• Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования. Консультация на тему: Моделирование как средство развития связной речи дошкольников

    14.07.2019

    Веремеенко Наталья Викторовна

    МДОАУ д/с № 29 (корпус 2)

    г. Райчихинск

    Воспитатель

    Моделирование связной речи у дошкольников.

    «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»

    К.Д. Ушинский

    Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

    Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, как на занятиях, так и в повседневной жизни.

    Переход ДОУ на ФГОС позволяет разнообразить образовательную деятельность. При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование методов ТРИЗ и других творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

    Одно из важнейших средств развития речи является наглядное моделирование.

    Наглядное моделирование это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. В дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный.

    Такие авторы как, Эльконин Д.Б., Венгер Л.А., считают целесообразным применение наглядного моделирования т. к. он доступен детям и развивает умственные способности, обогащает словарь, дети учатся сравнивать, обобщать.

    Моделирование как средство формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей. В основе метода моделирования, используемого при работе с младшими дошкольниками, лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким - либо условным знаком.

    Метод моделирования эффективен по той причине, что позволяет удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего занятия. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания. С помощью схем и моделей дети учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успеха - придают им уверенность в своих силах.

    При внедрении данного метода в образовательный процесс, дети успешнее осваивают знания об особенностях природы, об окружающем мире, эффективней запоминают структуру рассказа, воспроизводят информацию. Игры, направленные на обучение детей рассказыванию, развивают у них умение описывать предмет по основным признакам, действиям; рассказывать о животном, об игрушке; составлять сюжет по картинке, разворачивать его в соответствии с замыслом. Дидактическая задача облечена в игровые ситуации, в которых отчётливо выступают побудительные мотивы к связному изложению мыслей.

    Подготовку к моделированию я начала ещё в первой младшей группе. Изготовила сюжетные «пристегушки», которые позволяли не только развивать мелкую моторику, но и учили составлять небольшие рассказы. Такие как: «Как зайчик к матрёшке в гости ходил», «Земляничка поспевай» и др. На занятиях по изучению формы фигур и цвету использовала картинки животных, плодов, предметов.

    Например: сравни размер животных (кто самый большой, кто самый маленький), подбери соответствующий размер фигуры.

    Положи на красный квадрат овощи красного цвета.

    Положи на круг все похожие предметы, и т.п.

    В экологическом образовании малышей использовала разные предметные модели. Заводные и интерактивные игрушки, изображающие животных (лающие собаки, мяукающие кошки, клюющие курицы и цыплята, т.д.).

    При планировании образовательной деятельности во 2 младшей группе мы старались выбрать оптимальную форму деятельности, которая может обеспечить результативность работы, главная цель которой - развитие интеллектуальных способностей детей, их умственное развитие.

    Работа с использованием моделей для ознакомления детей с художественной литературой проводилась в два этапа.

    На первом этапе вводятся наглядные модели только в процесс пересказывания детьми русских народных сказок. Цель на этом этапе работы - научить, с помощью заместителей, выделять самые главные события, последовательность изложения.

    Второй этап является уже творческим и направлен на обучение составлению историй, сказок, рассказов самими детьми, используя наглядные модели и схемы.

    Работа по обучению пересказыванию русских народных сказок начали с трёх лет. Разыгрывали с заместителями сказки: «Колобок», «Кот, Петух и Лиса», «Волк и козлята», «Заяц, Лиса и Петух», «Маша и Медведь», «Три медведя». Для выявления структуры сказки, формирования умения выделять наиболее существенные моменты, используются разные наглядные модели.

    Наиболее простой вид наглядных моделей - модель сериационного ряда. Она выглядит как постепенно увеличивающиеся полоски или круги разной величины. При разыгрывании сказки «Репка» нужен кружок желтого цвета (репка) и шесть полосок разной длины для персонажей. Вместе с детьми обсуждаем, кого из героев произведения должна замещать та или иная полоска. Введение наглядной модели позволяет детям понять логику сказки.

    Для закрепления умений работы с сериационным рядом, использовала его и на других занятиях (например д/и «Моя семья»)

    После овладения детьми сериационным рядом, использую двигательное моделирование. Для этого вида моделирования характерна следующая особенность: при рассказывании сказки, дети выполняют все нужные действия (ушёл, пришёл и так далее). Предварительно к сказкам готовятся круги одинакового размера, но разных цветов, каждый из которых обозначает конкретный персонаж. К сказке «Заюшкина избушка» нужны круги: белый (заяц), оранжевый (лиса), серый (собака), коричневый (медведь), красный (петух).

    Другой вид моделирования - графический, здесь используется схемы и символы. Этот вид моделирования я использую при работе с календарём природы. Схемы картинки помогают понять детям изменения по временам года, следить за изменениями погоды.

    При описании предметов на занятиях, у детей возникают затруднения в следующем:

    Самостоятельном определении главных свойств и признаков предмета;

    Установлении последовательности изложения выявленных признаков;

    Удержании в памяти этой последовательности, которая является планом рассказа-описания;

    Во-избежании этих затруднений, мы начали изготавливать модели-схемы для составления описательных рассказов об игрушках, овощах, птицах, животных, посуде, одежде, времени года, транспорте и т.д.

    Описание игрушки

    3. Величина.

    4. Материал.

    5. Части игрушки.

    6. Действия с игрушкой.

    Описание посуды

    3. Величина.

    4. Материал.

    5. Части посуды.

    6. Действия с посудой.

    Описание овощей и фруктов

    3. Величина.

    5. Место произрастания.

    6. Как употребляется в пищу.

    Чтобы работать по этим схемам мы проводим подготовительную работу. Наблюдаем за натуральными объектами, рассматриваем иллюстрации, картины.

    Образовательный процесс в детском саду предполагает интегрирование занятий, поэтому занятие по конструированию интегрирую с математикой и ручным трудом. Из изучаемых геометрических фигур делаем аппликации, из строительного материала конструируем мебель для кукол, дома, транспорт, замки.

    Но все же ведущими в детском саду становятся сюжетные игры, которые являются своеобразными предпосылками для изменения и можно даже сказать «взросления» психики детей. Сюжетные игры в детском саду в основе своей содержат моделирование ситуаций, которое подразумевает воспроизведение взаимодействий и взаимоотношений детей. Источником, питающим сюжетные игры, является опыт детей, все знания, предварительно полученные об окружающем мире. Дошкольный возраст характеризуется повышенным интересом детей к поведению взрослых, они оценивают их поведение, делают для себя какие-то выводы, берут пример со взрослых и повторяют за ними.

    Динамические наблюдения, сравнительный анализ состояния связной речи при овладении умениями работать с заместителями, у детей второй младшей группы, показали хорошие результаты.

    В начале года мониторинговые исследования показывали средний уровень языкового оформления речи (с использованием заместителей) только у 57% детей, 43% детей владели работой с заместителями на низком уровне, это в основном вновь прибывшие в группу дети, детей с высоким уровнем развития связной речи не было вообще.

    В настоящее время 10% детей имеют высокий уровень, 67% средний уровень и 23% малышей ещё слабо умеют строить свою речь связано даже с использованием подсказок - заместителей.

    Таким образом, использование метода наглядного моделирования позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы, повышает наблюдательность ребёнка, даёт возможность заметить особенности окружающего мира.

    Активно применяя метод моделирования во всех направлениях дошкольного воспитания и, особенно в умственном воспитании, можно получить ощутимые результаты.

    МБДОУ «Детский сад № 57» комбинированного вида

    Консультация по теме:

    «Моделирование как средство развития связной речи дошкольников»

    Подготовила: воспитатель Воробьева Е.П.
    1 кв.категория

    г.Дзержинск

    2014 г

    «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»

    К.Д. Ушинский

    Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов) показывают, что использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, что с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются интеллектуальные и практические действия.

    Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям.

    Доступность метода моделирования для дошкольников доказана психологами (Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения .

    Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л.А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования.

    По мнению Л.А.Венгера, «Моделирование - это вид знаково-символической деятельности, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели; источником данного процесса служит моделирующий характер детской деятельности». Реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.

    «МОДЕЛИРОВАНИЕ» - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели.

    «МОДЕЛЬ» - это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя.

    Взрослый не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и обучает способам обследования, наблюдения, умению выделять суть, устанавливать взаимосвязи. Процесс познания мира не прост для ребёнка и успешно помогают, являются очень полезными в этом процессе опорные схемы, символы, наглядные модели, обозначающие явления и объекты.

    В дошкольном возрасте мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным, а не словесно-логическим, поэтому для детей, гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ.

    Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
    Оно происходит с помощью:

    • опорных схем,
    • мнемотаблиц,
    • пиктограмм,
    • предметных картинок.

    Использование наглядного моделирования в раннем детстве способствует развитию мышления ребёнка: схематические (контурные, теневые) изображения знакомых предметов, животных, людей, введение элементарных символов, заменяющих реальных персонажей произведений по какому-либо характерному признаку, приучают детей мыслить, запоминать и соотносить форму, величину, цвет. В конечном счёте развивается речь ребёнка: обогащается словарь, создаются предпосылки для развития связной речи.

    Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление служб (скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора), значки машин и т. п. Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Поэтому использование опорных схем только поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи.

    Для активизации умственной работы детей можно использовать различные виды моделей, придерживаясь ряда требований к ним:

    Аналогичность модели предмету познания в знакомых ребёнку признаках;

    Доступность для познания;

    Расчленённость элементов объекта;

    Обобщённость.

    Действия с моделями осуществляются в следующей последовательности :

    1. замещение (сначала модели предлагаются в готовом виде, а затем дети придумывают условные заместители самостоятельно);
    2. использование готовых моделей (начиная с 3-4 лет);
    3. построение моделей: по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации (с 5-6 лет).

    Опорные схемы - это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Схемы, символы, модели - это выводы, итог, суть того материала, который ребенок должен усвоить. Они должны "рождаться" на глазах детей в виде рисунков, схематических изображений, таблиц.

    Моделирование рекомендуется использовать при чтении художественной литературы . Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создаётся картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанного текста художественного произведения. Постепенно у ребёнка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности. Читаемый ребенку стишок, сказка или рассказ может быть нарисован. Это эффективный способ, позволяющий выявить содержание и последовательность действий, определенных отношений между персонажами.

    Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных - условными). При чтении произведений замещёнными объектами становятся их герои (люди, звери, гномы, волшебники), а также предметы, с которыми они взаимодействуют. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадратики, различающиеся по цвету и величине; при этом первостепенная задача - научить ребёнка правильно использовать заместители . Замещение основывается на одном различии между персонажами (крокодил - зелёный кружок, солнце - жёлтый) или двух (волк - большой серый кружок, заяц - маленький белый кружок). Набор заместителей (разных кружков) изготавливает и предлагает ребёнку взрослый. От ребёнка требуется выбрать кружки, чтобы сразу было понятно, какой кружок, например, крокодил, а какой - солнышко.

    Первоначально число кружков должно совпадать с числом замещаемых объектов. В дальнейшем можно вводить лишние кружки, чтобы ребёнок выбирал нужные. Когда выбор освоен, можно переходить к разыгрыванию простых сюжетов. Например, в сказке « Колобок » колобок - жёлтый кружок, волк - серый, медведь - коричневый, лиса - оранжевый. В сказке « Волк и козлята » волк - большой серый кружок, коза - большой белый, козлята- маленькие белые. К одной и той же сказке рекомендуется возвращаться несколько раз . В зависимости от того, насколько ребёнок овладел моделированием, изменяется полнота разыгрываемого сюжета.

    При знакомстве со сказкой « Рукавичка » можно выбрать заместители не по цвету, а по величине. В центр прикрепить бумажную рукавичку, в угол семь полосок разной длины, ребенок подбирает заместители ко всем персонажам сказки, обосновывая свой выбор: маленькая полоска - это мышка, полоска побольше - зайчик, самая большая - медведь. Таким образом, в основе пересказа сказки «Рукавичка» выступает наглядная пространственная модель сериационного типа (раскладывание полосок от самой маленькой до самой большой).

    При пересказе сказки « Заюшкина избушка » можно предложить детям использовать для моделирования заместители - круги разного цвета и размера, затем договориться, какой заместитель будет соответствовать герою сказки. В ходе обсуждения ставить перед ребенком проблемные вопросы.

    Для зайца круг выбрали белый. Почему? Круг по размеру должен быть какой - большой, средний или маленький? Средний - потому что заяц среднего размера по сравнению с волком и лисой.

    Лиса - какой круг, почему? (Оранжевый.)

    Волк - какой круг, почему?

    Медведь - коричневый, почему?

    Последний из героев - петушок может вызвать затруднение, каким цветом его обозначить? На помощь прочитать стихотворение, где о петушке говорится, что у него красный гребешок, красная бородушка, красные сапожки. Совместно с ребенком принять решение, что петушок будет красного цвета.

    «Но на столе остались еще два круга - голубого и коричневого цвета. Почему? Потому что есть еще две избушки: лубяная или деревянная - значит коричневого цвета, и ледяная - значит, голубого. А лес... Как думаешь, каким цветом мы его обозначим? Зеленым. Почему?»

    Таким образом, ребенок сам составит сказку, заменив ее персонажей, на геометрические фигуры. Будет очень интересно!

    Так можно использовать схемы для пересказа и рассказывания. В начале схема может быть подробной, но когда ребенок будет очень легко справляться с заданиями, необходимо постепенно схемы сокращать, чтобы ребенок мог проектировать свой рассказ. Сами схемы можно рисовать вместе с ребенком и тут же предложить ему объяснить, что нарисовано, догадаться по знакомым символам.

    Важную роль в развитии связной речи детей играют дидактические игры на описание предметов: «Скажи, какой», «Кто больше узнает и назовёт», «Угадай по описанию», «Чудесный мешочек», «Магазин игрушек». Эти игры помогают научить детей называть характерные признаки, качества, действия; побуждают к активному участию детей высказывать своё мнение; формируют умение связно и последовательно описывать предмет.

    Дидактические игры на формирование представлений о последовательности действий персонажей путём разгадывания соответствующих картинок-схем: «Расскажи сказку по картинкам», «Скажи, что сначала, что потом», «Я начну, а ты закончишь», «Кто знает, тот дальше продолжает». Такие игры способствуют связному рассказыванию, последовательному описанию сюжета произведения.

    Для формирования понятия о том, что всякое высказывание имеет начало, середину, конец, т.е. строится по определенной схеме, можно использовать игры: «Кто знает, тот дальше продолжает», «Свари компот», «Готовим винегрет», «Начинаем дежурить». К этим играм дается схема высказывания, а дети «наполнят» ее различным содержанием. Совместно составленный рассказ закрепить повторяющимися вопросами, чтобы дети смогли выделить основные связи между его частями, например: «Куда пошла козочка? Почему закричала козочка? Кто ей помог?» Такие игры учат детей: рассказывать о содержании каждой сюжетной картинки, связывая их в один рассказ; последовательно, логически связывать одно событие с другим; овладевать структурой повествования, в котором есть начало, середина и конец.

    Таким образом, использование наглядного моделирования заметно облегчает детям овладение связной речью. Наличие зрительного плана делает рассказы четкими, связными и последовательными. Наглядно-пространственные модели сериационного или двигательного типа помогают ребёнку определять главные структурные компоненты текста при пересказах.

    Усвоение дошкольниками различных форм символизации и приемов наглядного моделирования помогают ребенку выражать свою объективную позицию по отношению к действительности, служат основанием для последующего развития познавательных и творческих способностей.


    использование метода наглядного моделирования в развитии речи детей



    • - усвоение и анализ сенсорного материала;
    • - перевод его на знаково-символический язык;
    • - работа с моделью.


    При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи : - знакомство с графическим способом представления информации; - развитие умения дешифровки модели; - формирование навыка самостоятельного моделирования.



    Метод наглядного моделирования в коррекции направлен на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития : - фонетическую; - лексическую; - грамматическую; - развитие связной речи.


    Первые модели, с которыми сталкиваются дети в процессе формирования и коррекции произносительной стороны речи, это модели таких понятий, как звук, слог, слово, предложение. Для их обозначения используются геометрические фигуры.


    Ш ироко используются зрительные символы гласных и согласных звуков, предложенные Т.А.Ткаченко. По мнению автора, слияние звуков, материализованных с помощью символов, есть моделирование чтения, а выкладывание слов с помощью символов – аналог письма. Только и то, и другое происходит в облегчённом, занимательном, игровом варианте. При выборе условных обозначений для гласных основным признаком явилось положение губ при артикулировании конкретного звука.




    Не менее интересная система графического обозначения фонем предложена В.М.Акименко. Для построения моделей гласных звуков учитывалось:

    Участие или неучастие губ; - вибрация голосовых складок; - свободный проход выдыхаемого воздуха через ротовую щель. А для моделей согласных звуков: - наличие или отсутствие вибрации голосовых складок; - способ артикуляции; - место артикуляции; - наличие или отсутствие дополнительного подъёма спинки языка к твёрдому нёбу; - место резонирования.




    При формировании лексико-грамматических категорий используются схемы, пиктограммы, символы и другие средства наглядного моделирования. Так, для различения слов разных частей речи вводятся условные обозначения слов-предметов, слов-действий и слов-признаков. Наиболее часто применяются два варианта такого графического изображения слов. Первый вариант графического изображения соотносится с традиционными школьными обозначениями. То во втором варианте слово действие похоже на сказочного человечка. Это у детей вызывает эмоциональную реакцию и интерес.








    Одним из самых сложных заданий для детей дошкольного возраста является составление предложений . Как показывает практика, дошкольники успешнее осваивают этот навык, если в коррекционной работе используются различные модели. Простая схема, состоящая из двух предметных картинок и стрелки, во-первых, заменяющая слово-действие, а во-вторых, указывающая на объектно-субъектные отношения во фразе, позволяет смоделировать много различных предложений.


    Моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания :

    • при пересказе, составлении рассказов по картине и серии картин, в описательном и творческом рассказе;
    • при пересказе по опорным схемам используются модели, которые создаются в соответствии с текстом. Они и являются зрительным планом, направляют процесс высказывания. Например, так может быть представлен графический план сказки «Колобок».

    Для пересказа используются схематические картинки (опорные сигналы), отражающие последовательность событий.


    В процессе формирования навыка составления рассказа-описания и рассказа по определённой сюжетной линии используются модели, включающие опорные стилизованные картинки, соответствующие основным частям рассказа. В рассказе модель представляет собой схему установления способов связи между предложениями и между структурными частями связного высказывания. Таким образом, применяются три основных вида моделей рассказа, отражающие различные способы связи фраз: - цепная связь (предложения «сцепляются» между собой, одно вытекает из другого); - параллельная связь (предложения сопоставляются или противопоставляются друг другу); - лучевая связь (называется объект и каждое предложение раскрывает один из его признаков).






    Разновидностью схематических моделей является мнемотаблица .

    Её назначение – с помощью

    условных значков закодировать

    в виде схемы содержание текста,

    чтобы в дальнейшем ребёнок

    мог с опорой на такой вид

    наглядности декодировать,

    вспомнить и воспроизвести

    сказку, рассказ, стихотворение.

    В мнемотаблице графически

    изображается информация о

    персонажах, предметах

    окружающего мира, явлениях

    природы, событиях.


    На начальном этапе овладения моделированием детям предлагается декодировать мнемодорожки – часть мнемотаблицы, состоящая из 3-4 изображений.









    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Таким образом, использование метода наглядного моделирования позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. Введение наглядных моделей в процесс обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостности речевого высказывания. Применение данного метода позволяет развивать у детей следующие умения и навыки: - добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; - формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения; - использование наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления.

    В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Красивая, правильная речь- залог успешного обучения. Детям, у которых есть нарушения речи, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми. Поэтому задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем:

    Односложная, состоящая из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

    Бедность речи. Недостаточный словарный запас;

    Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление не литературных слов и выражений;

    Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;

    Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)

    Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

    Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.;

    Плохая дикция;

    Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

    Проблема речевой недостаточности дошкольников заключается в том, что в настоящее время ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой.

    Практическая значимость работы заключается в том, что представленный материал, поможет решить проблему речевой недостаточности дошкольников, и доведение её до нормы, определённой для каждого возрастного этапа.

    Ожидаемый результат: в результате применения метода наглядного моделирования на занятиях по развитию речи, у детей заметно улучшится качество речи, расширится словарный запас, появится уверенность в себе.

    При внедрении данного метода в образовательный процесс, дети успешнее осваивают знания об особенностях природы, об окружающем мире, эффективней запоминают структуру рассказа, воспроизводят информацию. Наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Игры, направленные на обучение детей рассказыванию, развивают у них умение описывать предмет по основным признакам, действиям; рассказывать о животном, об игрушке; составлять сюжет по картинке, разворачивать его в соответствии с замыслом. Дидактическая задача облечена в игровые ситуации, в которых отчётливо выступают побудительные мотивы к связному изложению мыслей. Таким образом, специальные занятия, игры и упражнения решают в комплексе все задачи речевого развития.


    Наглядное моделирование - воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним. В дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Такие авторы как, Эльконин, Венгер, Егорова считают целесообразным применение наглядного моделирования т.к. он доступен детям и развивает умственные способности, обогащает словарь, дети учатся сравнивать, обобщать. Использование моделей развивает память, уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении информации об изучаемом. Венгер, Дьяченко специалисты по моделированию выделили 3 этапа:

    1. Использование готового символа или модели. На этом этапе взрослый демонстрирует готовую модель или символ, дети ее рассматривают и разбирают, а затем воспроизводят информацию с опорой на эту модель.

    2. Составление модели педагога совместно с детьми.

    3. Самостоятельное составление моделей.

    Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. В развитом виде она обеспечивает возможность строить, осваивать и употреблять символы и знаки, без которых были бы невозможны не только наука и искусство, но и вообще существование человечества. Овладение подобными внешними формами ведёт к способности употреблять заместители и модели «в уме», решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане. Использование заместителей, символов, моделей в разных видах деятельности - источник развития умственных способностей и творчества в дошкольном детстве.

    Важно выбрать оптимальную форму деятельности, которая может обеспечить результативность работы, главная цель которой - развитие интеллектуальных способностей детей, их умственное развитие. И основным при этом будет овладение различными средствами решения познавательных задач. Развитие будет происходить только в тех случаях, когда ребёнок оказывается в ситуации наличия - именно для него - познавательной задачи и решает её. Очень важно, чтобы эмоциональное отношение было связано с познавательной задачей посредством воображаемой ситуации, возникающей в результате игрового или символического обозначения. Для этого целесообразно проводить познавательные игры-занятия с включением проблемных ситуаций, задач-загадок, какого-либо сказочного или познавательного материала, связанного одним сюжетом, куда вплетаются задания на развитие воображения, памяти, мышления.

    Монологическая речь требует внутреннего ее планирования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями, но в, то, же время говорить эмоционально, живо, образно. При обучении детей построению развёрнутого высказывания необходимо формировать у них элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец), представление о связях между предложениями и структурными частями высказывания. Именно этот показатель (средства связи между предложениями) выступает как одно из важных условий формирования связности речевого высказывания.

    По способу передачи информации или по способу изложения выделяются следующие типы высказываний: описание, повествование, рассуждение.

    Описание - это специальный текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идёт перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или отношение к нему.

    Дошкольников учат описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, их собственные рисунки или замыслы, явления природы, людей и животных. Обучение построению текстов-описаний поможет сформировать у ребёнка элементарные представления о структуре и функциях описательного текста.

    Повествование - это развитие сюжета, развертывающегося во времени. Основное назначение повествования - передать развитие действия или состояние предмета, которое включает следующие друг за другом события.

    Структура повествования более жесткая, чем в описании, так как перестановка его элементов может нарушить последовательность изложения событий. Поэтому схема повествования - это начало, середина, конец (завязка, кульминация, развязка).

    Важная роль в построении повествования отводится обучению детей разным способам организации зачинов (слова однажды, как-то раз, может быть указано место и время события).

    Работа над формированием представлений о структуре повествовательного текста развивает у детей умение анализировать структуру художественного текста и переносить усвоенные навыки в словесное творчество.

    Рассуждение - это текст, включающий причинно - следственные конструкции, вопросы, оценку. Оно содержит в себе тезис, доказательство выдвинутого положения и вывод, который из него следует.

    Структура рассуждения, как и описания, не является жёсткой: доказательства выдвинутого тезиса могут даваться в разной последовательности. В рассуждении могут доказываться не одно, а несколько положений и может быть сделано несколько выводов или один обобщённый.

    Необходимо особенно подчеркнуть важность развития у ребёнка умений логически рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, а эти умения развиваются в таком типе текста, как рассуждение.

    Обучение составлению текстов разных типов осуществляются в таких формах работы, как беседа, анализ собственного и чужого текста, составление плана и рассказ по нему, использование схемы текста и разного рода упражнения.

    Работу с использованием карт-схем и символов можно начинать с обучения составлению описательных рассказов об овощах, фруктах, одежде, посуде, временах года.

    Схемы и модели служат дидактическим материалом в работе педагога по развитию связной речи детей. Использовать их следует для:

    Обогащения словарного запаса;

    При обучении составлению рассказов;

    При пересказах художественного произведения;

    При отгадывании и составлении загадок;

    При заучивании стихов

    Работа с использованием моделей для ознакомления детей с художественной литературой проводится в два этапа.

    На первом этапе вводятся наглядные модели только в процесс пересказывания детьми русских народных сказок. Цель на этом этапе работы - научить, с помощью заместителей, выделять самые главные события, последовательность изложения. Второй этап является уже творческим и направлен на обучение составлению историй, сказок, рассказов самими детьми, используя наглядные модели и схемы. Работа по обучению пересказывания русских народных сказок начинается с трёх лет. Разыгрываются с заместителями такие сказки, как «Колобок», «Кот, Петух и Лиса», «Волк и козлята», «Заяц, Лиса и Петух», «Маша и Медведь», «Три медведя». Для выявления структуры сказки, формирования умения выделять наиболее существенные моменты, используются разные наглядные модели.

    Наиболее простой вид наглядных моделей - модель сериационного ряда. Она выглядит как постепенно увеличивающиеся полоски разной величины. При разыгрывании сказки «Репка» нужен кружок желтого цвета (репка) и шесть полосок разной длины для персонажей. Вместе с детьми обсуждается, кого из героев произведения должна замещать та или иная полоска. Введение наглядной модели позволяет детям понять логику сказки. До проведения занятия Настя Ш. на вопрос: «Кого надо пригласить, если Жучка не сможет вытянуть репку?» ответила: «Медведя, он сильный», то после занятий по моделированию ответила, что надо пригласить кошку, то есть ответ соответствует логике сказки.

    После овладения детьми сериационным рядом, можно использовать двигательное моделирование. Для этого вида моделирования характерна следующая особенность: при рассказывании сказки, дети выполняют все нужные действия (ушёл, пришёл и так далее). Предварительно к сказкам готовятся круги одинакового размера, но разных цветов, каждый из которых обозначает конкретный персонаж. К сказке «Заюшкина избушка» нужны круги: белый (заяц), оранжевый (лиса), серый (собака), коричневый (медведь), красный (петух).

    Иногда на занятиях или в организованной деятельности используется цветовая символика, когда положительный герой обозначается светлыми тонами, а отрицательный - тёмными. В сказке «Иван Царевич», Баба Яга или Злой Волк обозначаются чёрным кругом, а Добрый Молодец - белым.

    Детям предлагается от имени художника дорисовать картину. На листе бумаги схематично изображён человечек. Дети придумывают про человечка, а воспитатель должен зарисовывает всё, что дети предлагают. После окончания изобразительной части работы, предлагается задание: придумать про мальчика любую историю. Позже даются задания: придумать домик и того, кто в нём живёт и рассказать, что с ним однажды случилось; а также про цветок и бабочку, поезд и котёнка, грузовую машину и др.

    Когда дети научились работать с предметами-заместителями и чётко соблюдать последовательность действий сказки, детям даются кружки индивидуально и не по одному кружку, а для начала по два - три разных цветов. И уже недостаточно просто назвать, на кого или на что они могут быть похожи, а надо придумать, кто это такие и что с ними однажды случилось, что помогает им анализировать основные события и связь между ними.

    Опираясь на опыт ведущих педагогов при организации занятий по наглядному моделированию стали использоваться схемы, таблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогли детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

    Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

    Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

    Строение рассказа;

    Последовательность рассказа;

    Лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

    При организации работы по ознакомлению детей с объектами и явлениями природы с помощью схематических изображений (схем, таблиц-опор, планов-схем) с целью обучения составлению описательных рассказов, дети заметили и стали выделять их основные свойства, а также объяснять те или иные закономерности природы.

    Наглядное моделирование в данном случае явилось тем специфическим средством, которое, позволило упорядочить разрозненные представления и впечатления, научило анализировать, выделять существенное, научило наблюдательности и любознательности.

    Так же для того, чтобы повысить интерес к изучаемым материалам, для усвоения принципов замещения и для развития воображения детям предлагалось задание придумать рассказ, используя ленту-схему. На ленте-схеме, расположенной горизонтально или вертикально, изображаются по порядку символы обозначающие:

    Вниманию детей могут предлагаться несколько вариантов заданий. По ходу освоения темы можно варьировать материал, добавляя обозначения какого-либо признака.

    I вариант.

    Воспитатель предлагает кому-то из детей выбрать животного, которого нужно будет зашифровать. Ребёнок (или несколько детей по очереди) выбирает карточки-символы, отображающие отличительные признаки данного объекта (сезона). Затем выкладывает их перед остальными детьми, и они отгадывают объект (сезон).

    II вариант.

    Кому-то из детей предложить отвернуться, а остальные дети сообща выбирают объект (сезон), который хотят зашифровать и раскладывают карточки-символы с соответствующими ему признаками. Вернувшемуся ребёнку предлагается отгадать кто (что) зашифрован.

    III вариант.

    Воспитатель называет или показывает объект (сезон) и выкладывает карточки-символы с соответствующими признаками, но здесь специально допускает ошибку. Дети должны исправить её.

    IV вариант.

    Воспитатель называет признаки объекта (сезона), дети схематично зарисовывают их. Затем, глядя на свои рисунки, отгадывают зашифрованный объект (сезон).

    Для уточнения, закрепления знаний о сезонных изменениях в природе, жизни животных и растений в разное время года большую помощь в работе оказывают упражнения типа:

    «Когда это бывает» - детям показываются схематичные изображения изменений в природе в разное время года, дети называют сезон;

    «Рассели жителей» - воспитатель сообщает, что художник нарисовал дома для каждого из сезонов, но никак не может расселить их обитателей (сезонные изменения в природе). Детям предлагается помочь ему.

    Изучая тему «Домашние и дикие животные» детям предлагалась игровая ситуация: Незнайка запутался и никак не может различить диких и домашних животных. Необходимо отобрать схематичные изображения отличительных признаков и подложить их к соответствующему животному (дикому или домашнему). Далее предлагается задание на развитие воображения: представьте себя каким-нибудь диким (домашним) животным и теперь посмотрите вокруг: что вы можете увидеть? Потом даётся задание на развитие мышления. Детям предлагается карточка с 5-6 окошечками, где располагаются схематично изображённые признаки диких животных, и здесь же среди них в каком - либо окошечке один кружок лишний, относящийся к домашнему животному. Детям необходимо закрыть лишний, ненужный признак.

    У многих детей при заучивании стихотворений возникают трудности. Для решения проблемы были разработаны модельные схемы. Использование моделирования облегчило и ускорило процесс запоминания и усвоения текстов, сформировались приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминали картинку, а потом припоминали слова.

    Воробей

    Воробей по лужице

    Прыгает и кружится.

    Перышки взъерошил он,

    Хвостик распушил.

    Погода хорошая

    Чил, чив, чил!

    А.Барто

    Всё перечисленное - это только определенные виды деятельности детей по развитию речи. Но я считаю, и думаю, что вы согласитесь, что применять модельные схемы можно и на других занятиях. Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
    Заключение
    Одно из важнейших средств развития речи является наглядное моделирование.

    Анализ методической литературы по рассматриваемой проблеме показал, что при использовании моделей и схем для развития связной речи детей среднего возраста устанавливаются предпосылки к обучению и определяются условия для организации планомерного образовательного процесса.

    Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

    В посвященных развитию связной речи исследованиях Е.И.Тихеевой отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения как на занятиях, так и вне занятий – в повседневной жизни.

    В результате работы по развитию связной речи, можно придти к выводу, что использование наглядного моделирования на занятиях по развитию речи является важным звеном в развитии связной речи детей. На каждом возрастном этапе у детей формируются:

    Умение грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли;

    Умение пересказывать небольшие произведения;

    Совершенствование диалогической речи;

    Умение активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их;

    Умение описывать предмет, картину;

    Умение драматизировать небольшие сказки;

    Воспитывать желание говорить как взрослый.

    Развитие речи и речевое общение дошкольников в саду осуществляется во всех видах деятельности, как на занятиях, так и в повседневной жизни.
    При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

    К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов.


    Работа с мнемотаблицей на слово “зима”.

    1. Рассматривание мнемотаблицы

    2. Перекодирование информации.

    У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Люди одеваются тепло: в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние животные зимой находятся в тёплых хлевах. Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло, сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. У детей зимой много развлечений: праздник Новогодней Ёлки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.

    3. Воспроизведение таблицы по памяти.

    Заучивание стихотворения П.Воронько “Пирог”

    Отгадывание мнемозагадки.


    Пересказ рассказа “Здравствуй, зимушка-зима!”

    Составление рассказа о зиме по мнемотаблице.

    1. Рассматривание мнемотаблицы.


    3. Рассматривание мнемотаблицы.

    4. Составление рассказа о зиме логопедом.

    Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости

    Н.Нищева “Ёлочка”



    ДЕД МОРОЗ

    Работа с мнемотаблицей на слово “весна” .

    1. Перекодирование информации по данной таблице.

    Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы.

    2. Воспроизведение материала мнемотаблицы по памяти

    Заучивание стихотворения “Весна – красна” .



    3. Отгадывание загадки детьми.

    4. Игра на образование родственных слов “Волшебное дерево”.

    Есть слово маленькое, ласковое – листочек.

    Есть слово, которое говорят, когда чего-то или кого-то много – листья.

    Есть слово красивое, слово-признак – лиственный (лес).

    Есть слово, когда листья падают – листопад.

    Есть слово-дерево – лиственница.

    Вдруг подул ветерок и все листики – слова упали на землю. Ребята, помогите поднять их и вернуть обратно на дерево. (Дети прикрепляют листочки на дерево, называя слова).

    Пересказ рассказа “Весна в окно стучится” по мнемосхеме.

    1.Чтение текста логопедом и демонстрация мнемотаблицы.

    Солнце светит и очень сильно пригревает. Бегут ручьи. На реках – ледоход. Появились проталины. Расцвели подснежники, проснулись жуки и другие насекомые. Распустилась верба.

    2. Ответы на вопросы по содержанию текста:

    Что делает весной солнце?

    Как солнце весной светит и греет?

    Что делают ручьи?

    Какие изменения происходят на реках?

    Что такое проталины?

    Как называются самые первые цветы?

    Что сделали насекомые?

    Что можно сказать про вербу?

    3. Повторное чтение рассказа.

    4. Пересказ текста детьми своими словами.

    Составление рассказа-описания “Весна – красна” по мнемотаблице.

    1.Рассматривание мнемодорожек.

    2.Составление предложений по мнемодорожкам.

    Весной солнце часто появляется на голубом небе.

    Тёплое солнце топит снег, образуются лужи, бегут ручьи.

    Весной на деревьях набухают почки и появляются клейкие листочки.

    Весной перелётные птицы вьют гнёзда, заселяются в скворечники.

    3.Рассматривание мнемотаблицы

    4.Составление рассказа о весне логопедом.

    Пришла весна - красна. Солнце стало так пригревать, что снег начал таять. Побежали, зажурчали ручьи. Затрещал на реках лёд. На деревьях набухли почки, появились новые листочки. Прямо из-под снега расцвёл подснежник – первый вестник весны. Проснулись насекомые. Из тёплых мест возвращаются птицы, они вьют гнёзда, заселяют скворечники.

    Воробей

    Воробей с березы


    На дорогу прыг
    Больше нет мороза
    Чик-чирик.
    Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения. Основные функции воображения - преобразование полученного опыта вследствие различных комбинаций пережитых впечатлений.

    При обучении детей творческому рассказыванию, сочинению сказок можно использовать карты Проппа

    Замечательный фольклорист В.Я. Пропп, изучая сказки, проанализировал их структуру и выделил постоянные функции. Этих функций - 31, но, разумеется, не каждая сказка содержит их в полном объеме. Может нарушаться и последовательность функций: перескоки, добавления, объединения, которые, однако, не противоречат основному ходу сказки. Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой, с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться, восстанавливая пропущенные события.

    Основных, главных функций Пропп выделил 20. Для работы с детьми дошкольного возраста достаточно восьми.

    Целесообразность карт Проппа


    1. Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации.

    2. Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а, следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление.

    3. Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности.
    Подготовительные игры

    Прежде чем приступить к непосредственному сочинению сказок по картам Проппа, следует организовать подготовительные игры, в процессе которых ребята познакомятся и освоят все сказочные функции:


    • «Чудеса в решете» - как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство (волшебное слово, палочка и другие предметы, и их действия);

    • «Кто на свете всех злее?». Выявление злых и коварных сказочных героев, описание их внешнего облика, характера, образа жизни, привычек, жилища (таким же образом анализируются и положительные герои);

    • «Заветные слова» - попытка вычленить самые действенные, значимые слова в сказке (волшебные слова, сказочные приговоры, раскаяние ложного героя);

    • «Что в дороге пригодится?» (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек, меч-кладенец и т.д.). Придумывание новых предметов-помощников;

    • «Что общего?» - сравнительный анализ различных сказок с точки зрения сходства и различия между ними («Теремок» и «Рукавичка»; «Мороз Иванович» и «Госпожа Метелица»);

    • «Волшебные имена». Выяснение причин, почему дали именно такое имя герою (Золушка, Баба-Яга, Красная Шапочка и т.д.);

    • «Хороший - плохой» - выявление положительных и отрицательных черт характера героев, их действий;

    • «Чепуха». Дети придумывают не связанные друг с другом два предложения, содержащие прямо противоположные функции. Основная цель игры - осмысление назначения той или иной функции. Например, заданы функции: «запрет - нарушение закона».
    Придумайте два предложения, можно из разных сказок, главное, чтобы они соответствовали сути функций.

    Запретила сестрица Аленушка пить братцу водицу из копытца;

    А собака свое: «Тяф! Тяф! Старухиной дочери в мешке косточки везут!».

    Дети дошкольного возраста, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

    По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки:

    · связные высказывания короткие;

    · отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

    · состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

    · уровень информативности высказывания очень низкий.

    Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

    Одним из способов планирования связного высказывания может служить ПРИЕМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

    Использование приема наглядного моделирования дает возможность:

    · самостоятельного анализа ситуации или объекта

    · развития децентрации (умения менять точку отсчета)

    · развития замыслов-идей будущего продукта.

    В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.

    Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

    · пересказ

    · составление рассказов по картине и серии картин

    · описательный рассказ

    · творческий рассказ

    ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛИ

    В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

    · геометрические фигуры;

    · символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

    · планы и условные обозначения, используемые в них;

    · контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

    В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры , своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т. п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.). В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов .

    Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.

    В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются:

    · предметные картинки

    · силуэтные изображения

    · геометрические фигуры

    Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

    Опыт работы с детьми, имеющими нарушения речи, позволил выделить некоторые эффективные приемы наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.

    ПЕРЕСКАЗ

    Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.

    Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.

    Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:

    · усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;

    · формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);

    · передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей.

    и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Колобок” и т. п. Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки используются наглядные модели сказки. На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки логопедом . Например, логопед рассказывает детям сказку “Репка”, а дети постепенно выставляют символы-заместители героев сказки. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент.

    Элементами модели могут стать картинки с изображением персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению пространственной динамичной модели, которая непосредственно служит планом пересказа.

    РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ

    Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.

    На практике “рассказы”, самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.

    Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:

    · выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;

    · определение взаимосвязи между ними;

    · объединение фрагментов в единый сюжет.

    Поднялась как-то у Солнышка температура. Отправилось оно к врачу, а по дороге своими горячими лучами все задевало. Коснулось Солнышко снеговой тучки, и превратилась она в белое пушистое облачко. Задело Солнышко сосульки на крыше, и закапали с них капельки, звонко зазвенели капели. Попал луч в снеговой сугроб, и появилась на этом месте проталинка. Коснулось Солнышко ветки дерева, и из набухших почек показались первые листики. А когда луч солнца дотронулся до птицы, она запела веселую песню. Оглянулось Солнышко, вокруг вместо зимы наступила на земле ВЕСНА.

    В качестве элементов модели выступают, соответственно, картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины.

    Схематичные изображения являются также элементами наглядных моделей, являющихся планом рассказов по серии картин.

    Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы – ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т. п., а затем составить рассказ с учетом этих изменений.

    РАССКАЗ-ОПИСАНИЕ пейзажной картины

    Особым видом связного высказывания являются рассказы -описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.

    В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов:

    · выделение значимых объектов картины;

    · рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;

    · определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;

    · объединение мини-рассказов в единый сюжет.

    В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать работу “Оживи картину”. Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине. Детям предлагается картина с ограниченным количеством пейзажных объектов (болото, кочки, туча, камыши; или дом, огород, дерево и т. п.) и мелкие изображения живых предметов – “оживлялок”, которые могли бы оказаться в данной композиции. Дети описывают пейзажные объекты, а красочность и динамичность их рассказов достигается включением описаний и действий живых предметов.

    Например, просто описание болота будет выглядеть примерно так: На болоте тихо, вода как черное зеркало, только кочки выглядывают из воды. Вокруг болота камыши, они качаются под ветром. Идет дождик.

    А вот рассказ с введением живых персонажей: На болоте тихо, вода как черное зеркало, а по нему скользит желтая пушистая уточка, она учит плавать своих утят. Стрекоза загляделась в зеркальную воду, как маленький самолетик застыла в воздухе. Камыши качают головками, они здороваются с зеленым лягушонком. Он выпрыгнул на кочку и радуется теплому летнему дождику.

    Аналогично проходит работа по другим картинкам. “Оживлялки” легко накладываются и убираются, могут включаться в разные пейзажные композиции, в одном пейзаже могут присутствовать разные живые объекты, что позволяет при использовании минимального количества наглядного материала достигать вариативности рассказов детей по одной пейзажной композиции.

    ФРАГМЕНТАРНОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ ПО ПЕЙЗАЖНОЙ КАРТИНЕ

    Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине можно порекомендовать прием фрагментарного рассказывания , когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет. Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по составлению описания целой картины. Вариативность рассказов детей достигается за счет выбора ими цвета прямоугольника, который они открывают первым.

    ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ СКАЗКА.

    Один из приемов обучения детей связному пересказу – работа с логопедическими сказками . Логопедическая сказка это текст со сказочным содержанием, содержащий как можно большее количество одинаковых звуков (сказки В. Волиной, А. Цыферова и т. п.). К данному виду сказок относятся такие сказки, в тексте которых часто встречается автоматизируемый в связной речи звук или оппозиционные звуки, произношение которых требует дифференциации в самостоятельной речи детей.

    Использование в работе таких сказок позволяет решать наряду с задачами овладения навыком последовательного и связного пересказа задачи автоматизации в связной речи поставленных звуков.

    Работа с логопедической сказкой проходит следующим образом:

    · воспитатель читает сказку ребенку;

    · ребенок выкладывает модель сказки (картинную или состоящую из символов-заместителей, выбирая их произвольно);

    · затем ребенок отвечает на вопросы по содержанию сказки;

    · воспитатель моделирует фрагменты сказки, ребенок пересказывает текст, соответствующий данному фрагменту;

    · ребенок пересказывает сказку по модели.

    ОСА, КОТОРАЯ ЛЮБИЛА КУСАТЬСЯ.

    В нашем саду на кусте смородины осиное гнездо.

    Там оса, она очень любит кусаться. Выйдет в сад девочка Соня. Оса сразу ее кусает. Соня бежит в дом и плачет. Выбежит в сад собака Спайк. Оса и его в нос укусит. Всем больно, а оса радуется. Тогда Сонина мама придумала. Она налила в миску сладкий смородиновый сок. Прилетела оса, попробовала сок и подумала:

    Как вкусно! А я все время кусаю какие-то невкусные предметы. Не буду я больше кусаться. Лучше буду всегда пить этот сладкий сок.

    С тех пор мама каждый день наливает для осы сладкий сок. И оса больше никого не кусает.

    ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ:

    Где находилось осиное гнездо?

    Кто жил в гнезде?

    Почему все боялись осы?

    Как можно назвать осу?

    Что придумала мама, чтобы отучить осу кусаться?

    А что бы сделали вы?

    Какое еще название можно придумать для сказки?

    СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ

    В развитии навыка составления описательных рассказов большую помощь оказывает предварительное составление модели описания. В процессе обучения связной описательной речи моделирование может служить средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления.

    Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:

    · принадлежность к родовидовому понятию;

    · величина;

    · составляющие детали;

    · качество поверхности;

    · материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);

    · как он используется (какую пользу приносит)?

    · за что нравится (не нравится)?

    По данной модели, возможно, составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе.

    Овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений. Два-три ребенка или подгруппы детей составляют модель описания двух и более предметов по плану. При этом символы описания выкладываются каждой подгруппой в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.

    СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЛИСЫ И ЗАЙЦА

    Лиса и заяц – это дикие животные. Заяц – маленький, а лиса – побольше. У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. Заяц – травоядное животное, а лиса – хищник.

    ТВОРЧЕСКИЙ РАССКАЗ

    Часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребенка перед построением творческих связных рассказов.

    Данный вид высказывания предполагает умение ребенка создать особый замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и событиями. Ребенку предлагается модель рассказа, а он уже должен наделить элементы модели смысловыми качествами и составить по ним связное высказывание.

    Это умение противоположно навыку составления пересказов. Переходными упражнениями от моделирования пересказа к составлению творческих рассказов могут быть следующие:

    · угадывание эпизода по демонстрации действия;

    · рассказывание по демонстрации действия взрослым;

    Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая:

    · ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается воспитателем;

    · воспитатель предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно;

    · конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа;

    · ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры, воспитателем задается тема рассказа: например, “Весенняя сказка”;

    · и, наконец, ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа.

    ТВОРЧЕСКАЯ СКАЗКА ПО СИЛУЭТНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ.

    Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элементов модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т. п.) Логопед задает начало сказки и предлагает продолжить ее, опираясь на силуэтные изображения. В темном лесу , в самой его глубине, есть солнечная полянка. В центре полянки растет цветок… (затем дети выбирают силуэты других героев и заканчивают сказку). Особенность данных элементов в том, что силуэтные изображения, в отличие от картинного материала, задают определенный обобщенный образ, не раскрывая его смыслового содержания. Определение характера, настроения, даже внешнего вида героя – прерогатива самого ребенка. Дети наделяют силуэты предметов определенными смысловыми качествами. На последующих этапах ребенок сам придумывает сюжет сказки по заданной теме, выбирая силуэты для модели в соответствии со своим замыслом.

    По мере овладения навыком моделирования дети используют вместо развернутой предметной модели обобщенную, содержащую только ключевые моменты. Происходит свертывание модели, переход ее в заместитель.

    Элементами модели-заместителя являются схематичные зарисовки, сделанные детьми по ходу слушания рассказа. Количество элементов модели сначала определяется логопедом, а затем, по мере усвоения навыка, самим ребенком – осуществляется переход от подробного пересказа к краткому.

    Модель-заместитель служит также планом при составлении творческого рассказа. В этом случае ребенок производит действия обратные, производимым при пересказе:

    пересказ – слушание текста - составление модели - пересказ текста по модели;

    творческий рассказ – составление модели рассказа – рассказ по модели.

    Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, страдающих ее недоразвитием, но могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста.

    Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.



    Похожие статьи