• Самый простой экологический проект в детском саду. Экологический проект "самый лучший детский сад"

    21.07.2019

    Экологическое воспитание

    Определение 1

    Экологическое воспитание – направление в дошкольной педагогике, заключающееся в ознакомлении детей с природой.

    У детей в дошкольном возрасте посредством целенаправленного педагогического воздействия можно сформировать задатки экологической культуры, осознанного и правильного отношения к явлениям и объектам природы. Такое отношение вырабатывается только при условии тесного контакта и взаимодействия ребенка с растительным и животным миром.

    Определение 2

    Осознанно-правильное отношение к природе - это совокупность знаний ребенка и активных проявлений, в частности: интереса к различным явлениям природы, желания сохранить природу и создать нужные условия для жизни растений и животных, эмоционального отклика на любые проявления природного мира, его красоту.

    Правильное отношение к окружающему миру может быть сформировано у детей, если их систематически знакомить с природным разнообразием, демонстрировать связь со средой обитания, вовлекать в практическую деятельность по поддержанию необходимых условий для жизни растений и животных, предоставлять возможность наблюдать за их ростом и развитием.

    В дошкольный период с помощью экологического воспитания в ребенке закладывается первоначальное понимание взаимодействия человека с природой.

    Эффективным способом реализации экологического образования является проектная деятельность. Экологические проекты, реализуемые в детском саду, дают начало формированию экологической культуры у детей. Такие проекты строятся на организации взаимодействия ребят с природой их непосредственного окружения, познании того, что растет и живет рядом.

    Экологический проект «Птицы родного края»

    Цель проекта: закрепление представлений воспитанников о птицах, их образе жизни и связи с окружающей средой, а также роли человека в жизни птичьего сообщества, привлечение внимания воспитанников к охране окружающей среды, научить ребят быть милосердными.

    Задачи проекта:

    • расширение знаний воспитанников о птицах родного края;
    • наблюдение за повадками птиц;
    • знакомство с кормушками и их назначением, способах их изготовления из различных материалов;
    • заинтересовать родителей деятельностью, связанной с охраной природы и рассказать о необходимости воспитания у детей сознательного отношения к миру;
    • научить детей и родителей организовывать природоохранную деятельность;
    • научить воспитанников правильно подкармливать птиц;
    • воспитание заботливого отношения к птицам и желания помогать им в зимних условиях.

    Проект состоит из трех основных этапов:

    • подготовительный, который заключается в создании необходимых условий для реализации проекта, в частности: обсуждение с родителями целей и задач проекта, подбор литературы, подготовка презентаций; изготовление дидактических игр; организация выставки рисунков, посвященных птицам, изготовление кормушек.
    • основной этап проекта, включающий выставку кормушек, выбор места для развешивания кормушек, наблюдение за птицами, кормление птиц, оформление агитплакатов с призывом подкармливать птиц зимой, создание и заполнение дневника наблюдений.
    • заключительный этап, на котором подводятся итоги проекта, награждение участников и победителей конкурсов.

    Экологический проект «Секреты воды»

    Цель проекта: уточнение и расширение представлений детей о воде в различных состояниях, ее признаках, свойствах.

    Задачи проекта:

    • создать условия для формирования познавательного интереса у детей;
    • расширение представлений детей о свойствах воды, её переходах в разные состояния;
    • формирование представлений о значении воды в жизнедеятельности человека.

    Реализация проекта заключается в создании альбома «Секреты воды», совместные работы детей и родителей в виде рисунков, аппликаций, поделок, заучивание стихотворений о воде, чтение рассказов и сказок о ней, подготовка и просмотр презентации на тему «Вода».

    Актуальность

    Как известно, «самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам». Каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек расцветает зеленый ковер, рассада в ящичках различной формы и окраски, но детям строго настрого наказывают не трогать эти интересные растения. А интерес и любопытство с каждым годом все сильнее, ребята сами бы с удовольствием посадили бы «чудо-растение», поливали его, ухаживали за ним. Вот и возникла идея создать свой огород — это «чудо – огород», который призван развивать экологические ценности природы. Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними.

    Тип проекта

    По продолжительности – краткосрочный.

    По составу участников проекта – групповой.

    По направленности деятельности участников проекта – познавательно-игровой.

    Цель:

    Расширять представления детей об окружающем мире растений и прививать трудовые навыки, посредством совместного создания огорода.

    Задачи:

    — Формировать представления о работах проводимых в весенний и летний период в саду и огороде.

    — Расширять представление детей о жизни растений.

    — Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.

    — Учить детей делать выводы на основе наблюдений.

    — Участвовать в посильной практической деятельности.

    — Воспитывать бережное отношение к растениям.

    Расширять, обогащать, активизировать словарь детей.

    — Способствовать развитию восприятия красоты природы и передаче ее через рисунок, лепку, аппликацию.

    Способствовать взаимодействию семьи и детского сада.

    Этапы реализации проекта:

    1 этап. Организационно — подготовительный.

    Мероприятия:

    — Обсуждение цели и задач воспитателем с детьми и родителями, специалистами;

    — подбор необходимого материала для создания огорода;

    — выявление знаний детей о жизни растений;

    — составление перспективного плана.

    2 Этап. Рефлексивно — диагностический.

    Мероприятия:

    Внесение необходимых изменений в план мероприятий в свете проделанной работы.

    3 этап. Практический.

    Мероприятия:

    —Познание: «Насекомые помощники»; рассматривание семян растений; наблюдение за рассадой; наблюдение за ростом и развитием растения.

    Конструирование: оформление огорода; изготовление плетеной изгороди.

    —Социализация: дидактические игры: «Собери растение», «Что за чем», «Инструменты садовника». Сюжетно-ролевые игры: «На даче», «В магазине», «Поливаю огород», «Засолка на зиму».

    Коммуникативная деятельность: составление рассказа «Лето на огороде», «откуда берется растение», «Как я помогаю на огороде», разучивание пословиц, поговорок о труде их драматизация.

    — Чтение: стихотворения — С. Виталий «Огород», М. Пожарова «В огороде», Т. Шорыгина «Щедрый урожай» (заучивание). С. Сирена «Огород», О. Емельянова «Что растет на огороде», С. Полякова «В огороде»(заучивание), произведения — Дж. Родари «Чиполлино», загадки, пословицы, поговорки об овощах, фруктах.

    Труд: Посадка семян цветов и овощей; высаживание рассады на участок; составление графика полива огорода, организация дежурства, коллективные индивидуальные трудовые поручения.

    Продуктивная деятельность: аппликация «Букет»; «Корзина с овощами»; «Консервируем овощи».

    Лепка: «Декоративное панно» (коллективная работа); «Тюльпан» (налеп); «Насекомые помощники».

    Рисование: «Я на огороде»; «Мое любимое растение», «Букет в подарок близкому»; «Цветочная фантазия»(нетрадиционная техника); «Овощи»(рисование с натуры).

    Безопасность: «Правила работы с инструментами»; «Про панаму не забудь».

    — Здоровье: «О пользе овощей» (беседа); (просмотр мультфильма) «немытые овощи есть нельзя».

    4 этап. Заключительный.

    — Сбор урожая.

    Оформление материалов проекта:

    — Изготовление фото альбома «Наш веселый огород».

    — Макет «Строение растения», «Растение и его семя».

    Ожидаемые результаты реализации проекта:

    1. Получение знаний детей о жизни растений.

    2. Создание необходимых условий в группе и на участке для наблюдений за жизнью растений, и возможностью ухаживать за ними.

    3. Развить познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные навыки.

    4. Привить любовь к растительному миру, развить желание его беречь, охранять.

    5. Развить умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.

    6. Вовлечение родителей в жизнь детского сада.

    Ресурсное обеспечение проекта

    1.​ Кадровое обеспечение.

    Участники проекта:

    — старший воспитатель (методическая поддержка и консультирование);

    Дети старшей группы;

    Родители воспитанников (совместная деятельность);

    — воспитатели группы.

    2. Информационное обеспечение.

    Видео презентации;

    — мультфильмы, фильмы;

    Наглядно-дидактические пособия, книги.

    3. Материально-техническое обеспечение.

    Оборудование для ухода за растениями;

    — семена, рассада;

    Фотоаппарат;

    Компьютер;

    Магнитофон.

    Риски

    1.​ Несоблюдение сроков реализации проекта.

    2.​ Проблема привлечения родительской общественности.

    3.​ Недостаточность оборудования для работы на огороде.

    Название: Экологический проект «Лаборатория неживой природы»
    Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность, Разновозрастная группа от 3 до 5 лет

    Должность: воспитатель
    Место работы: МБДОУ № 9 « Солнышко»
    Месторасположение: Краснодарский край Тихорецкий район посёлок Парковый переулок Школьный 4 «Б»

    Экологический проект:
    «Лаборатория неживой природы».

    Расскажи – и я забуду,
    покажи – и я запомню,
    дай попробовать – и я пойму.
    (Китайская пословица)

    Группа « Ягодка»

    Тип проекта:
    информационно-исследовательский
    длительность проекта: 1,5 месяц
    (19.07 -31.08 2016г)
    Участники: воспитанники
    разновозрастной группы
    комбинированной направленности
    « Ягодка» от 3 до 5 лет
    родители
    воспитатель

    Актуальность: Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.
    Один из принципов ФГОС говорит о необходимости «осуществления образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).
    Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
    Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

    Проблема: Как познакомить детей с неживой природой?

    Цели проекта:
    развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
    обогащение представлений малышей об объектах неживой природы;
    развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
    развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;
    создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.

    Задачи проекта:
    -расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
    -знакомить с различными свойствами веществ (сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
    -развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния; воздух - его давление и сила; песок — состав, влажность, сухость
    -расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода для удовлетворения своих потребностей;
    -развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
    -развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

    Ожидаемые результаты:
    вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
    обогатить представление малышей об объектах неживой природы;
    обогатить предметно – развивающую среду в группе.

    Реализация проекта:
    Этот проект хорошо восполняет пробел в воспитательно – образовательной работе с детьми в летний период. Совместную деятельность с детьми младшего дошкольного возраста по данному направлению запланировала на 2 раза в неделю по 10-15 минут в летний период.
    Работа будет проводиться в организованном в группе «центре экспериментирования» с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей, а также на участке детского сада.
    Во время эксперимента нельзя упускать и воспитательные моменты — дети должны самостоятельно наводить порядок на рабочем месте (почистить и убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).


    1.Составление плана проектной деятельности.
    2. Оформление картотеки опытов с водой, воздухом, песком, светом
    3.Консультация для родителей «Экспериментирование с водой».

    4. Анкетирование для родителей»Детское экспериментирование в семье»

    Предполагаемые результаты

    Дети научатся простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и делать простейшие выводы.

    Материалы

    Игровой материал и оборудование для опытно – экспериментальной деятельности с водой, песком, глиной, воздухом, светом.

    Работа с родителями

    В ходе проекта с родителями было проведено анкетирование на тему « ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В СЕМЬЕ»

    Цель: выяснение отношение родителей к познавательному исследовательской деятельности и интереса к предметам и явлениям окружающей жизни
    Задачи:
    1. Выявить у родителей, какое принимают участие в экспериментальной деятельности своего ребёнка.
    2. Определить с какими предметами родители любят экспериментировать.
    3. Воспитывать интерес к познавательно — исследовательской деятельности.
    После проведения анкетирования был сделан анализ, который показал, что

    I этап проекта: подготовительный
    1.Подбор методической литературы.
    2.Составление плана проектной деятельности.
    3. Оформление картотеки опытов с водой, воздухом, песком, светом
    4.Привлечение родителей к пополнению оборудования для экспериментирования
    Оборудование центра экспериментирования: игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, воздухом.
    Центр «Песок-вода»: емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т.д.), пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности.
    Центр «Воздух»: веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки, флюгеры, парашют.

    II этап проекта: основной
    Вода
    «Узнаем, какая вода»
    Цель опыта: выявлять свойства воды: имеет вес, прозрачная, льется.
    Материалы, оборудования: две одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая, другая с чистой водой
    набор мелких цветных предметов.

    Вода — волшебница»
    Цель опыта: продолжить выявлять свойства воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах вкус).
    Материалы, оборудования: три одинаковые емкости с водой; гуашевая краска; пакетик растворимого кофе;10 кусочков сахара рафинада; одинаковые стаканчики по количеству детей.

    3Сквозь сито»
    Цель опыта: Объяснить, почему вода утекает. В игре ребёнок познаёт назначение предметов и свойства веществ.
    Материалы, оборудования: сито.

    Песок и глина
    «Песочные струйки»
    Цель опыта: вспомнить с детьми свойство песка — сыпучесть.
    Материалы, оборудование: пластиковые бутылочки, сухой песок, воронки.

    «Чудесные фигурки»
    Цель опыта: продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать.
    Материалы, оборудование: песок, вода; лопаточки, совочки, ведерки, емкости.

    «Узнаем, какая глина»
    Цель опыта: знакомство со свойствами глины (размокает, мнется, бьется).
    Материалы, оборудование: кусок глины; емкости(ведерко);вода.

    Температура (теплота) и свет
    «Горячо-холодно»

    «Чудесный мешочек»

    «Что в коробке?»
    Цель опыта: познакомить со значением света, источниками света (солнце, фонарь).
    Материалы, оборудование: коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарь.

    Температура (теплота) и свет
    «Горячо-холодно»
    Цель опыта: научить определять на ощупь температуру воды, предметов.
    Материалы,оборудование:емкости (пластиковые бутылки) с водой, находящиеся: на солнечной стороне, в тени; предметы, лежащие под лучами солнца; предметы, лежащие в тени.
    «Чудесный мешочек»
    Цель опыта: продолжать учить определять температуру жидких веществ и твердых предметов (металлические – холоднее, деревянные – теплее).
    Материалы, оборудование: мелкие предметы из дерева, металла, стекла, пластмассы.

    Заключение.

    Таким образом, анализ проведённой работы позволяет убедиться в целесообразности и эффективности построения педагогического процесса в соответствии с поставленной целью и задачами.

    Дети научились простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы, и делать простейшие выводы.

    Повысился уровень нравственно-экологической компетентности родителей, участия родителей в воспитательно-образовательном процессе, повысилась коммуникативность родителей.

    Разработанные методы и приёмы сотрудничества способствовали воспитанию у детей осознанного и бережного отношения к природе, людям, окружающему миру, что составляет основу экологической культуры.

    После проведения анкетирования был сделан анализ

    На 1 вопрос: «Как вы думаете, в Вашем ребёнке проявляется исследовательская активность?». Качественный анализ полученных ответов показал, что у всех детей проявляется исследовательская активность
    Далее если да, то в чём именно?. Родители дали разнообразные ответы как:
    1) любит возиться с водой, снегом, резать бумагу, наблюдает за растениями, животными.
    2) её интересует образование мыльных пузырей, превращение снега в воду.
    3) наблюдение, открытие для себя чего — то нового.
    4) с красками экспериментируем, с цветными стёклышками.
    5) находясь на прогулке, мой ребёнок интересуется окружающей средой, животными и растительным миром. находясь дома интерес проявляет к бытовым приборам, содержимым шкафов, кухонной утварью.
    6) разбирать машины и собирать.
    7) в любопытстве.
    8) узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных передач, чтение ребёнку детских энциклопедий, рассказы взрослых).
    9) нравится ребенку экспериментировать с песком, также воздух.
    10) исследует собственное тело, незнакомые предметы и приборы.
    11) машины разбирает, с песком играет.
    12) во всём проявляется.
    13) в этом возрасте ему многое интересно и вся его деятельность — исследование.
    14) всё нужно потрогать, повертеть, попытаться разобрать.
    15) исследует содержимое шкафов, ремонтные инструменты, технику, компьютер.
    16) рассматривает, трогает, кидает, нюхает, пробует в действии.
    На 2 вопрос: «С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребёнок?». Большинство родителей ответили, что ребёнок любит экспериментировать с пластилином.
    Были получены следующие единичные ответы: с массой для лепки, с красками; со всеми, что попадётся под руку; с пенной ванне; цветом; с бумагой; с крупой; конструкторами; зеркалом; на улице с природным материалом (вода, песок, камушки, растения), а дома всё что окружает (мебель, игрушки, музыкальные инструменты, бытовая техника); воздушные шары.
    На 3 вопрос: «Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребёнка?».
    Прозвучали такие ответы: наблюдаем за происходящими вокруг явлениями; показываем различные превращения, вырезаем, лепим; стараюсь помочь, подсказать; как правило это контроль с участием; выращиваем лук в стакане, почки на ветках; помогаем, предлагаем новое; наблюдаю за действиями, если требуется помощь, помогаю; слежу за безопасностью, стараюсь заинтересовать; активное участие; непосредственное участие; отвечаем на интересующее вопросы; предлагаем варианты использования применения того или иного предмета. знакомим его с свойствами; показываю, объясняю, рассказываю. Только один родитель ничего не ответил на данный вопрос.
    На 4 вопрос: «Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание экспериментировать?».
    Все родители ответили- конечно необходимо поддерживать в ребёнке желание экспериментировать. И дали разнообразные ответы. Почему?.
    1) во время эксперимента ребёнок получает ответы на вопросы (для чего, как, почему и.т.п.).
    2) для развития, ответили двое родителей
    3) развитие мыслительной деятельности, анализа воображение, эмоционального фона.
    4) развитие интереса.
    5) так как ребёнок познаёт мир
    6) развивается мозговая деятельность, развитие интеллекта.
    7) в рамках разумного.
    8) для интеллектуального развития.
    9) это способствует развитию логики, познанию мира.
    10) так как с раннего возраста формируются профессиональные качества, навыки, умения, определенные предпочтения.
    11) если есть способность или тяга к чему-то надо развивать и помогать развивать.
    12) развивать интерес к открытию чего — то нового.
    13) развивает познавательную активность ребёнка, творческие способности.
    14) развитие познавательной деятельности, познание причинно — следственной связи.
    На 5 вопрос: «Насколько эмоционально ребёнок относится к интересному для него занятию, связанную с экспериментированием?».
    Дали родители такие ответы: проявляют заинтересованность, расспрашивают; по — разному, в основном радостно и с интересом; эмоции выражены; эмоционально, а иногда не очень эмоционально; когда как; эмоционально; удивляется, задаёт вопрос; достаточно исследует, скрупулезно и настойчиво;
    На 6 вопрос: «Часто ли ребёнок задаёт вопросы? Какие именно?». Родители ответили: ребёнок ещё плохо говорит; что это? кто это?; откуда? какой; что сказала?; почему? зачем?; пока речь развита недостаточно; постоянно задаёт вопросы: что это? почему? зачем?; это что? как это открыть? как это работает?; часто в основном «а как?», «а где?»; задает такой вопрос ребёнок мама ты меня сильно любишь?; часто спрашивает о том, что его окружает; кто это сделал?
    На 7 вопрос: «Создаёте ли вы условия для проведения опытов?».
    Двое из родителей ответили — нет.
    Многие родители дали ответ — «да» .
    Остальные родители ответили: Если это касается образовательного процесса (изучение цвета, красок, то да). Если научно-познавательный процесс то нет (просто наблюдаем, например: вырезаем, клеем и я рассказываю); По мере возможности; обстановка в квартире этому способствует;
    На 8 вопрос: «Знакомите ли Вы своего ребёнка с правилами поведения в природе?».
    Большинство родителей ответили ответ «да».
    Другие родители ответили: с общими правилами в обществе — да. На природе ещё не приходилось; Да. Когда гуляем в парке, на турбазе в садах; Думаю это преждевременно. Пока только описываем и наблюдаем природные явления; Да. Не сорить, не ломать деревья; Находясь на природе, будь то улица, двор или лес объясняю в первую очередь, что нельзя, а что можно. С чем можно играть, а с чем нельзя и что категорически запрещено (вода, костёр, огонь).
    Из этого следует , что наша воспитательная работа ведется не зря. Дети с интересом продолжают экспериментировать дома, родители принимают в этом активное участие, что способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Они поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

    муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Родничок»

    Проект по экологическому воспитанию

    «Мир природы родного края»

    2016г.

    Всё хорошее в детях из детства!
    Как истоки добра пробудить?
    Прикоснуться к природе всем сердцем:
    Удивиться, узнать, полюбить!
    Мы хотим, чтоб земля расцветала.
    Росли как цветы, малыши.

    Чтоб для них экология стала.

    Не наукой, а частью души!

    В. А. Сухомлинский

    1. Постановка проблемы: Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

    Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка - правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

    Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

    Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

    В дошкольном учреждении детей знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.

    Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения, поделки из природного материала (животных, птиц, насекомых), огород на окне.

    У детей развивается познавательный интерес – они самостоятельно рассматривают растения, охотно участвуют в наблюдениях, делают зарисовки, задают вопросы. Дети систематически наблюдают и ухаживают за выращенными растениями. В процессе ухода за ними дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать.

    2. Цель проекта: Формирование знаний детей старшего и подготовительного возраста о мире природы родного края через экологическое воспитание.

    Задачи проекта:

    Создать положительный эмоциональный фон, способствующий освоению ребенком знаний о мире природы родного края;

    Формирование системы элементарных экологических знаний доступных пониманию ребенка-дошкольника о мире природы родного края;

    Развитие познавательного интереса к миру природы родного края, умение отражать это в художественно-продуктивной деятельности.

    Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

    Воспитание природоохранительных знаний, любви к природе, личной ответственности за её сохранность.

    Привлечение родителей к участию в конкурсе поделок из природного материала.

    3. Участники проекта: воспитатель, дети старшего возраста, родители воспитанников.

    4. Организация деятельности участников проекта:

    Подготовительный этап:

    Подбор и анализ научно-популярной и художественной литературы по данной теме;

    Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей;

    Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта;

    Обеспечение дидактического комплекта для реализации проекта;

    Изготовление (приобретение) дидактических игр;

    Использование дидактических и подвижных игр в свободной деятельности детей;

    Рассматривание рисунков, фото по данному проекту;

    Просмотр видеоматериала;

    Создание картотек.

    Основной этап:

    Проведение цикла занятий, экскурсий;

    Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.

    Заключительный этап:

    Открытые занятия педагогов;

    Оформление уголка природы, огорода на окне;

    Оформление выставки рисунков «Мир природы родного края»;

    Вовлечение родителей в участии конкурса поделок из природного материала;

    - открытое мероприятие для родителей по результатам проведенной работы.

    5. Содержание экологического воспитания: Экологическое воспитание - это огромный потенциал всестороннего развития ребенка. Наряду с традиционными методами экологического образования в проекте предполагается использование разнообразных нетрадиционных технологий: мнемотехника, организация экспериментальной деятельности детей. Блок совместной деятельности педагога и детей является основным в формировании экологической культуры у детей. Только при полноценном использовании наблюдений, опытов, экспериментов, бесед, экологических игр, чтения художественной литературы экологического содержания, включая труд в природе в повседневную жизнь детей мы можем, говорить о формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста.

    Ведущей формой деятельности является, использование интегрированного подхода в экологическом образовании дошкольников через различные виды деятельности формирует, осознанное отношение к природе.

    Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.

    Этот проект рассчитан на совместную деятельность детей, родителей и педагогов группы. Педагог ведёт ребёнка постепенно: наблюдение за деятельностью взрослых, эпизодическое участие в ней, затем партнёрство, и, наконец, сотрудничество. Работа педагога с группой детей – это рассмотрение возникающих проблемных ситуаций.

    Для реализации данного проекта педагогами группы были разработаны комплексы занятий, направленные на совершенствование работы по экологическому воспитанию дошкольников.

    Проект направлен на достижение оптимального общего развития дошкольников, развития эстетического вкуса, их чувств, а также приобщение детей к красоте окружающего мира.

    Процесс познания мира человеком начинается с помощью органов чувств и самым важным среди них является зрение. Мир, окружающий ребенка, разноцветен. Огромен первоначальный интерес ребенка к этому миру вообще и природе в частности. Вот почему нам представляется возможным начать воспитание детей средствами природы на основе интереса ребенка к родному краю. Естественно, что в процессе познания мира участвуют все органы чувств, но в дошкольном возрасте основным является зрение.

    Для данного проекта была разработана целенаправленная система занятий, куда были включены разнообразные игры, приемы, опыты, наблюдения. Большое место уделяется сезонным экскурсиям.

    Основной путь экологического развития ребенка - это формирование его деятельности и стремление к творчеству. Это также учитывалось при разработке системы занятий. Экологическое воспитание должно стать органической частью. Оно тесно связано с нравственным и умственным воспитанием, трудовой деятельностью.

    Взаимосвязь экологического воспитания со всеми сторонами воспитательного процесса обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитию подрастающего поколения.

    6. Ожидаемые результаты и их оценка:

    Образ конечного результата

    Критерии оценки

    Интерес родителей к вопросам экологического воспитания

    Анкетирование родителей при участии в совместной деятельности;

    Отзывы родителей.

    Пополнена развивающая среда, обеспечивающая комфортное пребывание ребенка в детском саду

    Пополнение группы дидактическими играми; - Пополнение уголка природы

    комнатными растениями, поделками из природного материала, огорода на окне.

    В процессе ознакомления с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природе, заботливое отношение к растительному и животному миру, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.

    Анализ уровня сформированности у детей познавательного интереса, творческих способностей будет осуществляться через наблюдение, интерес к природе, заботливого отношения к растительному и животному миру;

    Оценка уровня заинтересованности и участия родителей в реализации проекта будет осуществляться по результатам анкетирования и по итогам участия в совместных мероприятиях;

    Активность педагогов в реализации проекта.

    Пути преодоления: Совместные мероприятия с детьми и родителями. Информирование родителей с помощью информационных стендов.

    Непостоянство состава детей в течение непосредственно-образовательной деятельности.

    Пути преодоления: Индивидуальная работа с отсутствующими детьми, изготовление памяток для родителей, информирование детей и родителей по итогам недели.

    Новизна проекта заключается в следующем: Экологическое воспитание представлено во всех образовательных областях. Использование интегрированного подхода в проекте позволяет ежемесячно решать задачи экологического образования в совместной деятельности не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, а также привлечение родителей к тесному сотрудничеству.

    Перспективы развития проекта:

    Расширение проекта, добавление новых тем, форм работы;

    Участие проекта в «Конкурсе проектов по экологическому воспитанию»;

    Презентация проекта в детском саду.

    7. Календарный план реализации проекта:

    Виды деятельности

    Январь (Птицы)

    1.Беседа: «Птицы нашего края». Беседа: «Домашние птицы»

    2. Отгадывание загадок о птицах.

    3. Составление рассказа по набору картинок с развивающимся действием.

    4.Художественное творчество «Птичка клюёт зёрнышки».

    5.Игра с разрезными картинками.

    6.Рассматривание альбомов. Наблюдение за птицами.

    7.Чтение стихотворения «Покормим птиц зимой». Заучивание стихотворения «Снегирь» .

    8. Д. И «Узнай и назови птицу»; «Чем питается воробей».

    9.Труд: мастерим кормушку. Подкормка птиц пшеном.

    Февраль (Дикие и домашние животные)

    1. Беседы о диких и домашних животных.

    2. Беседа «За что я люблю… » - описание любимца по схеме.

    3. Оформление макета «Ферма».

    4. Рассматривание иллюстраций с изображением животных леса, обитающих на территории Челябинской области, определение их названий, образа жизни.

    5. Просмотр презентаций: «Домашние животные», «Лесные жители»;

    6. Загадки о домашних и диких животных.

    7 .Д. И. «Кто, где живёт».

    8. Составление фотоальбома «Наши любимые питомцы».

    9. Лепка «Нарядный котёнок», «Слонёнку подарим мы сладкий пирог»;

    10. Рисование: «Белый медведь и северное сияние», «Нарядные лошадки».

    11. Чтение: К. Ушинский « Слепая лошадь», Ершов «Конек-горбунок», С. Маршак «Кошкин дом», Л. Н. Толстой «Котёнок», «Лев и собачка», «Пожарные собаки»

    Март (Растения)

    1.Беседа о пользе деревьев, которую они приносят земле. Беседа об условиях, необходимых для роста и развития растений.

    2. Словесная игра на умение находить и называть свойства предмета, «Какие цветы»? «Найди пару цветку».

    3. Чтение М. Пришвин «Как из семечка родилась ёлочка». Чтение глав из книги Д. Родари «Приключения Чиполино»; русская народная сказка «Вершки и корешки». А Митяев «Земляника», А.Богдарин «Про ягоды». Сказка В.Г.Сутеев «Под грибом». К.Ушинский «Спор деревьев», С. Маршак «Откуда стол пришёл?».

    4. Оформление макета «Лес».

    5. Рисование: «Моё любимое дерево», «Еловые веточки», «Букет цветов».

    6. Рассматривание иллюстраций с изображениями различных деревьев и кустов, произрастающих на территории Челябинской области, определение их названий. Рассматривание альбомов, иллюстраций, энциклопедий о цветах. Наблюдения за комнатными растениями.

    7. Экскурсия в парк наблюдение деревьями.

    8. Игра в кругу «Назови цветок».

    9. Логическая цепочка «Развитие растения».

    10. Работа в уголке природы, посадка семян для «Огорода на окне».

    Апрель (Насекомые)

    1. Беседа «Насекомые мира природы родного края».
    2. Беседа «Зачем нужны насекомые».

    3. Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей», Х.К. Андерсен. «Дюймовочка», Л. Квитко «Жучок», В. Бианки «Приключения Муравьишки»
    4. Д. И. «Узнай насекомое»; «Летает, ползает».

    5. Рисование: иллюстрации к сказке В. Бианки «Приключения Муравьишки», И.А.Крылов «Стрекоза и муравей» (кляксография).
    6. Аппликация: «Бабочка» (обрывная аппликация)
    7. Лепка: Насекомые (из пластилина, природного и бросового материала).
    8. Конкурс поделок « Насекомые»
    9. Сбор веток на участке.



    Похожие статьи