• Ценности ориентации личности нравственное самовоспитание. Механизмы нравственного самовоспитания

    03.03.2020

    Л. А. Щелкунова, В. И. Болдина

    Непременным условием воспитания (которому человек фактически подвержен всю свою жизнь) является система норм, от правил общественного поведения, морали и до формул принятого в обществе знания.

    Воспитание и самовоспитание нравственного сознания как совокупности нравственных взглядов, убеждений, отражающих систему моральных отношений, направлено на формирование сознательного отношения к своим действиям, ответственности за них и их последствия.

    Позиции и ориентации, посредством которых индивид вступает в отношение с миром, определяют суть его «внутреннего стандарта». Именно он выполняет функцию отбора идей, взглядов, ценных ориентаций, позиций – делает ВЫБОР. Важно, чтобы выбор был нравственным. Нравственно зрелая личность характеризуется высоким уровнем развития нравственных качеств.

    Она является носителем нравственного сознания, подкрепленного в поведении; отличается наличием так называемого этического иммунитета – устойчивостью перед соблазнами и явлениями безнравственного свойства.

    Человеческий индивид есть саморегулирующаяся и самоуправляющаяся система, функционирующая на основе собственных программ жизнеобеспечения и жизнедеятельности, которые вырабатываются в ходе непрерывного приспособления к природным, бытовым социальным условиям.

    Процесс саморегуляции может быть произвольным, управляемым сознательно. Все, что осознается человеком, может им анализироваться, контролироваться, регулироваться.

    Человек тем и отличается от животного, «что его инстинкт осознан» (Ф. Энгельс).

    Именно сознание определяет (проектирует) линию поведения человека, решает вопросы отношений и взаимодействий, вмешивается в регулирование эмоций, состояний, направляет процессы усвоения социального опыта, руководит формированием собственной личности, её деятельностью.

    Особенность сознания состоит в том, что оно может отвлечься от реальной «здесь и теперь» ситуации и руководствоваться значимыми для неё обра-зами. Эти образы служат психическим активатором, который дает начало внутренним эмоциональным, волевым, мыслительным процессам, а затем и адекватным видимым внешним проявлениям. Такими главными для человека образами, составляющими основу механизма самоуправления личности, являются его потребности, способности, направленность, Я – концепция. В составе этих механизмов есть как осознаваемые составляющие, так и неосознаваемые. Задача заключается в том, чтобы овладеть сознательным самоуправлением, саморегуляцией, расширить спектр осознаваемого в своем состоянии, эмоциях, поведении.

    Психологическая саморегуляция описана известной формулой С. Л. Рубинштейна о преломлении внешнего через внутреннее: «саморегуляция осуществляется как система внутреннего обеспечения направленности действия при наличии множества внешних условий, возможностей, задач».

    Самоуправление личности – процесс целенаправленных воздействий на себя, свою личность, ведущий к осуществлению целей и планов, а саморегуляция личности – это то же самоуправление, только в рамках заданных ситуаций.

    Самоуправление – процесс творческий, связан с созданием нового: постановкой новых целей, поиском решений и средств достижения целей. Акт самоуправления включает сознательную постановку цели, составление плана её достижения, исполнение действия, контроль результатов, коррекцию (целей, средств достижения, действий).

    Саморегуляция как самовлияние на личность действует изнутри личности.

    Она играет роль корректирующего механизма, может ослабить или усилить реакцию человека (эмоциональную, поведенческую, когнитивную) на внешние воздействия, обстоятельства.

    Саморегуляция может быть и долгосрочным процессом, направленным на изменение убеждений, установок, отношения к воздействующим причинам.

    Саморегуляция как самокоррекция личности проявляется в тех случаях, когда необходимо изменять не обстоятельства жизни, а себя, свои личностные позиции, ценности.

    Личностный уровень саморегуляции возможен лишь в случае развитой, зрелой личности. Он захватывает не только психические процессы и механизмы саморегуляции, но и ценностные структуры мировоспитания, мировоззрения личности.

    Самоорганизация, самовоспитание как средства личностного уровня саморегуляции могут иметь показателями своей развитости различные соответствия жизненных выборов (образа жизни, профессии, друзей и др.) индивидуальным особенностям и способностям личности.

    Такие соответствия предполагают, в свою очередь, высокий уровень самопознания личности, осознание своих ценностных ориентиров и не просто знание механизмов и путей саморегуляции (как самовлияния), а наличие сформированной установки и навыков саморегуляции, которые постоянно реализуются личностью в поведении, общении, деятельности.

    Таким образом, развитая сознательная саморегуляция является мощнейшим средством «делания себя». И здесь особенно актуализируется вопрос: «по какому образу?», «по какому подобию?».

    Задачи развития нравственного сознания и самосознания выходят на первый план и должны опережать развитие сознательной саморегуляции личности.

    Саморегуляция как неотъемлемая составляющая процессов развития личности (спутник, средство, цель – в зависимости от ситуации и задач развития) должна ставить задачи формирования нравственной правомерности выбора, доминантной установки-мотивации на нравственное самосовершенствование (А.А. Ухтомский).

    Придание индивидуального, личностного смысла мотивационно-целевым механизмам саморегуляции затрагивает проблемы этики, социальной психологии, отражает содержательную сторону индивидуального сознания.

    «Личностный смысл» саморегуляции заключается в том, насколько человек отождествляет с собственной личностью ту или иную идею, моральную норму, социальную ценность. Высокий уровень нравственного развития предполагает идентификацию личности с моральными нормами общества, общечеловеческими ценностями. Такая личность руководствуется своей совестью – сознательно принимает решения на основе общечеловеческих ценностей, обладает властью над своими желаниями, полноценно ориентируется во внешнем мире и в своих поступках, в построении своей жизненной стратегии.

    Лоренс Колберг, продолжая эксперименты Ж. Пиаже, в которых выявлялись моральные суждения и этические представления детей разного возраста, изучал развитие морального сознания личности. Используя метод нравственных дилемм, Колберг предложил шкалу оценки уровня нравственного развития, основанную на характеристике причин, побуждающих человека к тому или другому действию.

    Почему человек ведет себя правильно?

    1-й уровень. Чтобы избежать наказания и получить награду (подстроиться).

    2-й уровень. Чтобы все хорошо обо мне думали, другие и я сам (казаться).

    3-й уровень. Таковы общепринятые нормы и ценности моего общества (подчиняться).

    4-й высший уровень. Таковы мои моральные принципы; они основаны на общечеловеческих принципах (быть самим собой).

    Эти уровни нравственного поведения и представляют уровни нравственной саморегуляции.

    Метод диалемм направлен на включение учащегося в систему новых для него отношений. У каждого человека должен накапливаться опыт социально полезного поведения; опыт жизни в условиях, формирующих элементы плодотворной ориентации, нравственные установки, которые позже не позволят ему вести себя безнравственно. Для этого необходим «труд души» (В.А. Сухомлинский), организация работы над собой. В условиях аудиторного занятия это может быть рассмотрение упражнений по формированию у учащихся способности к суждениям на основе принципа справедливости, решение так называемых дилемм Колберга.

    Метод дилемм заключается в совместном обсуждении учащимися моральных дилемм. Это рассказы, содержащие сложные конфликты морального порядка, требующие разрешения. По каждой дилемме можно определить уровень морально-ценностной ориентации человека.

    Уровень нравственной саморегуляции личности определяется не по тому, как мы относимся к чему-либо (одобряем/осуждаем), а тем, понимаем ли мы, почему был дан именно такой ответ, умеем ли объяснить причину своего поведения.

    В ряде психологических исследований была показана взаимосвязь между уровнем моральных суждений и реальным нравственным поведением, причем у детей она выражена в большей степени, чем у взрослых.

    Метод моральных дилемм не предполагает наличия примеров как готовых образцов правильного поведения. Уяснение причин своего выбора, творческое размышление о них укрепляют нравственную позицию, взгляды и убеждения личности, способствуют формированию её нравственного сознания.

    Список литературы

    1. Селевко Г.К., Болдина В.И., Левина О.Г. Управляй собой. М.: Народное образование. 2001. Сер. Самосовершенствование личности.

    2. Соина О.С. Этика самосовершенствования. М.: Знание, 1990.

    3. Рожков М. И., Байбородова Л.В. Воспитание учащихся: теория и методика. Ярославль, 2002.

    САМОВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ. ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ВОСПИТАННЫМ.

    Предмет: Основы этики и психологии семейной жизни.

    Класс: 10.

    Урок провел: преподаватель Капустин Р.И.

    Цель: показать роль самовоспитания во всестороннем развитии личности, дать представление о понятии «воспитанный человек» и возможных путях самовоспитания.

    Ход урока.

    1. Организация класса.

    Приветствие. Проверка списочного состава класса.

    1. Сообщение темы и цели урока.
    1. Актуализация знаний.

    1. Что такое характер? Для чего нужно знать характер человека? Что такое бесхарактерность?

    2. Какие черты характера отображают направленность личности?

    3. Какие черты характера относятся к волевым?

    4. Какие черты характера наиболее привлекательны в человеке? Можно ли в себе воспитывать новые черты характера?

    5.Что такое темперамент? Виды темперамента?

    6. Рассказать про положительные и отрицательные черты холерика и сангвиник.

    7. Рассказать про положительные и отрицательные черты флегматика и меланхолика.

    8. Нужно ли учитывать черты темперамента при межличностном общении? Почему?

    1. Проверка домашнего задания.

    Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).

    1. Работа над новым материалом.

    Личность и самовоспитание

    Время, в которое мы живем и трудимся, предъявляет все новые и новые требования к знаниям и способностям человека, постоянно испытывает на прочность его нравственность и силу воли, крепость убеждений и характера. Остановиться в своем творческом росте, совершенствовании - значит отстать от времени, быть не готовым к решению сегодняшних сложных и масштабных задач.

    Особенно остро вопросы самосовершенствования встают перед юношами и девушками, оканчивающими школу или другое среднее учебное заведение и решающими для себя, как жить дальше, какие качества необходимы для будущей жизни, достаточно ли развиты способности для выбранной профессиональной деятельности, как построить будущую семью и пр.

    На предыдущих занятиях мы с вами рассмотрели необходимость в потребности размышлять о себе, осознать свои личностные качества. Вы ознакомились с видами темпераментов, положительными и отрицательными чертами характера, зависимостью развития уровней способностей от направленности личности, проанализировали, что хотелось бы изменить в себе. Необходима ежедневная потребность изменять, совершенствовать свой характер, работать над собой, развивать свои личностные и интеллектуальные качества личности.

    Без сформированной потребности в самовоспитании, в саморазвитии невозможно правильное формирование личности, особенно в подростковом и юношеском возрасте. Конечно, потребность так быстро не формируется, и необходимо, во-первых, постоянно самостоятельно возвращаться к проблеме самовоспитания и саморазвития, ставить и выполнять посильные задачи, во-вторых, организовать и наладить совместно с окружающими вас взрослыми людьми (родителями, учителями, положительно направленными личностями) свою учебную и внеучебную деятельность, чтобы лучше понять, познать самих себя.

    Отвечающий за себя человек не вправе объяснять свои недостатки, свою низкую культуру тем, что его плохо воспитали, снимать с себя ответственность за это и взваливать ее на своих родителей и учителей. Необходимо самостоятельно пройти нелегкий путь сложной внутренней работы, путь самовоспитания. Без него не обойтись тому, кто хочет принести своим близким счастье, кто хочет быть другом, добиться успехов в учении и труде, быть счастливым в семейной жизни.

    Стихотворение Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»:

    Не позволяй душе лениться!
    Чтоб в ступе воду не толочь,
    Душа обязана трудиться

    Гони ее от дома к дому,
    Тащи с этапа на этап,
    По пустырю, по бурелому,
    Через сугроб, через ухаб!

    Не разрешай ей спать в постели
    При свете утренней звезды,
    Держи лентяйку в черном теле
    И не снимай с нее узды!

    Коль дать ей вздумаешь поблажку,
    Освобождая от работ,
    Она последнюю рубашку
    С тебя без жалости сорвет.

    А ты хватай ее за плечи,
    Учи и мучай дотемна,
    Чтоб жить с тобой по-человечьи
    Училась заново она.

    Она рабыня и царица,
    Она работница и дочь,
    Она обязана трудиться
    И день и ночь, и день и ночь!

    Самовоспитание - это деятельность человека, направленная на совершенствование своей личности. Направленность самовоспитания зависит от жизненного идеала , т. е. от того, каким человек хочет себя видеть, каким хочет стать. Особенно остро проблема самовоспитания встает в раннем юношеском возрасте. Один из важнейших моментов становления личности в этом возрасте и основная предпосылка самовоспитания - формирование и развитие самосознания.

    Самосознание - это осознание себя как члена общества, осознание своих личных качеств, своих взаимоотношений с окружающим миром, другими людьми, своих сил, действий, поступков, мыслей и чувств.

    Важным элементом самосознания является самооценка личности . Самооценка может соответствовать действительному развитию тех или иных сторон личности (быть адекватной ), а может быть завышенной или заниженной (т. е. неадекватной ) . Возникает самооценка или из анализа результатов деятельности (например, если ученик быстро и легко решает задачи по математике, самостоятельно может усвоить любой материал по этому предмету, то у него есть основания для высокой самооценки способностей к математике), или из сравнения себя с окружающими людьми, с героями фильмов, книг.

    Кроме того, самооценка может быть устойчивой и неустойчивой . Устойчивая самооценка повышает уверенность в себе, однако если она неадекватна, то может приводить человека к конфликтам с окружающими или к конфликтам с самим собой. Также и неустойчивая самооценка не всегда плоха, если она связана с самокритичностью и не тормозит достижение человеком какой-то цели.

    С самооценкой связан уровень притязаний (сложность задач, которые ставит перед собой человек). Сохраняет ли человек свои притязания при первых неудачах или сразу же стремится поставить себе задачу попроще, сохранив доступный успех? А если сейчас сложные задачи ему не по силам, то стремится ли он возвратиться к ним в будущем или в принципе отказывается от таких попыток? Непростые вопросы… И каждый рано или поздно должен ставить их перед собой.

    Именно в ранней юности закладывается самоуважение - о бобщенная самооценка, степень принятия или непринятия себя как личности. И самооценка и самоуважение во многом зависят от того, как оценивают старшеклассников окружающие их люди. Самоуважение необходимо для полноценного развития личности.

    Нужно в себе воспитывать уверенность и убежденность. Но, уверенность, никогда нельзя смешивать ее с самоуверенностью, самомнением. Это совершенно различные понятия. Уверенность основывается на знаниях и опыте, а самомнение - на тщеславии, отсутствии самокритичности и, нередко, на невежестве.

    Характерной особенностью старшеклассников является их устремленность в будущее, что создает наиболее благоприятные, неповторимые условия для развития личности. Большая значимость мотивов, связанных с будущим, рождает стремление выйти за пределы окружающего, осмотреться, сориентироваться, самоопределиться.

    Интерес юношества к собственной личности, к окружающим его людям, размышления о будущей профессии и будущей взрослой жизни, стремление решить вопрос не только «кем быть?», но и «каким быть?», «что значу я в этом мире?», «неужели я такой, как все?», «каков я?» - все это создает благоприятную почву для формирования способности к самовоспитанию. Способность к самовоспитанию тесно связана с другими особенностями личности, и прежде всего с направленностью, характером, уровнем интеллектуального и нравственного развития.

    Для самовоспитания и саморазвития обычно составляется программа самовоспитания и саморазвития. Многие известные и знаменитые люди составляли для себя такие программы, которые потом превращались в их жизненные правила, кредо.

    Так, например, Л. Н. Толстой в юношеские годы составил для себя программу самовоспитания в которой он определил для себя: «1) Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что. 2) Что исполняешь, исполняй хорошо. 3) Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить. 4) Заставь постоянно ум твой действовать со всею возможною силою…». «Важнее всего для меня в жизни исправление от лени, раздражительности и бесхарактерности».

    К. И. Чуковский в книге «Люди и книги» пишет о том, какой мучительный путь «самодрессировки» проделал А. П. Чехов, «чтобы выбросить из души все мелочное и пошлое и выработать в себе такую деликатность и мягкость, какими не обладал ни один из писателей его поколения».

    Эта невидимая миру борьба с самим собой («вытравлял из себя раба») стоила ему больших душевных сил. В письме к своему брату Николаю А. П. Чехов писал: «Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, …нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля… Тут дорог каждый час…». В том же письме Антон Павлович пишет, каким условиям, по его мнению, должны удовлетворять воспитанные люди:

    «… Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы … Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних…

    Они чистосердечны и боятся лжи, как огня . Не лгут они даже в пустяках . Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают…

    Они не унижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!» …потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво…

    … Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями… Делая на грош, они не носятся со своей папкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили.

    Они воспитывают в себе эстетику …».

    Говоря о программе самовоспитания, необходимо остановиться на самокритичности - способности видеть себя как бы со стороны, объективно оценивать свои способности и возможности, подмечать, осуждать, исправлять каждый свой недостойный поступок, неправильную мысль, недочеты в поведении.

    М. Пришвин очень тонко подметил , что если судить самого себя, то всегда будешь судить с пристрастием или больше в сторону вины, или в сторону оправдания. И вот это неизбежное колебание в ту или иную сторону называется совестью.

    Развитие какого-то специального качества недостаточно для развития личности в целом. В школе нужно развивать, прежде всего, общие качества, которые могут пригодиться в любом деле, такие, как длительная концентрация внимания, способность целиком поглощаться работой, не задумываясь об оценке и награде за нее, умение вырабатывать полезные навыки (быстро, «не раскачиваясь», входить в работу, контролировать свои потребности и т. и.) и освобождаться от вредных.

    При выработке желаемых качеств (усидчивости, внимательности и др.) надо уметь помогать своей воле, «подыгрывать» ей: превращать необходимую, но рутинную деятельность в упражнение по тренировке внимательности, награждать себя (хотя бы в воображении) за уклонение от дурной привычки (например, курения) другими привычными, но безопасными для здоровья удовольствиями, замещать вредную деятельность (то же курение), по крайней мере, нейтральной.

    Существует множество психологических механизмов, которые можно использовать в работе над собой. Эта работа хотя и требует многих усилий, однако вполне доступна любому человеку, если он будет регулярно ею заниматься.

    Одним из наиболее действенных методов самовоспитания является составление плана (программы) работы над собой . При этом следует,

    во-первых, четко определить задачу самовоспитания,

    во-вторых, конкретно определить, чего, когда и как вы хотите добиться,

    в-третьих, обязательно выработать критерии, по которым судить об успехах и неудачах.

    Бывают задачи, требующие для своего осуществления многих лет работы над собой. Но планирование собственной деятельности и собственной личности имеет смысл лишь при безусловном выполнении намеченного. Здесь необходим самоконтроль . Без достаточно развитого самоконтроля нельзя всерьез говорить о самовоспитании. При самовоспитании человек сам ставит перед собой задачи, сам ищет наилучшие пути их разрешения, сам контролирует их исполнение.

    Одной из форм контроля над своей деятельностью является личный дневник . Дневники ведутся с целью самопознания, и сам процесс писания таких дневников есть разговор с самим собой.

    Выводы:

    1. Сформированная потребность в самовоспитании поможет в будущем юноше и девушке создать счастливую семью.

    2. Создание прочной семьи возможно лишь при условии, если молодые супруги ставят перед собой задачу активно «строить» свои взаимоотношения, добиваться взаимопонимания, работать над устранением собственных недостатков и терпимо относиться к недостаткам другого.

    3. Одна из главных задач развития и упрочения семьи заключается во взаимном воспитании и самовоспитании.

    1. Работа над изученным материалом.

    Вопросы и задания:

    1. Что такое самовоспитание и самосознание личности? От чего они зависят и для чего они нужны?

    2. Какие критерии самооценки личности вы знаете, что они выражают?

    3. Каковы характерные особенности старшеклассников в развитии? Какие качества надо развивать в школе?

    4. Приведите примеры программ самовоспитания и самосовершенствования известных людей.

    5. Кто относится к «воспитанным людям»? Какие качества присущи «воспитанным людям»?

    6. Что такое совесть, самокритичность? Для чего они нужны?

    7. Какие критерии должен включать в себя План (программа) работы над собой?

    8. Для чего можно вести личный дневник? Как он может повлиять на создание в будущем счастливой семьи?

    1. Окончание урока.

    Домашнее задание.

    1. Изучить и подготовить к пересказу материал по теме «Самовоспитание личности. Что значит быть воспитанным ».
    2. Найти в автобиографических книгах, СМИ и Интернете примеры из жизни известных людей в ведении личных дневников, влиянии их на самовоспитание и саморазвитие этих личностей.

    Выставление и комментирование оценок, роспуск учащихся.


    Самовоспитание выступает важнейшим фактором нравственного воспитания личности. Роль субъективного фактора в воспитании в большинстве ситуаций является ведущей! Воспитание становится управлением самовоспитанием. Опыт педагогических наблюдений показал, что нравственные качества личности само - воспитываются в 2-3раза быстрее и являются в 50! раз более прочными, чем в односторонней ситуации обучения.

    Воспитательная работа побуждает сотрудников к самовоспитанию как самостоятельной функции, подкрепляет их мотивы и усилия, направленные на формирование своей личности. Несмотря на своеобразие каждой функции, они проявляются в единстве.1 Без самовоспитания вся воспитательная работа, проводимая в органах внутренних дел, будет малоэффективной, формальной. Отсутствие самовоспитания – и перед нами пассивная личность, которая не способна выдержать нагрузки экстремального характера, сложные условия работы и жизни. Высокоморальным специалист становится не по принуждению, а по внутреннему убеждению, которое не берётся напрокат, а вырабатывается самостоятельно. Нравственное развитие только тогда может быть эффективным, когда господствует принцип: "Я должен воспитывать себя сам". И, напротив, нельзя ждать успехов там, где действуют по принципу: "Меня должны воспитывать". Ведь совершенствование личности в значительной степени обеспечивается за счёт самовоспитания. Нравственное самовоспитание - это активный, сознательный, целеустремлённый процесс формирования и развития сотрудником положительных и искоренение отрицательных качеств в соответствии с общественными потребностями, личными нравственными идеалами и характером деятельности; это - постоянная, систематическая работа по выработке знаний, умений, навыков и привычек, соответствующих моральным требованиям к современному человеку, специалисту.

    Между процессами нравственного самовоспитания нравственного воспитания существует глубокая диалектическая взаимосвязь и взаимообусловленность и взаимообусловленность. Они относятся между собой как внешнее и внутреннее. Воспитание - одно из важнейших условий, в которых происходит процесс формирования личности специалиста. Условия, как известно, играют большую роль в любом процессе, но источником развития являются всё же внутренние противоречия. Внешнее (воспитание) органически причастно к становлению нового качества (человека), но только через внутреннее (самовоспитание). Человек есть объект-субъект, и это необходимо учитывать в процессе формирования личности специалиста правоохранительных органов. Действительно воспитание никогда не может быть отделено от самовоспитания. Исходя из этого, следует, в частности, определить и задачи воспитания в правоохранительных учебных заведениях: они давать будущим специалистам умение вырабатывать самим нравственные устои, побуждать и развивать в них желание совершенствоваться. Действительное человеческое воспитание должно рассматриваться, прежде всего, как управление самовоспитанием. В этом - один из важнейших принципов формирования личности специалиста правоохранительных органов.

    Самовоспитание способствует повышению эффективности деятельности и рациональному использованию свободного времени. С ним связана оптимизация процессов формирования высоких профессиональных, морально-психологических и боевых качеств, выработка устойчивости к антиобщественным и аморальным явлениям. Оно вызывает потребность к всестороннему развитию личности сотрудника, придаёт целеустремлённость, активность, устойчивость всей его деятельности, позволяет наиболее рационально преодолевать трудности службы и быта. В учебных заведениях уровень самовоспитания слушателей незамедлительно сказывается на росте показателей их учёбы.

    Эффективность воспитательной работы зависит, как известно, не только от отношения человека к ней, но и от его отношения к самому себе, к своему труду. Отечественный психолог и философ С.Л. Рубинштейн писал: Всякая эффективная воспитательная работа имеет своим внутренним условием собственную работу воспитуемого, которая, естественно, завязывается в каждом сколько-нибудь вдумчивом человеке вокруг собственных поступков и поступков других людей. Успех работы по формированию духовного облика человека зависит от этой внутренней работы, от того, насколько воспитание оказывается в состоянии её стимулировать и направлять. 1

    Этапы самовоспитания: превращение этических знаний в лично-значимые ценности, придание им личного смысла, второй этап: выработка у себя нравственных привычек: привычки не лгать, быть добросовестным в порученных делах, привычка доводить до конца начатое дело и др. Третий этап: образование нравственных чувств и потребностей: чувства ответственности, чувства гордости за сделанное дело, потребности не лгать, потребности доводить начатое дело до конца и др..

    Нравственное самовоспитание курсантов в рамках учебного процесса, совмещенного со службой, военизированного режима, уставного порядка, требует постоянного повышенного напряжения физических и духовных сил. Поэтому задача командиров всех уровней развивать формы индивидуального и коллективного самовоспитания. Учебная деятельность, являющаяся для курсанта основной, содержит колоссальные возможности для самовоспитания: воспитания в себе ответственности, терпения, добросовестности. Творческая же деятельность: занятия искусством, спортом, наукой, хобби - развивают нравственные и эстетические качества: чувство меры, гармонии, интуицию, глазомер.

    Самовоспитание, как саморазвитие опирается на закон расширения, в данном случае, расширения возможностей самого человека к совершению всё более значимых поступков! Широко известен факт самовоспитания великого русского полководца А.В.Суворова, не проигравший ни одного сражения, генералиссимус, создавший уникальную систему воспитания боевого духа у русского солдата, сам родился болезненным и хилым ребенком. Именно самовоспитание позволило ему победить маленький рост, физическую слабость.

    Известен и пример Ф.Ницше, философ. Создавшего в мировой культуре культ сильной личности, теорию Сверхчеловека! Он был измучен жестоким головными болями на протяжении 20лет жизни, но продолжал трудиться. Или пример советского писателя Н.А. Островского, прикованного к постели тяжелым ранением участника гражданской войны. Создавший на пределе человеческих возможностей роман о героической жизни комсомольца Павки Корчагина «Как закалялась сталь». Еще ближе к нам с вами пример самовоспитания нашего коллеги Д.С. Перминова, героя России, преподавателя Омской академии МВД России. Так, самовоспитание, сила воли побеждает самые непреодолимые препятствия и самые тяжкие недуги.

    Методы нравственного самовоспитания личности: самоанализ, самонаблюдение, самопознание (дневники, изучение собственных фотографий, работа с психологической литературой, тестами. Излишнее самокопание приносит не меньший вред) самопринуждение - осознанное волевое привлечение себя к определенным действиям самокритика – анализ собственных достоинств и неудач, переключение мыслей и поступков на развитие, движение вперед. самоприказ – сильное волевое усилие,

    Правила самовоспитания очень разнообразны, в зависимости от целей. Например: «Во всем соблюдать порядок», «Не завидовать», «Обязательно сдерживать данное слово». Таких правил для самовоспитания может быть гораздо больше! Выпишите к семинарскому занятию из учебника те правила, которые подходят именно вам (С.195, 321). Прочтите хотя бы одну книгу по самовоспитанию. Психология успеха - современное направление, широко отраженное в литературе. Технология успеха и самореализации личности могут быть самыми различными. Так, один из бестселлеров не теряющий своей популярности у современного российского читателя – книги Д.Карнеги «Как заводить друзей и оказывать влияние на людей». Приведите на семинарском занятии какие-либо известные вам методики. Или Владимир Леви, советский и российский психолог: «Искусство быть собой».

    Нравственные качества представляют собой интегральные, наиболее обобщенные и устойчивые свойства личности.

    В основе структуры нравственных свойств личности лежит взаимосвязь моральных знаний и соответствующих переживаний. Поэтому путь ценностного осознанно--эмоционального усвоения морали в процессе установления единства нравственных знаний и переживаний обеспечивает ее полноценное нравственное развитие.

    В формировании нравственности личности главная роль принадлежит не словесным убеждениям, не требованиям и наказаниям. Главное пробудить у человека, начиная уже с детского возраста, внутренние силы нравственного самосовершенствования.

    В основе самовоспитания лежит переживание личностью знаний о своих нравственных качествах и поступках.

    В самовоспитании можно выделить начальный этап -- самоисправление поступков", который характеризуется стремлением ребенка изменить конкретные формы своего поведения. Он еще не устанавливает связи между своим поведением и своими достоинствами или недостатками, не осознает своих качеств как таковых. Однако ребенок благодаря оценке взрослых знает, за какие поступки одобряют, а за какие--порицают. Поэтому, исправляя свое поведение он вынужден включиться в процесс самовоспитания.

    Теперь ребенок начинает ориентироваться в своем самовоспитании не только на непосредственное внешнее требование, но и на собственную оценку нравственного смысла поступка.

    Дальнейшее развитие самосознания происходит по мере установления в сознании ребенка связей между поступками и качествами своей личности. При этом качественная характеристика поступка начинает относиться человеком к себе, он начинает рассматривать эту качественную характеристику как свое свойство, а поступок - как его результат. Данный уровень развития самосознания имеет место в подростковом возрасте. Важно отменить, что в подростковом возрасте в самовоспитании важную роль играет осознано--эмоциональное отношение подростков к качеством своей личности.

    Но наряду с этим большая впечатлительность, частая смена увлечений приводит к тому, что дети переходного возраста оказываются не в состоянии сами направлять работу по самовоспитанию.

    Эти положительные и отрицательные факты в самовоспитании говорят о том, что в подростковом возрасте еще необходима продуманная организация этого процесса.

    В юношеском возрасте углубляется процесс осознания качеств личности.

    По мере осознания значимости моральных качеств, роли самовоспитания в жизни человека и у школьников повышается интерес к работе над собой, формируются более устойчивое осознано-эмоциональное отношение к нравственному совершенствованию личности. Самовоспитание становится поэтому все более значимым фактором усвоения школьниками нравственных норм и принципов.

    Вывод

    Условиями личностного развития являются своевременное включение ребенка в систему социальных человеческих взаимоотношений; наличие эффективных методов воспитания. Движущая сила личностного развития ребенка это с одной стороны, те внутренние противоречия, а с другой стороны, внешние стимулы, побуждающие его изменяется как личность.

    Переход от одного этапа личностного развития к другому обычно связан с двумя обстоятельствами: проявлениями кризиса возрастного развития и сменой ведущего типа общения. В это время изменяется отношение ребенка к самому себе, к окружающим людям и к своим обязанностям. К окончанию школы личность можно считать в основном уже сформированной.

    ХV. Понятие о самовоспитания

    1. Сущность самовоспитания

    Воспитатель может разъяснить, убедить, подать пример, но все его воздействия не дадут полного эффекта, если сам воспитуемый не будет принимать участия в этом процессе; именно это участие и является самовоспитанием.

    Самовоспитание – это сознательная, систематическая работа человека по формированию у себя общественно ценных качеств, преодолению недостатков поведения, отрицательных черт характера. .

    Самовоспитание является важным фактором формирования личности, ее мировоззрения, способностей и характера. Именно благодаря ему человек стремится привести собственные личные качества в соответствие с требованиями, которые предъявляются обществом.

    Но для этого необходимо постоянно заниматься не только самообразованием для профессионального совершенствования, но и самовоспитанием для морально-психологической подготовки к успешной работе с людьми, для того, чтобы иметь право быть для них примером.

    Цель самовоспитания – достижение осознанного и усвоенного человеком идеала.

    Мотивы самовоспитания:

    а) жизненные устремления человека;

    б) потребность действовать в строгом соответствии с общественными требованиями;

    в) понимание необходимости преодоления трудностей;

    г) следование избранному идеалу (положительному примеру);

    д) материальная заинтересованность;

    е) жизненные блага, престиж;

    ж) осознание собственных недостатков.

    Содержание самовоспитания зависит от возраста, индивидуальных особенностей, профессиональной подготовки и вида деятельности личности. Оно включает: совершенствование идейных, нравственных, профессиональных, организаторских, эстетических и физических качеств; формирование общей и специальной культуры; выработку умения управлять своим поведением, потребностями и чувствами.

    Основными составляющими самовоспитания выступают:

    а) самопознание (не зная себя, невозможно себя совершенствовать);

    б) объективная самооценка (исправлять то, что действительно нуждается в исправлении);

    в) четкое представление об идеале (каким же я хочу стать в конце концов);

    г) уверенность в себе, воля (иначе себя не преодолеть);

    д) определенные знания, теоретическая и методическая подготовленность;

    е) целенаправленность и планомерность;

    ж) постоянный самоконтроль, этапная самооценка и самокоррекция (при необходимости) хода и эффективности процесса самовоспитания.

    Возможности самовоспитания огромны – посредством его можно не только развить существующие, но и сформировать новые положительные качества, полностью преодолеть или хотя бы существенно затормозить отрицательные.

    Основные методы самовоспитания:

    1) самоубеждение (я смогу это сделать, этого достичь);

    2) самообязательство (я обязан это сделать; это нужно и мне, и окружающим);

    3) самоупражнение (я этого еще не умею, но я этому постепенно научусь);

    4) следование примеру (мне бы надо быть таким, как он);

    5) самопоощрение (я – молодец, это я сделал так, как надо);

    6) самовнушение (я не должен больше колебаться, мне пора приступить к этому);

    7) самопринуждение (я немедленно должен делать это, не прячась за оправдания и отговорки);

    8) самокритика (а ведь – это я мог бы сделать и лучше, и быстрее).

    Гарантии успеха самовоспитания:

    а) личная заинтересованность человека стать лучше;

    б) уровень общей образованности и воспитанности;

    в) постоянная требовательность к себе;

    г) психолого-педагогическая грамотность;

    д) благоприятное отношение окружающих.

    Анализируя суть самовоспитания, А. М. Горький писал: «Когда природа лишила человека его способности ходить на четвереньках, она дала ему, в виде посоха, - идеал! И с той поры он бессознательно, интенсивно стремится к лучшему и – все выше! Сделайте это стремление сознательным, учите людей понимать, что только в сознательном стремлении к лучшему – истинное счастье». [Цит. по: 31, с. 101].

    Таковы существо и основные категории самовоспитания – одного из наиболее сложных педагогических процессов.



    Похожие статьи