• Фольклорный праздник в старшей группе ДОУ. Осенняя ярмарка

    15.08.2019

    Сценарий фольклорного праздника

    Осенние посиделки

    Музыкальный руководитель Вагапова Альмира

    Мударисовна

    МАДОУ №8

    Зал празднично оформлен в народном стиле. Входят дети под хороводную русскую мелодию. Останавливаются и встают полукругом.

    Ведущий : Здравствуйте, гости дорогие, желанные, долгожданные.

    Вот и Осень к нам пришла.

    Листья на дорожках падают шурша.

    Тонкие осинки в лужицы глядят.

    На ветвях дождинки бусами висят.

    Лебеди лениво плещутся в пруду.

    Тихо и красиво осенью в саду.

    Ребенок:

    Осень хлебосольная.

    Накрывай пиры!

    Полюшко раздольное

    Принесло дары.

    Ребенок:

    Хлеба нынче вволюшку,

    Хлебушек высок,

    Поклонюсь я полюшку,

    Гнется колосок.

    Ребенок:

    Как созреют солнышком

    Колоски - лучи,

    Жернов смелет зернышки -

    Ставят хлеб в печи.

    Ребенок:

    Корочкой румянится

    Пышный каравай.

    Осень хлебом славится,

    Пробуй урожай!

    Ведущий: И правда, сколько даров приносит осень людям за их труды: и фрукты, и овощи, и конечно хлеб. Чтоб не было зимой голодно, всего наготовили добрые хозяева про запас. До самого лета хватит! В старые времена был такой обычай у русских людей: как заканчивали полевые работы (собирали урожай, хлеб в закрома засыпали) и коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Как говорится в русской пословице: «От скуки - бери дело в руки». Вот и проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто узоры вышивает, кто из дерева ложки вытачивает. Весело было! И мы собрались сегодня в горнице на посиделки.

    Ребенок:

    На завалинке в светелке

    Иль на брёвнышках каких

    Собирали посиделки

    Пожилых и молодых.

    Ребенок:

    При лучине ли сидели

    иль под светлый небосвод-

    говорили, песни пели

    да водили хоровод.

    Ребенок:

    Добрым чаем угощались,

    С медом, явно без конфет.

    Как и нынче мы общались

    Без общенья жизни нет.

    Ребенок:

    А играли как! В горелки!

    Ах, горелки хороши,

    Словом эти посиделки

    Были праздником души.

    Ребенок:

    Отдых - это не безделки -

    Время игр и новостей.

    Начинаем посиделки!

    Открываем посиделки!

    Все:

    Для друзей и для гостей!

    Под русскую народную музыку (или под песню) идут хороводным шагом к своим стульчикам, садятся девочки отдельно, мальчики отдельно.

    Ведущий : Ребята, никак гости к нам пожаловали. Это дорогие Потешницы идут, а что за праздник без Потешниц!

    Входят две Потешницы. Под музыку несут на подносе с рушником хлеб да соль, обходят весь зал, останавливаются.

    1 потешница: Здравствуйте, гости дорогие!

    2 потешница: Здравствуйте, детушки малые!

    1 потешница: Пришли мы позабавить вас да потешить!

    2 потешница: Поиграть, пошутить, посмеяться!

    1 потешница:

    Нам начать досталась роль.

    Принесли мы хлеб да соль.

    2 потешница:

    А потому принять извольте,

    Тот, кто пришел на посиделки,

    На нашей праздничной тарелке

    Из наших рук и хлеб и соль.

    Потешницы отдают поднос с хлебом ведущей или угощают (отламывают от каравая) .

    Ведущий: Спасибо большое!

    Если вы «в своей тарелке»

    И пришли к нам не на час

    Предлагаем посиделки

    Провести вот здесь, тот час.

    А наши посиделки сегодня посвящены осени. Поэтому мы будем петь осенние песни, загадывать осенние загадки, рассказывать осенние стихи. На наших посиделках сложа руки никто, не сидит. Посмотрите, как дети песню поют.

    Песня «Постучалась осень»

    Ведущий: Пока девочки пели, ребята целую корзину ложек настрогали.

    Ребенок:

    Эй, жалейщики гусляры

    Танцоры и плясуны

    Вас баян давно зовет

    Становитесь в хоровод.

    Ребенок:

    Шире, шире, шире круг

    Каблучков раздался стук

    Подбодрим танцоров наших

    Пусть они резвее пляшут.

    Ребенок:

    Много танцев есть на свете

    Мы их любим танцевать

    И на этих посиделках

    Мы хотели б вам сплясать.

    Танец с ложками (мальчики приглашают девочек и отдают вторую пару ложек)

    Потешницы. Молодцы петь да плясать вы умеете.

    Ребята! А вы взрослым помогаете по хозяйству? (ответ детей) . Молодцы!

    Дети всегда были хорошими помощниками для взрослых. Взрослые с любовью говорили про них: «маленький, да удаленький». Русский народ посмеивался над теми, кто не хотел трудиться.

    Разыгрывается сценка «Тит - лодырь». Мальчик с большой ложкой садится на скамеечку, дети стоят возле него.

    Тит: Где баранки, калачи?

    1 Ребенок: Не колода лодырь, а пень, Пролежал целых день.

    2 Ребенок: Не жнет, не косит, А обедать просит.

    3 Ребенок: Тит, иди молотить!

    Тит: Живот болит.

    1 Ребенок: Тит, иди дрова колоть!

    Тит: Спина болит!

    2 Ребенок: Тит, иди мед пить!

    Тит: Где моя большая ложка?

    Дети: (хором) Хочешь есть калачи, Не сиди на печи.

    А вы знаете пословицы и поговорки о труде, умении и терпении.

    Дети встают с места говорят пословицы и поговорки :

    Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

    Долог день до вечера, коли делать нечего

    О человеке судят не по словам, а по делам.

    Терпение и труд все перетрут.

    Была бы охота - будет и работа.

    Умелые руки не знают скуки.

    Землю красит солнце, а человека - труд.

    Кончил дело - гуляй смело.

    Умелые руки голодными не останутся.

    - Любишь кататься. Люби и саночки возить.

    Потешницы: Молодцы ребята, сколько вы знаете пословиц и поговорок!

    Ведущий: Как говорится «делу время, а потехе час». Наши ребята споют песню, которые тоже не оченьто любят работать.

    Выходит солистка.

    Мы с миленьким вдвоем

    Дружно семечки грызем.

    Посмотри на мой роток-

    Там всего один зубок!

    Выставить стульчики для «подружек».

    Песня «Семечки»

    Потешница: Да с таким женихом - то дом пустым будет. Ведь как говорят «Только трудом держится дом»!

    Потешница: Ой, ребятушки. А скажите-ка мне, сколько месяцев в году у осени? А название этих месяцев? Расскажите нам про осень стихи.

    Стихи про осень.

    Ребенок:

    Одарила гостья осень урожаями плодов,

    Моросящими дождями, кузовком лесных грибов

    Так давайте славить песней, пляской и игрой.

    Будут радостными встречи.

    Осень, это праздник твой!

    Песня «Осень» (осень снова к нам пришла)

    1 потешница: Хорошо поёте. А загадки -то отгадывать умеете.

    2 потешница: 1 загадка:

    За кудрявый хохолок

    Лису из норки поволок

    На ощупь очень гладкая,

    На вкус, как сахар сладкая. (морковь) .

    2 загадка:

    Неказиста, шишковата,

    А придет на стол она,

    Скажут весело ребята:

    «Ну, рассыпчата, вкусна!» (картошка)

    3 загадка:

    Расселась барыня на грядке,

    Одета в пышные шелка,

    Мы для неё готовим кадки

    И крупной соли пол мешка (капуста)

    Потешница : В старые времена люди заготавливали капусту на зиму и праздновали это событие. Испокон веку картошка да квашеная капуста - первое блюда у русского человека.

    Ведущий: Давайте покажем, какая капуста выросла на нашем огороде.

    Все дети выходят в хоровод. Берутся за руки.

    Хоровод «Вью, вью я капусточку»

    Дети:

    Ой, капуста бела!

    Ой, капуста вкусна!

    Капуста:

    Уродилась я на славу,

    Голова бела, кудрява

    Кто любит щи -

    Капусту в них ищи.

    Игра «Ищи»

    1 потешница:

    Эй, девчонки - хохотушки

    Не пора ли спеть частушки.

    2 потешница:

    А мальчишки тоже встанут,

    От девчонок не отстанут.

    Дети выстраиваются с двух сторон с муз. инструментами

    Исполняют частушки

    Все:

    Мы осенние частушки

    Пропоем сейчас для вас!

    Громче хлопайте в ладоши,

    Веселей встречайте нас!

    Мальчики:

    На себе всегда мы ловим

    Восхищенья взоры!

    Красоту нам и здоровье

    Дарят помидоры.

    Девочки:

    Мы секрет румян достали

    От пробабки Фёклы.

    Лучше всех румян заморских

    Сок от нашей свеклы.

    Мальчики:

    Нет вкуснее яблок спелых,

    Это знает детвора!

    Как мы яблоки увидим

    Сразу все кричим: «Ура -а -а!»

    Девочки:

    Ухажёров нынче сто

    Под нашим окошком.

    Все желают получить пирожки с картошкой.

    Мальчики:

    Не болеем больше гриппом,

    Не боимся сквозняка,

    Все таблетки заменяет

    Нам головка чеснока!

    Вместе:

    Мы на праздник урожая

    Натащили овощей,

    После праздника наш повар

    На год нам наварит щей!

    Хорошо частушки пели,

    Хорошо и окали,

    Мы бы очень все хотели,

    Чтоб вы нам похлопали.

    1 потешница: Вот здорово! Какие веселые частушки!

    2 потешница: Хорошо у нас на посиделках, весело.

    А теперь скорей сюда -

    У нас будет занятная игра.

    Игра «собери сорняки в ведра» (дети собирают одни васильки, другие одуванчики, третьи - вьюнки) .

    Игра «Кот в мешке» (узнать овощ или фрукт на ощупь) .

    1 потешница: Позабавили вы нас девицы да молодцы. Играми да плясками сыт не будешь

    2 потешница: Славится наш народ гостеприимством, да угощением знатным. Явись сюда, красавица млада, с блинами русскими.

    Девочка. Блинов не напекли, молока не принесли.

    Звучит музыка. Входит дед Ерофей с коровой

    1 потешница: Смотрите, это же дед Ерофей с нашей деревни.

    Дед Ерофей:

    На рынке корову старик продавал,

    Никто за корову цены не давал.

    Хоть многим была коровёнка нужна,

    Да, видно, не нравилась людям она.

    Ведущий: Нам, дедушка, срочно корова нужна.

    Дед Ерофей: А зачем она вам?

    Ведущий: На нужно молока для блинов.

    Дед Ерофей: Коли повеселите нас с Зорькой - пожалую вам молока.

    Ведущий: Дорогие наши Потешницы, срочно выручайте, веселую игру затевайте.

    1 потешница: Это вовсе не проблема, дедушка Ерофей.

    2 потешница: Собирайся детвора, ждет вас развеселая игра.

    Игра «Репка» (дед и баба - родители, остальные дети) играют сразу две команды.

    Дед Ерофей: (спрашивает у коровы) Ну что, Зорька, понравилась тебе игра? Понравилась, только еще поиграть хочет.

    1 потешница: Богатая у нас природа на дары в полях да лесах, так на всю зиму заготовки делаем. Пьём ароматный чай, да похваливаем.

    2 потешница:

    Чай горячий - наша сила, украшение стола.

    «С чая лихо не бывает» - так в народе говорят.

    Чай - здоровье, всякий знает.

    Пей хоть пять часов подряд!

    На подносе стоят заварочные чайники, в которых заварен чай.

    Задание: определить на вкус с чем чай заварен

      листья смородины

      мята

      шиповник

      зверобой

      душица.

    Д ед Ерофей : Молодцы какие ваши родители! Вот вам детушки кринка молока, а мне дайте вкусного блинка.

    Потешницы выносят на подносах блины для детей и гостей, угощают Деда Ерофея

    1 потешница: Вот гости дорогие повеселились мы с вами. Много нового узнали, узнали и мы, что знакомы вы с обрядами, праздники народные почитаете, бережете родную культуру.

    2 потешница:

    Прощаясь с вами мы желаем

    В мире жить, всем дружить

    Родным краем дорожить

    А на праздниках веселых

    Петь, плясать и не тужить!

    Гости уходят. До свидания, до новых встреч!!!

    Елена Южакова

    ОСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ .

    Фольклорный праздник для под гр

    Задачи :

    Воспитательные :

    1. Воспитывать любовь к народному творчеству.

    2. Воспитывать позитивное, доброжелательное отношение к народным традициям.

    Развивающие :

    1. Развивать коммуникативные навыки и умения.

    2. Способствовать развитию творческого воображения и познавательной активности.

    3. Развивать любознательность, речь, логическое мышление, память, внимание и воображение.

    Образовательные :

    1. Закрепить и систематизировать знания о времени года -осень .

    2. Познакомить детей с русскими народными песнями, танцами, играми.

    3. Закрепить народные хороводные движения по кругу, «змейкой» , «улиткой» .

    4. Совершенствовать двигательные умения и навыки.

    Оборудование : музыкальный центр, домик, лавочки, предметы народного быта.

    Сценарий

    Под народный наигрыш выходят первые 3 девочки.

    1 – я : Ой, смотри! Какой здесь свет! Мы не опоздали, нет?

    2 – я : Нет! Мы – первые сегодня! Нарядились – ах! – как модно!

    3 – я : Мы на стульчики пойдём и других там подождём!

    Входит еще одна девочка, говорит, оглядываясь за занавес.

    4 – я : Кто идёт на посиделки ? Мне вас ждать или не ждать?

    5 – я, вбегая : А для нас нет лучше дела, чем попеть да поплясать!

    6 – я : Сарафаны мы надели, стали, как фотомодели!

    Сможем всех теперь затмить!

    Первые три : Ой, нашли, чем удивить!

    (Пришедшие девочки осматриваются, садятся.)

    7 – я : Всем привет! А вот и я!

    Все сидящие : Еще одна нарядная!

    (Девочка садится. Входят еще две.)

    8 – я : Вы без нас не начинайте! Мы же очень торопились!

    Хороши мы? Отвечайте!

    Девочки : Эти тоже нарядились!

    (Девочки садятся. Входят следующие.)

    9 – я : Посиделки в этом зале ? Значит, мы не опоздали!

    К посиделкам специально нарядились гениально!

    10 – я (разочарованно) Мы такие не одни! Так одеты все они!

    9 – я : Ну, и что? Мальчишки наши с нами всё равно попляшут!

    Садятся. Входят мальчики. Приглашают девочек. Исполняется танец.

    Танец «Моя Россия» (исп. Витас)

    Ведущая : Итак, сегодня этот зал на посиделки нас собрал !

    Собрались с вами мы неспроста

    Праздник осени встретить пора

    Посиделки осенние ждут

    Пусть царит здесь тепло и уют.

    Время даром не теряйте!

    Выступленья начинайте!

    1 ребенок : Люблю весну я, зиму, лето

    Люблю закат и час рассвета.

    Люблю на санках я кататься,

    В траве зеленой кувыркаться.

    2 – й : Но вам скажу я по секрету,

    Что для меня желанней нету,

    Когда в родимую сторонку

    Приходит осень потихоньку .

    3-й : В России осенью чудесно ,

    Совсем не скучно, интересно :

    Березки в золоте стоят,

    Рябинки бусами горят.

    4-й : В лесу могучие дубы

    Покрасили свои чубы.

    И на полянке там и тут

    Грибы-красавчики растут.

    5-й : Пусть иногда бушует ветер,

    Холодный дождик моросит.

    Но мне дороже на всем свете

    Россия – так мне сердце говорит!

    Песня : «Русская сторонка» (ж/р «Колокольчик» )

    Перекличка.

    1. На завалинке в светёлке,

    Иль на бревнышках каких,

    Собирали посиделки ,

    Пожилых и молодых.

    2. При лучине мы сидели

    Иль под светлый небосвод

    Говорили песни, пели

    Да водили хоровод.

    3. Добрым чаем угощались

    с медом явно без конфет

    как и нынче мы общались

    без общенья жизни нет.

    4. А играли как в горелки!

    Ах, горелки хороши

    Словом эти посиделки

    Были праздником души .

    5. За околицей села веселы были дела

    Девчата да парни собирались

    Осень на Руси встречали

    Песня : «Приходи красавица»

    Все дети :

    Осень , осень золотая

    Приди осень с радостью

    С великой милостью

    Приходи поскорее, будь к нам подобрее.

    В зал под музыку входит Осень , заводит хоровод, вовлекая всех детей.

    Хоровод «Осень - милая подружка » (исп. гр. «Балаган Лимитед» )

    ОСЕНЬ :

    Вы обо мне? А вот и я

    Привет осенний вам , друзья!

    Не виделись мы целый год

    За летом следом мой черед

    Я осень , прихожу не одна, а со своими братьями, осенними месяцами

    Попробуйте узнать, про какой месяц я буду говорить.

    1. Опустел наш лес и сад

    Паутинки вдаль летят

    И на южный край земли

    Потянулись журавли

    Распахнулись двери школ

    Что за месяц к вам пришел? --- сентябрь.

    2. Все мрачней лицо природы –

    Почернели огороды, оголяются леса

    Мишка в спячку завалился

    Что за месяц к нам явился? --- октябрь.

    3. Черно поле, бело стало

    Падает то дождь то снег,

    А еще похолодало,

    Льдом сковало воды рек

    Мерзнет в поле озимь ржи

    Что за месяц подскажи? --- ноябрь.

    ОСЕНЬ :

    Молодцы, ребята, все осенние месяцы правильно назвали.

    За околицей села веселы были дела,

    Вышли девушки на народ, встали дружно в хоровод.

    Дев.: Рябинушка-красавица

    Нам ветки наклонила

    И ягодами яркими

    Приятно удивила

    Танец «Рябинок»

    ОСЕНЬ : (благодарит детей за хоровод)

    Ну, а теперь пришла пора

    Поиграть нам детвора!

    Выходи играть, ребята,

    Выходи играть, девчата!

    Заплетать плетень пора.

    Игра «Плетень»

    Осень :

    Хорошо,ребята и поют и пляшут

    А пословицы и поговорки вы для меня расскажете?

    1 реб.: Осень серенькое утро – красненький денек

    2 реб.: Осень запасиха – зима подбериха.

    3 реб.: В осень и у вороны копна .

    4 реб.: Холоден октябрь - да сыт.

    5 реб.: Цыплят по осени считают .

    6 реб.: Ноябрь – месяц непростой, стол осенний не пустой .

    Осень :

    Урожай в полях собрали,

    Дружно, весело сплясали.

    А теперь пора играть,

    Руки – ноги поразмять.

    Мне срочно нужны два силача.

    Конкурс особый придумала я.

    Перчатки боксерские вам надеваю,

    Но биться на ринге не разрешаю.

    Попробуй с пола картошку собрать

    И в этом удаль свою показать!

    Конкурс : «Собери в перчатках картошку»

    Осень :

    Слушайте, ребятки, еще загадку

    У извилистой дорожки

    Растет солнышко на ножке

    Как дозреет солнышко

    Будет горстка зернышек

    Реб - Я соседнюю девчонку

    Очень быстро присушу

    Каждый день я на свиданье

    Мешок семечек ношу

    Инсценировка «Семечки»

    Ведущая : Дети весело плясали, песни пели и играли.

    А теперь, родители, выступить не хотите ли?

    Выступление родителей. Сценка «Репка»

    РЕБЕНОК Представляете, меня

    Мамочка опять

    Заставляет под дождем

    Целый день гулять!

    Босиком ходить по лужам,

    Грязь осеннюю месить

    Если буду непослушной, обещала отлупить,

    И велела не просто гулять –

    Под холодным дождем танцевать.

    Песня- ТАНЕЦ ПОД ДОЖДЕМ

    Осень :

    Что за славный денек

    Собрался тут народ

    Будем петь и играть,

    Да гостей еще встречать.

    В зал входит коробейник.

    Коробейник :

    Сколько тут народу собралось!

    Ваше то веселье ко времени пришлось.

    Осень :

    А кто же ты такой будешь?

    Коробейник :

    Я, коробейник молодой, развеселый, удалой.

    Тары-бары растабары, расторговываю даром.

    У меня есть бубны, маракасы, ложки да трещотки.

    Налетайте, разбирайте, весело играйте.

    (Дети берут инструменты)

    (Дети играют, Осень с Коробейником танцуют)

    Осень :

    Пролетели посиделки , как листочек с дерева.

    Вам понравилось сегодня, всё что мы здесь делали?

    Так давайте славить осень песней , пляской и игрой!

    И сегодня в этот вечер, осень , это праздник твой !

    Песня «Не грусти»

    Осень :

    Вот уже и солнце село, да и нам идти велело.

    Становись-ка, народ, ты в прощальный хоровод.

    Осенний хоровод

    Осень : На прощанье угощенье,

    И оно конечно же осеннее

    Запасла я впрок муки

    Испекла вам пироги.

    Коробейник, поскорей,

    Угощай наших детей.

    (Коробейник выносит пирог)

    Дети за коробейником уходят в группу .



    Фольклорный праздник «Осенние посиделки»

    Цели:

    Воспитывающая: Развитие нравственных и эстетических качеств личности.

    Учебная: в игровой форме расширить представление учеников о русском фольклоре.

    Развивающая: развитие речи, образного мышления.

    Класс оформляется в стиле русской избы: самовары, домотканые коврики, лапти, деревянные ложки, глиняная посуда (горшки, кашники, крынки, оятская керамика)

    Ученики одеты в народные костюмы. Если костюмов нет, то это стилизованные сарафаны у девочек и рубашки у мальчиков.

    Учитель: С первой услышанной в детстве колыбельной, пропетой любящей мамой, со сказкой, рассказанной бабушкой, с играми в ладушки и сорока-ворона, считалок начинается знакомство с культурой своего народа, с его устным народным творчеством. Фольклор – исток всей литературы.

    И сегодня мы с вами прикоснёмся к этому истоку, к устному народному творчеству русского народа.

    Закончился трудовой день. Теперь можно устроить посиделки, отдохнуть за потешками, сказками и песнями, как это делали наши прабабушки и прадедушки.

    Мы начинаем! Добро пожаловать!

    1. Ведущий

    Все кругом так сказочно красиво, и листочки по реке плывут.

    В России осень наступила - золотой порой ее зовут!

    К нам березка ветки наклонила и слетают листики гурьбой.

    В России осень наступила, зашумела золотой листвой!

    2. ВЕДУЩИЙ:

    В старину, как только в России наступала осень и заканчивались

    полевые работы, собирался стар и млад на русские посиделки!

    1. ВЕДУЩИЙ:

    На завалинке, в светелке иль на бревнышках каких

    Собирали посиделки пожилых и молодых.

    При лучине ли сидели иль под светлый небосвод

    Говорили, песни пели и водили хоровод!

    2. ВЕДУЩИЙ:

    А играли как? В горелки! Ах, горелки хороши!

    Словом, эти посиделки были праздником души!

    Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир.

    Нынче все мы по «сусекам» личных дач, своих квартир!

    1. ВЕДУЩИЙ:

    Наш досуг порою мелок и чего там говорить! Скучно жить без посиделок!

    2. ВЕДУЩИЙ: Их бы надо возродить!

    1. ВЕДУЩИЙ: Отдых – это не безделки!

    Время игр и новостей!

    Начинаем посиделки!

    2. ВЕДУЩИЙ: Открываем посиделки!

    Для друзей и для гостей!

    (Раздается стук в дверь, появляется Домовой)

    Домовой . Веселитесь, а про меня-то забыли? Я - Домовой, живу за печкой, слежу за порядком в доме: чтобы печка не дымилась, чтобы тесто не убежало, чтоб скотина не захворала. Очень люблю, когда вещи лежат на своих местах.

    1 ВЕДУЩИЙ: Здравствуй, дедушка Домовой.

    2. ВЕДУЩИЙ:

    ДОМОВОЙ: А сейчас для вас, ребятки,
    Загадаю я загадки.
    Знаю, знаю наперед -
    Вы смекалистый народ.

    (ВЫХОДИТ ДЕВОЧКА )

    Девочка: Я тут короб припасла, В нем разные шутки, Кто его возьмет - Не будет скучать ни минутки.

    Достает из короба подарки, а к ним привязаны загадки. Кто загадку отгадает – тот подарок получает. Хозяйка загадывает залу загадки, а хозяин вручает призы тем. Кто отгадает.

    Загадки.

      Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).

      Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть).

      Бычок рогат, в руках зажат Еду хватает, а сам голодает (ухват).

      Гибкий лес на плечи залез (коромысло).

      Сяду на конь и поеду в огонь (горшок на ухвате).

      Кривой конь лезет в огонь (кочерга).

      Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).

      Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка ).

      ВЕДУЩИЙ: Круг тесней, друзья, подружки,

    Предлагаю спеть частушки.

    Чтоб в душе зажгли огонь

    Нам пой и ты гармонь.

      ВЕДУЩИЙ: Эй, девчонки-хохотушки,

    И ребята – молодцы,

    Запевайте-ка частушки,

    Веселитесь от души!

    (Исполнение частушек)

    Мы частушки запоем, запоем мы громко,

    Затыкайте ваши уши, лопнут перепонки.

    Мы не пишем, не читаем, а частушки распеваем.

    Приходите, гости, к нам, мы еще и спляшем вам!

    Я к подружке ни ногой, пес большой у входа

    Коль идет со мной гулять, пусть сама выходит!

    Капустка моя, мелкорубленная,

    Отодвинься, дорогой, я напудренная!

    Ой, глазки мои, серые прижмурки,

    Один Ваньке мигнет, а другой-то Шурке!

    Как саратовски девчата ничего не делают

    Только косы заплетают, за парнями бегают!

    Ты пусти гулять отец, пока юный молодец!

    Когда стану старенький, сяду на завалинке!

    У березки, у сосенки тоненькие веточки

    А мы бойкие девчонки, все мы как конфеточки!

    Мы плясали, топнули, у нас юбки лопнули!

    Дайте юбки подвязать, мы опять пойдем плясать!

    Не давайте нам обеда, не давайте чаю пить!

    Только дайте разрешенье нам на улицу ходить!

    Мы пропели вам частушки, дорогая публика.

    Не держитесь за карманы, не возьмем ни рублика!

    На столе стоит стакан, а в стакане тесто.

    До свиданья, папа с мамой, я уже невеста.

    По деревне я пошла, Ванечку увидела.

    Под кустом сидел и плакал, курица обидела.

    Я работы не страшусь, я работы не боюсь.

    Если правый бок устанет, я на левый повернусь.

    Мы с Егорушкой сидели у куста малинова.

    Сверху ягода упала, придавила милого.

    Мы пропели вам частушки, вы скажите от души,

    Хороши частушки наши, и мы тоже хороши.

    1. ВЕДУЩИЙ: Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать,

    да сказочку послушать.

    (Инсценирование сказки)

    1. ВЕДУЩИЙ: Веселил нас много раз
    Русский танец перепляс,
    Сколько удали, задора,
    Сколько радости во взоре.

    2. ВЕДУЩИЙ: Много танцев нам известно
    Мы их любим танцевать,
    А на этих посиделках
    Мы хотели бы сплясать.

    Танец «Коробейники»

    1. ВЕДУЩИЙ: Слышите, кто-то стучится?!

    Это небылицы в лицах.

    Те, что сидят в теремах да светлица,

    Щелкают орешки да твердят насмешки!

    2. ВЕДУЩИЙ: Смотрим небылицы в лицах.

    Дети разыгрывают небылицы.

    2. ВЕДУЩИЙ: Мужиков, девчат, ребят,

    Вызываем на канат.

    10 слева, 10 справа,

    Только мускулы трещат.

    1. ВЕДУЩИЙ: Объяснение игры.

    2. ВЕДУЩИЙ: Вот бревно, а вот мешки

    Выходите, мужики!

    Кто кого мешком собьёт,

    Тот подарок заберет.

    1. ВЕДУЩИЙ: Объяснение игры.

    1. ВЕДУЩИЙ: Всем спасибо за вниманье,

    За задор, весёлый смех.

    2. ВЕДУЩИЙ: Вот настал момент прощанья.

    Будет краткой наша речь.

    Говорим мы: “До свиданья,

    До счастливых новых встреч!

    Салат винегрет готовится из вареной свеклы, картофеля, моркови, соленых огурцов, грибов или квашеной капусты и зеленого горошка. Нередко в винегрет кладут маринованные грибы. Заправляют салат растительным маслом с добавлением уксуса или майонезом.

    Впрочем, салат винегрет необязательно должен быть постным блюдом. Нередко в него добавляют мясо, рыбу (например, сельдь).

    Название свое современный русский винегрет получил от французского слова vinaigrette. Это салатная заправка, которую чаще всего делают из уксуса (vinaigre - по-французски уксус), растительного масла, горчицы. Существуют разные рецепты этой заправки. Например, уксус можно заменить лимонным соком, добавить пряности .

    Хлебный квас

    Квас - это традиционный напиток славянских народов, который получается вследствие брожения. Квас хорошо утоляет жажду, а также имеет высокую энергетическую ценность. Квас также очень полезен, так как он усиливает обмен веществ в организме, улучшает работу желудочно-кишечного тракта. В нем содержатся витамины В1 и Е, а также ценные ферменты, углекислота, а также молочная и уксусная кислоты. В летнее время квас особенно актуален и популярен, поэтому привожу известный мне рецепт его приготовления в домашних условиях . Нужные ингредиенты:

    200 гр. черного хлеба(сухарей)

    3 литра кипяченой воды

    50 гр. сахара

    10 гр. дрожжей

    Итак, вскипятите воду, залейте ею выложенные в 3-литровую банку сухари черного хлеба, дайте настояться в течении 2-3 часов. Затем процедите.

    Приготовьте закваску - дрожжи разведите в холодной воде или едва теплой воде. Влейте закваску в банку с подготовленной хлебной водой, а также добавьте сахар, хорошенько размешайте и оставьте на 4 часа. После этого можно поставить в холодильник и пить обязательно холодным. В этом вся его прелесть! :)

    Еще могу добавить, что такой квас можно заготовить впрок, закупорить, и пить, когда захочется. Доброго вам здоровья и всех удач!

    Цель : проведение фольклорного праздника «Осенние посиделки», формирование интереса к традициям русского народа.

    Задачи :

    • познакомить с русской традицией - осенними посиделками - и обрядовыми действиями, сопровождающими этот праздник;
    • закреплять собирательный образ осенних народных праздников, и продолжать знакомство с фольклором;
    • вызвать интерес к русской народной культуре, народным обычаям, традициям и обрядам;
    • воспитывать у детей чувство любви к родному краю, родной природе, стремление к сохранению и приумножению природных ресурсов;
    • развивать музыкальность, творческие способности, навык публичных выступлений;
    • создать радостное настроение, вызвать положительные эмоции от праздника.

    Оборудование : мультимедийный проектор, ноутбук, экран; магнитофон, микрофоны.

    Оформление зала и реквизиты: оформление сцены в стиле русской избы: нарисованные печь и часть бревенчатой стены, «красный угол», кровать, лавки, стол, самовар, атрибуты крестьянского быта, дежка.

    Предварительная работа : разучивание стихотворений, элементов игры на ложках, хороводов, обрядовых танцев «Прялица» и «Ох, и сеяла Ульяница ленок»; подготовка сцены; изготовление декораций и русских народных костюмов (рубахи, кушаки, сарафаны, платки).

    Время реализации : 1 час.

    Возраст детей: 7-17 лет.

    Ход мероприятия

    В горнице сидят хозяйки – Матвеевна и Еремеевна.

    Матвеевна (смотрит в окно ):

    Отошла пора работ -
    Поле больше не зовет.

    Еремеевна:

    Обмолочены снопы,
    Хватит хлеба до весны!
    А потом еще до лета -
    Хвала Господу за это!

    Матвеевна.

    Сколько красок за окном –
    Осень радует листом!

    Презентация «Осень в родном краю».

    Еремеевна:

    Хорошо в родном краю!
    Хочешь? Песню вам спою!

    Матвеевна:

    Разухабилась, девица!
    Знаю, петь ты мастерица!

    Еремеевна:

    Может, самовар поставить?
    Гостю радость предоставить!

    Матвеевна и Еремеевна:

    Внучка! Настенька! Сюды!
    Принеси скорей воды!

    Танец с коромыслами.

    Музыкальное сопровождение «Пошла млада за водой» .

    Еремеевна:

    Все же скучно нам сидеть
    И в окошечко глядеть.

    Еремеевна:

    Нас позвали веретена,
    Труд домашний и знакомый.

    Матвеевна:

    Может, в гости кто придет?
    Пляску спляшет иль споет?

    Матвеевна и Еремеевна:

    Очень рады мы гостям!
    Приходите в гости к нам!

    Еремеевна:

    Никак гомон за окном?
    Песни звук доносится.

    Матвеевна:

    Знать, и в наш сегодня дом
    Осенины просятся!

    Зал исполняет русскую народную песню «Ой, цветет калина».

    Еремеевна:

    Вон молодцы удалые идут, девиц красных за руки ведут! Песни распевают, осень величают.

    1-й молодец:

    Осень, осень,
    Тебя в гости просим!

    2-й молодец:

    - С обильными хлебами,
    С высокими снопами.

    3-й молодец:

    - С листопадом и дождем,
    С перелетным журавлем.

    1-я девица :

    Осень, осень,
    Погости недель восемь!

    2-я девица:

    С громами сильными,
    С дождями, с ливнями.

    3-я девица:

    С обмолоченным снопом
    И румяным пирогом!

    4-я девица:

    Осень не браните,
    Осень не журите!

    5-я девица:

    Осень славную,
    Листопадную!

    Хозяйки:

    Осень, осень, на порог!
    Осенинщикам – пирог!

    Матвеевна:

    Здравствуйте, гости дорогие!

    Еремеевна:

    Здравствуйте, работнички удалые!

    Вместе:

    Милости просим!

    Матвеевна:

    Мир вам, гости дорогие,
    Вы явились в добрый час.

    Еремеевна:

    Встречу теплую такую
    Мы готовили для вас.

    Матвеевна:

    Хлебосольством да радушием
    Знаменит родной наш край.

    Еремеевна:

    Здесь для вас обряды русские
    Да медовый каравай.

    Матвеевна:

    Вы, девицы-красавицы, присаживайтесь в девичий уголок, ближе к печке и прялке.

    Еремеевна:

    А вы, молодцы-удальцы, - на мужские лавки.

    Хозяйки угощают гостей караваем. Гости отламывают кусочки хлеба, макают по традиции в соль и съедают.

    На завалинке, в светелке
    Иль на бревнышках каких
    Собирали посиделки
    Пожилых и молодых.

    При лучине ли сидели
    Иль под светлый небосвод,
    Говорили, песни пели
    И водили хоровод.

    Хоровод «Во поле береза стояла».

    Матвеевна:

    Осень в этом году знатная – урожаем богата!

    Еремеевна:

    А у вас, гости дорогие, какие нынче урожаи?

    Гости (хором):

    1-й гость:

    2-й гость:

    Сноп от снопа – целая верста.

    3-й гость:

    Копна от копны – целый день езды.

    4-й гость:

    А как поедешь, так три дня проедешь.

    5-й гость:

    Так вы это не жали! У межи лежали!

    6-й гость:

    А вот мы-то жали, пожали! Три пуда нажали!

    7-й гость:

    Первый пуд – на еду,
    Второй – на семена,
    Третий – про запас.

    1-й гость:

    Что посеешь, то и пожнешь.

    2-й гость:

    Что пожнешь, то и смолотишь.

    3-й гость:

    Что смолотишь, то и смелешь.

    4-й гость:

    Что смелешь, то и съешь!

    Матвеевна и Еремеевна .

    Давайте посмотрим, какой вы урожай собрали.

    Литературная композиция «Урожай».

    Капуста:

    А я сочная капуста,
    Витаминами горжусь!
    В голубцы, борщи, салаты
    Я, конечно, пригожусь.
    А какие вкусные щи мои капустные!

    Чеснок:

    Я на грядке уродился,
    Весь на дольки развалился.
    Не беда, что горький,
    Съешьте все по дольке.
    Кто здоровым хочет быть,
    Должен с чесноком дружить!

    Яблоко:

    Я крепкое, хрустящее,
    Чудо настоящее.
    Желтое и красное,
    Кожица атласная.
    Яблочко румяное
    Детям всем желанное!

    Баклажан:

    Мое имя – баклажан.
    Фиолетовый кафтан.
    Ты сырым меня не жуй,
    Для икры я пригожусь!

    Свекла:

    Свекла для борща годится,
    Покраснела, как девица.
    Без нее и винегрет
    Не получишь на обед.

    Тыква:

    Я тыква большая
    И желтая вроде.
    Я тыква смешная,
    Расту в огороде.
    Меня солнышко греет,
    И дождь поливает,
    А птички с утра
    Песни мне напевают.

    Огурец:

    Я длинный и зеленый,
    То свежий, то соленый.
    Расту я в огороде,
    Любим во всем народе.
    Вот какой я молодец,
    Называюсь огурец!

    Груша:

    Называют меня грушей.
    Я скажу, а ты послушай.
    Полюбите меня, дети,
    Я полезней всех на свете!

    Морковь:

    У моркови красный носик,
    Сочный, вкусный, сладкий плод.
    А зеленый пышный хвостик
    Украшает огород.

    Помидор:

    Я толстый красный помидор,
    Люблю детишек с давних пор.
    Я витаминов сундучок,
    А ну-ка, откуси бочок!

    Картофель:

    Я на любом столе – любимый самый,
    И в честь меня пора давать салют.
    Ведь из картофеля на кухне мама
    Вам приготовит сотню разных блюд.

    Фасоль:

    Фасоль в стручке запряталась,
    Сидит там до поры.
    Когда же сбросит платьице,
    То станет раскрасавицей,
    Румяной от жары.

    Репа:

    Репа - овощ не простой,
    Хоть немножко горьковат.
    И, как врач, он золотой -
    Лечит горло у ребят.
    Помогает он и взрослым
    И под осень плодоносит.
    Неприметный корнеплод
    Что как врач у нас растет.

    Колос:

    Будут щи, и будет каша.
    Сытно будет в доме нашем.
    Но главнее в доме, знай –
    Ароматный каравай!

    Хозяйки:

    А первый наш поклон земле-матушке за дары богатые!
    А второй наш поклон люду доброму - труженику!
    А наш третий поклон – Богу милосердному!

    Хозяйки:

    Славно вы все поработали, богатый урожай собрали.

    Гости:

    Наши руки никогда не знают скуки!

    Еремеевна:

    Вечерочки хороши,
    Посиделки для души!

    Матвеевна:

    Много мы обрядов знаем.

    Еремеевна:

    А давайте Кузьминки обыграем!

    Гости:

    А что такое Кузьминки?

    Матвеевна:

    Кузьминки – один из осенних праздников, который отмечают 14 ноября. Праздник святых Кузьмы и Демьяна. В этот день не только работают, но и веселятся.

    Гости:

    А кто же такие Кузьма и Демьян?

    Матвеевна:

    В народе сказывают, что Кузьма и Демьян были замечательными мастерами – кузнецами и плотниками. Они ходили по деревням и всем помогали, а денег за это не брали. За это их и прозвали «бессребрениками». Сельские мужики твердо почитали Кузьму и Демьяна кузнецами или просто «рукоремесленниками». И за удачей в кузнечных делах уповали на содействие этих святых.

    Еремееевна:

    А ещё говорят, что Кузьминки – по осени поминки. В этот день на селе устраивали проводы осени и встречу зимы. После службы в храме затевали общие «ссыпины» – ссыпали ячмень, другое зерно в общий амбар, начинали варить «мирское пиво» к ближайшему престольному празднику. Вечером варили ссыпную кашу, веселились и устраивали гуляния.

    Матвеевна:

    А кто знает, какие блюда в этот день подавали?

    Гости:

    Не знаем! А какие?

    Матвеевна:

    Кузьминки – куриные именины. На Кузьму и Демьяна – курицу на стол! Кузьма и Демьян – большие работники – кузнецы и плотники. Парням помогают хлеб молотить, а девушкам – пряжу вить.

    Ребята-кузнецы:

    Настала пора и нам себя показать! А что, хозяюшки, кузнецы вам не нужны?

    Матвеевна и Еремеевна:

    А что вы умеете делать?

    Ребята-кузнецы:

    А вот что! Посмотрите да вместе с нами отдохните!

    Выступление ансамбля ложкарей.

    Музыкальное сопровождение «Во кузнице».

    После выступления кузнецы-молодцы показывают хозяйкам свою работу – подкову.

    Матвеевна:

    Славная работа!

    Один из кузнецов кладёт подкову на дежу.

    Матвеевна:

    Ах, ты, молодо-зелено! Разве ты не знаешь, что мужчинам не то чтобы прикасаться к дежке нельзя, даже заглядывать в неё строго возбраняется!

    Еремеевна:

    Дежка в доме – предмет особый! В ней хлебушко настаивается, силу набирает!

    Матвеевна:

    В ней малых деток купали да от болезней излечивали.

    Еремеевна:

    И невесту встарь на свадьбе на дежу сажали, долю добрую ей прочили.

    Матвеевна:

    У нас сегодня на посиделках столько рукодельниц собралось!

    Еремеевна:

    Девицы-красавицы! Прям невестушки!

    Матвеевна:

    Пусть покажут своё мастерство!

    Еремеевна:

    А мы посмотрим да подумаем, которую первой на дежу в скором времен сажать будем!

    Выступление ансамбля «Прялица».

    Матвеевна:

    Вот порадовали, красавицы!

    Еремеевна:

    Спасибо, рукодельницы! А за это мы расскажем вам о женской покровительницу – Параскеве Пятнице.

    Ведущий:

    27 октября празднуется день Параскевы Пятницы. Одну из девочек, родившуюся в 3 веке в городе Икония, нарекли Параскева. В ее Житии сказано, что родители особо почитали день страданий Господних – пятницу, поэтому и назвали дочь Параскевой, что в переводе означает «пятница». Повзрослев, Параскева дала обет безбрачия и посвятила себя служению Христовой веры.

    На Руси Параскева особо почиталась женской частью населения. Ее считали суровой, твердой, волевой женщиной. Существует поверье, что Параскева ходит по земле в виде молодой девушки-крестьянки или монашки и примечает, кто как живет, как соблюдает христианские правила и обычаи. Богоотступников наказывает, благочестивых – награждает.

    В народе ее считали покровительницей домашнего хозяйства, пособницей в женских заботах. В это день не работали. Нельзя было мыть голову, купать детей. Пословица предостерегала: «Кто в пятницу много смеется - тот в старости много плачет».
    Параскева – грязниха, порошиха, льняниха. На Параскеву начинали мять и трепать лен.

    А сейчас наши хозяюшки поделятся опытом возделывания льна и покажут обрядовый танец «Ох, и сеяла Ульяница ленок».

    Исполнение танца.

    Матвеевна:

    Хорошо мы поработали!

    Еремеевна:

    Хороший урожай собрали!

    Вместе:

    Значит, год будет добрым и сытным!

    Матвеевна:

    Испекли мы, принесли
    С пылу, с жару пироги!
    К ним – баранки русские –
    Румяные да вкусные!

    Еремеевна:

    - Пригласим гостей в кружок –
    Съешьте свежий пирожок!
    Помогите, гости, съесть
    Пирогов хоть пять иль шесть!
    Калачи бегут в карман –
    Это вам гостинец дан!

    Матвеевна и Еремеевна:

    Хочешь есть пироги –
    Поскорей сюда беги!

    Матвеевна:

    Самовар наш запыхтел, закипел,
    Чай горячий и бодрящий подоспел!
    И беседа хорошо ведется,
    Коль седьмая чашка чаю пьется!
    Чай не пил - откуда сила!
    Чай попил – совсем пропал!

    Еремеевна:

    Чай наш крепкий, русский, сладкий,
    Он дает здоровье вам!

    Матвеевна:

    Просим вас, гости дорогие, отведать наше угощение.

    Еремеевна:

    Не зря говорят: «Не красна изба углами, а красна – пирогами!»

    Гости:

    За пирогами и чаем и мы не заскучаем!

    Участники посиделок уходят со сцены под русскую народную пляску, вовлекая в нее зрителей.

    Литература.

    1. И.Каплунова, И.Новоскольцева. Сборник «Как у наших у ворот».
    2. Картушина М.Ю. «Русские народные праздники в детском саду». - М., 2006.
    3. Жмулина Е.О. Фольклорный праздник «Посиделки на Покров», старшая группа.
    4. http://samarapedsovet.ru/load/doshkolnoe_obrazovanie/scenarii_igry_meroprijatija/posidelki_na_pokrov/109-1-0-79

    Сценарий осеннего фольклорного праздника "Капустки" (для детей старшего дошкольного возраста от 5-7 лет)

    В последнее время многие философы, педагоги и психологи начали говорить об изменении смысла и целей образования от «человека образованного» к «человеку культуры», о тесной взаимосвязи образования и культуры, где элементы культуры должны составлять ядро обновленного содержания образования и развивать у детей культуру деятельности, культуру мышления, культуру общения, эстетико-художественную культуру, психологическую культуру и другие культуры. Главное теперь – не вложить в голову ребенка как можно больше знаний, а воспитать его гармонически развитым, и научить его творчески мыслить, показать ребенку, как велик и многообразен мир, научить его жить в гармонии с ним.
    Так же в последнее время начало повышаться национальное самосознание людей, вновь возродился интерес к народной культуре, традициям, народным праздникам. Мы стараемся возродить исконно русские традиции, И это не удивительно – ведь фольклорное искусство представляет собой особую художественно-коммуникативную, образовательную и развивающую систему и, как показывает многовековой педагогический опыт, является действенным средством в воспитании творческой личности.
    Творческая основа фольклорного искусства - его вариативность и импровизационность, синкретизм способов коммуникативного общения (слово, музыка, движение) - позволяет раскрыть художественную индивидуальность личности ребёнка, способствует формированию его творческой активности, которая является одним из показателей развитой музыкально-эстетической культуры.
    Для меня эта тема актуальна потому, что в русском фольклоре отражена вся многовековая мудрость народа, он просто пронизан любовью к своей родине, природе, семье. Он удивительно гармоничен, и очень трудно найти человека, которого бы оставили равнодушным задушевные русские песни или кого бы не захватила веселая русская пляска.
    И свою основную задачу как педагога я вижу в том, что бы как можно полнее познакомить своих воспитанников с русским народным творчеством, народными промыслами, привить им любовь к русской культуре и русским традициям.
    Праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и семейной жизни. Крестьяне даже говорили: «Мы целый год трудимся для праздника».
    Современная система народных праздников это своеобразное педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной работой. Она обеспечивает постоянное воспитательное воздействие на людей, отражает их мировоззрение.
    Следует также выделить существенные стороны народного праздника в его фольклорной традиции.
    Во-первых: обязательность праздника, его неотвратимость. В народной жизни будни чередовались с праздниками и были наполнены их ожиданием. Весь год был подчинен ритму смены работы и праздника.
    Во-вторых: массовость. На праздник собирались все, и все в нем участвовали. Кульминационными моментами праздника являются совместное пение, совместный танец, трапеза.
    В-третьих: праздник – это веселье, смех.
    Функции народных праздников:
    - развивающая
    - информационно-просветительная
    - культурно-творческая
    - рекреативно-оздоровительная.
    Фольклорные праздники в детском саду имеют особое значение в формировании культуры ребенка. Через такую форму деятельности дошкольник знакомится с народной культурой, у него воспитывается любовь к родному краю.
    Цель: формирование познавательного интереса у детей к истории своей страны, к обычаям старины, к русскому народному фольклору.
    Задачи:
    1. Дать представление о русском народном празднике «Капустник», «Осенины»; расширить и обогатить социально-нравственный и эмоциональный кругозор детей.
    2. Развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов, используя русские народные песни и танцы.
    3. Воспитывать любовь к природе, умение чувствовать ее красоту.
    4. Вызывать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, русский фольклор.

    Предварительная работа:
    1. Наблюдения за сезонными изменениями в природе осенью.
    2. Рассматривание картин об осени известных художников.
    3. Знакомство с осенними народными праздниками, русским народным творчеством, стихами, рассказами об осени, народными приметами, песнями хороводами.

    Атрибуты:
    Для засолки капусты: 2 столика; капуста, морковка, соль; терка, нож, разделочная доска; таз с водой и салфетками
    2 пары больших галош + 2 стойки
    Шишки – 10 штук
    8 обручей, 2 ведра, 4 картошки, 2 лейки
    2 грузовика с лентами, 2 лука, 2 огурца, 2 помидора, 2 свеклы, 2 картошки
    Шапочки: огурцы – 2 шт., фасоль, горох, кабачок, грибы – 3 шт.
    Шляпа для Пугало

    Персонажи:
    Ведущая
    Тетушка Слякоть

    Зал празднично украшен в осеннем стиле.
    Под звуки вальса “Осенний сон” А.Джойса вбегают дети.

    Ведущая: Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости приглашаем всех вас в нашу горницу, на деревенские посиделки, садитесь поудобнее. Как гласит народная пословица: «В тесноте, да не в обиде».
    - Ребята, отгадайте загадку:
    Несу я урожай,
    Поля вновь засеваю,
    Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.
    Но не касаюсь сосени ёлочек. Я ……..(осень)

    - Посмотрите за окно. На дворе грустная пора осень. Что именно вызывает у вас грусть? (Хмурое небо, мелкий дождь, ненастная погода, холодно и т.д.)
    - Но у осени есть и свои радости. А теперь представим себе, что мы живём много-много лет назад. Наступила осень. Работы в поле и огороде закончены. Можно было и отдохнуть. Люди выполняли по дому мелкую работу, пели песни и шутили. С обрядом одного такого праздника мы сегодня и познакомимся. Чему он был посвящён вы узнаете отгадав загадку еще одну загадку:

    Голова - на ножке,
    Зелены одёжки.

    Ведущая: Ребята, а вы знаете как капусту надо солить?
    -Что нужно взять из продуктов? (капусту, морковь, соль)
    -Какие инструменты и посуда нам понадобятся? (Разделочные доски, ножи,
    шинковка, сечка, тёрки, кадушка, толкушка).
    - Капусту можно нашинковать ножом или шинковкой, или нарубить сечкой. Эта
    работа трудная мы её поручим мама. Девочки у нас почистят морковку, а мальчики её
    натрут.

    ЗАСОЛКА КАПУСТЫ
    Чтоб капуста сладкая хрустящая была надо морковку натереть.
    А сейчас мы будем капусту в кадушку складывать, морковкой перекладывать, солью посыпать, да толкушкой толочь, чтоб капуста сок дала.
    Чтобы капуста заквасилась её надо в тепле подержать несколько дней. Завтра мы её проткнём до самого дна, чтобы вышла вся горечь. А через 5-6 дней закроем деревянным кружком и положим сверху гнёт, и тогда кадушку можно опускать в погреб.



    Ведущая: Вот мы и закончили солить капусту, но из неё можно приготовить и многое
    другое. А что можно приготовить из капусты? (дети перечисляют блюда из капусты)
    Ведущая: Кончил дело, гуляй смело. После работы начинается настоящее веселье. И вам я предлагаю повеселиться, и начать веселье с песни.

    Хоровод «Капуста»



    Ведущая: Скорей, ребята, поспешите,
    И через лужу перейдите

    Игра «Перейди лужу в калошах» (ст.гр.)
    Участвуют по два ребенка. "Лужа" - ковер в центре зала. По сигналу дети надевают калоши и бегут с одного конца ковра до другого и обратно. Побеждает тот, кто прибежит быстрее.



    Под музыку “Осеннее настроение” входит тетушка Слякоть и брызгает детей водой.

    Тетушка Слякоть: Я на праздник торопилась,
    Вот так славно нарядилась.
    Смогу вас развеселить,
    Очень щедро одарить.


    Ведущий: Дорогая гостья, очень странно
    Вы себя ведете на празднике у нас.
    Чувствую я, что-то тут неладно –
    Прекратите брызгать воду на ребят.

    Тетушка Слякоть: Ой-ой-ой! Скажите-ка на
    милость, ну подумаешь немного сырость
    развела. Лучше загадку отгадайте
    Маленькие детки
    Расселись на ветках,
    В коричневых рубашках
    С орешками в кармашках. (Шишки)

    Тетушка Слякоть: Шишки быстро разбирайте,
    С ними в круг большой вставайте.
    А потом уж не зевайте,
    Шишки с пола поднимайте.

    Игра «Шишки»
    Дети разбирают шишки и, образуя круг, кладут их перед собой. Под музыку дети без шишек бегут по кругу. Осень убирает несколько шишек. По окончании музыки дети разбирают шишки. Оставшийся без шишки выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока останется одна шишка.

    Тетушка Слякоть (сердито): Пока вы тут веселитесь, на поле уже давно урожай поспел. Собрать его некому, пропадает совсем.

    Ведущая: Ты Тетушка, не переживай, сейчас наши ребята все исправят…

    Игра «Посади и собери урожай»
    Оборудование: 8 обручей, 2 ведра, 4-5 картофелин, 2 лейки.
    Участвуют 2 команды по 4 человека.

    1-й участник «пашет землю» (кладет обручи).
    2-й участник «сажает картошку» (кладет картошку в обруч).
    3-й участник «поливает картошку» (обегает каждый обруч с лейкой).
    4-й участник «убирает урожай» (собирает картофель в ведро).
    Побеждает более быстрая команда.



    Тетушка Слякоть: Урожай-то мы набрали, теперь нужно перевезти его в хранилища.

    Игра «Перевези с поля урожай» (ср.гр.)
    В одной стороне зала стоят 2 грузовика, в другой стороне на пол раскладывают муляжи лука, огурцов, помидоров, свеклы и картофеля, по 2 штуки каждого. В игре участвуют по двое. По сигналу они везут грузовики на противоположную сторону зала, заполняют их овощами и возвращаются назад. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.
    Более сложный вариант: перевозить по одному овощу.


    Ведущий: Молодцы! Все справились с заданием. Тетушка Слякоть, а наши ребята тебе сейчас исполнят песню, «Урожайную»

    Песня «Урожай собирай»




    Тетушка Слякоть: Вот вы какие шустрые, урожай собрали, песни спели, а вот скажите-ка мне, кто все лето охраняет огород? Верно – Пугало!

    Музыкальная игра «Пугало»



    Похожие статьи