• Тренинг для подростков: Семейные ценности. Методические разработки для специалистов центра

    17.07.2019

    Педагог-психолог Центра Осипова Елена Егоровна представляет упражнение «Мои ценности», которое она использует в работе с кандидатами в замещающие родители в рамках образовательной программы «Школа опекунов» по теме «Особенности ребенка, разлученного с семьей».

    Для проведения упражнения слушателям группы необходимо пояснить смысл названия. Самое главное в нашей жизни — способность и возможность быть самим собой. Без этого можно жить, но нельзя быть счастливым и нельзя полноценно развиваться. Важнейший аспект в умении быть собой — это способность выстраивать и сохранять близкие отношения, быть привязанным к кому-то, любить. Особое значение привязанности имеют в жизни ребенка. Он не может вырасти полноценной личностью, членом общества, если с самого рождения не будет вовлечен в близкие, эмоциональные отношения с другими людьми.

    Утрата близких отношений — это травма, боль от которой постепенно проходит, но память о ней остается, и в дальнейшем может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на семейные и дружеские связи человека.

    Воспитатель (замещающий родитель) должен уметь обеспечить потребности ребенка, и среди них две важнейшие: потребность в идентичности и потребность в привязанности.

    Упражнение «Мои ценности» (работа в большой группе).

    Цели: формирование представления о чувствах ребенка, которого вынуждают отказаться от чего-то важного для него; осознание значимости потери идентичности для человека.

    Инструментарий: набор карточек для каждого человека в группе (каждая ценность написана на отдельной карточке), спокойная музыка.

    Продолжительность упражнения: 45-60 мин.

    Ход упражнения:

    Попросить участников обратиться к списку ценностей:

    1. Люди

    Среди людей, важных для меня, наиболее значимы...

    2. Группы людей

    Я считаю себя участником, членом следующей группы людей...

    3. Религия и/или убеждения

    4. Места

    Места, которые важны для меня, это...

    5. Дела

    Следующие дела, виды деятельности дают мне смысл и цель в жизни...

    6. Удовольствия

    Я получаю удовольствие от...

    7. Желания

    8. Прошлое

    События из моего прошлого, которые важны для меня...

    Индивидуальная работа каждого участника группы. Слушателям дать 1 минуту для ознакомления со списком ценностей. Объяснить, что они должны закончить предложения, описывая важную для них информацию. То, что они напишут, будет сохранено в тайне, и никто другой об этом ничего не узнает.

    Необходимо предупредить участников, что упражнение может вызвать эмоции, но важно закончить каждое предложение. По каждому заголовку объяснить, что имеется в виду. Затем дать участникам время на то, чтобы записать свои ответы. Это должно быть сделано быстро, без долгих раздумий. (Во время заполнения карточек ведущий может включить спокойную музыку). Можно обратить внимание группы на тот факт, что в жизненной суете мы не обращаем внимание на то, что нас поддерживает, что нам ценно, а сейчас есть возможность подумать об этом.

    • Выполнив первое задание участникам необходимо разложить ценности по значимости для себя лично: от наиболее важных к наименее важным. Далее они должны представить себе, что кто-то очень могущественный вошел в их жизнь и решил, что они должны чего-то лишиться в своей жизни. Необходимо убрать ценность, с которой они на данный момент готовы расстаться. Для убедительности происходящего проговорите, что этот человек очень могуществен, и бороться с ним бесполезно, по сути, как и в жизни с некоторыми событиями. Важно убедиться, что все отложили какую-либо ценность.
    • Выполнив второе задание, участники снова должны исключить из ценностей еще что-то, т.к. могущественный человек снова пришел в их жизнь. На этот раз у них нет никакого выбора, и они должны отложить пункт, обозначенный словом «Удовольствия».
    • Сделайте паузу, окиньте группу невозмутимым взглядом и скажите: «Кстати, те, у кого не карие глаза, должны лишиться еще одной ценности. Я намеревалась сказать об этом еще в самом начале».
    • Некоторые участники могут отказаться расставаться с ценностью, выражать недовольство, проявлять агрессию в адрес ведущего. Обратите их внимание, что так иногда реагирует и ребенок или подросток, но такое поведение часто характеризуют как «плохое».
    • Можете с помощью образа «могущественного человека» убрать еще 1-2 ценности.

    Обсуждение в общей группе.

    • Спросить каждого участника: «Что вы чувствовали, когда приходилось расставаться с какой либо ценностью? Какие чувства испытываете сейчас, когда у вас осталось не так много ценностей?». Обратите внимание на физиологическую реакцию на происходящее «Что чувствует ваше тело - руки, ноги, голова?». (Чаще всего люди отмечают неприятные ощущения в груди - холод, тяжесть). Обращайте внимание на невербальное проявление волнения - манипулируют руками, потирают затылок, прячут взгляд. Когда участники говорят о чувствах, возможны слезы. В любом случае поблагодарите за открытость и переходите к следующему участнику.
    • После всех высказываний о чувствах, ощущениях на настоящий момент времени, обратите внимание участников, что именно это, по сути, происходит с ребенком, которого отрывают от кровной семьи . Подчеркните, что сопротивление покушению на ценности, на идентичность является естественной реакцией нормального человека. В таких случаях важно помнить, каково ребенку чувствовать это.
    • Подчеркните, что люди отличаются между собой тем, что для них является важным. Например, у некоторых людей нет никаких религиозных убеждений, и они чувствуют, что мало потеряют, отказавшись от них. А для другого человека это было бы ужасной потерей.
    • Некоторые участники могут задать вам вопрос, почему вы попросили участников с не карими глазами вычеркнуть дополнительный пункт. Некоторые люди не видят в этом требовании ничего особенного. Тем не менее, вам всегда следует объяснять, что это разделение людей по какому-либо формальному признаку может ощущаться как проявление несправедливости.
    • Сообщите группе, что в их жизни ничего не изменилось, и все ценности возвращаются к ним. Можно взять отложенные карточки, соединить их с оставшимися.
    • Спросите, изменились ли ощущения после того, как ценности вернулись. Обратите внимание на физиологическую реакцию на происходящее «Что теперь чувствует ваше тело - руки, ноги, голова? Изменились ли ощущения?». Как правило, все участники отмечают облегчение.

    Вывод: разлучение с семьей, с тем, что ценно для ребенка, негативно сказывается не только на его физиологическом состоянии, но и на психическом.

    • упражнения состоит в том, что участникам упражнения легче освоить понятие «психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
    • Профессиональные ценности - связаны с работой. Это деньги, богатство, комфорт, профессиональный рост, помощь другим людям и т.д.
    • Интеллектуальные - это знания, образование, эрудированность, любознательность, творческое мышление и т.п.
    • Физические - спорт, красота и гигиена тела, здоровье.
    • Духовные
    • Эмоциональные
    • Этические - честность, порядочность, справедливость, щедрость, умение радоваться тому, что имеешь, корректность.
    • Эстетические - стиль, мода, внешняя привлекательность людей, вещей, эстетический вкус, чистота, порядок в доме и т.п.
    • Материальные - деньги, благосостояние, имущество, ценные предметы и. т.п.
    • Культурные - искусство во всех своих проявлениях.
    • Патриотические -

    Цель:

    Описание:

    Представьте, что через несколько часов неведомые силы отправят вас на необитаемый остров, где вам предстоит провести всю оставшуюся жизнь. Там есть достаточное количество простой еды и воды (вы не умрете от голода и жажды), минимум одежды и постельных принадлежностей (вы не замерзнете), необходимые лекарства. К сожалению, там нет мобильной связи. Вам разрешают взять с собой только семь объектов, среди которых могут оказаться как вещи, так и люди. Условие - это только те вещи или люди, которые вы можете реально привезти в аэропорт в течение нескольких часов (привести свою квартиру или любимую собаку не удастся)

    2). Второй этап упражнения таков: «Все течет, все меняется, и к вам на остров решили поселить сотоварища. У него тоже есть семь объектов. Итого, вместе с вашими, 14. Но остаться могут только семь». Организуется работа в парах. Их задача - из двух своих списков составить один, включающий семь пунктов.

    зачем это нужно (например, книга - для личностного развития, приемник - для получения информации о мире и других людях).

    Обсуждаются вопросы:

    Цель:

    Описание

    - Купите газету, леди?



    Она приготовила какао и тосты с джемом. Затем вернулась на кухню и занялась прерванным делом - разбирала счета.


    Леди, вы богаты?
    - Богата ли я? Нет! - она взглянула на свой потрепанный коврик.


    Затем они ушли.
    Незамысловатые голубые чашки и блюдца… Но они подходят друг другу. Она почистила картофель и приготовила грибной соус. Картофель и грибной соус, крыша над головой, ее надежный муж с хорошей работой, дети - все эти вещи тоже подходили друг к другу.

    Обсуждаются вопросы:

    О чем эта притча?

    Резюме ведущего: Иногда в погоне за накоплением материальных благ человек забывает о том, что является по-настоящему ценным. Материальное - преходяще. Истинные ценности связаны с духовными ориентациями человека.

    Цель:
    Необходимые материалы:

    • Если человек украл осла, овцу или раба, он - вор, и должен быть наказан
    • Если сын ударил отца - ему следует отрубить руку

    Резюме ведущего: Некоторые ценности переменчивы, но общечеловеческие ценности - добро, справедливость, красота, истина - были и будут всегда.

    Методика «Мой личный герб».

    Содержание:

    Упражнение «Ценности»

    Цель:

    Необходимые материалы:

    Описание:

    семейные традиции

    жизнь с родителями

    эрудиция

    профессиональная учеба

    увлечения

    развлечения

    путешествия

    личные вещи

    личное имущество

    финансовые накопления

    любовь к богу

    гармония души и психики

    внутреннее развитие

    победы и поражения духа

    взлеты и падения

    здоровье

    спорт красота и гигиена тела

    дружба общение

    общественная деятельность

    статус уважение

    признание

    Резюме ведущего:

    Рефлексия занятия

    Просмотр содержимого документа
    «Психологическое занятие "Жизненные ценности" »

    Психологическое занятие «Жизненные ценности»

    Цель: профилактика рискованного поведения, посредством формирования системы духовно- нравственных ориентиров.

    Задачи:

      формирование представлений об общечеловеческих ценностях;

      создание условий для обращения к собственной ценностно-смысловой сфере;

      формирование приоритета духовных ценностей над материальными.

    Ход занятия

    Сейчас мы проведем игру, которая носит в первую очередь содержательный характер, она поможет нам с вами раскрыть тему нашего занятия.

    Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто ценит…»- 4-5 мин

    Цель: введение в тему, создание рабочей атмосферы.

    Описание: убирается стул ведущего за пределы круга. Ведущий стоя в центре круга произносит фразу: «Поменяйтесь местами те, кто ценит…(дружбу, деньги свободу, власть). Те, кто считает, что это высказывание относится к ним, должны встать со своего места и перебежать на другое, освободившееся место. Задача водящего занять любое свободное место. Оставшийся без стула становится новым водящим.

    Обсуждение: - что понравилось в упражнении?

    Что показало, открыло это упражнение?

    Вы можете предположить тему нашего занятия? (Ценности)

    Мне бы очень хотелось, прежде чем приступить к следующему упражнению, а также раскрытию темы занятия, прочитать вам одно стихотворение, которое, на мой взгляд, тоже очень подходит к теме нашего занятия:

    Откинув время повседневности,

    В ночной целительной глуши

    Перебираю драгоценности,

    Хранимые на дне души.

    Их у меня не так уж много,

    Но больше и не надо мне.

    При подведении итогов

    Они не падают в цене!

    Ребята, а что же такое ценности? Как вы понимаете это слово?

    Ценности – это представления человека о самом важном в жизни; это то, что задает вектор его существованию.

    Какие ценности вы знаете? Как их можно классифицировать?

    Виды ценностей:

      Профессиональные ценности – связаны с работой. Это деньги, богатство, комфорт, профессиональный рост, помощь другим людям и т.д.

      Интеллектуальные – это знания, образование, эрудированность, любознательность, творческое мышление и т.п.

      Физические – спорт, красота и гигиена тела, здоровье.

      Духовные - вера в Бога, душевная гармония, личностное развитие и самосовершенствование.

      Эмоциональные - открытость в общении, принятие людей такими, какие они есть.

      Этические – честность, порядочность, справедливость, щедрость, умение радоваться тому, что имеешь, корректность.

      Эстетические – стиль, мода, внешняя привлекательность людей, вещей, эстетический вкус, чистота, порядок в доме и т.п.

      Материальные – деньги, благосостояние, имущество, ценные предметы и. т.п.

      Культурные – искусство во всех своих проявлениях.

      Патриотические – любовь к родине, к стране, традициям и т.д.

    Упражнение «Необитаемый остров»

    Цель: создание условий для понимания того, что за любым поступком стоят ценности, исповедуемые человеком, ориентации в спектре возможных ценностей.

    Описание: Упражнение проводится в несколько этапов.

    1). На первом этапе участники группы работают индивидуально. Задается игровая ситуация: «Представьте, что через несколько часов неведомые силы отправят вас на необитаемый остров, где вам предстоит провести всю оставшуюся жизнь. Там есть достаточное количество простой еды и воды (вы не умрете от голода и жажды), минимум одежды и постельных принадлежностей (вы не замерзнете), необходимые лекарства. К сожалению, там нет мобильной связи. Вам разрешают взять с собой только семь объектов, среди которых могут оказаться как вещи, так и люди. Условие – это только те вещи или люди, которые вы можете реально привезти в аэропорт в течение нескольких часов (привести свою квартиру или любимую собаку не удастся) ». Выбранные объекты записываются на листе бумаги.

    2). Второй этап упражнения таков: «Все течет, все меняется, и к вам на остров решили поселить сотоварища. У него тоже есть семь объектов. Итого, вместе с вашими, 14. Но остаться могут только семь». Организуется работа в парах. Их задача – из двух своих списков составить один, включающий семь пунктов.

    3). На третьем этапе аналогичная работа проводится в малых группах из 5-6 человек.

    Затем группы представляют в кругу свои списки. Ведущий интерпретирует услышанное с позиции ценностей: зачем это нужно (например, книга – для личностного развития, приемник – для получения информации о мире и других людях).

    Обсуждаются вопросы:

    Какие чувства возникали по ходу упражнения?

    Как проходило обсуждение в вашей группе?

    Что оказалось самым ценным для нашей группы?

    Что удивило, а что оказалось предсказуемым?

    Дискуссия - обсуждение истории «Богатство»

    Цель: создание условий для разделения материальных и духовных ценностей, осознание приоритета духовного над материальным

    Описание : вниманию группы предлагается притча:
    За дверью стояли два ребенка, оба в рваных пальто, из которых давно выросли.
    - Купите газету, леди?
    Она была занята, и уже собиралась сказать нет, но случайно опустила глаза и увидела их сандалии. Маленькие сандалии, промокшие под дождем.
    - Проходите, я приготовлю вам горячего какао.
    Они оба, не сказав ни слова, последовали за ней. Их мокрые сандалии оставляли на полу следы.
    Она приготовила какао и тосты с джемом. Затем вернулась на кухню и занялась прерванным делом – разбирала счета.
    Ее поразила тишина в соседней комнате. Она заглянула туда.
    Девочка держала в руках пустую чашку и смотрела на нее. Мальчик смущенно спросил:
    Леди, вы богаты?
    - Богата ли я? Нет! – она взглянула на свой потрепанный коврик.
    Девочка очень аккуратно поставила чашку на блюдце и сказала:
    - Ваши чашки подходят к блюдцам, - и в ее голосе звучали нотки голода, но не того, от которого болит живот, а какого-то другого.
    Затем они ушли.
    Незамысловатые голубые чашки и блюдца… Но они подходят друг другу. Она почистила картофель и приготовила грибной соус. Картофель и грибной соус, крыша над головой, ее надежный муж с хорошей работой, дети – все эти вещи тоже подходили друг к другу.
    Она убралась в гостиной, но грязные отпечатки маленьких сандалий остались в ее сердце. Она захотела оставить их там, на тот случай, если когда-нибудь забудет, как на самом деле она богата.

    Обсуждаются вопросы:

    О чем эта притча?

    Какие виды ценностей можно назвать на основе услышанного? (материальные, духовные)

    Что вам кажется более ценным? Почему?

    Резюме ведущего: Иногда в погоне за накоплением материальных благ человек забывает о том, что является по-настоящему ценным. Материальное – преходяще. Истинные ценности связаны с духовными ориентациями человека.

    Дискуссия «Ценности разных эпох»

    Цель: осознание общечеловеческого характера основных ценностных ориентаций
    Необходимые материалы: информация для работы в малых группах (ксерокопии ижеприведенных текстов)

    Законы Хаммурапи (П век до н.э., Общемесопотамское царство)

      Если человек украл осла, овцу или раба, он – вор, и должен быть наказан

      Если сын ударил отца – ему следует отрубить руку

      Если человек не укрепил насыпь на своей земле, и вода прорвала ее, затопив поля соседей, пусть виновный возместит им убытки. Если ему нечем платить, следует продать все имущество и его самого, а полученное серебро пусть соседи поделят между собой.

      Если человек имеет долг, его жена, сын или дочь должны быть три года в рабстве, затем их следует отпустить.

    Всеобщая декларация прав человека (Европа, 1946 г.)

      Все люди рождаются свободными и равными в своих достоинствах и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать друг с другом в духе братства

      Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность

      Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии

      Никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечным, унижающим его честь и достоинство наказаниям

      Все люди равны перед законом, и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона.

    Резюме ведущего: Некоторые ценности переменчивы, но общечеловеческие ценности – добро, справедливость, красота, истина - были и будут всегда.

    Методика «Мой личный герб».

    Цель: развить навыки самопознания, самовыражения, самопрезентации, творческие способности, гармонизация внутреннего мира. Оптимизировать самооценку.

    Содержание: Продолжает звучать приятная музыка. Ученикам раздаются бланки с заготовками гербов или они рисуют свой вариант. Ребятам предлагается нарисовать свой личный герб и попытаться изобразить на нем свои важные жизненные ценности (внутренне содержание жизненных сфер). Детям, кто не хочет рисовать по каким-либо причинам предлагается с помощью старых журналов, клея и ножниц выполнить герб в технике коллажа на уже готовом шаблоне. Можно предложить учащимся уже готовые контуры гербов, состоящих из щита и ленты, или придумать форму щита самим.

    По окончанию выполнения упражнения можно предложить ребятам по-очереди рассказать о своем гербе и ответить на вопросы: что он изобразил на своем гербе и почему именно эти ценности для него важны.

    Упражнение «Ценности»

    Цель: осознание жизненных ценностей.

    Необходимые материалы: фоновое музыкальное сопровождение.

    Описание: Участникам раздают по шесть листочков бумаги и предлагают на каждом из них написать то, что для них является наиболее ценным в жизни. Затем, листочки ранжируются таком образом, чтобы самая большая ценность оказалась на самом последнем листочке. Тренер предлагает представить себе, что случилось страшное событие, и из жизни исчезла та ценность, которая написана на первой бумажке. Ведущий предлагает смять и отложить листочек и подумать о том, как теперь без этого живется. Так происходит с каждой ценностью по порядку. Каждый раз предлагается обратить внимание на внутреннее состояние после потери ценности. Затем тренер объявляет, что произошло чудо, и появилась возможность вернуть любую из ценностей, можно выбрать одну из смятых бумажек. Так шесть раз. Вернуть участникам их листочки. Затем предлагается осознать, что произошло, может добавить какие-то ценности, посмотреть, остался ли прежний порядок ранжирования. Упражнение выполняется под спокойную музыку, большое значение имеют интонации и голос тренера, произносимый текст должен быть простым и четким.

    семейные традиции

    жизнь с родителями

    своя собственная будущая семья

    эрудиция

    профессиональная учеба

    профессиональное развитие и рост

    увлечения

    развлечения

    путешествия

    личные вещи

    личное имущество

    финансовые накопления

    любовь к богу

    гармония души и психики

    внутреннее развитие

    победы и поражения духа

    взлеты и падения

    здоровье

    спорт красота и гигиена тела

    дружба общение

    общественная деятельность

    статус уважение

    признание

    Резюме ведущего: Ведущий подчеркивает, насколько важно выстроить собственную иерархию ценностей.

    Рефлексия занятия . Цель: получить обратную связь от учеников, подвести итог занятия. Бланки, каждый по очереди говорит или по желанию: что понравилось, а что нет.

    Тренинговое занятие с подростками

    на тему: «Мои ценности»

    Цели:

      выявление ценностных ориентаций и осознание значимости потери идентичности для человека.

      соотношение жизненных ценностей и смысла жизни;

      раскрытие своего «Я», формирование стремления к самосовершенствованию;

      развитие внимательного отношения друг к другу, уважительного отношения к уникальности другого.

    Материал: карточки со списком ценностей (по количеству участников), ножницы, листы, ручки, карандаши, камень, перо.

    Упражнение 1. « Имя с прилагательным».

    Цель: знакомство участников группы и тренера

    Процедура проведения: Все участники поочередно называют свое имя с эпитетом перед ним. Эпитет-прилагательное должно начинаться на ту же букву, что и имя. Например, Мудрая Марина, Доблестный Денис. Прилагательные должны быть только позитивные.

    Анализ: Это упражнение позволило нам не только познакомиться друг с другом, но и узнать некоторые особенности характера каждого из вас.

    Упражнение 2. «Общий ритм».

    Цель: повышение сплоченности группы, снятие напряжения и скованности.

    Процедура проведения: участники стоят в кругу. Ведущий несколько раз хлопает в ладоши с определенной скоростью, задавая ритм, который группа должна поддержать следующим образом: стоящий справа от ведущего участник делает один хлопок, за ним следующий и т.д. Должно создаваться ощущение как - будто в заданном ритме хлопает один человек, а не все члены группы по очереди. В завершении возможно одновременное отбивание ритма всей группой

    Упражнение 3. «Кто Я?»

    Цель: формирование более полного представления о себе, своих особенностях.

    Инструкция: Возьмите, пожалуйста, лист бумаги и напишите 20 ответов на вопрос «Кто Я?». Старайтесь отвечать, не задумываясь, и писать первое, что придет в голову. А теперь можете посмотреть все, что вы написали (например, мальчик, ученик, друг, сын и т.д.).

    Обсуждение: Трудно было писать о себе? Какие характеристики вы поставили на первое место? С каких позиций вы рассматриваете себя в данном самоописании и почему? (ученик, сын, спортсмен и т.д.). С какими трудностями вы столкнулись, выполняя данное задание?

    Упражнение 4. «Мои ценности»

    Цель: Формирование представлений об общечеловеческих ценностях и чувствах человека, которого вынуждают отказаться от чего-то важного для него; осознание значимости потери идентичности для человека.

    Инструментарий: набор карточек (каждая ценность написана на отдельной карточке 16 шт.).

    Ход упражнения: Попросить каждого участника обратиться к списку ценностей и разрезать их на карточки (см. приложение 1)

    Индивидуальная работа участников.

    1 этап. Прочитать карточки с ценностями

    2 этап. Выполнив первое задание участнику необходимо разложить ценности по значимости для себя лично: от наиболее важных к наименее важным.

    3 этап. Участникам предлагается убрать в сторону 10 нижних ценностей (наименее важные) и еще раз просмотреть список.

    4 этап. Далее они должны представить себе, что кто-то очень могущественный вошел в их жизнь и решил, что он должен чего-то лишиться в своей жизни. Необходимо убрать ценность, с которой ты на данный момент готов расстаться.

    5 этап. Участник снова должны исключить из ценностей еще что-то, т.к. могущественный человек снова пришел в их жизнь. На этот раз у них нет никакого выбора, и они должны отложить пункт, обозначенный словом «Друзья».

    6 этап. С помощью образа «могущественного человека» убрать еще 1-2 ценности.

    Обсуждение.

    1. «Что вы чувствовали, когда приходилось расставаться с какой либо ценностью? Какие чувства испытываете сейчас, когда у вас осталось не так много ценностей?».

    2. Подчеркните, что сопротивление покушению на ценности, на идентичность является естественной реакцией нормального человека.

    3. Подчеркните, что люди отличаются между собой тем, что для них является важным. Например, у некоторых людей нет никаких религиозных убеждений, и они чувствуют, что мало потеряют, отказавшись от них. А для другого человека это было бы ужасной потерей.

    4. Как вы думаете, существуют ли ситуации, когда ваши ценности могут измениться? От чего это зависит? Это хорошо или плохо?

    5. Влияют ли наши ценности на наши действия и поступки, события повседневной жизни? Как?

    6. Влияют ли наши ценности на жизнь людей вокруг нас? Почему?

    7. Сообщите группе, что в их жизни ничего не изменилось, и все ценности возвращаются к ним. Можно взять отложенные карточки, соединить их с оставшимися.

    8. Спросите, изменились ли ощущения после того, как ценности вернулись. Обратите внимание на физиологическую реакцию на происходящее «Что теперь чувствует ваше тело – руки, ноги, голова? Изменились ли ощущения?». Как правило, все участники отмечают облегчение.

    Вывод: ценности неразрывно связаны со смыслом жизни. Смысл жизни – это глубинное чувство удовлетворенности собственной жизнью, связанное с удовлетворением основных подлинных потребностей человека.

    Упражнение 5. «Я - уникальный».

    Цель: формирование представления о собственной уникальности.

    Инструкция: Вот мы с вами поприветствовали друг друга, а теперь я предлагаю выполнить следующее упражнение, которое называется «Я - уникальный». Как все мы знаем, на планете нет ни одного человека, подобного нам. Каждый человек неповторим. Но иногда мы об этом забываем. Сейчас я дам вам два мяча разного цвета. Один передам налево, другой - направо. Учащийся слева, получив мяч, продолжает высказывание «Я, как все...». Учащиеся, получившие второй мяч, продолжают высказывание «Я, не как все...». Когда в руках одного из участников встречаются два мяча, ему предоставляется право выбора, какое высказывание продолжать.

    Обсуждение : В конце упражнения психолог подводит учащихся к выводу, что у всех нас есть какие-то общие качества, а есть и уникальные, неповторимые, присущие только одной личности.

    Упражнение 6. «Герб своего «Я»».

    Цель: раскрытие своего «Я», формирование стремления к самосовершенствованию.

    Инструкция: На листах бумаги с помощью фломастеров вам нужно будет изобразить свой личный герб. Материал для вашего герба у вас уже есть. В идеале человек, увидевший ваш герб, смог бы понять, с кем он имеет дело. Нарисуйте контур герба, в любой форме, но при этом соблюдайте одно правило: контур должен быть разделен на несколько областей.

    Обсуждение: замечательно, а теперь давай попробуем проанализировать то, что вас получилось. Легко или трудно было рисовать свой герб? Насколько полно, по вашему мнению, вам удалось отразить свои особенности? Как вы думаете, смогли бы ваши близкие и друзья понять, что это именно ваш герб? Какие трудности возникли при создании герба? Что вы пытались отразить в первую очередь? Представлены ли в гербе недостатки? Почему?

    Упражнение 7.«Камень и перо».

    Цель: показать, что каждый участник имеет ряд преимуществ и трудностей.

    Материал: камень, перо.

    Подготовка: участники стоят в кругу. У ведущего в одной руке камень, в другой – перо.

    Инструкция: «В нашей жизни много трудного и неприятного, но, конечно же, есть моменты, когда нам легко и радостно на сердце. (Демонстрируются символы в руках).

    Я предлагаю вам взять по очереди эти символы в руки и рассказать, когда же вам бывает тяжело с вашими ценностями, а когда легко и приятно».

    Все участники по очереди выполняют задание .

    Упражнение 8. «Пишу тебе».

    Цель: развитие эмпатии, внимательного отношения друг к другу.

    Процедура проведения: каждому участнику раздается лист бумаги. Сверху подписывается имя. По сигналу ведущего участники передают листы своему соседу слева. На полученных листках снизу пишут свои пожелания или мысли, относительно того человека, чье имя написано на листке. По второму сигналу ведущего участники подворачивают нижний край листа на ширину написанного послания и передают налево. Таким образом, в конечном итоге каждый получает «групповое письмо».

    Анализ: дается время на чтение полученных писем.

    Приложение 1

    -быть привлекательным для другого пола, любовь

    Закончить успешно школу, получить знания

    Деньги, личное имущество, финансовые накопления

    Статус, уважение, признание

    Добиться личных успехов

    Полноценная интересная жизнь

    Иметь честных, преданных друзей

    - здоровье, спорт, красота

    Свобода – жить так, как хочу

    Прекрасный дом

    Совершить что-то хорошее для всех, помочь людям с проблемами

    Продолжить учебу, успех в карьере

    Увлечение, развлечение и отдых

    Семейные традиции, жизнь с родителями

    Вера в Бога или убеждения

    Дети, своя собственная будущая семья

    Тренинговое занятие на тему:

    «Мои жизненные ценности»

    Тренинг посвящен проблеме выбора нравственных ценностей. Эта проблема необычайно актуальна в настоящее время. Социологи утверждают, что для современной молодежи все большее значение приобретают ценности материально-бытового плана, преобладают личные жизненные мотивы и экономические цели. В структуре ценностных ориентаций современной молодежи доминируют не ценности-цели, а ценности-средства. Сценарий тренинга позволяет организовать общение детей на тему истинных и мнимых ценностей. Затрагивается также проблема жизненных целей. Тренинг не требует длительной подготовки. В основном строится в форме беседы.

    Цели: дать детям первоначальное представление о нравственных ценностях; формировать умение различать истинные и мнимые ценности; побуждать к самосовершенствованию, саморазвитию; способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни.

    Подготовительная работа: поручить 2 ученикам найти в словарях толкование слов «счастье», «успех», «цель» и установить логическую связь между этими словами (образец ответа в тексте сценария).

    Оборудование:

    Бумажная фигурка мистера Икс, скотч;

    Альбомные листы бумаги (по количеству учеников) положить на каждую парту перед тренингом.

    Оформление:

    В левой части доски нарисовать мелом гору жизни с «Пиком счастья», лестницу с тремя перекладинами (деньги, власть и слава);

    В правой части доски записать: Нравственные ценности

    Прилежание, пунктуальность, трудолюбие, бережливость, ответственность, любовь к порядку;

    Благодарность, уважение, сострадание, толерантность;

    Чуткость, способность сопереживать, милосердие;

    Любовь к ближнему, смирение, вера и т. д.

    Задания для групп

    1. Преуспевающий человек - это тот, кто...

    2. Неудачник - это человек, который...

    3. Человек в жизни состоялся, если он имеет...

    4. Человек в жизни не состоялся, если он не имеет...

    5. Истинные ценности - это...

    6. Мнимые ценности - это...

    План классного часа

    I. Интерактивная беседа «Что такое счастье?».

    II. Проблемная ситуация «Помогите мистеру Икс».

    III. Обсуждение ситуации «Мнимые ценности».

    IV. Интерактивная беседа «Истинные ценности человека».

    V. Проект «Лестница к счастью».

    VI. Словарная работа.

    VII. Работа в группах «Допиши предложения».

    VIII. Заключительное слово.

    IX. Подведение итогов (рефлексия).

    Тренинговое занятие

    I. Интерактивная беседа «Что такое счастье?»

    Психолог: Ребята, поднимите руки, кто хочет стать счастливым.

    А что такое счастье? Примерные ответы детей:

    Это когда все получается.

    Когда все живы и здоровы.

    Когда все есть, чего только ни пожелаешь.

    Когда сбываются мечты.

    Когда тебя все уважают.

    Когда ты известен, все тобой восхищаются.

    Когда занимаешься любимой работой.

    Психолог. А как стать счастливым?

    Примерные ответы детей:

    Выиграть в лотерею.

    Достать волшебную палочку.

    Иметь богатых родителей.

    Найти клад.

    Много работать, чтобы воплотить свою мечту.

    II. Проблемная ситуация «Помогите мистеру Икс»

    Классный руководитель.

    Нет, наверное, на Земле человека, который бы не мечтал о счастье. Иногда мечта становится жизненной целью, достигнув которой человек чувствует себя счастливым. Тогда возникают новые мечты и новые цели.

    Жизнь - лестница, ведущая в будущее.

    Каждая ступенька - наши желания и мечты.

    Как построить свою лестницу жизни, чтобы чувствовать себя счастливым?

    Об этом мы и будем говорить сегодня на классном часе.

    Я назвала его «Вверх по лестнице жизни».

    Но прежде чем начать наш разговор, я хотела бы познакомить вас с нашим гостем, мистером Икс. (Прикрепляет на доску силуэт человека в цилиндре.) Он разработал свой проект лестницы к счастью и пришел, чтобы услышать ваше мнение о своем проекте.

    Свою жизнь мистер Икс представляет в виде высокой, крутой горы, вершину которой он назвал «Пик счастья». Кто покорит эту вершину, тот и будет счастливым.

    Люди карабкаются по крутым склонам, цепляясь за малейшие уступы, но вновь и вновь падают, получая синяки и ушибы.

    У некоторых получается быстро вскарабкаться на вершину, но долго удержаться там никому не удается, и они кубарем катятся вниз, набивая все новые шишки.

    Мистер Икс подошел к делу по-научному. Он решил построить свою жизненную лестницу и взбираться по ней постепенно, от ступеньки к ступеньке. Каждая ступенька - это маленькая цель, достигнув которой он тоже будет испытывать счастье. Так, перемещаясь от ступеньки к ступеньке, он и достигнет заветного «Пика счастья», которое озарит всю его жизнь.

    Материал для своей лестницы он выбрал самый благородный - свои жизненные ценности. А их у нашего героя всего три:

    деньги , на которые можно купить почти все,

    власть , дающая то, чего не купишь за деньги,

    и слава - символ общественного признания, когда ты в восхищенных глазах людей видишь отражение своего жизненного успеха.

    III. Обсуждение ситуации «Мнимые ценности»

    Психолог:

    Как вы считаете, ребята, прочными ли будут эти ступеньки?

    Можно ли будет подняться по ним на «Пик счастья»?

    Истинные или мнимые ценности выбрал для себя мистер Икс?

    Давайте разберем каждую ступеньку в отдельности.

    Примерные ответы детей:

    Деньги - это очень непрочная ступенька, даже самый богатый человек может разориться и потерять все.

    Это мнимая ценность.

    И власть тоже можно потерять: президентов переизбирают, царей свергают с престола, жестоких тиранов убивают.

    Власть - это тоже мнимая ценность .

    Слава - это тоже мнимая ценность.

    Славу легко можно потерять.

    Даже очень известные люди в старости чувствуют себя забытыми и одинокими.

    IV. Интерактивная беседа «Истинные ценности человека»

    Психолог:

    А вот еще одна лестница жизни. Православный монах Иоанн Лествичник описал ее в книге «Лествица».

    Он тоже советует своим братьям по вере не спеша подниматься по лестнице жизни.

    На каждой ступеньке человек должен побороть какой-то свой недостаток: зависть, гордость, уныние, лживость, болтливость, обжорство.

    Каждая ступенька - это обретение таких ценностей,

    как вера, любовь к людям, милосердие, доброта, смирение, скромность.

    Как вы считаете, если человек будет опираться на такие ценности, достигнет он своей вершины счастья?

    Примерные ответы детей:

    Это истинные ценности. Они не изменят человеку.

    - Вера дает человеку силы на всю жизнь, дает надежду на помощь и защиту у Бога.

    - Любовь к людям тоже дает человеку силы, дает смысл жизни.

    Доброта, милосердие никуда не уходят, они согревают человека.

    Если он делает добро, вокруг него люди тоже становятся добрее.

    Скромность всегда украшает человека.

    Если он заслуживает славы, его все равно заметят

    и он добьется успеха в жизни.

    Смирение - это такая ценность, которая понятна только верующему человеку.

    Он понимает, что все беды, горести и неприятности посылаются ему свыше для возвышения и очищения души.

    Смиренный человек никогда не впадет в депрессию, в уныние, до конца дней своих будет трудиться, верить и надеяться.

    V. Проект «Лестница к счастью»

    Психолог:

    Итак, мы увидели, что мнимые ценности создают лишь видимость счастья и успеха.

    Только истинные ценности могут сделать человека счастливым.

    Посмотрите на доску. Здесь перечислены различные ценности:

    Ценности повседневной жизни: прилежание, пунктуальность, трудолюбие, бережливость, ответственность, любовь к порядку;

    Ценности человеческих отношений: благодарность, уважение, сострадание, толерантность;

    Ценности высшей сферы духовной жизни: чуткость, способность сопереживать, милосердие;

    Христианские ценности: любовь к ближнему, смирение, вера и т. д.

    Какие же из них мы можем предложить мистеру Икс для его «лестницы к счастью»?

    Может быть, кто-нибудь сможет нарисовать свою «лестницу к счастью»?

    (Дети поднимают руки, учитель приглашает к доске 3-4 учеников, которые изображают свои проекты лестниц.)

    VI. Словарная работа

    Психолог:

    Пришла пора уточнить значение слов, которыми мы с такой легкостью оперируем. Разобраться в значениях слов «счастье», «успех», «цель» и установить логическую связь между ними нам помогут (имена, фамилии).

    VII. Работа в группах «Допиши предложения»

    Психолог:

    Предлагаю вам сделать выводы из сегодняшней беседы. Для этого нужно поработать в группах и дописать незаконченные предложения, которые представлены на доске.

    VIII. Заключительное слово

    Психолог:

    В заключение нашего разговора я расскажу вам древнюю притчу о каменотесах.

    Три каменотеса усердно работали в каменоломне. Философ спросил, что они делают.

    Неужели ты не видишь - дроблю эти проклятые камни! - раздраженно буркнул один.

    Зарабатываю себе на жизнь, - пожал плечами другой.

    Я строю храм! - гордо ответил третий.

    Мне кажется, все эти три каменотеса тоже идут по лестнице к счастью.

    Первый никогда не будет счастлив, потому что у него нет никакой цели.

    Второй будет счастлив, пока сможет зарабатывать себе на жизнь.

    Только третьего можно назвать по-настоящему счастливым:

    он видит большую, красивую цель, ради который работает и живет.

    Желаю и вам в вашей повседневной работе не просто дробить камни или зарабатывать себе на жизнь, а строить храм, то есть ставить перед собой высокие цели и добиваться их осуществления. Только тогда вы будете по-настоящему счастливыми людьми.

    IX. Подведение итогов (рефлексия)

    Психолог:

    Понравился ли вам наш сегодняшний разговор? Что вы открыли для себя за эти 40 минут? Примерные ответы детей:

    Разговор о ценностях был очень полезным.

    Полезно было узнать, что мечты осуществляются, когда становятся жизненными целями.

    Полезно было задуматься о жизни, о том, на каких ценностях ее строить.

    Понял, что главное - это иметь цель в жизни. От цели зависит жизненный успех.

    Мало поставить цель, нужно все делать для ее осуществления.

    Ученик 1. Мы просмотрели толковые словари двух авторов: С.И. Ожегова и В.И. Даля - и нашли такие значения указанных слов.

    Ученик 2. Цель - предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить.

    Ученик 1. Успех - удача в достижении чего-либо, общественное признание, хорошие результаты в чем-либо.

    Ученик 2. Счастье - чувство и состояние полного высшего удовлетворения, успех, удача.

    Ученик 1. Мы можем установить такую смысловую связь между этими словами: цель - успех - счастье.

    Ученик 2. Иными словами, чтобы достигнуть успеха в каком- либо деле, человек ставит перед собой жизненные цели. И, достигнув успеха, осуществив эти цели, испытывает счастье.


    Конспект тренингового занятия с младшими подростками на тему "Семейные ценности"

    Описание материала: предлагаю конспект занятия для младших подростков на тему "Семейные ценности" Данное занятие проводится в тренинговой форме. Происходит формирование у учащихся представления о семейных ценностях в современных семьях. Конспект будет интересным не только для педагогов-психологов, но и для учителей среднего звена, классных руководителей, родителям и конечно, молодым специалистам.

    Цель: формирование у учащихся представления о семейных ценностях в современных семьях.
    Задачи: обсуждение с учащимися что такое семья, семейные ценности;обучение учащихся способам взаимодействия в семье; воспитание любви к семье; сплочение класса; создание благоприятного психологического климата.

    I. Вступление
    Приветствие участников. Сообщение о цели и содержании данного занятия.
    Разминка для тренинга “Зоопарк”
    Ведущий выдает участникам тренинга карточки с названиями животных: собака, ворона, лев, кошка, баран, гусь, змея и т.д. Должно быть по 2 одинаковые карточки на 1 одного животного. Задание для участников: Сейчас каждый из вас получил карточку с названием животного, и через минуту вам предстоит изобразить этого животного - звуками, жестами, движениями. У каждого животного есть своя пара - найдите свою пару.

    II.Основная часть:
    Обсудить с учащимися что такое семья, семейные ценности. Учимся искать компромисс. Обучение социально-приемлемому способу взаимодействия в семье. Выражение позитивных и негативных семейных воспоминаний; отреагирование болезненных воспоминаний.

    Упражнение «Мозговой штурм».
    Ведущий на доске записывает ассоциации. Вызывающие словом «семья». затем идет индивидуальная работа, учащиеся выбирают для себя пять самых важных слов, характеризующих «семью», записывают на листочках бумаги свои мысли, что они подразумевают под словом семья. Затем работа продолжается в группах.
    Упражнение «Скульптура семьи».
    Каждый участник по очереди превращается в скульптора. Он воссоздает свою семью в виде живой скульптуры, выбирая других участников группы на роли ее членов и располагая их в комнате так, чтобы они символизировали обстановку в семье.
    Можно привести примеры: силу и контроль можно выразить, поместив властных членов семьи выше слабых. Если мама обладает властью, ее можно попросить встать на стол. Члены семьи, лежащие на полу, изображают бессилие. Близкие или холодные отношения можно отразить при помощи расстояния между членами семьи. В идеале, скульптор выбирает кого-то, кто занимает в скульптуре его собственное место. Это не всегда возможно, когда число членов семьи превышает число членов группы.
    Завершив скульптуру, ее создатель интерпретирует свою работу, объясняя, почему члены семьи расположены именно так.
    После этого ведущий предлагает скульптору перестроить скульптуру, придав ей такой вид, какой бы он хотел видеть свою семью.
    Упражнение «Семейные истории».
    Материалы: листы бумаги для рисования и цветные фломастеры
    Участникам раздаются бумага и маркеры.
    Лист бумаги делится пополам темной линией, которая символизирует границу между счастьем и несчастьем, которое происходит на листе, то есть в семье.
    Ребятам говорится, что в каждой семье случаются как хорошие события, так и плохие, и их просят нарисовать на одной половине листа счастливое воспоминание, связанное с их семьей, а на другой - несчастливое воспоминание.
    Когда группа закончит рисовать, предложите каждому участнику по кругу представить свою историю, изображенную на картинке.

    III.Заключительная часть.
    Упражнение «Дерево семейных ценностей»
    Каждый получает заготовку «Дерева семейных ценностей» и примерный перечень возможных ценностей (чтобы участникам было легче сориентироваться). Задача участников – ранжировать ценности: – в корневую систему помещают самые важные, от которых не откажутся ни при каких условиях. - в ствол – важные, но от которых в некоторых случаях можно отказаться. - в крону – желаемые, но не обязательные ценности.Участникам объясняется, что они могут воспользоваться подсказкой из перечня, могут что – то добавить свое.
    Перечень возможных семейных ценностей: Уважение, забота о каждом члене семьи, семейное проведение праздников, финансовая обеспеченность, здоровье, любовь, взаимопонимание, общие цели, семейные традиции, общее хобби, образование, связь поколений, совместное проведение выходных, праздничных дней, комфортабельное жилье, дети, занятия спортом, высокооплачиваемая работа, наличие общих друзей, совместные путешествия, знания, преданность, достоинство, творчество, честь, красота, счастье, развлечения, физическая сила, совместный труд, принципы, магистратура, верность, карьерный рост, доверие.

    Рефлексия : Вопросы для обсуждения. Оценка занятия каждым участником. Обратная связь. Ритуал прощания.



    Похожие статьи