• Образ жизни современных российских подростков. Образ жизни современных подростков

    18.05.2019

    В 13-15 лет появляется бессознательное желание избавиться от всего детского в себе, и в это же время рождается чувство особенности, непохожести на других. Подростки оказываются в неопределенной, внутренне конфликтной ситуации. Они уже не принимают выбор взрослых, и в то же время еще не могут совершать этот выбор самостоятельно. Они уже не хотят пользоваться поддержкой родителей, но еще не могут опираться только на свои возможности. И поэтому особенно остро, впервые в жизни, встают перед ними вопросы: «Кто я?», «В чем мое предназначение?» И появляется чувство страха, одиночества. Именно поэтому специалисты говорят, что это возраст самых больших неопределенностей.

    Приоритеты

    У старшеклассников появляется желание заняться самовоспитанием, что они охотно и делают, правда, не всегда умело. Сегодня непросто разобраться в том, что есть норма, а что - безнравственность. Современные СМИ оказывают негативное влияние на «неокрепшие умы», а доступность Интернета, жестокие компьютерные игры, многие ТВ‑передачи полностью стирают представление о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». Поэтому так важно помогать подросткам отличать важное от ненужного.

    В одной обычной московской школе провели тестирование старшеклассников. Психологи хотели понять, что важно для современной молодежи, на какие ценности они ориентируются. Оказалось, что самым важным подростки считали сохранение индивидуальности и высокое материальное положение. Гораздо меньше их интересовали уровень образования, семейная и общественная жизнь. Духовно-нравственные ценности девушки и юноши выносили на второй план по сравнению с материальными.

    К дискуссии!

    Можно ли повернуть подростков лицом к нравственным, эстетическим ценностям? Помочь им найти себя? Ребенку в это время важно понять, на что он способен, какой у него характер - одним словом, что он за человек.

    Попробуйте чаще ставить его перед выбором, позволяйте ему самостоятельно разрешать определенные ситуации. Только нужно подсказывать - к чему приведет тот или иной выбор.

    Которые сегодня встречаются все реже: уважение к старшим, умение сочувствовать и сопереживать, желание оказать помощь, целеустремленность, любознательность (а не любопытство). У каждого подростка должен накапливаться опыт «полезного поведения». То есть с помощью взрослых он должен попадать в ситуации, когда бы у него формировались высоконравственные установки, которые в дальнейшем не позволяли бы ему вести себя непорядочно. Делитесь с подростком любой информацией - поверьте, наши дети порой знают больше, чем мы. Всегда спрашивайте, что ребенок думает по этому поводу и почему.

    Существуют искусственные ситуации, задачки, в которых полезно вовлекать детей - пусть думают, спорят, рассуждают на тему того, как бы поступили они. Например, одна из таких задач - известная дилемма Л. Кольберга. В ней говорится о мужчине, который попал в спорную ситуацию. Его жена умирала от тяжелого заболевания, денег на дорогое лекарство не было. Мужчина решил проникнуть в аптеку и украсть лекарство, чтобы спасти свою жену. Правильно ли он поступил?

    Эти и другие вопросы формируют у подростков мировоззрение, помогают понять, нащупать, найти свою позицию в жизни, а значит - и себя.

    Источники самопознания

    Литература, музыка, кино заставляют подрастающее поколение задумываться о жизненных ценностях. Но как можно проследить за тем, что слушает и смотрит ваш подросток? Даже и не пытайтесь, вы лишь вызовете недоверие у подростка и нежелание делиться с вами своими мыслями. Более того, не диктуйте ему, что слушать, какие книги читать. Не старайтесь поучать детей: «Вот я в твои годы… знала, кем хочу стать, … так не одевалась, … не разговаривала так со старшими».

    Время не стоит на месте, примите тот факт, что ваши дети живут в совершенно других условиях. Но трудности и внутренние переживания у них те же. Отнеситесь мудро к , к его необычным нарядам, непонятной для вас музыке. Вспомните себя в переходном возрасте - «сила давления равна силе сопротивления». Вместо того чтобы давить и запрещать, станьте для ребенка не просто родителем, но и авторитетом. Сделайте так, чтобы сын или дочь по-настоящему гордились вами, - тогда для них будет ценно и важно ваше мнение. Вот тогда сможете аккуратно, ненавязчиво направлять их. Сможете рассказывать, как вы, будучи в их возрасте, искали себя. Как решали, кем быть и что делать после школы. Как учились находить ответы на важные вопросы - о политике, религии, важности образования и, конечно, о любви.

    Сочинение на тему «Образ жизни современного подростка»

    Здоровье и счастье – это то, что необходимо каждому человеку. Но никто не бережет свое здоровье. Все потому что курят, пьют, употребляют наркотики. Как гласит народная мудрость, с которой нельзя не согласится: «Здоровым будешь, все добудешь». Забота о своем здоровье – это долг и обязанность каждого человека. Чтобы не болеть, надо заниматься спортом. Спорт – это наслаждение, согласие, гармония разума и силы. Спорт – это труд. Когда человек занимается физкультурой и устает, то нуждается в отдыхе. Отдых может быть разным. Некоторые смотрят телевизор или сидят за компьютером, а другие отдыхают на природе. Почему-то такой отдых у многих ассоциируется с различными негативными развлечениями: спиртным, сигаретами и наркотиками. «Запретный плод - запретен», - гласит древняя пословица. Сначала после употребления этого яда появляется любопытство, подражание, стремление к самоутверждению, затем сильнейшее привыкание, и вот уже человеческий мозг оказывается в плену у «чудовища». Алкоголь табак и наркотики – это три головы одного «чудовища», которое приобретает страшную власть над человеком, в первую очередь это дети и подростки. Молодые люди считают, что курить – это круто и модно. После того как человек принял алкоголь, он становится похожим на павлина: он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем человек приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом уподобляется льву и становится гордым, самонадеянным, уверенными в своей силе. В конце он превращается в свинью и подобно ей валяется в грязи. Эти все слова относятся к взрослому человеку. Молодой организм намного слабее взрослого, и выпив, быстрее пьянеет. Сейчас страшным увлечением подростков являются наркотики. И как следствием этого – СПИД. Согласно статистике каждую минуту ВИЧ – инфицируются четыре человека в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. Лекарство от наркомании – это сам человек, его сила и воли. Кто такой наркоман? Преступник или жертва? Наркоман, конечно же, жертва, но очень часто он является преступником, потому что ему нужны деньги на наркотики. Римский философ Сенека считал что «Люди не умирают, они убивают себя сами». Все знают, что здоровье нужно беречь. Радость и счастье здоровье и долголетие - все это необходимо каждому из нас. Ведя здоровый образ жизни, мы укрепляем и физическое состояние и дух. Подростки прогуливаются по городу, по паркам, общаются друг с другом вживую. Ходят, друг другу в гости. Это могут быть большие компании и в тоже время маленькие. В больших компаниях очень хорошо и весело проводят время. Но некоторые при этом пьют и курят. Мне это не нравится.

    Многие подростки сейчас занимаются спортом, но не ради здоровья, а ради красоты и фигуры. Иногда употребляют препараты, которые негативно влияют на здоровье. Это конечно не есть хорошо.
    Интернет – это первое что приходит на ум, когда говорят о современной молодежи. Если уж пошла речь о подростках тринадцати - семнадцати лет, то они по несколько часов проводят за компьютером. Есть история моих знакомых, которые приходят в школу и все время разговаривают о том сколько они убили, какое оружие у них есть, и т.д. Однако не все время и не все проводят свое свободное время, за компьютерами играя в игры и общаясь только в социальных сетях. Современные подростки редко ходят в библиотеку, это, конечно же, не означает, что они не читают, сейчас очень много электронных книг, но они все равно не смогут заменить бумажные носители информации.

    Сейчас мы живем в такое время, когда нам не удается качественно и в положенное время принять пищу. Утоляя голод, мы расплачиваемся за это своим здоровьем, приобретая различные заболевания. Питание человека – это один из факторов внешней среды, который влияет на здоровье работоспособность и продолжительность жизни. Неполноценное и неправильное питание приводит к нарушению функции отдельных органов и к общему ослаблению организма – истощению. Эта недостаточность особенно сказывается на детском организме, задерживая их рост, физическое развитие. А также способствует нарушению обмена веществ. Для здорового питания необходим ежедневный прием пищи строго в определенное время. Из всего этого мы делаем вывод что питаться надо правильно для того чтобы не навредить самому себе. И не стоит курить, пить алкоголь, принимать наркотики, ведь мы этим ядом себя убиваем.

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В ГОРОДЕ БЕЛОРЕЦКЕ

    СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

    Кафедра социальной педагогики

    Курсовая работа

    ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК УСЛОВИЕ ПОЛНОЦЕННОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКА


    Введение

    1. Понятие здоровый образ жизни

    2. Состояние здоровья современного подростка

    3. Пути приобщения подростка к здоровому образу жизни

    Заключение

    Литература

    Приложение 1

    Приложение 2

    Приложение 3


    Введение

    Актуальность темы. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей подростка. Но ели мы научим подростка ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом телездоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть и здорового.

    Многочисленные исследования последних лет показывают, что за период обучения в школе число здоровых подростков уменьшается в четыре раза. Одна из самых частых патологии у подростков – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40%.

    В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.

    А.А. Никольской были выделены общие положения о главных чертах детского развитии:

    · Развитие совершается постепенно и последовательно;

    · Между духовным и физическим развитием существует такая же неразрывная связь, как и между умственной, эмоциональной и волевой деятельностью, и правильная организация воспитания и обучения предусматривает гармоническое всесторонне развитие;

    · Различные стороны психической деятельности участвуют в процессе развития не одновременно, и скорость их развития и энергия не одинаковы; развитие может идти средним ходом, либо укоряться в зависимости от различных причин;

    · Нельзя искусственно форсировать детское развитие, важно каждому возрастному периоду дать «изжить себя».

    Подготовка к здоровому образу жизни подростка на основе здоровье сберегающих технологии должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей любого возраста.

    Цель данного исследования: рассмотреть теоретические вопросы влияния здорового образа жизни на развитие подростка.

    Объект исследования: процесс полноценного развития подростка.

    Предмет исследования: здоровый образ жизни, как условие полноценного развития подростка.

    Исходя из цели, объекта и предмета исследования, можно определить задачи исследования:

    1. раскрыть понятие Здоровый образ жизни;

    2. рассмотреть состояние здоровья современного подростка;

    3. выявить пути приобщения подростка к здоровому образу жизни.

    Методами следования являются: теоретические (анализ научной литературы, сравнительно-сопоставительный, моделирование);

    Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложения.

    Практическая значимость. Разработать программу о здоровом образе жизни, как условие полноценного развития подростка.


    1. Понятие здорового образа жизни

    Здоровье – это вершина, на которую

    постоянно нужно взбираться самому.

    Народная пословица

    Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственый уровень населения непосредственно зависят от состояния здоровья детей, подростков, молодежи.

    Проблема здоровья подростков сегодня, как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.

    Пытаясь установить взаимосвязь между отношением учителя к своему здоровью, его потребности в соблюдении здорового образа жизни и реализации соответственного воспитательного воздействия на своих учеников, на практике мы сталкиваемся с тем, что сами учителя открыто говорят о том, что они не могут быть примером в ведении здорового образа жизни для своих воспитанников. Чем ниже уровень грамотности педагога в вопросах сохранения и укрепления здоровья, тем менее эффективно педагогическое воздействие на учащихся.

    Безусловно, среди многих человеческих ценностей, здоровье занимает одно из первых мест. Эксперты ООН из десяти важнейших факторов, необходимых для полноценной жизни человека, поставили именно его на первое место.

    Здоровье всего населения и каждого человека – это бесценное богатство нашей страны.

    Здоровье, как отдельного человека, так и населения нашей планеты в целом, зависит от комплекса различных факторов: социальных, экономических, природно-климатических и д.р. И все-таки является установленным, что более 50% здоровья определяется образом жизни самого человека, человеческими фактором.

    Важно подчеркнуть, что до последнего времени здравоохранение и медицинская наука уделяли основное внимание больным, заболевающим, т.е. тем, кто нуждается во врачебной помощи – лечении и восстановлении работоспособности ослабленного организма. Для нового этапа развития здравоохранения в нашей стране, когда поэтапно внедряется ежегодная диспансеризация всего населения, характерны не только охрана здоровья, но и его укрепление, улучшение, наращивание. Приоритетным направлением российского здравоохранения становится первичная профилактика. В этой связи, наряду с глубоким изучением факторов болезни и больного человека, возникла новая проблема – всестороннего изучения факторов здорового образа жизни.

    Но необходимо дать толкование ряду основополагающих понятии – здоровье, образ жизни, болезнь, профилактика. Это необходимо для того, чтобы знать, какой смысл лежит в основе того или иного определения.

    Стоит отметить, что ни одно из вышеназванных понятии не может трактоваться однозначно. Каждое из них имеет большой перечень значении, которые существенно отличаются друг от друга. Такое разнообразие в понимании сущности явлении и биологических процессов, происходящих в организме человека, есть отражение неоднозначности самого человека.

    Процесс познания природы человека более 2 тысяч лет. Он продолжается и сегодня. Однако чем больше наука накапливает знании о человеке, тем больше доказательств его многообразной природы.

    Итак, термин здоровье невозможно сформулировать однозначно. В настоящее время насчитывается более 60 определении этого понятия. Ни одно из них не может раскрыть его в полном объеме. Это и понятно. Потому что сам человек неоднозначен не только внешне, но и внутренне. Неоднозначны его поведение, восприятие, взгляды, мысли, проступки, реакции ан то или иное воздействие. Разные люди отражают действительность совершенно по-разному. НО самое, пожалуй, интересное состоит в том, что одно и тоже воздействие в разное время реагирует совершенно по-разному.

    В очень отдаленные времена здоровье определяли как отсутствие болезни. Исходили из такой альтернативы: если человек не болен, значит он здоров. Однако жизнь не стоит на месте. Она совершенствуется, изменяется. Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Меняются наши взгляды и понятия. Современного человека уже не устраивает только отсутствие только отсутствие болезни, что само по себе уже хорошо. Понятие о здоровье трансформировалось в более широкое представление о человеке, как о существе более социальном, нежели биологическом. Оно обогатилось таким понятием, как «благополучие». Оказывается в современном мире недостаточно не иметь заболевания, надо быть еще и благополучным в разных отношениях.

    Новое определение понятия «здоровье» было впервые сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1940 году. Оно звучит так: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни». Верное по смыслу определение, тем не менее, не отражает всех возможных состоянии человека. Оно вполне наделено очевидной абстракцией. Самым серьезным недостатком этого определения является отсутствие в нем каких-либо упоминании о мировоззрении человека, его отношении к самому себе, к окружающей действительности и месту человека в ней. Мировоззрение складывается на базе тех знании, навыков и умении, которые человек получает в самом раннем детстве. Именно знания формируют мировоззрение, а оно в свою очередь формирует культуру человека. Безусловно, в данном случае – это медицинская, а точнее – гигиеническая культура, как элемент общечеловеческой культуры. Таким образом, здоровье человека – это не только отсутствие болезней и благополучие, это в не меньшей степени наличие гигиенического мировоззрения и гигиенической культуры. Можно без преувеличения сказать, что культура человека начинается, прежде всего, с поддержания чистоты своего тела, духа и жилища..

    Именно мировоззрение, т.е. определенный набор знании. Усвоенных культурных ценностей, изначально определяет поведение человека, его медицинскую или гигиеническую активность, направленную на сохранение и укрепление здоровья на различных этапах его роста и развития. Именно мировоззрение определяет потребность в хорошем здоровье. Забота о здоровье и его укреплении является естественной потребностью культурного человека, неотъемлемым элементом его личности.

    Российского подростка - это тема, которая никогда не может быть закрыта. В настоящее время мир развивается так стремительно, что трудно предугадать от чего будет в скором времени зависеть поведение этой группы населения. Одно можно сказать наверняка, образ жизни подростка в России подвергается воздействию некоторых факторов, которые не всегда являются положительными. Развитие информационного мира с одной стороны возможностей, а с другой вызвало возникновение такой глобальной проблемы, как социальные сети.

    Интернет сейчас - это среда, в которой можно не только работать, узнавать что-то новое, общаться, продавать, покупать, но и просто жить. Жизнь уже давно превратилась в многочасовое, практически беспрерывное сидение у монитора компьютера. А в Россию это явление пришло относительно недавно, но уже сейчас миллионы детей живут виртуальной жизнью, отказываясь от простых и понятных реальных занятий.

    Образ жизни подростка в настоящий момент уже не предполагает интересных и увлекательных занятий, типа игры в футбол во дворе, похода на речку или пляж, поездки в путешествие, чтения книг, занятий музыкой, танцами, походов в библиотеку, на концерт, в парк аттракционов и так далее. Зачем себя утруждать какими-либо усилиями, если даже в теннис можно теперь играть онлайн, а все фильмы или концерты реально посмотреть на Youtube? Виртуальное общение, дружба, любовь, видео книги, музыка vkontakte и прочие прелести современной действительности приводят к тому, что молодое поколение деградирует и превращается в лентяев, тунеядцев и пассивных, аморфных людей.

    Кроме того, когда речь идет о таком важном вопросе, как образ жизни подростка в России, нельзя не затронуть тему плачевного состояния здоровья совсем еще молодых людей. Практически все они очень поверхностно и невнимательно относятся к своему здоровью, поведению, привычкам и питанию. Считается, что ответственность за все это несут родители, производители продуктов питания, медицинские работники и так далее. Безусловно, окружающая среда и психологическая атмосфера имеют большое значение для развития молодого здорового организма, но немаловажно еще и самим заботиться о режиме, питании и прочем.

    В настоящее время среди школьников появилось огромное количество детей, которые освобождены от уроков физкультуры. Раньше такого не было, поэтому подростка приобретает большое значение. Курение, как это ни банально звучит, крайне вредит молодому, растущему организму. Но профилактические беседы, а также наставления родителей и лекции врачей почему-то не приводят ни к каким результатам. Видимо начинать просветительскую работу в данном направлении нужно уже с раннего детства. Но если курить ему или нет подросток все-таки решает сам, то проблему пассивного курения сейчас обсуждают повсеместно. Получается, что выбора просто нет, ведь куда ни приди, во всех кафе или ресторанах, а также прочих общественных местах можно стать жертвой травли табачным дымом. Алкоголь и наркотики даже не стоит обсуждать, их разрушительное действие на организм известно всем.

    Для того, чтобы хоть как-то обезопасить себя от всевозможных заболеваний в юном возрасте, нужно следовать двум правилам. Первое - делать утреннюю гимнастику, записаться на фитнесс или в тренажерный зал - выбирать каждый волен сам. Второе - тщательно следить за рационом. Иногда, то, что мы едим способно в буквальном смысле убивать. Поэтому правильно питание играет большую роль в процессе формирования здорового образа жизни подростка. Никто не вернет вам утраченную молодость и здоровье, поэтому вы сами в ответе за то, какая старость вас ожидает.



    Похожие статьи