Они идут по своему пути, не отвлекаясь на размышления о том, что думают о них другие. И еще - они верят в свои способности!
    В итоге эти женщины вовсе не грубы и не бесцеремонны - они смелы, независимы и полны любви к жизни. Женщины, которые позволили себе сметь, не


    Уте Эрхардт. Хорошие девочки

    отправляются на небеса, а плохие -

    куда захотят,

    Или почему послушание не приносит

    http://nkozlov.ru/library/s41/d3649/

    Перевод с немецкого Елены Файгль

    Москва, независимая фирма «Класс» 2003

    Эта книга написана для всех женщин, но далеко не для всех мужчин. Те мужчины, которые не готовы расстаться с

    уютными - для них, конечно! - патриархальными представлениями, будут испуганы, разозлены и постараются

    вначале удивляют и даже шокируют, но затем непременно заставляют посмотреть на свою жизнь с другой стороны.

    И это есть первый шаг к свободе, которая “хорошим девочкам” недоступна.

    Ловушка для Золушки

    Жила-была девочка -

    Сама виновата…

    Слова про “хороших девочек” я вычитала в какой-то английской книжке много лет назад и с тех пор цитирую где и

    когда могу под неизменный хохот аудитории. Так что когда на наших издательских горизонтах возникла книга с

    таким названием, это показалось давно назначенной встречей.

    Понятно, что в России на тренинги - любые, хоть бизнес-, хоть профессиональные психологические, хоть для

    “населения” - все равно ходят в основном “хорошие девочки”. Отличницы, труженицы, умницы. Над кем смеемся?

    Над собой смеемся…

    Между нами говоря, никто не знает, куда именно кому надлежит попадать. Достаточно и того, что это место явно не

    сомнения: по прошествии лет большинство “хороших девочек” полны горечи и уныния, карманы их оттопырены

    пачками непредъявленных счетов - куда уж там… Но это позже. Много позже.

    А поначалу карманы наших фартучков предусмотрительно пусты: это место для хрустального башмачка. Ведь если

    очень-очень стараться, то непременно поедешь на бал. Так обещано. Принц ждет, ищет взглядом в толпе не просто

    прекрасную незнакомку, а непременно хорошую девочку. Это означает: ту, которая сейчас ничего не соображает от

    волнения, не разбирается в придворных интригах. Ту, которая в своих новых обязанностях еще долго не опознает

    старых, кухонных. Ту, которую никогда не поддерживала мать и не защищал отец, - и сама она вряд ли сумеет

    себя защитить и поддержать. Ту, которой и пожаловаться-то будет некому: как известно, Фея-Крестная покидает

    подопечных, удачно пристроенных “взамуж”.

    Читательница, простите мне сомнительное толкование мотивов Принца, на гладких щеках которого еле проступает

    подозрительная синева… Он молод, еще не вошел во вкус; еще и кровь не видна на ключике, а Золушка пока более

    всего опасается быть узнанной на балу и пропустить роковую полночь. То есть оказаться не вполне хорошей

    девочкой. Я сама очень люблю эту сказочку во всех ее пересказах - от жутковатого гриммовского до куртуазного

    шварцевского. Как сказочку - люблю. Но вот как жизненный сценарий…

    Избавлю вас от “историй Люси С. и Клавы П.” - ведя женские группы, я знаю их немало. Истории, надо сказать, бывают не только страшные, но и радостные, и гомерически смешные, и печальные - и всегда в высшей степени

    поучительные. Но в книге, которая сейчас перед вами, своих историй предостаточно, а что сюжеты их сугубо

    немецкие - так и спасибо, потому что нам подарена тем самым чудесная отговорка: мол, это все не про нас. Ой

    Разница, конечно, есть. Например, в том, что российской женщиной собственная сила и самостоятельность

    зачастую ощущаются как вынужденные, не своею волей выбранные, взятые на себя как чужой хомут: “Я и лошадь, я

    и бык…” Мы можем все, - но, по горемычной истории последних четырех поколений, не от хорошей жизни. А

    Библиотека персонального сайта Николая Козлова nkozlov.ru

    хорошая жизнь “за широкой спиной” (она же “каменная стена”), в которой женщины мира уже увидели тупик, ловушку, - нам еще только снится.

    …И в этом сне нам не надо вставать на унылую работу в промозглых зимних потемках, мы избавлены от вечной

    спешки и недосыпа, наконец-то чувствуем себя защищенными, наконец-то можем наиграться в куклы-кухни-цацки-

    фантики… Отдать ненужную силу, сжечь лягушачью шкурку своими руками, и пусть все неприятные отношения с

    суровым и непредсказуемым миром возьмет на себя Он! Во сне мы не задаемся вопросом, зачем это Ему нужно и

    какова может оказаться цена. Разве мы, такие хорошие, не заслужили? Разве мы не старались?..

    «Мои детские мечты»

    Все мы были детьми, и вот что из детей получается…

    Л.Леонов. Нашествие

    Сядьте поудобнее, закройте глаза и постарайтесь расслабиться. Вас окружает тишина и спокойствие. Из этого состояния позвольте себе «окунуться» в свои детские мечты.Вспомните, чего именно вам хотелось в детстве, о чем вы мечтали? Кем себя видели?…

    Что вы видите? Какие чувства испытываете?

    Вернитесь в реальность, откройте глаза. А теперь ответьте: «Что сбылось из задуманного, а что нет?»

    Все сбылось? Вы абсолютно счастливы и вам не о чем больше мечтать? Поздравляю, вы относитесь к тому уникальному числу людей, которым не нужен волшебник для осуществления своей мечты, Вы отлично справились сами и (видимо) живете так, как действительно хотели бы… Вот только, я бы на вашем месте,… проверила у себя наличие пульса, ведь на самом деле страшно представить человека, который осуществил ВСЕ свои мечты. «Когда мы уже больше не можем мечтать, мы умираем». (Эмма Голдман).

    Сбылось, но не все? «Некоторые мечты - да, некоторые - нет»…Это нормально. Меняемся мы, меняются мечты…

    Ничего не сбылось? Или формально мечты сбылись, но оказались не вашими?

    Давайте, подумаем, почему и, главное, что делать?

    Что такое мечта?

    «Мечта́ — заветное желание, исполнение которого сулит счастье» (Википедия).

    Кстати, под "вывеской" одной и той же мечты могут скрываться различные желания. Часто все не так однозначно, как кажется на первый взгляд...Что лежит в основе мечты быть известным? Желание иметь высокий статус, власть? Желание быть богатым? Или желание добиться любви и уважения собственных родителей? Видимое может быть ложью. А ведь только исполнение истинных желаний приносит удовлетворение...

    Итак, ключевое слово - желание.

    Почему многие наши желания не исполняются?

    Первое. Мы сами не знаем, чего мы хотим.

    Мы привыкли, что за нас все решают другие.

    Помните анекдот:

    Мама звонит на сотовый:

    - Сынок, иди домой.

    - А что такое, мама? Мне холодно?

    - Нет. Ты голодный.

    У многих не хватает уверенности в себе, чтобы понять и принять свои истинные желания. “Моя мама хотела, чтобы я был летчиком, мой папа хотел, чтобы я был водолазом, и поэтому я - шизофреник”. “БЫТЬ ИЛЬ НЕ БЫТЬ - ВОТ В ЧЕМ НЕВРОЗ”.

    Мы стараемся все делать правильно… Слушаемся родителей и учительницу, отлично учимся, поступаем в институт…может даже женимся (выходим замуж), рожаем детей (потому, что в вашем возрасте уже положено иметь жену (мужа) и детей)…Тогда откуда это щемящее чувство тоски, ведь мы не нарушали правила, во всем следовали букве Закона? Как же так? Где мы ошиблись?

    Ошиблись мы в тот момент, когда позволили другим решать за нас, разрешили предубеждениям и страхам сбить себя с пути.

    «Многие из нас привыкли жить «правильно», как должно, привыкли подавлять свои желания. Мы буквально запрограммированы на то, чтобы принимать чужие желания за свои» (Бьюдженталь).

    Ответьте на вопрос:

    Чем вы руководствовались, когда принимали те или иные жизненные решения, прислушивались ли вы к своим желаниям или реагировали на ожидания близких? Следовали ли вы своей мечте или пытались осуществить чужую?

    Честный ответ на этот вопрос помогает понять, какие из наших мечтаний обусловлены семейными мифами и предписаниями, а какие являются действительно нашими. «Детские мечты редко бывают спонтанными - они насыщены семейной историей» (М.Певзнер).

    Почему так происходит?

    Следование «родительским инструкциям» («чужой системе координат»), поначалу делает окружающий мир более определенным и безопасным: «Если я все делаю правильно (а правильно - это так, как сказали мама и папа), то и все вокруг должно быть правильным». Когда эта детская логика сохраняется у взрослого, она начинает вступать в противоречие с реальностью. Прежде всего, потому, что определенных «универсальных правил» (общих для всех), таких как в математике, нет в реальной жизни, и особенно в человеческих взаимоотношениях. В каждом конкретном случае решение приходится принимать исходя из почти бесконечного множества переменных… Общепринятых рецептов счастья нет. Вы хотели быть художником или рок-музыкантом, но мама считала, что правильно быть бухгалтером? Она - бухгалтер и счастлива… И вы выбираете профессию из желания угодить родителям…а затем выходите замуж в 23 за «хорошего парня» с квартирой, потому что так правильно и т.д.…Ничего, что нет любви, «стерпится, слюбится». Главное, чтобы все было, как у людей… Все вроде правильно, но, почему возникает ощущение, будто одновременно распахнули все холодильники мира?… Жизнь превращается в лагерь строго режима, но вы покорно «мотаете срок», надеясь на счастье в загробном мире…

    А время идет… «Время - это материя, из которой соткана жизнь»…

    - Увы, - сказала мышь, - каждый день мир становится все меньше и меньше. Сначала он был таким огромным, что я испугалась и все бежала и бежала, при этом была очень довольна, что вдалеке от себя справа и слева я вижу стены, но эти длинные стены так быстро сузились, что я уже очутилась в последней коморке, в углу которой стоит ловушка, в которую я должна влезть.

    - Тебе надо было только изменить направление, - сказал кот и съел мышь.

    Ф.Кафка. Маленькая ложь.

    Что делать?

    Понять, что реализация чужих желаний приводит к тому, что вы теряете себя , и, возможно, за всю жизнь так и не сможете понять, чего же вы хотели на самом деле. Бросая все силы на достижение совершенно ненужных вам вещей, вы «экономите» на своих истинных желаниях.

    Истинное величие души, дающее человеку право уважать себя, больше всего заключается в его сознании того, что нет ничего другого, что ему принадлежало бы по большому праву, чем распоряжение своими собственными желаниями

    Рене Декарт

    1. Составьте список своих желаний (зафиксированные на бумаге они приобретают особую силу), начните словами «Я хочу». Что вы чувствуете? Если действие вызывает сопротивление, то стоит пристальнее присмотреться, действительно ли вы хотите этого?

    2. Записали? Отлично. Теперь рядом напишите ответ на вопрос: «Зачем мне это надо?» «Что принесет мне это желание?».

    Например:

    . «Я хочу купить машину, чтобы сэкономить время и силы, которые я постоянно трачу на дорогу на работу» — это одно.

    . А вот: «Я хочу машину (дорогую машину!), потому что иметь такую машину престижно» — это совсем другое, не так ли?

    3. Представьте, что желание сбылось. Что вы при этом чувствуете? Все в порядке, вы испытываете радость? Прекрасно. Идем дальше.

    4. Теперь надо представить (и записать) все те вещи, которые повлечет за собой «сбыча мечт».

    Хотите машину? Пишите: необходимость ограничить себя в повседневных расходах (хотя бы для того, чтобы ее купить), процесс получения прав, проблема с парковкой, страховка, заправки, пробки в городе в рабочие дни, ремонт и т.п. Вы ко всему этому готовы? Тогда вперед!

    Вас что-то смущает или вы чего-то опасаетесь? Значит, самое время перейти к пункту 5.

    5. Постарайтесь ответить (только честно) на вопрос: «Почему я этого хочу?».

    . Потому что это есть у подруги?

    . Потому что это престижно?

    . Потому что об этом мечтают ваши родители? И т.д.

    Поступайте так каждый раз, когда в вашу голову приходит очередное желание. Без всякой жалости отбрасывайте те из них, которые при ближайшем рассмотрении окажутся чужими или просто ненужными.

    Что делать тем из нас, кто обнаружил, что большинство его желаний чужие? Помнить, что:

    Хорошие девочки (и не только девочки!))) попадают в рай,

    а плохие - куда захотят…

    Уте Эрхардт

    М.Папуш («Психотехника экзистенциального выбора»), обращает внимание на то, что многие из нас разучились мечтать, потому что «сфера желаний у современного человека подвергается большому давлению. «Хорошие» мальчики и девочки не только не делают многих вещей (а некоторых из них действительно лучше не делать!), но и не должны «этого» хотеть, точно зная, о чем правильно мечтать, они делают вид, что этого-то они и хотят. Как часто приходится слышать от «хорошей девочки», что она хочет хорошо учиться! Начинаешь выяснять, зачем ей это нужно, и оказывается, что тогда мама ее будет любить, или подруги будут завидовать, или папа оставит в покое, или...

    Такая цепочка — совершенно определенное свидетельство неподлинности рассматриваемого «псевдожелания». То, что нужно для чего-то другого, не есть желаемое само по себе. По такой цепочке нужно двигаться до конца, до того момента, когда нет уже возможности сказать «для чего», а остается только «потому что я этого хочу», — это и есть то, чего мы ищем. Один из контрольных вопросов здесь — как я буду это «потреблять». Предмет желаний хочется, как правило, для того или иного «употребления», и «употребление» это должно быть так или иначе приятным. Точность и полнота представления об этом «употреблении» поможет узнать подлинность, выявленность и оформленность желания".

    Для того, чтобы вернуть себе способность мечтать, М.Папуш предлагает следующее метафорическое упражнение:

    Техника "Сад желаний"

    Под небом голубым есть город золотой,

    С прозрачными воротами и яркою звездой,

    А в городе том сад, все травы да цветы,

    Гуляют там животные невиданной красы...

    Образ сада представлен в разных культурных традициях и часто является метафорой природных процессов, окультуривания человеком естественных форм. Зачастую сад является метафорой пространства, на которое удобно проецировать (переносить) свои представления о желаниях («диких» и «культурных»).

    Инструкция:

    "Представим себе сад, огороженный огромной каменной стеной. Желания — «флора» и «фауна» этого сада. Там растут как заурядные лютики и ромашки, так и совершенно невероятные, экзотические цветы (в том числе такие, каких «не может быть»); там бегают «похотливые» кролики, трепетные лани, наряду со зверями, вполне «невиданными». Там есть хорошо утоптанные дороги (кое у кого, возможно, даже покрытые асфальтом общепринятости), а есть и «неведомые» кривые дорожки.

    У сада есть калитка (может быть - не одна); через эту калитку желания могут быть выпущены «на другую сторону» - на сторону поведения (а может и нет, ведь желание - это еще не цель).

    Создайте рисунок «сада желаний» или воссоздайте его в песочнице (если она есть).

    Обсуждение.

    Предлагаемая психологическая работа может осуществляться в одиночку, вдвоем и втроем (а также, разумеется, и в группе). Основных «ролей» в работе две: расспрашивающий (терапевт) и рассказывающий (клиент). Третий может быть наблюдателем («супервизором»), «охранником сада», следящим за безопасностью происходящей «экскурсии».

    Если вы работаете в одиночку, то есть попеременно выполняете обе роли, не забывайте «пересаживаться» с места на место (в гештальт-терапии - с одного стула на другой): неплодотворность так называемого «внутреннего диалога» и «самокопания» чаще всего объясняется именно неумением осуществлять и отмечать необходимую смену ролей.

    Общая схема рассмотрения может приблизительно представлена четырьмя пунктами:

    - предмет желания (что это за желание);

    - контекст, необходимый для того, чтобы расспрашивающий мог понять рассказывающего (при работе в одиночку крайне важно явно обрисовать необходимый минимум контекста, хотя бы он и казался сам собой разумеющимся);

    - отношение рассказывающего к своему желанию - гонит ли он его или лелеет, гордится или стыдится, реализует или оставляет на потом и пр.,

    - и, наконец, его смысл и суть".

    Вопросы для обсуждения:

    - Есть ли у этого сада садовник? Если да, то, кто он?

    - В каком состоянии находится этот сад? Достаточно ли о нем заботятся?

    - Что можно делать в этом саду? И что нельзя?

    - Какие идеалы отражает этот сад? Чьи это идеалы?

    - Хочешь ли ты оказаться в этом саду, быть его хозяином или садовником?

    - С кем ты хотел бы отправиться в этот сад?

    Последующая работа с созданным образом может включать созерцание этого сада, во время которого клиент и терапевт обращают внимание на возникающие ассоциации, чувства и телесные ощущения.

    Можно сочинить небольшой рассказ, в котором описывается история создания и жизни изображенного на рисунке сада, некоторые происходящие в нем события. Затем ответить на ряд вопросов. Помимо указанных выше, вопросы могут быть следующими:

    - Чем созданный сад похож на твою жизнь?

    - Какая часть сада тебе нравится больше всего, а какая - меньше всего?

    - Что бы ты хотел сделать для того, чтобы в этом саду тебе было хорошо?

    Можно также совершить воображаемую прогулку по этому саду и затем рассказать о своих впечатлениях. Особое внимание нужно обратить на то, что вы чувствовали эмоционально и физически, мысленно совершая прогулку по саду, приближаясь к разным объектам в этом саду.

    Какие вообще желания могут быть у человека?

    Существует множество классификаций желаний.

    В целом "все желания человека можно условно отнести к 3 сферам: телесной, эмоциональной и интеллектуальной.

    5. Дженнингс С., Минде А. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии - М.: Эксмо, 2003.

    библиотека

    психологии и психотерапии

    независимая

    Gute Madchenї kommen in den Himmel,

    boseї uberallї hin

    Warum Bravsein uns nicht weiterbringt

    Fisher Verlag GmbH

    Frankfurt am Main

    Уте Эрхардт

    Хорошие девочки отправляются на небеса, а плохие - куда захотят,

    Или почему послушание не приносит счастья

    Перевод с немецкого Елены Файгль

    Москва Независимая фирма «Класс» 2003

    УДК 316.851 ББК 53.57

    Эрхардт У.

    Э 22 Хорошие девочки отправляются на небеса, а плохие - куда захотят, или Почему послушание не приносит счастья / Перевод с немецкого Е. Файгль - М.: Неза<

    висимая фирма “Класс”, 2003. - 176 с. - (Библиотека психологии и психотерапии).

    ISBN 5/86375/038/3

    Эта книга написана для всех женщин, но далеко не для всех мужчин. Те мужчины, которые не готовы расстаться с уютны< ми - для них, конечно! - патриархальными представлениями, будут испуганы, разозлены и постараются спрятать ее по< дальше от своих жен, подруг и дочерей. Уте Эрхардт, немецкий психолог с многолетней практикой, пытается разрушить “не< зыблемые” правила женского поведения - и делает это крайне решительно. Ее идеи вначале удивляют и даже шокируют, но затем непременно заставляют посмотреть на свою жизнь с другой стороны И это есть первый шаг к свободе, которая “хорошим девочкам” недоступна.

    Главный редактор и издатель серии Л.М. Кроль Научный консультант серии Е.Л. Михайлова

    ISBN 5<86375<038<3 (РФ)

    © 1994 Ute Erhardt

    © 1994 Fischer Verlag

    © 2003 Е. Файгль, перевод на русский язык

    © 2003 Независимая фирма “Класс”, издание, оформление

    © 2003 Е.Л. Михайлова, предисловие

    © 2003 Е. Кошмина, обложка

    Исключительное право публикации на русском языке принадлежит издательству “Независимая фирма “Класс”. Выпуск про<

    изведения или его фрагментов без разрешения издательства считается противоправным и преследуется по закону.

    www.kroll.igisp.ru

    Купи книгу “У КРОЛЯ”

    ЛОВУШКА ДЛЯ ЗОЛУШКИ

    Жила была девочка -

    Сама виновата...

    Слова про “хороших девочек” я вычитала в какой<то английской книжке много лет назад и с тех пор цитирую где и когда могу под неизменный хо< хот аудитории. Так что когда на наших издательских горизонтах возникла книга с таким названием, это показалось давно назначенной встречей.

    Понятно, что в России на тренинги - любые, хоть бизнес<, хоть профес< сиональные психологические, хоть для “населения” - все равно ходят в основном “хорошие девочки”. Отличницы, труженицы, умницы. Над кем смеемся? Над собой смеемся...

    Между нами говоря, никто не знает, куда именно кому надлежит попа< дать. Достаточно и того, что это место явно не здесь - и несейчас . Даже если считать небеса всего лишь метафорой вознаграждения, возникают серьезные сомнения: по прошествии лет большинство “хороших девочек” полны горечи и уныния, карманы их оттопырены пачками непредъявлен< ных счетов - куда уж там... Но это позже. Много позже.

    А поначалу карманы наших фартучков предусмотрительно пусты: это мес< то для хрустального башмачка. Ведь если очень<очень стараться, то непре< менно поедешь на бал. Так обещано. Принц ждет, ищет взглядом в толпе не просто прекрасную незнакомку, а непременно хорошую девочку. Это озна< чает: ту, которая сейчас ничего не соображает от волнения, не разбирается в придворных интригах. Ту, которая в своих новых обязанностях еще дол< го не опознает старых, кухонных. Ту, которую никогда не поддерживала мать и не защищал отец, - и сама она вряд ли сумеет себя защитить и под< держать. Ту, которой и пожаловаться<то будет некому: как известно, Фея< Крестная покидает подопечных, удачно пристроенных “взамуж”.

    Читательница, простите мне сомнительное толкование мотивов Принца, на гладких щеках которого еле проступает подозрительная синева... Он мо<

    6 Хорошие девочки отправляются на небеса, а плохие - куда захотят

    лод, еще не вошел во вкус; еще и кровь не видна на ключике, а Золушка пока более всего опасается быть узнанной на балу и пропустить роковую

    полночь. То есть оказаться не вполне хорошей девочкой. Я сама очень

    люблю эту сказочку во всех ее пересказах - от жутковатого гриммовско< го до куртуазного шварцевского. Как сказочку - люблю. Но вот как жиз< ненный сценарий...

    Избавлю вас от “историй Люси С. и Клавы П.” - ведя женские группы, я знаю их немало. Истории, надо сказать, бывают не только страшные, но и радостные, и гомерически смешные, и печальные - и всегда в высшей степени поучительные. Но в книге, которая сейчас перед вами, своих ис< торий предостаточно, а что сюжеты их сугубо немецкие - так и спасибо, потому что нам подарена тем самым чудесная отговорка: мол, это все не про нас. Ой ли?

    Разница, конечно, есть. Например, в том, что российской женщиной соб< ственная сила и самостоятельность зачастую ощущаются как вынужден< ные, не своею волей выбранные, взятые на себя как чужой хомут: “Я и ло< шадь, я и бык...” Мы можем все, - но, по горемычной истории последних четырех поколений, не от хорошей жизни. А хорошая жизнь “за широкой спиной” (она же “каменная стена”), в которой женщины мира уже увидели тупик, ловушку, - нам еще только снится.

    И в этом сне нам не надо вставать на унылую работу в промозглых зим< них потемках, мы избавлены от вечной спешки и недосыпа, наконец<то чувствуем себя защищенными, наконец<то можем наиграться в куклы<кух< ни<цацки<фантики... Отдать ненужную силу, сжечь лягушачью шкурку сво< ими руками, и пусть все неприятные отношения с суровым и непредсказу< емым миром возьмет на себя Он! Во сне мы не задаемся вопросом, зачем это Ему нужно и какова может оказаться цена. Разве мы, такие хорошие, не заслужили? Разве мы не старались?..

    Некоторые, впрочем, уже проснулись, и пробуждение было ужасно. И что же? Сплошь и рядом находится простой ответ: это Он был не тот, кому бы снова вручить свой хрустальный башмачок, где же Принц? Ох, как гру< стно видеть прекрасных, умных и талантливых, радостно готовых насту< пить на те же самые грабли, которые уже разбили не одну тысячу жен< ских лбов по обе стороны Атлантики!

    В этом смысле книга Уте Эрхардт - грозное и своевременное предупреж< дение. Ее незатейливая прямота - “делай раз!” - сродни прямоте плака< та на железнодорожных путях: “Сэкономишь минуту - потеряешь жизнь”.

    С автором можно не соглашаться, мысленно спорить. Можно сердиться и обижаться - конечно, обидно! (Идея вторичной выгоды послушания и отказа от самостоятельности задевает куда как больно, и не она одна...)

    И, наконец, можно проснуться. Услышать грохот состава, уносящего твою единственную жизнь. Сказать себе: “Я у себя одна. Чего я хочу на самом деле? Что чувствую? Куда иду?” - и двинуться своей дорогой.

    Екатерина Михайлова,

    руководитель женского проекта ИГиСП, ведущая семинаров<тренингов “Я у себя одна!”

    ОТ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА

    Приятельница из Германии прислала мне рукописный (буквально!) пере< вод этой книги еще четыре года назад. Я попыталась было читать ее, но не осилила и двадцати страниц, объяснив это плохим почерком перевод< чицы. Однако мой тогдашний коллега (отнюдь не психолог), помогавший рукопись ксерокопировать, прочел ее всю. После чего сказал: “Женщинам нельзя давать эту книгу. Они после нее все свои семьи поразрушают”.

    Но то, что не стала разрушать я, разрушила сама жизнь - и я вдруг захо< тела открыть книгу снова. Открыла и поняла, что в нее должна заглянуть каждая российская женщина. Пусть сначала, как я: просто открыть - и отложить года на два. Но обязательно хотя бы немного познакомиться с книгой: просто для того, чтобы высветить для себя самой существование феномена послушания, покорности или даже “притерпелости”, как писал в начале девяностых поэт Евгений Евтушенко.

    Вот поэтому около двух лет назад и начал складываться наш творческий коллектив, состоящий из российских психологов (переводчица - тоже российский психолог) и журналистов. Коллектив переживал разные вре< мена, в том числе и весьма тяжелые, и хочется выразить особую призна< тельность Елене Файгль, ставшей инициатором перевода “Хороших дево< чек...” (попросту переведшей книгу, не думая о том, как, когда и сколько ей за это заплатят) и Ольге Черномыс, взявшейся за редактирование. А также моей дочери Насте, взвалившей на себя основной груз в самый трудный момент - при завершении работы над рукописью.

    Книга Уте Эрхардт написана в своеобразной манере, сочетающей строгую научность (в том числе сугубо научные ссылки на других исследовате< лей), сквозь которую преломляется практический опыт автора, - и попу< лярность изложения. Мы постарались сохранить и то, и другое, чтобы

    От научного редактора

    книга была интересной как специалистам, так и самому широкому кругу женщин.

    Отрывки из книги, печатавшиеся в журналах “Наш малыш” и “Космополи< тен”, показали, что нам это удалось. Надеемся, что и вся книга подтвердит то же самое.

    Ольга Дерябина

    Апрель 2001 г.

    ПОСЛУШНАЯ ОТ КОЛЫБЕЛИ ДО МОГИЛЫ

    Любая хорошо воспитанная женщина не хочет выделяться. Скрыться, при< способиться, слиться с окружающими - вот девиз, который чаще всего на< писан на флаге “хорошо воспитанной женщины”. Ей кажется, что, став не< видимой, она добьется своих целей быстрей и успешней.

    И будучи незаметной и послушной девочкой (чего, собственно, и добива< лись от нее в детстве), она страшно удивляется тому, что никто ее за это не хвалит и не одобряет...

    Женщины жертвуют собой и верят, что эти жертвы будут замечены и бла< годарность непременно придет. Причем, надеясь на это тайно, говорить вслух об ответных жертвах они не смеют. Ожидать вознаграждения счита< ется неприличным и не одобряется.

    На самом же деле любая женщина должна научиться простым вещам - стремиться к вознаграждению или, по крайней мере, заранее оговаривать его возможность. В этом случае тот, кому предназначена жертва или про< сто услуга, имеет право выбора: принять это или отклонить. И каждый точно знает, на что он рассчитывает и чем располагает.

    Одна из самых больших проблем, которую женщины должны разрешить, - это непременное желание понравиться, быть желанной. Эта цель заслоняет собой огромное количество возможностей. Женщина ограничивает себя в самоопределении, в независимости, в карьере и власти. Вместо того чтобы искать себя, она удаляется от собственной личности все дальше и дальше.

    Когда же некто дает понять женщине, что она желанна и нравится, она чаще всего даже не верит этому, потому что не ожидает уважения к себе. Подобная история продолжается до тех пор, пока женщина ориентируется на мнение окружающих больше, чем на собственные мысли и желания.

    Если вы хотите выйти из заколдованного круга, начните пря мо сейчас. Назовите три качества, за которые вы сами себя це ните. Выберите те, которые приносят вам ощутимую пользу!

    Уте Эрхардт

    Хорошие девочки

    отправляются на небеса,

    а плохие - куда захотят,

    Перевод с немецкого Елены Файгль

    Gute Madchen kommen in den Himmel, bose uberall hin

    Warum Bravsein uns nicht weiterbringt

    Независимая фирма «Класс»

    2003
    УДК 316.851

    ББК 53.57

    Э 22
    Эрхардт У.

    Э 22 Хорошие девочки отправляются на небеса, а плохие - куда захотят, или Почему послушание не приносит счастья / Перевод с немецкого Е. Файгль - М.: Независимая фирма “Класс”, 2003. - 176 с. - (Библиотека психологии и психотерапии).
    ISBN 5-86375-038-3

    Эта книга написана для всех женщин, но далеко не для всех мужчин. Те мужчины, которые не готовы расстаться с уютными - для них, конечно! - патриархальными представлениями, будут испуганы, разозлены и постараются спрятать ее подальше от своих жен, подруг и дочерей. Уте Эрхардт, немецкий психолог с многолетней практикой, пытается разрушить “незыблемые” правила женского поведения - и делает это крайне решительно. Ее идеи вначале удивляют и даже шокируют, но затем непременно заставляют посмотреть на свою жизнь с другой стороны И это есть первый шаг к свободе, которая “хорошим девочкам” недоступна.
    Главный редактор и издатель серии Л.М. Кроль

    Научный консультант серии Е.Л. Михайлова
    ISBN 5-86375-038-3 (РФ)
    © 1994 Ute Erhardt

    © 1994 Fischer Verlag

    © 2003 Е. Файгль, перевод на русский язык

    © 2003 Независимая фирма “Класс”, издание, оформление

    © 2003 Е.Л. Михайлова, предисловие

    © 2003 Е. Кошмина, обложка
    Исключительное право публикации на русском языке принадлежит издательству “Независимая фирма “Класс”. Выпуск произведения или его фрагментов без разрешения издательства считается противоправным и преследуется по закону.

    www.kroll.igisp.ru

    Купи книгу “У КРОЛЯ”

    Ловушка для Золушки

    Жила-была девочка -

    Сама виновата...

    Слова про “хороших девочек” я вычитала в какой-то английской книжке много лет назад и с тех пор цитирую где и когда могу под неизменный хохот аудитории. Так что когда на наших издательских горизонтах возникла книга с таким названием, это показалось давно назначенной встречей.

    Понятно, что в России на тренинги - любые, хоть бизнес-, хоть профессиональные психологические, хоть для “населения” - все равно ходят в основном “хорошие девочки”. Отличницы, труженицы, умницы. Над кем смеемся? Над собой смеемся...

    Между нами говоря, никто не знает, куда именно кому надлежит попадать. Достаточно и того, что это место явно не здесь - и не сейчас . Даже если считать небеса всего лишь метафорой вознаграждения, возникают серьезные сомнения: по прошествии лет большинство “хороших девочек” полны горечи и уныния, карманы их оттопырены пачками непредъявленных счетов - куда уж там... Но это позже. Много позже.

    А поначалу карманы наших фартучков предусмотрительно пусты: это место для хрустального башмачка. Ведь если очень-очень стараться, то непременно поедешь на бал. Так обещано. Принц ждет, ищет взглядом в толпе не просто прекрасную незнакомку, а непременно хорошую девочку. Это означает: ту, которая сейчас ничего не соображает от волнения, не разбирается в придворных интригах. Ту, которая в своих новых обязанностях еще долго не опознает старых, кухонных. Ту, которую никогда не поддерживала мать и не защищал отец, - и сама она вряд ли сумеет себя защитить и поддержать. Ту, которой и пожаловаться-то будет некому: как известно, Фея-Крестная покидает подопечных, удачно пристроенных “взамуж”.

    Читательница, простите мне сомнительное толкование мотивов Принца, на гладких щеках которого еле проступает подозрительная синева... Он молод, еще не вошел во вкус; еще и кровь не видна на ключике, а Золушка пока более всего опасается быть узнанной на балу и пропустить роковую полночь. То есть оказаться не вполне хорошей девочкой. Я сама очень люблю эту сказочку во всех ее пересказах - от жутковатого гриммовского до куртуазного шварцевского. Как сказочку - люблю. Но вот как жизненный сценарий...

    Избавлю вас от “историй Люси С. и Клавы П.” - ведя женские группы , я знаю их немало. Истории, надо сказать, бывают не только страшные, но и радостные, и гомерически смешные, и печальные - и всегда в высшей степени поучительные. Но в книге, которая сейчас перед вами, своих историй предостаточно, а что сюжеты их сугубо немецкие - так и спасибо, потому что нам подарена тем самым чудесная отговорка: мол, это все не про нас. Ой ли?

    Разница, конечно, есть. Например, в том, что российской женщиной собственная сила и самостоятельность зачастую ощущаются как вынужденные, не своею волей выбранные, взятые на себя как чужой хомут: “Я и лошадь, я и бык...” Мы можем все, - но, по горемычной истории последних четырех поколений, не от хорошей жизни. А хорошая жизнь “за широкой спиной” (она же “каменная стена”), в которой женщины мира уже увидели тупик, ловушку, - нам еще только снится.

    И в этом сне нам не надо вставать на унылую работу в промозглых зимних потемках, мы избавлены от вечной спешки и недосыпа, наконец-то чувствуем себя защищенными, наконец-то можем наиграться в куклы-кухни-цацки-фантики... Отдать ненужную силу, сжечь лягушачью шкурку своими руками, и пусть все неприятные отношения с суровым и непредсказуемым миром возьмет на себя Он! Во сне мы не задаемся вопросом, зачем это Ему нужно и какова может оказаться цена. Разве мы, такие хорошие, не заслужили? Разве мы не старались?..

    Некоторые, впрочем, уже проснулись, и пробуждение было ужасно. И что же? Сплошь и рядом находится простой ответ: это Он был не тот, кому бы снова вручить свой хрустальный башмачок, где же Принц? Ох, как грустно видеть прекрасных, умных и талантливых, радостно готовых наступить на те же самые грабли, которые уже разбили не одну тысячу жен­ских лбов по обе стороны Атлантики!

    В этом смысле книга Уте Эрхардт - грозное и своевременное предупреждение. Ее незатейливая прямота - “делай раз!” - сродни прямоте плаката на железнодорожных путях: “Сэкономишь минуту - потеряешь жизнь”. С автором можно не соглашаться, мысленно спорить. Можно сердиться и обижаться - конечно, обидно! (Идея вторичной выгоды послушания и отказа от самостоятельности задевает куда как больно, и не она одна...)

    И, наконец, можно проснуться. Услышать грохот состава, уносящего твою единственную жизнь. Сказать себе: “Я у себя одна. Чего я хочу на самом деле? Что чувствую? Куда иду?” - и двинуться своей дорогой.

    Екатерина Михайлова,

    руководитель женского проекта Иг иСП,

    ведущая семинаров-тренингов “Я у себя одна!”

    ОТ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА

    Приятельница из Германии прислала мне рукописный (буквально!) перевод этой книги еще четыре года назад. Я попыталась было читать ее, но не осилила и двадцати страниц, объяснив это плохим почерком переводчицы. Однако мой тогдашний коллега (отнюдь не психолог), помогавший рукопись ксерокопировать , прочел ее всю. После чего сказал: “Женщинам нельзя давать эту книгу. Они после нее все свои семьи поразрушают”.

    Но то, что не стала разрушать я, разрушила сама жизнь - и я вдруг захотела открыть книгу снова. Открыла и поняла, что в нее должна заглянуть каждая российская женщина. Пусть сначала, как я: просто открыть - и отложить года на два. Но обязательно хотя бы немного познакомиться с книгой: просто для того, чтобы высветить для себя самой существование феномена послушания, покорности или даже “притерпелости”, как писал в начале девяностых поэт Евгений Евтушенко.

    Вот поэтому около двух лет назад и начал складываться наш творческий коллектив, состоящий из российских психологов (переводчица - тоже российский психолог) и журналистов. Коллектив переживал разные времена, в том числе и весьма тяжелые, и хочется выразить особую признательность Елене Файгль, ставшей инициатором перевода “Хороших девочек...” (попросту переведшей книгу, не думая о том, как, когда и сколько ей за это заплатят) и Ольге Черномыс, взявшейся за редактирование. А также моей дочери Насте, взвалившей на себя основной груз в самый трудный момент - при завершении работы над рукописью.

    Книга Уте Эрхардт написана в своеобразной манере, сочетающей строгую научность (в том числе сугубо научные ссылки на других исследователей), сквозь которую преломляется практический опыт автора, - и популярность изложения. Мы постарались сохранить и то, и другое, чтобы книга была интересной как специалистам, так и самому широкому кругу женщин.

    Отрывки из книги, печатавшиеся в журналах “Наш малыш” и “Космополитен”, показали, что нам это удалось. Надеемся, что и вся книга подтвердит то же самое.

    Ольга Дерябина

    Апрель 2001 г.

    Глава 1

    Послушная от колыбели

    до могилы

    Любая хорошо воспитанная женщина не хочет выделяться. Скрыться, приспособиться, слиться с окружающими - вот девиз, который чаще всего написан на флаге “хорошо воспитанной женщины”. Ей кажется, что, став невидимой, она добьется своих целей быстрей и успешней.

    И будучи незаметной и послушной девочкой (чего, собственно, и добивались от нее в детстве), она страшно удивляется тому, что никто ее за это не хвалит и не одобряет...

    Женщины жертвуют собой и верят, что эти жертвы будут замечены и благодарность непременно придет. Причем, надеясь на это тайно, говорить вслух об ответных жертвах они не смеют. Ожидать вознаграждения считается неприличным и не одобряется.

    На самом же деле любая женщина должна научиться простым вещам - стремиться к вознаграждению или, по крайней мере, заранее оговаривать его возможность. В этом случае тот, кому предназначена жертва или просто услуга, имеет право выбора: принять это или отклонить. И каждый точно знает, на что он рассчитывает и чем располагает.

    Одна из самых больших проблем, которую женщины должны разрешить, - это непременное желание понравиться, быть желанной. Эта цель заслоняет собой огромное количество возможностей. Женщина ограничивает себя в самоопределении, в независимости, в карьере и власти. Вместо того чтобы искать себя , она удаляется от собственной личности все дальше и дальше.

    Когда же некто дает понять женщине, что она желанна и нравится, она чаще всего даже не верит этому, потому что не ожидает уважения к себе. Подобная история продолжается до тех пор, пока женщина ориентируется на мнение окружающих больше, чем на собственные мысли и желания.

    Если вы хотите выйти из заколдованного круга, начните прямо сейчас. Назовите три качества, за которые вы сами себя цените. Выберите те, которые приносят вам ощутимую пользу!

    Но ведь есть женщины, которые живут в согласии с собой! И они нашли равновесие между своими желаниями и требованиями окружающих. Они чаще рискуют, пробуют то, чего не пробовали. Они знают: рисковать означает возможность выигрывать и проигрывать. Они идут по своему пути, не отвлекаясь на размышления о том, что думают о них другие. И еще - они верят в свои способности!

    В итоге эти женщины вовсе не грубы и не бесцеремонны - они смелы, независимы и полны любви к жизни. Женщины, которые позволили себе сметь, не боятся поражения! (Ведь футбольная команда, выигравшая со счетом 3:2, пропустила два мяча в свои ворота. Но в итоге - выиграла). Эти женщины не позволяют себе опускать руки при неудаче или промахе. Если им что-то не удается, они ищут причины, а не ругают себя и свою неумелость. Не размышляя о том, что “весь мир против меня”, они думают творчески и ищут возможности обойти препятствия.

    К сожалению, таких женщин очень мало. Большинство из нас остаются заключенными в привычные схемы, как в клетки. Мы охотнее принимаем роль послушных девочек, чем жизнерадостных женщин. Почему так происходит? Почему мы так часто не решаемся сделать нечто, по нашему мнению “плохое” (и совершенно нормальное с точки зрения большинства мужчин)?

    Ответ есть - мы боимся. Нами владеет страх быть наказанной за озорство, за любое, пусть незначительное, нарушение установленных правил. Мы думаем о том, будут ли любить нас окружающие, если из “хороших девочек” мы станем “плохими”... Следствие этого страха - подавленность, отказ от самых простых радостей и развлечений. А кроме того, мы редко добиваемся того, чего на самом деле хотим.

    Причины такого поведения лежат в прошлом. С младенческого возраста мальчиков и девочек воспитывают по-разному, и именно отсюда происходит та беспомощность, которая накрепко приклеивается к женщинам.

    В последние пятнадцать лет в психологии активно разрабатываются две основные модели , которые наглядно объясняют возникновение женского самоограничения и способы его “подпитки”. Они показывают, каким образом женщины попадают в тупиковые жизненные ситуации и почему они не могут выбраться из них благополучно.

    Концепция привычной (или выученной)

    беспомощности (ПБ-концепция)

    Это центральная концепция для понимания женских жизненных конфликтов. Многие повседневные проблемы можно описать одним словом - “беспомощность”. Проколота шина у автомобиля, бьет жестокий муж - и женщина входит в это привычное, много раз отрепетированное состояние, заранее уверенная, что ничего не может поделать. Мартин Селигма, один из основателей концепции привычной беспомощности, считает, что даже такие серьезные проблемы, как депрессии и фобии, можно отнести к разновидностям реакции беспомощности. Множество повторений одних и тех же ситуаций создают у женщины стереотип, согласно которому она заранее говорит себе: “Я ничем не могу себе помочь”. И именно здесь берут начало и страхи, и депрессии.

    Реакция беспомощности существует только потому, что люди думают , будто они не справятся. При этом они руководствуются не реальными обстоятельствами, а собственными убеждениями. Решив однажды, что невозможно повлиять на ход событий, человек и в самом деле перестает на него влиять.

    Беспомощность - это заученное и привычное убеждение, как правило, не связанное с реальной ситуацией.

    Концепция

    сбывающихся предсказаний*

    (SFP-концепция)

    Эта концепция гласит, что некое событие происходит потому, что существовало соответствующее ожидание. Более точное определение SFP (self-fulfilling prophecy) звучит так: “Если у меня есть определенные ожидания предполагаемых событий, я готовлю себя именно к ним, и, следовательно, увеличивается вероятность того, что события будут развиваться так, как я ожидаю”.

    Такие процессы чаще всего происходят бессознательно. Например, студент боится экзамена. Из-за подавляющего страха он не может спокойно и неторопливо учить предмет. Он нервничает, в голове у него вместо стройной системы ответов лишь некие неупорядоченные знания. Это дает знакомое многим ощущение “пустой головы” перед экзаменом. В результате, естественно, вероятность “провалиться” возрастает, а за ней - усиливается страх.

    Возьмем обратную ситуацию: студент готовится к экзамену с чувством “я верю, что смогу выучить и хорошо ответить”. В этом случае он целена­правлен, сконцентрирован и невозмутим. Внутренняя картина успеха намного увеличивает вероятность успеха на экзамене.

    Жизненные системы ПБ (привычной беспомощности) и SFP взаимосвязаны и дополняют друг друга. Женщина, верящая в свою техническую бездарность, скорее всего, еще в детстве усвоила подобное представление о себе. Она заранее говорит себе, например, что никогда не сможет заменить свечи зажигания в своем автомобиле. Однако в случае необходимости она, скрепя сердце, предпринимает попытку это сделать. Она берет не тот инструмент и как следует не выясняет последовательность действий. Дальше она прищемляет палец одним из неприступных винтов, теряется, какой кабель куда присоединять , что-то отламывает - и немедленно подтверждает свое ожидание! Она обобщает эту неудачу и еще сильнее сомневается в своих способностях когда-нибудь научиться справляться с техникой. Теперь ей окончательно становится ясно, что она нуждается в помощи. Таким образом тема исчерпана, и ею же самой придуманная и выработанная неспособность победила.

    Как же поступает в этом случае уверенная в себе женщина? Она тоже начинает заменять свечи и тоже прищемляет палец. Однако она не делает из этого далеко идущих выводов и считает, что дело в небольшой неловкости. Исследовав причины, она понимает, что у нее были скользкие пальцы и не тот инструмент. В следующий раз она исправит свои ошибки и повторит попытку, не сомневаясь ни на минуту в своих способностях.

    Беспомощность распространяется на многие повседневные ситуации. Женщины, захваченные беспомощностью, редко доводят до конца то, что начали, из-за постоянных сомнений в себе. Можно сказать, они остаются далеко позади своих же собственных возможностей. При малейших трудностях они сдаются и опускают руки.

    Эта модель поведения, безусловно, не распространяется на все области жизни. Например, портниха может быть абсолютно неуспешной в конфликтах с матерью, но прекрасно общается с клиентами на работе. Учительница может впасть в панику, если ей предстоит экзамен на повышение квалификации, хотя играючи справляется с трудными подростками.

    Люди часто бывают компетентны и сильны в одной области и беспомощны в другой. Причем, как бы странно это ни звучало, позитивный опыт успеха в одной области не помогает добиваться успеха в другой. Люди скорее сочтут случайностью то, что им удается, нежели признают собственное достижение. Эти убеждения возникают в самый ранний период обучения, в детстве, и преграждают дорогу возможным изменениям взглядов.

    Кто-то думает, не сумев решить математическую задачу, что в его семье все не способны к математике. Это - внутренняя блокада, которая не позволяет развивать свои наверняка существующие способности. Тот же, у которого нет подобных внутренних ограничений, понимает, что задача эта сложна, требует знаний, но, приложив усилия и поразмыслив, ее можно решить. Он осознает, что трудности относятся только к определенным обстоятельствам или ситуациям, но никак не к личности. Промахи бывают, но они вовсе не обязательно повторятся. В других обстоятельствах, когда человек более спокоен, у него лучше прошел день, он правильнее подготовился, взял лучшие материалы - все пойдет гораздо лучше...

    Таким образом, если постоянно искать ошибки в своем поведении и верить, что предпосылки для них остаются неизменными , возникает некая самоблокада. И основой для нее является, скорее всего, привычная беспомощность.

    Многие женщины живут с мыслью о том, что они неспособны преуспевать в какой-либо области. Они перестают доверять самим себе, надеясь лишь на судьбу и на помощь других. Отказавших от веры в себя, в собственные силы и жизнеспособность, имея навык и образец зависимости от окружающих, женщины оставляют себе лишь один выход - подстраиваться и подгонять себя под желания других. При этом они теряют ту часть беззаботности и жизнелюбия, которая позволяет им оставаться самими собой и радоваться жизни.

    Профессионально компетентные, но порабощенные беспомощностью женщины надеются, что их “откроет” некий сказочный принц, ментор, покровитель. Его ждут многие женщины, которые чувствуют себя до поры до времени спрятанными принцессами. Вместо того чтобы действовать, они скрывают свои истинные способности и весьма разочарованы, если начальник им не покровительствует и не выделяет среди других.

    “Беспомощные” не доверяют своим возможностям и способностям. Если у них что-то получается, они считают это результатом случайного везения. Отобрав у себя радость за свои успехи, они тем не менее обязательно обвиняют себя в том случае, если все идет наперекосяк.

    Все это отражается на развитии личности женщины. “Беспомощные” страдают от внутренней инертности, заторможенности, постоянной усталости, бессонницы или бесцельной активности. Они упорствуют в том, что ничего не могут изменить, что не в состоянии самостоятельно достичь цели. Они боятся не справиться с самой жизнью.

    Однако немногие женщины скажут о себе, что они беспомощны. Они просто считают себя отданными на произвол судьбы. А слово “беспомощность” употребляется только в экстремальных ситуациях и чаще всего по отношению к другим, к тем, кто нуждается в утешении.

    Очень редко “беспомощные” женщины чувствуют в себе силы управлять своей жизнью, самостоятельно принимать решения и поддерживать себя сами. И это приводит к снижению самооценки. Тот, кто ничего не ожидает от себя , становится зависимым от других. Поэтому большинство женщин направляют всю свою энергию на поддержание хорошего мнения о себе, интереса к своей персоне.

    Итак, вместо того чтобы реализовываться, развиваться и действительно устраивать собственную жизнь, “беспомощные” женщины вкладывают силы в поддержание собственного образа “хорошей девочки” и заключают сомнительные компромиссы с собой.

    В этой книге я постараюсь объяснить, почему девочки не продвигаются вперед в своем развитии. Я расскажу о том, какими путями можно:

    l перейти от послушания к радости и легкости жизни;

    l устранить противоречия между деятельностью в своих интересах и хорошим отношением окружающих.

    Мы поговорим о Новой Женщине, о ее конфликте между зависимостью и самоопределением. Я уверена, что женщины могут поддерживать свою жизнь в равновесии, с чистой совестью сохраняя свои права, могут быть сильными, не вредя при этом своим отношениям с близкими людьми.



    Похожие статьи