Познакомить с русской народной росписью гжель, с ее характерными особенностями и техникой гжельских мастеров.
- Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства.
- Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, знакомить детей с историей промысла, процессом изготовления изделий.
- Учить рассматривать гжельскую посуду.
- Развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала и способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора.
- Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на листе бумаги.
- Развивать художественный вкус, уважение к рукотворному труду.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, дидактические игры «Парные картинки», «Сложи узор»; раскраски «Гжель»; игры с красками.
Материал и оборудование: изделия гжельских мастеров; компьютер, презентация «Чудо-Гжель»; карты-схемы рисования гжельских узоров; шаблоны гжельской посуды, листы бумаги А4, краски гуашь, акварель, кисти, баночки с водой, салфетки; сборник русской народной музыки.
Ход занятия:
В группе организовывается выставка изделий Гжели.
Дети обращают внимание, задают вопросы (Что это? Откуда появилось здесь? Почему у нас в группе? И др.) Воспитатель: Наш детский сад сегодня посетила выставка. Мы с вами не всегда можем выйти за пределы детского сада и работники выставочного зала дали нам возможность увидеть эту красоту. Полюбуйтесь! (дети рассматривают изделия)
Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,
Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.
Край фарфорового чуда, а кругом него леса.
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!
Воспитатель обращается к детям: Вам нравится? Эта посуда и сувениры приехали к нам из села Гжель, расположенного всего в 60 км от Москвы. Еще в старину по сей день тут делают фарфоровую и фаянсовую посуду и расписывают ее особым способом используя мазки синего цвета. Началось еще это, судя по раскопкам археологов и исследованиям историков с 7-8 века. Сюжеты тамошние мастера бралииз жизни и быта: это и живая природа (звери, птицы, рыбы) и многочисленные растения: веточки, плоды, листики, цветочки. Не обошлось и без изображения семейных сцен на гжельских изделиях (обычно это кухонная утварь и посуда, а потом еще и игрушки). Синюю краску получали из кобальта, а работы свои ремесленники стали покрывать глазурью для особого блеска и эффекта прозрачности. Так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разлетелась не только у нас в стране, но и по всему миру. За что же гжель нравится всем? Чем она отличается? Прежде всего, своим синим цветов по белому фону. Сами гжельцы говорят, что небо у них синее- синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на свои изделия. По белому фону ведёт рука художника кисточкой с краской… То сильнее, то слабее нажимает он на нее. И все, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Всего одна краска! А какая нарядная и праздничная роспись получается. Основными мотивами росписи стали травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы – розы, астры, гвоздики.
Хотите узнать, кто и как делает такую посуду? (ответы детей). Как мы можем узнать? (ответы детей: можно поехать и посмотреть, прочитать в книгах, узнать в интернете). Мы можем сейчас поехать в Москву? Есть у нас в группе книги о гжели? А интернет где найти? (в компьютере). Давайте попробуем. Включаем компьютер.
Показ презентации о труде мастеров из Гжели.
Воспитатель обращается к детям: Узнали, как делают изделия гжельские мастера? Из чего делают посуду? Кто расписывает изделия? Какие краски использует художник? Какие узоры наносит на изделие? Вам интересно? Хотели бы вы попробовать себя в роли гжельского мастера? Мы сможем сами сделать такую посуду? (ответы детей). Что для этого нужно? Есть ли у нас материал: глина, кобальтовые краски, лак, специальные печи? Как же мы можем оставить себе на память эту красоту? Ведь выставка у нас пробудет недолго (ответы детей: нарисовать, слепить, сфотографировать). Нарисовать мы сможем? Что для этого нужно? Будем рисовать? Давайте нарисуем, а потом сделаем фото на память с вашими рисунками.
Дети выбирают материал и приступают к рисованию. Во время рисования звучит народная музыка. В заключении дети фотографируются со своими рисунками на фоне выставки. Воспитатель: Мы оставили на память себе частичку выставки чудесных изделий из Гжели. И вы дома можете рассказать своим близким о том, что узнали и увидели сегодня.
По ИЗО деятельности
Конспект занятия по декоративному
рисованию для детей старшей группы
Тема: «Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи»
Программные задачи: продолжать знакомить детей с городецкой росписью – её историей, колоритом, составляющими элементами. Закреплять умение расписывать, располагать узор на изделии. Совершенствовать приёмы тонирования бумаги, смешивания красок, навыки работы с кистью. Развивать чувство ритма и композиции. Формировать эстетическое отношение к народному творчеству.
Ход занятия.
Воспитатель приглашает детей в группу:
К нам сюда скорее просим.
Заходи, честной народ!
Веселее, не зевайте,
Всех вас ярмарка зовёт!
Ярмарка! Ярмарка!
Русская ярмарка!
Кто на ярмарку придёт.
Что захочет – всё найдёт!
Эй, добры молодцы и красны девицы! Купите у коробейника дымковскую ложку. Ну, не хотите ложку, так хоть купите городецкую матрёшку.
Дети: Нет! Мы пришли за городецкой посудой.
Воспитатель-коробейник: Ну, посуды у меня много. Выбирайте! (Предлагает детям посуду любой росписи, только не городецкой. Дети не берут)
Воспитатель-коробейник: Объясните тогда, что же это за посуда и чем она отличается от всей остальной, что у меня.
Дети объясняют признаки городецкой росписи, называют её элементы.
Воспитатель-коробейник: Много у меня посуды, а вот такой диковинной нет. Не поможете ли вы мне её добыть?
Воспитатель: Ребята, давайте поможем коробейнику и распишем посуду городецкой росписью. Выбирайте, что захотите. (Дети выбирают заранее приготовленные заготовки, садятся и рисуют. Звучит песня «Ярмарка»
Воспитатель-коробейник: Ах, какая чудесная посуда у вас получилась. Вы настоящие мастера! Не зря говорят: «Каков мастер, такова и работа!».
А ведь на ярмарку народ ходит не только, чтобы на людей посмотреть и себя показать, а чтобы и что-нибудь себе купить. Давайте попробуем продать свою посуду. А для этого нужно расхвалить свой товар так, чтобы гостям захотелось его купить.
Дети расхваливают свои работы и «продают» их.
Декоративно-прикладное рисование в детском саду. Старшая группа
Конспект проведения занятия по декоративному рисованию на объемной форме в старшей группе на тему: «Дымковский петушок»
Автор: Бородина Татьяна Геннадьевна, воспитатель старшей группы ГБОУ СОШ №289 (детский сад №1867) города Москвы.
Предлагаю Вам конспект по рисованию для детей старшего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен воспитателям старших групп детского сада. Данное занятие направлено на воспитание интереса к истории дымковской игрушки и передачи увиденного в изображении игрушки.
Тема: «Дымковский петушок».
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Учить детей расписывать узорами игрушку – фигуру по народным (дымковским) мотивам.
Использовать разные элементы росписи (прямые линии, волнистые, точки, кольца, круги, овалы, ромбы).
- Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками – рисовать кончиком кисти на объемной форме, поворачивая и рассматривая ее со всех сторон.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать у детей вкус, чувство цвета, умение рассказывать о своей работе и о работах своих товарищей.
Развивающие задачи:
- Развивать коммуникативные способности.
Материал и оборудование к занятию:
* Дымковские игрушки (для рассматривания);
* образцы элементов росписи на доске;
* палитра, кисти (тонкие и толстые), салфетки;
* гуашевые краски: синяя, красная, зеленая и желтая цветов;
* стаканы с водой;
* ромбики золотистой формы из фольги.
Подготовка воспитателя:
- составляю конспект;
- готовлю материалы к занятию.
Предварительная работа:
- Лепка петушков из соленого теста на занятии по лепке;
- Декоративное рисование в художественном альбоме
«Дымковская игрушка»;
- Рассматривание вылепленных игрушек;
- Закрашивание петушков белой краской, смешанной
с клеем ПВА.
Ход занятия:
Организационный момент: дети сидят полукругом на стульчиках на ковре, в центре стол, на котором расставлены дымковские игрушки.
- Сегодня мы с вами отправляемся в интересное путешествие в мир искусства, где еще раз познакомимся с дымковскими игрушками.
Глиняные расписные игрушки делали в слободе Вятке очень давно. Продавали их на весенних торгах и ярмарках, куда стекался народ на праздничное гулянье – «свистунью».
- Каких только глиняных свистулек не лепили мастерицы к этому дню!
- Как называются эти игрушки?
- Правильно, дымковские.
- Перечислите названия игрушек, которые вы видите на столе.
- Мы видим барышню и гармониста, индюка, петушка и лошадку.
- Из какого материала делают игрушки мастера?
- Правильно, из глины.
- Значит, игрушки какие?
- Верно, глиняные.
- Какие элементы росписи вы видите на игрушках?
- Прямые и волнистые линии, точки, кольца, круги, овалы, ромбы.
- Какие цвета использовали художники для росписи дымковской игрушки?
- Синий, красный, желтый, зеленый, малиновый цвета. Еще черный и золотистый.
- Правильно, все цвета яркие, нарядные, праздничные.
- Узоры в дымковских игрушках не случайные, а традиционные.
- «Много-много лет назад мастерицы стали расписывать свои игрушки кругами, прямыми и волнистыми линиями. Такие узоры всем понравились, полюбились. Эти мастерицы научили других мастериц – своих дочек и внучек, а те своих дочек. И в наши дни мастерицы в селе Дымково продолжают расписывать игрушки так, как это делали их бабушки и прабабушки».
Создание дымковской игрушки - трудоемкое ручное производство. Не зря среди народных мастериц бытует такая история о рождении дымковской игрушки:
« Пока игрушка станет вот такой, много надо труда положить. Ведь игрушка должна 3 раза родиться.
Первый раз рождается, когда ее вылепят. Она коричневая и ломкая.
Второй раз рождается, когда ее обжигают, чтобы она окрепла.
Третий раз рождается, когда ее раскрашивают.
Петушок у нас горластый
По утрам кричит он здравствуй.
На ногах его сапожки,
На ушах его сережки.
На головке гребешок
Вот какой наш петушок.
Сейчас мы с вами сядем за парты и будем расписывать наших петушков.
-Давайте еще раз рассмотрим с вами нашего вылепленного петушка.
- Какие части тела есть у петушка?
- Правильно, голова, туловище, хвост, лапы;
на голове гребешок и бородка, клюв, глаза.
Узор на хвосте идет рядами сверху вниз и по туловищу. Сначала нужно нарисовать все вертикальные линии. Это лучше сделать тоненькой кисточкой. Затем линии горизонтальные. А потом поставить точки – вокруг кругов или вдоль уже нарисованных рядов.
Рисую схему на доске, показывающую последовательность работы, и предлагаю детям приступить к работе.
Напоминаю детям о том, что мы раскрашиваем петушка с двух сторон одинаково, не забываем поворачивать игрушку, узор чередуем.
Советую быть аккуратными, промакивать кисточку о салфетку, краску брать густо.
Завершающий момент – «золото» - ромбики золотистой фольги, которыми дети украшают хвост петуха.
После завершения работы дети оставляют петушков на свободном столе для высыхания.
Ребята рассматривают петушков и выделяют самого яркого, праздничного.
Объясняют свой выбор. Рассказывают чем им понравился тот или иной петушок.
Наталья Голодова
Конспект итогового занятия
за второй квартал
по рисованию в старшей группе
«Зимняя ёлка » .
МБДОУ № 34 «Колокольчик»
Воспитатель : Голодова Н. Г.
г. Моздок
Цели и задачи :
Учить детей самостоятельно в определённой последовательности, создавать зимнее дерево с использованием нетрадиционных техник рисования («примакивание» , «тампонирование» );учить ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;
Закреплять умение отгадывать загадки; закреплять знания о зиме;
Развивать речь, внимание, мышление; интерес к рисованию ,аккуратность;
Способствовать развитию творческих способностей,фантазии,воображения;
Воспитывать интерес,любовь и бережное отношение.
Материал :
Тонированная бумага голубого (синего) цвета,гуашь белая,зелёная,губка (поролон,салфетки,кисти № 10-12 (жёсткие,плоские) .
Демонстрационный материал :
Иллюстрации с изображением зимних пейзажей .
ИКТ :проектор,экран,ноутбук,презентация к занятию .
Предварительная работа :
Рассматривание иллюстраций с зимним пейзажем ,наблюдение на прогулке,разучивание стихов и песен о зиме.
Словарная работа :пейзаж,тампонирование.
Ход НОД:
1. (звучит негромкая музыка,дети входят в группу )
В. -Посмотрите,ребята,к нам сегодня пришли гости,давайте с ними поздороваемся.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Ребята,я улыбнулась вам,а вы улыбнитесь друг другу,чтобы весь день у нас было отличное настроение.
К нам письмо пришло одно,
Было странное оно.
Вместо марок – три снежинки,
А конверт – из чистой льдинки,
И письмо не на листке,
А на беленьком снежке.
Там была ещё загадка,
Отгадать я не смогла.
Может вместе мы,ребята,
Угадаем от кого она?
Вот эта загадка :
Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Тёплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора. (ЗИМА)
В. -Молодцы!А какое сейчас время года (зима) А,что придёт после зимы (весна) А как вы думаете,где же живёт зима (в лесу)
В. -Тогда отправляемся в лес. А как можно добраться до леса,ведь там много снега и можно провалиться (на лыжах)
В. -Строимся друг за другом как настоящие лыжники (дети идут, имитируя ходьбу лыжников) .Вот мы и в лесу. Прислушайтесь, какая здесь тишина,а какая вокруг красота. Что же вы видите в лесу? (деревья,ёлки)
В. -Молодцы! Посмотрите какие они красивые,одеты в снежную,белую одежду. (воспитатель читает стихотворение,дети просматривают презентацию леса) .
Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною,немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он,околдован,
Не мертвец и не живой-
Сном волшебным очарован,
Весь опутан,весь окован
Лёгкой цепью пуховой…
Фёдор Тютчев
В. -Ребата,есть в нашем лесу одна красавица. Как вы думаете,что это за красавица?Послушайте загадку :
В каждый дом
Под Новый год
Это деревце придёт.
Зелёное и колкое,
Оно зовётся …. (ёлкою)
(просматривают слайд с зимней ёлкой )
2. В. -А хотите тоже нарисовать ёлку ,как художники. (Да) Тогда проходите за столы.
-Рисовать будем необычным способом. Рисуем контур ёлки. А ёлка похожа на (треуг-к,рисуем треуг-к простым карандашом по середине листа.
Набираем на полусухую кисть зелёную гуашь и держа вертикально кисть примакиванием рисуем ветки,рисовать начинаем снизу . Так проходим ряды до верхушки.
(Дети рисуют индивидуально,звучит тихая музыка) .
А теперь пока сохнет наша ёлка ,предлагаю отдохнуть.
3. Физ. минутка : «Зимняя прогулка »
Рано утром в парк ходили (ходьба на месте)
Там снеговика лепили, (имитируют лепку снеговика)
А потом с горы катались. (волны руками)
Веселились и резвились. (прыжки)
В Таню кинули снежком, (произвольные движения)
Получился снежный ком (показывают ком)
Холодно гулять зимой (дрожат)
Побежим скорей домой. (бег на месте)
4. В. - Губкой,при помощи примакивания, изобразим пушистый снег. На ёлке рисуем снег, тоже примакиванием,только делать нужно через ряд.
5. Итог :(развешиваем рисунки на доску)
Вот какой лес у нас получился. Заканчивая,занятие хочу прочитать стихотворение.
-Зимний лес ,это сказочный сон,
В нём волшебностью веет повсюду,
Тишиной очарует вас он,
Серебро вдруг подарит,как другу.
Им осыплет вас щедро с высот,
И узорами снежных красот
Покорит ваше сердце,как диво.
Что мы с вами рисовали ? Чем? Что понравилось?
Публикации по теме:
Конспект занятия по рисованию с детьми группы раннего возраста «Новогодняя ёлка» «Новогодняя ёлка» Конспект занятия по рисованию с детьми группы раннего возраста. Образовательная: Продолжать учить детей наносить мазок.
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Зимняя мозаика» Конспект интегрированного занятия для детей старшего возраста Тема: «Зимняя мозаика» Цель: Расширение представлений детей о зимних событиях.
Конспект итогового интегрированного занятия в старшей группе «Спешим на помощь» Программное содержание: Образовательные задачи: Обобщить и закрепить знания, полученные в течение года. Закреплять знания прямого и обратного.
Конспект итогового занятия по развитию речи «Зимняя сказка» в подготовительной группе для детей с нарушением зрения Цели и задачи: Активизировать словарь по теме «Зима», обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; называть.
Конспект итогового занятия по рисованию. Коллективная работа «Вот какой у нас салют!» (младшая группа) Конспект итогового занятия по рисованию. Коллективная работа «Вот какой у нас салют!» Задачи: вызвать интерес к рисованию салюта, познакомить.
Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе
"Городецкая роспись"
Цель: учить детей составлять узор из двух элементов городецкой росписи: бутонов и листьев. Изображать узор в указанной последовательности от центра к краям. Сочетать в окраске бутонов два близких цвета: розовый с красным или голубой с синим. Развивать умения детей в смешивании цвета. Воспитывать чувство отзывчивости, желание помочь.
Материал:
Для воспитателя – 2 образца узора (розовый и голубой) на разделочной доске; выставка – ширма с иллюстрациями работ городецких мастеров; краски, кисточка, картонная заготовка разделочной доски.
Для детей – картонные заготовки разделочных досок; краска гуашь: синяя, красная, белая, зеленая; кисточки.
Ход занятия
Дети садятся за столы. Раздается тук в дверь, заходит Почтальон.
Почтальон: Здравствуйте, ребята, я принес вам заказное письмо. Распишитесь, пожалуйста.
Воспитатель читает детям письмо: “Здравствуйте, дорогие ребята, пишут вам ваши повара. Помогите нам, пожалуйста. Мы много работаем, готовим вам вкусные завтраки и обеды, и многие наши разделочные доски пришли в негодность. А те, что у нас есть, обыкновенные и некрасивые. Мы знаем, что вы хорошо рисуете. Пришлите нам доски расписные, с цветами и узорами. Ваши повара”.
– Ребята давайте поможем нашим поварам, они нас так вкусно кормят. А где же доски? Вот они! /Воспитатель достает заготовки из конверта/. Какими же узорами нам их расписать?
Воспитатель читает стихотворение о городецкой росписи.
Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Дети рассматривают иллюстрации городецких мастеров и отвечают на вопросы: Какие элементы росписи использованы? (бутоны и листья); Какие краски использовали? (зеленая, голубая, красная, розовая, синяя).
– Ребята, а теперь посмотрите, как располагаются элементы росписи на доске. На одном образце доски узор расположен в прямую линию, а на другом загнутой линией. Бутон в центре узора “смотрит” вверх, а два других смотрят в противоположные стороны. Один влево, другой вправо.
Воспитатель показывает, как надо рисовать бутоны, сначала рисует крупные круги, потом на каждом круге рисует маленькие кружки – “глазки”. /Красные – на розовых бутонах, синие – на голубых/. Маленький кружок наполовину заходит на большой круг. Под кружком рисуют дужку. Предлагает двум детям дорисовать глазки и дужки на левом и правом бутонах.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что величина листьев в узоре разная.
– Ребята, как вы думаете, какими приемами следует рисовать крупные листья и какими мелкие? У крупных листьев рисуется контур и закрашивается. А маленькие листочки можно изобразить боковым мазким кисти.
– Посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые краски есть на ваших палитрах? Какого цвета не хватает? (розового и голубого). Что же нам делать? Какие краски нужно смешать, чтобы получить розовый цвет? /в белую краску добавить немного красной./. А как получить голубой цвет? /в белую краску добавить немного синей/.
Физкультурная минутка.
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладони три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
Дети смешивают краски, что бы получить розовый и голубой цвета.
– Ребята, с какого элемента вы начнете рисовать узор? (С центрального бутона.) Теперь у нас все готово, давайте поможем поварам, исполним их просьбу.
Самостоятельная работа детей.
В процессе работы воспитатель советует детям – пока высыхает краска на больших кругах бутона, изображать листья, а потом уже рисовать “глазки и дужки”. Напоминает детям о том, что городецкие мастера рисуют плотные узоры. Готовые работы выставляются на выставку, где дети сами оценивают и выбирают лучшие работы. Высказывают свое мнение, почему им понравилась именно эта работа.
– Молодцы ребята, все постарались, помогли поварам украсить доски. Они вам очень благодарны.
Рис. 1. Образец доски с красно-розовым элементом росписи, расположен в прямую линию.
Рис. 2. Образец доски с сине-голубым элементом росписи, расположен в загнутую линию.
Рис. 3. Картонная заготовка разделочной доски для детей.
Рис. 4. Работа детей.