• Психическое развитие детей в возрасте четырех лет. Что должен уметь ребенок

    13.05.2019

    Воспитание ребенка - дело достаточно сложное, ведь это отдельный человек со своими желаниями, эмоциями и собственным мнением. То, как воспитывали ребенка в детстве, влияет на все аспекты его дальнейшей жизни. Именно поэтому к данному вопросу следует подойти очень обстоятельно.

    Если в раннем детстве жизнью малыша управляют в основном инстинкты и эмоции, то уже к 3-4 годам его поведение становится более осознанным. Чтобы выбрать правильное направление в воспитании ребенка 4 лет, давайте рассмотрим ключевые моменты развития малышей в этом возрасте.

    Особенности воспитания детей 4 лет

    Различия в воспитании девочки и мальчика в 4 года

    Как показывает практика, воспитывать девочку 4 лет легче, чем мальчика. Это обусловлено тем, что они чаще всего более спокойные и послушные, и к этому возрасту в них начинают проявляться чисто женские черты. Девочки любят играть в «дочки-матери», «доктора», «магазин» и прочие ролевые игры, часто крутятся перед зеркалом, примеряют наряды. Поощряя такое поведение, поддерживайте в дочке уверенность в том, что она самая красивая - это поможет ей в будущем иметь адекватную самооценку и со временем стать женственной. Также девочкам с раннего возраста следует прививать любовь к чистоте, аккуратность, пунктуальность.

    Что касается мальчиков, то они от природы более активны и часто даже агрессивны. 4 года - это возраст, в котором маленький представитель сильного пола уже должен знать, что девочек обижать нельзя, и понимать, почему. Если нет - самое время ему это доступно объяснить. Воспитанию мальчика обязательно должен уделять время и папа, для четырехлетнего малыша это уже имеет большое значение. Кроме того, старайтесь ставить перед ребенком как можно меньше запретов: активный мальчуган всё равно найдет способ их преодолеть. Чем больше вы будете проводить совместные занятия и игры с ребенком, тем более способным, любознательным и сообразительным он вырастет.

    4 года – возраст, когда малыши уже много умеют делать самостоятельно: кушать, одеваться, убирать игрушки. Некоторые неплохо разговаривают и способны решать простые логические задачки. У четырехлетних детей происходит интенсивное развитие психики и интеллекта – они любознательны, активно познают мир вокруг себя и проявляют новые для себя эмоции.

    Особенности интеллектуального развития детей 4-х лет

    В возрасте 4-х лет малыши активно интересуются окружающим миром и задают множество вопросов – что, где, почему и т.д. Они могут внимательно смотреть заинтересовавшую передачу по телевизору, с удовольствием слушают сказки, рассматривают книжки. В этот возрастной период очень важно терпеливо отвечать на все вопросы ребенка доступным ему языком.

    Растет познавательная способность ребенка, активно развивается память и формируется логическое мышление. Малыш учится сравнивать и группировать предметы по форме, цвету и размеру. Внимание становится более устойчивым.

    В этом возрасте ребенок начинает тянуться к сверстникам и интересуется различными совместными играми. Он учится общаться, дружить и всячески взаимодействовать с другими детьми. Задача родителей подсказывать малышу, как нужно поступить в той или иной ситуации.

    Что должен знать и уметь ребенок в 4 года?

    Психологами и педагогами был разработан базовый список знаний и навыков, которыми должен владеть ребенок 4-х лет. Внимательно понаблюдав за малышом, родители могут понять насколько правильно идет его интеллектуальное развитие. При необходимости можно скорректировать его с помощью игр, развивающих мышление. Считается, что у ребенка в 4 года должны быть сформированы определенные логические, математические и речевые способности.

    Математические умения:

    • знает и понимает количественные понятия – много, мало, один;
    • умеет считать до пяти;
    • способен различать элементарные геометрические фигуры – квадраты, круги, треугольники;
    • владеет понятиями «верх», «низ», «слева», «справа»;
    • может сравнить количество предметов и определить, где больше или меньше.

    Для детей 4-х лет знакомство с математикой должно проходить в игровой форме – вы можете вместе считать машины, деревья, цветы и т.д. Для объяснения простых примеров можно использовать все что угодно – яблоки, кубики, карандаши и т.д.

    Логическое мышление:

    • умеет группировать предметы по форме, цвету, размеру;
    • понимает значение обобщающих понятий – транспорт, посуда, игрушки;
    • понимает расположение предмета в пространстве – близко, далеко;
    • собирает разрезанную на 2-4 части картинку;
    • строит по образцу различные постройки – пирамидки, башни;
    • находит различия и сходства предметов;
    • может найти предмет по описанию;
    • определяет в группе лишний предмет и может объяснить свой выбор.

    В 4 года идет у детей активное развитие логического мышления. Малыши начинают строить причинно-следственные связи, сравнивать предметы по различным признакам, анализировать их свойства, сходства и различия.

    Окружающий мир:

    • ориентируется во времени и умеет определять утро, день, вечер и ночь;
    • знает основные цвета;
    • различает и называет домашних животных и звуки, которые они издают;
    • знает некоторые профессии;
    • может назвать время года по картинке;
    • различает погодные явления.

    Дети 4-х лет очень любознательны – они активно интересуются всем, что происходит вокруг. Задача родителей в этот период – поощрять желание крохи узнавать что-то новое, отвечать на интересующие его вопросы.

    Речевое развитие:

    • знает около тысячи слов;
    • строит предложения из нескольких слов;
    • способен пересказать небольшую сказку или рассказ;
    • учит наизусть короткие стихи;
    • знает свое имя и фамилию, возраст и город, в котором живет;
    • может поддержать беседу – умеет задавать и отвечать на вопросы.

    К возрасту 4-х лет у детей формируется довольно большой словарный запас. Речь становится более выразительной и эмоциональной. Развивается способность к воспроизведению многосложных слов.

    Повседневные навыки:

    • нанизывает крупные бусины или пуговицы на нить;
    • застегивает молнию и пуговицы на одежде, самостоятельно развязывает шнурки;
    • умело управляется с ложкой и вилкой;
    • может довольно долго и заинтересованно играть в понравившуюся игру – собирать пазлы или мозаику, строить из конструктора, рисовать.

    В 4 года многие из детей уже довольно самостоятельны, хотят и могут многое делать без посторонней помощи.

    Графические навыки:

    • может рисовать линии разной длины, простые геометрические формы и фигуры;
    • соединяет точки линиями;
    • умеет раскрашивать и заштриховывать картинки, не выходя за края контура.

    В 4 года большинство детей хорошо управляются с карандашами, кисточками и фломастерами. Могут при помощи взрослого рисовать простые картинки.

    Помните, что понятие «норма развития» достаточно широкое – одни дети едва поспевают за сверстниками, другие, наоборот, опережают. Причин, по которым ребенок «не успевает» множество. Однако в большинстве случаев достаточно больше времени уделять общению и совместным играм, чтобы восполнить пробелы в знаниях малыша.

    Игры, развивающие интеллект

    Развивать интеллектуальные способности ребенка можно самостоятельно. Для этого существует большое количество различных игр и упражнений, способствующих формированию логического мышления, тренирующих память и внимание.

    «Из чего состоит»

    Хорошее упражнение для детей 4-х лет, которое учит анализировать, думать и искать ответы. Оно не требует особенных условий и материалов. Суть состоит в том, что вы просите малыша рассказать, из чего состоит тот или иной предмет. Во время прогулки можно спросить у него, из чего состоят цветы, машины или деревья. Для того чтобы кроха смог ответить на эти вопросы, необходимо во время игр или рассматривания картинок акцентировать его внимание на мелких деталях, рассказывать о них и перечислять их названия.

    «Где можно увидеть»

    Это упражнение отлично развивает мышление, внимание и память. Вы можете спросить у ребенка, где можно увидеть дерево, автомобиль, стул, кошку, кастрюлю и т.д.

    «Съедобное — несъедобное»

    Развивающая игра, которая учит ребенка думать и рассуждать. Прежде чем начать играть, необходимо объяснить малышу, что значит съедобное и несъедобное.

    Очень полезными для детей 4-х лет являются и графические развивающие задания.

    «Соедини по точкам»

    Эта игра позволяет малышу понимать последовательность действий и способствует развитию моторики, что особенно полезно, ведь в 4 года уже можно начинать готовить руку к письму. Суть игры заключается том, что ребенок должен последовательно соединить несколько точек, чтобы в итоге получилась картинка.

    «Дорисуй предмет»

    Полезная для детей игра, развивающая воображение и способность выделять из целого отдельные составные части. Это должны быть изображения простых, хорошо знакомых крохе предметов или геометрических фигур.

    Заданий и игр, способствующих умственному развитию детей 4-х лет, очень много. Выше перечислены самые простые игры, в которые можно играть дома, на прогулке либо в поездке. Они способствуют развитию мышления и воображения крохи, побуждают его к новым знаниям в игровой форме.

    Умственное развитие ребенка зависит от многих факторов. Не стоит сравнивать своего малыша с другими и добиваться соответствия всем перечисленным нормам и требованиям – эти данные можно использовать лишь в качестве ориентира, который позволяет понять, чему нужно уделить повышенное внимание. Упражнения и игры, формирующие логическое мышление и развивающие память, должны быть веселыми и занимательными для ребенка.

    Дети четырехлетнего возраста уже относятся к дошкольникам: ребёнок приобретает первые представления о мире, которые расширятся с возрастом.

    Четыре года ‒ этап, полный открытий для родителей и крохи. А чтобы открытия увенчались успехом, вам стоит опираться на возрастные особенности ребенка, помогая ему развиваться.

    Психологическое состояние ребенка 4-х лет

    Психологической особенностью четырёхлетнего ребенка является яркое проявление «чувств и чувствительности». Как отмечает советский психолог и педагог Мухина В.С., «в дошкольном возрасте, особенно в возрасте трех-четырех лет, чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им особую окраску и выразительность. Маленький ребенок еще не умеет управлять переживаниями, он почти всегда оказывается в плену у захватившего его чувства» (Мухина В. С. «Возрастная психология. Феноменология развития», 1999 г.).

    Также учёный акцентирует внимание на том, что «чувства дошкольников трех-четырех лет хотя и ярки, но еще очень ситуативны и неустойчивы». Поэтому родителям не стоит принимать всерьёз сверхэмоциональную реакцию на события. Иногда дети специально шалят, чтобы посмотреть на реакцию окружающих и понять, какие эмоции у них вызывают проказы. Так ребёнок учится различать положительные и отрицательные стороны.

    Теперь дети начинают осознавать происходящее более остро. У них появляются новые эмоции: стыд, обида, разочарование, грусть. Дети в 4 года становятся чуткими: они улавливают настроение близкого человека и сопереживают. Формируются нравственные качества: понимание, проницательность, доброта, отзывчивость.

    Интеллектуальные особенности в 4 года

    Интеллектуальные особенности ребенка в 4 года объясняются уровнем его анатомического развития. Мозг уже почти соразмерен мозгу взрослого человека. Но правое и левое полушария развиты в разной степени: правое полушарие, отвечающее за проявление эмоций и чувств, преобладает.

    Четвёртый год ‒ время повышенного интереса к изучению мира, проявления познавательной активности. Ребенок познает мир не только через книги и игрушки. Наступает пора осознанного знакомства с миром во время прогулки или посещения детского мероприятия.

    Сына или дочку пора познакомить с алфавитом и простыми числами. Научите ребёнка выполнять простые арифметические вычисления и составлять из букв слова. Еще можно обучать ребенка иностранному языку. Существует много школ, предлагающих программы освоения иностранного для дошкольников. Или проводите занятия на дому.

    Важно регулярно тренировать память. Например, разложите карточки с простыми изображениями и попросите запомнить последовательность. Перемешайте и предложите ребёнку восстановить по памяти порядок картинок. Чаще читайте небольшие детские сказки и стихотворения, предлагайте их заучить и рассказать по памяти.

    Полноценное физическое развитие ребенка в 4 года подразумевает формирование мелкой моторики рук. Для тренировки ловкости пальцев и подготовки руки к письму лепите из пластилина или глины, вырезайте ножницами крупные и средние элементы разной формы. Ещё рисуйте разными художественными инструментами (кисточками, фломатсерами, карандашами, мелками, пальчиковыми красками). Помощниками юного художника станут альбомы и раскраски. Продолжайте собирать пазлы и конструкторы.

    Как воспитывать детей 4-х лет

    От родительского воспитания зависит то, каким станут ваш сын или дочь. Поэтому ключевое правило для родителей ‒ быть внимательными к ребенку. Совместное времяпрепровождение сближает и устанавливает эмоциональную связь. Ребёнок, ощущающий любовь и заботу близких, имеет правильных пример семейных отношений.

    • Культурный досуг . Посещайте культурные мероприятия для приобщения ребенка к миру искусства. Походы в кино, кукольный театр, цирк, зоопарк, на праздничные городские гуляния социализируют и развивают воображение.
    • Похвала по маленьким и большим поводам . Хвалите даже за маленькие победы ‒ это даст уверенность и понимание того, что ребенком гордятся.
    • Навыки самообслуживания . Обучите соблюдать правила личной гигиены, пользоваться столовыми приборами, одеваться и раздеваться, выкидывать мусор в ведра, убирать игрушки на место.
    • Наблюдение у врача . Приводите ребёнка на плановые осмотры и тем более, если заподозрите какое-то заболевание. Ребёнок должен регулярно обследоваться у педиатра, окулиста, хирурга, ЛОРа, кардиолога и эндокринолога.
    • Здоровая пища . Обеспечьте сбалансированное питание, в котором будут белки, жиры и углеводы. Частота приёмов пищи для ребенка 4 лет ‒ 4-6 раз в сутки.
    • Режим . Установите распорядок дня: так вам легче контролировать его деятельность, а ему – привыкнуть к режиму.
    • Полезные игры . Обучайте в игровой форме: так занятия проходят веселее и легче.
    • Живая энциклопедия. Не игнорируйте и не злитесь на ребёнка, который задаёт вопросы. Четыре года ‒ возраст «почемучки», который хочет всё знать. Объясняйте явления, оставаясь терпеливыми и понимающими.
    • Поиск друзей . Помогайте налаживать контакты с детьми: давайте подсказки как подойти познакомиться, приглашайте в гости родителей и друзей крохи, проводите досуг вместе.
    • Правила без исключений . Заведите в семье правила и обязанности, которым нужно следовать всем членам семьи. Если ребёнок нарушает правила, наказывайте, но без унижения. Договоритесь с родственниками, что в случае наказания вы все будете действовать по одной схеме, без исключений из жалости или непонимания. Малыш должен научиться нести ответственность.

    Очень часто мамы жалуются на своих четырехлетних детей: «Он совсем не слышит меня», «Сказала десять раз как об стену горохом!». Все это, конечно, раздражает и выводит из себя родителей. Но есть ли реальный повод для подобных негативных эмоций? И вообще, как правильно общаться с ребенком 4-х лет? Об этом и пойдет речь ниже.

    Главное, что нужно понять: ребенок игнорирует ваши просьбы и указания вовсе не из вредности (чтобы «вывести вас и вымотать нервы»), а потому что это его возрастная норма. Родители обязательно должны знать основное о ребенке 4-х лет такова уж особенность развития его нервной системы. Именно до четырех-пяти лет у малыша преобладает процесс возбуждения. Это означает, что если малыш сильно увлечен чем-то, то внимание его сложно переключить на более спокойные дела. У него еще непроизвольный процесс торможения, то есть ребенку еще не под силу контролировать свое состояние. Он не может самостоятельно успокоиться, если ему очень весело или, например, страшно. Это выражается более или менее в зависимости от темперамента. Все это значит, что требования родителей проявить самоконтроль («Успокойся же ты!») когда ребенок слишком перевозбудился дело совершенно бесполезное. Поверьте: ребенок бы и рад успокоиться, но сам этого сделать просто не может. Этим навыком он овладеет только годам к 6-7, как раз к школе.

    Правила общения с ребенком

    Они основаны на физиологической особенности преобладания возбуждения над торможением. Итак, если вам хочется правильно с ребенком общаться, чтобы он услышал и понял вас, нужно выполнять следующее:

    1. Будьте внимательны с выражением собственных эмоций. Если родители находятся в возбужденном состоянии (злятся, раздражаются, боятся, буйно веселятся) нет смысла ждать спокойствия от ребенка.

    Классическая картина в торговом центре с ребенком 4 лет: он закатывает истерику от усталости и перевозбуждения, а родители злобно покрикивают: «Да успокойся ты! Прекрати орать!». Однако и психика и весь организм ребенка очень зависим от состояния родителей. Если они взволнованы ребенок волнуется тоже. И просто так прийти в послушное и мирное состояние в таких условиях для ребенка невозможно.

    Если вам хочется, чтобы ребенок услышал вас постарайтесь успокоиться сами. Подышите глубоко, попейте воды, попросите успокоить ребенка тому, кто более расслаблен и мягок.

    2. Привлеките детское внимание. Самостоятельно ребенку сложно переключиться с какого-нибудь интересного дела (беготни по комнате, просмотра мультфильмов и т. д.) на ваши просьбы. Сколько раз вы наблюдали картину: ребенок увлеченно ковыряется в грязной луже (и не всегда палкой), а мама стоит над ним и однотонно «нудит»: «Перестань это делать! Фу, это же гадость!». Разумеется, со стороны ребенка не следует никакой реакции. Он в самом деле не слышит, потому что вся его психика увлеченно сосредоточена на луже.

    Сделайте первый шаг присядьте до уровня головы ребенка, «словите» его взгляд. Вместе с ним посмотрите на то, что так его заинтересовало: «Ух ты! Какая лужа! Жаль, что трогать ее нельзя. Давай найдем что-нибудь другое».

    3. Изъясняйтесь понятно. Чем проще и короче фразы, тем быстрее ребенок поймет, чего вы от него хотите: «Сейчас дособираем кубики, потом моем руки и обедать». Избегайте многословных пояснений, особенно в сам момент переключения внимания. В ином случае малыш просто не успеет уследить за ходом вашей мысли.

    4. Повторяйте несколько раз. Да, иногда это раздражает. Но злость и раздражение в данном случае это, извините, ваши проблемы. Это не вина ребенка, что в его мозгу биохимические и электрические процессы устроены именно так. Что же именно так раздражает нас, если приходится повторить одно и то же несколько раз? Только то, что нам, взрослым, почему-то кажется: у нас все должно с первого раза получаться.

    А если не получилось (баланс не сошелся, ребенок не послушался) я неудачник! Это «привет» из нашего детства, в котором любую ошибку сразу же преследовало наказание. Детский опыт, вроде бы, забылся, но страх сделать что-то не так остался. Этот болезненный опыт и доставляет нам столько волнений, когда ребенок не хочет нас слушаться. Сам ребенок тут вообще не при чем. Поэтому лучше снова вернуться к первому пункту «быть внимательными с выражением эмоций и мыслей», а не почем зря ругать малыша.

    5. Покажите, чего именно вы от ребенка хотите. Особенно, если речь идет о каких-то новых для него занятиях. Например, у ребенка только-только стало получаться самостоятельно застегивать ботинки, заправлять пастель и т. д. Вместо пустых слов: «Сложи быстро игрушки» - попробуйте начать это вместе с ним. И не забудьте похвалить, когда он успешно справится с вашей просьбой!

    На любом этапе разговора, когда ребенок волнуется (рыдает, злится, истерикует) - его следует успокоить. Есть специальная схема, следующий комплект: зрительный контакт (присядьте перед ребенком!) телесный контакт (возьмите его за руку, обнимите) ваше спокойствие. Если правильно общаться с ребенком, тогда он действительно вас услышит. Приятного вам общения!

    Мы часто слышим от молодых родителей такую фразу: «Вот подрастет наш малыш, потом будет легче!». А большинство из них даже не догадываются, насколько они неправы. Это пока ребеночек маленький, все, что ему необходимо, так это сухие и чистые пеленки, своевременное питание, любовь и забота родителей. А вот когда он подрастает, вместе с ним возрастают и его потребности.

    Развитие умственных способностей

    Примерно в возрасте 4-х лет детки плавно переходят от физической активности к развитию умственной деятельности. Их начинают интересовать раскраски, книги с большими яркими картинками, пластилин, карандаши и фломастеры. В этот период у них активно развивается мышление и фантазия. Учитывая особенности физиологического развития в этом возрасте, психология воспитания ребенка 4 года должна отличаться от той, которая была ранее. Рассмотрим ниже особенности процесса воспитания детей в четырехлетнем возрасте.

    Особенности восприятия новой информации четырехлетних малышей

    Четырехлетний малыш уже достаточно сообразительный, он легко улавливает все увиденное и услышанное. Потом он всю полученную информацию из внешнего мира начинает применять в собственной жизни. Это тот возраст, когда родители часто жалуются на своих детей, что они пошли в детский сад и начали часто употреблять в своей речи ненормативную лексику, что у них появилась дурная привычка кусаться и т.п. Не стоит ругать ребенка за такие выходки. Если объяснить ребенку, что так делать нехорошо, и Вы крайне огорчены таким поведением, а не придавать этому огромное значение и раздувать проблему там, где ее нет, то вскоре малыш забудет об этом и не будет так больше делать.

    Повторение всего услышанного и увиденного является естественным этапом его развития, поэтому не стоит препятствовать, а лучше содействовать этому процессу. Чтобы малыш впитывал в себя только хорошее, позаботьтесь о соответствующем окружении для него. Но скорее всего, что оградить от неприятных ситуаций его вам все равно не удастся. Наберитесь терпения и ждите, пока этот период не пройдет.

    Особенности физического развития детей 4 лет

    Несмотря на то, что у малыша все чаще проявляется интерес к логическим и умственным занятиям, он по-прежнему растет и нуждается в активных играх. 4года - самый оптимальный возраст, чтобы отдать малыша в какую-нибудь спортивную секцию, где он сможет выплеснуть свою энергию и укрепить свое здоровье. Спорт - это всегда хорошо. В любом случае всем без исключения детям жизненно необходимо бегать, прыгать, кувыркаться. Это нормальные потребности детей младшего возраста. Если им не предоставить возможность это сделать, то они просто перевернут дом вверх дном. Приучите детей с младенчества направлять свою энергию и силы в нужное русло, потом этот урок им очень пригодиться во взрослой жизни.

    Особенности обучения детей в 4 года

    Четыре года - это младший дошкольный возраст и уже можно начинать обучать малыша азбуке, считать и рисовать. Важно, чтобы эти уроки проходили исключительно в игровом формате и только по согласию малыша. Ни в коем случае не настаивайте и не принуждайте. Так вы ему отобьете интерес. Даже, если вы начали заниматься и не закончили, а ребенок встал и убежал играть куклой или машинкой, не мешайте ему. Отложите на другой раз. Но если малыш ну никак не хочет заниматься, то задача родителей заинтересовать его.

    Маленький «почемучка»

    В этот период в каждом ребенке просыпается «почемучка». Ему все интересно, все он хочет знать, всюду ему нужно присутствовать. Порой бесконечные и даже глупые вопросы доводят родителей до нервного срыва, особенно если они не знают, что ответить. Но постарайтесь вести себя сдержанно. И не игнорируйте ребенка. Найдите подходящий ответ на каждый его вопрос, но если он ставит вас в тупик, объясните, что вы не владеете подобного рода информацией. И предложите ребенку спросить у кого-то еще.

    Процесс социализации ребенка 4 лет

    Четыре года - возраст активной социализации малыша. Он учится находиться вдали от мамы, отвечать за свои поступки, защищать себя и свою собственность, находить общий язык со сверстниками и дружить. Поэтому постарайтесь разговаривать с малышом как с взрослым. Объясняйте ему, что хорошо, а что плохо, чего следует делать, а чего нет. Это поможет ему не потеряться в коллективе и понять, как нужно себя вести.

    Обогащение эмоционального фона у четырехлетних детей

    В этом возрасте у детей активно развивается эмоциональный фон. Только им еще не свойственно выражать свои эмоции вербально, поэтому частым проявлением их эмоций становятся истерики, обиды, раздражение и т.п. Постарайтесь каждый раз ребенку объяснять на словах, что именно он чувствует, войдите в его положение и покажите, что вы понимаете и сочувствуете. Вскоре он научится выражать свои эмоции и чувства не только поведением, но и словесно.

    И кнут, и пряник

    Каждого ребенка необходимо стимулировать. Поэтому хвалите его за все маленькие достижения, за примерное поведение, за хорошие поступки. Но процесс воспитания детей не может быть без наказаний. Не обязательно срывать голос, крича на малыша, не стоит прибегать и к физическому воздействию. Достаточно просто лишить его любимой игрушки на определенное время или отказать в каком-то удовольствии. Обязательно объясняйте причину своего решения. Ребенок должен знать, за что он наказан.

    Воспитывая своих детей, важно понимать, что каждый ребенок индивидуальность. Соответственно и подход к нему должен быть индивидуальным.



    Похожие статьи