Цель:
Познакомить учащихся с правилами общения.
Задачи:
Оптимизировать внутригрупповое сотрудничество;
Привить интерес к школе, учёбе;
Способствовать психологическому раскрепощению учеников в классе;
Создание благоприятной психологической атмосферы в классе;
Узнать характеристику своего имени
Оборудование:
Буквы О Б Щ Е Н И Е;
У каждого учащегося альбомный лист;
Ручка или фломастеры;
I . Вступление
Ребята встают паровозиком, взявшись за одну руку, и идут по классу, собирая по пути буквы (взяв одну букву и прочитав её, ученики по цепочке передают букву следующему) и так у них получилось слово «ОБЩЕНИЕ»
(буквы в слово прикрепляются на доску)
Молодцы, садитесь.
Что же такое «ОБЩЕНИЕ»?
(ответы учащихся)
II .. Работа по теме занятия
«Общение - это взаимодействие людей друг с другом. Общаясь, люди передают друг другу знания, опыт, обмениваются мнениями и впечатлениями, делятся чувствами, открывают других людей и при этом лучше узнают себя
Вопросы для обсуждения:
-
Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает
успешным и вызывает положительные эмоции?
- Нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего это нужно?
(ответы учащихся)
-
Трудно представить себе жизнь без общения, оно рано входит в
нашу жизнь. Если мы проанализируем, с кем и как мы общаемся, то,
наверное, станет понятно, что общение не всегда нас радует и
довольно часто доставляет нам неприятности. Задумывались ли вы,
почему это происходит? Известно, что ссоры между людьми чаще
всего возникают из-за отсутствия культуры общения.
III . Игра «Пять добрых слов»
Каждому участнику предлагается обвести свою ладошку на листе бумаги и на полученном рисунке руки написать свое имя. Затем изображение передают соседу, тот должен написать на одном из «пальчиков» ладошки что- то хорошее о человеке, нарисовавшем руку, и передать лист дальше. Каждый рисунок должен побывать у пятерых участников. Обсуждая упражнения, учитель задает вопросы:
-
Какие чувства вы испытали, когда читали надписи на своем
рисунке?
Вы знали о себе все, что прочитали?
Трудно ли было писать о достоинствах других?
IV Наши имена
Мы живём в мире имён. Итак, имена, призванные называть, а не означать, могут быть, чрезвычайно значимы. Знаменитое “хоть горшком назови, но в печку не ставь” не находит подтверждения в мировой истории имя употребления: Замечено, что после перемены клички у животных меняется характер. Учёные- психологи доказали, что имя не только влияет на человека, но формирует его психику и наклонности.
- Что же означают наши имена?
Алексей - др.греч. “ защитник ”. Имя довольно спокойно и жизнерадостно. Оно не зовёт своего обладателя к лидерству, но даёт тонкий ум, способный улавливать нежные, едва намеченные оттенки. Присущее имени равновесие наделяет человека спокойствием и уверенностью, но в то же время мешает ему стать заметным, как бы отодвигает на второй план. Старательность, терпеливость и вдумчивость Алексея поможет ему продвинуться в бизнесе, медицине, на дипломатическом поприще. Он прекрасный слушатель и собеседник.
Мария - от др. евр. “горькая, печальная”. В XVIII веке понравилось русским дворянкам, но к середине XIX века было выставлено из гостиных. Одно из самых распространённых в мире женских имён. В отличие от древнееврейской, православная традиция толкует имя Мария как “госпожа”. А если трактовать это имя от древнеславянского корня – марь-, -мар-, то его можно перевести и как Мара – ночь. Не зря же Марию притягивает всё непознанное и сверхъестественное и готово открыться ей.
В имени Мария странным образом строгость сочетается с сердечностью, а страстность - с некоторой отстранённостью. Это имя приносит своей носительнице удачу. Чаще всего Марии и нежны, и добры. Они общительны, доброжелательны, нередко веселы и несколько беспечны.
Анна - имя древнееврейское. По мнению одних учёных, “милость Божия”, других – “грация, миловидная, слава”. Одно из древнейших имён. С XVII – по XIX в. занимало четвёртое место по частоте употребления, теперь даже не входит в десяток самых распространённых имён
В энергетике имени Анна терпеливость и открытость соседствуют со способностью к самоотдаче и даже жертвенностью. Она преданная дочь, такая же мать, подруга. Живёт не только своими, но и чужими заботами. Анна очень внимательна к близким, любит детей, аккуратна. Как правило, это глубоко верующий человек. Но при этом у Анны сильная воля и верит она только в себя. Благодаря врождённой миловидности и обаянию, может склонить в свою сторону кого угодно.
Александр – от греческого “мужественный борец, защитник людей”. Это мужественное имя всегда имело мужественных носителей и благодаря им было популярным во всех веках и народах. Александр – деятельный человек, трезвомыслящий, слегка ироничный, лёгкий в общении с людьми, добрый и сердечный. По темпераменту чаще всего сангвиник. Александр щедр и великодушен, может даже пожертвовать своим достоянием, правда, собой он жертвовать не будет. В то же время он вспыльчив, резок до дерзости, что затрудняет общение с ним.
Екатерина – от греческого “чистая, непорочная”. Имя широкое, подвижное, не агрессивное. Хозяйка этого имени – натура сильная, прямая, честная, абсолютно уверенная в себе. Величественно-спокойная и благожелательная Екатерина имеет достаточно вкуса и такта, чтобы никогда не поставить себя в смешное или глупое положение. Для неё очень важно, что думают о ней другие, но она никогда и никому в этом не признается. Катя самолюбива и болезненно переносит чьё-то превосходство. От природы награждена разнообразными талантами, однако не всегда получается их развить. И всё же трудом и смелостью она добивается успехов в разных областях деятельности.
Анастасия - греч. “воскрешённая”. В XIV в. - самое частое женское имя, последующие столетия находилось в первой десятке популярности.
Настенька - имя из русских сказок. Девочке с таким именем как бы предопределено быть умной, красивой, нежной. И Анастасия не обманет ожиданий, она никогда не будет злобной и мстительной. Она обладает хорошим вкусом, любит цветы и изящные вещи. Любит делать оригинальные подарки. Анастасии очень упрямы и противоречивы.
Что в глазах ненастненько,
Дождики косые,
Ася, Стася, Настенька,
Дочь Анастасия.
Просто жизнь - фантастика
Трёх матрёх впустила:
Ася, Стася, Настенька,
Все - Анастасия.
На обратной стороне своей карточки дети рисуют ромашку. На каждом листке пишутся производные от имени (Маша, Машенька и т.д.). На листке с самым любимым именем рисуется бабочка или божья коровка. На листе ромашки ребенок напишет имя, которое не нравиться ребенку (Машка). Некоторым детям не нравиться их имя. Им можно предложить нарисовать две ромашки, чтобы они убедились, что их имя не хуже того, которое они для себя придумали.
V . Итог занятия
Учитель подытоживает, что в результате многие дети полюбили и
заново оценили свои имена. Имя человека – его личность, имя надо беречь,
уважать. Нужно научиться обходиться без кличек, дразнилок, унижающих
достоинство человека.
Цель:
Привить учащимся навыки культурного поведения в общественных местах
Задачи:
Дать представление о разнообразии музеев и театров в нашем городе;
Познакомить с литературой посвящённой театрам и театральной жизни.
Оборудование:
Рисунки (неправильное поведение в театре) 3 штуки;
Иллюстрация дворца из сказки «Аленький цветочек»;
3 альбомных листа для учащихся;
книга для учителя «Архитектура театров СПб
Вступление.
Любите ли вы сказки? Я их очень люблю. Послушайте отрывок из всеми любимой сказки и отгадайте, как она называется.
(Учитель читает описание дворца из сказки «Аленький цветочек»).
Что это за сказка? Какой герой расхаживает по такому необычному месту? Что поразило героя в этом здании?
Вместе с героем мы побывали в сказочном дворце, но, как вы знаете, дворцы существуют не только в сказках. В настоящих дворцах жили и живут богатые и знатные люди и их семьи, и, конечно, короли и цари.
Знакомство с самым древним дворцом в мире.
Какие дворцы вы знаете?
(на доске появляются дворцы Санкт-Петербурга)
- Один из самых древних и самых известных дворцов в мире был построен тысячи лет назад в городе на острове Крит. Кносский дворец представлял собою очень сложную постройку: несколько входов, множество лестниц, залов, сценическая площадка, тронный зал, множество коридоров, сложных и запутанных. Таких запутанных, что родился миф о существовании во дворце лабиринта и жившем в нём чудовище Минотавре, пожиравших тех, кто попав в лабиринт не мог найти выход.В наши дни многие дворцы превратились в музеи, концертные залы, театры. Санкт-Петербург один из крупнейших в стране центров культуры. В нашем городе 26 театров. Самое крупное зрелищное сооружение – БКЗ «Октябрьский», он рассчитан на 4.000 мест.
Поведение в театре.
Какие театры вы знаете?
(ответы учащихся)
Первый профессиональный театр появился в России в 1672 году в Москве и лишь спустя 100 лет в Санкт-Петербурге.
И вот сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о поведении в театре. Вы уже не раз были в театре и многое знаете.
Сейчас я вам прочитаю стихотворение А.Л.Барто «В театре». Послушайте и отметьте, что они сделали неправильно.
(чтение стихотворения учителем или в записи)
Что помешало девочке смотреть балет?
Что надо было сделать?
(учащиеся сидят группами)
Посмотрите, у меня в руках рисунки, на которых показано, как ребята вели себя в театре. Обсудите свой рисунок и расскажите, что же дети делали неправильно.
Итог занятия
О чём же мы говорили сегодня на занятии?
Что нового узнали о дворцах?
Вы соблюдаете правила поведения в театрах?
Дома, с родителями, можете прочитать рассказ Н.Носова «Замазка», очень интересный рассказ о мальчиках которые пришли в кинотеатр.
Агния Барто
В ТЕАТРЕ
Когда мне было
Восемь лет,
Я пошла
Смотреть балет.
Мы пошли с подругой Любой.
Мы в театре сняли шубы,
Сняли теплые платки.
Нам в театре, в раздевалке,
Дали в руки номерки.
Наконец-то я в балете!
Я забыла все на свете.
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не смогла.
Наконец-то я в театре,
Как я этого ждала.
Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.
Вдруг оркестр грянул в трубы,
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу - нету номерка.
Фея кружится по сцене -
Я на сцену не гляжу.
Я обшарила колени -
Номерка не нахожу.
Может, он
Под стулом где-то?
Мне теперь
Не до балета!
Все сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.
Укатился он куда-то...
Я в соседний ряд ползу.
Удивляются ребята:
- Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала -
Я не видала ничего:
Я номерок внизу искала
И наконец нашла его.
А тут как раз зажегся свет,
И все ушли из зала.
- Мне очень нравится балет,-
Ребятам я сказала.
Сергей АКСАКОВ
АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК
Выходит он под конец на поляну широкую и посередь той поляны широкой стоит дом не дом чертог не чертог, а дворец королевский или царский весь в огне, в серебре и золоте и в каменьях самоцветных, весь горит и светит, а огня не видать; ровно солнышко красное, инда тяжело на него глазам смотреть. Все окошки во дворце растворены, и играет в нем музыка согласная, какой никогда он не слыхивал.
Входит он на широкий двор, в ворота широкие растворенные; дорога пошла из белого мрамора, а по сторонам бьют фонтаны воды, высокие, большие и малые. Входит он во дворец по лестнице, устланной кармазинным сукном, со перилами позолоченными; вошел в горницу – нет никого; в другую, в третью – нет никого; в пятую, десятую – нет никого; а убранство везде царское, неслыханное и невиданное: золото, серебро, хрустали восточные, кость слоновая и мамонтовая.
Как складываются твои отношения со сверстниками, во многом зависит только от тебя. Конечно же, для создания авторитета всегда будут важны твои знания и умения, твой внешний вид, чувство юмора. Но умение себя вести, быть тактичным и внимательным с окружающими всё-таки является едва ли не самым важным. Ты можешь многое уметь и знать, но если не научишься принятому общению с людь-ми, они не захотят тебя ни слушать, ни восхищаться твоими достижениями.
В общении не может быть незначительных мелочей. Каждому человеку в любом возрасте приятно общаться с вежливым, воспитанным и предупредительным человеком.
Некрасиво, к примеру, заглядывать без разрешения в тетрадь своего соседа по парте. Нельзя читать чужие письма, личные дневники. Невежливо стоять за спиной у человека, который работает на компьютере.
Даже если в написанном письме (на бумаге или на компьютере) нет ничего секретного, не каждому приятно, чтобы кто-то читал слова, предназначенные для другого человека.
Некоторые ребята в общении почему-то не называют друг друга по именам, а придумывают своим одноклассникам различные прозвища. Чаще всего школьные прозвища образовываются, конечно же, от фамилии. Например, Скворцов, Степанов, Белов, Фролов и Морозов автоматически становятся в школе просто Скворцом, Стёпой, Белым, Фролом и Морозом. Одни ребята гордятся своим прозвищем, а другим совершенно безразлично, как их называют.
Но есть немало впечатлительных и застенчивых детей, которые болезненно переживают и даже страдают от подобного к ним обращения и очень стыдятся своего про-звища. Бывает даже, что от подобных страданий и огорчений у них происходят нервные срывы. Нередки случаи, когда обидные прозвища и сложные отношения со сверстниками становятся причиной заикания. А некоторые близорукие ребята отказываются носить очки только по той причине, что их станут дразнить очкариками или ботаниками.
Многим ребятам даже и в голову не приходит, что их одноклассник из-за данного ему прозвища переживает и плачет.
Конечно, только очень неумным и злым людям доставляет удовольствие причинять другому обиды. Чаще всего ребята делают это не со зла. Но прежде чем награждать кого-либо прозвищем, вспомни, что у человека есть имя. Для каждого из нас имя значит очень многое. Родители долго его выбирали, надеясь, что оно принесёт их ребёнку удачу в жизни. Некрасиво и невежливо называть своих друзей по фамилии или заменять имя глупым или обидным прозвищем.
Для того чтобы у тебя складывались хорошие отношения с друзьями и одноклассниками, обрати внимание на эти советы.
Правила общения с одноклассниками
Проявляй внимание к своим друзьям и одноклассникам, старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их;
Никогда не смейся над физическими недостатками лю-дей;
Всегда и во всём помогай младшим и слабым;
Не забывай поблагодарить за оказанную тебе услугу;
Не придумывай никому обидных прозвищ;
Если ты сам страдаешь от привязавшегося к тебе прозвища, не отзывайся на него; может, тогда твой обидчик вспомнит твоё имя;
Если товарищ одолжил тебе что-либо, отдай ему это в обещанный срок, не дожидаясь, пока он тебе об этом напомнит;
Всегда выполняй данные тобой обещания;
Никогда не обещай того, чего выполнить не сможешь;
Дорожи своим словом: твои друзья должны знать, что на тебя во всём можно положиться, что ты всегда держишь слово;
Всегда будь точным: неточность — это прежде всего невежливость;
Никогда не подслушивай чужие разговоры и не читай чужие письма;
Никогда не проявляй к людям неуважения, бесцеремонности, дерзости, грубости или хамства.
Даже среди первоклашек есть разделение на популярных и непопулярных одноклассников.
Хорошо, если ребенка просто игнорируют или терпят, но гораздо хуже, если нелюбовь проявляется с и насмешками.
Есть дети, которых такая ситуация совершенно не беспокоит - они живут в своем замкнутом мире, но есть такие школьники, которые сильно страдают от невозможности изменить положение вещей.
Повлиять на ситуацию можно в младшей школе , когда общение между сверстниками проходит пока еще на уровне совместных игр, и состав постоянных групп (кругов друзей) еще неясен. В этом возрасте дети прислушиваются ко взрослым, к мнению родителей и учителей, ждут от них поддержки и помощи.
Если к старшим классам скорректировать коммуникативные проблемы ребенка не удастся, то же самое ждет его и в студенческих, и в рабочих коллективах.
Основные причины недружелюбности:
- физические дефекты или особенности внешности;
- низкий интеллектуальный уровень, отставание в учебе;
- одаренность ребенка;
- неопрятный внешний вид, несоблюдение гигиенических норм;
- застенчивость или, наоборот, навязчивое стремление к ;
- ребенок ябедничает, стараясь привлечь внимание;
- низкий достаток родителей;
- гиперопека родителей;
- переход ребенка в другую школу или другой класс;
- этнические и национальные отличия.
Наталья Григоренко, психолог : «Довольно сложно выделить четкие причины непопулярности ребенка в школе. Общение между людьми в каждом коллективе - разное. Чтобы выяснить истинную причину и помочь школьнику, нужно пообщаться с ним лично. Конечно, многое зависит от коллектива, правильного поведения взрослых, в частности, родителей. Ни в коем случае нельзя бросать ребенка одного в такой сложной ситуации» .
Чтобы выявить истинные причины непопулярности своего ребенка, разговаривайте с ним как можно больше . Не о конкретной проблеме, а просто ни о чем и обо всём. Поговорите о том, как дела в школе, может, мимоходом всплывет информация о взаимоотношениях в классе, о зарождающихся проблемах. Проанализируйте поведение ребенка в будни и в выходные дни.
О проблемах в общении с одноклассниками могут говорить такие «сигналы» :
- одноклассники звонят крайне редко либо не звонят вообще;
- ребенок сам не звонит им или делает это очень редко;
- не рассказывает об одноклассниках;
- ребенка не зовут на вечеринки или дни рождения;
- он сам не знает, кого позвать на свой День рожденья;
- постоянно ищет предлоги, чтобы не ходить в школу;
- сидит дома по выходным или гуляет только с родными;
- не участвует в школьных мероприятиях.
Что делать?
Важно, чтобы ребенок не сломался за то время, пока он будет оставаться отвергнутым: не озлобился, не замкнулся и не опустил руки.
Коммуникативные проблемы . Учите ребенка рассказывать о себе, своих увлечениях, интересоваться желаниями и стремлениями других людей. Объясните, как поддерживать разговор. Поощряйте его желание звонить сверстникам, но предварительно обсудите, что он хочет сказать. Проговорив и осмыслив информацию, ваш младшеклассник будет чувствовать себя более спокойно во время телефонного разговора.
Если ребенок застенчив . Поговорите с учителем, чтобы он включал вашего школьника в совместную внешкольную (или школьную) деятельность. При этом важно создавать ситуацию . Такой ход поможет ребенку почувствовать себя более уверенно.
Сложности в общении могут появиться и у детей, которые навязчиво стремятся к лидерству . Научите ребенка выражать свои желания, потребности, чувства. Объясните, что это поможет окружающим понять их и более адекватно на них реагировать.
Неуспеваемость в школе тоже влияет на отношение одноклассников. У всех детей разные способности, и требовать от каждого быть отличником - по крайней мере, глупо. Чтобы ребенок не чувствовал себя ущемленным, найдите ему , где он сможет реализоваться. Поощряйте новые увлечения своего ученика, предлагайте новые варианты. Помогите ему найти себя.
Физические недостатки или особенности внешности . Здесь нужно сразу действовать! Когда дефект нельзя устранить сразу, компенсируйте его физически или психологически. Очень полный ребенок пусть сядет на диету и займется спортом, а слабый и худенький - усилит физические нагрузки. Если проблем с нет, то очень скоро сверстники перестанут замечать внешние недостатки у веселого и доброго друга.
Низкий достаток родителей . Если в классе устоялось мнение, что положение человека определяется его материальным достатком, то ребенку будет сложно донести, что это не самое главное в жизни. Ему же хочется быть, как все6 дорого одеваться, иметь дорогой гаджет и т.д. При выборе одежды легко можно слукавить: выбирать вещи того же стиля, но менее популярных брендов: выглядеть школьник будет не хуже. Научите ребенка копить деньги на желаемую вещь, объясните ему ценность заработанных денег.
Переход в другую школу или класс . Часто резкая смена коллектива сопровождается . Но сейчас ребенку нужно абстрагироваться: присмотреться к созданным в коллективе группам, выбрать похожие увлечения, взгляды, интересы. Ему нужно быть активным, но не навязчивым, включаться в совместную деятельность, ведь одноклассникам нужно узнать о новичке как можно больше.
Наталья Григоренко, психолог : «Если в детском саду или в другой школе проблем с коммуникацией с одноклассниками не было, то в новом классе появились некие обстоятельства, которые провоцируют защитные механизмы ребенка. Ежедневно спрашивайте, как прошел день в школе, пусть рисует картинки на тему «Моя школа», «Мой класс», «Мои школьные друзья», «Моя первая учительница», «Мой лучший друг», «Я и класс» и т.д. Конечно, не всё сразу, а постепенно. Расспрашивайте, что он нарисовал, кого изобразил черным, коричневым или серым цветом, какого размера, в какой части листа. Рисунки покажут Вам проблему».
Конечно, причин не складывающихся отношений в классе может быть гораздо больше. Но вам главное - поверить в своего ребенка, разговаривать с ним как можно больше о его жизни и возможных проблемах. Помогите ему найти друзей, ведь поддержка родных и сверстников - это важная составляющая социальной адаптации.
Будьте внимательны к своему ребенку. Успехов!
Нет, мы не спорим, такое иногда действительно встречается. Но в большинстве случаев дело обстоит несколько иначе. И часто роман с одноклассником приводит к довольно печальным последствиям. Почему? Вот тебе целых семь причин.
Тебе придется видеть его все время, даже когда тебе этого не хочется
Иногда это жутко напрягает. Ведь в отношениях должно быть личное пространство и время. В случае с одноклассником это не так-то просто устроить.
Тебе захочется все время выглядеть великолепно
И прощайте лишние полчаса утреннего сна перед школой. Когда ты не учишься с парнем в одном классе, иногда можешь позволить себе расслабиться и обойтись скромным хвостиком и слегка растянутым свитером. Перед свиданием ведь всегда можно переодеться, правда? Но если вы сидите за одной партой, такой фокус не провернешь.
Ты чувствуешь себя позорно, если не можешь ответить на вопрос учителя
И вообще, во всех таких учебных ситуациях ты часто чувствуешь себя полной дурой, и тебе стыдно перед ним. Ведь он всегда рядом и видит все твои провалы.
Он никуда не денется
Погоди радоваться. Если вы расстанетесь, он тоже никуда не денется. И это просто ужасно! Представляешь, тебе придется видеть его каждый день.
Ваши одноклассники будут все время вас подкалывать
Нет, не со зла. А просто потому, что это весело. Им весело. А вам надоест через неделю. Но на дурацкие вопросы вам придется отвечать все оставшееся время. И выслушивать дурацкие комментарии. Не надейся, им это надоест не так быстро, как вам.
Учителя могут об этом прознать
И это еще хуже, чем одноклассники. Потому что от учителей, сама понимаешь, хорошего ждать не приходится. Возможно, они будут мохнато шутить или начнут вас гнобить. Будь готова к этому.
Одно слово: «Ужа-а-ас!!!»
Особенно после того, как вы первый раз поцеловались, и ты совершенно не представляешь, как себя теперь вести. Все же уже в курсе, да?
И личные, и деловые отношения зарождаются одновременно, в первые дни пребывания ребенка в школе. Когда учительница начинает знакомить первоклассников друг с другом, стремится сдружить их, она тем самым создает базу и для отношений «ответственной зависимости», и для личных отношений между одноклассниками.
В дальнейшем две системы отношений - деловых и личных -развиваются неодинаково. Первая из этих систем постоянно сознательно строится педагогами, воспитателями. Они определяют структуру деловых отношений, намечают, кто какую общественную работу должен выполнять, когда и в какой форме отчитываться. Одним словом, система отношений «ответственной зависимости» между учениками в классе в значительной мере программируется педагогом, управляется им и может довольно быстро измениться по его желанию.
Система личных отношений, возникающая на базе симпатий и привязанностей, не имеет, конечно, никакого официального организационного оформления. Ее структура складывается изнутри, стихийно.
В первые дни пребывания в школе дети бывают настолько ошеломлены обилием новых впечатлений, что почти совсем не замечают своих одноклассников. Часто они даже не могут ответить, с кем они сидели за одной партой. Задача учителя состоит прежде всего в том, чтобы познакомить ребят друг с другом, помочь запомнить имена и т.д. Этот процесс длится весь пер-
вый месяц, а то и больше. Характерно, что первоклассники поначалу даже как будто избегают непосредственных контактов с товарищами (если, конечно, среди них нет соседей по дому или воспитанников одного детского сада). Этот контакт осуществляется через педагога. Первое время каждый ученик в классе как бы «сам по себе». Позицию ученика, которую он, может быть, и не осознает, можно выразить так: «Я и моя учительница». Постепенно педагог приучает детей помогать товарищам, учит их вступать в непосредственные контакты. Постепенно дети начинают все больше осознавать себя частью какого-то целого, не учениками вообще, а учениками, скажем, 1 «А» класса, где учительница Галина Григорьевна.
Теперь позиция школьника может быть охарактеризована словами: «Мы и наша учительница». Появляется гордость за свой класс, стремление украсить как можно лучше его помещение, добиться для своего класса почетного места в школьных соревнованиях. Эти первые ростки коллективизма необходимо укреплять и развивать. Очень большое значение уже на первых этапах формирования коллектива имеет создание его жизнеспособной структуры. Для этого необходимо разбить коллектив на более мелкие единицы и правильно распределить общественные поручения.
Наиболее жизнеспособная величина первичного коллектива - это 5-7 одноклассников, сплоченных вокруг интересующего всех их дела. В таком маленьком коллективе есть возможность дать общественное поручение всем его членам. Это очень важно в целях выработки умения самостоятельно решать возникшие перед коллективом задачи. Опыт показывает, что уже первоклассники способны выполнять многие общественные поручения, например такие, как дежурство по классу, работа санитаров, проверка состояния учебников, уход за цветами, ответственность за ведение календаря природы, работа в редколлегии стенгазеты и т.д.
В начальных классах дети овладевают и такими сложными формами отношений, как совместное выполнение группой одного задания. В этом случае школьники приобретают опыт распределения обязанностей, учатся действовать с учетом того, что и как делают их товарищи. Сначала действия членов такой группы согласовывает учитель. Потом, когда ученики сами овладевают навыками совместной организационной работы, из них выделяется наиболее ответственный, который начинает выполнять функции руководителя группы. Постепенно у детей вырабатывается умение руководить и подчиняться, привычка уважать других членов коллектива.
В связи с этим коллективные отношения детей усложняются; возникает группа, выступающая как своеобразное ядро коллектива, - появляется актив.
Выделение актива - очень сложный и противоречивый процесс. Учителю надо постоянно помнить, что далеко не всегда активный ученик выполняет общественные поручения из коллективистских побуждений, из желания действительно принести пользу другим детям. Нередко мотивом бурной деятельности отдельных школьников служит стремление показать себя, занять привилегированное положение среди сверстников. Когда таким ученикам приходится подчиняться другим членам коллектива, они обижаются, иногда отказываются от работы, упрямятся, капризничают.
Опасно, если в классе выделяется группа, так сказать, «профессиональных руководителей» других учеников. Вот у этих маленьких «профессионалов» и возникают нередко черты себялюбия, тщеславия, презрения к рядовым членам коллектива.
При отсутствии соответствующей воспитательной работы ответственность перед коллективом не возрастает у детей. В результате экспериментов выяснилось, что, когда дети действуют без контроля со стороны (сами складывают сделанное в ящик), они не чувствуют должной ответственности перед коллективом и задание выполняется на 50-60%, когда же они сдают свою работу уполномоченному коллектива, то процент выполнения значительно возрастает и достигает 70-80%. И наконец, когда дети сдают свои изделия учителю, то задание выполняется на 90- 98%. Чтобы повысить чувство ответственности, общественная работа в коллективе должна оцениваться не столько взрослыми, сколько самими детьми.
Часто классы, на первый взгляд деятельные и жизнеспособные, становятся совершенно беспомощными, очутившись без руководства учителя. Оставшись наедине друг с другом, дети настолько меняются, а, казалось бы, уже сформировавшиеся коллективные отношения оказываются настолько слабыми, что класс становится трудно узнать. Педагоги учитывают эту опасность И специально вырабатывают у учеников умение самостоятельно действовать, самостоятельно решать неожиданные вопросы. Достигается это и всей системой воспитательной работы, и специальными тренировочными заданиями. Сначала учитель подчеркивает: «Это дело вы будете выполнять сами, без меня. Посмотрим, как вы справитесь». Потом надобность в таких напоминаниях отпадает. Воспитание самостоятельности требует наблюдательности и такта.
Проявляя свою потребность в общении, ученики начальных классов обнаруживают значительные индивидуальные особенности. Как показывает специальное исследование, здесь можно выделить две группы детей. У одних общение с товарищами в основном ограничивалось школой и, по мнению учителя и родителей, не занимало большого места в их жизни. У других общение с товарищами уже занимало немалое место в жизни.
В 5-ом классе происходит резкий перелом, обостряется желание участвовать во всем происходящем в классе. Наряду с установлением личных контактов усиливается стремление найти свое место в коллективе, во взаимоотношениях с товарищами. Конечно, уже в начальных классах ребенок стремится занять определенное положение в системе личных отношений и в структуре коллектива, зачастую тяжело переживая несоответствие между своими притязаниями и фактическим положением. Но у подростков все эти тенденции проявляются более остро.
Многие исследователи неоднократно подчеркивали, что в этом возрасте потребность в общении проявляется также и в активном поиске близкого друга. Общение с близким товарищем, отмечает Т.В. Драгунова, выделяется для подростка в совершенно особый вид деятельности, которая может быть названа деятельностью общения, чьим предметом является товарищ-сверстник как человек. С одной стороны, эта деятельность существует в виде поступков подростков по отношению друг к другу, с другой - реализуется в форме размышлений о поступках товарища и взаимоотношениях с ним. Как свидетельствуют работы по психологии дружеских отношений, в юношеском возрасте потребность в общении становится более глубокой по содержанию. Расширяется область духовного и интеллектуального общения школьников.
В основе развития взаимоотношений в группе лежит потребность в общении, которая сама претерпевает с возрастом глубокие изменения. Она удовлетворяется разными детьми неодинаково. Это обусловлено тем, что для каждого человека в группе возникает своя, неповторимая ситуация общения, своя микросреда. Каждый член группы занимает особое положение и в системе личных, и в системе деловых отношений.
Подлинные мотивы выбора товарища часто лежат в эмоциональной сфере ребенка и не всегда отчетливо осознаются. Примерно треть мотивировок имеют деловой характер: они связаны с хорошей учебой сверстника, со стремлением получить и оказать помощь в учебе. Также встречаются мотивировки, отражающие такие качества одноклассника, как наличие разнообразных навыков и способностей.
Анализ мотивировок показывает их зависимость от возраста школьников и от воспитательной работы в классе. Оказалось, что младшие ученики относительно редко выдвигают в качестве мотива желание помочь товарищу. В подростковом возрасте это, напротив, довольно распространенный мотив. У подростков выявлены следующие мотивы:
1. Указание на нравственно-психологические черты личности: «волевой», «честный», «смелый», «скромный», «простой», «трудолюбивый», «веселый» и т. д. При этом характерно, что в хорошо организованном классе мотивы, основанные на оценке личности одноклассника, встречаются чаще: члены высокоразвитых коллективов отличаются более высоким уровнем требовательности друг к другу.
2. Указание на конкретные навыки, умения и способности товарища («хорошо поет», «хорошо рисует» и т. п.).
3. Указание на потребности внутреннего общения («вместе мечтать», «вместе строить разные планы в жизни»).
Дети отвергают друг друга по вполне конкретным причинам: среди младших школьников наиболее распространены такие, как: а) драчливость; б) плохое поведение; в) «дразнится»; г) «обижает слабых»; д) неприятные привычки, неопрятность. Отказываясь выбирать детей с эгоистической мотивацией, учащиеся говорили: «заботится только о себе», «любит командовать», «обижает слабых», «бережливый для себя», «не хочет участвовать в общем деле», «любит только себя» и т. п. Это говорит о том, что положение ребенка в системе личных отношений детей зависит от преобладающей мотивации его поведения, от направленности его личности.
В шестых классах появляются мотивировки морального характера: а) лень, уклонение от труда; б) лживость; в) нечестность; г) завистливость. При этом осуждение по моральным мотивам чаще встречается в классе с более высокой организацией.
Положение человека в группе зависит, во-первых, от его личностных качеств и, во-вторых, от характерных особенностей той группы, относительно которой измеряется его положение. Одно и то же сочетание личных качеств может обусловить совершенно различные положения человека в зависимости от стандартов и требований, сложившихся в конкретной группе (А.И.Донцов, Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский и др.). Нередки случаи, когда ученик, привыкший занимать высокое положение в классе, при переходе в другую школу или даже параллельный класс оказывается практически в противоположной ситуации. Те качества, которые в одном коллективе оценивались как положительные (стремление хорошо учиться, принци-
пиальнсть, вежливость и т.д.), в новом контексте могут быть восприняты как стремление выслужиться перед учителем. Реальное положение ученика в коллективе зависит от внутренних свойств личности, от внешней реакции коллектива, от мнения учителя.
Оказывается, для того чтобы завоевать благоприятное положение среди сверстников, ребенку необходимо обладать многими яркими особенностями; для того же чтобы попасть в число непопулярных, и даже изолированных, детей, достаточно обладать одной-двумя отрицательными чертами. Вот уж поистине ложка дегтя портит бочку меда!
Существует ли связь между успеваемостью и положением ученика в коллективе?
Обнаружилось, что почти половина детей во всех классах занимает в системе личных взаимоотношений положение, не соответствующее их успеваемости.
Показательно, что школьников, занимающих высокое положение, несмотря на низкую успеваемость, значительно больше в шестых классах, чем в третьих. Видимо, это связано с тем, что для подростков успеваемость одноклассника не просто менее существенна в плане личных взаимоотношений, но зачастую является отрицательным, отталкивающим фактором.
Экспериментальные данные дают наглядное представление о том. что плохая успеваемость ученика была и остается в числе существенных предпосылок для отрицательного отношения со стороны одноклассников (70-80% всех отказов отдано отстающим, плохим и посредственным ученикам).
Н. Гронланд в своей монографии «Социометрия в классе» пишет, что для педагогов социометрические результаты часто оказываются неожиданными. Даже самые лучшие учителя ошибаются в оценке взаимоотношений между учениками. Характерно при этом, что на точность суждений не влияют ни число учеников, ни преподавательский навык.
Основная причина ошибок учителя - несовпадение внешней структуры группы, на которую он прежде всего ориентируется, и внутренней, которая отражается в эксперименте.
Н. Гро нланд отмечает, что педагоги часто переоценивают по-ложение тех, кто им больше нравится. И напротив, положение тех, кто им неприятен, кто плохо приспособлен к школьной жизни, недооценивается. Очевидно, что суждения учителей ни в коей мере не могут заменить социометрических экспериментов.
Указать круг привязанностей ученика в классе на основании даже длительного знакомства с ним составляет очень трудоемкую задачу для педагогов.
Данные о положении ребенка в системе личных взаимоотношений и о факторах, которыми оно определяется, могут помочь педагогу установить нормальные отношения в детском коллективе. Конечно, в каждом отдельном случае необходим глубоко индивидуальный подход, поэтому весьма опрометчиво предлагать какие-то стандартные рецепты. Попытаемся наметить хотя бы общее направление нормализации отношений изолированного ребенка в группе.
Первый шаг - это изучение причин неблагоприятного положения ребенка. Педагогу прежде всего надо проанализировать, продумать свое личное отношение к нему. Нередко воспитатели, сами того не подозревая и не желая, ухудшают положение ребенка. Отношение педагога к детям, особенно в младших классах, влияет на их отношения друг к другу. Иногда педагог своими непродуманными замечаниями и оценками невольно вызывает недоброжелательность к тому или иному ребенку. Недопустимы замечания, которые относятся к личности воспитанника: «Ты вообще лентяй», «Ты тянешь класс назад», «Ты всегда всем мешаешь». Недопустимы призывы, обращенные ко всему классу: «Не дружите с Галей!» - и т.п.
Отрицательно влияют на положение ученика не только замечания такого рода, но и неумеренное захваливание. Особенно если это захваливание сопровождается противопоставлением: «Петя вот какой хороший, не то что ты». Подобные противопоставления иногда приводят к тому, что объективно хорошие дети, дети-активисты, к немалому удивлению педагогов, оказываются в психологической изоляции.
Необщительного ребенка надо попытаться подружить,с одноклассниками. В исследованиях по психологии дружбы предлагаются такие пути: 1) привлечь ученика к интересной деятельности; 2) помочь ученику достичь успеха в той деятельности, от которой прежде всего зависит его положение; 3) постараться преодолеть аффективность (вспыльчивость, драчливость, обидчивость), которая чаще всего оказывается причиной (и, конечно, следствием) психологической изоляции; 4) у тех, кто в этом нуждается, вырабатывать уверенность в себе, помогать побороть чрезмерную застенчивость (хороших результатов можно добиться и различными косвенными мерами; например, иногда полезно, чтобы робкого, одинокого ребенка поддержали авторитетные сверстники).
Самое важное - уметь наладить контакт ученика с педагогом. Дети должны увидеть, что учителя внимательны к ребенку и хорошо к нему относятся. Очень важно создать в классе атмосферу дружелюбия и искреннего стремления помочь товарищу.
Приложение к главе 6. Психологические методики
Социометрическое исследование структуры взаимоотношений в группе
При проведении социометрии со студентами вуза можно воспользоваться инструкцией, задающей общий социометрический критерий примерно следующего содержания.
«Уважаемые товарищи! Ваша группа создана недавно, при ее формировании не могли быть учтены ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно хорошо знакомы друг с другом. За время, прошедшее с тех пор, группа сложилась. Вы лучше узнали друг друга, некоторые из вас стали друзьями, но не обошлось, вероятно, и без трений. Теперь мы хотели бы воспользоваться вашим опытом, чтобы в будущем переформировать учебные группы с учетом ваших пожеланий. С этой целью вам будет предложен ряд вопросов, на которые необходимо ответить правдиво. От искренности полученных ответов будет зависеть состав вновь организуемых групп. Просим отвечать самостоятельно, не советуясь друг с другом. Ваши ответы оглашению не подлежат».
Вопросы следующие:
1. Кого из членов вашей группы вы хотели бы видеть в составе вновь организованной группы? Укажите 3-5 фамилий таких товарищей.
2. Кого из членов вашей группы вы не хотели бы видеть в новой группе?
3. Кто, по вашему мнению, выберет вас?
4. Кто, по вашему мнению, вас не выберет? При проведении социометрии необходимо соблюдать ряд условий, обеспечивающих надежность получаемых результатов:
1) нужно позаботиться о том, чтобы члены группы отвечали, самостоятельно, не советуясь друг с другом;
2) не следует торопить людей с ответами, переходите от ответа на один вопрос к другому только тогда, когда все участники ответили на предыдущий вопрос;
3) для того чтобы испытуемые не упустили из внимания никого из членов группы, необходимо на доске написать фамилии отсутствующих.
Результаты, получаемые при помощи социометрической методики, могут быть представлены в форме матриц, социограмм, специальных числовых индексов. По данным опроса испытуемых вначале составляется социометрическая матрица, по горизонтали и по вертикали которой в одном и том же порядке перечис-
лены фамилии всех членов исследуемой группы. Нижние строки и крайние правые столбцы матрицы являются итоговыми. Заполнение матрицы начинается с внесения в нее выборов, сделанных каждым человеком. Для этого в клетках пересечения строки соответствующего испытуемого со столбцами тех, кого он выбрал, проставляются соответственно цифры 1, 2, 3. Цифра 1 ставится в столбец того члена группы, который рассматриваемым испытуемым оказался выбранным в первую очередь; цифра 2 - в столбце того члена группы, который был выбран вторым, и т. д. Аналогичным образом, но цифрами другого цвета, в матрице отмечаются отклонения (тех, с кем не хотели в дальнейшем взаимодействовать). Обычно все данные, касающиеся положительных выборов, отмечают в матрице красным цветом, а отклонения - синим. В матрицу заносятся также результаты ответов на третий и четвертый вопросы; когда испытуемый предполагает, что его выберет кто-либо, то в столбец этого человека проставляются красные скобки, а скобками синего цвета отмечаются предполагаемые отклонения.
Социометрическая матрица
Ф.И.О. | Иванов | Петров | Сидоров | ... | ВС | TIC | OB | |
Иванов | О | |||||||
Петров | ||||||||
Сидоров | О | 1 2 | ||||||
Обозначение показателей | ||||||||
вп | ||||||||
on | ||||||||
OR | ||||||||
ОС | ||||||||
BR | ||||||||
во |
В итоговых нижних строках и правых столбцах используются следующие обозначения:
ВС - количество выборов, сделанных данным человеком; ОС - количество отклонений, сделанных данным человеком; ВП - сумма выборов, полученных данным человеком; ОП - сумма отклонений, полученных данным человеком; ОВ - количество ожидаемых выборов; 00 - количество ожидаемых отклонений; ВВ - количество взаимных выборов; ВО - количество взаимных отклонений.
В нижние строки матрицы заносятся результаты о количестве полученных выборов (независимо, в какую очередь - 1-, 2-, 3-ю) и отклонений, о количестве взаимных выборов и отклонений, о количестве ожидаемых от данного лица выборов и отклонений.
В крайние правые столбцы матрицы заносятся результаты о количестве сделанных выборов и отклонений, о количестве ожидаемых данным лицом выборов и отклонений.
Число выборов, полученных каждым человеком, является мерилом положения его в системе личных отношений, измеряет его «социометрический статус». Люди, которые получают наибольшее количество выборов, пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют «звездами». Обычно к группе «звезд» по числу полученных выборов относят тех, кто получает 6 и более выборов (если, по условиям опыта каждый член группы делал 3 выбора). Если человек получает среднее число выборов, еш относят к категории «предпочитаемых», если меньше среднего числа выборов (1-2 выбора), то к категории «пренебрегаемых», если не получил ни одного выбора, то к категории «изолированных», если получил только отклонения - то к категории «отвергаемых».
С целью более достоверного выделения «звезд» и «пренебрегаемых» используют некоторые методы статистического анализа. В ходе статистического анализа полученного первичного материала устанавливают критические значения количества выборов, границы доверительного интервала, за пределами которого полученные выборы можно считать статистически достоверными. Эмпирические кривые распределения выборов часто асимметричны и аппроксимируются биноминальным законом распределения. Экспериментальная ситуация социометрического обследования весьма близка к ситуации последовательных дихотомических выборов.
Верхняя и нижняя критические границы рассчитываются по следующей общей формуле:
где X - критическое значение количества V(M) выборов; t - поправочный коэффициент, учитывающий отклонение эмпирического распределения от теоретического; Ъ - среднее отклонение; М - среднее количество выборов, приходящихся на одного человека.
Коэффициент (определяется по специальной таблице на основе предварительного вычисления другого коэффициента Од,
свидетельствующего о степени отклонения распределения выборов от случайного):
где р - оценка вероятности быть выбранным в данной группе; q - оценка вероятности оказаться отвергнутым в данной группе; b - отклонение количества полученных индивидами выборов от среднего их числа, приходящегося на одного члена группы, и, в свою очередь, определяются при помощи следующих формул:
р г п = 1 - р
N~\ где N - количество участников в группе; М - среднее количество выборов, полученных одним участником. М вычисляется при помощи формулы:
где d - общее количество выборов, сделанных членами данной группы.
Ъ определяется по формуле:
Проиллюстрируем процедуру расчетов. Исследовали группу из 31 человека, участники которой в общей сложности сделали 270 выборов.
Найдем среднее количество выборов, приходящихся на одного человека в группе:
30 Определим оценку вероятности быть избранным в данной группе:
30 Вычислим среднее-Kвно отклонение: к=адратx0,еx(l-0,3).
Посчитаем коэффициент асимметричности:
Теперь по таблице определим величину t отдельно для правой и левой частей распределения. В левой части таблицы приведены значения для нижней границы доверительного интервала, а в правой - для верхней. Для обеих границ (верхней и нижней) значения даны для трех различных вероятностей допустимой ошибки:
р < 0,05; р < 0,01; р < 0,001.
Таблица
Значения по Сальвосу
Коэффи циент асимметричности, Од | Вероятность. ошибки, Р | Коэффициент асимметричности, Од | Вероятность ошибки, Р | ||||
0,05 | 0,01 | 0,001 | 0,05 | 0,01 | 0,001 | ||
0,0 | -1,64 | -2,33 | -3,09 | 0,0 | 1,64 | 2,33 | 3,09 |
0,1 | -1,62 | -2,25 | -2,95 | 1,67 | L2,40 | 3,23 | |
0,2 | -1,59 | -2,18 | -2,81 | 0,2 | 1,70 | 2,47 | 3,38 |
0,3 | -1,56 | -2,10 | -2,67 | 0,3 | 1,73 | 2,54 | 3,52 |
0,4 | -1,52 | -2,03 | -2,53 | 0,4 | 1,75 | 2,62 | 3,67 |
0,5 | -1,49 | -1,95 | -2,40 | 0,5 | 1,77 | 2,69 | 3,81 |
0,6 | -1,46 | -1,88 | -2,27 | 0,6 | 1,80 | 2,76 | 3,96 |
0,7 | -1,42 | -1,81 | -2,14 | 0,7 | 1,82 | 2,83 | 4,10 |
0,8 | -1,39 | -1,73 | -2,00 | 0,8 | 1,84 | 2,89 | 4,24 |
0,9 | -1,35 | -1,66 | -1,90 | 0,9 | 1,86 | 2,96 | 4,39 |
1,0 | -1,32 | -1,59 | -1,79 | 1,0 | 1,88 | 3,02 | 4,53 |
1Д | -1,28 | -1,52 | -1.68 | 1,1 | 1,89 | 3,09 | 4,67 |
Поскольку в таблице нет значения, равного 0,16; а есть только значения ОД и 0,2; то выберем поправочные коэффициенты; находящиеся между этими табличными значениями.
Для О д = ОД поправочный коэффициент составит (-1,62), а для О = 0,2 - (-1,59). G учетом того, что реальное значение О =0,16; возьмем поправочный коэффициент t промежуточного значения и примем его равным (-1,60) (левая половина таблицы).
Проделав подобную операцию и в правой части таблицы; получим второй поправочный коэффициент 1,69, величина которого расположена между табличными значениями для О = ОД и О д = 0,2. Верхнюю критическую границу вычислим, подставив в ^формулу значение t из правой части таблицы:
Х в 2,51 = 13,24.
Для определения нижней границы доверительного интервала испрльзуем значение ^взятое из левой части таблицы:
о -Л h t, hi =
В связи с тем, что количество полученных выборов - это всегда целое число, округлим полученные значения до целых чисел. Теперь можно сделать вывод, что все испытуемые изученной группы, получившие 14 и более выборов, имеют высокий социометрический статус, являются «звездами», а испытуемые, получившие 4 и меньше выборов, - низкий статус, причем, утверждая это, допускаем ошибку не более чем на 5%.
Если допускать ошибку в 1%, то из таблицы значения t берем иные:
X = 9,0 + 3,32x2,51 = 17,33;
х нижн>9>0 -2,84x2,51 =1,87.
Округлим до целых чисел: Х верхн = 18; Х нижн = 1. Таким образом, допуская ошибку не более чем на 1%, можно утверждать, что лидерами являются только те, кто получил не менее 18 выборов, а низкий статус-у испытуемых, получивших меньше двух выборов.
Пользуясь только социометрической матрицей, трудно в деталях представить картину взаимоотношений, сложившихся в группе. Для получения более наглядного их описания прибегают к социограммам.
Они бывают двух типов: групповые и индивидуальные. Первые изображают картину взаимоотношений в группе в целом, вторые - систему отношений, существующих у интересующего исследователя индивида с остальными членами его группы.
Групповая социограмма имеет два варианта: конвенциональная социограмма и социограмма-мишень.
На конвенциональной социограмме (см. рис.) индивиды, составляющие группу, изображаются в виде кружочков, соединенных между собой стрелками, символизирующими социометрические выборы или отклонения. При построении конвенциональной социограммы индивиды располагаются по вертикали в соответствии с количеством полученных ими выборов таким образом, чтобы в верхней части социограммы оказались те, кто получил наибольшее количество выборов. Индивидов необходимо располагать на таком расстоянии друг от друга, чтобы оно было пропорционально порядку выбора.
Если, например, два индивида, А и Г, выбрали друг друга в первую очередь, то расстояние между изображающими их кружочками на рисунке должно быть минимальным; если индивид Д выбрал А в третью очередь, то длина стрелки, соединяющей А и Д, должна быть примерно в три раза больше, чем длина стрелки, соединяющей А и Г.
младшие
женский пол
взаимные
Социограмма-мишень, изображающая взаимоотношения в группе из 11 человек
Существует еще один вариант социограммы-мишени, учитывающий статистическую значимость количества полученных выборов. Испытуемые, получившие достоверно большее, чем у других, количество выборов, располагаются в центре социограммы - это «звезды». Индивиды, количество выборов которых не
Индивидуальные социограммы лидера (А) и изолированного (Б):
■4------- - взаимные выборы;
-------- - односторонние выборы;
■4- - - - ожидаемые взаимные выборы; - - > - односторонние ожидаемые выборы.
Полезной для анализа взаимоотношений в группе будет с. -циометрическая карта-монограмма, изображающая отношения каждого члена группы с остальными ее участниками. Карта-монограмма содержит количество ячеек, численно равное количеству членов группы. Все ячейки нумеруются в нижнем левом
углу, в них заносятся фамилии индивидов. В каждой ячейке, закрепленной за конкретным индивидом, изображаются выборы, которые сделаны им и адресованы ему.
Карта-монограмма
- 4. Гаврилова
аврил
5. Денисов
В карте-монограмме дается социометрический срез группы в индивидуально-детализированном виде. Вот примеры типичных социометрических связей:
1. Взаимные:
а) парные - когда индивид находится во взаимных отношениях
не более чем с одним членом группы;
б) групповые - включающие взаимные выборы с двумя и более
членами группы.
2. Односторонние:
а) изолированные - сам индивид выбирает других, а его не
выбирает никто;
б) блуждающие - индивида выбирают одни члены группы, а
сам он выбирает совершенно других;
в) обособленные - индивиду отдают предпочтение, а сам он ни
кого не выбирает.
Социометрические данные можно представить в виде индексов. Простейшим индексом является среднее число выборов или отклонений, полученных индивидом в группе. Полезную информацию о социометрическом статусе индивида можно получить вычитанием количества полученных им отклонений из числа полученных им выборов или делением количества выборов на количество отклонений.
Всесторонний анализ статуса индивида в группе можно получить при помощи шести индексов, оценивающих количество:
1) сделанных выборов; 2) полученных выборов; 3) взаимных выборов; 4) полученных отклонений; 5) сделанных отклонений; 6) взаимных отклонений.
Приписывая каждому показателю знак «+» (если он выше среднего по группе) или «-» (если он ниже среднего по группе), можно получить закодированный социометрический профиль индивида. Например, профиль вида «+, +, +, -, +, -» будет свидетельствовать о том, что данный индивид отвергает многих в-группе, но это обстоятельство не влияет на его популярность. Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько К удовлетворенности (К) своим положением в группе:
число взаимных выборов число выборов, сделанных данным человеком *
Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим человеком, то К = 0/3 = 0.
Коэффициент удовлетворенности может быть равен 0, а статус (количество полученных выборов) равен, например, 3 у одного и того же человека - эта ситуация свидетельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы. В результате социометрического эксперимента руководитель получает сведения не только о. персональном положении каждого члена группы в системе межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы. Характеризуется она особым диагностическим показателем - уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ>. УБВ группы может быть высоким, если «звезд» и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых» и «изолированных» членов группы. Средний уровень благополучия группы фиксируется в случае примерного равенства («звезды» + «предпочитаемые») = («пренеб-регаемые» + «изолированные» + «отверженные»). Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом. Важным диагностическим: показателем считается «индекс изоляции» - процент людей, лишенных выборов в группе.
Изучение психологическогоклиматаколлектива
Оценки: 3 - свойство проявляется в группе всегда;