• Сценарий праздника "пасхальная радость". Пасхальная радость: как встретить главный православный праздник

    02.05.2019

    Пост длится долгих сорок дней, со Страстной — почти все пятьдесят. А если прибавить и подготовительные недели (в духовном смысле), то еще дольше. Пост начинаешь ждать заранее (часто с некоторым страхом), готовишься к нему. Потом постишься в меру своих сил, под конец обычно все становится как-то особенно тяжело, иногда даже мучительно. Силы физические покидают, моральные кончаются еще раньше, а уж Страстная обычно — это какой-то апофеоз бессилия: хочется только спать, есть и чтобы никто не трогал. В этом-то году еще ничего, спасибо выходным, а обычно гораздо тяжелее. И уже ждешь, ждешь Праздника, причем, чего скрывать, и по разным, вполне прозаическим земным причинам тоже 🙂

    И вот пришел Светлый Праздник Пасхи, какая радость! Радость разного характера. На службе, конечно, с восторгом голосишь «Воистину Воскресе!» и подпеваешь пасхальному канону. Слушаешь слово Иоанна Златоуста, причащаешься со множеством народа вместе и испытываешь невероятный душевный подъем. Кажется, радость эта будет с тобой теперь постоянно, и вообще – все теперь будет хорошо и прекрасно. Потом разговение, как же без него, это отдельный момент. Главное, чтобы желание съесть скорее кусок мяса не перекрыло душевную радость, хотя мне лично это желание очень понятно. Хорошо, конечно, когда все в комплексе — физическая и духовная радость. А иногда думаешь даже: и неплохо, что ты жестко не постился (в той или иной степени, по разным причинам), зато и такого пищевого вожделения не испытываешь.

    Выспаться после службы, а потом снова разговеться, наконец-то поваляться и отдохнуть, погулять, если погода позволяет, в общем, за долгое время устроить себе настоящий полноценный выходной – это тоже очень празднично. Правда, под конец дня обычно народ начинает слегка икать и мучиться животом, но это пройдет:). А дальше-то начинаются новые рабочие будни. К непостной пище быстро привыкаешь, пост забывается, быт, повседневные дела и проблемы опять затягивают, и вот – где же Праздник? Даже воспоминания о нем быстро затираются…

    Как же так? Пост так долго длился, а Праздник всего день? Неделю? А ведь Пасха длится наравне с постом, 40 дней! Мои старшие дети временами начинают возмущаться, мол, что за несправедливость, раз пост был 40 дней, то и сплошная должна быть не неделя, а тоже сорок дней. Я-то как большая понимаю, что колбаса и мороженое скоро приедятся и сохранить радость вряд ли помогут. А что поможет? Как радоваться Пасхе все сорок дней до отдания Праздника? Пасхальную радость в баночку не положишь и в холодильник не уберешь.

    Легче всего удержать эту радость в первую неделю, в Светлую. Тут тебе и пасхальные часы вместо утреннего и вечернего правила, и каждодневные службы, и пение Пасхального канона. Молитва перед едой не обычная, а «Христос Воскресе…». К тому же, и бытовая сторона – скоромная пища еще не приелась, всякие специфические пасхальные снеди еще в наличии, не съедены куличи и пасхи. В этом году и четыре выходных на Светлой – ходи на службы, в колокола звони сколько угодно! Да просто наконец-то есть возможность спокойно встретиться с друзьями, выехать на пикник, вместе порадоваться. Тут же и пасхальные праздники в воскресных школах (а у нас и в саду), и пасхальный фестиваль.

    А вот дальше уже пойдет тяжелее. Снова работа, заботы, привычные дела, на службу не выбраться и прочее и прочее. Что же делать? Честно говоря, всегда ужасно жалко так быстро расставаться с Пасхой, с этой особенной радостью. Всего-то раз в году, с такими трудами идет подготовка, а тут раз и всё… Обидно. Явно надо что-то с этим делать!

    Наверняка в каждой семье есть маленькие приемчики, которые помогают не забыть о том, что Пасха все еще продолжается. Например, у нас когда-то дети решительно отказались молиться перед едой обычным способом по окончании Светлой седмицы. А вместо этого потребовали петь «Христос Воскресе» и дальше. Так что теперь мы все сорок дней Пасхи так и делаем. А это как никак три раза в день:) И почему-то именно пасхальный тропарь не забываешь пропеть, в отличие от обычных молитв перед едой. Споешь «Христос воскресе из мертвых» и снова помнишь – Пасха, снова улыбнешься, обрадуешься. Очень помогает праздничному настроению и пасхальное украшение дома, все эти, казалось бы глупые безделушки. Висят везде пестрые веселые яички, венок какой-нибудь пасхальный, верба в вазе, салфетки или что-то еще, как говорится «мелочь, а приятно».

    Можно дополнительно порадовать себя и физически, например, пасхальной едой. Когда-то давно я ездила в один женский монастырь уже ближе к Вознесению. И обратила внимание, что хоть времени с Пасхи прошло много, а на столе в трапезу по-прежнему куличи. В течение недели только для украшения стола, а в выходные и для угощения. Эта традиция допекать куличи в течение сорока дней до отдания Пасхи мне кажется очень хорошей. Хорошо бы и куличи печь, и пасху делать. А то всего-то раз в году все это готовишь, все так любят и ждут, так отчего бы не повторить? И для вкуса, и для настроения!

    Это все, конечно, такие бытовые, «низкие» способы продлить радость. Основное-то все равно в храме. Все-таки на утрене все это время поют пасхальный канон вместо обычного. И пасхальное «Христос Воскресе!» звучит. И крестный ход после каждой литургии во время всей Светлой седмицы. (Кстати, в том же монастыре крестный ход бывает все сорок дней). А еще – всю неделю открыты Царские врата во время службы. В общем, в эту первую неделю самое время как следует напитаться пасхальным настроением, а потом стараться как можно дольше сохранить его. И не слишком отчаиваться, если не удалось – дай Бог, эта Пасха не последняя!

    При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

    Поскольку вы здесь…

    … у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

    Максим Терехов

    Впервые настоящую пасхальную радость я ощутил на Новый год. Это было в середине 90-х годов. Мы с женой еще были неофитами, а открытых церквей было мало, и мы только начинали свою церковную жизнь в одном из храмов на окраине Москвы. В этот год первое января выпало на воскресенье – малая Пасха для любого христианина. И вот мы по совету своего духовника стали готовиться к Причастию на Новый год. Кто помнит, в СССР это был самый радостный и светлый праздник. После Причастия мы возвращались и испытывали совершенно новые для себя чувства. В метро ехали редкие помятые праздником пассажиры. Большинству из них было тяжело после разгульной ночи. Перед нами сидела красивая и очень несчастная девушка. Было видно, что ей очень плохо. С нами был наш годовалый сын Павел. Он привлек ее внимание, и она протянула ему апельсин. «Ваааа!» – раздался Пашкин голос, и довольный ребенок вцепился в оранжевый предмет. От такой непосредственной реакции девушка повеселела. Сам Новый год перестал быть для меня главным и важным праздником.

    К настоящей пасхальной радости надо готовиться постом и молитвой. Большинство «захожан» смотрят с любопытством и недоверием на ночной крестный ход и если входят в храм после него, то быстро покидают богослужение. Они уносят с собой лишь малую толику этой радости. Долгие службы Страстной седмицы для них тоже неведомы, а ведь именно сопереживание Христу в это время, реальное ощущение утраты позволяют почувствовать во всей полноте и радость Воскресения. Христианская скорбь имеет совершенно иное свойство. В глубине сердца всегда есть надежда и реальное знание о будущей радости. Это чувство в свое время позволило не уйти от Креста женам-мироносицам и апостолу Иоанну.

    Не уйти от Креста!
    Лишь горячее чистое сердце
    Может в этой беде
    Страх и слабость в ногах
    Побороть!
    Возлюбили Христа
    Мироносицы, сильные духом,
    Был живым в их сердцах
    Снятый с Крестного Древа
    Господь!
    Как же были рады все эти святые люди Воскресению Христову!

    Перед этим событием Христос явил нам другое чудо – воскрешение Лазаря Четверодневного. Всякий, уверовавший и последовавший за Христом, воскреснет, когда Христос этого пожелает, и радуемся мы еще и нашей сопричастности этому чуду.

    Помимо служб, которые мы стараемся посетить перед Пасхой, есть еще и радостные хлопоты. Мы убираем дом в Чистый четверг, печем куличи и красим пасхальные яйца. В каждой христианской семье есть свои Марфы и Марии, избирающие тот или иной маленький подвиг перед Пасхой. Оба подвига важны и нужны, но благое внимание Марии к словам Христа и молитва стоят выше. Однако детям зачастую понятней подвиг Марфы, который венчается замечательными украшениями на куличах и пасхальных яйцах. Многие пожилые люди вернулись в церковь именно благодаря светлым детским воспоминаниям об этих замечательных обычаях.

    Однако эти ставшие привычными предпраздничные хлопоты иногда запоминаются из-за необычных событий. Я помню, одно из них произошло в нашей семье прямо перед Пасхой. Надо было освятить куличи, крашеные яйца и творожную пасху, которые моя жена приготовила сама. Решили всей семьей в церковь не ехать, а взять лишь часть детей в помощь. Старший сын и его шестилетний брат должны были остаться с младшими трехлетними сестрами-двойняшками и всячески их развлекать и утешать. Троих детей и жену я взял с собой в храм. Очередь оказалась большой, а погода холодной. Я поехал домой за теплыми вещами, оставив всю компанию в очереди.

    Ничего не подозревая, я зашел в дом и увидел шестилетнего Васю. У него на руках была одна из девочек и ужасно орала. Другая была рядом и пыталась утешить сестру. «А где же старший»? – задал я себе вполне уместный для этой ситуации вопрос и быстро пошел на кухню, где явно кто-то был.

    – Вылезай! – услышал заговорщицкий шепот.

    Я увидел незнакомого парня лет двенадцати, который проворно встал на подоконник и выпрыгнул в окно. Ко мне повернул голову удивленный старший сын и очень искренне произнес:

    – Папа, ну как же ты неудачно пришел…

    Выяснилось, что он совершенно забыл родительский запрет не пускать кого бы то ни было в дом, когда нет родителей. А приходивший парень – это его новый друг, которому нужен был их общий паяльник, чтобы припаять к магнитофону антенну. Тут я увидел маленький магнитофон, забытый другом при поспешном бегстве.

    – А зачем же через окно? – спросил я у сына.
    – Я решил, что так будет лучше, – ответил он.

    И опять пришлось объяснять, что он здесь и сейчас был самым старшим и именно он должен делать так, чтобы сестры не плакали и не ссорились, а вовсе не Вася, которому самому еще только шесть лет. Проведя беседу, я поехал в храм, где в очереди встретил друзей и потряс их своими свежими впечатлениями от визита домой.

    – Да, у нас так с седьмого этажа не прыгнешь, – сказали друзья.

    «Да, хорошо, что у нас первый», – подумал я, мысленно молясь о детях. Батюшка окропил наши корзинки и подносы с яичками, пасхой и куличами, на душе стало радостно и хорошо. Дома мы застали мирную идиллию: старшие дети занимались младшими, никто не плакал. Пасхальная радость начинала наполнять и наш дом!

    Тепло дохнуло мягкой лаской...
    Тепло дохнуло мягкой лаской,
    Уютной, теплой детской сказкой.
    Зеленый лист звенит весной,
    Бежит мальчишка «заводной»…

    Звонарь пасхальным дивным звоном
    Разлил окрест благую весть,
    Что Воскресение свершилось
    И правда в этом мире есть!

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад «Сказка»

    Конспект развлечения

    в старшей группе

    Тема: «ПАСХАЛЬНАЯ РАДОСТЬ»

    Воспитатель: Юрьева Ю. Е.

    2016 год

    Цель: Ознакомление детей с традициями русского народного праздниками «Пасха».

    Задачи:

    Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с православными праздниками и традициями;

    Познакомить детей с историей возникновения праздника «Пасха»;

    Дать детям представления о воскрешении Иисуса Христа;

    Накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров;

    Воспитывать уважительное отношение к русским обычаям и православным праздникам.

    Методы и приемы:

    - наглядные: показ предметов, использование ИКТ и дидактических пособий;

    Словесные: рассказ, беседа;

    Практические: дидактические игры.

    Виды мышления:

    - наглядно-действенное;

    Наглядно-образное;

    Словесно-логическое.

    Материал и оборудование:

    Икона «Пасха»;

    Корзина с яйцами, куличами, пасхой;

    Желоб, ложки, большие кубы (для игры);

    Ваза с вербой, подсолнухами.

    ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

    1. Дети входят в зал под звон колоколов, рассаживаются на места.

    ВЕДУЩИЙ:

    На Руси обрядов много.

    А сегодня праздник Бога:

    Пасха – Бога воскресение,

    Его второй день рождения..

    Заря глядит уже с небес…

    Христос Воскрес! Христос Воскрес!

    2. КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН – ПАСХА

    ВЕДУЩИЙ: Мы сейчас услышали пасхальный звон колоколов. Этот звон мы слышим в церквах и в храмах.

    Ведущий: Дорогие, ребята! Сегодня мы с вами собрались, чтобы отметить светлый праздник «Пасху» (показ иконы «Пасха»). «Пасха» - освобождение, избавление от смерти. «А кто воскрес в этот день? (ответы детей). Имя его Иисус - значит спаситель. Его также стали называть «Христос» - это значит - царь. Но Иисус был царём необыкновенным. У него не было ни короны, ни дворца, ни трона, ни войска. Иисус Христос пришёл в этот мир, чтобы открыть нам великие тайны жизни и добра.

    И после своего воскресения он помогает добрым, искренним людям. Он учит нас добру, любви, а за это искупает наши грехи. И если вы, ребята, будете любить друг друга, птиц, животных, природу и будете защищать слабых, помогать старшим, то Иисус возрадуется на небесах.

    1 Ребенок:

    Летят слова в простор небес-

    Христос воскрес!

    Христос воскрес!

    И рады люди всей земли.

    Что силы мрака не смогли

    Заполонить собою мир.

    2 Ребёнок:

    Повсюду благовест гудит,

    Из всех церквей народ валит,

    Заря глядит уже с небес,

    Христос воскрес!

    Христос воскрес!

    3 Ребёнок:

    Вот просыпается земля,

    И одеваются поля,

    Весна идёт, полна чудес!

    Христос воскрес!

    Христос воскрес!

    ВЕДУЩИЙ: А что обязательно готовят к пасхе, кто знает? (ответы детей) Правильно, на праздник пасхи на Руси пекли куличи и красили яйца. Расписывали их разными цветами радуги. Яйца, которые красили в один цвет, назывались крашенки. Яйца, которые украшали разными узорами, картинками называли писанки, а яйца, которые украшали пятнышками цветными, называли крапанки.

    ВЕДУЩИЙ: В Великий пост перед Пасхой всякие игры и увеселения были запрещены, а с Пасхи начинались весѐлые развлечения. Гуляния проводились на открытом воздухе. Так с Пасхи начинали качаться на качелях, открывались гуляния с весѐлыми играми, хороводами, танцами и песнями.

    ВЕДУЩИЙ: Вот и пришла пора поиграть, да позабавиться!

    Белое, круглое

    Долго спокойно лежало,

    Потом затрещало, закричало –

    И неживое живым стало. (Яйцо)

    ИГРА «БЕГ С ЯЙЦОМ» Приготовить 2 яйца, 2 ложки, 4 стула.

    Головоломка «Радужное лукошко».

    Перед каждой командой кладётся - Колумбово яйцо. Команды должны собрать его, чья команда быстрее, та и победила.

    ИГРА-ХОРОВОД «КАТИСЬ, КАТИСЬ, ЯИЧКО» Со словами песенки-считалки дети начинают передавать яйца по кругу в любую сторону.

    Дети поют:

    Катись, катись, яичко,

    По нашему кружочку.

    Найди, найди, яичко,

    Для себя дружочка.

    С последним словом передача яиц по кругу заканчивается. Те, у кого в руках остались яйца, выходят в центр круга, дети говорят:

    В кружочек, выходите

    И вдвоем для нас спляшите. Все хлопают. Дети пляшут в центре круга.

    Ведущий: Существует легенда, согласно которой во времена существования Римской империи, люди могли посетить императора с прошением, только принеся ему что-либо в дар. Богачи несли в подарок правителю золото, а Мария Магдалина решила принести императору Тиберию куриное яйцо и весть о воскресении Христа. Протянув свой подарок, она сказала «Христос воскрес!», но император рассмеялся и ответил, что поверит в эту новость, только если это белое яйцо сменит свой цвет на красный. В тот же момент свершилось чудо, и яйцо стало ярко красным. Тогда удивленный донельзя император произнес «Воистину воскрес!».

    Отсюда и пошел обычай красить яйца и здороваться на Пасху этими словосочетаниями.

    Игра «Раскрась яйцо».

    Две команды. На середину зала выносят два мольберта с прикреплёнными белыми яйцами из бумаги. На столе разложены разные фигурки из бумаги и клей. Дети по очереди подбегают к столу, берут любую фигурки, мажут её клеем. Затем подходят к мольберту и приклеивают, по-своему желанию, на яичко)

    ВЕДУЩИЙ: А сейчас встаньте в круг. У меня есть для вас сюрприз. Достает бутафорские разноцветные яйца. Поиграем!

    Эстафета «Собери все яйца».

    Перед командами 2 корзинки, а в обруче напротив яйца. Участники добежав до обруча берут яйцо и возвращаются к корзинке, кладут яйцо в корзинку и передают эстафету следующему. Кто из команд быстрее соберёт все яички в корзинки.

    Игра «Кто быстрее докатит яичко»

    Дети делятся на команды. Стоящие впереди дети берут клюшки и яйца (от Киндера). Дети должны клюшками докатить яйца до условленного места и вернуться с клюшкой и яйцом. Следующему ребенку берет клюшку и яйцо и идет до условленного места и возвращается обратно. Выигрывает группа, первыми прокатившая яйца.

    ИГРА «ГОРКА»

    Поставить горку для катания яиц. Играющий катит яйцо по «горке», у кого яйцо укатится дальше тот и побеждает.

    Конкурс «Найди яичко»

    Все дети выходят из помещения, где проводится Пасха в детском саду. В это время воспитатели прячут в зале яички: шоколадные, вареные, пластмассовые. Каждому ребенку дается по корзинке. Тот, кто соберет больше всего яичек, выиграл.

    Игра «Шапки»

    Каждому ребенку раздается по шапке. Когда все дети отворачиваются, ведущий подкладывает яичко в одну из шапок. Игроки по очереди пытаются догадаться, у кого лежит яичко. Тот, кто угадает, становится ведущим.

    «Боулинг»

    Поставьте в ряд крашеные яйца на расстоянии примерно 8-10 см друг от друга. Отойдите на 10 шагов от них. Возьмите небольшой мягкий мяч и покатите его или бросьте. Если мяч задел яйцо, Вы выиграли и забираете это яйцо себе, при Вас остается и Ваше яйцо. Далее Вы делаете следующий ход. Если Ваш мяч не задел ни одного яйца, то Вы передаете ход другому игроку. А Ваше яйцо остается в общей игре. Задача – собрать больше яиц.

    Сдувание яйца.

    Команда, которая «передует» яйцо на территорию противника, выигрывает.

    Игра «Прокати яичко».

    Дети прокатывают яичко по наклонной досочке - жолобку, у кого яичко дальше укатится, той команде очко.

    Игра «За двумя зайцами».

    Перед детьми кладутся два деревянных яичка. Нужно третьим яичком попасть по ним так, чтобы они покатились в разные стороны.

    Игра: «Раскрути яйцо».

    Играют двое или несколько игроков. Нужно одновременно раскрутить свое пасхальное яйцо. У кого яйцо будет дольше крутиться - тот и выиграл. Победитель заберет яйца проигравших.

    Игра: «Катание яиц навстречу друг другу».

    Игра проводится на гладком полу или столе. Двое игроков становятся напротив друг друга и катят яйца навстречу друг другу. Один говорит: "Христос воскрес!", другой отвечает ему: "Воистину воскрес!". Яйца должны столкнуться друг с другом. У кого яйцо разобьется, тот проиграл и отдает его победителю.

    Игра: «Сюрприз»

    По периметру стола разложены призы (конфеты, шоколадки, киндер-сюрпризы, небольшие игрушки). Ваша задача - своим яйцом выбить ту вещь, которая понравилась. Катать будем по очереди. Каждый получит тот приз, который он выбьет. Игра продолжится до тех пор, пока не выбьете все призы.

    ВЕДУЩИЙ: Сегодня мы с вами познакомились с народными обычаями, традициями православного праздника Пасха.

    1-й ребенок.

    Встало солнышко над лесом,

    Осветило ярко лес,

    Вся листва зашелестела:

    «Христос Воскрес! Христос Воскрес!

    2-й ребенок.

    Птицы весело щебечут,

    Взвились стайкой до небес

    Ветерок понес их песню:

    «Христос Воскрес! Христос Воскрес! »

    3-й ребенок.

    Рыжий кот на одеяло

    Ко мне тихонечко залез

    И мурлычет мне на ухо:

    «Христос Воскрес! Христос Воскрес!»

    ВЕДУЩИЙ:

    Поздравляем вас с Пасхой Святой!

    Праздник - добрый, красивый, большой.

    Пусть духовность всегда торжествует,

    Вера в Бога надежду дарует!

    И в честь праздника Пасхи прозвучит праздничный колокольный звон Троицкой Сергиевой Лавры.

    3. ПАСХАЛЬНЫЕ ЗВОНЫ ТРОИЦКОЙ СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ Дети расходятся по группам.


    Священник Михаил Михайлов

    Пасха всегда приносит новые чувства. Помню Пасху времен своей юности – время было советское. В храм можно было попасть только при наличии пропуска, по пути в храм было оцепление, проходили мы, одетые по–праздничному, через толпу пьяных орущих, подходили ко входу в храм, там уже полковники милиции пропускали в храм. И это оцепление было, с одной стороны полезным – в храм не пропускали хулиганов, пьяных, а, с другой стороны – без пропуска не пропускали верующую молодежь. В храме были непередаваемые ощущения. Крестный ход – в атеистической Москве, и когда толпа, стоявшая за оцеплением, замирала, появлялись свечи. Потом уже, когда под колокольный звон подходили к храму и первый раз пели «Христос Воскресе», слезы наворачивались на глаза и это ощущение величия момента осталось до сих пор. До сих пор – это совершенно особенные ощущение – тропарь Воскресения перед входом в храм. И вся толпа – и в то время, и в наше время много людей, пришедших просто поглазеть на крестный ход, настраивается на что–то иное, возвышенное. Наступает особая тишина. У людей всегда преображаются лица. На службе радость уже распространялась по всему телу словно была в воздухе. Из храма мы возвращались пешком: от Лефортово до Новогиреево, но мы не думали о том как добраться – и Господь не оставлял без помощи. Находился водитель, соглашавшийся нас подвезти, случайный автобус ночью… Позже, когда я стал священником и оставался в храме ночевать, чтобы служить позднюю Литургию, понял, что спать в Пасхальную ночь невозможно, немыслимо. У себя в келье, готовясь к Литургии, видел свет из окна, видел людей. Потом и духовенство, пришедшее после службы – Праздник был виден во всех людях, уходила с лиц печаль, скорбь.

    Еще хочется сказать, что раньше, если мы обратимся к свидетельству св. Павла Римского, на Руси был интересный закон, на Страстной Седмице были закрыты все питейные лавки. Был строгий сухой закон в эти дни. На Пасху допускали, что человек может принять вина, но при царе Алексее Михайловиче было сказано: «Кто в кабаках проводит много времени, того бить батагами нещадно». Праздник – в первую очередь духовный, Праздник – это не праздник живота с обильным застольем, а радость духовная. Так и власть раньше удерживала людей на пути духовном, подсказывая верный путь. Вспоминаю свои юношеские годы, когда мы первый раз были на Пасхальном богослужении: взирать на лица людей, отметивших свой праздник «по–советски», обильным возлиянием, было очень странно. Ведь люди, которые не постились, для которых праздник – это лишний повод заглянуть на дно стакана, резко отличаются от людей, пришедших в храм с радостью о Господе Воскресшем.

    В Светлую Седмицы все молитвы другие, и в храме, и в домашнем правиле – проникнутые именно духовной радостью. И служба по Пасхальному чину идет всю Светлую Седмицу, поэтому и верующие должны быть в храме не только в момент освящения верб или куличей, но и в дни Пасхальной радости. Когда мы радуемся чьему–то счастью, мы стараемся быть рядом с человеком, разделить с ним его радость, подольше побыть, подольше поговорить. Почему же в момент радости о Воскресшем Христе, мы стремглав несемся их храма Божиего? На Светлой седмице крестный ход совершается каждый день, Церковь призывает нас к церковной жизни, а не к сидению по домам в великие дни.

    Праздник Пасхи – праздник духовной радости, об этом надо всегда помнить. Это основа нашей веры. Как Господь воскрес, так и мы все воскреснем, об этом мы всегда должны помнить и всегда этому радоваться. Но нам, чтобы подготовиться к Пасхе Христовой и Воскресению, которое ждет нас уже за порогом этой жизни, нужно пройти путь поста и жизни христианской.

    Священник Сергий Сидоров

    Каждую Пасху, когда едешь со службы, чувствуешь, что даже природа преображается. Все восторженное – веточки, которые даже не цветут еще, они какие–то радостные, веселые! Даже кажется, что ветки, которые сейчас опущены, они вверх, горé воздеваются. Это каждую Пасху такое чувство бывает. И даже ночью, когда идешь домой, понимаешь, что во всем – Пасха, даже бесчувственные камни, даже дома – все радуется о Господе Воскресшем.

    Священник Михаил Немнонов

    Мое самое яркое воспоминание, связанное с праздником Пасхи, – Пасха 2000 г. в домовом храме св. прав. Иоанна Кронштадского. Это была совершенно особенная служба, она вся прошла на одном дыхании. И дело было не в священнике или прихожанах, – мы все были такими же, как и годом раньше или годом позже. Дело было и не в том, что сам храм был каким-то особенным, – он был расположен в самом непритязательном помещении.

    Просто та Пасха действительно была для нас переходом (слово “Пасха” означает именно переход”). Уже было принято решение о закрытии храма, и мы знали, что через два месяца будем своими руками снимать иконы со стен и разбирать все, что нами с таким трудом создавалось. Но мы уже успели смириться с этим, и приняли наш исход из этого храма как из руки Божией, с доверием к Его промыслу. Помню, в самом конце службы я предложил всем причастникам – в храме было человек девяносто, и причащалось больше половины из них, – сначала прослушать благодарственные молитвы, а потом подходить к кресту. Когда молитвы закончились, в храме стояла такая тишина, какой больше никогда я не слышал после службы в Пасхальную ночь. Люди стояли так несколько минут мгновений. Потом мы приветствовали друг друга словами “Христос Воскресе!” – “Воистину Воскресе!” И затем все подходили к кресту так же молча. Не потому, что нам нечего было нечего сказать, – просто ту радость о Воскресении Христовом, которую испытывали большинство из нас, нельзя было выразить никакими словами. К чему я говорю об этом? У каждого в жизни случаются такие события, которые неумолимо разрушают нашу привычную жизнь. Так вот, хочется пожелать, чтобы мы всегда их принимали как из руки Божией. Тогда и будет в нашей жизни больше места для духовной радости.

    Священник Димитрий Туркин

    В каждом храме свои особенности службы: где служба более длинная, где–то – насыщенная яркими песнопениями, где–то более скромная. Это каждый прихожанин чувствует по–своему. Хочется сказать о том чувстве, которое испытываешь, выйдя из храма, когда уже едешь домой, первые часы после службы – ощущение особенной чистоты, света, наполненности, осязаемой ясности. Этому чувство нельзя его специально искать, но если оно возникло, то его нужно заметить и полюбить. Ведь такое состояние чистоты и ясности – не такое частое чувство. И чтобы это чувство посещало нас чаще, хотя бы в Пасхальную ночь, нужно к этому готовиться. Если человек потрудится над собой, борясь со своими недостатками, хотя бы только потрудится, не ставя цели немедленно чего–то достичь, постарается победить свой эгоизм, ненависть к какому–то человеку, то, возможно, это чувство прикоснется к его сердцу и откроет ему Христа. Пост – это наша подготовка к Празднику Пасхи, а сам Праздник – время настоящей духовной жизни. Духовная жизнь всегда напряженная, но напряжение бывает разного рода. Есть напряжение поста, когда напрягаются одни силы человека, – воздержание. А вне времени поста напрягаются другие силы, которые помогают ему хранить себя в исполнении христианских заповедей. И вне поста исполнять все заповеди иногда труднее, чем постом. Во время поста человек себя готовит к тому, что надо смиряться, каяться, а когда пост кончается, оказывается сложнее. Можно сказать словами Суворова: «Тяжело в учении – легко в бою». Если постом мы учимся, что–то сложно, то в Праздник, вне поста, «в бою» – должно быть легко. Нужно понимать, что человек, проходя подвиг Великого поста, трудится не ради безличного принципа: «НАДО молиться так–то, не есть того–то, поклонов класть столько–то», а ради того, что он ищет Христа. И человек обязательно Его найдет, если будет понимать, что он ищет Того, кто для его спасения пришел умереть и воскреснуть.

    Диакон Николай Фатеев

    Одно из воспоминаний, которое всегда остается о праздниках – это предпраздничные хлопоты. У священников – освящение куличей, у диакона – подготовка алтаря к празднику, переоблачение. Работу диакона перед Пасхой можно сравнить с домашней работой хозяйки – протирка, промывка, уборка алтаря. Помню, когда я первую Пасху служил, постоянно нужно было менять облачение: на Пасхальной службе, на каноне, священнослужители каждый раз выходят в облачении нового цвета – в белом, синем, желтом, зеленом, и заканчивается все красным. Это переоблачение происходит очень стремительно. Праздник – как восхождение на гору – сначала трудный период подготовки. А потом – нарастающая радость. И всякое застолье меркнет перед Праздником, перед крестным ходом. Дома у нас есть специальная яркая Пасхальная скатерть, которая накрывается только на Пасхальную Седмицу, и дети с первых лет жизни, запоминают это красоту, даже в доме. В субботу Светлой Седмицы (старше всю неделю в школе, а маленькие не могут быть на ночной службе) дети обязательно идут на Литургию и Крестный ход.

    На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Сергий Рыбчак, настоятель храма Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла г. Полевской. Передача из Екатеринбурга.

    Православные верующие приветствуют друг друга словами: «Христос Воскресе!» в течение сорока дней после Воскресения Христова. Хотя чаще эти слова слышатся на Светлой седмице. Какое значение имеет данное приветствие?

    Оно стало традиционным для любого христианина. С мысл его и есть смысл и суть христианской веры. Апостол Павел говорил: «Если Христос не воскрес, то вера наша тщетна». Воскресение Христово явилось событием, которое изменило всю Вселенную. Поэтому пасхальное приветствие - самое радостное, ликующее - символизирует знание, уверенность в этом величайшем событии.

    Когда идет Светлая седмица, эта радость еще сохраняется. В первую очередь, - у тех, кто бывает на пасхальных богослужениях, приходит в храмы, чтобы причащаться, радоваться, еще и еще раз ликовать и поздравлять друг друга. Но для нашей страны это становится традицией и заменяет иногда простое «здравствуйте». Тем не менее и малоцерковные люди постепенно приобщаются к знанию и пониманию смысла этого приветствия.

    Часто люди малоцерковные ставят Светлое Христово Воскресение в один ряд со светскими праздниками и слова «Христос Воскресе!» произносят формально, без понимания смысла. Стоит ли так отмечать этот день?

    - «...Кто не против вас, тот за вас», по слову Господа. Человек участвует в празднике, хотя бы косвенно. А позже может просветиться светом Христовой истины. Даже косвенное прикосновение к этой радости все равно просветляет душу.

    Мы сегодня со съемочной группой были на улицах Екатеринбурга, чтобы узнать, как люди реагируют на приветствие «Христос Воскресе!». К нашему удивлению и радости, девяносто процентов людей, которые встретились, отвечали «Воистину Воскресе!». Может быть, не с полным осознанием, но сам факт нас удивил. Хотя были и такие, кто проходил мимо или отвечал «спасибо».

    Многие знают и понимают, как нужно ответить. Это уже хорошо.

    - Сколько дней отмечается Пасха?

    Само торжество, начинающееся в пасхальную ночь, продолжается семь дней - до Фомина воскресенья. Это наиболее праздничные дни. Но Пасха имеет самое большое попразднество -сорок дней. Поэтому до отдания Пасхи - а это день накануне Вознесения Господня - идет период празднования. Пасха - самый большой праздник для всех христиан.

    - Как понять выражение, что Пасха и Светлая седмица — как один день?

    По уникальному богослужению, которое совершается в наших храмах. В период этого торжества кардинально изменяется богослужение. Если человек хоть немного проживает богослужебный год, то понимает, о чем я сейчас говорю. Легче всего это ощутить, придя в храм Божий.

    Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Воскресение Христово произошло две тысячи лет назад. Сейчас мы только вспоминаем это событие? Или повторяется каждый год? »

    Каждый год мы вспоминаем это событие, переживаем его в той мере, в какой Господь нам дает. Преображение нашей души через покаяние, борьбу со страстями, очищение нашего сознания, сердца, души, позволяет приобщиться к событию настолько, насколько у человека очищена душа и сердце.

    Апостол Павел говорит: «Когда был дан закон, умножились беззакония». Сейчас небеса открыты для каждого кающегося человека. Господь ищет любого грешника, чтобы дать ему возможность спасения. Но без нашей воли и желания спастись невозможно. Именно синергия, - совместное действие Божией благодати и нашего усилия — приводит ко спасению. Но не всегда люди идут по этому пути. Поэтому Господь и говорил, что «много званных, но мало избранных» . Воскресение Христово открыло путь спасения. Кто хочет быть со Христом, должен следовать Его заповедям. К тем, кто не хочет идти путем спасения, относится поговорка: «Вольному воля, спасенному - рай».

    - Вопрос от телезрительницы: «Можно ли читать акафисты на Светлой седмице?»

    Это особая седмица, когда любой христианин больше всего ликует в храме Божием, на богослужении. Пасхальный канон заменяет все акафисты, пасхальные часы - утренние и вечерние молитвы. Я рекомендую читать пасхальный канон, и вы будете чувствовать радость и благодать.

    - Перемены в богослужении лучше всего прочувствовать в храме, но все же что это за перемены?

    Богослужения в Великий пост и Пасху очень отличаются от богослужений в обычное время. В течение года богослужение связано с покаянием, оно содержит просьбы ко Господу о помиловании. В пасхальный период нет и тени этого, есть только ликующая радость. Поэтому в период Светлой седмицы мы не читаем псалмов, покаянных молитв, к которым привыкли утром и вечером. Действительно, весь строй богослужения состоит в восхвалении воскресшего Господа и радости о том, что нам незаслуженно даровано спасение души, если мы последуем за Господом.

    - Земные поклоны в этот период тоже отменяются?

    Да. Первые земные поклоны делаются во время чтения молитвы в праздник Святой Троицы.

    Вопрос от телезрительницы: «Как нам быть с крестной маленького ребенка, которая перешла из православной веры в сектантство?»

    Печальный факт. Но это не отменяет обязанности родителей воспитывать ребенка в православной вере. По всей видимости, крестная была недостаточно подготовлена к Таинству Крещения и не очень хорошо знает основы христианской веры. Наши храмы помогают подобным людям, приходящим с желанием покреститься. Им было бы неплохо пообщаться со священником, задать ему волнующие их вопросы. Именно подготовка к Таинству Крещения будет помощью крестным, родителям и самим новопросвещенным христианам.

    Если крестная вашего ребенка не нашла ответов в Православии и ушла в сектантство, я думаю, она недостаточно общалась со священством.

    - Что означает само слово «отдание»?

    Оно означает окончание периода празднования того или иного праздника. В греческой традиции именно в этот день проходит такое же богослужение, как на Пасху. Хотя в русской традиции богослужение изменено, - оно не такое торжественное и праздничное. Но, тем не менее, это повторение того празднования, которое было сорок дней назад.

    - Есть так называемая Антипасха, что она означает?

    Пасхальная седмица — один единый праздник. Предел этой седмицы — Антипасха.

    На Светлой седмице все желающие могут подняться на колокольню любого из храмов и возвестить звоном всей округе о празднуемом торжестве. Какое еще значение этого звона?

    Да, желание приобщиться к величайшему искусству колокольного звона есть в душе у каждого верующего человека. Сегодня в нашем храме учащиеся двух классов воскресной школы ходили на колокольню, чтобы позвонить в колокола. Все дети пошли с такой радостью!

    Самый главный символ этого звона - возвестить всем о своей радости. Колокольный звон также дает возможность оповестить о начале богослужения, и о том, когда оно закончилось. Есть праздничный звон, который постоянно напоминает о праздничном событии.

    Вопрос от телезрительницы Ларисы из Калининграда: «На пасхальной службе батюшка переодевается во все цвета: белый, желтый, зеленый и др. Что это означает?»

    Действительно, раньше была такая традиция. На каждой песне пасхального канона на утрене происходило переодевание. Оно не является уставным, традиция придумана с целью показать радость торжества. Но сейчас она отходит. Все священство переодевается единожды с белого облачения в красное перед Литургией в пасхальную ночь и так служит до отдания Пасхи. Каждый цвет богослужебного облачения, облачения престолов, аналоев символизирует то или иное значение праздника или празднуемого события. В Пасху это алый цвет. В Богородичные праздники - небесный, голубой. В праздник Святой Троицы - зеленый. Цветовые символы придают еще большее значение смыслу того или иного праздника.

    Если продолжить разговор о символах, существуют символичные пасхальные блюда: крашеное яйцо, кулич, пасха. Являются ли они обязательными и каковы их значения?

    Обязательным является артос. А кулич и творожная пасха —появились позже. Известно предание, как равноапостольная Мария Магдалина вручила императору-язычнику Тиберию яйцо и рассказала ему о Воскресении Христовом. Он не поверил, но сказал, что скорее яйцо покраснеет, чем слова ее будут правдой. И яйцо покраснело. Исходя из этого предания традиционным символом Пасхи является красное яйцо. А сам кулич — бытовое подобие артоса. Артос по-особенному освящается в первый день Пасхи, потом обносится крестным ходом вокруг храма, а в субботу Светлой седмицы раздробляется для того, чтобы эта святыня сохранялась верующими и употреблялась в определенных случаях своей жизни, - например, в болезни, унынии, в предстоящих испытаниях. Так же как Великая агиасма — святая вода, которую мы храним весь год и употребляем во укрепление наших духовных сил.

    - Расскажите, пожалуйста, более подробно, что такое артос.

    В переводе с греческого «артос» — «квасной хлеб». Это большая просфора, которая выпекается с изображением воскресшего Господа. После праздничного пасхального богослужения артос особым чином освящается. Еще издревле, после вознесения Господня, апостолы оставляли хлеб и место для Господа, Который должен был прийти. Потом этот хлеб раздроблялся. Традиция освящения артоса идет с тех времен в память об апостольском установлении.

    - На Светлой седмице Царские врата открыты. Артос стоит перед ними, символизируя присутствие Бога?

    Апостолы оставляли хлеб для Христа, и мы им подражаем. На службе артос находится возле иконы Спасителя. Когда богослужение заканчивается, он оставляется перед Царскими вратами.

    Светлое Христово Воскресение мы также называем Пасхой. Многие говорят: «Пасха — еврейский праздник. Почему вы называете свой праздник так же?»

    В переводе с еврейского «песах» означает «проходить мимо». Соответствующие события известны из книги Исход. Моисей выводил народ из египетского рабства. Последняя казнь была очень страшной: все первенцы египетские погибли. Только тогда фараон отпустил еврейский народ. Таким образом, слово «Пасха» связано со страданиями. Исход израильского народа был из дома рабства, наша же Пасха —исход из рабства греху, тот, который совершил Господь Своей крестной смертью. Наша Пасха хоть и созвучна ветхозаветному празднику, но является освобождением от власти греха. Тем более, что новозаветная Церковь нисколько не отрицает ветхозаветную. Те события, которые происходили во времена пророка Моисея, мы почитаем.

    Вопрос от телезрительницы Наталии из Нижегородской области: «В последнее время у меня очень сильное уныние и отчаяние. Я была крещена в младенчестве, но не знала Бога. Господь принял меня, как принял блудного сына, и я ощутила это духом. Я возгорелась духом к исполнению заповедей, но потом очень быстро остыла. Теперь я переживаю, не сбудутся ли на мне слова Господа: «Будь либо холоден, либо горяч, но не теплохладен». Сколько лет можно пребывать в таком теплохладном состоянии? Могу ли я иметь надежду, что возвращусь к Богу? Как избавиться от уныния, которое меня очень тяготит, мешает быть близкой к Богу, и как ревностно подвизаться?»

    Сам Господь говорит, что до седьмижды семидесяти раз нужно прощать брата, который грешит против нас. Любовь Божия превосходит все наши мыслимые и немыслимые пределы. Надежда умирает последней. А раз она у вас есть, значит, нисколько не сомневайтесь в своем покаянии, лишь бы это покаяние было искренним. Безусловно, Господь принимает всякого кающегося грешника, даже если он сто раз падал и сто раз вставал. У святителя Тихона Задонского есть замечательные слова: «Если ты на пути спотыкаешься и падаешь, не хнычь, вставай и снова иди». Самое главное — не сбиться с правильного направления. Судя по тому, как вы цитируете Священное Писание, вы знаете об этом направлении. Не унывайте, искренне покайтесь, и Господь примет вас с величайшей любовью. А любовь Его безмерна.

    Вопрос телезрительницы: «В одной из вечерних молитв святого Антиоха есть фраза: «Просвети тело мое Твоей страстию бесстрастною». Объясните это место, пожалуйста». И второй вопрос: «Я по мере своего воцерковления заметила, что мне стало не очень интересно общаться с бывшими знакомыми, подругами. Я перешла в другую сферу интересов. Это грех гордыни? Как найти золотую середину, не обидеть людей и не остаться в одиночестве?»

    Подобные вопросы очень часто задают люди, в самом начале обретения веры и воцерковления. У них возникает проблема с общением. Господь об этом предупреждал. Даже домашние становятся врагами. Не надо бояться. Если вы обрели истину, веру, если вы на правильном пути, достоинство каждого христианина — доверять своему Спасителю. Господь неведомыми путями приведет ко спасению, к состоянию, которое будет полезно для вас и для ваших ближних. Духовная жизнь — это изменение качества души. Господь говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». Незлобие и смирение помогут вам вновь обрести друзей - тех, кто были друзьями, но перестали ими быть. Они обязательно изменятся, если вы изменитесь сами. Вспомним слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Это благодатное состояние нам и нужно стяжать.

    Что касается страсти бесстрастной, то у нас есть страсти безобразные - те, что являются следствием нашей испорченной природы и с которыми мы боремся. Есть естественные страсти, являющиеся потребностью нашего физического состояния. После воскресения Христова Его человеческая природа удивительным образом изменилась, Господь проходил через стены, закрытые двери. Но в то же время испугавшиеся апостолы были Им успокоены: «Я не дух. Дух плоти и костей не имеет». Он просил их поесть. Оставались в Нем страсти бесстрастные, но они уже не довлели над Ним. Нам бы научиться эти естественные страсти не превращать в безобразные страсти, которые становятся господами, а мы их рабами. Это настоящая мера, которой мы должны достигнуть. Если мы овладеем своими страстями хотя бы на уровне естественных — это будет великое дело.

    В Великую Субботу в храме Гроба Господня происходит чудо сошествия благодатного огня. Расскажите, пожалуйста, об этом.

    Первое упоминание об этом чуде восходит к очень далекой древности. Кажется, еще Григорий Нисский и Иоанн Дамаскин писали о нем. Об этом чуде упоминается у многих паломников тех далеких времен. Само по себе данное явление удивительно. В Великую Субботу накануне Пасхи происходит концентрация вспышек огня, превращающихся в общий огонь, которым можно зажигать свечи. То, что происходит в храме Гроба Господня, меня каждый год удивляет. После возжиганий свечей храм - сплошной костер, так как каждый из паломников держит не по одной пачке свечей. И ни одежда, ни волосы никогда не загораются, никто за эти годы не пострадал. Я считаю, это второе чудо. Несмотря на то что в светской прессе (особенно сейчас) началась кампания по дискредитации этого чуда, могу сказать только одно: причина в проблеме с интерпретацией слов. Я все время вспоминаю игру, которая проводилась с подростками на молодежных встречах, когда 6-7 человек остаются за дверями. Одному из них мы читаем самый простейший текст. Он должен следующему входящему пересказать содержание, насколько возможно ближе к тексту. Третий, четвертый уже пересказывают то, что всех повергает в смех. Когда дело доходит до десятого человека, текст совершенно теряет первоначальный смысл. Интерпретация слов Патриарха или какого-то епископа, - это и есть игра в пересказ. Если бы чуда сошествия огня не происходило, об этом не говорили бы многие сотни лет, и не было бы такого количества паломников. И я всегда с трепетом ожидаю Великую Субботу, известия со Святой Земли о схождении благодатного огня.

    Пасхальное богослужение требует активного участия священников и прихожан. Нам возглашают «Христос Воскресе!», мы отвечаем «Воистину Воскресе!». Всё время ночной службы эти слова повторяются. Сам верующий причастен к ходу богослужения. Как вы считаете, к обычному богослужению необходимо ли привлекать верующих?

    В нашем храме есть такая традиция: один раз в месяц дети из воскресной школы становятся в центре храма и поют всю Литургию. Мы накануне всегда предупреждаем прихожан, что будет детская Литургия. Случаются ошибки. Но, тем не менее, все богослужение совершается детьми. Прихожане умиляются и включаются в это богослужение, помогая детям подпевать на ектениях. У нас в храме для всех, кто хочет участвовать в клиросном пении, вход свободный, но не у всех, конечно, есть способности.

    - Бывают ли так называемые миссионерские Литургии для детей или для недавно пришедших в храм взрослых?

    В нашем храме мы не практикуем такое. Хотя после Литургии в воскресенье я в течение уже двадцати лет провожу беседы. Каждый может задать любой вопрос по богослужению, Священному Писанию, духовной жизни. Мы много раз обсуждали богослужение. Я периодически посвящаю этому время, чтобы все получили ответы на свои вопросы. В этом проявляется наше миссионерство. Сами миссионерские богослужения мы не дерзаем пока проводить.

    Как прошло празднование Пасхи в Вашем храме? Хотелось бы от Вас услышать чудесные пасхальные истории. Они ведь есть в любом храме.

    Ожидание Пасхи — это, в первую очередь, переживание Страстной седмицы. Чем глубже человек переживает, сострадает, постится, тем радостнее у него бывает на душе. Богослужение прошло очень радостно. У нас всегда \ много причастников. Это те, кто переживал с нами все события. Кроме пасхального праздничного богослужения, освящения куличей, у нас в этот вечер главным мероприятием является детский праздник. Дети готовят концерт, ставят спектакль, сценки. Актовый зал бывает полон.

    Главное чудо в нашем храме — когда человек злой становится добрым, вор - честным, блудник - нравственно чистым.

    Мне приходится окормлять центр для наркозависимых «Подвижник». Происходит много чудес и с ребятами, и с нашими прихожанами, которые искренне стараются помочь этим ребятам, поддержать их. Когда мы видим изменения в бывших наркоманах, алкоголиках, это и есть те чудеса - и пасхальные, и не пасхальные. Пасха объединяет нас всех в этой радости.
    Еще раз поздравляю всех вас с праздником Пасхи. Да сохранит вас Господь в радости и мире.

    Христос Воскресе!

    Ведущий: Дмитрий Бродовиков

    Расшифровка: Наталья Маслова



    Похожие статьи