• Воспитание этнической культуры в образовательном пространстве доу. Конспект НОД «Этнокультурное воспитание детей средней группы путем приобщения к народным обычаям, традициям и культуре

    21.07.2019

    Этнокультурное воспитание дошкольников

    Исполнитель:

    Лычева Оксана Владимировна

    воспитатели МБДОУ «Литвиновский детский сад Яшкинского муниципального района»

    Список литературы.

    .. . Как нет человека без самолюбия,

    так нет человека без любви к отечеству,

    и эта любовь даёт воспитанию

    верный ключ к сердцу человека...

    К.Д. Ушинский

    Введение.

    Исторически сложилось так, что проблемы этнокультурного (национального) воспитания и обучения детей поднимаются в нашей стране тогда, когда происходит реформирование систем государственной власти и настаёт время соответствующих изменений в сфере образования. Так повелось со времён Киевской Руси и сохранилось вплоть до наших дней. Однако сложность современной образовательной ситуации заключается в том, что мы постепенно перестаём ощущать ценность того, что живём на русской земле, говорим на русском языке и впитали в себя русскую культуру. Это губительно для нас и нашего Отечества. Поэтому хотелось бы уповать на то, что сбудутся слова великого русского философа П. Флоренского о том, что нигилизм, исчерпав себя, докажет своё ничтожество, вызовет ненависть к себе и тогда сердца и умы с новой силой обратятся к русской идее, к идее России, к святой Руси. В этом случае, как говорил Н.М.Карамзин, появятся ориентиры в бурном море жизни, которые помогут не потерять себя и своё национальное достоинство в мировом океане.

    Сегодня всё более явственно обнаруживается возрождение национального духа, национальной культуры и традиций, духовных ценностей и социальных институтов, самосознания и самоуважения народа. Первым таким социальным институтом является семья, а потом уже -детский сад, который тесно сотрудничает с семьёй ребёнка. Формированию национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребёнком своего места в нём как нельзя лучше

    способствует своевременное приобщение детей к народной культуры. При этом необходимо создать приоритетное направление изучения родной культуры в сочетании с воспитанием уважительного отношения к другим культурам. Своевременное приобщение детей к народной культуре исключит опасность ассимиляции, когда человек как бы поглощается другой культурой, постепенно усваивает её ценности, обычаи, язык, традиции и становится культурно неотличим от большинства. Установка педагога должна быть направлена на то, чтобы, выявляя самобытность каждого народа, использовать положительный потенциал его культуры для саморазвития и совершенствования личности ребёнка. Итак, я пришла к выводу, что для успешного решения вышеуказанной проблемы, необходимо следующее:

    - создание системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры;

    - привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;

    - создание условий для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми;

    - установление сотрудничества с другими учреждениями.

    Особенности работы ДОУ по проблеме «Этнокультурное воспитание дошкольников».

    Проанализировав уровни ознакомления старших дошкольников с историей и культурой русского народа я пришла к выводу, что большинство детей имеют не достаточно высокий уровень. Исходя из вышесказанного мной были выбраны следующие приоритеты:

    Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными.

    Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, народные приметы, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

    Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

    4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной
    росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна
    увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

    Наше ДОУ работает по комплексной образовательной программе «Детство» В.И.Логиновой, которая предполагает этнокультурное воспитание детей в процессе художественно-эстетического развития и взаимодействия

    дошкольников с различными сферами культуры через рисование, музыку, детскую литературу, родной язык. В связи с этим большое внимание я уделяю произведениям устного народного творчества, народной музыке и танцам, декоративно-прикладным искусствам народов России. Но этого недостаточно. Поэтому я выступила с предложением использовать в своей работе и ДОУ в целом парциальную программу «Мой родной дом» (под редакцией Т.И.Оверчук), направленную на социализацию личности дошкольника, формирование любви к Родине - России на основе приобщения к национальной культуре. Я начала работу по следующим направлениям:

    приобщение детей к основам национальной культуры, быта и развитие межличностных отношений;

    развитие потребности в активном, творческом преобразовании окружающего мира в соответствии с национальными традициями.

    Но и этого было недостаточно. Тогда я предложила как основу использовать парциальную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы О.Л. Князева, М.Д. Маханева), целью которой является формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

    Данные парциальные программы были утверждены для использования педагогическим советом ДОУ. Была приобретена вся необходимая литература. Имея в своём распоряжении различные программы и пособия по приобщению детей к народной культуре, базу основных методов и приёмов, я разработала собственные варианты, выбрала нужные средства обучения и воспитания, скорректировала, подстроила их в соответствии с возможностями своего дошкольного образовательного учреждения.

    Планирование по результатам.

    Диагностику эффективности работы ДОУ по направлениям этнокультурного образования провожу в процессе обследования воспитанников, их родителей. Для этого была мною разработана специальная таблица, в которой я отразила направления диагностики. Целью диагностики детей является выявление теоретических знаний и практических умений воспитанников ДОУ, касающихся:

    - уровня сформированности знаний о предметах народного быта,
    народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного
    творчества, умения осуществлять ориентировку в разных видах
    деятельности, связанных с отражением представлений о народной культуре;

    потребности использовать данные знания и умения на практике;

    уровня сформированности умения самостоятельно моделировать свою деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.

    Диагностику провожу с помощью специально разработанных дидактических игр, бесед с использованием наглядного материала, загадки и пр. Ребёнок не должен чувствовать, что кто-то оценивает его знания, умения и навыки. Он просто играет. Мне нужна такая диагностика для того, чтобы иметь представление об уровне знаний ребёнка и суметь правильно спланировать дальнейшую работу с ним.

    Результаты диагностики за 2014-2015 учебный год показали, что знания детей сформированы поверхностно и у небольшой группы детей. Высокого уровня достигли лишь 25% детей, средний уровень снизился на 15%, 5% детей остались на низком уровне.

    Диагностику родителей провожу с помощью анкет в начале и конце учебного года. Родители заполняют анкету в моём присутствии и могут получить от меня необходимую консультацию. Результаты анкетирования показали, что многие родители считают важным приобщать детей к национальной культуре, но некоторые не знают, как это сделать, так как нет специализированной литературы, а другая часть родителей считает, что их дети «ещё» маленькие для получения таких знаний. Большинство родителей убеждены в том, что основную работу по приобщению детей к национальной культуре должен вести детский сад, а родители - только помогать в этом.

    Работу начала с самообразования:

    посетила областной краеведческий музей в г. Кемерово;

    изучала статьи по данной проблеме;

    изучала краеведческую литературу, пополняла личную библиотеку о крае;

    вместе с родителями оборудовала в детском саду музей «русская изба»;

    подобрала библиотечку произведений писателей, поэтов, которые отражают быт, культуру, национальные традиции русского народа в доступной для детей форме;

    сшила для себя костюм в народном стиле и также обшила куклу;

    - собрала и систематизировала русские народные пословицы, поговорки,
    отражающие лучшие стороны русского характера: доброту, трудолюбие,
    любовь к матери, к Родине;

    изготовила творческие развивающие игры «Разбитая картина», «Пройди по родному селу», «Помоги добраться до указанного места»;

    посетила и составила план сотрудничества с сельской библиотекой, школой искусств и образовательной школой по преемственности работы по данной теме.

    Условия для повышения качества работы.

    Было очевидно, что система работы в этом направлении развития детей требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. На педсовете было решено выделить в детском саду небольшое помещение и оборудовать его в виде «русской избы», где будут размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: коромысло, горшки, самовар, прихватки, чугун и т.д. Начались их поиски, в которых участвовали не только сотрудники детского сада, но и родители воспитанников. Чудом сохранившиеся старинные бытовые предметы отыскивали всюду.

    Почерпнув сведения из самых разных источников, сотрудники детского сада постарались воссоздать в небольшом помещении основные детали и обстановку русской избы (стол, лавки, печь, полати* рукомойник, люльку и др.). Однако основной задачей было не создание музейной атмосферы, а возможность введения детей в особый самобытный мир путём его действенного познания. Поэтому помимо настоящих вещей в «избу» были помещены и некоторые предметы, имитирующие реальные. Печь сделали из коробок, внешне имеющей натуральный облик. Из папье-маше были сделаны кринки, миски. На полках, кроватях, у рукомойника и красном уголке настоящие, вышитые и связанные крючком рушники и подзоры.

    После того как убранство «избы» было завершено, перед нами встала не мене сложная проблема - методическая организация работы. Приглашали на занятия бабушек. Постепенно была осознана необходимость «одушевления избы» и было решено «назначить» Хозяйку избы. Перед Хозяйкой была поставлена задача более глубокого овладения особенностями народной речи, национальных обычаев и традиций, народного искусства. Так как я не первый год занималась этой проблемой и была основным организатором русской избы мне и предложили роль Хозяйки.

    Для более результативной работы по данной проблеме я составила
    перспективный план работы с детьми всех возрастных групп и родителями
    на год. В работе появилась система, улучшились знания детей и родителей.
    Но нарушилась целостность образовательного процесса в ДОУ:
    последовательности и комплексности (одновременности и

    взаимосвязанности) изучения детьми разных разделов базовой программы воспитания и обучения, принятой в ДОУ. Кроме того, необходимо было снять проблему дублирования учебного материала в организованных формах обучения, возникающей при использовании разнообразных комплексных и парциальных программ социально-нравственного и патриотического воспитания дошкольников.

    План весь переработала и составила наиболее приемлемый для нашего ДОУ с учётом разновозрастного состава групп и сочетания с планом работы музыкального руководителя. В каждом разделе образовательной программы ДОУ при перспективном планировании учитываю введение тем, связанных с изучением национальной культуры. Например, я провожу занятия по экологии с элементами фольклора.

    В начале учебного года провожу семинар для детей и родителей по конструированию позитивных детско-родительских отношений в семье: «Игровая кукла: делаем вместе» Современному ребёнку нужна народная кукла. Основным является то, что (под руководством родителей) её мастерит - кукла становится родной и дорогой. Она способствует конструированию позитивного Образа мира и себя в нём, прогнозированию положительного Образа будущего, развитию творческих способностей детей и взрослых.

    22 февраля провожу вечер-развлечение (досуг) для воспитанников старшего возраста на тему: «Русские богатыри». Часто занятия проходят в мини музее «Русская изба». Многие занятия провожу по русским народным сказкам. Часть из них заканчиваются чаепитие у самовара. Один раз в месяц «хозяйка избы» и дети отмечают здесь именины детей, приходящиеся на

    этот месяц. Во время чаепития дети усваивают правила гостеприимства, которыми славен русский народ: «Не красна изба углами - красна пирогами» и пр. Чаепитие из самовара - это не просто обычная трапеза, а особый ритуал, объединяющий за неспешным разговором доброжелательных друг к другу людей. При этом дети распределяют роли между собой: «гости» наряжаются, «хозяева» готовят и приглашают к столу. Гостей встречаем, как и полагалось на Руси, хлебом-солью. Используя не только современные, но и старинные выражения: «Извольте откушать», «Отведайте печенья». Такое чаепитие даёт возможность расширить знания о традициях русской кухни. Прощание с гостями всегда сопровождается благопожеланиями, благодарностью: «Спасибо за приятный вечер», «Спасибо за хлеб-соль». Дети любят «Русскую избу», с удовольствием занимаются в ней, готовят угощение для кукол, выращивают рассаду для огорода, отдыхают на посиделках и т.д. А в избе-то настоящий сундук с крестьянской одеждой, подвесная люлька, полка с кухонной утварью и пр.. Сколько радости доставляет детям душевный разговор или чтение сказки у печки, в которой мерцает «огонёк»! С каким трепетом наблюдают они за тем, как с печи свесил ноги Ванюшка, а на приступке грустит Маланьюшка! А ещё за печкой живёт домовёнок Кузя... Каждому находится занятие по душе и в рукодельном уголке: ведь там есть настоящее донце с куделью и веретеном, корзинка с клубками ниток, подлинная прялка. А какая изба без красного уголка! Дополняет интерьер «Русской избы» шторы из ситца вышитые крестиком, лоскутное одеяло, вышитые гладью и крестом полотенца, салфетки, накидушки, домотканые половики и кружки вязанные крючком. Встречает и провожает гостей хозяйка или кукла, одетая в русский народный костюм. Около дома двор с колодцем, берёзка с птичьим гнездом, поленница с дровами, собачья конура, настоящие сани... Не удивительно, что «Русская изба» стала комнатой психологической разгрузки не только для детей, но и для взрослых. Но самое главное - в ней проводятся развивающие занятия с

    детьми. В их содержании активно использую предметы русского национального быта, но и сохранять преемственность этических и эстетических ценностей русского народа. Я считаю, что предметная среда не должна быть самоцелью, не должна представлять собой «мёртвую комбинацию» различного оборудования и материалов. Предметный мир должен обеспечивать реализацию потребности ребёнка в активной и разноплановой деятельности.

    Наблюдая за детьми, я поняла, как важно обеспечить им «зону ближайшего развития». Поэтому моя деятельность по обогащению среды происходила на глазах детей и с их посильным участием. Этому сопутствовали наблюдения, беседы, обсуждения, рассматривание иллюстраций, чтение книг и др.. В подобных совместных со взрослыми делах дети расширяют свой активный и пассивный словарь, усваивают новые знания, приобретают новые впечатления, развивают наблюдательность,

    любознательность. Об этом свидетельствуют вопросы, которые дети задают мне: «Почему?», «Для чего?», «Как надо?». Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию. Иначе говоря, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Я постоянно что-то обновляю и пополняю.

    Этнокультурное образование дошкольников в моей работе очень тесно переплетается с общими задачами воспитательно-образовательной работы. Для педагогов ДОУ я провела ряд семинаров и семинаров-практикумов по темам: «Формирование образа семьи в процессе приобщения детей к народной культуре», «Формирование преемственности между поколениями и национальной самоиндентификации детей», «Формирование образа Родины». С родителями своей группы я провела такие мероприятия:

    - вечера встреч, на которые приглашала мам, пап, бабушек и дедушек, где они рассказывали о своём детстве, о своих родителях, предках, о защите Родины в Великую Отечественную войну, о службе в Армии (Советской, Российской);

    - занятия в кружках народного промысла, которые ведут сами родители (вышивка, макраме, вязание и пр.);

    - досуговые вечера с родителями детей, включающие знакомство с обрядами и традициями своего народа.

    Важным моментом в формировании традиций стало совместное проведение русских народных праздников, повторяющихся из года в год и формирующих определённый цикл. К ним относятся Масленица, Пасха, Рождество. На таких мероприятиях, дети видят своих родителей с другой, непривычной для них стороны. Ведь нигде больше не смогут увидеть, например, маму в русском костюме или папу, поющего старинные песни. Дети рады таким праздником, т.к. в повседневной жизни дети зачастую испытывают недостаток родительского внимания.

    После таких мероприятий я провожу открытые занятия с детьми, когда родители с удивлением обнаруживают для себя, как они значимы для своих детей и дороги им. Очень увлечённо прошли такие открытые занятие для родителей на темы: «Мастера своего дела», «Чем богаты, тем и рады».

    Одним из условий успешной работы является создание предметной развивающей среды игрового пространства. В решении данного вопроса мне помогла работа кружка «Рукодельница», который я создала для детей и взрослых. Этот кружок создан на основе общих интересов воспитателей и $" родителей воспитанников. Здесь мы вместе осваиваем технику народных ремёсел или просто знакомимся со многими из них, обмениваемся опытом. Проводим конкурсы на лучшую народную куклу, на лучшее семейное блюдо, на лучшую глиняную игрушку, работы помещаем в уголке «Очумелые ручки».

    В год семьи провели совместный досуг «Семья - семь я!», где родители поделились своими семейными традициями, рассказали смешные случаи из соей жизни или своих близких, угощали своими фирменными блюдами, демонстрировали свои «родословные деревья».

    Родители продолжают сбор краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции уголка краеведения. Продолжая

    просвещение родителей провела в предыдущем учебном году семенары-практикумы «Родной свой край люби и знай», «Знакомим детей с природой родного края». Подготовила консультации на темы: «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному краю», «Отечественные памятники культуры в нравственных основах воспитания», «Роль народного творчества в нравственном воспитании детей», «Устное народное творчество - кладезь народной мудрости», «О мудрости народной педагогики». Провожу вечера вопросов и ответов «Как помочь ребёнку найти дело, в котором он нравиться самому себе». «Игры нашего детства» - где мамы, папы, бабушки и дедушки делятся своим опытом. Игра «Что? Где? Когда?» (кто лучше знает родной край) была проведена между детьми и родителями (с вручением призов и дипломов, изготовленных на занятиях по ручному труду). Подготовила с родителями подготовительной к школе группы фотовыставку «Мы из сибирского села»- фотографии детей в самых красивых местах села. Ежемесячно провожу дни открытых дверей с 20 по 25 число знакомя и детей, и родителей с народным календарём, где каждый день чем-то значим. Я знакомлю с тем, чем тогда занимались наши предки, какие примечали события в природе и т.д.

    Связь этнокультурного воспитания дошкольников с разными видами детской деятельности.

    Цикл занятий познавательного характера не ограничивается знакомством с русской избой. Народные исторические идеалы и духовные устремления можно и нужно изучать через знакомство детей с памятниками народной архитектуры и культовым зодчеством, которые неслучайно называют деревянной или каменой «книгой», где «записана» народная философия истории. Одна из важнейших задач, которую исполняет такая «книга», - вечная память о предках, строивших и защищавших Отечество, создавших его духовное наследие, и напоминание о нравственном долге потомков любить и беречь Родину. Поэтому, например, после цикла занятий «Из истории России» я предложила родителям рассмотреть вместе с ребёнком картины и иллюстрации к книгам с изображением Кремля, Успенского собора, Собор Василия Блаженного, памятник Минина и Пожарского, посмотреть видеофильмы про усадьбы Останкино, Кусково, Царицыно и др., прочитать детям произведения о Москве. С этим же я знакомила детей в детском саду с помощью видеофильмов, картин, слайдов и пр.. После проведения такой работы я запланировала ряд комплексных занятий познавательного и художественного цикла. Например, комплексное занятие для детей 5-7 лет по развитию элементарных математических представлений и конструированию, по развитию речи и рисованию, по обучению грамоте и аппликации и др.

    В «Программе приобщения детей к истокам русской народной культуры» в связи с необходимостью введения в занятия эстетического цикла предметов декоративно-прикладного искусства (Городец, Хохлома и др.) традиционное убранство русской избы я дополнила размещением на полках разнообразных произведений этих художественных промыслов. Именно в такой обстановке мне легче знакомить детей с народными промыслами всей России. Здесь же я сделала подборку иллюстраций, книг, картин,

    представляющих предметы старинного быта, русский народный костюм, провожу занятия по знакомству с основами декоративно-прикладного творчества.

    Целью занятий художественно-эстетического цикла я ставлю ознакомление детей с разными видами народного искусства в процессе использования средств изобразительной деятельности. Особенностью проведения таких занятий является то, что занятия познавательного цикла с помощью метода проектов связанных с изобразительной деятельностью детей, лепкой, ручным трудом. В ходе их проведения я использую разработки Т.С. Комаровой «Народное искусство в воспитании детей»,под ред. Е.Г. Ковальской «Художественное воспитание в детском саду», О.С. Скоролуповой «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством», серию альбомов «Декоративно-прикладного искусства - детям» и др. Содержание работы в течение года по художественно-эстетическому направлению отражаю в перспективном плане.

    В процессе обучения декоративному рисованию, лепке, аппликации использую разные приёмы: приём создания игровой ситуации в начале занятия, приём пошаговой ориентировки, приём сравнения, приём акцентрирования, приём моделирования, приём комментирования действий детей в речи. В процессе использования перечисленных приёмов устанавливаю взаимосвязь между видами изобразительной деятельности: рисованием, лепкой, аппликацией. Например, сначала дети лепят дымковскую лошадку, затем на рисрвании расписывают силуэт-заготовку лошадки.

    При обучении детей декоративному рисованию я ставлю задачу не подготавливать будущих мастеров росписи, а приобщать детей к народному искусству. При расписывании вылепленных лошадок, птиц, барышень и т.д. дети усваивают некоторые навыки, учатся составлять узор почувствовав при этом радость творчества. После каждого цикла занятий по одному из видов искусства провожу итоговое занятие, на котором дети составляют узор в стиле данной росписи, но выбирают сами её элементы, цвет, композицию, форму бумаги, силуэты-заготовки из бумаги, из папье- маше и др.

    Кроме занятий по знакомству с декоративно-прикладным творчеством и народными ремёслами, в процессе художественно- эстетического воспитания дошкольников я предусмотрела формирование специальных условий для перевода представлений детей о культурном наследии и природе малой Родины, родном доме и семье на уровне практической деятельности детей: предметной и предметно-игровой, изобразительной, экспериментальной. Для этого я «состыковала» темы занятий познавательного и художественного цикла и продумала преемственность содержания, а также используемых методов и методических приёмов. В качестве таких стержневых тем выступают «характер русского народа» и «образы родной природы в народном творчестве и творчестве русских художников», «государственная символика родной страны» и др.

    Также в работе с детьми использую народные музыкальные инструменты (трещётки, погремушки, бубенцы, деревянные ложки и пр.). Характерные для русской народной музыкальной культуры звуки, тембры, мелодии насыщают слуховое восприятие малыша и постепенно формируют в его художественном сознании национальные музыкальные стереотипы, самобытное национальное музыкальное мышление. Доступность народных инструментов, привлекательность и лёгкость игры на них в ансамбле приносят детям радость, создают предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формируют интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях. Поэтому на музыкальных занятиях я с музыкальном руководителем приучаю детей слушать русские народные песни в исполнении детских русских народных ансамблей. Воспитанники водят хороводы под эту музыку, выполняют танцевальные движения, играют на народных музыкальных инструментах. Вместе с музыкальным руководителем я провела интересное тематическое занятие на тему: «Колокольные звоны России». Дети были очень увлечены.

    Система освоения материала стала более стройной, когда музыкальный руководитель соответственно ведущей теме месяца стал включать в содержание занятий работу с произведениями народной словесности и музыкального фольклора.

    Одним из главных жанров устного" народного творчества является песня. В песнях, как и в других видах народного творчества, воспевались трудовые и героические подвиги народа, красота природы, восхвалялись человеческие добродетели, высмеивались пороки.

    Поэтому и ныне в детском саду и семье возможно самое разное использование песни - от её разучивания и исполнения до анализа

    содержания музыки и настроения. Эти песни теперь звучат не только в детском саду, но и в семье, особенно на традиционных семейных праздниках. Также использую народные танцы, хороводы, игры с песнями. Во второй половине дня часто организую «посиделки», на которых разучиваю с детьми народные игры с песнями, учу детей изготавливать элементы народных костюмов: кокошники, бусы, праздничную атрибутику и др.. Так, разучив зимние святочные песни и игры, дети, нарядившись в костюмы, шли по группам детского сада и поздравляли всех с Рождеством и Новым годом по старому стилю.

    Чтобы привлечь к данной работе окружающих, я организовала специальную, кружковую работу. На кружковых занятиях воспитатели выполняют самостоятельные задания. Привлекла в кружок технический персонал и родителей. Это включает их в педагогическую работу. Удачный творческий опыт родителей и воспитателей поощряла и широко использовала в дальнейшей работе при провождении народных календарных праздниках.

    Все жанры, формы и элементы фольклора я использую при проведении досугов и праздников. При этом важно создать в группе радостную атмосферу. Помещение группы украшаем все вместе (дети, родители, сотрудники). Необходимо, чтобы у детей возникли яркие впечатления, связанные с содержанием праздника, что достигается активным привлечением их ко всем моментам подготовки и проведения праздника (украшение ёлки, крашенье яиц, раскрашивание глиняных поделок, прослушивание духовной музыки, организация танцев, хороводов и пр.)

    Почти каждый народный праздник превращаю в театрализованное представление, в котором участвуют и дети, и приглашённые взрослые. Такое проведение праздника оставляет глубокий след в детской душе и укрепляет в ней добрые чувства.

    Применение физкультурно-оздоровительных занятий и досугов с использованием фольклорных элементов и народных подвижных игр очень эффективно в работе с дошкольниками. Используя следующие типы физкультурных занятий с использованием разных видов народного творчества:

    - двигательно-творческие, основанные на использовании потешек, загадок и сказок;

    - сюжетные физкультурные занятия с «вкраплением» элементов фольклора. Эти занятия проводятся в форме «двигательного» рассказа или сказки. Очень интересно прошли такие занятия как «Путешествие с Лесовичком», «Праздник Весны», «Ярмарка», «Идём в сказку»;

    - музыкально-ритмические занятия, основанные на русских народных плясках ж тандах, тарах % хороводах, с дсшшъзовэдшйм русских иесеи тл народных инструментальных мелодий. Это занятия на темы: «Русские узоры», «Осенины» и т.д.;

    - игровые физкультурные занятия на основе русских народных подвижных игр «Змейка», «Горелки», «Зайцы в лесу», «Богатырская наша сила», «Скоморошьи забавы» и т.д.;

    - познавательные занятия из серии «Забочусь о своём здоровье» с использованием элементов фольклора. На таких занятиях я формирую элементарные знания и представления детей о значении физической культуры, знакомлю их со строением тела человека, функциями различных органов, правилами гигиены, способствуют формированию потребности в здоровом образе жизни;

    - интегрированные физкультурные занятия. Интегрирование физических упражнений с элементами фольклора позволяет осуществить более качественное и прочное усвоение знаний, умений и навыков в области физического воспитания.

    Заключение.

    В завершении хотелось бы ещё раз сказать о сложном составе традиционной народной культуры, о необходимости органичного включения в жизнедеятельность детского сада самых разных её пластов, о возможности педагогических импровизаций на основе детского фольклора. Игровой культуры детей и взрослых, народной сказочной и не сказочной прозы, поэтических жанров устного народного творчества. При этом следует соблюдать меру.

    Анализируя проделанную работу за последние годы, я поняла, что на современном этапе самой большой проблемой является разрыв связей поколений, воспитание вне культурно-исторических традиций. Забывая свои корни, мы разрываем связь времён и поколений, а человек без памяти о прошлом, поставленный перед необходимостью заново определить своё место в мире, человек, лишённый исторического опыта своего народа, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днём. В опытах наших отцов и дедов есть зёрна такой мудрости, которые и в наш век прорастут и дадут добрые всходы. Изучая литературу по данной проблеме, в одном из журналов «Семья и школа» я обнаружила статью, которая называлась «До десятого колена». В ней автор, Л. Осипова, рассказывает о детях младшего школьного возраста, которые вместе с родителями составляют своё семейное «родовое дерево». В процессе поиска своих «корней» дети и родители, бабушки и дедушки становятся духовно ближе друг к другу. Я начала проводить такую работу и с семьями своих дошкольников в «год семьи». Не только дети, но и родители с удовольствием узнают о своих предках, а потом рассказывают о них на вечерах досуга в детском саду. Чтобы установить связь между поколениями в семье, я даю детям задание узнать у родителей, бабушек, дедушек, в какие игры они любили играть в детстве, какими пользовались считалками, игрушками. Лишь сумев пробудить интерес к родословной, к ценностям,

    обычаям и праздникам, характерным для семьи, в которой воспитывается ребенок, можно начинать работу по формированию традиционной культуры семьи в процессе взаимодействия родителей и педагогов ДОУ.

    Организуя работу по приобщению детей к истории Отечества, я вовсе не ставила перед собой цель систематического освоения ими курса истории- у них ещё бедет время для этого в школе. Важно воспитать интерес к прошлому своего народа, любовь к родной истории. Я глубоко убеждена, что любить Родину – значит знать её историю. проводимая работа вызвала отклик у детей и их родителей. Дети научились слушать друг друга, помогать, делиться своими умениями, дарить подарки, сделанные своими руками. Мамы стали замечать что их дети стали более усидчивыми и внимательными как к ним, так и к бабушкам и дедушкам (более терпимы). Появились у детей и сравнительные характеристики работ, дети учатся давать оценку своим работам и работам других. Я рада что они стали больше заботиться друг о друге, уступать друг другу и помогать.

    Почти все мои выпускники, ежегодно уходя из детского сада, посещают школу искусств, где в какой-то мере продолжается начатая мною работа.

    Больше всего мне хочется развивать в детях чувство гордости за свою Родину, вызвать в них восхищение творчеством русского народа за свою Родину, вызвать в них восхищение творчеством русского народа и вместе с тем чувство ответственности за тот кусочек земли, на которой мы живём.

    Список литературы.

    1. Ботякова О.А. Солнечный круг. Детский народный календарь
    [Иллюстрация]: Детский народный календарь: в помощь педагогам
    дошкольных образовательных учреждений. /О.А. Ботякова/.- СПб.:
    «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. - 112с.

    Ботякова О.С. Российский Этнографический музей - детям: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений /О.А. Ботякова, Л.К. Зязева, С.А. Прокофьева, Е.Я. Тимофеева, О.М. Фёдорова/.- СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. 192с.

    Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст]: Программа. Учебно-методическое пособие /О.Л. Князева, М.Д. Маханёва/. -2-е изд., и доп. - СПб. Детство-Пресс, 1998. - 304с.

    Куприна Л.С. Знакомство детей с,русским народным творчеством: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений /Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова, Л.Г. Руссова/. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-400с.

    Лаврина Вера История Кузбасса в рассказах для детей от древних веков до нашего времени /Вера Лаврина/. -2-е изд., испр.- Кемерово: ИПП «Кузбасс», 2005. -80с. /

    Лапшина Г.А. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста /Г.А. Лапшина/. - Волгоград: Учитель, 2006. -157с.

    Николаева СР. Народный календарь - основа планирования работы с дошкольниками по государственному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений /СР. Николаева, И.Б. Катышева, В.А. Хомченко, Г.Н. Комбарова, Е.Г. Калиновская, Н.А. Смотрова, Т.К. Булгакова, И.В. Куровская/.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.- 304с.

    Организация: МБ ДОУ № 45 «Ёлочка»

    Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Нижнекамск

    Задумываясь о вечных ценностях, о будущем потомков, мы неизбежно обращаемся к прогрессивной мысли прошлого, к жизненному опыту всех времен и поколений, к основе основ - народной философии, мудрости традиционного мировоззрения.

    Традиции народа - это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир. Меньше всего они похожи на застывший обряд, торжество формы, облаченной в архаичные костюмы; напротив, это - живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. То, что в конечном итоге хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить необходимую в трудную минуту поддержку и жизненную опору.

    Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Эта хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального русского характера.

    Концепция этнокультурного образования в РФ основана на «Национальной доктрине образования в РФ», в которой обозначен приоритет образования в государственной политике, определены стратегия и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Данная концепция призвана обеспечить конституционные права и свободы граждан России в области сохранения и развития национально-культурного наследия каждого народа нашей страны. В основу концепции были положены труды выдающихся педагогов: П. П. Блонского, В. И. Водовозова, К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, С. Т. Шацкого и др. Реализация Концепции направлена на преодоление духовно-нравственного кризиса современного российского общества; патриотическое воспитание граждан России на основе лучших традиций нашей многонациональной культуры; возрождение и развитие самобытных национально-культурных традиций народов России в едином федеральном культурном и образовательном пространстве.

    Необходимость организации воспитательного процесса в детских садах на этнокультурной основе осознавалась отечественными педагогами с самого начала их создания в России. Культурно-исторический опыт народа должен определять своеобразие воспитательной работы в детских садах. Национальные черты характера, на формирование которых нацелено воспитание детей любого этноса, диктуют свой особый стиль взаимоотношений между взрослыми и воспитанниками. Учитывая традиции русского народа, особенности детского восприятия, главными предметами изучения в российских детских садах, по мнению П. Ф. Каптерева, должны стать: природа родного края; родной язык; устное народное творчество; историко-этнографические рассказы о своем и других народах, помогающие развитию детских представлений об этническом многообразии мира .

    Этнокультурное воспитание - это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства . Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.

    Этнокультурная составляющая образовательного процесса в нашем дошкольном учреждении, осуществляющем образовательную деятельность по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство», основывается на таких принципах, как:

    • принцип связи детского сада с окружающей действительностью, предполагающий расширение детских представлений в процессе ознакомления с бытом, культурой своего народа, с культурными достижениями всего человечества;
    • построение воспитательной работы в детском саду на родном для детей языке, использование произведений устного народного творчества;
    • принцип изучения окружающей ребенка социальной среды, в том числе и национальной.

    В последние годы мы по-новому относимся к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений. Поэтому для нас стала актуальна проблема - найти такие формы и средства приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальных культур, которые были бы педагогически целесообразными и адекватными характеру деятельности дошкольников. Наиболее доступными для детей дошкольного возраста средствами и формами этнокультурного воспитания, используемыми педагогами в нашем дошкольном учреждении стали следующие.

    Народная игровая культура . Ребенку понятны и интересны такие ее формы, как народные игры разных видов (подвижные игры и состязания, сюжетные, хороводные, словесные), народная игрушка, народный праздник и народный театр. Введение элементов народной игровой культуры различных этносов и общностей в педагогический процесс детского сада позволило нам познакомить детей с историей развития человечества, воспитать толерантное отношение к разным народам, проживающим на территории Забайкальского края, способствовало поликультурному развитию дошкольников. Так в ходе недели народной игровой культуры, прошедшей в нашем детском саду, дети смогли познакомиться и поиграть в бурятские, эвенкийские, русские народные игры.

    Устное народное творчество, ценность которого состоит в познавательном, эстетическом и воспитательном значениях. Произведения устного народного творчества разных народов содержат единые архетипы, выражающиеся в образах, сюжетах, морали. Их освоение помогает дошкольнику понять общность нравственно-этических общечеловеческих ценностей. Фольклорные тексты естественно включаются педагогами в разные виды детской деятельности (игровую, изобразительную, театрализованную).

    Декоративно-прикладное искусство разных народов , в произведениях которого отражаются традиционные культурные ценности этносов и этнических групп. Знакомство со спецификой народных декоративных промыслов разных культур, с общими и различными образами и символами позволяет дошкольникам увидеть и осмыслить, что их специфика зависит от особенностей жизни этноса (главным образом, среды обитания). Во время художественно-творческой деятельности, в изостудии «Акварелька», наши воспитанники имеют возможность не только наблюдать, но и участвовать в создании предметов на основе народных традиций.

    Поликультурное пространство музея. Музей, как социокультурный феномен обладает большими потенциальными возможностями для приобщения дошкольников к различным культурам. Современные технологии делают доступными и интересными процесс приобщения дошкольника к различным культурам в условиях музей. Кроме того, возможно использование элементов музейной педагогики в самом дошкольном образовательном учреждении за счет организации детского мини-музея.

    С 2009 года в нашем дошкольном учреждении открыта этнографическая комната, которая в последствие стала называться «Музей-изба». В экспозиции музея были размещены предметы русского быта: прялки, утюги, ухваты; в сундуке хранятся рушники, вышивки, скатерти; оформлен «красный угол» с иконами; стол, накрытый старинной скатертью, на котором водрузился старинный самовар. Часть предметов являются подлинными - собранными сотрудниками детского сада и родителями воспитанников, а часть - имитационная, приближена к настоящим. В нашем музее мы постарались выдержать тематику и стиль оформления русской избы XIX века.

    Помимо «Музея-избы» в детском саду созданы: в группе «Сказка», воспитателем Раевой В.М. - краеведческий уголок, где размещены элементы быта бурятского, эвенкийского, русского народов (макет бурятской юрты, эвенкийского чума, русской избы); куклы в национальных костюмах; мини-музей народной куклы «Куклы наших бабушек». В изостудии «Акварелька» расположен музей декоративно-прикладного искусства. Основные задачи работы музея: формирование этнографической культуры дошкольников, изучение русских и бурятских национальных традиций, знакомство с устным народным творчеством, предметами материальной культуры, воспитание в детях чувства патриотизма, любви к Родине и родному краю.

    Посещая музей детского сада, дети погружаются в «старину»: учат присказки и сказки, сидя на лавочке возле русской печи; поют и водят хороводы, играют в народные игры; отгадывают старинные загадки и с большим желанием сочиняют сами.

    Детям дошкольного возраста свойственно наглядно-образное мышление и очень важно, чтобы экспонаты были не только предметами, а демонстрировались в действии: например русский костюм и предметы русского быта использовались на фольклорных праздниках, досугах, при разыгрывании этнографических спектаклей. И как приятно, напевая колыбельную песню, покачивать детскую люльку, подвешенную к потолку.

    Посещение экспозиции «Музея-избы» начинается с 3-4 лет. В избе дети попадают в сказку, а непонятные и забытые слова (дровеньки, горшки, чугунки, лапти, прялка) становятся для них знакомыми и родными; потешки, прибаутки, которые разучивались в группе, становятся понятными, а значит надолго останутся в памяти детей.

    Дети средней группы в «Музее-избе» знакомятся с обычаями русского народа, что позволяет им заглянуть в удивительный мир бытовых традиций, сидя за столом, пить чай из самовара, печь пироги в печке, варить кашу в чугунке.

    Дети старшего возраста знакомятся с семейным устройством, разделением обязанностей не только между мужчинами и женщинами, но и между поколениями одной семьи. Дети пробуют себя в прикладном творчестве: изготовлении кукол, украшении кокошников и шапок, расписывании глиняных тарелок и игрушек.

    Во время посещения музея дети усваивают нехитрые правила поведения, узнают новые слова (экспонат, экспозиция, экскурсовод и т.д.), знакомятся с традициями семьи, русским бытом, учатся аккуратно обращаться с музейными предметами, делятся своими впечатлениями об увиденном.

    К сожалению, не все с чем хотелось бы познакомить детей, мы можем разместить в музеях детского сада. Поэтому педагоги дошкольного учреждения в своей работе используют информационные технологии, благодаря которым воспитанники детского сада смогли совершить увлекательное виртуальное путешествие в музей под открытым небом «ЭТНОМИР» и познакомиться с жилищами разных народов (русской избой, украинской хатой, белорусским подворьем); проникнуться атмосферой русской ярмарки и посетить театр «Петрушки». Данная работа проходила в рамках реализации творческо-информационных проектов «Жилища разных народов», «Театр на Руси».

    Таким образом, использование средств этнокультурного компонента (чтение художественной литературы, театральные постановки, народные праздники и игры, поликультурное пространство музея) позволяет педагогам сделать воспитательно-образовательный процесс более эффективным и продуктивным, способствует лучшему усвоению материала, отвечает возрастным требованиям. Дети, посещающие наше дошкольное учреждение, имеют более высокий уровень обученности, особенно в области эмоционального, эстетического и познавательного развития. Это объясняется тем, что в дошкольном учреждении с этнокультурным компонентом большое внимание уделяется эмоциональному, эстетическому и познавательному развитию. В группах поддерживается благоприятный эмоциональный фон, как необходимое условие развития личности ребенка. Педагоги знакомят детей с культурно-историческими знаниями, народными промыслами, произведениями изобразительного и музыкального искусства. С помощью народного наследия у детей воспитывается дружелюбие, доброжелательность, чувство сопереживания, формируется чувство любви и привязанности к родному городу, забайкальскому краю, России. У детей, посещающих наше дошкольное учреждение довольно высокие показатели по развитию речи и игры. Участие детей в народных играх и праздниках, театральных постановках, работа с художественной литературой повышают их речевую активность. Полученные результаты дают нам основание утверждать, что внедрение этнокультурного компонента в воспитание дошкольников повышает эффективность воспитательно-образовательного процесса нашего дошкольного учреждения.

    Литература

    1. Каптерев, П. Ф. Обучение детей дошкольного возраста [Текст]. // Народная школа. 1874. № 6–7. С. 19–42.
    2. Ченкураева, Е.Н. Педагогические условия становления этнокультурного образования в инновационном образовательном учреждении (на примере национальной гимназии) [Текст]. : автореф. дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2007.- 24 с.
    3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт.-сост. Куприна, Л.С., Бударина, Т.А., Маркеева, О.А. и др.- СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1999.-384с.
    4. Мини-музей в детском саду /Рыжова, Н.А., Логинова Л.В., Данюкова, А.И. – М.: Линка-Пресс, 2008.-256с.
    5. Российский Этнографический музей - детям: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Ботякова, О.Л., Зязева, Л.К., Прокофьева, С.А. и др.- СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2001.-192с.
    Этнокультурное воспитание дошкольников путем приобщения к народным обычаям и традициям и культуре.

    Цель

    Формирование представлений детей о культуре и быте русского народа. Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Обогатить словарный запас существительными: оберег, колыбелька. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.

    Задачи

    • Познакомить детей с жизнью наших предков: семейные традиции рождения ребенка, обряд первого купания.
    • Упражнять в формировании грамматического строя речи, придумывая слова в уменьшительно – ласкательной форме.
    • Поощрять творческую самостоятельность, используя знания русской народной культуры; познавательную активность детей.
    • Воспитывать у детей интерес к семейным традициям.

    . Подготовительная работа:

    • Беседы по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя», «Предметы русской старины»;
    • Чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных;

    Воспитатель (В.): Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране. Она называется…

    Дети (Д): Россия.

    В. : Подумайте, всегда ли наша страна была такой, как сейчас. Возникла Россия очень давно, у нее древняя и интересная история. Вы знаете, как называлось наше государство раньше?

    Д.: Русь.

    В.: Хотите узнать, как жили люди в Древней Руси? Предлагаю вам отправиться в путешествие по прошлому. Наши предки называли себя славянами, от них ведет начало русский народ. Откуда же могло взяться это название? Подумайте, на какое слово оно похоже.

    Д.: «Слава».

    В.: Значит, славяне – это славный народ. А еще они называли себя словенами, т.е. понимающими слово, речь.

    В.: Посмотрите, дети, в каких домах жили наши предки. Дома строили большие, с учетом прибавления в семействе. «Семья сильна, когда крыша одна» – так считали наши предки славяне. Все вместе под одной крышей жили – деды и отцы, внуки и правнуки. Посмотрите, из чего строили жилище.

    Д.: Из дерева, бревен.

    В.: Знаете ли вы, как назывался такой дом?

    Д.: Дом из бревен назывался избой.

    Ребята, а что еще вы видите в избе?

    Д.: Печь.

    В.: Она всегда ставилась напротив входа и занимала почти пол избы.

    «Печь – наша мать родная», – говорили в старину. Для чего нашим предкам

    нужна была печь?

    Д.: Она обогревала жилище, на ней готовили еду.

    В.: И не только для себя, но и для домашней живности. В народе печь называли «кормилицей», «матушкой». В печке было жарко, и горшок руками взять было нельзя. Был специальный предмет, которым можно это сделать-УХВАТ.

    В.: А еще на печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбешку. На печи можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. С печью была связана вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ ее стал традиционным для народных сказок. Какие вы знаете сказки, в которых говорится о волшебной печи?

    Д.: «Гуси лебеди», «По щучьему велению» и др.

    В.: Рядом с печкой висела люлька с младенцем. Как вы думаете,

    почему?

    Д.: Чтобы малышу было тепло.

    В.: Что еще интересного вы увидели в избе, чего не встречаете в обычной

    жизни?

    Д.: Полотенце висит на стене как украшение.

    В.: Вы знаете, как оно еще называлось в старину? Рушник. Рушники украшали узорами. Как вы думаете, для чего это делали?

    Д.: Для красоты.

    В.: Узор был не только украшением, но и оберегом. Что значит слово

    «оберег»?

    В.: Рассмотрите внимательно узоры, которыми наши предки украшали рушники. На что похожи эти узоры?

    Д.: На солнышко, птичек, цветочки,

    листочки, веточки…

    В.: Вы правы, наши предки взяли узоры у природы.

    В.: Но не только рушники украшались узорами, но и одежда наших предков красивыми узорами.

    В.: Ребята, а вы знаете, что деревянными были не только дома, но и всё, что было внутри. Давайте попробуем назвать эти предметы.

    Д.: Лавка, стол, посуда, ложки, сундук, люлька, коромысло...

    В.: Дерево было одним из любимых материалов у славян, ведь Русь издавна славилась лесными богатствами.

    Как вы думаете, а где наши предки брали все эти предметы обихода?

    Д.: Делали своими руками.

    В.: Долгими зимними вечерами крестьяне резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти и туеса, корзины. Всё делалось тщательно, с любовью.

    Пора нам возвращаться из музея.

    Осталось ли на этих картинках, что то непонятное, незнакомое вам? Из чего наши предки строили дома? Как эти дома назывались? Зачем славянам нужна была печь? Для чего украшали рушники? Как называется предмет, которым вынимали из печки чугунок? Вот мы и вернулись из прошлого в наш родной детский сад. Вам понравилось наше путешествие? Я очень

    рада! Впереди нас ждут новые приключения.

    Подписи к слайдам:

    Русская изба
    Лавка
    Стол
    Посуда
    Коромысло
    Люлька
    ЛАПТИ
    №1
    №2
    №1
    №2
    №1
    №2


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по приобщению детей к народным обычаям и традициям "Подкова на счастье"

    В конспекте подобран материал о работе кузнеца, объясняется смысл некоторых пословиц и погорворок, приведена легенда о кузнеце и подкове. практическая часть- чеканка подковы...

    Проект "Патриотическое воспитание дошкольников путем приобщения к культуре кадетства"

    В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое п...

    Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к народной культуре

    ДАнный материал предназначен для воспитания у детей любви к Родине, через изучение народных традиций, песен, праздников, культуры своего народа....

    ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    как исторической личности.

    Т.К.Волков

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Кременецкая Наталья Валериевна,

    Воспитатель1к.к.

    МБДОУ «ЦРР-детский сад «Золотая рыбка»,

    г. Абакан, Республика Хакасия

    ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

    ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Без памяти – нет традиций, без традиций - нет культуры,

    без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности,

    без духовности - нет личности, без личности нет народа,

    как исторической личности.

    Т.К.Волков

    Культура любого народа формирует общечеловеческие ценности, такие как семья, родительская любовь, почитание старших, уважение традиций своего народа и сохранение их. Нужно прививать детям любовь, гордость за свою историю, свою отчизну.

    Федеральные государственные образовательные стандарты при планировании образовательного процесса, большое внимание уделяют этнокультурной ситуации развития детей. В дошкольном образовании предусматривают ознакомление дошкольников с историей, культурой, бытом, как своего, так и народа, рядом с которым мы проживем. Этот аспект имеет весомое значение в формировании патриотических и социально-нравственных качеств.

    Дошкольный возраст – это сензитивный период приобретения ребёнком основ личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, национальной культуре, включение народных традиций в процессе патриотического воспитания способствует к расширению знаний и представлений о родном крае, развитию национального самосознания, формирование чувства гордости за свою Родину.

    Воспитывать любовь к своей Родине нужно с раннего детства. В настоящее время много путей и способов, но нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача педагогов, родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог сам должен знать природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где он живёт.

    Для того чтобы увлечь детей, педагогу самому нужно быть крайне увлеченным и компетентным в этой сфере. Работа по этнокультурному воспитанию более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребёнка. Условия детского сада не всегда способствуют социализации детей жизни, и здесь на помощь приходят родители. Проведение народных праздников с привлечением членов семьи, имеет большое воспитательное и подтверждает высокую, практическую значимость в работе с детьми. Ребята приобретают все виды ценностей: познавательные, нравственные, эстетические и гуманные. У детей принимающих активное участие в образовательном процессе с реализацией программы этнокультурного содержания, отчётливо видна положительная тенденция в развитии чувства толерантности.

    Таким образом, обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Знание истории своего народа, поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов. Чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям, общественной жизни, осознания причастности к судьбе Родины.


    «Организация

    этнокультурного воспитания в условиях детского сада»

    Одним из направлений работы д/с является этнокультурное образование дошкольников.

    Этнокультурное образование - это комплексный педагогически-содержательный организованный процесс во время которого ребенок осваивает традиционную культуру народов.

    Цель этнокультурного образования дошкольников: помочь детям войти в мир народной культуры, сделать ее своим достоянием.

    Задачи:

    1. Способствовать расширению и углублению детской компетентности (круг знаний) о материальной и духовной культуре и истории народов (знания);
    2. Формировать у дошкольников эмоционально-положительное отношение к этнокультурному наследию (чувства и эмоции);
    3. Развивать у дошкольников умение творчески и самостоятельно отражать этнокультурные традиции в разных видах деятельности (поведение, поступки).

    Результатом этнокультуры является этнокультурное развитие дошкольников, оно включает в себя три направления:

    1. - информационно-познавательное развитие дошкольников,
    2. - эмоционально-ценностное развитие дошкольников;
    3. - деятельностно-практическое развитие.

    Нормативно-правовые документы этнокультурного образования:

    1. Конвенция ООН о правах ребенка;
    2. закон РФ об образовании 2005г. ст.7
    3. Концепция государственной этнонациональной образовательной политики в РФ 2004г.
    4. концепция краеведческого образования в образовательных учреждениях Челяб.обл. 2004г.
    5. Проект госстандарта по дошк.образованию.
    1. История заселения края;
    2. коренное и пришлое население;
    3. народности в различных районах;
    4. история края в прежней и современной топонимии, т.е.в названиях;
    5. основные события в истории края;
    6. быт, нравы, традиции людей в различные периоды истории края;

    7. археологические памятники;

    1. памятные места;
    1. компоненты духовной культуры (традиции, обычаи, фольклор, различные виды искусства, ремесла, промыслы и т.д.)

    Т.О. содержание этнокультурного образования носит этнокультурный исторический характер.

    Технология - это цель (система) взаимосвязанных последовательных мероприятий и процедур, направленных на достижение поставленной цели (приобщение дошкольников к народной культуре). Технология этнокультурного образования дошкольников в д/с включает организацию трех направлений:

    1 направление - Повышение этнокультурной компетентности педагогов д/с Формы повышения этнокультурного компетентности педагогов:

    • изучение образовательных этнокультурных программ;
    • организация этнокультурного лектория в д/с;
    • изготовление наглядно-дидактических пособий этнокультурного содержания;
    • проведение тренинговых занятий, семинаров-тренингов (разучивание с пед.разнообразных жанров фольклора, народных игр, народных традиций, обрядов);
    • самообразование.

    2 направление - Организация сотрудничества с родителями по
    этнокультурному образованию детей.

    Формы:

    • оформление информационных стендов для родителей;
    • проведение совместных форм с родителями.

    3 направление - а) Систематическое взаимодействие с детьми по
    этнокультурному образованию.

    Этнокультурное образование может осуществляться с групп

    раннего возраста.

    Формы:

    • вводятся игровые народные персонажи;
    • используются некоторые жанры фольклора (потешки, пестушки, нар.песенки, заклички, нар.сказки);
    • вводятся некоторые виды народных традиций;
    • календарные народные праздники;
    • внесение атрибутов материальной культуры (имитация);
    • уголок ряжения и любования.

    В младшем и среднем дошкольном возрасте дети знакомятся с нар.традициями, обрядами, праздничными, трудовыми, календарными, семейными праздниками. В старшем дошк.возрасте дети знакомятся с историческими знаниями, с родной природой, спецификой родного края. Б) этнокультурное воспитание должно реализовываться в трех блоках образовательного процесса.

    1. блок - занятия (регламентированная деятельность) должны проводиться не чаще 1 раза в неделю как познавательное, планируются муз.занятия с этнокультурным содержанием, занятия по изодеятельности и физкультурные занятия;
    2. блок - совместная деятельность педагогов с детьми:
    3. блок - самостоятельная деятельность детей.

    компонентов народной культуры.

    Педагог должен использовать широкий спектр методов и приемов

    этнокультурного образования дошкольников.

    Методы:

    A) картографический метод в работе с детьми («Путешествие по
    карте»);

    Б) «Путешествие в историю» (путешествие с историю предметов «Что было до...»), путешествие в историю города, села, имени;

    B) метод макетирования (создание и обыгрывания макетов):

    • макет.нар. жилищ;
    • макетир.карты;
    • макетир.улицы, села;

    Г) Коллекционирование (метод создания копилок и коллекций);

    Д) использование д/и с детьми на закрепление этнокультурных

    знаний («Кому, что нужно для работы...» по освоению традиций

    нар.промыслов);

    Е) метод создания коллажей с детьми (родовое дерево, наша

    семья);

    Ё) метод введения игрового персонажа. Т.О. этнокультурное образование включает в себя целевой, содержательный и технологический компоненты.

    Как уже было выше сказано, чувство любви в родине надо прививать с раннего детства и важно делать это на народных традициях, правилах и обрядах, по которым жили веками наши предки.

    Чтобы донести до понимания детей особенности жизни русских людей прошлого я запланировала создать мини-горницу, в которой будут находиться различные старинные русские предметы быта. За основу я взяла опыт работы приморских педагогов -дошкольников программу «Весточка» по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой русского народа. Цель этой программы: зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, помочь нам, взрослым, воспитать патриотов. Много лет назад у нас в саду была горница и проводилась кружковая работа. Когда мы с дошколятами посетили в школе краеведческий музей я увидела, с каким интересом дети слушали истории о прошлом предметов. Для успешной работы по духовно-нравственному воспитанию в д/с дети знакомятся с нар.подвижными играми, проводятся народные праздники, муз.рук. знакомит детей с произведениями фольклора и их исполнением.

    С целью более близкого соприкосновения к историческому прошлому народа и формирования интереса к подлинным предметам старины планирую знакомить детей с историей быта. Для этого педагоги и родители воспитанников собирают предметы старины. Ценность мини-музея будет заключаться в том, что все предметы будут доступны не только для зрительного восприятия, но и для тактильного восприятия. Ребенок сможет взять в руки почти любой предмет, рассмотреть его не спеша, поупражняться с ним в действии.

    Используя музейную педагогику в воспитательно-образовательном процессе мы планируем решить следующие задачи:

    1. формирование интереса к подлинным предметам старины;
    2. воспитание нравственно-патриотических чувств;
    3. развитие исследовательской, созидательной и познавательной деятельности;
    4. воспитание музейной культуры.

    Музеи в д/с обладают уникальным потенциалом воспитательной работы с детьми. И я надеюсь, что предметы быта помогут понять язык вещей, постичь их культурное значение, станут незаменимыми помощниками в изучении истории и культуры русского народа.



    Предварительный просмотр:

    Перспективный план образовательной деятельности

    по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

    Сентябрь

    «Что летом родится-зимой пригодится»

    Беседа о лете. Народные приметы, пословицы, поговорки, песенки о лете. Загадывание загадок о летних явлениях природы.

    «Осень»

    Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды и листья). Народные приметы, пословицы, поговорки об осени.

    «Во саду ли, в огороде»

    Беседа об овощах и фруктах. Загадки об овощах и фруктах. Сказка «Мужик и медведь» и др.сказки об овощах и фруктах.. Дид/и «Вершки да корешки»

    «Хлеб всему голова»

    Беседа «Откуда хлеб пришел?» Знакомство со старинными орудиями - плугом, серпом. Пословицы и поговорки о хлебе. Настольно-печатная игра «Ремесла на Руси».

    «Игрушки»

    Знакомство детей с возникновением первых игрушек (какие они были, из чего их делали.) Знакомство с русскими народными игрушками - дымковскими, филимоновскими, богородскими матрешками. Рассматривание иллюстраций, игрушек. Рисование дымковских игрушек, матрешек.

    октябрь

    «Одежда».

    Знакомство с женской русской народной одеждой: сарафаном, рубахой, фартуком (передником). Рассматривание украшений (орнамент, цветочный узор и др.) Рисование «Русский сарафан»

    «Золотое веретено»

    Знакомство с предметами обихода - прялкой, веретеном.

    «Волшебные спицы»

    Знакомство со спицами, крючком и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берется шерсть (козья, овечья).

    «Головные уборы»

    Знакомство с русскими головными уборами. Рассматривание иллюстраций куклы в русском народном костюме. Рисование «Роспись кокошника»

    «Обувь»

    Знакомство с русской народной обувью (из чего делали, когда надевали). Рассматривание иллюстраций обуви, лаптей, валенок.

    Ноябрь

    «Посуда»

    Знакомство с предметами обихода - посудой (из чего делали, как использовали.) Рассматривание деревянной посуды, глиняной посуды, чугунов, подносов, предметов русских промыслов Хохломы, Жостова, Гжели. Чтение сказок «Лиса и журавль», «Жихарка». Рсование «роспись гжельской посуды», «Роспись хохломской посуды», «Роспись чайника2 идр.

    «Веселые ложки»

    Знакомство с предметами обихода -деревянными ложками (из чего делали, как изготавливали). Чтение рассказа «Как Иван Васильевич баклуши бил». Рассматривание иллюстраций, ложек. Рисование «Роспись ложки».

    «Русский самовар»

    Знакомство с историей возникновения самовара (как использовали). Рассматривание иллюстраций, самовара. Чтение «Иван Иваныч самовар».

    «Деревья».

    «Русская

    березонька»

    Знакомство детей с символом Руси - березой. Народные истории, приметы, пословицы о русской березе; загадки, стихи. Чтение рассказов о русской березе. Стихотворение «Белая береза» С.Есенина. Рисование «Береза белоствольная», «Золотая осень»(березы).

    декабрь

    «Домашние животные»

    Знакомство детей с домашними животными (детеныши, где живут и др.). отгадывание загадок о д/ж. рассматривание иллюстраций. Чтение сказок «Петушок и бобовое зернышко», «лиса и петух», «Зимовье зверей», «Бычок-смоляной бочок» и др. рисование домашних птиц и животных.

    «Дикие животные»

    Беседа о диких животных. Рассматривание иллюстраций. Отгадывание загадок. Составление описательных рассказов. Чтение сказок «Лиса и кот» и др. Рисование диких животных.

    Викторина «Из какой сказки животное»

    По отрывку из сказки или по иллюстрации нужно догадаться, из какой сказки герой.

    «В тереме расписном я живу. К себе в избу всех приглашу»

    Знакомство с избой и предметами русского народного быта. Рассматривание предметов. Рассматривание иллюстраций. Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками. Русским народным бытом и гостеприимством. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта. Настольно-печатная игра «Русские ремесла».

    «Здравствуй/ зимушка-зима»

    Беседы о характерных особенностях декабря и использование соответствующих пословиц, поговорок. Загадывание загадок о зиме. Чтение сказки К.Д.Ушинского «Проказы старухи-зимы». Рисование «Узоры Дедушки Мороза». Ручной труд «Снежинка» (складывание и вырезание из бумаги).

    Январь

    «С новым годом поздравляем!»

    Беседа о традициях празднования Нового года на Руси и в других странах; почему елочку под новый год украшают?

    Чтение сказок «Мороз Иванович», «Снегурочка». Рисование новогодней елки; Снегурочка - внучка Деда Мороза. Ручной труд: новогодние игрушки из бумаги. Аппликация: поздравительная открытка. Подготовка к Новому году, украшение группы елки.

    «Гуляй да присматривайся»

    Беседа о характерных особенностях января. Загадывание загадок о зиме, морозе. Дид.игра «Четвертый лишний» (на времена года). Пословицы и поговорки о январе. Приметы января. Чтение сказки «Морозко». Рисование «Все деревья в серебре». Аппликация «Снегири на ветке»

    февраль

    «Февраль -кривые дороги»

    Беседа о характерных особенностях февраля. Пословицы, поговорки о феврале. Приметы. Загадки о зиме. Чтение сказки «Два Мороза». Рисование «Два Мороза».

    Рассказ о русских богатырях: Илье Муромце, Добрыне Никитиче Алеше Поповиче. Рассматривание иллюстрации картины Васнецова «Богатыри». Чтение былин: «Илья Муромец и Идолище», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».

    «Масленица Просковейка, встречаем тебя хорошенько!»

    Беседа о Масленице-знакомство с календарно-обрядовым праздником. Пение закличек, песен о Масленице, о весне, о зиме. Досуг «Празднование Масленицы». Чаепитие из самовара с блинами, катание на наряженных лошадях.

    март

    Беседа о маме с использованием народных пословиц и поговорок. Пение песен о маме. Чтение рассказов и стихов о маме. Изготовление подарка для мамы. Рисование «Портрет мамы». Рисование «Букет для мамы».

    «Грач на горе-весна на дворе»

    Рассказ о народных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заклички, пословицы о весне, ее приметы. Чтение рассказов о весне. Рисование «Подснежник». Аппликация «Мимоза».

    «Пасха»

    Беседа о праздновании Пасхи. Проведение русских народных игр «Верба-вербочка», «солнышко-ведрышко». Рассказ об обычае обмениваться яйцами, о значении этого действия. Рисование «Роспись яиц».

    апрель

    «Апрель, апрель -звенит капель»

    Беседа о месяце апреле. Приметы апреля. Ледоход, половодье. Чтение «Дед Мазай и Зайцы», «Ледоход», «На шесте дворец, во дворце певец».

    «Весна красна цветами»

    Повторение закличек, песен, пословиц о весне. Чтение рассказов, сказок Н.Павловой «Под кустом». Рисование «Сирень»

    «Прощание с избой»

    Словесные народные игры. Пение частушек. Прощальное чаепитие.

    Методическая литература

    1. Князева О.Л. Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа, учеб.пособие. СПб: Детство Пресс,2004
    2. Детские народные подвижные игры: практ.пособие/сост.А.В.Кенеман, Т.И.Осокина. М.:ПросвещениеД995.
    3. Журнал «Миша» № б - 98г, № 7- 98г. «история игрушки»
    4. Энциклопедия «Я познаю мир» («Люди славяне», «Игрушки детей славян»)
    5. О.А.Соломенникова «Радость творчества» - занятия и игры.
    6. Журнал Д/в №4 - 01г. «Знакомство дошкольников с историей и культурой русского народа.
    7. О.Л.Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуре»
    8. Журнал Д/в № 12 - 94г. «Как рубашка в поле росла».
    9. А.Н.Мартынова «Потешки, игры, считалки».

    10.Раскраски: «Народные промыслы», «Народные костюмы».




    Похожие статьи