• Как получше развить у ребенка мелкую моторику. Развитие и восстановление мелкой моторики

    20.04.2019

    Ног, рук, туловища подготавливают развитие движений органов артикуляционного аппарата: нижней челюсти, языка и губ.

    Со становлением и совершенствованием речи особенно тесно связано развитие движений пальцев рук .

    Существует множество вариантов упражнений для развития мелкой моторики.

    Упражнения для развития мелкой моторики без речевого сопровождения

    1. Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца («пальчики здороваются»).

    2. То же упражнение выполняется пальцами левой руки.

    3. То же упражнение производится одновременно пальцами правой и левой руки.

    4. Пальцы правой руки дотрагиваются до пальцев левой руки по очереди («здороваются»): сначала большой палец — с большим, затем указательный — с указательным и т.д.

    5. Пальцы правой руки все одновременно «здороваются» с пальцами левой руки.

    6. Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им («оса»).

    7. Те же движения производятся указательным пальцем левой руки.

    8. Те же движения одновременно производятся указательными пальцами обеих рук («осы»).

    9. Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу («человечек»).

    10. Те же движения производится пальцами левой руки.

    11. Те же движения одновременно производятся пальцами обеих рук («Дети бегают наперегонки»).

    12. Вытянуть указательный палец к мизинцу правой руки («Коза»).

    13. То же упражнение выполняется одновременно пальцами обеих рук («Козлята»).

    14. То же упражнение выполняется пальцами левой руки.

    15. Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединив их («Очки»).

    16. Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончику безымянного пальца и мизинца соединить с котиком большого пальца («зайчик»).

    17. Те же упражнение выполняется пальцами левой руки.

    18. То же — одновременно пальцами обеих рук («зайцы»).

    19. Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы («деревья»).

    20. Пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движение вверх-вниз («птички летят, машут крыльями»).

    21. Поочередно сгибать пальца правой руки, начиная с большого пальца.

    22. Выполнять те же упражнения, только сгибать пальцы, начиная с мизинца.

    23. Выполнять два предыдущих упражнения пальцами левой руки.

    24. Согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца.

    25. Выполнять то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца.

    26. Выполнять два предыдущих упражнения пальцами левой руки.

    27. Все пальцы, кроме большого, соединить вместе, большой палец вытянуть вверх («флажок»).

    28. Согнуть обе руки в кулаки, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить их («двое разговаривают»).

    29. Правую руку сжать в кулак, а левую прислонить к ней вертикально («струя» — «кресло»).

    30. Правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку («стол»).

    31. Согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие оставить сверху отверстие («бочонок с водой»).

    32. Левая рука в том же полевении, указательный палец правой руки вставить в отверстие сверху («птичка пьет водичку»).

    33. Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу («миска» — «гнездо»).

    34. Обе руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, а большие пальцы спущены внутрь («птичье гнездо с яйцами»).

    35. Держа пальцы вверх, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или вытянуть горизонтально внутрь («ворота», «дверь»).

    36. Соединить под углом кончику пальцев правой и левой рук («крыша», «башня», «дом»).

    37. Руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить горизонтально перед «крышей».

    38. Пальцы в том же положении, что и в предыдущих двух упражнениях, только большие пальцы находятся по обеим сторонах «прилавка» (его изображают указательные пальцы, расположенные горизонтально) и «разговаривают» друг с другом.

    39. Поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук («мост», «дорога», «дом»).

    40. Руки в вертикальном положении, ладони обеих рук прижать друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы («чашечка», «цветок»).

    41. Прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз («корни растений»).

    42. Вытянуть указательный палец правой руки, остальные пальцы «бегут по столу» («бежит собака», «бежит лошадь»).

    43. Пальцы правой руки находятся в том же положении, что и в предыдущем упражнении, но расставить указательный и средний пальцы девой руки (они изображают «всадника»), посадить «всадника» на «коня» — указательный палец правой руки.

    44. Положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцу, расставить их («улитка с усиками»).

    45. Правая рука — как в предыдущем упражнении, а левую положить сверку («раковина улитки»).

    46. Средний и безымянный палец правой руки прижать большим пальцем к ладони, указательный палец и мизинец согнуть, поднять руку вверх («кошка»).

    47. Соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный палеи и мизинец, слегка согнув, поднять вверх («кошка», «собака»).

    48. Левую руку согнуть в кулак, большой палец поднять вверх, обвить его пальцами правой руки («птица в гнезде»).

    49. Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их («лодочка»).

    50. Скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы («солнечные лучи»).

    51. Прижать тыльные стороны друг к другу, скрестив пальцы, поднять их («елка», «ветви»).

    52. Скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны рук обращены вверх. Опустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать им («колокол»).

    53. Скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук — вверх, большие пальцы вытянуты вверх («пассажиры в автобусе»).

    54. Катание пластмассовых шариков.

    55. Разрывание бумаги на мелкие куски.

    56. Нанизывание колец, крупных пуговиц, бусин.

    57. Застегивание пуговиц.

    58. Развязывание и завязывание узлов.

    59. Шнуровка ботинок.

    6С. Складывание пирамидок, домиков и др.

    61. Игра «почтовый ящик».

    62. Лепка, рисование, штриховка, работа с мозаикой, палочками, конструктором и т.п.

    63. Пальчиковые игры («сорока-белобока», «индейская лесенка»).

    64. Теневой театр.

    Упражнения по коррекции стереогнозиса

    Стереогнозис (стерео + греч. gnosis познавание) — это способность узнавать предметы путем их ощупывания.

    а) определение фактуры различных предметов с закрытыми глазами, сначала «лучшей» затем «худшей» рукой;

    б) развитие способности определения формы различных предметов наощупь, сначала «лучшей», затем «худшей» рукой;

    в) определение формы различных геометрических тел по величине, толщине и др.;

    г) определение фактуры ткани наощупь;

    д) определение объемных цифр, букв наощупь;

    е) сортировка 2 и 3 видов предметов наощупь.

    Попова Екатерина Николаевна,
    учитель-логопед МБДОУ детский сад
    компенсирующего вида № 4
    муниципального образования
    г. Горячий Ключ, Краснодарского края.

    Екатерина Ракитина

    Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия

    Время на чтение: 5 минут

    А А

    Последнее обновление статьи: 23.01.2017

    Мозг человека – это сложная система организма, посылающая сигналы к действию. Центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, находятся в непосредственной близости друг от друга. Таким образом, развитие мелкой моторики у детей, стимулируют зону речи, а также помогает контролировать свои действия при помощи зрения.

    Мелкая моторика – это координация и контроль движения пальцев рук либо всей кисти разными системами организма: нервной, костной, мышечной, зрительной.

    Чем раньше, любящие родители начнут стимулировать моторику рук, тем быстрее будет проходить развитие крохи.

    Маленький человечек приходит в наш огромный мир без каких-либо знаний и навыков. Даже движения пальцами он совершает неосознанно, мышцы ребенка слабы и неразвиты. Одна из первостепенных задач родителей – это помочь своему малышу освоиться, сформировать необходимые навыки:

    • развитие памяти и речи;
    • освоение рисования и письма;
    • формирование логического мышления;
    • развитие ловкости;
    • расширение кругозора;
    • развитие воображения и фантазии;
    • подготовка к навыкам ручного труда.

    Ребенок до года

    Существует мнение, что крохам до года нет необходимости развивать моторику пальцев рук. Но не следует забывать, что новорожденный стремится познать окружающий мир, который постепенно расширяется вокруг него.

    К трем месяцам у ребенка формируется хватательный рефлекс. Сначала он тянется всей ручкой к яркому пятну, затем начинает хватать и сжимать пальчиками все что попадется.

    Что могут сделать родители для развития мелкой моторики у малыша до года?

    1. Каждый день выполнять нежный массаж пальчиков и ладошек. При кормлении, осторожно поглаживать сжатые кулачки, аккуратно разжимая каждый пальчик. Малыш до года хорошо запоминает эмоции – положительные и отрицательные, поэтому приятное поглаживание будет действовать на него успокаивающе.
    2. Новорожденные всегда стараются ухватиться за протянутые пальцы рук, через некоторое время, почувствовав свою силу, они смогут приподниматься с помощью родителей и опираться только на свои пальчики.
    3. Когда у ребенка появится достаточно сил удержать игрушку, необходимо приобрести погремушку с волнистой поверхностью, которая станет первым помощником в развитии мелкой моторики.
    4. Детям до года очень нравится шелест бумаги. Покажите, что газетные листы и салфетки можно скручивать, мять, рвать.
    5. Полугодовалым детям уже можно покупать кубики, большой конструктор, пирамидку. Играя, малыши развивают свои пальчики.
    6. Для малыша от 6-7 месяцев до года большой интерес представляет все предметы на кухне. Позвольте ему поиграть под вашим присмотром с фасолью, макаронами, раскладывая и пересыпая их по разным мисочкам, тарелочкам и кастрюлькам.

    Важно! Не оставляйте ребенка наедине с бумагой и мелкими предметами. Малыши очень любят пробовать все на вкус.

    Игра и развитие мелкой моторики у детей

    Маленького человечка нельзя заставлять силой что-нибудь выполнить. Итог будет один – слезы и капризы.

    Запомните! Только при помощи игр мы развиваем мелкую моторику у малышей и тем самым способствуем расширению их кругозора.

    1.Гимнастика для маленьких пальчиков.

    Очень важно развивать гибкость пальцев рук, так как скоро малышу предстоит осваивать навыки письма. Гибкость также поможет формированию аккуратного и разборчивого почерка.

    Инсценировка маленьких стишков и сказок будет способствовать не только развитию моторики рук, но и запоминанию, а также научит ребенка фантазировать. Простой стишок-потешку про шатающегося бычка со временем можно превратить в целое представление с добавлением слов и мелких театральных реквизитов. Например:

    • добавить разную интонацию – грустную или комедийную;
    • дорисовать на пальчиках глазки, носик, ротик, копытца;
    • построить шатающийся мостик.

    Игра позволит ребенку ориентироваться, где находятся: верх, низ, право, лево.

    Следите за временем! Не утомляйте ребенка, особенно если ему нет еще и года. Лучше прекратить игру через 3-4 минуты, чем стараться удерживать внимание.

    2.Игры с мелкими предметами.

    Лучше всего подойдут детям постарше, которые уже отличают предметы друг от друга и знают их свойства. Можно предложить ребенку на ощупь, с закрытыми глазами определить, что это такое.

    Пуговицы, бусинки, камешки, орехи – все эти предметы можно перекладывать, пересыпать.

    Бусинки и пуговицы можно нанизывать на нитку, а из семян и крупы – выкладывать картинки на столе.

    Все дети обожают строить фигурки из песка. Необязательно сидеть на улице в песочнице, наберите в ведерко песок, промойте его. Для ребенка станет увлекательным занятие – поиск мелких предметов, спрятанных в коробке с песком. Это занятие принесет несомненную пользу для развития мелкой моторики рук.

    Предложите пальчиками нарисовать на песочной поверхности простой рисунок или буквы.

    Покажите, что бумагу можно не только мять и рвать на мелкие клочки, а можно вырывать кусочки, которые затем приклеивать на другой лист бумаги, составляя узор.

    Объясните малышу правила пользования ножницами, доверьте ему что-нибудь вырезать.

    Не оставляйте ребенка наедине с острыми предметами. Если малыш начинает баловаться – заберите у него ножницы, спокойно объясните причину, не поддавайтесь на слезы.

    Все малыши любят лепить. Материал для лепки – тесто, пластилин, глина.

    Если вы боитесь, что пластилин и глина отправятся в рот, то тесто станет самым прекрасным материалом для первых фигурок. Если вы самостоятельно готовите тесто для пельменей или печенья, то даже кроха чуть старше года сможет слепить колобка или маленькую колбаску. Научите кроху пользоваться маленьким пластмассовым ножичком для теста, и процесс лепки станет занимательней. С детьми постарше вы можете собирать более сложные композиции из глины и пластилина.

    6.Шнуровка.

    Существует много разных игр с использованием шнуровки. Но намного интересней – будет изготовленная игрушка своими руками, например, из коробки от набора конфет. Через хаотично расположенные отверстия по очереди протягивайте шнурки (ленточку), создавая паутинку для паучка.

    7.Завинчивание.

    Дети с удовольствием будут закручивать и откручивать пробки у бутылок и баночек. Устройте соревнования.

    8.Раскраски нашего детства.

    Вспомните, как сами сидели за столом, неловко держа карандаш и чуть высунув язык, старательно раскрашивали картинку.

    Приучайте своего ребенка к аккуратности с первого момента, тем самым вы способствуете чувствовать прекрасное, учите сочетать цвета, развиваете творческое мышление.

    9.Рисование.

    Учить рисовать можно начинать красками без кисточки. Макаем пальчик в краску и учим ставить первые следы и кляксы на бумаге.

    Затем, даем ребенку карандаш, фломастер, ручку. Для начала можно научить:
    • обводить контур ладошки, стакана, формочек;
    • рисовать по намеченному контуру;
    • дорисовывать рисунок.

    После, можно приступать к выполнению более сложных рисунков.

    Способы развития моторики у малышей до года и после разнообразны. Главное правило – используйте игровые элементы, тогда обучение превратится в легкий и необременительный процесс.

    Мелкая моторика рук играет важную роль в развитии памяти, речи, мышления. Игровой процесс поможет не только сформировать необходимые навыки, но и выявить скрытые таланты малыша.

    Многие мамы неоднократно слышали о том, что для малыша очень полезно регулярно выполнять упражнения, способствующие развитию мелкой моторики рук. Но мало кто из них знает, что такое мелкая моторика рук и для чего ее надо развивать. А также, какие именно упражнения и игры надо проводить с малышом для развития его моторики.

    Что такое мелкая моторика рук

    Мелкая моторика рук – умение выполнять точные, скоординированные движения кистями и пальцами рук. Чтобы ребенок смог выполнить упражнение для развития мелкой моторики, его мышечная, костная и нервная системы должны работать синхронно. Педагоги и психологи уже давно установили прямую зависимость между уровнем умственного развития малыша и уровнем развития его мелкой моторики рук. Поэтому и рекомендуют молодым родителям начинать проводить с грудничком элементарные занятия, как только он проявит интерес к окружающим его предметам, и начнет пытаться их хватать и тянуть к себе. На этом этапе мама может массировать ладошки и пальчики малышу. А когда он немного подрастет и сможет самостоятельно сидеть, уже можно будет развивать его мелкую моторику с помощью игр и специальных игрушек.

    Переоценить важность своевременного развития мелкой моторики рук невозможно. У детей с развитой моторикой лучше функционирует нервная система, внимание, память, восприятие, усидчивость и речь. Вы спросите, причем тут речь? Какая взаимосвязь между умением связно говорить и выполнять манипуляции с мелкими предметами? Оказывается, в головном мозге речевой и моторный центры расположены рядом. И при активизации участка мозга, отвечающего за мелкую моторику, происходит стимуляция речевого центра. Уже давно замечено, что чем раньше малыш начинает регулярно играть в игры на развитие мелкой моторики, тем раньше он начинает говорить, его речь более быстро становится внятной и разнообразной. А еще развитие мелкой моторики улучшает ловкость рук ребенка и скорость его реакции, что в дальнейшем положительно повлияет на умение быстро и красиво писать.

    Когда школьные педагоги и психологи принимают решение о том, готов ли малыш к обучению, они оценивают его по следующим критериям:

    • умение связно говорить, концентрироваться, мыслить и рассуждать логически;
    • степень развития внимания, памяти, воображения;
    • подготовка руки ребенка к обучению письму.

    Именно мелкая моторика рук отвечает за развитие перечисленных навыков.

    Игры на развитие мелкой моторики могут быть самыми разнообразными: начиная от простых заданий для младенцев, например, взять погремушку, до более сложных, рассчитанных на детей старшего дошкольного возраста, например, нарисовать картинку по точкам.

    Игры на развитие мелкой моторики

    Массаж ладошек и пальчиков . Для этого можно поиграть с грудничком во всем известную игру «Сорока-ворона». Ребенку младшего дошкольного возраста будет интересна следующая игра: взрослый на ладошке малыша пальцем рисует буквы, цифры, фигуры, а ребенок отгадывает что нарисовано.

    Игры с мелкими предметами :

    • Взрослый берет сосуд и насыпает в него однородный наполнитель, например, песок, крупу, бусинки одного диаметра, дробинки или другие мелкие предметы. Затем предлагает малышу по очереди засовывать руки в каждый сосуд и перемешивать его содержимое в течение 5 минут. После того как ребенок несколько раз перемешает содержимое всех сосудов, ему завязывают глаза и помогают опустить руки в любой сосуд. Он должен на ощупь определить, какой наполнитель находится в сосуде.
    • Взрослый высыпает перед ребенком много бус или пуговиц и предлагает нанизать их на леску, соблюдая определенный порядок, например, только большие или только светлые, или одну большую, одну маленькую.
    • Детям старше двух лет можно предложить собирать пазлы или мозаику из крупных деталей.

    Пальчиковые игры . Взрослый дает ребенку резинку для волос диаметром 4-5 см. Малыш вставляет пальцы одной руки в резинку и пытается движением всех пальцев прокрутить резинку сперва по часовой стрелке, а потом против часовой.

    Лепка . Ребенок лепит из пластилина цифры, буквы, геометрические фигуры. А затем с закрытыми глазами, на ощупь пытается определить, какая именно слепленная им фигура перед ним.

    Рисование и аппликация :

    • Для развития мелкой моторики очень полезно рисовать. Кроме обычного рисования рисунков и разукрашивания картинок можно предложить ребенку начертить геометрические фигуры или животных через трафарет, прочертить карандашом путь по лабиринту, обвести наперегонки контуры кругов или квадратов.
    • Займитесь вместе с малышом аппликацией (вырезанием и последующим приклеиванием мелких деталей), вырезанием и раскрашиванием «снежинок» из бумаги.

    Используйте предметы домашнего обихода. Поставьте перед ребенком обычные закручивающиеся баночки разного диаметра и блюдечко с мелкими предметами (бусинками, пуговицами или горохом). Попросите малыша разложить предметы по баночкам. Со временем задание можно усложнить, например, в первую баночку надо положить один предмет, во вторую два и так до десяти. Также можете предложить ребенку надеть на себя папину рубашку и попробовать застегнуть и расстегнуть на ней все пуговицы.

    4.63 из 5 (8 Голосов)

    Мелкой моторикой называют умение воспроизводить кистью руки и пальцами точные движения. Это важно не только для выработки , надо также помнить, что фаланги пальцев являются основными инструментами в работе для представителей многих профессий. Развитию мелкой моторики рук у детей 6 - 7 лет способствует рисование, игра на музыкальных инструментах, работа с пластилином и мелким конструктором. Но наибольший эффект получается в результате проведения специальных занятий.

    Упражнения, которые предлагаются детям, способствуют развитию точности и быстроты движения. В результате их выполнения кисти рук и пальцы станут более сильными гибкими и подвижными. Различают три вида таких заданий:

    • упражнения с мелкими предметами;
    • графические задания;
    • пальчиковые игры.

    В свете подготовки к школе наибольшее внимание нужно уделять выполнению графических заданий. Дети должны научиться штриховать, проводить линии разной толщины и формы. При этом надо следить, чтобы они наносили линии без отрыва ручки от бумаги, не выходили за обозначенные контуры, не оставляли пробелы, правильно выполняли движения (сверху вниз, слева направо), не поворачивали тетрадь, правильно сидели за столом.

    Занятия по развитию мелкой моторики рук нужно проводить регулярно, занимаясь по 10 - 20 минут в день. Нельзя допускать монотонности и однообразия, в ходе занятия следует предлагать детям несколько разных упражнений с увлекательным игровым содержанием. Для этого воспитателю и родителям предлагается воспользоваться картотекой упражнений для развития мелкой моторики рук у детей 6 - 7 лет.

    Графические задания

    Большинство таких заданий выполняются на подготовленных карточках. Можно приобрести специальные тетради, прописи, разукрашки.

    Контуры

    На карточке нанесены контуры предметов и образец штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная). Указано направление линий.

    Детям нужно заштриховать рисунки, стараясь не выходить за их контуры и делать равномерные отступы между линиями.

    Дождик

    На картинке нарисованы тучки, а внизу цветы. Детей просят полить цветочки, чтобы они не завяли. Для этого им надо провести линии. Такое задание можно выполнять несколько раз, предлагая каждый раз картинку с другими видами линий.

    Волны

    Нужно обвести кораблик и нарисовать волны на воде. Следует обратить внимание, что линии разного вида (прямые и изогнутые).

    Рыбка

    Следует дорисовать линии плавники, навести чешуйки.

    Узорная штриховка

    На карточке расположены примеры фигурных линий. Дети должны поставить карандаш на точку и провести линию, закончив узоры. Главное, стараться не отрывать ручку от бумаги, пока линия не будет дописана до конца.

    Дорисуй рисунок

    Детям понравится выполнять задания на дорисовку картинок:

    • дорисуй клетку тигренку;
    • дорисуй пирамидку, каждое второе кольцо заштрихуй;
    • дорисуй бабочку и т.д.

    Соедини точки

    Необходимо не просто проводить линии в нужном направлении, а нарисовать траву у дома соединяя точки парами. В более сложном варианте предлагается соединить все точки одной линией.

    Развивай глазомер

    В таких заданиях нужно постараться самостоятельно провести линии между предметами. Сначала детям дается более легкие задания, когда нужно проводить дугообразные кривые линии. Намного сложнее детям проводить прямые линии таким образом, чтобы они как можно точнее попали в цель.

    • помоги зайчику попрыгать по кочкам;
    • попади мячом в корзину;
    • помоги восстановить волейбольную сетку;
    • порази цель в тире.

    • Рисуй с нажимом
    • В этом задании нужно выполнить штриховку, делая правильный нажим:
    • заштрихуй облака так, чтобы одно было темнее, а другое светлее;
    • заштрихуй стаканы — один с водой (она почти прозрачная), другой с соком (намного темнее);
    • заштрихуй листочки, делая их разными по интенсивности цвета.

    Повторение рисунка по клеточкам

    Для такого задания подготавливаются карточки разлинованные в клетку. В начале строки задан «ритм» рисунка, который нужно самостоятельно повторить до конца строчки.

    Графические диктанты

    Игры с предметами

    Обычно маленьких детей ограждают от игр с мелкими предметами. Ведь они могут взять их в рот или засунуть в ухо. Однако после 5 лет такие занятия просто необходимы.

    Игры с песком и сыпучими веществами

    Детям можно предлагать такие задания:

    • пересыпать песок из одной емкости в другую;
    • отсыпать песок мерной ложкой;
    • просевать песок через сито;
    • рисование пальцами по песку;
    • лепка из мокрого песка;
    • поиск в песке зарытых мелких предметов.

    Самое захватывающее занятие из этой серии — создание поделки из цветной соли.

    Игры с крупами и семенами

    Крупы имеют более крупную фактуру, чем песок. Поэтому их можно использовать для сортировки. Для этого берут по горстке круп или семян трех разных видов и ссыпают в одну кучку. Ребенку дают три мелких емкости, куда он должен разложить крупинки. Это можно делать пальцами или же использовать пинцет.

    В еще одной игре детям предлагается определить, где какая крупа на ощупь. Для этого их рассыпают в небольшие тканевые мешочки, которые плотно завязывают. Надо взять мешочек и, помяв его в руках, назвать крупу.

    Из круп и семян можно выкладывать картинки, создавать аппликации на пластилине.

    Игры с пуговицами

    Пуговицы более крупные. Они также подходят для сортировки (по размеру, форме, цвету). Кроме этого из пуговиц можно выкладывать орнамент, дорожки, линии по заданному рисунку, картинки.

    взять на векторе

    Очень интересное задание — заполнить пуговицами кружочки на рисунке, подбирая их по цвету.

    Игры с веревочками

    Отлично подходят для развития мелкой моторики у детей игры с веревочками и шнурками. Их можно использовать для завязывания и развязывания узелков, плетения косичек или макраме.

    Очень полезно задание, связанное с нанизыванием бусинок. Лучше такие «бусинки» сделать самостоятельно, порезав трубочки для коктейля. Можно указывать точное число бусинок, которые нужно нанизать или попросить создать из них красивый узор, чередуя их по цвету.

    Много игр связано со шнуровкой. Такие задания часто можно встретить на страничках развивающих книг из фетра.

    Игры с бумагой

    Работая с бумагой, предлагайте детям такие задания:

    • сминание и разглаживание листа бумаги;
    • складывание оригами.

    Очень увлекательная игра по созданию запланированного беспорядка. Сначала детям предлагается порвать цветную бумагу на мелкие кусочки, а затем устроить из них разноцветный дождь, подбрасывая их в воздух. После активной фазы игры нужно попросить малышей помочь собрать все обрывки, что тоже очень полезно для развития мелкой моторики. Эти кусочки можно использовать для рваной аппликации. В ходе такой игры предлагайте детям рвать бумагу разной толщины (от газет до картона).

    Игры с прищепками

    В наборе должны быть прищепки разных цветов. Также для таких игр надо подготовить разные шаблоны. Можно предлагать такие задания:

    • приделать ежу иголки;
    • добавить лучики солнышку;
    • сделать прическу мальчику.

    Игры с прищепками очень популярны на занятиях по математике и обучению чтению, так что можно объединить такие виды упражнений и попросить детей с помощью прищепок:

    • посчитать примеры;
    • прикрепить на шаблон цифры соответствующее количество прищепок;
    • указать нужную букву.

    Игры со спичками

    Хоть спички детям не игрушка, но для занятий по развитию мелкой моторики их вполне можно применять, давая такие задания:

    • перекладывание со стопки в стопку;
    • выкладывание из спичек фигурки, которая нарисована на картинке;
    • складывание в коробочку.

    Детям нравится собирать спички в кубик с проделанным небольшим отверстием в центре одной из граней. Можно вместо спичек использовать ватные палочки.

    Развитие детской моторики является длительным процессом, который напрямую коррелирует с «взрослением» коры головного мозга.

    Общая информация

    Моторика – это совокупность произвольных и последовательных движений, в результате которых можно выполнить конкретное задание (например – сесть, шагнуть, сжать кулак). Конечно же, для взрослых эта активность не представляет собой никакой сложности, ведь за годы жизни «тренировок» было достаточно, а в памяти вряд ли запечатлелись моменты, когда они только начали приобретать эти, на первый взгляд, элементарные навыки.

    Следует отличать следующие виды моторики:

    • крупную – ориентирована на «автоматические» движения определенными группами мышц;
    • мелкую – касается точных движений руки, а также процессов, в которых нужно координировать работу глаз и верхних конечностей.

    информация Как мы упомянули выше, развитие мелкой и крупной моторики у детей тесно связано с появлением межнейронных связей в мозге и его развитием.

    Это значит, что при рождении центральная нервная система малыша является незрелой – он умеет лишь бесцельно двигать ручками и ножками, и даже не может сконцентрировать взгляд на крупном предмете.

    Но учитывая тот факт, что процессы развития обратно пропорциональны возрасту ребенка, уже к первому месяцу двигательные навыки чада заметно прогрессируют.

    Крупная моторика у детей

    В ходе ежемесячного медицинского осмотра врач оценивает развитие крупной и мелкой моторики у детей. Далее эти проверки становятся реже, но все же остаются не менее важными, ведь каждое новое достижение, последовательность которых, в целом, предопределена, говорит нам о том, что ребенок развивается в соответствии с возрастом, и центральная нервная система, а также мышцы и костно-суставной аппарат – в порядке.

    Возраст Крупная моторика
    0-2 мес. Ребенок начинает поворачивать головку, лежа на спине, а движения ручками и ножками становятся более осознанными.
    3-5 мес. Малышу удается все лучше и лучше контролировать головку, и он даже будет в состоянии поднять ее и плечики из положения «лежа на животе». Также теперь они могут свести ручки, но начинать играть в ладушки все же рановато.
    6-8 мес. В этом возрасте малыш будет хватать ручками и подтягиваться таким образом, чтобы сесть из положения лежа на спине. Ну а, достигнув 8 месяцев, он уже будет способен сидеть без посторонней помощи. Также вскоре ребенок сможет садиться и из положения «лежа на животе».
    9-11 мес. Период, в который малыш активно начинает изучать окружающий мир. Ведь теперь он отлично ползает и встает на ноги, держась за мебель.
    12-14 мес. Ребенок взрослеет очень быстро, и уже на свой первый день рождения, возможно, он будет готов самостоятельно шагнуть. Конечно же, выглядит это нелепо – широко расставленные ножки, руки вытянуты перед собой. Но это всего лишь начало. Ближе к 14 месяцам ваше чадо будет карабкаться на невысокие стулья, кресла и поднимать с пола различные предметы.
    15-17 мес. Помимо того, что ребенок уже будет хорошо ходить, он сможет довольно уверенно пятиться назад и шагать влево и вправо. Также вызовет большой интерес игра в мяч – ведь развитие моторики достигает уровня, когда ребенок может пинать предметы.
    18-20 мес. Аккуратно, держась за ручки, карапуз впервые спустится и поднимется по лестнице. Будут и первые попытки бегать и прыгать.
    21-23 мес. Бег и прыжки становятся обыденным делом, ребенок готов теперь «оседлать» трехколесный велосипед и также уверено сидеть за столом.
    2 года Малыш учится балансировать – ему интересно ходить по бордюру, он очень старается удержаться. Теперь он отлично бегает, практически не падает и прыгает вниз.
    3 года В этом возрасте ребенок спускается по лестнице на манер взрослых – чередуя левую и правую ногу.
    4 года Ребенок к этому возрасту двигается очень уверенно – он даже способен удерживаться в течение 10 секунд на одной ноге, ловить мяч и очень уверенно управлять велосипедом.
    5 лет К этому возрасту некогда сложные задания становятся совсем обыденными. Сидение, бег, прыжки – все это выполняется с легкостью и непринужденностью. К тому же, теперь можно легко перепрыгивать через препятствия и различать лево и право.

    Развитие мелкой моторики у детей

    Считается, что развитие мелкой моторики у детей является фундаментом будущих способностей и талантов ребенка. Все дело в том, что центры, которые отвечают за нее, очень близко расположены к зонам внимания, мышления, координации, воображения, наблюдательности, зрительной и двигательной памяти и речи. Также существует тесная связь между развитием мелкой моторики и речи. Это научно доказанный факт, поэтому старайтесь как можно больше внимания уделить этой главе.

    Развитие мелкой моторики также тесно связано с дальнейшей жизнью ребёнка – ведь координированные движения пальчиков и рук будут необходимы для того, чтобы производить некоторые неотъемлемые для жизни действия:

    • застегивать пуговицы;
    • писать;
    • рисовать и т.п.

    важно Игры на развитие мелкой моторики имеют очень важную роль, ведь посредством игры ребенок запоминает последовательность движений, учится координировать, ну а вкупе с прибаутками они являются замечательными «тренерами» для развития речи.

    Таким образом, можно извлечь огромную пользу с минимальными вложениями.

    Главное, что нужно запомнить – это то, что развитие мелкой моторики у детей следует определенному шаблону. То есть ребенок постепенно учится выполнять простые задания, и уже исходя из них разучивает новые. Не расстраивайтесь, если малыш не схватывает их сразу – возможно, нужно вернуться на шаг назад и попробовать что-то проще.

    Календарь развития мелкой моторики у ребенка

    Ниже следует описание основных действий, связанных с мелкой моторикой, которые дети обычно могут выполнять в конкретном возрасте.

    0-4 месяца

    В этот период ребенок учится двигать ножками и ручками, таким образом, чтобы дотянуться до игрушки или другого предмета, который ему стал интересен. Контроль над правой и левой рукой – одинаковый. Также малыши учатся координировать движения головы и глаз. К примеру, в этом возрасте ребенок поворачивает головку, когда слышит мамин голос. Помимо этого, кроха может схватить игрушку, но это действие является рефлективным, а не осознанным.

    4-12 месяцев

    В течение этого периода малыш обретает больший контроль над ручками. Теперь с помощью только одной руки он может выполнять действия, которые ранее требовали использование обеих. Ребенок хватает игрушку вполне осознано, и с 6 месяцев величина предмета, который берет ваш малыш, уменьшается. Ближе к году увеличивается риск обструкции дыхательных путей – ведь в этом возрасте чадо способно взять в руку даже мельчайшую вещь.

    Помимо этого, дети в этом возрастном промежутке учатся перекладывать предмет из одной руки в другую, а также переворачивать страницы в их любимых книгах и пинать мячик.

    1-2 года

    Ребенок уже хорошо держит равновесие, когда сидит, и он больше не использует ручки для того чтобы помогать себе в этом. Поэтому он вовсю используют их для игр. В этом возрасте дети также используют с одинаковым успехом правую и левую руку, но ближе к двум годам ребенок определяется с доминантной.

    Движения пальчиками становятся все более уверенными. Кроха будет использовать указательный, чтобы лопнуть мыльный пузырь, но все же пока он держит карандаш всей рукой. До 24 месяцев он рисует лишь кружочки, а к двум годам способен на горизонтальные и вертикальные линии.

    2-3 года

    В течение этого периода развития балансировка, координация, а также контроль над туловищем дает больше возможностей для использования рук и пальчиков. В движениях теперь, в основном, используется кисть и предплечье.

    После двух лет ребенок меняет манеру рисования. Теперь он держит карандаш так, будто бы указывая с его помощью на лист бумаги. Ближе к трем годам малыш хорошо рисует линии, круги, и понемногу создает с их помощью различные рисунки. Также в 36 месяцев ребенок должен быть способен разрезать лист бумаги на 2 части (не по ровной линии, конечно).

    3-4 года

    Ребенок хорошо использует для работы обе руки – одну доминантную, которой, к примеру, держит карандаш, и другую как вспомогательную – ей он фиксирует бумажный лист. Рисунки становятся более сложными, малыш пытается копировать фигуры из книг и раскрасок. К четырем годам он держит ручку или карандаш тремя пальцами, таким же образом, как и взрослые. Считается, что теперь ваше чадо готово для освоения основных письменных навыков. Также он гораздо более умело использует ножницы: режет вдоль нарисованной линии.

    4-5 лет

    В этом возрасте развитие пальчиковой моторики достигает такого уровня, что малыш выполняет нужные движения только кистью, без использования предплечья и плеча (если только не требуется).

    Ребенок уже хорошо раскрашивает, не выходя за контур. Вырезать квадрат также не составляет большой сложности.

    5-6 лет

    Движения рук хорошо скоординированы и гармоничны. Ручка уверенно должна быть удержана тремя пальцами, а ножницы – на манер взрослых. Мелкие детали учитываются во время раскрашивания. Адекватное развитие мелкой моторики у дошкольников является путевкой в продуктивное дальнейшее обучение в первом классе, поэтому уделяйте чаду достаточно внимания и убедитесь, что он соответствует календарю взросления.

    Упражнения на развитие мелкой моторики

    1. Упражнения на пальчиковую моторику – игры «Здравствуй, пальчик!», «Кто это приехал». Включайте воображение и инсценируйте. Можно устроить целый театр.
    2. Используйте пластилин – катайте шарики, просите ребенка слепить вам что-то конкретное. Начинайте всегда с самого простого и постепенно вводите более мелкие детали.
    3. Рвите на мелкие кусочки бумагу . Чем мельче будут кусочки, тем выше развитие мелкой моторики у малыша.
    4. Перебирайте бусы, четки, другие мелкие предметы . Выбирайте разные формы, размеры и фактуры, так вы будете развивать и чувство осязания у ребенка.
    5. Завязывайте узелки, а потом развязывайте их, застегивайте пуговки . Всегда руководствуйтесь принципом «от большого - к маленькому».

    Игрушки для развития мелкой моторики у детей

    Существует огромное количество различных предметов, которые могут поспособствовать развитию мелкой моторики. Для начала отметим тот факт, что вы можете использовать все что угодно для игр.

    Даже сухой горох и фасоль может стать предметом развивашек . К примеру, смешайте разные сорта бобовых и попросите ребенка рассортировать. Конечно же, это не рекомендуется для детей младше 3 лет, ну а если ваше чадо перешагнуло этот рубеж – игра в Золушку будет как нельзя кстати.

    Также можно играть с малышом в «Угадайку» . Правила очень просты: завяжите ребенку глаза, и по очереди давайте ему в руки знакомые предметы. Просите описать их, а потом – угадать.

    Канцтовары и наборы для рисования являются замечательными игрушками для развития мелкой моторики . Карандаши, фломастеры, детские ножницы, раскраски – всё это дает простор для фантазии.

    Мозаика является замечательным дополнением . Существуют различные типы и размеры для детей любого возраста. Постепенно можно переходить и на паззлы. Они развивают логику, мышление, воображение, и, безусловно, моторику.

    Куклы-перчатки – также замечательная возможность посодействовать многогранному развитию вашего чада. Использовать их можно с самого раннего возраста, но в этом случае вести игру будет, конечно же, взрослый. Со временем можно передавать инициативу в руки ребенка. Разыгрывайте знакомые сюжеты, а когда с ними не будет возникать никаких проблем – можно будет выдумывать и свои собственные.



    Похожие статьи