• Формы взаимодействия с родителями деловая игра. Деловая игра для педагогов «Общение с родителями

    21.09.2019

    Татьяна Башлыкова

    Реализация инновационной деятельности по введению ФГОС ДО.

    Деловая игра с педагогами

    «Взаимодействие с родителями дошкольников».

    Цель игры: формировать умение дифференцированно подходить к организации работы с родителями; оптимальные пути решения конфликтов; поиск новых способов поведения в контактах с родителями, приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива.

    Для проведения игры педагоги делятся на 2 команды (тренинг на раскрепощение педагогов: построиться по росту с закрытыми глазами, разделиться на команды по цвету волос, разделиться на тройки, разделиться на пятерки – это команды, оставшиеся- члены жюри, за каждую часть игры командам будут выставляться баллы. Начнем нашу игру с названия команд. (Предложить на листе нарисовать смайлик настроения до начала игры.)

    1 часть . Разминка. Вопросы раздаются всем участникам, ответы принимаются по очереди. Если участник затрудняется с ответом, просит поддержку у команды. Начиная свою просьбу со слов: «Друзья, помогите!».

    1 Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника?

    2 Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка?

    3 В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями?

    4 В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями?

    5 Назовите условия, при которых может снизиться компетентность педагога?

    6 Назовите условия для преодоления утрачивания компетентности?

    7 Перечислите формы работы с родителями.

    8 Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные стороны.

    9 По вашему мнению, что хотели бы получить родители от детского сада?

    10 «Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам». Прокомментируйте эту фразу.

    2 часть.

    Решение педагогических ситуаций.

    Каждой команде необходимо проиграть данную ситуацию и найти выход из создавшейся ситуации.

    1. Вечер. За Владом и Машей пришли родители. Дети стали убирать за собой игрушки. Мама Влада стоит, смотрит и радуется, а мама Маши кричит: «Быстро одевайся, мне некогда!», «Мама, но ведь надо убрать за собой», -говорит Маша. «Дома будешь убирать, а сейчас я спешу!» Как взаимодействовать с родителями в данной ситуации. Ваши действия.

    2 Воспитатель предложил родителям принять участие в конкурсе, поместив информацию об этом в групповом стенде. В конкурсе принял участие 1 человек. Воспитатель недоволен. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?

    3 Мария Петровна, бабушка Димы из младшей группы, привела ребенка, у которого наблюдается явное недомогание (насморк, кашель, вялость). Действия воспитателя?

    4 «У нас есть в наличии краска, надо покрасить забор»- предложила заведующая педагогам. Как вы будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться, какими будут ваши действия?

    3 часть

    Обучающая

    Для того, чтобы семья понимала повседневную жизнь детского сада и активно в ней участвовала необходимо как можно чаще «включать родителей» в деятельность дошкольного учреждения. Родителями мы разделим на два блока: педагогическое просвещение родителей и включение родителей в деятельность дошкольной организации. Наша задача определить, какие формы работы необходимо использовать при решении основных задач в первом и втором блоке. Запишите их.

    1 Педагогическое просвещение родителей.

    2 Включение родителей в деятельность дошкольной организации.

    1 Упражнение.

    «Самое важное для воспитателей одной группы – взаимопонимание и единая стратегия воспитания и обучения детей, родителей. Чтобы лучше друг друга понимать, предлагается следующее упражнение.

    Закончите предложения.

    Самым важным в работе с детьми младшей (средней, старшей, подготовительной) группы я считаю…

    Самый проблемный ребенок в группе…

    Наиболее успешно в группе проходят занятия…

    Мне кажется, что детям не нравится…

    Я бы хотела поговорить с родителями…

    Я бы хотела, чтобы в группе поработал…

    (психолог, логопед, специалист по лечебной физкультуре).

    Я готова помочь коллегам…

    (в проведение праздников, родительских собраний, подготовке к открытым занятиям и др.).

    8 Следующее родительское собрание будет на тему….

    Обменяйтесь листками и сравните, в чем совпадают ваши мнения, а в чем они различны.

    2 Упражнение.

    В течение 5 мин, придумайте и запишите несколько мероприятий, которые помогут сплотить воспитателей, родителей, детей. Какое из этих мероприятий Вы смогли бы подготовить и провести в ближайшее время? (На обсуждение 4 мин).

    Обсуждения педагогов.

    3Упражнение. «Талант педагога!» Дано начало стихотворения, придумайте окончание. (На выполнение задания 5 мин).

    «Работу я свою люблю

    И в ней я счастье нахожу!

    *На работу, рано собираясь,

    Глаз накрасить не могу никак…»

    (Предложить педагогам нарисовать смайлик настроения)

    Тренинг с педагогом- психологом. (упражнения на снятие эмоционального и мышечного напряжения)

    Работа жюри. Подведение итогов.

    Рефлексия

    Публикации по теме:

    Деловая игра для педагогов ДОУ «Речевое развитие дошкольников» Деловая игра для педагогов дошкольных учреждений «Речевое развитие дошкольников». Задачи: 1. Уточнить знания и умения педагогов в области.

    Деловая игра для педагогов «Общение с родителями» «Какие фразы целесообразно использовать для начала беседы с родителями» Найти в предложенном списке пять неудачных по Вашему мнению, фраз.

    Деловая игра для воспитателей «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Деловая игра для воспитателей «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Старший воспитатель МДОУ д/с №4 «Солнышко» г. Фурманов.

    Деловая игра к педагогическому совету, посвященному развитию речи дошкольников Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в обучении и развитии речи у детей дошкольного возраста. Задачи: Активизировать.

    Деловая игра с родителями «Коррекционные приёмы в воспитании культуры речи и общения у дошкольников с ОНР» Основная часть. 1. Игра «Пожелание». Цель: объединение детей в коллектив, снятие эмоционального напряжения. Руководство: родители сидят.

    Анастасия Полежаева
    Деловая игра «Формы работы с родителями» с применением презентации

    Подготовила:

    Старший воспитатель Полежаева А. В.

    Место проведения: музыкальный зал ОДО

    Це ль: формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями; поиск новых способов поведения в контактах с родителями

    План проведения:

    Теоретическая часть «Что такое работа с родителями» (презентация)

    Практическая часть – деловая игра «Формы работы с родителями»

    Раздаточный материал памятки на каждую группу.

    Подведение итога: обсуждение методических рекомендаций по взаимодействию воспитателей с семьей

    1. Что такое работа с родителями?

    Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.

    Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями?

    Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения педагогического образования

    Изучение семьи и установление контактов с ее членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка.

    В свою очередь, первая группа задач делится на две подгруппы:

    Задачи информативного плана

    Задачи обучающего плана

    Решение группы задач обучающего плана невозможно без того, что хотят найти для себя родители в общении с педагогом. Родительские ожидания можно сформулировать следующим образом: родители хотят быть уверены в хорошем отношении воспитателя к их ребенку. Поэтому педагогу необходимо выработать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть его развитие, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, привлекать к ним внимание родителей. Эту ситуацию называют «психологией доверия».

    Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах воспитания и, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость)

    Формы работы с родителями:

    Совместные групповые мероприятия педагогов и родителей

    Традиционные

    Нетрадиционные

    Индивидуальные формы

    Беседы, консультации

    Наглядно-информационные информационно-просветительская (ознакомление родителей с особенностью ДОУ) информационно-аналитическая (опросы, срезы, анкетирование)

    Кроме задач и методов нового подхода будет целесообразным отметить функции работы образовательного учреждения с семьей:

    Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого ДОУ

    Психолого-педагогическое просвещение родителей

    Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность

    Помощь отдельным семьям в воспитании с общественными организациями родителей (родительский комитет)

    Обратить внимание хочу на 4 пункт: Помощь в воспитании в отдельных семьях осуществляется лишь в том случае, если родители просят совета у педагога в разрешении той или иной сложной ситуации в воспитании ребенка. Воспитатель должен хорошо разбираться в возрастной и дошкольной психологии, знать о кризисах в развитии ребенка и уметь успокоить родителя. Если же наблюдается серьезная проблема, то педагог может посоветовать обратиться к специалисту. Очень важна здесь позиция, которую займет воспитатель в беседе с родителями: он ни в коем случае не должен использовать в разговоре назидательный тон, высказывать оценочные суждения. Главная его задача – проникнуться тревогами и сомнениями человека, обратившегося к нему.

    Лучше всего можно помочь детям, помогая их родителям. Т. Харрис

    Портрет современного родителя

    Демократичные родители.

    Ценят в повседневном поведении ребёнка самостоятельность и самодисциплинированность, предоставляют право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни.

    Требуют от ребенка бесприкословного подчинения и не считают, что должны ему обеспечивать причины своих указаний и запретов. Они жёстко контролируют сферы деятельности жизни и не всегда корректно.

    Соратники - родители, активно участвующие в воспитательном процессе, положительно относятся к школе, педагогам.

    Противники - родители, негативно относятся к школе, учителям, часто критикуют воспитательный процесс.

    Пассивные - равнодушные родители, не посещающие родительские собрания, школу, не хотят участвовать в воспитательном процессе.

    Впрочем, родители бывают разными, и иногда их методы воспитания заставляют детей страдать либо превращаться в эгоистов. О том, что в общении с собственными чадами папам и мамам нужно находить «золотую середину», рассказал в своем ироничном и очень актуальном стихотворении «Какие вы родители?» поэт и сатирик Михаил Шварц, подчеркнув, что в вопросах воспитания детей никогда не стоит перегибать палку, иначе результаты могут оказаться весьма плачевными.

    Сценарий деловой игры «Формы работы с родителями»

    Поскольку мы с Вами работаем не первый год и занимаемся изучением проблемы сотрудничества с родителями, то нас всех можно назвать профессионалами в этой области. Предлагаю игру, которая поможет нам вспомнить и уточнить уже имеющиеся знания, выделить вопросы, требующие дополнительного изучения.

    Необходимо разделиться на две команды.

    Первый конкурс «Разминка»: вставь пропущенное слово. Сначала задания для одной команды, затем для другой.

    Главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются… (родители)

    Задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в… (работу)

    Традиционная познавательная форма взаимодействия с родителями. (Конференция)

    Основной метод изучения семей воспитанников. (Наблюдение).

    Один из приемов активизации родителей. (Игра).

    … - это опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет, или для получения ответов на вопросы, составленные по определенной программе. (Анкета)

    … - жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития личности ребёнка (Семья)

    Традиционная форма проведения родительского собрания. (Лекция)

    Второй конкурс «Верно ли утверждение»

    1. Сотрудничество Организации с семьей является не обязательным, а только рекомендательным принципом ДО. (неверно, это обязательно)

    2. Стандарт направлен на решение задачи обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи, но не обязывает педагогов заниматься повышением компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. (Стандарт обязывает педагогов заниматься….)

    3. Стандарт предусматривает оказание помощи родителям в развитии индивидуальных способностей детей. (да)

    4. Развивающая предметно-пространственная среда должна создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. (да)

    5. Для успешной реализации Программы должно быть обеспечено вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. (да)

    6. Участие ребёнка в психологической диагностике допускается без согласия его родителей (законных представителей) (нет).

    Третий конкурс «Фразы для начала беседы с родителями»

    Задание первой команде: найти пять неудачных фраз к воображаемой беседе с родителями.

    Задание второй команде: найти «нежелательные» фразы и подобрать к ним «нежелательные» смысловые пары.

    ОТВЕТЫ: «Неудачные» фразы:1,5,10,13,15.

    «Нежелательные»- «Желательные» фразы: 2-8,3-17,6-4,7-9,12-16,14-11.

    Четвертый конкурс «Решение педагогических ситуаций»

    Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями.

    1. Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего ребёнка по поводу драчливости мальчика.

    Как Вы начнёте беседу?

    2. Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. - Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?

    Пятый конкурс «Назови три самых…» ласковых слов ребенку лучших слов выражения благодарности родителям типичных замечаний детям ценных качеств личности родителя удачных слов-приветствий родителям хороших качеств личности ребенка ценных, на ваш взгляд, качеств личности воспитателя одобряющих ребенка высказываний воспитателя.

    Шестой конкурс «Аукцион педагогических идей»

    Командам дается 5 минут, чтобы записать на листке как можно больше традиционных и нетрадиционных форм совместной деятельности родителей педагогов и детей.

    Седьмой конкурс «Выберите наиболее подходящие пословицы и поговорки»

    Воспитатель детского сада – это:

    а) «Добрая лошадка всех свезет»

    б) «Без матки пчелки – пропащие детки»

    в) «И швец, и жнец и на дуде игрец».

    Работа с родителями – это:

    а) «Бумага некупленная, письмо домашнее»

    б) «В добрый час молвить, в худой промолчать»в) «По способу пешего хожденья»

    Блиц – опрос: каждый педагог отвечает на один вопрос на выбор, называя номер вопроса.

    Примерные вопросы:

    Сколько раз в год проводятся общее родительское собрание? (2)

    Сколько раз в год проводят групповые родительские собрания? (3)

    Как называется форма работы с родителями, когда они могут прийти в детский сад и увидеть работу с детьми воспитателей (День открытых дверей).

    Форма работы с родителями, заключающаяся в том, что специалист дает рекомендации по интересующим родителей вопросам? (Консультация)

    Заочное консультирование – это индивидуальная или групповая форма работы с родителями? (Индивидуальная)

    Назовите наглядную форму работы с родителями? (Стенды, папки-передвижки, плакаты)

    Назовите формы поддержки родителей в период адаптации детей в детском саду (Памятки, присутствие родителей в группе, анкетирование родителей)

    Назвать метод, не относящийся к методам изучения семейной истории: наблюдение; беседа; анкетирование; интервью с родителями; лабораторный эксперимент.

    Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)

    Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)

    В чем заключается роль других социальных институтов в воспитании детей? (помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи)

    В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию, внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками)

    В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т. д.)

    Назовите условия, при которых может снизится компетентность педагога? (ограничения со стороны организма (снижение работоспособности, в силу возрастных причин, заболеваний, недостаточная мотивация для деятельности, недостаточность информированности)

    Назовите условия для преодоления утрачивания компетентности? (помощь коллег, наставников, создание мотивации для деятельности, чтение литературы, журналов, обращение за помощью к психологу, курсы повышения квалификации, участие в проблемных семинарах)

    Назовите методы изучения семьи? (анкетирование, тестирование, беседа, патронаж, наблюдение за игровой деятельностью малыша, «Родительское сочинение», диагностические рисуночные методы, и т. д.)Назовите формы работы с семьей? (родительские собрания, анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей)

    Внешний вид: подтянутость, аккуратность, элегантность в одежде. Всегда аккуратная прическа, чистые волосы. Туфли, а не тапки и шлепанцы. Проявление персонального внимания каждому ребенку: во время утреннего приема спросить: «Что ты увидел интересного по дороге в детский сад?», «Какое у тебя настроение?»

    Трансляция родителям положительного образа ребенка. Педагог старается никогда не жаловаться на ребенка, даже если он что-то натворил. Беседа с родителями проходит под девизом «Ващ ребенок лучше всех!»

    Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не могли бы получить в семье. Воспитатель сообщает об успехах и особенностях развития ребенка в ДОУ, особенностях общения его с другими детьми, результатах учебной деятельности и т. д. при этом соблюдается принцип «ваш ребенок лучше всех» - каждую поделку представляют родителям как исключительную, даже если им самим так не кажется

    Если родитель поделился с воспитателем проблемами семьи, воспитатель только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений. Нужно помнить, что полученной от родителей информацией не следует делиться даже с коллегой по группе и в целом использовать ее только для организации позитивного взаимодействия.

    Говорите с родителями только о том, судить о чём вы имеете право, основываясь на собственных знаниях и жизненном опыте.

    Планируя серьёзный разговор с родителями, не начинайте его утром, на улице, на ходу, на лестнице, в детской раздевалке, а пригласите их пройти в группу и обязательно усадите за стол. Тогда ваши слова будут услышаны, так как родитель вынужден вас выслушать. В деловой обстановке он не может оборвать разговор тогда, когда ему это станет удобно.

    Не начинайте разговор с родителями воспитанников со слов: «Ой, извините, можно с вами поговорить?», «Не знаю, может быть я не совсем права, но всё таки…». А такие речевые обороты, как «Вы не правы…», «Вы не понимаете…», лучше вообще не употреблять в общении с родителями.

    Не надо сравнивать достижения разных детей, не надо вообще их сравнивать. Если всё-таки сравнивать, то только с эталоном, нормой возрастного развития: каждый родитель хочет слышать в первую очередь о достижениях и проблемах развития своего ребёнка; если в первые 10-15 минут разговора он ничего конкретного и убедительного не услышал о своём ребёнке, он постарается закончить разговор.

    Научитесь говорить строго по делу, приводить конкретные факты, обозначать не только проблему, но и несколько вариантов её решения. Тогда родитель будет воспринимать вас не как критика, а как помощника. Образно говоря, родитель идёт к педагогу как к врачу: не важно, с чем зашёл, важно, с чем вышел.

    Помните! Самый верный способ настроить родителей против себя – показать им, что вы считаете себя умнее их. Не забывайте, какую цель вы ставите: блеснуть своими знаниями или помочь ребёнку? Не старайтесь демонстрировать родителям своё превосходство, употребляя в речи сложные психолого-педагогические термины. Родитель будет вам благодарен за конкретные советы, простые и реально выполнимые рекомендации.

    Создавайте общественное мнение с помощью родителей-единомышленников, имеющих высокий авторитет среди других мам и пап. Иногда родители сомневаются в целесообразности реализации тех или иных идей педагога, однако склонны доверять мнению таких же людей, как и они сами.

    Известно: не всегда количественный подход означает качественный. Если взрослый человек не хочет участвовать в мероприятиях проводимых в детском саду, и, более того, сопротивляется этому, заставить его сложно, но всё-таки можно. Вот только нужно ли? Вряд ли он получит от этого удовольствие.

    К каждому замочку нужен свой ключик. Методы убеждения и аргументы, сработавшие с одними родителями (как и с детьми, могут не привести к ожидаемому результату в разговоре с другими.

    Помощь в воспитании в отдельных семьях осуществляется лишь в том случае, если родители просят совета у педагога в разрешении той или иной сложной ситуации в воспитании ребенка. Воспитатель должен хорошо разбираться в возрастной и дошкольной психологии, знать о кризисах в развитии ребенка и уметь успокоить родителя. Если же наблюдается серьезная проблема, то педагог может посоветовать обратиться к специалисту.

    Наталья Богданова

    Деловая игра с элементами тренинга

    для педагогов ДОУ

    Приемы и механизмы духовно-нравственного

    воспитания дошкольников в НОД

    Подготовила:

    Педагог-психолог: Богданова Н. А.

    Цель проведения:

    Побуждение педагогов к самостоятельной работе, самоанализу и самообразованию по данной теме. Овладение практическими приемами взаимодействия с детьми по формированию духовно-нравственной позиции дошкольника. Улучшение психологического самочувствия участников педагогического процесса.

    Задачи:

    1. Формирование положительного эмоционального состояния, с помощью группового сотрудничества и взаимопомощи.

    2. Систематизирование работы по нравственному воспитанию: состояние проблемы, актуальность.

    3. Повышение компетентности педагогов по вопросам нравственного воспитания детей.

    4. Закрепление методов нравственного воспитания: овладение практическими приемами по формированию духовно-нравственного поведения у детей.

    Форма проведения:

    Деловая игра с элементами тренинга

    План проведения:

    1. Теоретическая часть. Обсуждение. Актуальность проблемы

    2. Нота - До (доброта)

    3. Нота – Ре (Родина, религия)

    4. Нота – Ми (моральные принципы)

    5. Нота – Фа (работа с фантазией)

    6. Нота – Соль (самостоятельность)

    7. Нота – Ля (личностно-ориентированный подход)

    8. Нота – Си (самосовершенствование педагога)

    Материалы:

    1. Изображение нотного стана

    2. Бланки для теста «Добрый ли вы человек?»

    3. Памятка для педагога «Пословицы о доброте»

    4. Памятка для педагога «Посеять в детских душах доброту, это значит…»

    5. «Палочка-выручалочка» для игры

    1. Теоретическая часть. Обсуждение. Актуальность проблемы

    Здравствуйте, уважаемые коллеги!

    Духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка предусматривает принятие им моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. В последние годы часто говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, гражданственность и патриотизм.

    Можно многое почерпнуть, созерцая мудрость природы. Как говорится, «что наверху, то и внизу», то есть на всех уровнях мироздания действуют одинаковые законы. А значит, мы вправе допустить, что законы, которые мы наблюдаем в природе это те же самые законы, которые действуют между людьми.

    Например, в жарких странах деревья, пустившие глубокие корни, полны жизненных сил, а травы и кустарники вокруг них в период засухи засыхают и умирают. Деревья продолжают расти, т. к. их корни проникли глубоко в землю и питаются подземными водами. Корни же малых растений и кустарников уходят в землю не очень глубоко и не могут дотянуться до жизни, которую им дает вода.

    То же происходит и с людьми. Тот, кто мыслит глубоко, кто глубоко верует в себя - справляется с различными жизненными кризисами и трудностями. Тот же, кто мыслит поверхностно и не имеет веры, может процветать только при благоприятных внешних условиях. Но когда наступают трудные времена, такие люди теряют мужество и становятся жертвами собственных проблем.

    Вот почему так важно как можно глубже познать себя - в этих глубинах найдутся внутренние источники силы, безопасности, любви и мира.

    «Душа поёт» - как часто мы слышим эти слова, а что они по вашему мнению означают? (ответы педагогов) Всё, что красиво и прекрасно в мире мы очень часто сравниваем с музыкой, а любая мелодия состоит из основы – это 7 нот.

    Сегодня я бы хотела совместно с вами попробовать создать свою основу для мелодии, которая называется духовно – нравственное воспитание.

    2. Нота - До. Тест «Добрый ли вы человек?

    Итак, обратите внимание на наш нотный стан (Приложение 1). Первая нота – это нота – ДО. Что, по вашему мнению, начинается на букву «Д» и является первой и очень важной ступенью духовно-нравственного развития (ответы педагогов).

    Конечно, это добро и доверие. Если мы не будем обладать таким личностными качествами как добро, а наши дети не будут нам доверять – все наши усилия по воспитанию полноценной личности ребёнка будут бессильны.

    Предлагаю вам небольшой самоанализ в виде теста, для того, чтобы узнать, насколько Вы добры?

    Тест «Добрый ли вы человек?»

    Все люди разные: одни готовы отдать последнее первому встречному, другим и снега зимой жалко. Всегда ли вы добры и внимательны к окружающим? На эти вопросы вам поможет ответить данный тест. Отвечать нужно да или нет.

    1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?

    2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?

    3. Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?

    4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?

    5. Любите ли вы злые шутки?

    6. Вы злопамятны?

    7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?

    8. Умеете ли вы на практике применять свои способности?

    9. Бросаете ли игру, когда начинаете проигрывать?

    10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?

    11. Вы охотно выполняете просьбы?

    12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

    Вы набрали больше 8 баллов. Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми - всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдет.

    От 4 до 8 баллов. Ну что же, ваша доброта - вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.

    Вы набрали меньше 4 баллов. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательнее.

    Я нисколько не сомневаюсь в том, что по природе своей вы все добрые люди кто-то в большей степени, кто-то в меньшей.

    В своей повседневной работе с детьми, вы наверняка используете разные пословицы. Вспомните пожалуйста пословицы о доброте, которые можно использовать в своей работе по формированию нравственного поведения у детей (ответы педагогов).

    Конечно же, сложно удержать в памяти все эти замечательные пословицы, поэтому я хочу каждой из вас вручить вам памятку, где собраны замечательные пословицы о доброте, которой вы сможете пользоваться в своей работе (Приложение 2)

    Так же, я бы хотела предложить вам ознакомиться с еще одной памяткой, которая может пополнить вашу педагогическую копилку по воспитанию духовно-нравственного самосознания и поведения у детей. Наверняка какими-то приемами, из предложенных мной вы уже пользуетесь, а какие-то могут вас удивить. (Приложение 3)

    3. Нота – Ре

    Что, по вашему мнению, начинается на букву «Р» и так же является важной ступенью духовно-нравственного развития (ответы педагогов). Конечно же, это и религия, и Родина, и любовь к родному краю.

    РОДИНА. Воспитание любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания, а воспитание любви к Отчизне невозможно без привития интереса к своей «малой» Родине, её людям, их культуре, творчеству. И необходимо пробудить у ребёнка чувство любви к малой Родине.

    Знакомство детей с историей и культурой родного края это:

    Сообщение элементарных данных об Иркутской области;

    Ознакомление с историческим прошлым и настоящим, географическим положением, природными ресурсами, климатическими условиями;

    Ознакомление с городами Иркутской области, их достопримечательностями, традициями, обрядами, народными играми;

    Ознакомление с ремёслами;

    Ознакомление с иркутским культурным наследием (фольклором, произведениями писателей, поэтов, художников, музыкантов, архитекторов);

    Развитие творческих способностей детей в изобразительном и музыкальном искусстве.

    Осуществить это знакомство можно через такие формы работы, как:

    Целевые прогулки;

    Экскурсии, которые целесообразно проводить с родителями;

    Чтение художественной литературы, соответствующей возрасту детей;

    Проведение тематических выставок, посвящённых прошлому и настоящему Иркутской области с привлечением родителей.

    РЕЛИГИЯ. Наша страна, в том числе и наш родной край, объединяет людей многих национальностей и религий. У нас воспитываются дети разных национальностей и нам, как педагогам необходимо с малых лет прививать детям толерантное отношение к людям разных национальностей и религий, а это предполагает ознакомление детей с этими национальностями и их культурой. Делать это можно через различные виды деятельности, в том числе и через развитие творчества детей, например выставка работ детей и их родителей «Дружба народов».

    4. Нота – Ми

    Следующая нота МИ, а у нас это нота будет называется – МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ.

    Нормы морали не являются врожденными, а усваиваются ребёнком в практике отношений с окружающими людьми и зависят от отношения к нему окружающих, от того кто его воспитывает, от того в какой социальной среде он живёт. Здесь важно помнить, что недостаточно дать ребёнку понятия «Хорошо», «Плохо», мы должны донести до него, что в зависимости от ситуации в одном случае надо уступить, в другом - помочь, в третьем- поддержать.

    Что же нам поможет в этой ситуации? Это практическая деятельность с детьми.

    К ней относятся – наблюдения за природой, трудом других людей, сюжетно-ролевые игры, обсуждения и др.

    Давайте сейчас с вами вместе сыграем в одну из таких игр, которая называется «Палочка-выручалочка», но прежде немного разомнемся с помощью следующего упражнения.

    Упражнение «Шанхайцы»

    Инструкция: Встаньте в шеренгу и возьмитесь за руки. Первый в шеренге должен начать осторожно закручиваться вокруг своей оси и соответственно тянуть за собой всех остальных, пока не получится “спираль”.

    В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. Можно предложить группе в конце своего движения осторожно присесть на корточки, наклониться, подпрыгнуть, а затем раскрутиться обратно неразъеденяя рук.

    Ну, вот мы с вами немного расслабились и посмеялись, а теперь давайте попробуем сыграть в игру «Палочка-выручалочка», в которую вы сможете играть и с детьми ваших групп.

    Игра «Палочка-выручалочка»

    Инструкция: Встаньте в круг, вспомните какую-либо ситуацию, когда вам нужна была помощь. Например: плохое настроение, болел зуб, порвала колготки, сломала ноготь и т. д. У меня в руках палочка-выручалочка. Когда первая из вас расскажет о своем затруднении, я буду говорить: «Палочка-выручалочка, помогай! Коллегу (для детей – друга) из беды выручай!». Та из вас, кто знает, как помочь или может дать дельный совет поднимает руку и получает палочку-выручалочку.

    (В случае с детьми: Если никто из детей не знает, как помочь своим друзьям, педагог сам прикасается палочкой-выручалочкой к ребенку и рассказывает детям, как можно выручить друга из беды.)

    А теперь, я хочу предложить вам немного расслабиться, но делать мы это будем взаимно помогая друг другу с помощью следующего упражнения.

    Массажный комплекс «Караван»

    Инструкция: Встаньте в круг друг за другом. Я буду зачитывать действия, а вы внимательно слушать и выполнять их.

    Шел по пустыне караван (складываем пальцы обеих рук в кулаки и имитируем ими шаги вдоль спины).

    На одном верблюде ехал падишах АХ (сильно поглаживаем кулаками вдоль спины, сопровождая каждое движение глубоким вздохом «АХ»).

    На другом верблюде ехала красавица ОХ (легко поглаживаем кулаками вдоль спины, сопровождая каждое движение вздохом «ОХ»).

    А за ними бежала любимая собачка красавицы – ИХ-ИХ (имитируем двумя пальцами руки легкие и быстрые шаги, сопровождая их звуками «ИХ-ИХ»).

    Вдруг в пустыне подул ветер: сначала сверху вниз и снизу вверх, а затем слева направо и справа налево (гладим спину кистями рук в указанных направлениях).

    Ветер стал таким сильным (движения становятся быстрее и интенсивнее, что в глаза всадникам начал попадать песок (выполняем пальцами точечные нажимы на спину).

    И караван пошел быстрее, а потом и вовсе побежал: сначала падишах АХ (кулаками обеих рук имитируем быстрые шаги вдоль спины, потом красавица ОХ (выполняем те же движения, но легче, затем собачка красавицы ИХ-ИХ (имитируем двумя пальцами руки легкие и быстрые шаги).

    Иногда из-за сильного ветра путники сталкивались друг с другом (кулаками обеих рук имитируем столкновения).

    Ветер постепенно стих (мягко и плавно поглаживаем спину ладонями слева направо и справа налево, но как, же все устали… (мягко и плавно поглаживаем спину ладонями сверху вниз).

    Остановился караван, и начали путники жалеть друг друга (поглаживаем ладонями плечи, а затем сверху вниз спину).

    После отдыха все развеселились, стали шутить (щекочем) и улыбаться (улыбаемся).

    5. Нота - Фа

    Следующая нота нашего духовно-нравственного стана – ФА, мы не будем долго на ней останавливаться. Просто обозначим, что это активная работа с фантазией.

    Уважаемые педагоги – не бойтесь фантазировать, придумывать различные истории, сказки, используйте при этом кукольный театр, настольные игры. Отличный эффект дает написание ребенком собственной сказки с добрыми и злыми действующими лицами и со счастливым финалом.

    6. Нота – Соль

    Нота СОЛЬ превращается в самостоятельность, т. к. для того, чтобы духовно-нравственные мысли переросли в поступки недостаточно только желания, необходимо самостоятельно сформировать мотив, побуждающий к действию.

    Наша задача давать детям больше возможности принимать решения и действовать самостоятельно, несмотря на то, что это ведет к временным затратам. Как можно чаще хвалите детей и верьте в них, помогайте незаметно, создавайте ситуацию успеха.

    7. Нота – Ля

    Нота ЛЯ – это личностно-ориентированный подход.

    Здесь хочется отметить, что все дети растут в разных социальных условиях и это надо обязательно учитывать, что для одного ребёнка кажется аморальным, для другого - норма, т. к. он живёт в таких условиях (неблагоприятная семейная ситуация).Наша с вами задача – не высмеивать таких детей, а помочь им максимально социализироваться.

    8. Нота – Си

    Вот мы и дошли с вами до последней нашей нотки, которую назовем не СИ, а самосовершенствование педагога.

    Такая у нас профессия, которая требует от нас постоянно идти вперёд, изучать нашу культуру, искать интересные факты и истории, Вести детей за собой, делая этот путь волшебным, интересным и незабываемым.

    Вот мы и создали основу нашей мелодии, которая называется духовно-нравственное воспитание и каждая нотка важна в этом стане. И если какая-нибудь из них «западает», то развитие гармоничной, самодостаточной и нравственной личности – невозможно. Поэтому, я от всей души желаю вам, чтобы ваша мелодия духовно-нравственного воспитания – не фальшивила!

    Приложение 1.

    Памятка для педагога

    Пословицы о доброте

    Доброму слову – добрый ответ.

    Доброму везде добро.

    Добрый человек придет, словно свету принесет.

    Добрый привет и кошке приятен.

    Доброму гостю хозяин рад.

    Не одежда красит человека, а его добрые дела.

    Добрый сын – отцу радость, худой – печаль.

    Кто зря сердит, у того голова болит.

    Умный себя винит, глупый – своего товарища.

    Добрый скорее дело делает, чем сердитый.

    Как аукнется, так и откликнется.

    Не красна изба углами, а красна пирогами.

    Чем богаты, тем и рады.

    Других не суди, на себя погляди.

    Чего в других не любишь, того сам не делай.

    Худо тому, кто добра не делает никому.

    Друзья познаются в несчастье.

    Любишь взять – люби и дать.

    Тому тяжело, кто помнит зло.

    Добро век не забудется.

    Ласковое слово и бурю укрощает.

    Добро не умирает, а зло пропадает.

    Плох человек, коли добра не помнит.

    Не спеши карать, спеши миловать.

    Добро помни, а зло забывай.

    Добрые дела целыми веками живут.

    Доброе дело веками помниться.

    Сделав добро – не кайся; сделав худо – не жди добра.

    Слово лечит – слово и ранит

    Приложение 2.

    Памятка для педагога

    Посеять в детских душах доброту, это значит:

    1. Поощрять проявление внимания и чуткости у детей

    2. Ласково и только по имени называть детей

    3. Не обсуждать проступки при посторонних, чтобы не вызвать этим негативных чувств у других детей

    5. Учить с детьми стихи о доброте

    6. Составлять с детьми сказки о доброте

    7. Использовать пословицы о доброте

    8. Создавать ситуации, зовущие к добру и состраданию

    9. Не унижать ребенка

    10. После замечания прикоснуться к ребенку и дать понять, что вы ему сочувствуете

    11. Рассказывать родителям о добрых поступках детей

    12. Найти сильные стороны у каждого ребенка

    13. Особое внимание уделять тем детям, которые не получают признания среди детей

    15. Обсуждать с детьми ситуации положительного характера, например: «Как нас выручил Миша», «За что я люблю свою подругу», «Наши добрые дела»

    16. Заботиться о младших (делать подарки, игрушки, помогать одеваться и т. д.)

    17. Для снятия стрессовых состояний детей в группе можно повесить грушу для битья, в уединенное место поставить «сердитое» зеркало

    18. Можно вести книгу добрых дел в группе

    19. Можно организовывать игры

    Например:

    Игра «Добрые дела» Это игра на каждый день, которая не ограничивается временными рамками. Участвовать в ней могут от одного человека до всей группы. Организатору игры (педагогу) нужно подыскать подходящий сундучок (или копилку, коробку с прорезью, а также изготовить из картона или пластика красивые монетки. Каждая монетка соответствует одному доброму делу. В конце дня попросите ребенка бросить в копилку столько монет, сколько добрых дел он сделал за день. Если малыш затрудняется, помогите ему отыскать хорошее даже в самых обыденных поступках. Игра помогает ребенку разобраться в морально-этической стороне жизни и стимулирует его на нравственные поступки.

    Игра «Волшебный стул» Один из детей садится в центр на «волшебный стул, остальные говорят ему ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

    «Ласковые имена» Игроки должны встать в круг. Один из участников бросает мяч другому, называя его ласково по имени. Например: Серёженька, Богданчик, Олечка и т. д. Второй игрок бросает следующему. Выигрывает тот, кто назвал больше ласковых имён.




    1. Непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение 2. Отсутствие единства требований в семье и детском саду. 3. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера




    Все педагоги считают необходимым тесно сотрудничать с семьей для успешного воспитания. Все педагоги стремятся учитывать в своей работе пожелания родителей. Большинство педагогов считают, что делают все возможное для достижения сотрудничества с родителями. Педагоги детского сада используют следующие методы и формы работы с родителями: - родительские собрания - консультации - индивидуальные беседы - анкетирование - посещение семей на дому - совместное творчество - праздники - рекомендации - мастер класс - выставки - общение в интернете - проводят семинары - размещают печатные материалы в уголках для родителей Все педагоги считают данные формы работы с родителями – эффективными. Все педагоги стараются повысить свою компетентность в сфере общения с родителями, через: изучение литературы - советы с психологом - Телепередачи - курсы повышения квалификации - интернет


    В процессе общения, возникают трудности следующего характера: - родители не проявляют интереса к сотрудничеству. - избегают контакта с педагогами - не активны в жизни группы - проявляется непонимание со стороны родителей - наблюдается безответственное отношение к собственным детям - нехватка времени для взаимодействия с родителями - проявление скрытности в разговоре - не все родители прислушиваются к советам, пожеланиям и просьбам педагога.




    Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников; Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями; Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями; Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность...


    Умение преодолевать психологические барьеры общения Владение методами изучения семьи Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье Умение ориентироваться в информации Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения.


    Игра-инсценировка «Как поступить?» Каждая команда придумывает конфликтную ситуацию «воспитатель родитель», объявляет её другой команде. Каждой команде необходимо проиграть данную ситуацию и найти выход из создавшейся ситуации. (мама предъявляет претензию, воспитатель находит выход).


    «Кто эта маска?» Цель: Развивать умение производить впечатление в соответствии с выбранным образом. Предлагаю командам разыграть образы родителей: «Рубаха парень», «вечно недовольный», «сомневающийся», «интересующийся». Каждая команда выбирает по два образа, называть в слух не надо, пусть команда соперников угадает тот образ, который вы изобразите.




    Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении. Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке это лучший способ расположить родителей к себе. Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.


    Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника» Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями. В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества. Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей. Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними. Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей. Обладает развитыми коммуникативными навыками.



    Деловая игра с элементами тренинга по построению эффективного общения и взаимодействие педагогов ДОУ с

    родителями

    Цель: - поиск резервов для более эффективной работы, выделение причт/ возможных или истинных профессиональных проблем; выработка внутренней позиции по отнскп и к профессиональной деятельности, ориентирующей педагогом на лостроенле взаимоотношений с родителями на основе сотрудничества.

    Задачи;

    1. Актуализировать существующие проблемы во взаимо. к-йствии с родителями
    2. Содействовать повышению уверенности э себе;
    3. Упражнять педагогов в построении эффективного общения с родителями

    Оборудование: листы бумаги А4, маркеры, ручкп(по числу участников), карточки с фразами для игры «Тренировка интонации», шляпа, свеча, магнитофон, запись танцевальной музыки для игры «Волшебная шляпам, запись спокойной музыки для релаксации, листы бумаги для записи качеств, которые помогают и мешают общению с родителями, проектор, доска для мультимедийного показа слайдов, памятки

    Предварительная работа: Заполнение воспитателями карточки-теста оценки затруднения в общении с родителями.

    Ход проведения мероприятия

    1 Вступление

    Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека - его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона и зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми. Помочь улучшить взаимоотношения педагогов с родителями, чтобы избе;, м конфликтных ситуаций такова тема сегодняшней нашей встречи,

    2 Практическая часть:
    Упражнение «Свеча»

    Цель: Создать определенный психологический настрой, расположить участников не только к восприятию информации, но и к продуктивному общению

    Начать встречу мне поможет свеча. Свеча-камертон души: камертон настраивает звучание музыкального инструмента, а свеча настраивает человеческую душу. Это/ маленький огонек олицетворяет добрые эмоции и тепло, которое исходит от нас. Он поможет согреть душу каждого. Принимая и передавал свечу, почувствуйте это. (Участники передают зажженную свечу из рук в руки)

    Все родители разные, это взрослые люди, и к каждом} нужно найти определенный подход. Проблема конфликта между родителями и педагогами - это глобальная проблема

    самой системы образования. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождаю! сложные отношения.

    Я предлагаю вам через определенные упражнения и задания овладеть приемами межличностного взаимодействия,

    Упражнение "Сфера ответственности"

    (В пространстве комнаты размешаются листы с надписями: "Родитель", "Воспитатель", "Администрация"..)

    Как вам кажется, кто больше несет ответственности за эффективное общение В большей

    степени: родителей, воспитателей или администрации. Встаньте, пожалуйста, около той надписи, где вы считаете, кто в наибольшей степени несет ответственность за эффективное общение. Обменяйтесь мнениями в своей группе. Затем один представитель от каждой группы представит аргументы в защиту вашей позиции в отношении ответственности за эффективное общение.

    Мини-лекция Карьеры эффективного общения

    Родители, доверяя свое любимое и зачастую единственное чадо детскому саду, надеются, что пребывание малыша в новом коллективе будет комфортным и радостным. Но, к сожалению, иногда надежды родителей оборачиваются разочарованием. Не от того ли, что зачастую родители и воспитатели просто не умеют прислушаться друг к другу и встают по разные стороны баррикад? Каковы же причины возникновения барьеров в общении педагогов и родителей ?(показ слайда)

    Для того, чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя, свои сильные и слабые стороны.

    Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца».

    Цель: определить степень отношения к себе (положительно-отрицательно), поиск и утверждение своих положительных качеств.

    Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё" имя. Далее необходимо прорисовывать лучи идущие от этого круга. Получается солнце. Над каждым лучом записывается качество, характеризующее этого человека. При анализе учитывается количество лучей (ясное представление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя).(Анализ выполненного упражнения)

    Дискуссия «Я и родители моей группы».

    Цель: выявление взаимных претензий. (Расположение столов «подковой»)

    Анализ проведенного накануне теста для самооценки затруднений в общении с родителями показал, что многие воспитатели затрудняются в умении объединять

    Родителей при решении разных вопросов, не могут найти общий язык с ними. Попрошу Вас ответить на некоторые вопросы

    Вопросы к участникам: «Каким образом на сегодняшний день складывается общение с родителями в Ваших группах?»; «Помогают ли они Вам?»; «Есть ли у Вас претензии к родителям?»; «Предъявляют ли родители какие-либо претензии к Вам?»

    Теоретическое вступление «Правила построения эффективного общения».

    - Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои
    закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд!
    Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд,
    необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника
    нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

    Самые универсальные - это (показ слайда)

    1. Улыбка,
    2. имя собеседника
    3. комплимент.
    1. Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою
      готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя,доброжелательная улыбка!
    2. Имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом, зыке.
      Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать:
      «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

    Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на споем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу

    В общении наиболее применим косвенный комплимент. мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику - ружье, родители, его ребенка,

    Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцептировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце такч ично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

    Если вы хотите лучше понимать себя и быть уверенным человеком, понимать других людей, ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений и быть успешными в общении. Если для вас важно чувство эмоционального комфорта, то важно учитывать: средства общения: слово, мимику, жесты, интонацию голоса, глаза.

    Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником (демонстрация приемов общения совместно с ассистентом)

    1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника и взглядом.

    2.Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь - благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника

    3.Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

    4.Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

    5.Всем своим видом поддерживать состояние 6езопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

    6.Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы...» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это...!») ,чаще говорить; «Мы», «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели..., знали...!», «Нас всех беспокоит, что дети...". «Наши дети...», «Нас объединяет общее дело - это воспитание наших с вами детей!»

    Вот самые основные правша установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

    Игра «Волшебная шляпа».

    Цель: упражнение воспитателей в высказывании комплимента родителям. (Участники встают в круг)

    Инструкция: - Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент стоящему в круге, называя его по имени, отчеству. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности. а гак же можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот «родитель», которому адресован «комплимент» , должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да мне это в себе тоже очень нравится!».

    По окончании игры все возвращаются на места.

    Обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент; приятно ли было принимать комплимент.

    Ведущий подводит итог: комплимент должен быть искренним, лучше не прямых, а косвенным, т.е. хвалить «родителю» ребенка.

    А.С. Макаренко отмечал, что он стал считать себя мастером, когда научился говорит., фразу "Иди сюда 1 " с 16 различными интонациями голоса

    Упражнение на умение интонировать «Тренировки интонации».

    Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя и общении с родителями. Произнести фразы:

    Мне не безразличны успехи Вашего ребенка

    Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре

    с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности (интонации обозначены на карточках). По окончании произнесения участники сообщают, какая интонация наиболее приемлема в общении с роди гелями.

    Мини-лекция: "Торт общения"

    Процесс общения образно можно сравнить с двухуровневым тортом. Если верхний уровень - это сфера осознанного общения, которая всем видна и понятна: жесты, мимика, пантомимика, смысл слов, то глубинный уровень общения, чаще всего не осознается, здесь происходит принятие другого, и основную роль несут установки, которые определяют наши позиции в общении, а именно:

    Я хороший - ты плохой (позиция сверху)

    Я плохой - ты хороший (позиция снизу)

    Я хороший - ты хороший (позиция на равных)

    Если смотреть общение в контексте с родителями, давайте проанализируем, кто какую позицию чаще всего использует? Поднимите руки кто пользуется установкой 1, 2, ? Что она означает? (1 - назидание, превосходство; 2 -заискивание, лебезит- внутреннее опасение; 3 - принятие другого человека, общение на равных).

    Общение - это деятельность, и как любая деятельность поддаётся анализу:

    Этот анализ проходит свернуто - в диалоге с самим с собой. : что я чувствую? Меня понимают или не понимают?

    Таким образом, каждый воспитатель должна быть волшебницей, которая умеет управлять общением. А для этого мы должны владеть техникой "Активного слушания»

    Мини-лекция" активное слушание"?

    Сегодня умение "активно слушать" требуется любому человеку, желающему быть успешным в сфере общения.

    Активное слушание - это процесс, который обладает несколькими ключевыми характеристиками.

    Во-первых, важна собственная настройка "слушающего". Иными словами, ему должно быть по-настоящему интересно все то. что ему говорит собеседник. Без личного, искреннего интереса "затевать процесс слушания" бессмысленно, поскольку обман чувствуется мгновенно.

    Задача активного слушания именно услышать, т.е. максимально правильно понять собеседника.

    Во вторых- любая беседа - это активный и главное взаимный процесс, проходящий кик правило (в нормальном, естественном своем проявлении) в диалоговом режиме. Поэтому активное слушание включает в себя еще и реакцию на речь собеседника, просто кивания часто бывает недостаточно.

    Активное слушание - способ ведения беседы в личных или деловых отношениях, когда слушающий активно демонстрирует, что он слышит и понимает, в первую очередь чувства говорящего.

    Активно слушать собеседника - означает:

    1. Дать понять собеседнику о том, что вы услышали из того, что он вам рассказа,.;
    2. Сообщать партнеру о его чувствах и переживаниях, связанных с рассказом.

    Результаты применения активного слушания:

    1. Собеседник начинает относиться к вам с большим доверием.
    2. Партнер по общению рассказывает вам гораздо больше, чем стал бы
      рассказывать в обычной ситуации.
    3. Вы получаете возможность понять собеседника и его чувства.
    4. Если партнер по общению чем-то взволнован или рассержен, то активное слушание помогает безболезненно «выпустить пар».

    Теоретическое вступление «Основы построения беседы с «трудным» родителе лями

    Любой специалист ДОУ знает, как нелегко беседовать с гак называемыми «трудными» родителями.

    Каких родителей можно назвать «трудными»? (Участники высказываются).

    «Трудные» родители

    Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремится оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!».

    Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знааем что делать, помогите нам!».

    Что делать?

    Первая фаза общения с такими родителями: необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциям этого родителя. Как показывает опыт, необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность. В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю...», «Успокойтесь».

    Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, роди гель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.

    Упражнение «Резервуар».

    Цель: приобретение навыка сохранения спокойствия в напряженной ситуации Данное упражнение помогает настроиться на неприятную беседу и продержаться первые 1 минут.

    Инструкция: Закройте глаза. Представьте или вспомните ситуацию неприятной беседы с конфликтным, «эмоционально заряженным» родителем. Примите на себя роль «пустой формы», резервуара или кувшина, в который Ваш собеседник «вливает», «закладывает» свои обвинительные слова, мысли, чувства. Постарайтесь ощутить внутреннее состояние «резервуара». Вы - просто форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в своё внутреннее пространство, оставаясь холодным и нейтральным. Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма.

    Потренируйтесь 2-3 раза перед началом беседы, и все будет легко получаться. Когда Вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние «резервуара», вступайте в диалог с собеседником.

    Вторая фаза беседы с родителем - конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблем.

    Чтобы избежать противостояния с родителями:

    Необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость;

    Подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка;

    Показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку.

    Когда родитель увидит и почувствует, что педагог заботится о благополучии его ребенка, он перестанет прибегать к «психологической» защите и проявит готовность к сотрудничеству.

    Не надо стремиться, во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение родителям (давление приводит к протесту).

    Обсуждайте проблему , а не личные качества ребенка и его родителей.

    Игра-фантазия «Посылай и воспринимай уверенность».

    Цель: релаксация, закрепление положительных эмоций. (5 мин)

    Игра проводится под релаксационную музыку.

    - Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха... теперь представьте себе, что над Вашей головой висит чудесная золотая звезда. Это - Ваша звезда, она принадлежит Вам и заботится о том, чтобы Вы были счастливы.

    Представьте, что Вы с ног до головы озарены светом этой звезды, светом любви и радости. Теперь последовательно приложите свою руку сначала к сердцу, потом - к горлу и ко лбу. Почувствуйте, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представьте себе, что Вы, как и Ваша звезда, испускаете во все стороны лучи ясного теплого света, и что этот свет идет ко всем Вашим коллегам, находящимся в этом зале. Подумайте обо всех, кто находится в этом зале, и пошлите всем немного своего света.

    Теперь пошлите немного света людям, которых нет в этой комнате: своим домашним, друзьям. Вашим воспитанникам, их родителям.

    Теперь прислушайтесь к самим себе. Ощущаете ли Вы какие-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу?

    Сохраните в памяти эти чувства и обращайтесь к ним в тех случаях, когда Вы устали и Вам нужны свежие силы и уверенность в себе...

    А сейчас попрощайтесь со звездой и мысленно возвращайтесь назад. Когда я досчитаю до трех, Вы можете открыть глаза и снова оказаться в эгом заде. Раз... Два... Три...

    Подведение итогов

    Упражнение «Рюкшнок»

    Цель: формирование позитивного само восприятия, стремления к самосовершенствованию, осознание своих сильных и слабых сторон в общении

    Сегодня мы заканчиваем тренинговое занятие. Что- то за это занятие вы узнали нового. что-то еще предстоит узнать и научиться. Представьте себе, что вы уезжаете в дальнюю дорогу под названием «Общение». Вам необходимо собрать рюкзачок, но это будет необычный рюкзачок. В него будут «складываться» те качества, которые помогут данному человеку в общении с людьми, и те, которые могут ему помешать в дороге, над которыми ему предстоит поработать, чтобы его жизнь была более приятной и продуктивной, (участники на листах бумаги пишут качества, которые помогут в общение и те, которые могут помешать в общении) Раздача памяток: средства общения, правила активного слушания




    Похожие статьи