• Сенсорные способности (восприятие). Развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста при помощи игровых ситуаций

    30.07.2019

    Елена Тыщенко
    Развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста при помощи игровых ситуаций

    Введение

    Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов : их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Именно ранний и дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В это и заключается актуальность данной темы.

    Сенсорное развитие , с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка , с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

    С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.

    Сенсорный , чувственный опыт служит источником познания мира. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка , – когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.

    Ощущения и восприятие ребенка не должно происходить стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, иначе оно будет поверхностным, неполноценным.

    Сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.

    Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства . В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Оно идет от народной педагогики и получило развитие в теоретических трудах и практике известных педагогов (Ф. Фребель, М. Монтессори, Е. И. Тихеева и др.) .

    Методика развития сенсорных способностей у детей дошкольного возраста

    Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах .

    Обучение обследованию проводится как специально организованное восприятие предмета в целях выявления тех его свойств, о которых важно знать, чтобы успешно справиться с предстоящей деятельностью. Один и тот же предмет обследуется по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств.

    Например, перед рисованием зайца дети обследуют игрушку. Внимание ребенка обращают на контур (сначала обводит пальцем, затем прослеживает зрительно, основные части (голова, туловище, лапы, хвост, усы, глаза, их форму и цвет. На рисунке изображение зайца будет плоскостным, поэтому игрушка рассматривается с одной стороны (сбоку) . Перед лепкой зайца внимание детей акцентируют на конструкции объекта, местах и способах соединения частей , а цвет, мелкие детали (усы и т. п.) не обследуются. Поскольку лепное изделие должно быть объемным, полезно рассмотреть иг-рушку с разных сторон. Если предполагается, что дети будут составлять рассказ об игрушке, важно установить такие характеристики, как материал, из которого она сделана, цвет, величина.

    Несмотря на указанные выше различия, есть правила, общие для многих видов обследования :

    восприятие целостного облика предмета;

    мысленное деление на основные части и выявление их признаков (форма, величина, цвет, материал и др.) ;

    пространственное соотнесение частей друг с другом (слева, справа, над, сверху и т. д.) ;

    вычленение мелких деталей, установление их пространственного располо-жения по отношению к основным частям;

    повторное целостное восприятие предмета.

    Обследование по такой схеме поможет детям овладеть обобщенными способами чувственного познания, которыми они смогут пользоваться в самостоятельной деятельности.

    Для обогащения сенсорного опыта детей используют дидактические игры.

    Игра как средство развития ребенка

    Для детей игра является не просто особым, а ведущим видом деятельности.

    Разнообразные по содержанию и форме игры вводят ребенка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых : знаний, умений и навыков, способов действия , моральных норм и правил поведения, оценок и суждений.

    Использование игровых ситуаций в работе по развитию сенсорных способностей у дошкольников

    В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания . На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка : знакомство с формой, величиной, цветом, пространством, звуком.

    Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации , которая обычно используется в качестве основы метода. Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала : учебное, познавательное, и игровое , занимательное.

    Сенсорными условно можно назвать игры, цель которых – дать ребенку новые чувственные ощущения :

    зрительные

    слуховые

    тактильные

    двигательные

    обонятельные

    вкусовые

    По характеру игрового действия дидактические игры могут быть :

    1. Игры-поручения.

    2. Игры с прятаньем и поиском.

    3. Игры с загадыванием и отгадыванием.

    4. Сюжетно-ролевые дидактические игры.

    5. Игры-соревнования.

    В дидактических играх и упражнениях надо предоставить детям возможность :

    1) повторно воспринимать познаваемые предметы и их свойства, упражняться в их узнавании и различении;

    2) оформлять чувственные впечатления, уточнять названия предметов и их характерных свойств (формы, величины, цвета и др.) ; ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию;

    3) делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;

    4) соотносить, сравнивать жизненные свойства предметов с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (например, форму предметов с геометрическими фигурами, их окраску с основными цветами солнечного спектра и т. д.).

    Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к обучению на занятиях.

    В общей системе сенсорного воспитания в детском саду дидактические игры, таким образом, решают учебные задачи; кроме того, они – хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта , представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного воспитания .

    Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач : успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносят им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию.

    Если систематически и методически правильно применять игровые ситуации в работе по развитию сенсорных способностей у дошкольников , то уровень развития сенсорных способностей у детей будет достаточно высоким.

    Алексеенко Галина Михайловна

    Введение

    Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

    Сухомлинский В. А.

    В соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.

    Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.

    В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

    Познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств).

    Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б. Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

    Здесь то приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

    Сенсорному развитию дошкольника уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее важный вклад в этом направлении внесли такие отечественные авторы как: А. П. Усова, А. В. Запорожец, А. Г. Рузская, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко, Э. Г. Пилюгина, Е. И. Тихеева и многие другие, а также зарубежные педагоги: Я. А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли.

    Изучив работы отечественных исследователей и педагогов Е. И. Тихеевой, Ф. И. Блехер, Ш. А. Абдуллаевой по теме сенсорное развитие и воспитание дошкольников, можно сделать вывод, что основным средством сенсорного воспитания и развития являются дидактические игры и упражнения.

    Ведь именно в игровой деятельности происходит наиболее интенсивное

    воспитание всех психологических функций, в том числе происходит сенсорное воспитание. Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо внедрять дидактические игры, упражнения для развития восприятия ребенка, основная задача которых ознакомление младших дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о форме, цвете и величине предметов.

    Цель методической разработки:

    Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры.

    Задачи:

    Для достижения этой цели поставила следующие задачи:

    1. Изучить и проанализировать методическую литературу по данной проблеме.

    2. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

    3. Помочь детям овладеть системой сенсорных эталонов – обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов.

    1. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста.

    Дидактическая игра является ценным средством воспитания сенсорной

    активности детей. В ней дети охотно учатся сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Она помогает сделать любой учебный материал

    увлекательным, вызывает у воспитанников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

    Успешность игры - в её результативности, поэтому подготовка к игре - это уточнение имеющего багажа знаний и умений или формирование их.

    Важным фактором в планировании проведения дидактических игр по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных игр на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности.

    Важным принципом организации процесса обучения является систематичность проведения дидактических игр. Ввиду того, что большой интервал между играми нежелателен, возникает необходимость закрепления у детей полученных знаний, умений в самостоятельной деятельности и частично на занятиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами. Особого внимания требует вопрос о повторности проведения дидактических игр. Игры на повторение не должны быть полностью идентичным предыдущей дидактической игре. Правила игры определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей. Дают возможность закреплять уже пройденный материал и познавать что-то новое.

    Дидактические игры по сенсорному воспитанию могут рационализировать работу воспитателя, дать ему возможность проследить процесс сенсорного развития, позволить оценить эффективность применяемых средств сенсорного воспитания и в случае необходимости привлечь новые.

    Систематическое проведение дидактических игр позволяет более качественное и полноценное восприятие детьми окружающей действительности.

    Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам. Если материал неизвестен детям, необходимо более активное педагогическое воздействие.

    Использую следующие виды дидактических игр:

    Игры - забавы

    Настольно – печатные

    Словесные

    Музыкальные

    Обязательным элементом дидактическим игр является:

    Познавательный вопрос, проблемная ситуация

    Выделение игровых задач

    Наличие правил

    Действия играющих

    Подведение итогов игры

    2. Методы, приемы, способы организации работы.

    Чтобы спланированная работа была успешной необходимо применение эффективных методов и приемов в организации занятий и дидактических игр.

    Я использовала разнообразные методические приемы:

    Словесные (рассказ, ответы-вопросы, объяснение, художественное слово);

    Наглядные (рассматривание, сравнение);

    Практические (экспериментирование, продуктивная деятельность)

    Игровые (игровая деятельность)

    Особое значение для успешного решения поставленных задач, имеет правильная организация дидактической игры педагогом. Организация дидактических игр осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

    В подготовку к проведению дидактической игры входят:

    Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения:

    углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);

    Установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

    Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное время);

    Выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место можно отвести и в групповой комнате и на участке детского сада;

    Определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

    Подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, карточки, картинки, природный материал);

    Подготовка самого воспитателя к игре: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, способы руководства игрой;

    Подготовка детей к игре: обогащение их знаниями, представление о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

    Проведение дидактических игр включает:

    Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления о них);

    Объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;

    Показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действия. Доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату.

    Определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, ведущего, болельщика… Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

    Подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности детей.

    При подведении итогов я подчеркивала, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание, дисциплинированность. В конце игры я спрашивала у детей, понравилась ли игра, и обещала, что в следующий раз будем играть в новую игру, она тоже будет интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого момента.

    Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов её подготовки и проведения:

    Какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать в последствии ошибок.

    Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.

    Заключение

    Использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов, развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой и учебной деятельности.

    Таким образом, своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющимся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

    Бизиборд

    Это очень интересная и полезная игра, которую придумала всем известный педагог Мария Монтессори. Согласно её методике, самостоятельность и активность ребёнка – это ключ к его развитию.

    Воспитанник может сам выбрать элемент пособия, с которым хочет поработать.

    Цель: Развитие сенсорных способностей, памяти, внимания, творческого и логического мышления, речи и мелкой моторики рук.

    Методическая ценность:

    Любопытство малыша не знает границ! Всё нужно попробовать открыть, захлопнуть, расстегнуть. Бизиборд надолго увлекает ребенка, ставит перед ним много различных задач, требующих внимательности, усидчивости и настойчивости, развивает творческое и логическое мышление, помощь в освоении бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности детей.

    Область применения:

    Дидактическое пособие находится в свободном и доступном пользовании.

    Дети очень любят открывать и закрывать двери, застегивать, перебирать, что развивает мелкую моторику обеих рук

    (Образовательная область «Физическое развитие»).

    С помощью развивающего пособия можно поговорить с детьми о безопасном поведении в быту

    (ОО «Социально-коммуникативное развитие»).

    Разнообразие цветов, форм, наличие цифр и предметов способствует развитию интересов детей, любознательности, формированию познавательных действий, развитие воображения.

    (ОО «Познавательное развитие») .

    Уровень сложности развивающего пособия, зависит только от вашей фантазии и смекалки. Поверьте, все, что вы придумаете, будет интересно и полезно для ребенка.

    Вашему вниманию хочу предложить несколько дидактических игр для детей с использованием развивающего пособия «Бизиборд».

    Возможности использования:

    Дидактические игры:

    «Подбери по цвету», «Количество и счёт»

    Цель: развитие элементарных математических представлений.

    «Чудо-дерево»

    Цель: Формирование счётных навыков.

    Игры позволят ребенку закрепить представления о цветах, способствуют развитию памяти, мышления, логики и мелкой моторики рук, умение различать геометрические фигуры.

    «Раз, два, три - замочек отвори».

    Цель: формирование познавательных интересов.

    Игра способствует развитию мышления, памяти, речи детей.

    Воспитывает интерес к природному окружению.

    За дверцей картинки. Например, животные.

    Ребёнок открывает замочек. Задать вопросы: Кто это? Как говорит? Кто детёныш?

    Такие сюрпризы повышают интерес ребенка, ему не терпится поскорее открыть замочек, чтобы узнать, кто же там спрятался внутри.

    «Помоги паучку сплести паутину».

    Цель : Развивает пространственное ориентирование, способствует пониманию понятий "вверх", "вниз", "справа", " слева".

    Формирует навыки шнуровки.

    Возраст: Развивающее пособие рассчитано на детей от 3-х лет.

    Вот такое дидактическое пособие изготовила для детей своей группы.

    "Слоник с секретом".

    В основе этой игры лежит всем известная игра "Волшебный мешочек", где на ощупь надо найти и угадать разные предметы.

    Игра заключает в себе несколько дидактических игр.

    Эти игры очень полезны для развития детей (тренируют мелкую моторику рук, сенсорику, мышление, воображение и память) .

    Цель: развитие у детей тактильного восприятия, памяти, внимания, воображения, образного мышления, мелкой моторики рук.

    Методическая ценность:

    Эта игра очень полезна для развития ребенка.

    Через поисковую деятельность у детей расширяются знания об окружающем мире, обогащается словарный запас.

    Когда ребенок перебирает в слонике различные фигурки, тренируется мелкая моторика рук и сенсорика.

    Развивается мышление и воображение, тренируется память форм на ощупь.

    Область применения:

    Игру можно использовать как во время индивидуальной работы, так и во время каких-то сюрпризных моментах.

    Возможности использования:

    Если проявить фантазию, то эту игру можно использовать по-разному:

    Игры, в которые мы играем с детьми:

    «Угадай, что потрогал»

    «Определи на ощупь»

    «Найди пару»

    «Узнай фигуру»

    Дидактическая игры дают возможность решать задачи:

    1. Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику, воображение, речь, мышление, фантазию, сенсорную память.

    2. Закреплять представления о свойствах предметов.

    3. Уметь сравнивать предметы по внешним признакам, группировать предметы.

    4. Развивать умение определять на ощупь.

    Возраст: Игру можно использовать во всех возрастных группах, усложняя задачи в зависимости от возраста.

    У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу.

    Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.

    Учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее.

    С детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть дидактическим материалом. Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.

    Для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки, который можно обследовать и активно действовать с ним.

    Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводиться что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.

    При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.

    Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.

    Подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что, убрали на место игрушки.

    Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры.

    Необходимо отметить, что руководитель дидактическими играми должен всемерно сохранять заинтересованность детей в игре, самостоятельную игровую форму.

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр Заводского района» г. Кемерово

    «Развитие сенсорных способностей посредством

    нетрадиционных форм изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация) с детьми раннего и младшего дошкольного возраста»

    подготовила

    педагог дополнительного образования

    Червова Юлия Николаевна

    Кемерово 2016

    Пояснительная записка

    Цель моей работы по выбранной теме - повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства.

    Задачи, поставленные мной при работе по выбранной теме:

    Изучить психолого-педагогическую литературу по сенсорному развитию.

    Определить уровни развития сенсорных эталонов детей раннего и младшего дошкольного возраста.

    Выявить условия развития сенсорных эталонов детей раннего и младшего дошкольного возраста.

    «Развитие сенсорных способностей посредством нетрадиционных форм изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация) с детьми раннего и младшего дошкольного возраста»

    Сенсорное развитие (от лат. sensus - чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

    Сенсорное воспитание развивает зрительное, слуховое, тактильное, кинетическое, кинестетическое и другие виды восприятий.

    Восприятие представляет собой процесс непосредственного контакта с окружающей средой. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность комплекса нервных связей, обеспечивающих целостность и предметность отражаемых явлений. Это необходимый этап познания, который связан с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную эмоциональную окраску.

    Паспорт проекта.

    Продолжительность проекта: сентябрь – май.

    Тип проекта: познавательно – игровой.

    Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатели, родители.

    Постановка проблемы.

    Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.

    Актуальность проекта:

    Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.

    Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения,

    развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

    Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.

    Цель проекта:

    обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.

    Задачи проекта:

    • Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
    • знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;
    • воспитывать познавательный интерес, любознательность;
    • упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
    • способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
    • развивать мелкую моторику рук;
    • повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;
    • оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.

    Продукт проекта:

    • Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков.
    • Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми.
    • Развлечение. «В гостях у лесных зверей».
    • Презентация для родителей.
    • Фотовыставка «Учимся играя».

    Этапы реализации проекта:

    1 этап – подготовительный;

    2 этап – практический;

    3 этап – заключительный.

    Подготовительный этап:

    • Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОСТ.
    • Проведение мониторинга.
    • Анализ полученных результатов, выводы.
    • Проведение анкетирования родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников".
    • Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.

    Практический этап:

    Работа с детьми:

    1. Непосредственная образовательная деятельность.

    2. Совместные игры с песком и водой во время прогулки и в группе в центре «Вода и песок».

    1. Дидактические игры с малышами:
    1. Для зрительного восприятия (свет, форма, величина, например: «Спрячем в домике»; «Найди такой же…»; «Петушок», «Волшебное стеклышко», «Украсим елочку» и т. д.
    2. Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух): «Постучим – погремим»; «Кто как кричит?» и т.д.
    3. Для развития моторики: предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур, дидактические игрушки, включающие различные виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии).
    4. Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д.
    5. Мозаика: настольная и напольная.
    6. Настольно-печатные дидактические игры.
    1. Самостоятельные игры малышей.
    2. Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.

    Работа с родителями:

    1. Консультация «Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста».
    2. Беседы о роли развивающих игр для малышей.
    3. Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».
    4. Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.

    Заключительный этап.

    Анализ результатов проекта:

    В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.

    У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.

    Перспективный план непосредственно образовательной работы с детьми

    Тема Задачи Сроки
    Д.и. «Соберем петушку» (пирамидка). Учить собирать пирамидку, выбирая кольца по величине. сентябрь
    Д.и. «Вкладыши и башенки» Знакомить с величиной в ходе практических действий.
    Д.и. «Веселые матрешки» Учить соотносить предметы по величине, развивать зрительное восприятие.
    Д.и. «Соберем пирамидку» Учить собирать пирамидку из 3 -4 колец одного цвета, последовательно уменьшающих в размерах.
    Д.и. «Огурчики и помидорчики». Учить отличать круг от овала, помещая формы в соответствующие пазлы. октябрь
    Д.и. «Цветные колпачки» Учить находить соответствующие вкладыши при складывание и раскладывание цветных колпачков.
    Д.и. «Найди такую же фигуру» Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения.
    Д.и. «Разложи фигурки по домикам» Учить сортировать предметы в соответствие с их формой, методом зрительного соотнесения.
    Д.и. «Две коробки». Закреплять знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения. ноябрь
    Д.и. «Соберем

    пирамидку».

    Учить собирать пирамидку из последовательно уменьшающих колец.
    Д.и. «Занимательная коробка». Продолжить знакомить детей с предметами различной величины и формы.
    Д.и. «Грибы на поляне». Учить детей различать количество предметов, обозначать словами: один, мало, много.
    Соотнесение предметов двух заданных форм и величин при выборе из четырех. Закреплять знания соотносить разнородные предметы по форме и величине Декабрь.
    Соотнесение предметов двух заданных форм при выборе из четырех. Закреплять умения соотносить разнородные предметы по форме.
    Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы. Закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету.
    Размещение грибов двух цветов в отверстиях столиков соответствующего цвета Закреплять умение группировать однородные объекты по цвету, соотносить по цвету разнородные предметы.
    Соотнесение предметов двух заданных цветов при выборе из четырех. Обучать детей выбирать объекты двух заданных цветов из четырех возможных. Январь
    Выкладывание из цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята». Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов.
    Выкладывание из мозаики на тему «Домики и флажки». Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.
    Выкладывание из мозаики на тему «Елочки и грибочки». Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов, учить чередовать
    Д. и. «Я пеку всем друзьям по пирожку» (игры с песком). Знакомить со свойствами песка. Развивать координацию рук, мелкую моторику пальцев при действиях с предметами – орудиями. Февраль.
    Д. и. «Сделаем матрешки бусы». Закрепить умение чередовать предметы по цвету.
    Д. и. «Башенки для гномиков». Закреплять знания о величине предметов, познакомить с понятием высокий, низкий.
    Д.и. «Забавные бутылочки». Учить детей определять количество жидкости в емкостях одинакового размера.
    Д. и. «Где Мишка?» Знакомить с расположением объектов в пространстве относительно друг друга. Март.
    Д. и. «Тут и там». Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: тут, там, далеко, близко.
    Д. и.«Цирковые собачки». Учить соблюдать простейшую последовательность действий с предметами.
    Д. и. «Поручения». Обучать ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие.
    Разрезные картинки. Развивать сенсорные способности детей: умение по части восстанавливать целое. Апрель.
    Д. и. «Что потеряли котятки».

    «Чудесный мешочек».

    Закреплять умение действовать с предметами, окрашенные в разные цвета; умение подбирать предметы по цветовому тождеству.
    Д. и. «Пирамидки в гостях у малышей». Учить детей выбирать предметы определенного цвета по показу, а затем по словесному обозначению.
    Д. и. «Летящие бабочки». Закреплять знания детей о цвете предметов; Умение соотносить предметы по цвету. Май
    Д. и. «Ловись, Продолжить учить простейшим способом использования вспомогательных предметов в качестве орудия для выполнения той или иной задачи.
    Д. и. «Забавные лодочки». Используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы (легкие) на воде держатся, другие (тяжелые) – тонут. Организовать детское экспериментирование.

    Используемая литература:

    1. М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».
    2. Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»
    3. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М.: Просвещение, 1995.
    4. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М.: Просвещение, 1997.
    5. Е.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г.
    6. Планирование работы в детском саду с детьми 2 – 3 лет. Методические рекомендации для воспитателей по программе «Радуга». Москва. «Просвещение 2010 г.

    Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внеш­них свойствах предметов: их форме, цвете, величи­не, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и тд. С развитем сенсорики (от лат. sensus - ошущения) у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями в природе и обществе. С восприятия предметов и явлений окружаюшего мира начинается познание, поэтому сенсорные спо­собности составляют фундамент умственного разви­тия ребенка.

    Сенсорные способности - это функциональные возможности организма, обеспечивающие ощущение и восприятие человеком окружающего мира и самого себя. В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов.

    Сенсорные эталоны - общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эта­лонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая систе­ма мер и т.д.

    Ощущения - это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств (на анализаторы зрения, слуха, осязания, обоня­ния и др.).

    Восприятие - целостное отражение внешнего материального предмета или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств. С помощью зрительного анализатора человек воспринимает такие свойства, как форма, цвет, величина; с помощью вкусового анализатора определяет, кислый это предмет или сладкий и тд.

    Представление - чувственный образ явления или предмета, который в данный момент не воспринимается, но был воспринят ранее в той или иной форме. На основе таких представлений человек может описывать свойства предмета или явления, отсутствующего в настоящий момент.

    В ряду других способностей, обспечивающих успех деятельности не только учащегося, но и музыканта, художника, писателя, конструктора, сенсорные способности зани­мают ведущее место. Они дают возможность с осо­бой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звуча­ния и других внешних свойств предметов и явлений.

    Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, красок к других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомятся они и с произведениями искусства – живописью, музыкой, скульптурой. Каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это, но когда такое усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным и неполноценным. Следовательно, лучше, что бы процесс развития сенсорных способностей осуществлялся целенаправленно. В пять, семь лет основное внимание должно уделяться восприятию формы, величины и цвета. Правильное формирование этих понятий необходимо для усвоения многих учебных предметов в школе, и для формирования способностей ко многим видам творческой деятельности.

    Этапы целенаправленного развития сенсорных способностей включают в себя:

    Формирование сенсорных эталонов

    Обучение способам обследования предмета, а так же различать форму, цвет и величину, выполнять все более сложные глазомерные действия.

      развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения вели­чины.

    Рассмотрим подробнее каждый из пунктов.



    Похожие статьи