• Свадебные традиции Азербайджана: сватовство, обручение и праздничное торжество. Азербайджанские свадьбы

    16.08.2019

    Так уж вышло, что в Азербайджане я хожу на свадьбы чаще, чем в России - фактов накопилось порядочно, и есть о чем рассказать. Сразу оговорюсь, что все написанное характерно не для столицы, где многие привносят современные свадебные традиции, а для городов поменьше. Кроме того, вся свадьба целиком и полностью зависит от людей, которые ее организовывают. Но я все-таки выбрала более-менее общие интересные факты, которые характерны для большинства свадеб на территории Азербайджана. Чтобы быть максимально объективной, я не стала основываться только на своем опыте и интернет-источниках, а порасспрашивала местных жителей, которые на свадьбы ходят чаще, чем я в свое время в универ) Итак, поехали!

      Свадьбы здесь отмечают с размахом, в среднем количество гостей - человек 200-400, бывает и больше.

      Приглашение обычно отправляется на главу семьи, но прийти может любой. Если количество человек не указано (а конкретное число почти никогда не пишут) - то может прийти хоть вся семья.

      На свадьбу дарят деньги. Перед входом в ресторан стоит специальный ящик, куда гости кладут определенную сумму - она может быть разной, но меньше 50 манат практически никогда не дарят.

      Подаренная сумма записывается. Делается это для того, чтобы знать, сколько дарить в следующий раз, когда на свадьбу позовут тебя: сумма должна быть не меньше той, что эта семья дарила на свадьбу твоей семье.

      Если семье отправили приглашение, то хотя бы один человек должен прийти на свадьбу. Если не хочет оставаться - то может просто подарить деньги и уйти.

      Свадьбы обычно две: женская и мужская. На первой присутствуют в основном гости со стороны невесты, на второй, соответственно, жениха. Самые близкие родственники и друзья, разумеется, присутствуют и там, и там.

      На женской свадьбе невеста может выбрать платье абсолютно любого цвета, а вот для мужской, которая считается главной - это почти всегда белый наряд с красной лентой на поясе, символизирующей невинность.

      Также невесты почти всегда выбирают корону в качестве непременного дополнения к свадебному платью. Украшения чаще всего берутся в аренду в специальных магазинах или непосредственно в салоне красоты.

      Стоимость услуг в салоне (прическа-макияж-маникюр) напрямую зависит от мероприятия и статуса клиента: для невест все на порядок дороже.

      Основные занятия на любой свадьбе - есть и танцевать. Собственно, эти занятия и чередуются на протяжении нескольких часов. Если это не свадьба твоего близкого родственника, то танцевать слишком часто не принято, но, если ты слишком засиделся, то «хозяйка» вечера (обычно это мама или сестра невесты/жениха) обязательно тебя вытащат.

      Танцуют в основном под национальную музыку и песни, во второй половине мероприятия включают современные треки, под которые отрывается в основном молодежь. Но так бывает не каждой свадьбе.

      Мужчины на свадьбах пьют водку, женщины - не пьют вообще, за редким исключением. Жениху, который вместе с невестой сидит в центре зала, отдельно от гостей, друзья часто передают алкоголь тайком, смешанный с соком или перелитый в банку с колой.

      В ресторанах все заточено на проведение свадеб. Помимо того, что это большие, специально украшенные помещения, куда по-любому поместятся все гости, у ресторанов чаще всего свои фотографы, музыканты и ведущие.

      Место за столом в ресторане стоит от 20 до 30 манат на человека. Бывает и дороже, о таких свадьбах обычно говорят еще долго.

      Некоторые, чтобы сэкономить, готовят еду отдельно, сами, и приносят в ресторан. Тогда нужно только заплатить аренду ресторану (около 700 манат, в зависимости от ресторана)

      Помимо танцев и еды гости приходят на свадьбу сфотографироваться. В зале работает фотограф от ресторана, который делает фотографии всех желающих с женихом невестой или с кем угодно. Снимки тут же распечатываются и отдаются гостям, один снимок в среднем стоит 2 маната.

      Также всю свадьбу, начиная от сборов жениха и невесты и заканчивая их торжественным выходом из ресторана, снимают на видео. Получаются многочасовые записи на диске (или нескольких), которые потом пересматривают.

      Свадьба в Азербайджане - мероприятие затратное. Помимо расходов на ресторан и сопутствующие вещи вроде украшений для автомобилей и дома есть еще традиционные подарки для жениха и невесты и, конечно же, приданное - джигиз. Сюда обычно входит и мебель, и посуда, и предметы быта… В общем, чем богаче семья - тем масштабнее джигиз.

      Подарки для невесты и жениха упаковываются в красиво украшенные корзины (хонча). С ними обычно танцуют у дома невесты и дома жениха перед тем, как отправиться в ресторан.

      Бриллианты - неотъемлемая часть свадеб. Комплект украшений непременно дарится невесте семьей жениха, также бывают подарки от обеих семей друг другу, а родственники, друзья и гости непременно надевают драгоценности на свадьбу.

      В традиционной свадьбе достаточно много ритуалов. Например, после мужской свадьбы, когда невеста приходит в дом жениха, перед их ногами приносят в жертву барана и этой кровью мажут лоб невесты и жениха. После этого невеста разбивает посуду, а затем, перед домом, собирает сладкий хлеб, лежащий перед порогом. А перед свадьбой отец или брат ведут невесту под руку вокруг свечи. Незамужним и молодым девушкам на свадьбе дарят красиво запакованные конфеты и хну.

      Во время свадьбы есть несколько ярких событий: появление и уход жениха и невесты, разрезание свадебного торта и торжественная подача свадебного плова.

    На этом все, если вас заинтересовали азербайджанские свадебные традиции, то можно подробнее прочитать о них в постах про: , , , , и

    Свадьбы вАзербайджане шумные и многочисленные



    Подготовка.

    Свадьба в Азербайджане - это не только богатое торжество, проводимое с огромным размахом, но и дань традициям, которые свято соблюдаются в этой стране. Участие в свадебном празднике принимают порой жители всего села, ну а в городах свадьба - повод для свидания с территориально удаленными родственниками. К слову сказать, если у нас троюродные и четвероюродные братья и сестры порой даже не знают друг друга, то в Азербайджане это близкая степень родства…

    Предварительное оповещение (послание).

    Родственники жениха, предварительно наведя справки, посылают в дом девушки близкого им человека, который должен сказать о намерении придти на сватовство. Бывает так, что в доме девушки не дают на это согласия. В таком случае самый почитаемый, самый уважаемый из рода жениха старается получить согласие у родителей девушки.

    Малое сватовство.

    Согласно обычаю, первыми в дом девушки приходят две женщины - мать жениха с одной из близких родственниц. Считается, что мать может понять сердце девушки. Как только женщины приходят к соглашению, должны встретиться главы двух семейств - отцы.
    Отец жениха приходит в дом невесты с тремя уважаемыми людьми. Всем своим поведением они дают знать о своих намерениях.

    "На сватовство ночью не идут"
    "Чай, которым угощают сватов, не выпивается"
    Сватая, говорят: "Дерево девушки - ореховое дерево, каждый может кинуть камень,
    "Девичья поклажа - поклажа соли"

    С первого раза отец девушки не дает согласия. "Дверь невесты - дверь шаха. Я должен посоветоваться с дочерью, ее матерью, близкими родственниками, затем дать вам окончательный ответ", - говорит он.
    Когда спрашивают мнение девушки, она молчит. Говорят молчание - знак согласия. Однако окончательного согласия не дают. Согласие дается на большом сватовстве. Потому что главные слова должны сказать главные люди в роду.

    Сватовство.

    Отец жениха приглашает в дом близких людей - своих братьев, братьев жены и других родственников.

    Посоветовавшись с ними, принимает общее решение о сватовстве.
    Сестра или невестка жениха встречаются с девушкой, узнают ее мнение. Затем, придя к матери ее, говорят: "Мы придем к вам такого-то числа на сватовство". Мать невесты передает эту новость своим домашним. Зовут домой близких родственников. Они советуются, затем, придя к согласию, интересуются мнением девушки. Мнение девушки спрашивает близкий ей человек: сестра, невестки, мать или близкая подруга. Обычно девушка выражает свое согласие фразой: "Как вы скажите".

    Сваты приходят в назначенный день. После общих разговоров они открывают цель своего визита.
    Если сторона девушки не согласна, им отвечают отказом. Если согласна, то говорят: "Дайте нам подумать, посоветоваться, придти к согласию, сегодня же вы наши гости".

    Через некоторое время родственники жениха снова во второй раз приходят в дом девушки. И снова они заранее предупреждают: "мы собираемся к вам".
    В этот раз родственники девушки дают свое согласие. Заранее приглашают близких родственников, соседей.
    Сваты приходят. Их сажают во главе стола. Родственники девушки тоже рассаживаются. Здесь присутствуют как мужчины, так и женщины. Все, кроме матери невесты. Она заходит в комнату, но не садится.

    Через некоторое время после общих разговоров один из родственников жениха подводит разговор к основной теме. Обращаясь к родственникам невесты, он спрашивает их: "Теперь, что вы скажите, каково ваше окончательное решение?".

    Обычно ответ дает один из дядей невесты, после слов: "Ну, раз вы открыли нашу дверь; мы давно знакомы и пр.", он говорит: "Пусть будут счастливы" или "Пусть благословит их Аллах".

    Сидящие за столом говорят: "Аминь". Новые родственники поздравляют друг друга.
    Сестра или невестка девушки приносит чай. Все пьют "сладкий чай". Иногда подают обед. После того, как сваты ушли, сестра или невестка идут к подруге невесты. Потому, что во время сватовства девушка не бывает дома. Они поздравляют девушку и проводят ее домой. Дома, когда ее поздравляют братья, родители, обычно она плачет.

    Маленькое обручение.

    После сватовства и получения согласия в течение месяца родственники жениха приходят в дом невесты для маленького обручения.
    Как всегда, заранее оповещают родителей невесты. На маленькое обручение собирается 25-30 человек: в основном это подруги невесты, ее ровесницы. Они садятся вокруг невесты.

    Приходят родственники жениха, приносят с собой кольцо, платок и сладости.
    Сестра жениха, его брат, невестка или отец надевают кольцо на палец невесты, накидывают платок на ее плечи, затем дает надкусить что-то из сладостей невесте, а вторую половину относит жениху.

    Затем начинается праздничное застолье, веселье. Стол сладкий.

    После ухода родственников жениха начинается девичник. Невеста по очереди кладет правую руку на голову незамужних подружек, дает им примерить свое кольцо. Говорят, кто из них первый примерит кольцо, та первой и замуж выйдет.

    Затем подружки расходятся, они несут с собой сладости. Ложась спать, они кладут себе под подушку две одинаковые сладости. Говорят, тогда во сне можно увидеть суженного.

    свадьба

    Для подружки невесты свадьба - повод познакомиться со своим будущим женихом

    Жениха приглашают в дом невесты после обручения. Перед свадьбой в праздничные дни все родственники обеих сторон обмениваются подарками.

    При подготовке к свадьбе ведется активная работа по подготовке приданого невесты. Родственники жениха приходят, чтобы оговорить список гостей на свадьбу, составить меню, назначить день свадьбы, и этот обряд называется "сосредоточение".

    Брак регистрируется за несколько дней до свадьбы. На церемонии присутствуют свидетели.

    "Церемония преподнесения и демонстрации нарядов" - еще один любопытный обряд, который можно встретить в Азербайджане. Заключается он в преподнесении невесте подарков от всех гостей со стороны жениха. Ранним утром в доме новоиспеченного мужа собираются родственники и друзья, которые демонстрируют приготовленные для невесты и других женщин ее семейства подарки, а затем упаковывают их в чемоданы и пакеты, украшая красными лентами.

    После этого гости отправляются в дом к невесте, где их ожидает праздничный обед. Для мужчин организуется отдельный стол. Доверенные лица со стороны жениха и невесты - пожилые родственницы, проводят церемонию вручения и принятия подарков, по окончанию которой составляется список приданого невесты и отправляется в сопровождении доверенных лиц в дом жениха.

    "Совет свадьбы" - следующий обряд. В доме у жениха назначается человек, который будет руководить свадьбой - "свадебный дед", в нашей интерпретации - тамада.

    Вечером за день до свадьбы в доме невесты проходит церемония "помазания хны". На нее приглашаются близкие подруги и родственники девушки. Из дома жениха прибывает группа молодых парней и девушек с музыкантами, которые играют, танцуют и веселятся вместе с невестой. Самые близкие родственники жениха наносят невесте хну на пальцы и дарят подарки. Семья невесты подает званый обед участникам церемонии. В различных районах Азербайджана обряд нанесения хны называется по-разному: в Шеки - "пиршество невесты", в Товузе - "демонстрация девушки", в Масаллы и Ленкорани - "сбор у девушки", в Губе - "нанесение хны", на Абшероне - "хнанане", в других местах - "девишник". На второй день участниками свадьбы становятся также родственники и приглашенные гости. Ближе к полудню люди в доме жениха и часть музыкантов (часто это зурначи, игравшие в первый день торжества) отправляются за невестой. Певцы и оставшаяся часть музыкантов продолжают веселить гостей. Вновь прибывших гостей в доме встречают старший сын в семье, дяди и другие близкие родственники жениха.

    Разукрашенные автомашины подъезжают к дому невесты. Близкие родственники и соседи девушки встречают гостей. Представители семьи жениха по очереди танцуют. Доверенная жениха вместе с группой женщин входят в комнату невесты. Так как дверь часто бывает специально закрытой, доверенная с шутками и прибаутками дает выкуп за то, чтобы ее открыли. Этот обряд называется "открывание двери". Доверенная невесты, а также шафер и подружка украшают девушку. Доверенная жениха передает деньги для "украшения лица (нанесения макияжа)". Родители девушки подходят к дочери, дают ей добрые напутствия.

    Брат жениха повязывает ленту на талии невесты, а потом, вложив деньги в правую руку, а брат невесты - в левую, привязывают их лентами к рукам невесты. Если нет брата, эту "операцию" проделывает близкий родственник. На самом деле обряд "под поясок на талии" - символ вечной привязанности к надежному мужу, являющемуся твердой опорой, справедливым спутником жизни.

    Музыканты проходят в комнату невесты под звуки свадебной мелодии "Вагзалы". В сопровождении доверенных девушка покидает отцовский дом. В руках одной из доверенных - зеркало, у другой - горящая свеча или зажженная лампа, которые держат слева и справа от невесты. В народе горящая свеча или лампа возле новобрачной являются символами ее защиты от нечистой силы, сглаза и злых духов. Зеркало отвечает тем же целям, и его держат перед невестой. Существует также поверье, что в зеркале отражается не сама невеста, а ее душа, которая защищает девушку от всякой нечисти.

    Молодежь по пути следования автомашин преграждает им путь, требуя "выкуп". Это называется "заграждение дороги". Отец жениха дает им "выкуп". Представители семьи жениха стараются незаметно что-либо взять из дома невесты, и, когда автомашины трогаются, показывают то, что они взяли. Эта традиция служит своеобразным утверждением того, что приданое невесты никогда не вернется в родительский дом. Иными словами, вещи, взятые тайком из дома невесты, означают, что они навсегда останутся в ее новом жилище - в доме мужа.

    Когда кортеж подъезжает к дому жениха, звучит песня "В наш дом пожаловала невеста". Доверенные помогают ей выйти из автомобиля. Затем свекор приносит у ног невесты в жертву ягненка, кровью которого обмазывает ее лоб и ноги. Тем самым она как бы
    проходит сквозь голову и тело ягненка. Звучат "Терекеме", "Узун дере", "Яллы", "Хейвагюлю" и другие танцевальные мелодии, после чего, по традиции, новобрачная должна разбить ногой пустую тарелку. Все это происходит на глазах собравшихся и означает будто невеста говорит следующее: "Если совершу вероломство в отношении этого очага, дома, мужа, тогда и я пусть буду раздавлена, как тарелка"

    Широко распространен и другой обряд: осыпать невесту сладостями, едва она войдет во двор дома жениха. Он символизирует пожелание всегда видеть ее ласковой и милой. По традиции, принесенное невестой зеркало - символ опрятности, девственности, чистоты, верности, целомудрия. Когда девушка выходит за порог отцовского дома, ее осыпают мукой, пшеном и рисом. В свадебную хончу кладут сладкий хлеб, пирог, дабы, как говорят в народе, в новый дом она принесла с собой изобилие, чтобы поступь ее была почетна.

    К голове невесты прикладывают ломоть хлеба. Это означает, что она ела честный отцовский хлеб и пила благодатное материнское молоко. В свадебную хончу вместе с хлебом кладут мед, и, когда невеста переступает порог дома жениха, ей протягивают кусок хлеба, намазанный медом. Смысл этого обряда - дабы у невесты всегда была ласковой манера обращения.

    Музыканты, приехавшие с невестой, передают свои напутствия и переходят в помещение для торжества. Невеста, войдя в дом жениха, не садится, родители преподносят ей подарки (кольцо, деньги для дальнейшей благодатной жизни или баранов и телят). Когда она садится, ей дают на руки ребенка - мальчика, дабы ее первенцем был именно представитель сильного пола.

    Невеста приносит в дом жениха сладости, испеченные ее матерью. Доверенная невесты на свадьбе раздает подарки музыкантам и поварам. В комнате невесты в дверь вбивают гвоздь - по поверью, это означает, что невеста должна навсегда остаться в этом доме, стать настоящей хозяйкой.

    Новобрачная покидает родительский дом в сопровождении доверенных женщин, в руках у одной из которых зажженная свеча, а у другой - зеркало. Данные предметы призваны хранить молодую от порчи и сглаза.

    При этом родственники жениха пытаются тайком что-либо унести родительского дома невесты, а, когда автомобили с новобрачными трогаются, показывают то, что они взяли в знак того, что приданое невесты никогда не вернется в родительский дом.

    Тем временем молодожены отправляются к дому жениха, где их встречают родители и кладут у ног невесты тело принесенного в жертву ягненка, кровью которого обмазывают лоб и ноги новобрачной. Невеста, подходя к дому мужа, должна раздавить ногой пустую тарелку, что является символической клятвой верности (в случае измены готова быть раздавленной как эта тарелка).

    Невесту обсыпают сладостями в знак пожелания всегда быть ласковой и доброй, а, при вхождении в дом мужа, новобрачной дают ломоть хлеба, намазанный медом, чтобы она всегда была нежной в обращении.

    Свадьба продолжается в доме жениха, звучит музыка, молодежь веселится. Отличительной особенностью азербайджанской свадьбы является еще один обряд - восхваление жениха. На отдельный стол, покрытый красной материей, кладут сладости и цветы. Затем приглашают новобрачного, который обязательно должен станцевать с друзьями, чтобы "в доме всегда было изобилие".

    Наутро после свадьбы для невесты готовят сладкую мучную кашу на масле, вновь собираются родственники, соседи, на столе - традиционный плов. Так отмечается "непорочность невесты".

    Во всех районах Азербайджана невеста три дня не должна показываться на людях. Затем доверенная невесты, ее сестры, несколько близких родственниц (кроме матери) приходят в дом жениха с различными блюдами, фруктами, подарками. Это называется "тре}{Dневка".

    Через семь дней после свадьбы в дом невесты с подарками и сладостями отправляется повидать новобрачную ее мать, отец, братья и родственники. Этот обряд называется "посещение новобрачных". Устраивается торжество, женщины садятся отдельно или в одной компании с мужчинами. Все попеременно встречаются с невестой.

    Через сорок дней после свадьбы вместе с семьей жениха невесту приглашают в ее родительский дом. От отца ей вручается корова или какой-нибудь ценный подарок. Этот обряд известен как "начало общения".

    Свадебные церемонии - составная часть нравственного мира азербайджанского народа. Каждый из обрядов связан с древними религиозными поверьями и тайнами чудодейства, различными типами магии, то есть они несут на себе отпечатки многовековой оседлой культурной жизни и духовности автохтонов Азербайджана.

    Таким образом, свадебные обряды азербайджанцев имеют многовековые традиции. Это подтверждается эпической литературой и фольклорным творчеством, в том числе дастанами, сказками, песнями и танцами. До сих пор описанные традиции бытуют среди азербайджанцев, живущих как на своей исторической Родине - в Азербайджане, так и за ее пределами.

    Современные свадебные традиции и обряды в Азербайджане имеют глубокие и древние корни. В них неразрывно переплелись прошлое и настоящее народа, для которого и по сей день одной из основных ценностей является семья.

    Веками эти традиции бережно хранили и развивали, передавая из поколения в поколение. Одни традиции умирали, другие - возрождались и обогащались, наполняясь новым содержанием и смыслом. У молодежи они пользуются большой популярностью. Старшее поколение строго следит за выполнением некоторых основных обрядов и снисходительно относится к рационализации многих традиций. Рассказать обо всех традициях в узком формате трудно, поэтому затрону лишь некоторые.

    Если молодые решили быть вместе, значит, в дом к девушке пора засылать эльчи - сватов. По традиции все начинается с женской дипломатии. Сначала мать парня «случайно» встретится с девушкой, затем сходит в гости к ней в дом, познакомится, заверит в серьезности намерений. Это будет стартом для сбора информации о женихе. Если выбор молодых будет одобрен, встретятся мужчины - отцы парня и девушки или их представители, пользующиеся их доверием. Когда сватают девушку и ее родители согласны, старейшина со стороны девушки просит подать сладкий чай или сам демонстративно кладет сахар в стакан с чаем. В ответ представитель жениха кладет на стол кольцо, которое одна из родственниц, с успешной судьбой, наденет невесте на палец, затем набросит ей на плечи нарядный шелковый шарф или косынку. Так было в старину, так происходит и теперь. И думаю, что этот обычай будет в почете и в будущем, потому что в нем есть гармония, взаимное уважение, забота и бережное отношение друг к другу, вне возраста.

    Обручальными кольцами жених и невеста обменяются на нишане - обручении. В этот день невесте дарят подарки, конфеты, сладости, фрукты, упакованные в виде хончи - корзинок или подносов, красиво украшенных лентами, цветами, бусами. Как и в старину, должна быть и головка сахара, которую будут хранить после свадьбы, а разобьют ее тогда, когда в семье появится первенец. Большой торт, с именами жениха и невесты, по традиции делят пополам. Часть торта, с именем девушки, сторона жениха забирает для угощения своих близких. Вторая часть остается для присутствующих и родных невесты. Конфеты обычно раздают.
    Время между нишаном и свадьбой необходимо, чтобы молодые удостоверились в своих чувствах. Невесте в этот период готовят приданое, а жених собирает для невесты базарлыг - дорогие украшения, одежду, косметику, приводит в порядок квартиру или отдельную комнату, если они будут жить вместе с родителями. Перед свадьбой приданое привезут в дом жениха и молодые девушки с девичьей стороны украсят комнату новобрачных, за что получат от будущей свекрови подарки и угощение.
    На праздники сторона жениха по традиции поздравляет новую родню, принося байрамлыг (байрам - праздник). Особенно много хлопот на Новруз, когда невесте дарят блюдо с украшенной красной лентой пророщенной пшеницей - «семенем», из которого издавна делали халву. Также посылают подносы со свежеиспеченной пахлавой, шекербурой и гогалами - ритуальной печеностью Новруза. Возвращают подносы вместе с подарками для всех членов семьи жениха. На Гурбанлыг в дом невесты посылают мясо свежезарезанного барана или живого барашка, голова которого окрашена хной, а на шее или ножке - красная ленточка.
    Если парень и девушка не сошлись характерами, то нишан возвращают. Возвращать принято все - кольцо и все подарки. Но могут и навредничать, например, нацарапать иголкой на нераспечатанной коробке с духами что-нибудь, чтобы их нельзя было подарить кому-то другому.
    Свадебные обряды нельзя проводить на мехеремлик - месяц траура в исламе, так как это очень плохая примета, и на оруджлуг - период великого поста. Выбирая для свадьбы ресторан или дом торжеств, учитывают качество блюд в предлагаемом меню, цены, наличие фото и видео услуг, музыкантов, певцов, танцевальных групп. Можно дополнительно заказать оформление зала шарами, фейерверк, салют, ангелочков, встречающих молодых, голубей, которых они отпустят в небо перед свадьбой, но это необязательно. Всем приглашенным заблаговременно рассылают именные красиво декорированные приглашения - деветнамя.
    К свадьбе многие пары готовят свой свадебный танец - современный или народный - на свой выбор, а теперь еще и фотосессию в исторических местах города, на набережной, а также предсвадебную морскую прогулку на катере.

    Современная невеста, как и в старину, перед свадьбой собирает своих подруг и молодых девушек с обеих сторон на хна-яхты (хна - растительная краска, яхты - намазывание). Девушке приносят хончу, в которой лежат традиционные сладости и все для ухода за собой. Но самое главное - это иранская хна, для окрашивания волос и нанесения рисунков на кожу рук и ног, что-то вроде татуажа. Раньше девушки красили хной волосы, теперь это делают символически, предпочтение отдается узорам на руках. Всем гостям дарят декоративный мешочек с хной, конфеты, сладости. Есть примета, что девушка, съев такую сладость, не засидится в девках, а хна - это символ радости. На хна-яхты стало модным быть в национальной одежде, а на голову повязывать келагаи - тончайшую косынку из натурального шелка.
    К хна-яхты разучивают поучительные и веселые четверостишья об отношениях невесты со свекровью и золовками, с мужем, которые называются акышта, а точнее - hahıshta. Девушки по очереди декламируют эти стихи, поглядывая на тех, кого они касаются. Самые бойкие в долгу не остаются, в ответ могут выдать такое четверостишье, что мало не покажется. Этот веселый древний обряд пользуется большой популярностью.
    Раньше перед свадьбой женщины собирались на «палтар бичти» - раскрой и шитье одежды, но теперь одежду покупают или шьют на заказ, и обряд тихо уходит в прошлое.
    За день до свадьбы жениху и его друзьям предстоит свадебный банный ритуал - той хамамы. В тот же день в мечети заключают кебин - брачный контракт перед Богом. Регистрация брака в загсе обязательна. Брак можно зарегистрировать до или во время свадьбы, но после свадьбы - это скорее исключение, нежели правило. Поэтому заявление в загс молодые подают заранее, чтобы потом не было проблем.

    Если Вы обратили внимание, я не говорю о количестве приглашенных, профессионализме и числе музыкантов, певцов и танцоров или о том, какое место будет выбрано для проведения свадебного торжества. Потому что эти свадебные характеристики зависят от материального положения устроителей свадьбы. Во всем остальном соблюдение традиций на обычной среднестатистической свадьбе не является чем-то навязанным или необычным - все именно так и бывает. Хотя понятно, что каждая свадьба индивидуальна и зависит не только от материальных возможностей, но и от вкуса, пристрастий жениха, невесты, их близких и еще, как ни странно это покажется со стороны, от того, из какой части Азербайджана их корни. В разных уголках страны - свои нюансы в соблюдении свадебных традиций и обрядов. И если за пределами столицы свадебные обряды более самобытны и близки к истокам, то в Баку они смешались с европейскими канонами, создав неповторимый колорит, о котором обычно говорят: «Восток - дело тонкое».
    В день свадьбы жених и его родственники едут за невестой с цветами и музыкантами. Невесту украшают драгоценностями. Молодых благословляют, обводят их вокруг зажженной керосиновой лампы - символа домашнего очага. Брат жениха, с ритуальным пожеланием иметь 7 сыновей и 1 дочку, перевязывает талию невесты красной лентой, и они под «Вагзалы» - музыку для провода невест из отцовского дома - выходят из дома. Впереди несут зеркало - символ чистоты, а по бокам 2 девочки, родственницы жениха и невесты, несут свадебные зажженные свечи: в древнем Азербайджане поклонялись огню. На свадьбу жених и невеста приезжают в красиво украшенной машине. Это, конечно, не фаэтон, но тоже красиво: свадебный кортеж украшен красными лентами и цветами.

    Свадьба вся пронизана традициями и обрядами. Их так много, что даже коротко остановиться на всех не представляется возможным, поэтому расскажу об этом совсем немного.
    Дети - это радость в семье и, чтобы увидеть внуков, мать жениха обязательно посадит на колени невесте малыша.
    По обычаю "беин охурланмасы"- кража жениха - молодые парни могут запросто украсть жениха со свадьбы, но потом за выкуп или за исполнение желания возвращают его.
    Очень красив танец яллы, когда гости, в основном молодежь, держа друг друга за руки, ритмично и синхронно поднимающиеся и опускающиеся, цепочкой обходят весь зал, по пути вбирая новых участников этой цепи. Ведущий и замыкающий эту цепь, помахивает платком или салфеткой. Затем круг замыкается, и в середине круга начинаются ритмичные парные танцы.
    Чтобы жениха и невесту, а заодно и присутствующих гостей, не коснулся дурной глаз, под конец торжества, кто-нибудь обязательно пронесет между столами тарелочку с дымящейся травой - узерлик, дым которой традиционно считается у азербайджанцев оберегом.
    Говорить о свадебном застолье - значит, ничего не сказать: это надо видеть и …пробовать. Традиционно плов является завершающим блюдом свадьбы, и к столу жениха и невесты его выносит в медленном танце танцовщица, одетая в национальные одежды.

    Да, еще надо заметить, что подарки на свадьбу делают в денежном эквиваленте. Обычно, надписанный конверт с деньгами гости опускают в специально предназначенный ящик с прорезью.
    Под звуки «Вагзалы» жених и невеста покидают свадьбу. Невеста, не глядя, бросает свой букет своим подругам, но чаще всего его ловят парни и дарят какой-нибудь девушке.
    В дом к жениху невесту сопровождает енге - опытная зрелая женщина, которая в эту ночь в ответе за молодых перед их родителями. Она провожает молодых до дверей дома, а утром принесет на завтрак гуймаг - первая еда, которую дают новобрачным.
    Вот и позади свадьба…Но впереди еще много традиционных обрядов, оберегающих новобрачных в первые сорок дней совместной жизни. Они помогают молодым создать крепкую здоровую семью, а в будущем - стать опорой для своих детей и внуков.

    Первый визит сватов

    Согласно традиции, с первым визитом к невесте идут 2-3 женщины. Родителям невесты они рассказывают о семье жениха. Родители девушки сначала не дают положительного ответа. Они говорят, что нужно серьезно поразмыслить об этом юноше, а если у семьи невесты возникают какие-либо сомнения, то сваты сразу получают отказ. Родные невесты в этом случае заявляют: “То, чего вы хотите, у нас нет”. В случае получения положительного ответа, второй визит сватов происходит уже с отцом, дядей жениха и другими родственниками.

    Второй визит сватов

    В знак согласия родители невесты накрывают сладкий стол и подают сладкий ароматный напиток с добавлением свежей заварки. Этот напиток символизирует породнение двух семейств и сладкую жизнь новобрачных.
    При первом визите сватов женщины (мать, бабушка, сестры и тети), которые представляют сторону жениха, сообщают родителям невесты о своем намерении, а уже во время второго визита сватов стороны определяют день получения согласия.

    Помолвка

    Во время церемонии аксакалы, которые представляют сторону, как жениха, так и невесты, обмениваются рукопожатиями, а аксакал со стороны жениха трижды спрашивает: “Выдашь ли ты родное дитя (имя) за моего сына (имя)?” “Да, выдам”, – ответ аксакала со стороны невесты также должен прозвучать трижды. В этом коротком диалоге выражается согласие, достигнутое двумя семействами.

    В знак согласия родители невесты накрывают сладкий стол и подают сладкий ароматный напиток с добавлением свежей заварки

    Церемония обручения

    Первый визит жениха в дом невесты

    Церемония обручения молодых происходит через несколько дней после того, как получено согласие. К невесте в дом приходят родственники жениха, их, как правило, насчитывается от 6 до 10 человек. Девушке преподносят в дар кольцо, несколько нарядов и платок. Во время обручения брат жениха, или же его близкий родственник, надевает на палец невесте кольцо, на котором выгравированы имена жениха и невесты. При этом он обязательно произносит: “Я дарю тебе это кольцо судьбы, любите друг друга, обзаведитесь мальчиками и девочками”.

    Некоторые семьи практикуют несколько иной обряд, когда в день обручения в дом невесты из дома жениха отправляют традиционные азербайджанские сладости, мясо или другие продукты. В этот день невесте преподносят в дар кольцо, дорогую одежду и головной платок. По традиции, показывает принесенные подарки гостям счастливая в браке женщина, чтобы и невеста в своей новой семейной жизни испытала только счастье. После обручения жениху также дарят кольцо. Данный этап обручения называют первым визитом жениха в дом невесты.

    Во время обручения брат жениха, или же его близкий родственник, надевает на палец невесте кольцо, на котором выгравированы имена жениха и невесты

    Знакомство родственников

    Следующим этапом обручения следует знакомство родственников. В эти дни родные жениха преподносят невесте разные дары и восхваляют ее ум и красоту. В этот же период родные невесты с дарами и сладостями для семьи жениха вместе со своими близкими родственниками отправляются с ответным визитом в дом новобрачного. Родственники молодых устраивают совместное торжество.

    Сосредоточение

    После церемонии знакомства родственники совместно решают, какой будет численность гостей, приглашенных на свадьбу, каким будет угощение на свадебном столе, а также назначается день, когда пройдет церемония преподнесения и демонстрации даров для невесты и, собственно, сам день свадьбы. Этот этап обручения носит название – сосредоточение.

    Официальный брак регистрируется в присутствии свидетелей со стороны жениха и невесты за пару дней до свадебного торжества.

    Церемония преподнесения и демонстрации даров

    Во время церемонии демонстрации нарядов в дом жениха сходятся его родственники. Они вместе осматривают подарки для невесты, и собирают их в специальные чемоданы, которые украшены красными лентами. В этот день для украшения дома заказывают множество букетов и украшают подносы со сладостями. Затем все родственники жениха направляются к дому невесты.

    Дары невесте и родственникам по женской линии

    В доме невесты чемоданы открывают и устраивают своеобразный смотр вещей, преподнесенных в дар не только невесте, но и ее матери, бабушке, сестрам и братьям. Главными лицами на этой церемонии являются пожилые женщины, которые выступают доверенными лицами со стороны невесты и жениха. Женщина со стороны невесты сопровождает новобрачную в дом жениха, там она отрезает небольшой кусок ткани, который называют “Палтар кести” (в переводе – раскрой наряда), и этот кусок в дальнейшем хранится в доме молодых. Женщина со стороны жениха преподносит своей “коллеге” деньги в качестве откупного.

    В подарке для невесты может быть абсолютно все: от золотых колец, до душистого мыла или крема для тела

    Опись приданного

    На этой торжественной церемонии принято подавать фрукты и сладости, обед состоит из нескольких национальных блюд, таких как долма, бозбаш, мясные тефтели и довга. Для мужчин организовывается отдельный званый обед. После окончания церемонии родственники молодых составляют опись приданого невесты, которое затем переносится в дом жениха. В это же время в дом новобрачного отправляются две женщины для того, чтобы украсить комнату невесты.

    После этого в доме жениха собирается так называемый “совет свадьбы”, на котором родственники решают, кто из них будет “свадебным дедом” (Хан-гора), т.е. человеком, который будет руководить свадьбой, следить за порядком и ходом торжества. По завершению подготовительных работ начинается свадьба.

    Начало свадьбы

    В помещение, где будет проходить свадьба, сходятся многочисленные гости. На самом почетном месте восседает тамада, управляющий торжеством и певцы. У входа в зал устанавливают столы с конфетами и цветами. Гости произносят пожелания молодым, берут горсть конфет и дарят новобрачным деньги.

    Первый день. Церемония – помазания хной

    В первый день, вечером, близкие родственницы и подруги невесты проводят церемонию “помазания хной”. Родственники жениха приходят в дом невесты, чтобы нанести новобрачной хну на пальцы, затем они дарят ей подарки.

    Близкие родственницы и подруги невесты проводят перед свадьбой церемонию “помазания хной”

    Второй день. Обряд – открывание двери

    На второй день, ближе к полудню, приглашенные гости в сопровождении музыкантов отправляются к невесте. Певцы веселят гостей. Богато разукрашенные автомобили останавливаются у дома невесты. Ее близкие родственники встречают гостей. Гости со стороны жениха по очереди танцуют. Группа женщин во главе с доверенной жениха идут в комнату невесты. Дверь к новобрачной, как правило, закрыта, поэтому доверенная дает выкуп за открытие двери. Данный обряд носит название – открывание двери.

    Обряды для невесты – украшение лица, лента на левой руке

    Зайдя в комнату, доверенная женщина от жениха передает невесте деньги для “украшения лица”. Доверенная невесты, шафер и подружки помогают девушке с нарядами и макияжем. Родители девушки также подходят к дочери и дают ей последние напутствия перед праздником. Брат жениха завязывает ленту на талии новобрачной, а затем вкладывает ей в правую руку деньги. Брат невесты дает ей деньги уже в левую руку и привязывает их лентой к руке. Если брата у невесты нет, то эта миссия достается ее близкому родственнику. Этот обряд символизирует вечную привязанность к мужу, который станет ей твердой опорой и надежным спутником жизни.

    Невеста оставляет отчий дом

    Под звуки “Вагзалы” в комнату невесты также заходят музыканты. В сопровождении доверенных женщин девушка покидает свой дом. Одна из доверенных держит в руках зеркало, другая – горящую свечу или зажженную лампу. Лампа или горящая свеча возле невесты символизируют ее защиту от злых духов и сглаза. Зеркало также служит защитой от нечистой силы. Зеркало, принесенное невестой в дом к мужу, символизирует девственность, опрятность, целомудрие, чистоту и верность девушки.

    Когда невеста выходит за порог своего дома, ее, по традиции, осыпают рисом, пшеном и мукой. В свадебную корзину (хончу) родные девушки кладут пироги и сладкий хлеб, чтобы в дом мужа она принесла изобилие.

    Дорога к жениху. Обычай – заграждение дороги

    Дорогу свадебным машинам преграждает молодежь, требуя своеобразный выкуп. Этот обычай носит название «заграждение дороги». Отец новобрачного торгуется с ними и дает выкуп. Родственники жениха стараются взять какие-нибудь вещи невесты из ее дома, и, когда свадебный кортеж трогается, через открытые окна демонстрируют то, что им удалось взять. Эта традиция говорит о том, что приданое, как и сама невеста, уже не вернутся в отчий дом, а вещи, взятые украдкой из ее дома, означают, что они вместе со своей хозяйкой навсегда поселятся в доме мужа.

    У дома жениха. Обычай – пустая тарелка

    После того, как свадебный кортеж останавливается у дома жениха, музыканты и певцы исполняют традиционную песню “В дом пожаловала невеста”. Девушку встречает свекор с ягненком на руках. Положив его к ногам невесты, свекор приносит его в жертву, а затем кровью ягненка обмазывает ее ноги и лоб. Музыканты при этом играют “Узун дере”, “Терекеме”, “Хейвагюлю”, “Яллы” и другие свадебные мелодии. После этого, на глазах у собравшихся гостей, невеста раздавливает ногой пустую тарелку. Этот обычай как бы говорит за невесту: “Если я совершу вероломство по отношению к мужу и этому дому, тогда пусть и я буду раздавлена, как эта тарелка”.

    В доме жениха

    Широкое распространение получила традиция, когда невесту осыпают сладостями, как только ее нога ступит в дом жениха. Этот обряд символизирует желание жениха всегда видеть ее милой и ласковой. Затем к голове невесты родственники жениха прикладывают ломоть хлеба. Этот ритуал означает, что невеста питалась честным отцовским хлебом и благодатным материнским молоком. Часто в свадебную корзину (хончу) вместе со сладким хлебом кладут и мед, и, после того, как невеста входит в дом жениха, ей преподносят кусок хлеба с медом. Это выглядит как просьба – быть всегда ласковой и нежной.

    После того, как свадебный кортеж останавливается у дома жениха, музыканты и певцы исполняют традиционную песню “В дом пожаловала невеста”

    Дары и песни для невесты

    Ступив в дом своего мужа, невеста не садится, а его родители подносят ей дары: кольца, серьги, деньги или телят и баранов. Затем невеста садится, и ей на руки тут же сажают ребенка, обязательно мальчика, чтобы ее первенцем стал именно мальчик – продолжатель рода. В комнате, где будет жить невеста, в дверь вбивают гвоздь, чтобы девушка навсегда осталась в этом доме, и стала настоящей хозяйкой. После приезда невесты певцы исполняют песни “Насурмленная девушка, ступающая по воде”, “Твои губы озарила улыбка”, также звучат мелодии “Сулеймани”, “Хейвагюлю” и “Газахи”.

    Церемония – восхваления жениха

    Для бека (жениха) устанавливают стол, покрывают его красным сукном, и украшают его цветами и сладостями. Затем шафер бека с музыкантами под звуки веселой музыки приглашают жениха присоединиться к свадебному торжеству. Аксакалы говорят обязательную фразу: “Бек должен станцевать на свадьбе, чтобы в его жизни было изобилие”. Жених начинает танцевать, к нему присоединяются его многочисленные друзья и знакомые. Свадебный пир продолжается.

    Церемония – трехдневка

    На следующее утро для невесты готовится сладкая мучная каша на масле, снова собираются родственники и соседи, а на стол гостям подается традиционный плов. Эта трапеза символизирует непорочность невесты.

    На следующее утро после свадьбы для невесты готовится сладкая мучная каша на масле, снова собираются родственники и соседи, а на стол гостям подается традиционный плов

    В Азербайджане принято, чтобы невеста 3 дня после свадьбы не показывалась на людях. После этого срока к молодой жене приходят ее сестры, доверенная невесты и близкие родственницы (кроме матери). Они приносят в дом мужа различные блюда, фрукты и подарки. Эта церемония называется «трехдневка».

    На протяжении столетий во всем мире одним из самых значимых событий в жизни людей является бракосочетание. Это мероприятие символизирует переход мужчины и женщины на новую жизненную ступень и продолжение рода. Не стал исключением и Азербайджан, страна, в которой даже сегодня к браку относятся не менее серьезно, чем сотни лет назад.
    Если говорить в двух словах об азербайджанской свадьбе - то это настоящая феерия, роскошный и богатый праздник, связанный с десятками различных обычаев и национальных обрядов, которые частично воспроизводятся даже сегодня. А в подготовке свадебных мероприятий по-прежнему принимают участие семьи невесты и жениха, а также все родственники, близкие друзья и даже соседи.

    Выбор будущей невесты

    Самым большим счастьем для азербайджанских девушек считается замужество, поэтому им с самого детства внушают, что нужно быть скромными и целомудренными. Чтобы избежать ненужных опасностей в виде поцелуев при луне и прогулок за ручку со своей первой любовью, дочерей растят в строгости, заставляя общаться только с девушками и избегать любых контактов с мужчинами. Даже в наши дни, когда проблемы с общением благодаря интернету просто не существует, в Азербайджане мужчина самостоятельно выбирает себе невесту, поскольку молодые девушки не общаются с незнакомцами и даже с женихом практически не контактируют до свадьбы.

    Выбрав достойную кандидатуру, молодой человек не советуется с родителями, а сразу просит у них разрешения и благословения. Большинство семейств поддерживают своих детей. Если же они против невесты, парень чаще всего вынужден изменить свое решение, ведь авторитет родителей не поддается сомнениям.

    Следующий этап называется «послание». Жених ищет надежную посредницу, которая должна добыть информацию о внешности, состоянии здоровья, образовании и личных качествах избранницы, материальном и социальном положении, а также репутации ее семьи в обществе. Кроме того, свахе надлежит выяснить, подходит ли выбранной девушке этот жених, поскольку за мужчину, который не сможет обеспечить будущей жене хотя бы такой же уровень жизни, родители не отдадут свою дочь и откажут сватам. А вот возраст азербайджанской девушки редко принимается в расчет. Для мусульман 14-15-летняя девочка считается полноценной невестой.

    Если на этом этапе все складывается удачно для жениха, его семья посылает сваху к родителям своей избранницы, чтобы поставить их в известность о намерениях юноши и, при согласии последних, оговорить дату, на которую будет назначено официальное сватовство.

    Сватовство

    Азербайджанское сватанье подразделяется на две части:

    • Малое сватовство.
    • Большое сватовство.

    На этапе малого сватовства отец юноши обсуждает вопрос женитьбы сына с родственниками, причем оценивается каждое суждение родни. Решив это в своём кругу, семья парня отряжает сватов к родителям девушки. Сначала в гости идут женщины: мать и тетка юноши, его старшая сестра или бабушка, поскольку азербайджанцы уверены, что только мать сможет понять, что скажет сердце невесты.

    Женщины обговаривают детали, а затем приходит время для встречи отцов семейств. Отец юноши и еще трое родственников или почитаемых в этом поселении мужчин приходят в дом невесты, чтобы еще раз заявить о желании жениха. Но ее родители не дают ответ сразу, а говорят, что им необходимо узнать о намерениях своей девочки. Если она дает согласие, то должна скромно молчать и не отвечать на вопросы о будущей свадьбе. Сваты уходят и ожидают официального решения, которое озвучивается на следующем этапе.

    После этого родители жениха вновь приглашают родню, чтобы переговорить о свадьбе. В то же время женщины идут к невесте, чтобы она высказала свои предложения относительно торжества и решила вместе с ними, когда будет проведено большое сватовство.

    На церемонию последней части сватовства приглашаются не только посланники жениха, но и родственники невесты. Однако новобрачная с матерью не присутствует на торжестве, они в это время уходят из дома, чтобы не слышать разговоры мужчин. Представители сильного пола сначала обсуждают местные новости, а также другие далекие от цели визита вещи. И в самом конце задается главный вопрос, отдадут ли родители свою прекрасную дочь их сыну или нет. Если семья девушки решила, что парень ей не подходит, они отказывают, максимально смягчая свое решение. Если же родственники и невеста согласны, то об этом они тоже не говорят прямо, а просят время для принятия решения, а значит, сватам нужно будет приехать еще раз.

    Ко второму визиту сватов снова накрывается стол и зовутся гости. Мать невесты уже допускается к застолью, но ей нельзя что-либо говорить, она должна слушать и присматриваться к сватам. После разговоров на обыденные темы сваты снова задают сакральный вопрос, спрашивая, что же скажет отец невесты. Как правило, родитель уже не отказывает, а дает свое согласие, проговорив: «Да хранит молодых Аллах!»

    Напоследок сватам приносят крепкий чай, фрукты и испеченные сладости, а сестра невесты бежит поздравлять свою родственницу со сватовством, поскольку та все это время пребывает у своей подруги. Только после того как гости уйдут восвояси, девушке можно будет вернуться домой, где все ее поздравляют со скорым вступлением в брак, радуются и плачут.

    Обручение малое и большое

    Обручение в Азербайджане также осуществляется в несколько этапов.

    После того как от семьи девушки было получено согласие на свадьбу, проводится малое обручение продолжительностью в месяц. Так, близкая родня юноши приходит в дом невесты, где в окружении незамужних подружек сидит его избранница. К ней подходит один из сватов, надевает кольцо и платок, а также выбирает сладость и откусывает от нее небольшой кусочек, а остальное несет жениху в качестве подарка от его суженой. После их ухода в доме у новобрачной накрывают стол для присутствующих гостей, подружек и самой невесты, а после застолья начинается пышный девичник.

    Интересно, что сладости присутствуют во время всех обрядов и этапов азербайджанской свадьбы. В культуре этого народа они означают плодородие, богатство и изобилие. А чего еще можно пожелать молодой семье?

    Раньше девичник проходил не менее интересно, чем само обручение, и на нем проводился обязательный обряд. Во время него невеста должна была подойти к каждой незамужней подружке и положить ей на голову свою руку, держа девушку пока та примеряет ее кольцо. Считалось, что молодая, которой оно подойдет первой, сыграет вскоре собственную свадьбу. Также подружки забирали со стола пару сладостей, чтобы на ночь положить их под подушку и увидеть во сне своего суженого.

    Вторая часть, большое азербайджанское обручение, организовывается через несколько месяцев. Это настоящий праздник, к которому тщательно готовятся обе семьи. Оформление праздничного стола доверяют родичам невесты, хотя часто многие продукты, например, сладости, муку, мясо и вино приобретает родня жениха. На праздник приглашают не только близких, но и дальних родственников, а также ближайших соседей, поскольку огромное значение имеют не столько личные отношения молодых, сколько тот факт, как свадьба будет рассматриваться в ближайшем обществе.

    Раньше присутствие уважаемых людей на всех этапах празднества считалось необходимым условием организации торжественных мероприятий, поскольку согласно поверьям, выказанное уважение к ним сделает брак предельно крепким. Кроме того, присутствующие могли замолвить слово за молодую семью перед членами общины.

    Все родные и близкие жениха во время большого обручения дарили подарки невесте, как залог ее будущей счастливой и богатой жизни. При этом запрещено было преподносить обувь, так как туфли приносила девушке будущая свекровь.

    Презенты укладывали в сундуки с перевязью из алых лент, а небольшие сувениры складывали на подносы, изготовленные из меди и украшенные специально подготовленными к торжеству покрывалами из дорогой ткани. Хонча, так назывались подносы, которые передавались из поколения в поколение или же изготавливались на заказ. Они являлись обязательным атрибутом множества азербайджанских свадебных обрядов. Иногда не забывают использовать хончу и в наши дни, отдавая дань уважения традициям.

    Некоторые семьи нанимали музыкантов, которые сопровождали вручение подарков музыкой и песнями. Обычно азербайджанской невесте приносили:

    • Сладости.
    • Предметы быта, которыми украшали дом молодых.
    • Браслеты, серьги, кольца и другие ювелирные изделия.
    • Отрезы узорчатой ткани.
    • Цветные покрывала и шарфы.

    Как правило, такими дарами новобрачная не пользовалась до свадьбы, а складывала, чтобы они составили часть ее приданого.

    Затем девушке опять дарили кольцо, которое играло роль обручального, после чего все родственники садились за стол обсуждать вопросы свадьбы и выкупа молодой. Его сумма зависела от целого ряда факторов: материального положения девушки, ее моральных качеств, отношения общества к семье. Обычно деньги с выкупа шли на оплату свадебных расходов и покупку приданого. Кроме того, подписывался договор, гарантирующий девушке финансовую компенсацию при разводе. Ну а после окончания церемонии семья поздравляла будущую невесту и дружно рассматривала подарки.

    Между большим обручением и свадьбой должно было пройти определенное время. В некоторых случаях речь шла о месяцах, а иногда даже о годах. Девушка жила с родителями, но семья жениха не оставляла ее без участия и материальной поддержки, присылая одежду, аксессуары для дома, украшения, сладости и фрукты. Проявлять щедрость приходилось не только семье жениха — родня невесты также должна была прислать своим будущим родственникам подарки на уже знакомых медных подносах. Первый поднос предназначался самому жениху, на второй складывали презенты для мужской половины его семьи, а на третьем раскладывались презенты для всех женщин дома. Остальные подносы заполнялись сладостями и фруктами.

    В день преподношения этих даров семья жениха накрывала стол для небольшой семейной трапезы. Во время неё сваха должна была рассказать, кому предназначается тот или иной поднос, а мать будущего мужа — отблагодарить ее и семью девушки за подарки.

    Предсвадебные хлопоты

    Азербайджанская свадьба — это большой праздник, соединяющий не только жизни двух людей, а две семьи, которые становятся родными людьми. Поэтому в торжествах участвуют все без исключения родственники. В список обязательных мероприятий входит разговор, назначаемый отцом юноши. Во время него родственники обоих молодых людей оговаривают день бракосочетания, выбирая максимально благоприятную дату, решают вопрос проведения церемонии, количества гостей, меню праздничного стола, музыки и подсчитывают финансовые затраты, связанные с организацией свадьбы.

    Как правило, все расходы берет на себя семья юноши, но часто, желая продемонстрировать свое состояние, родичи невесты возлагают финансовое бремя на свои плечи. Разговор заканчивается согласием обеих сторон по всем вопросам, а затем будущие родственники, желая друг другу всего лучшего, расходятся.

    Свадебные подарки и приданое

    Жених и его семья дарят невесте подарки в течении длительного периода, вплоть до свадебного торжества. Кроме того, существует традиция преподносить ей на один из праздников платье, аксессуары в национальной стилистике, красный платок, хну, а также приводить молодого барашка с покрашенными рогами, которого закалывают для угощения гостей. Затем подаренной хной девушке расписывают ноги и руки, прося Аллаха подарить ей счастливую семейную жизнь.

    Приданое невесты перед самой свадьбой перевозят в ее будущий дом, перевозчику при этом свекровь обязательно дарит презент. А затем в гости приходят подружки молодой, которые убирают и украшают комнату молодоженов, готовят им брачное ложе и раскладывают приданое по местам, за что тоже получают небольшие дары.

    Церемония «парча бичини»

    В переводе с азербайджанского языка словосочетание «парча бичини» означает покрой одежды, хотя в данном обряде используется немного другой контекст. Этот ритуал проводится перед свадьбой взрослыми женщинами, задача которых — выбрать для невесты хорошую наставницу. Ее роль сводится к тому, чтобы привести девушку в новый дом, вымыть, разрисовать ноги и руги, надеть наряд, а также рассказать об обязанностях молодой жены. В наставницы выбирают пожилую женщину, обладающую опытом общения с детками и имеющую репутацию мудрой и порядочной жены и матери.

    Приготовление хлеба

    Как и во многих других культурах, в Азербайджане всегда ценился хлеб, который является символом богатства, благоденствия и изобилия. В обязательном порядке невеста, перед уходом из отчего дома, трижды обходит свежеиспеченный хлеб, чтобы родные жили благополучно, когда её уже не будет с ними. Чтобы обезопасить свою будущую семью от шайтана и подарить ей изобилие, девушка должна взять хлеб, испеченный матерью.

    Раньше обязательно пекли хлеб и к свадьбе, за пару дней до торжественной церемонии. Его готовили в одном из домов, а затем уходили, отблагодарив хозяйку, разрешившую выпекать лаваш в ее доме.

    Махр (выкуп)

    Махром называют деньги и материальные ценности, которые старательно откладываются и должны по закону перейти в собственность жены при разводе или смерти мужа. Таким образом девушка сможет обеспечить будущее себе и свои детям.

    Если мужа решит покинуть сама женщина, тогда она не имеет права забрать даже часть общего имущества, а также презенты, подаренные к свадьбе. Дети в таком случае остаются с покинутым мужем.

    Проводы невесты

    Проводы являются древней и очень почитаемой традицией в Азербайджане. Вначале гости со стороны будущего мужа гуляют в доме невесты, которая ждет их прихода в закрытом помещении и не выходит даже поздороваться. После того как приглашенные подарят родителям щедрый презент, те наконец благословляют дочь, опоясывают ее красным кушаком, накидывают покрывало на лицо и ведут во двор, где трижды обводят вокруг разожженного ритуального костра. Затем ей вслед кидают камень, чтобы отчий дом не развалился без нее, и льют под ноги воду, считая, что так девушка не будет плакать о покинутом крове.

    Возле нового дома невеста должна разбить приготовленную тарелку и взять на руки мальчика, чтобы родить сына-первенца. В ее честь гости зарезают молодого барана, кровью которого смазывают лоб и наряд девушки. Такой ритуал должен помочь ей стать частью новой семьи, а во время его проведения, свекровь гладит волосы девушки, в знак взаимоуважения. Затем суженую обсыпают рисом и мелкими сладостями, проводят в убранную подругами комнату, где она будет принимать поздравления. Во время каждого действия под ногами присутствующих должны крутиться подружки невесты, чтобы получить за новобрачную небольшой подарок в качестве выкупа.

    «Шах» невесты

    В обязательном порядке подруга делает своими руками невесте шах — украшение из дерева, в которое добавлен осколок зеркала, кусочки свечи, ткани, фруктов и сладостей. Когда шах готов, родители подружки накрывают стол в ожидании молодого жениха с его неженатыми друзьями. Он забирает украшение и везет его своей невесте, а по дороге друзья стреляют из ружей, веселятся и поют. Невеста обязательно надевает шах на свадьбу, чтобы ее будущая семья жила в достатке.

    Азербайджанские танцы на свадьбах

    Во время азербайджанской свадьбы обязательно вызываются музыканты, которые играют на традиционных музыкальных инструментах. Во время мероприятий приглашенные гости периодически начинают танцевать зажигательные народные танцы и петь. Это является частью праздника, без которой свадьба считается неполноценной.

    Послесвадебные традиции

    Большинство азербайджанских традиций охватывает период и после свадьбы. Так, например, первая брачная ночь оканчивается приходом родственников молодых, желающих осмотреть простынь, служащую доказательством невинности и честности молодой жены. Если девственность доказана, все идут есть плов, а молодые остаются в своих покоях. Они там проводят три дня, познавая друг друга и пытаясь зачать наследника. Во время этого периода мать юной жены имеет право приходить в ее дом и приносить молодоженам различные блюда для подкрепления сил.

    Выход невесты

    Попав в дом мужа, новобрачная две недели не должна видеть своего свекра. Поэтому в день их встречи свекровь накрывает небольшой стол с национальной едой, а свекр лично зовет свою новую дочь к столу и преподносит ей небольшой сувенир. Так невестка официально становится частью нового азербайджанского семейства.

    Послесвадебные визиты

    После окончания свадебных торжеств и первых дней притирания осуществляется ряд обязательных визитов:

    • Приход матери к замужней дочери. Спустя некоторое время после свадьбы теща с родней приходит в дом своей дочери. К их приходу молодожены накрывают стол и получают от пришедшей родни жены подарки.
    • Поездка к родителям невесты. Спустя сорок дней после первой брачной ночи молодая жена должна посетить с мужем его отчее гнездо. Там их ждут накрыты столы, а после гуляния жена на пару дней остается жить у родителей, после чего ее забирает домой молодой муж. Теперь ей разрешено приходить в жилище родителей в любое время.
    • Посещение родственников. Молодых в послесвадебный период активно приглашает в гости родня с обеих сторон, чтобы преподнести подарки новой семье. Разумеется, такое посещение является обязательным.

    Азербайджанская свадьба представляет собой яркое и незабываемое мероприятие, проводимое в соответствии с древними обычаями и старинными ритуалами. Такой праздник определенно вызывает интерес и восхищение у каждого, кому выпала честь на него попасть.



    Похожие статьи