• Воспитание детей во франции. Французское воспитание: Что нам стоит позаимствовать у них

    26.07.2019

    Именно французским воспитателям доверяли своих детей русские дворяне, надеясь увидеть в собственном ребенке утонченность вкуса, изысканность манер, умение вести беседу в сочетании обширными знаниями – пусть понемногу, но обо всем. Что же стоит за этим красивым, но во многом литературным образом, насколько он соответствует реальности?

    Работающая или неработающая мама?

    Домашнее воспитание во Франции популярностью не пользуется. Француженки не сидят с детьми дома, они предпочитают работать и делают это по многим причинам.

    Во-первых, жизнь во Франции очень дорогая, и чтобы обеспечить своего ребенка, мать очень рано после его рождения выходит на работу. Отпуск по уходу за ребенком - шесть недель до и десять недель после рождения малыша - предоставляется женщине, которая хотя бы два года до родов отработала на своем предприятии.

    Во-вторых, французские мамы опасаются, что за время вынужденного простоя в работе они потеряют квалификацию и потом никуда не смогут устроиться.

    Помимо этого большинство французских матерей уверены в том, что ранняя социализация малыша - помещение его в коллектив, обучение общению с другими людьми - пойдет только на пользу, потому что в коллективе ребенок развивается гораздо лучше, там за компанию с друзьями он начинает играть, читать, рисовать, кроме того, он рано понимает, что такое дисциплина и как важно быть дисциплинированным, быстрее осваивает необходимые в быту навыки: как обращаться со столовыми приборами, как самостоятельно одеваться и раздеваться, завязывать шнурки, пользоваться туалетом и т.д. Французские дети настолько естественно воспринимают то, что их мамы работают, что неработающая женщина вполне может услышать от своего ребенка вопрос: "Мама, ты не работаешь, потому что больна?"

    Интересная бытовая деталь: во многих государственных детских садах и досуговых центрах детей, у которых мамы не работают, не допускают в столовую и они должны ходить обедать домой. Это очень неудобно для ребенка, который не имеет возможности пообедать вместе со своими друзьями и должен очень торопиться, чтобы успеть сбегать домой и обратно. Французская мама не выходит на работу чаще всего в тех случаях, когда в семье появляется второй ребенок и особенно, когда рождается третий. Тогда женщина заботится о малышах сама. Занятия с малышами французских мам мало чем отличаются от занятий с малышами русских женщин: они вместе с ребенком разглядывают картинки в книжках, показывают предметы и объясняют, как они называются и для чего служат, играют в кубики, собирают пирамидки, смотрят мультфильмы.

    Французская система образования

    Образовательная система современной Франции состоит из четырех блоков: начальная, средняя и старшая школы, последняя ступень - это высшая школа (университет). Также как и в современной России наряду с бесплатными общедоступными учебными заведениями, которые контролируются государством, во Франции существуют и частные учебные заведения, которые, как правило, находятся в ведении негосударственных или религиозных организаций и являются платными. Условия пребывания как в государственных, так и в частных заведениях часто зависят от того, где именно они расположены, ведь небольшая Франция делится на 22 региона и 96 департаментов. Департаменты в свою очередь подразделяются на 327 округов, 3828 кантонов и 36 551 коммуну, поэтому в каждом индивидуальном случае нужно обращаться в органы местного управления или непосредственно к директорам яслей, детских садов и школ. Коммуны - это единицы местного управления, которые управляются коммунальным советом (он избирается прямым голосованием) и мэром, которого выбирают члены этого коммунального совета. В обязанности совета входит принятие местного бюджета, определение размера местных налогов, решение различных проблем в коммуне.

    Дошкольное воспитание: с грудного возраста

    Во Франции, как и в большинстве стран, считается, что прежде чем отдавать ребенка в школу, его необходимо сначала подготовить к ней. Подготовка эта осуществляется в яслях и детских садиках. Современные французские ясли готовы принимать на воспитание детей, едва достигших трехмесячного возраста. Традиция отдавать малыша на воспитание чуть ли не с самого его рождения существует во Франции с давних времен. Не успевал младенец появиться на свет, как его немедленно отправляли в какую-нибудь деревню, где малыш рос и воспитывался до двух-трех лет, или же с двухнедельного возраста ребенка определяли в специальные заведения для грудных детей, так называемые "creche" (ясли), где ребенок проводил целый день до вечера, пока за ним не приходили родители. Ясли малыш посещал тоже приблизительно до двух-трех лет.

    Сейчас во французские "creche" берут детей совершенно разного возраста, все зависит от условий конкретных яслей. Французские государственные ясли - "creche collective" открыты, как правило, с понедельника по пятницу. Бытовые вопросы в яслях решаются следующим образом. Для самых маленьких воспитанников - грудничков - родители должны каждый день приносить специальное молоко или смесь, которым нянечки и воспитатели будут кормить малыша. Уравниловка здесь не допускается, поскольку питание для таких крох врач подбирает индивидуально для каждого ребенка. Дети постарше получают другое молоко, оно есть в яслях и приносить его из дома не нужно. Кроме молока или смеси, родители должны сами обеспечить своему малышу необходимое количество подгузников на день, хотя в некоторых яслях подгузники даже выдают.

    Детей в яслях кормят столько раз в день, сколько полагается для их возраста, самые маленькие получают молоко или смесь каждые 2-3 часа, в зависимости от индивидуального графика, которого неуклонно придерживаются воспитатели. Детишки от года получают в яслях питание дважды: около полудня - обед, в четыре часа вечера - полдник, а завтракают и ужинают дома. Во многих "creche collective" есть своя кухня, так что пищу малыши получают самую свежую, только что приготовленную - каши, пюре, фрукты. Спят малыши тоже в то время, в какое привыкли, никто не станет укладывать ребенка спать, если он привык в это время бодрствовать.

    Индивидуальное отношение к каждому малышу - отличительная черта французских яслей. Ругать, кричать на маленьких воспитанников категорически запрещено, обращаются с малышами очень ласково и тепло. Воспитатели не дают малышам плакать. Если ребенок расстроился, его возьмут на ручки, утешат, отвлекут каким-нибудь интересным занятием. Несмотря на это, отношение к дисциплине очень серьезное, французские дети с пеленок усваивают, что драться нехорошо, нельзя капризничать, нужно слушаться старших и выполнять требования воспитателей. Обычно в группе из 10-18 детей работает сразу 4 воспитателя - они играют с малышами в развивающие игры, разучивают с ними песенки, читают сказки, занимаются лепкой, музыкой и рисованием.

    В холодное время года в некоторых яслях отменяют прогулки с детьми, обычно это происходит в конце октября. Места для прогулок в яслях оборудованы всем необходимым, чтобы малыши могли вволю побегать, покачаться на качелях, покататься с горки, поиграть. Кроме того, маленького ребенка можно устроить на половину дня в ясли-сад, который называется во Франции "halte-garderie" . Это государственная структура. Малыш будет проводить там всего несколько часов два-три раза в неделю или каждый день (это зависит от конкретного сада). Оплата услуг "halte-garderie" зависит от финансового положения семьи. Сумму определяет специальная комиссия на основании представленных семьей документов о доходах.

    Небольшой нюанс: право отдать ребенка в государственные ясли имеют только те семьи, где оба родителя работают или учатся, и этот факт нужно подтвердить специальной справкой с места работы или учебы. Считается, что если один из родителей ребенка не работает и не учится, то он и должен сидеть с малышом. Если один из родителей не работает, но находится в поиске работы, ребенка могут принять в ясли на три месяца. По окончании этого срока ситуация должна быть пересмотрена. Если родитель за это время не смог найти работу и сможет документально подтвердить, что активно занимается ее поисками (разосланные резюме, ответы работодателей и т.д.), то срок пребывания малыша в яслях может быть продлен. Получить место в государственных яслях не так-то просто. Порой женщины вынуждены вставать в очередь, находясь еще только на шестом-седьмом месяце беременности. Наряду с государственными яслями существуют и частные, но за них приходится довольно много платить.

    Ясли или няня?

    Помимо "creche collective" во Франции существуют ассоциации нянь - "creche familiale". Условия нахождения ребенка при няне из "creche familiale" зависят от правил конкретной ассоциации. Обычно в группу к одной няне набирают двух или трех малышей. Родители имеют право предварительно пообщаться с потенциальными нянями, чтобы выбрать наиболее подходящую, на свой взгляд, и понравившуюся им. В оплату услуг няни из "creche familiale" входит двухразовое питание ребенка, так же как и в яслях - обед и полдник. Когда няня уходит в отпуск или берет больничный, другая няня из ассоциации заменяет ее. Некоторые родители пользуются услугами частных нянь, их список можно получить в специальной организации, которая называется "Relais des assistantes maternelles" или прямо в мэрии. Для работы няне необходимо иметь лицензию, которую она получает после окончания специальных курсов. Обычно такая няня присматривает за тремя-четырьмя детьми у себя дома, при этом дети могут не подходить друг другу по возрасту. Большой минус в том, что если няня заболевает или уезжает в отпуск, то заменить ее некому, и родителям приходится придумывать различные варианты, чтобы пристроить куда-то своего малыша, если нет возможности остаться с ним дома.

    Детский сад по-французски

    В современные французские детские садики - "ecole maternelle" принимают детишек в возрасте от двух до шести лет. Воспитанники делятся на три группы по возрасту. В первой группе занимаются самые маленькие дети возрастом до 4 лет, их занятия представляют собой разнообразные игры. Во второй группе (до 5 лет) помимо игр вводится творческие занятия: рисование, лепка, кроме того, уделяется большое внимание общению детей друг с другом. Самых старших деток учат читать, считать и писать, подготавливая их к скорому поступлению в школу. Часто в детских садах дети на целый день отправляются в поход и устраивают на природе небольшой пикник. Родители в этих случаях дают ребенку с собой "сухой паек": чипсы, вареные яйца, бутерброды, листья салата, сыр, фрукты, соки и компоты. Обучение в "ecole maternelle" пользуется огромной популярностью во Франции, хотя обязательным не является.

    Большинство детских садиков во Франции не работают по средам, и в этот день родителям приходится либо прибегать к услугам частной няни, либо обращаться за помощью к родственникам, либо отводить ребенка в специальные центры для занятий спортом, музыкой и другими внешкольными делами. Дело в том, что во Франции традиционно среда - день, который ранее предназначался для религиозного воспитания детей и занятий с ними катехизисом в тех семьях, где родители считали это необходимым. Традиция сохранилась и по сей день, так что по средам дети из религиозных семей изучают Библию, а нерелигиозные семьи водят малышей в музыкальные школы, спортивные секции и разные кружки. Для детей, чьи родители работают по средам и не имеют возможности отпрашиваться каждую неделю с работы, существуют специальные центры досуга ("centre de loisir"), они бывают как при школах, так и сами по себе, как правило, являются государственными, финансируются из местного бюджета, но и сами зарабатывают деньги. Они работают по средам и в дни школьных каникул. Во многих таких досуговых центрах даже существует "тихий час", хотя родителей всегда спрашивают, желаюют ли они, чтобы ребенка днем укладывали спать. После детского садика, в возрасте шести лет ребенок поступает в начальную школу и учится в ней в течение пяти лет. Так же как и в России, у детей в начальной французской школе, как правило, один учитель по всем предметам.

    Таким образом, посмотрев на воспитание маленьких французов изнутри, возможно расхожие литературные ассоциации с изысканным и модным французским воспитанием обретут реальное содержание.

    Весь мир завидует французам после книги Памелы Друкерман «Французские дети не плюются едой». Кто же не хочет иметь воспитанного ребенка, уверенность в себе как родителе да еще и гармоничную супружескую жизнь! Для тех, кто готов воплощать принципы французского в жизнь, автор бестселлера написала еще одну книгу — на этот раз с практическими советами. Мы выбрали 10 наиболее актуальных рекомендаций, касающихся отношений с детьми.

    Устройте своему новорожденному экскурсию по дому

    Как любой человек, впервые переступающий порог своего нового дома, ваш малыш хочет сориентироваться и узнать, где он будет спать. Когда вы привезете новорожденного из роддома, прежде всего дайте ему осмотреться. Вот он — твой дом! Возьмите за правило говорить малышу «до свидания», уходя из дома, и предупреждать о том, когда вернетесь. Помогите ему освоиться в этом мире: объясните, что бабушка — это папина (или мамина) мама, и что за шум доносится с улицы. Французы полагают, что, разговаривая с младенцем, они не только приучают его к звучанию родительского голоса, но и передают ему важную информацию. И считают, что грамотным разъяснением можно успокоить расстроенного ребенка.

    Наблюдайте за малышом

    Если вы попросите новоиспеченную французскую мамочку рассказать о ее философии воспитания, она, скорее всего, пожмет плечами и ответит: «Я просто наблюдаю за своим ребенком», имея в виду, что проводит много времени, наблюдая за тем, что и как делает ее малыш.

    Это куда более важно (хотя и не так очевидно), чем может показаться. Мама пытается настроиться на одну волну с ребенком, научиться читать его подсказки и следовать им. Идея в том, что вы всегда должны быть рядом, когда ребенок в вас нуждается. Но в те минуты, когда он счастливо распевает и агукает на игровом коврике, постарайтесь не мешать ему, предоставив полную свободу самовыражения. Надо стремиться достичь того, что французы называют complicité — полного доверия и взаимопонимания. Даже с тем, кто регулярно срыгивает на вас.

    Говорите ребенку правду

    Самый знаменитый французский педиатр и психоаналитик Франсуаза Дольто говорила, что детям вовсе не обязательно, чтобы в семье царила полная гармония. Но обстановка в доме должна быть понятной, из нее не надо делать тайну.

    Дольто утверждала, что маленькие дети чувствуют, когда в семье не ладится. При этом им, так же как и всем нам, необходимо получить утешительное подтверждение: «Ты не сошел с ума! У нас действительно есть проблемы!». Она настаивала на том, что малышу нужно рассказать о разводе родителей, даже если ему всего лишь полгода. Когда умирает бабушка или дедушка, следует мягко объяснить ребенку и это, даже взять его на похороны, хоть ненадолго. Приемному ребенку необходимо услышать хотя бы несколько слов о своей биологической матери. Приемная мать может просто сказать: «Я с ней не знакома, но ты ее знал(а)».

    Французы твердо верят в то, что родители с самого раннего возраста ребенка могут значительно облегчить ему восприятие многих ситуаций простым рассказом о них.

    На детской площадке вы — только наблюдатель

    Французские родители считают: как только ребенок научился ходить и уверенно взбираться на горку, их функция должна быть ограничена лишь наблюдением за его играми. Во Франции вы не увидите, чтобы родители по пятам следовали за ребенком на детской площадке, съезжали за ним с горки или бросались на его защиту при любом соприкосновении с другими детьми. Они дают своему ребенку шанс самостоятельно уладить конфликт.

    Подавляйте в себе желание взгромоздиться на горку или качели, комментировать или хвалить каждый шаг ребенка. Сядьте на лавочку и наблюдайте, заряжайтесь оптимизмом и терпением. Они вам пригодятся, когда малышу действительно понадобится ваша помощь.

    Не торопитесь реагировать

    У французов стоит поучиться неторопливости. Если вы заняты приготовлением омлета, а ребенок вдруг просит вас прийти посмотреть, какую башню из рулонов туалетной бумаги он построил, мягко объясните ему, что вы это сделаете чуть позже. За ужином не вскакивайте из-за стола за салфеткой для ребенка (а еще лучше, положите салфетки на низкую полку, чтобы он мог дотянуться и обслужить себя сам). Если вы заняты, спокойно расскажите малышу, что вы делаете, и попросите подождать.

    Такой подход не только сделает спокойнее вашу жизнь. Это, считают французы, один из обязательных уроков — так ребенок узнает, что не является центром вселенной. Родители уверены, что у ребенка, который этого не понимает, считая себя вправе получать все, что хочет, нет никаких резонов взрослеть.

    Французы вполне разумны в своих ожиданиях. Они не рассчитывают на то, что малыш будет сидеть неподвижно на пьесе Шекспира (или Мольера). Они просто хотят, чтобы он научился ждать — несколько секунд, затем минут. Притормозив хотя бы ненадолго, ребенок быстрее научится справляться со скукой и подавлять в себе приступы гнева. Терпение, как мышца: чем активнее ее тренируют, тем крепче она становится.

    Выучите четыре волшебных слова

    У американцев волшебных слова всего два: «пожалуйста» и «спасибо». У французов есть еще два: «bonjour» (здравствуйте) и «au revoir» (до свидания). С особым усердием они учат своих детей произносить «bonjour» при встрече и переступая порог чужого дома. Ребенок не должен отмалчиваться, прячась в тени родительских приветствий.

    Французские родители рассматривают «bonjour» как важнейший урок воспитания. Здороваясь, ребенок высвобождается из кокона собственного эгоизма, осознает, что у окружающих тоже есть чувства и потребности — например, желание получить подтверждение факта своего существования.

    Волшебное слово «bonjour» служит и сигналом к соблюдению других правил цивилизованного поведения. Если ребенок произносит «bonjour», он вряд ли будет прыгать на диване. Его воспринимают как полноправную личность. Пусть маленького, но уже человека.

    Не заставляйте читать карапуза

    Да, технически это возможно — научить трехлетнего малыша распознавать написанные слова. Но к чему такая спешка? Ведь это время вы могли бы потратить на обучение ребенка тому, что действительно необходимо уметь в раннем возрасте: скажем, быть организованным, выражать свои мысли, сопереживать. Во французских детских садах малышей учат вести беседу, доводить до конца начатое дело, решать проблемы. В парижском садике, который посещает моя дочь, двадцать пять неграмотных пятилетних детишек однажды получили задание: порассуждать о «справедливости» и «храбрости». Когда этим малышам исполнится шесть, они научатся читать гораздо быстрее, чем если бы сели за книгу в три года.

    Привлекайте детей к работе по дому

    Не стоит недооценивать способность малышей выполнять рутинную работу по дому — разумеется, под вашим руководством. Для французских трех-четырехлеток помогать после ужина загружать тарелки в посудомоечную машину — обычное дело. (По рассказам знакомых мне мамочек, битые тарелки исчисляются единицами.) Шестилетняя дочь моей подруги хвастается, что ее любимое занятие — выносить мусор. А еще она с гордостью описывает свои походы с мамой в соседний магазинчик, где ей разрешают одной зайти в торговый зал и купить лимоны, в то время как мама ждет ее у входа.

    Эти маленькие шажки к самостоятельности, совершаемые изо дня в день, на самом деле очень важны. Дети, активно участвующие в работе по дому, становятся более самостоятельными, начинают понимать, что взрослые вовсе не обязаны им прислуживать. Для детей эти обязанности — своего рода развлечение. Конечно, восторг новизны не длится вечно. А вот мысль о том, что их вклад в дела семьи значим, наверняка крепко засядет в голове.

    Установите четкие границы дозволенного

    Французы не мыслят воспитания без системы ограничений — cadre. Они чрезвычайно строги в том, что касается некоторых основных правил, которые и являются границами дозволенного. Зато в этих пределах детям предоставлена полная свобода.

    Родители сами решают, в каких ситуациях следует проявить строгость. Почти все мои знакомые парижане отмечают, что никогда не станут терпеть неуважения к окружающим. Под жестким контролем просмотр телевизионных программ и все, что связано с едой. Французским детям, даже маленьким, категорически запрещено бить родителей.

    Вы можете применять «cadre-коктейль» из ограничений и свободы в самых разных ситуациях. Вот типичные наставления, которые дают своим детям французские родители:

    • Когда приближается время спать, ты должен находиться в своей комнате. Там можешь заниматься чем угодно.
    • В этот уик-энд ты можешь провести два часа у телевизора. Сам решай, как распорядиться этим временем — посмотреть фильм на DVD или любимую телепередачу.
    • За столом не обязательно съесть все блюда, но ты обязательно должен их попробовать.
    • Когда мы выходим из дома, я могу попросить тебя переодеться, если сочту твой наряд неуместным. Зато дома ты можешь ходить в чем угодно.
    • Постоянно есть сладости нельзя, но на полдник можно.
    • Я не стану покупать всякую ерунду по первому твоему требованию. Если хочешь, можешь купить сам на свои карманные деньги. (Французские дети, обычно с семи лет, начинают ежемесячно получать от родителей деньги на карманные расходы. Как правило, их сумма соответствует возрасту ребенка — семилетка, например, получает семь евро в месяц.)

    Вы не наказываете, а обучаете

    Когда ваш ребенок в очередной раз начнет говорить за столом с набитым ртом, вспомните, что вы прививаете ему хорошие манеры постепенно, так же, как потом его будут учить математике. Обучение требует времени. Французы никогда не говорят о наказаниях. Они говорят об éducation — обучении детей, которое начинается с пеленок. В отличие от наказания éducation (которое не имеет ничего общего с обучением в школе) — процесс непрерывный. Помня о том, что вы обучаете ребенка, вам легче будет побороть раздражение, когда вдруг кусок огурца случайно приземлится вам на колени.

    Не ругайте ребенка за каждый проступок. Французы, как правило, не заводятся из-за маленьких детских шалостей — bêtises. Если ребенок запрыгнул на диван или перед ужином схватил со стола кусок хлеба — это всего лишь bêtise. Всем детям свойственно шалить. Приберегите наказания для серьезных нарушений. Если за любые провинности ругать одинаково, как дети поймут, какие из них серьезные.

    Не то чтобы американская журналистка открыла этот феномен. Она просто показала его изнутри и заставила всех удивляться. На волне читательского интереса издатели выпустили книги «Французские дети едят все», «Французские дети не капризничают» и «Французские родители не сдаются». Все они разошлись миллионными тиражами, а французское воспитание стало такой же визитной карточкой страны, как кухня или вино. Наш автор, прочитав эти труды, собрала основные принципы французских родителей.

    Французы спокойны с самого начала

    А именно с момента, как узнают, что станут родителями. Весть о появлении наследника не является рядовым событием, и французы, как и все, переживают ее особенным образом, но она не переворачивает жизнь и не заставляет будущую маму думать только о животе. Даже врачи не так строги, и те ограничения, которые они накладывают, нам могут показаться едва ли не преступными. Автор книги «Французские дети не капризничают» Кэтрин Кроуфорд цитирует свою знакомую:

    «Мой доктор попросил меня ограничиться одним бокалом вина за обедом и всего двумя чашками кофе в день. Ему не нравится, что я курю, но он предложил мне всего лишь сократить курение до трех сигарет в день. Я стараюсь не курить, но порой все же не выдерживаю».

    Не думаю, что такой подход может прижиться у нас, да и сомневаюсь в его правильности. Но он показывает, что будущие мамы всю беременность могут расслабляться и не намерены жертвовать.

    Французские родители не забывают друг о друге

    В российских семьях считается нормальным, если муж и жена переживают кризис после появления детей. Он нередко заканчивается разводом. Все от того, что мать настолько вымотана и столько времени уделяет ребенку, что на общение с супругом сил не остается. Про секс и говорить не приходится. Накапливаются неудовлетворенность, обиды и ревность. Пережившие это могут посоветовать лишь набраться терпения и подождать. Но французы не согласны с таким положением дел.

    «Жертвовать своей интимной жизнью ради детей? Это считается абсолютно нездоровым и свидетельствует о том, что в семье нарушено равновесие, - пишет Памела Друкерман в своей книге.- Французы понимают, что с рождением ребенка все меняется, особенно поначалу, когда все внимание приковано к малышу. Но чуть позже мать и отец постепенно восстанавливают баланс в отношениях».

    После родов врачи назначают мамам курс по тренировке интимных мышц и потом обязательно интересуются, доволен ли муж. Но какое это имеет отношение к детям? Самое прямое! Чем спокойнее родители, тем взвешенней они относятся к ребенку и всему, что происходит вокруг. Лишняя нервозность никому не на пользу.

    Французские родители - главные в семье

    Ребенок ни в коем случае не маленькое божество, вокруг которого семья танцует ритуальные танцы. Он может подождать, если родители заняты и должен понимать, что не все исполняется сиюминутно. Его мнение - это хорошо, но мнение родителей важнее и не обсуждается. Когда Кэтрин Кроуфорд, автор книги «Французские дети не капризничают», опробовала это правило, она была немало удивлена:

    «Поверьте, очень приятно говорить: «Ты сейчас же сядешь в машину и пристегнешься, потому что я - главная, и я так говорю!» Безумие? Но это работает! Сначала я боялась, что девочки будут обижаться на такое явное проявление власти и жесткий подход, но все оказалось иначе. Они так устали от бесконечных споров по любому поводу (я же приучила их считать, что их мнение по любому вопросу крайне важно!), что почувствовали настоящее облегчение от того, что кто-то принял на себя роль главного».

    Такой подход близок нашей культуре, но зачастую усилия родителей разбиваются о любовь бабушек. Они не упускают момента побаловать и пожалеть внуков. Во Франции на страже послушания стоят все поколения.

    Французские родители умеют говорить «нет»

    И это «нет» будет означать «нет», а не «ты можешь поныть немного и, возможно, я разрешу». Как бы ни разрывалось материнское сердце, она не позволит чаду манипулировать и не отменит запрет. Друкерман тоже акцентирует внимание на этом:

    «Им кажется само собой разумеющимся, что любой здоровый ребенок может не ныть и не падать на пол в истерике, услышав слово «нет», не досаждать окружающим и не хватать вещи с полок в магазине. Они склонны воспринимать нерациональные требования ребенка как капризы, импульсивные желания или причуды. И спокойно отвечают отказом на эти требования».

    Валяющийся в истерике на полу парижского магазина и требующий купить игрушку ребенок, скорее всего, окажется иностранцем. Не оттого, что дети во Франции особенные, а оттого, что они рано усваивают, что отказ непререкаем и обойти его невозможно. Ребенок также понимает, что он получит игрушку, когда придет время. Совсем не по первому требованию. У нас нередки ситуации, когда родители пойдут на поводу у чада и купят все, что он потребует. и не лил слезы.

    Французские родители устанавливают правила

    И даже не просто правила, а целую систему, которую ребенок должен соблюдать. Они регулируют всю его жизнь. Если ужин назначен на семь часов, то в семь часов надо быть уже за столом с чистыми руками и салфеткой на коленях. Если есть положено вилкой и ножом, то осваивать это ребенок будет с самого детства. Если в гостях нельзя отвлекать взрослых, значит дети будут сосредоточены в детской зоне и не будут надоедать. Вот такую сцену в детском саду описывает Бийон Карен:

    «Стоило кому-нибудь начать запускать пальчики в тарелку, как его ласково, но решительно останавливали. Сопротивление, возникавшее крайне редко, встречало спокойный, но твердый отпор: тарелку просто отставляли».

    Вы можете себе представить в российских семьях, что от ребенка отставляют тарелку с едой? Мы готовы петь песни, водить хороводы и разрешать стоять на голове, лишь бы младенец проглотил обед и не остался голодным. Французы не столь малодушны: не хочешь есть по правилам, значит, ты не хочешь есть вообще.

    Французские родители не перегружают детей

    Они не сходят с ума по кружкам и дополнительным занятиям и разрешают потратить детство на познание окружающего мира и поиск интересов. При этом все дети от 3 до 5 лет ходят в детский сад, где помимо навыков чтения и письма, малыши должны научиться «самовыражению», «открытию для себя мира», научиться «воспринимать, чувствовать, воображать, создавать».

    «Во Франции «учить», - пишет Карен Ле Бийон в книге «Французские дети едят все. И ваши могут» - означает не только отправлять детей за знаниями в школу или университет, но еще и прививать хорошие манеры, привычки и вкусы. Цель - вырастить ребенка bien éduqué - ребенка, который умеет быть вежливым, владеет манерами и хорошо себя ведет. Другими словами, главная цель французских родителей - воспитать ребенка, который знает и соблюдает неписаные правила французского общества».

    Согласитесь, эта программа отличается от той, к которой мы привыкли. Нам кажется, что если ребенок к 10 годам не начал изучать иностранные языки и еще не освоил ни одного музыкального инструмента, то он явно отстает от сверстников.

    Французские родители дают полную свободу действий в самых жестких рамках

    В домах французов вы вряд ли найдете горы игрушек на кухне, заваленные кубиками диваны в гостиной или плюшевого пони посередине коридора. Детям внушается: кухня предназначена для еды, ванная - для водных процедур, а место игрушек - детская комната. Зато там они вольны делать с ними все, что угодно. Их можно месяцами не складывать в ящики и не распихивать по коробкам. Подобные схемы действуют во многих аспектах. Например, дома ребенок может ходить в чем угодно, но в школу он обязан надеть форму. На каникулах можно не спать всю ночь, но в учебные дни отбой в десять.

    «Смысл ограничений не в том, чтобы стеснить ребенка , - пишет Памела Друкерман, - а в том, чтобы создать предсказуемую и понятную среду».

    Слово «воспитывают» во Франции скорее используют, когда говорят о наказаниях. Для отношений «родители - ребенок» больше подойдет «растить». Так же, как выращивают растение, французы ведут себя по отношению к детям. Обеспечивают необходимый уход, и комфортную обстановку, а все остальное идет своим чередом. Все прекрасно знают, что если выпалывать сорники вокруг цветка в два раза чаще, он не зацветет от этого раньше времени. Так и с детьми, сколько бы напрасных усилий мы не предпринимали, они все равно будут развиваться так, как заложено природой. Надо им только не помешать.

    Самый сложный возраст - у подростков. Как быть родителям? Смотрите наше видео.

    В России вышла книга Памелы Друкераман «Французские дети не плюются едой» о том, как вырастить детей счастливыми и послушными без шлепков и криков

    Изменить размер текста: A A

    Американская журналистка Памела Друкерман поселилась в Париже вместе с мужем- англичанином. Там она родила и растит троих детей. Естественно, ей пришлось пересмотреть свой подход к воспитанию.

    На первый взгляд, французские обычаи обращения с детьми довольно странные: мамы не сидят годами в декрете, в ясли детей отдают с 9 месяцев, читать учат только в школе, растят в строгости, но без единого окрика и шлепка (во Франции самые низкие показатели телесных наказаний в семье). И ребятишки вырастают спокойными и доброжелательными. Как это удается французским мамам? Об этом – остроумное исследование «Французские дети не плюются едой».

    С разрешения издательства «Синдбад » публикуем главу из книги.

    Кто в доме главный

    Лео, наш смугленыш, все делает очень быстро. Не в том смысле, что он одаренный, нет. Просто он передвигается примерно в два раза быстрее, чем обычные люди. К двум годам у него телосложение профессионального бегуна . Он даже песенку «С днем рождения тебя!» поет очень быстро - пара секунд, и песенке конец.

    Управляться с этим маленьким "торнадо" очень сложно. Когда мы с ним идем в парк, мне приходится постоянно бегать: ведь любая калитка для него – приглашение войти.

    Что больше всего поражает меня в родителях- французах - их непререкаемый авторитет. (Это самое сложное из того, чему у них можно и нужно научиться.)

    Многие папы и мамы настолько естественно и спокойно демонстрируют свою власть, что им нельзя не позавидовать. И дети обычно слушаются. Никуда не убегают, не перечат, не вступают в длительные переговоры с родителями. Но как французам это удается? И как мне научиться этому волшебному качеству?

    Одним воскресным утром моя соседка Фредерик, с которой мы вместе гуляем в парке, видит, как я пытаюсь управиться с Лео. Раньше Фредерик работала в агентстве путешествий в Бургундии. Ей сорок с чем- то, у нее хриплый голос заядлой курильщицы и деловая манера общения. Спустя годы бюрократических проволочек она удочерила Тину - прелестную рыжеволосую малышку из русского приюта.

    К моменту нашей совместной прогулки материнский стаж Фредерик равняется всего трем месяцам. Но мне уже есть чему поучиться. Кажется, сам факт того, что она француженка, дает ей понимание, что можно, а чего нельзя.

    Мы с Фредерик сидим на бортике песочницы в парке, пытаемся вести разговор. Но Лео то и дело порывается выбежать за пределы детской площадки. И каждый раз я встаю, гонюсь за ним, ругаю и тащу обратно, а он орет. Меня это очень раздражает и утомляет. Поначалу Фредерик наблюдает за этим молча. А потом без капли снисхождения в голосе заявляет, что если я буду все время бегать, то мы не сможем спокойно посидеть и поговорить.

    Ну да, - отвечаю я. - А что я могу сделать?

    Фредерик говорит, что я должна быть с Лео построже, чтобы он понял: убегать из песочницы нельзя.

    Иначе так и будешь бегать за ним до старости, а это не дело, - решительно заявляет она.

    Мне беготня за ребенком представляется неизбежной. Но, по мнению Фредерик, этого вполне можно избежать.

    Сомневаюсь, что у меня получится воплотить ее совет быть построже. Ведь последние двадцать минут я только и делаю, что приказываю Лео перестать убегать из песочницы. Фредерик улыбается и рекомендует вложить в мое «нет» побольше решимости - чтобы не осталось сомнений: я не шучу!

    Когда Лео в следующий раз выбирается из песочницы, я говорю «нет» чуть строже, чем обычно, но он все равно уносится прочь. Встаю и тащу его обратно.

    Вот видишь? - обращаюсь к Фредерик. - Это невозможно.

    Фредерик снова улыбается: мол, мое «нет» было недостаточно убедительным. По ее мнению, мне не хватает уверенности, что Лео меня послушает.

    Надо не кричать, а говорить убежденно.

    Но я боюсь, что Лео испугается.

    Не бойся, - подбадривает меня Фредерик.

    Лео опять не слушается. Я начинаю чувствовать, как мое «нет» становится все более и более решительным. Я не кричу, просто голос становится тверже.

    Мне кажется, что я играю роль какой- то совсем другой мамы.

    Четвертая попытка. Лео подбегает к калитке, но тут случается чудо - он не открывает ее! Мой сын оглядывается и настороженно смотрит в мою сторону.

    Я сдвигаю брови, всем своим видом выражая неодобрение.

    Проходит еще минут десять, и Лео оставляет попытки сбежать. Теперь он спокойно играет с Тиной, Бин и Джоуи в песочнице. А мы с Фредерик болтаем, вытянув ноги.

    Я поражена тем, что Лео вдруг начал воспринимать меня как «старшего по званию».

    Вот видишь, - произносит Фредерик, отнюдь не злорадствуя. - Главное - выбрать правильный тон.

    Непохоже, что Лео получил психологическую травму, - добавляет она.

    Я смотрю на него и понимаю, что, пожалуй, впервые в жизни он начал вести себя как французский ребенок. Вообще все трое ведут себя благоразумно, я вдруг чувствую, как расслабляются мои плечи. Раньше мне никогда не удавалось расслабиться в парке. Так вот каково это - быть французской мамой!

    Несмотря на приятное расслабление, чувствую себя глупо. Как все просто - почему же я с самого начала не вела себя так? Да уж, суперпродвинутая техника воспитания - просто научиться говорить «нет»! По сути Фредерик не научила меня ничему новому, просто убедила отбросить сомнения и обрести уверенность в собственной компетентности.

    Фредерик уверена - если родители в хорошем настроении и могут спокойно поболтать в парке, детям от этого только лучше. И, кажется, она права. Мы сидим и разговариваем, я вижу, что Лео гораздо спокойнее, чем полчаса назад. Вместо беготни с последующим возвращением, он мило играет с другими малышами.

    Жестких правил нет, - говорит она, - нужно все время менять подход.

    Как жаль… Так какое еще секретное оружие помогает французам пользоваться авторитетом у своих детей? Как они добиваются уважения день за днем, ужин за ужином? А главное - как мне научиться?

    Коллега- француженка дает совет: коль скоро меня интересует вопрос родительского авторитета, мне нужно поговорить с ее кузиной. Доминик, французская певица и мама троих детей, живущая в Нью- Йорке , - неофициальный эксперт по различиям между французскими и американскими родителями.

    Знакомимся. Доминик 43 года, она похожа на героинь фильмов французской «новой волны»: темные волосы, изящные черты лица, выразительные глаза. Если бы я была стройнее и красивее, умела бы петь, то можно было бы сказать, что мы - зеркальное отражение друг друга: Доминик - парижанка, растит детей в Нью-Йорке; я - бывшая жительница Нью- Йорка и воспитываю детей в Париже.

    Жизнь во Франции сделала меня спокойнее, теперь я менее склонна к неврозам. А Доминик, несмотря на свою чувственную красоту, заразилась нью-йоркским многословием и склонностью к самоанализу - неотъемлемой частью манхэттенской жизни. По- английски она говорит живо, хотя и с французским акцентом, часто вставляет всякие «типа» и «о, боже мой».

    Она приехала в Нью- Йорк студенткой, в 22 года. Планировала полгода учить английский, потом вернуться домой. Но Нью- Йорк быстро стал для нее домом.

    Здесь я чувствовала себя прекрасно, меня все вдохновляло, у меня было столько энергии! В Париже я уже давно не испытывала ничего подобного, - вспоминает она.

    Выйдя замуж за американского музыканта, Доминик с первой же беременностью приняла американский подход к родительству.

    Люди здесь стремятся поддержать друг друга, во Франции такого нет… Допустим, ты ждешь ребенка и занимаешься йогой - пожалуйста, вот группа йоги для беременных.

    Она также стала обращать внимание на то, как в США относятся к детям. На праздновании Дня благодарения с родственниками мужа Доминик поразилась, увидев, как с появлением трехлетней девочки двадцать взрослых людей прекратили все свои разговоры и сосредоточились только на ней!

    Я тогда подумала: как же это здорово, что за культура! Дети здесь словно боги, и это потрясающе. Неудивительно, что американцы так уверены в себе, так оптимистичны, а французы вечно в депрессии! Вы только посмотрите, сколько внимания - и все одному ребенку.

    Со временем Доминик изменила свое мнение. Она заметила, что та самая трехлетняя девочка, ради которой в День благодарения затихли все разговоры, похоже, отрастила непомерное чувство собственной значимости.

    Эта девочка начала действовать мне на нервы, и я решила: все, хватит.

    Малышка всегда считала: раз она здесь, все должны обращать внимание только на нее.

    Сомнения Доминик усилились, когда она услышала, как малыши в детском саду, куда ходили ее дети (сейчас им 11, 8 и 2), реагируют на указания воспитателей: «Ты мне не босс».

    Во Франции такого никогда не услышишь, никогда!

    А когда их с мужем приглашали в гости американские пары с маленькими детьми, готовила обычно Доминик - хозяева были слишком заняты, пытаясь уложить детей спать.

    Вместо того чтобы строго сказать: «Хватит, детям пора спать, это взрослое время, наше время, которое мы хотим провести со своими друзьями»…

    В общем, как ты понимаешь, так никто не говорил. Не знаю почему, но в Америке никто так не говорит. Они просто не умеют. Они выполняют все желания детей, как прислуга, и все. Смотрю на это, и у меня слов не хватает.

    Доминик все еще обожает Нью-Йорк и считает американские сады и школы лучше французских. Но что касается воспитания, она все больше склонна возвратиться к французской традиции с ее строгими правилами и ограничениями.

    Французские методы порой слишком строги, не отрицаю. Французы могли бы быть с детьми и помягче, подружелюбнее, - говорит она. - Но американцы довели все до абсурда. Воспитывают детей так, будто те - короли мира!

    Мне сложно спорить с ней. Ведь я прекрасно помню ужины в День благодарения. Американские родители, и я в том числе, почему- то теряются, когда требуется показать, «кто в доме главный».

    Чисто теоретически мы знаем, что детям нужны границы. В нашей теории воспитания тоже есть такая аксиома. Однако на практике часто неясно, где проходят эти границы, а порой нам кажется, что устанавливать их как- то неловко.

    Я лучше вообще не буду на нее сердиться, чем потом мучиться чувством вины из- за того, что рассердилась, - оправдывает плохое поведение своей трехлетней дочери бывшая сокурсница Саймона.

    Одна моя подруга призналась, что трехлетний сын ее укусил. Но ей было совестно его отчитывать, зная что он наверняка заплачет. Она предпочла забыть о случившемся.

    Многие родители боятся излишней строгостью сломать свободолюбивый дух своих чад . Одна американская мамочка, приехав к нам в гости, пришла в ужас, увидев в нашей квартире манеж. Оказывается, в Штатах считается, что манежи ограничивают развитие. (Мы этого не знали - в Париже ими пользуются все.)

    Знакомая с Лонг- Айленда рассказывает о своем невоспитанном племяннике, чьи родители, по ее мнению, слишком много ему позволяли. Однако он вырос и стал главой отделения онкологии одного из крупнейших американских медицинских центров - а был невыносимым ребенком!

    Думаю, если ребенок умен, но при этом неуправляем, с возрастом он ощутит больше свободы для развития, - говорит она.

    Очень сложно понять, где они, эти границы. Что, если я заставляю Лео сидеть в манеже, а он из- за этого в один прекрасный день не изобретет лекарство от рака? Где кончается свобода самовыражения и начинается обычное хулиганство? Если я разрешаю своим малышам останавливаться и разглядывать крышки люков на тротуаре, значит ли это, что я им потакаю. Или так развивается любознательность?

    Многие мои знакомые (не французы) застряли где- то посредине и пытаются быть для своих детей одновременно и музами, и диктаторами. В результате такого подхода они бесконечно торгуются со своими детьми.

    Сталкиваюсь с этим впервые, когда Бин исполняется три года. Новое правило нашего дома гласит, что ей можно 45 минут в день смотреть телевизор. В один прекрасный день она просит посмотреть подольше.

    Нет. На сегодня хватит, - отвечаю я.

    Но ведь когда я была маленькой, я совсем не смотрела телевизор, - возражает она.

    Как и в нашей семье, во многих домах существует хотя бы несколько запретов. Но теорий воспитания так много, а есть родители, которые вообще против дисциплины.

    Знакомлюсь с одной такой мамочкой во время очередной поездки домой.

    Лиз - дизайнер, ей тридцать пять или около того, а ее дочке Руби - пять. Лиз без запинки называет авторов, сформировавших ее взгляды на воспитание: педиатр Уильям Сирз, писатель Элфи Кон и бихевиорист Б. Ф. Скиннер. Когда Руби хулиганит, Лиз с мужем пытаются объяснить девочке, что она делает неправильно с точки зрения морали.

    Мы стремимся избавиться от нежелательного поведения, не напирая на родительский авторитет, - говорит Лиз. - Я стараюсь не сдерживать ее физически лишь потому, что я сильнее. Стараюсь не пользоваться тем, что распоряжаюсь деньгами: «это я тебе куплю, а это не куплю».

    Меня впечатляет то, как продуманно и старательно Лиз отнеслась к созданию собственного метода в воспитании. Она не просто приняла на веру чьи-то правила, а тщательно проанализировав работы нескольких экспертов, вывела собственный гибрид. По ее словам, изобретенный ею новый метод воспитания - просто революционный скачок вперед по сравнению с тем, как воспитывали ее.

    Но за все нужно платить. Лиз говорит, что ее эклектичные методы, а также нежелание слышать критику в свой адрес настроили против нее многих соседей, сверстников и даже ее собственных родителей.

    Бабушка с дедушкой в шоке от того, как она воспитывает Руби, и в открытую не одобряют этого, поэтому Лиз больше не обсуждает с ними эту тему. Когда они приходят в гости, атмосфера накаляется, особенно если Руби начинает безобразничать.

    Тем не менее Лиз с мужем не отступают от своего намерения вовсе не пользоваться родительским авторитетом. В последнее время Руби начала их бить. Когда это происходит, они усаживают ее и спокойно объясняют, почему бить людей плохо. Но рациональное общение с самыми лучшими намерениями, похоже, не помогает.

    Она все еще нас бьет, - признается Лиз.

    В сравнении с этим Франция кажется другой планетой. Даже родители богемных кругов бравируют своей строгостью, ни у кого не возникает сомнений, кто стоит на вершине семейной иерархии. В стране, где почитают революцию и баррикады, за семейным столом анархистов нет.

    И это парадокс, - признает Джудит из Бретани , специалист по истории искусств и мама троих детей.

    Джудит утверждает, что в политике она отрицает любые авторитеты, однако, когда речь заходит о воспитании, она - главная, и точка.

    Сначала родители, потом дети, - так она определяет семейную иерархию. - Во Франции, - поясняет Джудит, - нет такого понятия, как разделение власти с детьми.

    Во французских СМИ и среди старшего поколения часто обсуждают тему синдрома «ребенка- царька». Но, общаясь с парижанами, я всегда слышу только одно: «C’est moi qui decide» («Здесь решаю я»). Есть более категоричная версия: «C’est moi qui commande» («Здесь командую я»). По словам родителей, эти фразы напоминают детям, да и самим родителям о том, «кто в доме хозяин».

    Американцам такая иерархия может показаться тиранией. Американка Робин замужем за французом, живет в пригороде Парижа. У нее двое детей: Эдриен и Леа. За семейным ужином в своей квартире она однажды рассказывает о том, как повела Эдриена к педиатру, когда тот был совсем маленьким. Эдриен плакал и отказывался вставать на весы, тогда Робин присела с ним рядом и принялась его уговаривать. Но тут вмешался доктор.

    Не надо ничего ему объяснять, - произнес он. - Просто скажите: «Так надо. Ты встанешь на весы, и это не обсуждается».

    Робин была в шоке. Потом она нашла другого педиатра - этот ей показался уж очень суровым. Марк, муж Робин, послушав ее рассказ, бросился возражать:

    Нет, он не так сказал!

    Марк - профессиональный игрок в гольф, вырос в Париже. Он относится к тому типу французских родителей, кому без усилий удается внушить детям уважение. Я успела заметить, как внимательно слушают его малыши, когда он с ними разговаривает, и мгновенно реагируют.

    Так вот, Марк не считал, что врач нахально раскомандовался. Напротив, по его мнению, доктор помог Эдриену, показав, как вести себя воспитанно. Тот случай Марк вспоминает совсем по- другому:

    Он сказал, что ты должна вести себя более уверенно, взять ребенка и поставить его на весы… Если предоставить ребенку выбор, он растеряется. Нужно показать ему, что делать. Внушить, что принято делать так, это не хорошо и не плохо - просто так надо.

    Это такая простая вещь, но с нее все и начинается, - добавляет Марк. - Некоторые вещи не нужно объяснять. Ребенок должен взвеситься, поэтому мы берем ребенка и ставим на весы. И точка. Точка!

    То, что Эдриену урок не понравился, тоже пошло ему на пользу.

    В жизни есть не слишком приятные вещи, но их все равно надо делать, - пожимает плечами Марк. - Нельзя делать лишь то, что любишь, и то, что хочешь.

    Когда я спрашиваю Марка, откуда у него такая уверенность в себе, становится понятно, что она дается ему не так легко. Ему пришлось приложить много усилий, чтобы установить подобный стиль общения с детьми. Родительский авторитет - то, о чем он очень много думает и считает главным. Марк старается заслужить уважение своих детей, потому что убежден: дети сами ощущают себя увереннее, если их родители уверены в себе.

    Я бы предпочел, чтобы мои родители были лидерами, указывали мне дорогу, - рассуждает он. - Ребенок должен чувствовать, что у его мамы или папы все под контролем.

    Это как на лошади, - встревает Эдриен, которому уже девять лет.

    Хорошее сравнение! - соглашается Робинн.

    Во Франции есть поговорка, - продолжает Марк, - «Проще ослабить болт, чем закрутить». То есть нужно быть очень жестким. Если ты тверд, то сможешь и расслабиться. Но если слаб… «закрутить болт», то есть стать сильнее, будет очень сложно.

    По сути, Марк описал систему ограничений, которую родители во Франции выстраивают для своих детей с первых лет жизни. Важным кирпичиком в ней является право родителей время от времени сказать: «Вставай на весы, и точка». Американцы вроде меня принимают как должное, если им приходится весь день гоняться за детьми по парку или укладывать их спать полвечера, хотя на ужин пришли гости. Это раздражает, но воспринимается уже как норма. Но для французов жизнь с «ребенком- королем» означает огромный дисбаланс в семье. Они считают, что это никому не на пользу. Повседневная жизнь и для родителей, и для детей становится лишенной удовольствия. Создание системы ограничений, cadre, требует больших усилий, однако альтернатива неприемлема. Французы понимают: четкие границы - единственное, что избавляет их от двухчасовых уговоров лечь спать.

    Возможно, кто- то считает, что, если у тебя есть дети, ты уже не можешь распоряжаться своим временем, - говорит Марк. - Но дети должны понимать, что не являются центром внимания. Что мир не крутится вокруг них. Как же родителям удается выстроить эту систему?

    Процесс ее создания кому- то может показаться жестким. Но тут дело не только в умении говорить «нет» и в насаждении собственным авторитетом. Родителям во Франции удается очертить границы просто потому, что они постоянно о них говорят. То есть тратят действительно много времени, объясняя детям, что можно, а что нет. Все эти разговоры выстраивают систему ограничений. Дети начинают ощущать ее почти физически - так хороший мим способен убедить человека, что перед ним действительно стена.

    Постоянное напоминание о границах дозволенного происходит в очень вежливой форме. Родители часто говорят «пожалуйста», даже обращаясь к младенцам. (С младенцами тоже надо говорить вежливо, ведь они понимают, о чем идет речь). Устанавливая границы для детей, родители часто используют выражение «имеешь/не имеешь право».

    «Не бей Жюля, - говорят они. - Ты не имеешь права его бить». И разница здесь не только в семантике. Подобный запрет звучит совсем иначе. Это выражение подразумевает, что существует некая фиксированная, организованная система правил для взрослых и детей.

    И если ребенок не имеет права делать одно, у него есть право делать что- то другое. Есть даже песенка, которую знают все малыши: «Oh la la, on a pas le droit de faire ca!» («О- ля- ля, мы не имеем права так делать!»)

    Другая фраза, которую часто используют французские родители в общении с детьми, - «не одобряю».

    «Я не одобряю, когда ты швыряешься горошком», - мамы произносят это серьезным тоном, глядя ребенку в глаза. «Не одобряю» несет в себе гораздо больше, чем обычное «нет». Таким образом родители показывают, что у них есть свое мнение, с которым ребенок должен считаться. При этом допускается, что у малыша может быть свое мнение по поводу разбрасывания горошка - пусть родители от него и не в восторге. То есть такое поведение воспринимается как сознательный выбор - и соответственно ребенок так же сознательно способен от него отказаться.

    Возможно, именно поэтому за столом во Франции всегда царит такое спокойствие. Вместо того, чтобы ждать большого скандала и прибегать к суровым наказаниям, родители предпринимают множество маленьких вежливых превентивных шажков, основываясь на установленной системе правил.

    Я наблюдала эту систему в действии в яслях, присутствуя на обеде для полуторагодовалых малышей (шикарный обед из четырех блюд). Шестеро карапузов в одинаковых розовых слюнявчиках из махровой ткани сидели за прямоугольным столом под присмотром Анны- Мари. В комнате царила атмосфера полной безмятежности. Анна- Мари рассказывала о каждом из блюд и объявляла, что будет дальше. При этом она пристально следила за действиями своих воспитанников и, не повышая голоса, комментировала их небольшие промахи.

    Doucement… тихо, ложкой мы так не делаем, - обращается она к мальчику, который начал бить по столуложкой.

    Нет, нет, сыр не трогаем, его едим потом, - велит она другому малышу.

    Разговаривая с ребенком, она всегда смотрит ему в глаза. Не всегда родители и воспитатели прибегают к столь тщательному контролю. Но я обратила внимание, что они часто делают это именно во время еды - за столом много правил, много мелких действий, и если что- то пойдет не так, это может привести к хаосу. На протяжении всего 30-минутного обеда Анна-Мари непрерывно разговаривает с детьми и поправляет их.

    К концу обеда лица малышей перепачканы едой - зато на полу лишь пара крошек.

    Марк, Анна-Мари - французские родители и воспитатели внушают уважение, но при этом не выглядят диктаторами. Они не стремятся вырастить детей послушными роботами. Напротив, они прислушиваются к малышам и постоянно с ними разговаривают. Самые авторитетные родители среди моих знакомых говорят с детьми на равных, а не как хозяева с подчиненными.

    Когда что- то запрещаешь, всегда нужно объяснять причину, - говорит Анна-Мари.

    Когда я спрашиваю французов о том, какими бы они хотели видеть своих детей, большинство отвечает: чтобы были уверены в себе и нашли свое место в мире. Они желают, чтобы у их малышей был собственный вкус и мнение.

    Французы даже начинают беспокоиться, если дети слишком послушны. Им важно, чтобы дети проявляли характер. Но они верят, что достичь этого можно лишь в том случае, если дети уважают границы и умеют владеть собой. Поэтому одного характера мало: должна быть еще и система ограничений.

    Книга Памелы Друкерман "Французские дети не плюются едой" очень быстро стала популярной среди родителей и в то же время вызвала множество неоднозначных эмоций и отзывов.

    4mama делится с вами мнениями мам, которым есть что рассказать о книге «Французские дети не плюются едой».

    Ирина Мельник

    Книга "Французские дети не плюются едой" помогла мне осознать, что я "нормальная" женщина, мама.

    Меня всегда интересовало, почему я не такая, как все мамы, которые полностью поглощены заботами о малыше, при этом свои потребности/интересы/желания ставят на последнее место. Почему вопрос отношений с мужем уходит на 10-й план, ведь в приоритете малыш...

    Прочитав эту книгу, я поняла, что я типичная европейская мама. Не американская и не постсоветского формата, когда после появления малыша есть только он, а потом уже всё остальное.

    По советам, которые в книге: сон, еда... У меня интуитивно все было именно так. Я не бежала к ребенку по первому крику, Тимур с огромным удовольствием до сих пор ест брокколи и другие полезные овощи/фрукты без запихивания и т.д. :)

    Для меня, как и написано в книге, очень важно в первую очередь чувcтвовать, что я есть у себя, что меня любит мой муж, и что мой ребенок счастлив от общения со мной. Даже если при этом у нас нет 5 блюд на выбор.

    Книга четко описывает мое состояние и дает понимание, что я нормальная, любящая и хорошая мама!

    Мария Писарева

    В целом, книга "Французские дети не плюются едой" вызвала у меня совершенно нейтральные эмоции. С какими-то моментами я была категорически не согласна, какие-то методы почерпнула, но рекомендовать к прочтению вряд ли буду.

    Я не из тех мам, которые дают детям "проораться", чтобы те научились засыпать самостоятельно, меня этот метод реально вводит в ступор. А у французов такое практикуется достаточно часто - такие истории слышала от нашего педиатра, которая работает с европейцами. В книге часто поднимается вопрос границ: ребенок должен знать границы дозволенного, он должен знать, как вести себя в определенных ситуациях. Все верно, но всему свое время.

    Я не подстраиваю ребенка под свою жизнь на 100%: это значит, что для встречи с друзьями я скорее выберу ресторан с детской комнатой, где ребенку будет комфортно играть, чем заведение, где из детских атрибутов будет лишь стульчик для кормления.

    На курортах европейцы частенько гуляют поздно вечером с детьми 2-3 лет, которые спят в колясках. И вроде бы не придерешься - ну спит себе ребенок и все... Но себя в данной ситуации я представить не могу: у ребенка есть режим дня, потребности в комфортных условиях и его точно не волнует мое желание погулять ночью.

    Надежда

    Название, безусловно, интригует всех мам и даже тех, кто планирует ими стать - это уже отличное достижения для книги. Я же решила прочесть ее по рекомендации подруги, будучи беременной, надеясь, что после этого мой ребенок, конечно же, не будет плеваться едой, будет сразу спать всю ночь, с года научится ходить на горшок и будет просто ангелом (по этой схеме минимум лет в семь он должен уже и диссертацию защитить). В принципе не странно, что этого не случилось. Но обо всем по порядку.

    Книга интересная, написана доступным языком, есть над чем посмеяться и о чем подумать. Это скорее повесть, роман, но никак не пошаговое руководство к действию. Здесь и сравнение европейской «свободной» системы воспитания с американской «детоцентричной», обсуждение очень болезненных для всех мам вопросов совместного сна, длительности грудного вскармливания, яслей и садов, свободы для ребенка. Больше всего мне понравились смешные зарисовки из жизни обычной американской мамы (автора книги), которая попала в необычную для себя среду обитания. Казусы, которые при этом возникают, очень меня веселили, вплоть до громкого смеха.



    Похожие статьи