• Система воспитания и развития бориса и лены никитиных. Дети никитиных о себе

    09.08.2019

    Методика раннего развития семьи Никитиных

    Бориса Павловича и Лену Андреевну Никитиных многие называют классиками отечественной педагогики. На примере собственной многодетной семьи еще в советское время они продемонстрировали, как, ломая устоявшиеся стереотипы в воспитании, помочь ребенку превратиться в самостоятельную, гармонично развитую личность.

    Анна Ермакова (Никитина)

    О семье Никитиных впервые заговорили в конце 50-х годов ХХ века. Подмосковный поселок Болшево, где жили педагоги, был в шоке от того, каким образом молодые супруги воспитывают своих детей. Местную общественность удивлял тот факт, что никитинские дети, бегавшие босиком по снегу и способные выполнять головокружительные гимнастические упражнения, просто кипели здоровьем и поражали своим интеллектом. К трем-четырем годам эти малыши уже осваивали чтение и азы математики, с увлечением играли в придуманные отцом логические игры, а, едва начав учиться в школе, перескакивали через класс.

    Именно тогда, в 1960-1970-е годы Никитины заложили основы российской родительской педагогики, которые используются и по сей день.

    Основные принципы воспитания «по-никитински»

    По мнению Никитиных традиционно в общении с ребенком взрослые допускают две крайности. Первая – это заорганизованность. То есть, сверхзаботливый уход и непрерывные занятия, развлечения, игры. Времени для самостоятельной деятельности у ребенка не остается.

    Вторая крайность заключается в заброшенности ребенка. Это значит, что общение с малышом сводится только к его обслуживанию (накормить, напоить, спать уложить). Подобный подход ведет к депривации (психологическому голоданию), госпитализму (задержке в эмоциональном и психическом развитии) и, в итоге, к умственной отсталости.

    В основе системы Никитиных лежит, прежде всего, труд, естественность, близость природе и творчество. Ребята – хозяева себе, своим поступкам и распорядку. Родители ни к чему не принуждают их, лишь помогают разбираться в сложных жизненных и философских проблемах. Взрослые подталкивают, а не опережают детей, вступают с ними в диалог. Главной задачей воспитания, по мнению Никитиных, является максимальное развитие творческих способностей подрастающего человека и его подготовка к жизни.

    Во-первых, свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются сколько хотят, сочетая спорт со всеми другими видами деятельности.

    Во-вторых, легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортивные снаряды входят в повседневную жизнь ребят с самого раннего детства, становятся для них естественной средой обитания, наравне с мебелью и другими домашними вещами.

    В-третьих, родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, участие взрослых в детских играх, соревнованиях, да и вообще – в самой жизни детей.

    У родителей должна быть только одна цель: не мешать развитию ребенка, а помогать ему, не давить на детей в соответствии с некими собственными замыслами, а создавать условия для дальнейшего их развития, ориентируясь на самочувствие и желание ребят.

    Лена Андреевна и Борис Павлович не ставили себе целью изначально научить своих малышей всему как можно раньше. Они заметили, что у ребят раньше развиваются те стороны интеллекта, для которых созданы соответствующие «опережающие» условия. Допустим, ребенок только начал говорить, а у него среди игрушек уже появляются кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры.

    Как вызвать в ребенке желание заниматься?

    Итак, условия для развития должны опережать этот процесс. Значит, их нужно подготовить заранее. То есть на стены детской комнаты надо повесить карту полушарий, таблицы сотен и тысяч, печатные и прописные буквы, измерительные приборы, книги. И первые впечатления могут непроизвольно возбудить интерес ребенка к какой-то области знаний и даже развить определенные способности. Общая работа или работа рядом - это обязательный интерес и к процессу труда, и к его результатам друг у друга, а вместе с тем, и повод для разговора, обмена мнениями. Здесь следует обратить внимание на один очень важный момент: никогда не стоит делать за малыша то, с чем он способен справиться сам, и не решать за него то, что он может решить самостоятельно. В любых занятиях детей взрослые должны стараться поощрять творчество, не навязывая своих мнений, и не торопясь обязательно предотвратить ошибку или сразу указать на нее. А в случае неудачи – не упрекать и не стыдить ребенка. Зато успех нужно отмечать обязательно и не скупиться на похвалу. Главное, чтобы взрослые никогда не оставались равнодушными к тому, что и как делают ребята, что у них получается.

    Физическое развитие

    Дети должны быть готовы воспринимать знания не только умственно, но и физически. Тело ребенка как бы само по себе инструмент познания. Не перегруженное лишней одеждой, не отягощенное сверхкалорийной пищей, оно легко и охотно «идет навстречу» требованиям умственного порядка. Спортивные снаряды чуть ли не с младенчества должны входить в детскую жизнь. Особое внимание Никитины уделяли закаливанию. И их опыт показал, что это действенный способ оградить ребенка от большинства простудных заболеваний.

    Интеллектуальные игры Никитиных

    Методика:

    Помимо опережающих условий для развития, о которых шла речь выше, Никитин разработал целый ряд развивающих игр для ребят любого возраста. Никакая определенная программа обучения ребенку не навязывается. Он погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу деятельности. Никто не объясняет малышу новых правил, он просто вовлекается в игру с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх. Как правило, сначала требуется активное участие взрослых или старших братьев и сестер, но затем дитя может заниматься уже самостоятельно. Так, естественно, кроха выполняет ряд задач, которые постепенно усложняются. При этом малышу нельзя подсказывать. Ему надо предоставить возможность думать самостоятельно. Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже освоенным заданиям, или временно оставить эту игру. Если заметно, что кроха достиг потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, лучше ее на время отложить.

    Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать решение неизвестных ему задач, создавать новое, то есть ведет к развитию его творческих способностей.

    Особенности:

    Главное отличие - это многофункциональность игр и безграничный простор для творчества. Они могут заинтересовать и увлечь всех членов семьи Игры учат детей, переходя от простых от более трудным заданиям, получать радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать, порой мучиться, но обязательно добиваться цели.

    Каждая игра - это набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика. Задачи предлагаются малышу в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, и таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации. Задания расположены от простого к сложному.

    Уровней сложности несколько: от доступных двух-трехлетнему до непосильных для среднего взрослого, поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. А постепенное возрастание трудности задач позволяет ребенку совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать свои творческие способности.

    Используя в занятиях с ребенком никитинские развивающие игры, следует придерживаться определенных принципов:

    Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Осуществляя решение практически, малыш учится брать всё необходимое из окружающей действительности самостоятельно.

    Нельзя требовать и добиваться того, чтобы ребенок решил задачу с первой попытки. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.

    Решение задачи предстает перед малышом в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, то есть видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверять точность выполнения задачи.

    Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть, заниматься творческой деятельностью.

    Итак, главная особенность развивающих игр Никитиных – то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным условием творческой деятельности – делать всё самостоятельно.

    Разработанные Борисом Никитиным развивающие игры описаны им в книге, которая так и называется – «Интеллектуальные игры». Вот лишь несколько примеров самых популярных из них.

    Рамки и вкладыши

    Эта игра доступна самым маленьким. Она представляет собой 16 рамок с вкладышами в виде геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, эллипс (овал), прямоугольник и так далее. Начать лучше с показа вкладышей. Взять круг, овал, квадрат, равносторонний треугольник и, называя, показать их малышу. При этом лучше не держать их в руках, а выкладывать на однотонную поверхность (не на цветную скатерть или ковер, а хотя бы на лист бумаги). Показав по одной фигурке, можно дать их малышу для самостоятельных действий – пусть разглядывает и играет. Уместно будет предложить ему заодно коробочку или баночку, в которую он сможет все это положить, а затем высыпать обратно. Постепенно карапуз познакомится со всеми 16-ю фигурами комплекта. Если начинать с небольшого количества фигур, привлечь кроху к игре можно, начиная с 10-12 месяцев. Когда ребенок подрастет, можно усложнять задания: обводить контуры фигур карандашом, сначала по рамкам, потом – по вкладышам (это сложнее), делать двойной контур, заштриховывать полученное изображение, рисовать фигурки на счет (три кружка, два квадратика), создавать сюжетные рисунки (елочку из трех равнобедренных треугольников).

    Сложи узор

    Эта игра представляет собой 16 деревянных кубиков с ребром размером 3 см., где каждая грань имеет определенную окраску. Кубики должны быть уложены в деревянную или картонную коробку (ее наличие обязательно). Никитин советует начинать игру с ними с полутора лет. В начале (особенно с самыми маленькими) нужно просто сесть рядышком с ребенком и вместе рассмотреть кубики: «Смотри, какие красивые кубики! Вот я взяла 4 кубика: один, два, три, четыре. Смотри, это синяя сторона, а это – желтая. Какая красивая синяя дорожка у меня получилась! Давай возьмем зайку, видишь, как ему нравится по ней скакать? А теперь дорожка стала разноцветной: синий, желтый, синий, желтый». Возможно, малыш уже не слушает и смотрит по сторонам. Значит, знакомство с кубиками нужно было закончить на несколько минут раньше. Игра не должна надоедать ребенку. И еще: ее, как и любую другую, желательно хранить в таком месте, чтобы малыш видел, но сам достать не мог. Когда у крохи возникнет желание поиграть, он может сказать или показать на коробку, если разговаривать еще не умеет. Эти кубики способствуют «развитию пространственного воображения, аккуратности, внимания, графических способностей, умению анализировать, синтезировать и комбинировать».

    Сложи квадрат

    Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Это была достаточно трудная головоломка, поэтому Никитин решил сделать ряд более простых заданий. Получилась игра для детей от двух лет. Она имеет три категории сложности. В каждую входит по 12 разноцветных квадратов. Все 12 квадратов расположены на фанерке размером с альбомный лист и как бы вставлены в окошечки. Для детей 2 лет и младше надо оставить 4 самых простых квадрата. Пусть это будет целый квадрат, квадрат из двух прямоугольников, из двух треугольников и – разрезанный на две части по ломаной линии. Теперь можно начинать игру с ребенком. Детали нужно либо разложить по кучкам (в каждой – части одного цвета), либо показать, как из двух половинок получается целый квадрат. Дальше ребенку предоставляется возможность действовать самому. Постепенно малыш освоит этот уровень и перейдет на более сложный. По мнению Никитина, эта игра способствует развитию цветоощущения, усвоению соотношения целого и части, формированию логического мышления и умению разбивать сложную задачу на несколько простых.

    Возраст для начала этой игры указан разный, от 3-х до 5 лет. Она представляет собой комплект из трех фанерок размером с альбомный лист. На каждой из них расположено по 4 круга. Все они имеют одинаковый размер, но разные цвета. Первый круг целый, второй разрезан на две равные части, третий на три, и так далее, вплоть до 12 «долек». Сначала для игры оставляют только первую фанерку с четырьмя кругами. С их помощью можно повторить цвета посчитать вкладываемые кусочки, сравнить их между собой. С их помощью можно повторить цвета посчитать вкладываемые кусочки, сравнить их между собой. Таким образом, ребенок знакомится с математической терминологией. Можно попробовать сделать разноцветный кружок. Очень интересно строить лесенку: внизу – целый круг, дальше половинка, затем треть. С ее помощью можно наглядно понять, почему одна вторая больше, чем одна третья.

    Это универсальные кубики, которые вводят малыша в мир трехмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией. Она учит четкости, внимательности, точности, аккуратности.

    «Уникуб» представляет собой 27 небольших деревянных кубиков. Грани каждого кубика выкрашены таким образом (всего три цвета), чтобы это сочетание граней было редким, если не уникальным. Именно поэтому так непросто выполнить задания по предлагаемым схемам. Никитин предлагает для «уникуба» 60 заданий. Первые из них автор выполнял с детьми 1.5 – 3 лет, а самые сложные – доступны далеко не всем взрослым.

    Я рассмотрела методику Никитиных и пришла к выводу что основыне принципы ее для моих деток и нашего уклада семьи вполне подходят, а главное легко выполняемы при небольшом самоконтроле. Результат меня радует. Вот шесть ошибок, которые супруги Никитины рекомендовали избегать в воспитании детей.

    Может быть и вам они пригодятся, дорогие мамочки!

    1. Излишняя организованность (Используя временные рамки и предписания, мы лишаем ребенка возможности проявлять самостоятельность и таким образом тормозим его развитие. НЕобходимо предоставить малышу возможность прислушиваться к себе и выбирать какк само действие, так и время для него. «хочу рисовать» – пожалуйста, «хочу строить» – пожалуйста.)

    2. Отсутствие сплоченности (Мамы и папы частенько пренебрегают теми возможностями, которые открываются при совместном труде: уброке квартиры, приготовлении обедов, прополке огородов т т.д. А ведь имено такая деятельность – самый эффективный вид общения детей с родителями)

    3. Лишняя одежда и калорийная пища (переедание и перегревание пагубно влияют на развитие, в то время как пользу от закаливания и правильного питания сложно переоценить)

    4. Неравномерное развитие (смена деятельности умственной и физической в совокупности дает самый лучший результат)

    5. Равнодушие и безучастность (необходимо, не смотря на занятость принимать участие в играх с ребенком, соревнованиях и вообще познавания этого чудесного мира)

    6. Помощь и поддержка (Если кроха способен справиться с каким-то делом самостоятельно, дайте ему возможность проявить инициативу и любознательность. Если у малыша не получаеться что-либо не стоит торопить его или выполнять задание за него. Помочь, подбодрить и ваш ребенок само все сделал ибесконечно горд своим результатом!)

    Борис и Елена Никитины известны как авторы инновационной для своего времени методики , сочетающей в себе игры и занятия на физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие. Родители семерых детей, Борис Павлович и Елена Николаевна провели много времени, наблюдая за естественными потребностями малышей, после чего разработали систему развивающих игр, не препятствующих свободному детскому творчеству.

    Принципы методики Никитиных

    Основная задача, которую ставят перед собой авторы методики – развивать . Развитие происходит посредством совместных занятий с родителем, который дает задание (в основном, в виде головоломок), всячески подогревая интерес ребенка и вступая с ним в диалог.

    Никитины были в определенной степени новаторами своего времени: они указали на необходимость быть с ребенком «на равных» и давать ему большую степень .

    Многие их принципы современным педагогам кажутся устаревшими, поскольку уже вошли в нашу жизнь, и используются на протяжении долгого времени.

    Супруги уделяли огромное внимание физическому развитию детей и, в частности, прославились системой закаливания. Спорт «по-никитински» должен органически вписываться в ежедневную рутину, однако детей нельзя заставлять делать те или иные упражнения.

    Итак, каких основных принципов следует придерживаться родителям согласно методике Никитиных?

      Создать в квартире спортивную обстановку: детей следует одевать в легкую одежду, а также сделать использование разнообразного спортивного инвентаря частью повседневной жизни.

      Давать ребенку свободу в выражении своих желаний: хочет ли он заниматься спортом или играть – это всегда его личный выбор. Не нужно придумывать специальные занятия, уроки или тренировки.

      Ходить босиком дома и по снегу для закаливания – это, пожалуй, «визитная карточка» методики Никитиных. Рекомендуемая температура для дома: 20 градусов Цельсия.

      Участвовать родителям, выражать свое неравнодушное отношение к тому, чем занят ребенок. А также активно участвовать в играх.

      Рано знакомить ребенка с буквами и цифрами (с двух-трех лет).

      Позволять играть детям со взрослыми предметами: мебель, кухонная утварь и прочее.

      Не подсказывать ребенку решение задач-головоломок. Если малыш не может решить задачку, то нужно спуститься на уровень ниже.

      Давать ребенку несколько попыток для решения задачи.

      В развитии ребенка обязательно должны участвовать игровые материалы – кубики, кирпичики, различные детали. Это позволяет ему получить осязаемый результат своей работы.

      Не ограничиваться тем набором игр, которые представлены в методике: она позволяет составлять бесчисленное количество новых игр, интересных и взрослым, и детям.

    Занятия по методике Никитиных лучше всего развивают в детях образное и логическое мышление. Ребенку предлагается решать головоломки, достраивая определенные образы с помощью кубиков Никитина, а также других игровых материалов.

    Ребенку ставится задача в виде схем и рисунков, моделей или записей. Пример простой игры для начала – «Сложи узор», она рекомендуется детям уже о полутора лет.

    Что понадобится?

    1. 16 деревянных кубиков с ребром размером 3 сантиметра, где каждая грань раскрашена в один или несколько цветов;
    2. Деревянная или картонная коробка.

    Ход игры:

    С самыми маленькими игрунами можно просто рассматривать и комментировать кубики: «Посмотри, какие разноцветные у нас кубики! Один, второй, третий. Вот у этого одна сторона – синяя, а другая – красная! Если я положу их вместе, у меня получится красивая дорожка. Давай спросим, кому из игрушек понравится ходить по такой цветной дорожке?».

    Бывает, что малыши отвлекаются от игры – в этом случае ее нужно закончить и постараться заинтересовать чем-то другим.

    Кубики Никитиных развивают, в основном пространственное воображение детей, их внимание, память и умение комбинировать.

    Еще одна игра с кубиками называется «Уникуб»

    Что понадобится?

    1. 27 деревянных кубиков, грани которых выкрашены в три разных цвета таким образом, чтобы сочетание граней было редким

    Ход игры:

    «Уникуб» – это набор из 60 заданий. Из кубиков нужно составить разнообразные сочетания по предлагаемым схемам. И если какие-то задания может сделать малыш от полутора до трех лет, то составить более сложные комбинации может далеко не всякий взрослый.

    Игра развивает у детей пространственное мышление. Эти навыки помогают будущим школьникам делать успехи в таких предметах, как черчение и геометрия.

    Учебно-игровые материалы

    Основным преимуществом методики Никитиных является доступность материалов. При желании разноцветные кубики и другие игровые «инструменты» можно изготовить даже самостоятельно.

    Возраст детей и срок обучения

    Одним из плюсов методики, несомненно, является ее «адаптируемость» для разных возрастов и уровней развития детей: она подходит даже очень талантливым и одаренным ребятам. Никитины представили несколько уровней для каждой игры: простые решит и маленький ребенок, а вот более сложные заставят задуматься многих взрослых. Начинать заниматься с ребенком можно уже с полутора лет.

    Недостатки методики

    Несмотря на то, что авторы методики известны логическими играми с кубиками, они были большими поклонниками физического развития детей, и в дополнение к своей методике разработали универсальную систему закаливания. Именно эта система и явилась причиной критики специалистов самой методики развития. Современные педагоги и детские психологи рекомендуют с особой осторожностью подходить к постулатам Никитиных по поводу закаливания, чтобы избежать проблем со здоровьем ребенка. Если вы собираетесь начать занятия, то лучше сначала проконсультироваться с лечащим врачом.


    Авторами методики являются Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины, которые воспитывали семерых детей.
    Главными учителями для малышей по их методике являются родители. Методика рассчитана на детей от рождения до 15 лет, а также для людей более старшего возраста.

    Основные работы, которые применяют на практике родители многих поколений:

    «Мы и наши дети»;
    «Мама или детский сад»;
    «Резервы здоровья наших детей»;
    «Детство без болезней»;
    «Ступеньки творчества, или Развивающие игры».

    Всю жизнь Никитины занимались проведением научных исследований в области развития детей. Кроме этого, они имели педагогическую практику как в дошкольных учреждениях, так и в школах. Кроме этого, основные внедрения своей методики Никитины проводили на собственных семерых детях.
    Борис Никитин ввел в педагогическую науку понятие НУВЭРСа, которое означает необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей. Это значит, что те способности, которыми не воспользовались в детстве обязательно постепенно угасают, а в будущем и вовсе исчезают. У более старших детей оставленные без внимания интересы и способности развивать намного сложнее.

    Идеи методики Никитиных:

    Никитины считали, что создание атмосферы для разнообразной деятельности малышей, а также проявления самостоятельности – это одна из главных задач родителей. И заниматься этим необходимо как можно раньше. Особую ценность соответствующая атмосфера играет в период активного познания окружающего мира. Никитины утверждали, что этот период у разных детей может быть в разное время. Но, как правило, он наступает с началом активной ходьбы. Свободно передвигаясь по дому, малыш получает первый главный жизненный опыт и приобретает ценные знания. Затем развитие продолжается в форме разнообразных игр с родителями. При этом важно постоянно усложнять задания, которые ставят перед малышами.
    Своевременное создание условий для развития младенцев с рождения – это одно из важнейших «требований» Никитиных.

    Принципы методики Никитиных:

    Если эта методика именно для вас, тогда вы должны принять определенные принципы, которых необходимо придерживаться все время:

    1. Легкая одежда и спортивная обстановка в семье. С самого раннего возраста спортивное снаряжение и оборудование должны стать самыми любимыми игрушками ваших детей. Они не должны представлять своего существования без занятий спортом;
    2. Свобода творчества. Ваши дети должны заниматься ровно столько, сколько они этого хотят. Не должно быть никакого расписания занятий, тренировок. Все должно проходить естественно и непринужденно;
    3. Неравнодушие родителей. Необходимо, чтобы вас, как родителей, искренне интересовали успехи ваших детей. Важно принимать активное и непосредственное участие в совместных играх. Делайте это от всей души;
    4. В процессе игры малыш должен самостоятельно выбирать сферу действий. Он должен погрузиться в этот придуманный мир;
    5. Ни в коем случае нельзя применять тактику принуждения и оказывать давление на малыша;
    6. Внимание малыша должно быть сосредоточено на игре, а не на том, какая обстановка вокруг в данный момент. Он не должен задумываться о том, как правильно сесть или стать, что сказать и т.д. Свобода действий – вот какая атмосфера должна присутствовать вокруг ребенка;
    7. Старайтесь заинтересовать ребенка к игре, используя сказки;
    8. Родители - это одни из главных активных участников новых для ребенка игр. В дальнейшем он сможет играть самостоятельно. Нельзя оставлять малыша одного наедине с чем-то новым. Это приведет к тому, что он испугается и потеряет интерес;
    9. Постоянно усложняйте задания, которые устанавливаете перед детьми;
    10. Нельзя подсказывать детям. Они должны учиться самостоятельно думать и принимать решения;
    11. Если у малыша не получается справиться с более сложным заданием, то необходимо вернуться к более простым упражнениям или же на время оставить игру;
    12. Когда малыш уже достиг предела своих возможностей или же интерес к какому-то упражнению немного утрачен, необходимо отложить его на некоторое время. Это приведет к формированию творческих способностей и будет стимулировать ребенка к постоянному поиску чего-то нового.

    Результаты применения методики:

    У Никитиных никогда не было задачи научить малышей в наиболее раннем возрасте всему на свете. Их основной целью было создание условий, в которых будут полноценно развиваться способности детей согласно их желаний и возможностей.
    Авторы методики убеждены, что развиваются именно те способности, для которых создаются подходящие условия.
    У детей будет происходить развитие только тех сторон интеллекта, для которых родители создали условия, заметно опережающие уровень развития малыша. Например, малыш только произносит первые слова и звуки, а у него перед глазами уже имеются кубики с изображением букв, слогов, цифр.
    Именно в таких условиях дети Никитиных или тех родителей, которые используют их методику многое начинали делать намного раньше, чем предписывают нормы: к трехлетнему возрасту они умели читать, в к четырем годам понимали чертежи и планы, а в пять лет уже решали простые уравнения, а также сориентировались в карте мира. Одновременно такие дети ставятся самостоятельными, целеустремленными, ответственными. В современном имеют успех те люди, которые не только обладают глубокими знаниями, но и имеют творческие способности и умеющие их применять на практике. Это важно не только в трудовой деятельности, но и в обычных жизненных ситуациях.

    Когда начинать?:

    Самое главное условие успешного развития малыша – это как можно более раннее его начало. Самое важное – это раннее начало физического развития малыша: плавание, гимнастика, ползание и хождение. Позднее добавляется раннее знакомство с буквами (Никитины рекомендуют с 1,5-2 лет), азбукой, букварем, мелом и доской, карандашом и бумагой, инструментами, материалами, цифрами.

    Малыш только родился..:

    Авторы методики утверждают, что с младенцем важно говорить прямо с рождения, когда он еще совсем ничего не смыслит. Не важно, что только около года ребенок начнет произносить первые слова. Если же с ребенком не разговаривать, то первое слово он может не сказать еще очень долго.

    Упражнения для новорожденных

    Американскими учеными было установлено, что крохи, которых обучали плаванью, нырянию, хождению (используя врожденный "шаговый" рефлекс) еще в период новорожденности умели это делать раньше своих сверстников. Кроме этого, что очень важно, они значительно опережали их в интеллектуальном развитии.
    Никитины с 4-6 месяцев уже позволяли своим детям свободно перемещаться по дому, используя любые предметы, какие они только хотели.
    В этом возрасте Никитины считали главным развивать малыша физически. Укрепление на коляске перекладины будет стимулировать малыша ухватиться за нее, пытаться сесть или встать.

    Закаливание новорожденных

    Никитины активно рекомендуют не пеленать малышей. Делать это можно только для сна. Пускай дома малыш будет только в распашонке или голым.
    Подмывать малышей необходимо холодной водой из-под крана.
    Начинать закаливание Никитины рекомендуют погружением в воду при температуре 6-10 градусов. При этом в первый и второй дни необходимо выполнить такое погружение три раза.
    Температура воздуха в помещении, где находится ваш малыш, должна быть 15-19 градусов (максимум 20).
    Не кутать, не пеленать, большую часть дня проводить голышом - вот главное требование методики Никитиных!

    Малыши, которым больше одного года...:

    Игра "Сложите узор". Для этого необходимо использовать шесть кубиков, у которых грани окрашены в различные цвета. Из них можно складывать разнообразные узоры и картинки. Сначала необходимо предложить ребенку открыть коробку, достать кубики. Спрашивайте у малыша, где сторона того или иного цвета. Первое время дети учатся складывать узоры по заготовкам: необходимо сложить точно такой же рисунок, как на картинке. В дальнейшем задачу необходимо поменять. Нужно, глядя на кубики, сделать рисунок узора, который был образован.
    Начиная с 1-1,5 лет учите детей складывать узоры из четырех кубиков. Со временем усложняйте узоры и переходите от использования одноцветных граней к двуцветным.

    Игра "Уникуб". Она прекрасно развивает пространственное мышление, а также учит четкости, внимательности, точности и аккуратности. В ней используют 27 кубиков, грани которых окрашены в три цвета - синий. желтый, красный. Кроме этого, в игре необходимо использовать рисунки-задания. Детям в 1,5-3 года можно предлагать сначала просто складывать кубики в коробку. Со временем дети станут замечать разницу в цветах и смогут легко укладывать кубики в коробку таким образом, чтобы дно в ней было синим (или любым другим). Далее, задание усложняется - кубики необходимо уложить так, чтобы дно было синим, серединка - желтой, а верх - красным. Предлагайте малышу нарисованный образец.
    Позднее детям предлагается сложить какие-то фигуры (поезд и другие) по заданию.

    Игра "Обезьянка". Начинайте играть в нее в 2-3 года. Для этого используются кирпичики из пластмассы или дерева. В игре принимают участие двое - "мальчик", который из двух кирпичиков строит узор и "обезьянка", которая все за ним повторяет.
    Постепенно необходимо усложнять игру, добавляя количество кирпичиков и заменяя их на новые фигуры.

    Игра "План и карта". Используется с двух лет. Игра учит малышей пользоваться картой или планом. Используются детали разной формы и коробок, на дне которого изображен план размещения деталей. Тогда малыш, видя на дне красный кружок, поставит на него красный цилиндр, а на голубой квадрат - голубой кубик и т.д.

    Игра "Сложите квадрат". Суть состоит в том, чтобы собрать квадрат из частей определенного оттенка. Так дети учатся отбирать части по цветам, формам, различать цвета, соотносить часть и целое.
    Детям в возрасте 2-4 лет необходимо давать части одного квадрата отдельно, не смешивая их с деталями от других квадратов.
    Задания важно постоянно усложнять. Сначала малыши собирают квадраты из двух частей определенного цвета, затем из трех частей и т.д.

    Игра "Внимание". Игра с легкостью научит детей увидеть и запомнить разные объекты. В течение нескольких секунд им демонстрируют какую-либо фигуру, контур или знак. Затем его убирают. Задача ребенка - нарисовать увиденное с максимальной точностью (толщина линий, размеры, цвет и т.д.).

    Для кого подходит методика:

    Выбрав такую методику развития своих детей, каждая мама должна понимать, что это совсем иной подход к развитию малышей. Здесь нужно не просто рассказывать и показывать. Игра - это основа развития. И необходимо иметь творческий подход к каждому упражнению, постоянно его совершенствовать и усложнять.

    Чтобы успешно освоить игры, мамам необходимо придерживаться таких правил:

    Радоваться всем успехам малыша. Но не перехваливайте его;
    - Показывать малышу резерв его возможностей, а также то, что он все может сделать с каждым разом все лучше и лучше;
    - Не принуждать ребенка к участию в играх;
    - Не выполнять задания вместо малыша, не подсказывать ему никаким образом;
    - Быть искренне заинтересованной во всех детских делах.

    Положительные стороны методики Никитиных:

    Все задания в методике - это своего рода ступеньки. Они создают условия, которые опережают способности малыша. Всегда, поднимаясь до своего предела, малыш развивается более успешно;
    - Раннее развитие происходит ненавязчивым и непринужденным способом;
    - Методика великолепно развивает творческие способности, которые так важны в современной жизни. Успешность людей в настоящее время зависит от подвижности их мышления, быстрой ориентировки в решении различных задач;
    - Разные по содержанию игры способствуют развитию различных сторон интеллекта: внимания, зрительного и пространственного мышления, памяти, воображения и других;
    - Родители, играя с детьми в игры, учатся держать себя в руках, а также дают возможность малышу рассуждать, принимать самостоятельные решения и делать выводы;
    - Игры помогают установить тесный контакт родителей и детей, способствуют сближению, сплочению, а также делают доступными самые сокровенные тайны детской души.

    Сложности при применении методики Никитиных:

    O Обучение детей по данной методике может усложнить процесс налаживания контакта с окружающими;
    o В методике недостаточное внимание уделяется развитию эмоциональной сферы детей;
    o Из-за отсутствия систематичности и разумного принуждения, дети не получают нормальных и регулярных знаний по школьной программе.

    Стоит ли начинать?:

    Методика очень увлекательная, но требует соблюдения определенных правил, касающихся взаимодействия с детьми.
    Игры, которые представлены авторами, направлены главным образом на развитие логики и образного мышления. Поэтому рекомендуется использовать их наряду с остальными существующими методиками, чтобы развитие малыша включало весь спектр дисциплин.
    Большой психологический дискомфорт может принести раннее закаливание, требующее окунания ребенка в очень холодную воду, пребывание его при 18-ти градусах. Естественно, что такие условия сделают малыша крепче, ведь ему необходимо бороться с суровыми условиями. Но не пострадает ли от этого психика? Ведь ребенок может всегда воспринимать окружающий его мир таким, где надо постоянно преодолевать препятствия и бороться за то, чтобы выжить. В отличие от Никитиных, Гленн Доман рекомендует одевать малышей в футболочки и шорты, а также поддерживать температуру в помещении 32 градуса, чтобы переход из жизни в утробе матери не был таким радикальным и стрессовым.
    Перед началом использования методики важно тщательно изучить ее и правильно подобрать для себя то направление, в котором будет комфортно и интересно двигаться и родителям, и малышам.

    Успехов вам! И верьте в своих малышей, ведь они от природы способны делать невероятное!


    Всех своих семерых детей Никитины воспитывали в гармонии. Они не мешали им развиваться, а способствовали этому.

    Принципы системы Никитиных

    Воспитание – это та основа, которую будет использовать малыш в дальнейшей жизни. И многие родители хотят видеть своего маленького сына или дочь успешным, воспитанным человеком. А для того чтобы это сделать, согласно методике Никитиных, мамам и папам следует отказаться от двух моделей поведения со своими детьми:

    • Чрезмерная организованность. Многие родители хотят дать своему малышу по максимуму знаний, заинтересовать его тем, что интересно им, не оставляя ни минуты свободного времени на то, что интересно маленькому человеку. В таких семьях родители слишком опекают детей. Они диктуют, что им делать, решают, чем те будут заниматься, что оденут на прогулку, а в дальнейшем, куда буду поступать, с кем общаться и создавать семьи.
    • Полная заброшенность. Это абсолютная противоположность предыдущему случаю. Родители практически не участвуют в жизни детей. Они не интересуются, чем те увлекаются, о чем мечтают. Ведь на первом месте для них физиологические потребности. Если сын или дочь сыты, здоровы и одеты – они счастливы и больше ни в чем не нуждаются.

    По системе Никитиных родители не должны игнорировать своих детей, но и чрезмерно опекать их, ограждая от внешнего мира, тоже. В воспитании своих детей они придерживались золотой середины, формирующейся на основных принципах их системы:

    1. Каждый малыш в праве самостоятельно выбирать то, чем он хочет заниматься. При этом родители должны правильно подтолкнуть его к тому, что физическое и интеллектуальное развитие должны одинаково присутствовать в его жизни.
    2. Не стоит кутать своего малыша. Одежда должна соответствовать сезону, быть максимально легкой и комфортной. Чем ее меньше – тем лучше.
    3. Малыша как можно раньше нужно познакомить со спортивными снаряжениями, помочь разобраться с ними и на собственном примере показать, как правильно их использовать.
    4. Родители должны быть для своего малыша поддержкой, которой он в любой момент может воспользоваться. Они должны проявлять интерес к его жизни.

    Как вызвать желание заниматься?

    Методика раннего развития Никитиных поможет разобраться в вопросе, который так часто можно услышать от молодых родителей – как вызвать у ребенка желание заниматься? Все очень просто. Достаточно создать такие условия развития, которые опережают этот процесс.

    В арсенале младенца не должны быть игрушки подходящие сугубо его возрасту. А вот интересные развивающие игры для старших детей или плакаты на стенах, различные приборы будут очень кстати. С раннего детства малыш будет тянуться к тому, что не совсем для него понятно. И это отличные условия для новых познаний, овладения навыками. Во всех этих порывах к познанию нового должны присутствовать и родители. Они находятся рядом, но не выполняют за малыша непосильные задачи.

    Цель их присутствия:

    • Похвалить
    • Поддержать
    • Помочь решить возникшую проблему, но не сделать это за дочь или сына.

    При изучении чего-то нового многие дети сталкиваются с тем, что у них многое не получается. В этот момент их нужно успокоить, подбодрить и смотивировать, но никак не ругать и упрекать в неудаче.

    Физическое развитие в семье Никитиных

    Никитины уделяли большое внимание вопросу физического развития своих детей. Они воспитали своих их закаленными, выносливыми, редко болеющими.

    Для того чтобы достичь этого результата с раннего детства детей нужно:

    • Знакомить со спортом
    • Кормить здоровой пищей, не перекармливать
    • Одевать в удобную одежду, не сковывающую движений
    • Закаливать.

    Закаливание с детства – это залог крепкого иммунитета. Что для этого рекомендуют делать Никитины:

    • Обливаться холодной водой
    • Ходить босиком по снегу
    • Соблюдать определенную температуру воздуха в помещении.

    Интеллектуальное развитие по данной системе

    Физическое и интеллектуальное развитие в системе Никитиных стоят на одном уровне. Ведь человек должен быть не только сильным и здоровым, но и умным, способным решать непредвиденные вопросы, находить выход со сложных жизненных ситуаций.

    Для того чтобы обеспечить должное интеллектуальное развитие своим детям, а также передать этот опыт другим родителям, Никитин разработал огромное количество интеллектуальных игр. И все они имеют одну особенность – не оглашение правил.

    Изначально это может показаться странным. Как маленький ребенок может понять, правила игры, которую он видит впервые? На самом деле все намного проще. Начиная играть, малыш вникает в суть происходящего, наблюдает за остальными игроками, делает соответствующие выводы. Опираясь на них, анализирует, задействовав интеллектуальное мышление. Если же ему не удалось разобраться с правилами игры, ее откладывают до более подходящего времени.

    Большая часть созданных Никитиным игр рассчитана на то, чтобы не ограничивать детей в творчестве. Поэтому на основе имеющихся игр можно создавать новые.

    Примеры игр по системе супругов Никитиных

    В воспитании своих детей Борис Никитин признавал только игры, которые сам же и разрабатывал. Они очень нравились его малышам, ведь были подобраны в соответствии с их возрастом. Большинство из них были многоуровневыми – ими могли играть как младенцы, как и дошкольники, школьники.

    В качестве примера можно рассмотреть 4 игры, которые разработал Борис Никитин.

    Сложи узор Никитина

    Это одна из самых простых игр, которую сможет осилить 1,5-годовалый малыш. Но и дети старшего возраста могут в нее играть. Только в этом случае усложняется поставленная задача.

    Основой игры являются кубики Никитина в количестве 16 штук. Размер каждого ребра составляет 3 сантиметра, а каждая грань окрашена в определенный цвет.

    Суть игры – родители усаживаются рядом с детьми и предлагают сложить определенный узор из кубиков. Для начала можно попробовать собрать линию одного цвета, затем чередовать цвета, а после переходить на более сложные узоры. Важным нюансом является то, что окончить игру следует до того, как дети потеряют к ней интерес.

    Это также универсальная игра, которая подойдет для детей от 2 лет и старше. Представлена она множеством разных геометрических фигур. Из них нужно собрать квадрат. Для самых маленьких это предлагается сделать из 2 фигурок – треугольников, прямоугольников или других частей, из которых может состоять обозначенная в задании фигура. Освоив этот уровень можно переходить к следующему. Количество фигур, из которых нужно собрать квадрат, в зависимости от возраста детей, увеличивается.

    Смысл этой игры – это создание объемных фигур в соответствии с разработанными Никитиным схемами. Сделать это предлагается из 27 кубиков, 3 грани каждого из которых окрашены в определенный цвет. Несмотря на простые правила и прилагающуюся схему игра не так уж и проста. А все дело в цветах, а вернее их сочетании – они довольно редкие.

    Для детей доступно 60 заданий. Первые задания можно выполнять с детьми от 1,5 до 3 лет.

    Многие дети не любят их и не понимают, но в школьной программе они присутствуют и от этого никуда не деться. Как раз для этого случая предусмотрена эта игра. С помощью нее детей в возрасте от 3 до 5 лет можно познакомить с таким непростым понятием, как дроби.

    Набор для игры представлен 3 фанерками, размер каждой из них равен альбомному листу. Для каждой фанерки предусмотрено 4 круга одинакового размера. Отличия их заключаются в цвете и сечении фигуры. Первый круг целостный, второй разделен на 2 части, третий на три и так дальше. Самый последний круг состоит из 12 частей.

    Польза игры заключается в том, что дети могут повторить цвета, пересчитать части каждого круга и сравнить между собой дольки, взятые из разных кругов. Это отличный способ наглядно увидеть и понять, почему 12 часть целого круга меньше чем 6.

    Это лишь часть игр, разработанных Никитиным. На них выросло не одно поколение детей. Они эффективны и познавательны. В процессе игры дети лучше усваивают новый материал.

    Преимущества и недостатки системы

    Воспитывая детей по данной системе, многие родители отмечают то, что они в развитии значительно опережают своих сверстников.

    • Имеют устойчивый ко многим заболеваниям иммунитет. Даже если организм подкосила инфекция или вирус, он намного быстрее, без осложнений справится с этим.
    • Любознательные, стремятся к чему-то новому.
    • Всегда готовы к любым жизненным трудностям, не боятся ошибиться, быстрее находят правильный выход из любой ситуации.
    • Интеллектуально развиты.

    Несмотря на преимущества данной системы, есть родители, которые отмечают некоторые негативные стороны такого воспитания.

    Заключаются они в следующем:

    • Ребенок сам выбирает, чем ему заниматься. В школе это существенно сказывается на его успеваемости, ведь в изучение неинтересных для него предметов он не углубляется.
    • Система предусматривает тесный контакт детей с родителями, лишая их возможности общаться и развиваться вместе со своими сверстниками. Это может привести к тому, что их круг общения становится ограниченным.

    Многие родители видя, что их малыш в интеллектуальном развитии опережает своих сверстников, пытаются дальше развивать его способности. И не находят ничего лучшего, чем записать их в классы или школы с определенным уклоном. Бывает и так, что дети попадают в класс, где ученики по возрасту старше его. Он чувствует себя ущемленным, нередко у него возникают проблемы с социализацией.

    Решив взять за основу воспитания своего малыша систему Никитиных, стоит еще раз хорошо взвесить все ее плюсы и минусы. Некоторые родители, которые являются ее приверженцами, отмечают для себя и используют только некоторые принципы, вносят в методику свои коррективы. Ведь только родители знают, что нужно их малышу, каким должно быть его воспитание и развитие. И никто не вправе навязывать им свое мнение, касающееся этих вопросов.

    Безусловно, здоровье и интеллектуальное развитие ребенка важно для родителей. Но его душевное состояние и хорошее настроение куда важнее.

    Видео о семье Никитиных

    О семье Никитиных впервые заговорили в конце 50-х годов ХХ века. Подмосковный поселок Болшево, где жили педагоги, был в шоке от того, каким образом молодые супруги воспитывают своих детей. Местную общественность удивлял тот факт, что никитинские дети, бегавшие босиком по снегу и способные выполнять головокружительные гимнастические упражнения, просто кипели здоровьем и поражали своим интеллектом. К трем-четырем годам эти малыши уже осваивали чтение и азы математики, с увлечением играли в придуманные отцом логические игры, а, едва начав учиться в школе, перескакивали через класс. Именно тогда, в 1960-1970-е годы Никитины заложили основы российской родительской педагогики, которые используются и по сей день.

    Основные принципы воспитания «по-никитински»

    По мнению Никитиных традиционно в общении с ребенком взрослые допускают две крайности. Первая – это заорганизованность . То есть, сверхзаботливый уход и непрерывные занятия, развлечения, игры. Времени для самостоятельной деятельности у ребенка не остается. Вторая крайность заключается в заброшенности ребенка. Это значит, что общение с малышом сводится только к его обслуживанию (накормить, напоить, спать уложить). Подобный подход ведет к депривации (психологическому голоданию), госпитализму (задержке в эмоциональном и психическом развитии) и, в итоге, к умственной отсталости. В основе системы Никитиных лежит, прежде всего, труд, естественность, близость природе и творчество. Ребята – хозяева себе, своим поступкам и распорядку. Родители ни к чему не принуждают их, лишь помогают разбираться в сложных жизненных и философских проблемах. Взрослые подталкивают, а не опережают детей, вступают с ними в диалог. Главной задачей воспитания, по мнению Никитиных, является максимальное развитие творческих способностей подрастающего человека и его подготовка к жизни . Основные принципы своей методы авторы определяют следующим образом. Во-первых, свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются сколько хотят, сочетая спорт со всеми другими видами деятельности. Во-вторых, легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортивные снаряды входят в повседневную жизнь ребят с самого раннего детства, становятся для них естественной средой обитания, наравне с мебелью и другими домашними вещами. В-третьих, родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, участие взрослых в детских играх, соревнованиях, да и вообще – в самой жизни детей. У родителей должна быть только одна цель: не мешать развитию ребенка, а помогать ему, не давить на детей в соответствии с некими собственными замыслами, а создавать условия для дальнейшего их развития, ориентируясь на самочувствие и желание ребят. Лена Андреевна и Борис Павлович не ставили себе целью изначально научить своих малышей всему как можно раньше. Они заметили, что у ребят раньше развиваются те стороны интеллекта, для которых созданы соответствующие «опережающие» условия. Допустим, ребенок только начал говорить, а у него среди игрушек уже появляются кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры.

    Как вызвать в ребенке желание заниматься?

    Итак, условия для развития должны опережать этот процесс. Значит, их нужно подготовить заранее. То есть на стены детской комнаты надо повесить карту полушарий, таблицы сотен и тысяч, печатные и прописные буквы, измерительные приборы, книги. И первые впечатления могут непроизвольно возбудить интерес ребенка к какой-то области знаний и даже развить определенные способности. Общая работа или работа рядом - это обязательный интерес и к процессу труда, и к его результатам друг у друга, а вместе с тем, и повод для разговора, обмена мнениями. Здесь следует обратить внимание на один очень важный момент: никогда не стоит делать за малыша то, с чем он способен справиться сам, и не решать за него то, что он может решить самостоятельно. В любых занятиях детей взрослые должны стараться поощрять творчество, не навязывая своих мнений, и не торопясь обязательно предотвратить ошибку или сразу указать на нее. А в случае неудачи – не упрекать и не стыдить ребенка. Зато успех нужно отмечать обязательно и не скупиться на похвалу. Главное, чтобы взрослые никогда не оставались равнодушными к тому, что и как делают ребята, что у них получается.

    Физическое развитие

    Дети должны быть готовы воспринимать знания не только умственно, но и физически. Тело ребенка как бы само по себе инструмент познания. Не перегруженное лишней одеждой, не отягощенное сверхкалорийной пищей, оно легко и охотно «идет навстречу» требованиям умственного порядка. Спортивные снаряды чуть ли не с младенчества должны входить в детскую жизнь. Особое внимание Никитины уделяли закаливанию. И их опыт показал, что это действенный способ оградить ребенка от большинства простудных заболеваний.

    Интеллектуальные игры Никитиных

    Методика:

    Помимо опережающих условий для развития, о которых шла речь выше, Никитин разработал целый ряд развивающих игр для ребят любого возраста. Никакая определенная программа обучения ребенку не навязывается. Он погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу деятельности. Никто не объясняет малышу новых правил, он просто вовлекается в игру с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх. Как правило, сначала требуется активное участие взрослых или старших братьев и сестер, но затем дитя может заниматься уже самостоятельно. Так, естественно, кроха выполняет ряд задач, которые постепенно усложняются. При этом малышу нельзя подсказывать. Ему надо предоставить возможность думать самостоятельно. Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже освоенным заданиям, или временно оставить эту игру. Если заметно, что кроха достиг потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, лучше ее на время отложить. Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать решение неизвестных ему задач, создавать новое, то есть ведет к развитию его творческих способностей.

    Особенности:

    Главное отличие - это многофункциональность игр и безграничный простор для творчества. Они могут заинтересовать и увлечь всех членов семьи Игры учат детей, переходя от простых от более трудным заданиям, получать радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать, порой мучиться, но обязательно добиваться цели. Каждая игра - это набор задач , которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика. Задачи предлагаются малышу в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, и таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации . Задания расположены от простого к сложному. Уровней сложности несколько: от доступных двух-трехлетнему до непосильных для среднего взрослого, поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет . А постепенное возрастание трудности задач позволяет ребенку совершенствоваться самостоятельно , то есть развивать свои творческие способности . Используя в занятиях с ребенком никитинские развивающие игры, следует придерживаться определенных принципов:

    1. Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Осуществляя решение практически, малыш учится брать всё необходимое из окружающей действительности самостоятельно.
    2. Нельзя требовать и добиваться того, чтобы ребенок решил задачу с первой попытки . Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
    3. Решение задачи предстает перед малышом в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, то есть видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверять точность выполнения задачи.
    4. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть, заниматься творческой деятельностью.

    Итак, главная особенность развивающих игр Никитиных – то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным условием творческой деятельности – делать всё самостоятельно. Разработанные Борисом Никитиным развивающие игры описаны им в книге, которая так и называется – «Интеллектуальные игры». Вот лишь несколько примеров самых популярных из них.

    Рамки и вкладыши

    Эта игра доступна самым маленьким. Она представляет собой 16 рамок с вкладышами в виде геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, эллипс (овал), прямоугольник и так далее. Начать лучше с показа вкладышей. Взять круг, овал, квадрат, равносторонний треугольник и, называя, показать их малышу. При этом лучше не держать их в руках, а выкладывать на однотонную поверхность (не на цветную скатерть или ковер, а хотя бы на лист бумаги). Показав по одной фигурке, можно дать их малышу для самостоятельных действий – пусть разглядывает и играет. Уместно будет предложить ему заодно коробочку или баночку, в которую он сможет все это положить, а затем высыпать обратно. Постепенно карапуз познакомится со всеми 16-ю фигурами комплекта. Если начинать с небольшого количества фигур, привлечь кроху к игре можно, начиная с 10-12 месяцев. Когда ребенок подрастет, можно усложнять задания: обводить контуры фигур карандашом, сначала по рамкам, потом – по вкладышам (это сложнее), делать двойной контур, заштриховывать полученное изображение, рисовать фигурки на счет (три кружка, два квадратика), создавать сюжетные рисунки (елочку из трех равнобедренных треугольников).

    Сложи узор

    Эта игра представляет собой 16 деревянных кубиков с ребром размером 3 см., где каждая грань имеет определенную окраску. Кубики должны быть уложены в деревянную или картонную коробку (ее наличие обязательно). Никитин советует начинать игру с ними с полутора лет. В начале (особенно с самыми маленькими) нужно просто сесть рядышком с ребенком и вместе рассмотреть кубики: «Смотри, какие красивые кубики! Вот я взяла 4 кубика: один, два, три, четыре. Смотри, это синяя сторона, а это – желтая. Какая красивая синяя дорожка у меня получилась! Давай возьмем зайку, видишь, как ему нравится по ней скакать? А теперь дорожка стала разноцветной: синий, желтый, синий, желтый». Возможно, малыш уже не слушает и смотрит по сторонам. Значит, знакомство с кубиками нужно было закончить на несколько минут раньше. Игра не должна надоедать ребенку. И еще: ее, как и любую другую, желательно хранить в таком месте, чтобы малыш видел, но сам достать не мог. Когда у крохи возникнет желание поиграть, он может сказать или показать на коробку, если разговаривать еще не умеет. Эти кубики способствуют «развитию пространственного воображения, аккуратности, внимания, графических способностей, умению анализировать, синтезировать и комбинировать».

    Сложи квадрат

    Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Это была достаточно трудная головоломка, поэтому Никитин решил сделать ряд более простых заданий. Получилась игра для детей от двух лет. Она имеет три категории сложности. В каждую входит по 12 разноцветных квадратов. Все 12 квадратов расположены на фанерке размером с альбомный лист и как бы вставлены в окошечки. Для детей 2 лет и младше надо оставить 4 самых простых квадрата. Пусть это будет целый квадрат, квадрат из двух прямоугольников, из двух треугольников и – разрезанный на две части по ломаной линии. Теперь можно начинать игру с ребенком. Детали нужно либо разложить по кучкам (в каждой – части одного цвета), либо показать, как из двух половинок получается целый квадрат. Дальше ребенку предоставляется возможность действовать самому. Постепенно малыш освоит этот уровень и перейдет на более сложный. По мнению Никитина, эта игра способствует развитию цветоощущения, усвоению соотношения целого и части, формированию логического мышления и умению разбивать сложную задачу на несколько простых.

    Дроби

    Возраст для начала этой игры указан разный, от 3-х до 5 лет. Она представляет собой комплект из трех фанерок размером с альбомный лист. На каждой из них расположено по 4 круга. Все они имеют одинаковый размер, но разные цвета. Первый круг целый, второй разрезан на две равные части, третий на три, и так далее, вплоть до 12 «долек». Сначала для игры оставляют только первую фанерку с четырьмя кругами. С их помощью можно повторить цвета посчитать вкладываемые кусочки, сравнить их между собой. С их помощью можно повторить цвета посчитать вкладываемые кусочки, сравнить их между собой. Таким образом, ребенок знакомится с математической терминологией. Можно попробовать сделать разноцветный кружок. Очень интересно строить лесенку: внизу – целый круг, дальше половинка, затем треть. С ее помощью можно наглядно понять, почему одна вторая больше, чем одна третья.

    Уникуб

    Это универсальные кубики, которые вводят малыша в мир трехмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией. Она учит четкости, внимательности, точности, аккуратности. «Уникуб» представляет собой 27 небольших деревянных кубиков. Грани каждого кубика выкрашены таким образом (всего три цвета), чтобы это сочетание граней было редким, если не уникальным. Именно поэтому так непросто выполнить задания по предлагаемым схемам. Никитин предлагает для «уникуба» 60 заданий. Первые из них автор выполнял с детьми 1.5 – 3 лет, а самые сложные – доступны далеко не всем взрослым.



    Похожие статьи